Старец силуан афонский. Наставления преподобного силуана афонского

ОТКРОВЕНИЕ о Боге говорит: «Бог есть любовь», «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоан. 4, 8; 1, 5).

Как трудно нам, людям, согласиться с этим. Трудно потому, что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном.

На самом деле, где же этот СВЕТ ЛЮБВИ ОТЧЕЙ, если все мы, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом в горечи сердца осознаем: «Лучшие думы мои, достояние сердца моего, разбиты. Дни мои прошли; преисподняя станет домом моим… где же после этого надежда моя?», и то, что от юности тайно, но сильно искало сердце мое, «кто увидит?» (Иов. 17, 11–15).

Сам Христос свидетельствует, что Бог внимательно промышляет о всей своей твари, что ни одна малая птица не забыта Им, что Он заботится даже об убранстве травы, и что о людях его забота еще и несравненно большая, что «у нас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30).

Но где же этот внимательный до последней мелочи промысл? Все мы подавлены зрелищем неудержимого разгула зла в мире. Миллионы жизней, часто едва начавшихся, прежде, чем достигнуто самое осознание жизни, с невероятной жестокостью вырываются. Итак, зачем же дана эта нелепая жизнь? И вот, жадно ищет душа встречи с Богом, чтобы сказать ему: Зачем Ты дал мне жизнь?… Я пресыщен страданиями: тьма вокруг меня; зачем Ты скрываешься от меня?… Я знаю, что Ты благ, но почему Ты так безразличен к страданию моему?

Почему Ты так… жесток и беспощаден ко мне?

Я не могу Тебя понять!

Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «помилуй меня»; но не слушал его Бог.

Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!» И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая.

О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово.

Со времени Иоанна Богослова, за истекшие девятнадцать веков, прошли целые сонмы таких свидетелей, но сей последний особенно нам дорог потому, что он был нашим современником. Частое явление среди христиан - желание, вполне естественное желание видимых знамений нашей веры, иначе изнемогают они в своем уповании, а повествования о чудесах давно минувших дней в их сознании становятся мифом. Вот почему так важно повторение подобных свидетельств, вот почему нам так дорог этот новый свидетель, в лице которого было возможно видеть самые драгоценные проявления нашей веры. Мы знаем, что и ему поверят лишь немногие, как немногие поверили в свидетельство прежних Отцов: и это не потому, что свидетельство ложно, а потому, что вера обязывает к подвигу.

Мы говорим, что за девятнадцать веков христианской истории прошли целые сонмы свидетелей любви Христовой, и все же в необъятном океане человечества их так мало, они так редки.

Редки подобные свидетели потому, что нет подвига более трудного, более болезненного, чем подвиг и борьба за любовь: потому, что нет свидетельства более страшного, чем свидетельство о любви: и нет проповеди более возвышающей, чем проповедь любви.

Взгляните на жизнь Христа. Он пришел в мир, чтобы сообщить людям благовестие о вечной Божественной жизни, которое Он предподал нам в простых человеческих словах, в своих двух заповедях о любви к Богу и ближнему, и из евангельского повествования мы видим, каким искушениям подвергся Он от диавола, который сделал все, что мог, чтобы вынудить Христа хотя бы в чем-нибудь нарушить эти заповеди, и тем отнять у Него «право» давать их человеку. Посмотрите, что было в пустыне (Мф. 4; Лк. 4). По ответам Христа мы видим, что там была борьба за первую заповедь, т. е. о любви к Богу. Победителя в этой борьбе - Христа, исшедшего на проповедь, диавол окружает атмосферой непримиримой убийственной вражды, преследуя Его на всех путях, но и тут не достигает он своей цели. Последние удары, нанесенные Христу: предательство ученика-апостола, общее отступление и неистовые крики облагодетельствованной толпы: «Распни, распни Его»; но и здесь побеждает любовь Христа, о чем Сам Он категорически свидетельствует: «Дерзайте, Я победил мир» и еще: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».

Итак, диавол не смог отнять у Него право дать миру новую заповедь. Господь победил, и победа Его вечно пребывает, и уже никогда, и никто, и ничто не умалит этой победы.

Иисус Христос безмерно возлюбил мир: и эту любовь дано было действенно пережить Старцу Силуану, который и сам в ответ полюбил Христа и долгие годы провел в чрезвычайном подвиге за то, чтобы никто и ничто не отнял у него этого дара, и под конец жизни он мог бы, подобно великому Павлу, сказать: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… Я уверился, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь, не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35–39).

