Статья 11 часть 1 ук рф. Обратную силу имеет уголовный закон, который

1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1.1. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой.

2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами .

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;

4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки).

КонсультантПлюс: примечание.

П. 4 ст. 11.2 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ) применяется также в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с ГК РФ до 04.08.2018 и самовольная постройка не была снесена в установленный этим решением срок.

6) образование земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено договором залога.

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

Ч. 2 ст. 11 УК РФ

Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Ч. 3 ст. 11 УК РФ

Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

Ч. 4 ст. 11 УК РФ

Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к ст. 11 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. УК предусматривает несколько принципов действия уголовного закона в пространстве: территориальный принцип, принцип дипломатического иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии, реальный, универсальный и выдачи лиц, совершивших преступление.

2. Часть 1 ст. 11 предусматривает основной принцип действия уголовного закона в пространстве – принцип территориальности. Он состоит в распространении его обязательной силы на лиц, независимо от их государственной принадлежности: граждан России, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории России.

3. Главным условием применения территориального принципа является совершение преступного деяния на территории России. Территория России включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ).

4. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Это конституционное положение нашло отражение в ч. 2 ст. 11 УК.

Континентальный шельф и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Но прибрежные государства имеют суверенные и исключительные права на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением данных ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются российским законодательством. В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы и принципы международного права.

5. Уголовный кодекс признает и другие случаи распространения уголовного закона на лиц, совершивших преступление на объектах, приравненных к территории России.

К таким объектам согласно ч. 3 ст. 11 УК относятся:

а) гражданские воздушные и водные судна, приписанные к порту Российской Федерации и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне государственной территории России. Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, подлежит уголовной ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором;

б) военно-морские и военно-воздушные корабли под флагом или с опознавательными знаками Российской Федерации, независимо от места их нахождения.

6. В ч. 4 ст. 11 УК закреплен принцип дипломатического иммунитета. Дипломатический иммунитет распространяется на три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Иные лица, на которых распространяется дипломатический иммунитет, – это главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам.

Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом и совершившие преступление, не могут быть задержаны и привлечены к уголовной ответственности по закону государства пребывания без согласия государства, гражданами которого они являются.

Комментарий к статье 11 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Уголовный закон действует в пределах определенной территории. Уголовный кодекс устанавливает принципы его действия в пространстве: территориальный, дипломатического иммунитета, гражданства, специальной миссии (специального режима), реальный, универсальный и выдачи преступника.

2. Территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на определенную территорию независимо от гражданства (подданства) лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на его территории.

Все лица, совершившие преступления на территории РФ, подлежат ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11). К ним относятся: граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Лица без гражданства (апатриды) не являются гражданами России и не имеют доказательств наличия у них гражданства (подданства) другого государства.

3. Федеральным законом от 1 апреля 1993 г. “О Государственной границе Российской Федерации” закрепляется, что территорией РФ является пространство в пределах ее Государственной границы. К территории РФ относятся суша и воды, в том числе территориальные, недра под названными сушей и водами, воздушное пространство над ними.
К территориальным водам (территориальному морю) РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ.

Под воздушным пространством РФ понимается пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами РФ. Высота воздушного столба, относящегося к территории государств, на настоящий момент не определена нормами международного права. Основной источник международного космического права, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. не определил границу между национальным воздушным и космическим пространствами. Согласно международному обычаю и практике государств в области использования космического пространства данная граница находится в пределах 100 миль над уровнем океана, поскольку является самой низкой высотой над Землей, позволяющей свободное орбитальное вращение космического аппарата. Уголовная юрисдикция РФ распространяется на воздушное пространство ниже этой границы.

Уголовное законодательство нашего государства распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ (ч. 2 ст. 11 УК) в соответствии с нормами международного уголовного права. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона не относятся к территории России.

На территорию посольств РФ, транспорт дипломатических представительств распространяется уголовная юрисдикция РФ. Но территорией РФ указанные помещения, строения, земельные участки, транспорт и т.п. не являются.

