Тесты по промышленной безопасности 9.31. Материалы для подготовки к тестированию для аттестации Б9.31, Б9.32

Подъемные сооружения, без которых немыслимо строительство или производственная деятельность большинства промышленных объектов, могут представлять опасность для работников. Правила их эксплуатации тщательно регламентированы, к работе с такими сооружениями предъявляются высокие требования в области промышленной безопасности. Расскажем о них подробно.

Из этой статьи вы узнаете:

Что относится к подъемным сооружениям

Первое, что приходит в голову, когда заходит речь о подъемных сооружениях (ПС) – это разнообразные краны, которые можно увидеть на любой стройке. В реальности все немного сложнее, а действующее законодательство не всегда однозначно трактует понятие и вопросы использования ПС.

Тема эксплуатации подъемных сооружений напрямую затрагивается в следующих нормативных документах:

В этих НПА вы можете встретить упоминания «подъемно-транспортного оборудования» и «стационарно установленных грузоподъемных механизмов». В обоих случаях имеются в виду именно подъемные сооружения, то есть комплекс механизмов и оборудования для подъема и перемещения грузов или людей в границах определенной зоны. Это , машина для перемещения грузов на складе или обычный лифт в жилом доме. О классификации ПС мы поговорим ниже.

Не пропустите!

Для вас эксперты журнала «Справочник специалиста по охране труда» подготовили памятку по знаковой сигнализации при перемещении грузов с применением ПС.

Классификация подъемных сооружений

Для исчерпывающей классификации подъемных сооружений нам следует обратиться к Приказу № 533 (ФНП). В нем вы найдете следующие виды ПС:

  • всех типов;
  • мостовые краны-штабелеры;
  • краны-трубоукладчики;
  • краны-манипуляторы;
  • электрические тали;
  • краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
  • сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
  • тара для , за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
  • специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
  • рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Это самый общий перечень подобных сооружений. Формат этой статьи не позволяет нам привести исчерпывающую классификацию, поскольку счет различных типов ПС идет на сотни. Достаточно взглянуть на разнообразие одних только подъемных кранов:

Классификация кранов по конструкции

1.1. Мостового типа:

1.2. Кабельного типа:

1.3. Стрелового типа:

Мостовой опорный

Кабельный

Портальный

Мостовой подвесной

Кабельный мостовой

Полупортальный

Кран-штабелер мостовой

Стреловой

Полукозловой

Башенный

Железнодорожный

Мачтовый

Мачтовый вантовый

Мачтовый жестконогий

Консольный

Кран-перегружатель причальный

Консольный на колонне

Настенный

Велосипедный

Классификация кранов по виду грузозахватного органа

1.4. Крюковой

1.9. Мульдозавалочный

1.14. Для раздевания слитков (стрипперный)

1.5. Грейферный

1.10. Штыревой

1.15. Колодцевый

1.6. Магнитный

1.11. Литейный

1.16. С траверсой

1.7. Мульдомагнитный

1.12. Посадочный

1.8. Мульдогрейферный

1.13. Ковочный

Классификация кранов по способу установки

1.17. Стационарный

1.19. Переставной

1.21. Передвижной:

1.18. Самоподъемный

1.20. Радиальный

Прицепной

Классификация кранов по виду ходового устройства

1.22. На гусеничном ходу

1.23. На колесном ходу:

Автомобильный,

На специальном шасси,

Пневмоколесный,

Короткобазовый,

Рельсовый,

Катковый.

Классификация кранов по виду привода

1.24. Электрический

1.25. Механический

1.26. Гидравлический

Классификация кранов по степени поворота

1.27. Поворотный:

1.28. Неповоротный

Неполноповоротный

Полноповоротный

Подробную информацию о типах и видах подъемных сооружений вы найдете в отраслевых документах, в том числе в ГОСТах.

Узнайте, как разработать инструкцию для стропальщика и скачайте образец>>>

Возвращаясь к Федеральным нормам и правилам, утвержденным Приказом № 533, стоит упомянуть, что ряд механизмов и объектов не подпадает под их действие. Это, в частности:

  • военные объекты;
  • объекты атомной энергетики;
  • механизмы на ручном ходу;
  • используемые в шахтах и судах;
  • аттракционы и другие.

Для использования ПС на таких объектах нужно руководствоваться другими законодательными актами РФ.

Какие подъемные сооружения подлежат, а какие не подлежат учету в органах Ростехнадзора

Поскольку подъемные сооружения относятся к производственным объектам разных классов опасности, часть из них в обязательном порядке подлежит постановке на учет в Ростехнадзоре. В частности, учету подлежат:

  • (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • краны-манипуляторы (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  • грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • электрические тали (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком.
  • краны мостового типа и консольные грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;
  • краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
  • краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
  • переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
  • подъемные сооружения, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
  • краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
  • электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ГПМ;
  • краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 тонно-метров включительно;
  • грузовые строительные подъемники;
  • рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара; мостовые краны-штабелеры;
  • краны-трубоукладчики.

Кто должен проводить техническое освидетельствование ПС

Перед регистрацией в Ростехнадзоре необходимо (ТО), то есть осмотр, проверку работоспособности, а также статические и динамические испытания подъемного сооружения.

Внимание

Полномочиями по проведению технического освидетельствования ПС обладает инженерно-технический сотрудник, который осуществляет на предприятии надзор за грузоподъемными машинами. На ТО также должен присутствовать работник, ответственный за поддержание исправного состояния этих машин и механизмов.

Само техническое освидетельствование проходит в несколько этапов. Для начала нужно получить первичное разрешение о пуске в работу, которое выносит комиссия, сформированная эксплуатирующей организацией. После того, как будет получен акт пуска подъемного сооружения, необходимо собрать пакет документов для постановки на учет в Ростехнадзоре. В него входят:

1) Письменное заявление владельца или эксплуатирующей организации ПС с указанием в заявлении:
а) наименования входящего в состав ОПО технического устройства;
б) марки технического устройства, заводского номера;
в) характеристики технического устройства, года изготовления.
2) Оригинал паспорта.
3) Сертификат соответствия или заключение промышленной безопасности в случае отсутствия сертификата соответствия.
4) Документ, подтверждающий права собственности и владения ПС (договор купли продажи, ПТС).
5) :
а) ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
б) ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;
в) .
6) Акт технического освидетельствования ПС.
7) Протокол об аттестации специалистов по промышленной безопасности (проверка знаний правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения; квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, эксплуатирующей ПС).
8) Копии удостоверений крановщиков, стропальщиков.
9) Сведения о (при наличии ОПО).

