Теория государства и права. Мелехин А.В

2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001 . - 776 с.

В Курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные действующей программой по теории государства и права, а также ряд новых проблем. Книга отражает современное состояние юридической науки и практики, конституционное и текущее законодательство, происходящие в России процессы. Во второе издание Курса включены дополнительные, актуальные темы (правовая политика, льготы и поощрения, ошибки в праве и др.). Некоторые темы расширены, переработаны, изложены с учетом новейших российских реалий и тенденций.

Для студентов юридических вузов, слушателей школ и институтов МВД, других высших и средних учебных заведений, в которых преподаются основы государственно-правовых знаний.

Формат: doc / zip

Размер: 890 Кб

/ Download файл

Оглавление
Предисловие (Н.И. Матузов) 5
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (М.И. Байтин) 13
1. Предмет теории государства и права 13
2. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками 19
3. Метод изучения теории государства и права 22
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (В.Л. Кулапов) 29
1. Плюрализм теорий происхождения государства 29
2. Возникновение государства 31
3. Возникновение права 37
Тема 3. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 42
1. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть 42
2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Понятие государства 47
3. Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества 51
4. Типы государства 53
Тема 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВАМИ. Байтин, И.Н. Сенякин) 60
1. Понятие и классификация функций государства " (М.И. Байтин) 60
2. Основные внутренние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 64
3. Основные внешние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 71
4. Формы осуществления функций государства (М.И. Байтин) 75
Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА (В.Л. Кулапов, 0.0. Миронов) 79
1. Понятие формы государства (В.Л. Кулапов) 79
2. формы правления (В.Л. Кулапов) 80
3. Формы государственного устройства (0.0. Миронов) 86
4. Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов 93
Тема 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 97
1. Орган государства: понятие, признаки, виды 97
2. Понятие механизма государства 100
3. Принципы организации и деятельности механизма государства 102
4. Структура механизма государства 106
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО (А.И. Демидов) 114
1. Системный подход к анализу политической жизни 114
2. Понятие, структура и функции политической системы 116
3. Место и роль государства в политической системе 121
4. Основные субъекты политической системы 123
5. Политический режим 125
Тема 8. СУЩНОСТЬ ПРАВА (М.И. Байтин) 130
1. Основные направления учения о праве 130
2. Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 137
3. О широком понимании права 145
4. Принципы права 151
5. функции права 156
Тема 9. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА, ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ (В.Л. Кулапов) 162
Тема 10. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (Н.И. Матузов, В.Н. Синюков) 178
1. Понятие и структура правовой системы (Н.И. Матузов) 178
2. Классификация правовых систем (В.Н. Синюков) 186
3. Основные правовые семьи народов мира (В.Н. Синюков) 190
Тема 11. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО (Н.И. Матузов, Б.С. Эбзеев) 200
1. Гражданское общество (Н.И. Матузов) 200
2. О принципе «не запрещенное законом, дозволено» (Н.И. Матузов 214
3. Государство и право в их соотношении (Н.И. Матузов) 235
4. Соблюдение и защита прав человека - обязанность государства (Б.С. Эбзеев) 244
Тема 12. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (А.В. Малько) 247
1. Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли 247
2. Понятие правового государства 252
3. Принципы правового государства 254
Тема 13. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ (Н.И. Матузов, А.С. Мордовец) 263
1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды (Н.И. Матузов) 263
2. Право как мера свободы и ответственности личности (Н.И. Матузов) 269
3. О праве в объективном и субъективном смысле. Гносеологический аспект ^Н.И. Матузов) 281
4. Основные права личности (Н.И. Матузов) 289
5. Теория и практика прав личности (Н.И. Матузов) 299
6. Юридические обязанности личности (Н.И. Матузов) 306
7. Гарантии прав личности: понятие и классификация (А.С. Мордовец) 311
Тема 14. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (Н.И. Матузов) 320
1. Социальные и технические нормы 320
2. Понятие и классификация социальных норм 323
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия 326
4. Право и другие социальные нормы 342
5. Правовые презумпции и аксиомы 351
Тема 15. НОРМЫ ПРАВА (М. И. Байтин) 357
1. Понятие и признаки правовой нормы 357
2. Структура юридической нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта 361
3. Классификация правовых норм 368
Тема 16. ФОРМЫ ПРАВА (В.Л. Кулапов) 374
1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права 374
2. Виды форм права 377
3. Система нормативных актов в Российской Федерации 381
4. Понятие и виды законов. Краткая характеристика основных стадий законотворческой деятельности 382
5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 390
Тема 17. СИСТЕМА ПРАВА (Н.И. Матузов) 394
1. Понятие и структурные элементы системы права 394
2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты 399
3. Частное и публичное право 403
4. Общая характеристика отраслей российского права 406
Тема 18. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (И.Н. Сенякин) 412
1. Правотворчество: понятие, принципы, виды 412
