Средства оповещения го и чс в рф. Система оповещения


Если случается катастрофа большого масштаба, например, техногенная авария, военное наступление или стихийное бедствие, необходимо как можно скорее предупредить об этом население. Для этого используются специальные системы для оповещения гражданской обороны. Они состоят из комплекса технического оборудования, теле- и радиоканалов, а также организационных сил.

Способы оповещения

Главным, и наиболее эффективным, способом передачи сигнала о ЧС является трансляция на местных каналах радио или телевидения.

К другим методам звукового оповещения относятся сирены, громкоговорители, телефоны, передвижные пункты. Управлением МЧС России уже подготовлены и записаны варианты обращений к населению в различных чрезвычайных ситуациях.

Структура систем оповещения

Системы оповещения ГО и ЧС целесообразно использовать на предприятиях с большой численностью сотрудников или на объектах, которые в силу своей деятельности признаны опасными.

В зависимости от положения граждан, которых необходимо оповестить, различают системы ГО и ЧС разного масштаба действия. Выделяют такие виды оповещений: централизованное (региональное и территориальное), локальное, объектовое, а также управляющее оповещением и эвакуацией.

Системы централизованного оповещения (далее - СЦО), создаваемые во всех звеньях управления ГО, предназначены для осуществления своевременного оповещения органов управления, должностных лиц, сил ГО и населения Российской Федерации. Они создаются заблаговременно на всех уровнях управления и представляют собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления гражданской обороной.

Оповещение органов управления, должностных лиц и сил ГО включает в себя доведение до них распоряжений на проведение комплекса мероприятий по ликвидации ЧС и перевода на военное время.

Оповещение населения включает в себя доведение до него заранее установленного условного сигнала тревоги («Внимание всем!») и поясняющей речевой информации о характере возникшей угрозы и порядке поведения в создавшихся условиях.

Решение на задействование СЦО для оповещения населения принимает соответствующий руководитель гражданской обороны.

Системы оповещения любого уровня должны обеспечивать как циркулярную, так и выборочную передачу команд управления и речевой информации и включение средств оповещения, входящих в состав СЦО данного уровня.

Во всех СЦО должны предусматриваться организационные и технические меры по повышению их помехозащищенности, чтобы исключить или максимально снизить вероятность несанкционированного (ложного) их срабатывания.

Задачами СЦО федерального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров, органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО центрального подчинения, а также до взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти.

Задачами СЦО регионального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления РЦ МЧС России до подчиненных органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО.

Задачами систем оповещения территориального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО данного территориального уровня.

Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по действующим (занятым) каналам связи и сетям вещания путем их кратковременного перехвата на время передачи сигналов и речевой информации.

Управление СЦО территориального уровня осуществляется с рабочих мест оперативно-дежурной службы управления МЧС России по данному субъекту Российской Федерации по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

Оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов местного самоуправления (в городах и районах). В городах и районах, где круглосуточное дежурство в органах управления не установлено, оконечные компоненты аппаратуры оповещения могут размещаться в дежурных частях городских (районных) отделов внутренних дел МВД России.

Для оповещения и информирования населения в СЦО задействуются местные радиотрансляционная сеть, радиовещательные и телевизионные станции независимо от форм собственности.

СЦО объектового уровня должна обеспечивать оповещение и информирование руководящего состава и персонала объекта при возникновении ЧС на объекте или вне его, если последствия ЧС могут создавать угрозу жизни или здоровью персонала объекта.

Для оповещения и информирования в объектовых СЦО используются радиотрансляционная сеть объекта, наружные и цеховые электрические сирены, объектовая телефонная сеть связи. Управление СЦО осуществляет диспетчерская служба объекта. На рабочем месте диспетчера устанавливаются командные компоненты аппаратуры оповещения, а также оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО местного или территориального уровней.

