Святая мирра. Чем различаются святое масло и святое миро

Миро - благовонная смесь ароматических веществ на основе оливкового масла и белого вина.

Миро переводится с греческого как «ароматное масло».

Помазание миром символизирует схождение Святого Духа. В апостольские времена этим символом было возложение рук на человека (при крещении). Со временем уверовавших и крестившихся стало такое количество, что возложение рук оказалось физически невозможным и было заменено на миропомазание.

Алавастр - круглый высокий сосуд без ручек для хранения мира. В древности такие сосуды из алебастра (отсюда и название) использовались для хранения благовоний. Сейчас в Русской Православной Церкви алавастром называют сосуд, который хранится в Крестовом храме и содержит в себе миро от каждого нового освящения еще со времен апостолов.

Миро в Ветхом Завете

Состав и применение мира впервые были описаны в Библии в Книге Исход:

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [ сиклей ], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания (Исх 30 :22–25) .

Смирна - смола, получаемая от деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом и пряным вкусом.

Сикль - в разное время вес сикля = 11,17–12,2 г.

Кассия - ароматная кора дерева, близкого коричному, распространенного в Аравии.

Гин -6592,8 см 3 .

Приводятся четкие указания Моисею по применению мира в ветхозаветные времена:

И помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками, Мне (Исх 30 :26–30) .

Таким образом, изначально миро использовалось для помазания скинии (скиния - переносной походный храм евреев) и священников, которые будут в ней служить Богу. В дальнейшем миром помазывали не только их, но и ветхозаветных пророков и царей.

В истории Русской Церкви

В XVII веке подбором ингредиентов для приготовления мира занимался Аптекарский приказ , в ведении которого находились аптеки и больницы. Именно от его сотрудников зависело количество ингредиентов для мира.

С XV по XVIII век в Русской Православной Церкви миро варилось в Патриарших палатах Московского Кремля. В 1763 году для мироварения специально была выделена Крестовая палата Кремля, позднее переименованная в Мироваренную. Печь и сосуды для приготовления мира сохранились в ней по сей день.

С 1946 года основным местом приготовлением мира в Русской Церкви становится Донской монастырь, в Малом соборе которого установлена мироваренная печь.

В современной практике Русской Церкви

В состав мира входят оливковое масло, белое вино и около 40 благовоний, таких как ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз, гвоздичное, розовое, лимонное масло. Количество благовоний меняется в зависимости от имеющихся ингредиентов.

Фотографии пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси

Миро варится один раз в несколько лет в строго определенном для этого месте и рассылается в епархии, во все храмы и монастыри всей поместной - Русской Православной Церкви. Чем больше территория поместной Церкви, тем чаще варится миро.

Приготовлять и освящать миро имеет право только Предстоятель автокефальной (само стоятельной) церкви - Патриарх (4) или митрополит. В Русской Православной Церкви самостоятельно приготовлять и освящать миро начали с 1448 года, после отделения от Константинопольского Патриархата.

Миро варится в специ альной печи (2) Предстоятелем Церкви с понедельника по среду Страстной седмицы Великого поста. Во время мироварения священники непрерывно читают Евангелие.

В Великий Четверг во время Литургии совершается освящение мира (4) . Во время него из алавастра добавляется несколько капель древнего мира и алавастр пополняется новым миром.

В русской православной традиции миро используется для совершения (таинство, соединенное в своем чинопоследовании с таинством Крещения), освящения храма и антиминса (антиминс - плат для совершения Литургии). Во времена монархии миро применялось при помазании на царство.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина

Натуральные эфиры еще издревле пользуются большой популярностью из-за своих полезных свойств. Легендарное эфирное масло мирры является ценным парфюмерным и лечебным средством.

Характеристики и свойства

Сорта

Существует два сорта мирры – это горькая и сладкая. Сорта отличаются составом и местом произрастания.

Вкус и цвет

Дистиллированное эфирное масло миры является вязким и текучим, имеет терпкий, немного горьковатый аромат с дымными нотками. Окраска имеет разные оттенки янтарного цвета: от желтоватого до коричневого.

Метод получения

Получают путем дистилляции с применением водного пара. При этом из 100% сырья получается добыть лишь 10% масла. Еще один способ получения – экстракция углекислым газом, но этот способ по мнению специалистов забирают у мирры некоторые полезные качества.

Состав

  • селинен
  • бисаболен
  • боурбонен
  • линалоол
  • кариофиллен
  • кадинен
  • гермакрен
  • альфа-сантален
  • гумулен
  • линдестрен.

Полезные свойства

  • обеззараживающий эффект
  • отхаркивающее средство
  • способствует регенерации кожи
  • оказывает тонизирующий эффект на внутренние органы
  • способствует укреплению волос


Мирра из Иерусалима

Не секрет, что мирра используется в священном христианском ритуале помазания. Именно поэтому этот эфир обладает поистине исцеляющими свойствами.