Остановившись на словах Апостола Павла, мы поймем, что так говорить он мог лишь пройдя через все эти испытания. И всякий, идущий вслед Христу, как показал опыт веков, проходит чрез множество испытаний. Прошел чрез них и Старец Силуан.

Блаженный старец схимонах Силуан в течение сорока шести лет подвизался на Афонской горе в Русском монастыре Святого Великомученика Пантелеймона. В этом монастыре нам пришлось прожить около четырнадцати лет. В последние годы жизни Старца, с 1931 г. по день кончины его - 11/24 сентября 1938 г., просьбы вынудили нас написать его житие. Задача для человека, не имеющего ни дара, ни опыта «писать», - нелегкая: но мы все же решаемся, потому что глубоко и искренно убеждены в том, что на нас лежит долг поведать людям об этом воистину великом человеке.

Настоящая книга по своему содержанию предназначается для узкого круга людей, интересы которых сосредоточены на христианском подвижничестве, и потому главной заботой нашей является не литературное искусство, а возможно более точный «духовный портрет» Старца.

Все наше внимание при общении с ним было поглощено его духовным обликом с единственной целью личной «пользы». Мы никогда не имели идеи писать его биографию, и потому многое, что, естественно, должно было бы интересовать биографа, нам осталось неизвестным. О многом мы обязаны умолчать потому, что это связано с людьми еще живыми. Мы приводим здесь лишь небольшое количество фактов из жизни Старца, рассказанных им по разным случайным поводам во время наших частых бесед или же услышанных нами от других подвижников Святой Горы, друзей Старца. Мы полагаем, что складность сведений о его внешней жизни не составит существенного недостатка нашего труда. Мы были бы вполне удовлетворены, если бы нам удалось хотя бы отчасти выполнить более важную задачу, а именно - нарисовать духовный образ Старца тем, которые не имели счастья непосредственного живого общения с ним. Насколько мы имеем возможность судить и поскольку нам приходилось соприкасаться с людьми, это был единственный бесстрастный человек, которого нам было дано встретить на нашем жизненном пути. Теперь, когда его нет с нами, он представляется нам каким-то исключительным гигантом духа.

Старец Силуан Афонский

Вступление

ОТКРОВЕНИЕ о Боге говорит: «Бог есть любовь», «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоан. 4, 8; 1, 5).

Как трудно нам, людям, согласиться с этим. Трудно потому, что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном.

На самом деле, где же этот СВЕТ ЛЮБВИ ОТЧЕЙ, если все мы, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом в горечи сердца осознаем: «Лучшие думы мои, достояние сердца моего, разбиты. Дни мои прошли; преисподняя станет домом моим… где же после этого надежда моя?», и то, что от юности тайно, но сильно искало сердце мое, «кто увидит?» (Иов. 17, 11–15).

Сам Христос свидетельствует, что Бог внимательно промышляет о всей своей твари, что ни одна малая птица не забыта Им, что Он заботится даже об убранстве травы, и что о людях его забота еще и несравненно большая, что «у нас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30).

Но где же этот внимательный до последней мелочи промысл? Все мы подавлены зрелищем неудержимого разгула зла в мире. Миллионы жизней, часто едва начавшихся, прежде, чем достигнуто самое осознание жизни, с невероятной жестокостью вырываются. Итак, зачем же дана эта нелепая жизнь? И вот, жадно ищет душа встречи с Богом, чтобы сказать ему: Зачем Ты дал мне жизнь?… Я пресыщен страданиями: тьма вокруг меня; зачем Ты скрываешься от меня?… Я знаю, что Ты благ, но почему Ты так безразличен к страданию моему?

Почему Ты так… жесток и беспощаден ко мне?

Я не могу Тебя понять!

Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «помилуй меня»; но не слушал его Бог.

Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!» И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая.

О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово.

Со времени Иоанна Богослова, за истекшие девятнадцать веков, прошли целые сонмы таких свидетелей, но сей последний особенно нам дорог потому, что он был нашим современником. Частое явление среди христиан - желание, вполне естественное желание видимых знамений нашей веры, иначе изнемогают они в своем уповании, а повествования о чудесах давно минувших дней в их сознании становятся мифом. Вот почему так важно повторение подобных свидетельств, вот почему нам так дорог этот новый свидетель, в лице которого было возможно видеть самые драгоценные проявления нашей веры. Мы знаем, что и ему поверят лишь немногие, как немногие поверили в свидетельство прежних Отцов: и это не потому, что свидетельство ложно, а потому, что вера обязывает к подвигу.

