Срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет. Каков срок рассмотрения административного дела? Сроки рассмотрения административных дел, касающихся избирательных прав граждан

Давности.

Оно распространяется и на постановления по административным правонарушениям.

Смысл его заключается в возможности привлечения к ответственности.

Согласно законодательству этот срок составляет два месяца.

То есть, если человек, к примеру, нарушил правила дорожного движения (ПДД), к ответственности его можно привлечь только в течение двух месяцев, с момента совершения преступления. Текущая статья разъяснит все важные моменты, касающиеся сроков вынесения постановления об административном .

Навигация по статье

Сроки предъявления протокола

Первое, что делают уполномоченные лица при выявлении нарушений: выписывают протокол, с которым нарушитель закона должен ознакомиться. Оформляется он в двух экземплярах.

Один из которых вручается нарушителю порядка, второй остается у уполномоченного лица. Обычно протокол заполняется сразу на месте совершения нарушения.

Если нужно выяснить данные о нарушителе этот документ может быть предъявлен в течение 2 дней, с момента совершения неправомерного деяния. Иногда при допущенных нарушениях следует провести расследование.

А на него может уйти несколько дней, в некоторых случаях даже недель. Когда проводится расследование по поводу административного нарушения, составления протокола определяются ст. 28. 5 КоАП РФ.

Максимальное время оформления документа, даже учитывая факт расследования, не может быть больше 1 месяца. В некоторых случаях, по личному заявлению должностного лица и этот срок продлевается:

Письменным разрешением уполномоченных лиц инстанции, в производстве которой находится дело. Тогда, время предъявления протокола может быть увеличено только на 1 месяц.

Документальным разрешением руководителя вышестоящей инстанции. Если нарушение повлекло за собой причинение вреда здоровью человека, он может быть продлён максимум на полгода. Такие сроки связаны с возможными судебными разбирательствами.

Когда расследование завершается, оформляется соответствующий протокол либо выносится постановление о прекращении дела, связанного с нарушением.

Если нарушитель с ним не согласен, как следствие, стоит ожидать судебного разбирательства.

Что такое постановление о нарушении ПДД и кто его составляет

На вынесение постановления по протоколу отводится определенное законом время.

То есть, срок, в течение которого человека можно привлечь к ответственности с помощью уполномоченных организаций.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ПДД установлены двумя месяцами.

Допустим, человек нарушил ПДД. Инспектор в тот же момент его останавливает и выписывает , который требуется оплатить в течение 60 суток.

Не все автолюбители спешат оплатить штраф сразу. Зачастую дело доходит и до суда, тогда на основании постановления приставы взыскивают долг с нарушителей.

После вынесения постановления, человеку дается 10 дней на его обжалование. Только после его истечения документ вступает в силу и отправляется на исполнение в службу приставов.

Законодательством установлен срок вынесения постановления на основании протокола. Он составляет два месяца. Когда дело доходит до судебных разбирательств и его выносит , допускается срок в три месяца.

Человек, которого обвиняют в правонарушении вправе сам выбрать судебную инстанцию, для рассмотрения дела. Если приходится подавать ходатайство о переносе дела в другой суд, срок давности приостанавливается.

Вынесение постановления не является окончательным этапом взыскания долга или привлечения к иной ответственности. Для этого документ должен быть передан приставам исполнителям, которые до определенного времени обязаны пустить его в действие.

Если постановление вынесено судом, но не введено в производство в течение двух лет, его можно считать автоматически аннулированным.

Можно ли обжаловать постановление


В наше время достаточно часто можно столкнуться с несправедливыми органов власти.

Как следствие приходится выплачивать штрафы либо быть привлеченным к другому виду ответственности.

Иногда с доводами специалистов вышестоящих учреждений сложно согласиться, и приходится расплачиваться за несовершенные ошибки.

Когда в деле участвует Федеральная антимонопольная служба (ФАС), штрафные санкции могут доходить от тысяч до сотен миллионов рублей. Крупные накладываются на юридические лица. Их сумма зависит от стоимости собственных активов.

Когда ответчику приходит постановление, он вынужден оплатить штраф. Не всем людям известно, что существует возможность обжаловать такой документ. Законодательством предусмотрено время для на эту процедуру. Оно составляет десять дней.

