Тгп готовые шпоры. Формы (источники) права: понятие и виды Основные источники права тгп

Тема 17. Источники (форма) права

1. Источники пpaвa. 1. Источник права - специальный юридический термин, который имеет три значения: сила, которая образует правовые нормы; условия, которые способствуют возникновению правовых норм; источник знаний о праве, то есть "вместилище", где содержатся правовые нормы.

Силой, которая создает правовые нормы, являются общество (народ) и государство. Первичным источником и государства, и права является народ. В обществе первоначально формируется потребность в тех или иных правовых нормах, создаются социальные нормы. Народ - источник государственной власти - формирует государственные органы. Государственные органы объективируют волю общества - издают нормативно-правовые акты, которые должны отражать волю народа и подкрепляются принудительной силой государства.

Условиями, которые способствуют возникновению норм права, являются:

экономическое развитие государства;

отношения собственности;

политический строй (включая отношения по поводу государственной власти);

правосознание общества;

опыт предыдущего правотворчества, а также юридические и политические учения и доктрины.

"Емкостью", которая содержит правовые нормы (следовательно, выступает как источник знаний о праве), является официальный государственный документ. Данный документ и есть источник права в формально-юридическом смысле (форма права).

2. Основными формами права (источниками права в формально-юридическом смысле) считаются:

правовой обычай;

юридический прецедент;

нормативно-правовой акт;

нормативный договор.

Правовой обычай - наиболее древний и архаичный вид источника права.

Отличительной чертой правового обычая является то, что он санкционирован государством. Следовательно, не каждый обычай - правовой и выступает в качестве источника права. Правовыми становятся наиболее применяемые, общеизвестные, общепризнанные, стабильные и одобряемые государством обычаи. Государство придает таким обычаям обязательную юридическую силу и превращает их в официальный государственный документ. Данные документы (правовые обычаи) были распространены в эпоху Древнего Мира и Средневековья. Их примерами являются Законы Двенадцати таблиц, Русская Правда, Салическая Правда, Законы Драконта, французские нутюмы.

Юридический прецедент - решение судебного органа, которое стало образцом для последующих решений по таким же делам. Данное первоначальное решение выступает не в виде рекомендации, а в качестве обязательного правила, которым должны руководствоваться судьи, рассматривающие сходные дела в дальнейшем. Юридический прецедент яатястся одним из главных источников права в странах англосаксонской правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др., причем значительную роль в правотворчестве играют судьи ("Судьи творят право", "Право есть то, что говорят о нем судьи").

Нормативно-правовой акт - официальный юридический документ, изданный государством (государственными органами), содержащий нормы права, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

К нормативно-правовым актам относятся:

конституция (основной закон);

подзаконные акты.

Нормативно-правовой акт является основным источником права в странах романо-германской (континентальной) правовой системы.

Нормативный договор также причисляется к источникам права. Нормативный договор действует непосредственно, общеобязателен, регулирует наиболее важные общественные отношения, выступает в качестве основы для других нормативно-правовых актов.

Примерами нормативных договоров являются Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года, Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года.

3. Конституция как источник права

Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами государственной власти либо народом на референдуме.

Предметом регулирования конституции являются общественные отношения, обладающие повышенной устойчивостью, стабильностью, главенством, влиянием на все иные общественные отношения и представляющие наибольшую значимость для общества. Это:

основы экономических отношений;

отношения собственности;

устройство государственного механизма (высшие и иные органы государственной власти);

отношения по поводу государственной власти;

форма правления;

форма государственного устройства.

3. Функции конституции - основные направления реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение конституции.

К основным функциям конституции относятся:

учредительная;

организаторская;

идеологическая;

информационная;

стабилизирующая;

программная.

Учредительная функция конституции выражается в том, что конституция узаконивает (легитимизирует) само государство, общественно-политический, экономический строй, существующую систему государственных органов, отношения по поводу государственной власти, статус личности, основы правовой системы (в современную эпоху цивилизованное государство практически не может существовать без его выражения в праве); устанавливает (учреждает) новые государственные органы, общественные отношения (например, Конституция РФ учредила новые высшие органы государственной власти - Государственную Думу и Совет Федерации, иной статус Президента, новые отношения собственности и статус личности, которые затем стали реальностью).

Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает определенный правовой и политический порядок в стране, вносит ясность во взаимоотношения по поводу государственной власти и между органами государственной власти (пример: несмотря на свои недостатки, Конституция РФ 1993 г. упорядочила отношения между органами государственной власти, перевела противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти в более цивилизованные формы).

Идеологическая функция конституции состоит в том, что она, как правило, отражает соотношение классовых (социальных групп) в обществе и выражает волю, интересы господствующих классов, а также является идеологической базой проводимой ими политики (например, социалистические конституции отражали идеологию пришедших к власти политических сил, оказывали идеологическо - пропагандистское влияние на общество в целом; современная Конституция России способствует укреплению в обществе идеологии рыночной экономики, частной собственности, приоритета прав и свобод человека, демократии и политического плюрализма).

Смысл информационной функции в том, что конституция выступает источником информации (как для собственного народа, так и для внешнего мира) о стране, ее политической, экономической и правовой системе, государственных органах, форме правления, форме государственного устройства, статусе личности.

Стабилизирующая функция заключается в том, что конституционные нормы, отличаясь повышенной стабильностью, удерживают развитие общества в определенном русле, не позволяют бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс (что несет в себе опасность разрушения общества и государства), укрепляют сложившиеся общественные отношения.

