Сту по пожарной безопасности кто разрабатывает. Специальные технические условия (СТУ)

1 апреля 2008 года, несмотря на внешне несерьезный характер этой даты, глубоко изменило систему технического регулирования в России. Именно в этот день Министерство регионального развития Российской Федерации выпустило исторический приказ № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства», который кардинально поменял многолетний подход к проектированию зданий и сооружений с жесткого линейного соответствия действующим, и на тот момент во многом устаревшим СНиП или СП, на возможность некоторого отступления от существующих норм, хотя и с определенными оговорками про вынужденность этих отступлений.

С этого момента для всех людей, связанных со строительством, началась новая эпоха. Сначала очень аккуратно, опасливо, потом уже с большей уверенностью многие компании-заказчики пробовали использовать специальные технические условия при строительстве разнообразных объектов. Сейчас уже прошло более 5 лет с момента начала этого процесса, и в данном обзоре нам бы хотелось дать свой ретроспективный взгляд на историю разработки СТУ в России, благо мы сами не только были одними из пионеров в данной области, но и успешно продолжаем в ней работать по настоящее время.

В скором времени после выхода уже упомянутого приказа № 36 Минрегиона России мы приступили к разработке своего первого СТУ по тематике трубопроводного транспорта. Тема СТУ была очень специфическая, и никакой нормативной документацией не регламентированная: существовала построенная насколько лет назад линейная часть трубопровода не введенная в эксплуатацию, которую наш Заказчик хотел приспособить под перекачку ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов). Предмет СТУ, помимо редкой ситуации с построенным и брошенным трубопроводом, заключался в том, что в соответствии со СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» трубопроводы Ду500 вообще запрещается использовать для перекачки ШФЛУ. Также существовала проблема ненормативных сближений (по требованиям того же СНиП 2.05.06-85* для наибольшего разрешенного диаметра продуктопровода ШФЛУ (Ду400)) нашего трубопровода с различными объектами инфраструктуры. Тут следует отметить, что сами по себе эти расстояния были достаточно большими (около 1000 м), однако, после печально знаменитой аварии на магистральном продуктопроводе ШФЛУ «Сибирь-Урал-Поволжье», произошедшей 4 июня 1989 вблизи железнодорожного перегона «Аша — Улу-Теляк » под Уфой, требования к расположению магистральных трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы (СУГ), были сильно ужесточены.

Разработка первого СТУ была очень долгой, с проведением большого количества натурных испытаний металла труб, подтверждающих их соответствие существующим требованиям, с проведением предварительной внутритрубной диагностики линейной части и оценкой его текущего технического состояния. Сам получившийся документ содержал около 120 страниц и очень подробно раскрывал все аспекты проектирования, реконструкции, строительства, приемки в эксплуатацию и самой эксплуатации продуктопровода. Следует отметить, что часть разделов этих СТУ дублировала существующую НТД, но так как документ был первым, то подсознательно казалось, что больше не меньше, хуже от этого не будет. Пояснительная документация составляла и того больше - страниц 300, включая в себя подробный анализ риска для рассматриваемого трубопровода. Соответственно, обязательная на тот момент научно-техническая экспертиза таких огромных СТУ длилась более полугода, причем, так как образцов СТУ тогда еще не существовало, то требования к документу вырабатывались прямо по ходу экспертизы, которую в то время проводил Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ОАО ЦНС). В несколько итераций СТУ приобрели окончательный вид и положительное заключение экспертизы на них подписал сам И.Д. Красулин, руководитель разработки того самого СНиП 2.05.06-85*, от указаний которого наши СТУ и отступали. После этого, вместе с положительным заключением экспертизы, СТУ были направлены на согласование в Министерство регионального развития РФ, где, после проведения нормоконтроля и последующей редакторской правки, и были успешно согласованы. Забирали СТУ, как первенца из роддома - уж очень тяжело они дались…

В дальнейшем все остальные СТУ разрабатывались уже быстрее, появлялся опыт и у нас - разработчиков, и у экспертов, и у ответственных специалистов Минрегиона России, пока в один прекрасный момент не были изменены правила согласования СТУ. Вместо научно-технической экспертизы в независимой организации и последующего согласования СТУ Минрегионом, при самом Министерстве был создан научно-технический совет, который взял на себя часть функций экспертизы. Пока эта система не сформировалась, несколько месяцев получить согласование СТУ было практически невозможно.

