Теократическое государство одна из форм организации государственной власти. Теократия Что такое теократическое государство определение

Теократия — форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства.

Сравнительный анализ теократии и других форм правления

греч. Theos — Бог + Kratos – власть

Виды теократии

1 В зависимости от исторических форм своего выражения они делятся (критериями такого разграничения служат: политико-территориальной организованности, суверенности и структурированности теократической власти):

— теократические родоплеменные союзы, находящиеся в стадии своего перехода к государству, -теополитические корпорации ;

— теократические государства .

2 Основываясь на различии в них духовного и светского выделяют:

"недифференцированную "(мусульманская теократия, практически все первые раннеклассовые государства Древнего Востока и Мезоамерики) — в которой верховная власть реализуется структурами, выполняющими одновременно мирские и священные функции

"дифференцированную" теократию (Западной Европы, Египет времен правления Эхнатона, Византийскую империю, государство Тибет, а также Бирму и Таиланд начального периода развития), где высшая власть, хотя и отправляется религиозными и светскими институтами, между ними

3 Соотношения в них духовного и светского выделяют:

— "чистую" (нераздельную) теократию, характеризующуюся тесной связью религиозной и мирской жизни и главенством в церкви и государстве одного лица — представителя или наместника божества,

"дуалистическую", где земные дела, хотя и определяются божественной волей, образуют отдельную от религиозной (церковной) сферу управления;

В зависимости от формы выражения божественной воли :

— непосредственной , — божественные установления не зафиксированы в письменных источниках и выражаются представителями (посланниками) бога устно,

— представительная , характеризующаяся опосредованием норм божественного закона различными "писаниями", "священными книгами" и т.д.

В зависимости от особенностей господствующей религии, они делятся

— монотеистические — Арабский халифат, Папское государство, Ватикан, Иран и т.п.

политеистические — государства и племенные союзы доколумбовой Америки, теократические государства Древнего Востока, государство Тибет и другие;

этнические — древнеегипетская, иудейская, теократия инков, майя,

транснациональные — христианская, мусульманская, буддийская и т.п.


63 Форма государственного устройства как способ организации единства государства и его дифференциации. ……

Форма государственного устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

Для них характерно:

— единая система высших органов власти и управления;

— единая валюта;

— единое гражданство и т.д.

Унитарное государство может быть централизованным (местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные чиновники) и децентрализованным (органы местного управления и самоуправления формируются местными избирателями)

Федерация (объединение, союз) - форма государственного устройства, при котором части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

В федерации функционирует 2-ухуровневая система органов гос.власти.

Субъекты имеют право принимать собственное законодательство, но не имеют право выступать на международной арене. Выделяют договорные (возникают на основе договора между субъектами), конституционные (путем применения конституции).

Конфедерация - союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Союзное государство Беларуси и России ) - надгосударственность Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.

Европейский союз (Евросоюз , ЕС ) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

4. Теократические режимы

best-newmovies.net

Типология государств по их отношению к религии

Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять светские , клерикальные , теократические и атеистические государства.

Светское государство

Светское государство — это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства , не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.

Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия — светское государство (статья 14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется законом России "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.

Клерикальное государство

Клерикальное государство — это государство, где церковь имеет государственный статус , не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой.

Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство , ее главой выступает глава государства — монарх, ныне королева Елизавета II.

Что касается евангелическо-лютеранской церкви , то она является государственной во многих странах:
1) в Швеции, где высшим административным органом церкви является правительство. Здесь церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме этого, крупным лесо- и землевладельцем;

2) в Норвегии, где также взимается церковный налог, а главой церкви является король;

3) в Финляндии, где расходы церкви покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога;

4) в Дании, где главой церкви является король, и взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими;

5) в Исландии, где главой церкви является президент, и государство отвечает за экономическое состояние церкви.

Пресвитерианская церковь является государственной в Шотландии. В Испании католицизм до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью покрывались государством. В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституцией 1947 г. провозглашена свобода совести, но при этом сохранен государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью и религиозное обучение является частью школьных программ при свободном посещении занятий. Бразильская церковь формирует государственные программы по образованию, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Здесь запрещены разводы, аборты и продажа контрацептивных средств.

Теократическое государство

Теократическое государство — особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии .

Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому "живым богом", "наместником бога на земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" — Священное писание, шариат и т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия. Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области. Согласно политической доктрине католицизма того времени, власть европейских монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена ей (материальным выражением этой зависимости была "церковная десятина", взимаемая в католических странах Европы).

В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан , представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. В новейшее время теократические формы сохранялись также как пережитки прошлого в наименее развитых странах.

Атеистическое государство

Атеистическое государство — это государство в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.

Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. После Октябрьской социалистической революции и Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества "Союз воинствующих безбожников" (1925). В разное время выходили атеистические издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и др. Выходят атеистические журналы "Наука и религия" (с 1959) и "Людина i свiт" ("Человек и мир" с 1965). В университетах, педагогических, медицинских, культурно-просветительских высших и средних специальных учебных заведениях введён курс "Основы научного атеизма". Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных атеистических факультетах вечерних университетов марксизма-ленинизма, в кружках и т.п. В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в 1964 специальный Институт научного атеизма.

Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход шли силовые методы как то: репрессии против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов.

Copyright RIN 2003-
* Обратная связь

Теократия - форма государственного устройства, в рамках которой верховное управление обществом осуществляется непосредственно Богом.

Если Бог правит всем миром, а значит и всеми государствами мира, то почему не всякое государство называется теократическим?

§ 1 Понятие теократии

Божественный Промысл и действительно распространяется на весь мир, включая все страны. Однако, это не значит, что все страны вообще должно оценивать как теократические.

Теократия подразумевает особую, тесную форму личностных взаимоотношений Бога и общества, чего не скажешь о народах, живущих по правилам мира сего.

В истории мира государством, имевшим теократическую форму правления, был Ветхозаветный Израиль. Насколько близким было к нему отношение со стороны Бога, как его Правителя, сказал Сам Господь: «Я носил вас на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исх.19:4).

Взяв еврейский народ под особое управление, Бог назначил ему вождя, заключил с ним Завет, установил закон, утвердил священство.

На протяжении всего периода правления Бог избавлял Израиль от бед, в том числе - посредством чудес, детально разъяснял через вождей, священников и пророков, как следует действовать в тех или иных обстоятельствах, поражал врагов, направлял к ведомым Ему благим целям.

В случаях, если Израиль отступал от условий Завета, и соответственно, не желал следовать за Своим Верховным Владыкой, Бог попускал ему испытать «радости» самостоятельной жизни. В эти периоды еврейский народ страдал от внутренних ссор и раздоров, становился беззащитным перед опасностью со стороны внешних врагов.

Когда Израиль, раскаявшись во грехах, вновь обращался ко Господу, Бог посылал к нему благословенных вождей - судей, - вёл их Своею рукою, и ситуация выправлялась.

Период теократии закончился для Израильского общества после того, как оно, отступив от закона, решило избрать для себя земного царя. Бог расценил это действие, как предательство: «отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (1Цар.8:7). Однако препятствовать желанию народа не стал и попустил им избрать себе земного правителя (1Цар.8:9).

