Статья 88 фз 123. Основные направления обеспечения пожарной безопасности – система защиты

Планы и схемы эвакуации людей при пожаре

В случае чрезвычайной ситуации в организации будет необходимо эвакуировать всех работников. Должны ли мы предусмотреть наличие в организации таких схем (планов) эвакуации людей в случае пожара и инструкции по эвакуации?

В соответствии с требованиями п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (в ред. от 17.02.2014; далее — Правила противопожарного режима), руководитель организации обязан обеспечить наличие схем (планов) эвакуации людей на следующих объектах:

При этом на плане эвакуации людей при пожаре необходимо обозначить места хранения первичных средств пожаротушения (огнетушителей и т. п.).

Инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре должны быть на объектах с массовым пребыванием людей. Согласно этой инструкции не реже одного раза в полугодие нужно проводить практические тренировки для персонала, осуществляющего свою деятельность на данном объекте . При разработке инструкции для объектов с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) в ней нужно предусмотреть два варианта действий: в дневное и в ночное время .

При разработке схемы (плана) эвакуации людей в случае пожара, а также инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре необходимо руководствоваться требованиями Правил противопожарного режима.

Планы эвакуации людей при пожаре могут изготавливаться как на бумажном носителе, так и в фотолюминесцентном исполнении. Вместе с тем при изготовлении и применении планов эвакуации в фотолюминесцентном исполнении необходимо учитывать требования ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» . Вид материала для изготовления плана эвакуации собственник объекта защиты вправе определить самостоятельно.

Необходимо учитывать, что для разработки и изготовления планов эвакуации не требуется каких-либо разрешительных документов МЧС России, в том числе их не нужно согласовывать с территориальными органами федерального государственного пожарного надзора (письмо МЧС России от 11.03.2014 № 19-1-13-969).

Требования пожарной безопасности

Инспекцией по пожарному надзору в ближайшее время запланировано посещение нашей организации. Соблюдение каких требований проверяет государственный инспектор по пожарному надзору?

Соблюдение требований пожарной безопасности проверяет государственный инспектор по пожарному надзору.

Требования пожарной безопасности — это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 12.03.2014; далее — Федеральный закон № 69-ФЗ)). Они содержатся в технических регламентах, принятых в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 28.12.2013), федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливающих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также в национальных стандартах, сводах правил и иных документах, определяющих требования пожарной безопасности .

Основными нормативными актами, содержащими требования пожарной безопасности, являются:

  • Федеральный закон № 69-ФЗ;
  • Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 123-ФЗ);
  • Правила противопожарного режима.

Обратите внимание!

Противопожарный режим — это требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ).

Следует иметь в виду, что ведомственные (отраслевые) документы по пожарной безопасности являются для организации документами добровольного применения и не могут применяться сотрудниками надзорных подразделений МЧС России при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (письмо МЧС России от 18.12.2013 № 19-3-1-5587 «О ведомственных документах по пожарной безопасности»).

При проведении в организации, например, плановой проверки, государственный инспектор по пожарному надзору проверяет соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе :

1) выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знание требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством РФ. Такой перечень приведен в Приложении № 1 к Правилам представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (в ред. от 12.08.2013);

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению, соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Пункт 43 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (в ред. от 27.12.2013).

В данной публикации мы поговорим о том, каким образом определяется соответствие объекта требованиям пожарной безопасности.

Заодно рассмотрим основные подходы, применяемые на практике, исходя из требований действующих нормативных документов.

Основным из документов, устанавливающим правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности является Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности).

Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности однозначно определено в части 1 статьи 6 Технического регламента, которые рассмотрены далее.

Условия соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает нормативных значений, устанавливаемых Техническим регламентом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.

Обязательные требования пожарной безопасности.

Все, казалось бы, предельно просто!

