Субъекты РФ, их правовой статус. Порядок изменения статуса субъектов РФ

Часть 2

^ В5 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко­торого пронумеровано.

(1)Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и со­блюдению прав человека». (2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер. (3) К сожалению, в годы холодной вой­ны единодушия среди государств по вопросу прав человека не было. (4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть дос­тигнуты современными государствами.

^ В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом____(1). Правовое государство есть форма ограничения____(2) правами и свободами челове­ка. Поэтому____ (3) прав человека по отношению к государ­ству является его первичным, определяющим, системообразующим признаком. Цель правового государства - обеспечение границ сво­боды индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очер­ченного ____(4). Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обще­стве разумный____(5). Поэтому для формирования правового государства большое___(6) имеет принцип связанности за­конодателя правами человека».

А) личность Б) правительство В) приоритет Г) компромисс Д) право

Е) значение Ж) власть 3) общество И) свобода

^ Просвещение 2008 Вариант 3 Часть 1

А26 Среди правовых актов высшей юридической силой в РФ об­ладает (-ют)

1) Гражданский кодекс РФ 2) указы Президента РФ 3) Уголовный кодекс РФ 4) Конституция РФ

^ А27 Опоздание на работу влечет за собой ответственность

1) гражданскую 2) материальную 3) уголовную 4) дисциплинарную

А28 Высшим представительным органом Российской Федерации является

1) Правительство 2) Федеральное Собрание 3) Верховный Суд 4) Совет Безопасности

А29 Гражданин Д. не справился с управлением автомобилем и повредил растущее на газоне дерево редкой породы. Статьи какого кодекса определяют норму ответственности за данное правонарушение?

1) уголовного 2) гражданского 3) административного 4) экологического

^ А30 Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?

А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изме­нения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

Б. Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

Часть 2

В2 Ниже приведен ряд прав человека, провозглашенных в Кон­ституции РФ. Все из них, за исключением одного, относятся к политическим правам. Найдите и укажите право, выпадаю­щее из этого ряда.

Право на: объединения, проведение митингов, избирать и быть избранным, доступ к государственной службе, свободу мысли и слова, свободу совести.

^ Просвещение 2008 Вариант 4 Часть 1

А26 Под «естественным правом» принято понимать

1) совокупность норм, регулирующих взаимодействие общества и природы

2) исторически возникшие правила поведения, в настоящее время существующие в виде обычая

3) неотъемлемые права человека, принадлежащие ему по праву рождения и имеющие абсолютную ценность

4) поведенческие акты человека, которые проявляются инстинктив­но

^ А27 Полная дееспособность по общему правилу

1) начинается с совершеннолетия 2) возникает с рождения

3) длится до достижения пенсионного возраста 4) возникает с момента получения паспорта

^ А28 Какое из названных прав предоставляется только по достижении полной дееспособности?

1) на равный доступ к государственной службе 2) на образование

3) на защиту от всех форм дискриминации 4) на свободу искать, получать и распространять информацию

А29 Гражданин Н., управляя автомобилем, был остановлен со­трудником ГИБДД за превышение скорости. Нормы какого права определяют ответственность гражданина Н. в данной ситуации?

1) уголовного 2) административного 3) гражданского 4) трудового

^ А30 Верны ли следующие суждения о субъектах правоотноше­ний?

Б. Общим для всех субъектов всех отраслей права является то, что они имеют юридические обязанности перед госу­дарством.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ Часть 2

В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

Признаки... формы государственного устройства

Действует формируется властные полномочия законодательство субъектов

Единая двухпалатный распределены между разрабатывается в соответствии

Конституция парламент центром и регионами с общегосударственным законодательством

^ В2 Ниже приведен ряд терминов, все из них, за исключением одного, относятся к понятию «юридический факт». Найдите и укажите понятие, выпадающее из этого ряда.

Преступление, проступок, событие, обычай, действие, юриди­ческий акт.

^ В4 Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражаю­щие биологическую природу человека, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) интересы 2) мировоззрение 3) задатки

4) умения 5) наследственность 6) идеалы

^ ФИПИ 2009 Вариант 1. ЧАСТЬ 1

А26. Право - это

1) правила поведения, закреплённые обычаем

2) общеобязательные нормы, установленные и защищаемые государством

3) совокупность представлений общества о добре и зле

4) правила поведения, сложившиеся в результате длительно­го исторического применения

^ А27. К правоохранительным органам относится

1) Совет Безопасности РФ 2) Правительство РФ

3) Верховный Суд РФ 4) Министерство по чрезвычайным ситуациям

^ А28. Понятия «депутатский запрос», «поправка к закону» от­носятся к деятельности

1) органов законодательной власти 2) органов исполнительной власти

3) института президентства 4) органов судебной власти

^ А29. Прогул студентом учебных занятий, неявка на аттестационную сессию без уважительной причины повлечёт за собой привлечение нарушителя к ответственности

1) административной 2) уголовной 3) дисциплинарной 4) гражданско-правовой

^ А30. Верны ли следующие суждения о правовых актах?

А. Одним из признаков нормативного правового акта являет­ся письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

^ В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, кото­рые необходимо вставить на место пропусков.