2. Стадии законотворческого процесса 415
3. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь 418
4. Систематизация законодательства 421
5. Тенденции развития современного российского законодательства 425
6. Специализация и унификация российского законодательства как основные тенденции его развития 429
Тема 19. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (И.М. Зайцев, А.С. Мордовец) 440
1. Понятие и содержание юридического процесса (И.М. Зайцев 440
2. Стадии юридического процесса (И.М. Зайцев) 442
3. Основные начала юридического процесса (И.М. Зайцев) 444
4. Правовые процедуры и судебные процессы (И.М. Зайцев) 445
5. Демократия, право, процедура (А.С. Мордовец) 448
Тема 20. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 453
1. формы реализации права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов). 453
2. Применение права как особая форма его реализации (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 454
3. Стадии правоприменительного процесса (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 457
4. Акты применения права: понятие и виды (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 460
5. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 463
6. Юридические коллизии и способы их разрешения (Н.И. Матузов 465
Тема 21. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА (А.В. Осипов, Б.С. Эбзеев) 478
1. Понятие и необходимость толкования права (А.В. Осипов) 478
2. Виды толкования права по субъектам^А.В. Осипов) 480
3. Способы толкования права (А.В. Осипов) 483
4. Толкование права по объему (А.В. Осипов) 485
5. Акты толкования права: понятие и виды (А. В. Осипов) 487
6. Толкование Конституции и иных законов Российской Федерации Конституционным Судом (Б.С. Эбзеев) 488
Тема 22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В.Н. Карташов) 496
1. Понятие юридической практики 496
2. Структура юридической практики 498
3. Виды юридической практики 501
4. Функции юридической практики 502
5. Пути совершенствования юридической практики 505
Тема 23. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Н.И. Матузов) 510
1. Понятие правоотношений как особого вида обществен-то ных отношении 510
2. Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений. Взаимосвязь нормы права и правоотношения 515
3. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность 517
4. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения 525
5. Объекты правоотношений: понятие и виды 528
6. Юридические факты и их классификация 530
7. Общерегулятивные правоотношения и их специфика 532
Тема 24. ЗАКОННОСТЬ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ (А.Б. Лисюткин) 546
1. Понятие и принципы законности 546
2. Гарантии законности 555
3. Ошибки в праве 557
Тема 25. ПРАВОПОРЯДОК (В.В. Борисов) 562
1. Правовой порядок: понятие, общая характеристика 562
2. Структура правопорядка 567
3. Уровни упорядоченности и функции правопорядка 571
4. Право, законность, правопорядок 574
Тема 26. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ (В.Л. Кулапов) 579
1. Понятие и основные виды правомерного поведения 579
2. Понятие и основные признаки правонарушения 582
3. Юридический состав правонарушения 584
4. Виды правонарушений 589
5. Причины правонарушений и пути их устранения 591
Тема 27. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (И.Н. Сенякин, Е.В. Черных) 595
1. Социальная ответственность и ее виды (И.Н. Сенякин) 595
2. Понятие, признаки и виды юридической ответственности (И.Н. Сенякин) 597
3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность (И.Н. Сенякин) 601
4. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности (И.Н. Сенякин) 603
5. Юридическая ответственность и государственное принуждение (Е.В. Черных) 605
Тема 28. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ (Т.В. Синюкова) 611
1. Понятие, структура и виды правосознания 611
2. Взаимосвязь права и правосознания 620
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 623
Тема 29. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (В.П. Сальников) 626
1. Понятие и общая характеристика 626
2. Структура и функции правовой культуры 631
Тема 30. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА (Н.И. Матузов) 639
1. Общая характеристика политики 639
2. Сущность и основные принципы правовой политики 647
3. Современные приоритеты российской правовой политики 666
Тема 31. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ (Н.И. Матузов) 683
1. Нигилизм как общесоциальное явление 683
2. Понятие и источники правового нигилизма 689
3. Формы выражения правового нигилизма 695
4. Правовой идеализм и его причины 712
Тема 32. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (А.В. Малько) 722
1. Правовые средства: понятие и виды 722
2. Правовое регулирование и правовое воздействие 724
3. Понятие механизма правового регулирования 725
4. Структура механизма правового регулирования 727
5. Эффективность механизма правового регулирования 732
Тема 33. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В Малько) 734
1. Информационно-психологический аспект действия права 734
2. Понятие и виды правовых стимулов 737
3. Понятие и виды правовых ограничений 739
4. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории 742
5. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах 744
Тема 34. ЛЬГОТЫ И ПООЩРЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В. Малько) 746
1. Понятие, признаки и функции правовых льгот 746
2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений 755
3. Поощрительные санкции 761

Достаточно интересным оружием с точки зрения области тактического применения являются снайперские винтовки. Данные модели оружия предназначены для прицельного поражения мишени одним-единственным выстрелом на дистанции, зачастую недоступной для прицельного огня с помощью других типов оружия.