Требования пожарной безопасности, которые устанавливают технические регламенты, принятые в развитие федерального закона о техническом регулировании, должны быть выполнены в обязательном порядке. На данный момент такие требования содержатся в двух нормативно-правовых актах, а именно:

— технический регламент о требованиях пожарной безопасности (он же федеральный закон от 22.07.2008 года №123-ФЗ);

— технические регламент о безопасности зданий и сооружений (он же федеральный закон от 23.12.2009 года №384-ФЗ).

Вначале определяем, соответствует ли объект защиты требованиям указанных технических регламентов. Допустим, объект соответствует.

В таком случае, государство дает нам право выбора: либо соблюдать наряду с требованиями пожарной безопасности, установленными Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений, требования нормативных документов по пожарной безопасности, либо подтверждать, что пожарный риск не превышает нормативного значения.

Теперь по порядку…

Требования нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 ноября 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативными документами по пожарной безопасности признаются следующими:

— национальные стандарты, содержащие требования пожарной безопасности;

— своды правил, содержащие требования пожарной безопасности;

— правила пожарной безопасности;

— действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В настоящее время перечень нормативных документов по пожарной безопасности определен следующим документом:

— Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 года №474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Документы из этого перечня в среде специалистов и проектировщиков принято называть «пожарными» сводами правил и «пожарными» ГОСТами.

Возникает вопрос: «почему не нужно учитывать требования пожарной безопасности из перечня к Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений»?
Ведь есть перечень документов, содержащих требования пожарной безопасности, т.н. «строительные» своды правил и ГОСТов:

— Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Данные документы содержат нормативных документы, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение требований которых позволяет обосновать соответствие объекта требованиям не пожарной безопасности, а лишь требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Ответ прост. Он содержится в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которая гласит:

— к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона, т.е. Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Некоторые специалисты, так или иначе связанные с проектированием, экспертизой или проверкой требований пожарной безопасности, относятся к слову «добровольный» напрямую.

В этой связи, хотелось бы отметить, что требования нормативных документов по пожарной безопасности носят добровольный характер тогда, и только тогда, когда пожарный риск на объекте защиты не превышает нормативного значения.

В остальных случаях, когда значения пожарного риска на объекте защиты превышают нормативные значения, то все требования нормативных документов по пожарной безопасности будут носить обязательный характер.

Еще раз, другими словами: если на объекте защиты не выполняется хоть одно из требований нормативных документов по пожарной безопасности, то это невыполнение следует обосновывать расчетом пожарного риска. При этом, пожарный риск не должен превышать нормативного значения, установленного на данный момент Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности.

В любом случае, либо добиваемся условий, при которых уровень пожарного риска не превысит нормативного значения, либо выполняем требования нормативных документов по пожарной безопасности! Как говорится: «третьего не дано».

Требования пункта 4 статьи 4 Технического регламента.

При установлении условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, если этот объект только проектируется и фактически существует только на «бумаге» или в мыслях проектировщиков, возникает резонный вопрос:

— как подтверждается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности, если он был построен очень давно, еще до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности?

Ответ на этот вопрос лежит в пункте 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, который гласит (цитата из 123-ФЗ):

— В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.

— При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Теперь разберем, что в этой части статьи 4 123-ФЗ имеется ввиду.

Вполне ясно, что на все объекты, которые были построены до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности распространяются «старые» требования, которые действовали на момент ввода в эксплуатацию объекта, либо на момент подачи на экспертизу проектной документации на него.

Другими словами, на все объекты, которые никак не были изменены до вступления в силу Технического регламента, в части соответствия требованиям пожарной безопасности, распространяются «старые» требования.

Да, важно отметить, что для этих же объектов (не подвергнутых капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению), расчет пожарного риска в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не требуется!

Перечень требований, перечисленных в скобках в первой части пункта 4 статьи 4, носит обязательный характер обратного действия, т.е. должны быть выполнены для всех объектов защиты, независимо от того, когда они были построены и какие изменения претерпели. Вот эти требования:

— положения статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1_1 и 1_2 статьи 97 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Капитальный ремонт, реконструкция и техническое перевооружение.

Определения капитального ремонта и реконструкции даны в Градостроительном кодексе, а вот определение технического перевооружения на данный момент отсутствует.

