Судебная реформа 1864 г и реорганизация прокуратуры. Причины судебной реформы и её предпосылки

2.12. К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ ПО СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ 1864 ГОДА

Гусакова Ю.С., аспирант Белгородский университет потребительской Кооперации

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В статье исследуются некоторые вопросы относительно функций прокуратуры, которые имела последняя по судебной реформе 1864 года, а также ее структурные изменения. В результате получены данные, свидетельствующие о сокращении объема надзорных полномочий прокуратуры исследуемого периода и превращении ее в орган уголовного преследования.

Ключевые слова: прокуратура, органы расследования, суд, реформа, надзор.

Как отмечается в научной литературе, с момента своей реорганизации после 1864 года прокуратура стала одним из главных звеньев в государственном аппарате борьбы с революционным движением в стране.1 Реформированная прокуратура должна была наблюдать за единообразным исполнением законов; были установлены принципы единства и строжайшей централизации органов прокурорского надзора, строгая иерархичность, несменяемость, независимость от местных органов.

Суть реорганизации прокуратуры в соответствии с основными принципами реформы 1864 года состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной властью и возложении на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в таком усилении надзора за дознанием и следствием, который фактически превращал прокуроров в руководителей предварительного расследования. В связи с этим менялась и структура органов: губернская прокуратура должна была уступить место прокуратуре судебных палат и окружных судов.2

Но проведение судебной реформы шло крайне медленно и закончилось лишь к началу XX века. Поэтому в конце XIX столетия в прокурорском надзоре существовали губернская и судебная прокуратура. Причем как одна, так и другая в дальнейшем подверглись изменениям.

Однако, в отличие от новой прокуратуры, прежняя не принимала на себя функции обвинительной власти. Кроме того, за ней сохранялись некоторые надзорные полномочия. Компетенция губернской прокуратуры определялась и так называемыми Облегчительными правилами от 11 октября 1865 года, которые распространяли отдельные положения судебных уставов на судопроизводство в дореформенных судах. В соответствии с ними прокурор имел право передавать дознание судебным следователям, опротестовывать приговоры и

1 Казанцев С.М. Прокурорский надзор за органами дознания и следствия по политическим делам в России во второй половине XIX века // Государственный строй и политикоправовые идеи России второй половины XIX столетия. Воронеж, 1987. С. 114-123.

2 Казанцев С.М. Судебная реформа 1864 года и реорганизация прокуратуры // Государственное управление и право Л., 1984.

3 Полное собрание законов Российской империи, II издание,

т. 41, № 43077.

решения суда, а также наделялся всеми правами надзора за дознанием и следствием, поддерживал обвинение в суде.

Нельзя не отметить то обстоятельство, что губернские прокуроры оставались в непосредственном подчинении Министру юстиции; прокурорский надзор вверялся обер-прокурорам, а товарищи губернского прокурора подчинялись только прокурору и были независимы от губернской администрации.

Правовой статус судебной прокуратуры в тот период тоже модифицируется. При окружных судах и при судебных палатах действовали особые прокуроры и товарищи прокуроров. Прокуратура приобрела новый статус, прокурор становился одной из сторон в процессе.

Отметим, что в соответствии с законом от 7 марта 1866 года «О некоторых изменениях и дополнениях в законах о правах и обязанностях лиц прокурорского надзора» представитель прокуратуры вводился в состав губернского присутствия по крестьянским делам.

На прокуроров возлагалось не только наблюдение за тюрьмами, но и непосредственное участие в управлении ими: прокурорам судебных палат присваивается звание вице-президентов всех губернских комитетов попечительного общества о тюрьмах, входящих в округ судебной палаты, а нижестоящим прокурорам - директоров этих комитетов и их отделений.4

Впоследствии прокуроры вошли состав административных коллегиальных учреждений, включающих руководителей различных ведомств. Они решали наиболее важные и спорные вопросы исполнительнораспорядительного характера по соответствующим отраслям управления. В частности, участвовали в работе губернских присутствий по городским делам, воинским делам, фабричным делам и т.д. Кроме того, прокуратура была привлечена к участию в составлении списков присяжных заседателей.5

Заметим, что сочетание обвинительной и надзорной функций в лице прокурора превращало его в хозяина процесса на стадии предварительного расследования. Предварительное следствие производилось одним из членов судебной палаты при обязательном личном присутствии прокурора палаты или его товарища. Эти лица при производстве следствия обладали теми же правами, которые были предоставлены судебному следователю и прокурору окружного суда в общем порядке судопроизводства.

Кроме того, прокурор судебной палаты имел право до начала следствия поручить производство дознания прокурору окружного суда, его товарищу или полиции, то есть прокурор фактически руководил дознанием.

Все материалы предварительного следствия поступали в прокуратуру. Если прокурор считал, что обвиняемого надо предать суду, то свое заключение об этом излагал в форме обвинительного акта. Составлять обвинительный акт и поддерживать обвинение в суде должны были: прокуроры судебных палат, обер-

прокуроры Сената, министр юстиции или его товарищ по делам о государственных преступлениях, а также и военный прокурор по делам о военных преступлениях.

Производство дознания по государственным преступлениям проводилось жандармскими офицерами под надзором прокуратуры судебных палат, что подтверждается руководством для чинов корпуса жандармов, в

4 Полное собрание законов Российской империи, II издание, т. 41, № 43077.

5 Полное собрание законов Российской империи, II издание, т. 41, №№ 46971, 48498, 52983; III издание, т. 7, № 4396.

Пробелы в российском законодательстве

котором говорилось: «жандармское дознание по государственным делам - есть ничто иное, как предварительное следствие, но только произведенное офицерами корпуса жандармов, под наблюдением прокурорского надзора»6.

Таким образом, пореформенная прокуратура могла осуществлять надзор за дознанием и следствием и общее руководство ими в масштабах империи практически на высшем уровне.

Для усиления надзора за судами по закону от 11 мая 1872 года высшие чины прокуратуры вплоть до товарищей прокурора судебной палаты получили право ревизовать окружные и мировые суды.7 Прокуроры приносили протесты на решения судов в кассационном и апелляционном порядке; им вменялось в обязанность осуществление надзора за точностью и безотлагательностью исполнения судебных приговоров по уголовным делам.

Следует сказать, что в «Судебных уставах императора Александра II» прокурорскому надзору посвящен раздел третий, озаглавленный «О лицах прокурорского надзора» в котором в п. 1 ст.135 говорится: «Слова «прокурорский надзор» дают повод к неправильному толкованию деятельности и власти прокуроров; они внушают мысль, будто их деятельность состоит исключительно в надзоре, будто их власть превышает власть судов, при которых они находятся, так как надзор, по своему значению, предполагает такое отношение между двумя властями, при котором одна, надзирающая, стоит выше, а другая стоит ниже. Такого буквального и неверного смысла не следовало придавать словам прокурорский надзор. Деятельность этого учреждения не была сжата рамками одного надзора, как было прежде, власть его не ограничивала самостоятельности и независимости судов, и прокурорский надзор не грозит им опасностью; надзор этот распространяется не на суды и деятельность их, а на само исполнение закона, он состоит в наблюдении за ненарушимостью его»8.

Постепенно усиливался прокурорский надзор и за деятельностью адвокатуры. Прокуроры судебных палат имели право возбуждать дисциплинарные производства о частных поверенных за их неправильные или предосудительные действия.9

Важное место отводилось прокурору и на стадии исполнения приговора. В его обязанности входил надзор за исполнением приговоров и за всем, что выходило из круга непосредственно судебных действий. Прокурор мог издавать распоряжения, обязательные для исполнения, для чего он получал выписку из приговора суда или, по его просьбе копию вместо приговора. Одновременно заметим, что за прокурорами, как и прежде, сохранялась функция надзора за тюрьмами и другими местами заключения.

Давая оценку прокурорскому надзору этого периода, нельзя не согласиться с Н.В. Муравьевым, который называет прокуроров юрисконсультами по административным вопросам, так как они участвовали в работе губернских органов, имели право голоса, но не имели права протеста.10 На наш взгляд, действительно со временем прокуратура, наряду с функциями обвинения

6 Руководство для чинов корпуса жандармов при производстве следствий и дознаний // СПб., 1885. С. 18.

8 Судебные уставы Александра II с толкованиями. М., 1885.

9 Полное собрание законов Российской империи. II издание. Т. 49, № 53577.

10 Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и

деятельности. М., 1889. С.447.