Программная функция заключается в том, что конституция:

содержит ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее (например, норма-программа современной Конституции России о стремлении отменить смертную казнь);

закрепляет некоторые общественные отношения, которые в момент ее принятия являются новыми, не имеют широкого распространения, однако благодаря такому закреплению данные отношения постепенно становятся реальностью, тем самым конституция "программирует" общественное развитие, задаст ему тон (например, Конституция РФ 1993 года закрепила новые для России отношения рыночной экономики, подлинного федерализма, новую систему органов государственной власти, что заложило основу их дальнейшего развития и превратило их в реальность сегодняшнего дня).

4. Основными чертами конституции (характеризующими ее признаки как юридического документа) являются:

основополагающий характер;

стабильность;

реальность;

народность;

высшая юридическая сила.

Основополагающий характер конституции означает то, что конституция регулирует главные, определяющие, ключевые для жизни государства общественные отношения (как правило, конституция не регулирует второстепенные вопросы). Те отношения, которые регулирует конституция, оказывают влияние на все иные общественные отношения и, как правило, носят общий характер. Обычно конституция, несмотря на свой небольшой объем, пытается всесторонне охватить важнейшие общественные отношения.

Стабильность предполагает повышенную устойчивость конституционных норм. Это достигается:

спецификой регулируемых конституцией общественных отношений (носят неизменный, длительный характер на протяжении большого периода времени);

особой процедурой принятия конституции, внесения в нее изменений и дополнений (как правило, конституция принимается высшими органами государственной власти - квалифицированным большинством - либо народом на референдуме).

Реальность конституции подразумевает ее соответствие сложившимся общественным отношениям, политическому и экономическому строю. Противоположностью реальной конституции является фиктивная конституция, которая не отражает фактического состояния общества (например, конституции ряда авторитарных и тоталитарных государств декларируют права и свободы человека, устанавливают демократическую по форме систему органов государственной власти, однако на практике права и свободы человека, закрепленные в конституции, не соблюдаются, а формирование и деятельность органов государственной власти происходят под жестким контролем со стороны правящей партии, хунты и т. д. и носят показной, фиктивный характер). Народность конституции предполагает: участие народа в создании и принятии конституции (общенародные дискуссии о новой конституции, разработка, принятие конституции избранным народом парламентом, принятие конституции народом на референдуме); отражение в нормах конституции мнения, пожеланий народа (конституция должна соответствовать желанию народа, чтобы конституционные отношения регулировались именно так, как это есть в конституции, и не иначе).

Высшая юридическая сила означает, что все нормативно-правовые акты, принятые в стране (законы, подзаконные акты), соответствовали и не противоречили конституции. В случае их расхождения действуют конституционные нормы. Конституция возглавляет всю иерархию нормативно-правовых актов.

3. Конституция РФ - главный источник права Российской Федерации.

1. Конституция Российской Федерации является главным источником права России.

Конституция РФ носит основополагающий характер. Она регулирует важнейшие общественные отношения в России. В предмет ее регулирования входят такие вопросы, как;

основы конституционного строя;

статус личности (права и свободы человека);

устройство федерации, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами;

система высших органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание - Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство), отношения между ними, их компетенция, разделение властей;

основы судебной системы, высшие органы судебной власти - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный суд РФ,

Прокуратура РФ;

местное самоуправление;

порядок изменения Конституции и принятия нового основного закона.

Вес нормы Конституции не должны противоречить основам конституционного строя и нормам, регулирующим статус личности, которые закрепляют следующие основные положения:

Российская Федерация - суверенное государство;

Российская Федерация - правовое государство;

Российская Федерация - демократическое государство;

Российская Федерация - федеративное государство;

Российская Федерация - социальное государство;

Государственные органы РФ функционируют на основе принципа разделения властей;

В РФ признаются и защищаются различные формы собственности (частная, государственная, муниципальная и иные);

В стране устанавливается и защищается идеологическое и политическое многообразие;

Человек является высшей ценностью;

Человек обладает обширным комплексом признанных мировым сообществом прав и свобод, несет обязанности;

Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека - главная обязанность государства.

Все иные нормативно-правовые акты в России (законы, подзаконные акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции.

2. Конституция РФ стабильна. Нормы Конституции отличаются повышенной устойчивостью. Это обеспечивается "жестким" характером

Конституции - исключительно сложной процедурой внесения в нее изменений и дополнений. Различаются четыре способа внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ:

изменение статьи 65, касающейся наименования субъекта федерации, в случае, если субъект федерации изменяет своей название, новое наименование субъекта вносится в текст Конституции указом Президента РФ (например, новое название Республики Северная Осетия - Республика Северная Осетия-Алания было включено в текст Конституции Указом Президента РФ от 9 января 1996 года);

изменение ст. 65 в случаях изменения статуса субъекта РФ либо включения в состав РФ нового субъекта осуществляется федеральным конституционным законом;

изменение статей всех глав Конституции, кроме глав 1, 2 и 9 ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"), производится, если соответствующую поправку одобрило не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации, а также не менее чем 2/3 законодательных (представительных органов) субъектов федерации (то есть фактически поправка вносится федеральным конституционным законом при его ратификации 2/3 органов законодательной власти субъектов РФ);

статьи глав 1, 2, 9 ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции") не могут быть изменены путем внесения поправок, а их изменение возможно только в результате принятия новой Конституции.

Новая Конституция России может быть принята в результате сложной процедуры, включающей несколько стадий:

Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Правительство РФ, 1/5 депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации вносят в Федеральное Собрание РФ предложение о принятии новой Конституции;

если данное предложение будет поддержано 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание;

Конституционное Собрание может либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать проект новой Конституции;

Конституционное Собрание имеет право принять Конституцию 2/3 голосов своих членов либо вынести проект на всенародное голосование (референдум);

новая Конституция считается принятой на референдуме, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в референдуме.