Каким образом подтверждается соответствие требованиям пожарной безопасности для объектов, где был проведен капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение? Ответ на этот вопрос также содержится в части 4 статьи 4 Технического регламента, а именно:

требования Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Т.е. как только в объекте защиты произошли какие-то изменения, подпадающие под определение капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения, то в объеме выполненных работ объект должен соответствовать требованиям Технического регламента о пожарной безопасности, в том числе статье 6 этого федерального закона.

Другими словами, соответствие требованиям пожарной безопасности для объекта, который подвергся капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению, устанавливается одновременным выполнением следующих условий:

— выполнены требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами, которые действовали до момента осуществления капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, в части объекта, не затронутого указанными работами;

— объект в полной мере соответствует требованиям пункта 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в том числе соответствие нормативным документам по пожарной безопасности в части объема работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (равно как и пожарный риск не превышает нормативного значения).

Здесь следует отметить, что если мы провели на объекте капитальный ремонт, реконструкцию или техническое перевооружение, то к объему выполненных работ уже предъявляются «новые» требования пожарной безопасности, — либо нормативных документов по пожарной безопасности, либо проводится расчет пожарного риска, при обязательном в обоих случаях выполнении требований техрегламентов.

Какие требования пожарной безопасности можно не выполнять при расчете пожарного риска?

Этот вопрос является на данный момент ключевым и ставится практически при проектировании каждого объекта защиты. Рассмотрим его подробнее.

Как следует из требований статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, расчетом пожарного риска можно уйти от требований нормативных документов по пожарной безопасности, т.е. от всех требований пожарной безопасности, за исключением тех, что содержатся в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений.

Но так ли это на самом деле? Прямого ответа, в самом 123-ФЗ не содержится, попробуем разобраться.

Сразу оговорюсь, что на излагаемую точку зрения могут быть другие мнения, которые с удовольствием готов выслушать в комментариях ниже.

На данный момент для объектов защиты, в зависимости от функциональной принадлежности, утверждены две методики для оценки пожарного риска (оба приказа об их введении зарегистрированы в Министерстве Юстиции РФ):

— методика расчетного определения пожарного риска в зданиях различного класса функциональной пожарной опасности (жилые и общественные здания, в том числе со встроенными вспомогательными складскими и производственными помещениями);

— методика для расчета пожарного риска на производственных объектах (производства, склады, сельскохозяйственные объекты).

В отличие от методики для производственных зданий, методика для расчета пожарного риска для зданий различных классов функциональной пожарной опасности (непроизводственные объекты) содержит следующую запись:

— результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений, которые учитываются в настоящей Методике.

Смысл этой записи настолько противоречив, что на основании нее мнения пожарного сообщества разделены на прямо противоположные, что отрицательно сказывается на результатах предъявления требований пожарной безопасности в целом.

Одни говорят, что пожарным риском можно обосновать только параметры путей эвакуации и систем противопожарной защиты, которые учтены в рисковой методике напрямую или в виде коэффициентов в соответствующих формулах.

Другая часть пожарного сообщества утверждает, что можно обосновать любые требования нормативных документов по пожарной безопасности.

Одни из самых частых требований пожарной безопасности, споры о которых возникают и в настоящее время, являются следующие:

— необходимость внутреннего противопожарного водопровода;

— необходимость наружного противопожарного водопровода;

— обоснование степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания;

— обоснование площади пожарного отсека и этажности здания.

Мое мнение было и оставалось таким, что нужно придерживаться выполнения статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Другими словами, если мы не выполняем какие-либо требованиях нормативных документов по пожарной безопасности, то ключевым является значение пожарного риска.

Т.е., если люди в случае пожара успели эвакуироваться за пределы здания, либо достигнуть безопасной зоны, то ущерб от пожара нас уже не интересует. К тому же наличие внутреннего и наружного противопожарного водопровода никак не влияют на безопасность людей в случае пожара.

Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности вполне могут быть обоснованы при моделировании динамики опасных факторов пожара в рамках расчета пожарного риска.

Площадь пожарного отсека и этажность здания могут повлиять как на протяженность путей эвакуации, так и на динамику развития пожара, что также обосновывается при расчете пожарного риска.

Основная логика в том, что обоснованию через расчет пожарного риска могут подвергнуться те требования пожарной безопасности, которые напрямую либо не влияют на безопасность людей при пожаре, либо влияют на безопасность, но их наличие не оказывает существенного влияния на конечный результат.

Вместе с тем, по моему скромному мнению, ряд требований все же не может быть обоснован пожарным риском. Это, например, высота путей эвакуации, которая должна составлять не менее 1,9 м, различная высота ступеней лестничного марша и т.п. Эти требования напрямую будут влиять на процессы безопасной эвакуации.

Итак, в данной статье мы поговорили о том, как устанавливается соответствие объекта требованиям пожарной безопасности. Для каждого объекта защиты существуют свои нюансы, но в целом его необходимо приводить в соответствие с требованием статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», с учетом требований статьи 4 того же федерального закона.

Соответствие объекта требованиям пожарной безопасности устанавливается на стадии разработки проектной документации, на стадии прохождения государственной экспертизы, при проведении мероприятий по контролю и надзору государственным пожарным надзором (в том числе с привлечением экспертных учреждений). Последнее может включать и проведение нормативных пожарно-технических экспертиз в рамках мероприятий по контролю и надзору, в случае пожара по уголовным, арбитражным или гражданским делам о пожарах.

Спасибо за внимание, жду вас снова на блоге о пожарной безопасности!

Начиная с 1 января 2016 года и на протяжении 3 лет, предприятиям среднего и малого бизнеса предоставляется льготный период, в течение которого они не будут контролироваться органами пожарной безопасности. Это действие закреплено в ФЗ Правительства РФ № 294 « О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей». Но это не касается учреждений с массовым скоплением людей.

Плановые проверки будут в школах, детских садах, медицинских предприятиях, промышленных цехах и других организациях, где проводятся культурно-массовые мероприятия. Какие же требования должны быть выполнены, чтобы успешно выдержать проверку противопожарной безопасности? Этот вопрос интересует не только руководителей заведений, которые посещают большое количество людей, а других собственников общественных помещений.

Основные требования по пожарной безопасности и нормативная база

Для того, чтобы сохранять спокойствие при проверке инспектором, нужно знать и выполнить актуальные требования ППБ . Они напечатаны в «Правилах противопожарного режима» и утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.12 № 390. В документе указано, что руководителю организации необходимо издать несколько приказов, связанных с мероприятиями по противопожарной защите имущества.

На первом этапе в приказном порядке назначаются ответственные лица, которые обязаны обеспечивать и контролировать эффективное соблюдение во вверенном им учреждении норм, изложенных в ППБ.

Во втором приказе необходимо довести до сведения работников подробный порядок действий, ограничивающих распространение и возникновение пожара.

В этом случае для соблюдения противопожарного режима необходимо разработать :

  • порядок отключения подачи электричества к электрооборудованию по завершению смены;
  • обесточивание механизмов при возникновении возгорания;
  • курительные комнаты;
  • пункты хранения;
  • безопасные объемы размещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

В приказном порядке руководством предприятия устанавливаются и назначаются :

  • методика проведения тренировок по пожарно-техническому минимуму;
  • регламент и сроки проведения инструктажей ППБ;
  • ответственные подчинённые за выполнение обучения ППБ.

После своего назначения ответственные лица должны разработать другие документы, которые обязательно утверждаются руководством предприятия. С этой целью они следят за размещением схем эвакуации, сроках действия огнетушителей и других средств, предназначенных для тушения огня. Ими организуется отдельно инструктажи рабочих, задействованных в проведении работ с повышенной опасностью.

Организационные меры, подлежащие документированию

Эффективность соблюдения ППБ заключается в разработке отдельной политики для каждого отдельного общественного учреждения. Только с учетом особенностей предприятия она будет максимально направлена на недопущение возгорания и распространения пламени.