Мы говорим, что за девятнадцать веков христианской истории прошли целые сонмы свидетелей любви Христовой, и все же в необъятном океане человечества их так мало, они так редки.

Редки подобные свидетели потому, что нет подвига более трудного, более болезненного, чем подвиг и борьба за любовь: потому, что нет свидетельства более страшного, чем свидетельство о любви: и нет проповеди более возвышающей, чем проповедь любви.

Взгляните на жизнь Христа. Он пришел в мир, чтобы сообщить людям благовестие о вечной Божественной жизни, которое Он предподал нам в простых человеческих словах, в своих двух заповедях о любви к Богу и ближнему, и из евангельского повествования мы видим, каким искушениям подвергся Он от диавола, который сделал все, что мог, чтобы вынудить Христа хотя бы в чем-нибудь нарушить эти заповеди, и тем отнять у Него «право» давать их человеку. Посмотрите, что было в пустыне (Мф. 4; Лк. 4). По ответам Христа мы видим, что там была борьба за первую заповедь, т. е. о любви к Богу. Победителя в этой борьбе - Христа, исшедшего на проповедь, диавол окружает атмосферой непримиримой убийственной вражды, преследуя Его на всех путях, но и тут не достигает он своей цели. Последние удары, нанесенные Христу: предательство ученика-апостола, общее отступление и неистовые крики облагодетельствованной толпы: «Распни, распни Его»; но и здесь побеждает любовь Христа, о чем Сам Он категорически свидетельствует: «Дерзайте, Я победил мир» и еще: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».

Итак, диавол не смог отнять у Него право дать миру новую заповедь. Господь победил, и победа Его вечно пребывает, и уже никогда, и никто, и ничто не умалит этой победы.

Иисус Христос безмерно возлюбил мир: и эту любовь дано было действенно пережить Старцу Силуану, который и сам в ответ полюбил Христа и долгие годы провел в чрезвычайном подвиге за то, чтобы никто и ничто не отнял у него этого дара, и под конец жизни он мог бы, подобно великому Павлу, сказать: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… Я уверился, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь, не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35–39).

Остановившись на словах Апостола Павла, мы поймем, что так говорить он мог лишь пройдя через все эти испытания. И всякий, идущий вслед Христу, как показал опыт веков, проходит чрез множество испытаний. Прошел чрез них и Старец Силуан.

Блаженный старец схимонах Силуан в течение сорока шести лет подвизался на Афонской горе в Русском монастыре Святого Великомученика Пантелеймона. В этом монастыре нам пришлось прожить около четырнадцати лет. В последние годы жизни Старца, с 1931 г. по день кончины его - 11/24 сентября 1938 г., просьбы вынудили нас написать его житие. Задача для человека, не имеющего ни дара, ни опыта «писать», - нелегкая: но мы все же решаемся, потому что глубоко и искренно убеждены в том, что на нас лежит долг поведать людям об этом воистину великом человеке.

Настоящая книга по своему содержанию предназначается для узкого круга людей, интересы которых сосредоточены на христианском подвижничестве, и потому главной заботой нашей является не литературное искусство, а возможно более точный «духовный портрет» Старца.

Все наше внимание при общении с ним было поглощено его духовным обликом с единственной целью личной «пользы». Мы никогда не имели идеи писать его биографию, и потому многое, что, естественно, должно было бы интересовать биографа, нам осталось неизвестным. О многом мы обязаны умолчать потому, что это связано с людьми еще живыми. Мы приводим здесь лишь небольшое количество фактов из жизни Старца, рассказанных им по разным случайным поводам во время наших частых бесед или же услышанных нами от других подвижников Святой Горы, друзей Старца. Мы полагаем, что складность сведений о его внешней жизни не составит существенного недостатка нашего труда. Мы были бы вполне удовлетворены, если бы нам удалось хотя бы отчасти выполнить более важную задачу, а именно - нарисовать духовный образ Старца тем, которые не имели счастья непосредственного живого общения с ним. Насколько мы имеем возможность судить и поскольку нам приходилось соприкасаться с людьми, это был единственный бесстрастный человек, которого нам было дано встретить на нашем жизненном пути.

«Господь дал в Церкви Святой пастырей, и они служат в образе Христа, и им дана власть прощать грехи Духом Святым», - писал выдающийся русский подвижник афонского Пантелеимонова монастыря преподобный Силуан Афонский. Однажды Великим Постом на вечерне, в Старом Нагорном Русике, Господь его сподобил увидеть иеросхимонаха Авраамия в образе Христа.

