Свято-троицкий холковский мужской монастырь село холки. Холковский пещерный монастырь (39 фото)

Свято-Троицкий Холковский монастырь (также Холков-Царёв-Николаевский монастырь) - единственный пещерный монастырь в Белгородской области. Святая обитель расположена в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола по дороге на Старый Оскол на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холки. По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.

Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. В 1650-1700 годах был построен подземный Троицкий храм, его купол был выложен из кирпича. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу речки Холки. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 году на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты. В 1764 году согласно указу Екатерины Второй о секуляризации пещерный Холковский монастырь был упразднен. В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся.

В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт. В 1917 году, священник Вячеслав Васильчиков производит раскопки и открывает один из входов в монастырь. Следующие 73 года пещеры находились в запустении. Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря - надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери. Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года Свято-Троицкий мужской монастырь был открыт вновь.


Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год». Сведения о пещерах и подземной церкви мы находим также в «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год».

Общая площадь пещер составляла 255 кв. м, церкви - 60 кв. м, келий - 172 кв. м, длина коридора - около 126 метров. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли их монахи сами, или они уже существовали ранее. С полной уверенностью можно лишь сказать, что они искусственного происхождения.

В 1653 году настоятель старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырем на берегу речки Холок. Перед входом в пещеру в 1757 году была построена деревянная часовня. По указанию одного из курских епископов эта часовня была расширена и из нее сооружен вход в пещеры.

Монахи жили в постоянной тревоге, вызванной тем, что слобода, ее окрестности и сам монастырь постоянно подвергались набегам татар. Для защиты от татар в 1637 г. на самом высоком холме над монастырем было сооружено сторожевое укрепление «Жестовая сторожка», входившее в систему инженерно-оборонительноего сооружения белгородской черты.

В 1764 году по велению Екатерины Второй подземный монастырь в Холках был упразднен. В 30-х годах XIX века пещеры и пещерная церковь были «возобновлены» на средства князя А.Б. Голицына, но по разным причинам подземный монастырь так и не открылся.

В последующие годы служба для прихожан проводилась в надземном Преображенском храме, а нижняя церковь в пещере постепенно пришла в заброшенное состояние. В начале XX века был засыпан и вход в пещеры. Со временем стало забываться даже место входа в подземный монастырь.

С 1909 по 1915 годы священником храма в селе Холки был отец Вячеслав Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, здешняя уроженка, вспоминала: «...Богослужение велось в верхней... церкви. О том, что прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним - пустота...

Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики... были и наемные работники из Чернянки... спускаться на веревках с горы было трудно и опасно. Наконец, взору рабочих предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Это была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи. Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи... На стенах вырубили из мела кресты. Молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами - один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец, приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие.

Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на это дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди также помогали, чем могли».

Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более позднего периода, которую местные жители издавна именуют «пещерой старца Никиты». Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым, трудившимся тридцать лет, с 1890 по 1920 год. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Никита стал задумываться о загробной жизни и избрал стезю аскета. На высоком склоне холма в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку, а в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, питаясь подаяниями односельчан. Орудиями труда Никиты были лопата, кирка и ведро. Куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся недалеко от входа в подземелье. Осуществить свой замысел - проложить коридор до главной пещеры - Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на девяносто восьмом метре пути. До соединения с подземным монастырем оставалось еще около сорока метров…

Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, в недрах которого находятся пещеры и подземный монастырь.

Когда в начале 1990-х годов частично отреставрированные Холковские пещеры были открыты для посетителей, о возрождении монастыря речь даже не могла идти. Но в 1995 году по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. В 1997 году на меловых холмах епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале у входа в пещеры был возведен надвратный храм, затем сооружена Владимирская часовня - на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. И, наконец, в декабре 1999 года архиепископом Иоанном был освящен только что возведенный храм в честь Донской иконы Божией Матери, совершена в нем первая литургия. Это событие собрало в Холках множество паломников. После богослужения состоялась официальная передача храма в ведение епархии, были вручены почетные архиерейские грамоты строителям и попечителям храма.