Локальные системы оповещения (далее - ЛСО) создаются в районах размещения потенциально опасных объектов и предназначены для доведения информации о возникновении ЧС в результате аварии на потенциально опасном объекте до персонала этого объекта, персонала других объектов, предприятий и учреждений, до населения, находящегося в пределах зоны действия ЛСО, а также органов, осуществляющих управление гражданской обороной субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых размещен потенциально опасный объект. Зона действия ЛСО конкретного потенциально опасного объекта определяется при проектировании.

ЛСО является составной частью СЦО территориального или местного уровней и сопрягается с ними организационно и технически.

Управление ЛСО организуется от диспетчерских (дежурных) служб потенциально опасного объекта по месту их расположения. Для атомных станций предусматривается также организация управления ЛСО из запасного района вне самой станции.

В целях сокращения сроков передачи сигналов и информации о ЧС между диспетчерской службой потенциально опасного объекта и соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, устанавливается прямая телефонная связь.

Создание и поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на министерства, ведомства и коммерческие организации, в ведении которых находится потенциально опасный объект.

В последние годы создание и развитие систем оповещения осуществлялось по следующим основным направлениям:

завершение реконструкции и опытная эксплуатация федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения;

реконструкция региональных и территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения (далее ТАСЦО);

создание в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения.

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003г. № 1544-р и выполнения плана мероприятий «Программы реконструкции систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации», утвержденной приказом МЧС России от 10.10.2000г. № 508:

проводилась опытная эксплуатация на базе комплекса технических средств П-166 федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения и региональных автоматизированных систем централизованного оповещения в Северо-Западном и Южном региональных;

разработан рабочий проект реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Центрального регионального центра;

завершены монтажные и пуско-наладочные работы комплекса технических средств П-166 региональных автоматизированных систем централизованного оповещения в Сибирском и Дальневосточном региональных центрах;

организовано проведение работ по реконструкции территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения в 28 субъектах Российской Федерации (в том числе в г. Москве, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском АО, Еврейском АО, Ростовской области и т.д.), а также локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов (Ленинградской, Волгодонской, Калининской, Курской, Белоярской атомных электростанций и Цемлянского водохранилища);

В целом, действующие системы оповещения обеспечивают оперативное доведение сигналов (распоряжений) оповещения и информации до органов управления по делам ГОЧС разных уровней и населения Российской Федерации.

Основными проблемами системы оповещения на данном этапе являются:

  • 1. Более 68% территориальных систем оповещения населения выработали установленный ресурс и нуждаются в реконструкции. Наиболее остро данная проблема стоит в субъектах Российской Федерации Центрального, Приволжского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, где уже сегодня 100% территориальных систем оповещения требуют реконструкции.
  • 2. Происходит дальнейшее сокращение сетей проводного вещания. Их замена сетями УКВ-ЧМ вещания идет низкими темпами. В результате уровень охвата средствами оповещения населения, особенно в сельской местности снижается. Поэтому одной из важнейших задач остается обеспечение поэтапного перевода сетей проводного вещания на эфирное радиовещание.
  • 3. Крайне медленно идет создание локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов. По состоянию на 01.01.2005 г. таких систем создано 23,8% (973 системы) от потребности.

Информация о состоянии территориальных систем оповещения и о положении, сложившемся с созданием локальных систем оповещения населения, МЧС России направлена в адрес полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для дальнейшего развития и совершенствования систем оповещения необходимо:

разработать и утвердить в установленном порядке положение о системах оповещения гражданской обороны и положение по эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств территориальных систем оповещения;

завершить опытную эксплуатацию на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения П-166 федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения и региональных автоматизированных систем централизованного оповещения Северо-Западного, Южного, Сибирского и Дальневосточного региональных центров;

провести реконструкцию на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения П-166 региональных автоматизированных систем централизованного оповещения Центрального и Приволжско-Уральского региональных центров;

организовать контроль за выполнением мероприятий по реконструкции территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения субъектов Российской Федерации;

разработать рабочий проект на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения П-166 реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Приволжско-Уральского регионального центра;

завершить разработку и проведение государственных испытаний комплекса технических средств оповещения органов управления гражданской обороны по сетям подачи программ теле- и радиовещания и комплекса технических средств управления оконечными средствами оповещения населения по радиоканалам;

организовать контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, законодательно закрепить ответственность руководителей предприятий и организаций, эксплуатирующих ПОО за игнорирование создания и поддержание в соответствующем всем нормативно-методическим документам состоянии ЛСО на ПОО.