Специально для того, чтобы выстрел получался максимально мощным и точным, в комплекте со снайперскими винтовками используются специальные патроны с огромной массой пули и порохового заряда. Баланс пули при этом тщательно выверен - размер возможных отклонений от траектории не оставляет цели, попавшей в прицел, ни единого шанса на спасение.

Именно для оснащения одной из самых производительных отечественных винтовок, созданных специально под оптический прицел, был разработан глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете для пополнения личной коллекции. Снайперская винтовка конструкции Драгунова, по праву считающаяся одной из лучших в мире, может быть эффективно дополнена этим специальным средством для тихой и беспламенной стрельбы.

Где применяется глушитель ТГП-В 2 Шелест?

Где применяется ТГП-В 2 Шелест? Данное изделие, наименование которого расшифровывается как «тактический глушитель-пламегаситель», с момента своего создания было предназначено исключительно для нужд отрядов специального назначения - выпускников школы снайперов, получавших наиболее важные и ответственные задания государственной важности.

Макет ТГП-В 2 Шелест по своим тактико-техническим характеристикам не отличается от оригинала, благодаря чему его покупка является мечтой многих истинных ценителей, коллекционирующих раритетное оружие в виде охолощенных и деактивированных экземпляров.

Купить ТГП-В 2 Шелест - значит, приобрести устройство, не единожды участвовавшее в реальных сражениях и доказавшее свою ценность. Звук выстрела мощного патрона 7.62х54 мм, разумеется, это изделие погасить полностью не в состоянии, однако основной демаскирующий фактор - вспышку форса пламени - с помощью этого изделия устраняется практически в ста процентах случаев.

Глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете у нас, использовался в ходе проведения всех кавказских войн, в том числе - и в Афганистане. Многие специалисты подтверждают достаточно высокий уровень данного изделия - хоть оно и не является пределом мечтаний для профессионального снайпера.

Как работает глушитель ТГП-В 2 Шелест?

Как работает глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете с помощью наших услуг? Это изделие, как и все остальные агрегаты данного типа, воздействует на выходящие из ствольного канала пороховые газы, создавая эффект дисперсии, снижая их скорость на выходе из камеры глушителя и позволяя им остыть ниже критической температуры, при которой их расширение производит сильный акустический эффект.

В отличие от многих других тактических глушителей, ТГП-В 2 Шелест устанавливается не на ствол, а непосредственно на штатный цилиндрический пламегаситель снайперской винтовки Драгунова. Благодаря этому эффект его работы только усиливается.

Если изучить макет ТГП-В 2 Шелест внимательным образом, то можно понять, что встроенный в камеру сепаратор может быть как прямым (пластины сепаратора перпендикулярны боковой поверхности камеры), так и коническим (с выгибанием пластин сепаратора в сторону выхода пули). Какой из них более надежен и обладает лучшими свойствами погашения звука и форса пламени - сможет рассказать разве что профессиональный снайпер, использовавший снайперскую винтовку конструкции Драгунова в комплекте с каждым из описанных типов тактического глушителя-пламегасителя.

Почему ТГП-В 2 Шелест считается не лучшим вариантом?

Стоит отдельно заметить, что эксперты не готовы отдать пальму первенства по степени качества ТГП-В 2 Шелест. Почему это изделие считается не самым лучшим вариантом? Об этом стоит рассказать подробнее.

Во-первых, применение тактического глушителя в тандеме со снайперской винтовкой не может дать стопроцентной эффективности его действия. Звук выстрела все равно будет хорошо слышим на большом расстоянии - хоть и направление к его источнику и будет определить значительно сложнее. Глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете в целях коллекционирования, не является действительно идеальным выбором по той причине, что снайперская винтовка по умолчанию использует патрон, придающий пуле на выходе из ствольного канала начальную скорость, в несколько раз превышающую скорость звука. Чем больше скорость пули - тем лучше настильность траектории и тем меньшие поправки потребуется брать стрелку для успешного поражения мишени. Ослаблять снайперский патрон до дозвуковой скорости полета пули - значит, сделать возможным бесшумное ведение огня, однако лишь с учетом огромной потерей в точности.

Во-вторых, макет ТГП-В 2 Шелест, устанавливаемый на штатный пламегаситель, сбивает прицел снайперской винтовки - и перед непосредственной эксплуатацией ее необходимо заново пристреливать, настраивая прицел. Ситуация примерно та же, как и с винтовкой Мосина, которую пристреливали исключительно с примкнутым штыком. ТГП-В 2 Шелест весит больше килограмма, из-за чего существенно смещает центр тяжести вперед и становится причиной возникновения достаточно мощных рывков ствола вверх и вбок из-за изменившегося вектора отдачи.