Священный Синод Русской Православной Церкви в заседании 28 декабря 1999 года благословил открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района.

Сейчас настоятелем-священноархимандритом обители является архиепископ Иоанн. Непосредственное руководство жизнью братии осуществляет его наместник игумен Софроний (Китаев). Завершено строительство жилого корпуса. Братия пока немногочисленна. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицкой подземной церкви.

Адрес: 309573, Белгородская область, Чернянский район, с. Холки,

Телефон: +7 (447 32) 4 06 23

Координаты:

N50° 51"48.95"
E37° 45"19.07"

Для пожертвований Банковские реквизиты:

Свято-Троицкий мужской монастырь
Новооскольское ОСБ №03867
р/с 40703810307050100193
БИК 41403633, ИНН 311004400
кор/с 30101810100000000633

Адрес:
Телефон: (47232) 4-06-23.
Священноархимандрит: архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн
Благочинный: иеромонах Никодим (Мирошниченко).
Духовенство монастыря: иеромонах Варлаам (Гайдуков), иеродиакон Серафим (Коробкин), иеродиакон Феогност (Некрасов).

Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1620 году. Монастырь был основан иноком Геласием.

Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские, выдолбленных в одном из холмов близ поселка Чернянка. В пещерах находились предельно аскетичные кельи (с кроватью и столом, вырубленными из мела) и подземный

Троицкий храм.

Монастырь просуществовал 144 года и в 1764 году был упразднен Указом императрицы Екатерины II. Вход в пещеры был завален, Богослужения в подземном храме не совершались. Монастырский Преображенский храм, возведенный в 50-х годах XVII в., стал приходским.

Шли годы, уже никто из жителей с.Холки не мог указать место, где находилась построенная в 1757 г. надвратная часовня - вход в подземный монастырь был затерян.

В середине семидесятых годов XX века интерес к пещерам проявили историки-краеведы. Руководством Чернянского района было принято решение о восстановлении пещер и открытии их в качестве историко-культурного музея. Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в качестве музея в начале 1990-х гг. Продолжались восстановительные работы.

В 1995 г. по воскресеньям в подземном Свято-Троицком храме священнослужителями Чернянского округа начали совершаться Богослужения. Холки стали посещать не только туристы, но и паломники.

В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирская часовня.

В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери . На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

В настоящее время в монастыре живут более двадцати насельников. Монастырь общежительный. Каждый из насельников выполняет несколько послушаний. У обители имеется большое хозяйство.

Монастырские огороды занимают 24 гектара земли. Картофель, овощи насельники выращивают сами. Имеется монастырская пасека.

С 2004 года закладывается монастырский сад. В обители работает столярная мастерская: послушники изготавливают всю необходимую мебель.

Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь имеет подворья в селе Слоновка Новооскольского района и селе Неклюдово Шебекинского района.

Храм Живоначальной Троицы

Адрес: 309573, Белгородская обл., Чернянский район, с. Холки.

Храм Живоначальной Троицы основан в XVII веке. Храм был однопрестольным, вырубленным из мела. В 1764 году закрыт по Указу императрицы Екатерины II.

Богослужения возобновлены в 1995 году.

Храм освящен епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном в 1996 году. Керамический иконостас установлен в 2004 году.

Храм Донской иконы Божией Матери

Адрес: 309573, Белгородская обл., Чернянский район, с. Холки.

Храм однопрестольный.

Храм Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

Адрес: 309573, Белгородская обл., Чернянский район, с. Холки.

Строительство храма начато в 1996 году и завершено в 1998 году.

Храм был воздвигнут за два года. Освящен епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном в 1998 году.

Однопрестольный.

Часовня Святого равноапостольного князя Владимира

Адрес: Белгородская обл., Чернянский район, с. Холки.

Строительство храма начато в 1996 году и завершено в 1998 году.