Как известить жителей страны о масштабном стихийном бедствии, техногенной аварии, военной угрозе или другой чрезвычайной ситуации (ЧС). Для этого существуют специальные системы оповещения гражданской обороны (ГО). К ним относят целый комплекс организационных сил, технических средств, сетевых каналов как общего пользования, так и ведомственных.

Сигналы, информирующие о ЧС, должны быть доведены до следующих субъектов:

В настоящее время к одной из острых проблем современности относятся проблемы недопущения и ликвидации чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного происхождения.

  • население;
  • должностные лица;
  • органы управления;
  • силы ГО.

Основным способом оповещения остается распространение речевой информации посредством местных линий – радио и телевидения. Однако, возможно использование и других устройств:

  • сирены;
  • громкоговорители;
  • репродукторы;
  • телефоны;
  • подвижные средства.

Для определенных ситуаций уже заготовлены варианты текстовых сообщений, за что отвечает управление МЧС России по ГО и ЧС совместно с местными органами исполнительной власти.

Структуризация систем оповещения ГО и ЧС

Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.

Поскольку оповестить необходимо разные категории граждан, на разных уровнях государственного устройства, то, соответственно, и системы оповещения будут отличаться масштабом действия. В РФ на сегодняшний день действуют системы:

  1. Централизованного оповещения (СЦО):
    • региональная автоматизированная (РАСЦО);
    • территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
  2. Локальные (ЛСО).
  3. Объектовые (ОСО).
  4. Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).

Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.

Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней

Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.

В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:

  • руководители организаций, отвечающих за ГО;
  • диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
  • население регионов;
  • органы управления ГО.

Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.

Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:

  • дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
  • городское и сельское руководство ГО;
  • население.

Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.

Особенности организации локального оповещения населения

ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:

  • техногенных авариях;
  • вторжении противника;
  • природных катастрофах.

Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.

Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий

ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.

Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.

Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.

Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:

  • АТМ (B-ISDN);
  • сотовая радиосвязь;
  • GSM;
  • спутниковые персональной связи;
  • цифровые (ISDN);
  • пейджинговые;
  • мобильная связь –

позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.

П О Л О Ж Е Н И Е

Общие положения

1. Настоящее положение разработано в целях реализации Федерального закона от 01.01.01 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и в соответствии с Федеральными законами от 01.01.01 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 01.01.01 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии ", от 01.01.01 г. N 15-ФЗ "О связи", постановлений Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", от 01.01.01 г. N 844 "О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации ".

2. Настоящее положение определяет состав, задачи, структуру и механизм реализации мероприятий гражданской обороны по оповещению, а также порядок создания, совершенствования (реконструкции) и поддержания в постоянной готовности к задействованию систем оповещения гражданской обороны (далее - систем оповещения ГО).

3. Системы оповещения ГО являются составной частью системы управления гражданской обороной Российской Федерации и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания , каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.

4. Системы оповещения ГО включают в себя федеральную, региональные, территориальные, местные, локальные и объектовые (организаций) системы оповещения.

5. Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения ГО являются составной частью мероприятий по гражданской обороне, проводимых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления , на соответствующих территориях и в организациях.

6. Руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, объектов (организаций), являющиеся по должности начальниками гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения ГО.

Основные задачи систем оповещения ГО

7. Основной задачей федеральной системы оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, далее - МЧС России) до:

федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации;

территориальных органов управления МЧС России (региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, далее – региональных центров);

органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации (далее - органы, осуществляющие управление гражданской обороной);

соединений и воинских частей гражданской обороны, подведомственных МЧС России учреждений.

