Теократия как форма власти — теократические государства примеры. Вопросы соотношения права и религии Теократическая организация

Теократическая монархия - этоформа гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.

На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.

Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».

Страны,на примере которых в современное время можно рассмотретьподобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.

Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.

В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.

Абсолютная теократическая монархия выборного типа - форма правления в Ватикане. Во находится Святой Престол (папа римский и административный совет - Римская курия). являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.

Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.

В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах - окончательная власть.

Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире- Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).

В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.

Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года - свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.

Шиитский ислам является официальной Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран. Глава государства, устанавливающий общую политику страны, - Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.

Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).

Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.

Теократическая монархия особой разновидности - форма правления в Саудовской Аравии. Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).

Салыгин Евгений Николаевич (МГЮА- аспирант).

Теократическое государство -такое государство, в котором политическая и религиозная власть находится в руках одного человека- главы духовенства. Первые возникшие государства были теократическими.

Истоки теократии можно найти при возникновении государств Азии, Африки. Следующий этап в развитии теократии относится ко времени появления христианства и мусульманства (идея создания халифата).

В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Это выражается в формальном отделении церкви от государства, религии от идеологии.

Но однако теократия не прекратила своего существования. Теократическими называют такие государства, как Иран-Рахбар, Ватикан, которые возглавляются лидерами духовенства (глава римской католической церкви).

В широком смысле теократическое государство это способ межличностного общения, управления, контроль над населением. Теократия может выступать идеалом социального устройства, служить ориентиром.

В юридическом смысле теократическое государство- определенный тип политической организации общества, которому свойственен особый аппарат управления, функции, методы управления, способы связи населения с органами государства.

Можно выделить признаки теократического государства:

1) Единственным обладателем власти провозглашается верховное божество, которое передало бразды правления своему наместнику на земле (наместник Бога). Глава священного государства наделяется сверхчеловеческими способностями, непогрешимостью. В России цари, генеральные секретари, президент окружались ореолом благодати, что исключило мысль о принятии ими неправильных решений. Данная черта теократического государства обуславливает признаки примата государства обществом, авторитаризм, отчуждение власти от народа. Теократическое государство не признает идею народного суверенитета. Идея о создании вселенского государства провоцирует террористические акции, военные интервенции, вмешательство во внутренние дела суверенных государств. (приоритет государства над обществом)



2) Правовой нигилизм. Государственные органы в теократическом государстве связываются не правом, а религией. Правитель ставится над правом (правитель выше права). Этим объясняется отсутствие в ряде в ряде мусульманских стран конституций. Ее заменяет Коран. В тех же мусульманских странах, где есть основной закон, он не наделяется высшей юридической силой. Приоритет у Священной Книги. Монархи, президенты таких государств могут своими актами вносить изменения в конституцию. Концепция божественного правления не предусматривает разделения властей и системы сдержек и противовесов. Этим объясняются жесткая иерархия, централизация государственной власти, сосредоточение ее у главы государства. Концентрация власти в руках одного правителя характерна для России, в частности для чеченской республики.

3) Несовместимость с идеями естественных прав, свобод человека. Существуют неправовые способы судебного разбирательства. Применяются телесные наказания, которые противоречат общепризнанным правам человека на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Теократия обеспечивает определенный статус индивида, стабильность общества, но подавляет инакомыслие, свободу совести, слова.

4) Религиозная идеология. Она вытесняет политику, подчиняет ее себе. Религия превращается в мощный регулятор поведения людей. Добродетелью признается послушание, соблюдение религиозных требований. Нарушение же последних рассматривается как преступление. Осуждается неповиновение власти. В России прибегают к религиозной стороне жизни в период избирательных компаний.

5) Слияние государства и религиозных организаций. Государственная власть обращается к духовным ценностям нередко для получения признания, доверия со стороны населения. Церковь тоже умеет извлекать пользу из такого сотрудничества. Ей предоставляются льготы, в том числе налоговые, которые она использует не только для богоугодных дел. Это позволяет ей укрепить свое материально- финансовое положение. Церковь способна объединить нацию. Это можно проследить на примере России, где за счет общих вложений был восстановлен Храм Христа Спасителя.