Напоследок вам потребуется зарегистрировать грузоподъемный механизм в в реестре опасных производственных объектов Ростехнадзора. Эта процедура должна быть проведена в соответствии .

Каковы требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям

Так как все без исключения ПС могут представлять опасность для окружающих, то их конструкция, порядок эксплуатации и уровень подготовки операторов должны отвечать требованиям промышленной безопасности (ПБ).

Эксплуатации подъемных сооружений с соблюдением всех мер безопасности посвящена большая часть Федеральных правил и норм, утвержденных Приказом № 533. Кроме того необходимо ориентироваться на .

В процессе обучения и проверки знаний в области ПБ специалисты и ответственные лица должны тщательно изучить всю нормативную документацию и пройти аттестацию в Ростехнадзоре.

Тест Б9 31 (с ответами)

Утвержденный Ростехнадзором экзаменационный билет, который нас интересует, относится к блоку Б.9 и называется Б. 9-31 «Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям». Ниже вы можете скачать все вопросы с ответами по данной теме:

Скачать>>>
Скачать в.doc

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!


Экзаменационные билеты (тесты) по блоку Б.9 «Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям»

Б.9.31. Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов

1. На какие из перечисленных ниже ОПО не распространяются требования ФНП ПС?

А) На ОПО, где эксплуатируются грузоподъемные краны.

Б) На ОПО, где эксплуатируются строительные подъемники.

+В) На ОПО, где эксплуатируются канатные дороги.

Г) На ОПО, где эксплуатируются грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления.

Д) На ОПО, где эксплуатируются подъемники (вышки).

2. На какие из перечисленных ниже ОПО распространяются требования ФНП ПС?

+А) На ОПО, где эксплуатируются грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления.

Б) На ОПО, где эксплуатируются ПС, установленные в шахтах.

В) На ОПО, где эксплуатируются ПС, установленные на судах и иных плавучих средствах.

Г) На ОПО, где эксплуатируются эскалаторы.

Д) На ОПО, где эксплуатируются краны для подъема створов (затворов) плотин, без осуществления зацепления их крюками.

3. Какой документ подтверждает соответствие ПС требованиям технических регламентов?

А) Паспорт ПС.

Б) Протокол испытаний, проведенный изготовителем.

+В) Сертификат или декларация соответствия.

Г) Акт технического освидетельствования.

4. Для каких мобильных ПС не требуется подтверждение соответствия требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств»?

А) Автокраны.

Б) Автогидроподъемники.

+В) Краны–трубоукладчики.

Г) Краны-манипуляторы на автомобильных шасси.

Д) Автовышки.

5. Что понимается под термином «Инцидент с подъемным сооружением»?

А) Возникновение в расчетных металлоконструкциях ПС разрушений, подлежащих ремонту (восстановлению).

+Б) Отказ ПС, применяемого на ОПО, приводящий ПС в неработоспособное состояние, не допускающее продолжение его эксплуатации без проведения ремонта.

В) Возникновение при эксплуатации ПС незначительных вертикальных динамических нагрузок, не требующих проведения ремонта.

Г) Возникновение в расчетных металлоконструкциях ПС разрушений или значительных остаточных деформаций, требующих незначительного ремонта.

6. Что понимается под термином «Эксплуатация»?

А) Эксплуатация – стадия жизненного цикла ПС, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация ПС включает в себя изготовление ПС, использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

+Б) Эксплуатация – стадия жизненного цикла ПС, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация ПС включает в себя использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

В) Эксплуатация – стадия жизненного цикла ПС, на которой реализуется и поддерживается его качество.

Г) Эксплуатация – стадия жизненного цикла ПС, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация ПС включает в себя использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию.

7. Что понимается под техническим освидетельствованием пс?

А) Комплекс мероприятий, направленных на выявление любых причин и факторов, которые могут привести к аварийным ситуациям, а также инцидентам ПС.

Б) Комплекс мер, направленных на обеспечение работоспособности ПС.

В) Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделия (ПС) и восстановления ресурса изделия или его составных частей.

+Г) Комплекс административно-технических мер, направленных на подтверждение работоспособности и промышленной безопасности ПС в эксплуатации.

8. Что понимается под термином «Цикл работы крана»?

А) Одна рабочая смена оператора (крановщика).

+Б) Совокупность операций, связанных с транспортировкой краном груза при работе от момента, когда кран готов к подъему груза, до момента готовности к подъему следующего груза.

В) Совокупность действий от входа оператора в кабину ПС до подъема груза на максимальную высоту.

Г) Совокупность действий от строповки груза до подъема груза на максимальную высоту и последующее опускание груза.

9. Какие из перечисленных ПС не подлежат учету в органах Ростехнадзора?

А) Автомобильные краны.

Б) Краны мостового типа.

В) Краны на железнодорожном ходу.

+Г) Краны-трубоукладчики.

10. Какие из перечисленных пс подлежат учету в органах Ростехнадзора?

А) Краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно.

Б) Переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении.

В) Краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота.

+Г) Подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей.

11. Что должно быть проведено для ПС, отработавших срок службы, для продления срока эксплуатации?

А) Профилактический осмотр.

+Б) Капитально-восстановительный или полнокомплектный ремонты, а также экспертиза промышленной безопасности.

В) Техническое обслуживание.

Г) Неплановый ремонт.

12. На какую организацию ФНП возлагается ответственность за эксплуатацию ПС не оборудованного ограничителями, указателями и регистраторами, необходимыми для обеспечения промышленной безопасности технологического процесса, в котором используется ПС?

А) На экспертную организацию, проводившую экспертизу промышленной безопасности ПС.

Б) На сертификационный центр и испытательную лабораторию, выдавших сертификат/декларацию соответствия ПС.

+В) На эксплуатирующую ПС организацию.

Г) На специализированную организацию, выполнившую ремонт ПС.

Д) На специализированную организацию, выполнившую ремонт и реконструкцию ПС.

13. Представителями каких организаций подписывается протокол в случае потери информации долговременного хранения при проведении ремонта регистратора параметров работы ПС?

А) Экспертной организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности ПС.

Б) Специализированной организации, осуществляющей ремонт ПС.

В) Эксплуатирующей ПС организации.

+Г) Специализированной организации, осуществляющей ремонт ПС и эксплуатирующей ПС организации.

Д) Ростехнадзора и эксплуатирующей ПС организации.