«Административное______(1) представляет собой одну из сложнейших отраслей российского законодательства. Это обус­ловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируются его _____2). Административное право обеспечивает правовую______ (3) прав и свобод как физических, так и юридических лиц. Она необходима как от действий, так и ______(4) административных органов. Публичную административную власть
осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы. В предмете административного права России выделяются три группы общественных _____(5), возникающих при осуществлении регулятивной, охранительной деятельности администрации и административного судопроизводства. Вся деятельность
публичной администрации направлена на исполнение законов, международных ______(6) и актов правосудия».

А) право Б) норма В) закон Г) договор Д) охрана

Е) бездействие Ж) отношения 3) преступление И) защита

^ ФИПИ 2009 Вариант 2 ЧАСТЬ 1

А26. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что она

1) является единственным правовым актом государства

2) принимается высшим органом власти в государстве

3) не допускает законы и иные правовые акты, противореча­щие ей

4) содержит в себе исчерпывающие ответы на все вопросы

^ А27. Определение опасных для личности, общества и госу­дарства деяний как преступных и установление видов наказаний за их свершение закреплено в

1) Конституции РФ 2) Гражданском кодексе 3) Трудовом кодексе 4) Уголовном кодексе

^ А28. Права человека с точки зрения принципов демократии и международного законодательства

1) присущи всем людям от рождения

2) присущи гражданам демократических государств

3) закрепляются за лицами только в силу их принадлежности к государству

4) принадлежат только лицам без гражданства и политиче­ским беженцам

^ А29. В газетной публикации были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Ему следует обра­титься для защиты своей чести и достоинства в

1) прокуратуру 2) управление внутренних дел 3) адвокатуру 4) суд

^ А30. Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?

А. В РФ население страны участвует в принятии законов пу­тем референдума.

Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В4. Найдите в приведённом ниже списке требования, которы е являются обязательными для избирательной системы в демократи­ческом обществе. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие возрастного ценза

2) наличие образовательного ценза

4) информированность граждан о программах кандидатов

5) допущение привилегий при распределении голосов.

^ В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Административный порядок разрешения жалоб на дейст­вия органов исполнительной власти и их должностных лиц представляет одну из сфер административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. (2)Административный (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб связан с защитой) их конституционных прав, а также прав, установленных зако­нодательством РФ в сфере социальной политики государства. (3) Административный порядок рассмотрения жалоб граждан" требует, на наш взгляд, чёткого правового регулирования. (4)Думается, важно рассмотреть возможность установления процедуры рассмотрения жалоб граждан в органах государст­венной власти на законодательном уровне.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

^ ФИПИ 2009 Вариант 3 ЧАСТЬ 1

А26. Высшую юридическую силу в системе нормативных ак­тов РФ имеет(-ют)

1) приказы Министра обороны 2) Конституция РФ

3) указы Президента РФ 4) постановления Правительства РФ

А27. Уголовная ответственность наступает за

1) причинение материального ущерба 2) нарушение долговых обязательств

3) нарушение трудовой дисциплины 4) совершение преступления

А28. Право представляет собой совокупность общеобязатель­ных норм, действие которых обеспечивается силой

1) традиций 2) общественного мнения 3) убеждения 4) государства

^ А29. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений без законных оснований наказывает­ся в соответствии с нормами права

1) уголовного 2) семейного 3) гражданского 4) трудового

^ А30. Верны ли следующие суждения о правонарушениях?

А. Пропаганда расистских и экстремистских взглядов и убеждений в СМИ является правонарушением.

Б. Экстремистские религиозные убеждения, даже не выра­женные в действиях, являются правонарушениями.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ЧАСТЬ 2

ФИПИ 2009 Вариант 4 ЧАСТЬ 1

А26. Конституция РФ

1) имеет прямое действие

2) действует в субъектах Федерации в соответствии с мест­ными законами

3) имеет равную юридическую силу с конституциями рес­публик РФ

4) действует с учётом национальных обычаев и традиций

^ А27. Увольнение с работы по причине сокращения персона­ла или ликвидации фирмы относится к правоотношениям

1) трудовым 2) семейным 3) административным 4) уголовным

А28. Высшей ценностью согласно Конституции РФ является(-ются)

1) интересы государства 2) нерушимость государственных границ

3) верховенство закона 4) права и свободы человека

А29. Гражданин К. был уволен с работы. Для определения законности увольнения он может обратиться

1) в парламент 2) к правительству 3) к президенту 4) в суд

^ А30. Верны ли следующие суждения о правонарушении?

А. Правонарушение всегда предполагает совершение опреде­лённых противоправных деяний.

Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ФИПИ 2009 Вариант 5 ЧАСТЬ 1

1) она обязательна для исполнения 2) её нарушение осуждается обществом

3) она регулирует общественные отношения 4) она является социальной нормой

^ А27. Правоспособность у физического лица возникает с

1) момента рождения 2) возраста 16 лет 3) возраста 18 лет 4) возраста 21 года

А28. Конвенция о правах ребёнка - документ,

1) обязывающий подписавшую страну соблюдать указанные права

3) информирующий общественность подписавшей страны о правах ребёнка

4) провозглашающий ценность прав ребёнка и призываю­щий подписавшую страну задуматься об их соблюдении

А29. Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведче­скую задачу: «Школьник без спроса взял из открытой сумки од­ноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно. Хозяин телефона не узнал об этом. Совершил ли школьник, взявший телефон, правонарушение?»

