Старая конституция латвии 1922 г. Конституции стран балтии конституция латвийской республики

Проект поправок к Конституции, предусматривающий выборы президента Латвии открытым голосованием, юридическая комиссия передаст в парламент еще до выборов, если это позволят процедуры и поддержат депутаты, сказал агентству ЛЕТА председатель комиссии Гайдис Берзиньш.

Суд проверит школьную реформу Шадурскиса на соответствие Конституции 27.07.2018

Конституционный суд (КС) возбудил дело о соответствии Конституции Латвии поправок к закону об образовании, предусматривающих полный перевод обучения на государственный язык, сообщила представитель КС Лина Ковалевска.

В Сейме предложили доверить избрание президента народу 01.05.2017

Сейму необходимо разработать новый порядок избрания президента, расширив круг его избирателей, считает рабочая группа парламента, анализировавшая расширение полномочий главы государства и изменение порядка его избрания.

В некоторых самоуправлениях перестали следить за подъёмом государственного флага 13.07.2015

День памяти жертв геноцида еврейского народа, 4 июля, стал первой по календарю календарной датой после постановления Конституционного суда (КС), признавшего, что государственный флаг в праздничные и траурные дни поднимать нужно, но запретившего штрафовать тех, кто этого не делает. В муниципалитетах этот день прошел по-разному: в одних полиция больше не обращала внимания на флаги, в других же - продолжала предупреждать жителей о необходимости поднять флаг в траурном оформлении. Эксперты отмечают, что хотя штрафы и отменили, самоуправлениям и в дальнейшем нужно контролировать подъем государственных флагов.

Профессор: преамбула к Конституции лишена смысла 20.06.2014

Никакого здравого юридического значения преамбула к Конституции не имеет, однако опасность ее заключается в том, кто и как будет ее интерпретировать, заявил порталу Ves.lv профессор Рижского университета им. П.Страдыня Сергей Крук.

"Центр согласия": Сатверсме не нуждается в преамбуле 19.06.2014

Сегодня депутаты политического объединения «Центр согласия» в 11-м Сейме проголосовали против дополнения Сатверсме так называемой преамбулой, в которой понятие «народ Латвии» фактически сужается до понятия исключительно «латышской нации».

Сейм окончательно утвердил спорную преамбулу Сатверсме 19.06.2014

В четверг депутаты Сейма в окончательном чтении утвердили преамбулу Сатверсме, где сказано, что Латвия была основана, чтобы гарантировать существование латышского народа и обеспечивать свободу и благополучие каждого жителя страны.

Публицист: преамбула к Конституции - оружие против "Центра согласия" 06.11.2013

Публицист Александр Гильман считает, что латышские партии пытаются принять преамбулу к Конституции, чтобы отпугнуть латышей от "Центра согласия". Об этом он сказал в интервью программе "Вопрос с пристрастием" на телеканале PRO100TV.

Вике-Фрейберга: преамбула поможет уточнить очевидное 05.11.2013

Латвия юридически корректно жила и без преамбулы к конституции, однако политические тенденции последнего времени оправдывают желание зафиксировать в виде текста те ценности, которые при принятии Сатверсме казались очевидными. Об этом в интервью газете Diena заявила экс-президент страны Вайра Вике-Фрейберга.

Запрет на русские "раковые" письма оценят на соответствие Конституции 22.10.2013

Исследователь ЛУ Ольга Процевска обратилась с заявлением к омбудсмену Юрису Янсонсу и руководителю Латвийского представительства Еврокомиссии Ине Штейнбуке с просьбой оценить на соответствие Конституции Латвии запрет Центра госязыка рассылать письма, приглашающие женщин провериться на рак шейки матки и рак груди, на русском языке.

Винкеле подозревают в желании изменить Конституцию 03.01.2013

Министр благосостояния Илзе Винкеле заинтересована в том, чтобы в Сатверсме исчезла строка о том, что брак - это союз между мужчиной и женщиной, заявила в интервью программе "Утро на Балткоме" на радио "Балтком" председатель правления ассоциации "Семья" Илона Бремзе.

Глава КС: создавать "неприкасаемые" статьи Конституции – опасно 26.09.2012

Конституция уже содержит в себе ядро. Однако создавать статьи, которые нельзя менять, опасно, потому что могут возникнуть тупиковые ситуации. Об этом в интервью в программе "Утро на Балткоме" на радиостанции Baltkom заявил председатель Конституционного суда Гунар Кутрис.