Старец-духовник стоял в епитрахили и исповедывал. Когда отец Силуан вошел в исповедальню, то увидел духовника, седого старца, с лицом молодого, как у мальчика, человека. Лик его весь сиял и был похож на Христа. Тогда преподобный понял, что духовник стоит в Духе Святом и Духом Святым прощаются кающемуся грехи.

Мы выбрали восемь поучений старца Силуана о смысле и силе духовнического служения в Церкви.

Если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали бы от этого видения; и если бы сам священник видел себя, в какой небесной славе стоит он (совершает свое служение), то стал бы великим подвижником, чтобы ничем не оскорбить живущую в нем благодать Святого Духа.

Пишу эти строки, и радуется дух мой, что пастыри наши похожи на Господа Иисуса Христа. Но и мы, овцы, хотя и малую благодать имеем, но все же похожи на Господа. Люди не знают этой тайны, но Иоанн Богослов ясно сказал: «Будем подобны Ему», - и это не только после смерти, но еще и теперь, ибо Милостивый Господь дал на землю Духа Святого, и Дух Святой живет в Церкви нашей; Он живет в непорочных пастырях; Он живет в сердцах верующих; Он учит душу подвигу; Он дает силы исполнять заповеди Господни; Он наставляет нас на всякую истину; Он так украсил человека, что человек стал похож на Господа.

Всегда надо помнить, что духовник совершает служение свое в Духе Святом, и потому должно благоговеть пред ним. Верьте, братья, что если кому случится умирать при духовнике, и скажет умирающий духовнику: «Отче святый, благослови меня видеть Господа в Царстве Небесном». И скажет духовник: «Иди, чадо, и зри Господа», - то будет ему по благословению духовника, потому что Дух Святой и на небе, и на земле тот же.

Великую силу имеют молитвы духовника. Много за гордость страдал я от бесов, но Господь смирил и помиловал меня за молитвы духовника, и теперь Господь открыл мне, что на них почивает Дух Святой, и потому я много почитаю духовников. За их молитвы мы получаем благодать Святого Духа и радость о Господе, Который нас любит и дал нам все нужное для (спасения) души.

Если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное. Один монах меня спросил: «Скажи, что мне делать, чтобы поправить свою жизнь?» Он любил много кушать и не вовремя. Я ему и говорю: «Пиши каждый день, сколько ты покушал и что подумал, а вечером прочитай духовнику». Он мне говорит: «Я этого сделать не могу». И так не смог он преодолеть малого стыда исповедать свою немощь, и потому не исправился, и умер от удара. Да простит Господь брата нашего, а нас да избавит от такой смерти.

Кто хочет непрестанно молиться, должен быть мужественным и мудрым и во всем спрашивать духовного отца. И если духовник сам не проходил опытом молитву, то все равно спроси, и за твое смирение Господь помилует тебя и сохранит от всякой неправды; а если ты подумаешь, что духовник неопытен, что он в суете, буду я сам руководиться по книгам, то ты на опасном пути и не далек от прелести. Много я знаю таких, которые так обманулись в помыслах своих и за свое презрение к духовнику не преуспели. Они забывают, что в таинстве действует благодать Святого Духа, которая и спасает нас. Так враг обманывает подвижников, чтобы не было молитвенников, а Дух Святой умудряет душу, когда мы слушаем советы наших пастырей.

Чрез духовника в таинстве действует Дух Святой, и потому, когда выйдешь от духовника, душа чувствует свое обновление миром и любовью к ближнему, а если ты уходишь от духовника смущенный, то, значит, нечисто исповедался и сам не простил брату своему от души согрешений его.

Духовник должен радоваться, когда Господь приводит к нему какую-нибудь душу на покаяние, и по данной ему благодати должен лечить ту душу, и за это получит он от Бога великую милость, как добрый пастырь своих овец.