14. Имеет ли право организация, эксплуатирующая ОПО с ПС, привлекать специалистов сторонних организаций в качестве: специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС; специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС?

А) Имеет право привлекать всех указанных специалистов.

Б) Имеет право привлекатьспециалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии; специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

В) Имеет право привлекать только специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

+Г) Не имеет право.

Д) Имеет право привлекать только специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

15. Кого в обязательном порядке должны информировать работники ОПО, непосредственно занимающиеся эксплуатацией ПС, об угрозе возникновения аварийной ситуации?

А) Специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

Б) Специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

+В) Своего непосредственного руководителя.

Г) Руководителя эксплуатирующей организации.

Д) Руководителя ОПО.

16. Какая организация имеет право вносить изменения в разработанный ППР (проект производство работ ПС) для выполнения строительно-монтажных работ?

А) Только специализированная организация.

Б) Только эксплуатирующая организация.

+В) Только организация – разработчик ППР.

Г) Только проектная организация.

Д) Только специализированная экспертная организация.

17. Насколько выше встречающихся на пути предметов и оборудования должны находиться стрелы кранов при их повороте или перемещении?

А) Не менее чем на 300 мм.

Б) Не менее чем на 400 мм.

+В) Не менее чем на 500 мм.

Г) Не менее чем на 1000 мм.

18. Какие требования предъявляются к установке кранов, управляемых с пола или по радио?

А) Для кранов, управляемых с пола, должен быть предусмотрен свободный проход для рабочего, управляющего краном, а для кранов, управляемых по радио – свободная площадка в середине зоны обслуживания (помещения цеха).

Б) Решение по установке принимает эксплуатирующая организация, поскольку такие краны не ставятся на учет.

В) Решение по установке принимает эксплуатирующая организация с учетом принятой технологии перегрузочного процесса и количества кранов, участвующих в нем.

+Г) Должен быть предусмотрен свободный проход для рабочего, управляющего краном.

Д) Требования по установке кранов разрабатываются эксплуатирующей организацией и согласуются органами Ростехнадзора при регистрации ОПО.

Эксплуатация опасных производственных объектов (ОПО) и подъёмных сооружений требует строгого выполнения федеральных законов, регламентирующих порядок проведения работ, получения соответствующих лицензий и подготовки квалифицированных сотрудников , прошедших аттестацию по правилам Ростехнадзора.

Общие правила и нормативы по безопасности на промышленных объектах указывают на обязательное проведение аттестации сотрудников, задействованных в работе с сооружениями по подъёму грузов, или контролирующих безопасность работ на подобных работах (объектах). Данное положение изложено в приказе государственной службы по надзору в сфере технологической, атомной и экологической безопасности, который начал действовать в марте 2014 года (составлен в ноябре и утвержден в декабре 2013 г.).

Аттестация по правилам Ростехнадзора в Москве и МО

Порядок проверки знаний сотрудников и их аттестация по правилам Ростехнадзора изложен в соответствующем приказе №37, действующим с сначала 2007 г. Подготовка сотрудников и наличие аттестационных свидетельств должны быть обязательным условием работы организаций, объектом деятельности которых является монтаж, наладка, ремонт, реконструкция ПС . Эксплуатация ОПО коммерческой, или государственной организацией, где в наличии имеются ПС, подлежащие регистрации и контролю со стороны Ростехнадзора, без получения соответствующей лицензии и привлечения аттестованных работников, является существенным нарушением правил промышленной безопасности и влечёт за собой серьёзные административные последствия.

Области, в пределах которых проводится аттестация сотрудников, привлекаемых к работе с сооружениями по подъёму людей и грузов

Аттестация по правилам Ростехнадзора сотрудников, работающих с ПС, производится по темам, указанным в приказе государственной службы по надзору за экологической, атомной и технологической безопасностью № 403 (от 2014 г.):

  1. Б.9.31. Устройства и сооружения, назначением которых является подъем и перемещение грузов.
  2. Б.9.32. Механизмы и устройства, выполняющие подъем и транспортировку людей.
  3. Б.9.33. Проведение работ, где требуется монтаж, наладка, ремонт, или реконструкция ПС.

Области аттестации определяются характеристиками и предназначениями ПС, должностными обязанностями сотрудников и характером деятельности организации, работающей с подъёмными сооружениями. Общие правила безопасности и эксплуатации ОПО входят в область аттестации А1 .

Рабочие специальности , требующие обязательной подготовки и аттестации по правилам Ростехнадзора

Процедура аттестации сотрудников, работающих с ПС, подлежащими регистрации в инспекции, описывается в приказе №37 (от начала 2007 г.). Регистрацию ПС проводит инспекция подъёмных сооружений . Организация, объектом деятельности которой являются вышеназванные ПС, должна обеспечить необходимую аттестацию сотрудников, занимающих следующие должности:

  1. Операторы кранов-манипуляторов.

  2. Операторы грузовых рельсовых тележек с кабинами и электрической тягой.

  3. Специалисты, работающие с электрическими талями грузоподъёмностью свыше 10 т.

  4. Лифтёры.

  5. Ответственный за лифтовое хозяйство

Ежегодная аттестация, повышение квалификации и повторное обучение должны проводиться в аттестационной комиссии в присутствии сотрудника Ростехнадзора.

Какую подготовку должны иметь специалисты, обслуживающие подъемные сооружения, не регистрируемые в инспекции?

Специалисты, в обязанности которых входит эксплуатация, хранение в работоспособном состоянии и контроль подъёмных сооружений, не подлежащих обязательной регистрации в инспекции Ростехнадзора, должны также проходить подготовку по установленным в Ростехнадзоре программам. Проверка знаний таких специалистов и их аттестация производится комиссией обучающей организации, без участия инспектора Федеральной службы. Такими специалистами могут быть операторы и машинисты неподконтрольных ПС, рабочие люлек, подъёмников и других рабочих специальностей . Перечень подъёмных сооружений, не подлежащих регистрации в инспекции подъемных сооружений , указан в общих правилах безопасности ОПО и эксплуатации ПС в ст. 148, а также в ст. 3 и4).

Необходимость обучения персонала, работающего с ПС, в специализированных организациях

Любая организация, выполняющая свою деятельность в Москве и МО на ОПО, где в наличии имеются ПС, обязана разработать инструкции с должностными обязанностями всех лиц, задействованных в работе с ПС, утвердить список лиц, которые будут отвечать за безопасную эксплуатацию сооружений по подъёму людей и грузов, их производственный контроль, поддержку в рабочем состоянии, в соответствии с пунктом 149 ФНП. Все вышеперечисленные лица должны пройти своевременную аттестацию в специализированных учебных центрах, работающих в строгом соответствии с учебными программами, утверждёнными в Ростехнадзоре. Отсутствие допусков и документов, подтверждающих квалификацию сотрудников, является грубым нарушением правил эксплуатации ПС.