Портал: Репше готовит реформу Сатверсме и спецслужб 25.09.2012

Общество "Для развития Латвии" под руководством экс-премьер Эйнара Репше готовит программу, которая предусматривает в том числе реформу Сатверсме и серьезные изменения в работе спецслужб и правоохранительных органов, сообщает портал pietiek.com.

Чепане поддерживает разработку преамбулы Конституции 18.09.2012

Разработка преамбулы Конституции Латвии может помочь применяющим правовые нормы, считает председатель юридической комиссии сейма Илма Чепане, комментируя призыв Комиссии по конституционному праву начать дискуссию о разработке этого документа.

Президент: с референдумом ничего не заканчивается 19.02.2012

После прошедшего в субботу референдума в Латвии следует начать серьезную дискуссию об укреплении Сатверсме и изменении модели власти, прокомментировал результаты референдума о присвоении русскому языку статуса государственно президент страны Андрис Берзиньш.

Аболтиня: новая Сатверсме - нехороший сигнал для общества 09.02.2012

Спикер Сейма Солвита Аболтиня ("Единство") скептически оценивает идею президента Андриса Берзиньша о разработке новой Сатверсме. "Это не слишком хороший сигнал — писать новую Сатверсме в тот момент, когда надо решать действительно важные вопросы развития страны, — заявила она изданию Diena.

В Конституции обнаружено отсутствие важного символа Латвии 03.02.2012

Возможность изменения герба Латвии никак не оговорена в Конституции. К такому выводу пришли ведущие программы "Разворот" на радиостанции Baltkom 93,9 вместе с членом Геральдической комиссии при президенте Латвии Армандсом Виюпсом.

Чепане: право народа не является абсолютным 26.01.2012

"Ни права человека, ни права народов не являются абсолютными. Эти права могут быть ограничены в установленном законом порядке — чтобы защитить права других людей, демократическое устройство государства, безопасность общества, его благополучие и нравственность.

Депутат: ядро Конституции - это что-то эзотерическое 20.01.2012

Депутат Сейма, юрист Андрей Элксниньш считает, что придуманный правящими партиями термин "ядро Конституции" относится не к юриспруденции, а к эзотерике. Об этом он сказал в интервью программе "Вопрос с пристрастием" на телеканале PRO100TV.

Эксперт: некоторые статьи Сатверсме можно сделать неизменными 20.12.2011

Возможности прописать в Сатверсме пункты, не подлежащие изменению, имеются, так как в латвийскую Конституцию уже при ее создании была вписана неизменная основа. Такое мнение после встречи с президентом Латвии Андрисом Берзиньшем высказала судья Европейского суда по правам человека и член Комиссии по конституционному праву Инета Зиемеле.

Действующая Конституция Латвии была принята Латвийским Учредительным Собранием 15 февраля 1922. В советский период не действовала, поскольку были приняты новые Конституции социалистического типа. С 1992 ее действие было возобновлено.

Государство характеризуется Конституцией как «независимая демократическая республика». О принципе разделения властей в тексте Конституции не упоминается, так же как в западноевропейских конституциях.

Форма правления Латвийского государства – парламентарная республика. Президент Республики избирается Сеймом. Кандидатом на должность Президента не может быть лицо, не достигшее 40 полных лет. Другие требования отсутствуют, законодатель полагается на благоразумие парламентариев. Срок полномочий Президента – 3 года. Президент не несет политической ответственности, его акты скрепляются подписью Президента министров (см. ст. 53). Сейм – однопалатный представительный орган, состоящий из 100 народных представителей. Срок его полномочий – 3 года. Кабинет Министров состоит из Президента Министров и «приглашенных им министров». Согласно ст. 56 Конституции Латвии «Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом Республики».

В Конституции не определяется система судебных органов. Указаны только принципы организации судебной власти и упоминается о существовании Конституционного суда и военных судов. Кроме того, Конституция устанавливает основы статуса государственных контролеров.

Правовой статус человека и гражданина и система местного самоуправления не получили в Конституции должного отражения. В начале века латвийский профессор В. Грибовский отмечал, что в проекте Конституции содержалась часть вторая «основные права и обязанности граждан», «но по французскому образцу было постановлено обеспечить в порядке обычного законодательства». В настоящее время в Латвии действует Конституционный закон 1992 г. «Права и обязанности человека и гражданина».

КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(Принята 15 февраля 1922 г., с изменениями и дополнениями от 21 марта 1933 г., 27января 1994 г., 5 июня 1996 г .)

Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:

I отдел. Общие постановления

1. Латвия есть независимая демократическая республика.

2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.

