Технологии написания икон. Этапы написания иконы

Иконы сопровождают верующего человека в течение всей жизни. Икона – священный предмет, изображающий Господа, Пресвятую Богородицу, святого. По учению святых отцов, почитая иконы, мы поклоняемся не вещественному составу образа - доске и краскам, а Первообразу, на ней изображенному.

Икона – лучший подарок

Дарить икону на церковные праздники или к памятным датам – добрая, освященная временем традиция.

Дарить иконы уместно к таким событиям, как:

  • венчание;
  • день крестин;
  • день Ангела или день рождения;
  • Пасха;
  • Рождество Христово;
  • другие церковные праздники;
  • значимый для человека юбилей.

Особенно ценным подарком считается рукописная икона, написанная на заказ для близкого вам человека. Заказать икону в Москве несложно, но такие иконы дороги и требуют много времени для написания.

Заказ именной иконы на нашем иконном производстве

Мы предлагаем решение!Иконное производство «Символик» изготавливает на заказ иконы любого размера, от миниатюрных домашних до крупномерных храмовых образов. Наши образы внешне ничем не отличаются от рукописных: технология производства точно передает колорит и пропорции оригинала. Иконы на золотом фоне имеют двухслойное лаковое покрытие; по желанию заказчика икона без золотого фона может быть покрыта лаком.

У нас вы можете заказать икону, цены приведены ниже в таблице. На оптовые заказы мы предлагаем внушительные скидки. Перед тем как , убедитесь, что нужный вам образ не продается в нашем православном интернет-магазине и не поддерживается в наличии.

Преимущества заказа икон у нас:

  1. Натуральная основа иконы. Все наши изделия изготавливаются на липовой доске.
  2. Технология прямой печати на дереве и УФ-краски высокого качества позволяют создавать изображения, не выцветающие годами! Точность передачи цвета проверена экспертами.
  3. Изготавливаем от 1 иконы! Наша мастерская изготовит для вас любую икону размером от 14x19 см до 150х160 см. У нас есть опыт изготовления икон для крестных ходов и в иконостас. На оптовые заказы действуют большие скидки.

Все помещения иконного производства освящены.

Приглашаем вас заказать у нас домашний иконостас в едином стиле.

Иконы на заказ

Наше иконное производство изготавливает следующие виды икон:

  • храмовые иконы;
  • иконы для крестных ходов;
  • венчальные образы;
  • именные иконы;
  • мерные (ростовые) иконы;
  • складни.

Купить именную икону вы можете в любой церковной лавке. Но лучше заказать ее у нас: наши специалисты изготовят образ в соответствии с вашими пожеланиями. Редкие образы сложно найти в магазинах, поэтому именная икона в Москве – это сфера ответственности «Символик».

Оформить заказ можно через наш сайт либо при посещении магазинов, которые находятся в Москве и регионах:

  • г. Москва, гостиница "Севастополь", ул. Большая Юшуньская, дом 1-а, корпус 4, комната 902;
  • г. Санкт-Петербург, Курятная линия, павильон 2;
  • г. Санкт-Петербург, ул. Камская, д. 7-9;
  • г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной армии, д. 4а.

Пояснения для заказчиков

Мы изготавливаемиконы разных размеров. Для того чтобы основа иконы сохраняла прочность и не подверглась короблению, в нее с оборотной стороны вставляются шпонки – поперечные деревянные планки. Икона, усиленная шпонками, долговечнее, но ее будет сложно повесить на стену на стандартное крепление. Такие иконы удобно помещать в киот и вешать на стену в киоте.(Шпонки мы используем только для больших икон, от размера 30х40см и более).

Мы также изготавливаем иконы с ковчегом и без него. Ковчег – это углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Соответственно, выступающие края по периметру иконы называются полями . Иконы с ковчегом изготавливаются в подражание старинным образам Византии и Древней Руси.

У нас вы можете заказать икону с золочением . Золотой фон символизирует Божественный Свет. Золочение придает образу глубину, делает колорит более насыщенным. Для золочения иконной доски мы используем краску на основе оксида титана. Выполненные по этой технологии изделия не так дороги, как иконы на сусальном золоте или потали. После нанесения красочного слоя готовая икона покрывается двумя слоями лака.

Цена на иконы

Размер От 1 штуки От 3 штук
19х14см 2500 руб. 900 руб.
19х14см со шпонкой 3200 руб. 1200 руб.
19х14см с ковчегом 3800 руб. 1400 руб.
20х30см 4500 руб. 2100 руб.
30х40см со шпонкой 7800 руб. 4500 руб.
Икона мерная 10500 руб.
Полноцветная печать, на «золоте»
19х14см 4500 руб. 1700 руб.
19х14см с ковчегом 5200 руб. 2200 руб.
20х30см 6800 руб. 2900 руб.
30х40см со шпонкой 10800 руб. 5500 руб.
Икона мерная на "золоте" 13500 руб.