Ответственность лиц и организаций за нарушения правил работы с ПС на опасных промышленных объектах

Нарушение правил монтажа, реконструкции, эксплуатации и утилизации ПС на опасных промышленных объектах может повлечь за собой административную ответственность и штрафы:

  • до 3 000 руб. для граждан;
  • до 20 000 руб. для должностного лица;
  • до 300 000 руб. для юрлиц.

Для нарушителей предусмотрены также сроки дисквалификации:

  1. Для должностных лиц - до 1 года.
  2. Для юридических лиц - до 90 дней.

1 Материалы для подготовки к тестированию для аттестации Б9.31, Б9.32

2 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ, НА КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПОДЪЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ" (далее по тексту - ФНП) УТВЕРЖДЕНЫ ПРИКАЗОМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ ОТ 12 НОЯБРЯ 2013 Г. N 533, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОМ В МИНЮСТЕ РОССИИ N

3 Нормативные документы. ФНП разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В тексте презентации использованы термины и определения, приведенные в: Федеральном законе 116-ФЗ Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011г. 823 Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств», утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. 720 Приложении 1 к ФНП.

4 Обязательные требования к подъемным сооружениям и формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании». Если Техническим регламентом ТС 010/2011 не установлена иная форма оценки соответствия ПС обязательным требованиям, то такое ПС подлежит экспертизе промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом 116-ФЗ. Такие случаи, когда проведение экспертизы промышленной безопасности ПС необходимо, указаны в п.260фнп. ПС, перечисленные в приложении 3 к Техническому регламенту ТР ТС 010/2011 и впервые вводимые в эксплуатацию, должны иметь сертификат или декларацию соответствия, а шасси самоходных мобильных ПС, самостоятельно передвигающихся по автомобильным дорогам, дополнительно иметь сертификат соответствия Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств».

5 Распространение требований ФНП Требования ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО), на которых применяются подъемные сооружения (далее - ПС), указанные в п.3 ФНП, в числе которых: грузоподъемные краны всех типов краны-трубоукладчики краны-манипуляторы строительные подъемники подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей электрические тали а также: мостовые краны штабелеры краны-экскаваторы с крюком или электромагнитом съемные грузозахватные органы, приспособления, тара съемные кабины и люльки для подъема людей кранами рельсовые пути грузоподъемных кранов

6 Не подлежат учету в органах Ростехнадзора: Не подлежат учету в органах Ростехнадзора: Краны мостового типа и консольные с г/п не более 10 т, управляемые с пола кнопочным аппаратом, по радиоканалу или однопроводной линии связи Краны стрелового типа г/п до 1 т. Включительно Краны стрелового типа с постоянным вылетом или без механизма поворота Переставные краны для монтажа, установленные на монтируемом сооружении ПС, используемые в учебных целях в учебных заведениях Краны, установленные на технологических машинах для ремонта этих машин. Электрические тали г/п не более 10 т Краны-манипуляторы на фундаменте, или с г/п до 1 т. и грузовым моментом до 4тм Грузовые строительные подъемники Рельсовые пути, сменные грузозахватные приспособления (ГЗП), грузозахватные органы, тара Мостовые краны штабелеры Краны-трубоукладчики

7 Монтаж, наладка, ремонт, реконструкция и модернизация ПС в процессе эксплуатации ОПО. Организации, осуществляющие деятельность по монтажу, наладке, ремонту, реконструкции и модернизации ПС, считаются специализированными организациями согласно п. 11 ФНП

8 Монтаж, наладка, ремонт, реконструкция и модернизация ПС в процессе эксплуатации ОПО. Требования к специализированным организациям установлены в п.п В частности, в п. 20 установлены требования к работникам специализированных организаций: работники (специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование, и персонал - лица рабочих профессий) основных служб организации, непосредственно занятые на выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации, должны отвечать следующим требованиям: быть не моложе 18 лет и не иметь медицинских противопоказаний к выполнению указанных работ знать схемы и приемы монтажа (демонтажа) ПС, пройти проверку знаний и иметь документ, подтверждающий квалификацию (удостоверение)

9 Монтаж, наладка, ремонт, реконструкция и модернизация ПС в процессе эксплуатации ОПО. Работники специализированных организаций должны: знать основные источники опасностей, в том числе механические, электрические, гидравлические, а также применять на практике способы защиты от них знать и уметь выявлять визуально-измерительным контролем основные дефекты и повреждения металлических конструкций, механизмов, ограничителей, указателей, регистраторов и систем управления ПС знать и уметь выполнять наладочные работы на ПС, заявленных специализированной организацией для реализации своей деятельности уметь применять на практике технологии ремонта и восстановления узлов и деталей ПС, электро-и гидрооборудования, а также ограничителей, указателей, регистраторов и систем управления ПС знать и уметь применять для выполнения монтажа (демонтажа) ПС такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, стропы, соответствующие по грузоподъемности массам монтируемых (демонтируемых) элементов

10 Монтаж, наладка, ремонт, реконструкция и модернизация ПС в процессе эксплуатации ОПО Работники специализированных организаций должны (продолжение): уметь применять установленный порядок обмена условными сигналами между работником, руководящим монтажом (демонтажем), и остальным персоналом, задействованными на монтаже (демонтаже) ПС иметь документы, подтверждающие прохождение, в установленном порядке, профессионального обучения по соответствующим видам деятельности рабочих специальностей (для персонала), а сварщики - быть аттестованными в установленном порядке знать основные схемы строповки грузов (при выполнении обязанности стропальщика) и методы проведения испытаний ПС знать и соблюдать требования эксплуатационных документов, касающихся заявленных видов работ на ПС быть аттестованными в установленном порядке (только специалисты) на знание требований ФНП, касающихся заявленных видов работ на ПС

11 Обязанности организации, эксплуатирующей ОПО Организация, эксплуатирующая ОПО с применением ПС (эксплуатирующая организация) обязана назначить: Специалистов: Ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС; Ответственного за содержание ПС а работоспособном состоянии; Ответственного за безопасное производство работ с применением ПС. Персонал (лица рабочих профессий): Крановщиков (операторов) и, при необходимости, их помощников; Слесарей; Наладчиков указателей, ограничителей и регистраторов; Электромонтеров (для ПС с электрическим приводом). Персонал, который назначается для зацепки, строповки, обвязки грузов должен иметь профессию «Стропальщик»

