Технологии управления безопасностью труда персонала. Организация управления безопасностью труда

В статье рассматривается безопасность труда в колледже. В ходе исследования разработан проект по совершенствованию безопасности труда в организации. Безопасность - это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Ключевые слова: безопасность, здоровье, риск, жизнь, охрана труда, мероприятие.

Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда.

Безопасностью труда называют состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ст. 209 ТК РФ).

Социальное значение охраны труда заключается в содействии росту эффективности общественного производства путем непрерывного совершенствования и улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения производственного травматизма и заболеваемости.

Общая характеристика АУ РС(Я) СПО «Намский педагогический колледж им. И.Е.Винокурова»

Наименование: Автономное учреждение Республики Саха (Якутия)

Среднего Профессионального Образования "Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова"- АУ РС(Я) СПО "Намский педагогический колледж им. И.Е.Винокурова"

  • 1963 год - на базе Намской школы-интерната" и приказа министра просвещения Шарина Н.И. от 29 августа за № 8-97 открыто Намское педагогическое училище для подготовки учителей начальных классов.
  • 2001 год - указом Президента РС(Я) М.Е.Николаева от 28 февраля № 1357 и приказом министра образования РС(Я) Михайловой Евгении Исаевны от 19 марта № 01-08/414 «О создании Саха государственной педагогической академии» с 1 апреля Намское педагогическое училище преобразовано в колледж.
  • 2012 год - колледж преобразован в автономное учреждение РС(Я) СПО “Намский педагогический колледж им. И.Е.Винокурова”

Эстетическое направление учебного заведения было заложено с середины 60-х годов. Училище открыло дорогу первому и последующим поколениям учителей рисования и черчения (с 1965 г.), обслуживающего и технического труда (с 1976 г.). Колледж и по сей день выполняет государственный заказ по подготовке специалистов данных профилей, не изменяя своей специфике.

Цели и задачи по охране труда организации: создание безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающие в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Итак, в ходе анализа безопасности труда были сделаны выводы:

> было 2 несчастных случая среди студентов колледжа по не соблюдению техники безопасности;

> По состоянию на 25 октября 2014г. была произведена полная ревизия первичных средств пожаротушения стоящих на балансе колледжа и этим определилось, что в некоторых объектах организации не хватает первичных средств пожаротушений.

> Организация не составляет и согласовывает списки профессий, которым устанавливается доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда, а также списки работ, профессий и должностей, на которых в связи с условиями труда работникам выдается молоко (или другие равноценные продукты питания), лечебно-профилактическое питание, а также мыло, смывающие и обезвреживающие вещества.

> Работники отдела АХО не обеспечены современными средствами индивидуальной защиты и спецодеждой с учетом условий труда на конкретных рабочих местах. Для профилактики возникновения профзаболеваний не проводятся лечебно-профилактические мероприятия: лечение в стационарах, санаторно-курортное лечение.

Выводы, сделанные из предыдущей главы, дают общую картину безопасности труда в организации. Для улучшения безопасности труда в организации, в данной работе разрабатывается проект по совершенствованию безопасности труда в организации.

Отметим, что в предыдущей главе отмечены все недостатки и отличительные особенности безопасности труда в АУ РС(Я) СПО "НПК" им. И.Е.Винокурова. безопасность травматизм профессиональный заболевание

На основе выявленных проблем предлагаем следующий перечень рекомендаций:

  • 1. Разработать план мероприятий по улучшению безопасности труда на 2016-2019 г.;
  • 2. Необходимо купить дополнительно первичных средств пожаротушения, чтоб были во всех объектах организации;
  • 3. Всех работников административно- хозяйственного отдела обеспечить современными средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обувью и пр.),с учетом условий труда на конкретных рабочих местах;
  • 4. Провести комплекс лечебно-профилактических мероприятий (в т. ч. обеспечение медицинскими аптечками, лечение в стационарах, санаторно-курортное лечение);
  • 5. Совершенствовать систему обучения персонала в области охраны труда и технической безопасности, а также оказанию первой помощи при несчастных случаях в организации;
  • 6. Для поддержания в постоянной готовности предупреждения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них проводить учения, тренировки по ликвидации возможных аварий, отработке методов тушения пожаров и локализации возможных аварийных ситуаций.

Согласно статье 226 ТК РФ, финансирование мероприятий по улучшению безопасности труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Совершенствовать систему обучения персонала в области охраны труда и технической безопасности, а также поддерживать в постоянной готовности предупреждения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них будет заниматься руководитель административно- хозяйственного отдела и директор колледжа. Затраты на обучение безопасным методам труда, на компенсацию длительных расходов, связанных с несчастным случаем, а также на заработную плату работников службы охраны труда определяют на основании бухгалтерской отчетности организации.

Социальные результаты мероприятий по улучшению безопасности труда определяются следующими показателями:

  • улучшения здоровья работников АХО;
  • положительное отношение работников АХО к организации;
  • снижением уровня производственного травматизма;
  • уменьшение количества случаев профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными условиями труда;
  • благоприятный и безопасный климат в организации;
  • улучшение знаний работников в области охраны труда.

Социальная эффективность улучшения безопасности труда благоприятно отражается на отношение работников к организации, а также на их здоровья.

В ходе исследования был разработан проект по совершенствованию безопасности труда в организации, в целом отделе АХО. С учетом недостатков и проблем безопасности труда были разработаны положения проекта, мероприятия по внедрению проекта и рассчитали социально- экономическую эффективность организационного проекта. Цель этого этапа было показать, что эти мероприятия несложно повести, а результат будет впечатляющим.

Основная цель исследования достигнута, разработан проект по совершенствованию безопасности труда в организации. Положения проекта направлены на улучшения безопасности труда в организации.

Использованные источники

  • 1. Безопасность труда, санитария и гигиена: Справ. пособие. - М.: Изд-во стандартов, 2009 - 174 с.
  • 2. Жданкин Н. А.Охрана труда// Трудовое право - 2012 - №2 - С.13
  • 3. Карнаух Н.Н. Охрана труда: учебник. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 380 с.
  • 4. Никифорова Л.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. - М:

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 496 с.

5. Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность.Учебник /-- М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 510,с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.Allbest.ru/

Автономная некомерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации

Российский университет кооперации

Камчатский филиал

Курсы профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Управление персоналом»

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Управление безопасностью труда в организации

Выполнила: слушатель

Тюкова Яна Витальевна

Петропавловск-Камчатский - 2016

Введение

1.2 Методы управления безопасностью труда на предприятии

Глава 2. Структура системы управления безопасностью труда на ООО «Поларис»

Глава 3. Пути повышения эффективности системы управления безопасностью труда на ООО «Поларис»

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда, а также нормы и требования по охране труда закреплены в Основах законодательства РФ об охране труда и КЗоТ. Конституционному праву гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, корреспондирует обязанность работодателя обеспечить надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создать на них условия работы, исключающие воздействие вредных или опасных производственных факторов и возможность получения производственной травмы, профессионального заболевания или инвалидности .

В этих целях работодатель обязан принять меры к тому, чтобы производственные здания, сооружения, оборудование отвечали требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда. Эти требования включают:

рациональное использование территории и производственных помещений;

правильную эксплуатацию оборудования и организацию технологических процессов;

устройство санитарно-бытовых помещений, обозначение опасных мест знаками безопасности и др.