Возможны любые размеры!
Если лик есть у нас в базе готовых макетов, то будет большая скидка с этих цен.

Иконостасы для храмов

Делаем иконостасы для храмов под требуемые размеры на заказ. Используем технологию печати по МДФ или по дереву.

Располагаем базой икон, позволяющей создавать индивидуальный дизайн.

Изготовление икон - одно из направлений нашей творческой деятельности. Иконостасная мастерская Плигина изготовит икону на любой вкус.

В нашей мастерской были написаны иконы для множества монастырей, соборов, церквей и по заказам частных лиц.

Иконописцы мастерской имеют среднее и высшее художественное образование. В число иконописцев отбираются выпускники Самарского художественного училища, которые в дальнейшем совершенствуют свои знания в Самарской государственной академии культуры и искусств или­ на факультете дизайна в Самарском государственном архитектурно-строительном университете. Главная задача для иконописца - написать не портрет, а лик святого, но не мертвое (восковое) изображение, а живое одухотворенное. У каждого иконописца "своя рука", но тем не менее в целом они работают над одной общей задачей: сохранить общую стилистику икон в изготавливаемом иконостасе или в настенной росписи храма.

Для изготовления иконы используется доска из липы, укрепленная сзади дубовыми шпонками. На доску наклеивается тонкая ткань-паволока и наносится основа - левкас (для иконостаса, в качестве удешевления, часто применяется доска из МДФ, пропитанная защитным грунтом). Икона пишется масляными красками, менее подверженными влиянию влаги, чем темпера. По сравнению с темперой масляные краски медленнее высыхают, что позволяет художнику делать более мягкие растяжки и большую глубину в тенях за счет прозрачных лесировочных красок.

Икона может быть написана в византийском (древнерусском), ушаковском (между византийским и академическим) или академическом стиле, в т.ч. афонском.

Икона может быть написана на живописном фоне, с позолоченными нимбами, с позолоченным фоном или с гравированным фоном, позолоченным и раскрашенным эмалями, при желании с полудрагоценными камнями или стразами.

Для большей сохранности аналойная или домашняя икона может помещаться в киот.

Икона в корне отличается от портрета тем, что кроме задачи открыть сокровенный мир души человека, икона еще и показывает глубокую святость изображаемого святого, особенно Богочеловека Иисуса Христа или Богоматери.

В портрете художник может­ изобразить как добродетели, так и пороки человека - борьбу добра и зла, происходившие в душе человека и отразившиеся на его лице как зеркале души. В иконе же иконописец показывает, каким человек станет, победив в этой борьбе со злом. Икона - окно в мир духовный. В иконе могут сохраняться портретные черты, но лицо на иконе - это не портрет а светлый лик, преображённый в сиянии вечности.

Изображение иконы стало возможным благодаря появлению после Ветхого Завета Нового Завета. Евангелие говорит, что Бог был невидимым во время Ветхого Завета, но в Новом Завете он родился как человек. Евангелисты описывают жизнь Христа, т.к. сами воочию видели его.

Мы запечатляем дорогих нашему сердцу людей при помощи фотографий. Но в прежние времена фотографии не было. И христиане сохраняли святые образы и образ Иисуса Христа и Богородицы в красках.

­ По Преданию апостол Лука написал около семидесяти икон Пресвятой Богородицы.

Мы молимся не иконе, а перед иконой, просим помощи и заступничества у святого, изображёного на иконе.

Иконописцы носители особой церковной должности. Их место определяется между служителями Алтаря и мирянами. Им предписывается особая полумонашеская жизнь, и они подчинены особому надзору митрополита и местного епископа. Церковь, возвеличивая иконописцев, не только награждает их грамотами и орденами, но и склоняет светскую власть к дарованию иконописцу различных преимуществ. С другой стороны, Церковь считает необходимым следить не только за качеством их работы, но и за их чистотой душевной.

Техника иконописания сложна и своеобразна.

Каждая икона состоит из четырех основных частей - слоев.

Первый слой - щит из деревянной доски + павалока - является ее основой. Второй слой - грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой - живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Сообразно с этим работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой.

Основой у меня являются липовые доски.