12 Обязанности организации, эксплуатирующей ОПО Эксплуатирующая организация должна: Разработать и утвердить должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала Выдать персоналу производственные инструкции под расписку перед допуском к работе Назначить распорядительным актом персонал Утвердить распорядительным актом поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность из числа аттестованных специалистов Разработать и довести под роспись до каждого работника инструкции, определяющие действия работников в аварийных ситуациях Определить порядок выделения и направления на объекты мобильных ПС согласно заявок Разработать, утвердить проекты производства работ (ППР), технологические карты (ТК), схемы складировании грузов, схемы погрузки и разгрузки транспортных средств, подвижного состава ППР и ТК должны включать схемы строповки грузов с указанием способов обвязки и кантовки. Утвердить технологию погрузки и разгрузки полувагонов крюковыми ПС Ознакомить под роспись с ППР и ТК специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС, стропальщиков и крановщиков

13 Обязанности организации, эксплуатирующей ОПО (продолжение) Не превышать заявленный изготовителем срок службы ПС без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности (если изготовителем срок не указан, то принимается срок службы 20 лет) Не нарушать требования паспорта ПС и Руководства по его эксплуатации Поддерживать ПС в работоспособном состоянии, не эксплуатировать его с неисправностями Соблюдать параметры технологического процесса с применением ПС, не допуская нахождения людей под перемещаемым грузом и в опасных зонах Обеспечить стропальщиков испытанными и маркированным грузозахватными приспособлениями (ГЗП), соответствующими массе и характеру груза Определить места и порядок складирования грузов, оборудовать эти места необходимыми приспособлениями (стеллажами, лестницами, подкладками и т.п.) Поддерживать ПС в работоспособном состоянии путем проведения технического обслуживания и своевременного выполнения планово-предупредительных ремонтов

14 Обязанности организации, эксплуатирующей ОПО (продолжение) Производить установку ПС согласно требованиям ФНП и руководству по эксплуатации ПС: для кранов на рельсовом пути должны соблюдаться габариты приближения к окружающим предметам и параметры рельсового пути; для кранов на колесном шасси и подъемников требования к уклону и состоянию площадки установки ПС. Также освещенность, скорость ветра и температура в месте работы ПС должны соответствовать допустимым значениям Проводить первичное техническое освидетельствование ПС до его постановки на учет и пуска в работу Проводить периодические технические освидетельствования ПС: частичное не реже 1 раза в 12 мес., полное не реже одного раза в 3 года. Также в установленных ФНП случаях должны проводиться внеочередные полные технические освидетельствования ПС Допускать в работе на ПС только персонал, имеющий соответствующую подготовку Осуществлять производственный контроль за соблюдением требованиям промышленной безопасности при эксплуатации ПС, а также не допускать ПС в работу в случаях, указанных в п. 255 ФНП При выявлении нарушений требований к эксплуатации ПС, изложенных в ФНП, принимать меры по их устранению и предупреждению, в том числе проводить внеочередную проверку знаний работников, допустивших такие нарушения

15 Нарушения требований промышленной безопасности, при которых эксплуатация ПС должна быть запрещена Эксплуатирующая организация не должна допускать ПС в работу, если при проверке установлено, что: обслуживание ПС ведется неаттестованным персоналом не назначены ответственные специалисты, предусмотренные ФНП истек срок технического освидетельствования ПС. Отсутствует экспертиза промышленной безопасности ПС, отработавшего срок службы не выполнены выданные ее или Ростехнадзором предписания по обеспечению безопасной эксплуатации ПС на ПС выявлены технические неисправности: трещины или остаточные деформации металлоконструкций (последние выше допустимых пределов), ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неработоспособность заземления гидро- или электрооборудования, указателей, ограничителей и регистраторов, системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, элементов механизмов и тормозов, рельсового пути;

16 Нарушения требований промышленной безопасности, при которых эксплуатация ПС должна быть запрещена (продолжение) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неработоспособны работы ведутся без ППР, ТК, нарядов-допусков, предписываемых требованиями ФНП не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ и требования, изложенные в ППР, ТК, нарядах-допусках отсутствуют либо утеряны паспорт ПС или сведения о его постановке на учет в органах Ростехнадзора для ПС, подлежащих учету работы с применением ПС ведутся с нарушениями ФНП, ППР, ТК и инструкций, что может привести к аварии или угрозе жизни людей.

17 Выбор оборудования и такелажной оснастки для ремонта, реконструкции или модернизации ПС Выбор оборудования для безопасного выполнения работ по ремонту, реконструкции или модернизации ПС должен соответствовать требованиям пунктов ФНП, конкретному типу и конструкции ПС, а также составу работ, предусмотренному для приведения ПС в последующее работоспособное состояние. При выборе оборудования необходимо использовать указания по ремонту, а также требования к составу работ, приведенные в руководстве (инструкции) по эксплуатации данного ПС. Такелажная оснастка и вспомогательные механизмы, используемые при выполнении ремонта, реконструкции ПС, до начала работы должны быть осмотрены и соответствовать их эксплуатационным документам.

18 Требования к выбору материалов и качеству сварки при ремонте, реконструкции или модернизации ПС Качество материала (стали), применяемого при ремонте, реконструкции или модернизации ПС, должно быть подтверждено сертификатом изготовителя материала (стали). Хранить металлопрокат следует в помещениях оборудованных складов. Допускается временное хранение(в течение 3 месяцев с момента поставки) профильного проката на специально оборудованных стеллажах на открытом воздухе. Для ПС, изготовленных из высокопрочных сталей (с пределом текучести 700 МПа и выше), ремонт элементов металлических конструкций с применением сварки должен выполняться только в закрытых помещениях. Объемы контроля должны обеспечивать качество выполненных сварочных работ. При этом обязательному радиографическому или ультразвуковому контролю подвергают начало и окончание сварных швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых металлоконструкций балок, колонн, стрел.

19 Требования к выбору материалов и качеству сварки при ремонте, реконструкции или модернизации ПС Контроль стыковых сварных соединений радиографическим или ультразвуковым методом должен выполняться в соответствии с ТУ на ремонт, реконструкцию модернизацию ПС, разработанным специализированной организацией. При этом суммарная длина контролируемых участков сварных соединений устанавливается специализированной организацией в ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС и должна составлять не менее: 50% от длины стыка - на каждом стыке растянутого пояса коробчатой или ферменной металлоконструкции; 25 % в от длины стыка - для всех остальных стыковых соединений. Ремонтные сварные соединения элементов металлоконструкций из высокопрочных сталей подвергают 100-процентному неразрушающему контролю. Повторная сварка (повторение ремонтных сварных швов на одном и том же участке) более двух раз запрещена.