Для надежной сохранности имущества от уничтожения огнем предпринимают комплексные мероприятия, ограничивающие распространение его на другие площади. С этой целью объекты должны быть оснащены средствами пожарного контроля, а рабочие своевременно оповещаться о возникновении внештатной ситуации. Для успешной борьбы с огнем ответственные лица разрабатывают распоряжения по руководству к действию сотрудников при пожаротушении.

Обязательное выполнение норм правил ППБ предусматривает наличие утвержденных инструкций, в которых описано поведение рабочих и руководителей звена, направленных на недопущение возникновения возгорания. Проведения обучающих мероприятий персонала, определит четкие действия сотрудников и закрепит знания, как себя вести каждому из них при возникновении внештатной ситуации.

Надежная защита от возникновения пожара будет выполнена только в случае, когда для каждого предприятия данные инструкции будут созданы в соответствии со спецификой работы учреждения.

Поэтому должны четко регламентироваться вопросы при проведении инструктажа работников о следующем:

  • как им следует поступить в случае возникновения возгорания;
  • каким образом осматривать помещения перед закрытием после окончания работы;
  • какой порядок нужно соблюдать при пожароопасных работах.

Следует знать, что инструкция для каждого сотрудника утверждается отдельным документом, а проинструктированный работник должен расписаться о проведенном обучении.

Для учета времени проведения инструктажей заводят журналы . Записи о работнике, дате проведения обучения и инструкторе вносят в отдельные книги во время вводного инструктажа и при повторных ознакомлениях с нормами правил ППБ.

Обязательно в каждом учреждении стоит позаботиться о наличии специального инвентаря для тушения огня. По приказу назначается сотрудник , который осуществляет контроль за приобретением, ремонтом, сохранностью и готовностью к использованию первичных средств пожаротушения. С целью выполнения приказа одновременно с ним утверждается журнал, в который вносят отчеты проверок о наличии и состоянии средств, применяемых для тушения огня.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Схемы эвакуации

Выполнение норм ППБ невозможно без размещения планов эвакуации . Они должны быть вывешены на стенах в помещениях, где могут одновременно находиться более 10 человек. Размещают схемы на самом видном месте. В них указываются стрелками эвакуационные пути, по которым можно покинуть здание при пожаре. На листе со схемами указывают и телефоны экстренных служб. Для каждого этажа составляется отдельная схема движения людей к выходным дверям.

Разрабатываются схемы эвакуации самостоятельно или специализированными организациями. К объектам с массовым пребыванием людей дополнительно к планам эвакуационных путей прилагают инструкции. В них есть специальные указания, как действовать сотрудникам рабочего персонала при организации вывода посетителей изнутри здания на улицу. Лучше поручить составление планов эвакуации специализированным учреждениям, т.к. при составлении схемы учитывают поведение толпы, мощность потока людей, удобные места расположения средств пожаротушения.

На схемах эвакуации изначально должны стоять подписи всех разработчиков и ответственных ППБ.

Поэтажные чертежи с указанием путей эвакуации первым утверждает руководитель предприятия, который несет ответственность за обеспечение ППБ во всех зданиях. На окончательном этапе планы подлежат согласованию и визированию сотрудниками Госпожнадзора.

Инструкции

Правила разработки инструкции по пожарной безопасности для предприятия изложены в соответствующих методических рекомендациях, утвержденных Министерством труда. За основу берется типовая инструкция по ТБ для работников, занятых в той или иной отрасли промышленности. В тексте вводного инструктажа ППБ указываются общие нормы. При этом придерживаются порядка ознакомления всех сотрудников с безопасными методами выполняемой ими работы, описанными в типовой инструкции по ТБ.

Для проведения инструктажа на рабочем месте ответственному лицу за соблюдение правил ППБ и ТБ поручается разработка инструкций по отдельным должностям согласно . В текст каждого документа включают общие требования ОТ и дополнения, которые основаны на специфике работы при выполнении должностных обязанностей.

