Тесты по обж к учебнику латчук. Хлор - это

10 КЛАСС Вопрос 1 У существительных женского рода I склонения для форм родительного, дательного и предложного падежей единственного числа есть только два окончания – -и (-ы) и -е. При отсутствии ударения эти окончания могут звучать совершенно одинаково, например: [из бани] (из бани), [в бани] (в бане). Тем не менее, приблизительно в половине случаев по форме существительного с безударным окончанием можно определить, какое именно окончание оно содержит: например, в формах [школи] [работи] окончание, несомненно, -е. Каким образом можно принять это решение? У каких именно существительных?




11 КЛАСС Вопрос 1 Прочитайте словарную запись следующих двух последовательностей артикуляций, описанных известным лингвистом академиком Л.В.Щербой: 1) Кончик языка смыкается с верхней губой, затем за затвором накопляется воздух и в момент взрыва выносится усиленной струей… Всё это, конечно, имеет некоторый тембр, который ввиду небольшого отверстия, необходимого для получения сосредоточенной струи воздуха, может отдаленно напоминать гласный. 2) Начинается он с переднеязычного глухого затвора, одновременно с губным (затворы эти необходимы, очевидно, для накопления воздуха: раскатистые звуки требуют много воздуха) и без взрыва разрешается губным звонким дрожащим согласным. Все это, конечно, получает ту или другую тембровую окраску, которая, естественно, может иметь отдаленно губной характер. Какое из этих «слов», по мнению Л.В.Щербы, часто произносит швея? Люди какой профессии часто произносили второе слово?




10 КЛАСС Вопрос 2 Какому орфографическому принципу подчиняется написание слов транскрипция (при транскрибировать), суффикс (при суффигированный)? Какие морфемы в современном русском языке наиболее часто имеют варианты под влиянием данного принципа? Приведите 3-4 примера слов с такими морфемами.




11 КЛАСС Вопрос 2 В некоторых (западных) диалектах русского языка в формах именительного падежа личного местоимения третьего лица перед начальным о произносится согласный [j] ([й]): йон, йона, йоны. Какой еще согласный может появляться перед начальным о в русском языке и почему? Почему в личных местоимениях прибавляется [j]?




10 КЛАСС Вопрос 3 Какое значение, отличающееся от современного, выявлялось в древности у глагола находить и образованного от него существительного находник, которое встречается в следующем контексте: По тhмь [русским] городомъ [были] находници (=находники) варязи (= варяги) (Повесть временных лет).
















10 КЛАСС Вопрос 5 В данном предложении объединяются два известных фразеологических выражения. Восстановите их первоначальный вид, значения, укажите их источники. Солдаты требовали, чтобы им показывали иностранные фильмы… даёшь Фербенкса и Мэри Пикфорд, и никаких других «гвоздей сезона!» (Г.Рыклин).








10 КЛАСС Вопрос 6 Даны слова и таблицы, отражающие морфемный состав некоторых из этих слов: авиастроительство, автобусный, автовокзальный, коферазвесочный, отвердение, переформирование, твердослойность, уравновешение, чаеформовочный 1)приставка | корень | суффикс | суффикс | окончание 2) корень | соединительная гласная |корень | суффикс | суффикс | суффикс | окончание 3) корень | корень | суффикс | суффикс | окончание 4) корень | соединительная гласная | корень | суффикс | суффикс | окончание 5) приставка | корень | суффикс | суффикс | окончание 6) корень | приставка | корень | суффикс | суффикс| окончание 1. Найдите слово, морфемный состав которого показан в каждой из таблиц (соответствует схеме). Помните о нулевых морфемах. Они тоже обозначаются в схемах как отдельные единицы. 2. Выпишите отдельно не подходящие ни к одной таблице слова и укажите их морфемный состав. 3. Придумайте слово, соответствующее следующей схеме морфемного состава: приставка | приставка | приставка | корень | суффикс | суффикс | окончание




11 КЛАСС Вопрос 6 В «Смоленском областном словаре» имеются примеры уменьшительных производных от общерусских слов: «Никогеничко» – уменьшительное от никто. Никоге́ничко не пришол, никогу́сенька не ́ было» (Добровольский 1914: 487). 1. Объясните, от какой основы и при помощи какого суффикса образованы формы никоге́ничко и никогу́сенька. 2. В чем необычность таких образований?












10 КЛАСС Вопрос 8 К одному или разным видам по строению основы относятся предложения в каждом из рядов? 1. А. В доме напротив зажгли огни. Б. У нас не курят. В. Сидят, молчат и курят. 2. А. Откуда приехал? Б. Мама мыла раму. В. Что-то меня волнует. 3. А. Ты куда? Б. Мы в лес. В. На дворе трава.








