Судебная система италии, сочинения из экономика и право. Судебная система италии, сочинения из экономика и право Схема судебных органов италии

Авторитет судебной власти в Италии достаточно высок. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, административных судов и военных трибуналов.

В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально — советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура — суд претора, где рассматриваются апелляции на решения консилиаторов и разрешаются гражданские дела с относительно небольшой суммой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Претор также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трёх лет лишения свободы и штрафа. Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, являются судами первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов. Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики, разрешает споры о компетенции между судами и тому подобное.

Высшая инстанция административной юстиции — Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы деятельности административных трибуналов.

Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооружённых сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пять судей. Кассационный суд избирает трёх судей, Государственный совет и Счётная палата — по одному судье. Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министров.

Счётная палата осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства и государственной финансовой отчётности.

Все назначения членов магистратуры (судей, прокуроров, следователей и так далее) на должности, их перемещение, повышение и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент. В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть — парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Члены совета служат 4 года и не могут быть переизбраны сразу же по истечении срока. Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры — своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией главным образом за счёт сужения компетенции исполнительной власти в лице министерства юстиции.

Судебная система . Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Суды общей юрисдикции . В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды . Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

Суды по делам несовершеннолетних , учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет.

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов . Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд , включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.

Административная юстиция . Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.


Военная юстиция . Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Прокуратура (ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное преследование.

Конституционный суд . Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.

Счетный суд . Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам.

Судебная власть и конституционный контроль. К судебным органам в Италии относятся Конституционный суд, магистратуры (судебные органы общей юрисдикции), специальные суды, военные трибуналы. Вместе с тем, действуют еще и органы административной юстиции (квазисудебные органы).

Для Италии характерны общедемократические принципы правосудия: самостоятельность и независимость судей (обеспечивается их несменяемостью), подчинœение их только закону; осуществление судебных функций только ординарными судьями, должности которых учреждены законом; запрет создания чрезвычайных судов; участие народа в отправлении правосудия; презумпция невиновности; право обвиняемого на защиту; запрет обратной силы закона и др. (ст. 101-103 Конституции).

Конституционный суд Италии - ϶ᴛᴏ орган конституционного контроля.

Конституционный суд состоит из 15 судей, назначаемых на девять лет (без права переизбрания). Судьи Конституционного суда назначаются следующим образом . По пять судей назначаются Президентом, парламентом (на совместном заседании палат) и высшими инстанциями юстиции (Высшим советом магистратуры, Государственным советом и Счетной палатой).

В последнем случае три судьи назначаются Кассационным судом, один – Государственным советом и еще один – Счетной палатой.

Судьей Конституционного суда должна быть гражданин Италии, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 20 лет. Как правило, судьи назначаются из числа судей, в т.ч. находящихся в отставке, а также ординарных профессоров права и адвокатов. Должность судьи несовместима с какой-либо иной, даже преподавательской, работой. Председатель суда избирается из числа его членов на три года. По традиции им становится судья, чьи полномочия заканчиваются через три года.

В ведении Конституционного суда находятся: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства; споры о компетенции между различными ветвями власти государства, между центром и областями, между областями; решение вопроса о виновности Президента Республики. В случае принятия Конституционным судом решения о неконституционности какого-либо закона или акта͵ имеющего силу закона, они утрачивают силу. Решения Конституционного суда обжалованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции образуют в Италии многоступенчатую систему. Низовым звеном являются мировые суды, создаваемые в каждой коммуне и рассматривающие в основном гражданско-правовые споры.

Вышестоящим звеном после упразднения в 1999 ᴦ. преторских судов являются трибуналы, создаваемые в территориальных судебных округах, границы которых совпадают с границами провинций. Трибуналы рассматривают в единоличном или коллегиальном порядке уголовные, гражданские дела, торговые и трудовые споры и являются апелляционной инстанцией по жалобам на решения мирового судьи. Отдельно от суда общей юрисдикции в каждом судебном округе действуют еще трибуналы по делам несовершеннолетних.