Часовня Святого равноапостольного князя Владимира основана в 1996 году на вершине холма, где, по версиям некоторых историков, в 1185 году состоялась встреча дружин Новгород-Северского князя Игоря Святославича и его брата - князя Всеволода, выступивших в поход на половцев.

Часовня освящена епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоаннам в 1998 году.

(также Холков-Царёв-Николаевский монастырь ) — единственный пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок.

Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения.

Царёвым монастырь назывался в силу того, что первоначальное название города Новый Оскол — Царев Алексеев град.

Свято-Троицкий Холковский монастырь расположен в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола по дороге на Старый Оскол на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холки. По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.


Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. В 1650-1700 годах был построен подземный Троицкий храм, его купол был выложен из кирпича. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу речки Холки. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 году на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.


В 1764 году согласно указу Екатерины Второй о секуляризации пещерный Холковский монастырь был упразднен.

В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт.


В 1917 году, священник Вячеслав Васильчиков производит раскопки и открывает один из входов в монастырь. Следующие 73 года пещеры находились в запустении. Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году.

В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря - надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.

Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года Свято-Троицкий мужской монастырь был открыт вновь.

Князь Игорь в Холках

По её версии, Игорь форсировал Северский Донец в его верхнем течении (очевидно, выше Белгорода). Далее он пошёл в восточном направлении и вышел к Осколу в том месте, где находилась крайняя южная русская крепость Холок, у слияния речки Холок с Осколом. Сейчас в этом месте располагается Холковский пещерный монастырь.

В статье, посвященной Холковскому городищу, С.А. Плетнева отмечает: «Нам кажется вполне правомерным предположение, что Игорь и Всеволод, условившись встретиться на Осколе, имели ввиду какой-то определенный пункт. Этим пунктом могла быть единственная русская крепость на Осколе — Холок. Всеволод подошел к ней из Курска дорогой через переволоку, а Игорь «перейде Донец по броду у впадения в Донец Нежеголи» пошел по Нежегольскому шляху, действующему и поныне, к Холку... Игорь же ждал Всеволода у Холка 4-5 мая, а 6 мая они тронулись по Изюмскому шляху или вдоль берега Оскола на юг, к половецким кочевьям». Кроме того, С.А. Плетнева считает, что тактически князьям было выгоднее соединить свои дружины как можно раньше, чтобы выйти в Половецкую степь более мощной силой. Также в пользу данной версии говорит то, что белгородские меридиональные реки вторгались в степные просторы «языками» лесных массивов, что позволяло, как можно более скрытно подойти к кочевьям половцев.

В дни, когда мэром Киева, \»матери городов русских\», стал сектант, а президентом Украины провозглашен человек, окормляемый раскольником (главой так называемого Киевского патриархата), трудно удивляться тому, что и история в украинских школьных и вузовских курсах пропагандируется манкуртисткая: дескать, не было Киевской Руси, а была некая Украина-Русь. В этом рвении апологеты самостийности доходят до абсурда: у них святые равноапостольные князья Владимир и Ольга были вовсе и не русскими князьями, а - \»украинскими\». Тезисы, пропагандируемые ими в угоду Западным вождям и по причине собственной духовной порчи и вытекающей из этого ксенофобии, безусловно, оказывают разрушительное, разъединительное действие на молодые и даже немолодые умы.

Однако все не так уж печально. Цельное тело Руси, пока еще удерживаемое в жизни единой Церковью, единой православной верой, воспринятой здесь нашими пращурами тысячу лет назад, хоть и поражено, но существует. Официозные сумасброды гнут свое, а добрые соседи - рады друг другу.

Старинное русское село Холки расположено недалеко от украинской границы - между райцентрами Белгородской области, городами Чернянка (в 10 км) и Новый Оскол.

Наслышанные о пещерном монастыре (в разных источниках он называется двояко: Холкинским или Холковским; нам же первый вариант кажется более предпочтительным, на нем пока и остановимся), мы, пятеро харьковчан разного возраста, (младшей - около 10 лет, а старшей - чуть более 60), вечером Страстной субботы отправились туда на автомобиле. Отстоять Пасхальную службу и, как водится, освятить продукты.

