Судебный аппарат. Организация судебных и правоохранительных органов

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» четко определяет характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной власти. Следовательно, Конституционный суд - прежде всего - составная часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобы удерживать все ветви власти в рамках права.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Конституционный суд РФ:

1. Решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

Федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

Договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимных договоров между последними;

Еще не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2. Разрешать споры о компетенции:

Между федеральными органами государственной власти;

Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

Между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3. Проверять конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов;

4. Давать толкование Конституции РФ;

5. Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления;

6. Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7. Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 3

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 4

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 4 Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 9

Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Федеральный Конституционный Закон предусматривает полные гарантии независимости судей. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М. Издательство БЕК, 1994. С.392-396; С.394

Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994. ст. 19

СОСТАВ СУДА - судьи и заседатели (народные, присяжные, арбитражные), уполномоченные рассмотреть и принять решение по конкретному делу либо возникшему при его производстве вопросу. Он может варьироваться в зависимости от того, какое дело (гражданское или уголовное) и в какой судебной инстанции (см.: Инстанция судебная) оно рассматривается. Разбирательство уголовных дел по первой инстанции возможно в четырех составах суда: - один судья (дела о преступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы). Такой С. с. возможен, если подсудимый - совершеннолетний. На военные и гражданские суды среднего звена и Верховный Суд РФ данное правило не распространено: в них все уголовные дела по первой инстанции должны разбираться коллегиально. Оно не распространяется также на все уголовные дела несовершеннолетних; - один судья-профессионал и два народных заседателя (дела о преступлениях, за которые в районном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, а во всех других судах - любой вид наказания; сюда относятся и все дела о преступлениях несовершеннолетних); - три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по делам, подсудным всем гражданским и военным судам среднего звена, Верховному Суду РФ), если решение об образовании такого С. с. принято соответствующим судом; - один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей. Такие коллегии образуются в некоторых гражданских судах среднего звена, а также во всех военных судах среднего звена и в Военной коллегии Верховного Суда РФ при наличии ходатайства подсудимого по делам о преступлениях, подсудных этим делам. В настоящее время гражданские дела по первой инстанции могут рассматриваться судами общей юрисдикции в двух составах суда: судьей единолично или коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Фактически большинство такого рода дел рассматривается судьей единолично. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по первой инстанции в большинстве случаев единолично судьями арбитражных судов субъектов РФ. При определенных в законе условиях возможно" разбирательство дел в коллегиальном составе. В этих случаях в состав коллегии судей входят судьи-профессионалы, работающие в данном арбитражном суде. Но допускается и образование коллегиального состава из одного судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей. В кассационной, надзорной и апелляционной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. Например, в судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов - не менее чем половиной членов президиума. Примерно по такой же схеме определяется состав арбитражных судов, рассматривающих дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

Кроме Судебного департамента органом, обеспечивающим деятельность судебных органов при осуществлении правосудия в Российской Федерации, являются аппараты судов (ст. 32 Закона о судебной системе). Но вместе с этой основной задачей аппараты судебных органов выполняют более конкретные. Так, на них лежит обязанность организационного, научно-аналитического, справочно-информационного, материально-технического, ресурсного и социально-бытового и иного обеспечения деятельности судебных органов. Кроме того, аппарат суда осуществляет деятельность по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти государства. В качестве исключения выступают аппараты судов общей юрисдикции. Дело в том, что большинство задач, которые выполняют аппарат Конституционного Суда РФ, аппараты арбитражных судов РФ, в судах общей юрисдикции осуществляет Судебный департамент.

По правовой природе все аппараты судебных органов, независимо от судебной системы, судебного звена или судебной инстанции, имеют приблизительно одинаковую структуру, одинаковые полномочия. Как правило, в аппаратах судов высшего звена имеется больше структурных подразделений, чем в аппаратах судебных органов первого звена или второго звена. Кроме того, количественный состав работников аппарата судов высшего звена насчитывает больше должностей государственных гражданских служащих или иных работников, чем аппараты судов первого или второго звена.

Конституционный Суд РФ для эффективного обеспечения своей деятельности имеет следующую структуру аппарата :

Секретариат Председателя Конституционного Суда РФ;

Секретариаты заместителей Председателя Конституционного Суда РФ;

Аппараты судей этого Суда;

Секретариат Конституционного Суда РФ;

Управление государственной службы и кадров;

Финансовое управление;

Управление делами;

Представительство Конституционного Суда в Москве.

Кроме того, в аппарате Конституционного Суда РФ образуются должности: помощника (советника) судьи, главного консультанта, старшего консультанта, ведущего специалиста - заведующего делопроизводством, руководителя секретариата, заместителя руководителя секретариата, консультанта, начальника управления, начальника отдела, заведующего библиотекой - главного консультанта, заведующего архивом - старшего консультанта, советника КС РФ, управляющего делами и т.д.



Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого Суда (ч. 2 ст. 37).

Арбитражный суд г. Москвы для эффективного осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности образует структуру своего аппарата из следующих подразделений :

Руководитель аппарата суда;

Секретариат Председателя суда;

Организационно-аналитическое и контрольный отдел;

Отдел кадров и государственной службы;

Отдел бухгалтерского учета и отчетности;

Отдел делопроизводства;

Отдел информатизации;

Общий отдел;

Первый отдел;

Управление делами;

Отдел материально-технического обеспечения;

Группа регистрации заявлений и документов;

Группа распределения.

В данных структурных подразделениях аппарата арбитражного суда г. Москвы сообразуются должности: руководитель аппарата, администратор арбитражного суда, заместитель руководителя аппарата, руководитель секретариата председателя суда, управляющий делами, заместитель руководителя секретариата председателя суда, заместитель управляющего делами, начальник отдела, заместитель начальника отдела, помощник председателя суда, советник председателя (первого заместителя председателя) суда, помощник первого заместителя (заместителя) председателя суда, помощник судьи, ведущий специалист 3-го класса, главный специалист, секретарь судебного заседания, ведущий специалист, старший специалист 1-го разряда, старший специалист 2, 3-го разряда.

В аппаратах районных судов, а также в аппаратах гарнизонных военных судов общей юрисдикции для эффективного осуществления правосудия создаются следующие должности: начальник отдела, заместитель начальника отдела, помощник председателя суда, помощник судьи, консультант, главный специалист, ведущий специалист, секретарь судебного заседания, секретарь суда, специалист, старший специалист 1-го разряда, старший специалист 2-го разряда, старший специалист 3-го разряда.