4. Лицо, совершившее преступление на гражданском судне, плавающем под Российским флагом в открытом море, или на пребывающем в нейтральном воздушном пространстве гражданском самолете и другом летательном аппарате с опознавательным знаком РФ, подлежит ответственности по УК РФ (ч. 3 ст. 11), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

5. По УК РФ несут уголовную ответственность лица, совершившие преступления на военно-морских судах и военно-воздушных кораблях, находящихся под флагом или с опознавательными знаками РФ в открытом море, открытом воздушном пространстве, водах или порту иностранного государства (ч. 3 ст. 11). Токийская конвенция “О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов” 1963 г. приравняла к правовому статусу военного воздушного судна воздушные суда, используемые как на военной, так и таможенной и полицейской службах.

6. Уголовно-правовая юрисдикция РФ не распространяется на иностранное гражданское водное судно, плавающее в ее территориальных или внутренних морских водах, кроме предусмотренных международными нормами случаев, когда: последствия преступления распространяются на прибрежное государство; преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

7. В соответствии с Токийской конвенцией “О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов” преступность и наказуемость деяния, совершенного в полете, определяется уголовным законом государства регистрации воздушного судна.

Данное положение действует на все время полета, следовательно, и в период нахождения иностранного судна в воздушном пространстве РФ. Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные Токийской конвенцией, когда уголовная ответственность виновного наступает по УК РФ (в воздушном пространстве которой совершено преступление):

а) преступление создает последствия на территории такого государства;

б) преступление совершено гражданином или в отношении гражданина такого государства, или лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица;

в) преступление направлено против безопасности такого государства;

г) преступление заключается в нарушении действующих в государстве правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования самолетов;

д) привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии с многосторонними государственными соглашениями.

8. Территориальный принцип действия уголовного закона связан с вопросом о месте совершения преступления. Местом совершения преступления следует считать территорию того государства, где было совершено не только действие, но и наступили общественно опасные последствия, а также в случае, когда действие (бездействие) выполнено на его территории, а последствия наступили в другом государстве.

9. При совершении преступления соучастниками – организатором, подстрекателем, пособником, исполнителем, находящимися на территории разных государств, местом совершения преступления каждым соучастником является территория того государства, где он осуществил свою преступную роль в совместном совершении преступления. Основанием ответственности каждого соучастника является выполненное им конкретное деяние (например, подстрекательство к мошенничеству, организация убийства и др.).

10. Принцип дипломатического иммунитета (дипломатической неприкосновенности) является исключением из территориального принципа действия уголовного закона для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ (ч. 4 ст. 11 УК). Согласно этому принципу вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ решается в соответствии с нормами международного права. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., международная Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. и др. устанавливают перечень дипломатических представителей, членов их семей и сотрудников административно-технического персонала представительств, а также других официальных лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет.

11. Иммунитет и личная неприкосновенность означают, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте. Как правило, таких лиц объявляют персонами нон грата и обязывают покинуть государство.

Комментарий к статье 11 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Статьей 11 УК РФ закреплен территориальный принцип действия уголовного закона. Этот принцип, признаваемый всеми развитыми государствами мирового сообщества, означает применение к лицу закона места совершения преступления. В этой связи ч. 1 комментируемой статьи установлено правило, в соответствии с которым лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ

Территория Российской Федерации определяется в соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П). Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море – по внешней границе территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Частью 2 ст. 11 УК РФ установлено положение, согласно которому преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие УК РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” внутренние морские воды Российской Федерации – это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

К внутренним морским водам относятся воды:

– портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

– заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

– заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в “Извещениях мореплавателям”.

Территориальное море Российской Федерации – это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ.

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации.