и надзора, приобрела и функцию государственного юрисконсульта.

Судебная реформа принципиально изменила роль прокурора в процессе: из формального надзирателя он превратился в активного обвинителя - центральную фигуру в борьбе с преступностью.

Тем не менее, в связи с возрастающим объемом выполняемой прокурорами работы, встал вопрос об ее формально-штатных и материальных возможностях. Эта ситуация обсуждалась в комиссии для пересмотра законоположений по судебной части под руководством министра юстиции Н.В. Муравьева. Комиссия пришла к выводу, что «деятельность прокурорского надзора в настоящее время представляется более или менее удовлетворительной, и прокуратура не нуждается ни в каких организационных изменениях; замеченные же недостатки могут быть устранены увеличением ее личного состава, возвышением материального положения и находящимися в распоряжении министра юстиции административными мерами»11. Такого взгляда на прокуратуру царское правительство придерживалось и в начале XX века, вплоть до падения царского режима.

В заключение отметим, что развитие системы прокурорского надзора во второй половине XIX - начале XX веков проходило в следующих направлениях:

а) вытеснение губернской прокуратуры по мере проведения судебной реформы на территории страны;

б) усиление надзора за судами и адвокатурой и наделение прокуратуры функциями государственного юрисконсульта;

в) значительное сокращение надзорной функции прокуратуры;

г) приобретение определенной самостоятельности и независимости от местных властей.

Прокуратура в пореформенной России была единственным государственным институтом, осуществляющим надзор за следственным производством. Она играла ведущую роль на всех стадиях процесса, за исключением собственно судебного разбирательства, где выступала в качестве одной из сторон.

Но добиться идеального сочетания обвинительной и надзорной функций в одном органе не удалось: с каждым годом задачи надзора все больше обусловливались интересами обвинения. Все изменения в системе прокурорского надзора в рассматриваемый период свидетельствовали о том, что основной функцией пореформенной прокуратуры являлись уголовное преследование и государственное обвинение, а не надзор за законностью. Более того, ее надзорная деятельность имела тенденцию к сокращению.

Установленный Судебными уставами, с последующими изменениями и дополнениями, порядок деятельности прокурорского надзора в России сохранился вплоть до октября 1917 года.

Список литературы:

1. Высочайше учрежденная комиссия по пересмотру законоположений по судебной части // Объяснительная записка к проекту новой редакции учреждения судебных установлений. Т. 1. СПб., 1899. С. 175-176.

2. Казанцев С.М. Прокурорский надзор за органами дознания и следствия по политическим делам в России во второй половине XIX века // Государственный строй

11 Высочайше учрежденная комиссия по пересмотру законоположений по судебной части // Объяснительная записка к проекту новой редакции учреждения судебных установлений. Т. 1. СПб., 1899. С. 175-176.

и политико-правовые идеи России второй половины XIX столетия. Воронеж, 1987. С. 114-123

3. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889. С.447.

4. Руководство для чинов корпуса жандармов при производстве следствий и дознаний // СПб., 1885. С. 18.

5. Судебные уставы Александра II с толкованиями. М., 1885. Учреждение судебных установлений. // Полное собрание существующих узаконений с изменениями и дополнениями и с изложением в извлечении основных законов. Т. 2. - М., 1867.

Рецензия

В настоящей статье исследуются функции прокуратуры по реформе 1864 года, и ее актуальность заключается в необходимости использования исторического опыта для оптимизации деятельности современной прокуратуры.

Научная новизна статьи состоит в том, что автором подтверждается следующий вывод: суть реорганизации прокуратуры в соответствии с основными принципами реформы 1864 года состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной властью и возложении на прокурора функции поддержания государственного обвинения в суде.

Кроме того, за прокуратурой сохранялись некоторые надзорные полномочия: пореформенная прокуратура могла осуществлять надзор за дознанием и следствием и общее руководство ими в масштабах империи практически на высшем уровне.

Такого взгляда на прокуратуру царское правительство придерживалось и в начале XX века, вплоть до падения царского режима.

Научный руководитель - д.ю.н., профессор В.П. Беляев

Сущность реорганизации прокуратуры, проводившейся в период судебной реформы, состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной властью и возложении на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в таком усилении надзора за дознанием и следствием, который фактически превращал прокуроров в руководителей предварительного расследования .

Как отмечает В.Ю. Шобухин, надзорные полномочия прокуратуры в период судебной реформы 1864 г. были существенно ограничены. Основной задачей прокуратуры стало осуществление уголовного преследования; особое внимание уделялось надзору за законностью действий органов предварительного следствия. Прокуроры состояли при судах, и их деятельность ограничивалась делами судебного ведомства .

По мнению С.В. Бажанова, «судебная реформа 1864 г. создала принципиально новый тип российской прокуратуры. Ее творцы, мечтавшие об утверждении начал законности и о создании правового государства, обеспечили через судебные уставы преодоление инквизиционного процесса, отделение в уголовном судопроизводстве судебной власти от обвинительной, они ограничили органы прокуратуры исключительно судебной областью с возложением на прокуроров функций поддержания государственного обвинения в суде, надзора за предварительным следствием и дознанием» .

Что касается гражданского судопроизводства, то в этой сфере прокурор в пореформенный период не был активной стороной процесса, не выступал истцом при защите государственных интересов, но только давал заключение по рассматриваемому спору и имел право на опротестование незаконного, по его мнению, решения суда. В то же время, законодательство предусматривало участие прокурора в судебном процессе в качестве представителя государства.

Согласно Уставу гражданского судопроизводства, суд перед вынесением решения был обязан в некоторых случаях, специально указанных в законе, выслушать заключение представителя прокуратуры. В частности, прокурор приглашался к участию в заседании и давал заключения в следующих случаях:

1) по вопросам о пререкании между судебными и административными учреждениями;

2) по вопросам о возбуждении уголовного преследования ввиду обнаружения в гражданском деле обстоятельств, подлежащих рассмотрению уголовного суда, в частности, в случае спора о подлоге документов;

3) по делам брачным и о законности рождения, если в деле нет ответчика;

4) по делам о вознаграждении за убытки, причиненные неправильными действиями должностных лиц .

Заключение прокурора не являлось обязательным для суда, и суд мог с ним не согласиться. При этом разрешение дела судом вопреки заключению прокурора не давало последнему права обжаловать решение суда. Только по делам брачно-семейным и делам о законности рождения, если прокурор исполнял роль отсутствующего ответчика, он пользовался всеми правами, которыми наделялась сторона процесса. В этом случае прокурор имел право подавать жалобы на решения и определения суда.

При рассмотрении апелляций на решения мирового суда свое заключение по делу давал то­варищ прокурора окружного суда. Предмет заключения был определен зако­ном (ст. 179 Устава гражданского судопроизводства): вопросы подсудности; дела с участием несовершеннолет­них, глухонемых и умалишенных лиц; дела с участием казенных управлений, земских учреждений, городских и сельских обществ.

Основные положения о прокуратуре устанавливали принципы организации и деятельности прокуратуры, являвшиеся незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской империи. К их числу были отнесены единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора, осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры, осуществление "верховного" надзора в империи генерал-прокурором (он же министр юстиции), строжайшая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, независимость прокуроров от местных влияний при принятии ими любого решения. Касаясь этого вопроса, приват-доцент Московского университета С.И. Викторский писал: "1) Организована у нас прокуратура по началу единства и нераздельности прокурорской деятельности, откуда - равноправность чинов прокуратуры и право замены одного ее члена другим. 2) Вторым началом, положенным в организацию прокуратуры, является - начало иерархического устройства, т.е. руководительство со стороны чинов прокуратуры высшего ранга чинами ее низшего ранга. 3) Независимость каждого чина прокуратуры является третьим началом, причем она понимается в смысле лишь возможности оставаться ему последовательным в дальнейшей деятельности, раз он, руководимый своим убеждением, высказался по делу в определенном направлении, а не в смысле предоставления ему права отказаться от исполнения поручения высшего чина по обследованию преступления"*(4). Утверждая акты реформы, Александр II писал в Указе Правительствующему сенату 20 ноября 1864 года: "Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию нашему возродить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого от высшего до низшего"*(5). Составной частью реформы стало и преобразование прокурорского надзора. В "Учреждениях судебных установлений" прокурорскому надзору посвящен раздел третий, озаглавленный "О лицах прокурорского надзора". Статья 124 устанавливала: "Прокурорский надзор вверяется обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как Генерал-прокурора". Прокуроры учреждались при всех судебных палатах и окружных судах. Обер-прокуроры состояли при кассационных департаментах и общем собрании Правительствующего сената. Устав уголовного судопроизводства устанавливал, что прокуроры и их товарищи предварительных следствий сами не производят, но дают только предложения о том судебным следователям и наблюдают за производством следствий. А вот дознанием они фактически руководили. "По производству дознания о преступных деяниях полицейские чины состоят в непосредственной зависимости от прокуроров и их товарищей", - гласил закон. Все материалы предварительного следствия поступали в прокуратуру. При этом прокурор обязан был рассмотреть такие вопросы: подлежит ли дело ведению прокурорской власти, следует ли обвиняемого предать суду или же дело о нем должно быть прекращено или приостановлено; произведено ли следствие с надлежащей полнотой. Прокурор обязан был дать "указанный в законе ход всякому следствию" в течение недели. Если прокурор считал, что обвиняемого надо предать суду, то свое заключение об этом излагал в форме обвинительного акта. Имея в виду российский Устав уголовного судопроизводства, П.И. Люблинский в 1864 г. отмечал: "Этот Устав нельзя рассматривать только как свод предписаний судебным властям о формах производства, но как закон, обращенный к подданным, о правах, которые им предоставлены в ограждение произвола государственно-судебных органов