Следующим звеном являются апелляционные суды, создаваемые в каждом из 23 апелляционных округов и рассматривающие апелляционные жалобы на решения судов первой инстанции по гражданским и уголовным делам.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный кассационный суд, обеспечивающий точное и единообразное применение законов в судебной практике и разрешающий коллизии между судами различных юрисдикции. Верховный кассационный суд состоит из шести палат по уголовным делам, трех палат по гражданским делам и одной палаты по трудовым делам. Каждая из палат действует в составе пяти членов.

При Верховном кассационном суде, апелляционных судах и трибуналах общей юрисдикции действуют прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов, скорым и точным отправлением правосудия и защиту прав государства.

Наряду с судами общей юрисдикции в Италии действуют военные трибуналы, рассматривающие в мирное время дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также суды административной юстиции, высшим звеном которых является Государственный совет. Нельзя не отметить сложную ситуацию, сложившуюся в сфере юстиции, которая, видимо, не свободна от политического влияния. Об этом свидетельствует и конфликт, возникший между правительством С. Берлускони и судейским корпусом. Так, 5 декабря 2001 ᴦ. девять итальянских судей (члены высших судейских сообществ) ушли в отставку в знак протеста против обвинœения их правительством в политической предвзятости. Οʜᴎ якобы поддерживали партии, находившиеся в оппозиции к правительству.

Судебная власть в Италии и конституционный контроль. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Судебная власть в Италии и конституционный контроль." 2017, 2018.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ 0 0 1 FОсобое место среди высших государственных учреждений в Италии зани мает

Конституционный суд. Согласно конституции 1947 0 0 1 F г., он вправе прини мать решения о 0 0 1 Fнеконституционности законодательных норм и тем самым от менять их. С 1956 г., когда

он был создан. Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Его решения, как правило, содействовали претворению в

0 0 1 Fжизнь наиболее де мократических положений итальянской конституции. Он 0 0 1 Fрассматривает так же споры о компетенции между различными органами власти, между

0 0 1 F 0 0 1 Fгосу дарством и областями государства либо между областями и, наконец, обвине ния в 0 0 1 Fнарушении конституционных норм, выдвигаемые против президента рес публики и

министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых пять назначаются президентом, пять - парламентом на совместном заседании палат и пять - высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и Профессоров-юристов. Председатель избирается

0 0 1 Fсамими членами Конститу ционного суда. 0 0 1 FОбщую судебную систему возглавляет Высший Кассационный суд (обыч ное название -

Кассационный суд). Согласно Закону о судоустройстве 1941 г., он обеспечивает «точное соблюдение и единообразное 0 4 4 20 4 3 E0 4 3 B0 4 3 A0 4 3 E0 4 3 20 4 3 00 4 3 D0 4 3 80 4 3 5 0 4 3 70 4 3 0 кона, единство национального права», рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции

0 0 1 Fсудов. В нем имеются три па латы по гражданским делам и три - по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе семи судей. Первый председатель Кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного

0 0 1 Fзаседа ния суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже разрешенные отдельными палатами. В функции 23 0 0 1 F апелляционных судов, заседающих в главных городах судеб ных округов,

0 0 1 Fвходит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вы несенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе пяти профессиональных судей. Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции - 0 0 1 F апелляционные жалобы на выне сенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе трех профессиональных судей. Дела о наиболее се 0 0 1 Fрьезных уголовных преступлениях входят в компетен цию судов присяжных (их 94). В их составе два профессиональных судьи (один из них - председательствующий) и ше 0 0 1 Fсть заседателей, называемых «народны ми судьями». Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по два в каждом из судебных округов апел ляционных судов, В их состав входят наряду с шестью «народными судьями» по два профессиональных судьи, из которых один - судья Кассационного суда (председательствующий), а другой - член апелляционного суда.

0 0 1 FДела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть на значено до трех лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей - претором. В большинстве преторий - один претор, в других - несколько (до 50). 0 0 1 F Дела, по которым вы носится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В

0 0 1 Fпреториях расс матриваются также гражданские дела, сумма иска по которым 0 0 1 Fпревышает ком петенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями

0 0 1 Fреше ния. Единоличные мировые судьи (их около 10 тысяч) обладают ве 0 0 1 Fсьма ограни ченной

0 0 1 Fкомпетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с не большой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность. В 1988 0 0 1 F г. была реформирована система судов по делам несовершеннолет них. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам не

0 0 1 Fсовершеннолетних, который состоит из двух профессио нальных судей и двух экспертов