К территории Российской Федерации относятся также континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Понятие континентального шельфа приведено в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации”.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Исключительная экономическая зона определена Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации – это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В качестве территории Российской Федерации рассматриваются также военные корабли, плавающие под флагом своего государства, военные воздушные суда независимо от места их нахождения; невоенные корабли и воздушные суда, находящиеся за пределами территории иностранных государств. В этой связи в соответствии с общепринятыми нормами международного права в ч. 3 ст. 11 УК РФ включено правило о том, что лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По УК РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

Кроме того, ст. VIII Договора “О принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела” (Москва, Вашингтон, Лондон, 27 января 1967 г.) установлено, что государство – участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Поэтому действие уголовного закона распространяется также и на запущенные в космическое пространство объекты, и на их экипажи.

Исключением из рассмотренных выше положений о действии уголовного закона в пространстве и территориального принципа о наказуемости всех лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации, по УК РФ являются случаи совершения преступлений дипломатическими представителями иностранных государств и иными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом. Данное положение закреплено в ч. 4 ст. 11 УК РФ, где говорится о том, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. Указанное положение уголовного закона основано на нормах международного права, устанавливающих неподсудность отдельных категорий лиц судам Российской Федерации. Это так называемая экстерриториальность, или дипломатический или правовой иммунитет.

Этот иммунитет распространяется на территории посольств, дипломатических представительств, а также в соответствии с международными договорами на территории расположения военных баз другого государства. Поэтому без разрешения соответствующих должностных лиц иностранных государств на эти территории представители страны пребывания не могут войти, не могут совершать там никаких действий. Соответственно, правовым иммунитетом обладают и отдельные категории лиц, являющихся представителями иностранных государств.

В частности, вопрос о дипломатическом иммунитете решается в Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.), ст. 31 которой установлены следующие положения: дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев, относящихся к определенным категориям исков. Дипломатическим агентом является глава представительства или член дипломатического персонала представительства, т.е. лица, имеющие дипломатический ранг.

В соответствии с нормами международного права иммунитет распространяется на глав дипломатических представительств – послов, посланников, поверенных в делах, советников, а также членов дипломатического персонала, торговых представителей и их заместителей, военных, военно-морских и военно-воздушных атташе и их помощников, первых, вторых и третьих секретарей, атташе, членов семей глав дипломатического персонала в случае, если они не являются гражданами Российской Федерации и проживают вместе с указанными выше лицами.

Должностные лица консульств не подлежат юрисдикции страны пребывания в части, относящейся к их служебной деятельности. Вопрос об иммунитете консульских должностных лиц решается на основе международных соглашений.

Дипломатическая неприкосновенность распространяется и на представителей иностранных государств, делегатов, членов парламентов, правительств, прибывающих на международные переговоры с официальными поручениями и т.д., а также сопровождающих их членов семей, если последние неграждане Российской Федерации. Иммунитет в этих случаях предоставляется на основе взаимности.

Правом дипломатической неприкосновенности могут обладать в соответствии с международными договорами и представители международных неправительственных организаций, журналисты.

На основе взаимности специальными международными договорами дипломатический иммунитет может быть распространен и на иные категории лиц, например на административно-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан Российской Федерации).

Лица, пользующиеся иммунитетом, не могут быть без их согласия или согласия правительства страны, которую они представляют, привлечены к уголовной ответственности на территории Российской Федерации, задержаны, привлечены к участию в следственных действиях. Но наличие иммунитета не означает безнаказанности лиц, обладающих им. Они обязаны соблюдать законы страны пребывания. В случае совершения преступления они могут быть привлечены к уголовной ответственности в Российской Федерации с согласия правительства их страны или на территории собственной страны. Как правило, в Российской Федерации такие лица объявляются “персоной нон грата” и подлежат выдворению за ее пределы.

Как уже отмечалось выше, уголовной ответственности по УК РФ подлежит лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации. При этом уголовным законом предусматривается одинаковая ответственность и для граждан Российской Федерации, и для иностранцев и лиц без гражданства. Преступление считается совершенным на территории Российской Федерации как в тех случаях, когда оно выполнено на данной территории в полном объеме или частично, так и в случаях, когда приготовление или покушение были осуществлены на территории иностранного государства, а окончено преступление было (в полном объеме выполнена объективная сторона формального состава преступления или наступили общественно опасные последствия при материальном составе преступления) на территории Российской Федерации.