Примером современного теократического общества (но не государства) является Вселенская Православная Церковь, живущая по Божьему закону и управляемая Господом Иисусом Христом.

Иногда к теократическим государствам причисляют древний Египет, древние Грецию и Рим. Это связано с тем, что по верованию их граждан, они управлялись богами. Немалую роль в этих странах играли прорицатели и жрецы, которые, будто бы, общались с богами, а затем передавали их волю властям и общественности.

Но такая оценка не выдерживает даже поверхностной критики. Ведь население этих стран поклонялось ложным богам. Общение же с идолами является мерзостью в очах Божьих, и ведёт не к сближению с Богом, а к сближению с демонами (см.: Идолопоклонство).

Характеристика теократической модели правления государства

Теократическая политическая система

Теократия (теократическая политическая система) представляет собой форму государства, в которой политическая и духовная власть сконцентрированы в руках одного человека - главы духовенства , рассматриваемого в качестве первосвященника. К современным странам с теократической политической системой можно отнести Ватикан и Иран, где публичную власть возглавляет лидер духовенства.

Для определения теократических тенденций в современных обществах нужно учитывать всю систему взаимодействия государства с социальными институтами, а не только структуру высшего управления.

Для теократических политических систем характерны следующие основные черты :

- признание верховного божества , которое делегирует полномочия государственного управления единовластному правителю, что обожествляет фигуру правителя ;

В теократических политических системах отмечается стремление к построению всемирного государства верующих без учета национальных границ, что предполагает вмешательство во внутренние дела других стран;

Признание превосходства государства над обществом , авторитарность управления страной, отделение власти от народа;

В теократических политических системах присутствует регулирование основных аспектов жизни общества осуществляется не правом, а религиозными нормами , соблюдение которых гарантируется властной силой теократического государства;

Теократически организованному обществу характерно наличие не только государственной религии , но и религиозного государства , что проявляется в религиозном окрасе всех государственных процедур и атрибутов власти;

Сильную иерархию и централизацию государственного аппарата , концентрацию значительных полномочий в руках главы государства, отсутствие реального контроля общества за работой государственных органов;

В теократических политических системах не применяется принцип разделения властей и отсутствует система сдержек и противовесов;

Преобладают деспотические и абсолютистские формы управления ;

В теократических политических системах отмечается превалирование религиозных начал , которые исключают отдельные свободы и права человека;

- особенное положение женщин , проявляющееся, например, в запрете на участие в деятельности государственных органов власти;

Применение внеправовых способов для разрешения споров и конфликтов, практика телесных наказаний и т.д.;

В теократических политических системах имеет место запрет на деятельность политических партий (Бутан, Непал, ОАЭ и т.д.) или разрешение партий только определенной религиозной направленности.

Таким образом, теократическая политическая система отличается совокупностью характерных черт, в современном мире она реализуется в редких случаях.

Оценивая власть (власть над людьми и их объединениями), можно показывать, где она проявляется: власть в армии, государстве, сословии, группе людей, коллективе, народе, обществе и его системах, организациях разного рода, различных сферах деятельности людей, партии (мы говорим о партиях ввиду их особой роли, не забывая, что это один из типов организаций), регионе, стране, учреждении, т. е. повсюду: по месту жизни, труда, учебы, общественной деятельности и даже отдыха людей. Не стоит забывать и о том, что человек может оказаться под властью политики или секса, под властью слов, той или иной информации или даже стрессов и страхов.

Такова наиболее распространенная сфера власти, возникшая и развивавшаяся с момента перехода людей к жизни сообща, жизни семьей, в племенах, в обществах и государствах, при воздействии религий и церквей. Такова сфера власти, регулирующая связи и взаимодействия людей в течение долгих времен и в разных странах. В реальной жизни это наиболее распространенный уровень и этаж власти.

Чтобы завершить этот экскурс, рассмотрим другие проявления власти, рожденные многовековой практикой.

Введение автором в научный оборот и активное использование понятия "кратология" во многом предопределено широким распространением со времен Древней Греции большого числа понятий, характеризующих конкретные виды властей и проявлений власти в истории и заканчивающихся составной частью слова "…кратия", а также множества производных от них слов.

Автократия (англ. autocracy , от греч. autokratia - самодержавие, самовластие) - форма власти, система правления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть. С этим словом

связаны понятия "автократизм", "автократ", "автократор", "автократичный руководитель".

Агиократия (от греч. hagios - святой) - высоконравственная власть святынь, как ее толковал отечественный исследователь П. И. Новгородцев (1866-1924), противопоставляя ее морально ущербной, по его мнению, демократии. Противопоставление в таком роде ошибочно, ибо демократия сама по себе порочной не является, а противопоставление должно идти по отношению к порнократии.

Адхократия* (от лат. ad hoc - предназначенный для данного случая) - система мер для преодоления бюрократических тенденций в хозяйственной жизни и повышения эффективности системы управления в США .

Аристократия (греч. aristokratia , от aristo . s - лучший) - 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; 2) в рабовладельческом и феодальном государствах - наиболее привилегированное сословие, сохраняющее ряд преимуществ и в буржуазном государстве; 3) привилегированная верхушка какого-либо слоя, класса, общества.

Аэрократия** (от греч.

Значение слова «теократия»

а er - воздух) - силовой компонент стратегии, основанной на освоении воздушного пространства и его использовании в целях геополитической экспансии.

Бандократия (от ит. banda) - власть банды, шайки. В сферу ее влияния попадают как простые граждане, так и сами члены банд. О бандократии применительно к организованной преступности в СССР публицисты заговорили незадолго до падения Советской власти.

Банкократия (от фр. banque) - власть банков, их реально растущее влияние во всей экономической и политической жизни.

Бюрократия (фр. bureaucratic , от фр. bureau - бюро, канцелярия) - 1) совокупность бюрократически мыслящих и бюрократически действующих лиц, прежде всего в органах власти и управления; 2) не всегда правомерное оскорбительное наименование лиц, по долгу службы занятых в административных структурах и выполняющих определенный круг жизненно необходимых обществу технических управленческих обязанностей; 3) характеризуемый в позитивном смысле тип организации, для которой характерны специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, определенные правила и стандарты, показатели оценки работы, основывающиеся на компетенции работника.

Видеократия - власть видений, царство зрительных образов, предлагаемых средствами массовой информации.

Геократия (от греч. ge - земля) - власть Земли, понятие, используемое для определения геократических периодов в истории Земли, отличавшихся значительным расширением площади земной суши.

Геронтократия (от греч. geron - старик) - 1) власть старшего поколения; 2) предполагаемая ранняя форма общества, в котором власть принадлежала старейшим. Влиятельное положение старейших членов общины - один из элементов верховной власти у ряда народов при первобытнообщинном строе.

Гинекократия (от греч. gyne - женщина) - женовластие; предполагаемая универсальная стадия в истории общества. Ее основные признаки: родство по материнской линии, главенство женщин в общественной жизни. Это понятие, введенное швейцарским историком права И. Я. Бахофеном (1815-1887), тождественно понятию "матриархат", ;пользуемому в отечественной науке.

