Создание протокола разногласий. Тонкости составления протокола разногласий к договору Протокол разногласий в закупках 223 фз

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Володарского, 39, г. Оренбург, 460046

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Мирошник Анны Сергеевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крапивиной В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй», г. Орск Оренбургской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, г. Оренбург о признании незаконным решение от 30.09.2013г. по делу № 07-16-47/2013, с участием третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нефтяной техникум» г. Орска Оренбургской области, г. Орск Оренбургской области,

при участии представителей:

от заявителя – представителя Федорова К.О. (доверенность от 30.01.2014 № 3, разовая на участие в деле, доверенность от 06.02.2014 № 4, разовая на участие в деле);

от заинтересованного лица – не явился, извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 3 ст. ;

от третьего лица – представителя Ларионовой Л.Г. (доверенность от 04.02.2013 № 1-257, постоянная).

При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – управление, антимонопольный орган, Оренбургское УФАС России) о признании незаконным решения 30.09.2013г. по делу № 07-16-47/2013 (т.д. 1 л.д. 8).

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нефтяной техникум» г. Орска Оренбургской области (далее – третье лицо, заказчик, ГАОУ СПО "Нефтяной техникум").

Решением по делу № 07-16-47/2013 от 30.09.2013г. (в полном объеме решение изготовлено 01.10.2013г.), с учетом определения об исправлении опечатки от 07.10.2013г., Комиссией Оренбургского УФАС России по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФХ "О защите конкуренции", по заявлению ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" сведения, представленные в отношении ООО «Эльвин-Строй» включены в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением общества от заключения договора с ГАОУ СПО "Нефтяной техникум".

В материалах дела имеется определение Оренбургского УФАС России от 07.10.2013г. об исправлении допущенной в решении описки (опечатки). Данным определением опечатка, допущенная на первой странице решении от 01.10.2013г. по делу № 07-16-87/2013, "по делу № 07-16-47/2013" исправлена на "по делу № 07-16-87/2013". Однако поскольку требования ООО «Эльвин-Строй» заявлены как признание незаконным решение от 30.09.2013г. по делу № 07-16-47/2013 суд рассматривает требования в данном виде, но с учетом указанного выше определения от 07.10.2013г.

Заявитель не согласен с данным решением, считая, что управление ограничилось формальной констатацией факта, без выяснения и оценки всех обстоятельств дела, не учло что общество не имело намерения и умысла отказаться от подписания контракта с ГАОУ СПО "Нефтяной техникум", все действия общества вызваны объективной необходимостью согласовать реальные сроки выполнения работ по контракту.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая в отзыве, что всем предоставленным ООО «Эльвин-Строй» в ходе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков документам была дана належащая оценка, все обстоятельства были учтены, направление протокола разногласий от 28.06.2013г. в адрес ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" является уклонением от подписания договора, более того, не были перечислены денежные средства в качестве обеспечения исполнения договора.

ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" письменный отзыв в материалы дела не представило. Представитель учреждения пояснила, что с заявленными требованиями не согласны, считает решение антимонопольного органа законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ст. Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к которым относится ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ)

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ определено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как предусмотрено пп. 1, 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

Открытость закупки (п. 1);

Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).

На основании Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" Оренбургское УФАС России является органом уполномоченным принимать решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).

Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ).

Как следует из материалов, дела ГАОУ СПО "Нефтяной техникум", на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, 13.05.2013г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru объявлен открытый конкурс на проведение «Капитального ремонта здания общежития ГАОУ СПО «Нефтяной техникум» г. Орска (извещение № 31300286255). На указанном сайте размещена электронная версия документации об открытом конкурсе, в том числе проект договора, являющийся частью конкурсной документации (часть IV).

Комиссия по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе 31.05.2013г. установила победителя – ООО «УралТехСервис».

ООО «Эльвин-Строй», не согласившись с указанным решением комиссии заказчика, подало жалобу в антимонопольный орган.