В инструктаже акцентируется внимание работника на соблюдении положений правил ППБ, которые необходимо выполнять перед началом работы, в ходе её выполнения и по завершении рабочего процесса. Четко излагают действия сотрудника при аварийных ситуациях. Работник должен понять и усвоить из текста, что от него зависит по предотвращению возникновения пожара и как поступить, если вдруг возникло возгорание.

Инструкции по соблюдению правил ППБ должны быть утверждены руководителем предприятия. В журналах об инструктажах иметься подписи всех работников, кто ознакомился со всеми их пунктами.

Периодичность инструктажа не менее 1 раза в год.

Необходимые таблички и указатели

Чтобы люди и рабочий персонал смогли определить при пожаре, куда им идти к выходу, а также где находятся средства пожаротушения, нужны специальные указатели . Каждому предприятию необходимо обеспечить все пожарные выходы, через которые можно покинуть помещение при возникновении возгорания, специальными зелеными сигнальными лампами «ВЫХОД». Направление к дверным проемам указывается на стенах вдоль путей эвакуации рисунками со стрелками до самого выхода. Обычно эти указатели имеют зеленый цвет и крепятся в коридорах и лестничных пролетах не более 5 метров от предыдущего. Высота их размещения должна быть выбрана на уровне глаз.

Указатель о расположении огнетушителя обычно представляет картинку, где на красном фоне нарисован его белый силуэт. Табличку крепят над или под огнетушителем.

Пожарный кран отмечают указателем красного цвета на дверце шкафчика в виде буквенной аббревиатуры «ПК». Вместе с буквами пишут его порядковый номер и телефон аварийной службы.

Обязательное наличие щитов , показывающих направление и места пожарных гидрантов. Это специальные устройства с подсветкой или плоские таблички, изготовленные с использованием светоотражающих красок, устойчивых к осадкам и солнцу. На указателе всегда имеются цифры, указывающие расстояние до водоёма.

Перечень документации по ППБ

Основной пакет с документами включает:

К обязательному пакету документов инженеру по ОТ и ППБ нужно дополнительно хранить исполнительную документацию на системы пожаротушения и защиты от огня, а также акты периодических проверок их работоспособности.

Если используется оборудование с повышенной огнеопасностью , то требуется установить или вывесить возле каждого из них соответствующие знаки безопасности. В промышленных производствах со складскими помещениями необходимо на каждом входе в места хранения оборудовать информационные щиты о категории принадлежности к взрывопожарной опасности, класс зоны. Обычно класс взрывоопасных и пожароопасных зон определяется технологами электромонтажных работ в проектном учреждении или эксплуатирующей организации.

Если вы будете соблюдать все эти требования, то инспекторы пожарной охраны достойно оценят ваши старания. И к тому же вы обеспечите и надежную сохранность имуществу вашего предприятия.

Вопросы актуализации нормативных документов по пожарной безопасности рассмотрены в следующем видеосюжете:

Действие инструкции распространяется на все подразделения предприятия и устанавливает общие требования пожарной безопасности.

Каждый работник должен знать и строго соблюдать данную инструкцию. Он должен быть проинструктирован, с занесением соответствующей записи в журнал регистрации инструктажа по пожарной безопасности. Периодически, но не реже 1 раза в 6 месяцев данная Инструкция изучается повторно под руководством назначенных приказом ответственных за пожарную безопасность. Нарушение (невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения) требований пожарной безопасности, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.