10 КЛАСС Вопрос 9 Один из мемуаристов так пародировал ранние писательские опыты Сергея Довлатова: Прошлой зимой, будучи холодно и не располагая вигоневых кальсон и ушанки, я отморозил пальцы ног и уши головы. Выпишите «ошибки начинающего писателя», которые отметил мемуарист, и дайте их объяснение. 11 КЛАСС Вопрос 9 Разберите предложения по членам. 1. На столе лежала записка с просьбой сходить за кефиром и рубль. 2. Неподалеку торчали остатки маленькой старинной крепости с развалившейся башенкой, на обломках которой густо разросся низкорослый кудрявый кустарник. 3. Мама отпустила, только драться не велела.
10 КЛАСС Вопрос 10 Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему. И се приидоша страньници въ градъ тъ; видhвъ я, юноша радъ бывъ текъ поклони ся имъ и любьзно цhлова я и въпроси я, отъкуду суть и камо идуть. 1. Какое значение имеет в данном контексте наречие любезьно? 2. Какое значение имеет в данном контексте глагол целовати? 3. Какой частью речи является слово радъ? Назовите его грамматические признаки.
11 КЛАСС Вопрос 10 Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему. Таче пришедъши мати его по двою дьнию отрhши и [от столпа] и подасть ему ясти, еще же гнhвъмь одьржима сущи, възложи на нозh его желhза, ти тако повелh ему ходити, блюдущи да не пакы отъбhжить отъ нея. 1. Какое значение имеет в данном контексте глагол отрешити? 2. Какое значение имеет в данном контексте глагол блюсти? 3. Как вы думаете, существует ли этимологическая связь между словами пакы снова, опять и пакость вред, или же это случайное звуковое совпадение?

Главная > Документ

Тихомирова Е.А.

Анализ результатов проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011 году

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. № 695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников», пп.II.III), Олимпиада школьников по русскому языку проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Проведение первых трех этапов, входящих в структуру заключительного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку, подчинено ее главным целям – выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей, формированию духовно-нравственных качеств, интереса к научно-исследовательской деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганде научных знаний, подготовке к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку. В соответствии с Приказом Федерального агентства по образованию № 1163 от 16 ноября 2010 г. третий (региональный) этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году проводился в Тверской области 29 января 2011 г. Никаких изменений и дополнений в задания, разработанные Центральной предметно-методической комиссией, не вносилось, что полностью соответствует «Положению о Всероссийской олимпиаде школьников». Содержательный аспект проведения олимпиады был возложен на жюри, что было определено приказом ДО Тверской области № 370/08 от 03.12.2010 г. «О проведении регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников». Жюри состояло из 15 человек, имеющих соответствующую квалификацию (кандидаты филологических наук, доценты кафедры русского языка ТвГУ и педагоги, имеющие звание «Заслуженный учитель РФ») и опыт проведения региональных этапов олимпиады школьников по русскому языку. Согласно рекомендациям Центральной предметно-методической комиссии по русскому языку на следующий день (30 января) был проведен разбор заданий олимпиады (по классам), апелляций от участников олимпиады не поступало. В рамках олимпиады (вне ее официальной части) был проведен турнир знатоков русского языка и профориентационная встреча с представителями филологического факультета ТвГУ. На выполнение заданий олимпиады отводилось 4 академических часа, участники приступили к работе в 10.00, как и было рекомендовано Центральной предметно-методической комиссией. Каждая параллель (9,10,11 классы) получила свой комплект заданий, членами жюри был проведен необходимый инструктаж, розданы проштампованные тетради и листы для черновиков. После завершения работы тетради и черновики были переданы председателем жюри (Е.А.Тихомировой) в оргкомитет для шифрования; расшифровка была проведена после оформления протоколов. Проверка работ и определение победителей и призеров были проведены в соответствии с нормативными документами (отдельно в 9, 10 и 11 классах) по ответам, предоставленным Центральной предметно-методической комиссией; черновики не проверялись. Проверенные работы после окончания регионального этапа были переданы оргкомитету, который обеспечивает сохранность материалов олимпиады (в т.ч. проверенных работ учащихся) до проведения заключительного этапа олимпиады 2010/2011 учебного года. Впервые региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проводился на базе ТвГУ. Ответственный за ее проведение С.Н. Смирнов (в составе оргкомитета руководитель рабочей группы) и его сотрудники сумели решить все организационные вопросы на высоком уроне, не допустив ни одного сбоя в регламенте и в обеспечении провдения олимпиады и работы жюри. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку приняли участие представители из 36 муниципалитетов, не принимали участие в олимпиаде учащиеся из Андреапольского, Весьегонского, Жарковского, Кимрского, Пеновского, Ржевского, Сандовского районов. Представители гг. Тверь, Вышний Волочек, Торжок, Зубцовского, Лихославльского, Старицкого, Нелидовского районов (то есть 7 территорий), приняли участие в олимпиаде командами полного состава (9, 10, 11 классы).