Считается, что эфирное масло мирры должен иметь любой христианин. Он избавит его от болезней и убережет от нечистого духа. Для этого нужно смазать больное место, немного массируя, и крестообразно смазать лоб. При этом лучше произносить слова молитвы и благословения.

Аромотерапевтические свойства

Благотворно влияет на эмоциональную сферу человеческого организма – оно способствует повышению настроения, предотвращает стрессы и даже выводит из депрессии. Также является неплохим афродизиаком – оно повышает чувствительность и настраивает на нужный лад.

Любители медитации и духовных практик утверждают, что свойства этого чудесного средства способствуют прояснению сознания и даже обладает некоторым наркотическим эффектом.


Лечебные свойства

Эфир обладает множеством свойств, которые активно применяются в народной медицине. Оно нашло широкое применение при заболеваниях кожи, наличии ран, ссадин и даже ожогов. Только использовать нужно немного, максимально растирая по всей площади поврежденного участка кожи.

  • Антибактериальные и противоспалительные свойства: повышает иммунитет, применяется в виде ингаляций и полосканий при заболеваниях горла и полостей рта, простуде , гриппе, бронхите и даже воспалении легких.
  • Кроме того, масло полезно при воспалениях и язв внутренних органов , особенно, органов пищевого тракта. Оказывает благотворное влияние на пищевод, поджелудочную железу и печень, избавляет от диареи и запоров. Для того, что избавиться от диареи и запора и прочих некомфортных ощущений в желудке, нужно смазать живот и гладить его против часовой стрелки 10-15 минут.
  • Кроме того, средство активно применяется в стоматологии : его залечивающий эффект благотворно влияет на заживление десен и ротовой полости. Мирра входит в состав многих зубных паст и ополаскивателей для полости рта. При воспалении десен и наличии язв во внутренней полости рта нужно добавить в один стакан воды 3 капли миррового экстракта и получившейся жидкостью полоскать 3 раза в день. Вода приобретет чуть горьковатый вкус, поэтому можете прибавить к ополаскивающему средству немного кленового сиропа или экстракт мяты.
  • Издревле чудодейственное масло использовалась для здоровья именно женского организма – снижение боли при менструации , излечение фригидности, помощь при зачатии.
  • Также оказывает благотворное влияние на пострадавших после аварий, катастроф, переломов и прочих происшествий. Причем такое масло советуют не только втирать в кожу, но и вдыхать.
  • Для тех, кто борется с мигренью или просто устал после трудового дня, полезно втереть по капле миррового масла в виски и посидеть в покое около 5 минут – головной боли как не бывало!


Применение в косметологии

Мирра оказывает увлажняющий омолаживающий эффект на кожу, поэтому его используют как один из ингредиентов для кремов, масок для кожи лица и рук. Также мирра излечивает кожу от прыщей , ципок , других заболеваний и делает ее естественно мягкой и бархатистой. Для этого нужно в крема, лосьоны и прочие используемые вами средства для ухода за кожей несколько капель миррового масла. Также можно использовать «напрямую» — 2-3 каплями смазать проблемные части кожи. Применение в качестве крема , особенно в летнее время года, увлажнит кожу и довольно быстро впитывается, не оставляя жирных пятен и липкости.

Мирра является прекрасным ингредиентом в масках, кремах и лосьонах собственного приготовления для любого типа кожи и возраста, но особенно для увядающей и проблемной кожи.

Масло применяется как укрепляющие средство для роста волос и ресниц.

Наверняка вы не раз замечали, как устают и ноют ноги после рабочего дня, хотя, на первый взгляд, вы ничего особенно не делали, но целый день хождения на каблуках или перемещения из одного конца города в другой берут свое. Для того, чтобы снять накопившуюся усталость, можно вечером принимать ванночку для ног – просто наберите в небольшой тазик теплой, слегка горячей, воды, добавьте небольшого количество жидкого мыла, 4-6 капель миррового экстракта и поддержите в получившейся ванночке ноги 15-20 минут. Затем промойте ноги под прохладной водой, и можете дальше продолжать свой день (или вечер) с легкостью. Такая ванночка также помогает и при грибковых заболеваниях кожи.