Все работники допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа и обучения по вопросам предупреждения и тушения возможных пожаров начальником структурного подразделения при проведении первичного и повторного инструктажей по охране труда. Те работники, которым поручено проведение мероприятий с массовым участием людей, обязаны перед началом тщательно осмотреть помещения и убедиться в полной готовности их в противопожарном отношении. Каждый работник обязан:

Соблюдать требования пожарной безопасности и поддерживать противопожарный режим в здании;

Выполнять меры предосторожности при пользовании предметами бытовой химии, легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами; - знать схему эвакуации, места расположения огнетушителей и пожарных кранов; - знать способы обращения с огнетушителями и другими средствами пожаротушения; - не загромождать проходы посторонними предметами;

При длительных перерывах более 1 часа или при уходе с работы, выключать персональный компьютер и другие электроприборы (кроме факса и холодильника) путем вынимание вилки из розетки;

Перед уходом из служебного помещения закрыть окна, фрамуги и форточки и провести его осмотр. При этом необходимо убедиться в том, что в помещении отсутствуют источники зажигания (тлеющая бумага, окурки, свечи и др.), все электроприемники отключены, освещение выключено. Работнику не разрешается:

Хранить легковоспламеняющиеся, горючие и взрывчатые вещества в комнатах;

Загораживать огнеопасными материалами (тканями, бумагой и т.д.) настольные лампы и обогреватели с открытой спиралью;

Вешать одежду на выключатели или розетки; - курить в комнатах;

Применять в здании открытый огонь;

Оставлять без присмотра электрооборудование (ПК, обогреватель, настольную лампу и т.д.);

Сушить одежду и обувь на нагревательных приборах;

Пользоваться самодельными или неисправными электроприборами и электроинструментом.

На этажах, и в помещениях объекта на видном месте вывешиваются инструкция о мерах пожарной безопасности, таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, фамилии и инициалов работника, ответственного за пожарную безопасность.

2. Порядок содержания территории, здания, помещений и эвакуационных путей.

Территория, прилегающая к предприятию должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить. Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями не разрешается использовать для стоянки транспорта.

Территория, прилегающая к предприятию должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить. Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями не разрешается использовать для стоянки транспорта.

Дороги, проезды и подъезды к зданию, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

Временные строения должны располагаться от здания на расстоянии не менее 15 м. Не разрешается курение в помещениях и в не отведенных местах. Разведение костров, сжигание отходов и тары не разрешается ближе 50 м до здания. Сжигание отходов и тары в специально отведенных для этих целей местах должно производиться под контролем обслуживающего персонала. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и место для курения должно быть обозначено знаками пожарной безопасности. На территории предприятия не разрешается устраивать свалки горючих отходов. Средства пожаротушения, пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Не разрешается проводить работы на оборудовании с неисправностями, которые могут привести к пожару. В помещениях не допускается:

Хранить и применять легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые вещества, баллоны с газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие взрывопожароопасные вещества и материалы;

Использовать чердак и другие технические помещения для организации мастерских или складов;

Снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток,

Загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери переходы в смежные секции и выходы на эвакуационные лестницы;

Проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

Устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы; - допускать одновременное пребывание 50 и более человек на этаже с одним открытым эвакуационным выходом.

В помещениях в рабочие дни проводить ежедневную уборку. Использованные горючие материалы выносить в металлические контейнеры, расположенные за пределами здания. На эвакуационных выходах должны быть указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного (запасного) выхода". Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания возможность свободного их открытия изнутри без ключа.

При закрытии запасных эвакуационных выходов на внутренние механические замки на каждом этаже здания назначается ответственный дежурный из числа обслуживающего персонала, у которого постоянно имеется при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей должен храниться в помещении дежурного по зданию. Каждый ключ на обоих комплектах должен иметь надпись о его принадлежности соответствующему замку.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

Загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, лестничные площадки, марши лестниц, двери) различными материалами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

Устраивать в тамбурах выходов вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить инвентарь и материалы;

Устраивать на путях эвакуации пороги, а также другие устройства; препятствующие свободной эвакуации людей;

Применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации;

Фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, а также снимать их.

На случай отключения электроэнергии у дежурного по (ПОМЕЩЕНИЯМ) должен быть электрический фонарь.

Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в помещениях с массовым пребыванием людей должны надежно крепиться к полу.

Коснулось собственников помещений. По новому закону они самостоятельно определяют требования, выполнение которых обеспечит сохранность объекта от воспламенения. Для этого установлена специальная форма – Декларация пожарной безопасности.

