Теория государства. Николай МатузовТеория государства и права

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ 2
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 5
Глава первая. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА 5
Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 13
Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА 30
Глава четвертая. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА 43
Глава пятая. УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА 60
Глава шестая. ФУНКЦИИ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ИХ СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА 85
Глава седьмая. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 96
Глава восьмая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 104
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 154
Глава девятая. ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА 154
Глава десятая. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ 180
Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА 193
Глава двенадцатая. ФОРМА ПРАВА 206
Глава тринадцатая. НОРМА ПРАВА 220
Глава четырнадцатая. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ПРАВА 228
Глава пятнадцатая. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 237
Глава шестнадцатая. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 250
Глава семнадцатая. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА 261
Глава восемнадцатая. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ 273
Глава девятнадцатая. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 278
Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 293
Глава двадцать первая. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 301
Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 312

Учебник, написанный в соответствии с курсом «Теория государства и права» для юридических вузов, качественно отличается от выходивших ранее книг по этой дисциплине. Сохраняя все то ценное, что наработано в теоретико-правовой мысли за предыдущие годы, автор вместе с тем решительно отходит от вульгаризированных догм и методов, существенно обновляет и переосмысливает вопросы возникновения, развития и функционирования государства и права.
Книга, посвященная современной теории государства и права, содержит ряд принципиально новых тем. Впервые на высоком теоретическом уровне осмыслены и изложены вопросы новых государственно-правовых процессов современного российского общества. Дается характеристика гражданского общества в его соотношении с правом и государством.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников юридических вузов.

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ

Предлагаемая книга посвящена современной теории государства и права; в ее основе лежат лекции, которые автор читал в Московской государственной юридической академии. Кроме того, значительную ее часть составляют предыдущие, основательно переработанные, дополненные и обновленные работы автора.*

*Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.Б. Венгерова. М., 1995; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 1. М., 1996; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 2. М.,1996.

