Способы защиты прав на землю. Фонд «В защиту прав заключенных

Создание Фонда «В защиту прав заключенных» — это попытка объединить силы людей, так или иначе занимающихся проблемами нарушения прав заключенных. Фонд – правозащитная организация

«Темы»

«Руководство»

«Учредители Фонда «В защиту прав заключенных»»

«Новости»

Против Л.Пономарева заведено три дела об административном правонарушении.

По
сообщению пресс-службы, 25 марта 2013г. Л.Пономареву, который является
исполнительным директором фонда «В защиту прав заключенных»,
региональной общественной организации содействия соблюдению прав
человека «Горячая линия» и общероссийского общественного движения «За
права человека», был лично вручен запрос о предоставлении необходимых
для изучения документов. «Однако, — отмечает ведомство, — в проведении
проверки работникам прокуратуры и предоставлении документов он отказал».
ссылка: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130328180225.shtml

Прокуратура подтвердила: в отношении Пономарева возбуждены три дела

Представитель
прокуратуры пояснила, что 25 марта исполнительному директору фонда «В
защиту прав заключенных», региональной общественной организации
содействия соблюдению прав человека «Горячая линия», общероссийского
общественного движения «За права человека» Льву Пономареву был вручен
запрос о предоставлении необходимых для изучения документов. «Однако в
проведении проверки работникам прокуратуры и предоставлении документов
он отказал», - сообщила собеседницаria.ru .
ссылка: http://argumenti.ru/society/2013/03/242743

Правозащитника Пономарева игнорируют в тюрьмах

Для
реализации гранта поддержка ФСИН Пономареву необходима - правозащитники
предполагали распространять во всех местах лишения свободы анкеты, в
которых заключенные могли бы указать свои данные и профессиональные
навыки. Эту информацию должны были обрабатывать сотрудники фонда «В
защиту прав заключенных» и на их основании подыскивать место работы ко
времени, когда арестант выйдет на свободу.
ссылка: http://izvestia.ru/news/547586

В.Путин: Проверять НКО надо, но без перегибов

Сегодня
стало известно, что в отношении исполнительного директора фонда «В
защиту прав заключенных» Льва Пономарева возбуждено три административных
дела. Связаны они с тем, что правозащитник отказался предоставлять
проверяющим запрашиваемые ими документы.
ссылка: http://top.rbc.ru/politics/28/03/2013/851553.shtml

Пономарев заявил отвод сотруднику прокуратуры по делу об отказе в предоставлении документов

В прокуратуру Пономарев, исполнительный директор ООД «За права
человека» и фонда «В защиту прав заключенных» и председатель правления
организации «Горячая линия», пришел вместе с адвокатом Кариной
Москаленко.
ссылка: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/222063/

Льва Пономарева подозревают в получении денег из-за рубежа

Сообщается,
что 25 марта Пономареву, который является директором фонда «В защиту
прав заключенных», региональной общественной организации содействия
соблюдению прав человека «Горячая линия» и общероссийского общественного
движения «За права человека», был направлен запрос о предоставлении
документов об организационной деятельности этих фондов. Однако глава
организаций отказался предоставить необходимые бумаги.
ссылка:

Получая многочисленные письма из мест заключения, начинаешь понимать, что наиболее распространены следующие нарушения прав заключенных: коллективное наказание больших групп заключенных при любом, даже незначительном, нарушении правил содержания под стражей хотя бы одним из них;принуждение к вступлению в различные самодеятельные организации, сотрудничающие с администрацией; подчинение военизированным порядкам: изнуряющее марширование и коллективное пение.

Любое неподчинение этим противозаконным требованиям сопровождается репрессиями: избиениями, пытками, заключениями в штрафные изоляторы и помещения камерного типа.

Пытки в колониях приобрели практически всеобъемлющий характер. У правозащитников существуют десятки примеров жестоких пыток над заключенными, в том числе и убийств. Как правило, прокуратура покрывает незаконные действия администрации, не проводит соответствующие расследования и не возбуждает уголовных дел. Несмотря на ужесточение репрессий, одновременно появляется все больше людей, находящихся в заключении, которые, защищая собственное достоинство, готовы выступать в защиту своих прав и прав других заключенных. Таких людей становится все больше, и они ищут взаимодействия с правозащитниками.

Фонд «В защиту прав заключенных» создается для оказания помощи тем заключенным, чьи права нарушаются или нарушены, вне зависимости от того, кто они, в какой колонии содержатся, стали ли они жертвой судебной ошибки или несут свое наказание в соответствие с законом.

Мы осознаем и понимаем, насколько трудно обществу понять мотивы и деяния людей, которые привели их в места заключения. Многие заключенные - не классические жертвы с чистым прошлым и ясным будущим. Они преступили закон, но за это уже понесли суровое наказание, потеряв свободу, оказавшись изолированными от общества, родных и близких, лишившись многих своих прав. Но и им, как и другим гражданам нашей страны, Конституцией РФ гарантированы неотъемлемые права человека.