Наметившиеся теократические тенденции в ряде современных государств оказывают негативное влияние на функционирование политической системы общества. Для обеспечения народовластия необходимо отделение церкви от государства, так как современные политические, общественные процессы нельзя понять с религиозных позиций, для этого требуется здоровый смысл и прагматизм.

46. Проблемы типологии правовых систем .

Поц: правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

В правовую систему входят :

Правовая идеология

Правовая культура

Правовая политика

Система права

Система законодательства

Юридическая практика … Исчерпывающий перечень дать практически невозможно.

Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).

Среда функционирования правовых систем : связи, отношения, состояния, режимы, статусы, гарантии, принципы, правосубъектность.

Блоки правовых систем : нормативный, динамический, правообразующий, блок прав и обязанностей, доктринальный (научный), статистический и др. - между ними связи и взаимоотношения.

Понятие правовой системы широкое, оно не охватывается даже понятием права.

Структура правовой системы:

1. Действующее законодательство – система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.

Право - система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.д., устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений).

2. Правовая идеология – система взглядов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему (динамическое состояние) и желаемому (статическая составляющая, стереотипы) праву.

3. Юридическая практика – деятельность по изданию (толкованию, реализации) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. (правовая семья → правовая система → правовые группы).

В классической теократии глава церкви, являясь одновременно главой государства, являет собой «наместника бога на земле» (фараоны Древнего Египта, императоры в империи древних инков, халифы в Арабском халифате), «первосвященником» (Папа Римский в Ватикане).

Теократические концепции в прошлом и настоящем.

Впервые термин «теократия» встречается в сочинении Иосифа Флавия Против Апиона (94 н.э.) в описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении. Впоследствии понимание термина «теократия» и его смысловое наполнение менялось со временем, причем разные историки и философы трактовали его по-своему.

Идеалы христианской теократии были описаны Августином Блаженным в его знаменитом трактате О Граде Божьем . Концепция мусульманской теократии в наиболее завершенном виде нашла отражение в творчестве суннитского законоведа Абу л"-Хасан ал-Маварди. Он полагал, что халифат является божественным творением, призванным охранять исламскую веру и осуществлять справедливое правление над всем миром. Цель всемирного халифата – покорение и обращение в мусульманство всех «неверных» и установление над ними единой и неделимой власти халифа. В мировом мусульманском государстве халиф должен соединять в своем лице власть духовную (великий имам) и политическую (эмир).

В Новое время концепция слияния религиозной и политической власти в ее наиболее систематизированном виде нашла отражение в произведениях Жозефа де Местра . Являясь ярым противником Французской революции, он разрабатывал идею государства, построенного по принципу церковной иерархии во главе с римским папой.

Интересно, что в России также существовала теократическая утопия о необходимости слияния русской монархии с католической церковью и построением на этой основе некоей вселенской свободной теократии, «в рамках которой русский народ должен пойти на самоотречение и признать папу главой вселенской церкви». Ее сторонником был известный российский философ и публицист 19 в. Владимир Соловьев .

Понятие теократии разрабатывал в своих трудах в дальнейшем другой российский философ-мистик и публицист Николай Бердяев , полагавший, что «Теократия в политическом отношении есть как бы анархизм, в экономическом отношении – как бы социализм, в мистическом – самодержавие Единого Бога, царствующего над аристократическими детьми Своими, через Христа обретшими всеобщее Богосыновство». Он рассматривал теократию с позиций христианства и определял ее исключительно как общество священников.

Утопичность проектов построения «царства божьего на земле» в силу их несбыточности, и невозможности поставить знак равенства между мирским и божественным, лучше всего показывает в работе Теократия современный российский юрист Е.Н.Салыгин. Систематизируя все существующие представления об этом явлении, он дает собственное, более широкое определение теократии как системы религиозно-политических властеотношений. Исходя из его определения, к теократическим можно отнести такие государства, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Оман и Иран, хотя официально они не считают себя таковыми. Бесспорно, что последним примером теократии в ее классическом понимании было государство талибов в Афганистане ().