Вообще все, что касается процедуры согласования специальных технических условий, за прошедшие 5 лет уже менялось несколько раз. Выходили и изменялись нормативные документы Министерства, содержащие требования к составу и оформлению СТУ. СТУ, как часть системы технического регулирования, были внесены в федеральное законодательство (пункт 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), менялся состав научно-технического совета и т.д. Да, что говорить, если даже ответственный орган федеральной власти за прошедшие 5 лет сменился уже трижды: сначала за согласование СТУ отвечал сам Минрегион России, затем Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой России), и вот теперь Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации (Минстрой России). То ли еще будет…

Но если отвлечься от самой процедуры согласования, то с помощью СТУ за прошедшее время нам удалось решить целый ряд технических проблем наших заказчиков, которые до появления этого могущественного инструмента остались бы нерешенными. В течение этих 5 лет мы разрабатывали СТУ на самые разнообразные объекты нефтегазовой промышленности: магистральные и промысловые трубопроводы, кустовые площадки, объекты очистки и переработки нефти и газа. Вот только краткий перечень тех вопросов, которые нам вместе с нашими заказчиками удалось решить:

  • размещение трассы трубопроводов в пределах действующей и перспективной застройки населенных пунктов;
  • размещение объектов на кустовых площадках в соответствии с новыми техническими требованиями (например, дополнительные требования к расстояниям между устьями скважин, количеству скважин на кусте и др.);
  • размещение трассы трубопровода на сокращенных расстояниях от объектов инфраструктуры;
  • оснащение трубопроводов механо-технологическим оборудованием в соответствии с условиями прокладки (например, изменение расположения и количества узлов запорной арматуры, запуска СОД);
  • изменение конструкции объектов (например, дополнительные требования к применению внутренней изоляции на промысловых нефтегазопроводах);
  • размещение площадочных объектов в соответствии с новыми техническими требованиями.

Но главное то, что все приведенные выше технические решения не только решали поставленные нашими заказчиками вопросы, но и обеспечивали необходимый уровень промышленной, пожарной или сейсмической безопасности объектов. Иногда для этого приходится не просто разрабатывать новые технические решения в рамках существующей концепции проектирования, но и предлагать новые подходы к самой концепции проектирования и обеспечения безопасности трубопроводов. Более подробно про один такой случай, а именно применение концепции исключения разрывов можно прочитать перейдя .

Правда, иногда удается решить проблемы заказчика и более простым способом. Вот пример. В одном известном северном регионе России было запланировано строительство установки комплексной подготовки газа (УКПГ). ВНТП 01-81 «Нормы технологического проектирования объектов газодобывающего предприятия и станции подземного хранения газа» п. 8.4. на установках подготовки газа для обеспечения непрерывности производства предписывают: «установки подготовки газа (первичной сепарации, низкотемпературной сепарации, абсорбционной осушки газа и др.) включают от 2 до 6 технологических линий, одна из которых используется в качестве резервной…». Следует отметить, что по действующему законодательству этот документ ВНТП 01-81 не является обязательным, однако местный филиал ФАУ Главгосэкспертиза России этого иногда не признает, и, так как никакой замены этому ВНТП до сих пор не вышло, требует следовать его нормам. В нашем же случае строительство отдельной резервной линии низкотемпературной сепарации на УКПГ было явно нецелесообразно ввиду прогнозируемой неравномерности объемов добываемой продукции на месторождении (максимальная добыча прогнозируется лишь в течение нескольких лет из планируемого времени эксплуатации).

Таким образом, построенная резервная линия будет иметь технологическое значение только около 30 % времени расчетной эксплуатации УКПГ. Все остальное время данный объект не будет иметь технологического значения, одновременно увеличивая потенциальную опасность УКПГ. Это связано с появлением на площадке дополнительного сложного оборудования, влияющего на прочность конструкции всего объекта и увеличивающего общую вероятность отказов.

Теперь сравним график поставки газа на рассматриваемую УКПГ с типичным распределением отказов по времени на любом промышленном объекте.