Большинство статей Конституции, в которые можно вносить поправки, тесно связано со статьями глав I и И ("Основы конституционного строя" и "Права и свободы человека"), которые не могут быть пересмотрены. Это приводит к тому, что в Конституцию фактически нельзя вносить поправки вообще (кроме случая ее полной замены). Это еще более укрепляет стабильность Конституции.

3. Конституция РФ реальна. Она отражает соотношение сложившихся политических сил в обществе, отвечает имеющимся экономическим отношениям. Однако реальность Конституции РФ не носит абсолютного характера, так как текст Конституции не может отразить все многообразие общественной жизни.

(Например, на деле является фиктивной норма Конституции о социальном характере РФ.)

Конституция РФ соответствует признаку народности. Во-первых, она отражает желание значительной части народа жить в правовом и демократическом государстве, где обеспечены права и свободы человека, защищены многообразные формы собственности. Во-вторых,

Конституция РФ была непосредственно принята народом в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 года.

4. Конституция РФ 1993 г. обладает высшей юридической силой. Это значит, что: нормы всех иных правовых актов (законов, подзаконных актов) должны соответствовать конституционным нормам и не противоречить им; в случае расхождения норм Конституции и норм иных нормативно-правовых актов действуют конституционные нормы;

Конституция РФ является основой всей правовой системы России, возглавляет иерархию нормативно-правовых актов в РФ (Конституция- федеральный конституционный закон, федеральный закон - указ Президента РФ и др.).

Конституция РФ является документом прямого действия, то есть непосредственно порождает права и обязанности субъектов правоотношений, регулирует общественные отношения (например, при защите своих прав и свобод в суде гражданин может ссылаться на конституционные нормы, непосредственно на основании Конституции формируются многие органы государственной власти, определяется их статус).

Конституция РФ выполняет следующие функции:

учредительную - закрепила в правовом смысле появление нового (отличного от дореволюционной России, СССР, РСФСР) государства - Российской Федерации со всеми его чертами - республиканской формой правления, федерализмом, высоким статусом личности (права и свободы), демократическим политическим режимом; установила новую для России систему органов государственной власти;

организационную - упорядочила отношения между органами государственной власти, отношения внутри федерации, перевела противостояние между ветвями власти в конституционное русло, дала импульс обновлению всей правовой системы (приняты федеральные конституционные законы, новые отраслевые кодексы - Гражданский 1994 г., Семейный 1995 г., Уголовный 1996 г. и другие, множество федеральных законов, подзаконных актов);

идеологическую - закрепив в своих нормах новые общественные отношения, способствовала смене идеологии - от марксистско-ленинской коммунистической, культивируемой КПСС и Конституциями СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., к идеологии эффективности рыночных отношений в экономике, многообразия форм собственности, идеологического и политического плюрализма, демократии, признания общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека;

информационную - дала народу России и внешнему миру информацию о РФ, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.;

стабилизирующую - укрепила зарождающиеся новые отношения собственности, федерализм, идеологическое и политическое многообразие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране общественные отношения; программную - запрограммировала развитие России на ближайшие годы (по пути рыночной экономики, федерализма, регулярных выборов в органы государственной власти и т. д.).

4. Нормативно-правовой акт как источник права.

1. Нормативно-правовой акт - изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

2. Нормативно-правовой акт характеризуется следующими признаками:

имеет письменную форму;

имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов, - наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т. д, (реквизиты);

обладает определенной юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативно-правовых актов;

имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;

имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений);

действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);

охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т. д.);

входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;

содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован; подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний.

5. 3акон и его признаки.

1. Закон - нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам) и яапяется (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

От остальных актов закон отличается тем, что:

принимается специально уполномоченными органами;

принимается при строгом соблюдении процессуального порядка;

регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения;

общеобязателен;

стабилен;

обладает высшей юридической силой.

2. Органами, уполномоченными принимать законы, являются:

Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) - федеральные и федеральные конституционные законы России;

законодательные (представительные) органы субъектов РФ - законы субъектов федерации.

Иные органы правомочиями принимать законы не обладают.

Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются:

вопросы конституционного характера;

порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

права, свободы и обязанности человека и гражданина;

порядок создания и деятельности общественных организаций;

ключевые вопросы в области экономики;

вопросы обороны и безопасности;

международные отношения;

принятие и изменение бюджета;

установление налогов.

Общеобязательность закона подразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т. д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения.

Стабильность закона обеспечивается особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости.

Высшая юридическая сила закона заключается в том, что:

он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерархии нормативно-правовых актов;

положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

6. Виды законов в Российской Федерации.

Закон - нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

федеральные законы;

законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

федеральные законы;

федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

3. Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе - не ограничены, Советом Федерации - 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ - 14 дней.

Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) -преодоление вето Совета Федерации - и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов

Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соответственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон в течение 7 дней.

4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:

военном положении;

чрезвычайном положении;

принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

изменении статуса субъекта РФ;

государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

референдуме;

судебной системе;

судах основного звена;

Конституционном Суде РФ;

Верховном Суде РФ;

Высшем арбитражном суде РФ;

Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет.

Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.

7. Структура закона.

1. Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы (которые иногда называются реквизитами):

наименование органа, принявшего закон;

название закона;

номер и дата принятия;

преамбула;

нормативно-лравовое содержание закона;

последствия несоблюдения закона;

отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);

подписание закона.

2. Закон (как и любой нормативно-правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входило принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила.

Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.

Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно-правовых актов. При принятии федеральных законов Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой.