20 Требования к выбору материалов и качеству сварки при ремонте, реконструкции или модернизации ПС Проведение плановых ремонтов должно осуществляться после наработки определенного числа машино-часов (циклов) или через установленный интервал времени, которые устанавливаются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. Для обеспечения нормальной эксплуатации ПС должны своевременно подвергаться текущим и капитальному ремонтам, обеспечивающим поддержание ПС в работоспособном состоянии. Для обеспечения продолжения эксплуатации ПС, отработавших срок службы, установленный изготовителем, дополнительно должны быть проведены еще капитально-восстановительный или полнокомплектный ремонты. Ремонт регистратора параметров работы не должен приводить к потере информации долговременного хранения. В случае невозможности восстановления этой информации специализированной организацией должен быть составлен соответствующий Протокол. Протокол подписывается специализированной и эксплуатирующей организациями и прикладывается к паспорту ПС, ограничителя или указателя. Дополнительно в паспорт ПС вносится отметка проведенном ремонте. Разрешение на пуск ПС в работу после окончания ремонта, реконструкции или модернизации ограничителя или указателя дает специалист, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии.

21 Контроль качества. Требования к итоговой документации Конструкторская документация, используемая при ремонте, реконструкции или модернизации ПС, а также итоговая документация по результатам выполненных работ должна включать ремонтные рабочие чертежи и, при необходимости, описание последовательности работ и выполнения ответственных операций. Организация, выполняющая ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС, должна выполнять указанные работы согласно разработанным ТУ, если указанные требования отсутствуют в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. В случае применения сварки ТУ должны быть разработаны с учетом пунктов ФНП и содержать указания о применяемых металлах и сварочных материалах, способах контроля качества сварки, нормах браковки сварных соединений, а также порядок приемки из ремонта отдельных узлов и готовых изделий. Контроль качества ремонта (реконструкции, модернизации) ПС должен быть подтвержден Протоколом. Контроль качества ремонта рельсового пути должен быть подтвержден актом сдачи приемки рельсового пути (для ПС, передвигающихся по рельсам). По завершении выполнения ремонта, реконструкции или модернизации ПС специализированная организация обязана сделать в паспорте ПС запись, отражающую характер проведенной работы, предоставить сведения (копии сертификатов) о примененных материалах.

22 Эксплуатация ПС ОПО Выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на ОПО с применением ПС должно осуществляться в соответствии с проектом производства работ (ППР), разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов с применением ПС на базах, складах, открытых площадках, кроме случаев, указанных выше, должны выполняться по технологическим картам (ТК).

23 Эксплуатация ПС ОПО. Габариты установки ПС на рельсовых путях Установка кранов, передвигающихся по надземному рельсовому пути (обычно это мостовые краны), должны производиться с соблюдением следующих требований: расстояние от верхней точки крана до потолка здания, нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним, должно быть не менее 100 мм расстояние от нижней точки крана (не считая грузозахватного органа) до пола цеха или площадок, на которых во время работы крана могут находиться люди (за исключением площадок, предназначенных для ремонта крана), должно быть не менее 2000 мм расстояние от нижних выступающих частей крана (не считая грузозахватного органа) до расположенного в зоне действия оборудования должно быть не менее 400 мм.

24 Эксплуатация ПС ОПО. Габариты установки ПС на рельсовых путях Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному рельсовому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм - не менее 400 мм. Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.

25 Габариты установки ПС на примере башенного крана, передвигающегося по наземному рельсовому пути Показаны габариты установки кранов, перемещающихся по наземному рельсовому пути: козловых, башенных. Также обозначено минимальное расстояние по вертикали от перемещающегося груза до встречающихся на пути предметов

26 Габариты установки ПС на примере мостового крана, передвигающегося по надземному рельсовому пути Расстояния от элементов мостового крана, передвигающегося по надземному рельсовому пути, до окружающих предметов

27 Установка ПС вблизи воздушных линий электропередачи (ЛЭП) Установка кранов, передвигающихся по рельсовому пути, в охранной зоне воздушных линий электропередачи должна быть согласована с владельцем линии. Установка и работа кранов стрелового типа, подъемников (вышек), кранов-трубоукладчиков на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Работа подъемника (вышки) или крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ ПС, которое должно указать крановщику (оператору) место установки подъемника (вышки) или крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и сделать запись в вахтенном журнале подъемника (вышки) или крана о разрешении работы. Работа кранов стрелового типа под не отключенными контактными проводами городского транспорта должна производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

28 Основные требования При перемещении груза ПС должны соблюдаться следующие основные требования: начинать подъем груза, предварительно подняв на высоту не более мм, с последующей остановкой для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза не перемещать груз при нахождении под ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки перемещать мелкоштучные грузы только в специальной, предназначенной для этого таре, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза. Перемещение кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при разгрузке (погрузке) транспортных средств на землю (и с земли) не начинать подъем груза, масса которого неизвестна выполнять горизонтальное перемещение от крайней нижней точки груза (а также порожнего грузозахватного органа или грузозахватного приспособления и элементов стрелы крана) на 500 мм выше встречающихся на пути предметов опускать перемещаемый груз лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания опущенного груза

29 Некоторые другие требования к установке ПС Для каждого цеха (пролета), не оборудованного проходными галереями вдоль рельсового пути, где работают мостовые краны, эксплуатирующей организацией разрабатываются мероприятия по безопасному спуску крановщиков из кабины при вынужденной остановке крана не у посадочной площадки. Эти мероприятия указываются в производственной инструкции для крановщиков. Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается.

30 Пуск ПС в работу и постановка на учет Решение о пуске в работу ПС, перечисленных в пункте 3 ФНП, выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС. Однако, такое решение выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, на основании решения комиссии в следующих случаях: при смене эксплуатирующей организации для ПС, отработавшего срок службы; после монтажа кранов мостового типа и портального крана с применением сварки.

31 Пуск ПС в работу и постановка на учет Эксплуатирующая организация обеспечивает работу комиссии в составе: председатель комиссии - уполномоченный представитель эксплуатирующей организации; члены комиссии - уполномоченный представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и уполномоченный представитель специализированной организации, если осуществлялся монтаж с применением сварки. Эксплуатирующая организация не менее чем за 10 дней до начала работы комиссии письменно уведомляет организации, представители которых включены в состав комиссии, о дате работы комиссии по пуску ПС в работу. ПС, перечисленные в пункте 3 ФНП, за исключением ПС, перечисленных в пункте 148, перед пуском Их в работу подлежат учету в Ростехнадзоре. Например, учету подлежат подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей.