Помимо этого работодатель обязан принимать меры по совершенствованию технологических процессов и модернизации технологического оборудования; механизации и автоматизации технологических операций, связанных с транспортированием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; внедрению систем автоматического или дистанционного управления оборудованием во вредных и опасных производствах и другие меры.

Для организации работы по охране труда в организациях в случае необходимости создаются службы по охране труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Структура и численность работников службы охраны труда организаций определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

Основные функции службы охраны труда: выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах; проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний; участие в подготовке предложений к плану мероприятий по охране труда, а также в подготовке раздела "охрана труда" в коллективных договорах; согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда и т.д. Организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях осуществляется службами охраны труда федеральных органов исполнительной власти.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников или их представителей в организациях с численностью работников более 10 человек должны создаваться совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Названные комитеты (комиссии) на основе предложений сторон разрабатывают программу совместных действий работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; рассматривают предложения по разработке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда; рассматривают результаты обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах и разрабатывают в необходимых случаях рекомендации по устранению выявленных нарушений, а также рассматривают многие другие вопросы.

Считается, что 20% общих заболеваний являются производственно-обусловленными. Контроль за расходованием средств на охрану труда, предусмотренных соглашением по охране труда, осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого информацию.

В целях повышения ответственности работодателей за надлежащее оборудование рабочих мест Правительством РФ предусмотрено проведение обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты, т.е. определение пригодности рабочих мест и соответствующих средств производства с точки зрения их безопасности для работников. Проведение сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах должно проводиться исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Ежегодная разработка перечней постоянных рабочих мест на производственных объектах, подлежащих обязательной сертификации, и представление их на утверждение Минтруду России возложены на территориальные органы государственной экспертизы условий труда. Помимо рабочих мест и оборудования сертификации подлежат также используемые сырье и материалы. Применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека и не получивших гигиенический сертификат, не допускается. Виды продукции, на которые должен выдаваться такой сертификат, утверждены Госкомсанэпиднадзором России. К таким видам продукции относятся, например: химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения; товары бытовой химии; средства химизации сельского хозяйства, в том числе минеральные удобрения; полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода.

В организациях, деятельность которых связана с производством и применением вредных веществ, должны проводиться соответствующие организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников, а также выдаваться средства индивидуальной защиты. Особые требования к работодателю в связи с необходимостью обеспечения радиационной безопасности при обращении работников с источниками ионизирующего излучения. В частности, работодатель обязан регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных или индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ.

О состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах работодатель обязан информировать работников как при приеме их на работу, так и впоследствии. Со своей стороны, работники вправе обращаться к работодателю за получением указанной информации. К условиям труда женщин, молодежи, лиц с пониженной трудоспособностью предъявляются особые требования .

Таким образом актуальность темы данной дипломной работы не вызывает сомнений, так как любое уважающее себя предприятие, поставив перед собой такие цели, как недопущение смертельных случаев на производстве, снижение травматизма и профессиональных заболеваний, предотвращение аварийных ситуаций, оно уделяет пристальное внимание профилактической работе, направленной на недопущение предпосылок к крупным происшествиям (мелкая травма, не повлекшая потери трудоспособности, нарушение процедур, инцидент, возгорание, неаварийный разлив нефти и подтоварных вод и т.п.). Другим важным направлением данной профилактической работы является расследование всех без исключения происшествий (даже таких категорий, расследование которых не регламентировано законодательством). Всё это входит в понятие безопасности труда.

Задача данной дипломной работы - изучить основы управления безопасностью труда на предприятии.

Цели работы - рассмотреть теоретические основы управления безопасностью труда на предприятии, а также изучить структуру системы управления безопасностью труда на ООО «Поларис»

Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью "Поларис" (ООО "Поларис").

Для написания данной работы использовались материалы научной и учебной литературы, а также материалы периодической печати.

Глава 1. Теоретические основы управления безопасностью труда на предприятии

1.1 Понятие управления безопасностью труда на предприятии

Аналитические данные об условиях труда свидетельствуют о том, что за последнее время численность работающих, занятых на работах с неблагоприятным их состоянием систематически растёт. По данным статистики каждый третий работник в стране трудится в условиях, не соответствующих гигиеническим нормативам. И это притом, что общая численность работников производственных подразделений практически не увеличивается. Следовательно, прирост данного показателя происходит за счёт работников, занятых на вспомогательных работах или видах экономической деятельности, обеспечивающих процессы производства (транспортировка, погрузка-разгрузка, сопровождение, хранение (охрана) и т.д.). Статистика приводит цифры, но не вскрывает их истинных причин.

Положение дел в сфере организации профилактической работы и проведения мер предупредительного характера не может не беспокоить специалистов, призванных осуществлять контроль состояния условий труда. Вот почему специалистам, занятым вопросами организации работ по охране труда, контролем за состоянием условий труда, центрам санэпиднадзора и медицины труда необходимо обратить на эти проблемы первостепенное внимание. Одним из возможных рычагов воздействия на эту ситуацию является, безусловно, аттестация рабочих мест.

Сегодня существуют нормативные акты, которые позволяют целенаправленно проводить оценку состояния рабочих мест и точно знать истинные гигиенические критерии, характеризующие их соответствие или несоответствие допустимым нормативам. К сожалению, количественные и качественные показатели проведения аттестации рабочих мест не соответствуют современным требованиям . .

Вот уже много лет действует Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённое постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. №12, ряд федеральных органов исполнительной власти и некоторые корпорации приняли свои аналогичные положения.

Данные документы определили проведение работ по трём направлениям - гигиеническая оценка условий труда, оценка травмобезопасности рабочих мест, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Действует Руководство 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса». Это как раз те нормативные акты, на основе которых сформированы минимально необходимые требования, позволяющие обеспечить здоровые и безопасные условия труда работников на каждом рабочем месте. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (статья 14) и Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 212) определили ответственность работодателя за результаты аттестации рабочих мест и принятие соответствующих мер по приведению их в соответствие с действующими требованиями. Однако, в силу объективных и субъективных причин, эти законодательно установленные положения рядом должностных лиц не выполняются.

Сегодня активный переход и усиление мер профилактического характера должны занять главенствующее положение в общем комплексе работ в области охраны труда. Для того, чтобы исключить возможность пренебрежительного отношения к жизни и здоровью сотрудников предлагается предпринять ряд мер воздействия.

Первая - исключить попустительство со стороны органов и организаций, призванных осуществлять контроль и надзор за соблюдением требований Трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.

Вторая - необходимо ужесточить требования со стороны надзорных органов к руководителям (работодателям), которые игнорируют требования о приведении рабочих мест в соответствие с действующими «Гигиеническими критериями…».

Третья - организациям экономически неспособным обеспечить приведение рабочих мест за счёт своих средств предоставить возможность использовать средства Фонда социального страхования, но с последующим их возмещением Фонду. Для реализации этого предложения, очевидно, потребуется выработка механизма такого кредитования в рамках ежегодно формируемых предложений по использованию средств ФСС на меры предупредительного характера.