В обязанность прокуроров входило "обличение обвиняемых перед судом", то есть поддержание обвинения. Прокуроры приносили протесты на решения судов в кассационном и апелляционном порядке; им вменялось в обязанность осуществление надзора за точностью и безотлагательностью исполнения судебных приговоров по уголовным делам. В ходе судебной реформы, при некотором изменении роли прокуратуры, за ней остался надзор за соблюдением законов, касающихся прав граждан.

остоятельный тип этого учреждения"*(13). Органы прокуратуры составляли единую, централизованную и достаточно стройную систему. В соответствии с законом вышестоящие прокуроры имели право давать нижестоящим обязательные для исполнения указания, заменять нижестоящих прокуроров в суде гражданском и уголовном, но не могли требовать от последних, чтобы они действовали вопреки своему внутреннему убеждению, сложившемуся у них на основе изучения конкретного дела. Это была существенная гарантия прав нижестоящих прокуроров.

Суть реорганизации прокуратуры в соответствии с основными принципами судебной реформы 1864 г. состояла в ограничении прокурорского надзора исключительно судебной областью, возложении на прокурора функций поддержания государственного обвинения в суде и в таком усилении надзора за дознанием и следствием, который фактически превращал прокуроров в руководителей предварительного расследования. В связи с этим менялась и система органов прокурорского надзора: губернская прокуратура должна была уступить место прокуратуре, создаваемой в судебных округах. Но проведение судебной реформы шло медленно, оно закончилось лишь к началу ХХ века. Поэтому в 60-90-е годы ХIХ века в прокурорском надзоре существуют как бы две подсистемы: губернская и "судебная" прокуратура. Причем как та, так и другая претерпевают в этот период заметные изменения.

С момента своей реорганизации после 1864 г. прокуратура стала одним из главных звеньев в государственном аппарате борьбы с революционным движением в стране. В соответствии со ст.1034 Устава уголовного судопроизводства судебное преследование по государственным преступлениям возлагалось на прокуроров судебных палат, которым все должностные и частные лица должны были немедленно сообщать все сведения о них. Предварительное следствие по государственным преступлениям производилось одним из членов судебной палаты при обязательном личном присутствии прокурора палаты или его товарища (ст.1037 Устава). Эти лица при производстве следствия обладали теми же правами, которые были предоставлены судебному следователю и прокурору окружного суда в общем порядке судопроизводства. Кроме того, прокурор судебной палаты имел право до начала следствия поручить производство дознания по этим делам прокурору окружного суда или его товарищу, или полиции (ст.1036 Устава). Таким образом, именно прокуратуре принадлежало руководство расследованием государственных преступлений. Составлять обвинительный акт и поддерживать обвинение в суде по государственным преступлениям должны были прокуроры судебных палат, обер-прокуроры Сената, министр юстиции или его товарищ.

Новая прокуратура создавалась при судах. Принято считать, что её функции в тот период были сведены лишь к деятельности, связанной с уголовным преследованием. Действительно, судебными уставами 1864 года должность прокуроров предусматривалась только при судебных учреждениях. Хотя авторы судебных уставов 1864 года ограничили диапазон прокурорского надзора делами "судебного ведомства", контролем за следствием и дознанием, на практике власти вынуждены были найти эквивалент "общенадзорной" функции, сделав прокуроров полноправными членами губернских административных комитетов - властных контрольно-надзорных органов. Более того, уже после введения судебных уставов в действие прокуроры продолжали осуществлять "общенадзорные" функции за рамками судопроизводства по целому ряду направлений административно-управленческой деятельности.

  • Генеральная прокуратура РФ. Структура и компетенция. Система органов прокуратуры.
  • Прокуратура Республики Казахстан: система, функции и формы прокурорского реагирования на нарушения законности.
  • Прокуратура РК: система, функции и формы прокурорского реагирования на нарушения законности
  • Прокуратура РК: система, функции и формы прокурорского реагирования на нарушения законности.
  • Прокуратура Российской Федерации как единая централизованная система органов и учреждений
  • Прокурорский надзор согласно ст. 124 "Учреждения судебных установлений" осуществляли обер-прокурор Сената, прокуроры и их товарищи под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора. При каждом окружном суде и при каждой судебной палате состояли прокуроры и их товарищи. Обер-прокуроры состояли при кассационных департаментах Сената. В соответствии со ст. ст. 253, 255 "Учреждения судебных установлений" в случае обнаружения нарушений законов при рассмотрении уголовных дел судами прокуроры не опротестовывали их, а только сообщали в порядке подчиненности по инстанции вплоть до генерал-прокурора, который предлагал председателю того суда "...принять меры к отвращению сего и представить объяснение о причинах". Поэтому прокурор не мог эффективно отреагировать на нарушение законности со стороны судьи, а суды были выведены из-под прямой юрисдикции прокуратуры. Противоречила провозглашенным принципам и праву на судебную защиту правоприменительная практика направления лиц по административному постановлению комитета для разбора дел нищих, основанному на подозрении полиции в профессиональном нищенстве. Работные дома в каждой губернии предназначались для определенной категории нищих.

    Прокуратура выполняла функции надзора за законностью и стремилась к достижению целей уголовного судопроизводства: изобличению виновного и установлению истины по делу. Согласно ст. 281 Устава уголовного судопроизводства по всем предметам, относящимся к исследованию преступлений и к собранию доказательств, судебный следователь исполняет законные требования прокурора или его товарища, с отметкой в протоколе, какие именно меры приняты по его требованию.

    25. Итоги судебной реформы 1864 г. Изменения в судебной системе в результате контрреформ 70-х – 80-х гг.

    Итоги 1864 г . В целом Судебная реформа 1864 г. создала определенные предпосылки для более активного развития судебной практики и формирования элементов прецедентного правосудия.

    Судебная реформа 1864 года явилась одной из последовательных буржуазных реформ в России второй половины ХIХ века, однако, сохранившая немало сословно – феодальных пережитков. Например, оставался отдельный суд для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и Особый Верховный суд для высших сановников. Полученная система включала в себя все «судебные установления» . Главная роль среди них по закону принадлежала судам . Реформа не получила своего логического продолжения. Более того, вскоре на смену ей пришла контрреформа.

    Отход от либеральных реформ впервые стал проявляться в 1870-е гг., еще в период правления Александра II, что объяснялось ростом в пореформенной России общественного движения.



    2 марта 1881 г. на престол вступил Александр III и вскоре (29 апре­ля 1881 г.) новый император подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу контрреформ 1880-1890-х гг. Александр III всегда выступал сторонником жесткого внутриполити­ческого курса, но в данном случае контрреформы являлись также от­ветом общественному движению на убийство Александра II.

    Контрреформы проводились сразу по нескольким направлени­ям. Были осуществлены судебная, земская, городская контррефор­мы, отмечались реакционные меры в области народного образова­ния, ужесточалась цензура, ограничивались права национальных меньшинств.