Наложение грунта можно разделить на три этапа: проклейка,побелка и левкас. Перед проклейкой доски необходимо ножом нанести неглубокую сеточку(для того чтобы левкас лучше ложился на доску). Клей я делаю на основе желатина. Желатин заливается водой в соотношении 1 к 12, и оставляется на 40 мин. набухать. После того как желатин набух, банку с будущим клеем ставлю на водяную баню, помешиваю, слежу чтобы клей не закипел. Клей готов, когда пальчиком дотронуться до жидкости больно. Часть клея я оставляю для проклейки доски, а две оставшиеся использую для побелки и левкаса.

Для создания побелки в банку с клеем добавляем мел в соотношении 1 к 1. Хорошо мешаем, чтобы не было комочков. Затем процеживаем через марлю, и побелка готова. Левкас делается аналогично, только соотношение 1 к 2 (мела две части). Левкас и побелка хранятся в холодильнике, банки должны быть закрыты влажными тряпочками.

На доску наносим горячий клей кистью(клей подогреваем на водяной бане). Слоев клея примерно 3-4. Каждый слой должен хорошо просохнуть(около 4 часов). Доска проклеена, когда на свет блестит.Затем наклеиваем паволоку. После этого наносим побелку на доску. Побелку подогреваем на водяной бане, и наносим на доску(2-3 слоя). Каждый слой должен хорошо просохнуть. Когда наносим побелку, пальчиком руки ее растираем по доске. Затем переходим к левкасу. Шпателем наносим холодный(застывший) левкас. Двенадцать тонких слоев(можно чуть больше). Чтобы слой был тонкий наносим шпателем, а потом часть снимаем. Каждый слой должен хорошо просохнуть (около 4 часов).

После того как икона залевкашена ее необходимо затереть. Для этого нужна наждачка разной жесткости. Сначала затираем грубой,выравниваем поверхность, постепенно переходим к нулевке. Доска после затирания должна быть гладкой.

Когда поверхность левкаса готова, наносим рисунок кистью, и начинаем писать икону. Пигменты растираем курантом(добавляем воду при растирании). Когда краска высохнет шпателем собираем краску в баночку. Когда пишем в краску добавляем эмульсию(желток, 2 столовых ложки воды, 1 ст. ложка уксуса).

Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла - олифой, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха. В основном этот довольно ответственный процесс сводится к следующему. В начале я распыляю воду в помещение, в котом буду олифить(я это делаю в ванной), чтобы уменьшить в воздухе пыль. Затем приношу икону(для иконы делаю коробочку). Протираю икону рукой, чтобы поверхность была чистая. Беру кисточкой олифу(кисть пони 6), и наношу тонким слоем олифу. После этого кладу икону в коробочку,и накрываю пленкой или фольгой(поверхностью на которой нет пылинок). Между красочным слоем(покрытым олифой) и пленкой(фольгой) должно быть достаточность расстояния, чтобы олифа сохла, накрываю фольгой,чтобы не попадала пыль на икону. После нанесения олифы икону проверяем, приходимся рукой,растираем олифу,чтобы олифа застыла равномерно. После того как олифа встанет трогать ее нельзя, можно испортить поверхность. После первого тонкого слоя можно нанести таким же образом второй слой, пока поверхность не насытиться олифой.

Затем тыльные стороны доски и торец покрывается морилкой. Это делается для того,чтобы защитить древесину.

Данный материал - с сайта "Православная писаная икона в каноне"

Технология иконописания, или как создается икона в мастерской.

«Икона» в переводе с древнегреческого слова εiκών – это «образ», «изображение», на чем и каким способом это изображение выполнено – уже не входит в понятие «εiκών». Тем не менее мы соприкасаемся с древней техникой создания образа, которая давно стала традицией, и насчитывает уже более тысячи лет.

Существуют различные техники создания иконы – это мозаика и фреска, вышивка, литьё и многие другие, и каждая стремится максимально реализовать себя, но нас сейчас интересует одна из самых сложных, древних и, в то же время, самых незаменимых техник исполнения Образа – в красках на деревянной основе. Именно это мы подразумеваем сегодня, произнося слово «икона», а в учебниках по искусствоведению она значится как техника византийской и древнерусской темперной живописи.

Начиная рассказ о том, как появляется на свет икона, можно разделить основные этапы её создания на две независимые части. Первая часть – это всё, что связано с её материальной составляющей, а именно – изготовление доски, левкаса, приготовление красок, техника золочения, покрытие уже готового образа олифой и т.д. Вторая же – всё, что связано с написанием самого Образа – это работа с подлинниками и подготовка прорисей, этапы написания Образа в каноне, от иконографии до роскрыши, движков, а так же, многое другое. Итак, всё по порядку.