Четвертая - требуется повысить правовой статус действующих ныне Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест и Руководства Р - 2.2.755-99, предварительно внеся в них соответствующие корректировки, вызванные велением времени и соответственно переработать (доработать) методики проведения оценки отдельных показателей аттестации.

Пятая - ввести экономические меры воздействия на злостных нарушителей данных требований (т.е. работодателей длительно не занимающихся улучшением обстановки на рабочих местах или допустивших рост численности работников на работах с неблагоприятными условиями труда). Средства поступившие от таких мер экономического воздействия направлять в региональные отделения ФСС и использовать для оздоровления работников (улучшения условий труда).

Шестая - ввести «институт» экспертов по условиям труда в региональных отделениях ФСС,

Седьмая - для более полного отражения истинного положения дел внести изменения в форму статистической отчётности по условиям труда (форма 1-т), а также о расширении круга организаций её предоставляющих и получающих с целью более углубленного анализа динамики.

Если проанализировать все нормативно-правовые акты и все действующее законодательство, то надо сказать, что на сегодняшний день существенных изменений практически нет. Внесены незначительные изменения в ТК, касающиеся только органов, которые осуществляют управление системой охраны труда. Вместо органа по труду стал орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование, то есть вместо Минтруда - Министерство труда и социального развития.

В результате этой реформы на Министерство труда и социального развития РФ возложены функции по определению политики в области охраны труда и конкретные функции, связанные с нормативно-правовым регулированием (на федеральном уровне) .

Чем ограничены функции министерства? На службу труда и занятости возложены контроль и надзор в области охраны труда. Все прочее как было, так и осталось без изменения. Полномочия субъектов РФ никто не отменял. Законодательно ничего не изменилось. Есть 181 закон, есть разделение полномочий. В ТК в 6-й статье прописаны все полномочия. Есть положение № 244 по работе экспертизы условий труда, что ее проводят субъекты РФ. Здесь также все остается по-прежнему.

Административная реформа в первую очередь направлена на то, чтобы четко разделить функции (кто и чем должен заниматься). На практике реформа не совершенна, министерства не хотят отдавать свои полномочия, не хотят ограничиваться только нормативно-правовым регулированием.

Но в то же время реформа сопровождается сокращением численности сотрудников, и это касается всех.

Теперь то, что касается технической реформы. Закон о техническом регулировании вовсе не отменял стандарты, а лишь признает их, как и во всем мире, как добровольные. Есть технический регламент, и он обязателен для исполнения всеми, во всех отраслях. Технические регламенты принимаются на уровне не ниже правительства: могут утверждаться Правительством, законом и указом Президента.

В ближайшем будущем перед отделом политики охраны труда стоят несколько главных задач. За последние три года произошло снижение травматизма более чем на 30% - это хорошо. Но вместе с тем увеличивается количество мест с неудовлетворительными условиями труда. Поэтому основным направлением политики в области охраны труда становится проведение аттестации рабочих мест. Но действующая нормативно-правовая база еще не готова к этому. Даже если взять само положение об аттестации рабочих мест, основу этого положения - гигиенические критерии оценки условий труда - все они устарели, требуют пересмотра, что сейчас и делается. Просто административная реформа ударила по конкретным людям, и это привело к тому, что гигиенические критерии оценки труда и положение об аттестации в этом году не будут пересмотрены. Сейчас это планируется сделать в следующем году.

Планируется по результатам аттестации рабочих мест предоставлять компенсации за работу с вредными условиями труда, и вообще аттестация становится основным звеном экономического механизма управления охраной труда: компенсация за работу с вредными условиями труда, скидки-надбавки по социальному страхованию и в перспективе - обеспечение средствами индивидуальной защиты. Этот механизм необходимо довести до совершенства, чтобы на его основе можно было проводить эту работу.

Необходимо сказать несколько слов о компенсациях за работу с вредными условиями труда. Сейчас действуют все старые нормативно-правовые акты по дополнительному, сокращенному рабочему дню, по доплатам. Действуют, поскольку не принято новых нормативных правовых актов РФ. Почему сложилась такая ситуация? ТК, несмотря на то, что он сыграл положительную роль в решение социальных вопросов, имеет свои недостатки. Те три статьи, которые сейчас в ТК регулируют вопросы компенсации (93, 147 и 117) должны быть пересмотрены, поскольку в каждой из них заложен разный принцип, основанный на предоставлении компенсаций по централизованным перечням, которые разрабатывались раньше отраслями и федеральными органами и утверждались Министерством труда РФ. Сейчас это сделать невозможно. В федеральных органах исполнительной власти просто нет специалистов, которые могли бы проводить эту работу. Поэтому предоставление компенсации по результатам аттестации рабочих мест - это требование сегодняшнего дня, требование рыночных отношений и той системы государственного управления, которая сейчас имеется.

По дополнительному отпуску больше всего возникает вопросов, связанных с начислением стажа, дающего право на дополнительный отпуск за вредные условия труда. Если ранее туда входили такие периоды, как больничный, выполнение общественных обязанностей, то сейчас только за фактические условия труда (121 ТК). До ТК работодатели самостоятельно решали, какой продолжительности дополнительный отпуск за вредные условия предоставлять, с отменой постановления Верховного Совета, которое предусматривало такой порядок, сегодня работодатель обязан предоставлять отпуск той продолжительности, который указан в этом перечне. Но за фактические условия труда, то есть пропорционально отработанному времени в данных условиях.

Вторая компенсация - это повышенная оплата труда. Законодательство предусматривает предоставление этих компенсаций согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ. Такого перечня нет и не будет, поскольку сейчас в эти статьи вносятся изменения, предусматривающие единый порядок предоставления компенсаций. Сейчас и размеры, и порядок устанавливаются непосредственно на предприятии.

Все те постановления, которые есть, действуют, но в связи с тем, что они противоречат действующему законодательству, вносят сумятицу в производственные отношения.

Сокращенный рабочий день. Формулировка в документе нас устраивает, поскольку позволяет осуществить единый подход к предоставлению компенсаций. Они предоставляются в порядке, установленном правительством РФ, и вся концепция будет основана на гигиенических критериях оценки условий труда и на результатах аттестации рабочих мест.

По травматизму мы все-таки вышли на приемлемый уровень, а в том, что касается состояния условий труда, переломить ситуацию не удается. Это определяется в первую очередь структурой экономики, поскольку основная доля предприятий связана горнодобывающей промышленностью, переработкой. Здесь износ основных фондов в среднем составляет около 50%. И перспективы быстрого изменения ситуации нет. Поэтому сейчас очень важны профилактические меры: компенсации, которые как-то могут сгладить вредные воздействия производственной среды, и обеспечение средствами индивидуальной защиты. У нас по-прежнему сохраняется порядок, который нам достался от Советского Союза. Если сравнить нормы, действующие сегодня, и самые первые постановления по нормированию средств индивидуальной защиты, то они мало чем отличаются как по структуре, так и по содержанию. И быстро изменить положение не удается. И в ГОСТах, и в технических условиях, может быть, и не надо ничего делать, поскольку нормы в настоящее время являются не распределительным механизмом, а за счет длительной работы над ними превратились в нормативно-правовые акты по охране труда, которые ставят нижнюю планку по обеспечению средствами индивидуальной защиты. Нормы - это тот самый необходимый минимум, который гарантирован государством .