В аппаратах судов РФ на соответствующих должностях предусмотрена государственная гражданская служба. Для поступления на государственную гражданскую службу на должности в аппаратах судов к кандидатам предъявляются квалификационные требования, которые предусмотрены ст. 12 Закона о государственной гражданской службе и Квалификационными требованиями к должностям государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и системе Судебного департамента, утвержденными приказом Судебного департамента от 27 июля 2006 г. № 69. Данные Квалификационные требования к должностям гражданской службы делятся на три группы. Первая - содержит квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессионального образования: наличие высшего профессионального образования является обязательным требованием для лиц, замещающих или претендующих на замещение должностей гражданской службы в аппаратах судов общей юрисдикции категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы. Наличие высшего юридического образования является обязательным для лиц, замещающих или претендующих на замещение в аппаратах судов общей юрисдикции должностей гражданской службы, для которых необходимость такого образования предусмотрена должностными регламентами. Для должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы является обязательным наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности (п. 2 Квалификационных требований).

Вторая - к стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности. Так, в аппаратах судов общей юрисдикции к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) устанавливаются следующие требования:

Высшие должности гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

Главные должности гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

Ведущие должности гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

Старшие должности гражданской службы - не менее трех лет стажа работы по специальности;

Младшие должности гражданской службы - без предъявления требований к стажу (п. 3.1 вышеназванных Квалификационных требований).

Третья группа - к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (п. 4 вышеуказанных Квалификационных требований). В данном случае речь идет о профессиональных знаниях и навыках кандидатов на соответствующие должности в аппаратах судов.

Государственным гражданским служащим, проходящим государственную гражданскую службу в аппаратах судов, присваиваются соответствующие классные чины. Классные чины государственно-гражданским служащим аппаратов судов присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы.

Различают следующие классные чины юстиции, которые присваиваются в аппаратах судов Российской Федерации: юрист 3 класса, юрист 2 класса, юрист 1 класса, советник юстиции 3 класса, советник юстиции 2 класса, советник юстиции 1 класса, государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса, государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса, государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации (п. 1 Указа Президента РФ от 19 ноября 2007 г. № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции».

Кроме того, государственным гражданским служащим аппаратов судов предъявляются правила поведения, которые являются одним из условий труда работников аппарата суда. Они предусмотрены Правилами поведения работников аппарата суда, утвержденными постановлением Совета судей РФ от 27 апреля 2006 г. № 156.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой Судебный департамент при Верховном Суде РФ?

2. Каков состав и система Судебного департамента при Верховном Суде РФ?

3. Какие подразделения входят в структуру Судебного департамента при Верховном Суде РФ?

4. Кто возглавляет Судебный департамент при Верховном Суде РФ?

5. Какие требования предъявляются к лицам, поступающим на государственную службу в систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ?


Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 316.

См.: Миронов А. А. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» / под ред. Е. В. Шкуновой. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

См.: Нехаев В. В., Нехаева Т. Г., Беспалов В. П. Комментарий к Федеральному закону «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007. С. 7-8.

Осипова И. Н. Комментарий к Федеральному закону от И января 1995 г. V" 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». URL: http: // consbltant-ru> (дата обращения - 11 сентября 2012 г.).

URL: http:// hghltd.yandex.net/yandbtm?text=aппapaт (дата обращения сентября 2012 г.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Уголовное право»

по теме: «Судебный аппарат»

С одержание

  • 1. Роль
  • 2. После вынесения судьей определения о назначении дела к судебному разбирательству, какие действия должен выполнить секретарь судебного заседания. Сроки сдачи дел в канцелярию суда и порядок направления его в кассационную инстанцию
  • Б иблиографический список

1. Роль аппарата суда в организации судебной деятельности. Правила внутреннего трудового распорядка для работников аппарата суда

Согласно ст. 32 Закона о судебной системе РФ аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Более подробно порядок работы аппарата суда регламентирован различными правовыми актами Маранцев Ю.В. Комментарий к ФКЗ «О судебной системе РФ». - М., 2007. С. 134. :

· ст. 111 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

· ст. 78 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»,

· ст. 33 Закона «О военных судах Российской Федерации»,

· ст. 9 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации»,

· ст. 10 Закона г. Москвы «О мировых судьях в городе Москве»,

· ст. 83 Закона г. Москвы «Об Уставном суде города Москвы»,

· ст. 45 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В состав аппарата суда входят различные службы, отделы и управления, не являющиеся подразделениями, непосредственно осуществляющими судебную деятельность. Аппарат суда обеспечивает осуществление судьями правосудия, в том числе рассматривает обращения в адрес суда, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях.

Параллельно с выполнением организационных функций по обеспечению осуществления правосудия аппарат суда занимается вопросами обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу и т.д.

Также аппарат суда организует материально-техническое и социально-бытовое обеспечение суда.

Конкретные функции работников аппарата суда определяются приказами и распоряжениями председателя суда, а также должностными инструкциями, разработанными с учетом структуры, штатной численности и т.п.

Структура, штатное расписание, порядок деятельности аппарата мирового судьи, уставного суда устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ, с учетом соответствия требованиям федерального законодательства.

Работники аппарата мирового судьи, уставного суда являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ. Их статус определяется законодательными актами субъектов РФ.

Статус работников аппарата федерального суда как государственных служащих устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно ст. 9 данного Закона среди работников судебного аппарата выделяются государственные должности и должности государственной гражданской службы. Последние, в свою очередь, подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Должности различных категорий относятся к разным группам, для занятия их установлены различные квалификационные требования.

К должностям руководителей согласно Закону относятся должности, как руководителей, так и их заместителей в судебных органах, их территориальных структурных подразделениях и представительствах. Должности специалистов учреждаются для непосредственной реализации задач и функций судебных органов. Именно специалисты в основном выполняют ту работу, ради которой и создан государственный орган. Лица, занимающие должности обеспечивающих специалистов, непосредственно функции судебных органов не реализуют, однако способствуют их реализации специалистами. Должности, относимые к данным категориям, в наибольшей степени представлены в органах государственной власти.

Квалификационные требования к сотрудникам судебного аппарата можно разделить на три группы:

· требования к уровню профессионального образования;

· требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

· требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Наличие высшего профессионального образования является обязательным требованием для лиц, занимающих или претендующих на занятие должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы.