Меня неоднократно просили объединить все три предыдущие тома в один том с тем, чтобы читатель мог познакомиться в одной книге с представлениями автора о современной теории государства и права. Однако объединение трех томов в один потребовало существенной переработки всего материала: понадобилось убрать повторы, дополнить, обновить некоторые разделы, написать новые.
Те же из разделов, которые (в первом томе) содержат фрагменты, подготовленные автором совместно с другими сотрудниками кафедры теории государства и права Московской государственной юридической академии, потребовали особого внимания и переработки с тем, чтобы уточнить собственные позиции автора, устранить некоторые компромиссы. Это коснулось главным образом разделов «Сущность государства» и «Виды политических режимов». Было уточнено также участие других сотрудников в написании раздела «Функции государства». Обо всем этом в книге сделаны соответствующие сноски.
Хочу высказать еще одно замечание, не имеющее, впрочем, прямого отношения к настоящей книге, но тем не менее тесно связанное с ней. Речь идет вообще о написании учебных пособий, учебников по теории государства и права, да и по некоторым другим общественным дисциплинам, коллективами авторов, как правило, сотрудниками одной кафедры, одного научно-исследовательского отдела соответствующего института. По моему мнению, это еще один из реликтов прежней отечественной теории государства и права, ее марксистско-ленинского этапа. На этом этапе предполагалось, что весь авторский коллектив, а в него включались порой десятки сотрудников, независимо даже от того, сколь мала бы ни были доля каждого, исповедует единомыслие, базирующееся на догмах марксизма-ленинизма, и потому не так важно, кто участвует в подготовке тех или иных разделов (глав, параграфов, отдельных фрагментов). Все материалы все равно в главном будут соответствовать незыблемым, даже «вечным» истинам марксистско-ленинской теории государства и права, содержать известный набор цитат из произведений классиков марксизма-ленинизма. Словом, коллективный учебный труд будет соответствовать заранее заданным «основополагающим» идеям, установкам, исключать персональную научную ответственность, иметь дополнительную искусственную научную весомость. Пожалуй, поэтому такие методы написания учебников и получили широкое распространение в прошлом. Да и в настоящем такие рецидивы имеют место. Впрочем, в последнее время появились интересные работы по теории государства и права, имеющие строго индивидуализированных авторов.
Следует заметить также, что этот коллективный творческий труд резко отличается от традиций дореволюционной русской теоретико-юридической мысли, да и современной мировой практики. Каждый крупный русский дореволюционный ученый-юрист был автором своих работ, не нуждался в присяге на единомыслие, на обсуждение и обязательное одобрение коллективом кафедры своих трудов, не скрывался за коллективной ответственностью. Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л. Петражицкий и многие другие – яркие примеры именно такого отношения к юридическому теоретическому знанию. (Впрочем, одно наличие самостоятельной работы еще не свидетельство масштабности ученого.)
Кроме того, в прошлом одной из бед многолюдства на пятачках тех или иных теоретических параграфов являлся порой и научный компромисс по теоретико-юридическим вопросам.
«Минное поле», которое оставила марксистско-ленинская теория государства и права, еще далеко не разминировано и один из «фугасов» как раз схоронили в приверженстве к коллективным формам подготовки учебников и учебных пособий, когда порой и не разберешь «кто есть кто» и о чем в целом идет речь.
Не скрою, предлагаемая книга знаменует известный разрыв и с привычными способами подготовки теоретических монографий, учебников в области государства и права, и с представлениями о государстве и праве, характерными для предыдущего этапа теоретико-правовой мысли. Но разрыв этот, как я надеюсь, не содержит зряшного голого отрицания, а удерживает и все то положительное, что было добыто и накоплено на предыдущем этапе.
Книга содержит сведения о современной теории государства и права, т.е. о таком уровне теоретического знания в области государства и права, который вобрал в себя и обобщил новые данные о происхождении этих социальных институтов, состоянии этих институтов на первых этапах появления и дальнейшего развития, о новых формах и типах государственности, о методологических продвижениях юридической науки, новой идеологической функции теоретического знания в условиях кризиса марксистско-ленинского обществоведения, о путях формирования гражданского общества и правового государства и о многих других государственно-правовых процессах и явлениях, с которыми человечество собирается войти в XXI век.
Потребность подготовить, в том числе для юридических вузов, такую книгу по теории государства и права, которая отличалась бы качественно от имевшейся литературы по этой дисциплине, назрела давно. Слишком очевиден был разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали к концу XX века состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в особенности.
К этому времени существенно обогатилось научное знание о весьма важных сторонах возникновения, развития и функционирования государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.
В отечественной юридической науке разразился методологический кризис. Постепенно окостеневавшая и догматически толкуемая марксистско-ленинская методология, которая лежала в основе всех монографий, учебников и учебных пособий по теории государства и права, уже не могла быть использована для познания и объяснения новых государственно-правовых явлений и процессов. Возникла необходимость сформировать новую, современную методологическую базу.
Кризис социалистической идеи в том виде, в каком она была осуществлена в тоталитарном социалистическом государстве и его правовой сфере, явился одновременно кризисом марксистско-ленинской теории государства и права.
Вместе с тем автор стремился – при существенном обновлении и переосмыслении многих вопросов возникновения, развития и функционирования государства и права, при решительном отходе от вульгаризированных догм и методов – удерживать и развивать то ценное, что действительно было накоплено в движении государственно-правовой мысли, в том числе и на ее марксистско-ленинском направлении.
В книге по-новому решаются методологические вопросы, а также меняется привычная структура изложения материала. В ней сделан переход от сложившейся ранее марксистско-ленинской «энциклопедии государства и права», когда основное внимание уделялось дефинициям, почерпнутым из трудов Маркса, Энгельса, Ленина, к освещению подлинной государственно-правовой проблематики. Вместе с тем автор стремился привлечь внимание читателя к базовым понятиям, которые будут использоваться при изучении других юридических наук.
Теория государства и права, представленная в книге, не является марксистско-ленинской, а стремится учесть все богатство современной государственно-правовой мысли. В ней проводится идея, что многие взгляды Маркса, Энгельса, Ленина были обусловлены уровнем знаний XIX – начала XX века, политической борьбой, конкретно-историческими условиями. Специальное место отведено критике сталинизма и неосталинизма по вопросам теории государства и права.
По-иному ставится вопрос о немарксистских теориях, в том числе представленных трудами выдающихся дореволюционных русских юристов и современных крупных зарубежных философов и юристов. Длительное время отечественная литература по теории государства и права «очищалась» от взглядов и концепций ученых-немарксистов. Их учения подвергались критике и в лучшем случае были перенесены для критического освещения в проблематику истории политических и правовых учений. В настоящей книге автор старался выправить этот методологический перекос, ознакомить читателя с позитивным содержанием основных учений различных теоретико-правовых школ, в том числе российских. Однако главное внимание уделяется не столько рассмотрению различных взглядов, сколько осмыслению, описанию и объяснению реальных государственно-правовых процессов и явлений.
В книге формулируется положение, что теория государства и права состоит из двух крупных, относительно самостоятельных частей: теории государства и теории права. Тем самым происходит еще один разрыв с предыдущими государственно-правовыми догмами, а именно: с утверждениями о неразрывной связи государства и права, о праве как результате исключительно государственного развития общества.
Прослеживая реальные связи между государством и правом и включая их в предмет своего рассмотрения, автор после общей характеристики этих социальных институтов сосредоточивает в первой части книги свое внимание на теории государства, т.е. на теоретических вопросах, относящихся к возникновению, функционированию и развитию государственности у всех обществ, а также на теоретических вопросах российской государственности. Таким образом, формулируется положение об общей и специальной теории государства. Во второй части речь идет о теории права.
В книге некоторые государственные и правовые вопросы рассматриваются с позиций зарождающейся синергетики науки о самопроизвольных, самоорганизующихся, случайностных процессах. Вместе с тем в книге сохраняются материалистические основы теории, исследуется связь государства и права с классовыми, национальными структурами и интересами, с материальными условиями жизни общества.
Особое внимание уделяется осмыслению новых государственно-правовых процессов, протекающих в современном российском обществе: формированию новых государственных структур, правовой системы, отражающих переход России к новому общественному строю; освещается возрастающая роль конституционной законности, эволюция формы Российского государства, в том числе процессы распада и новые интеграционные процессы, становление правового государства и др.
По-новому рассматриваются и многие конкретные теоретические вопросы. Прежде всего используются новые знания о происхождении государства и права, накопленные за сто лет после выхода в свет книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Это касается перехода от присваивающей экономики к производящей («неолитическая революция»), влияния этого процесса на возникновение государства, права, государственной власти. А как известно, именно в анализе происхождения тех или иных социальных явлений и процессов и находится ключ к их пониманию, определению, обозначению.
Читатель встретится с критическим освещением формационного подхода к типологии государства и права, ознакомится с иными подходами, в том числе цивилизационным. В книге отклоняется идея прогресса государственности как перехода от одного типа государства к другому, признания социалистического типа государства и права в качестве высшего.
Автор отказался от специального тематического рассмотрения типов государства и права, а те или иные государственно-правовые институты и процессы оcвещаются на сквозном материале различных типов и форм государств. В этой связи формулируется понятие государственности, охватывающее различные типы формы государственной организации общества на различных этапах его развития. По-новому рассматриваются буржуазно-демократические государства, процессы возникновения и функционирования федерации, конфедерации, содружества, сообщества, империи, роль Российского государства на этапе перехода общества к рыночной экономике, место государства в современной политической системе, в том числе соотношение государства и партий государства и религиозных объединений. При этом учитываются реальные процессы, происходящие в российском обществе, в том числе при развитии российской государственности.
Книга содержит и ряд принципиально новых тем. В ней рассматриваются и анализируются также положения Конституции Российской Федерации, относящиеся к характеристике современного Российского государства.