Но в то же время по результатам аттестации рабочих мест работодателю должно быть дано право обеспечивать работника более современными средствами индивидуальной защиты. И с этой целью во 2-м чтении ТК в ст.221 вносятся изменения, которые впервые предусматривают право предприятия самостоятельно устанавливать и включать в коллективный договор нормативы, исходя из финансовых возможностей, но не ниже типовых норм.

Основное направление государства - облегчить экономическое бремя, которое несет в связи с этим работодатель, стимулировать его для приобретения им средств индивидуальной защиты. Поскольку рынок сейчас наводнен разными средствами защиты, сейчас не проблема приобрести СИЗ - проблема найти финансовые средства. Поэтому предусматривается ряд мер, которые нашли отражение в дополнениях к нормам и правилам выдачи средств индивидуальной защиты. Это постановление №7 от апреля 2004 г., которое сняло наболевшие вопросы: о выдаче второго комплекта, об использовании спецодежды и спецобуви, об ее вторичном использовании, право работодателя приобретать средства индивидуальной защиты сверх типовых норм, таких как сигнальный жилет, спасательный пояс и пр.

Проблемы обеспечения в организациях Российской Федерации здоровых и безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев на производстве, снижения производственно обусловленной заболеваемости и связанных с этим экономических потерь остаются достаточно острыми.

Из официальных данных Росстата следует, что к началу 2006 года численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличилась до 22,2%. Наибольшая часть охваченных статистическим наблюдением работников трудится в условиях повышенных уровней шума, ультразвука и инфразвука, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, вибрации. Много людей занято тяжелым физическим трудом. При этом в последние 5 лет тенденция увеличения абсолютного количества работающих в этих условиях сохраняется.

Особенно неблагополучное состояние дел сложилось в таких отраслях промышленности, как угледобывающая, металлургическая, горнорудная и некоторые другие, где количество работников, занятых в неудовлетворительных условиях труда, составляет до 50%.

Практика работы государственных инспекций труда свидетельствует о том, что в организациях многих отраслей экономики на протяжении длительного периода традиционно сохраняются неудовлетворительные условия труда, в значительной мере обусловленные несовершенством применяемых технологических процессов, замена которых зачастую требует от работодателя крупных инвестиций.

Практика надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда свидетельствует о повсеместном нарушении работодателями постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №162, утвердившего Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

Исключительно в связи с несовершенством технологических процессов во многих организациях Российской Федерации весьма широкое распространение имеет применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, многократно превышающих предельно допустимые нормы.

Анализ надзорно-контрольной деятельности государственных инспекций труда свидетельствуют об отсутствии у большинства работодателей реальных стимулов для создания здоровых и безопасных условий труда и реализации конкретных мер по устранению воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов. Объективная необходимость значительных капитальных вложений на переоснащение производств в связи с физическим и моральным старением основных производственных фондов и технологий является экономически невыгодной, что в результате делает работников данных организаций заложниками ситуации на многие годы и в конечном итоге обусловливает высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. И даже в тех случаях, когда предоставляется возможным осуществить конкретные мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет иных источников и привлекаемых средств, работодатели идут на это весьма неохотно.

В 2015 году Фондом социального страхования Российской Федерации зарегистрировано 91,6 тыс. человек, пострадавших от несчастных случаев на производстве (86583 чел) и профессиональных заболеваний (5012).

По оперативным данным федеральной инспекции труда из 4301 работников, погибших в результате несчастных случаев на производстве в 2015 году, более 55% (2375 чел.) приходится на такие виды экономической деятельности, как строительство (21,4%), обрабатывающие производства (18,3%), сельское и лесное хозяйство (15,5%). Подобное соотношение на протяжении последних 3-х лет сохраняется и по тяжелым несчастным случаям на производстве.

Преобладающими видами происшествий при этом являются падение работников с высоты и воздействие движущихся, разлетающихся и вращающихся предметов, деталей машин и оборудования, которые в совокупности дают 57% (в абсолютных цифрах 13012) несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом.

Основными причинами несчастных случаев на производстве являются неудовлетворительная организация производства работ, нарушения технологических процессов, нарушения в обучении работников по охране труда и содержании рабочих мест. Немаловажными остаются вопросы, связанные с нарушением работниками трудовой и производственной дисциплины.

Наблюдается значительное количество случаев смерти работников на рабочих местах, классифицированных медицинскими работниками как смерть от общего заболевания.

При этом углубленные медико-экспертные исследования, позволяющие установить наличие причинно-следственной связи развития общего заболевания работника с реальными условиями труда, как правило, не проводятся.

По-прежнему государственными инспекциями труда выявляются несчастные случаи на производстве, скрытые работодателями от расследования и учета, количество которых на протяжении последних трех лет колеблется в пределах 2,8-3,6 тыс. ежегодно, из них 260-460 случаев со смертельным исходом.

Практика работы с многочисленными обращениями граждан свидетельствует, что работодателями повсеместно нарушаются возложенные на них Трудовым кодексом Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, по применению средств индивидуальной и коллективной защиты, созданию на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Работники не информируются об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, многие пострадавшие работники и члены семей погибших на производстве лишаются законного права на соответствующие единовременные, ежемесячные выплаты из Фонда социального страхования Российской Федерации и другие полагающиеся им пособия.

Во многом это обусловлено отсутствием элементарных знаний работниками своих прав в сфере трудовых отношений, отсутствием в субъектах Российской Федерации системы информирования работников и работодателей по актуальным вопросам охраны труда.

При этом зачастую граждане не знают, что в каждом субъекте Российской Федерации имеется соответствующая государственная инспекция труда, являющаяся территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которая осуществляет ежедневный прием работников и работодателей и оказывает им бесплатные консультационные услуги по вопросам трудового законодательства.

В ходе встречи с государственным инспектором труда любой человек может оставить письменное заявление, по которому будут проведены соответствующие проверки и при необходимости приняты меры инспекторского реагирования, направленные на защиту его нарушенных трудовых прав. Другой формой общения с государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации, часто применяемой работниками и работодателями, является письменное обращение в государственную инспекцию труда по почте. При этом и в первом, и во втором случаях работник в обязательном порядке получит письменное извещение о результатах рассмотрения его обращения и принятых мерах.

Следует отметить, что 2014 год и начало 2015 года характеризуются усилением внимания к проблемам охраны труда со стороны Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В частности, 5 октября 2014 года в Государственной Думе состоялся «круглый стол», на котором обсуждались вопросы правоприменительной практики в сфере охраны труда и были приняты соответствующие рекомендации Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Прежде всего, учитывая комплексность проблемы и ее значение для настоящего и будущего Российской Федерации, требует немедленного решения вопрос о создании действенной системы государственного управления охраной труда, предполагающей формирование вертикали органов управления охраной труда на федеральном и региональном уровнях.

В этой связи следует отметить, что вопросы разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда достаточно полно были урегулированы статьями 5 и 6 Федерального закона №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», утратившего силу 6 октября 2006 года в связи с введением в действие Федерального закона от 30 июня 2006 года №90-ФЗ. При этом в действующем Трудовом кодексе Российской Федерации статьи аналогичного содержания отсутствуют.