Никто не имеет права их пытать, бить, убивать, унижать человеческое достоинство, подвергать пыткам, истязаниям и насилию. Тем более это не должны делать законные представители общества в лице сотрудников правоохранительных органов и системы исполнения наказаний.

С 2000 года в России наметилась тенденция ужесточения режима содержания под стражей, в практику вошло коллективное наказание больших групп заключенных, избиения заключенных, пытки, незаконное заключение в штрафные изоляторы и помещения камерного типа.

Но задача общества – не добивать, а помочь заключенным остаться людьми, поверить в себя и в то, что их судьба небезразлична обществу. Соблюдение прав человека, уважение к человеческой личности является тем фундаментом, без которого невозможна социальная и психологическая реабилитация отбывающего наказание. Оздоровление обстановки в СИЗО, тюрьмах, изоляторах необходимо не только тем, кто находится внутри, в изоляции от общества, но и всем нам. Жестокость и произвол в отношении оступившихся, возведенный в систему, угрожает и нашей свободе, нашим правам, разрушает общество.

Мы хотим установить рабочее взаимодействие с представителями органов власти, пенитенциарной системы, прокуратуры и общественных организациями для предотвращения и недопущения таких нарушений, для восстановления нарушенных прав. Мы будем также самостоятельно, используя большую правозащитную сеть, вскрывать и говорить обществу о всех известных нам фактах жестокого обращения с заключенными. Мы будем работать с письмами заключенных, их родственников, добиваться полноценного расследования нарушений, отслеживать ход дела во всех инстанциях и информировать общество о нашей работе.

Мы понимаем, что без объединения усилий всех заинтересованных сторон, без участия органов власти, представителей пенитенциарной системы, общественности, бизнесменов, предпринимателей, адвокатов, журналистов, простых граждан, такую проблему не решить.

Фонд, в число учредителей которого вошли Людмила Алексеева, Эрнст Черный и я, а в правление и попечительский совет входят Валерий Абрамкин, Андрей Бабушкин, Марина Ходорковская, Юрий Орлов, Александр Никитин, Григорий Пасько и Глеб Якунин, открыт для диалога и совместной работы и готов принять любую помощь.

Сулейман, хотите обижайтесь, хотите нет - дело ваше (хотя цели обидеть Вас я вовсе сейчас не преследую). Вы позиционируете себя как человека причастного к юриспруденции, упрекаете меня в том, что я как юрист не умею читать документы (увы, читать то, чего в документе нет, я в самом деле не умею и вряд ли когда-нибудь научусь).

Я прочитал ваш проект амнистии. Попробуйте сделать это и вы сами еще раз.
С разделом I более-менее ясно - предлагается освободить от наказания несколько категорий осужденных.
Давайте прочитаем с Вами (как с юристом) раздел II:

"II. Мужчин и Женщин:
1) Женщин, имеющих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, матерей-одиночек, на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети, а также беременных женщин;
2) Мужчин, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов, многодетных отцов, отцов-одиночек, на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети;
3) Мужчин старше 55 лет, женщин старше 50 лет;
4) Женщин-жён инвалидов войны I группы, а также вдов и одиноких матерей, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества, при защите интересов СССР и Российской Федерации;
5) Мужчин и женщин, на иждивении которых находятся престарелые родители, дедушки, бабушки, инвалиды I группы;
6) Инвалидов I и II группы, больных туберкулёзом, отнесённых к I или II группе диспансерного учёта; больных СПИДом, гепатитом «С», раковыми профессиональными заболеваниями, инвалидов I группы с заболеваниями опорно-двигательной системы."
[конец цитаты и раздела II]

Так что вы прикажете сделать с указанными мужчинами и женщинами? Расстрелять? Наделить талонами на повидло?
Точно такая же "ерунда" у вас и с разделом III.