Этапы создания иконы

Ценность сохранившихся до наших дней технологий создания иконы - это грандиозный опыт византийских мастеров, создавших новое направление в искусстве. Своими технологиями они предоставили большие художественные возможности для написания Образа и позволили сохранить его максимально долго. Об этом нам говорят иконы тысячелетней давности, написанные во времена Византийской империи и дошедшие до наших дней.

Процесс создания иконы:

  1. анализ иконографии святого, разработка образа, выбор композиционного решения;
  2. изготовление иконной доски;
    1. выбор древесины под икону, склейка досок, установка шпонок, нанесение защитных покрытий;
    2. вырезание ковчежца, пропитка доски костным клеем, наклеивание льняной паволоки на поверхность доски;
    3. приготовление левкаса, нанесение слоев левкаса на поверхность доски, шлифовка левкаса;
  3. нанесение прориси (рисунка), подготовка поверхности под золочение, золочение;
  4. приготовление минеральных пигментов, приготовление яичной эмульсии;
  5. написание Образа пигментами, замешанными на яичной эмульсии.
  6. закрепление красочного слоя уже написанного Образа, пропитка олифой, завершающие этапы;

Изготовление иконной доски

Из древесины для изготовления основы предпочтение отдается липе, ольхе, лиственнице или кипарису. Древесина просушивается несколько лет, убираются участки с сучками и трещинами, вырезаются сердцевины – всё это обеспечивает минимально возможное коробление иконы в будущем. Склеивается доска костным клеем.

С тыльной или торцевой стороны врезаются шпонки, изготовленные из древесины более твердых пород. Шпонки служат дополнительной защитой иконной доски от раскалывания и коробления.

Доска многократно пропитывается животным клеем. На лицевой стороне выбирается углубление (ковчег), который имеет как практическое значение – защиту красочного слоя иконы от повреждений, так и богословский. Интересно, что «ковчегом» в древности называли ларцы, шкатулки, в которых хранили ценности. Для христианина Образ Божий – самая большая ценность. Так же «ковчег» - это и окно в мир Горний. Слово это напоминает нам Ноев ковчег, спасший людей от гибели. Так же и икона, Образ Божий, Свидетельство Боговоплощения – как корабль несет нас по волнам житейской бури в Царство Любви.

После тщательной пропитки животным клеем лицевой стороны, на доску наклеивается льняная паволока. Она служит надежной сцепкой между поверхностью доски и меловым левкасом, закрепляя его на поверхности доски, и не давая отслоиться в будущем. После тщательной просушки на паволоку наносится 10-15 слоев специального мелового грунта – левкаса, который послужит основой для красочного слоя. Состоит он из натуральных компонентов – мела, животного клея и меда. На последнем этапе сухую поверхность левкаса выравнивают, тщательно шлифуют. Обратная сторона доски и торцы покрываются морилкой и мастикой на основе натурального дегтя, который является сильнейшим природным антисептиком и консервато ром. Итак, доска готова.

Нанесение прориси (рисунка)

В этом случае заранее наносится рисунок этого орнамента.

Контуры орнамента процарапываются или «наливаются» жидким левкасом, делая после золочения орнамент графленым либо объемным.

Следующий ответственный этап - золочение. Этот процесс требует определенного мастерства. В иконописи используется чистое листовое (сусальное) золото или серебро толщиной 12-30 мкм. Как и всякий цвет в иконе, золото имеет богословский смысл. Оно символизирует Божественный свет, свет Царствия Небесного, о котором свидетельствует икона. Существует несколько способов золочения. Каждый из них имеет свои особенности и возможности. Общее же для всех способов золочения это - подготовка полированной поверхности (на левкас наносится слой специального полимента)

Нанесение клеевого состава, наложение золота, дополнительная полировка, закрепление золота защитным лаком.

Этап золочения завершен, и мастер переходит непосредственно к написанию образа. Сохранение древней традиции предусматривает использование в работе натуральных пигментов минерального и органического происхождения. Натуральные пигменты, полученные, как правило, раздроблением минералов и перетиранием их на стекле с водой или яичной эмульсией, практически не подвержены выцветанию, что является одной из главных проблем синтетических красителей.

Соединяясь с яичным желтком, натуральный пигмент образует прочный красочный слой и неповторимый эффект восприятия цвета. А определенная техника позволяет использовать это и создать впечатление светимости красок на иконе.

Техника яичной темперы по праву сохраняется и используется современными мастерами по причине своих особо ценных качеств. Спустя время красочный слой густеет, кристаллизуется, становится твердым, при этом сохраняя яркость и насыщенность всех цветов. Использование натуральных пигментов позволяет достичь насыщенности цвета, сохраняя при этом его воздушность и глубину.