* Краткий словарь современных понятий и терминов / Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 1993. С. 15.

** Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.:

Арктоеея, 1997. С. 113, 579. (В этой книге на с. 112-114 речь идет и о других геополитических модификациях власти; ср., напр., упоминаемые ниже талассо-кратия, теллурократия, эфирократия.)

Демократия (греч. demokratia , от demos - народ) - 1) народовластие; 2) общественно-политический, государственный строй, при котором верховная власть принадлежит народу; 3) принцип организации коллективной деятельности, при соблюдении которого обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов того или иного коллектива, партии, организации.

7 из числа опрошенных принимали участие в последних избирательных кампаниях
Об эстетике власти
Вы теперь цепляетесь к терминамquot

Становление идеи теократии (Августин, Фома Аквинский).

В средние века политические взгляды европейских мыслителей чаще всего облекались в религиозную форму и имели религиозное содержание, соответствующее духу божественного откровения. Основным источником религиозного толкования проблем общественной жизни, в том числе политической власти, государства, свободы человека, выступала «вечная книга» — Библия. Наиболее яркими представителями религиозной и политической мысли средневековой Европы были Августин Аврелий (354 – 430) и Фома Аквинский (1225 – 1274).

Августин , прозванный Блаженным, развивал взгляды о божественном предопределении развития человеческого общества. В сочинении «О граде Божием» он ставит такие вопросы: «В чем смысл всемирно-исторического процесса? Каков тот единый план, по которому верховный Распорядитель истории направляет ее ход? К какой цели и какими путями стремится история в своем непрерывном и быстром ходе?»

Государство выступает в сочинении Августина в виде «Града земного », противостоящего «Граду Божиему ». «Один из градов желает жить по плоти, а другой по духу». Этим определяется глубокое различие принципов жизни в том и другом граде.

Глава V. Теократия

«У земного любовь к самому себе, доходящая до забвения Бога, а у небесного – любовь к Богу, простирающаяся до забвения себя». Отсюда вытекают многие следствия, касающиеся побудительных сил деятельности людей и их взаимоотношений, в том числе взаимоотношений властвующих и подчиненных. В граде Земном постоянно проявляется «похоть господствования», властолюбия, «управляющая и правителями и подчиненными», т.е. присущая тем и другим. В граде же Божием «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь».

Соответственно решается и проблема свободы . Согласно своим христианским воззрениям Августин постоянно указывал на то, что человек рождается свободным . Для него является естественным вечное стремление к Богу , в этом заключается высшее проявление его свободы. Однако на пути данного стремления имеются многие ограничения , с которыми сталкивается человек в граде земном, т.е. в государстве. Чтобы преодолеть их, необходимо проявить твердую волю, в том числе политическую, поскольку речь идет об ограничениях, устанавливаемых государством. Решение проблемы человеческой воли занимает важное место в учении Августина. Он подчеркивал, что сильная воля необходима человеку, чтобы бороться со злом и творить добро, в том числе в государстве. Проявление человеком своей благонамеренной воли тем более необходимо, что носители добра и зла – Град Божий и град Земной «существуют один возле другого; очень часто они являются даже как бы переплетенными между собой, так что члены града Божия (благочестивые люди) живут среди членов града Земного (нечестивых людей) и наоборот».

Обосновывая разделение власти на церковную и светскую, государственную, Августин говорил о безусловном приоритете церковной власти, идущем от Бога. Власть государственная, объяснял он, регулирует поведение и деятельность людей в их временном земном существовании и сама является временной. Уже поэтому она должна подчиняться божественной власти, направляющей жизнь вечную. Земным олицетворением божественной власти выступает Христианская Церковь.

Политические взгляды Фомы Аквинского излагаются главным образом в его работе «О правлении властителей». Он заявляет, что государство берет свое начало от Бога и направляет развитие общества. Находясь под сильным влиянием учения Аристотеля, Ф.Аквинский большое внимание уделяет проблеме формы существования различных явлений. В данном случае речь идет о формах власти, государственного устройства и правления.

Ф.Аквинский пытается осмыслить роль и значение в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. При каждой из них реализуется определенная форма власти, и реализуется она прежде всего посредством соответствующей формы государственного правления.

По мнению Аквинского, ни одна из форм государства не является совершенной, ибо не может создать всех необходимых условий для счастья и блага людей, хотя из них он предпочитал монархию. В то же время он утверждал, что «наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические и демократические». Обосновывая «превосходство церковной власти над светской», он доказывал, что вмешательство Церкви в политические дела государства, даже ее участие в свержении монарха, может быть вполне оправданным.

Если правитель пришел к власти путем обмана народа или же дворцового переворота, а также если он подавляет народ и в целом правит несправедливо, то, по мнению Аквинского, народ может восстать против такого правителя и лишить его власти. Он указывает на ситуации, когда подобное восстание будет оправдано: «Если власть выступает против законов Бога и элементарных моральных принципов; в случае превышения властью ее компетенций, например, установление чрезмерных налогов… когда правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо».

Нетрудно видеть, что подобная концепция выражает интересы Церкви, ее стремление подчинить светскую власть своему влиянию.

По утверждению Аквинского, жизнь и деятельность всех людей регулируется в конечном счете «божественными принципами управления миром ». Они образуют так называемое вечное право, от которого происходят все другие формы права, в том числе те правовые принципы и нормы, которыми должны руководствоваться люди в их повседневной жизни.

11. Первые коммунистические теории (Т.Мор и Т.Кампанелла).

Первые коммунистические теории стали возникать в 16-17 вв., в период утверждения и укрепления капитализма. Резкое ослабление религиозной веры, и в частности веры в существование «рая на небесах», вместе с невиданным ранее развитием науки и техники послужило почвой для возникновения иллюзии всемогущества человека. Представлялось, что он способен своими силами, не уповая на милость Бога, построить общество изобилия и особо человечных отношений между людьми. Возникли десятки концепций К., особую известность из числа которых получили теории Т. Мора и Т. Кампанеллы. Было выдвинуто предположение, что построению собственно коммунистического общества должен предшествовать переходный период - период социализма, руководствующийся принципом: «От каждого по способностям, каждому по труду».

Утопия — это "царство будущего", которое человек создает себе в грезах. Это — то лучшее будущее, ради которого человек борется, живет. Первые представления об утопии связаны для многих с именами Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они были прогрессивными мыслителями и писателями, детьми эпохи Возрождения, когда Западная Европа, потрясаемая антифеодальными движениями, вошла в стадию первоначального развития капитализма, когда техника и наука пошли вперед, когда мысль обгоняла действительность в поисках нового. Теории Мора и Кампанеллы предполагают возможность построения совершенного общества на базе не только существующих орудий и форм производства, но и общественных отношений, что отрицалось многими мыслителями задолго до утопистов. Мор и Кампанелла пытались создать облик общества, в котором нет никакой собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся и нет тунеядцев и никто не знает, что такое деньги. У Мора — это остров Утопия, у Кампанеллы — отдельно взятый город.