Конечно, вы можете сказать, что это такая мелочь, которую нетрудно поправить добавив пару очевидных слов на стадии обсуждения проекта. Однако, мне кажется, что если уж направлять проект, в расчете на серьезное его обсуждения, то такого рода очевидные ляпы (вызывающие смех) являются недопустимыми. Недопустимыми прежде всего потому, что их наличие указывает на очевидную небрежность в подготовке проекта. А если я сам предложил небрежно составленный проект, то имею ли я моральное право рассчитывать на то, что другие будут всерьез оценивать плоды моего творчества?
Хотя и не могу похвастаться, что я тщательно изучил весь ваш проект, однако не составило труда найти в нем подтверждение того, что небрежности в форме документа наверняка сопутствует небрежность и в сути.
Не стану касаться того, какие статьи УК РФ подпадают под действие вашей амнистии, а какие нет (это вопрос оценочный и рассуждать и доказывать что-то здесь можно "до опупения", но так при этом ничего и не доказать).
Возьмем конкретный пример:
Несовершеннолетний Сидоров осужден за умышленное преступление на 7 лет л/свободы, отбыл 3 года 6 месяцев. В соответствии с п.3 раздела III он подпадает под амнистию и подлежит освобождению.
Ура!!! Справедливость восторжествовала!!!
Но тут к нам, вслед за Сидоровым, обращается несовершеннолетний Петров, осужденный за такое же умышленное преступление на 6 лет л/свободы (на 1 год меньше чем Сидоров), отбывший уже 3 года 6 месяцев (ровно столько, сколько и Сидоров). А Петрову мы говорим - "Какая тебе амнистия, какое тебе освобождение? Ты что обалдел? Марш на нары! Мало ли что у тебя наказание меньше Сидоровского и, значит, твои преступные действия менее опасны были чем у Сидорова... Сиди, голубчик!!!"
Не подлежит несчастный Петров освобождению по вашей амнистии!!! А сидит он на нарах и думает: "Блин, надо было мне ту бабку посильнее молотком шарахнуть, тогда бы мне больше в суде срок дали, тогда сейчас был бы на свободе"
Допускаю, может у меня недостаточно умственных способностей, что бы увидеть вариант для Петрова, тогда покажите мне этот вариант, пожалуйста, с указанием конкретного пункта вашего проекта (хочется надеяться, что Вы не напишите мне в очередной раз, что я не внимательно читал этот ваш проект, поскольку у вас есть еще один проект).
Извините, но более глубоко я ваш проект не копал - думаю, что это все же ваша, а не моя задача (устранять в нем все правовые гл

Фонд "В защиту прав заключенных"

Правозащитная организация, которая осуществляет защиту прав человека, нарушенных в системе исполнения наказания. Фонд рассматривает только те жалобы, которые касаются нарушений прав заключенного (человека, содержащегося в местах лишения свободы).

"За права человека"

Общероссийское общественное движение "За права человека" создано 20 ноября 1997 года. Изначально оно было задумано как федерация правозащитных организаций. Движение объединило десятки уже готовых, часто зарегистрированных региональных правозащитных организаций, так и постоянно возникающих инициативных групп. Девизом Движения стали слова: «Право. Справедливость, Сострадание».

Уставной целью Общероссийского Движения "За права человека" было провозглашено становление правового государства и развитие гражданского общества в России.

Сайт: www.zaprava.ru

Комитет "Гражданское содействие"

Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Комитет создан в 1990 году группой москвичей для помощи первым беженцам эпохи «перестройки» и распада СССР - жертвам армянских погромов в Азербайджане.

Комитет "За гражданские права"

Межрегиональная общественная благотворительная правозащитная организация. Основные виды деятельности - мониторинг соблюдения прав человека (в том числе - в местах заключения и предварительного содержания); заочно-правовые консультации; проведение семинаров, пресс-конференций и иных мероприятий.

"Комитет против пыток"

Российская некоммерческая организация, работающая в сфере защиты прав человека. В настоящее время Комитет имеет официальный статус межрегиональной общественной организации.

Комитет был основан в 2000 году рядом известных нижегородских правозащитников как правозащитная организация, задачей которой стало осуществление общественного контроля за ситуацией, связанной с проблемой распространения практики применения пыток и жестокого обращения в России и оказания профессиональной юридической и медицинской помощи жертвам пыток.

Сайт: www.pytkam.net

Международное общество "Мемориал"

«Мемориал» - это движение, основной задачей которого изначально было сохранение памяти о политических репрессиях в недавнем прошлом нашей страны. Сейчас это содружество десятков организаций в России, Беларуси, Германии, Италии, Франции, Казахстане, Латвии, Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу.

Московская Хельсинкская группа

Старейшая из ныне действующих в России правозащитных организаций, она была создана в 1976 году в Москве. Инициатором и первым руководителем МХГ стал известный физик, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, профессор Юрий Федорович Орлов. Согласно Уставу, принятому в 1993 году, Московская Хельсинкская группа является неправительственной общественной организацией. Ее цель - содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Фонд "Общественный вердикт"

Фонд создан в феврале 2004 года и действует как неполитическая некоммерческая организация, оказывающая правовую помощь по защите прав человека гражданам, пострадавшим от неправомерных действий российских правоохранительных органов.

Целью фонда является формирование в стране атмосферы нетерпимости к практике нарушения прав человека правоохранительными органами. Фонд добивается создания гражданского контроля за их деятельностью.

"Россия без пыток"

"Общественный контроль как эффективный механизм предупреждения нарушений прав человека в местах принудительного содержания. Российская модель" - совместный проект Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Директората по защите прав человека Совета Европы, который проводится при содействии Общественной палаты Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Союз Комитетов Солдатских Матерей России

Защита прав военнослужащих по призыву, призывников и их родителей. Сейчас членами союза являются около 300 региональных организаций солдатских матерей. Это - самая крупная женская организация в России.