Из сравнения двух графиков очевидно, что период полной загрузки УКПГ совпадает с минимальным периодом отказов оборудования установки, а периоды максимальных отказов по причине начальных дефектов и износа соответствуют временным интервалам, когда УКПГ загружена не полностью, и резервом является одна из основных линий НТС. Исходя из этих посылок, нам удалось разработать и успешно согласовать СТУ на УКПГ, разрешающее строительство установки без резервной технологической линии на начальном этапе эксплуатации. Впоследствии при падении объемов газа и потенциальном увеличении отказов по причине износа в резерв было запланировано вывести одну из действующих линий.

Это всего лишь несколько примеров, каким образом с помощью СТУ можно принимать более гибкие проектные решения. Однако, самое главное при разработке специальных технических условий, это помнить о промышленной или пожарной безопасности проектируемого объекта. Все технические решения в СТУ должны быть обоснованы и надежность, и безопасность объекта после разработки СТУ должна быть, по меньшей мере, не ниже, чем существующие показатели промышленной безопасности и надежности объекта строительства, заданные действующими нормативными документами РФ и зарубежных стран. Всегда нужно помнить, что ответственность за принятые технические решения, даже при согласовании СТУ федеральными органами РФ, лежит на заказчике строительства и разработчике СТУ, и пользоваться этим очень интересным инструментом только в целях экономии бюджета, безусловно, не следует.

СТУ (специальные технические условия, отражающие специфику противопожарной защиты объекта).

Специальные технические условия по пожарной безопасности (СТУ ПБ) – документ, определяющий требования к проектированию и строительству объектов различных типов. СТУ ПБ отражают особенности проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Вид документа определяется характером требований, описанных в нём и сферой его применения.

Разработка СТУ по пожарной безопасности на объекты капитального строительства осуществляется на стадии проектирования в следующих случаях:

    нормативно-техническими документами в области пожарной безопасности не установлены требования к объекту, т.е. объект является технически сложным и(или) уникальным

    проект содержит решения, отличные от проектных решений в рамках действующих нормативных требований в области пожарной безопасности (превышение площади пожарного отсека, высокостеллажное хранение, отсутствие системы пожаротушения и т.д.)

В настоящее время официальным основанием для разработки СТУ по пожарной безопасности является отсутствие норм проектирования для уникальных объектов, но на практике разработка и согласование СТУ позволяет, найдя хотя бы одно формальное основание, рассмотреть и обосновать в СТУ ряд отступлений в проектных решениях от требований нормативной документации. При этом необходимо учитывать, что сами по себе отступления от норм не являются основанием для разработки спецтехусловий. Эта возможность позволяет проектировщику, инвестору или собственнику строительства использовать СТУ , как документ позволяющий увязать современные инновационные проектные решения с требованиями норм в области пожарной безопасности, а так же оптимизировать экономическую составляющую проекта.

Итогом разработки СТУ становятся чёткие требования для конкретного объекта, что значительно упрощает процесс проектирования и последующее прохождение (не)государственной экспертизы проектной документации.

СТУ также позволяют:

  • урегулировать спорные вопросы, связанные с противоречиями в современном законодательстве и нормировании
  • использовать уникальные и эффективные проектные решения с учётом оптимального перечня компенсирующих мероприятий

В соответствии с Федеральное агентство по строительству и ЖКХ преобразовано в отдельное министерство — Минстрой России, и в настоящее время, порядок согласования СТУ включает в себя:

1) Согласование специальных технических условий в МЧС России

2) Согласование специальных технических условий в Минстрое России

3) Утверждение специальных технических условий Заказчиком

Нормативные документы:

  • «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства»

    «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности»

Стоимость услуг по разработке СТУ ПБ определяется следующими факторами:

    технологической сложностью объекта

    индивидуальными объемно-планировочными и конструктивными особенностями объекта

    наличием и количеством людей на объекте

    наличием взрывопожароопасных веществ и пожарной нагрузкой помещений объекта

    наличием на объекте систем противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре)

Значительную роль играют организационные факторы:

    сроки разработки

    состояние исходных данных, оперативность их предоставления

Срок выполнения работы, при предоставлении запрашиваемой информации в полном объеме и в установленные сроки, от 30 до 90 дней , с учётом согласования.

Обращаем ваше внимание на то, что с 1 июля 2015 года вступил в действие новый «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный (редакция, действующая с 1 марта 2016 года).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (СТУ)

Компания «OSK GROUP » выполняет работы по разработке СТУ и согласованию СТУ - Специальные технические условия , отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности согласно требований Федерального Закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий, сооружений, строений.