Только, если человек пришел к решению обжаловать постановление, к заседанию требуется очень тщательно подготовиться. Для этого нужно заручиться документальными подтверждениями правоты, да и помощь юриста здесь не помешает.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ФАС не отличаются от обычных временных рамок. Как и любой другой документ его можно обжаловать. Тем самым, доказав невиновность.

Допускается подача жалобы на постановление. Предъявить её нужно в течение десяти дней, согласно статье 30. 3 КоАП.

Срок отсчитывается со дня вынесения решения. Подобная жалоба подаётся в судебную или иную уполномоченную , которой утверждалось постановление.

Когда процедура обжалования происходит в суде, срок действия постановления приостанавливается до времени вступления его в силу. Поэтому следует тщательно подготовиться к защите своих интересов, и лучше заручиться поддержкой юридически грамотного человека.

Время рассмотрения жалобы на вынесенное постановление зависит от того в какую инстанцию она подается. При обращении в суд он может достигнуть даже два месяца.

Важные моменты и ситуации из жизни

Разберем часто встречающиеся случаи, происходящие на практике:

  • Предположим, извещение о назначенном заседании суда пришло с опозданием. Тогда постановление можно отменить, судом будет назначено другое заседание. В качестве подтверждения придется принести судье документальные доказательства своей невиновности. К примеру, на почте можно взять документ с отметкой фактической даты получения извещения.
  • Если извещение вообще не было получено, практически невозможно доказать этот факт. Но постановление тогда можно обжаловать через вышестоящий .
  • Допустим, извещение выдал инспектор ГИБДД. По указанным данным на участке дела не оказалось, а спустя некоторое время приходит уже утверждённое постановление. Тогда, дело тоже подлежит пересмотру. Даже если прошло уже два месяца, обжалование можно провести в вышестоящей судебной инстанции.

Важно! Инспектор ГИБДД наделён полномочиями вручать извещение. При этом они не застрахованы от ошибок. Многие из них выдают этот документ по неподсудному участку.

Место рассмотрения дела по административным нарушениям выбирает ответчик. Оно может быть:

  • в населенном пункте, где произошло нарушение
  • по месту постоянной регистрации
  • в городе регистрации имущества

Если человек выбрал судебную инстанцию на свое усмотрение, отказа ему поступить не может.

Важной особенностью относительно срока давности является следующий факт. Инспектор обычно выдает извещение по участку постоянной регистрации нарушителя.

Если ответчик пишет ходатайство по переносу дела в другую судебную инстанцию, установленный законом двухмесячный приостанавливается и продолжается отсчет времени только после его поступления по месту назначения.

Когда человек не согласен с местом рассмотрения дела и подает ходатайство по месту регистрации транспорта, этот срок не прерывается. Даже если он совпадает с местом постоянной прописки.

В данном случае, не имеет значения, сколько времени уйдет на пересылку документации. Если они не успеют дойти до места назначения в течение двух месяцев, дело просто закроют.

Из выше обозначенной практики становится понятно, что знание поможет выстроить правильную защиту прав.

На видео автоюрист разъясняет, как обжаловать постановление об административном правонарушении:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении , как и предусмотренный порядок разбирательства, - важные элементы в процедуре применения административных санкций за нарушение закона. Осветим эти аспекты подробнее.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (общий, продленный, укороченный)

Приняв к рассмотрению протокол и документы по делу, соответствующий орган или должностное лицо обязаны провести заседание не позже 15 дней. Об этом нам сообщает ч. 1 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Причем материалы дела могут быть получены и при помощи технических средств. Например, это может быть фото с камеры, работающей в авторежиме. Если же дело должен рассматривать суд, то предусмотрен более длительный срок - 2 месяца с того момента, как были получены протокол о факте нарушения и иные материалы. Это общие сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях .

Бывает, что уложиться в предусмотренные законом временные рамки затруднительно. Вероятность увеличения сроков, предусмотренных для рассмотрения дела об административном правонарушении, озвучена в ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ и позволяет пролонгировать разбирательство по нарушению еще на месяц. Описываемые срокиправомочен увеличить суд или должностное лицо, которому поручено разбирательство нарушения. Поводом к увеличению срока рассмотрения может быть прошение участвующих в деле граждан и юридических лиц, либо потребность сбора дополнительных сведений по делу.

Части 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ закрепляют применение более скромных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении :

Не знаете свои права?