Трансперенси Интернешнл - Р

Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл - Россия является автономной некоммерческой организацией, нацеленной на противодействие коррупции в России и распространение антикоррупционного мировоззрения.

Деятельность Центра “ТИ-Р” направлена на решение трех задач: оказание юридической помощи по делам о коррупции; институционализация прозрачности; предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов.

"Фонд защиты гласности"

Основная цель Фонда - содействие сохранению и развитию правового пространства, в котором работают отечественные печатные и электронные СМИ, а через них - содействие демократизации информационной среды, науки, политики, образования в современной России. Сотрудники Фонда защиты гласности поставили себя, свой опыт и знания служению правде, общественной пользе и закону во имя полноценного развития в России гражданского общества.

Центр содействия реформе уголовного правосудия "Тюрьма и воля"

Старейшая правозащитная организация, которая занимается проблемами заключенных, уголовного правосудия и исполнения наказания. Центр был создан в 1988 году Валерием Абрамкиным при поддержке академика Андрея Сахарова.

Деятельность Центра направлена на внедрение в российскую практику международных и европейских стандартов в области обращения с заключенными, включая прекращение пыток и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; отказ от неэффективных методов перевоспитания и исправления осужденных; вовлечение представителей различных социальных и профессиональных групп и организация гражданского общества в реабилитацию заключенных.

Перечень правозащитных организаций не является исчерпывающим, в нем указаны наиболее известные НКО.

ФОНД «В ЗАЩИТУ ПРАВ ЗАКЛЮЧЕННЫХ

(ОГРН № от 01.01.2001 г.)

для писем: г. Москва, Большой Головин пер., д. 22, стр. 1

тел./факс (4

www. zashita-zk. org e - mail : *****@***org

9. Юридические консультации в Фонде и выездные консультации в местах лишения свободы.

Почему Фонд был создан

С 2000 года в России проводится политика ужесточения режима содержания под стражей как в следственных изоляторах (СИЗО), так и в исправительных колониях.

Из многочисленных писем, получаемых правозащитниками из мест заключения, следует, что наиболее распространены следующие нарушения прав заключенных:

Количество письменных обращений заключенных (572) и их родственников не совпадает с количеством содержащихся в них жалоб (701), поскольку многие обращения включают в себя несколько видов нарушений прав заключенных. Также есть коллективные жалобы.

Необходимо отметить, что все возможные нарушения прав заключенных взаимосвязаны. Так, например, незаконное требование администрации с последующим отказом заключенного выполнить это требование может повлечь за собой водворение в ШИЗО, где из-за антисанитарных условий есть риск получения такого заболевания, как туберкулез. Представляется, что большая часть возможных нарушений, на которые жалуются заключенные, вызвана стремлением администрации к подчинению себе заключенных, а также к изоляции, сокрытию информации о своей деятельности в учреждениях.

Жалобы заключенных на условия пребывания в местах лишения свободы систематизированы. Однако не все жалобы можно воспринимать как однозначно достоверно существующие нарушения прав заключенных.

Наибольшее количество жалоб заключенных связано с просьбой оказать юридическую помощь в той или иной форме (401). Второе место – жалобы на насилие (140), третье – на медицинское обслуживание (61).

Наибольшее количество обращений поступило из исправительных учреждений Республики Мордовия (44), Липецкой области (21), Владимирской области (18), Кемеровской области (15) , Кировской области (8).

1.1. Юридическая помощь, обжалование приговора (401)

Наибольшее количество обращений от заключенных и родственников приходят с просьбой оказать юридическую помощь.

Среди них наибольшее количество занимают обращения с просьбой оказать содействие в обжаловании вступившего в законную силу приговора суда (146). Обратившиеся считают, что были незаконно осуждены, в связи с чем обращаются в Фонд с просьбой оказать помощь в составлении надзорной жалобы, поддержать ее в суде, предоставить адвоката.

Фонд добился того, чтобы все 11 осужденных были прооперированы в гражданской клинике, в результате чего штыри из животов и легких были удалены.

В Фонд обратился брать осужденного А. Т. с просьбой помочь в установлении 2 группы инвалидности для его брата, находящегося в исправительной колонии. Как указа родственник, брат имел черепно-мозговую травму, смещение позвонков, туберкулез, перенес два инфаркта, последний из которых - обширный.

А. Т. пробыл в заключении 21 год, за время отбывания наказания в местах лишения свободы неоднократно подвергался насилию, что привело к стойкой потере здоровья и приобретению ряда заболеваний.

Однако сотрудники исправительной колонии не торопились оказать содействие заключенному в установлении ему группы инвалидности (известно, что для инвалидов есть определенные льготы и послабление в режиме содержания и привлечения к общественным работам) и ходатайтсва об условно-досрочном освобождении.

Фондом было направлено ходатайство на имя начальника УФСИН Рязанской области и начальника ИК-5 п. Клекотки о представлении осужденного А. Т. на условно-досрочное освобождение и оказания содействия в прохождении им медицинской экспертизы.