В обществе, созданным Мором и Кампанеллой должны быть все равны . Однако в "Утопии" Мора встречается такой класс людей как рабы . в "Утопии" Мора и в "Городе Солнца" Кампанеллы существует социальная иерархия, где некие начальники и наблюдатели управляют всей жизнью граждан, а власть верховного правителя очень напоминает диктатуру , что явно противоречит подлинному равенству. А "наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство" (по Кампанелле) вообще смахивает на нацизм.

В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство, описанное у них, нередко переходит всякие границы. Так, у Мора люди представляют собой массу, потерявшую свою индивидуальность. Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает.

В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство . Это не позволяет сказать, что все люди равны между собой. Кроме того, даже законопослушные граждане вовсе не равны между собой, как это пропагандируется. Женщины должны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших. Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть – это люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта власть меняется каждый год, как у Мора. И люди, стоящие у власти, по своему статусу не ниже, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают над законами, а не на сельском поле. И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества , где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.

Основная религия на острове – католицизм , но рационализированный и освобожденный от всего, что считалось Мором лишним. Так, священники на Утопии избираются народом.
Но, с другой стороны, вопросы веры на острове также регламентируются государством. Так, запрещено думать, "будто души гибнут вместе с телом, что мир несется наудачу, не управляемый провидением. И потому утопийцы верят, что после земной жизни за пороки установлены наказания, за добродетель назначены награды. Того, кто думает по-иному, они даже не числят среди людей, и не считают они его гражданином".
Государством не может не быть власти, иначе это анархия. А раз есть власть, не может быть равенства! Человек, распоряжающийся жизнями других, всегда находится в привилегированном положении. Как Мор предлагает решить эту проблему? Ежегодными выборами. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.
Верховный орган государства – сенат, который учитывает все, что производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год.
На практике это означает, что правит лишь один компетентный руководитель, ибо за год разобраться в хозяйстве и научиться управлять невозможно.
На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.
Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку.

Реализована в Утопии и идея железного занавеса : она живет в полной изоляции от окружающего мира.

Как и в «Государстве» Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ , как у Платона, но ипервосвященник в одном лице . Собственно, так как Кампанелла сам был священником, религия в «Городе Солнца» не отвергалась.
Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца – учителя и священники – интеллигенция. «Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии».
Таким образом, власть в городе Солнца существует, и она более отдалена от народа, чем у Мора. Это власть народных избранников, превратившаяся в СССР во власть узкой группы людей.

Перед тем как использовать пример, естественно нужно качественно посмотреть напечатенные в нем пункты статей кодексов. На время чтения они вполне могут утратить силу. Свободные средства, как правило, радостны. Хороший бланк поддержит в преодолении задач при изготовлении письма. Это поможет сэкономить на услугах адвоката.

Теократическое государство – определенная форма организации государственной власти, когда она большей частью или полностью (неразделима) принадлежит церковной иерархии. История знает немало примеров теократического государства – в древности это Иудея, в средневековье – Аббасидов и Омейядов, в Новое время – в Парагвае, в XIX в. – Чечня в период Кавказской войны, в настоящее время – город-государство Ватикан, который представляет собой абсолютную теократическую монархию. В Ватикане судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежат исключительно папе, который избирается пожизненно коллегией кардиналов.

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО (от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

См. также в других словарях:

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО - (греч. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеров Т.г. в древности это Иудея, в период средневековья… … Энциклопедия юриста

теократическое государство - (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… … Большой юридический словарь

теократическое государство - форма государственного устройства, при котором как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства) … Географическая энциклопедия

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ИЗРАИЛЬ (государство) - ИЗРАИЛЬ (Israel), Государство Израиль (Medinat Yisra el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией Палестина, сектор Газа на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс… … Энциклопедический словарь

Израиль (государство) - Израиль, Государство Израиль. I. Общие сведения И. государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С. В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю. З. с Египтом.… … Большая советская энциклопедия

Папское государство - Папская область Stati della Chiesa 752 1870 … Википедия

Церковное государство - Папская область Stati della Chiesa 752 1870 … Википедия

Формы государственного устройства

Читайте также:

Система государственного управления формируется с учетом принятой в стране формы государственного устройства.

По происхождению, источнику власти различают народо­властие и теократию. Народовластие осуществляется народом непосредственно или через выборные органы. Теократия под­разумевает божественное происхождение власти (царство божие на Земле).

Определяющим в государственном устройстве выступает принадлежность верховной власти. Если она передана отдель­ному лицу, то государство квалифицируется как монархия, час­ти, элите общества - как аристократия, всему народу - как демократическая республика.

Монархия является распространенной формой государствен­ного правления. Монарх олицетворяет суверенитет, целостность страны, соединяет воедино нацию, придает власти легитимность, если даже непосредственно сам не управляет. Он отвеча­ет за государство, ни от кого не зависит, кроме своего внутрен­него долга, не представляет никакие партии. При монархе после очередных выборов радикального поворота не происходит, гос­аппарат работает спокойно и уверенно.

Власть монарху может передаваться различными путями:

Народом на выборах - народная монархия;

Избранными представителями - аристократическая мо­нархия;

Соборно всеми сословиями - самодержавная монархия;

Духовенством - теократическая монархия;

По наследству - наследственная монархия.

Если власть принадлежит одному лицу - главе государства, то такое государство приобретает в большей или меньшей сте­пени монархические черты.

Республика характеризуется принадлежностью высшей госу­дарственной власти представительному органу; выборностью главы государства населением или специальной избирательной коллегией. Выборы являются основным инструментом республиканской власти. Республика служит олицетворением демократии, народовластия, соединяет государственность с само­управлением народа. Различают парламентскую и президент­скую республику.

Парламентская республика опирается на партийное боль­шинство в высшем представительном органе власти. Обеспечи­вается взаимозависимость исполнительной и законодательной власти: парламент поддерживает правительство, но может вы­разить ему и недоверие; исполнительная власть может распус­тить парламент. Парламентская система открыта, гибка, маневренна; многопартийность осложняет, но не снижает управ­ляемость. В мире подавляющая часть устойчивых демократий - это парламентские республики (например, государства Цен­тральной Европы и др.).

Недостатком парламентской республики считается чрезмер­ная коллегиальность, вносящая разноголосицу в управление.

В президентской республике все ветви власти независимы друг от друга. Президентство сочетается с многопартийностью, но не­делимо на партии, коалиции. Парламент потерявшему доверие президенту может объявить импичмент. При отсутствии под­держки в парламенте президент управляет посредством указов.

Президентская республика имеет два варианта:

Чисто представительские функции президента;

Включение президента в структуру исполнительной власти.

Преимуществами президентской республики являются пря­мые выборы; раскрепощенность законодателей, не отвечающих за дела правительства. Но президентство тяготеет к авторита­ризму и монархизму, есть грани, за которыми президентские полномочия становятся опасными для демократии.

Для нейтрализации негативных сторон президентского прав­ления создаются страховочные механизмы: мажоритарные изби­рательные округа, гражданский контроль над военными, рота­ция госслужащих, верховный суд как арбитр между исполни­тельной и законодательной властью.

В США в этих целях до совершенства доведен баланс сил и противовесов в органах власти: федерализм, двухпартийная сис­тема, принцип старшинства в конгрессе и др.