Результаты выполнения задачи приведены в диаграммах.

Проанализируйте результаты и выберите верное утвержде­ние.

1) В 9 «Б» больше, чем в 9 «А», учащихся, связывающих пра­вонарушение с причинением материального ущерба.

2) В 9 «А» больше, чем в 9 «Б», учащихся, считающих, что действия школьника являются правонарушением.

3) Около четверти учащихся каждого класса уверены, что действия школьника не являются правонарушением.

4) Большинство учащихся обоих классов не знают признаков правонарушения.

^ А30. Верны ли следующие суждения об основах конституци­онного строя РФ?

А. Законодательное собрание субъекта РФ имеет право само­стоятельно вносить изменения в Конституцию РФ.

Б. Органы государственной власти, органы местного самоуп­равления, должностные лица, граждане и их обществен­ные объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В2. Ниже приведён перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к понятию «юридический факт». Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.

Правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие, правомерные, неправомерные, непосредственные.

^ ФИПИ 2009 Вариант 6 ЧАСТЬ 1

А26. Конституция является

^ А27. Отрасль международного права, принципы и нормы ко­торой направлены на ограничение причиняемых вооруженными конфликтами страданий и бедствий, называется

1) военным правом 2) гуманитарным правом

3) правом мирного сосуществования 4) антивоенным правом

^ А28. Термины «составление бюджета», «ведомство», «минис­терство» относятся к деятельности

1) законодательной власти 2) исполнительной власти

3) института президентства 4) Совета безопасности

^ А29. Семнадцатилетние юноши, возвращаясь на метро до­мой, присели на ступени эскалатора. Работник метро потребо­ вал встать, но юноши ответили нецензурной бранью. Какая юридическая ответственность последует за этими действиями правонарушителей?

1) уголовная 2) дисциплинарная 3) административная 4)гражданская

^ А30. Верны ли следующие суждения о правовых основах брака в РФ?

А. Обряд венчания регулируется семейным правом.

Б. Для регистрации брака достаточно только взаимного до­бровольного согласия и достижения брачного возраста.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ЧАСТЬ 2

В4. Найдите в приведённом ниже списке характерные при­знаки правонарушения и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) общественно опасное деяние 2) неэтичное деяние

3) виновное деяние 4) безнравственное деяние

5) безрассудное деяние 6) противоправное деяние

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

^ ФИПИ 2009 Вариант 7 ЧАСТЬ 1

А26. Право как социальный регулятор всегда

1) исполняется всеми гражданами 2) является воплощением идеала справедливости

3) охраняется силой государства 4) поддерживается общественным мнением

^ А27. К нормам международного гуманитарного права относится

^ А28. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является

1) Президент РФ 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Совет Федерации

^ А29. Что является примером нормы гражданского права?

1) каждый обязан охранять природу и окружающую среду

2) сделка, для которой законом или соглашением сторон не ус­тановлена письменная форма, может быть совершена устно

3) в Российской Федерации признаётся идеологическое мно­гообразие

4) умышленное убийство, совершённое без отягчающих об­стоятельств, наказывается лишением свободы на срок от трёх до десяти лет

^ А30. Верны ли следующие суждения о правах потребителя?

А. Права потребителя включают в себя контроль за произ­водством и распространением товаров.

Б. Права потребителя включают в себя определение рынка сбыта товара.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

^ ФИПИ 2009 Вариант 8 ЧАСТЬ 1

А26. В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ 2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты 4) законы РФ

^ А27. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

1) на презумпцию невиновности 2) на участие в общественной организации

3) на свободу слова 4) на участие в выборах Президента РФ

^ А28. Участие в суде присяжных заседателей в РФ связано с рассмотрением дел

1) гражданских 2) административных 3) трудовых 4) уголовных

А29. Какая ситуация является примером семейных правоот­ношений?

1) родители-алкоголики были лишены родительских прав

2) дочь получила наследство от друга семьи

3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям

4) сын устроился работать на семейную фирму

^ А30. Верны ли следующие суждения о Президенте Россий­ской Федерации?

А. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживаю­щий в РФ не менее 10 лет.

Б. Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражда­нин РФ, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В3. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

^ СИТУАЦИИ ТИПЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

А) 17-летний студент техникума устроился 1) уголовное

На временную работу в летний период 2) семейное

Б)болельщики одной из футбольных команд 3) административное

Отмечали победу своей ко­манды в кафе и перебили там стёкла 4) трудовое

В)рецидивист совершил разбойное на­падение.

Г) супруги подали заявление о разводе в ЗАГС

^ ФИПИ 2009 Вариант 9 ЧАСТЬ 1

А26. Какой из перечисленных признаков может относиться только к правовой норме?