Нормативно-правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.

Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи.

Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм.

Обязательным элементом закона должно быть указание об отмене действия иных нормативно-правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи).

Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов - Президента РФ).

8. Пределы действия нормативно-правовых актов.

1. Действие нормативно-правового акта ограничивается:

временем;

пространством;

кругом лиц.

Временно период действия нормативно-правового акта ограничивается моментами:

вступления его в силу;

прекращения его действия.

Нормативно-правовой акт вступает в силу по общему правилу - по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (федеральные законы, федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания РФ) или по истечении 7 дней со дня официального опубликования (акты Президента и Правительства); с иной даты, специально указанной в нормативно-правовом акте.

Опубликование нормативно-правовых актов должно быть осуществлено в течение 7 дней со дня его принятия в официальных источниках. В любом случае нормативно-правовой акт может вступить в силу только после его опубликования.

По общему правилу нормативно-правовой акт не распространяет свое действие на отношения, существовавшие до его вступления в силу (то есть не имеет обратной силы). Его обратная сила возможна в исключительных случаях: если нормы правового акта улучшают положение субъекта правоотношения (смягчают, устраняют ответственность) и если возможность обратного действия предусмотрена самим нормативно-правовым актом.

Нормативно-правовой акт прекращает свое действие в случаях:

окончания срока его действия, если акт носил временный характер и был издан на определенный срок;

прекращения его действия вновь принятым актом, регулирующим те же общественные отношения, либо актом более высокой юридической силы;

его отмены принявшим его органом.

2. Действие нормативно-правового акта в пространстве зависит от:

уровня государственного органа, принявшего данный акт;

юридической силы акта.

Нормативно-правовые акты распространяют свое действие:

на территорию своей страны (как правило, федеральные законы, федеральные конституционные законы, иные акты высших органов государственной власти);

на территорию субъекта федерации (акты органов государственной власти субъекта РФ);

на территорию, указанную в самом нормативно-правовом акте; на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации) - локальные правовые нормы.

Под территорией Российской Федерации подразумевается: часть суши, которая определена как территория Российской Федерации государственной границей; внутренние водоемы; внешние водоемы (море и т.д.) в полосе территориальных вод - 12 морских миль (примерно 22,22 км); прилегающий континентальный шельф; воздушное пространство над территорией государства; воздушные суда Российской Федерации; морские суда, находящиеся вне пределов территориальных вод под флагом Российской Федерации; космические объекты; территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

3. По общему правилу нормативно-правовые акты РФ по кругу лиц действуют в отношении всех граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства.

Нормативно-правовые акты могут действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.).

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

9. Источники права в Российской Федерации.

1. Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт. Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже. Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.

2. Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:

Конституция РФ;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

нормативные указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

нормативные акты министерств и ведомств РФ;

законы субъектов РФ;

подзаконные акты органов власти субъектов РФ;

локальные нормативные акты.

3. Конституция РФ является источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов государственной власти.

Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд положений конституции), характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают промежуточное положение между Конституцией и федеральными законами.

Федеральные законы принимаются (как и федеральные конституционные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ.

Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федеральных конституционных законов) - подзаконными актами, которые должны соответствовать федеральному закону.

Указы Президента РФ могут быть:

нормативными (содержать нормы права общего характера);

ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).

Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое

действие на территорию своей страны и общеобязательны для исполнения. Указы Президента должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

Актами Правительства РФ являются:

постановления (содержат нормы права);

распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).

Следовательно, нормативно-правовыми бывают только постановления Правительства РФ.

Данные акты издаются:

для регулирования важнейших вопросов экономики и государственной жизни;

только на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств у ведомств (государственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федеральных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов.

Данные акты обычно регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств издаются только в случаях и пределах, установленных: федеральными законами; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ, и обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан (если на них распространяют свое действие нормы данных подзаконных актов).

Согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы (ст. 73 - "обладают всей полнотой государственной власти").

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы:

исключительно ведения субъектов РФ;

совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ).

Среди законов субъектов РФ выделяются законы, обладающие высшей юридической силой на территории субъекта РФ, - конституции республик в составе РФ, уставы иных субъектов федерации.

Локальные нормативные акты охватывают своим действием отдельные организации, предприятия и учреждения различных форм собственности.

Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года (Соглашения СНД РФ "Федеративный договор"). Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.

К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и признанные РФ международные нормы. Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.

Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом РФ.

Литература

  1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. - М., 1999.
  2. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. - 1991. - № 2.
  3. Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве// Правоведение. - 1998. - № 1.
  4. Берченко А.Я. Еще раз о проблеме права и закона // Журнал российского права. - 1999. - № 3,4.
  5. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. - М., 1993.
  6. Боннер А.Т. Ястржембский И.А. Судебная практика как источник права/ Коллектив авторов// Гос-во и право. - 2001. - № 9.
  7. Гранат Н.Л. Источники права // Юрист. - 1998. - № 9.
  8. Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права// Гос-во и право. - 1998. - № 2.
  9. Зивс С.Л. Источники права. - М., 1981.
  10. Капустина М.А. Действие законов во времени: исторический обзор// Правоведение. - 1996. - № 1.
  11. Колесников Е.И. Источники российского конституционного права. - Саратов, 1998.
  12. Кросс Р. Прецедент в английском праве. - М., 1985.
  13. Лившиц Р.З. Судебная практика как источник права // Журнал российского права. - 1997. - № 6.
  14. Лукьянова Е.А. Значение Конституции СССР 1977 г. в развитие источников российского государственного права// Гос-во и право. - 2001. - № 4.
  15. Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права// Гос-во и право. - 1995. - № 2.
  16. Марченко М.Н. Основные источники англосаксонского права: понятие, прецеденты// Вест. МГУ. Серия 11. Право - 1999. - № 4.
  17. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы)// Правоведение. - 1992. - № 2.
  18. Никифорова М.Н. Роль прецедента в конституционном праве США // Советское государство и право. - 1980. - № 9.
  19. Окушева Р.Т. Теория и практика классификации нормативно-правовых актов республики Казахстан (некоторые вопросы) // Гос-во и право. - 1999. - № 8.
  20. Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы// Гос-во и право. - 1998. - № 9.
  21. Сергеев Т.В. Обычай как источник права// Правоведение. - 1997. - № 2.
  22. Синицына И.Е. В мире обычая. - М., 1997.
  23. Судебная практика в советской правовой системе // Под ред. С.Н. Братуся: Юридическая литература, 1975.
  24. Судебная практика как источник права. - М., 1997.
  25. Тихомиров Ю.А. Договор как регулятор общественных отношений // Правоведение. - 1990. - № 5.
  26. Хачатуров Р.Л. Источники права. - Тольятти, 1997.