Теократическое правление означает, что политическая власть в стране принадлежит духовенству, глава государства является одновременно религиозным главой. Теократические институты рассматриваются как порождение духа, национального характеpa и отражают идеалы, ценности, нормы и стандарты поведе­ния, охватывая политическую сферу, право, культуру, этику, религию, отчасти экономику.

Теократия не имеет прецедентов на Западе, но на Востоке влияние теократических государств растет. В ряде случаев тео­кратия считается предпочтительнее, чем западные демократии.

Демократия в любой стране является продуктом ее собст­венной истории и культуры, традиций поколений.

Порядок демократических ценностей: человек - общество - государство предполагает, что прерогативы нации шире государ­ства и включают еще институты гражданского общества, само­управление. При равенстве прав и ответственности каждого пе­ред обществом и государством утверждается приоритет интере­сов большинства над интересами меньшинства. Формы демо­кратии в конечном счете различаются объемом предоставленных гражданам прав к свобод.

Демократическое правление возможно при любом государст­венном устройстве. Например, монархическая Великобритания имеет все необходимые демократические институты. В Японии органично сочетаются монархизм, демократизм и коллективизм (общинность).

О демократии судят чаще всего по политическим правам человека, наличию свободы слова, количеству партий, избира­тельных блоков. Между тем людей интересуют не только внешние атрибуты демократии, но и основы бытия (уверен­ность в завтрашнем дне, например, не менее важна, чем доступ к чтению «Нью-Йорк Тайме»). Поэтому патерналистское госу­дарство не только декларирует права и свободы, но и берет на себя реализацию личностных и социальных интересов, помога­ет выстраивать жизненную, профессиональную карьеру людей. Его демократичность реально проявляется в уровне благосос­тояния народа, способности бороться с произволом, коррупци­ей, преступностью.

Демократию западного типа представляют образцом и объек­том для подражания. Но о совершенстве говорить не приходится. Так, результаты избирательных кампаний определяются капита­лом; внутри трудовых организаций, крупных партий демократия практически отсутствует. В экономике господствует анонимный акционерный капитал. Транснациональные корпорации угнетают свободную конкуренцию, неподконтрольны обществу, хотя от них зависит состояние рынков мира. Демократическое по виду правление может маскировать авторитарный и даже фашистский режим. Демократия - лишь один из способов допуска избран­ных к власти (например, замена наследственного правителя все­народно избранным президентом), она не может быть ни выс­шей, ни самостоятельной целью государственного строительства.

Функционирование государства предполагает наличие граж­данского общества, институциональной основой которого явля­ется совокупность независимых от государства объединений граждан как носителей определенной идеологии и культуры, склонных к проявлению инициативы, солидарности, к сотрудничеству, самоорганизации.

Наиболее адекватно характеризует гражданское общество Всеобщая декларация прав человека, придающая ему следующие черты:

Демократия;

Как правило, республиканская форма правления;

Правовое государство и общественный договор;

Разделение властей.

Для функционирования гражданского общества нужно нали­чие соответствующих условий, а именно:

Надежная защищенность всех форм собственности;

Эффективное судопроизводство, включая суд присяжных;

Полноправное местное самоуправление;

Свободные средства массовой информации.

Социальной базой гражданского общества служит средний класс, предприниматели, работающие на свой страх и риск; своим трудом создающие материальные и духовные ценности, а показателем его зрелости - тот объем общественных работ, ко­торый выполняют неправительственные организации.

Формирование гражданского общества идет с двух сторон: с одной стороны, государство создает для этого режим благопри­ятствования, с другой - изменяются сами люди, воспитывая в себе гражданственность.

Антиподом демократии считается тоталитаризм, характери­зующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества (может сочетаться с личной диктатурой). В тоталитарном государстве господствует диктат, принуждение.

Конституция Российской Федерации, одобренная на рефе­рендуме 1993 г. провозгласила страну демократическим госу­дарством с республиканской формой правления, где гарантиру­ются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. При этом права и свободы являются непосредственно действующими, определяют содержание и применение законов, деятельность органов власти, правосудия.

Признаются и защищаются равным образом частная, государ­ственная, муниципальная и иные формы собственности, беспре­пятственное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Государственная власть осуществляется на основе разде­ления ее на законодательную, исполнительную и судебную. Политика государства направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и всестороннее развитие человека. Демократия признается ценностью, с которой связыва­ют судьбу страны.

Главой государства является Президент РФ, избираемый на­селением на 4 года. Он не является, как в США, главой испол­нительной власти, но имеет достаточно широкие возможности воздействия на нее: назначает с согласия Государственной Думы премьер-министра, определяет по его предложению состав Пра­вительства. Президент имеет право роспуска Государственной Думы. Сложилась президентская республика особого вида. Пока она не демонстрирует высокую эффективность. Но это не озна­чает, что надо срочно менять форму правления. Можно идти по пути совершенствования президентской власти, партийной структуры, избирательного права.

Определения государственной теократии

Традиционно специфика организации и осуществления государственной власти раскрывается в юридической науке через категорию "форма государства". Следуя традиционному пониманию, многие ученые видят в теократии форму государства. Данная точка зрения содержится в Большой и Исторической советских энциклопедиях, а также в работах некоторых зарубежных исследователей1. По мнению автора, с данным утверждением нельзя согласиться. Форма государства представляет собой взятые в целостности три комплекса отношений: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. При определении государственной теократии как формы государства возникает резонный вопрос: какие из составляющих формы государства обуславливают его теократичность? Думается, что определение государственной теократии как формы государства должно указывать как минимум на один из параметров формы государства, т.е. на форму правления, или форму государственного устройства, или политический режим. Отождествление же теократии просто с формой государства не выявляет качественной, политико-правовой определенности теократического государства и ведет к бессистемному, эклектичному перечислению его признаков. В то время как проблема теократического государства состоит именно в определении его видовых, типических свойств.

Предпочтительными в данной связи являются суждения, трактующие теократию как самостоятельную форму правления, либо как один из видов монархии или республики. Наибольшее распространение как в отечественной, так и в зарубежной западной науке получила точка зрения, в соответствии с которой под теократией понимается разновидность монархии. Так, по мнению К.Шмитта, особенность теократической монархии состоит в том, что глава государства получает авторитет ни от кого другого, а только от бога и управляет по подобию бога2. Аналогичных взглядов придерживаются и другие исследователи3.

Внешне теократия и монархия очень похожи. Такие признаки, как бессрочное, юридически безответственное и единоличное правление, сильно сближает их между собой. Однако характерный для монархии наследственный порядок замещения верховной власти является для теократии не только не обязательным, но по существу неприемлемым институтом. С точки зрения теократического идеала, наследование власти недопустимо вследствие того, что ее суверенным обладателем является бог, который и имеет исключительное право решать вопрос о передачи правления. Глава теократического государства считает себя преемником бога либо его ближайшего последователя и, поэтому не может завещать верховное руководтво своим потомкам. Да и откуда им взяться у теократических лидеров, олицетворяющих авторитет веры, если последняя в некоторых случаях предусматривает обет безбрачия?!