От Харькова до украинско-российской границы (до украинского погранично-таможенного пункта Гоптивка) ехать совсем недолго - 38 километров, число, с недавних пор известное всем. От границы (от российской Нехотеевки) до Холок, в коих прежде мы никогда не были, - езды менее двух часов. Но! Два с лишним часа мы провели на границе. Почему-то в этот предпраздничный вечер поток автомобилей был весьма велик, такого нам прежде здесь видеть не приходилось. Мы попали и на пересменку, и на \»зависание\» компьютерной сети российских пограничников, зачем-то стоически проверявших по своей базе данных наши документы. Безсмысленность этой процедуры очевидна: она отсутствует, когда едешь железнодорожным транспортом. Но тогда зачем она нужна вообще? И уж тем паче - для жителей приграничных районов.

Русская симпатичная пограничница в ответ на наши сетования и предложенный кофе (от которого отказалась) пожаловалась, что уже две недели работает в две смены и тоже не может объяснить причин столь возросшего автопотока. \»Может, потому что теперь Россия - более зажиточная страна, чем Украина? - Улыбнулась девушка, поглядев на наши украинские номера, и умудренно, утешительно заметила. - Ну, это истина: с богатым соседом живется лучше, чем с бедным\».

От \»Слова\»

Памятник князю Святославу По предположению историков, место, где находится Холкинский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, и после встречи отправились по Изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг. Этот героико-трагический поход русских воинов нашел яркое отражение в выдающемся памятнике отечественной литературы - \»Слове о полку Игореве\».

Одной из загадок истории является маршрут, по которому шла дружина Игоря Святославича. Свою версию предложил исследователь Холковского городища А.З.Винников в работе \»Перед суровым испытанием\»: \»23 апреля 1185 года Игорь Святославич выступил из Новгорода-Северского в район ближайших половецких кочевий в бассейне Северского Донца. На пути в половецкую степь он должен был встретиться с войсками брата своего Всеволода Святославича, шедшего из Трубчевска через Курск. И на реке Осколе 6-7 мая произошла эта встреча. Где она могла состояться? Вероятно, Игорь со своей дружиной мог остановиться на несколько дней там, где было поселение-крепость и где находились запасы продовольствия и фуража. Такой крепостью на реке Оскол могло быть городище Холки. И отсюда объединенная дружина двинулась дальше навстречу своей гибели\». Мы знаем, что поход князя Игоря закончился трагически, почти все русское войско было разбито. Сам князь Игорь был взят в \»полон\», и только через два года ему удалось бежать из половецкого плена.

По-разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села Холки. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием меловым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют поэтичные местные жители, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток.

Здесь с XI-XII веков находилось древнерусское поселение - Холковское городище. Жителями городища Холки были не только древние русичи, но и потомки алано-болгар. Об этом говорили их юртообразные постройки с открытыми очагами, нехарактерные для древнерусского населения. И в керамике присутствуют алано-болгарские признаки: в форме горшков, в составе глиняного теста, орнаментации. Летопись сообщает о том, что после одного из удачных походов на половцев в район Северского Донца в 1116 г. князь Ярополк Владимирович (сын Владимира Мономаха) взял здесь жену из ясов (алан) \»красну вельми\». Значит, жили тут аланы в XII веке.

Из старинных документов известно, что в 1627 г. здесь, уже рядом с монастырем, находилась Никольская слободка, которая граничила по межам с деревнями Тростянец и Холань. В так называемой \»Писцовой книге\» за 1643 г., в которой приводится краткое описание монастыря и его земель, перечисляются также крестьяне с ласкающими наш слух именами, проживавшие около монастыря: Ивашко Микитин, Офонка Тершин сын Долгий, Сенка Опенкин и другие.