Вот некоторые рецепты, которые вы бы могли использовать:

  • При кожных заболеваниях: 5 капель миррового масла на 1 ст. л. растительного (можно заменить кедровым или облепиховым). Втирать в проблемные зоны, или, добавив 5 мл любого крема, можно сделать маску на 5-10 минут, которую затем необходимо смыть горячей водой с мылом.
  • Для увлажнения кожи добавить 6 капель миррового масла в раствор ромашки и наносить получившуюся жидкость как лосьон на чистую кожу 2 раза в день – утром и перед сном.
  • Для разглаживания мелких мимических морщин рекомендуется аккуратно втирать мирру вокруг глаз.
  • Для омоложения кожи существует один простой, но действенный метод: перед тем, как ложиться спать, обильно намажьте свое лицо кремом, дайте ему высохнуть, а затем поверх кремового слоя нанесите также обильно мирровое масло, затем ложитесь спать. Утром умойте с мылом лицо. После нескольких дней таких «ночных» масок вы заметите, как расцветет ваша кожа.
  • Ещё один рецепт для омоложения кожи: в ваш крем нужно добавить 5 капель мирры и 1 ст. л. растительного или масла жожобы. Для омолаживающей маски вам понадобится огуречный экстракт (20 мл), пищевая соды (1 ст.л.), кедровое или оливковое масло (2 ст.л.) и мирровое (5 капель). Всю эту массу следует аккуратно нанести на лицу, избегая зоны вокруг глаз, на 20 минут, затем смыть водой.
  • Применение экстракта против прыщей: смазать 2-3 каплями каждый прыщик два раза в день.
  • Скраб для тела с применением миррового масла делается так: нужно взять 10 мл любого жидкого мыла, добавить 15 г размельченных до порошка кофейных зерен, половину желтка 1 яйца, 6 капель мирры. Получившуюся массу наносить на чистую кожу тела мягкими, втирающими движениями, затем смыть горячей водой.
  • Для того, чтобы улучшить кожу головы и противостоять выпадению волос, рекомендуется проводить аромарасчесывание с применением миррового масла. Также масло можно добавлять в маски, кондиционеры и шампуни для волос – всего несколько капель на флакон, а ваши волосы будут оздоровлены, а приятный, едва уловимый аромат будет держаться несколько дней.
  • Для укрепления волос можно сделать маску из 5 капель мирры, экстракта облепихи и 1 яйца. Нанести получившуюся массу на волосы на 15 минут, затем смыть водой. Также мы можете втереть в чистые влажные волосы 3-4 капли миррового масла, особенно следует втирать в корни волос. Это способствует укреплению волосяных луковиц и придаст волосам больше блеска.
  • Для укрепления ресниц можно аккуратно втереть по 1 капле миррового масла в ресницы каждого глаза и дать и высохнуть. Также неплохим вариантом является добавление одной капли в тюбик вашей туши для ресниц.

Средство против прыщей:

Сочетание с другими аромамаслами


Сочетается:

  • можжевельник
  • лаванда
  • кипарис
  • грейпфрут
  • ладан
  • мускатного орех
  • розовое масло
  • пачули
  • сосна
  • сандал

Не сочетается:

  • апельсин
  • мандарин
  • чайное дерево

Противопоказания

В период беременности применение проводят с осторожностью. Для начала нужно ознакомиться с запахом – если он вам неприятен, то пользоваться не стоит, а если аромат вам понравился, то используйте на здоровье.

Перед применением миррового масла стоит убедиться, нет ли у вас аллергии на некоторые вещества, входящие в состав масла.

В быту и в парфюмерии

В парфюмерии эфирное масло мирры из-за своего своеобразного запаха нашло применение в качестве компонента-фиксатора.

В быту мирры применяется для ингаляций и купания в ванной, а также для массажей.

Дозировка

  • Аромалампа – 3-5 капель на каждые20 кв. м.
  • Холодные ингаляции – 3-4 капли на 5 мин.
  • Для косметических средств – добавить 5-7 капель на 10 мл
  • Компрессы – на 1 стакан воды 5 капель масла.
  • В сочетании с другими маслами – 5-7 капель миррового масла и 3-4 капли другого масла.
  • Для массажа – на 10 мл основы 5-6 капель мирры.
  • Ванны – 5-7 капель мирры и 50 мл молока, меда и морской соли

Как хранить?

Хранить натуральное мирровое масло нужно в стеклянном или глиняном флаконе с закрытой крышкой в темном помещении, температура которого не превышает 20 градусов. Также не нужно держать флакон в холодильнике – масло всегда должно оставаться немного теплым.


Выбираем правильно

Необходимо в первую очередь ориентировать на внешний вид флакона – он должен быть с пипеткой и цвет стекла должен быть темным, а не светлым.

Существует распространенный миф, что если капнуть масло на лист бумаги, то оно через некоторое время испарится. Это неправда, не ориентируйтесь только на этот критерий при покупке масла.

Цена

В среднем цена миррового масла в Интернете за флакон в 10 мл варьируется от 1000 до 2000 рублей. Флакончики в 5 мл стоят немного меньше – от 600 рублей. Если вы увидите цену ниже представленной, задумайтесь, не подделка ли это.

Одним из священных таинств в христианстве является миропомазание. В древнем Израиле таким образом принимали царей и священников к восхождению на престол. Таинство же символизировало их искреннее служение Богу. Считалось, что так исключается возможность взять власть в свои руки самозванцем. В дальнейшем священнодействие было приемлемо для всех людей, которые принимали крещение. Это означало, что миропомазанные входят в Лоно Христовой Церкви.