Видео о ст. 11 УК РФ

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к Ст. 11 УК РФ

Положения статьи закрепляют территориальный принцип действия закона в пространстве: любое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), совершившее преступление на территории РФ, подпадает под действие российского законодательства.

Данная норма раскрывает вопрос о том, в каких случаях преступление считается совершенным на территории РФ (сухопутная территория, водная территория и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ; континентальный шельф, исключительная экономическая зона РФ; судно, приписанное к порту РФ, находящееся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов России; военный корабль или военное воздушное судно РФ независимо от места их нахождения).

Территория России определяется в соответствии с Законом о Государственной границе.

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров РФ, вводятся в действие в соответствии с законодательством РФ.

В плане юрисдикции российского законодательства следует расценивать находящиеся за рубежом не только морские и воздушные суда, но и территории посольств, военных объектов (баз) РФ (например, в Тирасполе, Севастополе, на Байконуре, в Таджикистане и др.).

2. Преступление следует считать совершенным в Российской Федерации, если оно началось и было завершено на территории государства, а также когда на этой территории выполнялась хотя бы часть преступного деяния, т.е. преступление началось, продолжалось либо завершилось на территории РФ.

При соучастии в преступлении оно может считаться совершенным в Российской Федерации, если исполнитель совершил деяние на ее территории, а остальные соучастники действовали за рубежом. Если же исполнитель действовал за границей, а остальные соучастники (организатор, подстрекатель, пособник) выполняли свои функции по участию в данном преступлении в России, то действия последних также признаются совершенными на ее территории.

3. Круг лиц, пользующихся иммунитетом, о которых идет речь в ч. 4 комментируемой статьи, в случае совершения ими преступления на территории РФ, определяется на основе взаимности Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. , Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. , Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. , Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. , Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества от 5 декабря 1980 г. , рядом консульских конвенций и соглашений о правовом статусе торговых представительств, заключаемыми между государствами.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XV. М., 1957. С. 32 — 40.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. С. 136 — 148.

Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124 — 147.

Международное публичное право: Сб. док. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 300 — 322.

Ведомости СССР. 1984. N 26. Ст. 453.

СТ 11 УК РФ .

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит
уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного
пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской
Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные
на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации,
находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской
Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не
предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу
уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или
военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных
государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими
лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к Ст. 11 Уголовного кодекса

1. УК предусматривает несколько принципов действия уголовного закона в пространстве: территориальный принцип, принцип дипломатического иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии, реальный, универсальный и выдачи лиц, совершивших преступление.

2. Часть 1 ст. 11 предусматривает основной принцип действия уголовного закона в пространстве - принцип территориальности. Он состоит в распространении его обязательной силы на лиц, независимо от их государственной принадлежности: граждан России, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории России.

3. Главным условием применения территориального принципа является совершение преступного деяния на территории России. Территория России включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ).

4. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Это конституционное положение нашло отражение в ч. 2 ст. 11 УК.

Континентальный шельф и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Но прибрежные государства имеют суверенные и исключительные права на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением данных ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются российским законодательством. В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы и принципы международного права.

5. Уголовный кодекс признает и другие случаи распространения уголовного закона на лиц, совершивших преступление на объектах, приравненных к территории России. К таким объектам согласно ч. 3 ст. 11 УК относятся: а) гражданские воздушные и водные судна, приписанные к порту Российской Федерации и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне государственной территории России. Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, подлежит уголовной ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором; б) военно-морские и военно-воздушные корабли под флагом или с опознавательными знаками Российской Федерации, независимо от места их нахождения.

6. В ч. 4 ст. 11 УК закреплен принцип дипломатического иммунитета. Дипломатический иммунитет распространяется на три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Иные лица, на которых распространяется дипломатический иммунитет, - это главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам.

Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом и совершившие преступление, не могут быть задержаны и привлечены к уголовной ответственности по закону государства пребывания без согласия государства, гражданами которого они являются.