Закон о государственной гражданской службе не содержит каких-либо требований к высшему профессиональному образованию гражданских служащих. Тем не менее, можно предположить, что высшее профессиональное образование должно соответствовать основной деятельности служащего по должности, на занятие которой он претендует. Определение соответствия высшего профессионального образования конкретным должностям государственной службы может быть произведено актом соответствующего государственного органа. Для занятия должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательным является наличие среднего профессионального образования. В Законе устанавливается необходимость соответствия среднего профессионального образования направлению деятельности (специализации) по данной государственной должности.

В отличие от требований к образованию и стажу государственного гражданского служащего, которые закрепляются в законодательных актах или указах Президента РФ, требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, должны устанавливаться нормативным актом государственного органа, в котором учреждена данная должность, и включаться в должностной регламент гражданского служащего. Это объясняется тем, что работа в различных сферах государственного управления требует специфических знаний и навыков, поэтому установление единых требований по ним для всех должностей гражданской службы в отличие от требований к образованию и стажу невозможно.

Такие нормативные акты в настоящее время приняты некоторыми органами государственной власти. Так, например, Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ №68 утверждены Квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим системы судебного аппарата Верховного Суда РФ. В соответствии с этими Требованиями работники обязаны знать и уметь применять на практике положения Завидов В.Д. Комментарий к Закону о судоустройстве РСФСР. - М., 2006. С. 89. :

· Конституции РФ,

· федеральных законов, определяющих правовые основы организации судебной системы Российской Федерации, судоустройства, исполнительного производства, организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и государственной службы,

· конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации,

· нормативные акты Судебного департамента применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Сотрудники судебного аппарата, как и все работники судебной системы действуют на основании Правил внутреннего трудового распорядка суда. Согласно данным Правилам сотрудники судебного аппарата имеют право на:

· работу, отвечающую профессиональной подготовке и квалификации;

· производственные и социально-бытовые условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда;

· профессиональную переподготовку и повышение квалификации; охрану труда; оплату труда в размере, установленном действующим законодательством, а также премирование по результатам работы;

· отдых, который обеспечивается предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней и оплачиваемых ежегодных отпусков;

· пособия по социальному страхованию, социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством; отпуск без сохранения заработной платы согласно действующему законодательству;

· возмещение вреда, причиненного его здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей; непосредственное обращение (в установленном порядке) к председателю суда и его заместителям.

Сотрудники судебного аппарата обязаны:

· обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений, указаний и поручений председателя суда и его заместителей, руководителей структурных подразделений суда, отданных в пределах предоставленных им полномочий;

· предъявлять при приеме на работу документы, сообщать сведения личного характера, предусмотренные законодательством, а также информировать обо всех изменениях, происшедших в запрошенных сведениях, в частности об изменении адреса, семейного положения и т.д., в сроки, установленные в суде;

· поддерживать уровень квалификации, необходимый для эффективного исполнения своих должностных обязанностей;

· соблюдать трудовую дисциплину, а также правила внутреннего распорядка суда;

· использовать рабочее время для производительного труда;

· принимать меры по устранению причин, нарушающих нормальный ход работы, и немедленно сообщать о случившемся непосредственному руководителю;

· бережно относиться к средствам оргтехники и другому имуществу суда, поддерживать чистоту на рабочем месте, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;

· воздерживаться от действий, препятствующих другим работникам выполнять их служебные (трудовые) обязанности;

· проявлять вежливость, уважение, терпимость;

· иметь опрятный внешний вид;

· экономно использовать расходные материалы и другие материальные ресурсы, а также не допускать ведения междугородных и местных телефонных переговоров, не вызванных служебной необходимостью;

· перед уходом в отпуск, убытием в командировку оставить в надлежащем виде средства оргтехники и другие материальные ценности, находящиеся в их распоряжении, передать неисполненные документы вышестоящему руководителю для принятия решения о поручении их другому исполнителю, а в случае расторжения трудового договора или прекращения полномочий (выхода в отставку), кроме того, возвратить в кадровую службу служебное удостоверение (пропуск);

· при отсутствии на рабочем месте принять меры к извещению об этом непосредственного руководителя;

· хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей и затрагивающие частную жизнь граждан;

· воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, а также их руководителей;

· соблюдать требования Правил, должностных и иных инструкций, а также установленный порядок работы со служебными документами.

Сотруднику судебного аппарата запрещается:

· выносить из здания суда имущество, документы, предметы или материалы, принадлежащие суду, без соответствующего на то разрешения;

· приносить в здание суда взрывчатые, отравляющие и пожароопасные вещества, а также предметы или товары, предназначенные для продажи, пользоваться нестандартными электроприборами и нагревателями; вывешивать объявления вне отведенных для этого мест без соответствующего разрешения;

· выполнять на рабочем месте работу, не связанную с исполнением должностных обязанностей;

· образовывать в суде структуры политических партий и общественных объединений (за исключением профсоюзов), использовать свое служебное положение в их интересах;

· совершать деяния (действия или бездействие), способные нанести ущерб своей репутации, репутации суда, судебной системе или судебному сообществу;

· курить в местах, специально не оборудованных и не отведенных для курения табака;

· находиться в помещении суда в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

2. После вынесения судьей определения о назначении дела к судебному разбирательству, какие действия должен выполнить секретарь судебн о го заседания. Сроки сдачи дел в канцелярию суда и порядок направл е ния его в кассационную инстанцию

По поступившему в суд уголовному делу судья проверяет законность и обоснованность судопроизводства, осуществлявшегося на двух предшествующих стадиях (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование преступлений), производит необходимые действия по подготовке назначенного судебного заседания.

Реальное осуществление такого контроля со стороны судьи возможно только в том случае, если он тщательно и добросовестно ознакомится со всеми материалами уголовного дела с тем, чтобы принять одно из трех указанных в ч. 1 статьи 227 УПК РФ решений Комментарий к УПК РФ. // Под редакцией Е.Я. Сухарева. - М., 2005. :

2) о назначении предварительного слушания;

3) о назначении судебного заседания.

Сведения по уголовным делам с постановлением судьи, вынесенным по результатам подготовительных действий (ст. 227 УПК Российской Федерации), не позднее следующего рабочего дня сообщаются в отдел делопроизводства суда для внесения отметок о принятом судьей решении в учетно-статистическую карточку (форма № 5).