\»Тын стоячий\»

Холкинский Свято-Троицкий мужской монастырь Более всего это место всегда было известно подземными храмом и пещерами, выдолбленными в меловом холме. Здесь в 1649 г. иноком (по-народному - \»черным попом\»; речь следует вести, должно быть, об иеромонахе) Геласием был основан Холков-Царев-Никольский (позднее Троицкий) мужской подземный монастырь. Неизвестно, рыли ли монахи пещеры в первой части XVII века или подземные помещения уже существовали до их прихода. Однако с полной уверенностью ученые утверждают, что изначально вырыты они были специально для жилья.

К основателям обители относят и старца-строителя Герасима. Здесь же подвизались, но уже позже, старец-строитель Варсонофий, \»черный поп\» Давид, старцы Иов, Ефрем, Исаия, Гавриил, Антоний, Пафнутий, Савватий и Нафанаил.

При старце Варсонофии вокруг монастыря с помощью донских казаков и оскольских служивых людей вокруг монастыря была выстроена ограда - \»тын стоячий\», представлявший собой сплошную стену из высоких бревен, врытых впритык друг к другу. Щедрые казаки подарили инокам две трофейные турецкие пушки: медную и железную дробовую.

Кроме молитвенного (а иногда и ратного) подвига, большинство подвизавшихся несли послушания. И земледельчеством занимались, чтобы обеспечить себя и всех алчущих хлебом насущным. В монастыре были тогда хлебная изба, погреб с выходом и две житницы. Также в обители в образцовом порядке содержались конюшня и коровник.

Холкинский подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами. Через 17 лет после открытия Холкинского монастыря на самом высоком холму, который поднимается рядом с пещерами, была сооружена так называемая \»Жестовая острожка\».

Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 г. по приказу императрицы Екатерины II монастырь был упразднен, а подземный храм использовался для богослужений в зимнее время местными жителями, т.к. в пещерах в любое время года сохраняется постоянная температура (10 градусов тепла).

Общая площадь пещер - 255,5 кв. м., церкви - 57,9 кв. м., келий - 172 кв. м., общая длина коридоров - 125,8 м. Имеется несколько ниш со старинными захоронениями. Известно, что келий прежде было 12 (нынче - шесть).

В \»Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи\», составленных одним их самых авторитетных исследователей дореволюционных монастырей В.В.Зверинским, сообщается: \»В 30-х годах XIX столетия пещеры, находившиеся при пустыне, а ровно пещерная церковь были возобновлены иждивением князя А.Б.Голицина, но по разным причинам монастырь не мог быть открытым. Ныне здесь находится икона Казанской Божией Матери, привлекающая богомольцев 8 июля и 22 октября\».

Раскопки начала ХХ века

туман С 1909 по 1915 год священником церкви в Холках был Вячеслав Александрович Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, уроженка Холок, вспоминает: \»Когда В.А. Васильчикова назначили в Холки священником, богослужение велось в верхней, названной тогда Казанской, церкви. О том, что прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним - пустота. После чего решил организовать в этом месте раскопки. Эту мысль поддержал и друживший с ним чернянский врач Б.А.Иваницкий.

Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще кое-что помнили из прежних времен. Но были и наемные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на веревках с горы было трудно и опасно, но матросы оказались хорошими верхолазами. Раскоп увенчался открытием квадратной формы аналоя, покрытого проржавевшим железом. Эта была монастырская молельня. На двух соседних столбах были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи.

Часовня Св.Владимира Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи, а верхние засыпали. На стенах вырубили из мела кресты, молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами: один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие\».

Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на благотворительное дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди, проживающие в Холках, несмотря на свою крайнюю бедность и нужду, тоже старались помочь кто чем мог: деньгами, хлебом, другим товаром. Не остались в стороне от важного дела и жители близлежащих сел.

Пещера старца Никиты

Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более позднего периода, которую местные жители издавна именуют \»пещерой старца Никиты\». Она была вырыта жителем с. Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 гг.