1) её нарушение осуждается обществом 2) обязательность исполнения

3) регулирование общественных отношений 4) соответствие представлениям о добре и зле

^ А27. Дела о соответствии нормативных актов Конституции рф разрешает

1) Верховный суд 2) Арбитражный суд

3) Конституционный суд 4) Верховный суд республики в составе РФ

^ А28. И дети, и взрослые имеют право

1) на участие в управлении своей страной 2) избирать и быть избранным

3) на свободу ассоциаций и мирных собраний 4) на вступление в брак без ограничений по признаку религии

А29. Возвращаясь с работы в 8 часов вечера, гражданин Р. начинает ремонтные работы в квартире, которые заканчиваются около полуночи, что мешает отдыхать соседям. Нормы какого кодекса нарушает гражданин Р.?

1) гражданского 2) жилищного 3) административного 4) экологического

^ А30. Верны ли следующие суждения о правоотношении?

А. Государство защищает каждую из сторон правоотношений от неправомерных действий другой стороны.

Б. Правоотношения непостоянны, они возникают, изменя­ются и прекращаются в связи с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В3. Установите соответствие действий и элементов статуса собственника: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

^ ДЕЙСТВИЕ СТАТУС СОБСТВЕННИКА

Б) нести финансовые расходы 2) обязанности

В) владеть

Г) платить налоги

Д) извлекать полезные свойства

Е) распоряжаться

^ ФИПИ 2009 Вариант 10 ЧАСТЬ 1

А26. Примером нормы уголовного права является

1) арест имущества должника состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжения им

2) основные права и свободы человека неотчуждаемы и при­надлежат каждому от рождения

3) преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом

4) уничтожение полезной для леса фауны влечёт наложение штрафа

^ А27. Признаком правонарушения, отличающим его от нару­шений других социальных норм, является

1) виновность деяния 2) неприемлемость для общества

3) антисоциальный характер 4) его осознание нарушителем

^ А28. К основам конституционного строя РФ отнесено поло­жение о

1) цензуре средств массовой информации 2) политическом и идеологическом многообразии

3) приоритете частной формы собственности 4) финансировании органов местного самоуправления

^ А29. Каким образом может быть изменён статус субъекта РФ?

1) по решению Верховного суда РФ 2) по распоряжению Правительства РФ

3) по постановлению Конституционного суда РФ 4) по взаимному согласию РФ и субъекта РФ

^ А30. Верны ли следующие суждения о трудовых правоотно­шениях?

А. Для возникновения трудовых отношений всегда необходи­мо заключение срочного договора между работодателем и работником.

Б. Субъектами трудовых правоотношений являются работ­ник и работодатель.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

В4. Найдите в приведённом ниже списке причины наступле­ния гражданско-правовой ответственности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) неисполнение договорных обязательств по ремонту квар­тиры

2) нецензурная брань в общественном месте

3) отказ продавца вернуть покупателю сумму, уплаченную за недоброкачественный товар

4) уход в отпуск по семейным обстоятельствам

5) нанесение ущерба здоровью пешехода из-за превышения мотоциклистом скорости

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

1. Виды субъектов Российской Федерации, особенности их конституционно-правового статуса.

2. Проблемы реализации принципа равноправия субъектов Российской Федерации.

3. Особенности правового статуса отдельных видов субъектов.

4. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.

Доклад: Право сецессии в конституционном праве.

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Как Вы оцениваете идею превращения РФ в унитарное государство?

2. Каковы проблемы равноправия субъектов РФ и в чем выражена асимметричность РФ?

3. Можно ли говорить о суверенитете субъектов РФ? Какова позиция Конституционного Суда в этом вопросе?

4. Каким образом может быть изменен статус субъектов РФ?

5. В чем отличие изменения статуса от изменения наименования субъекта РФ?

6. Могут ли субъекты РФ выйти из состава России?

Тесты:

1. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …

а) деятельности в космосе

б) природопользования

в) войны и мира

г) амнистии и помилования

2. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы …

б) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

в) федеральной государственной службы

3. Конституция Российской Федерации __________ полномочия субъектов Российской Федерации.

а) не перечисляет

б) перечисляет

в) закрепляет

г) растолковывает



4. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится законодательство …

а) уголовно-исполнительное

б) гражданское

в) арбитражно-процессуальное

г) о недрах

5. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы …

а) режима пограничных зон

б) адвокатуры и нотариата

в) федерального бюджета

г) защиты семьи, материнства, отцовства и детства

6. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …

а) федеративного устройства и территории РФ

б) обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности

в) гражданства в РФ

г) денежной эмиссии

7. К принципам федеративного устройства Российской Федерации относится принцип …

а) равноправия субъектов Российской Федерации

б) неравноправия субъектов Российской Федерации

в) государственной раздробленности

г) отсутствия единства системы органов государственной власти

8. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к предметам ведения Российской Федерации относится …

а) административно-процессуальное право

б) административное право

в) трудовое право

г) уголовно-процессуальное право

9. В соответствии с федеральным законодательством, структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется …

а) федеральным законом

б) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации

в) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации

г) указом Президента РФ

10. Изменение границ между субъектами Российской Федерации …

а) допускается

б) не допускается

в) допускается только в условиях чрезвычайного положения

г) осуществляется на основе указа Президента Российской Федерации

11. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …

а) установления системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти

б) таможенного регулирования

в) федерального коллизионного права

г) административного и административно-процессуального законодательства

12. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации исключительно в ведении Российской Федерации находятся вопросы …