Наследование верховной власти, встречающееся в Древнем Египте, в Сасанидском царстве, в Саудовской Аравии не является для теократии правилом. Немало знает история примеров ненаследственных теократий. К ним можно отнести Папскую область, Ватикан, государство Тибет, Иран и ряд других государств. Следует добавить, что и наследственные теократии имеют свои особенности, которые не позволяют вести речь, собственно, о монархическом правлении, поскольку в таких государствах важную роль играет духовенство, ограничивающее самостоятельность царя, в том числе и в вопросах властепреемства. Примером этому может служить Древний Египет.

Религиозные каноны относятся к монархической власти как к заблуждению, как к вынужденной необходимости. Когда старейшины Израиля приходят к пророку Самуилу с просьбой "поставить над ними царя", тот отговаривает их и, обратясь к богу, получает следующий ответ: ". Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними"4. О недопустимости рассмотрения теократического правления в качестве разновидности монархической власти утверждают теоретики ислама. В соответствии с представлениями о суверенной и всеобъемлющей власти Аллаха, монархии, когда-либо существовавшие в истории исламского общества, расцениваются мусульманскими богословами как отступление от норм религии и осуждаются. Вот, например, что по этому поводу говорил великий теократ современности имам Аятолла Хомейни: "Ислам объявляет монархию и наследование власти неверными и необоснованными. Пророк призывал разрушить монархические формы правления. Истинным монархом является только Аллах и Он не нуждается в партнерстве"5.

Мусульманская политико-правовая мысль в вопросе типологии теократического государства представляет особый интерес, поскольку в центре ее внимания находится концепция халифата, являющегося, как уже было сказано, моделью исламского теократического государства. В исламоведении нет единого мнения по вопросу государственно-правовой определенности халифата. Часть ученых, анализируя сущность халифата и сравнивая его с известными формами правления, относит халифат к разновидности парламентской или президентской республики. По мнению египетского политолога Сулеймана Мухаммеда ат-Тамави, организация власти в халифате полностью соответствует принципам парламентаризма, а правовой статус халифа, осуществляющего функции главы государства и правительства, близок к положению президента в республике6. Подавляющее же большинство мусульманских исследователей склоняются к мысли, что халифат, как монархия и республика, является самостоятельной формой правления. Думается, что с этим положением следует согласиться. Государственная теократия существенно отличается от известных форм правления и не может отождествляться ни с одним из ее видов. Различия между теократией, монархией и республикой проводятся по одинаковым основаниям, а именно: по способам формирования и характеру компетенции высших органов государственной власти, по источнику государственного суверенитета и особенностям ответственности главы государства. Теократия, таким образом, должна занимать, как минимум, однопорядковое положение с монархией и республикой.

Процедура формирования верховной власти в теократическом государстве не сводится ни к монархическому наследованию, ни к республиканскому избранию. Она многовариантна. Разнообразие способов передачи прерогатив правления в теократическом государстве обусловлено рядом причин. Во-первых, в соответствии с религиозными воззрениями отношения между человеком и богом носят глубоко интимный личностный характер. Получение власти от бога (а именно это обстоятельство выступает основанием легитимности теократической власти) не может быть подтверждено прямо никем, кроме самого божественного преемника. Даже если и происходит непосредственное общение бога с человеком, то окружающие отстранены от него, в силу чего невозможно объективно определить, является то или иное лицо действительно ставленником бога или между ним и богом нет никакой связи. Часто общение божественного избранника и бога происходит во сне, что подчеркивает скрытность и таинственность богочеловеческой связи. По преданию, Мухаммеду бог являлся неоднократно во время сна. Первый раз - в пещере, находившейся в пустыне, во второй - в саду. Благословение на утверждение в мире христианской религии в виде креста с надписью "Сим побеждай" римский император Константин получил также во сне. О богоизбранности теократических лидеров можно догадываться лишь на основе косвенных доказательств, подтверждающих их сверхчеловеческие возможности и способности совершать чудеса. В Библии говорится о том, что Господь Бог, вручая Моисею религиозно-политическую власть, в качестве подтверждения богоизбранности наделяет его даром творить чудеса: "И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне, и не послушают голоса моего, и скажут: "не явился ли тебе Господь?" И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою и взял его; и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь. "7. Для большей убедительности Бог наделяет Моисея способностью мгновенно заражать и лечить руку от проказы, а также превращать воду в кровь. "Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого"8. Богоизбранность Мухаммеда и Константина также находила подтверждение в обладании ими дара творить чудеса, например, одерживать крупные военные победы, расценивавшиеся современниками как божественные знамения.

Подобные способы божественного избрания теократических лидеров, вследствие их мистического характера, можно назвать сакральными. Они существенно отличаются от принципов формирования монархической и республиканской власти. Сегодня к сакральным способам избрания главы верховной власти следует отнести процедуру замещения поста Далай-ламы и выборы Римского папы "по вдохновению". После смерти "великого ламы" при помощи предсказаний и гаданий, на основе определенных примет отыскивается новорожденный, появившийся на свет не ранее чем через 49 дней и не позже чем через один год после кончины Далай-ламы, который и является, по мнению верующих, его очередным воплощением. Мальчик воспитывается монахами как будущий духовный наставник Тибета и, достигнув зрелого возраста, приступает к религиозно-политическому руководству. Согласно каноническому праву Римской католической церкви, выборы Папы считаются состоявшимися "по вдохновению" в том случае, если кардиналы на конклаве единогласно заявляют о кандидатуре Верховного Первосвященника. В этом случае, как считается, на кардиналов снисходит божественная благодать, которая и позволяет без особых затруднений решить вопрос властепреемства папы.

Во-вторых, многовариантность порядка избрания теократического правителя обуславливается тем, что процедура передачи полученной от бога власти никак не регламентируется религиозными текстами. "Первая и основная проблема, перед которой стоит харизматическая власть, - писал М.Вебер, - это проблема преемника власти"9. Если для легитимности монархической власти достаточно ее наследования, для республиканской - избрания, то легитимность теократической власти опосредуется особыми процедурами, которые, по мнению участников теократических отношений, гарантируют ее богоизбранность и правомерность. В процессе исторического развития теократии было выработано несколько способов замещения верховной власти. Все они связаны с государственно-правовыми традициями политического боговластия и берут свое начало, как правило, в практике самых авторитетных теократических лидеров, считающихся богами, представителями богов, либо заместителями божественных наместников.

Наиболее распространенный путь приобретения верховной власти в теократическом государстве - это выборы. Институт выборов связан с традициями родоплеменного самоуправления и является в теократическом государстве наследием первобытнообщинной демократии. В соответствии с принципом выборности - "аш-шура", разработанным в рамках концепции халифата суннитской и хариджитской ветвями ислама, формируется власть в мусульманских теократических государствах. На тайное голосование выносится вопрос о замещении поста Верховного правителя Государства Града Ватикан.