Cогласование специальных технических условий

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их
содержанию», в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности,
установленных нормативно-техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и
утверждение в установленном порядке специальных технических условий (разработка СТУ ).

Разработка СТУ

Разработка СТУ в зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями, по решению заказчика (инвестора) специальные технические условия (СТУ) могут разрабатываться трех видов:
  • нормы, содержащие специальные технические требования на проектирование , строительство и эксплуатацию объектов, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также иных объектов, для проектирования которых недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами;
  • нормы, содержащие специальные технические требования по обеспечению сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов для всех видов объектов;
  • нормы, содержащие специальные технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности.

Порядок согласования СТУ

Порядок, в котором должны разрабатываться и согласовываться специальные технические условия (разработка СТУ) в части обеспечения пожарной безопасности определяется Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 г. № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» и предоставляются в Минрегион РФ при наличии положительного заключения МЧС России.

Порядок согласования СТУ в части обеспечения пожарной безопасности в МЧС России определяется Приказом № 141.

Специальные технические условия (СТУ) на проектирование противопожарной защиты объекта представляют собой документ, который устанавливает требования пожарной безопасности для конкретного объекта учитывая его особенности, включая, в том числе, комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий по защите.

Специальные технические условия (СТУ) на проектирование противопожарной защиты разрабатываются организациями, имеющими лицензию МЧС России на данный вид деятельности. Разработанные специальные технические условия согласуются Управлениями государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - УГПН ГУ МЧС России либо с департаментом надзорной деятельности МЧС России (далее - ДНД МЧС России). Согласованные органами ГПН технические условия утверждаются уполномоченными подразделениями (например, ФГУП ЦНС) Министерства регионального развития России.

Состав и содержание СТУ

Состав специальных технических условий определяется Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».

В основе специальных технический условий (СТУ) на проектирование противопожарной защиты объекта лежит анализ объемно-планировочных и конструктивных решений, систем активной и пассивной противопожарной защиты и других проектных решений объекта, действующей нормативной базы и разработка на их основе перечня требований, обеспечивающих защиту объекта на требуемом уровне.

  • обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для данного конкретного объекта, излагаемые в соответствии со структурой действующих технических норм в данной области;
  • перечень вынужденных отступлений от требований действующих технических нормативных документов, содержащий обоснование их необходимости и мероприятия, компенсирующие эти отступления.
  • основание для строительства;
  • данные, включающие наименование и место расположения объекта и условия строительства;
  • сведения об инвесторе (заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ;
  • описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений с приложением схемы организации земельного участка и чертежей архитектурно-планировочных решений.
  • допускается включение в состав СТУ положений, содержащих отступления от действующих норм, при условии обоснования необходимости таких отступлений и разработки в составе СТУ нормативных положений, компенсирующих эти отступления.
  • аналогично должны быть обоснованы дополнительные требования по сравнению с требованиями, установленными в действующих технических нормативных документах.

При рассмотрении специальных технических условий анализируется:

  • пожарная опасность объекта;
  • эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;
  • возможность спасения людей;
  • эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;
  • возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического оснащения пожарных подразделений.

Краткий перечень работ, выполняемых специалистами компании OSK GROUP:

  • разработка специальных технических условий (разработка специальных технических условий сту, разработка специальных тех условий)
  • подготовка сту, подготовка к выдаче технических условий (порядок выдачи технических условий определяется нормативными документами)
  • технические условия по пожарной безопасности согласовываются с Заказчиком)
  • порядок согласования сту, согласование сту во всех инстанциях
  • сту по пожарной безопасности для любых сложных объектов
  • согласование специальных технических условий, включая согласование сту в минрегионе
  • сту на проектирование (специальные технические условия на проектирование)
  • разработка сту по пожарной безопасности
  • порядок согласования сту в соответствии требованиями нормативных и законодательных документов
  • подготовка основания для разработки сту
  • специальные технические условия пожарной безопасности и противопожарные мероприятия (разработка ППМ)

Пожнефтехим активно работает в области нормативно-технической поддержки проектирования с 2006 года. Компания осуществляет комплекс работ по разработке и согласованию специальных технических условий в части обеспечения пожарной безопасности. Далее – СТУ по пожарной безопасности.

