Срок вынесения постановления по протоколу. Какой общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении? Иные сокращенные сроки рассмотрения административных дел

  • Административный процесс: общие положения
    • Понятие, особенности и виды административного процесса. Основные концепции административного процесса
    • Развитие административного судопроизводства в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования
  • Административно-регулятивный процесс
    • Понятие и виды административных процедур в деятельности органов исполнительной власти, их значение в обеспечении прав и свобод граждан
    • Правонаделительные административные производства
      • Разрешительные производства. Особенности лицензионного производства
    • Административные регламенты органов исполнительной власти, их значение в регулировании административных процедур
  • Административно-юрисдикционный процесс
    • Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства
    • Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование
    • Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
    • Судьи как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов
    • Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции
    • Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях
    • Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Оценка доказательств
    • Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
    • Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию
    • Административное расследование и его место в производстве по делам об административных правонарушениях: основания для назначения, сроки и место проведения, процессуальное оформление
    • Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
    • Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях
    • Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции
    • Процессуальные особенности оспаривания постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу
  • Производство по применению мер административного пресечения
    • Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Особенности мер обеспечения в отношении физических и юридических лиц
    • Доставление, административное задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Особенности освидетельствования лица на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • Исполнительное административное производство
    • Общая характеристика стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
  • Производство по заявлениям и жалобам граждан
    • Административный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и свободы
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов
    • Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан
    • Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях:

(а) сроки давности привлечения к административной ответственности;

(б) срок направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений;

(в) сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях;

(г) сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

(д) срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и др.

Сроки давности привлечения к административной ответственности . Сроки давности привлечения к административной ответственности рассмотрены в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения;
  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения таких административных правонарушений как: нарушение законодательства об экспортном контроле; о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе; об исключительной экономической зоне Российской Федерации; патентного, антимонопольного, валютного законодательства; законодательства об охране окружающей среды; законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; законодательства об охране здоровья граждан; в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью; о безопасности дорожного движения (в части правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего); об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках...; об использовании атомной энергии; о налогах и сборах; о защите прав потребителей; о государственном регулировании цен; о естественных монополиях; об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; о рекламе; об электроэнергетике; о лотереях; о выборах и референдумах; об участии в долевом строительстве многоквартирных домов; о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью; о рынке ценных бумаг; о клиринговой деятельности; об организованных торгах; об инвестиционных фондах; о негосударственных пенсионных фондах; нарушение законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; нарушение иммиграционных правил, правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан; правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан; законодательства о банкротстве; о размещении заказов на поставки товаров... для государственных и муниципальных нужд; об организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках; о пожарной безопасности; о промышленной безопасности; о безопасности гидротехнических сооружений; о градостроительной деятельности; о техническом регулировании; о собраниях, митингах, демонстрациях...; об охране объектов культурного наследия; об исполнительном производстве;
  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения таких административных правонарушений, как нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения такого административного правонарушения, как нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

При длящемся административном правонарушении сроки, указанные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административных правонарушений, влекущих применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

Приостановление срока давности . В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ («Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним»), в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; ст. 14.31 . Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; ст. 14.31.1 . Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%; ст. 14.31.2 . Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности); ст. 14.32 . Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; ст. 14.33 . Недобросовестная конкуренция.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию . Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

Исчисление сроков (ст. 4.8 КоАП РФ). Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях . Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:

  • 15 дней - от дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;
  • 2 месяца - от дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Эти сроки могут быть продлены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц;

  • 5 дней - со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если оно связано с правонарушениями, которые предусмотрены ст. 5.1 - 5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые связаны с избирательным правом и процессом;
  • в день получения протокола об административном правонарушении, если его совершение влечет административный арест либо административное выдворение, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении . Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению:

  • в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;
  • в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ст. 30.5. КоАП РФ).

Правовые последствия несоблюдения процессуальных сроков в производстве . В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52 говорится, что «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела». Иначе может наступить истечение срока давности привлечения к административной ответственности и решения, принятые судьей, будут связаны с нарушением принципа законности в административном производстве.

Поэтому указанное постановление требует:

  • «в том случае, когда Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении» (п. 10 постановления);
  • «судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем» (п. 10 постановления);
  • «в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу» (п. 14 постановления).

В отношении исчисления процессуальных сроков при возвращении судьей протокола должностному лицу, которое его составило, в связи с обнаружением недостатков постановление уточняет, что в данной ситуации днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. 1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. 2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается. 4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. 5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности. 6. Утратила силу.