После того, как завершились все этапы написания Образа красками в технике, предусмотренной канонами церковной и иконописной традиции, после просушки красочного слоя в течение несколько дней, подходим к завершающей стадии создания иконы - покрытию её защитным слоем олифы и лака.

Кроме предохранения живописи от внешних воздействий, консервируя её, слой олифы (вареное льняное масло) придает натуральным пигментам особую глубину, насыщенность и игру цвета. Икона покрывается олифой и хорошо просушивается в течение 3-4 дней, после этого дополнительно покрывается слоем лака для предотвращения дальнейшего окисления олифы и её потемнения со временем.

Про каждый, даже незначительный этап, можно рассказать еще очень много, всё это профессиональные рецепты и тонкости, которые превращают этапы создания иконы в искусство.

Технология изготовления икон

Технология изготовления икон

Техника иконописания сложна и своеобразна.
Каждая икона состоит из четырех основных частей - слоев.
Первый слой - щит из деревянной доски + павалока - является ее основой. Второй слой - грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой - живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Сообразно с этим работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой.

Основой у меня являются липовые доски.

Наложение грунта можно разделить на три этапа: проклейка,побелка и левкас. Перед проклейкой доски необходимо ножом нанести неглубокую сеточку(для того чтобы левкас лучше ложился на доску). Клей я делаю на основе желатина. Желатин заливается водой в соотношении 1 к 12, и оставляется на 40 мин. набухать. После того как желатин набух, банку с будущим клеем ставлю на водяную баню, помешиваю, слежу чтобы клей не закипел. Клей готов, когда пальчиком дотронуться до жидкости больно. Часть клея я оставляю для проклейки доски, а две оставшиеся использую для побелки и левкаса.

Для создания побелки в банку с клеем добавляем мел в соотношении 1 к 1. Хорошо мешаем, чтобы не было комочков. Затем процеживаем через марлю, и побелка готова. Левкас делается аналогично, только соотношение 1 к 2 (мела две части). Левкас и побелка хранятся в холодильнике, банки должны быть закрыты влажными тряпочками.

На доску наносим горячий клей кистью(клей подогреваем на водяной бане). Слоев клея примерно 3-4. Каждый слой должен хорошо просохнуть(около 4 часов). Доска проклеена, когда на свет блестит.Затем наклеиваем паволоку. После этого наносим побелку на доску. Побелку подогреваем на водяной бане, и наносим на доску(2-3 слоя). Каждый слой должен хорошо просохнуть. Когда наносим побелку, пальчиком руки ее растираем по доске. Затем переходим к левкасу. Шпателем наносим холодный(застывший) левкас. Двенадцать тонких слоев(можно чуть больше). Чтобы слой был тонкий наносим шпателем, а потом часть снимаем. Каждый слой должен хорошо просохнуть (около 4 часов).

После того как икона залевкашена ее необходимо затереть. Для этого нужна наждачка разной жесткости. Сначала затираем грубой,выравниваем поверхность, постепенно переходим к нулевке. Доска после затирания должна быть гладкой.

Когда поверхность левкаса готова, наносим рисунок кистью, и начинаем писать икону. Пигменты растираем курантом(добавляем воду при растирании). Когда краска высохнет шпателем собираем краску в баночку. Когда пишем в краску добавляем эмульсию(желток, 2 столовых ложки воды, 1 ст. ложка уксуса).

Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла - олифой, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха. В основном этот довольно ответственный процесс сводится к следующему. В начале я распыляю воду в помещение, в котом буду олифить(я это делаю в ванной), чтобы уменьшить в воздухе пыль. Затем приношу икону(для иконы делаю коробочку). Протираю икону рукой, чтобы поверхность была чистая. Беру кисточкой олифу(кисть пони 6), и наношу тонким слоем олифу. После этого кладу икону в коробочку,и накрываю пленкой или фольгой(поверхностью на которой нет пылинок). Между красочным слоем(покрытым олифой) и пленкой(фольгой) должно быть достаточность расстояния, чтобы олифа сохла, накрываю фольгой,чтобы не попадала пыль на икону. После нанесения олифы икону проверяем, приходимся рукой,растираем олифу,чтобы олифа застыла равномерно. После того как олифа встанет трогать ее нельзя, можно испортить поверхность. После первого тонкого слоя можно нанести таким же образом второй слой, пока поверхность не насытиться олифой.

Затем тыльные стороны доски и торец покрывается морилкой. Это делается для того,чтобы защитить древесину.

Данный материал - с сайта "Православная писаная икона в каноне" icon.cerkov.ru/texnologiya-izgotovleniya-ikon/



Просмотров