Создание действенной системы управления охраной труда требует наличия законодательной и нормативной базы, соответствующей уровню развития современных производств.

Между тем, в настоящее время большинство применяемых на практике отраслевых Правил охраны труда и практически все межотраслевые Правила охраны труда фактически не имеют юридической силы как нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

Для надлежащего решения вопросов улучшения условий и охраны труда требуется незамедлительное принятие комплекса мер, направленных на повышение экономической заинтересованности и стимулирование деятельности работодателей в этой сфере.

В этой связи представляется, что основой всех профилактических мероприятий, направленных на предотвращение производственного травматизма и риска нарушения здоровья работающих, должны являться объективные сведения о состоянии условий труда в организациях, базирующиеся на результатах проведенной работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако до сегодняшнего времени результаты аттестации рабочих мест по условиям труда не увязаны с системой и принципами финансово-экономической деятельности организаций, в том числе с содержащимися в действующем законодательстве экономическими стимулами в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Кроме того, в настоящее время результаты аттестации рабочих мест по условиям труда не являются обязательным основанием для решения вопросов предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, которые работодатель может решать без учета реальных условий труда на рабочих местах, опираясь исключительно на отраслевые перечни профессий и должностей работников, имеющих право на те или иные гарантии, связанные с охраной труда.

Следует отметить также, что многолетняя практика и опыт проведения аттестации рабочих мест по условиям труда подтверждают, что организация, механизм, порядок и нормативное регулирование этой работы требуют принципиального изменения и совершенствования. Именно это, в сочетании с большими финансовыми затратами на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, зачастую является причиной нежелания работодателей, и в первую очередь занимающихся малым и средним бизнесом, проводить аттестацию рабочих мест в организации.

В качестве перспективного направления повышения экономической заинтересованности и стимулирования деятельности работодателей по улучшению условий и охраны труда следует рассматривать совершенствование системы обязательного страхования профессиональных рисков путем перехода к индивидуальным страховым тарифам для каждого вида экономической деятельности. Это означает, что размеры страховых взносов для каждой организации должны рассчитываться с учетом объективных особенностей ее производственной и экономической деятельности, состояния условий и охраны труда, а не каких-либо усредненных показателей.

Учитывая значимость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в части объективной оценки реальных условий труда в организации и надлежащего решения вопросов улучшения этих условий и предоставления работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций, если условия труда неудовлетворительные, особенно важным представляется обеспечение действенного контроля за результатами и качеством проводимой работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, одним из инструментов которого может и должна являться государственная экспертиза условий труда. Надлежащая организация данной работы приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации установлена норма, позволяющая работодателю не устанавливать работникам компенсации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда.

Однако на сегодняшний день порядок проведения экспертизы Правительством Российской Федерации не определен, распределение полномочий между субъектами экспертизы не проводилось.

Реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической заинтересованности и стимулирование деятельности работодателей по созданию здоровых и безопасных условий труда, должна сочетаться с усилением их ответственности за не обеспечение здоровых и безопасных условий труда, а также сокрытие информации о существующем производственном риске повреждения здоровья работающих в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.

В этой связи в настоящее время (в силу отсутствия реальных инструментов экономического стимулирования деятельности работодателей) решающее значение имеет повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями требований трудового законодательства, и, в первую очередь федеральной инспекции труда.

Федеральной инспекцией труда в соответствии с возложенными на нее полномочиями в случаях выявления правонарушений в сфере труда применяются меры административного воздействия на работодателей, предусмотренные ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в настоящее время в соответствии с частью 1 указанной статьи нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 500 до 5 тыс. рублей и на юридических лиц - в размере от 30 до 50 тыс. рублей.

В то же время, за совершение других, менее социально опасных правонарушений, законодательством об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции, значительно превышающие указанные в ст.5.27 КоАП размеры. Так, например, в соответствии со ст.18.17 КоАП несоблюдение работодателем установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 45 до 50 тыс. рублей, а на юридических лиц - в размере от 800 тыс. до 1 млн. рублей.

В этой связи представляется необходимым законодательно увеличить размер штрафных санкций за допущенные нарушения законодательства о труде и охране труда, налагаемых как на должностных лиц, так и на юридических лиц, в том числе за сокрытие работодателем от работников информации об условиях и охране труда на рабочих местах и существующих рисках повреждения здоровья.

Одновременно следует отметить, что в связи с продолжающимся увеличением численности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации и произведенными сокращениями численности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации доля организаций, проверенных государственными инспекторами труда на протяжении последних 5 лет, изменилась с 4,2% до 2,1% , причем резкое уменьшение относительного количества проверенных предприятий произошло в 2010 году и продолжается в настоящее время.

Между тем анализ динамики изменения штатной и фактической численности госинспекторов труда и показателей производственного травматизма показывает, что между ними существует прямая зависимость, причем замедление темпов снижения общего производственного травматизма и травматизма со смертельным исходом фактически совпадает с произведенным сокращением численности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

В этих условиях требуется существенное усиление профилактической составляющей надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда, основанное на оптимизации ее структуры и численности, а также технической оснащенности госинспекторов труда, соответствующих требованиям сегодняшнего дня.

Главная цель государственной политики в области охраны труда - сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, что предопределяет само понятие “охрана труда”. Для достижения этой цели должна быть создана система управления охраной труда, обеспечивающая четкое функционирование всех звеньев управления на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. При этом объектами управления являются предприятия, организации, учреждения.

В новой истории России пройдены два этапа формирования системы государственного управления охраной труда. Первый этап проходил в период действия Закона “Основы законодательства Российской Федерации об охране труда”, принятого в августе 1993 г., сменившего систему профсоюзного управления, существовавшую в течение 60 лет. Второй этап начался с принятием в июле 1999 г. Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, который действует и в настоящее время.

Формирование в стране системы государственного управления охраной труда сопровождалось созданием на федеральном уровне и в регионах нормативной правовой базы по охране труда. Более чем в 50 субъектах РФ приняты свои законы об охране труда, в которых предусмотрены полномочия органов исполнительной власти в этой области и полномочия органов местного самоуправления. В организациях формируются свои системы управления охраной труда, направленные на реализацию требований охраны труда, обеспечение его безопасности. Реализация этих требований законодательством, в частности ст. 212 ТК РФ, возлагается на работодателя. Он же должен финансировать работы по обеспечению указанных требований.

В целом созданная система подтвердила свою эффективность: наметилась устойчивая тенденция снижения уровня производственного травматизма практически во всех отраслях экономики; снижается количество несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом.

Однако процессы экономической интеграции России в международное сообщество выдвигают новые требования к системе управления охраной труда, ориентированные на международные стандарты. Эти требования нашли отражение в ГОСТ Р 12.0.006-2002 “ССБТ. Общие требования к системе управления охраной труда в организации”, гармонизированным с международным стандартом OHSAS 18001-1999 и Руководством Международной организации труда ILO-OSH 2001.