Настоящие профессионалы, которым доводилось использовать все самые передовые оружейные разработки СССР и РФ, заявляют, что в арсенале нашей армии есть куда более удобное бесшумное оружие с оптическим прицелом. Специальная снайперская винтовка (ВСС) под кодовым названием «Винторез» включает в свою конструкцию интегрированный в ствол глушитель, огромная производительность которого позволяет сделать стрельбу действительно бесшумной - причем, без потери точности.

Купить ТГП-В 2 Шелест можно у нас!

Если вы по-настоящему интересуетесь специальными армейскими средствами, использовавшимися вооруженными силами России и Советского Союза для усовершенствования и модификации штатного оружия, то данное изделие наверняка способно привлечь ваше пристальное внимание. Купить ТГП-В 2 Шелест в целях коллекционирования и для личного пользования можно у нас - и эта возможность может считаться действительно редкой и выдающейся.

Обнаружить в продаже настоящий ТГП-В 2 Шелест крайне нелегко, поскольку изделия данного типа редко попадают на рынок охолощенного и деактивированного оружия. Экземпляры, выставленные бывшими владельцами в продажу, быстро находят себе новых хозяев, оседая в частных коллекциях. Если вы желаете приобрести качественный макет ТГП-В 2 Шелест, ничем не отличающийся от оригинала, то вам стоит поторопиться. Вполне вероятно и предсказуемо, что данное изделие не задержится в продаже надолго - желающих приобрести его больше, чем вам может показаться на первый взгляд. Отличное качество изготовления, высокий уровень эстетической и исторической ценности, а также - идеальное эксплуатационное состояние изделия быстро привлекут к себе внимание. Глушитель ТГП-В 2 Шелест купить лучше прямо сейчас, пока вас не опередили конкуренты!

Тема 1

Предмет и методология теории государства и права

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет теории государства и права.

2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук.

3. Современное состояние теории государства и права.

4. Методология теории государства и права.

Дополнительная литература:

1. Брызгалов А.И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Государство и право. – 2004. – № 4. – С. 17-22.

2. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. – 2004. – № 7. – С. 5-11.

3. Панов Н.И. Методологические аспекты формирования понятийного аппарата юридической науки // Правоведение. – 2006. – № 4. – С. 18-29.

4. Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. – 2004. – № 12. – С. 61-64.

5. Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. – 2003. – № 1. – С. 103-106.

6. Соколов Н.Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 22-30.

1. Теория государства и права как наука. Предмет теории государства и права

В познании окружающего мира особое место занимает наука , т.е. система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития. Ее цель – получение и систематизация знаний о действительности.

Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Понятие объекта исследования шире понятия предмета.

Объект исследования науки – это те явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей.

Предмет исследования – часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.

Объект может быть общим для ряда наук, а вот предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

Наука имеет сложную структуру и делится на естественные (математика, астрономия, химия и др.) и гуманитарные (общественные) науки – история, философия, политология, экономическая теория и др.

К гуманитарным наукам относится и юридическая наука – область человеческой деятельности, изучающей государство и право как самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества.

Юридическая наука имеет свою собственную структуру, организованную по предмету изучения:

1. Общетеоретические и исторические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений).

2. Отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового права, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права и т.д.).

3. Науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор и др.)

4. Науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право).

5. Прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, криминология).

В теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками.

Предмет теории государства и права составляют:

1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

Теория государства и права как юридическая наука представляет собой систему объективных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанных с ними и сопутствующих им иных социальных явлениях и процессах.

Теория государства и права как учебная дисциплина призвана на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции.

Теория государства и права как учебная дисциплина полностью базируется на данных теории государства и права как науки и в главном отличается от последней только своим обучающим характером. Полученные научные знания систематизируются и в концентрированном виде укладываются в рамки учебного курса. При этом обращается внимание на краткость и четкость формулировок, логику изложения, доступность языка.

2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук

Теория государства и права взаимосвязана со многими гуманитарными науками.

Прежде всего она связана с историей , изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Принцип историзма является одним из основных принципов теории государства и права. Он означает, что государственно-правовые явления и процессы надо изучать в развитии, т.е. рассматривать то, как возникают государство и право, какие основные этапы проходят в своем развитии, чем они стали в настоящее время, каковы их дальнейшие перспективы.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой . Теория государства и права рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией . Основываясь на политических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками . Она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития и занимает ведущее место в системе юридических наук. Теория государства и права является методологической основой для других юридических наук. Иными словами, систему методов, с помощью которых изучаются на теоретическом уровне государство и право, используют и другие юридические науки, прежде всего отраслевые.

