Свидетельство о временном убежище прием на работу. Прием на работу беженцев из украины

Организация планирует принять на работу беженцев из Украины, которые были вынуждены уехать из этой страны из-за военных действий. Какие документы они должны предъявить для подтверждения своего статуса беженца? Есть ли какие-либо особенности трудоустройства этой категории иностранных граждан? Нужно ли уведомлять ФМС России и службу занятости населения о приеме таких работников?

Получение иностранным гражданином статуса беженца

Основания и порядок признания лица беженцем на территории Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 4528-1).

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона № 4528-1).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 4528-1 процедура признания лица беженцем предусматривает следующие этапы :

  1. Обращение лица с ходатайством о признании беженцем (например, в территориальный орган ФМС России по месту пребывания этого лица).
  2. Предварительное рассмотрение ходатайства.
  3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  4. Выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  5. Рассмотрение ходатайства по существу.
  6. Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем.
  7. Выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании беженцем в письменной форме (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 4528-1):

  • в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если заявитель не находится на территории РФ;
  • в орган пограничного контроля ФСБ России в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при ее пересечении;
  • в органы пограничного контроля ФСБ России или в территориальный орган МВД России, ФМС России при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу в течение суток со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации;
  • в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 4528-1 сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей.

Порядок предоставления Федеральной миграционной службой и территориальными органами ФМС России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом № 4528-1 ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации определен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 19.08.2013 № 352.

Ходатайство вместе с прилагающимися к нему документами рассматривается территориальным органом ФМС России в срок от одного до трех месяцев.

Решение о признании беженцем на территории Российской Федерации, а также уведомление об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации направляются или вручаются заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия решения органом ФМС России (п. 4, 10 ст. 7 Федерального закона № 4528-1).

Таким образом, после рассмотрения всех документов лица, ходатайствующего о признании его беженцем на территории Российской Федерации, территориальный орган ФМС России принимает решение о признании его беженцем либо об отказе в этом признании. По результатам рассмотрения выдается соответственно удостоверение беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем .

Кстати

Форма удостоверения беженца, а также Положение об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца» (в ред. от 27.10.2012). Удостоверение беженца по установленной форме подтверждает полученный лицом (в том числе иностранным гражданином) статус беженца на территории Российской Федерации и является документом, удостоверяющим личность этого лица.

Необходимо учитывать, что согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона № 4528-1 при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России или в территориальном органе ФМС России по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем .

Кроме того, для выезда за пределы территории России и въезда в Россию беженцам оформляется проездной документ (ст. 8.1 Федерального закона № 4528-1).

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение, в частности, содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, а также на работу по найму или предпринимательскую деятельность, на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Отметим, что на сайте ФМС Росси 25 июня 2014 г. специально для граждан Украины размещена подготовленная этим ведомством Памятка для желающих получить статус беженца или временное убежище на территории Российской Федерации .

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ БЕЖЕНЦЕВ

По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для привлечения визовых иностранцев), а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.17.2014) (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Однако указанный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся беженцы (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом данная льгота действует для упомянутой категории иностранных граждан до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца .

Беженцы были включены в перечень «льготных» категорий иностранных граждан Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”». Данный закон вступил в силу с 16 мая 2014 г.

Для граждан Украины установлен безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию, то есть они являются безвизовыми иностранцами. Таким образом, граждане Украины, официально получившие статус беженцев, могут не получать разрешение на работу для трудоустройства в российскую организацию . В остальном порядок приема на работу этой категории иностранцев не отличается от общего порядка для безвизовых иностранцев.

Чтобы принять на работу беженца из Украины необходимо:

1. Потребовать у иностранного работника документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, и миграционную карту по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (в ред. от 06.05.2006).

Документы воинского учета гражданин Украины представлять не обязан, так как иностранцы не являются военнообязанными в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ).

Если у иностранного работника, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, страховое свидетельство отсутствует, необходимо оформить его при заключении трудового договора (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

Кроме того, иностранный гражданин должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Таким документом для беженца является удостоверение беженца по установленной форме. Как уже было сказано выше, такое удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца.

2. До подписания трудового договора нужно ознакомить иностранного работника с действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

3. Заключить с иностранным работником трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).

С иностранным работником можно заключить как срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 59 ТК РФ), так и трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 58 ТК РФ).

Оформить трудовой договор нужно письменно, включив в него сведения и обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством (ч. 1-2 ст. 57 ТК РФ). В трудовой договор также могут быть включены дополнительные условия, указанные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ (об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, об испытании, о неразглашении коммерческой тайны и др.).

По общему правилу трудовой договор оформляется в двух экземплярах (по одному для обеих сторон), каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Работник расписывается на экземпляре работодателя за получение своего экземпляра трудового договора.

4. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу составляется по унифицированной форме № Т-1 (Т-1а) или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013)).

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (ч. 1-2 ст. 68 ТК РФ).

5. Оформить иностранному работнику трудовую книжку. Записи о работе у российского работодателя нужно делать в трудовую книжку российского образца (в том числе можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка неустановленной формы (иностранного образца), нужно завести ему российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).

Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в порядке, предусмотренном п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 25.03.2013)).

