Статья 24 3. Информация об изменениях

Размер файла статьи: 2,2 кб

№ 195-ФЗ от 30.12.2001

Действующая редакция

  • (Все статьи)
  • Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Эта статья была вам полезна?

Да
Нет

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Судебная практика и законодательство - КоАП РФ. Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

Статья 11 Федерального закона "О судебных приставах", перечисляя обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, не содержит положений, предоставляющих судебным приставам полномочие не пропускать в здание суда лиц с аудио-, фото-, кино- и видеоаппаратурой. Более того, процессуальное законодательство прямо закрепляет возможность для граждан, присутствующих в открытом судебном заседании, осуществлять фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению с разрешения суда (часть седьмая статьи 10 ГПК Российской Федерации, часть 3 статьи 24.3 КоАП Российской Федерации, часть пятая статьи 241 УПК Российской Федерации). Для реализации этого права посетителям и представителям редакций средств массовой информации (журналистам) с аудио-, фото-, кино- и видеоаппаратурой должен быть обеспечен свободный вход в здание суда. При этом порядок нахождения указанных лиц в здании суда определяется актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности суда, возможность ознакомления с которыми должна быть обеспечена при входе в здание суда. На данные обстоятельства обращено внимание судов общей юрисдикции в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2012 года N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов".


СТ 24.3 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

2.1. Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

4. Действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не должны мешать надлежащему порядку рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело.

Комментарий к Ст. 24.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Принцип открытого разбирательства дел во всех судах закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Этот принцип должен соблюдаться не только на стадии рассмотрения дела, но и на стадии пересмотра постановления и (или) решения.

Открытое рассмотрение дела предполагает свободный допуск в помещение, где рассматривается дело, желающим присутствовать гражданам.

Не допускается проведение открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия в них лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций СМИ (журналистов). Присутствие в открытом судебном заседании несовершеннолетних, которые не являются участниками дел об административных правонарушениях, допускается с учетом требований Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989, Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", а также процессуального законодательства РФ (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности суда").

Закрытое рассмотрение дела допускается в случаях, если существует угроза разглашения:

Государственной тайны - защищаемых государством сведений в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне");

Коммерческой тайны - режима конфиденциальности информации, позволяющего ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне);

Тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Кроме этого, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ);

Врачебной тайны - сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иных сведений, полученных при его медицинском обследовании и лечении (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации");

Иной охраняемой законом тайны (служебной, налоговой, банковской, семейной и т.д.).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях в закрытом режиме может осуществляться для обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких. Например, возможно закрытое рассмотрение дел, связанных с террористическими актами (ст. 20.27 КоАП РФ, Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Примером дел о защите чести и достоинства могут служить дела об оскорблении ().

При разбирательстве дела в закрытом режиме могут присутствовать лица, перечисленные в ст. ст. 25.1 - 25.5, 25.11 КоАП РФ, а в необходимых случаях - свидетели, специалисты, эксперты и переводчики. Присутствие в этом случае граждан и представителей СМИ не допускается.

Решение о закрытом рассмотрении дела принимается судьей, органом, должностным лицом в виде мотивированного определения (ст. 29.12 КоАП РФ), а также указывается во вводной части принятого по делу постановления. Фиксация закрытого рассмотрения дела с помощью средств звукозаписи, а также проведение кино-, фотосъемки, видеозаписи, трансляции рассмотрения дела по радио, телевидению и в Интернете не допускаются.

2. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет право лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, и гражданам, присутствующим при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Это означает, что указанные лица вправе делать письменные заметки, а также фиксировать ход рассмотрения дела при помощи устройств аудиозаписи без специального разрешения, т.е. они вправе не уведомлять судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело, других участников производства об использовании ими собственных звукозаписывающих устройств.

Вместе с тем кино-, фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в Интернете допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. В этом случае участники производства по делу об административном правонарушении, а также присутствующие на рассмотрении дела лица, в том числе представители СМИ, вправе обратиться к судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело, с соответствующей просьбой, которая разрешается по общим правилам, установленным в ст. 24.4 КоАП РФ. В случае вынесения определения об отказе в удовлетворении ходатайства в нем должны быть приведены мотивы принятого решения (ст. 29.12 КоАП РФ).