    Судебная контрреформа преследовала две взаимосвязанные цели: ограничить гласность, демократичность суда и усилить ад­министративное вмешательство в судопроизводство. В частно­сти, Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 г. запрещало пу­бликовать отчеты суда по политическим делам (ст. 17-18 гл. II), а 12 февраля 1887 г. появился указ, по которому любое дело могло быть объявлено секретным и судебное заседание проходило в за­крытом порядке. Из ведения общих судов изымались дела о проти­водействии, сопротивлении, покушениях на власти или должност­ных лиц. Указом от 20 мая 1885 г. вводилось Высшее дисциплинар­ное присутствие Сената, которое обладало правом смещать судей и перемещать их на другую судебную должность. Представление о необходимости кадровых перестановок имел право осущест­влять министр юстиции. В 1889 г. были ограничены правомочия присяжных заседателей, а в 1891 г. - открытость гражданского суда.

    Серьезный удар был нанесен институту мировых судей. 12 ию­ня 1889 г. вышло Положение о земских участковых начальниках. По новому закону мировой суд упразднялся повсеместно, кроме Пе­тербурга, Москвы и Одессы. Вместо мировых судов в 40 губерниях страны учреждались земские участки. Всего было образовано более 2 тыс. земских участков из расчета 4-5 участков на уезд. В уездах вместо должности мирового судьи вводилась должность земского участкового начальника (ст. 47). В отличие от мировых судей зем­ские участковые начальники не избирались, а назначались по пред­ставлению губернаторов министром внутренних дел (ст. 14). Кроме того, участковые начальники могли быть только из дворян, с высо­ким имущественным цензом и прослужившие до этого в судебных или подобных им учреждениях не менее трех лет.

    Причины и предпосылки реформы судопроизводства 1864 г. Деятельность органов прокуратуры и ее функции. Открытие Петербургской и Московской судебных палат, роль появления адвокатуры и суда присяжных. Влияние революционного движения на судопроизводство.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение

    В середине 19 века правительство осознало, что Россия нуждается в реформации. В частности изжила себя судебная система. Тогда началась разработка нового процессуального законодательства, которая активизировалась только после крестьянской реформы 1861г.

    60 - 70 гг. XIX века называют Эпохой Великих реформ, однако самого императора, в царствование которого эти реформы были осуществлены, именовали чаще «Освободителем», а не «Реформатором», т.к. он освободил Балканы от турецкого ига. Его заслуга, как реформатора в том, что, осознавая необходимость существенных преобразований, он сумел найти среди своего окружения талантливых помощников Новицкая Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных) // Российская Юстиция. 1998. Выпуск 4 (98). С. 59 .

    Энтузиазм и доверие, единодушно выраженные всеми слоями общества, укрепляли Александра Николаевича в его намерении при первых шагах царствования. Все понимали необходимость перемен прежней политики.

    В критический для страны час он смог переступить через многие привычные взгляды и убеждения, пренебречь принципами и верностью своему классу ради более значительной цели. За его 25-летнее правление в России было уничтожено крепостное право - 1861, проведены университетская - 1863 и судебная - 1864 реформы, введено местное самоуправление в городах - 1870 и сельской местности - 1864, реформа цензуры - 1865. В эти же годы было положено основание тяжелой и легкой промышленности; осуществлена финансовая реформа, создан Государственный банк - 1860. Развитие железных дорог завершило создание новых основ народного хозяйства страны, военные реформы - 1860-1870-е годы создали новую русскую армию.

    Судебная реформа в развитии страны играет одну из основных ролей, потому что государство только через суд обеспечивает права и свободы населения. Судебная реформа 1864 года явилась первой демократической реформой в нашей стране.

    Целью данной работы является изучение реформы судопроизводства 1864г., изменений в его различных областях, её основных «участников».

    Причины судебной реформы и её предпосылки

    Как считал талантливейший юрист той эпохи Кони: "Судебная реформа, призвана была нанести удар худшему из видов произвола, произволу судебному, прикрывающемуся маской формальной справедливости. Она имела своим последствием оживление в обществе умственных интересов и научных трудов. Со старой судебной практикой науке было нечего делать" А.Ф. Кони "Отцы и дети судебной реформы", гл. III. .

    Под влиянием поражения в Крымской войне 1853-1856 годов, в условиях создавшейся революционной ситуации, Александр II вынужден провести ряд реформ. Ему хватило дальновидности для проведения « революции сверху». Судебная реформа, как и все реформы 60-70-х годов, была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым понимают обычно осознание господствующим классом, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Надо сказать, что необходимость судебной реформы понимали больше, чем крестьянской. Если большинство помещиков не хотело освобождения крестьян, то в реформе суда были заинтересованы все, кроме судейских чиновников, имеющих не плохой доход от неправосудия и не желавших приспосабливаться к новым порядкам. И, разумеется, сторонником судебной реформы, как и реформы крестьянской, выступал в первую очередь сам император Александр II.

    Ограниченность реформ была вызвана лишь тем, что власть учитывала огромную инертность человеческого сознания (и не могла ее преодолеть). Устоявшиеся авторитеты и ценности, тяга к ним в условиях общего изменения всех структур естественна, и поэтому попытка их полного устранения, могла быть чревата взрывом недовольств. С другой стороны бюрократический аппарат сохранил значительное политическое влияние при дворе и, имея, свои весьма консервативные взгляды противодействовал либеральным реформам царя и его единомышленников.

    Но всё же основной причиной реформы стало понимание Александра II, что дореформенный суд можно охарактеризовать как сложность и запутанность процессуальных требований, множество судебных органов, отсутствие адвокатов и присяжных, волокита и бюрократизм, взяточничество. В дореформенном суде преобладала розыскная форма судопроизводства. Суд выносил своё решение, основываясь только на письменных материалах, полученных в результате следствия. Сила доказательств определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Степень достоверности доказательств делилась на совершенные и несовершенные. Основной части образованного общества было ясно, что судебную реформу следует проводить в совокупности с решением коренных вопросов, в 1-ую очередь крестьянского (крепостного права), т.к. крепостная зависимость исключала социальную потребность в правосудии. Таким образом, для редколлегии суда и правосудия следовало отменить крепостное право. В 1861г. была проведена крестьянская реформа, которая занимает центральное место среди реформ середины XIX века. Она как бы открывает всю эпоху. Касаясь наиболее сложной области - сферы социально-экономических отношений, эта реформа является отправной точкой для дальнейших преобразований. Отмена крепостного права потребовала реорганизации системы местного управления - земская реформа. Особое значение приобрела финансовая реформа и реорганизация системы Государственного контроля. Лишь после отмены крепостного права стала возможной военная реформа. Назрела необходимость в реформе в сфере народного просвещения.

    Таким образом после отмены крепостного права открылась необходимость социальной защиты и правосудия. Судебная реформа, оказалась, наверное, наиболее известной из всех реформ середины XIX века.

    Судебная реформа

    20 ноября 1864 года Александр II подписал указ Сенату об утверждении новых судебных уставов, которые изменили старые формы российского судопроизводства. Это были 4 законодательных акта:

    · Учреждение судебных установлений

    · Устав уголовного судопроизводства

    · Устав гражданского судопроизводства

    · Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями

    Позже, эти акта стали именоваться судебными уставами, а они, в свою очередь, создавали оригинальную и эффективную систему правосудия. Она имела две ветви, которые объединял высший судебный орган - Сенат: общие суды и мировые суды. Кроме того, существовали суды особой подсудности: военные, волостные, коммерческие и другие, создание которых предусматривалось иными законодательными актами.

    Деятельность органов прокуратуры.

    Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена. Основные положения о прокуратуре определяли государственное назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров. Установились принципы организации прокуратуры, являвшиеся незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской империи. К их числу были отнесены единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора, осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры, осуществление «верховного» надзора в империи Генерал-прокурором(он же министр юстиции), строжайшая подчинённость нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, независимость прокуроров от местных влияний при принятии ими любого решения Случевский, В. К. / Учебник русского уголовного процесса. М. 2008. С 76-77. . Прокуроры назначались при всех судебных палатах и окружных судах. Обер-прокуроры состояли при кассационных департаментах и общем собрании Правительствующего Сената.

    Функции прокуратуры.

    Общий надзор прокуратуры был упразднён. В соответствии с законами судебной реформы прокуратура России получила следующие функции.

    Уголовное преследование

    Надзор за предварительным следствием

    Право обвинения в ходе судебных разбирательств

    Право надзора за исполнением судебных решений и местами исполнения наказаний

    Таким образом, прокуроры предварительных следствий сами не производят, а вот дознанием руководят. Прокурор, при поступлении материалов предварительного следствия, был обязан рассмотреть вопрос о передаче дела в суд или о его прекращении. Своё заключение прокурор должен был дать в течении недели.