С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал других юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам. Происходит, таким образом, процесс взаимообогащения и взаимовлияния теории государства и права и других юридических наук.

3. Современное состояние теории государства и права

В связи с переходом России в новую систему экономических, политических и социальных отношений изменяются и научные основы теории государства и права.

Длительное время отечественная теория государства и права базировалась на марксистко-ленинском понимании государственно-правовых явлений и процессов, опиралась на классовый подход к государству и праву.

В современной теории государства и права, с одной стороны, произошел отказ от догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов.

Произошло обогащение теории государства и права новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании классового и общечеловеческого в сущности государства и права. Появились новые знания о функционировании и эволюции социалистических государств. По-новому стали осмысливаться современные буржуазные государства. Появились и новые знания о гуманистических и демократических ценностях в развитии современной государственности. Стала понятна демократическая ценность конституционной законности и верховенства законов в борьбе с произволом, тоталитаризмом. По-иному выглядит и вся проблематика прав и свобод человека, приоритет прав отдельного индивида, личности над правами коллективных образований – государства, нации, народа.

4. Методология теории государства и права

Если знание предмета теории государства и права позволяет четко отвечать на вопрос, что изучает эта наука, то знание методологии позволяет дать ответ на другой важнейший вопрос: как наука это делает, с помощью каких приемов и методов.

Методология науки представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности.

Метод науки – это способ по­стижения и исследования реальной действительности.

Метод теории государства и права представляет собой объективно существующую совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет данной науки.

Методы подразделяются на общие , которые распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные (частнонаучные) , используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон интересующей нас науки.

К общим методам изучения теории государства и права можно отнести:

1) исторический материализм , т.е. распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Согласно требованиям метода материалистической диалектики все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. И изучаться они должны не в статике, а в динамике, развитии;

При соотношении науки и учебной дисциплины, следует иметь в виду, что учебная дисциплина базируются на науке, вместе с тем наука и учебная дисциплина каждая имеет свою цель и свое строение.

Наука – система обобщения знаний о различных предметах и явлениях окружающего мира.

Учебная дисциплина - начальный уровень познания, являющийся условием адаптации субъекта к той или иной форме социальной жизнедеятельности.

Теория государства и права (ТГП) как учебная дисциплина - общетеоретическая дисциплина о сущности и назначении государства и права, об основных ведущих закономерностях их возникновения и развития.

Отличия теории государства и права как учебной дисциплины и науки:

· 1. Рамки изучения ТГП как дисциплины уже, чем науки;

· 2.ТГП как дисциплина субъективна;

· 3.ТГП как дисциплина базируются на науке;

· 4.ТГП как дисциплина входит в систему юридических дисциплин, а не в систему юридических наук.

Цель теории государства и права как науки – теоретическое осмысление государственно-правовых явлений, а учебной дисциплины – формирование системы базовых знаний для профессионального изучения юридических дисциплин.

Предмет ТГП как науки составляет наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, структура, основные элементы, принципы, институты.

Структура предмета:

· 1. Юридическая догматика (понятийно-категорийный аппарат);

· 2. Юридическая техника (основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права);

· 3. Юридическая методология (основные средства, приемы, способы и принципы познания в области юридической науки).

По схеме:

· 1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и их влияние на общество в целом и его отдельные элементы (возникновение общества и государства, построение системы органов государства, осуществление функций государства, проявление принципов, соблюдение, исполнение использование и применение норм права)

· 2. Система основных понятий и категорий (государство, право, функции государства, типы, формы государства и т.д.)

Назначение теории государства и права как учебной дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студента с основами науки ТГП, вооружить его знаниями по тем вопросам, которые она изучает, т.к. эти знания создают необходимую базу для надлежащего усвоения других юридических дисциплин и наук. Каждый юрист должен понимать значение таких категорий, как право, государство, правовая норма, право- и дееспособность, правоотношение, правонарушение и т.п. Также ТГП помогает уяснить содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования.

2. Метода теории государства и права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

3. Место ТГП в системе общественных и юридических наук.

ТГП изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Для юридических наук ее значение в том, что она дает определение основным юридическим понятиям, исследует их природу, сущность. А соответствующие юридические понятия (правоотношения, юридический факт, субъективное право, обязанность, норма) активно используются во всех отраслевых юридических науках (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.). ТГП играет объединяющую роль в системе юридических наук, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются. Например, предмет науки административного права составляют нормы, регулирующие общественные отношения.

Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки уголовного права являются нормы, которые определяют преступность и наказуемость деяний.

ТГП также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4.Понятие и признаки государства.

Государство – это особая организация власти, обладающая аппаратом управления, выражающая интересы населения, обладающая своей территорией и суверенитетом.

