Субъектом монополистических действий и ограничения конкуренции являются. Монополистические действия и ограничение конкуренции

Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК). Закон предусматривает ответственность за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

В данной статье указываются две группы квалифицирующих признаков. Первая: совершение деяния неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Вторая: совершение деяния с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.

Статья 178 является новой, но тем не менее в ней с определенными изменениями воспроизводятся положения ст. 154 3 УК РСФСР. В ст. 178 УК РФ незаконные действия, связанные с установлением цен, рассматриваются лишь как способ совершения монополистических действий, а не как целостная характеристика объективной стороны преступления, включающая различные способы его совершения. В ней изменен перечень способов совершения преступления. Дана иная характеристика квалифицирующих обстоятельств. Устранена специальная ответственность только за неисполнение законных предписаний антимонопольных органов, предусматривавшаяся ст. 175 1 УК РСФСР.

В ст. 178 даны признаки нескольких составов преступления, которые разграничиваются: а) по способу совершения монополистических действий и ограничения конкуренции; б) по квалифицирующим признакам двух степеней тяжести.

Цель статьи - уголовно-правовая охрана порядка и правил эффективного функционирования товарного рынка, предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, препятствующих осуществлению своих прав и возможностей иными хозяйствующими субъектами, а также охрана прав и интересов отдельных граждан и государства, не выступающих в качестве хозяйствующих субъектов.

Социально-поведенчески монополистические действия и ограничение конкуренции представляют собой различные способы незаконного экономического и внеэкономического воздействия на более слабого или временно находящегося в затруднительной ситуации участника рынка.

Монополистические действия (в соответствии со ст. 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 г. и 25 мая 1995 г.) * , составляя содержание монополистической деятельности, определяются как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

* Ведомости РСФСР. 1991.-№ 16. Ст. 499; 1992. № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977.

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Монопольно высокой ценой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена согласно названному Закону - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счёт продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка * .

* Решением Министерства экономики РФ установлены минимальные цены, в частности, на алкогольную продукцию крепостью выше 28 (33,6 руб за 1 л) при оптовой продаже; 36,5 руб. за 1л - при розничной // Российская газета. 1998. 19 апр.

Доминирующим положением на рынке является исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия, обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего, субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

К занимающим доминирующее положение на рынке в соответствии с положениями Закона о конкуренции субъект может быть отнесен путем включения в реестр предприятий-монополистов. Доминирующее положение при наличии нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара признается, если данная группа в совокупности имеет долю на рынке определенного товара более 35%.

Ограничение конкуренции рассматривается как вид монополистической деятельности, которая осуществляется путем принятия нарушающих права участников рынка актов и иных действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также соглашений хозяйствующих субъектов между собой.

Однако действия хозяйствующего субъекта, формально образующие монополистическую деятельность, могут быть признаны в исключительных случаях правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для товарного рынка (п. 2 ст. 5 Закона о конкуренции).

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" * устанавливает особый порядок отношений с участием субъектов естественных монополий, под которыми понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, т. е. такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, .не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

* СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

Закон устанавливает следующие сферы деятельности субъектов естественных монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Объективная сторона включает действия различного содержания, которые могут совершаться также с квалифицирующими признаками. Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178).

Объективная сторона этого преступления включает два самостоятельных деяния: 1) установление монопольно высоких или монопольно низких цен (т.е. монополистические действия) и 2) разделение рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен (т.е. ограничение конкуренции).

Наступление каких-либо вредных последствий для признания преступления оконченным при этом не требуется (формальный состав).

Разделение рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности - различные действия cyбъектов предпринимательской деятельности (в том числе их сговор) вопреки закону.

Субъект преступления - физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Субъективная сторона - вина в форме прямого умысла.

По ч. 2 ст. 178 наступает ответственность за те же деяния, совершенные неоднократно, группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой. Часть 3 предусматривает ответственность за совершение преступления: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с уничтожением или повреждением чужого имущества либо в) с угрозой его уничтоженния или повреждения при отсутствии признаков вымогательства.

1. Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен -
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства -
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
Преступление выражается в монополистических действиях, совершенных путем установления монопольно высоких либо монопольно низких цен, либо в ограничении конкуренции путем раздела рынка, либо ограничении доступа на рынок, либо устранении с рынка других субъектов экономической деятельности, а также установления или поддержания единых цен.
Монополистическими действиями согласно Закону Российской Федерации от 22 марта 1991 года с последующими изменениями и дополнениями Федерального закона Российской Федерации от 25 мая 1995 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" являются такие действия субъектов экономической деятельности, которые противоречат положениям антимонопольного законодательства, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции на товарных рынках. В качестве таких субъектов могут выступать индивидуальные предприниматели, коммерческие организации либо федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления.
Монопольно высокой ценой товаров признаются такие цены, которые устанавливаются лицом, занимающимся хозяйственной деятельностью на товарном рынке с корыстной целью получения сверхприбыли за счет низкого качества товаров либо с целью денежной компенсации за покупку товара, иных затрат.
Монопольно низкой ценой товаров признаются такие цены, которые устанавливаются на товарном рынке продавцом с целью вытеснения с рынка других конкурентов посредством продажи убыточного товара либо иное действие, совершаемое с этой целью.
Ограничение конкуренции путем раздела рынка выражается в сговоре двух или более хозяйствующих субъектов, направленном на раздел товарного рынка либо по территориальному признаку, по объему продаж и закупок, закрепления "торговых точек" на рынке и т.д.
Ограничение доступа на товарный рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности может быть выражено в запрещении субъектами хозяйственной деятельности на ввоз на рынок товаров, препятствиями к торговле товаров продавцами. Кроме того, устранение с рынка других субъектов экономической деятельности может быть выражено в действиях психического либо физического насилия, применяемого к другим субъектам, либо учинении погромов "товарных точек" и т.д.
Установление либо поддержание единых цен на товарном рынке означает действия субъектов экономической деятельности, направленные на устранение конкурентов на рынке.
Уголовно наказуемыми признаются действия, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства (то есть виновный не требует передачи имущества при совершении данного преступления).
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет (индивидуальный предприниматель, руководитель коммерческой организации, должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления).

Становление цивилизованного рынка в России немыслимо без развития конкурентной борьбы. Именно она является стимулом к дальнейшему совершенствованию производства, повышению качества продукции, снижению цен, а в конечном итоге - росту жизненного уровня населения. Для обеспечения нормальной конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой создано антимонопольное законодательство. Аналогичный процесс происходит и в нашей стране.

Статья 178 УК РФ устанавливает ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции. Однако при применении ее на практике возникает много вопросов1 1 Гордейчик С. Андреев А. // Российская юстиция. - 1998. - №7..

Прежде всего чрезмерно расширена возможность применения уголовно-правовых мер. Перечень деяний, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства, содержится в ст.ст.6-10 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон), причем подавляющее большинство из них подпадает под признаки преступления, предусмотренного ст.178 УК РФ. Например, введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, необоснованное воспрепятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, запрещение на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой, ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров, создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам. Все это является не чем иным, как ограничением конкуренции (ч.1 ст.178 УК РФ).

Установление монопольно высоких (низких) цен, раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков) воспроизведены в диспозиции ч.1 ст.178 УК РФ.

Кроме того, ряд действий, указанных в Законе как нарушение антимонопольного законодательства, напрямую связаны с преступлениями. Так, изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен (абз.1 п.1 ст.5 Закона), чаще всего связано с установлением монопольно высоких цен; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др. (абз.2 п.1 ст.5 Закона) представляют собой одну из форм ограничения доступа на рынок. Подобный подход законодателя возлагает на правоохранительные органы обязанность прибегать к уголовному преследованию в большинстве случаев нарушения антимонопольного законодательства, что вряд ли оправданно.

К примеру, по указанию начальника одного из отделений железной дороги, занимающей доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок, был запрещен выход на пути общего пользования тепловозов, неподведомственных МПС.

Сотрудники городской администрации и областного управления российской транспортной инспекции ограничили самостоятельность хозяйствующих субъектов, предоставлявших услуги по перевозке пассажиров, обусловив утверждение паспорта названного маршрута и продление действия лицензии на пассажирские перевозки автомобильным транспортом вступлением хозяйствующих субъектов в союз предприятий и предпринимателей автомобильного транспорта. Через это образование администрация города имела возможность регулировать цены на оказываемые услуги. Описанные деяния образуют состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.178 УК РФ.

Общепризнанно, что криминализация деяния уместна тогда, когда нет и не может быть нормы, достаточно эффективно регулирующей соответствующие отношения методами других отраслей права (гражданского, трудового или административного).