    В Уставе гражданского судопроизводства предусматривалось, что прокурор обязательно даёт заключение по делам:

    Казённого управления, земских учреждений, городских и сельских обществ;

    Несовершеннолетних, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишённых лиц;

    По вопросам подсудности пререкания между судебными и административными органами, об устранении судей;

    По спорам о подлоге документов, в случаях, когда в гражданском процессе появляются обстоятельства, подлежащие рассмотрению в уголовном суде;

    По просьбам о выдаче свидетельства об освобождении от судебных издержек - на основании бедности;

    По брачным делам, о законности рождения. По брачным делам, в случае отсутствия ответной стороны, ею выступал сам прокурор.

    Судебные уставы 1864 года ограничили сферу прокурорского надзора в гражданском процессе, а также изменили методы его осуществления. В силу недостаточности предоставленных ему полномочий прокурор не мог способствовать вынесению обоснованного судом решения. Его положение в суде сводилось к роли юрисконсульта. Там же. С 79. Фактически роль прокурора в гражданском суде ограничивалась заключениями. Зато в уголовном процессе роль прокурора возросла.

    Характерно, что в соответствии с судебной реформой 1864г. четко определялось то, что прокуратура не должна вмешиваться в деятельность суда, ограничивать самостоятельность судей при принятии решений по рассматриваемым делам. Прокурор-обвинитель и защитник уравнивались в правах. Несмотря на сузившийся диапазон прокурорского надзора в законодательстве о прокурорах всё же была одна завуалированная формулировка: «Некоторые же другие обязанности, сверх того налагаемые на сии лица, определены в основных Уставах и положениях о принадлежности» Российское законодательство X - XX веков. Т. 8. С. 45-46. . Это было, как-бы, компенсацией прокурорских правомочий.

    При некоторых изменениях функций прокуратуры за ней остался надзор за соблюдением законов, касающихся прав граждан. Надзорная деятельность прокуроров понималась ими, как реализация требований закона, что и было защитой гражданских прав.

    Упразднение губернской прокуратуры.

    Реорганизация прокуратуры фактически превращала прокуроров в руководителей предварительного расследования. В связи с этим менялась и система органов прокурорского надзора: губернская прокуратура упразднялась и уступала место прокуратуре, создаваемой в судебных округах. Но из-за медленного проведения судебной реформы (оно закончилось только к началу XX века) в 60 - 90 годы XIX в прокурорском надзоре существовали две подсистемы: губернская и «судебная» прокуратура. И та, и другая в этот претерпевают значительные изменения.

    Открытие Петербургской и Московской судебных палат.

    В 1866 году новые прокуроры приступили к своим обязанностям лишь в 10 губерниях Петербургской и Московской судебных палат. Здесь старая прокуратура упразднялась. Что касалось остальных губерний, составители судебных уставов понимали невозможность распространения новых законов сразу на всей территории империи. 7 марта 1866 года появилось положение,

    которое действовало во всех губерниях, где ещё не приступили к работе общие суды и соответствующие прокуроры. В этом акте, законодатель стремился максимально приблизить её к суду, сократив по возможности функции общего надзора. В отличие от новой прокуратуры губернская вначале не принимала на себя функции «обвинительной власти». Кроме того, за ней сохранялись некоторые обязанности надзора за местами лишения свободы, за губернскими по крестьянским делам присутствиями, за губернскими правлениями, полицией и другими органами. Губернские прокуроры оставались в непосредственном подчинении министру юстиции Случевский В. К. Указ. учебник. С. 83. и были независимы от губернской администрации.

    Появление адвокатуры.

    Судебная реформа устанавливала новые принципы процесса: гласность, состязательность, устность. Изменения в процессуальном праве и судоустройстве потребовали учреждения, по сути, нового для России института - адвокатуры (присяжных поверенных)7 Новицкая Т. Указ. соч. С. 61. .

    Создание мощной и независимой адвокатуры стало одним из наиболее впечатляющих итогов судебной реформы. Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов. Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные. Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при которых состояли.

    Адвокатура имела огромное значение в качестве охранника законов, а так же как третья сторона участников процесса. Они были одной из немногих профессиональных групп с четким интересом соблюдения государственности. Кроме того, судебные залы были в России единственным местом, где постоянно защищалось право свободы слова. Между обвинением и защитой происходили публичные состязания. В адвокатуру потянулись опытные юристы-профессора, прокуроры, обер-прокуроры Сената и лучшие юристы, состоявшие при коммерческих судах.

    Суд присяжных.

    Появился суд присяжных, который стал весьма прогрессивным явлением того времени. Суд присяжных рассматривался как эффективное средство, позволяющее отказаться от обвинительного уклона в системе уголовной юстиции, как способ обеспечения презумпции невиновности.

    Введение суда присяжных в России было встречено неоднозначно. Одни хвалили его как одно из проявлений демократизма государственного устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и критиковали, порой довольно остро. Основной функцией присяжных того времени было принятие решения по вопросу о том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления, в котором его обвиняли, и здесь огромную роль играл адвокат. Так как, из-за спада интереса к новому суду, образованные люди стали уклоняться от исполнения обязанностей присяжных заседателей, их места стали занимать малообразованные и несостоятельные крестьяне. Тогда задачей адвоката становилось выступление не столько в качестве юриста, сколько психолога, который апеллировал к чувствам присяжных.

    Одним из примеров можно назвать дело Веры Засулич, которая была оправдана, хотя совершила умышленное покушение на убийство.

    Влияние революционного движения на судопроизводство

    С 70-х годов в период борьбы с революционными движениями началось отступление от провозглашенных ранее принципов.

    Судебная реформа была подвергнута коренному пересмотру, поскольку именно она давала много свободы. Поэтому некоторые ее положения были пересмотрены. В 1866 г. судебные чиновники фактически были поставлены в зависимость от губернаторов. В том же 1866 году из ведения суда присяжных были изъяты дела о печати. С 1867 года вместо следователей стали назначаться «исправляющих должность следователя», на которых принцип несменяемости не распространялся. Существенным средством давления на судей было право министра перемещать их из одного судебного округа в другой Фёдоров В. А. / История России XIX - начала XX века. М. 2000. С. 270. .

    19 мая 1871 года царём был утверждён законопроект под названием «Правила о порядке действия чина корпуса жандармов по исследованию преступлений», который сделал жандармских офицеров следователями. Таким образом, жандармерия получила доступ к предварительному расследованию. 7 июня 1872 года была принята новая редакция раздела о судопроизводстве по государственным преступлениям «Устава уголовного судопроизводства», закрепившая создание Особого присутствия правительствующего Сената (с участием сословных представителей) для рассмотрения этой категории дел. Как правило, такие дела рассматривались с нарушением принципа гласности. Законом от 9 мая 1878 года «О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям» был резко сокращен круг дел, рассматривавшихся судом присяжных. Законами от 9 августа 1878 года и 8 апреля 1879 года рассмотрение дел о государственных преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления было передано военным судам. Принятое 14 августа 1881 года «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» еще более расширило компетенцию военных судов и сузило круг процессуальных гарантий в общих судебных установлениях.

    Усиление реакции в 70 - 80х годах привело к изменениям прокуратуры не только в её деятельности, но и в статусе. Для усиления надзора за судами высшие чины прокуратуры превращались в ревизионные органы окружных и мировых судов Министерства юстиции. Усиливался прокурорский надзор и за деятельностью адвокатуры. В этот период меняется и положение «судебной» прокуратуры. Теперь она участвует в работе некоторых административных органов. Впоследствии, войдя в состав почти всех губернских комитетов, прокурор участвовал в работе по городским, воинским, фабричным, земским и др. делам.

    В 70-е годы царизм ещё не отказался от использования гражданских судов для борьбы с революционным движением. 7 июля 1872 года был создан специальный суд для рассмотрения дел о государственных преступлениях. Также ограничилась гласность и состязательность этих процессов. В 1874 году из ведения общих судов были изъяты дела о «противозаконных сообществах» Случевский В. К. Указ. учебник. С. 93. .