Согласно указанному ГОСТу система управления охраной труда в организации создается в виде подсистемы в рамках единой интегрированной системы управления (менеджмента). Это позволяет более эффективно решать вопросы безопасности труда. В результате организация может обеспечить свою привлекательность для инвесторов, которые будут уверены в том, что система управления безопасностью в организации, соответствующая мировым стандартам, будет гарантом исключения внеплановых экономических потерь, возникающих в результате аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также улучшить свой имидж и повысить конкурентоспособность на рынке.

Это уже подтверждается практикой целого ряда организаций с иностранным капиталом, где такая система внедрена или находится в стадии внедрения. Их опыт показывает, что внедрение указанной системы и организация ее функционирования в порядке, предусмотренном стандартом, могут быть обеспечены только при условии, если это будет осуществляться всеми звеньями управления организации и при участии ее работников. Руководство организации несет ответственность за состояние охраны труда и должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

В организациях, где введена корпоративная система управления охраной труда в соответствии с указанным стандартом, разрабатываются стандарты предприятия, в которых четко определены должностные обязанности руководителей всех уровней: от генерального директора до мастера, включая главного бухгалтера, что прежде никогда не практиковалось. При этой системе руководитель службы охраны труда (а при отсутствии такой службы - специалист по охране труда) по существу выполняет управленческие функции от имени руководителя организации. Он осуществляет контроль за выполнением должностными лицами функций по охране труда, предусмотренных в их должностных инструкциях, и информирует о результатах руководителя организации, который принимает соответствующие меры к руководителям, не исполняющим надлежащим образом свои обязанности в сфере охраны труда.

Такое распределение обязанностей позволяет не только более грамотно решать текущие вопросы по обеспечению безопасности труда, но и определять перспективные направления деятельности в этой сфере, предвидеть возможные риски, которые могут привести к тяжелым последствиям, включая аварии, и нанести ущерб организации. С такой задачей могут справиться только высококвалифицированные профессионалы, какими являются главный механик, главный энергетик, главный технолог и т.д.

Инженер по охране труда, даже с большим опытом работы в этой области, не сможет разобраться в тонкостях деятельности, например, главного механика. Если внести в должностную инструкцию последнего вопросы охраны труда и установить ответственность за их исполнение, то он всегда сможет найти оптимальное решение. Контроль за надлежащим исполнением им своих должностных обязанностей в области охраны труда должен осуществлять специалист по охране труда, наделенный приказом руководителя организации соответствующими полномочиями. Это уже не узкоинженерные функции, а функции управленца, т.е. менеджера. Специалист по охране труда не должен ограничиваться только инженерными вопросами или традиционными вопросами обеспечения работников СИЗ, мылом, молоком, направления их на медицинские осмотры и т.д., которые должны решать другие должностные лица. Он должен не считать, во что обходятся несчастные случаи на производстве в аспекте выплат временной нетрудоспособности (этим занимается Фонд социального страхования Российской Федерации) за счет страховых взносов страхователей, т.е. работодателей, а непосредственно определять упущенную выгоду организации в связи с несоответствием баланса расчетного рабочего времени и реального его использования.

Потери рабочего времени в связи с несчастными случаями на производстве наносят организациям убыток в виде снижения объемов выпуска продукции, исчисляемой крупными суммами. Однако руководители предприятий не замечают этого, считая мероприятия по охране труда убыточными. На самом деле такие мероприятия приносят организации дополнительную прибыль. Надо только научиться грамотно ее учитывать, и этим должен заниматься менеджер по охране труда. Если он не может или не хочет это делать, то руководитель организации должен принять соответствующие меры.

Традиционное толкование назначения специалистов по охране труда только с точки зрения техники безопасности в новых экономических отношениях неприемлемо. Именно так надо понимать ГОСТ Р 12.0.006-2002, в котором отражается суть международной политики в области управления охраной труда как системы экономического и социального развития. Уделять внимание здоровью и безопасному труду работающих нужно сегодня, чтобы в дальнейшем не пришлось изыскивать дополнительные средства на профессиональную и социальную реабилитацию работников, получивших на производстве увечье или профессиональное заболевание, а также на содержание инвалидов труда.

Однако нельзя не учитывать сложившееся у нас положение с управлением в области охраны труда непосредственно в организациях. Надо признать, что еще во многих организациях, осуществляющих производственную деятельность, не соблюдаются даже самые элементарные нормы законодательства об охране труда.

Например, согласно ч.1 ст.217 ТК РФ в организациях с численностью более 100 работников должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, но это требование, как правило, не соблюдается. Работодатели больше обращают внимание на ч. 2 ст. 217 ТК РФ, в соответствии с которой в организации с численностью 100 и менее работников работодатель может сам решать вопрос о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности организации.

Работодатель больше ориентируется не на специфику производства, а на предоставленную ему возможность не соблюдать норму закона. Мысль о необходимости иметь хотя бы специалиста по охране труда возникает, когда создается вполне очевидная угроза безопасности, или в связи с несчастным случаем на производстве и предписанием инспектора органа надзора и контроля, требующим устранить нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Такое отношение к охране труда особенно характерно для организаций коммерческого сектора экономики (акционерных обществ, банков, страховых компаний и т.п.), а также среднего и малого бизнеса, где, как правило, вообще отсутствует понятие о корпоративной системе управления охраной труда. В таких организациях работодатели и не помышляют о каком-то социальном партнерстве, системе управления охраной труда и общественном контроле за соблюдением требований охраны труда.

Формально требования действующего трудового законодательства должны соблюдаться организациями всех типов и размеров, независимо от сектора экономики, организационно-правовых форм и форм собственности. Фактически же эти требования многими работодателями, особенно в сфере среднего и малого бизнеса, вообще не воспринимаются.

В 2005 г. территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости проведено около 255 тыс. проверок соблюдения трудового законодательства в организациях. При каждой проверке были выявлены серьезные нарушения требований охраны и безопасности труда. За это привлечено к административной ответственности (штрафу) более 91 тыс. должностных лиц. Общая сумма штрафов составила свыше 108 млн. руб.

В этой ситуации возникает серьезное сомнение в возможности быстрой и повсеместной реализации положений ГОСТ Р 12.0.006-2002, так как его требования не обязательны и внедрение зависит только от намерения работодателя, а стартовые позиции для широкого внедрения этого стандарта надлежащим образом пока не обеспечены.

Вместе с тем независимо от этого должны быть найдены решения и приняты соответствующие меры по ускорению внедрения основных положений указанного ГОСТа, чтобы исключить возможные препятствия по этой позиции при интеграции России в международное экономическое сообщество и вступлении во ВТО.

Подобные документы

    Рассмотрение задач и инструментов PR-компании по безопасности и охране труда. Правила проведения инструктажей по технике безопасности среди персонала. Организация санитарно-бытового обслуживания работников. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

    реферат , добавлен 09.02.2012

    Статистика условий труда. Основные тенденции: демография, средний возраст. Управление безопасностью: законы, принципы, методы защиты. Правовые и организационные вопросы охраны труда. Обучение и инструктаж по технике безопасности. Воздух рабочей зоны.