Представляется целесообразным использование уголовно-правовых мер в борьбе лишь с наиболее опасными видами нарушений антимонопольного законодательства, причиняющими существенный вред правоохраняемым интересам. Для этого предлагаем в конструкцию объективной стороны анализируемого состава преступления ввести признак "причинение существенного вреда".

Результатом совершения данного преступления, как правило, является вред, причиняемый хозяйствующим субъектам. Так, в одной из областей были введены обязательность платного подтверждения сертификата на ввозимую в область продукцию, квотирование ввоза, повышенный размер сбора для предприятий, торгующих ввезенной продукцией. В итоге каждой из трех фирм, торгующих товарами, произведенными в другой области, был нанесен ущерб в размере, превышающем 50 млн. рублей.

Нередко вред наносится и потребителям. В одном из крупных промышленных городов рынок ритуальных услуг был поделен между муниципальными предприятиями. Созданию новых предприятий препятствовали представители местной администрации, производящие регистрацию. Это позволяло муниципальным предприятиям бесконтрольно повышать цены.

Ввиду того, что рассматриваемые преступления совершаются в сфере экономической деятельности, т.е. в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, последствия от их совершения должны носить материальный характер. Причинение же неимущественного вреда должно влечь применение гражданско-правовых мер.

Материальные последствия могут выступать в виде прямого ущерба, а также упущенной выгоды (неполучения должного).

Определенный интерес представляют случаи нарушения антимонопольного законодательства со стороны должностных лиц органов власти и управления. На практике возникают непростые вопросы: как квалифицировать действия депутатов представительных органов в случае издания правового акта, ограничивающего доступ на рынок хозяйствующих субъектов? как оценить действия должностных лиц, выполняющих требования незаконного правового акта, изданного органами государственной власти?

Нарушения антимонопольного законодательства со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления получили распространение с расширением полномочий последних. Чаще всего депутаты различных уровней принимают нормативные акты, запрещающие ввоз на территорию определенного региона различных товаров, устанавливающие незаконные требования о получении лицензий товаропроизводителями из иных регионов, об уплате налогов и сборов.

Подобные акты принимаются коллегиально. Но вместе с тем суть их - ограничение конкуренции с признаками преступления, предусмотренного ч.1 ст.178 УК РФ. Субъектом преступления придется при этом признавать всех членов депутатского корпуса, проголосовавших за подобное решение. Однако если голосование проводилось тайно, есть основания полагать, что виновных не найти.

Принятие незаконного решения представительными и исполнительными органами создает лишь предпосылки для ограничения конкуренции. Реально права хозяйствующих субъектов нарушаются в результате действий должностных лиц, их выполняющих (исполнителей). К примеру, администрацией области было издано постановление, которым владельцы автотранспортных средств обязывались осуществлять противоугонную маркировку на конкретном предприятии, а при ее отсутствии автомашины к прохождению ежегодного техосмотра не допускались. В описанном случае реальный вред причинялся действиями сотрудников ГАИ.

И последнее: неясно, требуется ли дополнительная квалификация действий должностных лиц, нарушающих требования антимонопольного законодательства, по нормам главы 30 УК РФ.

Так, главой администрации области издано постановление, согласно которому одно из акционерных обществ было наделено исключительным правом осуществлять торговлю ликероводочными изделиями в режиме работы с 19.00 до 23.00. Поскольку указания о специальном субъекте преступления в ч.1 ст.178 УК РФ не имеется, содеянное при наличии иных признаков подлежит дополнительной квалификации по нормам, устанавливающим ответственность за должностные преступления.

Монополистические действия и ограничение конкуренции

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ - уголовно-наказуемое деяние, ответственность за которое предусмотрена в ст. 178 УК. Данная деятельность считается преступной, если она осуществляется: путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен и путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. Содержание указанных понятий устанавливает Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (см. Монополистическая деятельность ). Как и в большинстве случаев установления уголовной ответственности за экономические преступления, совершение перечисленных действий при отягчающих обстоятельствах влечет значительное усиление ответственности. Так, если М.д. и O.K. совершаются с применением насилия или с угрозой его применения. а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения (при отсутствии признаков вымогательства), то максимальное наказание достигает 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Яни П.С.