Признаки государства:

Сущность государства:

1 подход. Классовый – государство, определяемое как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу.

2 подход. Общесоциальный – гос-во объединяет все общество и призвано разрешать возникающие противоречия и конфликты.

5.Сущность и социальное назначение государства.

1) Классовый – сущность государства определяется как выражение интересов и воли господствующего класса и навязывание воли всему обществу.

Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характеризуется как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

2) Общественно-социальный – сущность государства состоит в способности объединять всё общество, разрешать конфликты и выступать средством достижения социального согласия.

Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:
Он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;
Ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;
Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей;

Социальное назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.
Главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно:

1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;

2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества пр столкновении их интересов;

3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);

4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;

5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;

6.Понятие, признаки функций государства. (РФ)

Функции государства – основные направления деятельности государства.

Функцией государства считают направление его деятельности по решению вставших перед ним задач. Функции – это то, чем занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом.

Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.

Функции государства отличаются от функций органов государственной власти, которые специально созданы для отдельного вида деятельности. Таким образом, функции охватывают деятельность государства в целом.

Многообразные функции Российского государства можно классифицировать по разным основаниям:

1) отталкиваясь от длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);

2) по значимости – основные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;

3) учитывая направленность государственной деятельности, – общесоциальные и классовые;

4) в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние.

В современной юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно:

1) экономическая функция - направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;

2) политическая функция - связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;

3) социальная функция - согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;

4) идеологическая функция - поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

К числу внутренних относятся функции:

1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3) социальная - речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

4) политическая - данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;

8)обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

1. Военную - в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

2. Функцию сотрудничества с другими государствами - она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

1) в экономике;

2) поддержании мира и мирового правопорядка;

3) природоохранительной деятельности;

4) борьбе с международной преступностью;

5) сфере науки, культуры, образования;

6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

7. Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию . Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия . Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию . Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали , что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

8.Механизм государства: понятие, структура и принципы функционирования

Механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.

В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точна зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно занимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, учреждения уголовно-исполнительной системы и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Характерные черты механизма государства:

Он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;

Целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;

Его основным элементом выступают государственные органы;

Он является той организационной и материальной силой (рычагом) с помощью которого государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов.

Структура государственного механизма выражается в делении его на части в зависимости от разделения единой государственной власти на отдельные ветви. В разных государства действуют неодинаковые принципы разделения властей. В России в соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Структура государственного механизма включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, губернаторы, администрации субъектов федераций и т.п.);

2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиции и т.п.);

3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);

4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечение прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лиц, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельность государственного аппарата.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов : 1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата; 2) принцип разделения властей; 3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата; 4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны; 5) принцип обеспечения в обществе законности и правопорядка; 6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов; 7) принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.

9.Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

Центральный элемент политической системы – государство. Именно оно служит основным звеном управления в политике:

  • выступает главным инструментарием реализации важнейших задач политической системы;
  • обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга.

Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным шпам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Функции политической системы: экстракционную, связанную с извлечением из гражданского общества его ресурсов; политическое рекрутирование и символизацию, выражающуюся в формировании лозунгов, правил, символов, направляющих поведение людей в политике.

10.Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая система имеет следующую структуру:

1. субъекты политической системы;

2. политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

3. политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

4. политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5. политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6. политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъектами политической системы являются:

1. государство;

2. политические партии;

3. общественные организации и объединения;

4. политические движения;

5. церковь;

6. органы местного самоуправления.

Функции политической системы:

1. выработка целей развития общества, планирование;

2. определение стратегического развития общества;

3. политическая интеграция общества;

4. регулирование политических процессов;

5. соблюдение интересов разных социальных групп общества;

6. создание единого влияния на социально важные отношения.

Виды политических систем:

1. распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта;

2. рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности;

3. смешанные.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:

1. является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

2. обладает суверенитетом;

3. имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

4. специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

5. обладает монополией на правотворчество.

Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

11. Политические общественные организации и движения как элементы политической системы, в первую очередь, это партии. Партии играют важную роль в функционировании политической системы, общества в целом. Большинство стран являются многопартийными, на планете "беспартийных" обществ не наблюдается и двух десятков.

Общественные организации и движения, как правило, непосредственно не несут политической нагрузки, но косвенно участвуют в политической жизни. Это профессиональные, молодежные, творческие, антивоенные и другие добровольные объединения граждан.

С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Они оказывают влияние на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.

С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.

Средства массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда "четвертой властью".

Их политическая роль обусловлена тем, что:

 в демократических системах они действуют достаточно автономно;

 они являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству информации;

 создаваемая ими информация не всегда может носить беспристрастный характер;

 они имеют широкий доступ к населению, формируя его отношение к политической системе.