Если судьей принято решение о направлении уголовного дела по подсудности, дело с сопроводительным письмом направляется адресату, одновременно извещается прокурор, направивший дело. В учетно-статистической карточке делается отметка, а копии судебного решения и сопроводительного письма хранятся в наряде № 15.

По делу, направляемому по подсудности, по которому обвиняемый находится под стражей, сопроводительное письмо (в копии) адресуется также администрации места предварительного заключения с указанием о перечислении обвиняемого дальнейшим содержанием за судом, которому направлено дело. К письму прилагаются две копии постановления о направлении дела: для приобщения к личному делу и для вручения обвиняемому.

В случае назначения предварительного слушания стороны уведомляются о дате и времени предварительного слушания не менее чем за трое суток до объявленной даты (ч. 2 ст. 234 УПК РФ).

При вынесении судьей постановления о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества выписывается исполнительный лист, который регистрируется в журнале по учету исполнительных документов (форма № 50) и не позднее следующего рабочего дня направляется в подразделение службы судебных приставов для исполнения.

При принятии гражданского дела к судебному разбирательству согласно определению о назначении дела к судебному разбирательству направляются повестки о вызове в судебное заседание истцам, ответчикам, третьим лицам, экспертам, переводчикам, одновременно извещаются о дате и времени рассмотрения дела прокурор, адвокат, представители государственных органов и другие лица.

Повестки истцам и ответчикам составляются по форме № 30, другим лицам, вызываемым в суд по гражданским делам, по форме № 31.

Подготавливая рассмотренное уголовное или гражданское дело к сдаче в отдел делопроизводства, секретарь судебного заседания:

а) подшивает в дело документы в хронологическом порядке: определения, предшествующую судебному заседанию переписку, вынесенные в ходе судебного заседания определения и постановления (об отводах, ходатайствах, назначении экспертиз и т.п.), все приобщенные к делу в процессе судебного заседания документы в порядке их поступления, подписку об ответственности по статьям 307, 308 УК РФ свидетелей, экспертов, переводчиков, протокол судебного заседания, решение, определение суда и их машинописные копии, заверенные судьей. Все документы подшиваются в дело так, чтобы их текст был полностью видимым. При отсутствии поля для подшивки документ необходимо наклеить без повреждения текста на вспомогательный лист;

б) нумерует листы дела и составляет за своей подписью опись находящихся в нем материалов или продолжает опись, составленную органами расследования;

в) делает отметку о результатах рассмотрения дела в журнале учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании (форма № 2);

г) прилагает к уголовному делу заполненные статистические карточки на подсудимого в отношении осужденных, оправданных лиц, дела в отношении которых прекращены, и лиц, признанных невменяемыми, к которым применены меры медицинского характера;

д) по уголовному делу, по гражданскому делу, иск по которому вытекает из уголовного дела, где преступлением причинен ущерб имуществу, прилагает к делу заполненные карточки по учету сумм ущерба в соответствии с действующей Инструкцией по ведению судебной статистики;

е) выписывает исполнительные документы по делу, по которому судебные решения подлежат немедленному исполнению.

После совершения всех действий по оформлению дела, но не позднее трех дней после его рассмотрения и вынесения решения в окончательной форме секретарь судебного заседания суда передает дело в отдел делопроизводства.

До вступления судебного постановления в силу, а также до направления дела в кассационную инстанцию в связи с поступлением кассационных, частных жалоб и представлений дело хранится в отделе делопроизводства.

Протокол судебного заседания изготавливается секретарем судебного заседания и может быть написан от руки, напечатан на машинке либо на компьютере. Также допускается использование стенографирования, средств аудиозаписи и иных технических средств. При этом содержание протокола должно соответствовать требованиям ст. 259 УПК РФ, ст. 229 ГПК Российской Федерации. Протокол должен быть изготовлен в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания.

Кассационные жалобы, представления подаются через районный суд, принявший решение. При подаче кассационной жалобы или представления через районный суд, представление копий к этим документам, а также к приложенным письменным доказательствам, по числу лиц, участвующих в деле (либо по числу лиц, чьи интересы затронуты), необходимо только в случаях, предусмотренных законом. На жалобах и представлениях уполномоченный на то работник суда, принявший жалобу или представление, отмечает время их поступления в суд.

К жалобам и представлениям, полученным по почте, для определения даты их подачи приобщаются конверты.

Лицо, подающее кассационную, частную жалобу, может представить дополнительную копию данного документа, на которой работник аппарата суда по его просьбе ставит штамп суда с указанием даты поступления документа и заверяет своей подписью факт принятия документа, после чего копия остается у лица, подавшего жалобу или представление.

Вместе с уголовным делом канцелярия суда направляет в вышестоящий суд заполненные статистические карточки на подсудимого и на всех лиц, осужденных или оправданных по делу, либо в отношении которых дело было прекращено, а также на лиц, признанных судом невменяемыми. Контрольные талоны статистических карточек направляются в установленном порядке управлению (отделу) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации для контроля за результатами рассмотрения дела судом второй инстанции.

По уголовному делу, по которому подсудимые совершили оконченные преступления, связанные с причинением ущерба имуществу, вместе с делом в вышестоящий суд, кроме того, направляется заполненная карточка по учету сумм ущерба (Инструкция по ведению судебной статистики).

Правильность оформления дела, направляемого в кассационную инстанцию, проверяет работник суда, в чьи обязанности это входит в соответствии с должностной инструкцией, а также председательствующий по делу.

Дата направления дела в кассационную инстанцию и дата возвращения дела в суд, результаты кассационного рассмотрения отмечаются в учетно-статистической карточке.

В суде должны быть заведены журналы учета уголовных и гражданских дел, направленных на рассмотрение в кассационную инстанцию (форма № 44-а).

Библиографический список

1. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 №3132-1 (в ред. от 05.04.2005).

2. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.1981 (в ред. от 20.08.2004).

3. ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 №1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2005).

4. Правила внутреннего распорядка суда, утвержденные Постановлением Совета Судей РФ от 18 апреля 2003г. № 101.

5. Правила поведения сотрудников судебного аппарата, утвержденные Постановлением Совета Судей Российской Федерации от 27 апреля 2006 г. №156.

6. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Генерального директора Судебного департамента 29 апреля 2003г. №36.

7. Завидов В.Д. Комментарий к Закону о судоустройстве РСФСР. - М., 2006.