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Обольщение женщины в условиях конкуренции Описывая приблизительные схемы знакомств с женщинами, мы имели в виду знакомства, когда нет конкуренции со стороны других мужчин. Сейчас мы опишем, как следует себя вести, когда со стороны конкурентов производятся действия,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг автора Башилов Борис Евгеньевич

1.2. Оценка уровня конкуренции… Многие специалисты сравнивают конкуренцию с процессом естественного отбора в природе, когда выживает сильнейший, вытесняя, пожирая более слабого. Конечно, бывает и так. В то же время по своей сути конкуренция – это состязательность

автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

автора Автор неизвестен

Ограничение Татьяна Рыжкова.Нужно ли человеку самоограничение? Ограничение своей сути…Если человек занимает своё место в мироздании, если он открыт и искренен, если в своей жизни он руководствуется этикой и главная цель его жизни - развитие, если он выполняет своё

Из книги Энциклопедия юриста автора

Ограничение по военной службе ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ - по уголовному праву РФ один из видов наказания, назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2 лет за совершение преступлений против военной службы.

Из книги Энциклопедия состояний и качеств. А–Я автора Автор неизвестен

Ограничение свободы ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ - по уголовному праву РФ один из видов наказания: заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества, но в условиях надзора

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Ограничение Татьяна Рыжкова Нужно ли человеку самоограничение? Ограничение своей сути… Если человек занимает своё место в мироздании, если он открыт и искренен, если в своей жизни он руководствуется этикой и главная цель его жизни – развитие, если он выполняет своё

Из книги Основы управления конкурентоспособностью автора Мазилкина Елена Ивановна

Из книги Рынок продовольственных товаров автора Власова Ольга Викторовна

Конкретная ситуация 10 ДВИГАТЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ Акционерное общество Рыбинские моторы «РМ», одно из крупнейших в России, производящих двигатели для военной и гражданской авиации, а также для наземного использования, оказалось к 1995 г. в весьма тяжелом экономическом

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

3.1. Понятие и виды конкуренции Конкуренция – основная регулирующая сила рыночного товарного производства, форма экономической борьбы за максимальную реализацию личных интересов продавцов и покупателей товаров на рынке.Основными условиями существования на рынке

Из книги 500 советов пчеловоду автора Крылов П. П.

Из книги автора

Ограничение яйцекладки Совет № 380Наиболее распространенный способ ограничения яйцекладки – посадка матки в изолятор, в который помещают один или два сота для откладки яиц. При ограниченном количестве сотов в изоляторе матка уменьшает ежедневную откладку яиц, и

Ответственность за монополистические действия и ограни­чение конкуренции предусмотрена в ст. 196 УК РК.

Объектом рассматриваемого преступления являются обще­ственные отношения, регулирующие добросовестную конку­ренцию хозяйствующих субъектов.

С объективной стороны данное преступление характеризу­ется:

1) монополистскими действиями, совершенными путем установления или поддержания монопольно высоких или мо­нопольно низких цен;

2) ограничением конкуренции путем раздела рынка, огра­ничения доступа на рынок, устранения с него других субъек­тов экономической деятельности, установления или поддержа­ния единых цен.

Монополистические действия и ограничение конкуренции регламентируются: Законом РК «О товариществах с ограничен­ной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 г., Законом РК «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г., Законом РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г., а также Законом РК «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности» от 19 января 2001 г.

Монополистическая деятельность - противоречащие анти­монопольному законодательству действия (бездействие) хозяй­ствующего субъекта, организационно-управленческих образо­ваний или органа государственной власти и управления, направ­ленные на недопущение, ограничение или устранение конку­ренции и причиняющие ущерб потребителям.

Монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хо­зяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положе­ние на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощ­ностей, и получения дополнительной прибыли в результате сни­жения качества товара.

Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, уста­навливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим домини­рующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, зани­мающим доминирующее положение на товарном рынке в каче­стве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи дан­ного товара, результатом установления которой является или

может являться ограничение конкуренции посредством вытес­нения конкурентов с рынка.

Доминирующее положение - исключительное положение хо­зяйствующего субъекта или организационно-управленческого образования на рынке товара, оказывающее отрицательное вли­яние на конкуренцию, затрудняющее доступ на рынок других хозяйствующих субъектов или иным образом ограничивающее свободу их экономической деятельности.

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производ­ство тех товаров, которые требуются потребителю.


Статья 5 Закона РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г. запрещает заключение и исполнение любых со­глашений между конкурентами о ценах, разделе рынков, уст­ранение других предпринимателей и об иных условиях деятель­ности, направленной на устранение или существенное ограни­чение конкуренции.

Органам государственной власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограни­чивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают доминирующее положение или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных из них, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограни­чение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйству­ющих субъектов или граждан (ст. 6 названного Закона).