Жизнь блаженного старца Силуана Афонского внешне протекала малоинтересно. Монастырские записи говорят о нём: схимонах о.Силуан; мирское имя — Семён Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 году; на Афон приехал в 1892 году. Послушания проходил: на мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Руссике. Скончался 24 сентября 1938 года. От «родился» до «скончался» — всё бедно, не о чем рассказать. Иное дело — жизнь духовная. Семён с детства думал о Боге, много молился с плачем. У них была большая семья: отец, мать, пять братьев-сыновей и две дочери. Жили в любви. Однажды во время жатвы Семёну пришлось готовить в поле обед; была пятница; забыв об этом, он наварил свинины. Прошло полгода; уже зимою, в какой-то праздник, отец сказал Семёну с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой?.. ты знаешь, я ел её тогда, как стерву». — «Что же ты мне не сказал тогда?» — «Я, сынок, не хотел тебя смутить». Старец Силуан добавлял: «Подумайте, полгода терпел, ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить».

Тот, кто любит входить в своё сердце, оценит выражение пророка Давида: «Приступит человек в сердце глубоко» (Пс.63,7). В юности Семён ощутил влечение к монашеству и просил отца отпустить его в Киево-Печерскую Лавру. Отец ответил: «Сначала кончи военную службу». Слово родителя — закон. Семён был весьма большой физической силы, которая стала причиной его самого большого греха. Однажды в праздник он гулял по улице, играя на гармошке. Два брата-сапожника решили отобрать гармонь. Старец рассказывал об этом: «Сначала я подумал уступить, но стало стыдно, что девки будут смеяться, и я сильно ударил одного в грудь; он далеко отлетел от меня; изо рта потекла пена и кровь…» Сапожник, слава Богу, выжил… Так в шуме молодой жизни начал заглушаться в душе Семёна первый зов Божий к монашескому подвигу, но избравший его Бог снова позвал его видением. Однажды Семён задремал и в состоянии лёгкого сна увидел, что змея через рот проникла внутрь его. Он ощутил омерзение и проснулся. В это время услышал слова: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». То был голос Самой Богородицы, благоволившей посетить его и восстановить от падения… После военной службы он уехал на Афон.

Сущность аскетического пути старца может быть выражена в нескольких словах: хранение сердца от всякого постороннего помысла посредством внутреннего умного внимания, чтобы, устранив всякое чуждое влияние, достигнуть предстояния Богу в чистой молитве. Это делание именуется «умное безмолвие». Сущность «безмолвия» старец видел не в затворе, не в физическом удалении в пустыню, а в том, чтобы непрестанно пребывать в Боге. Как суметь непрестанно пребывать в Боге? Вот несколько поучений старца, которые, надеемся, приоткроют завесу над этой тайной.

Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет… Святые живут любовью Христовою, которая есть Божественная сила, созидающая и содержащая мир, и потому так велико значение их молитв. Св.Варсонофий, например, свидетельствует о том, что в его время молитва трёх мужей удерживала мир от катастрофы. Ради неведомых миру святых изменяется течение исторических и даже космических событий…

Мир думает, что монахи — безполезный род. Но они не знают, что монах — молитвенник за весь мир; они не видят его молитв и не знают, как милостиво Господь принимает их… Ты скажешь, что теперь нет таких монахов, которые молились бы за весь мир; а я тебе скажу, что когда не будет на земле молитвенников, то мир кончится, пойдут великие бедствия; они уже и теперь есть.

Сколько бы мы ни учились, всё равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям, ибо Господь познаётся не наукою, а Духом Святым. Многие философы и учёные дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали. Иное дело веровать, что Бог есть, и иное — знать Бога.

Наши отцы перешли от земли на небо. Что они там делают? Пребывают в любви Божией и созерцают красоту Лица Божия. Эта красота и на земле познаётся, но отчасти, ибо совершенной любви бренное тело не может вынести. На земле Господь даёт душе столько, сколько может она вместить и сколько хочет щедрая рука Господня.

Душа, познавшая любовь Божию Духом Святым, умирая, испытывает некоторый страх, когда Ангелы поведут её ко Господу, ибо, живя в мире, она повинна грехам. Но когда увидит душа Господа, то возрадуется от Его милостивого кроткого лица, и Господь не помянёт ей грехов по множеству кротости и любви Своей.

Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле… Они слышат наши молитвы и знают даже помышления наши… и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. Рассказывал мне о.Роман, что когда он был мальчиком, пришлось ему переезжать через Дон зимою, и лошадь его попала в прорубку и с санями пошла под лёд. Он крикнул: «Святителю Николае, помоги мне вытащить лошадь», потянул за уздечку и так вытянул лошадь с санями из-подо льда.

Почему Св.Отцы послушание ставили выше поста и молитвы? — От подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Если бы Ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребывали бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он и род его пребывали бы в Раю… Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу.