0 0 1 F(мужчины и женщины). Трибунал расс матривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из

0 0 1 Fпалат апелляцион ного суда с участием двух таких же экспертов. 0 0 1 FУчреждения административной юстиции в Италии образуют самостоя тельную систему

0 0 1 Fво главе с Государственным советом, одновременно и кон сультативным и судебным 0 0 1 Fорганом. Он контролирует законность актов прави тельства и министерств и

0 0 1 Fрассматривает жалобы на решения областных адми нистративных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной

0 0 1 Fюстиции первой инстанции, расс матривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей. Судьи назначаются президентом республики по представлению министра юстиции, как

0 0 1 Fправило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образова ние, окончивших курсы 0 0 1 Fминистерства юстиции и после конкурсного отбора за численных на должность

судейского аудитора (стаже 0 0 1 Fра). Основную роль в на значении и перемещении судей, не сменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом. В него входят по должности Первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов совета избираются (на срок четыре года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3- парламентом из университетских профессоров и адвокатов. Расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами

0 0 1 F(впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расс ледованное им же 0 0 1 Fдело), республиканскими прокурорами и, наконец, следст венными судьями, состоящими

при трибуналах и назначае 0 0 1 Fмыми из числа чле нов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных).

0 0 1 FОбвинение по уголовным де лам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции). Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, ре 0 0 1 Fс публиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых

0 0 1 Fгражданских дел (например, при любом раз бирательстве в Кассационном суде, при 0 0 1 Fспорах о детях, о признании недееспо собности и др.).

0 0 1 FЗащиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обви няемого, либо 0 0 1 Fназначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, полу чение которой

0 0 1 Fобставлено многочисленными формальностями. Согласно за кону, обвиняемый может 0 0 1 Fиметь не более двух защитников. При судебном раз бирательстве гражданских дел

0 0 1 Fстороны, как правило, должны быть представ лены адвокатами. К выступлениям по 0 0 1 Fгражданским и уголовным делам в Кас сационном суде и других высших судах

допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.

Конституционный суд. Конституционный суд был впервые в истории страны учрежден основным законом 1947 г. До этого Италия не знала конституционной юстиции. Только восемь лет спустя после принятия конституции был принят закон (11 марта 1953 г.) об этом органе. Первое заседание Суд провел 23 апреля 1956 г., а первое решение вынес 14 июля 1956 г. Суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по палатам, они действуют как единая коллегия Судьи назначаются по третям - парламентом на совместном

0 0 1 Fзаседании палат, Президентом республики и высшей магист ратурой, общей и 0 0 1 Fадминистративной. В парламенте для назначе ния требуется две трети голосов списочного

состава в первых трех турах, и три пятых - 0 0 1 F в последующих турах. Такое квалифи цированное большинство установлено для того, чтобы партии имеющие большинство мест в парламенте и

0 0 1 Fобразующие прави тельство, не могли бы полностью обеспечить себе треть мест в Конституционном суде. Назначение от судейского сословия производится следующим образом:

0 0 1 Fтри судьи выбираются Кас сационным судом, один - Государственным советом, один - Счетной палатой. Президент республики назначает пять членов Суда по своему усмотрению, однако,

Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных 0 0 1 Fорганов, даже находящих ся в отставке, штатных профессоров права университетов и

0 0 1 Fад вокатов - все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться 0 0 1 Fповторно. Председатель Суда изби рается из числа его членов на трехлетний срок. По традиции

председателем становится один из членов, чей срок полномочий истекает в последние три года; таким образом председатель может только один раз занимать этот пост. Первоначальный срок полномочий судей был 12 лет, а с 1967 г. - он составляет девять. Мандат

0 0 1 Fсудьи несовместим с занятием какой-либо должности (занятие политикой, профес сиональная деятельность, даже с преподаванием права). Судьи обладают иммунитетом, сравнимым с

0 0 1 Fпарламентским. Разре шение на их преследование в судебном порядке или отстранение от 0 0 1 Fдолжности может быть дано только самим Судом. В отноше нии судей не существует каких-

либо возрастных ограничений, как в ФРГ или в Австрии. Суд - автономный орган в 0 0 1 Fадминист ративном и финансовом отношении, имеет свое обособленное помещение. Обычно он