    шпаргалка , добавлен 24.09.2010

    Правовые и нормативные основы безопасности труда. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда. Организация безопасности труда на предприятиях. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    Обучение работников знаниям охраны труда. Безопасность труда в учебных заведениях. Инструктажи по охране труда и их проведение. Профессиональный отбор и допуск к работам с повышенной опасностью. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2011

    Система обучения безопасности труда, нормативные документы. Обучение безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях. Специальное обучение и проверка знаний рабочих. Инструктажи по безопасности труда, порядок его проведения на предприятии.

    практическая работа , добавлен 25.05.2009

    Понятие и виды несчастных случаев на производстве. Обучение и профессиональная подготовка кадров в области охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению рабочих условий. Оформление материалов расследования, учет и регистрация несчастных случаев.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2012

    Понятие, сущность, термины и определения безопасности труда. Условия и меры безопасности на рабочих местах. Цели и задачи, организация и проведение аттестации рабочих мест. Специфика систематизации результатов аттестации и особенности применения санкций.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Ознакомление с описанием вредных и опасных факторов при проведении строительно-монтажных работ. Рассмотрение и анализ процесса организации обучения и проверки знаний требований охраны труда. Характеристика техносферной безопасности на производстве.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2018

    Характеристика документов отдела кадров, содержащих вопросы по охране труда. Анализ основных требований по обеспечению охраны труда на предприятии. Описание правил внутреннего трудового распорядка. Особенности аттестации рабочих мест по условиям труда.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2010

    Структура службы охраны труда и численность ее работников. Обязанности по обеспечению безопасных условий труда. Обеспечение безопасности производственного оборудования. Средства индивидуальной защиты. Обучение безопасности труда и виды инструктажа.

Охрана труда представляет собой действующую на основании соответствующих законодательных и иных нормативных актов систему социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации "О мерах по улучшению условий и охраны труда" N 843 от 26 августа 1995 года обеспечение безопасных условий труда на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования возлагается на администрацию предприятия, собственника, либо уполномоченного им органа управления. Следовательно, охрана труда, то есть защита жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности - одна из главнейших задач любого предприятия.

Безопасность труда - это такое состояние условий труда, при котором с определенной вероятностью исключено воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов. Безопасность труда и охрана труда соотносятся между собой как две категории - цель и средство ее достижения. Безопасность - это цель, достигаемая с помощью мероприятий по охране труда. Управление безопасностью труда собственно и заключается в оптимизации производственной деятельности предприятия по критериям безопасности.

Переход от отдельных, частных мероприятий защитного характера по следам уже происшедших травм и заболеваний, от борьбы с последствиями неудовлетворительного состояния безопасности к активному, целенаправленному воздействию на процесс формирования условий труда на производстве является главной задачей системы управления безопасностью труда (СУБТ).

Преимущества системного подхода очевидны, они доказаны практикой. Поэтому системы управления безопасностью труда (охраной труда) находят все более широкое применение в различных отраслях экономики. Однако в процессе их внедрения появляется немало проблем, связанных и с недостаточно ясным пониманием сути тех преобразований, которые требует переход от традиционных методов работы по охране труда к управлению безопасностью труда.

СУБТ является составной частью системы управления предприятием, ее целевой подсистемой, направленной на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и высокой работоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Она функционирует в тесном взаимодействии с другими подсистемами управления различными сферами деятельности предприятия: производственной, социально-экономической, охраной окружающей среды и др.

Непосредственным объектом управления служит процесс обеспечения безопасности труда в системе "человек - техника - производственная среда", а следовательно, состояние условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках и в цехах предприятия. Причем управление должно быть направлено как на формирование безопасных условий труда при проектировании и сооружении новых производственных объектов, так и на улучшение уже сложившихся условий труда, повышение безопасности в действующем производстве.

Всякое управление предполагает целенаправленное воздействие на управляемый объект путем регулирования тех факторов, от которых зависит его состояние. Все факторы, воздействующие на обеспечение безопасности труда, можно разделить на организационные, технические, санитарно-гигиенические и психофизиологические.

К организационным факторам относятся:

организация инструктажа и обучения работающих безопасности труда;

обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работающих;

формы и методы организации труда (индивидуальная, бригадная, сменность, режим труда и отдыха);

организация обслуживания и содержание рабочих мест (компоновка и оснащение рабочего места);

состояние оргтехоснастки, ручного и вспомогательного инструмента;

безопасность складирования материалов, заготовок, деталей и готовых изделий; уборка рабочего места);

организация управления безопасностью труда.

К техническим факторам относятся:

конструкторские (безопасность конструкции технологического оборудования, технологической оснастки, грузоподъемных машин, транспортных средств и грузозахватных устройств, ручного механизированного инструмента);

эксплуатационные (соблюдение сроков планового ремонта, поддержание в исправном состоянии технологического оборудования, исправное состояние электрооборудования и средств защиты от электрического тока и др.);

технологические (выбор безопасных технологических методов и режимов работы; комплексная механизация и автоматизация, роботизация тяжелых и опасных операций; выбор исходных материалов, заготовок и производственного оборудования; размещение производственного оборудования и организация рабочих мест; выбор безопасных способов, средств транспортирования исходных материалов, заготовок, деталей, готовой продукции и отходов производства; выбор средств коллективной и индивидуальной защиты; включение требований безопасности в технологическую документацию; контроль выполнения требований безопасности в действующих технологических процессах).

Санитарно-гигиеническими факторами являются:

микроклимат на рабочем месте (эффективно-эквивалентная температура);

чистота воздуха рабочей зоны (содержание токсических веществ, промышленной пыли);

условия естественного и искусственного освещения;

уровень вибрации;

уровень производственного шума;

инфракрасное (тепловое) излучение;

электромагнитные излучения;

ионизирующие излучения.

К психофизиологическим факторам относятся:

тяжесть и напряженность труда (статическая и динамическая физическая нагрузка, рабочая поза, напряженность зрения, длительность сосредоточенного наблюдения, число важных объектов наблюдения, темп работы, число информационных сигналов, монотонность, режим труда и отдыха, нервно-эмоциональная нагрузка);

соответствие психофизиологических возможностей человека, индивидуальных особенностей его организма характеру выполняемой работы (антропометрические особенности, скорость и точность реакций, устойчивость внимания, личностные качества и др.);

профессиональная подготовленность работников (обученность, освоение безопасных приемов труда, знание правил и инструкций по охране труда) ;

применение средств индивидуальной защиты, выполнение требований инструкций по охране труда и технологической документации;

соблюдение трудовой и производственной дисциплины.

Приведенный классификатор охватывает все основные факторы, влияющие на безопасность трудовой деятельности. Указанные факторы рассматриваются не как источники возможного повреждения здоровья человека, а с позиции их роли в формировании условий труда, в обеспечении безопасности труда в процессе производства.

Разработка СУБТ начинается с установления целей, задач, показателей и критериев эффективности управления. Программно-целевой подход к управлению безопасностью труда состоит в определении главной цели СУБТ и последующем развитии ее в иерархическую систему подцелей (дерево целей).

Главная цель СУБТ - обеспечение безопасности, сохранение здоровья и высокой работоспособности человека в процессе труда. Она выражается в создании безопасных и высокопроизводительных условий труда, в предупреждении производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости.