    После неудачной попытки правительства использовать гражданские суды для борьбы с революционным движением, самодержавие обратилось к услугам военно-полевой юстиции. Военно-полевые суды выносили жестокие приговоры, часто используя сокращённый порядок судопроизводства, без участия защитника и прокурора. В противостоянии революционным силам, наряду с военно-полевыми судами появились органы, обладающие правом применения внесудебной репрессии. Наиболее активную роль здесь играли Министерство внутренних дел и Министерство Юстиции. Всё это лишало революционеров возможности гласно бороться с существующим строем, что привело к террору.

    Усиливается правительственное наступление на судебную систему, порождённую реформой. В 1881г. было принято специальное Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия, возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка Там же. С. 94. .

    1 марта 1881г. был убит Александр II, и вся европейская часть России оказалась на военном положении. Репрессивная практика военно-полевых судов ужесточилась. По законам военного времени министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов.

    Тем не менее, несмотря на репрессивную политику самодержавия, революционного периода основная структура органов судебной власти и судебная система с её основными принципами сохранилась вплоть до 1917 года. Это была, пожалуй, самая эффективная, законченная и либеральная реформа того времени.

    Деятельность генерал-прокуроров

    Деятельность генерал-прокурора Д.Н. Замятина.

    В октябре 1862г. после отставки графа Панина Замятин Дмитрий Николаевич был назначен Управляющим Министерством юстиции, а 1 января 1864г. утверждён в должности Министра юстиции и генерал-прокурора. В судьбоносные для России годы, во главе министерства встал человек прогрессивных взглядов, обладающий большой эрудицией и высокими нравственными качествами.

    Дмитрий Николаевич Замятин родился 31 января 1805 года. Окончил Царскосельский лицей с серебряной медалью. По рекомендации Е. А. Энгеральда он в августе 1823 года был зачислен на службу в Комиссию по составлению законов, которую в то время фактически возглавлял М. М. Сперанский. С образованием, в 1826 году Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, занявшегося кодификацией законодательства, Замятин был переведён туда на службу. За участие в составлении свода законов Д. Н. Замятин был награждён крупной суммой денег Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. / Под сенью русского орла. Российские прокуроры. Вторая половина XIX - начало XXв. М. 1996. С. 10. .

    В 1841 году Замятин был переведён на службу в министерство Юстиции и назначен герольдмейстером (дела, касающиеся дворянского звания, титулов и гербов).

    В 1862г. был назначен Управляющим Министерством Юстиции.

    В 1864г. - генерал-прокурор России.

    Он объединил около себя целую команду грамотных деятелей, всецело преданных началам новой судебной реформы, которая была для него важнейшей заботой, упростил делопроизводство, подобрал необходимый персонал, лично подыскал подходящие здания судов в Санкт-Петербурге.

    Главными чертами его характера была скромность и отсутствие мелкого самолюбия. Был прост в общении с подчинёнными.

    Д. Н. Замятин был активным сторонником судебной реформы. Он добился, чтобы назначение губернских и уездных стряпчих (судей) зависело только от Министерства Юстиции. В 1866 г. из 1598 должностных лиц по представлению Министра было назначено 821 лицо с высшим образованием, 426 со средним образованием и 351 воспитывавшихся в низших школах. Таким образом, был значительно улучшен состав судебного ведомства. Замятин Д.Н. принимал самые радикальные меры, чтобы судебная реформа распространялась повсеместно, однако это было довольно сложное дело. Первые окружные суды открылись только в 1866 г. Одновременно Министерство поставило задачу тщательного пересмотра гражданского и уголовного судопроизводства в прежних судебных установлениях. Дополнения были приняты уже в 1867 г. Результаты оказались более чем убедительными: в течение первого года работы число рассмотренных дела в судебных палатах почти удвоилось. В обязанности Министра входило, и наблюдение за составлением списков лиц имеющих право быть избранными мировыми судьями, присяжными заседателями, открытие комитетов для принятия прошений, снабжение судебных мест Полным Собранием законов. Министр принимал деятельное участие в составлении и рассмотрении всех законодательных работ имеющих соотношение с судебной реформой. В 1866 году торжественно были открыты Кассационный Департамент Правительствующего Сената, судебные установления в Санкт-Петербурге и в Москве. Переход от прежних порядков, когда суд составлял лишь особую отрасль администрации, к самостоятельному и независимому положению суда, был слишком резок и не мог не вызвать отрицательной реакции. Исход нескольких процессов, не оправдавших надежды администрации царя, вызвал нарекания на деятельность суда, что поколебало положение Министерства Юстиции и в начале 1867г. Замятин Д.Н. оставил пост МинистраН. Д. Николаев. Из истории Российской Юстиции {электронный ресурс} URL: http://www.tsud.ru/tsud4/jurist1/nickolaev_iz_istorii_rossjust.htm (дата обращения: 18.12.2009). .

    Урусов Сергей Николаевич.

    Урусов С. Н. находился на посту генерал-прокурора меньше года. А.Ф. Кони назвал его «одним из вреднейших людей царствования Александра II». После отставки Замятина император временно поставил его на пост Министра юстиции и генерал-прокурора. Урусов был человеком консервативных взглядов.

    Князь Сергей Николаевич Урусов родился в 1816 г. в старинной дворянской семье. Получив превосходное домашнее образование, юноша в 1832 г. поступил на службу в канцелярию Московского губернатора.

    Окончив Московский Университет, получил право на производство в чин по гражданскому ведомству. Первое время С. Н. Урусов занимался расследованием преступлений, а в 1838 г. перешел на службу во 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Спустя пять лет его причислили к департаменту Министерства юстиции, где он был полностью поглощен делами Московского сенатского архива. В 1845 г. Сергей Николаевич получил назначение в Правительствующий Сенат на должность обер-секретаря департамента. В феврале 1852 г. С.Н.Урусов становится камер-юнкером Двора Его Императорского Величества и с этого времени карьера Сергея Николаевича пошла более успешно. Вначале он попал за обер-прокурорский стол, а затем возглавил духовно-учебное управление при Святейшем Синоде и стал членом главного управления цензуры духовного ведомства. Вместе с новым назначением ему жалуют чин действительного статского советника и придворное звание камергера. В 1861 и 1862 гг. С.Н.Урусов исполнял обязанности товарища обер-прокурора Синода и статс-секретаря императора. В 1864 г. он был утвержден в должности и произведен в тайные советники, а позднее стал сенатором и государственным секретарем. Одновременно Сергей Николаевич успешно трудился в целом ряде обществ и комитетов. В начале 1867 г. С.Н.Урусов был назначен главным управляющим 2-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии, а 16 апреля без освобождения от этой должности и управляющим Министерством юстиции. Смена министров произошла в то время, когда судебная реформа только начиналась и были открыты всего два округа -- Петербургской и Московской судебных палат. Это, конечно, сказалось на темпах судебных преобразований в России. Князь Урусов, хотя и слыл высоко эрудированным и умным человеком, все же не обладал той широтой кругозора, которая была присуща Д.Н.Замятнину. Назначение его на этот пост можно назвать началом консервативного этапа судебной реформы.

    Князь С.Н.Урусов руководил судебными и прокурорскими органами до 15 октября 1867 г. При нем была открыта Харьковская судебная палата Ю. Орлов. А. Звягинцев. Око государево {электронный ресурс} URL: http://www.nasled.ru/pressa/obozrev/N02_99/2_16.HTM (дата обращения 19. 12. 2009). . Урусов С.Н. образовал особую комиссию, которая предложила командирование на некоторое время до введения реформы в конкретной местности ревизующего Сенатора, с широкими полномочиями относительно судебных чинов, предназначенных для замещения различных должностей в новом судебных установлениях. Такой порядок оказался положительным, и значительная часть дел была разрешена. Одновременно продолжал временно действовать и старый порядок разрешения дел.

    В 1872 г. С.Н.Урусов производится в действительные тайные советники и, продолжая оставаться главным управляющим 2-м отделением, становится председателем департамента законов Государственного Совета. В этом ранге он председательствовал в Верховном Уголовном суде, учрежденном для рассмотрения дела А.К.Соловьева, покушавшегося на жизнь государя. В 1881 г. С.Н.Урусов по состоянию здоровья оставил пост главного управляющего 2-м отделением, сохраняя за собой должность председателя департамента законов Государственного Совета. Скончался 13 января 1883 года.

    Пален Константин Иванович.