8. Комментарий к УПК РФ. // Под редакцией Е.Я. Сухарева. - М., 2005.

9. Маранцев Ю.В. Комментарий к ФКЗ «О судебной системе РФ». - М., 2007.

Подобные документы

    Порядок назначения и функции председателя районного суда. Характеристика обязанностей и полномочий заведующего судебной канцелярией, секретаря, делопроизводителя, архивариуса, консультанта суда, судебных приставов и работников арбитражного суда.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Общие особенности судоустройства в Российской Федерации. Признаки судебной власти и их характеристика. Состав, аппарат и компетенция районного суда. Порядок поступления на государственную гражданскую службу в аппарат суда и квалификационные требования.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2017

    Понятие и виды судебных постановлений. Решение суда, его сущность, содержание, исполнение, требования, обязательность, правила вступления в силу, порядок обжалования, отличие от определения и судебного приказа. Законная сила решения и определения суда.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2009

    Порядок образования мирового суда: критерии выбора, назначение, срок, полномочия и компетенция мирового судьи, порядок его деятельности. Судебные участки, обстановка залов судебного заседания. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Правоохранительная деятельность государственных учреждений. Место районного суда в судебной системе РФ. Порядок создания районного суда. Состав, полномочия районного суда. Организация деятельности районного суда. Система и структура таможенных органов.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2012

    История становления суда европейских сообществ. Структура суда, порядок формирования, состав суда (судьи и генеральные адвокаты). Гарантии независимости членов суда. Техническая организация работы суда (секретарь и специализированные службы). Юрисдикция.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2005

    Обзор истории возникновения и развития Конституционного суда РФ, определение его места в системе органов государственной власти. Особенности правового статуса и полномочий, состава, организации работы и аппарата суда. Показатели судебной статистики.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Основные положения организации работы военных судов РФ. Деятельность аппарата военного суда и аппарата Военной коллегии Верховного Суда РФ. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" от апреля 2010.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2012

    История возникновения и развития Конституционного Суда РФ. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ. Организация работы, аппарат Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2002

    Понятие и структура судебной системы Российской Федерации, конституционные принципы ее функционирования. История развития, полномочия и порядок действий высших судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В каждом суде, независимо от того, каким звеном су­дебной системы он является, функционирует аппарат суда. Ом предназначен для того, чтобы организационно обеспечить рас смотрение судом конкретных дел. В отличие от Министерства юстиции и его органов, которые предназначены для решения общих вопросов организационного обеспечения деятельности суда, аппарат суда концентрирует свои усилия на создании организационных условий осуществления правосудия по конкретным делам.В последние годы в аппарате судов произошли определенные перемены. Поскольку происходит реформа законодательства, судьи в своей работе должны использовать все новые и новые нормативно-правовые акты. Суды не остались в стороне от использования электронных систем поиска данных и тех­нологических нововведений. А это предполагает изменения вштате работников аппарата суда.Растущий объем дел предъявляет новые требования к белорусской судебной системе. Не исключено что с увеличением количества судей будет расти и численность помощников судей, консультантов, секретарей и других работ­ников аппарата суда, а это может привести к делегированию некоторых полномочий судей, в особенности по подготовке де­ла к слушанию.
11Понятие и система принципов правосудия

Правосудие осуществляется на основе принципов - общи положений, отражающих его природу. При этом они правосудие, объективны. Органызаконодательной властисоздают принципов правосудия, а открывают уже существующие. Но принципам правосудия присущ и субъективный аспект, поскольку они формулируются людьми и закрепляются в нормативно-правовых актах. Именно через правовые нормы принципы правосудия способны оказать воздействие на поведе­ние участников правоотношений.

Нормативная сторона принципов правосудия свидетель­ствует о том, что извне они представляют собой нормы права, соблюдение которых обеспечивается силой государства.

В действующем законодательстве принципы правосудия получают двоякое закрепление. Они либо прямо выражены в отдельной норме, либо вытекают из нескольких конкретных норм права, в совокупности отражающих ту или иную сторону принципа. Нормы, наиболее полно отражающие принципы, но­сят название норм-принципов. Они воздействуют не на единич­ные общественные отношения, а на целую их систему, задавая ей направленность движения. Благодаря им, получают фикса­цию целые блоки общественных отношений. Границы регули­рующего воздействия принципов правосудия довольно широки. В виде норм-принципов отражены некоторые принципы право­судия в Конституции Республики Беларусь, УПК, ГПК, других нормативно-правовых актах, регулирующих правосудие. Важ­но, чтобы нормы-принципы были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явлению. Поскольку принципы правосудия отражают природу правосудия и отлича­ются большой устойчивостью, желательно, чтобы они были сформулированы в виде норм-принципов. В отыскании прин­ципов правосудия велика роль науки. Она призвана оказывать помощь органам законодательной власти в выявлении новых принципов, в поисках таких способов их выражения и форму­лирования, которые соответствовали бы уровню развития госу­дарства и общества, отражали интересы человека.


Итак, принципами правосудия являются основные пра­вовые положения, выражающие природу и сущность правосу­дия, сформулированные в нормативно-правовых актах в виде норм-принципов, или вытекающие из системы конкретных пра­вовых норм. Можно назвать два способа фиксирования принци­пов правосудия: 1) описание содержания принципа в нормепринципе и дальнейшая его детализация в конкретных нормах; 2) включение в текст конкретных правовых норм описания от­дельных сторон принципа. При закреплении принципов право­судия в законах приемы юридической техники имеют второсте­пенное значение. Важно, чтобы нормы права были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явле­нию. Предпочтительнее, однако, использовать такой подход: общие свойства принципа правосудия отражать в норме-принципе, а его содержание определять в конкретных нормах права. Нормы-принципы образуют границы действия данного принципа и тем самым отвечают требованиям его логической независимости от других принципов.

Принципы правосудия, пронизывая все правосудие, всю деятельность суда по рассмотрению и разрешению дел, по осо­бенному проявляются в различных видах правосудия. Правосу­дие по конституционным, гражданским, судебным администра­тивным делам осуществляется только в судебном процессе, объединяющем ряд стадий. На каждой из них происходит свое­образное преломление принципов правосудия. Уголовный про­цесс состоит из досудебной (следственной) уголовно-процессуальной деятельности и судебной уголовно-процессуальной деятельности. Принципы правосудия реализу­ются в судебных стадиях уголовного процесса, особенно в ста-1ии судебного разбирательства, когда суд выносит обвинитель­ный или оправдательный приговор. В досудебных стадиях уголовного процесса они лишь зарождаются.