Ответчик 14.06.2013г. принял решение по делу № 07-16-47/2013 (т.д. 1 л.д. 77), которым признал, что конкурсная комиссия заказчика нарушила требования Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нефтяной техникум» г. Орска Оренбургской области.

В связи с принятием указанного решения антимонопольным органом были выданы предписания от 17.06.2013 № 5508, 5509, 5510, 5511, которыми он обязал отметить протоколы вскрытия конвертов и вернуть заявку ООО «УралТехСервис», провести открытый конкурс среди участников закупки, подавших заявки, в соответствии с требованиями Положения о закупке.

В соответствии с протоколом от 24.06.2013г. № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе победителем признано ООО «Эльвин-Строй».

ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" в части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации срок подписания победителем конкурса проекта договора определен как не позднее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно п.п. 6.3.2 Порядка заключения договора конкурсной документации победитель конкурса должен подписать и заверить печатью проект договора и вернуть его заказчику в срок, установленный в части III «Информационная карта конкурса» конкурсной документации.

Кроме того, пунктом 23 части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации от участника с которым заключается договор требуется сумма обеспечения исполнения договора в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора.

Протокол от 24.06.2013г. № 3 (31300286255-03) оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе был размещен на сайте www.zakupki.gov.ru 24.06.2013г. 16:59 (МСК+2).

Уведомлением от 25.06.2013г. ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" пригласило заявителя на 26.06.2013г. для подписания договора на проведение капитального ремонта общежития по ул. Тагильская, д. 13 г. Орска. В качестве основания для подписания было указано решение № 07-16-47/2013 от 14.06.2013г. Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области.

Получив 26.06.2013г. текст договора, ООО «Эльвин-Строй» договор не подписало.

01.07.2013г. заявитель представил ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" протокол разногласий от 28.06.2013г., которым предложило изменить следующие условия договора:

Сдвинуть срок выполнения работ в связи с тем, что вследствие внесения заказчиком изменений в конкурсную документацию, длительности процедуры обжалования в антимонопольный орган решений комиссии, на месяц сдвинулся срок заключения договора,

Исключить п. 5.4 договора, поскольку условие об установлении ответственности подрядчика в виде уплаты штрафа в размере 30 % от цены договора не предусмотрено законодательно. При этом, п. 5.2 договора также предусмотрена ответственность подрядчика за нарушение сроков выполнения работ в виде неустойки в большем размере, чем 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ,

П. 5.6 договора исключить, так как данным пунктом установлена ответственность в виде штрафа за передачу подрядчикам третьим лицам той документации, которая находится в открытом доступе в сети интернет,

Из п. 10.7 исключить указание на проектную документацию (3 части) и сметы к договору, в связи с тем, что в приложении к договору в конкурсной документации отсутствует проектная документация. При этом, приложения № 3 (смета к договору) и № 4 (локальная-сметная документация) идентичны по форме и содержанию.

Заказчик посчитал, что направляя протокол разногласий, общество тем самым уклоняется от подписания контракта по результатам открытого конкурса и уведомил общество (уведомление от 03.07.2013г.) о том, что в соответствии с п. 13 Протокола № 3 от 24.06.2013г. оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе договор заключен с участником, которому присвоен второй номер по итогам открытого конкурса – ООО «Урал-ОСТ».

Кроме того, в антимонопольный орган от ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" поступило заявление от 18.07.2013г. № 277, в котором заказчик просил внести сведения об ООО «Эльвин-Строй» в реестр недобросовестных поставщиков.

При рассмотрении вопроса о внесений сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков Оренбургское УФАС России учитывало, что в соответствии с п.п. 6.3.2 конкурсной документации в случае, если победитель конкурса в срок, указанной в части III «Информационной карты конкурса», не представил заказчику подписанный договор, победитель конкурса признается уклонившимся от заключения договора, а также положения пп. 6.4.1 конкурсной документации согласно которым если частью III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлено требование обеспечения исполнения договора, договор заключается только после представления участником такого обеспечения.