Консультации юриста по ст. 29.6 КоАП РФ

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

6. Утратила силу.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Комментарий к Ст. 29.6 КоАП РФ

1. В качестве общего правила для рассмотрения дела установлен 15-дневный срок, начинающий исчисляться со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, в случае получения ходатайств от участников производства по делу, необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям КоАП РФ, устанавливающим .

Следует отметить, что продление сокращенных сроков рассмотрения дел, не предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, недопустимо.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, рассматривается судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

2. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания.

1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

2. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

3. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных , 20.9 , 20.12 настоящего Кодекса, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.

4. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных , 18.15 , 18.17 настоящего Кодекса, в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, копия постановления о назначении административного наказания направляется в указанную саморегулируемую организацию.

5. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9 и частью 3 статьи 20.20 настоящего Кодекса, копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному примечанием к статье 6.9 настоящего Кодекса, либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

6. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 11.17 настоящего Кодекса, копия постановления о назначении административного наказания направляется перевозчику, на борту воздушного судна которого было совершено соответствующее административное правонарушение.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении , как и предусмотренный порядок разбирательства, - важные элементы в процедуре применения административных санкций за нарушение закона. Осветим эти аспекты подробнее.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (общий, продленный, укороченный)

Приняв к рассмотрению протокол и документы по делу, соответствующий орган или должностное лицо обязаны провести заседание не позже 15 дней. Об этом нам сообщает ч. 1 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Причем материалы дела могут быть получены и при помощи технических средств. Например, это может быть фото с камеры, работающей в авторежиме. Если же дело должен рассматривать суд, то предусмотрен более длительный срок - 2 месяца с того момента, как были получены протокол о факте нарушения и иные материалы. Это общие сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях .

Бывает, что уложиться в предусмотренные законом временные рамки затруднительно. Вероятность увеличения сроков, предусмотренных для рассмотрения дела об административном правонарушении, озвучена в ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ и позволяет пролонгировать разбирательство по нарушению еще на месяц. Описываемые срокиправомочен увеличить суд или должностное лицо, которому поручено разбирательство нарушения. Поводом к увеличению срока рассмотрения может быть прошение участвующих в деле граждан и юридических лиц, либо потребность сбора дополнительных сведений по делу.

Части 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ закрепляют применение более скромных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении :

Не знаете свои права?

  • 5 дней вслед за принятием инстанцией материалов по делу дается на разбор нарушений, связанных с проведением выборов и референдумов. Растягивание срока рассмотрения по нарушениям в области избирательного права невозможно.
  • Когда в качестве наказания предусмотрен арест или выдворение, нарушение рассматривается в день принятия материалов и протокола. Если же нарушитель был задержан, то на рассмотрение дано 2 дня (не более 48 часов) с момента задержания.
  • Когда за нарушение грозит приостановление деятельности и используется временный запрет деятельности, в 7-дневный срок со дня прекращения деятельности нужно рассмотреть подобное дело.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой регламентированную законом процедуру, состоящую из последовательных действий. Эта последовательность зафиксирована в ст. 29.7 КоАП РФ.

В частности, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должен включать в себя:

  1. Выявление и сообщение присутствующим сведений о том, какое дело будет слушаться, какой закон нарушен, кто присутствует в качестве нарушителя, кто будет разбирать дело.
  2. Получение сведений о присутствии на заседании лиц или их представителей.
  3. Проверку полномочий лиц, участвующих в рассмотрении дела, включая представителей и защитников.
  4. Если кто-то из фигурантов отсутствует, то выясняется, был ли он должным образом извещен о заседании и по какой причине не явился, и решается вопрос о проведении разбирательства в его отсутствие.
  5. Разъяснение правомочий участникам процесса.
  6. Оглашение отводов и ходатайств, если таковые у сторон есть.

В некоторых ситуациях предусмотрена возможность отсрочить (отложить) рассмотрение дела, о чем готовится документ, который называется «Определение». Это случаи, когда:

  • Наличествует требование об отводе или самоотводе лица, уполномоченного рассматривать дело, консультанта, специалиста, приглашенного переводчика - если в этой связи будет невозможно продолжить разбирательство дела по существу.
  • Нужно обеспечить присутствие лица в заседании (даже путем привода), либо затребовать дополнительные материалы или провести исследование.
  • Дело должно быть передано в другое ведомство.

При дальнейшем разбирательстве дела зачитывается протокол, освещаются другие материалы, фигуранты дают свои объяснения, опрашиваются свидетели по делу, оглашаются результаты экспертиз и мнения специалистов. Если в заседании принимает участие прокурор, то он также зачитывает свое заключение.

По итогам разбирательства выносится постановление и составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, который подписывают председательствующий судья и секретарь заседания.



Просмотров