В данной лекции рассмотрены основные источники права .

ТЕМА: источники права.

Источник права является основанием возникновения права.

Источник права в материальном смысле – внеюридическое основание права, например идеология, философия.

Источник права в формально-юридическом смысле – внешняя форма закрепления и существования правовых предписаний.

Источник – внешне выраженная форма существования чего-либо.

Позитивисткая парадигма: источник права есть форма, правовые нормы – содержание.

Виды источников права:

  1. Правовой обычай – общепризнанное, официально незафиксированное в правовом тексте, сложившееся в результате многократного и длительного применения правило поведения, санкционированное государством.

Особенности правового обычая:

  1. Отсутствие официального закрепления
  2. Давность применения
  3. Конвенциональность (общепризнанность участниками правоотношений)
  4. Санкционированность государством. (Правовой обычай – догосударственная форма права. Обычное право – основано на целостных, мифологических правилах, существовало до государства. Обычай это сфера не только мыслей, но и действий. (Оммаж – церемония, оформляющая заключение вассального договора в Западной Европе средних веков).

Разновидности признания обычая в законодательстве:

  1. Secundum legem – в дополнение к закону. Имеет общий характер, например ст. 5 ГК РФ.
  2. Praeter legem – там, где нет закона, там где закон молчит. Специальная норма, например ст. 14 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»: могут руководствоваться своими обычаями и традициями если они не противоречат закону. Кстати, в этом ФЗ есть дефиниция обычая.
  3. Conta legem – помимо закона, напротив закона. Обычай действует даже тогда, когда есть точная норма. Обычай выше закона.

Второй вид источника права – правовой прецедент.

Правовой прецедент – это решение по судебному делу, принятое властной инстанцией, которое становится образцом при рассмотрении аналогичных дел.

Виды прецедентов:

  1. Принуждающий прецедент – авторитет суда (высокие суды).
  2. Убеждающий прецедент – действует в силу аргументированности решения).

Основной постулат, которого придерживается суд: его задача решить конкретное дело по существу, а не создать новую норму.

Также прецедент можно разделить на:

  1. креативный (сложное дело, разрешая которое суд так или иначе создает норму)
  2. толковательный (интерпретация существующих норм в конкретном деле).

В соответствии со статистикой только 10% решений судов основано на креативном прецеденте и 90% на толковании существующих норм.

Что такое прецедент в романо-германской семье?

Считается, что в этой семье нет судебного прецедента. Но, так или иначе, в континентальной семье есть судебная практика, которая каждый год увеличивает свой вес. Например, в России решения Высшего и Конституционного судов приобретают все большее значение – практика этих судов de facto создает новые нормы.

Российский аналог Ratio decidendi– правовые позиции суда при решении дела.

Считается, что в континентальной семье первичными источниками права являются законы, вторичными – судебная практика и доктрины, обычаи.

В семье общего право первичен закон, вторичен – судебный прецедент, обычай.

Третий вид источника права – нормативный правовой акт (НПА).

Целью принятия НПА является прямое установление правила поведения.

НПА – официальный письменный текст, принятый в определенном порядке, компетентным публично-властным органом либо населением, содержащий норму права.

Признаки НПА:

  1. Содержит норму права. (Существует НПА и существует вспомогательный акт, цель которого введение нормы в действие либо ее аннулирование, но и вспомогательный акт тоже можно назвать нормой права).
  2. Существование иерархической системы по юридической силе НПА.
  3. Официальный процедурный порядок принятия НПА и порядок вступления в силу НПА.
  4. Официальное опубликование НПА, затрагивающих законные интересы и свободы граждан и субъектов РФ.
  5. Юридическая сила – значение, которое предписывается НПА в данной правовой системе, оценка его статуса – действительности, место в иерархии, способность порождать юридически значимые последствия.

Классификация НПА по юридической силе:

  1. Закон, обладающий высшей юридической силой. Признаки: особо усложненный порядок принятия, опубликования и вступления в силу.
  2. Подзаконные НПА

Классификация законов (именно законов, а не НПА):

  1. Конституция (Называлась основным законом в 1977году, но сегодня Конституция так не называется – это акт, делающий правовую систему возможной).
  2. Внесение поправок в конституцию
  3. Конституции и уставы субъектов РФ
  4. Законы субъектов

§ 1. Понятие и виды форм (источников права)

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев – отсылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio decidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

Нормативный акт – доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).


| |
Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

14.2 Виды источников права

Виды источников права

Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между государствами.

Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государством обычаи. Таким образом, правовой обычай - это обычай, признаваемый или допускаемый государством.