в) принятия и изменения Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением

г) установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

13. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к предметам ведения Российской Федерации относится …

а) воспитания, образования, науки, физической культуры и спорта

б) защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

в) установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

г) правовое регулирование интеллектуальной собственности

14. К признакам федерации как формы государственного устройства не относится такой признак, как …

а) право субъекта федерации самостоятельно выходить из состава федерации

б) воспитания, образования, науки, физической культуры и спорта

в) защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

г) все ответы верны

15. К предметам ведения Российской Федерации, закрепленным в ст. 71 Конституции РФ, относится …

а) защиты прав и свобод человека и гражданина

б) федеративное устройство

в) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

г) установления общих принципов налогообложения и сборов в РФ

16. На основе договора было создано такое федеративное государство, как …

а) РСФСР в 1918 году

б) СССР в 1922 году

в) Россия в 1992 году

г) Россия в 1993 году

17. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется _________ Российской Федерации.

а) Конституцией

б) Федеральным законом

в) Федеральным конституционным законом

г) Указом Президента РФ

18. Согласно федеральному законодательству высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации …

а) назначается Президентом РФ

б) утверждается на референдуме

в) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации

г) все ответы верны

19. Сущностью Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 года, стало разграничение предметов ведения и полномочий между …

а) органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

б) органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления

в) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

г) все ответы верны

20. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и __________ республики.

21. Для __________, как субъектов Российской Федерации, допускается наличие своего собственного государственного языка.

22. Статус автономной области определяется Конституцией Российской Федерации и __________ автономной области.

23. Основной закон республик в составе Российской Федерации называется _________

24. Основной закон города федерального значения в составе Российской Федерации называется _________

Возможность изменения статуса субъекта РФ прямо предусматривается Конституцией РФ. Устанавливается, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч.5 ст.66).

Согласно приведенному конституционному положению одностороннее изменение статуса субъекта РФ не допускается. Условия, формы согласования, участники согласования и порядок принятия соответствующих решений по изменению статуса субъекта РФ должны определяться федеральным конституционным законом об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. В случае выполнения требований, предусмотренных этим законом к изменению статуса субъекта РФ, должен быть принят конкретный федеральный конституционный закон об изменении статуса данного субъекта РФ (ч.1 ст.137 Конституции РФ).

Федеральный конституционный закон, в соответствии с которым может осуществляться изменение статуса субъекта РФ, пока не принят. Поэтому предоставленное конституцией РФ право в настоящее время не осуществимо.

Потребность в разработке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ не признается политически насущной. Однако такая работа должна проводиться, а законодательное оформление соответствующего института не может длиться десятилетиями. Поскольку в данном случае речь идет о реализации конституционных правомочий субъектов РФ и России как федеративного государства.

При подготовке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ могут быть учтены государственно-правовая практика России и зарубежный опыт.

Например, в РСФСР статус ее субъектов изменялся путем смены их государственно-правовой формы. Так, советская автономная республика в составе РСФСР могла быть преобразована в республику в составе Союза ССР ("повышена в статусе") и наоборот – союзная республика в составе СССР могла быть преобразована в автономную республику в составе РСФСР ("понижена в статусе").

Наряду с этим существовал богатый опыт преобразования автономных областей советской России в советские автономные республики ("повышение в статусе").

Поскольку союзные республики в СССР и автономные образования в составе РСФСР (республики, области, округа) имели не одинаковый статус, постольку изменение их государственно-правовой формы означало не только существенное расширение (либо сужение) их политических прав, но и существа их взаимоотношений с федеральным центром.

В современной России теоретически возможная смена государственно-правовой формы субъекта РФ не ведет к трансформации основных параметров его статуса. В этом случае изменяется содержание лишь отдельных его компонентов (утрата или приобретение отдельных прав и обязанностей).

В частности, гипотетически возможный выход автономного округа из края, области может сопровождаться преобразованием округа в область (автономную область). В то же время выход Чукотского автономного округа из Магаданской области в 1992 г. не привел к смене государственно-правовой формы, но изменение его положения по отношению к "материнской" области существенно.

Государственно-правовой опыт новой России знает случаи выдвижения предложений о выходе из состава края, области других автономных округов (Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского, Таймырского). Однако эти предложения не были реализованы в силу политико-эконо­мической нецелесообразности. Отрицательному решению во многом способствовало и отсутствие необходимых юридических процедур.

Ставился также вопрос о преобразовании Свердловской области в Уральскую республику. Данная инициатива получила резкую отрицательную оценку федерального центра, а ее "автор" – губернатор Э. Россель был отправлен в отставку (1995 г.).

Существовали проекты создания еще трех республик: Дальневосточной, Южнорусской и Вологодской. Известен и так называемый "ультиматум тридцати двух", в котором края и области требовали предоставления им статуса республик.

Выдвигались предложения и по объединению Ленинградской области и Санкт-Петербурга (1996-1999 гг.), Московской области и Москвы (1999-2000 гг.).

Предлагалось также присоединить Ненецкий автономный округ к Республике Коми, а Республики Алтай и Адыгея – к Алтайскому краю и Краснодарскому краю соответственно.