30 лет создавал Никита свое подземное сооружение!

В свои 54 года он похоронил жену и тяжело переживал утрату. Раздумья о жизни привели его к осознанию собственной греховности. И Никита решил избрать аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл землянку для жилья и в 250 метрах от нее приступил к рытью входа в подошву холма, чем, естественно, вызвал удивление односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, живя на подаяния односельчан. Целью отшельник поставил соединение с главной пещерой. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье. Используемые им орудия труда, в сущности, были те же, которыми работали его предшественники: кирка, лопата, ведро. Недавно любознатели подсчитали, что за день самовольный подвижник продвигался не более, чем на один сантиметр.

Осуществить свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре трудной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров.

Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, внутри которого находятся пещеры и подземный монастырь.

В настоящее время для посещения туристов предлагаются две пещеры - подземного монастыря и старца Никиты. Однако по предположениям старожилов села и местных краеведов, в высоких меловых холмах существуют и другие пещеры с кельями, в которых жили монахи.

Про некую Анфису

Теперь, по нашей цивилизованной неголодной жизни, истории, подобные той, что следует ниже, производят впечатления сказочных страшилок. Однако если вспомнить об историях годов голодомора, которые весьма свежи в памяти наших родителей, бывших тогда малыми детьми, то, пожалуй, и не удивишься. Сегодняшние СМИ периодически сообщают о том, как молодые матери выбрасывают тела рожденных младенцев в мусорными отходы, канализационные ямы. Дико и ужасно становится сердцу от такого знания.

Холкинский монастырь, как образование древнее, обретающееся на историческом месте, уже, как видим, имеет свою мифологию, что и неудивительно. Существует одна из поучительных баек села с некрасовским названием Незнамово - об Анфисе, \»бабульке лет семидесяти\», на которую \»смотреть было даже жутко… Очень опрятная, маленькая, худенькая, подвижная, но было в ней что-то хищное. Про таких говорят: не смотрит, а зыркает, не улыбается, а скалится. Несмотря на жару, вся в черном…\» Уверяют, что Анфиса направлялась в Холкинский монастырь - замаливать у Господа свой грех.

А рассказ, почерпнутый нами в информационном ресурсе \»Меридиан\» (Белгород), таков. В молодости Анфиса была необыкновенной красоты девушкой. Хоть и роста небольшого, зато статная, черноглазая, с длинной косой. Родителей ее репрессировали, когда девочке было лет шесть, воспитывала ее бездетная тетка, которая баловала девочку как могла. Анфиса не утруждала себя ничем, все, чем она позволяла себя занять, - это сходить с подружками на танцы, съездить в город. Даже война ей как-то не запомнилась. В Казахстан, где они жили, немцы не дошли. В тылу и не так голодно было. А в 17 лет, сразу после войны, выскочила она замуж за солдатика. Все ей завидовали: мужики-то не всем достались, а у Анфисы еще и красавец. Солдатик черноокую жену тоже баловал. Родила погодков - Ванечку и Катюшу. Маленькой дочке было всего несколько месяцев, когда муж умер от туберкулеза.

Анфиса осталась с детьми одна: тетка умерла еще до рождения Катеньки. По мужу горевала недолго, отправлялась на поиски приключений, оставляя детей на соседку.

Кто ищет приключений, тот всегда их находит. Однажды на танцах Анфиса познакомилась с Яковом и - влюбилась, впервые в своей жизни. Да так, что всякий стыд потеряв, бегала за мужиком как собачонка, обиды всякие терпела, ревновала, но и все прощала. А Яков явно не имел серьезных намерений насчет Анфисы. Женщин в его постели побывало немало, Анфиса за всеми только прибирала. А стоило ей завести разговор о совместном проживании, как Яков тут же намекал, что чужих детей растить не намерен.

Эта страсть промучила Анфису два года. Решила она припугнуть мужика - тем, что они расстанутся, если он не женится на ней. Яков согласился с видимой легкостью, лишь выставил \»странное\», заведомо невыполнимое, должно быть, по его разумению условие: избавиться от детей.