Разумеется, автор не считает, что в книге даны все ответы на вопросы современной теории государства и права, изложены все ее положения, полностью охарактеризовано ее состояние. Усилия насытить эту актуальную общественную потребность предпринимаются в настоящее время многими учеными, работающими в области теории государства и права. Кроме того, понятно, что иные ответы имеют и остродискуссионный характер. Но надежда на то, что удастся помочь читателю разобраться в современной теории государства и права, что он сумеет сформировать определенный массив необходимых теоретических государственно-правовых знаний, использовать его в научных и практических занятиях, вдохновляла автора на протяжении всей работы над этой книгой.

3- е изд. - М.: Юриспруденция, 2000 . - 528 с.

Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств и проч. Множественность таких теорий связана не только со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность прямо затрагивает интересы различных социальных классов и групп. Связано это и с разнообразием идеологических позиций и философских подходов различных авторов.

Следует отметить, что до недавнего времени в нашей науке безраздельно господствовала одна марксистско-ленинская теория государства, основанная на классовом подходе, а все другие концепции отвергались как буржуазные, без их всестороннего анализа, без попыток хотя бы найти в них рациональное зерно. Сейчас отношение к ним существенно изменилось: признается, что любая теория опирается на какие-то фактические данные, на обстоятельства, имеющиеся в реальной жизни. Учет этих обстоятельств и теоретических обобщений дает возможность более широко и всесторонне анализировать изучаемые явления и процессы. Относится это и к рассматриваемым далее теориям государства.

Существующие теории государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях и задачах, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития. Поскольку различные авторы, рассматривая в своих работах проблемы, связанные с государством, так или иначе обращаются ко всем указанным вопросам, то теории, относящиеся к разным группам, взаимодействуют между собой, образуют различные сочетания.

Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.

Теория элит . Теория элит сформировалась в начале XX в. (работы В. Парето, Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и др.). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и проч.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение населения от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депутатов, работников государственного аппарата и проч. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой.

Технократическая теория . Эта теория возникла в 20х гг. нашего столетия и получила значительное распространение в 6070х гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в других теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.

Теория плюралистической демократии . Эта теория появилась также в XX в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др. Теория отражает политические взгляды как социалдемократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов и проч. Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления.

Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, отметим теорию «государства всеобщего благоденствия ». Она возникла после Второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений (теория «государства ночного сторожа »). Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом в 30х гг. и получили развитие в работах Д. Мюрдаля, А. Пигу, К. Боулдинга, В. Мунда и др.

Суть теории состоит в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее недостаток умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

Теория правового государства освещает вопросы как целей государственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории в том, что она направлена на демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех государственных органов. Недостаток в том, что она позволяет вуалировать несоответствие ряда социальных ценностей праву.

К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести теорию «технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в освоении и использовании технических средств, в том числе радиоэлектроники. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит поновому решать многие вопросы государственного управления: например, можно будет проводить опросы граждан и даже голосование (референдум) с использованием радиотелевизионной техники, компьютеры дадут возможность принимать независимые от воли отдельных лиц и поэтому справедливые и оптимальные решения и т.п.

Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, отметим теорию конвергенции, которая появилась в 5060х гг. XX в. (работы Д. Гэлбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и др.). Эта теория рассматривала взаимное влияние государств двух систем: западных США, Англия и других с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Делался вывод о том, что происходит «обмен» между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и проч. Это должно привести к тому, что через какоето время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия». Определенные положения этой теории находят несомненное подтверждение в современный период.

Особое место среди указанных теорий занимает историко материалистическая концепци я государства, которая рассматривает все аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса. Его особенности определяются, прежде всего, экономикой общества на определенной стадии его исторического развития. Цель построение социалистического, а затем и коммунистического общества, а конечная судьба государства его отмирание по мере построения коммунистического общества. Положения данной теории будут более подробно рассматриваться в дальнейшем.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теория государства и права – общественная политико-юридическая наука, изучающая специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Государство – это универсальная, суверенная политическая организация власти, призванная обеспечить нормальное функционирование общества.

Выделяют следующие признаки государства:

· Территория – пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;

· Административно-территориальная организация населения стра­ны и властного аппарата – распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, которое неизбежно влечет его деление па административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.);

· Наличие публичной власти – совокупность государственных аппаратов, которые включают в себя аппараты защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы) и аппараты управ­ления (органы законодательной и испол­нительной власти);

· Государственный суверенитет – независимость, самостоятельность государственной власти при осуществлении ей своей политики в пределах собственной территории (внутренний суверенитет) и в международных отношениях (внешний суверенитет);

· Налоги и сборы, которые взимаются с населения на содержание органов государственного управления, развитие национальной и регио­нальной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохра­нение, образование, социальное обеспечение и т. д.).

Функции государства - это основные направления его деятельности. В зависимости от сферы деятельности выделяются внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее раз­витие общества; внешние функции - направления деятельности в от­ношениях с другими государствами.

Внутренние функции:

· политическая функция заключается в обеспечении го­сударственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социально­го согласия, разрешении социальных конфликтов и т.д.;

· экономическая функция призвана обеспечить нормаль­ное функционирование и развитие экономики, в том числе посред­ством охраны существующих форм собственности, установления нор­мативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.;

· социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание не­обходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоя­тельно обеспечить себе средства для достойного существования и т.д.


Внешние функции:

· оборона страны;

· свобода поддержания мирового порядка;

· свобода интеграции в мировую экономику (вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), участие в иных международных организациях);

· сотрудничество с государствами для решения глобальных проблем

Формы осуществления функций государства: правовые и неправовые (организационные). К правовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· правотворчество – разработка и принятие законов и иных норма­тивных актов;

· правоприменение – государственно-властная деятельность специ­ально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

· правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.

К неправовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т.д.;

· политические – согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и т.д.;

· идеологические – призывы политических лидеров к населению, агитация через СМИ и т.д.;

· организационные мероприятия – планирование, контроль и т.д.

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима. Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют две основные формы правления – монархию и республику, которые различают, прежде всего, по способу замещения поста главы государства.

Монархия – это форма правле­ния, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (мо­нарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархия делится на абсолютную и конституционную (ограниченную).