Иными словами, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством . Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Такие законодательные памятники, как Русская Правда, Салическая Правда, Законы Ману и др., представляют собой сборники правовых обычаев.

Далеко не все обычаи становятся правовыми, а лишь те, которые отвечают интересам государства.

Правовые обычаи не потеряли своего регулирующего значения и в современных условиях. Так, в ст. 5 ГК РФ дается определение обычаев делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой обычай (обычай делового оборота) признается рядом статей Гражданского кодекса РФ, например ст. 508 - о периодах поставки товаров, ст. 510 - о доставке товаров поставщиком и др.

Обычай широко применяется в парламентской практике и в государственно-правовой сфере, например порядок формирования правительства в Великобритании, многие правовые институты королевской власти, порядок проведения заседаний парламента и др. Правовые обычаи активно используются в международных отношениях.

Обычаи признаны государствами в торговой практике, морских и иных перевозках. Традиции общинной жизни распространены в современных государствах Африки, Латинской Америки, Японии и Китае. Особенно это касается семейных, наследственных и земельных отношений.

Судебный прецедент - это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Таким образом, данное решение судебных органов приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т. е. играет роль нормы права. В переводе с латинского языка «прецедент» означает «предшествующий». Более конкретно судебный прецедент можно определить как правоположение, оформленное надлежащим образом, на котором основывается решение суда в соответствии с установленными фактами, которому обязаны следовать нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи следующие черты :

1) обладает общеобязательной юридической силой;

2) результат правотворческой деятельности судов;

3) находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как:

а) законом может быть отменено действие судебного прецедента;

б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;

в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Иначе говоря, главной частью судебного решения, которая составляет собственно судебный прецедент, является мотивировочная часть, где излагаются правовые принципы, применяемые к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств.

Остальная часть судебного решения составляет так называемое «попутно сказанное», которая не обладает обязательной силой, но служит убеждающим прецедентом.

Судьи обладают достаточно широкими полномочиями при применении прецедента. Они могут: во-первых, не применять судебный прецедент из-за особенностей рассматриваемого дела; во-вторых, выбрать конкретный прецедент из всех существующих прецедентов и по-своему его объяснить; в-третьих, сформулировать новую норму. Поэтому прецедентное право получило название «права, создаваемого судьями», или судебного права. При прецедентной форме права прецедент имеет ведущее значение среди других источников права.

Отечественная юриспруденция официально не признает прецедент в качестве источника права, поскольку судебные органы должны выступать правоприменителями, а не творить, не создавать право.

Прецедентная система права сложилась в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Канаде и некоторых других, преимущественно англоязычных странах. Почти треть государств мира придерживается принципов прецедентного права. Оно играет большую роль в создании единого европейского права и единого правового пространства Европы.

В последнее время в России несколько изменилось отношение к прецеденту. Дело в том, что в результате правоприменительной практики нередко вырабатываются правоположения, обобщающие юридическую практику и способные в силу отставания правотворчества от развития общественных отношений, от возникающих потребностей выступать средством устранения противоречий между действующим законом и развитием общественных отношений. Это позволяет защитить права и законные интересы людей, обеспечить стабильность правопорядка. В настоящее время наука и практика все больше склоняются к признанию прецедента в качестве источника права (хотя и дополнительного) и приданию, в частности, постановлениям пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ формы прецедента.

Обосновывается данная точка зрения тем, что указанные акты, во-первых , представляют собой официальное толкование норм права и нормативных правовых актов; во-вторых , содержат конкретизирующие нормативные установления и предписания; в-третьих , заключены в форму официального юридического документа, который принимается в установленном процессуальном порядке; в-четвертых , обладают юридической силой, в том числе обязательностью для исполнения всеми судами. Кроме того, Россия как член Совета Европы должна сообразовывать свою законодательную и правоприменительную деятельность с решением Европейского Суда по правам человека. Сам же Суд создает нормативные установления - судебные прецеденты международного характера и они обязательны для всех государств, входящих в Совет Европы.

Правовая доктрина во многих правовых системах признается источником права. В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. В английских судах также при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды известных юристов-богословов, знатоков ислама считаются единственным источником права.

Несмотря на то что термин «правовая доктрина» широко используется в юридической науке, в правотворческом и правоприменительном процессах, в теории государства и права отсутствует общепризнанное определение данного понятия. Вместе с тем отмечается, что суждения и мнения отдельных ученых юристов являются лишь высказанными точками зрения, а не образуют правовой доктрины в целом. Ее образует выработанная юридической наукой система взглядов на проблемы правового регулирования общественных отношений и иные государственно-правовые явления, которые основываются на общих принципах и ценностях и отражают закономерности и тенденции их развития.

Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

а) она результат профессиональной научной деятельности;

б) служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

в) имеет особую форму выражения - научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;

г) обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Выделяют три вида правовой доктрины: 1) общеправовая; 2) отдельной отрасли права; 3) отдельного правового института.

Правовая доктрина служит источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности и правоприменении.

Что касается правотворчества , то юридическая доктрина находит свое воплощение, во-первых, при разработке законопроектов, когда к этой работе привлекаются научные центры и наиболее авторитетные представители юридической науки; во-вторых, при проведении юридической экспертизы законопроектов; в-третьих, при влиянии на правосознание законодателя.

В сфере правотворчества правовая доктрина призвана обеспечить эффективное действие будущих норм права, предвидение динамики развития регулируемых общественных отношений, соответствие норм права объективным реалиям и тенденциям общественного развития.

Правовая доктрина должна также использоваться в качестве источника при внесении изменений в действующее законодательство.