8. Основной задачей региональных систем оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от региональных центров до:

подчиненных органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации;

войск гражданской обороны.

9.Основной задачей территориальных системы оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации до:

органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города, городского и сельского района;

руководящего состава гражданской обороны и руководителей республиканских, краевых, областных, автономных областей, автономных округов, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга служб гражданской обороны;

населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации.

10. Основной задачей местных систем оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города, городского или сельского района до:

оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

руководящего состава гражданской обороны города, городского и сельского районов, а также руководителей районных и городских служб гражданской обороны;

населения, проживающего на территории города, городского или сельского района.

11. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до:

объектовых сил и служб гражданской обороны;

руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации,

города, городского или сельского района;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

12. Основной задачей объектовой системы оповещения ГО является доведение сигналов и информации оповещения до:

руководителей и персонала объекта;

объектовых сил и служб гражданской обороны.

Задействование систем оповещения ГО

13. Решение на задействование системы оповещения ГО принимает соответствующий начальник гражданской обороны, начальник регионального центра или лица их замещающие.

14. Начальники гражданской обороны на подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения населению имеют право приостановки трансляции программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

15. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.

При совпадении времени передачи правительственных сообщений и оповещения населения очередность их передачи из радиостудий специальных объектов определяет Президент Российской Федерации или Председатель Правительства Российской Федерации.

16. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения подтверждают их получение, немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему начальнику гражданской обороны (лицу его замещающему).

17. Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный.

В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами связи сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетями вещания.

В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания.

18. Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания.

19. Задействование радиотрансляционных сетей, радиовещательных и телевизионных станций (независимо от форм собственности) с перерывом вещательной программы осуществляется оперативной дежурной службой органа, осуществляющего управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, с разрешения соответствующего начальника гражданской обороны (лица его замещающего) только для оповещения и информирования населения в речевой форме.

20. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается 2-3-кратное повторение передачи речевого сообщения.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студий вещания.

В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативной дежурной службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

21. Взаимодействие оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на соответствующей территории, других ведомств и организаций, участвующих в передаче сигналов (распоряжений) и информации оповещения, организуется в соответствии с решением соответствующего начальника гражданской обороны и инструкциями, согласованными с заинтересованными ведомствами и организациями.

22. Порядок задействования системы оповещения ГО, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются директивами начальника гражданской обороны Российской Федерации, решениями начальников гражданской обороны на соответствующем уровне управления.

23. Решение на задействование системы оповещения ГО разрабатывается органом, осуществляющим управление гражданской обороной, совместно со службой оповещения и связи гражданской обороны, согласовывается с руководством федерального государственного унитарного предприятия Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (далее - ВГТРК) или её дочерних федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов.

24. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения ГО докладывается в вышестоящий орган, осуществляющий управление гражданской обороной.

Создание, совершенствование и поддержание в готовности

систем оповещения ГО

25. Системы оповещения ГО создаются заблаговременно в мирное время.

26. Федеральная и региональные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию МЧС России под руководством начальника гражданской обороны Российской Федерации, первого заместителя начальника гражданской обороны Российской Федерации - Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при участии федеральных органов исполнительной власти, служб оповещения и связи гражданской обороны, ВГТРК и её дочерних федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов.

Региональные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с федеральной системой оповещения гражданской обороны.

27. Территориальные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, с участием служб оповещения и связи гражданской обороны, дочерних ВГТРК федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов.

Территориальные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с соответствующими региональными системами оповещения гражданской обороны.

28. Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с системами оповещения Минобороны России соответствующего уровня управления и других федеральных органов исполнительной власти и организаций, призванных решать задачи в области гражданской обороны.

Технические параметры (характеристики) сопряжения систем оповещения ГО с системами оповещения других федеральных органов исполнительной власти и организаций должны соответствовать техническим параметрам (характеристикам) сетей связи общего пользования.