6. Оформить на иностранного работника личную карточку по унифицированной форме № Т-2 или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Что касается вопроса об уведомлении миграционной службы и службы занятости населения о приеме на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца, необходимо учитывать следующее, что обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия :

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы («безвизовый» иностранец);
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами . При этом получать разрешение на работу им не нужно в силу прямого указания закона, значит, не соблюдается одно из двух указанных выше условий для возникновения у работодателя обязанности по уведомлению.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что при заключении трудового договора с гражданином Украины работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения о приеме такого работника на работу.

В заключение отметим, что в Государственную Думу внесен законопроект, направленный на обеспечение более эффективной защиты прав и интересов граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации . В числе защитных мер планируется законодательно закрепить особенности осуществления трудовой деятельности гражданами Украины на территории Российской Федерации в 2014 г. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривается возможность осуществления гражданами Украины трудовой деятельности на территории России без получения разрешения на работу Проект федерального закона № 556196-6 «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”».

Сегодня проблема трудоустройства беженцев актуальна как никогда. Многие предприятия с удовольствием приняли бы у себя десятки, и даже сотни, дополнительных рабочих рук, однако не всегда понимают, как оформить беженца на работу. С одной стороны, для приёма на работу иностранного гражданина необходимо специальное разрешение, с другой - беженцы – мигранты с особым статусом и по закону имеют право работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами РФ.

Однако трудности в том, что на протяжении нескольких месяцев эти лица могут находиться в «подвешенном» состоянии - в неопределённом правовом статусе, соответственно, и трудоустроиться им в это время проблематично. Новый закон N 127-ФЗ от 5.05. 2014г., вносящий поправки в закон №115-ФЗ об иностранных гражданах, призван максимально упростить процедуру легализации беженцев. Принятие данного закона, введение ускоренного получения статуса беженца и оформления гражданства вызваны сложной внешнеполитической обстановкой и небывалым наплывом вынужденных переселенцев с юго-восточных областей «незалежной» Украины. Соответственно, для многих российских работодателей в 2014 году остро встал вопрос, как принять на работу беженца из Украины.

Основания для пребывания беженцев на территории РФ

Порядок трудоустройства переселенца зависит от правовых оснований, на которых он находится на территории РФ. Традиционно всех иностранных граждан из сопредельных государств, пересёкших границу нашей страны из-за сложной гуманитарной обстановки на родине, называют беженцами. Однако это не совсем соответствует действительности.

Для признания иностранца беженцем ему необходимо пройти установленную бюрократическую процедуру, которая занимает некоторое время, как правило, 3-6 месяцев. К тому же далеко не все переселенцы стремятся «легализоваться», надеясь «пересидеть» трудное время у родственников или в центрах временного размещения, и при первой возможности вернуться в родные края.

Таким образом, иностранный гражданин, бежавший к нам из своей страны, может находиться в следующих статусах:

  • подал ходатайство о признании беженцем;
  • признан беженцем;
  • получил временное убежище.

Чем отличаются эти статусы и как они влияют на порядок трудоустройства? Приехав на территорию России, переселенец должен определиться, в каком качестве он планирует здесь находиться. Временно пребывать в стране в течение 90 дней можно по миграционной карте, а затем нужно либо выехать за пределы, либо подать документы в ФМС на получение того или иного статуса.

Что касается украинских граждан, многие из них останавливаются именно на варианте временного пребывания, рассчитывая на скорое возвращение домой. Найти легальную работу без специального разрешения в этом случае нельзя, а получив «добро» на трудоустройство от миграционных служб и заключив с работодателем трудовой договор, миграционную карту можно будет продлить на год.

Те, кто планирует остаться и окончательно обосноваться в России, стараются как можно раньше подать заявление в миграционные органы, чтобы получить официальный статус и соответствующие ему права. Так, статус беженца дает возможность поступить на работу без каких бы то ни было дополнительных разрешений и квот, иметь социальные льготы и пенсию от государства.

Получить временное убежище вместо статуса беженца – хороший вариант для тех, кто не планирует надолго задерживаться в России. В этом случае свой паспорт переселенец сдаёт в миграционную службу в обмен на свидетельство временно проживающего на территории РФ, которое даёт ему право свободно трудоустраиваться и, при необходимости, получать медицинскую помощь. Такое разрешение выдаётся обычно на год, но, если обстоятельства не позволяют иностранцу вернуться на родину, временное убежище можно продлить.

Условия приёма на работу беженцев и вынужденных переселенцев

Работодателю проще всего принять на работу сотрудника со статусом беженца. «Корочки» беженца дают такие же права при трудоустройстве, как у любого российского гражданина. Исключением являются вакансии, которые иностранец не может занимать по закону N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 14). К ним относят:

  • работу на стратегических военных предприятиях;
  • военную, государственную или муниципальную службу;
  • должности и организации, связанные с гостайной и безопасностью.

Аналогично решается проблема, как принять на работу беженца, получившего временное или политическое убежище: для таких мигрантов не требуется разрешения, чтобы оформить трудовой контракт с юридическим или частным лицом. При этом работодатель не должен уведомлять миграционную службу, центр занятости населения и ИФНС о поступлении на предприятие такого сотрудника.