Эта сложная цель обеспечивается достижением совокупности взаимосвязанных основных и частных целей управления безопасностью труда. Иерархия целей СУБТ соответствует классификации технических, организационных, санитарно-гигиенических и психофизиологических факторов, воздействующих на безопасность труда в производстве.

СУБТ представляет собой механизм для решения проблем, связанных с достижением поставленных целей. Поэтому организационная структура и функции управления должны быть тесно связаны со структурой целей. Исходя из дерева целей, распределяются задачи и функциональные обязанности по охране труда среди структурных подразделений предприятий и должностных лиц.

Конкретизация достижения целевых нормативов во времени осуществляется при планировании мероприятий по охране труда. Четкая постановка целей, задач и детальная разработка плановых заданий обеспечивают программно-целевое управление безопасностью труда.

Если конкретные цели и планы работы по охране труда не определены, то управление фактически исчезает. Остается лишь текущее регулирование, направленное на ликвидацию выявленных нарушений и поддержание безопасности труда на прежнем уровне. При этом эффективность работы по охране труда значительно снижается.

Основными критериями эффективности СУБТ, характеризующими степень достижения установленных целей, являются:

улучшение условий и повышение безопасности труда работающих;

снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

повышение производительности труда, качества продукции и эффективности производственной деятельности за счет улучшения условий труда.

Обобщающие показатели эффективности управления определяются путем комплексной оценки состояния условий и охраны труда, расчета уровня безопасности труда, изучения динамики показателей производственного травматизма и заболеваемости.

Управление происходит посредством целенаправленного регулирования организационных, технических, санитарно-гигиенических и психофизиологических факторов, воздействующих на безопасность труда.

Внедрение СУБТ, как правило, не требует больших капитальных вложений, поскольку она является составной частью действующей системы управления предприятием и ориентирована на использование имеющихся вычислительной техники и других технических средств. Основная доля затрат необходима только для разработки проекта системы и программно-математического обеспечения задач автоматизированной обработки информации по охране труда. Поэтому при достижении положительного социального результата внедрение СУБТ практически всегда оправдано и с экономической точки зрения.

Управление безопасностью труда - ряд мер со стороны управленческого персонала по обеспечению безопасности труда.

Безопасные условия труда - условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено, или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений.

Требования безопасности труда - требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работающего.

Согласно ст. 211 ТК РФ, требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности. Поэтому в любой организации все обязанности по обеспечению безопасных условий труда должны быть возложены на административно- управленческий персонал и распределены между отдельными службами должностями в соответствии с их функциональными обязанностями.

Служба охраны труда в организации: смотреть в ТК РФ ст. 217.

Общее руководство работой всех структурных подразделений по обеспечению охраны труда и техники безопасности возлагается на руководителя (начальника, управляющего). Непосредственное руководство возлагается на главного инженера. К руководству охраной труда через советы трудовых коллективов привлекаются все работающие.

Стандартные меры в рамках системы безопасности труда. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку; обучение устройству и правилам эксплуатации используемого оборудования; санитарно-гигиеническую подготовку; проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети), теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Во время работы работник проходит: 1) обучение безопасности труда по действующему оборудованию каждые 2 года, а по новому оборудованию – по мере его поступления на место работу, но до момента запуска этого оборудования в эксплуатацию; 2) проверку знаний безопасности труда (на работах с повышенной опасностью) – ежегодно; 3) осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых и др. кожных заболеваний – ежедневно перед началом смены; 4) проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети) – ежегодно; 5) проверку санитарно-гигиенических знаний – один раз в год; 6) периодический медицинский осмотр.

Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте работник должен проходить один раз в 3 месяца.

Во время работы на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенный уровень статического электричества; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности инструмента, оборудования, инвентаря, товаров и тары; нервно-психологические нагрузки; физические перегрузки; пониженная температура поверхностей оборудования, продукции; повышенная температура поверхностей оборудования; повышенный уровень электромагнитных излучений).

Понятие и структура управления безопасностью труда. Система управления безопасностью труда

Система управления безопасностью труда

Управление безопасностью труда - это планомерный процесс воздействия на систему «человек - машина - производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.


Процесс управления включает: оценку параметров условий труда; формирование целей и постановку задач; составление программ; оперативное управление программами; оценку эффективности осуществления программ; стимулирование исполнителей. Функциональная схема процесса управления безопасностью труда представлена на рис. 2.


Рис. 2. Функциональная схема управления безопасностью труда


Управление безопасностью труда происходит с помощью управляющего органа, включающего администрацию предприятия, руководителей структурных подразделений, службу охраны труда на основе информации о состоянии объекта управления.


Орган управления принимает решение с учетом внешней информации: законодательные и нормативные акты, директивные указания вышестоящих органов исполнительной власти.


Функции управления определяют направление деятельности при решении задач по управлению безопасностью труда, причем каждая задача решается посредством всех перечисленных функций.


Функции учета, анализа и оценки направлены на формирование необходимой информации об объекте управления для разработки управленческих решений. При этом используются материалы аттестации и сертификации условий труда, анализ травматизма, результаты производственного контроля, предписания органов государственного надзора.


Функция планирования и прогнозирования работ по охране труда включает определение заданий подразделениям и службам предприятия, участвующим в решении задач по охране труда. Планирование работ по охране труда осуществляется на основе:

  1. перспективных (пятилетних) - комплексных планов улучшения условий труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;
  2. текущих (годовых) - планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда для заключения коллективных договоров;
  3. оперативных (квартальных, месячных) - планов по цехам и участкам.

Прогнозирование работ по охране труда основано на результатах научного анализа и исследований в данной области. При этом анализ травматизма должен охватывать период не менее 5-10 лет. Правильный прогноз -залог реальности планов по улучшению условий и безопасности труда.


Функции организации, координации и регулирования направлены на объединение усилий различных служб предприятия для решения задач управления. Они предусматривают установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении, принятие и реализацию приказов, распоряжений и т.п.


Функция контроля заключается в выявлении отклонений от принятых решений, проверке выполнения ранее принятых решений. При этом предусматривается контроль за состоянием объекта управления:

  1. оперативный - руководителя работ и других должностных лиц;
  2. контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
  3. ведомственный контроль вышестоящих органов;
  4. контроль, осуществляемый органами государственного надзора.

Функция стимулирования за работу по охране труда способствует заинтересованности работающих в решении задач управления безопасностью труда. Виды и формы стимулирования разрабатываются администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом с учетом постановлений и указаний государственных и профсоюзных органов.


Функции управления органически связаны между собой, дополняют друг друга. Пренебрежение или снижение реализации одной функции управления отрицательно сказывается на реализации другой. Так, неполная реализация функции учета, анализа и оценки состояния объекта резко ограничивает эффективность функции контроля, особенно функции планирования и прогнозирования работ.


С другой стороны, полная и всесторонняя реализация функций стимулирования позволяет привлечь к управлению трудовые коллективы и повысить эффективность других функций управления, а также эффективность решения задач управления безопасностью труда в целом.


Таким образом, система управления безопасностью труда - это часть общей системы управления предприятием, которая включает организационную структуру (объект и орган управления), деятельность по планированию, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения и достижения целей. При этом процесс управления безопасностью труда основан на системе законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.



Просмотров