Хозяйствующие субъекты - любые юридические и физичес­кие лица, осуществляющие хозяйственно-коммерческую дея­тельность и выступающие участниками товарного оборота.

Организационно-управленческие образования - объединение хозяйствующих субъектов, пользующихся правами юридичес­кого лица, в единую организационную систему, имеющую орган управления, который осуществляет распределительные функ­ции по отношению к этим субъектам (концерн, ассоциация, союз, кампания и т. п.).

Анализируемый состав преступления материальный. Для привлечения виновного к уголовной ответственности обязатель­ным условием является причинение крупного ущерба гражда­нину, организации или государству. Крупный ущерб определя­ется аналогично порядку, оговоренному в примечании к ст. 189 УКРК.

Субъектом преступления являются физические вменяемые лица, достигшие 16 лет. Чаще всего им выступают руководите­ли коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуаль­ные предприниматели.

С субъективной стороны анализируемое преступление совер­шается с прямым умыслом. Мотив, которым руководствовался виновный при совершении настоящего преступления, не влия­ет на квалификацию содеянного, однако учитывается при ин­дивидуализации наказания.

Квалифицированным видом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 196 УК РК, признается совершение соответствующих действий, указанных в ч. 1 данной нормы: а) неоднократно; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) лицом с использованием своего служебного поло­жения.

Монополистическая деятельность и ограничение конкурен­ции признается совершенной неоднократно, если она соверше­на два или более раза (ч. 1 ст. 11 УК РК). При этом необходимо выяснить, что за предыдущее преступление судимость не была снята или погашена в установленном законом порядке, либо за ранее совершенное преступление лицо не было освобождено от уголовной ответственности или не истек срок давности при­влечения к уголовной ответственности за предыдущее преступ­ление.

Группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 31 УК РК) признается группа лиц, состоящая из двух и более лиц, явля­ющихся субъектами данного преступления, которые до начала предварительно договариваются о его совершении.

Преступление признается совершенным организованной груп­пой, согласно ч. 3 ст. 31 УК РК, если оно совершено устойчи­вой группой лиц, заранее объединившихся для совершения пре­ступления, предусмотренного ст. 196 УК РК.

При использовании яйцом своего служебного положения (спе­циальный субъект) общественная опасность монополистичес­ких действий и ограничения конкуренции намного возрастает. Так, например, Закон РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г. предусматривает широкие права уполномо­ченного органа запрашивать и получать информацию, в том

числе от юридических и физических лиц, а также от государ­ственных органов и органов местного самоуправления и от дол­жностных лиц этих органов, необходимую для рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции 1 .

Особо квалифицированным составом преступления является совершение действий, предусмотренных чч. 1и2ст. 196УКРК: а) с применением насилия или угрозой его применения, б) с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.

Насилие, о котором идет речь в ч. 3 данной нормы, выража­ется в нанесении побоев, либо в причинении легкого или сред­ней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Причинение смер­ти или тяжкого вреда здоровью должно квалифицироваться по совокупности настоящего преступления и преступления про­тив жизни (ст. 96 УК РК), либо против здоровья (ст. 103УКРК).

Угроза применения насилия (психологическое насилие) выра­жается в угрозе совершить в отношении потерпевшего насиль­ственные действия (легкий или средней тяжести вред здоровью). Если указанные в чч. 1 и 2 ст. 196 УК РК действия совершены с применением насилия или с угрозой его применения и это на­силие или угроза связаны с требованием в виде действий иму­щественного характера, то в таких случаях действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений, а именно, по соответствующей части ст. 196 УК РК и вымогатель­ство, предусмотренное ст. 181 УК РК.

Уничтожение имущества предполагает приведение его в пол­ную негодность, когда оно навсегда утрачивает свою хозяй­ственно-экономическую ценность.

Повреждение имущества предполагает приведение его в час­тичную негодность, т.е. без исправления поврежденное имуще­ство не может быть использовано по своему целевому назначе­нию.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Уго­ловный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 г. изменения внесены только в санкцию ч. 1ст. 196УКРК. Санкция указанной нормы дополнена словами «либо ограничение свободы на срок до двух лет». Так, наряду с предусмотренны­ми ранее наказаниями, такими как: штраф, арест, исправитель­ные работы и лишение свободы, применяемых за совершение рассматриваемого преступления, законодатель включил и та­кой вид наказания, как ограничение свободы 1 .



Просмотров