Но здесь есть один нюанс – все эти возможности предоставляются переселенцу только тогда, когда он официально обретает статус беженца. Самый быстрый способ его получения – при пересечении границы в миграционной карте проставить отметку в графе «цель визита» - беженец, а по прибытии на российскую территорию сразу обратиться в отдел по гражданству в органы ФМС.

Бумаги, которые нужно иметь при себе: паспорт, свидетельства о рождении детей, дополнительные документы, подтверждающие образование, рабочий стаж и т.д. Желательно, чтобы все документы были переведены на русский язык. Кроме того, в процедуру подачи ходатайства входит фотографирование и сдача отпечатков пальцев.

В связи с массовым наплывом желающих, миграционные службы переполнены переселенцами, однако всё-таки стоит «потолкаться» в очереди и подать ходатайство, ведь официальный статус беженца даёт массу преимуществ:

  • предоставление временного жилья;
  • оказание медицинской помощи в объёмах, предусмотренных обязательным медицинским страхованием;
  • возможность свободной работы по найму или самозанятости;
  • содействие в трудоустройстве и переобучении;
  • социальная защищённость как у граждан РФ;
  • право в упрощённом порядке получить вид на жительство и российское гражданство.

Загвоздка в том, что после подачи ходатайства ждать оформления паспорта беженца можно достаточно долго, а в это время нужно на что-то жить. Здесь и возникает проблема с поиском и официальным устройством на работу.

Варианты трудоустройства беженцев без статуса

Какие варианты трудоустройства может рассматривать вынужденный переселенец?

  1. Получить разрешение на работу (для найма к юрлицу и ИП) или патент (для труда на законных основаниях у частного лица), для чего обратиться в миграционную службу. Отсутствие документов, разрешающих работать на территории РФ, наказывается штрафом в размере 2–5 тыс.руб. и депортацией за пределы страны.
  2. Получить разрешение на временное проживание на срок до 3 лет. Данный статус УФМС присваивает иностранному гражданину по его заявлению, если по месту обращения переселенца есть свободные квоты, выдающиеся разным регионам в зависимости от демографической и экономической ситуации в субъекте Федерации. Наличие РВП даёт право на трудоустройство без оформления разрешения на работу.
  3. Русскоязычные граждане, проживающие на постсоветском пространстве, могут не подавать документы на беженство, а заявиться на участие в программе переселения соотечественников. Данная программа предусматривает ряд льгот и пособий, помощь в переселении в выбранный регион и содействие в трудоустройстве. В кратчайшие сроки (до 3 месяцев) такой беженец получает российское гражданство, а с ним и все права в полном объёме.
  4. С июня 2014 года процедура получения гражданства для беженцев – носителей русского языка упрощена. Для этого не нужно проживать в России 5 лет, но необходимо отказаться от паспорта бывшей родины, доказать, что во времена СССР семья проживала на его территории и сдать экзамен по русскому языку.

Приём на работу беженцев без статуса

Людям, бежавшим из своей страны к соседям, принимающая сторона, как правило, создаёт нормальные условия для жизни: предоставляет крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и прочими необходимыми благами. Однако многие предпочитают не сидеть сложа руки на иждивении у приютившего их государства, а с первого дня ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Тем более, что скорейшее трудоустройство поможет вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.

Каковы в этом случае действия потенциального работодателя, как он может принять на работу беженца из Украины и любой другой страны, если правовой статус этого человека пока не определён?

В такой ситуации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:

1. Организация или ИП не могут трудоустраивать мигрантов, не имея на это специального разрешения. Для начала работодателю следует обратиться в местный центр занятости, обосновать потребность в иностранной рабочей силе и получить заключение сроком на 1 год. С этим документом отправиться в правоохранительные органы, дополнительно оформив:

  • заявление;
  • проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;
  • данные мигрантов-соискателей в письменной форме;
  • копии регистрационных и учредительных документов организации.

Если у органов правопорядка нет претензий к документам и оснований для отказа, то выдаётся разрешение на каждого из принимаемых иностранных работников. С полученным документом будущий сотрудник должен быть ознакомлен под подпись.

2. У кандидата на трудоустройство должно быть разрешение на работу, которое он самостоятельно получает в УФМС, подав заявление и приложив к нему паспорт (с нотариально заверенным переводом), миграционную карту с отметкой о пересечении границы и 2 фотографии. До подачи заявления потребуется пройти медицинское освидетельствование на предмет наркозависимости, инфекционных заболеваний и ВИЧ-статуса, а справку – предъявить миграционным сотрудникам. За оформление разрешения также взимается госпошлина. Пластиковая карточка, дающая право на трудоустройство в конкретном регионе, действует 1 год.Для работы у физического лица достаточно оформить патент на 1–3 месяца – он не требует прохождения медосмотра.

Работодатель может взять на себя оформление разрешения для вынужденного переселенца, но при увольнении такого сотрудника должен уведомить миграционную службу, то есть право на работу в таком случае человек потеряет и будет вынужден оформлять его заново.

3. С работником заключается стандартный трудовой договор. Для этого беженец предъявляет паспорт, диплом об образовании, трудовую книжку, если ранее он уже работал у российских работодателей.