В правоприменительной деятельности правовая доктрина используется как источник при обнаружении пробелов в праве, коллизионности норм и при толковании юридических актов. Важно иметь в виду, что в этих случаях правоприменительные органы не создают новой нормы права, а воспроизводят ее содержание, исходя из правовой доктрины или выявляя ее, исходя из общепринятой доктрины права.

Некоторые ученые называют в качестве еще одной формы реализации правовой доктрины в правоприменительной деятельности судебное усмотрение .

Судебное усмотрение - это предоставленное судье законом полномочие выбора одного из нескольких закрепленных в правовой норме альтернативных, но в равной мере законных решений по делу. Судебное усмотрение существует только в пределах закона. Вместе с тем усмотрение судьи при рассмотрении какого-либо дела должно быть ограничено доктринальными пределами , т. е. он должен найти оптимальную для данного случая правовую идею и придать ей формально определенный вид (К. И. Комиссаров). Иначе говоря, сама по себе юридическая доктрина не имеет в своем содержании механизма собственной реализации, но благодаря воплощению в юридических актах, в частности в актах судебной практики, она служит непосредственной юридической основой для решения юридических споров и тем самым входит в действующее право.

Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходят взаимный учет и согласование интересов субъектов. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. В юридической литературе принято относить нормативные договоры к категории договоров, действующих в сфере публичного права , так как они преследуют публичные цели и выполняют публичные функции. Можно выделить следующие особенности нормативных договоров:

1) они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;

2) представляют собой согласованное волеизъявление не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;

4) заключаются на основе норм публичного права - конституционного, административного, финансового и др.;

5) подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;

6) оформляются по определенным процедурно-процессуальным правилам;

7) занимают в правовой системе место, близкое к нормативным правовым актам, поскольку дополняют действующее законодательство, конкретизируют его, служат средством разрешения юридических коллизий и восполнения пробелов в правовом регулировании общественных отношений.

Вместе с тем надо отметить, что нормативные договоры по своему содержанию не могут противоречить действующему законодательству, выходить за пределы законов и закрепленной компетенции субъектов публичного права, следовательно, играют роль дополнительного источника права.

К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты - конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т. д. Как правило, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (национальном) праве.

В теории государства и права выделяют два вида договоров нормативного характера: 1) о компетенции; 2) о взаимодействии. Примером первого вида может служить Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации». Примеры второго вида - многочисленные межрегиональные договоры о дружбе и сотрудничестве между субъектами Федерации, о совместной деятельности, о подготовке комплексных социально-экономических и экологических программ и т. д. Это касается внутрифедеративных отношений в Российской Федерации. Международные договоры некоторые исследователи подразделяют на нормоустанавливающие (например, Договор о нераспространении ядерного оружия) и учредительные, например Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (М. С. Студеникина).

Договорная форма распространена и в трудовом праве в виде коллективных договоров и соглашений. Например, согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ, коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Он включает в свое содержание нормативные положения, если об этом имеется прямое указание в законах и иных нормативных правовых актах (ст. 41).

С помощью коллективных договоров и соглашений создаются локальные нормы, которые позволяют «привязать» действующее законодательство к конкретным условиям отдельной организации, фирмы, учреждения, предприятия.

Договорная форма регулирования общественных отношений оценивается в настоящее время как наиболее перспективная, поскольку отвечает интересам сторон регулируемого общественного отношения, позволяет закрепить их свободное согласованное волеизъявление, способствует децентрализации и демократизации государственного управления.

Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить религиозным нормам. Это относится в первую очередь к теократическим государствам. В частности, мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных деятелей и религиозных органов, некоторых догматах теологической теории. Например, в мусульманских странах важнейшим источником права считаются: Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда; Иджма - согласие мусульманского общества относительно обязанностей мусульманина; Кияс - суждение по аналогии. Каноническое право играет важную роль в Германии.

В истории права религиозные нормы всегда выступали важным источником права и законодательства, а соответствующие религиозные институты обладали непререкаемым нравственным авторитетом. Это объясняется тем, что религия составляет часть культуры того или иного народа. Следовательно, субъекты правотворчества должны ориентироваться на создание таких норм права, которые имеют свойства духовно-культурных ценностей и вместе с тем учитывают многоконфессиональность некоторых обществ.

Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обоснование судебного решения в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось, Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности.

В научной литературе даются различные определения понятия принципов права. Тем не менее можно согласиться с тем, что принципы права - это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

В качестве принципов права нередко используются правовые аксиомы, например: «нельзя дважды предъявить иск по одному и тому же делу»; «решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу»; «пусть будет выслушана и другая сторона»; «суд должен быть справедливым».

Общие принципы права применяются в международном праве. Например, согласно Всеобщей декларации прав человека (1948) осуществление прав и свобод человека, закрепленных в Декларации, ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам ООН (ст. 29).

Принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Конституции РФ.

В литературе принято выделять принципы: общеправовые, меж-отраслевые и отраслевые.

К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: законности, равенства перед законом, справедливости, гуманизма. Они закреплены, например, в ст. 19 Конституции РФ, в ст. 3, 4, 6, 7 УК РФ; принцип равенства супругов в семье - в ст. 31 СК РФ. В ст. 6 АПК РФ среди основных принципов деятельности арбитражных судов в Российской Федерации названы принципы законности и равенства организаций и граждан перед законом и судом.

Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям, например процессуальным. Так, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ названы такие принципы, как независимость судей, состязательность и равноправие сторон, гласность. Эти же принципы закреплены в Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах.

Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права. Например, в семейном праве действует принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, принцип регулирования брачных и семейных отношений только государством; в экологическом праве - принципы разумного сочетания экономических и экологических интересов, рационального использования ресурсов; в сфере трудового права - принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работников и др.