Политическая роль церкви обусловлена массовостью и целенаправленностью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, моральные нормы, политические традиции, которые регулируют политическую жизнь. Функциональная подсистема выражается:

 в формах и направлениях политической деятельности;

 в политических процессах;

 в способе и методах осуществления власти.

Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политической и экономической системой, а также между политической системой одной страны и других стран.

12.Форма государства: понятие, элементы, их краткая характеристика.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально-экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой .

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией , которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

14. Типология государства - это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.Типология государства с точки зрения формационного подхода.
Марксистко - ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.
Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.
Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства:
рабовладельческое, феодальное и последний – социалистическое, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.
Перечислим основные характеристики различных типов государств, выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно - экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему, коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках
постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.
В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство – представляет собой государственность, возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому.

Цивилизационный подход. что цивилизация - это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.
Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.
Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.
Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.
Тип государства определяется по типу цивилизации.
По отношению государства и личности различают следующие виды государств:
а) традиционные - в них народ не является источником власти, полномочия
государства не ограничены;
б) современные (конституционные) - народ является источником власти,
полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и
гарантирует права и свободы личности.

Название: Теория государства и права.

В учебнике излагаются все темы, предусмотренные государственным стандартом высшего профессионального образования и действующей программой по теории государства и права, а также ряд новых тем, имеющих важное значение для формирования современного юриста.
Рассчитан на студентов юридических ВУЗов, слушателей специализированных школ и институтов МВД, других высших и средних учебных заведений, в которых преподаются основы теории государства и права.

Для успешной подготовки кадров современных юристов ощущается потребность в учебниках, которые, с одной стороны, отвечали бы государственным образовательным стандартам, а с другой - базировались бы на апробированных курсах лекций и учебно-методических пособиях, отражали бы накопленный ВУЗовский педагогический опыт, происходящие в стране перемены, текущее законодательство, социальную практику.
Именно такие цели и преследует данное издание, в котором предприняты попытки соединить указанные требования. В нем получили правовую оценку последние инициативы нового руководства страны, направленные на укрепление российской государственности, совершенствование структуры власти, принципов федерализма, местного самоуправления.
Предлагаемый учебник основывается на курсах лекций и учебно-методических пособиях, подготовленных под руководством и с участием авторов в 1993 - 2000 гг. Эти курсы и пособия выдержали несколько изданий, оказались востребованными читателем.
С учетом мнений самих студентов в работе после каждой главы ставятся конкретные вопросы и приводится список рекомендуемой литературы для более углубленного уяснения материала, даются схемы, иллюстрирующие наиболее важные темы и отдельные теоретические положения. Этим объясняется отсутствие в учебнике подстрочного научного аппарата (сносок).
Издание рассчитано главным образом на студентов первых курсов, поэтому при освещении соответствующих вопросов авторы стремились к максимальной ясности и доходчивости, избегая в то же время элементов упрощенности в раскрытии ключевых понятий и категорий, ориентируясь на давно существующие ожидания обучающихся получить истинные знания о роли государственно-правовых институтов в жизни общества.