действует в пленарном порядке по созыву председателя, который назначает докладчика по делу и устанавливает день слушания. Для принятия решения нужен кворум в 11 судей и присутствие хотя бы одного судьи из каждой трех назначаемых категорий. Решения принимаются

0 0 1 Fбольшинством голосов, при их равенстве голос председателя дает пере вес. Важнейшее полномочие Суда - 0 0 1 F контроль за конституцион ностью законов и актов, имеющих силу законов. Такой контроль может быть предварительным и последующим. Первый

0 0 1 Fосу ществляется Судом по требованию правительства в отношении законов областей до того, как они будут промульгированы. Такое рассмотрение происходит тогда, когда комиссар

0 0 1 F 0 0 1 Fправи тельства в области посчитает, что область превысила свою ком петенцию, или если ее решение противоречит национальным интересам или интересам других областей. Если

0 0 1 F 0 0 1 Fобластной со вет подтверждает свой закон абсолютным большинством голо сов, то 0 0 1 Fпредседатель Совета министров может запросить Кон ституционный суд в 15-дневный срок,

считая со времени, когда он был информирован о втором голосовании областного совета. 0 0 1 FРешение главы правительства приостанавливает вступление в си пу акта областного совета.

0 0 1 FСуд, не имеющий срока для вынесе ния решения, может либо отклонить ходатайство правительства, либо аннулировать закон области. На практике такие обращения нечасты.

0 0 1 FПоследующий контроль может быть абстрактным или кон кретным. Первый может проводиться по требованию областей в отношении законов государства и по основаниям нарушения последним компетенции области.

0 0 1 FПредметом контроля могут быть все законы или акты, имею щие силу закона. Суд по их поводу может быть запрошен общим или специальным судом при рассмотрении конкретного дела.

0 0 1 FВопрос о конституционности может быть поставлен и са мим Судом, рассматривающим дело. 0 0 1 FЕсли признается обосно ванным требование о признании неконституционным закона или акта,

0 0 1 Fимеющего силу закона, то Суд объявляет недействитель ными законодательные положения в 0 0 1 Fпределах обращенного к нему запроса. Суд объявляет также законодательные положе ния,

незаконность которых следует из принятого им решения. Кроме того, Конституционный суд рассматривает споры о компетенции в соответствии со статьей 134 основного закона, т.е. могущие возникнуть споры между парламентом и

0 0 1 Fправительством, главой государства и парламентом, органами судеб ной власти и правительства. При рассмотрении дел по обвинению Президента республики Конституционный суд дополняется 16 судьями, избираемыми парламентом на 9 лет по тем же правилам, что и ординарные судьи

0 0 1 Fэтого органа. Избрание производится по заранее состав ленным спискам граждан, обладающих необходимыми квалификациями для избрания в сенаторы. Члены парламента в список не

0 0 1 Fвключаются. Что же касается преступлений, совершенных пред седателем Совета министров и министрами, то после поправки в конституцию, внесенной в январе 1989 г., их дела

0 0 1 Fрассматрива ются в порядке обычного судопроизводства по разрешению даваемому палатами парламента. До принятия этой поправки их дела также рассматривались Конституционным судом. Суд имеет полномочия при проведении голосования в порядке народного вето, о котором уже

0 0 1 Fговорилось. Он изучает требо вание об отмене закона или акта, имеющего силу закона, с точки 0 0 1 Fзрения их конституционности. Суд рассматривает воп рос, какие из требований допустимы и

0 0 1 Fкакие противоречат кругу законов, в отношении которых народное вето не может прово диться. 0 0 1 FКонституционный суд играет заметную роль в государствен ной системе Италии, часто выступая

0 0 1 Fкак «созаконодатель» и да же как законодатель при вынесении решений. Такое случается

0 0 1 Fтогда, когда сами законы страдают пробельностью. Суд вклю чает в них «дополнительные» или «заменяющие» положения. Судебная система Согласно статье 104 0 0 1 F конституции магистратура образует авто номное и независимое от всякой власти сословие. В магистратуру входят судьи и прокуроры. Высшим конституционным органом