В литературе рассматриваются другие теоретически возможные способы изменения статуса субъекта РФ, но они не основаны на отечественной государственно-правовой практике и носят отвлеченный характер. Вместе с тем приобретение того или иного специального статуса субъектом РФ с учетом зарубежного опыта не должно исключаться.

Например, заслуживают более пристального внимания вопросы совершенствования правового регулирования статуса города Москвы как столицы Российской Федерации. В настоящее время действует Закон РФ "О статусе столицы Российской Федерации". В нем определяются задачи и функции столицы России, компетенция органов государственной власти города, вытекающая из этих задач и функций, а также особенности бюджетного финансирования, обеспечивающие компенсацию затрат на осуществление столичных функций.



Вместе с тем совмещение городом Москвой статуса столицы России и статуса субъекта РФ требует системного подхода в решении государственно-образующих вопросов. В этой связи заслуживает внимания опыт образования федеральных округов как особых составных частей Федерации, являющихся административно-политическими центрами (Вашингтон – в США).

В рамках основных конституционно-правовых параметров может быть определено конкретное содержание статуса отдельного субъекта РФ. Конкретизация основополагающих статусных положений должна осуществляться, в частности, исходя из географических, геополитических и других особенностей субъекта РФ.

Так, возможно принятие федерального конституционного закона об изменении статуса Калининградской области, который является особым анклавом Российской Федерации и который отделен от остальной территории России.

Согласно указанному закону область могла бы получить особый статус, позволяющий ей более эффективно взаимодействовать с приграничными зарубежными государствами и самостоятельно решать региональные пограничные вопросы в социально-экономической и культурной сфере и др.

В настоящее время субъекты РФ, линией границы которых является государственная граница Российской Федерации (приграничные субъекты РФ) получили особые права. Имея режим приграничных территорий, эти субъекты РФ осуществляют совместно с федеральными органами государственной власти защиту государственной границы. Данная обязанность субъекта РФ установлена федеральным законом.

Кроме того, приграничные субъекты РФ объективно имеют более интенсивные связи с сопредельными территориями зарубежных стран. Представляется, что весь комплекс этих отношений мог бы быть урегулирован особым федеральным конституционным законом.

Конституционно-правовой статус – правовое положение субъекта Российской Федерации, которое определяется Конституцией РФ и конституцией (уставом) субъекта РФ, принимаемой законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта (ч. 1-2 ст. 66 Конституции РФ).

Первоначально Конституция РФ 1993 года установила, что в состав Российской Федерации входят 89 субъектов. Со временем состав субъектов Российской Федерации изменился: 5 федеральных конституционных законов сократили число субъектов РФ с 89 до 83 субъекта с 1 марта 2008 г.

Первыми решение об объединении приняли Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. 1 декабря 2005 года в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" прекратили существование Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ и вместо них был образован новый субъект Российской Федерации - Пермский край.

Затем объединились Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ в новый субъект Федерации - Красноярский край. 23 октября 2005 года прошли референдумы по третьему объединению субъектов РФ – голосования по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. Следующими объединились Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в результате появился новый субъект РФ - Иркутская область. В результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа был образован Забайкальский край.

В ближайшие годы возможно дальнейшее объединение субъектов Российской Федерации, что, вероятно, приведет к исчезновению таких видов субъектов Российской Федерации как автономный округ и автономная область.

Все субъекты РФ перечислены в статье 65 Конституции России. Среди 83 субъектов Российской Федерации Конституция России выделяет следующие виды – республики (21), края (9), области (46), города федерального значения (2), автономные округа (4), автономная область (1). В этом Российская Федерация уникальна – в других федеративных государствах субъекты федерации именуются одинаково (штаты, земли, провинции и т.п.) и число их значительно меньше.

Таким образом, субъектами Федерации провозглашены: 1) национальные государственные образования (республики), 2) территориальные образования (края, области, города федерального значения) и 3) национально-территориальные (автономные) образования (автономная область и автономные округа).

В связи с этим возможно рассматривать федеративное устройство России как включающее в свой состав субъекты, образованные, как по национальному, так и по территориальному признаку.


Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации характеризуется рядом основных признаков.

1. В каждом субъекте Федерации имеется свой базовый правовой акт конституция у республик, устав –у других субъектов Федерации и законодательство . Так как компетенция всех видов субъектов РФ в основном совпадает, то и их основополагающие правовые акты –конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов –имеют одинаковую юридическую силу.

Конституция России предусматривает полномочие Конституционного Суда РФ разрешать дела о соответствии конституций и уставов субъектов Федерации Конституции РФ.

2. Федерация совместно с самим субъектом РФ определяет его конституционно-правовой статус . Согласно статье 66 Конституции РФ статус республики определяется Конституцией России и конституцией республики, статус субъектов РФ остальных видов определяется также Конституцией России и уставом соответствующего субъекта Федерации.

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, субъект РФ не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус. Изменение государственного статуса субъекта РФ может иметь место только без изменения территории и границ Российской Федерации.

3. В Конституции РФ, как уже отмечалось, провозглашается равноправие субъектов Федерации и, в частности, равноправиесубъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (статья 5).

4. Каждый субъект РФ имеет свою территорию .Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия (статья 67 Конституции РФ).