    Занимал пост генерал-прокурора 11 лет (октябрь 1867г. - май 1878г.). Граф Константин Иванович Пален родился 12 января 1833 г. и принадлежал к старинному дворянскому роду. Окончил Санкт-Петербургский университет и начал свою служебную деятельность в департаменте Министерства народного просвещения, затем перешел в Государственную канцелярию. В июне 1855 г. его откомандировали в Крым, где он состоял при комиссии «О сборе приношений в пользу раненых при защите Севастополя и семейств убитых». За эту работу граф получил орден Св. Владимира 4-й степени. В 1860 г. он продолжил службу в Государственной канцелярии в должности экспедитора, а затем стал вице-директором полиции исполнительской и наконец в 1864 г. Псковским губернатором.

    15 октября 1867 г. К. И. Пален вступил в управление Министерством юстиции и одновременно был назначен статс-секретарем государя. 31 марта 1868 г. он утверждается в должности Министра юстиции и Генерал-прокурора. Первое время К. И. Пален еще придерживался либерального направления, взятого Д.Н.Замятниным, но затем все более явственно и откровенно вставал на сторону наиболее консервативных сил из окружения императора. Судебная реформа хотя и пробуксовывала, но всё же продолжалась. За десять лет управления Паленом министерством были открыты Одесская, Казанская, Саратовская и Варшавская судебные палаты. Именно при К.И. Палене взошла и ярко засветила звезда выдающегося юриста и общественного деятеля А.Ф. Кони. По его мнению, Пален был «лучшим администратором» из всех министров юстиции. Поэтому не случайно, расходясь с ним в принципиальных вопросах судоустройства и судопроизводства, А.Ф. Кони уважительно относился к его личным свойствам. При назначении на ответственные должности граф руководствовался только деловыми качествами человека: при нем «протекции были невозможны».

    В связи с обострением революционной борьбы стала разрабатываться упрощенная процедура судопроизводства по политическим делам. В июне 1872 г. в этих целях создается Особое присутствие Правительствующего Сената, ставшее главным орудием карательной политики правительства.
    30 мая 1878 г. К.И.Пален был освобожден от должности Министра юстиции и Генерал-прокурора. Главной причиной отставки стало оправдание Санкт-Петербургским окружным судом В.И. Засулич, стрелявшей в градоначальника Ф.Ф. Трепова (дело слушалось 31 марта 1878 г. под председательством А.Ф. Кони с участием присяжных заседателей). Тем не менее К.И. Пален продолжал оставаться членом Государственного Совета и статс-секретарем, вскоре получил чин действительного тайного советника. Впоследствии стал обер-камергером Двора Его императорского Величества Там же. . Граф Пален скончался в 1912 году.

    Набоков Дмитрий Николаевич.

    Окончил курс в Императорском училище правоведения. Возглавлял Министерство Юстиции в 1878-1885 гг., продвигал судебную реформу, сумел уберечь новый суд - несменяемость судей, гласность судопроизводства, суд присяжных. Судебные уставы продолжали укореняться, успешно вводились в действие, охватывая все большую территорию государства. В 1883 г. судебная реформа проводилась в 6 северо-западных губерниях. На Кавказе и Закавказье “судебная часть” была выведена из управления наместника и передана Министерству Юстиции. Набокову Д.Н. приходилось предпринимать меры к усилению штатов судебных чинов и одновременно финансовой экономии. В результате 184 старейших по службе членам окружных судов были установлены добавочные оклады, в 1885 г. было принято решение об эмеритальной кассе (специальной страховой кассе чиновников - пенсионное обеспечение). Много внимания уделял Министр совершенствованию самих законов Судебных установлении: он добился установления права отвода 3 присяжных, вместо 6, упорядочил составление списков присяжных заседателей. Были внесены изменения в постановления о наказаниях: для несовершеннолетних, ужесточено наказания за растрату и за присвоение служащими кредитных учреждений, исполнение смертной казни перестало быть публичной, в области гражданского права - укрепление прав на недвижимое имущество, составлен проект нового гражданского уложения. На Министерство Юстиции была возложена обязанность, давать заключения по законопроектам других ведомств с юридической стороны, их соответствия существующим законам. В 1883 г. Набоков Д. Н. представил проект положения о несменяемости судей, и после длительного рассмотрения в 1885г. Положение было принято. Суть его заключалась в том, что рассмотрение должностных нарушений судьями должна была происходить в специальном учреждении - Высшем дисциплинарном суде. Таким образом, участь судей решалась не административным порядком, а высшей судебной коллегией в составе 13 сенаторов. За 9 лет (1886-1894 гг.) было освобождено всего 2 судьи. В то же время, борьба с революционным терроризмом была изъята из юрисдикции Министерства Юстиции и передана полиции, жандармам, военным судам. Однако главное было в том, что во время наступления революционных движений Набоков Д. Н., давая различные обещания в правительстве, обеспечивал работу Министерства Юстиции в режиме 1864 г. Но это не могло продолжаться бесконечно. Сам Александр III был очень недоволен судом -- первым оружием государственной власти и 6 ноября 1885г. Набоков Д.Н. получил отставку Н. Д. Николаев. Указ. электронный ресурс. .

    Заключение

    В 60- е годы XIX века в России начиналось осуществление коренных преобразований в судебной системе. С. А. Андреевский писал в своих мемуарах об этом времени: «Газеты были переполнены отчетами о процессах. Самые незначительные речи приводились целиком. Шумели новые имена. Повсюду между обвинениями и защитой происходили публичные состязания в благородстве чувств, в правильном понимании закона и жизни, в остроумии, в блеске фраз и постижении тончайших изгибов в душе человеческой…» Андреевский С.А. / Книга о смерти. Л. 1927. С. 119. .

    Судебная реформа являлась одной из важнейших реформ второй половины XIX века. Произошло коренное изменение судоустройства, процессуального и отчасти, материального права Российской империи. Появился, новый для России институт - адвокатуры.

    Судебная реформа, конечно, не в полной мере установила демократические принципы судопроизводства. В связи с влиянием феодальных пережитков, реформа претерпела коренные изменения (контрреформы), что и является её недостатком. Но, тем не менее, судопроизводство превратилось в независимую сферу управления, закрытую для бюрократического вмешательства. Было провозглашено равенство всех перед законом.

    Реформы Александра II характеризуются малыми потерями - был найден выход из кризисной ситуации, определено оптимальное направление преобразований и при этом государство получило быстрый и правильный путь развития вперёд. При коренном преобразовании всех основных систем государственного устройства была сохранена форма правления в виде абсолютной монархии.

    Список литературы

    1. Новицкая, Т. Великие реформы Александра II (от ликвидации тайной полиции к введению суда присяжных) / Т. Новицкая // Российская юстиция. - 1998. - №4. С. 59 - 62.

    2. Кони, А.Ф. Отцы и дети судебной реформы (к пятидесятилетию Судебных уставов). / А.Ф. Кони; изд. И.Д. Сытина. - М. 1914. - 295с.

    3. Случевский, В.К. Учебник русского уголовного процесса. Часть I: Судоустройство / В.К. Случевский; под ред. В.А. Томсинова. - М. 2008. - 400с.

    4. Российское законодательство X - XX веков: в 10 т. - М. 1991. - 10 т.

    5. Фёдоров, В.А. История России XIX - начала XX века / В.А. Фёдоров. - М. 2000. - 540с.

    6. Звягинцев, А.Г. Под сенью русского орла. Российские прокуроры. Вторая половина XIX - начало XX века / А.Г. Звягинцев, Ю.Г. Орлов. - М. 1996. - 427с.

    7. Андреевский, С.А. Книга о смерти / С.А. Андреевский. - Л. 1927. - 510с.

    Интернет ресурсы.

    8. Николаев, Н.Д. Из истории Российской юстиции {электронный ресурс} / Н.Д. Николаев. - Режим доступа к ст.: http://www.tsud.ru/tsud4/jurist1/nickolaev_iz_istorii_rossjust.htm

    9. Звягинцев, А.Г. Око государево {электронный ресурс} / А. Г. Звягинцев, Ю.Г. Орлов/ - Режим доступа к стр.: http://www.nasled.ru/pressa/obozrev/N02_99/2_16.HTM

    Подобные документы

      Основные положения судебной реформы 1864 года. Создание суда присяжных в ходе судебной реформы. Производство в суде с участием присяжных заседателей по Судебным уставам 1864 года. Практическая деятельность суда присяжных в дореволюционной России.

      курсовая работа , добавлен 27.08.2012

      Место судебной реформы 1864 года в истории развития судоустройства и судопроизводства России. Борьба со взяточничеством, повышение авторитета правоохранительных органов. Недовольство деятельностью суда присяжных, практические меры против этого учреждения.