Это документ, который содержит информацию о требованиях, которые необходимо выполнять, чтобы поддерживать приемлемый уровень риска возгорания на объекте. Декларация выдается после проведения экспертизы. Чтобы экспертиза прошла успешно, здание должно поддерживать показатели пожарного риска. так же важно соблюдать нормы « «.

Показатели включают:

  • воспламеняемость;
  • огнестойкость, горючесть;
  • дымообразование;
  • скорость распространения огня;
  • выделение токсичных веществ.

Федеральный закон 23 «О пожарной безопасности» устанавливает базовые положения о поддержании сохранности помещений в противодействии воспламенению. Данный закон устанавливает основные требования по поддержанию уровня риска воспламенения на различных объектах – здания, жилые строения, промышленные объекты.

Федеральный закон 123 решает следующие задачи:

  • гарантия комплексной системы защиты от возгорания, включая безопасность таких объектов, как: здания, транспорт, техническое оборудование, и другое имущество;
  • гарантия минимального уровня пожарной безопасности;
  • появление новой системы нормирования. Такая система является гибкой, использует разные механизмы для оценки рисков пожарообразования. Система гарантирует страховку имущественной ответственности перед третьими лицами.

Среди нововведений ФЗ 123 выделяется:

  • новый документ предоставляет широкий спектр классификации пожарной безопасности, позволяющий клиенту выбрать подходящий способ защиты;
  • способ страховки ответственности за повреждение имущества третьих лиц при пожаре. Такое нововведение позволяет застраховать чужое имущество в случае возгорания подконтрольного собственнику объекта.

Регламент «О требованиях пожарной безопасности» включает следующие условия:

  • выполнение в полном объеме требований безопасности, которые устанавливаются федеральным законом. Риск возникновения пожара, не должен превышать нормы, установленной законом;
  • здания, для которых не установлены требования о противодействиях возгоранию, считаются безопасными, если обеспечен приемлемый уровень риска возгорания.

Последние изменения ФЗ-123 «О пожарной безопасности»

Последние изменения 123 Федерального закона в основном уточняющие. Из большинства статей была убрана классификация — «конструкция». Теперь, согласно закону, пожарная безопасность касается только «зданий» и «сооружений». Крупное изменение коснулось собственников помещений. Согласно новому закону, они сами назначают требования, определяющие сохранность помещений от возникновения пожаров. Также, собственники могут застраховать соседние здания от ущерба, нанесенного пожаром.

Последняя редакция 123 Федерального закона «О пожарной безопасности» коснулась следующих статей:

  • Статью 4 дополнила информация о том, что на территории Крыма и Севастополя, на защищенных объектах, действующие требования о противодействиях возгоранию, продлеваются до 1 сентября 2018 года;
  • В ст. 32, в список охраняемых объектов добавились образовательные организации;
  • Изменения в статье 54 коснулись необходимости оснащения объектов системами пожарной сигнализации. Теперь, они не обязательны;
  • Согласно изменениям в статье 64 в декларации указывается только перечень статей, требования которых соответствуют одному из объектов защиты;
  • Статья 67, в новой редакции закона, исключена;
  • Ст. 69 устанавливает протвивопожарные расстояния между различными строениями;
  • Ст. 82 предполагает установку источников бесперебойного питания в зданиях, для питания систем противопожарной безопасности;
  • Согласно статье 83, в зданиях классов функциональной опасности возгорания Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 необходимо дублирование сигналов о возгорании объекта, на пульт охраны по месту дислокации;
  • Согласно дополнениям статьи 84, здания социального обслуживания, с постоянным прибыванием людей, следует обеспечить системой оповещения при возникновении пожара;
  • Из статьи 87 исключили требования к огнестойкости для строений;
  • Из статьи 90, были исключены пункты 4 и 5 первой части, а также части с 3 по 17. Из части 2 было исключено обеспечение выходов на кровлю для строений, из п.2 ч.1 – пожарные лестницы.

Скачать

Федеральный закон 123 «О пожарной безопасности» в последней редакции можно скачать



Просмотров