Понятие «миро-помазание» состоит из двух слов, первое из которых означает миро, или особенный состав благовонных веществ, с помощью которых совершается таинство посвящения. В Ветхом Завете миро составляли по велению Господа, который заповедал Моисею святое масло для помазания. Считается, что масло миро из Иерусалима, иначе нардовое миро, освящено на Гробе Господнем и несет целебное воздействие на человека и его судьбу.

Волшебная сила нардового цветка

Есть такой цветок, родиной которого является древняя Индия - нард, о целебных свойствах которого было известно еще издревле. Его ценили, как уникальное средство для ухода за кожей, из него делали различные лекарства. Его применяли, как противогрибковое, согревающее, мочегонное и осушающее средство. Считается, что масло нарда способствует восстановлению физиологического баланса кожи и может использоваться при проблемах кожи (сыпь, аллергия).

Из цветка извлекают масло приятного янтарного оттенка, которое помогает избавляться от эмоциональных зажимов, застарелых обид. Употребляя масло нардового цветка, беспокойство постепенно исчезает и уходит внутреннее напряжение.

Евангельское миро из нарда благословляется Церковью и используется для помазания больных мест, а также для таинства освящения. Когда-то, в Библейские времена его считали великой ценностью, которую приобрести сразу и много для обычного человека было сложно. Долго, отказывая себе во всем, женщины покупали его по капле, чтобы сохранить на будущее.

Великую жертву совершила Мария Магдалина: она взяла чистейшее миро и отдала все до капли Иисусу Христу в знак благодарности за воскрешение родного брата Лазаря. В те времена помазание миро головы человека считалось великой почестью. Но Мария не поднимала глаз на Иисуса: склонив перед ним голову, благоговейно вылила миро к его ногам и оттерла стопы Спасителя своими волосами. Это событие описано у нескольких Евангелистов.

Как проходит помазание


Считается, что именно нардовое масло миро из Иерусалима от Гроба Господня - это святыня, которая должна быть у каждого христианина. Оно защищает от недуга и неприятностей. Помазав им лицо или больное место крестообразно, приходит исцеление.

Миропомазание - действие, которое происходит в течение нескольких секунд. Новокрещенные получают от священника крестообразное помазание церковным маслом, сопровождающееся молитвой и фразой, означающей, что таинство свершилось.

Помазуются части тела:

  • Лицо - для освящения ума и мыслей;
  • Кисти рук - для освящения сердца и желаний;
  • Глаза, уши, рот - освящение чувств христианина;
  • Руки, ноги - для праведных дел.

Масло миро имеет религиозное значение, а чтобы оно было особенным, его освящают на алтаре. Приготовить его и осветить имеют право только статусные священнослужители. В состав миро входят, кроме елея, еще многие вещества:

  • Лаванда;
  • Розмарин;
  • Базилик;
  • Корица;
  • Янтарь дробный;
  • Ладан;
  • Цветы розы;
  • Камедь;
  • Древесный сок;
  • И другое.

Для приготовления православного масла используется до 40 ингредиентов. А процесс его изготовления соблюдается по всем существующим церковным правилам.

Во время миропомазания на новокрещенного нисходит благодать Божья, когда он не только исцеляется от болезней, но и укрепляет свой дух. Во время ритуала нужно читать молитвы или искренне молиться своими словами.

Состав и хранение

Масло может иметь разную расфасовку: от нескольких граммов до 2-х литров и хранится в специальных сосудах. По своему составу делится:

  • Миро 100% без примесей;
  • «Камня Миропомазания»;
  • «Святогорское»;
  • «Голгофское»;
  • «Синайское»;
  • «Иерусалимское»;
  • Из святого Иерусалима.

Миро обычно приобретают в храмах: вне церкви его покупать не рекомендуется, так как оно не освящено. Масло следует хранить, как и любой священный предмет, в отдельном месте, подальше от бытовых предметов. Можно поставить возле иконы . Елей можно и нужно хранить в холодильнике.

Не следует масло выбрасывать, как мусор, если вдруг оно испортится. Можно вылить в проточную воду.

Применение

Считается, что каждый христианин должен иметь масло миро. Пользоваться им нужно так: смазывать больное место и немного втирать, помазать крестообразно лоб. Обязательно проводить процедуру с благоговением и молитвой. Это не таблетка, а напоминание о святыне. Использование масла, как обычного геля или крема ни к чему не приведет.

Молитву нужно выбрать либо ту, у мощей святого которая была произнесена, либо «Отче наш…». Истинная вера поможет от болезней или неприятностей, а освященное на Гробе Господнем масло миро защитит верующего и его семью.

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Миро (греч. – благовонное масло) – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния , первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания , в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа.

Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

Миропомазание совершает священник, однако само миро приготовляется епископом, и правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит).

В Москве, Патриарх совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Среди многих священнодействий и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через святое Миро в таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.

Еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на голову брата своего Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазуя их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помазание от руки других пророков или первосвященников в знамение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки.

Еврейское слово Мессия и греческое Христос означают в переводе на русский язык – Помазанник. В трояком смысле оно было’ дано на земле Сыну Божию, явившемуся в образе Сына Человеческого, как пророку Своего Небесного Отца, как Царю Израиля и Вселенной от колена Давидова и, наконец, как Первосвященнику Бога Всевышнего, Который Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

Потому в Новом Завете, заключенном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетленною печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.

Обряд приготовления святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день страстной седмицы духовенство собирается в особой мироварной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.

Самое освящение совершается во время литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироварную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».

Это торжественное перенесение, двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, полный Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на трапезу. Когда должно совершаться освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет крестным знамением .

Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу светов, «да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспослет Духа Святаго на Миро сие, сотворив его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам. Да будут они людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.

Затем Патриарх обращается к молящимся с желанием мира и после призыва диакона преклонить главы опять приступает к престолу и втайне благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице, он еще трижды благословляет крестным знамением каждый из сосудов, которые после литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изображающего таинственно помазание и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропомазания, ибо одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.

Чин мироварения происходит только на Страстной седмице. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

Из книги митр. Иллариона (Алфеева)

«Таинство веры. Введение в православное богословие»

Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

В Православной Церкви Миропомазание совершает , однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава Церкви (патриарх, митрополит).

В Москве Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения обычно один раз в два года и затем освященное миро рассылается на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Благословляет начало чина Предстоятель Русской Православной Церкви. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста учинённый епископ совершает водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Затем благовония смешиваются с елеем и настаиваются в течение следующих двух седмиц.

Чин мироварения совершается на в Малом соборе Донского монастыря. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения и зажигает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной в , после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.
В Крестовом храме хранится сосуд — алавастр, с уже освящённым миром с апостольских времён. При освящении нового мира патриарх добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира и пополняет его новоосвящённым миром.

Среди многих священнодействий и молитвенных последований, которыми Христова сообщает благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через святое Миро в таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.

Еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на голову брата своего Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазуя их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помазание от руки других пророков или первосвященников в знамение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки. Еврейское слово Мессия и греческое Христос означают в переводе на русский язык – Помазанник. В трояком смысле оно было» дано на земле Сыну Божию, явившемуся в образе Сына Человеческого, как пророку Своего Небесного Отца, как Царю Израиля и Вселенной от колена Давидова и, наконец, как Первосвященнику Бога Всевышнего, Который Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

Потому в Новом Завете, заключенном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетленною печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.

Обряд приготовления святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день страстной седмицы духовенство собирается в особой мироварной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.

Самое освящение совершается во время литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироварную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».

Это торжественное перенесение, двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, полный Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на трапезу. Когда должно совершаться освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет крестным знамением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу светов, «да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспослет Духа Святаго на Миро сие, сотворив его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам. Да будут они людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.

Затем Патриарх обращается к молящимся с желанием мира и после призыва диакона преклонить главы опять приступает к престолу и втайне благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице, он еще трижды благословляет крестным знамением каждый из сосудов, которые после литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изображающего таинственно помазание и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропомазания, ибо одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.

Мироварение (историко-литургический очерк)

иерей Анатолий Трепачко

Священный обряд приготовления и освящения святого мvра – редкое торжественное священнодействие очень поразило меня в мою бытность студентом семинарии. Хотя это священнодействие совершается в присутствии архиерея, который с духовенством совершает водоосвящение и кропление святой водой заготовленные вещества, где сначала варится масло и вино, где архиерей сам кладет под котлы дрова и разводит огонь, где после этого священники читают Евангелие, а диаконы размешивают, я, не будучи облачен в сан священства, когда позволялось, читал книгу Псалтирь.

Употребление святого мvра в Церкви Христовой восходит ко временам апостольской древности. В книге «Пастырь» мужа апостольского Ермы мы уже находим указание на таинство мvропомазания. В творениях св. , ученика мужа апостольского св. , уже прямо содержится некоторый намек на тот знак, через который сообщался в его время Св. Дух в таинстве мvропомазания. А в чем выражался этот видимый знак таинства – это определенно указано , что «дар благодати Духа обозначается через образ елея» (per olei imaginem).