      курсовая работа , добавлен 30.07.2009

      Предпосылки проведения судебной реформы и суть изменений в судебном праве. Основные принципы судопроизводства и характеристика судебных учреждений. Общность современного судопроизводства и реформы 1864 года, особенности возрождения судов присяжных.

      курсовая работа , добавлен 16.12.2010

      Обзор исторического развития судопроизводства в России до 1864 года. Причины реформы и ее подготовка. Судебные органы после реформы 1864 года. Принцип несменяемости судей. Реорганизация прокуратуры. Адвокатура. Судоустройство.

      курсовая работа , добавлен 02.01.2003

      Характеристика судебной системы России в период с петровских преобразований до судебной реформы 1864 года. Создание нотариата, адвокатуры и прокуратуры. Предпосылки судебной реформы 1864 года, её проекты и особенности проведения. Анализ военных судов.

      курсовая работа , добавлен 05.01.2012

      Основная роль суда присяжных в уголовном судопроизводстве Российской Федерации. Суд присяжных в Российской империи как результат судебной реформы в 1864 г. Суд присяжных современности. Спорные достоинства и очевидные недостатки суда присяжных в России.

      контрольная работа , добавлен 01.10.2010

      Суд присяжных – один из элементов демократического общества, центральный институт двух судебных реформ 1864 и 1993 гг. Правовое регулирование суда присяжных в России в настоящее время; формальный и декларативный характер, пути его усовершенствования.

      контрольная работа , добавлен 25.11.2011

      Место адвокатуры в системе правоохранительных органов и организаций. Предпосылки и цели создания адвокатуры в России. Создание адвокатуры в рамках Судебной реформы 1864 года. Организация адвокатской деятельности в советский и современный период.

      курсовая работа , добавлен 13.01.2014

      Становление и развитие суда присяжных заседателей как элемента системы общего права. Модели суда присяжных заседателей в мире. Развитие суда присяжных в период 1864-1917 годов. Современная практика деятельности суда присяжных заседателей в России.

      курсовая работа , добавлен 27.11.2016

      Обзор исторического развития судопроизводства в России до судебной реформы 1864 года. Система соответственных органов после преобразований. Деятельность суда в период с 1917 по 1991 год. Современное устройство судебной власти Российской Федерации.

    Высшей судебной инстанцией по отношению к Губернским судам и де-факто к Советам Главных управлений являлся Правительствующий Сенат. Впрочем, в исключительных случаях Сенат мог выступать и в качестве суда первой инстанции, рассматривая дела о противоправных деяниях чиновников 1–5 рангов; в этом случае апелляционной инстанцией являлся Государственный совет.

    Остановимся на характеристике системы прокурорского надзора в Сибири в дореформенный период. Ключевой в этой системе являлась должность Губернского прокурора. Юридический статус этого должностного лица определялся «Учреждениями для управления губерний Всероссийской империи»1775 г.: «…губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка, законами определённого, и в производстве, и в отправлении самих дел. Они сохраняют целость власти, установлений и интереса императорского величества, наблюдают, чтоб запрещённых сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки»1.

    В обязанности Прокурора входило осуществление надзора за соблюдением законности в деятельности судов, обеспечением правопорядка и общественного спокойствия. В случае обнаружения нарушений имперского законодательства, причинения финансово-имущественного вреда, упущений по службе Губернский прокурор обязан был извещать Губернское правление либо Генерал-прокурора.

    Являясь членом Губернского правления, прокурор, по сути, исполнял функцию связующего звена этой административной инстанции с Судебной палатой.

    Кроме того, Губернский прокурор входил в состав присутствия Губернского совета. Внешняя схожесть названий Правления и Совета благодаря приставке «Губернский» не должна вводить в заблуждение: в обязанность Совета, коллегиального органа при губернаторе, входило и ограничение, в случае необходимости, властных полномочий последнего.

    Помимо прокурора, система надзора на территории губернии включала в себя двух Губернских стряпчих – по казённым и уголовным делам. Объем их управленческих полномочий определялся тем же Учреждением 1775 г.: «…чтоб губернскому прокурору служить советом в случающихся делах его должности и чтоб вместо губернского прокурора и его именем предлагать заключения в губернском суде»1.

    Стряпчие обладали правом запрашивать любых чиновников по делам финансового характера и опеки. С точки зрения их участия в процессе судопроизводства их права приравнивались к прокурорским: как и их непосредственные начальники, стряпчие могли заявлять иск в суде, замещая прокуроров в суде в роли обвинителя. В ряде случаев они действовали вполне самостоятельно (при рассмотрении в судах гражданских дел), в иных случаях (уголовное судопроизводство) они могли участвовать в суде лишь при условии получения прокурорского заключения.

    Реализация функции надзора за своевременным и точным исполнением судебных решений на уездном уровне в Западной Сибири изначально была препоручена уездным стряпчим. В своей деятельности стряпчие были подотчетны Губернскому прокурору и Окружному стряпчему, пребывавшему в Томске1. Работа же Окружных стряпчих достаточно подробно регламентировалась Учреждениями 1775 г. в соответствующие статьи, которых в дальнейшем были внесены коррективы на основе узаконений, представленных в Своде законов 1832, 1842 и 1857 гг. Отметим, что сфера деятельности Окружных стряпчих, равно как и их место в чиновничьей иерархии (титулярный советник) практически не изменялись в течение 1800–1850–х гг. Ограниченное количество последующих узаконений этих десятилетий только лишь конкретизировали и в незначительной степени дополняли существующее по реформе 1775 года законодательство.

    Выше уже отмечалось, что согласно законодательству 1–й пол. XIX в. различались три категории округов. Подобие прокурорского надзора существовало лишь в округах первого вида. Как раз там и учреждалась должность Окружного стряпчего, одновременно являвшегося членом присутствия Окружного совета. В округах же, отнесенных ко второй и третьей группам, система судебных органов имела упрощенную структуру: здесь отсутствовал Окружной суд и, соответственно, должность стряпчего.

    Это значительно осложняло ситуацию. К примеру, до учреждения Мариинского округа вопросы надзора на этой территории находились в ведении Губернского прокурора. Одно из достаточно крупных сел на территории будущего округа – Кийское – в этот период входило в состав Томского округа и обслуживалось Окружным стряпчим, постоянно проживавшим в Томске. Тогда, когда возникала ситуация, требовавшая присутствия представителя надзора в самом селе, туда отправлялся Окружной стряпчий, либо один из стряпчих Губернской прокуратуры, и в том, и в другом случае, люди, абсолютно незнакомые с местной спецификой и весьма далекие от жизни сельских обывателей. Именно в этом качестве Кийское посещали стряпчие И. Кириллов (1831 г.), И. Андрюков (1832 г.), В. Старцев (1833 г.). Последним стряпчим, упоминающимся в архивных источниках, курировавшим село и его окрестности, был И. Любимов. Безусловно, такая система организации надзора, сводящаяся к эпизодическим командировкам стряпчих, не способствовала укреплению законности1.

    Возвращаясь к характеристике деятельности Окружных стряпчих, отметим, что этот чиновник находился в прямом подчинении у Губернского прокурора и был наделен теми же надзорными полномочиями, что и его руководитель, но лишь на уровне своего округа.

    К числу его обязанностей относилась ревизия делопроизводства административных и судебных учреждений округа – казначейства, суда и т.п. Стряпчий изучал правильность ведения дел, и, убедившись в их качественном составлении и соответствии законодательству, подписывал их. В том же случае, если усматривались какие-либо нарушения, стряпчий информировал об этом прокурора, оставляя за ним право принятия мер по их устранению.

    Так, в начале 1824 г. кузнецким окружным стряпчим были обнаружены некоторые нарушения закона Кузнецким земским судом. Рассматривая одно из уголовных дел, этот суд сделал запрос о возрасте обвиняемого, адресовав его Тобольской духовной консистории. Сославшись на Сенатский Указ, принятый несколькими месяцами ранее, стряпчий указал, что, осуществляя уголовное судопроизводство, суду было достаточно ограничиться такого рода сведениями, почерпнутыми из ревизских сказок и не затягивать дело излишней перепиской, отвлекая при этом лиц духовного сана. Позиция стряпчего нашла поддержку Томского Губернского прокурора, результатом чего стало принятие Губернским правлением соответствующего указа (так в тексте – А.С.) земскому суду2.



    Просмотров