Обязательно проверяется правомерность нахождения потенциального сотрудника на территории РФ. У него должны быть:

  • миграционная карта;
  • виза, если он приехал из государства, с которым у РФ нет соглашения о безвизовом режиме (Украина, а также Беларусь, Молдавия, Армения и ряд других стран бывшего СССР относятся к безвизовым);
  • разрешение на временное жительство, ВНЖ, справка о ходатайстве на получение статуса беженца или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца в России.

При оформлении документов стоит обратить внимание на важный нюанс: разрешение на работу действует 1 год, а его окончание, согласно трудовому законодательству, не является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. Во избежание недоразумений, трудоустраивать беженцев, не получивших официального статуса, необходимо по срочному трудовому договору: дата прекращения контракта должна соответствовать сроку имеющегося разрешения.

Нестабильная ситуация в собственном государстве побуждает многих иностранцев бросать дом и искать крышу над головой в чужой стране. Такие люди становятся самой незащищенной частью населения, поскольку у них нет практически ничего, что нужно для нормальной жизни, и обеспечить их всем необходимым становится задачей принимающего государства.

Приезжая в Россию, иностранцы могут выбрать один из вариантов легализации своего нахождения в стране:

  • Получить временное убежище в России и пользоваться всеми социальными правами наравне с россиянами.
  • Стать обладателем статуса беженца, который выдается на 3 года и позволяет пользоваться многими льготами, включая получение материальной помощи и пенсии.
  • Получить политическое убежище.
  • в течение 3 месяцев - именно столько могут оставаться в России иностранцы.
  • Подать заявление на , а в дальнейшем стать обладателем .
  • Присоединиться к программе переселения и в последствии вступить в .
  • Получить или , позволяющие легально трудоустроиться в РФ.

Подробно остановимся на первых трех вариантах. Об остальных информация доступна в соответствующих материалах.

Временное убежище

Этот статус впервые введен еще в 1993 году и его появление никак не связано с событиями на Украине, вопреки распространенному мнению. Раньше правом на получение этого статуса пользовались гораздо меньше иностранцев, это были преимущественно вынужденные переселенцы из зон боевых действий различных стран.

Временное убежище (ВУ) - право иностранцев на временное нахождение в России, которое можно получить в двух случаях:

  1. Иностранец имеет основания для получения статуса беженца, но предпочитает ходатайствовать о предоставлении ВУ.
  2. У иностранца отсутствует право на получение статуса беженца, но его депортация за пределы РФ по гуманным причинам не производится. Такими причинами считаются:
    • тяжелое состояние здоровья заявителя и невозможность оказания помощи в стране его проживания. Стоит иметь в виду, что поводом для предоставления ВУ является не наличие у заявителя тяжелой формы какого-либо заболевания, а именно невозможность получить медицинскую помощь в своей стране.
    • в стране проживания заявителя существует реальная угроза для его жизни: военные конфликты, голод, эпидемии.

Например, к гуманным побуждениям можно отнести предоставление ВУ всем, кто уклоняется от мобилизации, не желая сражаться на стороне ВС Украины.

Чтобы получить убежище, иностранец должен обратиться в ФМС (переименована в ГУВМ МВД) и предоставить документы:

  1. Заполненное заявление о предоставлении ВУ (шаблон заполнения можно или найти на сайте gosuslugi.ru ). Указываются все члены семьи, прибывшие вместе с заявителем.
  2. Национальный паспорт.
  3. Дактилоскопическая карта.
  4. Документ, подтверждающий родственные связи (при въезде в РФ с семьей).
  5. 4 стандартные фотографии.

На время рассмотрения заявления выдается справка, которая подтверждает права иностранца и его семьи на нахождение в РФ. Само заявление рассматривается не дольше 3 месяцев. После подачи документов в течение 10 дней иностранец и члены его семьи обязаны пройти медицинское освидетельствование, по результатам которого выдается сертификат (2 экземпляра). Один экземпляр остается в медицинском учреждении, второй - передается на руки иностранцу. Сертификат действует один год со дня выдачи.

По результатам проверки ФМС выносит заключение. При положительном решении иностранец получает свидетельство о предоставлении временного убежища, которое становится его удостоверением личности в РФ. Этот документ можно предъявлять при устройстве на работу или, например, в ЗАГС для регистрации брака.

Национальный паспорт иностранца передается на хранение органам ФМС. Именно этот факт вызывает наибольшие сложности и заставляет некоторых иностранцев отказываться от получения статуса. Ведь выезд из РФ становится невозможным, более того, если иностранец все-таки пересечет границу РФ хотя бы на один день, он лишится права на ВУ - таковы миграционные правила.

Трудоустройство

Иностранец, получивший ВУ, вправе трудоустроиться в РФ без получения разрешения на работу и патента. Вместо паспорта предъявляется выданное свидетельство о ВУ, трудовая книжка, диплом об образовании, СНИЛС, ИНН. При приеме на работу в компании, деятельность которых связана со сферой образования, воспитания и развития детей, организации их отдыха, оздоровления и лечения, будущий сотрудник должен предоставить справку об отсутствии судимости. За этим документом следует обращаться в органы внутренних дел.