ФСИН Рязанской области направил медицинскую комиссию, состоящую из гражданских врачей, к заключенному А. Т., в результате заключения которой А. Т. установлена 2 группа инвалидности.

4. Расследование событий в Кировоградской воспитательной колонии

В результате беспорядков в колонии для несовершеннолетних, расположенной в г. Кировград Свердловской области погибли три человека, 13 ранены.

Правозащитниками было проведено собственное расследование инцидента в воспитательной колонии. По инициативе Фонда руководителем правозащитной организации «Правовая основа» А. Соколовым были опрошены двое бывших воспитанников колонии, которые за два дня до событий освободились из заключения.

В результате чего выявлено явное расхождение в заявлениях представителей ФСИН и показаниями бывших заключенных.

Причиной беспорядков в воспитательной представители ФСИН называли поочередно и влияние телевидения (якобы за день до бунта подростки смотрели сериал «Платина», в котором показывалось, как в одной из воспитательных колоний произошел бунт, и воспитанники Кировградской колонии, насмотревшись сериала, воплотили это в реальности), и то, что бунт устроили осужденные, не желающие переходить во взрослую колонию.

По информации, полученной Фондом, бунт в колонии назревал давно. В 2007 году колонию в этом году пришел новый начальник, который посчитал, что подростки слишком вольно себя ведут. Вместо того, чтобы вдумчиво подойти к решению проблемы, новый руководитель стал "закручивать гайки". В ответ на словесные оскорбления от сотрудников колонии в адрес заключенного, последние после отбоя выбили стекла в бараках и вышли на плац, протестуя таким образом против унижения их человеческого достоинства. Таким образом, в колонии еще 1 августа произошел первый ненасильственный бунт.

ГУФСИН по данным событиям провел проверку и признал, что действия сотрудников были неправомерными, что виновные понесут наказание. Однако на деле этого не произошло - оскорбления и унижения продолжились, напряжение в колонии нарастало.

По словам подростков, опрошенных правозащитниками, у одного из заключенных, обладающего дополнительными полномочиями по отношению к другим воспитанникам и помогающим администрации, исчез мобильник. В ходе поисков этот заключенный вместе со своими напарниками зверски избил двух воспитанников - ребятам сломали руки, их били рамами по голове. Это был не единичный случай беспредела помощников администрации, и в колонии вспыхнул очередной бунт (в воспитательной колонии специально оставляли воспитанников, достигших 18-летия, которые должны были быть переведены во взрослые колонии, но оставлены в детских, так как они имели большое влияние на других заключенных – были сильнее физически и наделялись дополнительными правами).

Данная информация была доведена до общественности, Уполномоченного по правам человека В. Лукина, члена Общественной палаты Г. Резника и органов власти.

В результате большого общественного резонанса, участия в расследовании членов Общественной палаты, Уполномоченного РФ, прокуратуры и др., руководители привлечены к ответственности, начальник ГУФСИН по Свердловской области Н. Ткачев снят с должности.

5 . Дело Алины Жуковой

Беспрецедентным примером гонений на правозащитников является уголовное преследование 22-летней студентки из Уфы Алины Жуковой, приговоренной Октябрьским районным судом Уфы к 7 (!) годам за якобы совершенный сбыт наркотиков группой лиц в особо крупном размере. Однако дело было сфальсифицировано и спровоцировано с помощью молодого человека, ставшего жертвой шантажа.

– дочь известной правозащитницы Альмиры Жуковой, активной участницы движения «За права человека», которая внесла большой вклад в защиту прав заключенных, в разоблачении пыточных условий в колониях Башкирии.

Фонд «В защиту прав заключенных» с первых дней заключения Алины Жуковой занял активную позицию защиты: подготовлены обращения в государственные инстанции, к Уполномоченному по правам человека РФ, в Совет при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, заручился поручительством депутатов Государственной думы РФ. Третий Всероссийский правозащитный съезд принял специальную резолюцию по делу Жуковой.

На основании обращения Фонда от имени Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества, было направлено письмо Президенту Республики Башкортостан с просьбой отозвать обвинение по ст. 228.1 ч. 2 п. п. «а, б» УК РФ (сбыт наркотических веществ) в связи с явной фальсификацией дела. Обвинение было переквалифицировано на другую статью.

Благодаря совместным усилиям общественности, осенью 2007 года Алина Жукова была освобождена из зала суда, отбыв срок наказания в 11 месяцев, назначенный судом.

Однако из-за явной фальсификации дела, Фонд добивается полной реабилитации Алины.

5. Свердловская область, ИК-3. Дело Михаила Трепашкина

В 2002 году Трепашкину было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны. Наблюдатели, в том числе и зарубежные правозащитники, отметили в этом деле явные признаки фабрикации. Обвинение базировалось исключительно на том, что дома у Трепашкина якобы были найдены некие секретные документы. При этом никаких фактов собственно разглашения гостайны установлено не было. Тем не менее в мае 2004 года Московский окружной военный суд приговорил Трепашкина к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении. Из колонии-поселения он затем был переведен в одиночную тюремную камеру.