олимпиады по русскому языку

Региональный этап олимпиады школьников по русскому языку проводился в один тур. В течение 4 академических часов участники олимпиады должны были дать письменные ответы на вопросы: для учащихся 9 класса – 9 вопросов, для учащихся 10 и 11 классов – по 10 вопросов. Большинство заданий олимпиады базировалось на школьной программе, однако были предложены и такие задания, которые требовали более глубоких знаний, выходящих за рамки непосредственно школьной программы (особенно по истории русского языка), что полностью отвечает требованиям, предъявляемым к уровню олимпиадных заданий. Задания, предложенные учащимся 9 - 11 классов разнообразны как по форме, так и по содержанию и позволяют учащимся показать не только знание норм русского литературного языка, но и проявить языковое чутье в решении неординарных задач, касающихся языковой системы русского языка в его прошлом и настоящем состоянии. Задания, предложенные участникам олимпиады, базировались на нескольких составляющих: от текста к языку, от языка к тексту, от текста к тексту, от языка к языку, от языка к науке о языке. В заданиях первого типа предлагался текст, высказывание или словоупотребление в речи и нужно было сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы. В заданиях второго типа исходным условием являются правила, закономерности, свойства языковых единиц, которые необходимо применить к предложенным фактам речи. Тип заданий «от текста к тексту» традиционно связан с филологической работой с текстом, предполагающей сопоставительный анализ текстов или различных интерпретаций одного текста. Довольно разнообразны задания структурно-лингвистического плана, направленные на поиск закономерностей по предложенным примерам и разбор «трудных» единиц и категорий русского языка. Выполняя задания «от языка к науке о языке», учащиеся должны продемонстрировать свою осведомленность в области русского языкознания.

Анализ заданий олимпиады и уровень их выполнения учащимися

9 класс

п/п Содержание задания Затруднения учащихся
1 Назвать слова, повлиявшие на смещение ударения с первого слога на второй в формах ед.ч. слова губа 55% участников даже не пытались выполнить задание, хотя здесь требовалось не знание истории языка, а умение логически мыслить
2 Привести примеры и объяснить, когда корни слов колонна, тонна, оперетта пишутся без удвоенной согласной Сумели подобрать только 1-2 примера, не дав объяснений, что свидетельствует о несогласованности тем по словообразованию и орфографии
3 Какое значение выявлялось в древности у слова рукоять (накормити слоны рукоятьми/зерна/) Учащиеся в большинстве не справились с заданием, т.к. сама формулировка задания не предполагала выделения корней и объяснения их древнего и современного значения с приведением примеров
4 Как возникло выражение на волоске от смерти , соответствует ли оно нормам литературного языка; если нет, как его исправить Многие участники не справились с заданием, т.к. иллюстративный материал («Дамоклов меч, находиться на волоске от смерти – символ опасности») спровоцировал поиск ответа на вопрос в выражении «Дамоклов меч», а не в сопоставлении выражений «висеть на волоске» и «быть на волосок от…»
5 Дополнить ряды одним из слов,обосновать выбор: фонарный, элитарный, кустарный, кошмарный . сапожничать осторожничать кубистский снобистскийвоспитательный положительный Участники не сумели определить принцип распределения слов по колонкам и дополнить их, т.к. им не известен термин составной суффикс
6 вирус, страус, плинтус и как они проявляются Не справились 48% участников, хотя задание соответствует уровню школьной программы. Сложность возникла, вероятно, из-за незнания термина грамматические различия
7 Что общего и различного в грамматическом строении предложений: Я знаю, что ты читаешь Я видел, как он уходилЯ спрошу, когда мы вернемся Ответы показали хорошее знание синтаксиса современного русского языка; участники разграничивают союзы и союзные слова, видя разницу в грамматическом строении предложений и умеют объяснить.
8 Распределить фамилии Волков, Ковалев, Вяземский по группам, выделенным А.М.Селищевым. Назвать раздел языкознания, изучающий имена собственные Задание проверяет умение логически мыслить и комментировать, однако 60% участников не сумели определить принцип группировки и правильно распределить фамилии
9 Прочитать, перевести древнерусский текст и выполнить задания Участники в основном справились с переводом и определением лексического значения предложенных слов, но не все сумели подобрать однокоренные слова

10 класс

п/п Содержание задания Затруднения учащихся
1 Как определить безударное окончание (и/ы или е) в формах род., дат. и предл. падежей сущ.1 скл.[школʼи], [работ’и] 74% участников получили 0 баллов, поскольку не смогли установить закономерности, связанные с чередованием парных по твердости/мягкости согласных. Максимальный результат – 3 балла из 10 возможых
2 Определить орфографический принцип написания слов и указать морфемы, которые чаще всего подвергаются влиянию этого принципа (транскрипция/транскрибировать)