Права иностранцев, получивших ВУ

На иностранцев и членов их семей, получивших ВУ, распространяются права, установленные ФЗ «О беженцах» (base.garant.ru/10105682/ ), кроме предоставления единовременного пособия:

  • Иностранец, получивший ВУ, имеет право на получение услуг переводчика;
  • Вправе рассчитывать на помощь в приобретении проездных билетов и компенсацию провоза багажа;
  • Пользоваться бесплатными медуслугами по полису обязательного медицинского страхования;
  • Проходить обучение в образовательных учреждениях;
  • Рассчитывать на содействие в профессиональном обучении или трудоустройстве.

Существует и материальная помощь, но ее размер устанавливается индивидуально каждым регионом. Так, к примеру,в Хабаровском крае, эта сумма составляет 5000 рублей на каждого члена семьи. Для получения материальной помощи иностранцы должны обратиться с соответствующим прошением в органы социальной защиты.

В целом, иностранцы имеют социальные гарантии наравне с россиянами: на легальных основаниях они становятся обладателями медицинских полисов и могут посещать поликлиники, получают возможность устраивать детей в детские сады и школы, а также трудиться в российских компаниях без оформления дополнительных документов.

Срок предоставления ВУ и его продление

ВУ предоставляется на один год. В дальнейшем этот срок может продлеваться еще на 12 месяцев до тех пор, пока сохраняется причина предоставления ВУ. К примеру, украинцы, получившие этот статус, должны будут покинуть пределы РФ после окончания войны в их стране.

Для продления ВУ подается письменное заявление в ФМС не позже чем за 1 месяц до окончания срока действия уже выданного свидетельства.

Утрата и лишение права на ВУ

  1. Если иностранец хотя бы на один день покинет пределы России, то он лишится права на ВУ. По возвращению в РФ всю процедуру придется начинать сначала.
  2. Права на ВУ утрачивается иностранцами, получившими РВП в РФ или гражданство другой страны.
  3. Право на ВУ теряется после устранения обстоятельств, которые послужили поводом для предоставления ВУ.

Иностранец лишается права на ВУ, если совершит в РФ преступление, за которое будет осужден. Также ему придется покинуть пределы России, если он сообщил недостоверную информацию и предоставил фальшивые документы.

Предоставление ВУ гражданам Украины

В связи со сложной политической ситуацией на Украине, прошения граждан этой страны рассматривается по упрощенному порядку - в течение 3 дней. Для лиц из других стран этот срок составляет 3 месяца. Украинцы подают письменное заявление установленной формы, куда вписывают прибывших в ними родственников. Подле подачи заявления проходят дактилоскопию. Также органы ФМС обязаны направить заявителя на медосвидетельствование, по результатам которого выдается сертификат. Этот документ в дальнейшем заявитель передает в ФМС.

После принятия положительного решения в течение одного рабочего дня выдается свидетельство о предоставлении ВУ.

Что касается именно граждан Украины, то с августа 2015 года отменен льготный период пребывания украинцев в РФ. Раньше украинцы могли оставаться в РФ в течение 90 дней, причем каждый 3 месяца этот срок продлевался. Сейчас у граждан Украины есть всего 90 дней, чтобы легализовать свое нахождение в России. Это значит, что в течение указанного времени необходимо подать прошение на предоставление ВУ, если был выбран именно это вариант.

Статус беженца

Беженец - индивидуальный миграционный статус, присваиваемый иностранцу, который подвергается личным преследованиям и не может оставаться в своей стране. Распространено ошибочное представление, что беженцы - это люди, которые бегут от войны. Но эта категория граждан юридически не является беженцами, так как в данном случае отсутствует личностное преследование.

Поводом для получения статуса может стать и тот факт, что украинец принимал участие в военных действиях, сражаясь на стороне ополчения, и в данный момент существует угроза его личного преследования со стороны украинских властей. И напротив, как в случае с временным убежищем для украинцев: имеется угроза жизни иностранца, но отсутствуют факты именно личного преследования. Это, к примеру, все украинцы, которые в массовом порядке выезжают с территории своей страны. Угроза жизни есть - но отсутствуют личные преследования. Такие лица не смогут получить статус беженца, но вправе ходатайствовать о предоставлении ВУ (описано выше).

Чтобы оформить статус беженца, иностранец должен обратиться в ФМС и предоставить документы:

  • Прошение о признании беженцем, где указывается причина, по которой заявителю пришлось покинуть свою страну, и прикладываются документы, подтверждающие этот факт;
  • Стандартная фотография;
  • Национальный паспорт;
  • Опросный лист (заполняется при личном собеседовании с сотрудником ФМС);
  • Анкета;
  • Дактилоскопическая карта.

Если выносится положительное решение по ходатайству, то иностранцу присваивается статус беженца, который действует три года, и выдается удостоверение беженца. Национальный паспорт остается на хранении в ФМС.

Беженцы вправе рассчитывать на единовременное пособие и ряд социальный гарантий:

  1. Получение места в детском саду и школах вне очереди;
  2. Право на получение бесплатных медуслуг по полису обязательного медицинского страхования;
  3. Возможность трудоустройства без получения дополнительных разрешительных документов.

Видео: статус беженца или ВУ для украинцев?