СТУ необходимы промышленным (производственным) объектам как на этапе проектирования, так и при реконструкции. Вы можете ознакомиться с референс-листом по выполнению работ в области нормативно-проектной деятельности, отправив запрос в Пожнефтехим.


Преимущества СТУ с Пожнефтехим

Оставьте заявку

Разработка и согласование СТУ по пожарной безопасности

СТУ по пожарной безопасности: определение

Специальные технические условия по пожарной безопасности – это технические нормы, разработанные для объекта капитального строительства и содержащие дополнительные к установленным или отсутствующие в нормативной документации технические требования.
СТУ по пожарной безопасности регламентируют особенности проектирования и строительства промышленных (производственных) объектов с целью минимизации пожарного риска и повышения эффективности системы противопожарной защиты.
Специальные технические условия – это возможность рассмотреть и обосновать вынужденные отступления проекта от действующих нормативных требований при условии разработки дополнительных организационных и технических решений в области пожарной безопасности.

Стоимость разработки СТУ

Стоимость разработки СТУ по пожарной безопасности зависит от типа объекта и сложности проектных решений. Специалисты Пожнефтехим готовят коммерческое предложение на разработку СТУ на основе общего описания объекта, его назначения и оценки генерального плана. Пожнефтехим может запросить дополнительную техническую документацию для оценки объема работ.
На стоимость услуг в области нормативно-технического сопровождения влияет:

  • опыт внедрения систем пожаротушения на объектах различного функционального назначения;
  • знание нормативной базы (российской для российских проектов, международной для международных проектов);
  • знание вариантов интерпретации нормативной документации, сводов правил и стандартов;
  • доступ к информационной системе с актуальной технической документацией и статус сертифицированного пользователя;
  • опыт согласования СТУ в государственных ведомствах и взаимодействия с крупными организациями различного профиля.

На стоимость разработки СТУ также влияют сроки выполнения работ и предварительная оценка оснований для разработки специальных технических условий. Для подготовки коммерческого предложения отправьте запрос на адрес или оставьте заявку на нашем сайте.

Разработка СТУ по пожарной безопасности: причины заказывать СТУ

Разработка СТУ по пожарной безопасности необходима для уникальных или технически сложных объектов, для которых не применимы действующие нормы проектирования и пожарной безопасности. В СТУ указываются компенсирующие мероприятия в области пожарной безопасности, которые обеспечат высокий уровень противопожарной защиты объекта с нестандартными характеристиками.
Разработка СТУ по пожарной безопасности дает возможность:

  • разработать необходимые и достаточные мероприятия в области пожарной безопасности с учётом специфики объекта;
  • урегулировать спорные вопросы, связанные с противоречиями в действующих нормативных документах;
  • разработать наиболее эффективные проектные решения, касающиеся общих вопросов строительства и эксплуатации объекта.
  • привести технические требования, принятые в стандартах организаций, корпоративных нормах и руководящих документах компаний в соответствие с требованиями нормативных документов РФ (если есть такая необходимость).

Специальные технические условия упрощают подготовку и согласование проектной документации по объекту капитального строительства.

Для каких объектов нужны СТУ по пожарной безопасности?

Технические требования в составе СТУ могут предусматриваться для следующих промышленных (производственных) объектов:

  • нефтеперерабатывающие заводы;
  • нефтяные терминалы;
  • нефтебазы;
  • наружные технологические установки;
  • склады с обращением ЛВЖ и ГЖ;
  • самолетные ангары;
  • склады с высокостеллажным хранением;
  • сложные (уникальные) производственные здания и сооружения;
  • железнодорожные сливные, наливные и сливоналивные эстакады, установки тактового налива
  • и другие объекты.

Пожнефтехим, член Технического комитета по стандартизации №274, взаимодействует с ВНИИПО МЧС РФ и Академией ГПС МЧС РФ для совершенствования нормативной базы в области пожарной безопасности. Компания имеет опыт не только в проектировании, но и в области внедрения эффективных и экономически целесообразных систем пенного пожаротушения и водяного орошения.

Согласование СТУ по пожарной безопасности
Согласование технических условий проходит три инстанции:

  • Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

На каждой стадии предусмотрено согласование со службами и проектными подразделениями заказчика. Схема работы представлена на схеме «Разработка и согласование СТУ с Пожнефтехим».

Другие услуги Пожнефтехим в области нормативно-технического сопровождения



Просмотров