Бают, Анфиса в подробностях сказывала эту историю. И как поставила на плиту огромный чан с водой, как привела и раздела детей, сказав, что для купания, как посадила обоих в таз, а потом принесла чан с кипятком, вылила на собственных малышей и, не оглядываясь, вышла из комнаты. Трехлетняя дочь даже не вскрикнула, видимо, мгновенно скончавшись от болевого шока, а четырехлетний сын вначале еще несколько минут кричал, потом стонал. Когда все стихло, Анфиса вошла в комнату, завернула изуродованные тельца малышей в простыню и закопала в саду.

Любовник Яков, после того, как Анфиса без капли раскаяния рассказала о содеянном, просто сбежал в неизвестном направлении. Больше его Анфиса никогда не видела. Странно, но никого из знакомых не заинтересовало, куда пропали ее дети.

Как пришла в церковь, Анфиса не помнила. Будто за руку кто привел. С тех пор молодуха надела траур и ни разу не снимала. Дала себе Анфиса зарок - обойти все святые места, все монастыри, каких на ее век хватит. Вот так, кормясь подаяниями, странствует уже более полувека…

Новейшие времена Холок

Когда в начале 1990-х гг. частично отреставрированные пещеры были открыты для посетителей как музей, трудно было представить на этих пустынных меловых холмах купола храмов и монастырские постройки. (Сегодня музей входит в перечень историко-культурных и природных памятников Белгородской области.) О возрождении старинного монастыря тогда еще речь не шла. Но день ото дня это место посещало все больше и больше людей. Продолжались восстановительные работы.

Главными доброхотами люди называют депутата районного совета Василия Пономарева и его сестру. В 1990 г. Пономарев был райкомовским партийным функционером, однако, уйдя с партийной работы, лично расчищал здесь пещеры.

С 19 ноября 1995 года по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. Затем епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, который теперь и является священноигуменом Холкинской обители, были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Координацию строительных работ взял на себя человек, горевший желанием возродить эту старинную святыню, - начальник Вневедомственной охраны Чернянского РОВД подполковник милиции Владимир Васильевич Сбитнев.

Храм Донской иконы Пресвятой Богородицы В конце 90-х годов были построены храм Донской иконы Пресвятой Богородицы, надвратный храм (у входа в пещеры) во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и колокольня. А также - жилой корпус для монастырской братии.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1999 года (Журнал N 125) было благословлено открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района Белгородской области для возрождения в нем монашеской жизни. В конце декабря 1999 года в монастыре появились первые насельники. Свято-Троицкий Холкинский мужской монастырь стал действующим. (Свято-Троицкий храм находится в подземном монастыре. Иконостас там теперь будет редчайший - керамический. Изготавливается он по специальному заказу в Подмосковье. Ему не будут страшны ни влага, ни температура.)

Все пещерные монастыри на Руси ведут свое происхождение от прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. В духовном смысле это, безусловно, верно. В физическом, возможно, тоже, ведь создавали все эти обители монахи, окормлявшиеся прямо или опосредованно от предшественников. Неслучайно, конечно же, одним из первых новейших насельников является монах по имени Феодосий, который так рассказал о возобновлении обители: \»Бытовых условий не было никаких. Жили в вагончиках. За водой ходили в Холки. Туда еще ничего - под горку, а вот обратно с тяжелой ношей возвращаться нелегко. А зимой еще труднее было. Спать иногда приходилось в шапках, телогрейках…\»

Подвизается здесь около двадцати человек, среди них два иеромонаха, два иеродиакона, два монаха, два инока и послушники. Число последних - меняющееся. Как и в прежние века, к благочинному приходят люди, просятся в монастырь и заверяют: \»Я к вам навсегда, на всю оставшуюся жизнь\». Но через два-три дня понимают, что здесь не только тишина, покой и свежий воздух, а прежде всего устав, которому все должны подчиняться. Вставать надо в пять часов утра, через полчаса - утреннее молитвенное правило в храме в честь Донской иконы Божией Матери. После правила - Божественная Литургия (в этом храме она совершается каждый день). Те, кто несет послушания в храме, на нее остаются и в будни. Остальные - идут выполнять свои послушания.