Летал орёл в высоте, наслаждался красотою мира и думал: «Я пролетаю большие пространства и вижу долины и горы, моря и реки, луга и леса; вижу множество зверей и птиц; вижу города, и селения, и как живут люди; а вот деревенский петух ничего не знает, кроме своего двора; полечу к нему и расскажу о жизни мира». Прилетел орёл и видит, как храбро и весело гуляет петух среди своих кур. И стал орёл говорить петуху о красоте и богатстве мира. Петух слушал со вниманием, но ничего не понимал. Орёл опечалился, и стало ему тяжело говорить с петухом; а петух заскучал, и стало ему тяжело слушать орла. Так бывает, когда учёный человек говорит с неучёным, но ещё более, когда духовный говорит с недуховным. Духовный подобен орлу, а недуховный — петуху; ум духовного день и ночь поучается в законе Господнем и молитвою восходит к Богу, а ум недуховного привязан к земле или занят помыслами. И когда духовный встречается с недуховным, то обоим им скучно и тяжело общение.

Кто смирил себя, тот победил врагов. Кто в сердце своём почитает себя достойным вечного огня, к тому не может приступить ни один враг, и нет тогда в душе никаких мирских помыслов, но весь ум и всё сердце в Боге пребывают. А кто познал Духа Святого и от Него научился смирению, тот стал подобен своему Учителю Иисусу Христу, Сыну Божию, и похож на Него.

Кто не любит врагов, тот не может иметь мира, хотя бы его и в Рай посадить.