Реализация принципов правосудия в конкретных стадиях судебного процесса зависит от многих обстоятельств, в част­ности, от тех задач, которые необходимо разрешить в каждой стадиипроцесса, статуса органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, участия представителей общественности и разрешении юридического конфликта, степени детализации законодательства, регулирующего судебную деятельность. Од-нако принципы правосудия не разобщены. Наоборот, все они взаимосвязаны, представляют собой систему, которая воздействует на поведение участников правоотношений.

При выделении принципов правосудия необходимо по­ложить следующий главный критерий: правовая норма, претен­дующая на статус нормы-принципа, должна охватывать доволь­но широкую сферу общественных отношений, имеющих место при осуществлении правосудия, и не дублировать иные общие нормы. В систему принципов правосудия должна входить такая их совокупность, при которой выпадение одного из них приве­дет к нарушению системы, невозможности ее функционирова­ния в том виде, в каком она запрограммирована в законодатель­стве.

Исходя из предложенного критерия, в систему принци­пов правосудия входят: осуществление правосудия только су­дом; независимость судей при осуществлении правосудия; ра­венство участников судебного процесса перед законом и судом; публичность правосудия; состязательность при осуществлении правосудия; обеспечение обвиняемому права на защиту; всесто­ронность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия; использование государст­венного языка при осуществлении правосудия; гласность пра­восудия; участие в осуществлении правосудия народных засе­дателей или присяжных заседателей.

Все эти принципы равноценны. Очередность их пере­числения значения не имеет. Устранение любого из них не приведет к замене его оставшимися.

62 Органы дознания, их задачи и компетенция . Дознание является одной из форм предварительного расследования преступлений. На органы дознания кроме произ­водства дознания возлагаются обязанности по рассмотрению и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях; произ­водство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей; оказание помощи следователям в про­ведении ими отдельных следственных действий и др.

УПК различает две формы дознания:

1) дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствия обязательно;

2) дознание, по делам, по которым производство пред­варительного следствия не обязательно.

Дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствияобязательно, состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Например, проводит осмотр места преступления, обыск, допрос и т.д.

Дознание по делам, по которым производство предва­рительного следствия не обязательно состоит в том, что орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные УПК меры для установления обстоятельств, подлежащих дока­зыванию по уголовному делу. По этой категории уголовных дел материалы дознания являются основанием для рассмотрения в суде.

Дознание проводит руководитель органа дознания. Он может поручить дознание подчиненным, которые при произ­водстве дознания именуются лицами, производящими дознание, т.е. дознавателями. Между руководителем органа дознания и лицом, произ­водящим дознание (дознавателем) существуют, с одной сторо­ны, отношения служебного характера, а с другой - уголовно-процессуальные как участников уголовного процесса. Лицо, производящее дознание (дознаватель) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всесторон­нем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. Оно вправе обжаловать указания руководите­ля органа дознания надзирающему прокурору, а указания над­зирающего прокурора - вышестоящему прокурору. Однако об­жалование не приостанавливает выполнение указаний.

УПК исчерпывающе определяет перечень органов дознания. В систему органов дознания входят различные государ­ственные органы. Дознание осуществляется ими наряду с другими функциями.

1. Органы милиции являются особым, универсальным органом дознания. Закон не ограничивает их компетенцию оп­ределенным характером уголовных дел, как об этом оговорено применительно к другим органам дознания.

Милиция Республики Беларусь состоит из: 1) криминальной милиции; 2) милиции общественной безопас­ности; 3) специальной милиции; 4) транспортной милиции; 5) милиции по борьбе с организованной преступностью и кор­рупцией. Они взаимодействуют при выполнении стоящих пе­ред ними задач.

2.Органы гос. Безопасности.3.Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.4. Начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изолято­ров - по уголовным делам о преступлениях против установлен ного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, со вершенных в расположении указанных учреждений.

Следует обратить внимание, что начальники указанных учреждений имеют право органов дознания по двум категориям дел: 1)о преступлениях против установленного порядка несе­ния службы, совершенных сотрудниками этих учреждений; 2) о преступлениях, совершенных в расположении этих учреждений.5. Органы пограничных войск - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению.Органы пограничных войск имеют право вести дознание по делам о нарушениях или попытке к нарушению государст­венной границы. Они предпринимают меры оперативно-розыскного характера, производят задержания, обыски, осмот­ры, допросы и другие следственные действия. 6. Таможенные органы - по уголовным делам, отнесен­ным законом к их ведению.Таможенная деятельность является исключительной мо­нополией государства. Эта деятельность осуществляется в пре­делах таможенной территории и таможенной границы Респуб 1 лики Беларусь.7. Органы финансовых расследований - по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению.

8. Органы государственного пожарного надзора - по

уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил.

Для органов государственного пожарного надзора про­изводство дознания не является единственной и основной их функцией. Основными их задачами является работа по предотвращению пожаров и обеспечению пожарной безопасности.9. Капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Бе­ларусь, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах.Юрисдикция органа дознания в лице капитана распро­страняется на всех членов экипажа, пассажиров и на всех дру­гих лиц, находящихся на судне, за исключением лиц, пользую­щихся дипломатическим иммунитетом.10. Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих пред­ставительств.


22. Понятие и основные признаки судебной власти

Тезис о том, что судебная власть должна представлять собой абсолютно самостоятельную и независимую часть госу­дарственной власти впервые был выдвинут в XVIII веке правоведом и философом Шарлем де Монтескье в его тео­рии разделения властей. Он полагал, что власть в государ­стве должна быть разделена на три части: исполнительную, законодательную и судебную, что нет свободы там, где судеб­ная власть не отделена от исполнительной и законодатель­ной, В советское время эта концепция отвергалась, однако в настоящее время признана единственно правильной, что на­шло отражение в ст. 6 Конституции РБ, которая гласит: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществ­ляется на основе разделения ее на законодательную, испол­нительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». В ст. 109 Конституции прямо записано, что «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам», то есть Кон­ституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.

Судебная власть - система независимых судов, наделен­ных властными полномочиями по окончательному разреше­нию от имени государства правовых споров, применению пре­дусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений.

Есть и другие подходы к определению судебной власти. Судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и спра­ведливости принимаемых судами решений.

Судебная власть обладает рядом признаков.