Поскольку проект договора подписан ООО «Эльвин-Строй» не был, а был предоставлен протокол разногласий, денежные средства в качестве обеспечения исполнения договора на 01.07.2013г. перечислены не были, антимонопольный орган сделал вывод о том, что ООО «Эльвин-Строй» уклонилось от заключения договора с ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" и сведения о нем подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив имеющиеся в деле доказательства и заслушав пояснения сторон, суд не может согласиться с указанными выводами по следующим основаниям.

С учетом правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 14.12.2000г. № 244-О, от 07.02.2002г. № 16-О, от 05.07.2001г. № 130-О, от 07.06.2001г. № 139-О, постановлениях от 21.11.2002г. № 15-П, от 30.07.2001г. № 13-П деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Поскольку включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков может рассматриваться в качестве меры правового принуждения - юридической ответственности, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (уклонение от заключения контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность в течение двух лет участвовать в размещении заказов), включение лица в реестр невозможно без установления вины участника размещения заказа, выражающейся в осознанном непредставлении заказчику в установленный срок подписанного контракта или обеспечения исполнения контракта. Основанием для включения в реестр может являться только недобросовестное поведение участника размещения заказа.

Положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ не регламентируют критериев по которым участник конкурса может быть признан уклонившимся от подписания контракта и включен в реестр недобросовестных поставщиков.

При несовершенстве правового регулирования в части субъективной стороны уклонения проблемным остается вопрос о критериях добросовестности (недобросовестности) участника размещения заказа, не представившего в установленный срок подписанный контракт или обеспечение исполнения контракта.

В качестве такого критерия может выступить "действительность намерения" участника размещения заказа заключить и исполнить контракт, а, следовательно, подлежит обязательному выяснению те обстоятельства и причины по которым подписание контракта не состоялось.

Уклонение хозяйствующего субъекта от заключения государственного контракта предполагает его недобросовестное, виновное поведение.

Между тем, как следует из материалов дела ООО «Эльвин-Строй» не стремилось просто уклониться от подписания контракта с ГАОУ СПО "Нефтяной техникум".

Общество в своем заявлении и в пояснениях в ходе судебного разбирательства, ссылается на установленный конкурсной документацией (п. 6.1.1 конкурсной документации) 20-ти дневный срок, который, по его мнению, предоставляется для заключения договора. В рамках данного срока заказчик в течении пяти дней направляет победителю проект договора, в случае разногласий, сторонами рассматривается протокол разногласий и затем подписывается договор.

При этом, как указывает общество протокол разногласий возник в результате того, что в ходе проведения конкурса неоднократно сдвигались сроки подведения его итогов, а соответственно и сроки подготовки выполнения работ по капитальному ремонту ремонта общежития по ул. Тагильская, д. 13 г. Орска, однако изменения в части сроков выполнения работ в договор не вносились.

Кроме того, в текст проекта договора, являвшегося составной частью конкурсной документации были внесены изменения, в частности касающихся приложений к договору (в проекте конкурсной документации всего 5 приложений, в тексте договора указано 6 приложений и проектная документация (3 части).

Согласно п. 4 Информационной карты конкурса (представленной заказчиком антимонопольному органу) срок выполнения работ – с момента заключения договора до 25.08.2013.

Однако, направленный заказчиком в адрес победителя конкурса проект договора (приложение № 2 к договору – календарный план к договору) определял срок выполнения работ с 15.08.2013 по 25.08.2013.

В соответствии со ст. срок выполнения работ является существенным условием договора подряда (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, заказчик в одностороннем порядке изменил существенное условие договора по сравнению с тем условием о сроке выполнения работ, которое содержалось в п. 4 Информационной карты конкурса.

Таким образом, текст договора, его приложения не были идентичны конкурсной документации.

Суд не может согласиться с позицией заказчика и антимонопольного органа о том, что протокол разногласий от 28.06.2013г. является отказом ООО «Эльвин-Строй» от заключения договора исходя из следующего.