Видео удалено или не является публично доступным

Преподобный Силуан Афонский Глас 5.Песнь 1.Ирмос: Спасителю Богу, в мори люди немокрыми ногами наставльшему и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Ума чистотою зову Матере Господа Сил внемляй, змия, грех пораждающаго, изрыгнул еси, и взыграся дух твой о Бозе Спасе твоем, боголюбиве отче Силуане, Егоже моли о чтущих память твою.К тебе, крест твой вземшему и на гору безстрастия возшедшему, припадающе, молимся, всеблаженне: воспламени сердца наша ко всех любящему Богу, пламенем любве твоея, в горении неугасающем.Егоже возлюби душа твоя, Сему уверился еси, и к Нему Единому прилепился еси, боголюбче, и сице искусителя злолукаваго души твоея покорил еси, трудом, бдением, смирением и слезною молитвою сего посрамляя.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Господи Сил, освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, даждь слово хваления устом моим, да превознесу Трисвятое имя Твое, дивно во святых Твоих почивающее, с нимиже и Силуан, возлюбленный Твой, молит Тя о душах наших.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Скорбных наведения обуревают убогую мою душу, и напастей облацы мое покрывают сердце, Богоневесто, но, Свет рождшая Божественный и превечный, возсияй мне свет радости, молитвами Силуана, угодника Твоего.Песнь 3Ирмос: Силою Креста Твоего, Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое Воскресение.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Кто исповесть страдания души твоея, преподобне Силуане, егда дух злобы поднебесныя претяше ти, от Господа удалити душу твою зложелая? Сетей сего лукаваго избави и нас, молитвенниче о всей вселенней.Силою терпения и красотою смирения душа твоя, всеблаженне, храмина Духу Святому устроися, сего ради взывал еси: о людие, творение Божие, познайте Творца и любовию к Нему прилепитеся.Источник радостей твоих и средоточие мыслей твоих Имя Бога Вышняго бысть, отче Силуане, к Нему прилепитися и в Нем утвердитися молитвами твоими помози нам, к тебе прибегающим.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Господи, Господи, даруй силу Твоея благодати, да познают Тебе вси людие Духом Святым, взываем к Тебе умильно, якоже возлюбленный Твой, любовию к Тебе распаляемый, Силуан предивный.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Не умолчу вопити яснейше величия Твоя: аще бо не Ты, Отроковице, всегда предстояла, молящи о мне Сына Твоего, кто бы толикия бури и лютых бед избавил мя?Господи, помилуй, трижды.Седален, глас 4Жаждею по Бозе возревновав, отче наш Силуане, землю отеческую оставил еси, и со пустыннолюбцы Горы Афонския длани твоя поработати Господеви всеусерднейше распростерл еси, идеже равноангельскими труды твоими вертоград Владычицы мира преукрасил еси и, яко благовоние, Церкви Вселенстей возблагоухал еси, лозо винограда новаго, Духом Святым облагодатствованная.Песнь 4Ирмос: Услышах слух силы Креста, яко рай отверзеся им, и возопих: слава силе Твоей, Господи.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Яко пчела трудолюбная, постом и молитвою к Богу прилежал еси и Богородицу Пречистую мир не оставляти слезно умолял еси, отче преподобне, не престай и ныне о нас молитися, яко имаши дерзновение велие.Кладязь новый благодати неисчерпаемыя в Горе Афонстей явился еси, всеблаженне, из негоже, паче меда и сота, сладость любве Христовы Духом Святым источается, еюже в горести греховней услади сердца наша.Господу, рекшу: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше,- благоволи убо, о всеблаженне, с тобою Тому взывати: Господи, Духом Твоим Святым даждь сердцу моему жажду, да никогдаже Тобою насыщуся.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Яко жертву благовонную и непорочную, принеси молитвы твоя за ны ко Пресвятей Троице, преподобне отче наш, и милости испроси ненавидящим и враждующим на нас, и их и нас избави от всякия скорби и печали.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Тя, Чистую, Тя, Деву Нескверную, едину имам стену необоримую, прибежище, покров крепок, оружие спасения, не презри мене, блуднаго, надеждо ненадеемых, немощствующих помоще, радосте оскорбляемых и заступление.Песнь 5Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве бо Тебе, иного не знаем.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Ты, Господи, создал мя еси и святым Крещением просветил мя еси, Ты прощаеши грехи моя и даруеши причащатися Тела Твоего и Крове, даруй ми силу всегда пребывати в Тебе, Силуаново рыдание приношу Ти, Боже наш.Ума моего омрачение и страстей телесных обуревание твоими молитвами, всеблаженне, просвети и утиши, якоже дерзнул еси укротити волны морския, не терпя видети рыбари гибельными ветры обуреваемы.Недостойными усты приносимое тебе убогое хваление наше, преподобне, не презри, но приими и воспевающих память твою молитвою посети, бед и напастей и вечнаго мучения избави, да не постыдимся, на тя уповающе.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Якоже горлица пустыннолюбная, от стражи утренняя до нощи воспевати Троицу Единосущную и Нераздельную со пустыннолюбцы Горы Святыя прилежал еси, отче Силуане, умилостивления мертвым, живым и грядущим ходатайствуя.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Кий дар благодарения принесу Ти, Богородице, яко насладихся Твоих дарований и Твоея безмерныя благости? Темже убо песнословлю и величаю Твою неизреченную ко мне милость.Песнь 6Ирмос: Обыде мя бездна, гроб мне кит бысть, аз же возопих к Тебе, Человеколюбцу, и спасе мя десница Твоя, Господи.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Святителие и священницы, иноцы и вси людие, радующеся, вкупе прославите Бога и Пречистую Матерь Его, кадило новое, молитву чистую Силуана, пламенем Духа Святаго горяща, у Престола Небеснаго за нас приявших.Возвеселися, Горо Афонская, со пустыннолюбцы твоими и во псалмех и пениих и песнех духовных воскликни Богу: да угоден будет пред Лицем Твоим верный слуга Твой, егоже молитвами благодать новая Церкви Святей даровася.