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами.

2. Исключительность судебной власти.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства.

5. Судебная власть осуществляется на основе и в стро­гом соответствии с процессуальным законом.

6. Властный характер полномочий суда.

Аппарат суда

Аппарат суда является структурным подразделением суда, основным назначением которого является организационное обеспечение работы по реализации функций, стоящих перед конкретным судебным учреждением, и освобождении судей от выполнения технических, подготовительных и распорядительных задач, не связанных с отправлением правосудия. Структура аппарата обусловлена штатной численности и месту (уровню) суда в судебной системе.

Работники аппарата судов в зависимости от их места в процессе подготовки, принятия и реализации решений делятся на:

а) руководителей (руководитель аппарата суда и его заместители);

б) специалистов-служащих (консультанты, помощники судей, секретари судебного заседания, старшие секретари суда, судебные распорядители);

в) технических работников (делопроизводители, машинистки, операторы компьютерного набора, экспедиторы, архивариусы, библиотекари, заведующие хозяйством и др.);

г) обслуживающий персонал (уборщицы, водители, дворники, рабочие по обслуживанию здания).

Законом Украины "О судоустройстве и статусе судей" установлено, что правовой статус специалистов, работающих в аппарате суда, регулируется Законом Украины "О государственной службе". Условия оплаты труда, материально-бытового, медицинского, санаторно-курортного и транспортного обеспечения работников аппарата суда определяются на началах, установленных для соответствующей категории работников аппаратов центральных и местных органов исполнительной власти (ч. 5 ст. 149 Закона). Под действие законодательства о государственной службе не подпадают технические работники суда и его обслуживающий персонал.

Руководитель аппарата суда его возглавляет и несет персональную ответственность за надлежащее организационное обеспечение суда, судей и судебного процесса, функционирования автоматизированной системы документооборота, информирует собрание судей о своей деятельности. Согласно мирового опыта руководитель аппарата суда должен быть менеджером, который решает основные организационные и хозяйственные вопросы в суде, его административные полномочия распространяются только на аппарат суда.

Руководителя аппарата местного суда, его заместителя назначает на должность и освобождает от должности начальник соответствующего территориального управления ГСА по представлению председателя местного суда, а руководителей аппаратов апелляционного суда, высшего специализированного суда, Верховного Суда Украины, их заместителей - Председатель ГСА по представлению председателя соответствующего суда. Собрание судей могут выразить недоверие руководителю аппарата суда, что влечет за собой увольнение его с должности.

Руководитель аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, применяет к ним поощрения и налагает дисциплинарные взыскания. Отбор работников аппарата суда осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством о государственной службе.

С учетом специфики организации работы судов различных уровней и юрисдикции ГСА разрабатывает и утверждает типовые должностные инструкции работников аппарата суда для соответствующих групп судов. В этих инструкциях определяются права, обязанности и ответственность каждой из должностных лиц суда. Например, согласно ст. 151 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" каждый судья суда общей юрисдикции может иметь помощника. Им может быть гражданин Украины, который имеет высшее юридическое образование и свободно владеет государственным языком. Помощники судей Верховного Суда Украины должны также иметь стаж работы в отрасли права не менее трех лет. Судьи самостоятельно осуществляют отбор помощников. Помощник судьи назначается на должность и освобождается с должности руководителем аппарата соответствующего суда по представлению судьи и прикрепляются для кадрового и финансового обслуживания к аппарату соответствующего суда. Он назначается на должность на время исполнения судьей полномочий судьи соответствующего суда. Помощники судей по вопросам подготовки дел к рассмотрению подотчетны лишь соответствующем судьи. им предоставляется постоянное рабочее место в суде.

Перечень конкретных должностных обязанностей помощника судьи определяется соответствующей должностной инструкцией. Так, помощник судьи местного общего суда: 1) осуществляет подбор актов законодательства и материалов судебной практики, необходимых для рассмотрения конкретного судебного дела; 2) принимает участие в предварительной подготовке судебных дел к рассмотрению, по поручению судьи готовит проекты запросов, писем, других материалов, связанных с рассмотрением конкретного дела, проекты судебных решений, других процессуальных документов, принимаемых судьей или под председательством судьи, исполнительных документов; 3) осуществляет оформление копий судебных решений для направления сторонам по делу и другим лицам, участвующим в деле в соответствии с требованиями процессуального законодательства, контролирует своевременность отправки копий судебных решений; 4) осуществляет контроль за своевременным проведением экспертными учреждениями предназначенных по делам экспертных исследований, за своевременным исполнением органами внутренних дел постановлений судьи о принудительном приводе, а в случае невыполнения таких постановлений - готовит проекты соответствующих напоминаний; 5) выполняет поручения судьи и т.д.

Структура и штатная численность аппаратов местных судов по согласованию с председателем суда утверждаются соответствующим территориальным управлением ГСА, аппаратов апелляционных судов - ГСА по согласованию с председателем суда в пределах расходов на содержание соответствующего суда. В соответствии с п. 2 ст. 150 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" положение об аппарате, структура и штатное расписание аппарата Верховного Суда Украины, аппарата высшего специализированного суда утверждаются собранием судей соответствующего суда по представлению председателя соответствующего суда.

В аппаратах судов общей юрисдикции могут создаваться управления, отделы, которые осуществляют свои функции на основании положения о соответствующее управление, отдел, утвержденного руководителем аппарата соответствующего суда.

В аппарате суда общей юрисдикции образуется канцелярия, которая ежедневно в течение рабочего времени суда обеспечивает принятие и регистрацию документов, которые подаются в соответствующий суд. Канцелярия также выполняет другие задачи, определенные положением, утвержденным руководителем аппарата соответствующего суда.

В условиях бурного развития компьютерных систем и программного обеспечения важное значение приобретает деятельность подразделений аппарата суда, ответственных за внедрение информационных технологий. В ВСС

Украины это функции управления информационных технологий и обеспечения автоматизированного документооборота, в местных и апелляционных судах - специалисты по обслуживанию компьютерной техники, а также специалисты, специально командированные ГСА. Основная задача этих специалистов - налаживание и поддержание в рабочем состоянии автоматизированной системы делопроизводства суда, системы распределения дел между судьями, разнообразного программного обеспечения судов, а также содействие работникам аппарата в наполнении Единого государственного реестра судебных решений и внедрения новых технологий видеоконференцсвязи и др.).