  • 5 дней вслед за принятием инстанцией материалов по делу дается на разбор нарушений, связанных с проведением выборов и референдумов. Растягивание срока рассмотрения по нарушениям в области избирательного права невозможно.
  • Когда в качестве наказания предусмотрен арест или выдворение, нарушение рассматривается в день принятия материалов и протокола. Если же нарушитель был задержан, то на рассмотрение дано 2 дня (не более 48 часов) с момента задержания.
  • Когда за нарушение грозит приостановление деятельности и используется временный запрет деятельности, в 7-дневный срок со дня прекращения деятельности нужно рассмотреть подобное дело.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой регламентированную законом процедуру, состоящую из последовательных действий. Эта последовательность зафиксирована в ст. 29.7 КоАП РФ.

В частности, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должен включать в себя:

  1. Выявление и сообщение присутствующим сведений о том, какое дело будет слушаться, какой закон нарушен, кто присутствует в качестве нарушителя, кто будет разбирать дело.
  2. Получение сведений о присутствии на заседании лиц или их представителей.
  3. Проверку полномочий лиц, участвующих в рассмотрении дела, включая представителей и защитников.
  4. Если кто-то из фигурантов отсутствует, то выясняется, был ли он должным образом извещен о заседании и по какой причине не явился, и решается вопрос о проведении разбирательства в его отсутствие.
  5. Разъяснение правомочий участникам процесса.
  6. Оглашение отводов и ходатайств, если таковые у сторон есть.

В некоторых ситуациях предусмотрена возможность отсрочить (отложить) рассмотрение дела, о чем готовится документ, который называется «Определение». Это случаи, когда:

  • Наличествует требование об отводе или самоотводе лица, уполномоченного рассматривать дело, консультанта, специалиста, приглашенного переводчика - если в этой связи будет невозможно продолжить разбирательство дела по существу.
  • Нужно обеспечить присутствие лица в заседании (даже путем привода), либо затребовать дополнительные материалы или провести исследование.
  • Дело должно быть передано в другое ведомство.

При дальнейшем разбирательстве дела зачитывается протокол, освещаются другие материалы, фигуранты дают свои объяснения, опрашиваются свидетели по делу, оглашаются результаты экспертиз и мнения специалистов. Если в заседании принимает участие прокурор, то он также зачитывает свое заключение.

По итогам разбирательства выносится постановление и составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, который подписывают председательствующий судья и секретарь заседания.

Срок рассмотрения административного дела будет проанализирован в настоящей статье исходя из положений действующего законодательства об административных правонарушениях и практики его применения.

Сроки рассмотрения административного дела в суде и иных органах

Сроки рассмотрения административного дела (далее — АД) определены в ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

ВАЖНО! В рамках данной статьи под АД понимаются дела об административных правонарушениях, производство по которым регулируется КоАП РФ. Если же речь идет об АД, не связанных с привлечением к административной ответственности по КоАП РФ, например по делам об оспаривании нормативных актов, то применяются положения о сроках рассмотрения административного дела, установленные Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Чч. 1 и 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ устанавливают общие сроки рассмотрения АД, в то время как в последующих частях указанной статьи (чч. 2-7) определены возможности продления общих сроков либо установлены специальные сокращенные сроки.

Продолжительность сроков варьируется в зависимости от субъекта, который будет рассматривать дело. Так, согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ общий срок для рассмотрения дела должностным лицом или уполномоченным на рассмотрение органом власти установлен продолжительностью 15 дней и исчисляется с момента поступления указанному органу или лицу протокола и материалов АД. Аналогичный срок и порядок исчисления установлены для случаев получения данных о правонарушении с использованием специальных техсредств, работающих в автоматическом режиме (фото- и видеофиксация).

Сроки рассмотрения административных дел в судах определены ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ и являются более длительными — 2 месяца.

Определение о продлении срока рассмотрения дела

Установленные чч. 1 и 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ сроки не являются предельными сроками для производства по АД и могут быть продлены. В соответствии с ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ продление срока оформляется определением о продлении срока рассмотрения административного дела, которое выносится судьей, должностным лицом или органом, рассматривающим дело, и должно быть мотивированным.

Основаниями для вынесения такого определения могут послужить:

  • ходатайство одного из участников производства по АД;
  • необходимость дополнительного выяснения обстоятельств АД.

Срок продления производства по АД не должен превышать 1 месяца.