0 0 1 Fв судебной иерархии является Высший совет магистратуры, дея тельность которого регулируется основным законом (ст. 104-108) и законом об этом органе от 24 марта 1958 г., также рядом других актов. Высший совет магистратуры включает 24 человека, из коих трое входят в него по должности - Президент республики в качестве председателя, председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные члены Совета избираются: 14 -

0 0 1 Fмагистратами из числа лиц, принадлежащих к различным категори ям магистратуры, 7 - парламентом на совместном заседании палат из числа штатных профессоров права

0 0 1 Fуниверситетов и адвока тов с 15-летним стажем. Из 14-ти магистратов 6 избираются из числа магистратов Кассационного суда, двое - из которых должны занимать руководящие посты, 4 -

0 0 1 Fиз числа магистратов апелляци онных судов и 4 из числа магистратов трибуналов со стажем работы после повышения в эту должность не менее четырех лет. В компетенцию Высшего совета магистратуры входит: прием в состав магистратуры, переводы,

0 0 1повышения и другие меры, связанные со статусом магистратов; назначение и отзыв почет ных вице-преторов, мировых судей и их заместителей, а также членов специализированных отделений, не являющихся магистратами; наложение дисциплинарных санкций на магистратов» представление за выдающиеся заслуги профессоров и адвокатов к назначению кассационными магистратами; предоставлен, в пределах бюджетных ассигнований компенсаций и субсидии магистратам или их семьям, и некоторые другие функции. Судебная система Италии делится на две ветви - общие суды (гражданские и уголовные дела) и специальные суды (административная юстиция). В основе системы общих судов лежит судебный округ, который, как правило, не совпадает с существующими административно- территориальными единицами. Основанием системы являются консилиаторы (мировые судьи), правомочные усматривать малозначительные гражданские дела. Их должность неоплачиваема и не требует юридического образования. На каждую коммуну обычно приходится один

0 0 1 Fконсилиатор, на значаемый из числа жителей, имеющих образование. Преторы рассматривают апелляции на решения консилиаторов и решают гражданские дела в качестве первой инстанции с определенной суммой иска (750 тыс. лир). Они также рассматривают 0 4 4 30 4 3 30 4 3 E0 4 3 B0 4 3 E0 4 3 2ные дела, по которым наказание не превышает трех лет лишения свободы. В претурах могут образовываться

0 0 1 Fотделения, рассмат ривающие гражданские и уголовные дела, дела, подлежащие рассмотрению 0 0 1 Fпо второй инстанции или те и другие одновремен но, а также отделение по трудовым спорам.

Всего в стране около 1 тыс. преторов. 0 0 1 FАпелляции на решения преторов рассматриваются в трибуна лах. Последние, кроме того,

являются судами первой инстанции по широкому кругу уголовных и гражданских дел (в стране всего около 150 трибуналов). Каждый трибунал включает трех судей. В его состав входят суды присяжных, рассматривающие серьезные уголовные преступления. Решение в таких судах

0 0 1 F 0 0 1 Fвы носится двумя профессиональными и шестью непрофессиональ ными («народными») судьями. Приговор выносится простым большинством голосов. Подбор «народных» судей

0 0 1 Fпроизводит ся председателем суда по жребию из числа кандидатов коммун, практически включающих все взрослое население. Двадцать три апелляционных суда занимаются рассмотрением гражданских и уголовных дел, поступающих из трибуналов; по первой инстанции они слушают незначительное число дел. Каждый такой суд заседает в составе 5 0 4 4 70 4 3 50 4 3 B0 4 3 E0 4 3 20 4 3 50 4 3 A 0 4 1 2 0 4 3 A0 4 3 00 4 4 70 4 3 50 4 4 10 4 4 20 4 3 20 4 3 5 0 4 4 10 4 3 F0 4 3 50 4 4 60 4 3 8 . ал изированной секции в каждом апелляционном суде работает суд присяжных, рассматривающий в апелляционном порядке решения судов присяжных; такие секции включают двух профессиональных и шесть «народных» судей. Специальные трибуналы при Апелляционных судах рассматривают дела о несовершеннолетних по первой инстанции. Высшим судом в системе общих судов является Кассационный суд. В его функции входит обеспечение единства судебной практики, рассмотрение споров о компетенции между судами. Этот орган является кассационной инстанцией по делам, рас. смотренным апелляционными судами. Суд включает 6 палат -- по три по уголовным и гражданским делам. По каждому делу принимает решение жюри из 7 судей, а особо сложные дела могут рассматриваться в объединенных палатах в составе 15 судей.