3. Территорию государства Латвии в пределах, установленных международными договорами, составляют Видземе, Латтале, Курземе, Земгале.

4. Государственный флаг Латвии – красный с белой полосой.

II отдел. Сейм

5. Сейм состоит из ста народных представителей.

6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.

7. Латвия делится на отдельные избирательные округа, и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.

8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые в день выборов достигли 18-летнего возраста.

9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.

10. Сейм избирается на три года.

11. Выборы в Сейм должны быть произведены в первое воскресенье октября месяца и в субботу накануне.

12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.

13. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позже одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через два года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.

14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.

15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.

16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.

17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.

18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.

19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.

20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.

21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.

22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.

23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.

24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных Конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.

25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.

26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.

27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответ лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.

28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей, распространяет: 1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения;

2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семейной жизни.

29. Член Сейма не может быть арестован: у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.

30. За преступное деяние против члена Сейма нельзя начать судебного или административного преследования без согласия Сейма.

31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения;

3) о самих этих фактах или сведениях.

32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.

33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.

34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если отчеты эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

III отдел. Президент республики

35. Президент республики избирается Сеймом сроком на три года.

36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

37. В Президенты республики не может быть избрано лицо, не достигшее полных сорока лет.

38. Должность Президента республики несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом республики более шести лет сряду.

40. В ближайшем после избрания заседании Сейма Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: «Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах, чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести».

41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.

42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.

43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.

44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.

45. Президенту республики принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Это право помилования не распространяется на случаи, в которых закон предусматривает другой порядок. Амнистию дарует Сейм.

46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания Кабинета Министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.

47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.

48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.

49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. Порядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.

51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президента республики.

52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно так же председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.

53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы 1 Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.

54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.

IV отдел. Кабинет министров

55. Кабинет Министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.

56. Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.

57. Число Министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.

58. Кабинету Министров подчинены органы государственного управления.

59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма, и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.

60. Заседания Кабинета Министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.

61. Кабинет Министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.

62. Если государству угрожает внешний враг или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то Кабинет Министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении Кабинета Министров немедленно докладывает Сейму.

63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

V отдел. Законодательство

64. Право законодательства принадлежит Сейму, а также, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей Конституцией, народу.

65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, Кабинет Министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.

66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится Кабинетом министров.

Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.

По истечении бюджетного года Кабинет Министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.

67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.

68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.

69. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок спустя четырнадцать дней по опубликовании.

70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: «Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: текст закона».

71. Президент республики может требовать в течение семи дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может.

72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами.

74. Принятый Сеймом и приостановленный в установленном статьей семьдесят второй порядке закон может быть отменен в ходе народного голосования, если число голосовавших составляет не менее половины числа избирателей, участвовавших в выборах последнего Сейма и если большинство проголосовало за отмену закона.

75. Если Сейм большинством не менее двух третей голосов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона; такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.

76. Сейм может изменить конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.

77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую Конституции, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.

78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проекта без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.

79. Переданные на народное голосование изменения Конституции считаются принятыми, если с ними согласились не менее половины всех имеющих право голоса. Переданный на народное голосование проект закона считается принятым, если число голосовавших составило не менее половины числа участвовавших в выборах последнего Сейма избирателей и если большинство проголосовало за принятие проекта закона.

81. В промежутке между сессиями Сейма Кабинет Министров имеет право, если неотложная необходимость того требует, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии знаков государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.

VI Отдел. Суд

82. Перед законом и судом все граждане равны.

83. Судьи независимы и подчиняются только закону.

84. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности исключительно на основании постановления суда. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.

85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие дела, переданные законом в его компетенцию. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда на установленный законом срок утверждаются Сеймом закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.

86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

VII отдел. Государственный контроль

87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.

88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Человек, его жизнь, свобода, достоинства и права являются высшей основной ценностью Латвийского государства.

Каждый имеет право на действия, не запрещенные законом.

Обязанностью государства является защита человека, его жизни, свободы, безопасности, достоинства, прав и собственности.

ГРАЖДАНСТВО, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА

Гражданство Латвийской Республики является устойчивой политической правовой связью лица с Латвийской Республикой.

Все граждане, независимо от способа приобретения гражданства, равны в правах и обязанностях.

Гражданство Латвийской Республики можно приобрести, сохранить или утратить только в установленном законом порядке.

При приеме в гражданство Латвийской Республики не должно образовываться двойное гражданство.

Латвийская Республика не выдает своего гражданина иностранному государству.