ВАЖНО! Несмотря на установленные законом сроки рассмотрения АД, а также закрепленную в КоАП РФ обязанность выносить мотивированные определения для продления установленных процессуальных сроков, отсутствие определения и нарушение указанных ограничений не является существенным нарушением процесса и не влечет отмену постановления, если соблюден срок давности привлечения к ответственности (ответ на вопрос 24 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за 4-й квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007).

Для соблюдения двухмесячного срока рассмотрения АД судом требуется четкое следование промежуточным срокам, установленным для совершения тех или иных процессуальных действий сторонами. В случае срыва таких сроков ВС РФ рекомендует направлять соответствующие письма (п. 10 постановления Пленума ВС РФ «О сроках рассмотрения судами РФ…» от 27.12.2007 № 52).

Ходатайства о продлении рассмотрения дела и сроки их рассмотрения

Срок рассмотрения ходатайства по административному делу определен в ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ. Согласно указанной норме ходатайство рассматривается немедленно. Также в данной статье закреплено правило заявления ходатайств в письменной форме.

ВАЖНО! Судебная практика также признает возможность направления ходатайств о продлении срока рассмотрения АД, равно как и определений, выносимых по результатам рассмотрения таких ходатайств, по электронной почте (постановление 15-го арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 № 15АП-19293/2017 по делу № А53-8654/2017).

Заявление ходатайства не означает автоматически, что срок будет продлен. Так, наличие в деле всех необходимых доказательств и отсутствие подтверждения невозможности явки заявителя ходатайства в суд (больничный лист сам по себе не подтверждает невозможность явки) могут привести к отказу в удовлетворении ходатайства (постановление Пермского крайсуда от 21.06.2012 по делу № 44а-480-2012).

Сроки рассмотрения административных дел, касающихся избирательных прав граждан

Чч. 3-7 ст. 29.6 КоАП РФ устанавливают сокращенные сроки рассмотрения дел. Особо выделены АД, касающиеся избирательных прав граждан. Им посвящена ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ, согласно которой 5-дневный срок для рассмотрения дела без возможности продления установлен для следующих составов:

  • ст. 5.1-5.25 КоАП РФ (в частности, нарушение права на ознакомление со списком избирателей, непредставление сведений об итогах голосования);
  • ст. 5.45-5.52 КоАП РФ (в частности, использование преимуществ должностного положения на выборах, невыполнение требований о равных условиях для агитации кандидатов);
  • ст. 5.56 КоАП РФ (нарушение требований к обращению с избирательной документацией);
  • ст. 5.58 КоАП РФ (нарушение требований к обращению с открепительными удостоверениями и специальными знаками);
  • ст. 5.69 КоАП РФ (вмешательство в деятельность избиркомов и препятствование выборам).

Для указанных составов, как и для ряда иных случаев, для которых КоАП РФ установлены сокращенные сроки рассмотрения АД (чч. 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ), не применяется правило о возможности составления постановления позже дня объявления резолютивной части.

Так, согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ мотивированное постановление может быть составлено не сразу, а в течение 3 дней после оглашения резолютивной части. Однако для перечисленных выше АД текст постановления в полном объеме должен быть изготовлен безотлагательно (п. 27 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов…» от 24.03.2005 № 5).

Иные сокращенные сроки рассмотрения административных дел

Иные сокращенные сроки установлены для следующих АД:

  • В день получения протокола и материалов дела или в течение 48 часов с момента задержания лица — по АД, предполагающим возможность ареста или выдворения (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).
  • В течение 7 суток со дня фактической приостановки работы — по делам, предполагающим возможность приостановления деятельности, по которым применен временный запрет деятельности (при этом период временного запрета засчитывается во время приостановления деятельности, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).
  • В течение 10 дней с момента получения протокола и материалов — по АД о незаконной реализации билетов и подделке билетов на чемпионат мира по футболу в 2018 году (ст. 14.5.2, 14.5.3, ч. 7 ст. 29.6 КоАП РФ). Аналогичные положения содержались в КоАП РФ применительно к играм в Сочи в 2014 году (ч. 6 ст. 29.6 КоАП РФ), однако они уже утратили силу (закон «О ликвидации Госкорпорации по строительству олимпийских объектов…» от 21.07.2014 № 210-ФЗ).

ВАЖНО! Установление сокращенных сроков рассмотрения АД не позволяет судье ссылаться на указанное обстоятельство для умаления права пользоваться помощью защитника (п. 8 Обзора практики КС РФ за первый квартал 2016 года, утв. решением КС РФ от 26.04.2016).