Для человека за совершение преступления на территории нашей страны последует справедливое наказание – это предусмотрено ст. 11 УК РФ. Государства современного мира, избравшие своей политической системой демократию, должны осуществлять свою деятельность в соответствии с принципом верховенства права. В общей правовой системе уголовное право занимает одно из самых приоритетных мест. Россия как демократическое государство не исключение. Новое законодательство принято с учётом формирования правового и справедливого общества.


Уголовный кодекс нашей страны разработан профильными высокопрофессиональными специалистами в сфере права. Он принимался на основах осуществления независимого и справедливого правосудия. Эти два принципа являются общими для всех нормативно-правовых актов, но именно в области уголовного их права они должны быть превыше всего. Ведь справедливое уголовное наказание – это высшая форма проявления демократии, что в будущем приведёт к построению общества с высокой правой культурой, а также искоренению преступности как таковой.

В каждой стране мира действие её законов и УК охватывает по своей площади всю территорию страны. Это означает, что за совершение опасных действий в пределах страны государство вправе воздействовать на лицо и применить к нему санкции. На практике применения уголовных норм чаще всего находит своё выражение в изолировании преступника от общества на определённый срок.

Россия как суверенное государство имеет все основания привлекать к ответственности лиц, которые нарушают закон. Исходя из этого, вытекает территориальный принцип. Он является общим для всех государств и выражается в том, что страна вправе применить нарушителям санкции. Например, приговорить к лишению свободы за кражу или шпионаж.

Принципы привлечения к уголовной ответственности:


Внутри госграницы России она вправе привлечь к уголовной ответственности лицо, нарушающее закон.Из этого вытекает первый по значимости принцип – территориальный.

После него идёт принцип гражданства. Его характер выражается в том, что при совершении преступления вне государства граждане РФ привлекаются к ответственности по нормам отечественного законодательства, но только в отношении их нет приговора суда. Те граждане нашей страны, которые отбыли срок наказания за границей и приехали назад, ответственности уже не подлежат.

Суть реального принципа находит выражение в том, что государство распространяет свой закон на иностранцев, совершивших преступление против наших граждан и страны, за её пределами.

А вот универсальный принцип действует не только в тех случаях, когда преступление направлено против интересов нашей страны. Его действие выражается в том, что государство вправе задержать лицо, посягающее на нарушение законов другой страны. Например, преступников, находящихся в международном розыске, или членов террористических групп. Он более глобальный и выражается в том, что все государства мира должны бороться с преступностью сообща, в частности — с терроризмом.

Эти принципы являются общими для отдельно взятого государства. Все они действуют в настоящее время и у нас, но с некоторыми поправками с учётом отечественного законодательства.

По своему принципу статья 11 Уголовного кодекса РФ прямо указывает, что все, кто совершает преступление на территории страны, привлекаются к ответственности. Важно отметить, что такое привлечение возможно только по действующему в настоящее время законодательству.


Например, нельзя судить лицо за совершение кражи по кодексу, который ранее действовал (в советское время). Действие закона во времени ограниченно, с принятием нового законодательного акта старый теряет силу. При разработке и принятии в своё время кодекса некоторые статьи были исключены, и заключённых, всё ещё отбывающих срок, выпустили на свободу в виду декриминализации статей.

Привлечь к ответственности могут как гражданина, так и лицо, не имеющее гражданства. По значимости территориальный принцип находится на первом месте на фоне остальных.

Территорией в юридическом понимании следует считать:

  1. Охватываемая государственными границами суша.
  2. Воды, омывающие её в пределах 12 миль.
  3. Абстрактный воздушный столб.

По территориальной границе государства все довольно просто, её можно узнать на политической карте. На всей площади, которую охватывает федерация, последняя в лице государственного аппарата вправе применить к нарушителям закона санкции.

Точку отсчёта для измерения площади действия закона на водной глади исчисляют от грани максимального отлива. В отдельно взятой стране такая линия подсчитывается по-своему, а впоследствии толкуется нормами местного законодательства.