Новая редакция Ст. 24.3 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

2.1. Использование систем видео-конференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

4. Действия граждан, присутствующих при рассмотрении дела и осуществляющих разрешенные судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело, фотосъемку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не должны мешать надлежащему порядку рассмотрения дела об административном правонарушении. Эти действия могут быть ограничены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, во времени и должны осуществляться с учетом мнения участников производства по делам об административных правонарушениях и на местах, определенных судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими соответствующее дело.

Комментарий к Статье 24.3 КоАП РФ

1. Рассмотрение дел об административных правонарушениях является открытым. Это в полной мере отвечает требованиям гласности и публичности в деятельности государственного аппарата. Кроме того, это способствует общественному контролю за рассмотрением дел и их воспитательному воздействию.

2. Закрытое рассмотрение возможно в том случае, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Порядок отнесения тех или иных сведений к государственной тайне регламентирован Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 о перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Закон содержит перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне. Например, это сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и т.д.

3. Закрытое рассмотрение возможно также в тех случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей, их близких. Данная мера нацелена на всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, что возможно только тогда, когда все участники производства по делу об административном правонарушении не будут находиться под давлением страха за свою жизнь и жизнь близких и честно исполнят свои обязанности.

4. Защита чести и достоинства лиц, участвующих в деле, членов их семей, их близких также может быть основанием принятия решения о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 комментируемой статьи внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г. Согласно этим изменениям закрытое рассмотрение дела будет также возможно и в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении должно быть мотивировано. Оно выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в виде определения.

Другой комментарий к Ст. 24.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Для характеристики производства по делам об административных правонарушениях существенное значение имеет форма его проведения. Установлено, как правило, открытое рассмотрение таких дел, что обеспечивает гласность административно-процессуальных действий (присутствие публики, представителей средств массовой информации и т.п.).

2. КоАП РФ допускает возможность закрытого рассмотрения дел, что может иметь место по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело. Основаниями для объявления рассмотрения дела об административном правонарушении закрытым являются:

а) возможность разглашения в ходе рассмотрения дела государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

б) интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве, а также членов их семей и их близких;

в) интересы защиты чести и достоинства указанных лиц.

Последние два случая зависят от характера административного правонарушения. При этом следует учитывать положение, закрепленное в ч.1 ст.21 Конституции РФ: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления".

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (часть дополнена с 1 июля 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении (часть дополнительно включена с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 304-ФЗ).

Комментарий к статье 24.3 КоАП РФ

1. Рассмотрение дел об административных правонарушениях является открытым. Это в полной мере отвечает требованиям гласности и публичности в деятельности государственного аппарата. Кроме того, это способствует общественному контролю за рассмотрением дел и их воспитательному воздействию.

2. Закрытое рассмотрение возможно в том случае, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Порядок отнесения тех или иных сведений к государственной тайне регламентирован Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 о перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Закон содержит перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне. Например, это сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и т.д.

3. Закрытое рассмотрение возможно также в тех случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей, их близких. Данная мера нацелена на всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, что возможно только тогда, когда все участники производства по делу об административном правонарушении не будут находиться под давлением страха за свою жизнь и жизнь близких и честно исполнят свои обязанности.

4. Защита чести и достоинства лиц, участвующих в деле, членов их семей, их близких также может быть основанием принятия решения о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 комментируемой статьи внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г. Согласно этим изменениям закрытое рассмотрение дела будет также возможно и в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

5. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении должно быть мотивировано. Оно выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в виде определения.

Другой комментарий к статье 24.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Решение о закрытом рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать данное дело в соответствии со ст. 23.1 - 23.63 КоАП, выносится соответствующим судьей, органом, должностным лицом в виде определения при подготовке к рассмотрению дела (см. комментарий к ст. 29.4).

О статусе определения, выносимого судом, арбитражным судом в случаях, предусмотренных гражданским, уголовным судопроизводством, см. ст. 224 - 227 ГПК, ст. 184 - 185 АПК, ч. 2 ст. 59, ч. 1 - 3 ст. 313 УПК .

Вынесение судом так называемого частного определения (постановления) предусмотрено ст. 226 ГПК.

2. Вынесение судом, арбитражным судом определения при принятии решения о разбирательстве дела в закрытом заседании предусмотрено ст. 11 АПК, ст. 10 ГПК. Согласно ч. 2 ст. 11 АПК разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. В соответствии с ч. 2 ст. 10 ГПК разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

3. О статусе информации с ограниченным доступом, а также о статусе сведений, составляющих государственную тайну, см. соответственно комментарии к ст. 13.14, 13.13.

Согласно п. 1 ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.



Просмотров