Итак, срок рассмотрения административного дела составляет по общему правилу 15 дней, а если дело рассматривается судом — 2 месяца. КоАП РФ допускает возможность продления сроков на 1 месяц, а также устанавливает отдельные случаи, когда рассмотрение АД должно производиться в более короткие сроки.

Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по делу постановления - центральная в производстве стадия. Деятельность органов административной юрисдикции здесь носит комплексный характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также необходимостью рассмотрения дела по существу и вынесения постановления. Комплексность названных действий по осуществлению административной юрисдикции связывается со сложностью и многоплановостью задач производства по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 24.1 КоАП РФ. На стадии рассмотрения дел главным образом и происходит реализация как административно-материальных, так и административно-процессуальных норм. И в конечном итоге предопределяется социальная эффективность всего правоприменительного процесса.

Процессуальным основанием для рассмотрения дела (ст. 28.7 КоАП РФ) является составленный уполномоченным должностным лицом и надлежащим образом оформленный протокол о правонарушении или постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Подготовка к рассмотрению дела. Правила подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении содержатся в ст. 29.1 КоАП РФ. При подготовке к рассмотрению дела выясняются следующие вопросы:

  • (1) относится ли к компетенции судьи, органа, должностного лица рассмотрение данного дела;
  • (2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  • (3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  • (4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • (5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • (6) имеются ли ходатайства и отводы.

Если поступившее дело не относится к компетенции данного судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, то оно направляется по принадлежности или возвращается в тот орган, откуда поступило.

К обстоятельствам, исключающим возможность рассмотрения дела о правонарушении, относятся следующие:

  • (1) судья, член коллегиального органа, должностное лицо являются родственниками лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя;
  • (2) судья, член коллегиального органа, должностное лицо лично прямо или косвенно заинтересованы в разрешении дела.

При наличии указанных обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны согласно ст. 29.3 КоАП РФ заявить о самоотводе, подав соответствующее заявление председателю суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

В свою очередь лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым могут быть вынесены следующие определения (ст. 29.4):

  • (1) о назначении времени и месте рассмотрения дела;
  • (2) о вызове участников производства и других лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
  • (3) об отложении рассмотрения дела;
  • (4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые их представили с нарушением предъявляемых к ним требований (неправильное составление протокола и оформление материалов, неполнота последних и др.), без устранения которых не может быть рассмотрено дело;
  • (5) о направлении протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, а также в случае, если вынесено определение об отводе судьи, органа, должностного лица.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин тех или иных участников производства и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

По общему правилу (ст. 29.5) КоАП дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно может быть рассмотрено по месту жительства этого лица. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о невыполнении соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором или объявлением забастовки, вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство. Дело о правонарушении, влекущее лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом протокола о правонарушении и других материалов дела. В случае поступления заявлений от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на месяц, о чем выносится мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Непосредственное рассмотрение дела. Это очень важный и содержательный этап правоприменительного процесса по административным правонарушениям. Здесь наиболее полно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения дел, обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам об административных правонарушениях.

Хотя непосредственным предметом правоприменения в этом производстве служит отдельный, конкретный случай, здесь в конечном итоге проявляются нормативно-правовая урегулированность соответствующих общественных отношений и действенность правовых гарантий обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан.

Главная цель рассмотрения дела по существу: установление фактических обстоятельств совершения правонарушения; объективная правовая оценка его; применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентируется ст. 29.7-29.13 КоАП РФ. Слушание дела начинается с объявления того, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. После этого устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Участникам производства разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела; истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. Выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела. Также может быть вынесено определение о передаче дела по подведомственности в соответствии со ст. 29.5, если таковая нарушена.

Если нет препятствий для рассмотрения дела о правонарушении, оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости - и иные материалы дела.

Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При необходимости могут производиться и иные процессуальные действия в соответствии с нормами КоАП РФ.

При рассмотрении дела большой объем занимает аналитическая работа, оценка деяния, квалификация содеянного. Анализируя ситуацию, судья, орган, должностное лицо определяют характер совершенного деяния, степень вины лица, в отношении которого ведется производство, оценивают все доказательства, внимательно разбираются в существе дела. Объективная истина по делу должна базироваться на представленных материалах, а также на данных, которые получены в ходе слушания дела.