Граждане Латвийской Республики в иностранных государствах находятся под защитой Латвийского государства.

Граждане участвуют в решении государственных и общественных дел непосредственно или при посредничестве свободно избранных представителей.

Граждане обладают равными правами занимать государственные должности.

Граждане имеют право создавать политические партии.

Только гражданам могут быть переданы в собственность или проданы земля и другие природные ресурсы, кроме случаев, когда заключенными Латвийской Республикой международными договорами установлен иной порядок.

Гражданин может свободно выбирать место жительства в любой части территории Латвии.

Граждане имеют право свободно выезжать из Латвии и возвращаться в нее.

Гражданин может быть верен Латвийской Республике, он имеет право и обязан защищать ее свободу, независимость и демократический парламентарный государственный строй.

Гражданин должен нести обязательную государственную службу и выполнять иные установленные законом обязательства перед государством.

Гражданин обладает правом иметь зарегистрированное оружие.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦА

Все люди в Латвии равны перед законом независимо от расы, национальности, пола, языка, партийной принадлежности, политических и религиозных убеждений, социального, имущественного и служебного положения и происхождения.

К смертной казни может приговорить суд только в исключительных случаях за особо тяжкие преступления.

Каждый имеет право всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами сопротивляться противоправному насилию.

Задержание, арест, обыск или иное ограничение свободы личности допускается только в установленном законом порядке.

Каждому гарантируется право приглашать адвоката с момента задержания.

Закон устанавливает максимальный срок задержания, ареста и предварительного следствия.

В течение трех суток с момента задержания судья должен принять постановление об аресте и содержании в заключении задержанного лица или же дать распоряжение о незамедлительном освобождении этого лица.

Пытки, другое жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение с лицом запрещаются.

Противоправное принудительное лечение, а также принудительное применение медицинских средств с целью добиться от лица дачи показаний, отказа от показаний или высказывания определенного мнения либо с целью ограничить свободу слова лица запрещаются.

Жилище лица является неприкосновенным.

Никто не имеет права войти в жилище без разрешения проживающих в нем или произвести обыск без постановления судьи, кроме случаев, когда лицо задерживается на месте преступления или когда жизнь других людей находится под угрозой.

Государство гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.

Это право может быть ограничено постановлением судьи при расследовании тяжких преступлений.

Каждый может защищать свои права и интересы в суде.

Каждый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в суде согласно закону.

Только суд в соответствии с действующим на момент деяния законом может признать лицо виновным в преступлении.

Каждый имеет право на справедливое, открытое рассмотрение его дела компетентным, независимым и объективным судом, образованным в соответствии с законом.

Каждый имеет право на помощь адвоката, а также имеет право не давать показаний против себя и членов своей семьи.

Уголовная ответственность может быть только индивидуальной.

Каждое незаконно арестованное или осужденное лицо имеет право на возмещение причиненного ему материального и морального ущерба.

Осужденный обладает всеми упомянутыми в настоящем Законе правами человека, кроме тех, которые ограничены законом или приговором суда.

Каждый осужденный должен работать в соответствии с его физическими и умственными способностями.

Осужденный не может быть лишен прав на оплачиваемый труд, а также отдых, охрану здоровья, пользование определенными культурными ценностями, образование и развитие личности.

Принудительный труд запрещается.

Принудительным трудом не считаются обязательная государственная служба, привлечение к ликвидации последствий катастроф и исправительные работы, определенные в соответствии с приговором суда.

Государство признает и защищает собственность и право ее наследования.

Лицу может принадлежать любая собственность, кроме собственности, на которую распространяются ограничения, установленные статьей 9.

Принудительное отчуждение собственности может осуществляться исключительно в установленном законом порядке по решению суда. При отчуждении собственности для осуществления общественных проектов собственнику полагается соответствующая компенсация.

Каждый имеет право на осуществление предпринимательской деятельности, не противоречащей закону.

Каждый имеет право на свободный выбор профессии, занятия и работодателя.

Каждый в соответствии с трудовым договором имеет право на оплату труда не ниже установленного государством минимума.

Максимальная продолжительность рабочей недели устанавливается законом.

Работающие имеют право на еженедельные выходные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск.

Работающие имеют право на забастовку в целях защиты своих экономических или профессиональных интересов.

Законом устанавливается ограничения этого права для гарантии деятельности необходимых обществу служб.

Каждый имеет право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, в случае потери кормильца.

Лицо имеет право на пособие по безработице, если оно не имеет иных средств к существованию и безработица наступила по не зависящим от него обстоятельствам.