Фонд на протяжении всего срока отбытия наказания оказывал содействие в защите постоянно нарушаемых прав заключенного Михаила Трепашкина: руководители Фонда и региональный представитель постоянно посещали подзащитного в колонии, участвовали в судебных заседаниях, вели работу по оказанию адекватной медицинской помощи больному астмой заключенному, обращались к органам власти и общественности, международным организациям о защите прав Трепашкина.

При непосредственной финансовой помощи Фонда была издана книга «политзаключенный Михаил Трепашкин».

6. Москва, СИЗО «Матросская тишина». Дело В. Алексаняна о неоказании медицинской помощи

Бывший исполнительный вице-президент "ЮКОСа" Василий Алексанян, а с апреля 2006 года узник следственного изолятора "Матросская Тишина", болен смертельной болезнью. Однако российские власти препятствовали проведению назначенного врачами лечения, а рекомендации и указания Европейского суда по правам человека, предписывающие немедленно госпитализировать заключенного в профильный стационар, игнорировались.

Так как данная проблема – скорее норма, чем исключение в пенитенциарной системе России, Фонд активно включился в защиту прав заключенного.

Фонд подготовил и провел ряд мероприятий в защиту Василия Алексаняна:

Организовал пресс-конференцию «Судьба политзаключенного Василия Алексаняна: суд или расправа?» 17 января 2008 г.частвовали адвокат В. и исполнительный директор Фонда «В защиту прав заключенных» Лев Пономарев)

Подготовил Обращения правозащитников и общественности «В защиту Василия Алексаняна» к Уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину с просьбой о немедленном вмешательстве в ситуацию

Подготовил Обращение правозащитников и общественности «Сегодня за жизнь Василия Алексаняна отвечает Кремль» к власти и Генеральному прокурору РФ, в котором потребовали проведения прокурорской проверки заявлений Алексаняна и Ходорковского о шантаже со стороны следователей, возложили на Кремль ответственность за жизнь Василия Алексаняна и призвали Михаила Ходорковского отказаться от сухой голодовки

Подготовили и провели ряд митингов в защиту заключенного.

В результате совместных действий общественности, адвокатов и правозащитников, Василий Алексанян помещен в гражданскую клинику для лечения.

Отбывающий наказание в ИК-2 Читинской области в течение нескольких лет не мог добиться оформления в колонии паспорта, несмотря на то, что предоставил администрации все необходимые документы.

Однако администрация отказывала осужденному в оформлении документа на том основании, что нет свидетеля, который мог бы опознать личность С. Н.

Получилась парадоксальная ситуация: человек отбывает наказание в колонии за преступление, однако кто именно отбывает наказание администрация точно сказать не может, так как нет свидетеля, который подтвердил бы, что С. Н. – это С. Н.

Фонд направил обращения в ФСИН РФ, ГУФСИН, прокуратуру Читинской области с требованием провести проверку, установить личность заключенного и принять меры по оформлению необходимых документов.

В результате обращения УФМС по Читинской области проведена работа по документальному подтверждению личности С. Н. путем применения дактилоскопических методов и паспорт осужденному С. Н.оформлен.

8. Владимирская область, ИК-3. об изготовлении протезов инвалиду

В Фонд обратился осужденный С. М., инвалид II группы, которому в 2004 г. была проведена ампутация нижних конечностей.

Заключенный неоднократно обращался во все инстанции с просьбой о предоставлении бесплатных протезов в соответствии с законом, однако получал отказ под различными предлогами. В результате этого он в течение трех лет вынужден передвигаться по исправительной колонии на культях.

Фонд направил обращения в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуру области, ФСИН РФ, УФСИН области.

По обращению Фонда прокуратурой была проведена проверка, установившая факт нарушения прав заключенного. Начальнику ИК-3 внесено представление об устранении допущенного нарушения закона и привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение.

В результате выделены денежные средства и направлены в ИК-3 для оплаты изготовления протезов.

9. Москва, ИЗ-77/2. , которую не переводят на принудительное лечение в психиатрический стационар, несмотря на решение суда

В Фонд обратилась мать осужденной О. Я., 1980 г. р., содержащейся в ИЗ-77/2 г. Москвы.

19 октября 2007 г. Нагатинский районный суд г. Москвы постановил освободить О. Я. от уголовной ответственности и направить на принудительное лечение в психиатрический стационар специализированного типа. Данное постановление суда, вступившее в законную силу, не исполняется - освобожденная судом от уголовной ответственности О. Я. продолжает содержаться под стражей в СИЗО, хотя ей требуется неотложная специализированная психиатрическая помощь.

Основная проблема неперевода ее в специализированное медицинское учреждение заключается в том, что заключенная имеет гражданство Узбекистана, а не России.