В процессе рассмотрения материалов дела важно установить, имело ли место правонарушение и правильно ли оно квалифицировано, виновно ли лицо, которое подлежит ответственности, причинен ли имущественный ущерб, имеются ли смягчающие обстоятельства или отягчающие обстоятельства, причины и условия, способствовавшие правонарушению, и другие факторы, влияющие на вынесение объективного и справедливого постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол. В протоколе указываются: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; событие рассматриваемого административного правонарушения; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; документы, исследованные при рассмотрении дела. Протокол подписывает председательствующий в заседании коллегиального органа и секретарь этого органа.

Вынесение постановления. По результатам рассмотрения дела о правонарушении принимается постановление. В нем дается окончательная правовая оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, определяются вид и мера воздействия. В зависимости от результатов рассмотрения может быть принят один из двух вариантов постановления по делу:

  • (1) о назначении административного наказания;
  • (2) о прекращении производства по делу.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5); освобождения привлекаемого лица от административной ответственности и объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Постановление по делу представляет собой административный акт, имеющий обязательную силу как для правонарушителя, так и для физических, должностных и юридических лиц, которые должны его исполнять. Постановление должно быть оформлено надлежащим образом. В соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ в нем должны содержаться следующие сведения: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица; наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении разрешаются и другие вопросы. Если при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение судьей одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест или в отношении которых не применена или не может быть применена конфискация или возмездное изъятие. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при отсутствии сведений о владельце - передаются в собственность государства в установленном порядке. Вещи, изъятые из оборота, передаются в соответствующие организации или уничтожаются. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела и в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления. Копия постановления по делу в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, и копия постановления о назначении наказания направляются в соответствующую организацию.

Кроме постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение. Оно выносится в случаях передачи дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; передачи дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

В определении указываются: должность, фамилия и инициалы судьи, должностного лица, наименование состава коллегиального органа, вынесших определение; дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела; сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела; содержание заявления, ходатайства; обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела; решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

Определение по делу, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Определение подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение.

Кроме рассмотренных актов (постановления, определения) судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление об устранении указанных причин и условий. Организации и должностные лица, в адрес которых направлено представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня его получения (ст. 29.13) и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, инициировавшим представление.

Назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении. Если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном ст. 32.3 КоАП РФ, взимаемый в порядке, предусмотренном ст. 32.2 КоАП РФ (ст. 28.6 КоАП РФ).

Должностные лица ОВД вправе назначать такие наказания, как предупреждение и штраф. При этом начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административное наказание в виде штрафа в размере до 2000 руб.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении выносится без лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.

Стадия административного расследования. Административное расследование проводится в случаях, когда после выявления админимтративного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ст. 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование проводится после выявления административного правонарушения в следующих областях: (1) антимонопольного законодательства; (2) патентного законодательства;

(3) законодательства о естественных монополиях; (4) законодательства о рекламе; (5) законодательства об акционерных обществах; (6) о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах; (7) законодательства о выборах и референдумах; (8) законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; (9) законодательства о противодействии коррупции; (10) законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; (11) законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах; (12) законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним; (13) миграционного законодательства; (14) валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; (15) защиты прав потребителей; (16) охраны здоровья граждан; (17) авторского права и смежных прав; (18) товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров; (19) области налогов и сборов; (20) санитарно-эпидемиологического благополучия населения; (21) таможенного дела; (22) экспортного контроля; (23) государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги); (24) регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; (25) охраны окружающей среды; (26) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; (27) пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте; (28) несостоятельности (банкротства); (29) размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления - немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

  • (1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца;
  • (2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок до шести месяцев;
  • (3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев. По окончании административного расследования составляется

протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Место и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5 КоАП РФ). По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

  • См.: ч. 3 ст. 23.3 КоАП РФ.

В данной статье содержится информация обо всех сроках, которые регламентированы КоАП РФ по административным делам, в том числе административный срок давности привлечения к ответственности.

Для начала изложим основы, которые нужно знать, для дальнейшего прочтения, чтобы в голове не было «каши». Прошу не путать протокол и постановление.

Протокол - документ, который призван зафиксировать обстоятельства совершенного административного правонарушения. Составляется должностным лицом: например участковым при побоях по ст.6.1.1. КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении - документ, которым непосредственно устанавливается вина и назначается наказание. В зависимости от возможного наказания, постановление может выноситься:

  • либо тем же лицом, что составляло протокол (когда дело касается незначительных штрафов);
  • либо руководителем органа, составившего протокол;
  • либо судом - когда наказание может быть в виде запрета деятельности или ареста

Рассмотрение дела - стадия, которая начинается когда протокол уже составлен и чтобы вынести постановление нужно рассмотреть дело, в том числе исследовать сам протокол) и иные доказательства.