Воздушный столб – это тоже территория страны. Его понятие включает в себя тот объем участка, который проходит по черте границы. Все, что находится под землёй, а также водой, называют недрами. Комментарий к статье не содержит чёткого определения относительно их глубины. Практик или юрист-теоретик – никто из них ещё не решил вопрос относительно максимально допустимой и даже средней глубины недр, на которой ещё будет действовать кодекс.

В определённых ситуациях территорией также считают гражданские лодки. Те, кто совершает преступления на них, привлекаются к ответственности. Причём в этом случае не будет важна разница, какое именно оно было: водное или воздушное судно. Однако существуют и исключения, которые оговорены международными договорами. Например, в случае нахождения такого корабля на местности, охватываемой другой страной, лицо, совершившее преступное деяние, находящееся на ней, понесёт наказание по местным законам.

Военные объекты под государственным флагом РФ всегда будут считаться её территорией.


Исключений по это норме не существует, поэтому лицо, совершившее преступление на территории иностранного порта, но на оговариваемой выше территории суден, будет отвечать по отечественному законодательству.

Стоит отметить случаи, когда совершение социально опасных действий, которые повлекли за собой совершение умышленного преступления, могут считаться совершёнными на территории нашего государства. Если подготовка к действиям, которые были направлены на совершение преступления, происходили за пределами страны, а тяжкий преступный результат настал у нас, то такое преступление будет считаться совершенным в нашей стране.

Вопрос о привлечении к ответственности дипломатических представителей освещён в ст. 11 ч. 4 УК РФ. В большей части он урегулирован не нормами отечественного законодательства, а международного права.

Также в этой статье идёт речь об иных гражданах, пользующихся иммунитетом, в частности:

  • работниках консульских учреждений;
  • представителях межгосударственных союзов;
  • лиц, являющихся членами специализированных миссий.

Когда общественно опасные действия совершаются вышеуказанными лицами, которые пользуются иммунитетом, вопрос ответственности может быть решён дипломатическим способом. Только в этом случае рассматриваемый принцип территориальности может иметь исключения в порядке своего действия. В юридической литературе есть специальное толкование таких исключений, и их называют дипломатическим иммунитетом или правовым.

Согласно нормам международного права и российского законодательства, без согласия государства, которое они представляют, не допускается:


Проводить вышеуказанные действия можно только по согласию второй стороны – страны, которую представляет лицо. В приоритете стоит руководствоваться, прежде всего, соглашениями и нормами международного права.

В такой ситуации от сотрудников правоохранительных органов потребуется высокая степень подготовки и профессиональных навыков. Ведь неправильное применение норм законодательства может грозить дипломатическим скандалом, что отразится на репутации всей страны.

Наравне с полным существует ещё ограниченный иммунитет. Под его состав попадают сервисный персонал представительств (например, консультант дипломата), участники правительственных миссий, лица, возглавляющие межгосударственные союзы и группы. Список не является строго ограниченным и подлежит изменениям исходя из требований сторон.

Относительно местности, на которой расположены посольства иностранцев, можно отметить, что на них тоже действует иммунитет. Соответственно, все действия правоохранительных органов должны быть согласованы с главами этих организаций.

Например, задержание преступника будет невозможным на территории посольства без согласования действий (даже в самой смягчающей форме). В юридической практике существует масса примеров представления убежищ на этих территориях лицам, скрывающимся от преследования правоохранительных органов.

В большей части это политические преследования, естественно, что никто не будет брать на себя ответственность и предоставлять убежище для убийцы или грабителя,тяжесть преступления не играет роли.

Не стоит считать, что такого рода привилегия полностью освободит преступника от ответственности. За совершение наказуемых деяний они понесут наказание по Уголовному кодексу своей страны. Существуют прецеденты, когда в случае согласия правительства другой страны лицо будет осуждено по УК РФ и будет вынесен судебный приговор нашей страны. Обстоятельство совершения в каждом конкретном случае требует публичной огласки.



Просмотров