29. Местные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории города, городского или сельского района, с участием служб оповещения и связи гражданской обороны.

30. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовые системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной объекта, с привлечением служб оповещения и связи гражданской обороны.

Зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов определяются Правительством Российской Федерации.

31. Местные, локальные и объектовые системы оповещения гражданской обороны являются составной частью территориальных систем оповещения гражданской обороны и должны организационно, технически и программно сопрягаться с ними.

32. Федеральная, региональная, территориальные и локальные системы оповещения должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное (по направлениям оповещения) доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения.

Местные и объектовые системы оповещения ГО должны обеспечивать циркулярное доведение сигналов и информации оповещения.

33. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, службы оповещения связи гражданской обороны, ВГТРК и её дочерние федеральные государственные унитарные предприятия и филиалы проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения ГО.

34. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения ГО при их создании предусматривается:

доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с нескольких территориально разнесенных защищенных пунктов управления;

комплексное использование нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;

размещение используемых в интересах оповещения средств связи и оповещения на защищенных пунктах управления;

создание и использование запасов мобильных средств оповещения.

35. Для оповещения и информирования населения органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, совместно с дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами используются заблаговременно создаваемые в мирное время запасные центры вещания государственных телевизионных и радиовещательных компаний.

36. Запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения создаются и поддерживаются в готовности к задействованию на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях управления гражданской обороной в соответствии с решением соответствующего начальника гражданской обороны.

Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом по согласованию с МЧС России или органом, осуществляющим управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации.

37. В целях поддержания в готовности систем оповещения ГО проводятся проверки их работоспособности и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.

38. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, планируют и проводят проверки систем оповещения ГО своего и подчиненных уровней управления на основании решения соответствующего начальника гражданской обороны и утвержденных планов проверок.

Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания согласовывается с руководством ВГТРК или её дочерними федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами, при этом проведение проверок с перерывом вещательных программ при передаче правительственных сообщений запрещается.

39. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения организуется органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и проводится предприятиями связи на договорных условиях.

Руководство организацией оповещения

40. Общее руководство организацией оповещения осуществляется начальниками гражданской обороны через органы, осуществляющие управление гражданской обороной, и службы оповещения и связи гражданской обороны соответствующего уровня.

41. Непосредственное руководство осуществляется:

на федеральном уровне управления гражданской обороной - МЧС России во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) и федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК) в части использования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания;

на региональном уровне управления гражданской обороной - региональными центрами во взаимодействии с филиалами акционерного общества "Ростелеком" (территориальными центрами междугородных связей), дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами в части использования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания;

на территориальном уровне управления гражданской обороной – органами управления ГОЧС субъектов Российской Федерации во взаимодействии с акционерными обществами "Электросвязь", входящими в акционерное общество "Связьинвест" Госкомсвязи России и другими организациями связи, дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами, осуществляющими свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, в части использования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей вязи и сетей вещания;

на местном уровне управления гражданской обороной - органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории городов и районов во взаимодействии с городскими и районными организациями связи отрасли "Связь", организациями ведомственных сетей связи, филиалами ВГТРК в части использования сетей связи общего пользования и сетей вещания.

Обязанности органов, осуществляющих управление

гражданской обороной, организаций связи Госкомсвязи России,

ВГТРК и её дочерних федеральных государственных унитарных

предприятий и филиалов по оповещению и информированию населения

42. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, в городах (городских и сельских районах):

разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные носители;

обеспечивают установку на объектах вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов и информации оповещения в программы вещания;

организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной;

планируют и проводят совместно с организациями связи Госкомсвязи России, дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами проверки систем оповещения ГО, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения;

представляют заявки в организации связи Госкомсвязи России на выделение соединительных линий и каналов связи от органов, осуществляющих управление гражданской обороной, к объектам вещания;

разрабатывают совместно с организациями связи Госкомсвязи России, дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами порядок взаимодействия соответствующих оперативных дежурных (диспетчерских) служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания;

43. Организации связи:

обеспечивают готовность технических средств оповещения, каналов связи и систем передачи к доведению сигналов и информации оповещения;

организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб организаций и объектов связи;

осуществляют подготовку эксплуатационного персонала объектов связи.