5. У каждого субъекта РФ есть собственная система органов государственной власти , которая устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77 Конституции РФ).

6. Субъект РФ имеет право на участие в процессе принятия решений на федеральном уровне – с тем чтобы более полно обеспечивался учет его потребностей и законных интересов.

7. Субъекты РФ вправе в соответствии со статьей 72 (пункт "о" части 1) Конституции РФ осуществлять международные и внешнеэкономические связи , при условии что такие связи не вторгаются в полномочия и прерогативы Российской Федерации как суверенного государства, и что их координация определяется федеральным законом и принимаемыми на его основе законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

8. Статус субъекта РФ характеризуется наличием государственной собственности субъекта Федерации.

9. Каждый субъект РФ имеет право на свои символы , которыми могут быть флаг, герб, гимн. У субъекта Федерации может быть своя столица или административный центр.

Под статусом субъекта Российской Федерации обычно понимаются совокупность полномочий, прав и обязанностей или система государственно-правовых компетенций в осуществлении им власти на своей территории в качестве субъекта правоотношений с Федерацией и другими государственными образованиями , а также указание на его принадлежность к определенному виду субъектов РФ: республике, краю, области, городу федерального значения, автономной области, автономному округу 1 . Нормы, определяющие основы статуса субъекта РФ, отражены в конституционном законодательстве, что и характеризует данный статус как конституционный, т. е. юридически закрепленный на высшем конституционном уровне. Конституционный статус субъекта РФ устанавливается федеральной Конституцией и конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ и характеризуется обладанием субъектом всей полнотой государственной власти на своей территории , кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Конституция РФ допускает возможность изменения статуса субъекта Федерации. Согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Таким образом, ни Российская Федерация, ни ее субъекты не вправе в одностороннем порядке изменять конституционный статус субъектов РФ. В основных законах субъектов РФ часто воспроизводится федеральный конституционный императив. Например, в ст. 13 Устава Омской области установлено: «Никто не может изменить государственно-правовой статус Омской области в одностороннем порядке».

Федеральный конституционный закон об изменении статуса субъекта Российской Федерации еще не принят, хотя проекты его разработаны давно . Вместе с тем в конституциях (уставах) некоторых субъектов РФ определен порядок выражения согласия субъекта на изменение его статуса. Так, согласно Конституции Республики Тыва изменение конституционно-правового статуса Республики возможно только по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Тыва в соответствии с федеральным конституционным законом (ст. 1). Аналогичные нормы содержатся в конституциях и уставах других субъектов РФ. В уставах отдельных субъектов РФ устанавливается порядок выражения согласия на изменение их статуса. Так, согласно Уставу Красноярского края изменение статуса края, а также его объединение с другими субъектами РФ могут быть произведены только на основе решения, принятого на краевом референдуме, если иное не будет предусмотрено федеральным законодательством (ст. 15). Соот-ветствуюшая формулировка Конституции Республики Мордовии более мягкая: «Республика Мордовия выражает согласие об изменении своего статуса с учетом мнения населения Республики Мордовия» (ч. 2 ст. 56).

Конституционно-правовой статус субъекта РФ согласно федеральному законодательству может быть изменен двумя способами :

  • 1) путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой;
  • 2) путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Федерации путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой означает присвоение субъекту иного вида конституционно-правового статуса субъекта РФ из числа установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, что подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ 1 . Например, область может быть преобразована в край, край - в республику и т. п. Таким образом, изменяется субъектный состав Российской Федерации, конституционный статус субъекта РФ, но при этом его территория остается без изменения .

Среди ученых бытует мнение, что без изменения вида и территории субъекта РФ изменение его индивидуального названия является изменением статуса субъекта . Представляется, что в данном случае нельзя рассматривать как изменение статуса субъекта РФ смену по его инициативе наименования, поскольку, кроме этого, ничто другое не меняется.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ предусмотрено Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», регулирующим процедуру объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

Объединение субъектов РФ проводится в целях: 1) обеспечения сохранения и развития самобытности народов, традиционно проживающих на территориях соответствующих округов; 2) ускорения социально-экономического развития объединяющихся территорий, повышения уровня жизни населения, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов, проживающих на территориях округов; 3) эффективного осуществления государственной власти; 4) организации местного самоуправления с учетом особенностей административно-территориальных единиц с особым статусом; 5) дополнительных гарантий для коренных малочисленных народов .

Объединение субъектов РФ влечет возникновение нового укрупненного субъекта Федерации в территориальных границах объединенных субъектов. По существу, прежние субъекты РФ (на практике это автономные округа) прекращают свое существование и в границах их территорий возникает новый субъект, который может: 1) сохранить тип и наименование одного из прежних субъектов (например, Красноярский край при его объединении с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийский автономными округами); 2) при сохранении наименования избрать новый тип из перечня установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ (например, Пермский край при объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа); 3) избрать новый тип и новое наименование (например, Забайкальский край при объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа). Во всех трех случаях изменение статуса субъекта Федерации сопряжено с изменением его территории.