Очевидно, так же рано началось и особое приготовление и освящение мvра. Св. в тайноводственном слове о мvропомазании весьма ясно свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мvра через призывание Святаго Духа. «Но смотри, не подумай, – говорит он, – что это есть мvро простое. Как хлеб Евхаристии, через призвание Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое мvро сие». Понятно само собою, что призывание могло совершаться лишь священными действиями и молитвами. Яснее и подробнее об этом говорит св. в своем творении «О церковном священноначалии». Приступая к подробному объяснению всех действий св. мvра, он так описывает его освящение или совершение: «По совершении обхождения по всему храму с благоуханием и по пении псалмов и по чтении божественных словес, таким же образом и здесь, как в причащении, чины несовершенных отлучаются. Потом священноначальник, приняв мvро, поставляет его на божественный жертвенник, дванадесятию священными крилами покровенное, при пении от всех, святейшим гласом, богодухновенных пророков песней богодухновения, и исполнив над ним совершительную молитву во всех святейших для освящаемых (людей) совершениях, его употребляет на всякое почти священноначальное совершение».

Таким образом, по описанию св. Дионисия, освящение мvра совершалось на литургии верных, когда из храма выходили несовершенные, т.е. оглашенные, кающиеся и другие. Освящение совершал епископ на святом престоле, при чем мvро прикрывалось рипидами. Самое освящение состояло из священных песнопений, которые пелись всею церковью, и совершительной молитвы, которую читал над мvром сам епископ. Эти общие и существенные черты освящения мvра остаются неизменными до нашего времени.

Что же касается до состава мvра и предварительного приготовления этого состава, то, кажется, напрасно было бы искать подробностей обо всем этом в столь раннюю пору истории Церкви. Несомненно, что состав этот получался от смешения различных ароматических веществ, но каких именно, как из них составлялось смешение, и чем сопровождалось приготовление его – это едва ли могло быть строго определено в такое раннее время. Св. лишь кратко замечает, «что состав мvра есть некое собрание благодушистых веществ, богатно в себе имущее благовонныя качества».

В творениях (15 век) «De sacro ritu saucti unguenti» сохранилось замечательное и весьма важное в этом отношении изложение чина мvроварения и чина мvроосвщения. И то и другое совершалось самим патриархом Константинопольским, первое – в Великую Среду, а второе – в Великий Четверг на Страстной неделе. Порядок этих священнодействий, а равно сопровождавшие их песнопения и молитвы представляются почти тождественными с современными нам. Вот фактическая сторона этого любопытного изложения Симеона Солунского.

«Святейший патриарх вместе с клиром идет на место, назначенное для мvроварения. Облачившись в епитрахиль и омофор, он начинает славословием Триединаго Бога. Следуют молитвы: «Царю Небесный…. Трисвятое….. Пресвятая Троице…… и Отче Наш». После возгласа патриарха «Яко Твое есть царство» поется тропарь: «Благословен еси Христе Боже наш» и тропарь Успению Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство…» По окончании пения патриарх вливает елей в сосуд, в котором, варится мvро, и благословляет рукою; остальной елей вливается служителями. Патриарх сам возжигает огонь, творит отпуст и уходит, елей же варится кем-либо опытным и сведущим с великим вниманием. Варится елей по преимуществу в Великую Среду, когда и жена-грешница помазала Господа многоценным мvром и когда читается Евангелие об этом событии. Так варится елей; различные же виды ароматов тогда же растираются и приготовляются. Когда же наступает конец варения елея, патриарх снова приходит и, благословив ароматы, влагает их в кипящий елей и, по отпусте, уходит. Остуженное мvро освящается молитвами и благословением патриарха по следующему чину. На другой день, во святой и Великий Четверг, во время проскомидии, приносится мvро в особом сосуде, называемом алавастром, на подобие того сосуда, из котораго грешница и сестра Лазаря Мария возлили мvро на главу Господа, и под святым покровом поставляется в скевофилакии (сосудохранилище). Во время литургии, на великом входе, первым идет наблюдающий за порядком, за ним свещеносец и потом первый из пресвитеров с алавастром мvра в руках. По сторонам его шесть диаконов держать двенадцать рипид, за ними остальные диаконы обычным порядком идут впереди даров и, наконец, остальная часть шествия входа. Когда пресвитер с мvром подходит ко святым вратам. патриарх сходит с возвышения у святого престола, принимает мvро из рук пресвитера и полагает его на святом престоле с левой стороны дискоса. После возгласа «И да будут милости Великаго Бога…….» , прежде чем диакон начнет «Вся святыя помянувши….», патриарх восходит на возвышение у св. Престола и, открывши мvро, трижды благословляет его. Благословив, он сходит с возвышения, преклоняет главу и читает первую молитву « Господи милости и Отче светов». Оканчивая эту молитву, патриарх возглашает: «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши,» потом: «Мир всем», диакон: «Главы наша Господеви приклоним,» и патриарх, приклонивший голову, читает вторую молитву: «Тебе, Богу всех и Царю, выю сердца благодаряще приклоняем, посему, подобает Тебе всякое поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Такими действиями и молитвами освящается мvро на св. Престоле.»