44. ВГТРК, дочерние ВГТРК федеральные государственные унитарные предприятия и филиалы:

организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб и обслуживающего персонала объектов вещания;

обеспечивают постоянную готовность технических средств вещания к передаче условных сигналов оповещения и речевой информации;

определяют по заявкам органов, осуществляющих управление гражданской обороной, перечень и порядок функционирования радиовещательных станций, предназначенных для оповещения населения;

организуют и осуществляют подготовку эксплуатационного персонала объектов вещания;

проводят по заявкам органов, осуществляющих управление гражданской обороной, запись речевых сообщений для населения на магнитные носители;

обеспечивают постоянную готовность персонала объектов вещания к оповещению и информированию населения.

Порядок финансирования систем оповещения ГО

45. Финансирование создания, совершенствования (реконструкции) и содержания систем оповещения ГО, создания и содержания запасов средств оповещения всех уровней управления гражданской обороной осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.

Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.

Системы связи и оповещения в ГО

Для этого используется специализированная организация управления связи оповещения в системе ГО, а также они имеют свою определенную четкую классификацию и способ функционирования.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Федерального регионального и территориального уровня

Оповещение с помощью федеральной системы происходит централизованно и автоматически. Она обеспечивает передачу всех поступающих сигналов от пунктов МЧС РФ до центров, расположенных в регионах, а также до всех органов и соединений, которые находятся в подчинении федерального центра.

Региональные системы, получив сигнал от федерального пункта, передают его по всем подчиненным региональному центру управлениям ГО и ГОЧС. Их работа должна совпадать с деятельностью федеральной системы. Оповещение может охватывать до 7 регионов.

Всего на территории России для обеспечения своевременного оповещения компетентных органов городов, сел и других населенных пунктов задействовано 88 систем территориального действия. Все они действуют автоматически.

Главная их задача состоит в четкой передаче сообщений, поступивших от органов ГО субъекта РФ до:

  • руководителей всех организаций, которые отвечают за ГО во всех субъектах РФ, включая города федерального значения;
  • диспетчеров служб оперативного реагирования, находящихся на объектах с потенциальной опасностью, а также на особо крупных производствах;
  • населения;
  • органов управления ГО, находящихся на территории определенного города и относящихся к нему районов.

Комплекс технических средств П-160 выступает базой, на основе которой функционируют все существующие системы оповещения.

Он находится в достаточно работоспособном состоянии, но задействованные в нем принципы передачи связи устарели, и требуют обновления.

Местные

Они необходимы для передачи сигналов и сообщений, поступающих от органов ГО города и прилегающих к нему районов до следующих объектов:

  • дежурным сотрудникам диспетчерских служб потенциально опасных объектов и крупных предприятий, имеющих экономическую ценность;
  • руководству ГО города и сельских районов;
  • населению.

Такие системы оповещения имеют условное разделение на средства, осуществляющие передачу сигналов должностным лицам, трудовым коллективам и жителям населенных пунктов. Они функционируют в основном на базе КТС (комплекс технических средств) П-164. КТС этого типа в большей степени предназначались для оповещения в крупных чрезвычайных ситуациях. Для мирного времени они плохо адаптированы.

Для типа П – 164 предусмотрен срок эксплуатации 12 лет, потом они подлежат списанию. Однако многие действующие сейчас местные КТС уже превысили этот срок, что позволяет говорить об устаревшем оборудовании. Это вызывает ряд ограничений при взаимодействии с современными средствами оповещения.

Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации их последствий начало внедрение новых КТС типа П-166 после проведенных успешно испытаний. Их главным плюсом является то, что деятельность П – 166 сопряжена с устаревшим типом П – 160, что предполагает их постепенную замену.