В то же время, выборы главы теократического государства нельзя расценивать в качестве свидетельства республиканского характера теократической власти. В формировании республиканских органов представительства участвует большинство населения государства, а в избрании теократического лидера лишь часть общества, его духовная элита. В мусульманских государствах - это муджтахиды, факихи, в Ватикане - кардиналы, в государственном Тибете поиском преемника Далай-ламы занимались монахи. Хотя теория халифата и предусматривает в качестве одного из способов замещения высшей государственной власти выборы халифа общиной (уммой), но под этим не подразумевается голосование населения за одного из претендентов на пост главы государства, как это происходит в республиках. Данные выборы больше напоминают простое согласие верующих на управление общиной определенным лицом. Следует учесть и то, что исламские богословы под уммой понимают не только совокупность верующих мусульман, но и внепространственные, вневременные связи между правоверными. По мнению богословов, воля народа в полной мере не может отразить интересы уммы. Лучше с этим могут справиться лишь религиозные лидеры, поэтому выборы халифа общиной заменяются волеизъявлением религиозных лидеров.

Следующим способом замещения должности главы теократического государства является наследование власти, осуществляемое посредством ее завещания (когда преемник назначается правителем), либо в форме автоматического перехода властных полномочий законному наследнику. Данная процедура формирования высшей власти сближает теократическое государство с монархическим, но в то же время не сводит к нему. Как уже отмечалось ранее, наследование - далеко не единственный и не самый распространенный путь приобретения теократического лидерства в государстве. К тому же, наследование теократической власти имеет ряд особенностей. В данной связи следует опять обратить внимание на мусульманскую концепцию власти. Так, шиизм предусматривает наследование верховной власти, признавая законным лишь правление потомков Мухаммеда и его зятя Али. Однако данный порядок передачи власти отличается от процедуры наследования в монархических государствах. С точки зрения шиитской религии, "божественная благодать" и право на руководство теократическим государством (имамат) переходит от одного члена рода к другому не вследствие личного усмотрения, а изначально предопределены пророком и сохраняются у его потомков через Али. Предусматриваемое суннитской правовой доктриной назначение халифом своего преемника, также сближающее теократическую власть с монархической опять-таки имеет свою специфику. Это назначение должно подкрепляться одобрением всей общины. Наследование власти в так называемых мусульманских монархиях часто на практике опосредуется санкцией религиозных авторитетов. Так было, например, в Саудовской Аравии в 1964 году, когда король Фейсал получил власть формально от своего предшественника после решения 12 ведущих улемов. Между монархией и теократией существуют и другие, более значимые отличия.

Многообразие способов формирования власти в теократическом государстве влечет его отождествление исследователями то с монархией, то с республикой, в то время как данный признак, на наш взгляд, должен рассматриваться в качестве самостоятельной характеристики теократического государства.

Различным образом в монархии, республике и теократии решается вопрос о компетенции высших органов государственной власти. В республике и конституционной монархии действует принцип разделения властей. В теократии же вся полнота власти концентрируется в руках политического лидера, обладающего правом заниматься исполнительно-распорядительной, законодательной и судебной деятельностью. Но теократию не следует причислять к разновидности абсолютной монархии, так как глава теократического государства в своих действиях ограничен религиозными канонами и за их нарушение может нести ответственность. Власть абсолютного монарха нормативно и институционально не ограничена.

Монархия, республика и государственная теократия различаются между собой по источнику государственного суверенитета. В первом случае, носителем полноты государственной власти является монарх, во втором - народ, в третьем - бог. Суверенитет бога - существенный элемент теократической государственности, который получил свое закрепление в Основных законах многих теократических государств. Конституция Ирана определяет, что управление делами государства и всей мусульманской общины вечно и постоянно находится в руках двенадцатого имама. В Саудовской Аравии суверенитет бога проявляется в том, что Основным законом здесь является книга божественных откровений - Коран. Также производна от божественной власть главы Ватикана. По нормам канонического права в Римском Епископе "пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам"10.

Весомым аргументом в пользу того, что теократия не является разновидностью ни одной из известных форм правления служит также качественный состав ее органов власти. В теократическом государстве функции законодательства, суда, а иногда и верховного руководства осуществляют религиозные лидеры. Как правило, они входят в состав совещательного органа при главе государства (Консультативный Совет при монархе в Саудовской Аравии, Совет экспертов при Руководителе в Иране и т.д.), а в некоторых случаях глава государства одновременно является лидером духовенства (Иран, Ватикан, государство Тибет и т.д.).

Приведенные доводы наглядно свидетельствуют в пользу того, что государственная теократия не является ни монархическим, ни республиканским правлением. Теократию следует считать самостоятельной формой правления. Подобная ее трактовка в гораздо большей степени соответствует действительности, нежели отнесение теократии к одному из видов монархии или республики. Но в целом необходимо признать и данное определение теократии неудовлетворительным, так как оно, ограничиваясь выражением порядка образования высших органов власти, не вмещает все своеобразие теократического государства, в том числе религиозно-правовую регламентацию общественных отношений и основные направления деятельности властных институтов по реализации религиозно-правовых предписаний.

Нельзя, на наш взгляд, свести государственную теократию и к другому структурному компоненту формы государства - политическому режиму, что нашло отражение в ряде научных работ11. Так, по мнению К.В.Арановского, теократия - разновидность политического режима, характеризующегося принадлежностью реальной власти духовным лидерам, либо непосредственно божеству и регулированием общественных отношений религиозными предписания и канонами12. В определении государственной теократии исследователь совершенно верно указывает на ее признаки. Но если учесть, что перед этим в числе главных критериев, определяющих понятие политический режим, он выделяет правовой статус личности, характер отношений субъекта власти с обществом и входящими в его состав меньшинствами, а также степень централизации управления территории, то получается, что даваемое им определение одного из видов политического режима не соответствует родовому понятию политический режим. Авторское определение теократии как политического режима очень напоминает определение теократии как формы государства, но с учетом еще одного признака - регуляции общественных отношений религиозными предписаниями. Если принять во внимание и те признаки, которые, по мнению автора, характеризуют собственно политический режим, то окажется, что и они не исчерпывают понятие теократического государства. Последнее подразумевает под собой не только специфические приемы и способы осуществления государственной власти, особый правовой статус личности и особый характер отношений между государством и обществом, но и охватывает собой функции, социальное предназначение власти, а также систему органов и нормативных средств, при помощи которых реализуется теократическая власть, что ускользает от анализа государственной теократии как политического режима. Теократическое государство - понятие по своему логическому объему более широкое, чем политический режим, поэтому его нежелательно относить к одной из разновидностей последнего. Если мы это сделаем, то наложим ограничения на исследование государственной теократии, не выразив ее основных признаков. Определение государственной теократии через категорию политический режим может оказаться для нее прокрустовым ложем. Косвенное подтверждение данной позиции можно найти в работах В.Е.Чиркина, который, хотя и не дает определение теократическому государству, однако выделяет одновременно теократическую монархию, полуфеодально-теократические государственные режимы, а также монотеократическую систему органов государства13.

В классической теократии глава церкви, являясь одновременно главой государства, являет собой «наместника бога на земле» (фараоны Древнего Египта, императоры в империи древних инков, халифы в Арабском халифате), «первосвященником» (Папа Римский в Ватикане).

Теократические концепции в прошлом и настоящем.