Каждый имеет право свободно выезжать или эмигрировать в иностранные государства.

Это право не может быть ограничено по политическим или идеологическим мотивам.

Каждый имеет право свободно передвигаться по территории Латвии.

Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию, выражать свои взгляды и идеи в устной, письменной форме или любым иным способом. Осуществление этого права нельзя ограничивать цензурой.

Никого нельзя заставить высказывать свои политические, религиозные, этические и другие взгляды, а также разглашать свою партийную принадлежность.

Все имеют право свободно создавать общественные организации и участвовать в их работе, если цели и практическая деятельность этих организаций не противоречат закону.

Запрещается создавать тайные организации и вооруженные подразделения, не подчиненные органам государственной власти и управления Латвийской Республики

Государство гарантирует свободу предварительно заявленных мирных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Самоуправление может изменить место или время этих мероприятий, если этого требуют интересы общественной безопасности и порядка.

Государство гарантирует свободу творческого труда и защищает авторские права.

Каждый имеет право обращаться в органы государственной власти и управления с индивидуальными или коллективными заявлениями, предложениями и получать ответ в установленном законом порядке.

Государство отделено от церкви.

Государство гарантирует свободу религиозных убеждений.

Лица или их объединения имеют право отправлять религиозные ритуалы и церемонии.

Никого нельзя заставить принимать участие в религиозных ритуалах и церемониях, а также изучать Закон Божий.

Религиозные или идеологические мотивы никого не освобождают от обязанностей по отношению к государству и необходимости соблюдения законов.

Семья, брак, а также права матери и ребенка находятся под защитой государства.

Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, а также на их правовом равенстве.

Забота о детях и их воспитании является первостепенными правом и обязанностью родителей или опекунов.

Общество и государство заботятся о том, чтобы родители или опекуны имели возможность выполнять свои обязанности по отношению к детям.

Дети, рожденные в браке и вне брака, равны в своих правах.

Государство гарантирует особую помощь и защиту детям, оставшимся без попечения родителей.

Каждый имеет право на медицинское обслуживание.

Каждый обязан заботиться о своем здоровье, здоровье своих близких и народа.

Государство защищает здоровье жителей и гарантирует каждому установленный законом минимум медицинской помощи.

Каждый имеет право на образование.

Государство гарантирует возможность получения обязательного образования бесплатно, а также обеспечивает дальнейшее образование в соответствии со способностями каждого.

Обязанностью родителей является обеспечение образования детей в соответствии с их способностями и требованиями обязательного образования.

Лица и их объединения имеют право создавать учебные заведения различного уровня с любым языком обучения. Получение образования в таких школах находится под надзором государства.

Обязанностью каждого является соблюдение законов Латвийской Республики, уважение традиций и обычаев латышского народа и проживающих в Латвии национальных и этнических групп, а также уважение национального достоинства других лиц.

Каждый участвует в покрытии расходов государства и самоуправлений, уплачивая в установленном законом порядке налоги и пошлины.

Охрана природы, культурной среды, ландшафтов, исторических и архитектурных памятников и среды является обязанностью каждого лица, всего общества и государства.

Законом могут быть установлены необходимые ограничения прав и свобод человека для:

1) защиты прав, достоинства, здоровья и нравственности других лиц;

2) гарантии государственной безопасности, общественного порядка.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Несмотря на протесты оппозиции, президент Латвии Андрис Берзиньш утвердил поправки.

Латвийская оппозиция и ряд общественных деятелей рассчитывают оспорить в суде недавно принятую преамбулу к конституции страны. Текст преамбулы, как считают оппозиционеры, делит граждан страны на два сорта.

В принятой в июне преамбуле говорится о создании Латвийского государства "для гарантирования существования и развития латышской нации, культуры и языка" и "для обеспечения свободы и благополучия латышского народа..."

Там также говорится об идентичности Латвии, которую "издавна составляют традиции латышей и ливов, латышский менталитет и язык, общечеловеческие и христианские ценности".

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем. Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе Андрей Юдин, депутат правящей коалиции

Основой сплочения общества, согласно преамбуле, являются "верность Латвии, латышский язык как единственный государственный, равенство, солидарность, справедливость, честность, трудолюбие и семья".

Неравенство наций?

Новая преамбула к Сатверсме (конституции) вызвала большой резонанс в латвийском обществе, особенно в его русскоязычной части. По мнению некоторых экспертов, она подчеркивает преимущества латышской нации над остальными.