Разрешение данной проблемы относится к международному праву. Дело в том, что 28.03.1997 г. странами СНГ была подписана конвенция «О передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения». Однако Россия ратифицировала ее только 06.12.2000 г. (), и она вступила в силу 16.10.2001 г. Компетентным органом Российской Федерации по Конвенции, который обязан решать организационные вопросы, Федеральным законом от 01.01.2001 г. определена Генеральная прокуратура РФ. Однако вплоть до настоящего времени процедура исполнения Конвенции не определена (механизм передачи, в т. ч. степень участия в процедуре заинтересованных государственных структур и т. д.).

В результате законодательного пробела граждане иностранных государств и ближнего зарубежья содержатся в следственных изоляторах бессрочно (к примеру, в ИЗ-77/2 г. содержится не одно лицо, которое освобождено от уголовной ответственности и направлено постановлением суда на принудительное лечение в психиатрический стационар, однако туда не переведено). Вопрос о передаче больных на принудительное лечение не решается с 1997 г.

В результате такого пробела лицам, нуждающимся в лечении, не оказывается помощь, что создает реальную угрозу как здоровью и жизни самих осужденных, так и тем, кто с ними содержится рядом.

Фондом направлены обращения в Министерство юстиции, Генеральную прокуратуру, Уполномоченному по правам человека, Департамент здравоохранения г. Москвы, в котором Фонд просил оказать содействие в скорейшем принятии мер по законодательному урегулированию порядка исполнения решений суда о применении принудительных мер медицинского характера к иностранным гражданам, в освобождении из следственных изоляторов (в частности ИЗ-77/2 г. Москвы) всех граждан иностранных государств, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные постановления об освобождении от уголовной ответственности и назначении принудительных мер медицинского характера.

В результате, обращениями Фонда удалось активизировать решение проблемы, однако она окончательно не разрешена. В данном процессе участвует ряд министерств и ведомств. Ряд вопросов, в частности, установление личности, гражданства, документирование (прежде всего, паспортизация), являются прерогативой МВД РФ и ФСИН России. А перевод иностранных граждан, психически больных, по назначению – Министерства иностранных дел и Генеральной прокуратуры РФ.

Минюстом РФ подготовлены проекты федеральных законов, которые согласованы с МВД РФ, МИД РФ, а также концептуально поддержаны Генеральной прокуратурой РФ и Государственно-правовым управлением Президента РФ.

Подготовка указанных нормативных актов находится на контроле Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

10. Амурская область, ИК-5. Дело о жестоком избиении заключенных спецназом

В Фонд поступили тревожные сигналы от родственников осужденных, отбывающих наказание в ФГУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области о том, что в исправительную колонию № 5 был введен спецназ, после чего осужденные были подвергнуты жестоким избиениям. По информации Фонда в результате активного протеста против действий спецназа, 700 человек вскрыли себе вены.

По проведенному независимому расследованию Фонда была установлена хронология событий:

- 16 января в колонию № 5 был введен спецназ, после чего группа осужденных была подвергнута жестоким избиениям, без законных на то оснований. В знак протеста в тот же день 39 заключенных нанесли себе телесные повреждения в виде резаных ран на тыльной стороне предплечья.

17 января, «спецоперация» повторилась в еще более унизительной и массовой форме. На этот раз спецназ был введен для изъятия запрещённых предметов. Осуждённые заявляют, что не препятствовали обыскам, но при этом их избивали и оскорбляли с применением спецсредств. Тогда, прямо на плацу во время физической расправы, осужденные вскрыли себе вены, порядка 700 (семисот) человек. После этого основная масса осужденных отказалась от приема пищи и начала голодовку протеста.

Фондом были направлены обращения прокурору и начальнику ГУФСИН Амурской области, Уполномоченному по правам человека в РФ с просьбой организовать проверку в данной колонии.

По обращению была проведена прокурорская проверка, в ходе которой подтвержден факт введения в колонию спецназа, при этом указанное количество участников акции не соответствовало реальному (142). По результатам проверки начальнику УФСИН по Амурской области внесено представление об устранении нарушений. К строгой дисциплинарной ответственности привлечены руководители ИК-5.

6 февраля 2008 года в Фонд вновь поступили обращения от заключенных ИК № 5 в количестве 469 обращений, из которых следовало, что в период с 16 по 17 января в ИК-5 Амурской области нанесли себе телесные повреждения около 700 осужденных. Данные факты шли вразрез с полученными ответами из прокуратуры и УФСИн по Амурской области.

В связи с этим, Фонд вновь направил обращения Уполномоченному по правам человека в РФ, Генеральному прокурору РФ, Прокуратуру Амурской области и начальнику УФСИН по Амурской области

15 февраля Фондом был получен ответ из УФСИН по Амурской области, в соответствии с которым поступившие в Фонд сообщения от родственников осужденных ИК-5 п. Тахтамыгда искажены и по сути не соответствуют действительности.