Впервые термин «теократия» встречается в сочинении Иосифа Флавия Против Апиона (94 н.э.) в описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении. Впоследствии понимание термина «теократия» и его смысловое наполнение менялось со временем, причем разные историки и философы трактовали его по-своему.

Идеалы христианской теократии были описаны Августином Блаженным в его знаменитом трактате О Граде Божьем . Концепция мусульманской теократии в наиболее завершенном виде нашла отражение в творчестве суннитского законоведа Абу л"-Хасан ал-Маварди. Он полагал, что халифат является божественным творением, призванным охранять исламскую веру и осуществлять справедливое правление над всем миром. Цель всемирного халифата – покорение и обращение в мусульманство всех «неверных» и установление над ними единой и неделимой власти халифа. В мировом мусульманском государстве халиф должен соединять в своем лице власть духовную (великий имам) и политическую (эмир).

В Новое время концепция слияния религиозной и политической власти в ее наиболее систематизированном виде нашла отражение в произведениях Жозефа де Местра . Являясь ярым противником Французской революции, он разрабатывал идею государства, построенного по принципу церковной иерархии во главе с римским папой.

Интересно, что в России также существовала теократическая утопия о необходимости слияния русской монархии с католической церковью и построением на этой основе некоей вселенской свободной теократии, «в рамках которой русский народ должен пойти на самоотречение и признать папу главой вселенской церкви». Ее сторонником был известный российский философ и публицист 19 в. Владимир Соловьев .

Понятие теократии разрабатывал в своих трудах в дальнейшем другой российский философ-мистик и публицист Николай Бердяев , полагавший, что «Теократия в политическом отношении есть как бы анархизм, в экономическом отношении – как бы социализм, в мистическом – самодержавие Единого Бога, царствующего над аристократическими детьми Своими, через Христа обретшими всеобщее Богосыновство». Он рассматривал теократию с позиций христианства и определял ее исключительно как общество священников.

Утопичность проектов построения «царства божьего на земле» в силу их несбыточности, и невозможности поставить знак равенства между мирским и божественным, лучше всего показывает в работе Теократия современный российский юрист Е.Н.Салыгин. Систематизируя все существующие представления об этом явлении, он дает собственное, более широкое определение теократии как системы религиозно-политических властеотношений. Исходя из его определения, к теократическим можно отнести такие государства, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Оман и Иран, хотя официально они не считают себя таковыми. Бесспорно, что последним примером теократии в ее классическом понимании было государство талибов в Афганистане ().

от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т. г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, власть в котором полностью принадлежит духовенству, т.е. светская и религиозная власть слиты в одно нераздельное целое; в основе государственной доктрины лежит религиозное учение и его догматика. На базе этого учения формируются все государственные и общественные институты и системы: судопроизводство, образование, государственная служба, официальные праздничные дни и т.д. Теократическая форма государственного правления в истории встречалась нечасто. В научной литературе в этой связи обычно упоминают: Иудейское царство (5-1 вв. до н.э.), Арабский халифат во время правления династий Омейядов и Аббасидов (7- 10 вв.), Иезуитское государство, основанное пуританскими переселенцами в Парагвае (начало 17 в.), Папская область, или Папское государство (756-1879), Тибет во главе с далай-ламой (17 в. - 1951), Монголия до 1921, Ватикан - единственное теократическое государство (город-государство), существующее по сей день и возглавляемое Папой - главой римско-католической церкви. Таким образом, Т.г. возникали на базе различных религий (иудаизм, ислам, католицизм, ламаизм - разновидность буддизма и др.) и существовали в различных исторических эпохах. Теократические идеи сохранили свое влияние и в наши дни. В ряде стран имеются политико-религиозные движения, ставящие целью создание Т.г. на основе исповедуемого ими вероучения. СВ. Фомина

«Бог» + κράτος «власть») - гражданская и духовная власть в одном лице .

// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

История

Теократия была основой правления многих развитых государств древности. Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя богами или сыновьями богов, в древней Греции решения нередко принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями - жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а также на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Элементы теократии имелись и в более поздние времена - в Средние века и в новое время , когда методом разрешения споров избирались рыцарские поединки и дуэли (иногда это принимало формы игры, например, в кости или карты), или же просто бросание жребия - считалось, что на стороне победителя сам Бог, то есть его победа служит всеобщему благу. Существование теократий в древности не является, однако, доказательством их необходимости или пользы для современного общества. Напротив, современное понимание теократии исходит из того, что такая форма правления противоречит принципам религиозного плюрализма, демократии и моральным принципам современного общества.

Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий . Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия , монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.

Исторические государства с элементами теократии

Наиболее крупные и известные теократии в истории были халифат Омейядов и ранний халифат Аббасидов , и в Папской области. И как с любым другим государством или империей, прагматизм был частью политики этих теократий.

Древность

Имперские культы в Древнем Египте и других странах обожествляли правящего монарха, так что государственная религия была посвящена поклонению правителю как божеству или воплощению божества.

В древнем и средневековом христианстве существовала доктрина Цезаропапизм - учение о том, что глава государства является в то же время и главой церкви.

Правление отрёкшихся императоров

В средневековой Японии существовал феномен, при котором фактическим правителем являлся отрёкшийся от престола император, принявший постриг в буддийские монахи.

Тибет

Реформация

Ислам

Ныне существующие страны с элементами теократии

Автономное монашеское государство Святой Горы

Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана , Нигерии , Афганистане , Ливии и других странах.

Правительство Ирана описывается как «теократическая республика». Глава государства Ирана, или верховный лидер, является исламским богословом, назначается на пожизненный срок, и избирается органом под названием Совет экспертов. Совет стражей рассматривается как часть исполнительной власти, несёт ответственность за принятие решений, если законодательство соответствует исламскому праву и обычаям шариата, и может отстранить кандидатов от выборов, и другим образом влиять на избирательный процесс.

Теократия в христианстве

В Христианстве теократической формой отношений между церковью и обществом является папоцезаризм , при которой духовное лицо, первый церковный иерарх (чаще всего Папа Римский), сосредоточило в своих руках как светскую, так и духовную власть. Период с по XIV век является периодом высшего развития папоцезаризма на Западе, в Католической церкви. В России периодом господства папоцезаризма является правление на патриаршестве Филарета Романова , когда именно он сосредоточил в своих руках как духовную, так и светскую власть с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633 года . Правление архиепископа Макариоса III на Кипре с 16 августа 1960 года по 15 июля 1974 года , когда Макариос III одновременно был главой государства - президентом Республики Кипр и предстоятелем Кипрской православной церкви также является проявлением папоцезаризма. Черногория в XVII-XIX веках.

Теократия в иудаизме

В иудаизме теократическая монархия - единоличное управление царём , выполняющим волю Бога, которую Бог открывает ему в знамениях, снах, или через пророков. Примерами такого правления в Библии являются царь Давид, Соломон, Езекия и некоторые другие древние иудейские цари. Теократия имеет своё происхождение из древнейших времен, когда человек (по версии верующих) получил от Бога первые заповеди - то есть более 7500 лет тому назад (см. заповеди, данные Адаму и Еве). Установление теократии у евреев началось через Авраама и продолжилось в собрании еврейских племён, потомков



Просмотров