32 Организация безопасной эксплуатации ПС в составе ОПО Для управления автомобильным краном (краном-манипулятором), автогидроподъемником (вышкой) может назначаться водитель автомобиля после его обучения по программе подготовки крановщиков (операторов) и аттестации квалификационной комиссией эксплуатирующей организации. В целях обеспечения промышленной безопасности эксплуатирующая организация обязана обеспечить персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции персоналу должны выдаваться под расписку перед допуском их к работе. В тех случаях, когда зона, обслуживаемая ПС, полностью не просматривается из кабины управления (или люльки подъемника, вышки), и при отсутствии между оператором (крановщиком) и стропальщиком радио- или телефонной связи для передачи сигнала оператору (крановщику или персоналу, находящемуся в люльке подъемника, вышки) должен быть назначен сигнальщик из числа стропальщиков. Такие сигнальщики назначаются специалистом, ответственным за безопасное производство работ ПС.

33 Проекты производства работ (ППР) и технологические карты (ТК) В проекте организации строительства (ПОС) с применением ПС должно быть предусмотрено: соответствие устанавливаемых ПС условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовой характеристике ПС), ветровой нагрузке и сейсмичности района установки обеспечение безопасного расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения ПС к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов, согласно требованиям пунктов ФНП соответствие условий установки и работы ПС вблизи откосов котлованов, согласно требованиям пунктов ФНП соответствие условий безопасной работы нескольких ПС и другого оборудования (механизмов), одновременно находящихся на строительной площадке определение площадок для складирования грузов.

34 Проекты производства работ (ППР) и технологические карты (ТК) ППР с использованием ПС, ТК на погрузочно-разгрузочные работы и другие технологические регламенты утверждаются руководителем эксплуатирующей организации, выполняющей работы, и выдаются на участки выполнения работ с применением ПС до начала выполнения предусмотренных там работ. При совместной работе ПС на строительном объекте расстояние по горизонтали между ними, их стрелами, стрелой одного ПС и перемещаемым грузом на стреле другого ПС, а также перемещаемыми грузами должно быть не менее 5 м. Это же расстояние необходимо соблюдать при работе ПС различных типов, одновременно эксплуатируемых на строительной площадке.

35 Техническое освидетельствование ПС ПС в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному - не реже одного раза в 12 месяцев полному - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых ПС В ряде случаев, в том числе после капитального ремонта ПС, должно проводиться внеочередное полное техническое освидетельствование. При полном техническом освидетельствовании ПС должны подвергаться: осмотру статическим испытаниям динамическим испытаниям При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания ПС не проводятся.

36 Техническое освидетельствование ПС Статические испытания проводят с целью проверки конструктивной пригодности ПС и его сборочных единиц. При статических испытаниях, например, кранов стрелового типа стрела устанавливается относительно ходовой опорной части в положение, отвечающее наименьшей расчетной устойчивости крана, и груз поднимается на высоту миллиметров. Кран стрелового типа считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 минут поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов. Динамические испытания ПС проводятся грузом, масса которого на 10 процентов превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия его механизмов и тормозов. У ПС, оборудованного двумя и более механизмами подъема, если предусмотрена их раздельная работа, на статическую и динамическую нагрузки должен быть испытан каждый механизм.

37 Требования к процессу эксплуатации, браковке и замене стальных канатов и цепей Стальные канаты, устанавливаемые на ПС при замене ранее установленных, должны соответствовать по марке, диаметру и разрывному усилию, указанным в паспорте ПС, иметь сертификат предприятия - изготовителя каната. Стальные цепи, устанавливаемые на ПС, должны соответствовать по марке и разрывному усилию, указанным в паспорте ПС, иметь сертификат предприятия - изготовителя цепи.

38 Требования к процессу эксплуатации, проверке состояния и дефектации рельсового пути Пересечение путей козловых, башенных и портальных кранов с рельсовыми путями заводского транспорта допускается после разработки эксплуатирующей организацией мероприятий по предупреждению столкновения работающих кранов с подвижным составом. Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется крановщиком (оператором) в объеме, предусмотренном производственной инструкцией. Плановая проверка состояния рельсовых путей проводится ответственным за содержание ПС в работоспособном состоянии после каждых 24 смен работы, и не реже одного раза в один год специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС. Периодическое комплексное обследование рельсовых путей проводится специализированными организациями; оно должно проводиться не реже одного раза в три года.

39 Требования к процессу подъема и транспортировки людей (с применением ПС, в паспорте которых отсутствует разрешение на транспортировку людей). Люлька (кабина), выбираемая для транспортирования людей в случаях, указанных в пункте 239 ФНП, не должна использоваться для других целей, кроме указанных в ее руководстве (инструкции) по эксплуатации, и отвечать, как минимум, следующим требованиям безопасности: иметь твердое, исключающее скольжение, дно (пол), выдерживающее нагрузку, не менее чем вдвое превышающую паспортную грузоподъемность люльки. Для обеспечения безопасности стропы, используемые для подвеса люльки, не должны использоваться для других целей и иметь запас по грузоподъемности: для цепных стропов - не менее 8; для канатных стропов - не менее 10. Подъем и транспортировка людей в подвесных люльках должны производиться под контролем (в присутствии) лица, ответственного за безопасное производство работ.

40 Требования к процессу подъема и транспортировки людей (с применением ПС, в паспорте которых отсутствует разрешение на транспортировку людей). Ежесменный осмотр люльки (кабины) осуществляется специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС. Плановая проверка состояния люльки (кабины) проводится не реже одного раза в месяц и выполняется под руководством специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии. Грузовые испытания люльки (кабины) проводятся под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС не реже одного раза в шесть месяцев. Результаты грузовых испытаний заносятся в паспорт люльки (кабины), а результаты плановых проверок - в журнал осмотра люльки (кабины).