После того, как информация стала достоянием общественности, представители правоохранительных органов неоднократно меняли цифру пострадавших. Сначала признавали пострадавшими 35 человек, чуть позже - 107 человек, затем - 142. И, наконец, окончательно остановились на цифре 700 человек, на которой изначально и настаивал Фонд.

В настоящее время материалы проверки по фактам применения к осужденным специальных средств и причинения осужденным себе телесных повреждений направлены по подследственности в следственное управление СК при прокуратуре РФ по Амурской области для возбуждения уголовного дела в порядке ст. 144-145 УПК РФ.

Дело находится на особом контроле Фонда.

Приложение

Создание Общественного Трибунала

для расследования преступлений против человечности, совершённых представителями российской вл асти

Принципиальное решение о создании Общественного Трибунала для расследования преступлений против человечности, совершённых представителями российской вл асти, прежде всего силовиками, принято на Третьем Всероссийском съезде в защиту прав человека, состоявшегося в Москве 10 декабря 2007 г.

Регламент Общественного Трибунала по расследованию преступлений против человечности, совершаемых в системе исполнения наказания

и в системе правоохранительных органов Российской Федерации /предварительный/

Регламент Общественного Трибунала по расследованию преступлений против человечности, совершаемых в системе исполнения наказания и в системе правоохранительных органов Российской Федерации (в дальнейшем Регламент) определяет порядок, цели и задачи деятельности Общественного Трибунала по расследованию преступлений против человечности, совершаемых в системе исполнения наказания в системе правоохранительных органов Российской Федерации (в дальнейшем Трибунал).

2. Целью деятельности Трибунала является инициирование законодательных, юридических и политических решений, ведущих к:

Прекращению в системе исполнения наказания и в системе правоохранительных органов Российской Федерации совершению преступлений против человечности,

Ликвидации институциональных причин для грубого и массового нарушения прав человека в отношении заключенных, задержанных и подозреваемых,

Привлечению к ответственности конкретных виновных должностных лиц,

Внедрению современных гуманистических подходов в российской пенитенциарной и правоохранительной системе.

3. Задачей Трибунала является:

Сбор и проверка сведений о соблюдении прав и свобод человека в местах лишения свободы и в учреждениях правоохранительных органов,

Обобщение и анализ полученных фактов,

Доведение фактов и выводов Трибунала до сведения общественности, надзирающих органов, законодательной и исполнительной власти.

4. Под преступлениями против человечности Трибунал, в данном случае, понимает тяжкие и особо тяжкие преступления, совершаемые представителями государственных силовых структур и носящие системный характер, включая убийства, порабощение, ссылку (депортацию), пытки, изнасилования и другие жестокости, совершенные в отношении граждан, в первую очередь, граждан, находящихся в местах лишения свободы.

5. Трибунал работает непрерывно на постоянной основе, его деятельность определяется Советом, утверждающим план работы, ее формы и приоритеты.

6. Трибунал учреждается общественными правозащитными организациями, обязующимися выделять представителей для работы в составе Совета Трибунала, обеспечивать Трибунал материалами, по мере возможностей, поддерживать его работу организационно и информационно.

7. Трибунал поддерживается общественными организациями вне зависимости от страны регистрации, которые направляют своих представителей с правом совещательного голоса в Совет Трибунала, берут на себя обязательства по моральной и информационной поддержке Трибунала, подписывают его вердикты и обращения.

8. Совет Трибунала формирует Жюри Трибунала, в компетенцию которого входит вынесение вердиктов, а также организует Открытые слушания и рабочие заседания, вызов свидетелей и экспертов, осуществляет информирование общественности и органов власти о результатах работы Трибунала, его выводах и решений.

9. Основное формой работы Трибунала являются Открытые слушания, имеющие форму состязания между представителями заинтересованных сторон с участием экспертов Трибунала.

В тех случаях, когда речь идет о показаниях лиц, имеющих опасения за собственную безопасность, часть Слушаний могут проходить в закрытом режиме.

На слушания в обязательном порядке приглашаются представители заинтересованных ведомств (Минюст, ФСИН, Генпрокуратура, МВД, ФСБ), представители Уполномоченного по правам человека в РФ, Совета по правам человека при Президенте, Госдумы и Совета Федерации.

10. По итогам слушаний, Жюри принимает Вердикты, констатирующие факты грубых, массовых, систематических нарушений прав и законных интересов заключенных, и определяющих конкретных виновников и конкретные причины (правовые, административные, социально-психологические) произошедшего. Вердикты, как правило, сопровождаются Частными определениями в отношении госорганов и должностных лиц, чьи действия или бездействия сделали возможными отмеченные в вердикте преступные деяния.

11. На основе Вердиктов, Совет от имени Трибунала принимает Обращения к общественности и госорганам, а также заявления. Обращения содержат призывы и рекомендации. Заявления выражают гражданскую и нравственную позицию Трибунала.



Просмотров