(от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

    теократическое государство - Государство, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках церкви … Словарь по географии

    - (греч. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеров Т.г.: в древности это Иудея, в период средневековья… … Энциклопедия юриста

    теократическое государство - (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… … Большой юридический словарь

    Форма государственного устройства, при котором как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства) … Географическая энциклопедия

    - … Википедия

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ИЗРАИЛЬ (Israel), Государство Израиль (Medinat Yisra el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией Палестина, сектор Газа на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс… … Энциклопедический словарь

    Израиль, Государство Израиль. I. Общие сведения И. государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С. В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю. З. с Египтом.… … Большая советская энциклопедия

    Папская область Stati della Chiesa 752 1870 … Википедия

Книги

  • Мистика "СС" , Андрей Васильченко , Привлекая ранее неизвестные отечественному читателю документы, кинохроники и фотоматериалы, автор книги Андрей Васильченко скрупулезно восстанавливает мистическую доктрину СС - "охранных… Категория: Общие работы по всемирной истории Серия: Оккультная власть Издатель: Яуза ,
  • Республика Святой Софии , Ольга Кузьмина , Господин Великий Новгород - всем известно это гордое имя города-государства. Но было у него еще одно название - Республика Святой Софии. Итак, что представлял он собою: демократическую… Категория: История Серия: ТЗР NEW Издатель:
(5 голосов : 5.0 из 5 )
  • Библейский словарь
  • София-Логос. Словарь
  • протопресвитер

Теокра́тия - форма государственного устройства, в рамках которой верховное управление обществом осуществляется непосредственно Богом.

Если Бог правит всем миром, а значит и всеми государствами мира, то почему не всякое государство называется теократическим?

Божественный Промысл и действительно распространяется на весь мир, включая все страны. Однако, это не значит, что все страны вообще должно оценивать как теократические.

Теократия подразумевает особую, тесную форму личностных взаимоотношений Бога и общества, чего не скажешь о народах, живущих по правилам мира сего.

В истории мира государством, имевшим теократическую форму правления, был Ветхозаветный . Насколько близким было к нему отношение со стороны Бога, как его Правителя, сказал Сам Господь: «Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» ().

Взяв еврейский народ под особое управление, Бог назначил ему вождя, заключил с ним , установил , утвердил священство.

На протяжении всего периода правления Бог избавлял Израиль от бед, в том числе - посредством чудес, детально разъяснял через вождей, священников и пророков, как следует действовать в тех или иных обстоятельствах, поражал врагов, направлял к ведомым Ему благим целям.

В случаях, если Израиль отступал от условий Завета, и соответственно, не желал следовать за Своим Верховным Владыкой, Бог попускал ему испытать «радости» самостоятельной жизни. В эти периоды еврейский народ страдал от внутренних ссор и раздоров, становился беззащитным перед опасностью со стороны внешних врагов.

Когда Израиль, раскаявшись во грехах, вновь обращался ко Господу, Бог посылал к нему благословенных вождей - судей, - вёл их Своею рукою, и ситуация выправлялась.

Период теократии закончился для Израильского общества после того, как оно, отступив от закона, решило избрать для себя земного царя. Бог расценил это действие, как предательство: «отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (). Однако препятствовать желанию народа не стал и попустил им избрать себе земного правителя ().

Примером современного теократического общества (но не государства) является Вселенская Православная , живущая по Божьему закону и управляемая Господом Иисусом Христом.

Иногда к теократическим государствам причисляют древний Египет, древние Грецию и Рим. Это связано с тем, что по верованию их граждан, они управлялись богами. Немалую роль в этих странах играли прорицатели и жрецы, которые, будто бы, общались с богами, а затем передавали их волю властям и общественности.

Но такая оценка не выдерживает даже поверхностной критики. Ведь население этих стран поклонялось ложным богам. Общение же с идолами является мерзостью в очах Божьих, и ведёт не к сближению с Богом, а к сближению с демонами (см.: ).



Просмотров