\»В нашем монастыре по хозяйству все делается своими руками. Работы очень много, поэтому один насельник может выполнять и два, и три послушания. Например, послушник Владимир - пономарь и электрик, а еще трудится в мастерских, послушник Николай шьет подрясники и на огородах незаменимый работник\», - рассказал благочинный монастыря иеромонах Никодим (Мирошниченко), который и правил нашу Пасхальную службу.

Площадь монастырских огородов измеряется 24 гектарами. Вращивают все -картошку, овощи, помидоры, огурцы, болгарский перец, зелень. Заложен сад. Есть пасека. Хоть и небольшая, но зимой простуды и другие недомогания излечивают своим медом.

В обители - своя просфорня. Просфоры выпекают сами братья. Перед началом столь важного дела просфорники усердно молятся Киево-Печерским святым преподобным Никодиму и Спиридону, которые при жизни своей тоже были просфорниками. В монастырских мастерских два послушника изготавливают столы, стулья, тумбочки - всю мебель, которая необходима для монашеского быта.

Насельники сами себе готовят еду. Трапеза - дважды в день. Утром после Литургии и вечером после вечерней службы. После трапезы дочитывается вечернее молитвенное правило и совершается каждодневный крестный ход с умильным пением тропарей всем святым. Пройти с этим крестным ходом обычно стараются и паломники.

Упоминание о Холковском монастыре встречается в документах начала XVII столетия. Кроме патриаршей грамоты на основание Холковского монастыря, имеется документ за № 7936,датируемый в описи за 1620 год.

Первым настоятелем был священноинок Геласий.

Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские, выдолбленных в одном из холмов близ поселка Чернянка. В пещерах находились предельно аскетичные кельи (с кроватью и столом, вырубленными из мела) и подземный храм.

Монастырь просуществовал 144 года и в 1764 году был упразднен Указом императрицы Екатерины II. Вход в пещеры был завален, Богослужения в подземном храме не совершались. Монастырский Преображенский храм, возведенный в 50-х годах XVII в., стал приходским.

Шли годы, уже никто из жителей с.Холки не мог указать место, где находилась построенная в 1757 г. надвратная часовня - вход в подземный монастырь был затерян.

В середине семидесятых годов XX века интерес к пещерам проявили историки-краеведы. Руководством Чернянского района было принято решение о восстановлении пещер. Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в начале 1990-х гг. Продолжались восстановительные работы.

В 1995 г. по воскресеньям в подземном Свято-Троицком храме священнослужителями Чернянского округа начали совершаться Богослужения. Холки стали посещать не только туристы, но и паломники.

В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирский храм-часовня, на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода во время их похода на половцев в 1185 году.

В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери. На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

Действующий наместник игумен Никодим (Мирошниченко) был утверждён Священным Синодом 16 июля 2016 г. До утверждения наместником,был 8 лет благочинным этого монастыря.

В обители имеется три надземных храма, братский корпус для проживания, гостиница, хоз.постройки, монастырский колодец.

В монастыре есть местночтимая икона Казанской Божией Матери(Холковская). Древняя икона находилась в Холковском монастыре с самого начала его истории. В настоящее время в монастыре каждое воскресенье служится молебен с чтением акафиста перед чудотворным образом.

Распорядок монастырской жизни:

    6 утра -подъём;

    6-30 -утренние молитвы-полунощница;

    8-00 -Божественная литургия, после службы -время послушаний;

  • после обеда свободное время до 14-00;

    14-00 - 17-00-время послушаний;

    17-00-вечернее Богослужение;

    после вечернего богослужения ужин, вечерние молитвы;



Просмотров