Надо отметить, что, несмотря на устойчивость принципов и большую степень их абстракции, они не остаются неизменными во все времена и эпохи. Они изменяют свое содержание и значимость, хотя их подвижность значительно меньше, чем норм права.

Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:

1) в соответствии с Конституцией РФ у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования , уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции РФ и общепринятым нормам и принципам международного права. И если такого соответствия нет, суд не должен применять данный закон или акт;

2) существенно расширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловать практически любые решения, действия и бездействие государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, расширены полномочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление сроков содержания под стражей, личный обыск, арест банковских счетов, арест корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров и т. д. Иными словами, расширены полномочия судебного контроля за оперативно-розыскной и следственной деятельностью;

3) наделение судов функцией нормоконтроля, т. е. контроля за содержанием законов и иных нормативных правовых актов. Судебный нормоконтроль осуществляется в двух формах:

а) опосредованный нормоконтроль, который реализуется при разрешении конкретных дел, когда суд придет к выводу, что подлежащий применению закон или иной нормативный правовой акт не соответствует Конституции РФ или общепризнанным принципам и нормам международного права, либо акту более высокой юридической силы. Тогда суд решает дело, руководствуясь правилами о преодолении юридической коллизии;

б) абстрактный нормоконтроль, который осуществляется вне связи с рассмотрением конкретного дела и состоит в признании нормативного акта недействующим и не подлежащим применению. Для российских судов это - новая форма нормоконтроля;

4) восполнение пробелов в законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел. Тем самым суды в известной мере выполняют работу правотворческих органов;

5) разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ служат основанием для разрешения конкретных дел общими и арбитражными судами. В юридической литературе обычно указывается, что толкования высших судебных инстанций служат основанием к новому пониманию и применению тех или иных норм права. Однако в отличие от прецедентного права в системе континентального права такого рода толкования служат вторичным источником права. Толкования высших судебных инстанций как бы углубляют, детализируют закон.

Более того, судебная практика высших судебных инстанций вырабатывает правоположения , имеющие нормативное содержание и выступающие общеобязательными регуляторами общественных отношений. В них обобщается опыт применения конкретных норм права и их содержанию придается необходимая определенность. В результате решения высших судебных органов служат образцом правильного разрешения дел для нижестоящих судов.

Особое положение среди актов судебной практики занимают решения Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 87 Закона о Конституционном Суде РФ признание нормативного акта или договора, их отдельных частей не соответствующими Конституции РФ, т. е. неконституционными, служит основанием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению судами и другими государственными органами. Тем самым решения Конституционного Суда РФ служат источником права, так как выступают основанием для изменения, отмены акта или для принятия нового акта. Кроме того, Конституционный Суд РФ имеет право официального толкования конституционных норм. Постановления Конституционного Суда РФ приобретают общеобязательное значение, вступают в силу немедленно после их оглашения и не подлежат отмене и обжалованию. Фактически Конституционный Суд выступает в роли своеобразного законодателя, поскольку его решения вызывают изменения в законодательстве.

Международное право также приобретает значение важнейшего источника права в силу укрепления сотрудничества между различными государствами. Конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источниками внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними. Такого рода положения содержатся в конституциях Франции, Италии, ФРГ, Испании, Греции, России, Японии и др. Например, Россия гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

Нормы международного права применимы к сфере не только частного права (гражданского, семейного, трудового), но и публичного права.

Нормативные правовые акты - главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки : а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права, т. е. правила поведения; в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов.

Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств. В федеративном государстве, каким является Россия, выделяют также конституции и уставы субъектов Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др. Правом принимать нормативные акты по вопросам местного значения государство наделяет также органы местного самоуправления. Такие акты являются подзаконными и действуют в пределах конкретного муниципального образования.

Нормативные акты следует отличать от ненормативных , или индивидуальных, актов. Последние обращены к определенным лицам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Президента РФ о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные акты - это приговоры суда, судебные решения по гражданским спорам, приказы руководителей управленческих органов. Ненормативные акты обладают следующими особенностями:

принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов;

адресуются конкретным лицам или органам;

решают, как правило, оперативные вопросы и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

3. Классификация источников аграрного права Источники права -это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В аграрно-правовой

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

Из книги Жилищное право. Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич

2.1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства,

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.Источниками права являются официальные документы (нормативные

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

8. Понятие и виды источников римского права Источники римского права - формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:- обычное

Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н

4. Понятие и виды источников римского права Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.Римское право различало

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

15. Виды источников муниципального права РФ Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления тесно связаны с федеративным устройством России, административно-территориальным устройством субъектов РФ и политико-правовой природой местного

Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

45. Характеристика источников римского права Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и Древнем мире. Оно отличается широким охватом разнообразных жизненных

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

7. Характеристика источников римского права Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире и отличается широким охватом разнообразных жизненных

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 1. Понятие и виды форм (источников права) Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу,

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

Должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования.

Формы права - это способ выражения вовне юридических правил поведения; это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Соотношение понятий "фoрма права", "истoчник права", "правoвая форма"

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий:

  • форма права,
  • правовая форма,

Под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), категория "правовая форма" используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием - многообразными общественными отношениями.

Формы права - лишь специфические "резервуары" (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права ; форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

  1. названные понятия тождественны;
  2. понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

  • источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
  • источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
  • источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права .

Виды формы права:

  1. правовой обычай;
  2. нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
  3. нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
  4. правовой (нормативный) договор;
  5. прецедент.

Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.

Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера . Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда.



Просмотров