Связь суда с обществом и органами государственной власти обеспечивают специальные подразделения аппарата суда или работник аппарата суда - специалист по связям с общественностью. их задачей является обеспечение открытости соответствующего суда. В ВСС Украины эти функции осуществляют отделы взаимодействия с государственными органами и органами судейского самоуправления и международно-правового сотрудничества. Во многих апелляционных судах образована и функционирует пресс-служба1, которая систематически размещает информацию о деятельности суда в Интернете и местных СМИ. В местных судах это задача, как правило, возлагается на отдельного работника аппарата суда. Во многих регионах сложилась практика проведения пресс-конференций председателями судебных учреждений, которые разъясняют журналистам решения судов по резонансным делам. Руководители судебных органов и органов судейского самоуправления часто дают интервью, в которых представляют профессиональные комментарии действующего законодательства, судебной практики и законопроектов, касающихся деятельности судов.

В штат аппарата судов общей юрисдикции входят также секретари судебного заседания, научные консультанты и судебные распорядители. Научные консультанты должны иметь ученую степень кандидата или доктора юридических наук. Правовой статус секретарей судебного заседания и судебных распорядителей определяется, кроме Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей", процессуальным законодательством.

Так, согласно ст. 48 ГПК секретарь судебного заседания: 1) осуществляет судебные вызовы и сообщения; 2) проверяет наличие и выясняет причины отсутствия лиц, вызванных в суд, и докладывает об этом председательствующему; 3) обеспечивает фиксирование судебного заседания техническими средствами; 4) ведет журнал судебного заседания; 5) оформляет материалы дела; 6) выполняет другие поручения председательствующего, касающиеся рассмотрения дела.

В каждом суде действует служба судебных распорядителей, организационное обеспечение деятельности которой осуществляет ГСА и ее территориальные управления. Служба создается и действует в судах общей юрисдикции для обеспечения соблюдения лицами, которые находятся в суде, установленных правил, выполнение ими распоряжений председательствующего в судебном заседании. Она подчиняется председателю и руководителю аппарата суда. В состав службы входят старшие судебные распорядители и судебные распорядители. Возглавляет службу ее руководитель. Служба является структурным подразделением (сектором, отделом) аппарата суда. В аппаратах местных судов, где штатная численность службы не превышает двух человек, обязанности руководителя службы возлагаются на старшего судебного распорядителя. Основными задачами службы является обеспечение: а) соблюдения лицами, которые находятся в суде, установленных правил; б) выполнение участниками процесса и другими лицами, находящимися в зале судебного заседания, распоряжений председательствующего в судебном заседании.

Научные консультанты должны иметь ученую степень кандидата или доктора юридических наук.

Поддержание общественного порядка в суде, прекращение проявлений неуважения к суду, а также охране помещений суда, органов судейского системы, выполнение функций относительно государственной защиты судей, работников суда, обеспечения безопасности участников судебного процесса осуществляют подразделения судебной милиции "Грифон", которые подчиняются МВД Украины.

В Верховном Суде Украины и высших специализированных судах особенности в организации работы обусловлены высшим правовым статусом государственных служащих. Положение об аппарат, структуру и штатное расписание аппарата Верховного Суда Украины, аппарат высшего специализированного суда утверждаются собранием судей соответствующего суда по представлению председателя соответствующего суда. Материалы, связанные с деятельностью Верховного Суда Украины, высшего специализированного суда, хранятся в архиве соответствующего суда.

Для обеспечения судов нормативно-правовыми актами, специальной научной литературой, материалами судебной практики в каждом суде создается библиотека суда. Фонды библиотеки формируют печатные издания и компьютерные базы данных.

Для оперативности в хозяйственной деятельности все суды должны использовать статус юридического лица.

Таким образом, аппарат суда осуществляет важную функцию организационного обеспечения работы суда, направленную как на деятельность по осуществлению правосудия, создание необходимых условий для реализации прав и исполнения обязанностей участников судебного процесса, так и на обеспечение функционирования суда как государственного учреждения и юридического лица и поддержания надлежащих условий для пребывания и работы в суде его работников и граждан.

Финансирование судов

Надлежащее финансирование судебной власти является одним из общепризнанных международных стандартов организации судебной власти. Европейской хартией о статусе судей установлено, что судебная власть должна участвовать в принятии решения о надлежащее обеспечение судов средствами для выполнения своих функций. Указывается также, что достаточное финансирование судов - это обязанность государства. В последние годы уровень финансирования судов не является достаточным, что обусловлено тяжелым материальным положением в государстве. На это неоднократно обращал внимание в своих решениях Конституционный Суд Украины.

Часть i ст. 140 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" предусматривает, что финансирование и надлежащие условия для функционирования судов

и деятельности судей обеспечивает государство. Обеспечение функционирования судебной власти предусматривает: 1) определение в Государственном бюджете Украины расходов на финансирование судов не ниже уровня, обеспечивающего возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом;

2) законодательное гарантирование полного и своевременного финансирования судов;

3) обеспечение достаточного уровня социального обеспечения судей.

Законом устанавливаются принципы финансирования судов. Во-первых, финансирование всех судов в Украине осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины. Бюджетные назначения на содержание судов относятся к защищенным статьям расходов Государственного бюджета Украины. Во-вторых, функции главного распорядителя средств Государственного бюджета Украины по финансовому обеспечению деятельности судов осуществляют: 1) суды общей юрисдикції1; 2) Конституционный Суд Украины; 3) ГСА - относительно финансового обеспечения деятельности Высшей квалификационной комиссии судей Украины, органов судейского самоуправления, Национальной школы судей Украины. В-третьих, расходы на содержание судов в Государственном бюджете Украины определяются отдельной строкой в отношении: 1) каждого суда общей юрисдикции; 2) Конституционного Суда Украины. Расходы на содержание судов в Государственном бюджете Украины не могут быть сокращены в текущем финансовом году. В-четвертых, суды общей юрисдикции финансируются согласно сметам и ежемесячными росписями расходов, утвержденными в соответствии с требованиями настоящего Закона, в пределах годовой суммы расходов, предусмотренных Государственным бюджетом Украины на текущий финансовый год, в порядке, установленном Бюджетным кодексом Украины. В-пятых, размер заработной платы работников аппаратов судов, ГСА, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Национальной школы судей Украины, их бытовое обеспечение и уровень социальной защиты определяются законом и не могут быть меньшими, чем у соответствующих категорий государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти.



Просмотров