Необходимо обратить внимание на некорректные положения ряда уставов, в которых объединение с другими субъектами Федерации выведено из понятия «изменение статуса». Так, согласно ч. 4 ст. 3 Устава (Основного Закона) Саратовской области «изменение статуса области, ее объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Более ярким примером служит положение Устава Волгоградской области: «Изменение статуса, наименования, границ области, а также ее объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены в порядке, установленном действующим законодательством» (ч. 4 ст. 1) (выделено мной. - И. #.).

Необходимо заметить, что в науке также существует мнение о том, что объединение в форме присоединения субъекта РФ к уже сущест-вуюшему субъекту РФ и, как следствие, изменение его территории и населения не означает изменения его статуса - необходима процедура признания прекращения существования присоединенных субъектов РФ и легитимации изменения территории и населения субъекта РФ, в состав которого вошли присоединенные субъекты Федерации 1 .

В. В. Кульчевский полагает целесообразным процедуру прекращения существования субъекта РФ рассматривать как изменение статуса территориальной единицы, а не изменение статуса субъекта РФ, объясняя это тем, что субъект Федерации представляет собой определенное правовое образование, «наличие территории у которого является лишь одним из признаков. Статус же субъекта Федерации - это его правовое качество» . С данной позицией сложно согласиться, поскольку без своей территории, на которую распространяется юрисдикция его органов, субъекта Федерации как государственно-территориального образования просто не может быть.

В теории конституционного права выделяют и другие способы изменения статуса субъекта Федерации, сопровождающиеся территориальными изменениями:

  • 1) разделение субъекта Федерации на несколько новых субъектов;
  • 2) выделение части территории субъекта Федерации с предоставлением ей статуса субъекта Федерации;
  • 3) объединение частей территорий нескольких граничащих между собой субъектов Федерации с предоставлением этой объединенной территории статуса субъекта Федерации.

Федеральным законодательством эти способы не предусмотрены, что объясняется необходимостью исключения самой возможности дальнейшего дробления территориального устройства государства. Учитывая размеры территории России, наличие самого большого числа субъектов из всех федераций мира, проблемы экономического отставания ряда субъектов РФ, такая позиция законодателя вполне оправданна .

Вместе с тем о возможности не только объединения, но и разделения субъекта упоминают отдельные региональные акты, например Устав (Основной Закон) Томской области (ч. 5 ст. 2), Устав Челябинской области (ч. 5 ст. 1), ч. 2 ст. 6 Устава (Основного Закона) Орловской области.

Разделение субъекта Федерации может не только иметь отрицательный эффект, связанный с усложнением системы управления территориями, но и быть обусловлено обострением в нем межнациональных отношений, когда разделение служит исключительной мерой снятия напряжения в регионе. Примером может служить опыт разделения Чечено-Ингушетии на два субъекта РФ. В силу обострившихся экономических и социально-политических проблем на данной территории принятое решение предотвратило конфликт между чеченцами и ингушами, а также не дало распространиться событиям, произошедшим в 1990-е гг. в Чечне, на территорию Ингушетии 1 . В основе разделения субъекта лежало взаимное согласие двух субъектов и Федерации.

Обращает на себя внимание позиция, высказанная Конституционным Судом РФ в отношении вхождения автономных округов в состав края, области. Суд отметил, что для изменения статуса автономного округа не требуется согласия края или области . Но ведь изменение статуса автономного округа может включать и выход из состава края, области, в результате которого изменится и территория последних. Очевидно, в федеральном законе о порядке изменения статуса субъекта Федерации этот вопрос должен быть решен.

Иногда к способам изменения статуса субъектов Федерации относят изменение границ между субъектами РФ путем разрешения приграничных споров , что представляется неверным, поскольку в данном случае речь идет об изменении границ территории субъектов, за счет чего они могут уменьшаться или увеличиваться без изменения статуса субъектов.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ может осуществляться лишь в рамках Конституции РФ. Конституция не содержит права субъектов РФ на выход из Российской Федерации, поэтому изменение статуса субъекта не может осуществляться таким способом.

В зарубежных федерациях, например в Индии и Пакистане, допускаются в качестве исключительной меры юридической ответственности преобразование и даже ликвидация субъекта федерации . Российское конституционное законодательство не знает таких мер ответственности субъектов РФ.

  • См.: Филиппов И. К. Правовой статус республик - субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 5.
  • См.: Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. М., 1994. С. 44.
  • См., например: Козлов А. Е., Румянцева Т. С., Чехарина В. И. Инициативный проект федерального конституционного закона Российской Федерации «О порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, образования в ее составе нового субъекта и принятия в Российскую Федерацию нового субъекта» // Государство и право. 1996. № 3. С. 110-117.
  • См. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П; постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П; постановление Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа»; Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации».
  • Некоторые ученые изменением статуса субъекта Федерации считают его преобразование в иной вид, аргументируя этот вывод тем, что между субъектами РФ нет никаких различий, кроме конституции и государственного языка в республиках. По мнению В. В. Иванова, «изменение статуса субъекта Российской Федерации - это отказ региона от статуса субъекта Федерации с последующим включением его территории в состав другого региона либо с предоставлением этому образованию какого-либо иного статуса в Федерации» (Иванов В. В. Конюхова И. А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004. С. 303.
  • См.: Кондрашев А. А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М., 2006. С. 105.


Просмотров