Политическое убежище

Политическое убежище (ПУ) дает право иностранцам на проживание в России. Такого рода право могут получить лица, которые ищут спасения от реальной угрозы их жизни и здоровью за общественно-политическую деятельность в своей стране.

Для получения статуса иностранцы должны обратиться в ФМС и предоставить:

  • Ходатайство о предоставлении ПУ (шаблон заполнения можно скачать );
  • Две стандартные фотографии;
  • Национальный паспорт.

Ходатайство подается лично иностранцем в течение 7 дней после въезда в РФ или после наступления обстоятельств, не позволяющих ему вернуться на родину. Заявитель вправе предоставить любые документы, подтверждающие обоснованность его ходатайства.

После приема документов с иностранцем проводится индивидуальное собеседование и заполняется анкета, в которой излагаются обстоятельства, свидетельствующие о необходимости предоставления ПУ, а также биографические данные заявителя. После подачи документов заявитель в обязательном порядке проходит процедуру дактилоскопии.

После приема ходатайства заявитель получает справку, которая становится основным документом, подтверждающим законность нахождения иностранца в РФ.

Ходатайство рассматривается не дольше одного месяца. В случае подписания Президентом РФ прошения заявитель получает свидетельство о предоставлении политического убежища и ему в установленном порядке оформляется ВНЖ.

  1. Иностранцам прибывшим из стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим;
  2. Лицам с судимостью;
  3. Иностранцам, прибывших из третьей страны или имеющих гражданство третьей страны, где они не подвергаются преследованиям;
  4. Иностранцам, сообщившие ложные сведения.

Право на ПУ будет утрачено, если иностранец покинет Россию, получит российский паспорт или подданство другой страны.

Видео: репортаж о получении временного убежища в России

(Пока оценок нет)

Ниже читатели НужнаВиза.ру делятся своим опытом оформления. Поделитесь и своим!

Нажимая кнопку «Добавить комментарий», я соглашаюсь с сайта.

    Анатолий Сказал(а):

    подал документы на ВУ.дали СПРАВКУ.на работу по ней устроится не могу.патент взять тоже не имею права,т.к. в миграционной карте указана цель визита-частный. ВОПРОС: ЗА ЧТО 3 МЕСЯЦА ЖИТЬ???

    Мария Сказал(а):

    Всем привет.Читаю ваши коменты и в шоке…Мы с семьей приехали в 14 году,сразу сделали рвп,благо проблем с регистрацией не было,от бабушки осталась квартира в г.Оренбурге.Пришли в январе 17 года сдавать документы на внж,нам сказали,что уже времени не хватает,нужно ровно за 6 месяцев,до окончания рвп,а у нас не хватало 9 дней…но не переживайте мы обязательно что нибудь придумаем,это нам сказала начальник отдела фмс по мигрантам-милейшая женщина,спасибо ей огромное.Она говорит,что у них есть негласный приказ,украинцев(речь идет о Донецкой и Луганской об)нельзя даже предлогать выезжать за пределы РФ.Через месяц позвонили сказали придти,предложили сдать документы на ву,что мы и сделали,кстати все сделали за два дня,ждали медицину дольше 10 дней.Сказали что ву будет через 3 месяца,я спрасила,может ли быть такое,что нам откажут,инспектор сказала что нет,украинцам не отказываем-вы же наши….через 5 недель позвонили,пригласили получить ву.Регистрацию с рвп перенесли там же в фмсв паспорт ву.Так что все быстро,без проблем,криков и очередей.Все милые,добрые и отзывчивые,и все нам повторяют-ВЫ НАШИ….

    Инна Сказал(а):

    Живу в Брянской обл. Временное убежище оканчивается 05.07.2017г (3 года как я в РФ,с малолетней дочкой,она пошла здесь в школу)работу официально так и не нашла,как быть с РВП,если документы не принимают без трудоустройства? Я сама родилась и окончила школу в РФ (Брянской обл),хочу РВП оформить не получается,помогите,кто столкнулся с такой же проблемой!

    Юра Сказал(а):

    Деньги-то деньгами так знать бы кому и куда.. ведь деньги есть а тебе гоняют как мальчика, ведь тоже предложили выехать из страны а дома украинские войска, есть вероятность что не вернусь, да и съездить это как ведь живу в Магадане а это 10500 км в одну сторону а это финансы и время и никому нет дела до тебя в ФМС никто ничего не объясняет а что бы попасть в кабинет надо пару дней от сидеть в очереди с братским народом Узбекистана вот так вот начал суетится еще до нового года потом руки опустил и все ужасно устал от этих документов а еще надо жить работать и уведомить о своих доходах только когда всем этим заниматься 🙂

    Катя Сказал(а):

    Подскажите, в каком регионе в 2017 году все еще можно получить временное убежище? Хотела ехать в Краснодар к дальним родственникам, но там, я так понимаю, уже не дают ВУ(

В связи со сложной ситуацией на Украине и увеличивающимся количеством людей, которые пытаются найти убежище в России, возникает масса вопросов. Кто такие беженцы? На каком основании они могут находиться в пределах России? Какими правами и обязанностями они обладают? И наконец, смогут ли они найти работу, и как потенциальным работодателям принимать их на работу? Мы постараемся подробно рассмотреть каждый из этих вопросов, но больше внимания уделим именно вопросу трудоустройства беженцев.