"Политически легитимизируется концепция о том, что формально все граждане равны, но некоторые равнее. Те, кто принадлежат к латышскому народу, это первый сорт. Второй - все остальные", - cказал Русской службе Би-би-си депутат Сейма и правозащитник Борис Цилевич.

Однако правящие политики не видят в новой преамбуле ничего оскорбительного для представителей нацменьшинств.

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем, - говорит депутат правящей коалиции Андрей Юдин. - Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе".

Языковой референдум

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В 2012 году большинство жителей Латвии проголосовали против предоставления русскому языку государственного статуса

Почему местные политики решили прописать в конституции идеологические основы государства именно сейчас, никто из них однозначно объяснить не может.

В латвийском обществе распространена версия о том, что поводом стал так называемый языковой референдум: два года назад инициативная группа решила вынести на всенародное голосование идею присвоения русскому языку статуса второго государственного.

"Языковой референдум стал толчком для возникновения дискуссий о том, что можно и нельзя менять в конституции", - считает правозащитник и консультант фракции "Зеленых" в Европарламенте Алексей Димитров.

"Эта дискуссия началась в президентской комиссии по конституционному праву, там же появилось понятие ядра конституции. Потом эта дискуссия перешла в создание преамбулы", - говорит Димитров.

Оппозиция "держит паузу"

Несмотря на протесты оппозиции, президент страны Андрис Берзиньш утвердил поправки.

В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество Валерий Агешин, парламентская фракция "Центр согласия"

Общественные деятели, в свою очередь, надеются вернуть конституции прежний вид.

"Я и мои коллеги-юристы оцениваем возможности составления заявления в Конституционный суд, - говорит Русской службе Би-би-си общественный омбудсмен Елена Бачинская, избранная Конгрессом неграждан. - Если найдем зацепку, то такое заявление будет подано - это сто процентов".

Ранее о намерении обжаловать новую преамбулу в конституционном суде говорили представители крупнейшей оппозиционной парламентской фракции "Центр согласия", которую традиционно связывают с защитой интересов русскоязычного электората.

"В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество, - говорит bbcrussian.com замглавы фракции Валерий Агешин. - Президент совсем недавно [утвердил] преамбулу, и пока мы выдерживаем паузу, в том числе относительно наших действий в Конституционном суде".

Государство для латышей

По словам правозащитников, основным поводом для обжалования могут стать те преимущества, которые преамбула якобы приписывает латышской нации по сравнению с остальными.

Особенно много споров возникло по поводу нормы о целях латвийского государства, в число которых вошли "гарантии существования и развития латышской нации, ее языка и культуры". Защита других культур и языков в списке целей государства не упоминается.

"Это показывает обществу, что этническое важнее, чем права и свободы, - считает правозащитник, председатель Конгресса неграждан Елизавета Кривцова. - Преамбула является инструментом для интерпретации того, что написано в конституции. Поэтому она станет еще одним оправданием для того, чтобы ограничивать права русскоязычного меньшинства".

До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры Борис Цилевич, депутат Сейма и правозащитник

Еще один неоднозначный момент: в новой преамбуле говорится, что латвийское государство было создано за счет объединения латышских земель и на основании права латышей на самоопределение.

Противники новой преамбулы напоминают, что на момент создания основного закона (в 1922 году) около 27% жителей страны представляли нацменьшинства - и они также участвовали в процессах создания государства, были представлены в органах власти.

Сегодня в Латвии нацменьшинства составляют около 40% жителей, и многие из них крайне недовольны новой редакцией преамбулы.

С соответствующим заявлением, например, выступили представители общины староверов, чьи предки поселились на территории Латвии за несколько веков до основания государства.

"Предлагаемый ныне текст - это пространные и пафосные фантазии, - цитирует сайт Mixnews.lv обращение, подписанное председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии отцом Алексием Жилко.

"Как-то вскользь упомянуты национальные меньшинства, права которых в Латвии, как демократическом государстве, между прочим, тоже как бы соблюдаются. Что четко подчеркивает наличие одной главной латышской нации и всех прочих", - отмечает Жилко.

Угроза для русских школ

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Традиционное празднование Дня победы в Риге, столице Латвии

Будет ли принятие преамбулы иметь практические последствия, эксперты однозначно ответить пока не могут.

По словам специалиста по конституционному праву Яниса Плепса, преамбула имеет силу закона - так же как любая статья самой конституции. Однако сам факт ее принятия не означает, что парламенту придется переписать все государственные нормативы.

Зато спорные нормы, которые попадают в конституционный суд, должны будут оцениваться через прописанные в преамбуле ценности.