Теперь о сроках

1. Срок составления административного протокола.

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения - яркий пример протокол составляемый ГИБДД на дороге.

Когда составление протокола на месте невозможно, например нужно установить личность совершившего административное правонарушение, протокол должен быть составлен не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения. С разрешения

В случае когда по делу проводится административное расследование, протокол об административном правонарушении должен быть составлен не позднее 1 месяца. С разрешения руководителя органа (например начальника ГИБДД если это протокол связанный с нарушением ПДД) этот срок может быть продлен на 1 месяц.

Что такое административное расследование.

Административное расследование проводится только по тем делам, по которым требуются значительные временные затраты: например для проведения экспертиз, розыска лиц или истребования доказательств или производства иных процессуальных действий. В материалах административного дела проведение административного расследования будет отражено в форме постановления «о возбуждении административного дела и проведении административного расследования». По делам без административного расследования такой документ не составляется, вместо этого лицо уполномоченное составлять документы, сразу составляет протокол.

2. Срок направления дела в суд или орган для рассмотрения.

После составления протокола об административном правонарушении дело должно быть направлено в суд или орган рассматривающий дело, в течение 3 дней.

3. Срок вынесения постановления.

Должностным лицом дело должно быть рассмотрено (т.е. вынесено постановление) не позднее 15 суток с момента поступления ему протокола. Например, сотрудник ГИБДД в течение 2-х суток составил протокол и передал его начальнику ГАИ. Последний, в свою очередь, должен в течение 15 дней вынести постановление.

Когда дело рассматривается судом, постановление должно быть вынесено не позднее 2 месяцев. При этом при возникновении необходимости суд своим определением может продлить этот срок еще на 1 месяц. Если суд не рассмотрел в дело и в этот срок, на лице привлекаемом к ответственности это никак не скажется. Нарушение сроков негативно скажется только на карьере судьи с точки зрения ее возможного порицания со стороны ее руководства. Однако, само административное дело в связи с этим не прекращается, а рассматривается независимо от затягивания сроков.

4. Срок обжалования постановления (подачи жалобы на постановление) по делу об административном правонарушении.

Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 дней с момента его получения. Моментом подачи считается дата сдачи в канцелярию, а когда жалоба сдается почтой - дата указанная на почтовой квитанции (независимо от сроков поступления конверта с жалобой адресату). Кстати жалоба на постановление, если она касается приостановления деятельности, направляется судом в вышестоящий в день ее подачи.

5. Срок рассмотрения жалобы на постановление по административному делу.

Если жалобу рассматривает должностой лицо, то она должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее постпуления лицу, которое его рассматривает.

Если жалоба падана в суд, то срок рассмотрения такой жалобы составляет 2 месяца.

Исключения составляют отдельные категории дел, например:

  • Жалоба на постанволение об административном аресте подлежит рассмотрению в течении 1 суток.
  • Срок рассмотрения жалобы по делам о приостановлении деятельности составляет 5 суток.
  • Есть и другие исключения

6. Срок привлечения к административной ответственности.

Данный срок очень важен для привлекаемого лица, поскольку является пресекательным. Это значит, что после его истечения лицо не может быть привлечено к ответственности, а дело должно быть прекращено.

По самым незначительным правонарушениям срок составляет:

  • При рассмотрении дела органом или должностным лицом - 2 месяца
  • При рассмотрении судом - 3 месяца.

По таким распространенным делам как по ст.12.8, 12.26 КоАП РФ или 6.1.1. КоАП РФ срок привлечения составляет 1 год.

Это значит если суд не вынес постановление за 1 год со дня совершения правонарушения, то дело просто прекращается независимо не от чего. И тут не может быть никаких «НО».

По делам например о банкротстве срок давности привлечения к ответственности составляет 3 года, а по терроризму - 6 лет.

Подробно о сроках давности привлечения можно посмотреть в ст.4.5. КоАП РФ.

Желаю Вам удачи в защите Ваших прав!

Руководитель Адвокатской конторы «Защита и Медиация»,

адвокат Тарасенко В.Г.



Просмотров