У нас на Руси употребление св. мvра современно самому принятию христианства. «Мы крещающагося мажем мvром и маслом» говорит преподобный Феодосий в своем послании о вере варяжской. До половины 15 века, Русь, не имела своего мvра, а пользовалась полученным из Константинополя. Основанием для такого заключения служит известное послание Митрополита Фотия к священникам во Псков. Некоторые из Псковских священников того времени употребляли при таинстве мvропомазания мvро латинское. Митрополит Фотий (1408-1431) счел нужным запретить такой непохвальный обычай и, между прочим, в своем послании повелел Псковским священникам «крещение творити по правилам святых отец… да потом мажите мvром великим, еже идет из Царьграда, еже искони оттуду приясте по роду православныя веры».

Русская , получив полную самостоятельность от Константинопольского патриарха, вместе с свободным избранием себе и поставлением митрополита всероссийского, начала сама же приготовлять и все потребное для церковной жизни и в том числе и святое мvро. Уже в 1631 сохранилось несомненное известие о том, что в этом году в Москве совершено было приготовление мvра, конечно, не первый раз. Именно, сохранились памяти царя Михаила Феодоровича в Аптекарский приказ об отпуске разных составов патриарху Филарету Никитичу «в мvрное составление». Для этой цели из Аптекарского приказа отпущены были: янтарь добрый, корица, перетрун, корень азар, ладан росной, мед дивий, напряный корень и гуляфная (розовая водка). Для этой же цели из келейной патриаршей казны выданы были смирна и кассия.

С этого времени начинаются довольно частые известия о составлении мvра в Москве, а в 1710 году определено было совершать это составление через три года на четвертый. Приготовление необходимых для мvра веществ поручалось обыкновенно опытному аптекарю. От усмотрения аптекаря зависели количество и самый подбор составленных частей мvра. Разнообразие их получалось почти всякий раз довольно значительное, в зависимости от того, что известный аптекарь признавал необходимым, «для лучшаго благовоннаго духу». Так в 1667 году употреблено было для составления мvра 53 вещества, в 1681 – 64, в 1691 году – 46, в 1703 и 1705 годах 72, в 1710 году – 68 и в 1721 году – 59 различных душистых веществ.

Самое мvроварение производилось в Москве, главным образом, в Крестовой патриаршей палате, которая и называлась поэтому Мvроварною. Самое мvроварение начиналось в Великий Понедельник, а в Великий Четверг перед литургией совершалось торжественное перенесение мvра в Успенский собор для хранения в алтаре. В этом шествии со святым мvром иногда участвовал и сам государь.

В 1675 году Московский Собор, для единообразия, запретил епархиальным архиереям совершать у себя мvроварение. Вместе с этим собор указал в Москве заготовлять мvро для всей Русской Церкви и отсюда безплатно брать его всем архиереям для нужд каждой епархии по словам: «туне приясте, туне и дадите». Спустя 50 лет начали совершать мvроварение и в Киеве – в прилаврской трапезной церкви.

Самый порядок освящения мvра совершался и совершается в Русской Церкви по особому «чину», совершенно отличному от изложенного у . Главною особенностью является то, что в нем не проводится различие между мvроварением и мvроосвящением, оба эти священнодействия представляют одно нераздельное целое, так что с окончанием первого оканчивается и второе. По этому чину требуется прежде всего устройство соответствующей печи, но не в определенной церкви или палате, а просто «на месте непроходнем». В неделю крестопоклонную великого поста, вино, деревянное масло и все вещества должны быть на месте мvроварения. В Лазареву Субботу приготавливаются составы – толкли «зелья», которых полагается, по силе возможности, побольше. В Вербное Воскресение все должно быть готово. В этот день над пещью и над зельями совершается всенощное бдение. Утром в Великий Понедельник начинается мvроварение, которое совершается вместе с мvроосвящением.

В избранном месте, где уже все приготовлено, облачается архиерей, священник и диакон. По облачении вливают в котлы вино и елей и начинают совершать особое молебное пение. За начальными молитвами и 50-м псалмом поют «Бог Господь….по сем тропарь праздника Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш…». На «слава и ныне» поется тропарь праздника Успения Пресвятыя Богородицы: «В рождестве девство сохранила еси…». По освящении воды архиерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный помози ми грешному, сие дело, мною начинающееся, о Тебе самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Поют канон молебный Пресвятыя Богородицы, после канона архиерей читает молитву первую из вечерни Пятидесятницы, по сей молитве архиерей делает отпуст и по отпусте окропляет водой все вещества для мvроварения. Затем подкладывает под котлы дрова и обыкновенно возжигает огонь. С этого момента постоянно чередуются священники и диаконы в облачениях. Священники читают Евангелие, чтецы читают книгу Псалтирь, диаконы мешают в котлах масло и вино.