Оппозиционный депутат Борис Цилевич обращает внимание на языковой вопрос и считает, что новая преамбула может существенно осложнить борьбу с дискриминационными нормами.

"Пример - норма о квотах на нелатышское вещание на радио и телевидении, - говорит Цилевич. - Она существовала в Латвии, но была признана антиконституционной в суде, так как нарушала принцип равенства. Сейчас интерпретация уже не так однозначна".

"До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры", - отмечает депутат.

РИГА, 7 мар — Sputnik, Андрей Солопенко. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) признала законопроект, предусматривающий введение автономии школ нацменьшинств не полностью разработанным и в проведении референдума. Что теперь будут делать защитники русских школ.

Партия "Русский союз Латвии" (РСЛ) 22 января передала в ЦИК законопроект "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии", который на основании закона, действующего во время Первой республики, был призван защищать школы нацменьшинств и позволял обучать детей на родном для них языке.

По нынешнему законодательству ЦИК должен был в течение 45 дней организовать оценку этого законопроекта и проголосовать о его передаче на сбор подписей. Но, опираясь на полученные отрицательные заключения от Бюро омбудсмена, Юридического бюро Сейма, а также министерств юстиции и образования, ЦИК пришел к выводу, что законопроект противоречит нормам Конституции и не может быть вынесен на референдум.

Однако, по мнению заявителей, возражения, по сути, были не юридические, а политические, что прямо говорит о явной ангажированности всех вышеперечисленных инстанций.

В рамках закона

В первые годы с момента образования Латвии было принято несколько документов, в соответствии с которыми, проживающие в стране нацменьшинства могли обучаться в школах на своих языках. Но после восстановления независимости Латвии действие закона об устройстве школ национальных меньшинств не было возобновлено.

Авторы законопроекта о защите русских школ в Латвии считают, что нынешние нормативные документы более не гарантируют существования школ нацменьшинств и использования их языков в учебном процессе, и поэтому необходимо принятие нового закона, обеспечивающего их защиту.

"Латвийская Республика с момента ее основания признавала право людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, использовать свой язык в качестве языка обучения в учебных заведениях", — говорится в законопроекте защитников русских школ, который предполагает, что языки преподавания в школах нацменьшинств будет определять совет каждой конкретной школы.

Также документ предлагает создать школы нацменьшинств, потоки или отдельные классы, если собраны подписи определенного количества родителей учащихся. Кроме того, согласно законопроекту, при министерстве образования должен быть создан департамент по делам нацменьшинств, в обязанности которого будет входить работа с нелатышскими учебными заведениями.

Согласно аннотации к законопроекту, он "реализует права человека, закрепленные в статье 114 Конституции Латвийской Республики". Кроме того, документ соответствует и международным обязательствам, поскольку Латвия присоединилась к Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Рамочной конвенции о защите нацменьшинств, 14-я статья которой прямо предусматривает обязанность использования языка нацменьшинства в учебном процессе.

Ценности Конституции

В то же время различные учреждения отметили, что законопроект противоречит ценностям, принципам и нормам Конституции. Так, Бюро омбудсмена указало, что он не направлен на продвижение латышского языка, как общего языка для всего общества, о чем говорится в преамбуле к Конституции.

"Латышский язык в преамбуле к Конституции называется основой демократического участия и сплочения общества, под чем понимается, что именно он является объединяющим для людей разного происхождения в Латвии", — сказано в письме омбудсмена.

Похожих взглядов придерживается и министерство юстиции, указавшее, что законопроект противоречит не только преамбуле, но и статье 4 Конституции, по которой единственный государственный язык — латышский. Также министерство указывает, что латышский язык до сих пор находится под угрозой и обязанность Латвии — это обеспечить его эффективное изучение.

Сотрудники Юридического бюро Сейма также отметили, что определенные нормы законопроекта не соответствуют некоторым статьям Конституции Латвии.

По их мнению, статья 9 законопроекта, предусматривающая, что директора департамента должны избрать депутаты Сейма, у которых в личных данных указана национальность иная, чем "латыш", противоречит статье 24 Конституции, где сказано, что Сейм "выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов". Также эта статья не соответствует статьям 1 и 58 Конституции.

Юристы Сейма считают, что у парламента нет права назначать на руководящие посты в учреждения, которые находятся в подчинении кабмина.

ЦИК заявил, что вышеупомянутых противоречий вполне достаточно для того, чтобы признать законопроект "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии" не соответствующим Конституции и отказать в его дальнейшем продвижении. Решение членов ЦИК было принято единогласно, однако оно еще может быть обжаловано в суде, чего не исключают активисты Русского союза Латвии, не согласные с действиями ЦИК.