Данная система предполагает как централизованное оповещение всего населения, так и можно осуществлять выбор конкретной зоны, не затрагивая всю территорию. Она работает благодаря специальным выделенным каналам ТЧ (тональной частоты). Для того чтобы задействовать в работе цифровые каналы требуется специальное оборудование.

Еще одной аналогичной по функциям и назначению системой оповещения является АСО (автоматизированная система оповещения). Она также работает по каналам ТЧ. Имеет модем для передачи информации по цифровым линиям сетей МЧС, ГТС или МГТС.

Локальная ГО и ЧС

В районах, где находятся или предполагается размещение объектов, имеющих потенциальную опасность, создаются локальные системы предупреждения населения. Обеспечением их технической исправности и поддержанием их готовности к внезапному задействованию в случаи ЧС занимается соответствующий начальник ГО. Он вправе привлекать все службы связи и оповещения.

Зоны, в пределах которых действуют локальные системы, определяются соответствующим документом Правительства РФ. Системы оповещения местного значения входят в территориальные системы ГО, и для слаженной работы необходимо, чтобы они технически и программно с ними соотносились.

Важно знать в каких случаях запускают оповещение на таких объектах:

  • Крупные с угрозой выброса ядовитых, отравляющих химических веществ в окружающую среду. Они могут привести к значительным разрушениям, экологической катастрофе, человеческим жертвам, гибели скота.
  • Угроза нападения противника, выражающая в его непосредственном вторжении, сбросе бомб, использование запрещенного оружия (ядерное, химическое, бактериологическое).
  • Природные катастрофы, представляющие угрозу населенным пунктам и производственным предприятиям. Это могут быть подземные толчки, быстро распространяющиеся , наводнения.

Их главной задачей является быстрое доведение информации о возникшей чрезвычайной ситуации до населения, руководителей и работников предприятий. Оповещение их о дальнейших действиях и местах ближайших (при необходимости укрытия).

Специалисты МЧС полагают, что такой многоуровневый способ передачи информации обладает большей эффективностью за счет того, что с центрального аппарата ГО оповещение дойдет в региональный дежурный пункт заранее и это поможет предотвратить возможную угрозу.

Объектовые

(Действующие в пределах организации)

В случаи, когда последствия возникшей аварийной ситуации ограничиваются только лишь территорией самого объекта, запускается объектовая система оповещения. Она использует для передачи сигнала существующую на объекте производственную сеть связи и специальное оборудование на основе КТС типа П-164.

Цель таких систем оповещения заключается в доведении до сведения информации до руководящих должностей, персонала, а также служб ГО, действующих на данном объекте.

Сейчас идет совершенствование объектовой системы. Внедряются СГС-22М, позволяющие сразу проектировать и ЛСО (локальные средства оповещения), и проводить звукофикацию открытых и закрытых помещений объекта. Оно приспособлено для передачи предупредительных сигналов и речевых сообщений. Вместе с этим системы оповещения объекта в одностороннем порядке могут использоваться в местной системе вещания.

Имеется возможность управления существующими режимами работы данной системы удаленно. Это происходит при помощи местной системы, функционирующей на основе ГС АСО. Она автоматизировано может передавать любые голосовые сообщения по телефонным каналам всем абонентам, имеющимся в базе. Их успешно используют в своей работе оперативные службы.

В их базе имеются заранее записанные текстовые сообщения. Причем существует возможность выбора мужского или женского голоса, а также изменения тембра голоса и темпа речи. В программе хранятся заранее подготовленные списки людей, которых необходимо будет оповестить при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации.

Управление оповещением в системе ГО

Управление системой – диспетчер

Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.

Что включает в себя система связи МЧС России

В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.

Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).

Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.

Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.

Активизация и функционирование

При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.

Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.

Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).

Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.

При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.

Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:

  1. Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
  2. При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
  3. Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
  4. Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.

Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена. Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам.

Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.

Подробное видео про системы оповещения



Просмотров