В Великий Вторник, совершенно в том же порядке совершается другое молебствие. Поется Канон Иоанну Крестителю, «творение Иосифа», и читается молитва водосвятия «Велий еси Господи…», с ответствующею заменою слова «вода», словом «мvро», потом читается Апостол и Евангелия из чина освящения воды.

В Великую Среду, вливают вино взамен выкипевшого и в приготовляемое мvро кладут в котлы все, кроме ароматов, приготовленные вещества. Вечером мvроварение оканчивается, мvро из котлов переливается в особые корчаги, окропленные предварительно святой водою, и, когда мvро остынет, в него влагаются ароматы (благовонные масла). Совершенно уже приготовленное мvро разливается в двенадцать сосудов, по числу двенадцати апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Святаго Духа через возложение рук, вскоре потом замененное мvропомазанием и запечатываются. В это время над мvром архиерей читает молитву из чина на освящение храма, с соответственною заменою слов. В Москве сосуды ставились на стол и оставлялись за печатью синодального ризничного до четверга. В Киеве сосуды оставлялись до четверга на престоле трапезной Киево-Печерской Лавры церкви. В Москве становили сосуд с мvром, уже освященным прежде. Сосуд для хранения мvра – круглый, без ручки, с узким длинным горлом, называется алавастром. По преданию, алавастр прислан из Константинополя со святым мvром в первые века христианства на Руси и вместе со всероссийской митрополией перенесен из Киева в Москву. В нем в неприкосновенности хранится преждеосвященное мvро, которое таким образом никогда не изсякало на Руси.

Чин освящения мvра совершается в Великий Четверток. Пред литургией, архиерей в полном облачении, в преднесении запрестольного креста, свечей и рипид, при колокольном звоне идет с духовенством в мvроварную палату. Здесь он вручает алавастр старшему по рукоположению священнослужителю, а сосуды с приготовленным мvром раздает другим священнослужителям, и шествие тем же порядком торжественно возвращается в собор, при пении тропаря Пятидесятницы: «Благословен еси Христе Боже наш…». В соборе алавастр с преждеосвященным мvром ставится на жертвеннике, а другие сосуды – на приготовленных местах около жертвенника. Начинаются часы и Божественная литургия.

На литургии, во время великого входа, во главе шествия старший священнослужитель по рукоположению несет алавастр, остальные священнослужители – сосуды с мvром, в сопровождении диаконов с рипидами, кадилами и свечами. В святых дверях архиерей принимает алавастр и ставит его на святой престол, остальные священнослужители, вошедши в алтарь, ставят сосуды по сторонам престола. После слов архиерея: «И да будут милости великаго Бога…», совершается самое освящение мvра – при отверстых царских дверях, подобно тому, как и при освящении даров при архиерейском служении. Диакон, взойдя на амвон, не начинает обычной ектении, а стоит молча. В это время архиерей открывает сосуды с мvром и трижды благословляет каждый из них. Протодиакон возглашает: «Вонмем», другой диакон – «Господу помолимся», все находящиеся в алтаре поют: «Господи помилуй», и архиерей читает молитву освящения мvра: «Господи милости и Отче светов», в которой просит о ниспослании Святаго Духа на мvро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования. После этой молитвы архиерей желает: «Мир всем», и когда диакон предложит главы преклонить, а певцы от лица народа пропоют: «Тебе, Господи», архиерей тайно читает молитву: «Тебе, Богу всех и Царю», в которой благодарит Господа, что даровал ему быть служителем сей тайны. Затем архиерей благословляет трижды каждый сосуд с мvром и закрывает их, а диакон говорит ектению: «Вся святыя помянувше….». По окончании литургии священнослужители, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо», относят мvро в сосудохранительницу. Здесь в каждый сосуд освященного мvра вливается из алавастра по несколько капель преждеосвященного мvра и дополняется в него вновь освященным мvром, чтобы никогда не изсякал этот священный источник. Отсюда ризничий раздает святое мvро по епархиям, по мере требования.

Святое мvро употребляется: 1) при таинстве мvропомазания; 2) при освящении вновь устроеннаго храма, для помазания антиминса, престола и стен и 3) при торжественном венчании царей на царство.

Иеромонах Макарий Маркиш

Миро для священного помазания упоминается еще в Библии, в ветхозаветной Книге Исход; употреблялось оно для помазания как богослужебных принадлежностей, так и священников. В наше время миро изготовляется и освящается старейшими архиереями каждой из Поместных Церквей, особым чином, раз в году, причем в каждую новую порцию добавляется немного мира прежнего изготовления. Оно распределяется по епархиям, а из епархий – по приходам и хранится на святом престоле, подле дарохранительницы с запасными Святыми Дарами, в изящном герметичном сосуде. Будем помнить, что в этом маленьком флаконе есть доля мира, изготовленного и освященного еще в апостольские времена.



Просмотров