Политический отказ

Ссылка омбудсмена на преамбулу к Конституции совершенно не обоснована, так как она не является правовой нормой. Как считают многие юристы, правовые нормы Конституции — это только ее статьи. Преамбула показывает, каким будет развитие государства, однако она не меняет правовых норм и их интерпретацию. То есть через преамбулу нельзя изменить содержание статей Конституции.

Юрист Александр Кузьмин, являющийся одним из подателей законопроекта, подчеркнул, что аргументы о несоответствии конкретных статей также не выдерживают критики.

"Выбор директора департамента отдельными депутатами Сейма — это совсем не то же самое, что постановление Сейма, так что здесь нет противоречия статье 24 Конституции. Также у нас имеются многие государственные учреждения, например, тот же ЦИК, который не подчиняется кабинету министров, а создан специальным законом", — сказал юрист.

Кроме этого, Кузьмин заметил, что аналогичный закон о школьной автономии действовал в Латвии с 1919 по 1934 год, когда латышский язык тоже был единственным государственным языком, как и сейчас. Поэтому и ссылка на противоречие статье 4 латвийской Конституции не имеет под собой оснований.

"Возражения против нашего законопроекта, по сути, не юридические, а политические", — подчеркнул Кузьмин.

Как заявить о себе

Как считает, европарламентарий Мирослав Митрофанов (Русский союз Латвии), подобные действия не случайны, а являются продолжением линии, направленной на развал демократических институтов, в отношении прав меньшинств.

"Латвия полностью отказалась от диалога в юридической плоскости, запретив сбор подписей под петицией на Manabalss.lv, отклонив петицию о сохранении билингвального образования и не дав дальнейшего хода нашему законопроекту", — отметил он.

У несогласных с такой политикой остался лишь один способ напомнить о своих правах — это принимать участие в различных митингах и шествиях.

"Раз государство не хочет нас слышать, то мы должны заявить о себе", — сказал Митрофанов и призвал всех прийти в ближайшую субботу в 12 часов к французскому посольству на бульвар Райниса.

Latvijas Republikas Satversme ) - основной закон Латвии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СССР уже восстановили в Латвии!

Субтитры

История

Конституция 1922 года провозглашала Латвию демократической республикой (статья 1), вводила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для граждан старше 21 года (статьи 7 и 8), наделяла Сейм правом принимать законы (статья 64), бюджет (статья 66), утверждать международные договоры (статья 68), министры должны были пользоваться доверием Сейма (статья 59).

15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом , действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР , которая была заменена на новую в 1978 году .

Структура

Преамбула.

Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).

Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 30 000 нотариально заверенных подписей, затем - организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма .

Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.

Принятые поправки

По состоянию на июнь 2016 года, были внесены следующие поправки:

  • 1933 - изменены правила проведения референдума.
  • 1994 - возрастной ценз на выборах Сейма снижен с 21 до 18 лет.
  • 1996 - введён институт Конституционного суда .
  • 1997 - срок полномочий Сейма и президента продлен с 3 до 4 лет.
  • 1998 - введен раздел о правах человека, в Конституцию внесено уже имевшееся в Законе о языках положение о статусе государственного для латышского языка , усложнённая процедура внесения поправок отнесена к большему числу статей Конституции.
  • 2002 - в ряде статей закреплены положения о роли государственного языка, уже имевшиеся в Законе о государственном языке и регламенте Сейма, от депутатов парламента требуется клятва или торжественно обещание (в частности, укреплять латышский язык как единственный государственный).
  • 2003 - введены положения о членстве в Европейском союзе .
  • 2004 - президенту предоставлено больше времени для принятия решения о подписании законов.
  • 2005 - внесено в Конституцию уже имевшееся в Гражданском законе положение об обязательной разнополости супругов.
  • 2007 - правительство лишено права издавать правила с силой закона в промежутке между сессиями парламента.
  • 2009 - введена возможность для избирателей инициировать референдум для досрочного роспуска парламента.
  • 2014 - конституция дополнена подробной преамбулой.
  • 2016 - иммунитет депутатов Сейма ограничен уголовными делами (ранее он распространялся и на административные взыскания).

Значимые непринятые поправки, текущие события

5 апреля 1922 года Учредительное собрание отклонило проект второй части Конституции (о правах человека).

Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис , совершил государственный переворот .

В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного , к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей . В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК . Поправки были отклонены Сеймом и переданы на .



Просмотров