0 0 1 FСпециальная (административная) юстиция представляет само стоятельную ветвь. Она распадается на две подсистемы - 0 0 1 F об щие административные суды во главе с Государственным

0 0 1 Fсове том, и специальные - возглавляемые Счетной палатой.

Общую судебную систему возглавляет Высший кассационный суд (обычное название - Кассационный суд). Согласно Закону о судоустройстве 1941 г. он обеспечивает "точное соблюдение и единообразное толкование закона, единство национального права", рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. В нем имеются 3 палаты по гражданским делам и 3 - по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе 7 судей. Первый председатель Кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного заседания суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже разрешенные отдельными палатами.

В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судебных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вынесенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе 5 профессиональных судей.

Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции - апелляционные жалобы на вынесенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе 3 профессиональных судей.

Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (их 94). В их составе 2 профессиональных судьи (один из них - председательствующий) и 6 заседателей, называемых "народными судьями". Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по 2 в каждом из судебных округов апелляционных судов. В их состав входят наряду с 6 "народными судьями" по 2 профессиональных судьи, из которых один - судья Кассационного суда (председательствующий), а другой - член апелляционного суда.

Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть назначено до 3 лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей - претором. В большинстве преторий один претор, в других - несколько (до 50). Дела, по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях рассматриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает компетенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями решения.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тыс.) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.

В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который состоит из двух профессиональных судей и 2 экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляционного суда с участием 2 таких же экспертов.

Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоятельную систему во главе с Государственным советом, одновременно и консультативным и судебным органом. Он контролирует законность актов Правительства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции, рассматривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.

Судьи назначаются Президентом по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование, окончивших курсы Министерства юстиции и после конкурсного отбора зачисленных на должность судейского аудитора (стажера). Основную роль в назначении и перемещении судей, несменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый Президентом. В него входят по должности первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов Совета избираются (на срок 4 года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3 - Парламентом из университетских профессоров и адвокатов.

Органом конституционного контроля является Конституционный суд, который формально не относится к судебной власти (нормы о нем содержатся в разделе Основного закона, посвященном конституционным гарантиям). Согласно Конституции 1947 г., он вправе принимать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым отменять их. С 1956 г., когда он был создан, Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Решения Конституционного суда, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской Конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против Президента Республики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых 5 назначаются Президентом, 5 - Парламентом на совместном заседании палат и 5 - высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.

Уголовные дела расследуются органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным делам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции).

Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, республиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом разбирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспособности и др.).

Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обвиняемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, получение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно закону обвиняемый может иметь не более 2 защитников. При судебном разбирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представлены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кассационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.

В Италии отсутствует на национальном уровне институт, аналогичный омбудсману. В то же время Закон об устройстве местной автономии 1990 г. содержит обязательную норму об учреждении подобного институтагражданского защитника (difensore civico) во всех областях. Первые должности гражданских защитников были учреждены в Тоскане и Лигурии еще в 1974 г. В настоящее время омбудсманы учреждаются также на уровне провинций и коммун.

Высшим органом финансового контроля является Счетный суд, учрежденный еще в 1862 г. Конституционно он определен как вспомогательный орган Правительства. На практике Счетный суд наделяется функциями судебной инстанции, осуществляющей контроль за правильностью использования государственных финансов. Он осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения государственного бюджета. Полномочия по назначению членов Счетного суда принадлежат Правительству на основании Королевского декрета N 446 "Полномочия Совета министров" от 14 ноября 1901 г.

Литература

Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.

Делла Марра Т. Уголовный процесс Италии: реформа и контрреформа // Государство и право. 1993. N 1.

Законодательство Италии о борьбе с организованной преступностью // Законность. 1993. N 11. С. 34-38.

Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.

Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993.

Лубенский А.И. Уголовный процесс Италии. М., 1973.

Попов Н.Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М., 1991.

Cappelletti M. The Italian Legal System: An Introduction. Stanford, California, 1967.

Certoma G. L. The Italian Legal System. L., 1984.



Просмотров