41 Оценка соответствия ПС, применяемых на ОПО, и экспертиза их промышленной безопасности Объем, состав и характер работ по экспертизе промышленной безопасности зависят от типа ПС, его фактического состояния и технологии, в которой ПС применяется на ОПО. Проверка ограничителя грузоподъемности осуществляется с использованием грузов или аттестованного устройства нагружения иного типа, имеющего погрешность не более 3-х процентов. Если грузоподъемность ПС изменяется в зависимости от вылета, положения грузовой тележки или пространственного положения иного элемента ПС, то проверка ограничителя грузоподъемности (ограничителя грузового момента) проводится не менее чем в трех точках его грузовой характеристики. Проверка работоспособности указателя скорости ветра (анемометра) и креномера (указателя угла наклона) выполняется согласно требованиям их руководств (инструкций) по эксплуатации.

42 Состав проекта организации строительства В проекте организации строительства (далее - ПОС) с применением ПС должно быть предусмотрено: соответствие устанавливаемых ПС условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовой характеристике ПС), ветровой нагрузке и сейсмичности района установки обеспечение безопасного расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения ПС к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов соответствие условий установки и работы ПС вблизи откосов котлованов соответствие условий безопасной работы нескольких ПС и другого оборудования (механизмов), одновременно находящихся на строительной площадке определение площадок для складирования грузов

43 Состав проектов ППР и ТК (продолжение) В ППР с применением ПС, если это не указано в ПОС, должно быть предусмотрено: соответствие устанавливаемых ПС условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовой характеристике ПС), ветровой нагрузке и сейсмичности района установки обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения ПС к оборудованию, строениям и местам складирования строительных деталей и материалов условия установки и работы ПС вблизи откосов котлованов условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях с применением соответствующих указателей и ограничителей перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов места и габариты складирования грузов, подъездные пути

44 Состав проектов ППР и ТК (продолжение) мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлено ПС (например, ограждение строительной площадки, монтажной зоны) расположение помещений для санитарно-бытового обслуживания строителей, питьевых установок и мест отдыха разрез здания на полную высоту, при положении стрелы ПС над зданием (максимальный и минимальный вылет) и пунктиром - выступающих металлоконструкций ПС при повороте на 180 градусов безопасных расстояний от низа перемещаемого груза до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения (должно быть не менее 0,5 м, а до перекрытий и площадок, где могут находиться люди, не менее 2,3 м), с учетом длин (по высоте) применяемых стропов и размеров траверс (при наличии последних) безопасных расстояний от частей стрелы, консоли противовеса с учетом габаритов блоков балласта противовеса до наиболее выступающих по вертикали частей здания или сооружения размеров наиболее выступающих в горизонтальной плоскости элементов здания или сооружения (карнизы, балконы, ограждения, эркеры, козырьки и входы) условия установки подъемника на площадке условия безопасной работы нескольких подъемников, в том числе совместной работы грузовых и грузопассажирских подъемников совместно с работой фасадных подъемников, а также совместной работы указанных подъемников и башенных кранов

45 Состав проектов ППР и ТК (продолжение) мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен подъемник (ограждение площадки, монтажной зоны) ППР и ТК должны иметь в своем составе раздел, связанный с организацией безопасного производства работ с применением ПС. Этот раздел должен включать следующее: 1. условия совместной безопасной работы двух и более ПС; 2. условия применения координатной защиты работы ПС (при ее наличии на ПС); 3. условия совместного подъема груза двумя или несколькими ПС; 4. условия перемещения ПС с грузом, а также условия перемещения грузов над помещениями, где производятся строительно-монтажные и другие работы; 5. условия установки ПС над подземными коммуникациями; 6. условия подачи грузов в проемы перекрытий; 7. выписку из паспорта ПС о силе ветра, при котором не допускается его работа; 8. условия организации радиосвязи между крановщиком и стропальщиком; 9. требования к эксплуатации тары; 10. порядок работы кранов, оборудованных грейфером или магнитом; 11. мероприятия, подлежащие выполнению при наличии опасной зоны в местах возможного движения транспорта и пешеходов.

46 Техническое освидетельствование Техническое освидетельствование ПС - комплекс административно-технических мер, направленных на подтверждение работоспособности и промышленной безопасности ПС в эксплуатации. ПС в течение срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному - не реже одного раза в 12 месяцев полному - не реже одного раза в 3 года В определенных случаях должно проводиться внеочередное полное техническое освидетельствование. Техническое освидетельствование ПС должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС. При полном техническом освидетельствовании ПС должны подвергаться: осмотру статическим испытаниям динамическим испытаниям испытаниям на устойчивость для ПС, имеющих в паспорте характеристики устойчивости, за исключением ПС, не требующих демонтажа на месте их эксплуатации При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания ПС не проводятся.

47 Некоторые вопросы тестирования и ответы на них Инцидент с подъемным сооружением отказ ПС, применяемого на ОПО, приводящий ПС в неработоспособное состояние, не допускающее продолжение его эксплуатации без проведения ремонта. Отказ событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта (ПС).

48 Некоторые вопросы тестирования и ответы на них Техническое освидетельствование ПС комплекс административно-технических мер, направленных на подтверждение работоспособности и промышленной безопасности ПС в эксплуатации Техническое освидетельствование ПС комплекс административно-технических мер, направленных на подтверждение работоспособности и промышленной безопасности ПС в эксплуатации

49 Некоторые вопросы тестирования и ответы на них Каким образом должна поддерживаться связь между персоналом в люльке и крановщиком (оператором) при подъеме люльки? При работе подъемника связь между персоналом в люльке и крановщиком (оператором) должна поддерживаться непрерывно: при подъеме люльки до 10 метров - голосом; более 10 метров - знаковой сигнализацией, более 22 метров - радио- или телефонной связью. В каком документе должен быть указан порядок приведения ПС в безопасное положение в нерабочем состоянии, схема и порядок эвакуации крановщика? В инструкциях, определяющих действия работников в аварийных ситуациях. Что является условием для браковки каната крана, подвергавшегося поверхностному изнашиванию или коррозии? При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 процентов и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

50 Некоторые вопросы тестирования и ответы на них Какого режима нагружения механизмов ПС не существует? L2 средней тяжести (существуют режимы нагружения L1 - легкий, L2 - умеренный, L3 - тяжелый, L4 - весьма тяжелый) Какой износ головки рельса является условием для браковки кранового пути опорных кранов? Рельсовый путь опорных ПС на рельсовом ходу подлежит браковке при наличии вертикального, горизонтального или приведенного (вертикального плюс половина горизонтального) износа головки рельса более 15% от соответствующего размера неизношенного профиля. При каком удлинении звена цепи от первоначального размера цепной строп подлежит браковке? Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3 процентов от первоначального размера

51 Желаем Вам удачного прохождения тестирования и дальнейшей безопасной работы! Доступ на прохождение теста



Просмотров