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей пол­ноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномо­чий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно огра­ничение полномочий монарха и распределение государственно-­властных полномочий между несколькими центральными орга­нами. По степени ограничения конституционные монархии подразделя­ются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует пар­ламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений пар­ламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитиче­ских функций и т.д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства (например, в Японии и Швеции). В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидер­ландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими толь­ко в результате инициативы правительства или какого-либо дру­гого органа, либо вообще ими не пользуется и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо по­литического кризиса.

Республика – форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется пред­ставительными органами, избираемыми населением на определен­ный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

· выборностью органов государственной власти на определенный срок;

· производным от народного суверенитета характером государ­ственной власти;

· юридической ответственностью главы государства.

Современные республики подразделяют на четыре формы: пар­ламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республи­ку, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

В парламентарной республике важнейшим органом государствен­ной власти является парламент и в качестве самостоятельных ор­ганов власти существуют независимые суды. Роль главы государства (президента) в парламентарной респу­блике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назна­чения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осу­ществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. К парламентарным республикам относятся Ита­лия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существу­ет три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, кото­рый не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогатель­ного органа. Законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Для функционирования властного механизма как единого цело­го принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). Например, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; а парламент в свою очередь может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента) и т.д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления (полупрезидентские республики) обладают отдельными чертами как парламен­тарной, так и президентской республики. Роль президента в такой республике ве­лика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и долж­но опираться на парламентское большинство, несет ответствен­ность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Та­ким образом, при смешанной форме республиканского правле­ния глава государства становится ключевой фигурой в государ­ственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россия также относится к республикам со смешанной формой правления.

В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль пред­ставительных и судебных органов в этих странах невелика, а прак­тически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределе­но заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находят­ся под контролем государства, а реально – под контролем пра­вящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него и т.д.

Форма государственного устройства – это политико-террито­риальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных: частей государства, характер их взаимоотно­шения друг с другом и с центральными органами власти.

В юридической науке обычно различают две основные формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Также выделяют: регионалистское государство, унию и конфедерацию.

1. Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образо­ваний (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполни­тельные и судебные). Государственные образования внутри феде­рации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоре­чащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они ли­шены права одностороннего выхода из состава федерации, не об­ладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ). Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъ­ектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации, части которой имеют различный правовой статус (напри­мер, Индия, Канада).

2. Унитарное государство – это единое, слит­ное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической само­стоятельностью. Такое государство централизовано и неделимо. Входящие в его состав административно-территориальные образо­вания (губернии, области, департаменты), хотя и отличаются из­вестным своеобразием, но не имеют ни собственного законодатель­ства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция. Финляндия, Белоруссия).

· под регионалистским (или квазифедеративным) государством понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнитель­но новое явление в мировой политике. Они стали развиваться только после Второй мировой войны. На конец XX в. классическими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию постепенно эволюционирует в феде­рацию.

· государства уния – сложносо­ставное государство, образовавшееся в результате присоедине­ния одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса. В качестве при­мера можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., при­ведшую к созданию единого государства.

· конфедерация – союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Исторически конфедерация­ми были США в 1776-1864 гг. и Германский союз в 1815-1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превраща­ющейся в федеративное государство, является Европейский союз (ЕС).

Политический режим – это совокупность способов и приемов осу­ществления государственной власти, определяющих конкретное выра­жение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический политический режим характеризуется свобо­дой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффек­тивного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой харак­тер государства), многообразием политических взглядов и убеж­дений.

Авторитарный политический режим является одной из разновид­ностей недемократических режимов. Для него характерна монополия пра­вящей власти на политическую деятельность, концентрация за­конодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, соци­альную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

Тоталитарный политический режим характеризуется полным контролем государства всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной идеологией, выразителем которой высту­пает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Фашистский режим – является одной из форм тоталитаризма, которая характеризуется ликвидацией или сведением на нет роли парламента, небывалой концентрацией государственной власти в руках стоящих во главе государственной машины партийных лидеров, централизацией и милитаризацией государственного аппарата. Также таким государствам присуща идея превосходства одной нации или расы над другой и крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Примером государств с фашистским режимом можно назвать Италию (в 1922 г.), Германию (в 1933 г.).

Диктаторский режим – для диктатуры характерна неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая им социально-политическая идея дает определение тому или иному виду диктатуры (цезаризм, бонапартизм, диктатура пролетариата, диктатура партии т.д.).



Просмотров