Беженец - это гражданин иностранного государства, либо лицо без гражданства, который ищет убежище, потому что гражданин подвергся преследованию по национальной, расовой принадлежности или вероисповедания и иным причинам.
Правительство России издало постановление, в котором урегулировало вопросы предоставления временного убежища гражданам Украины (постановление от 22.07.2014 г. № 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке"). Новый порядок сократил время и упростил саму процедуру рассмотрения документов для предоставления временного убежища.
Людям, которые приехали из Украины, дается временное убежище по личному заявлению. Делается это только в том случае, если есть причины для признания его переселенцем, либо из гуманных побуждений. Заявитель обязан пройти некоторые этапы идентификации личности. В частности, это дактилоскопия и фотосъемка. Также в десятидневный срок с момента прибытия нужно пройти медосмотр.
Далее беженец может прийти в орган ФМС, либо Многофункциональный центр для предоставления госуслуги с заявлением на выплату денежной помощи и направления в Центр временного содержания. В таких Центрах беженцы находятся для соблюдения санитарно-карантинных правил.
Как правило, убежище предоставляют на 3 месяца. Те, кто решил остаться в России на более длительный срок, проходят более сложную процедуру, для получения статуса беженца и соответствующего удостоверения.
Удостоверение беженца будет для гражданина Украины основным документом, удостоверяющим личность. С этим документом он может пойти в органы занятости населения или искать работу самостоятельно. Чтобы получить удостоверение беженца, иностранцу нужно пройти процедуру признания его беженцем. Эту процедуру можно разделить на несколько этапов:
- Гражданин обратиться с ходатайством, представленные им документы будут предварительно рассмотрены;
- Будет принято решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства. С таким свидетельством гражданин будет ожидать принятие основного решения о присвоении статуса;
- Физлицо либо получит удостоверение беженца, либо отказ в присвоении статуса беженца. Всё это он узнает лично.
В целом, этапы получения удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища можно увидеть в нижеприведенной таблице:

Устройство на работу
При устройстве на работу иностранцу, который получил статус беженца или временное убежище, нужно предоставить документ, удостоверяющий личность, а так же документы об образовании и трудовую книжку. Документом, удостоверяющим личность, будет свидетельство о предоставлении убежища (как мы сказали ранее) либо удостоверение беженца, так как свой паспорт они оставляют в ФМС, где получали статус беженца.
Остановимся подробнее на заполнении трудовой книжки. В пределах нашей страны действительны трудовые книжки установленного образца. Трудовые книжки иностранного государства российскими компаниями не ведутся. Если у сотрудника есть трудовая книжка, оформленная ранее (по образцам 1938, 1973, 2003 годов), в компании могут ее принять. Если у сотрудника нет такой трудовой книжки, или у него трудовая книжка иностранного государства, ему нужно оформить новую трудовую книжку.
Не стоит забывать об обязательном пенсионном страховании. Все работники подлежат обязательному пенсионному страхованию. Но будет ли распространено это требование законодательства на беженцев? Обязательному пенсионному страхованию подлежат следующие застрахованные лица (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ): граждане России, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории России иностранные граждане или лица без гражданства.
На иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, компания так же уплачивает страховые взносы (ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). Если у работника не было страхового стажа (т.е. он устроился на работу впервые), в фирме должны ему оформить свидетельство обязательного пенсионного страхования (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Работник-беженец должен предъявить документ, подтверждающий получение образования. Надо отметить, что документ об иностранном образовании, представляемый при трудоустройстве должен быть легализован, то есть, проставлен апостиль и переведен на русский язык.
В легализации образовательных документов нет необходимости, если есть договор между двумя или несколькими государствами, который отменяет или делает проще эту процедуру. В случае трудоустройства беженца из Украины процедура легализации не применяется. Украина является участницей Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22.01.1993 в Минске. В данном случае необходим лишь перевод документов, заверенный нотариусами, или консульскими учреждениями РФ.
Необходимо также знать, что на Работников-беженцев, имеющих (имевших) судимость, как и на граждан России, распространяются ограничения по приему на работу с несовершеннолетними (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социальной защиты, детско-юношеского спорта, искусства и культуры). Для подтверждения факта отсутствия судимости, необходимо обратиться в ФКУ "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" за получением справки о наличии (отсутствии) судимости. Срок выдачи такой справки составляет 30 дней. Данная справка должна быть представлена Работником при трудоустройстве.
Документы воинского учета беженцами, не предъявляются, так как иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу.

Документы при трудоустройстве:

Как мы видим, различия в предоставлении документов незначительны, так же как и сама процедура оформления приема на работу беженцев.
На сегодняшний день, для многих беженцев очень остро стоит проблема трудоустройства на территории России. В общем, процедура приема таких соискателей достаточно проста и не займет у работодателя много времени и ресурсов. Поэтому, российским работодателям не стоит бояться принимать к себе на работу новых работников-беженцев.

Эта небольшая статья поможет руководителю сориентироваться в перечне необходимых документов, которые желательно бы получить при приёме на работу беженца с Украины.