Приидите, вси вернии, со пустыннолюбцы Горы Святыя, память праведнаго с похвалами почтим, взывающе: возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его дивно во святых Своих Почивающему.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Боже, кто уподобится Тебе? Ты Един Вышний по всей земли. Мы же, равноангельному смирению раба Твоего внемлюще, образу и подобию Твоему Духом Святым чаем обновитися.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Не скрыю глубины Твоих щедрот, и тока безмерных чудес, и источника приснотекущаго воистину еже ко мне милости Твоея, Богородице, но всем исповедую, и вопию, и вещаю.Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:Кондак, глас 2Смиренномудрия исповедниче предивный и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто, Богу возлюбленне Силуане, о подвизе твоем Церковь Российская радуется, иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие, веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются. Егоже моли о нас, равноангельне боговедче, во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.ИкосИмея богатство благодати, во еже духом на Небеса возведену быти, воистину радости неизреченныя сподобился еси, отче преблаженне Силуане. Егда бо, вне образов мира, в созерцании безмерно любящаго Христа Бога Лице видети сподобился еси, тогда, Духом Святым укрепляемь, в вертограде Преблагословенныя Богоматере Тому всеусерднейше послужил еси. Егоже моли, равноангельне боговедче, во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.Песнь 7Ирмос: В пещи огненней песнословцы спасый отроки, благословен Бог отец наших.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Иго благое, бремя легкое Христа Спаса взем, и ветрилом Духа Святаго, в страсе божественнем, к пристанищу благоотишному корабль душевный твой управил еси, отче Силуане, монахом, в подвизе изнемогающим, образе предивный.Како не дивимся смирению и человеколюбию твоему, Силуане предобре, видяще тя слезы источающа и о сущих во аде и нераскаянных грешницех рыданьми сраспинающася, врагом же своим прощения просяща, всепрощению Христову подражающа?Псаломски восклицая: видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего и Царя, Иже во святем, Сего воистину в лице отца духовнаго Авраамия зрети сподобился еси, чтити наставники наша благодатне нас наставляя, Силуане боговедче.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Образ начертаний добродетельных деяний сый, смирен же, и кроток, и наставник добрый монашествующим в Горе Афонстей показался еси, Силуане, сего ради монаси и мирстии предстательству твоему пред Богом вверяются.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Покров буди, и предстательство, и заступление, и похвала, Дево, обнажену мне ныне всякия помощи, безпомощных сило и надеждо ненадеемых, Силуана молитвами, солнца теплейшими.Песнь 8Ирмос: Из Отца прежде век рожденнаго Сына и Бога и в последняя лета воплощеннаго от Девы Матере, священницы, пойте, людие, превозносите во вся веки.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.Воздеяние рук наших приими, преподобне, Владычней благости подобяся, прегрешения наша презирая, ты бо душу твою уязвил еси Христовою любовию и Пречистыя Его Матере, Еюже умоли спасти души наша.Яко крин предивный и сапфир пречудный, в вертограде Пречистыя процвел еси, преподобне Силуане, Владыце твоему Христу смиренно ревнуя, выше бо человека восприем житие, имже многих души Господу приводиши.Воистину носитель даров Святаго Духа был еси и, различными добродетельми украшен, Силуане, смирением горнюю высоту наследив, нищетою Небесное богатство изрядно приял еси. Наследники сего покажи ны, молитвами твоими.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Сияния Божественнаго и Духа Святаго сладости причастника показа тя Господь, отче Силуане, егда в неизреченнем Фаворстем сиянии тя посетил есть. Зрети славу Сего в свете блистания Божества Его сподоби и нас, молимтися.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Пречистая Владычице, Небесных Сил превышшая, рождшая Спаса, всех Содетеля, Единосущна Отцу и Духу, даждь нам слово, Препетая, яко да возможем пети Тя, сущую Заступницу рода нашего.Песнь 9Ирмос: Тя, паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем.Припев: Преподобный отче Силуане, моли Бога о нас.В житии подвижника предивна, по смерти же молитвенника и сострадателя за ны пред Богом изрядна познахом тя, преподобне, егда иеродиакона Давида, смертельне отравлена, посещением твоим внезапу исцелил еси, покаяния время сему исходатайствовав усердно.Земли Российския сосуде избранный и Горы Афонския подвижниче новый, угодниче Божий Силуане, простри длани твоя за ны ко Господу и, яко миро благовонное, молитвы вознеси, да спасет от смерти души наша.Ангелом единонравна и святым сопричастна к горнему Сиону призва тя Господь, преподобне, идеже вознеси молитвы твоя за ны ко всех Владыце, ходатайствуя о Святей Церкви и о нас, чтущих память твою сладкопесненно.Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.Огнем купину не опалившаго и пламенными языки Церковь Христову освятившаго, смирения твоего ради, Духом Святым возжжен был еси, отче предивне, да житием нескверным научиши ны покланятися Троице, всех Богу, пламенем любве твоея к Нему приближающихся.И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Богородичен: Яко всех Царицу и Владычицу нашу, Тя любовию славим, Пречистая Дево, просвещшиися Страстьми Сына Твоего и познавшии Сего всем Благодетеля. Слава благодати Его во вся веки.СветиленСвета немеркнущаго блистанием украсился еси, преподобне отче наш Силуане, и предстоиши вечно престолу славы Триединаго Божества, о Дусе Святем ликовствуяй. Благодати сея испроси и нам, да молитвами твоими причастницы жизни вечныя будем.***Молитва преподобному Силуану Афонскому:Молитва преподобному Силуану Афонскому. Простой монах из русской обители на Афоне. Сподобился глубокого покаянного чувства и молитвенности. Преподобному Силуану молятся о даровании смирения и любви ко всем людям, при одержимости блудом, пьянством, гневливости, о помощи в иноческом делании, о просвещении народов светом истинной веры



Просмотров