Учащиеся сумели определить принцип, но не смогли подобрать свои примеры с указанными морфемами

3 Значение в древности глагола находить и образованного от него существительного находник (в тексте) Затруднение вызвало определение значения корня ход-, поэтому 16% участников не сумели объяснить и значение существительного
4 Определить разницу в значении причастий, образованных от глагола удалить (удаленный зуб-удаленный доступ) Не справились с заданием 50% участников
5 Восстановить первоначальный вид фразеологических выражений, их значение и источники (...и никаких других «гвоздей сезона!») 43% участников не справились с заданием, почти никто не вспомнил стихотворение В.В.Маяковского, откуда пришло выражение «Светить – и никаких гвоздей!»
6 Распределить слова в соответствии с морфемным составом и придумать слово по схеме морфемного состава С заданием не справился 1 человек
7 Определить грамматические различия слов микроб, сироп, циклоп

Незнание лингвистического термина «грамматические различия» привело к подмене задания и определению фонетических и орфографических особенностей

8 К каким видам (по строению основы) относятся предложения Участники показали неплохие знания по синтаксису простого предложения. Не справились с заданием 5 человек
9 Работа с текстом: выписать и исправить ошибки Задание не вызвало затруднений, не справился с заданием 1 человек
10 Прочитать, перевести древнерусский текст и выполнить задания к нему В целом с заданием справились, затруднение вызвало определение значения слова целовать и древнерусском языке

11 класс

п/п Содержание задания Затруднения учащихся
1 Определить слова по описанной артикуляции 96% участников с заданием не справились, т.к. по предложенным характеристикам невозможно назвать слово
2 Какой согласный может появляться перед начальным О и почему

Ответы неполные, т.к. участники не смогли установить причину данного языкового явления

3 Сформулировать орфографические правила написания слов Затруднение вызвало объяснение грамматической природы правила
4 Древнерусское значение слова упражняться (в тексте) Задание по этимологии вызвало затруднения у большинства участников; только 1 человек ал правильный и развернутый ответ
5 Определить разницу в значении причастий (пропущенный матч – пропущенная через фильтр вода )

Ошибки связаны с нечетким пониманием отношений исходное – производное слово

6 От какой основы и при помощи какого суффикса образованы диалектные формы никогеничко и никогусенька Задание сложное, т.к. основано на диалектном материале; даже определив производящую основу и аффиксы, участники не смогли дать ответ на вопрос о необычности таких образований
7 Каковы грамматические различия слов бактерии, прерии, фурии Незнание термина «грамматические различия» привело к подмене задания и выявлению у слов признаков других уровней языковой системы
8 Отличаются ли грамматическими свойствами прилагательные августейший, густейший, святейший

Вместо сравнительного анализа степеней сравнения, участники сосредоточились на определении лексического значения и морфемного состава слов

9 Разобрать по членам предложения Неразличение несогласованных определений и дополнений
10 Прочитать и перевести древнерусский текст, выполнить задания Ошибки связаны с неумением вести сравнительно-исторический анализ
По мнению членов жюри, олимпиадные задания регионального этапа олимпиады по русскому языку в основном направлены на выявление только знаний участников, не проверяется сформированность языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций, при этом задания перегружены вопросами по истории русского языка. Неправомерно отсутствие заданий по лексике, словообразованию и лингвистическому анализу текста. Предложенные задания не дают возможности проверить творческие способности учащихся в создании собственных текстов.

Результаты выполнения заданий

Максимальное число баллов

Средний балл, набранный участниками

Максимальный и минимальный баллы, набранные участниками

Число учащихся, набравших свыше

75% и свыше 50% баллов

Победителями и призерами стали 5 учащихся, что составляет 7% от числа участников регионального этапа олимпиады по русскому языку. Остальные участники набрали менее 50% баллов, необходимых для признания их призерами олимпиады. 80% победителей и призеров (4 человека) – учащиеся гимназий и школ г. Твери. Все победители – учащиеся образовательных учреждений г. Твери, один призер представляет МОУ Максатихинская СОШ № 1.
  1. Анализ результатов проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2011 год

    Документ

    В соответствии с Приказом Федерального агентства по образованию № 1163 от 16 ноября 2010 г. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010/2011 учебном году проводился в Тверской области 1-2 февраля 2011 г.

  2. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 учебном году Москва 2011

    Методические рекомендации
  3. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году Москва 2010

    Методические рекомендации

    знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

  4. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010/2011 учебном году Москва 2010 г

    Методические рекомендации

    Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по информатике и направлены на помощь муниципальным и региональным методическим комиссиям в составлении заданий для школьного и муниципального



Просмотров