Оглавление
Принятые сокращения
Предисловие
Глава 1. Предмет и метод теории государства и права
§ 1. Предмет теории государства и права
§ 2. Структура теории государства и права
§ 3. Функции теории государства и права
§ 4. Система методов теории государства и права
§ 5. Соотношение теории государства и права с другими науками
§ 6. Роль теории государства и права в формировании правовой культуры современного юриста
Глава 2. Происхождение государства и права
§ 1. Общая характеристика власти догосударственного периода
§ 2. Общая характеристика социальных норм догосударственного периода
§ 3. Причины и формы возникновения государства
§ 4. Основные теории происхождения государства
§ 5. Государство как продукт развивающегося общества
§ 6. Особенности возникновения права
Глава 3. Сущность и функции государства
§ 1. Государственная власть: понятие и общие черты
§ 2. Понятие и признаки государства
§ 3. Сущность государства: различные подходы
§ 4. Функции государства: понятие и виды
§ 5. Основные внутренние и внешние функции Российского государства
§ 6. Формы осуществления функций государства
Глава 4. Типы и формы государства
§ 1. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы
§ 2. Форма государства: понятие и элементы
§ 3. Форма государственного правления
§ 4. Соотношение типа и формы государства
§ 5. Форма государственного устройства
§ 6. Политический режим: понятие, признаки, виды
§ 7. Политический режим современной России
Глава 5. Механизм государства и политическая система общества
§ 1. Механизм государства: понятие, основные черты, структура
§ 2. Понятие, признаки и виды органов государства
§ 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
§ 4. Политическая система общества: понятие, структура, функции
§ 5. Место и роль государства и права в политической системе общества
§ 6. Органы государства и иные субъекты политической системы общества
Глава 6. Гражданское общество и правовое государство
§ 1. Гражданское общество: понятие, признаки
§ 2. Исторический экскурс
§ 3. Сущность и основные принципы гражданского общества
§ 4. Структура гражданского общества
§ 5. Соотношение и взаимосвязь государства и права
§ 6. О принципе "не запрещенное законом дозволено"
§ 7. Понятие и сущность правового государства
§ 8. Принципы правового государства
§ 9. Формирование правового государства в российском обществе
Глава 7. Право и правовая система
§ 1. Понятие, признаки и сущность права
§ 2. Понятие права в объективном и субъективном смысле
§ 3. Основные учения о праве
§ 4. Дискуссионные аспекты правопонимания
§ 5. Принципы права
§ 6. Функции права: понятие и классификация
§ 7. Право и правовая система
§ 8. Общая характеристика основных правовых семей
Глава 8. Право и личность
§ 1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды
§ 2. Основные права человека и гражданина
§ 3. Юридические обязанности личности
§ 4. Право как мера свободы и ответственности личности
Глава 9. Право в системе социальных норм
§ 1. Социальные и технические нормы
§ 2. Понятие и классификация социальных норм
§ 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия
§ 4. Право и другие социальные нормы
§ 5. Правовые презумпции и аксиомы
Глава 10. Правосознание и правовая культура
§ 1. Правосознание: понятие, структура, виды
§ 2. Правовое воспитание: необходимость, формы и методы
§ 3. Правовая культура: понятие и структура
§ 4. Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения
§ 5. Правовой идеализм и его причины
Глава 11. Нормы права
§ 1. Понятие и признаки нормы права
§ 2. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм
§ 3. Структура нормы права
§ 4. Поощрения и наказания как санкции нормы права
§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
§ 6. Классификация норм права
Глава 12. Формы права и правотворчество
§ 1. Понятие и виды форм (источников) права
§ 2. Нормативные акты: понятие и виды
§ 3. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов
§ 4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
§ 5. Понятие, принципы и виды правотворчества
§ 6. Понятие и стадии законотворчества в России
§ 7. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
§ 8. Юридическая техника
Глава 13. Система права и система законодательства
§ 1. Понятие и структурные элементы системы права
§ 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты
§ 3. Частное и публичное право
§ 4. Общая характеристика отраслей российского права
Глава 14. Реализация права
§ 1. Понятие и формы реализации права
§ 2. Применение права как особая форма его реализации
§ 3. Основные стадии процесса применения норм права
§ 4. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
§ 5. Пробелы в праве. Применение норм права по аналогии
Глава 15. Толкование права
§ 1. Толкование норм права: понятие и необходимость
§ 2. Виды толкования по субъектам
§ 3. Способы и объем толкования правовых норм
§ 4. Акты толкования права: понятие, особенности, виды
§ 5. Юридическая практика
Глава 16. Коллизии в праве
§ 1. Понятие и причины юридических коллизий
§ 2. Виды юридических коллизий
§ 3. Способы разрешения юридических коллизий
Глава 17. Правовые отношения
§ 1. Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений
§ 2. Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений
§ 3. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность
§ 4. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения
§ 5. Объекты правоотношений: понятие и виды
§ 6. Юридические факты и их классификация
Глава 18. Законность и правопорядок
§ 1. Объективная необходимость законности и правопорядка
§ 2. Понятие и основные принципы законности
§ 3. Правопорядок. Соотношение правового и общественного порядка
§ 4. Гарантии законности и правопорядка: понятие и виды
Глава 19. Правомерное поведение и правонарушение
§ 1. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивы
§ 2. Правонарушение: понятие, признаки, виды
§ 3. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность
Глава 20. Юридическая ответственность
§ 1. Социальная ответственность: понятие и виды
§ 2. Юридическая ответственность: особенности и виды
§ 3. Два аспекта ответственности
§ 4. Презумпция невиновности
§ 5. Цели, функции и принципы юридической ответственности
Глава 21. Цели и средства в праве
§ 1. Правовые цели: понятие, признаки, виды
§ 2. Использование правовых целей в российском законодательстве
§ 3. Правовые средства: понятие, признаки, виды
§ 4. Функции правовых средств
Глава 22. Правовое регулирование
§ 1. Понятие и элементы механизма правового регулирования
§ 2. Стадии механизма правового регулирования
§ 3. Эффективность механизма правового регулирования
§ 4. Способы и типы правового регулирования
§ 5. Правовое регулирование и правовое воздействие
§ 6. Стимулы и ограничения как средства правового воздействия
§ 7. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве
Глава 23. Правовая политика
§ 1. Общая характеристика политики
§ 2. Сущность и основные принципы правовой политики
§ 3. Основные приоритеты российской правовой политики



Просмотров