Прежде всего следует помнить, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Более того, лицо, признанное беженцем, имеет право на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ в соответствии с федеральным законом о беженцах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ (п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах»).

Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (абз. 5, 6 ст. 11 ТК РФ).

Статус беженца автоматически не присваивается, для его получения человек, имеющий украинское гражданство, должен подать ходатайство в территориальный орган ФМС России.

Пока будет рассматриваться данное ходатайство, человеку выдаётся свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу. Форма свидетельства содержится в приложении № 2 к приказу ФМС России от 05.04.11 № 87.

После того как человек получит статус беженца, ему выдаётся удостоверение по форме, утверждённой постановлением Правительства РФ от 10.05.11 № 356.

Таким образом, российский работодатель вправе принять на работу не только человека, который уже получил удостоверение беженца, но и человека, имеющего лишь временное свидетельство.

Требовать паспорт не стоит: украинские паспорта сдаются беженцами на хранение в территориальные органы ФМС России, т. е. у них их просто нет.

Нельзя требовать и разрешения на работу. Удостоверение беженца по сути и является разрешением на работу (подп. 9 ч. 1 ст. 8 закона № 4528-1). Иностранные граждане, признанные беженцами, а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации, до утраты ими соответствующих статусов имеют право осуществлять трудовую деятельность без разрешений на работу (ст. 13 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

При приёме на работу, которая требует специальных знаний и навыков, работодатель вправе и обязан потребовать дополнительные документы, например об образовании и (или) об отсутствии судимости (для преподавателей, воспитателей в детском саду), но, как мы помним, это требование общее для всех работников, как для российских, так и для беженцев.

Перечень документов, подлежащих предъявлению работодателю при поступлении на работу, установлен статьёй 65 ТК РФ. Он включает в себя, в частности:

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Так, статьёй 351.1 ТК РФ определено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Таким образом, украинские граждане при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, обязаны предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдаётся органами внутренних дел как по заявлениям граждан России, так и по заявлениям иностранных граждан и лиц без гражданства (Административный регламент МВД, утв. приказом МВД России от 07.11.11 № 1121).

Что до украинских дипломов и вообще до документов об образовании, то они признаются на территории России (ч. 2 и 3 ст. 107 Федерального закона «Об образовании»). Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

По-прежнему действуют российско-украинские договоры, такие как:

Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 г.);
Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных званиях (Москва, 26 мая 2000 г.);
Протокол между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных званиях от 26 мая 2000 г. (Киев, 28 января 2003 г.).

В данных документах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученного в иностранном государстве.

Следует помнить, что в некоторых сферах работа иностранцев исключена в принципе, например на территориях:

закрытых административно-территориальных образований;
с регламентированным посещением для иностранных граждан;
на которых введено чрезвычайное или военное положение;
на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;
закрытых военных городков;
в пределах которых (на которых) введён правовой режим контртеррористической операции, -

а также в зонах экологического бедствия, в приграничной зоне, на объектах и в организациях Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских формирований, на объектах, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Нужно ли работодателю известить ФМС или других органы о найме украинских беженцев?

Извещать службу занятости и территориальное отделение ФМС России о заключении и расторжении с ними трудовых отношений не нужно (п. 9 ст. 13.1 закона № 115-ФЗ).

Несколько слов об уплате НДФЛ и страховых взносов в случае заключения трудового договора с украинским беженцем. НДФЛ с его зарплаты должен уплачиваться по ставке 30 % до тех пор, пока физическое лицо не станет резидентом Россииской Федерации (т. е. когда срок его пребывания в России превысит 183 дня в течение 12 последующих месяцев). Когда этот срок будет превышен, то весь доход, включаемый в налоговую базу по НДФЛ за данный календарный год, облагается по ставке 13 %. В связи с чем осуществляется перерасчёт исчисленной и удержанной суммы налога. Возврат излишне удержанной суммы НДФЛ осуществляется в соответствии со статьей 231 НК РФ.

На выплаты беженцам, уже получившим удостоверения, взносы в ПФР, ФСС России и ФФОМС начисляются на общих основаниях. Если же человек только подал заявление на получение статуса беженца, то взносы следует начислять как для временно пребывающих иностранцев, т. е. без уплаты в ФСС России и ФФОМС, и взносы в ПФР по тарифу 22 % в пределах 624 000 руб. и тарифу 10 % с сумм превышения.

В случае если организация-работодатель имеет право на применение пониженных страховых тарифов, то взносы на обязательное пенсионное страхование следует начислять по тарифу, установленному по страхователям в целом. Так, для организации на «упрощёнке», основным видом деятельности которой является вид, указанный в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», тариф в 2014 году составляет 20 % в пределах 624 000 руб., суммы же превышения взносами не облагаются.

Российский работодатель вправе принять на работу не только человека, который уже получил удостоверение беженца, но и человека, имеющего лишь временное свидетельство.

Справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдаётся органами внутренних дел как по заявлениям граждан России, так и по заявлениям иностранных граждан и лиц без гражданства.

Извещать службу занятости и территориальное отделение ФМС России о заключении и расторжении с беженцами трудовых отношений не нужно (п. 9 ст. 13.1 закона № 115-ФЗ).

Ксения РАМАЗАНОВА, юрист Правовой компании «Фемида»



Просмотров