В силу требований ст. Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора является обязательным для лица, выигравшим торги. Исходя из целей проведения конкурса, недопустимо изменение условий договора после определения победителя, так как обратное привело бы к нарушению прав и законных интересов других участников размещения заказа.

Вместе с тем, изменения условий недопустимы как со стороны победителя торгов так и со стороны заказчика, но между проектом договора (часть IV конкурсной документации) и проектом, переданным для подписания обществу, имелись различия и несоответствия и победитель должен был иметь возможность проверить и проанализировать предложенный проект в разумный срок.

Нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, также как и положения конкурсной документации не предусматривают возможности направления победителем конкурса протокола разногласий к договору, однако не содержат и запрет на его представление.

Пунктом 6.3.1 конкурсной документации предусмотрено, что заказчик в течении 3 (трех) рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе передает победителю конкурса проект договора, который составляет путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект договора, прилагаемый к конкурсной документации.

Победитель конкурса должен подписать и заверить печатью проект договора и вернуть его заказчику в срок, установленный в части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации. В случае если победитель конкурса в указанный срок не представил заказчику подписанный договор, переданный ему в соответствии с пунктом 6.3.1, победитель конкурса признается уклонившимся от заключения договора.

Однако п. 24 части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации устанавливает срок для подписания не позднее пяти дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

В уведомлении от 03.07.2013г. № 256, адресованном ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" обществу, заказчик указывает, что протокол разногласий в соответствии с нормой ГК РФ и конкурсной документацией признается отказом от заключения договора, кроме того на 01.07.2013г. от победителя не поступили денежные средства в обеспечение исполнения договора, в связи с чем заказчик заключает договор с ООО "Урал-ОСТ" .

В рассматриваемом случае протокол оценки был подписан заказчиком 24.06.2013г., проект договора с условиями его исполнения, предложенными победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе был передан обществу 26.06.2013г., общество 01.07.2013г. представило протокол разногласий, на который заказчик не ответил, а уже 03.07.2013г. ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" подписало договор с ООО "Урал-ОСТ" (участником, занявшим второе место).

Исходя из положений конкурсной документации, победитель должен подписать проект договора после получения его от заказчика, у которого имеется три рабочих дня для изготовления проекта, но в течении пяти дней с момента опубликования протокола оценки заявок. При этом протокол оценки и сопоставления заявок передается заказчиком победителю также в течении трех рабочих дней.

Таким образом, не совсем понятно каким образом исчислять срок для подписания победителем договора, если проект договора ему передан только через два дня после опубликования протокола оценки и сопоставления заявок. Как пояснил представитель заявителя пять дней для подписания договора отсчитывалось с даты получения проекта договора от заказчика, согласился с данным порядком исчисления сроков и представитель третьего лица.

Представляя 01.07.2013г. протокол разногласий, общество не отказалось от подписания договора, данного условия протокол не содержал.

В данном случае протокол разногласий был попыткой победителя внести исправления в проект договора, подготовленный заказчиком, в том числе и в части приведения его в соответствие с конкурсной документацией.

Вместе с тем, заказчик фактически не рассматривал данный протокол и не извещал ООО «Эльвин-Строй» о невозможности изменения текста договора, а заявитель добросовестно считал, что договор до рассмотрения протокола разногласий подписываться сторонами не будет.

Ссылки третьего лица о том, что ответ на протокол разногласий общество получило посредством телефонных переговоров, подлежат отклонению как не имеющий документального подтверждения. При этом, заказчиком в материалы судебного дела не представлены доказательства направления письменного ответа на протокол разногласий.

Довод ответчика и третьего лица о не перечислении денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора на 01.07.2013г. как свидетельство уклонения общества от подписания договора судом также отклоняется.

Действительно, п. 23 части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации требует сумму обеспечения исполнения договора в виде денежных средств в размере 5% от начальной цены (максимальной) цены договора, но в нем отсутствует срок в течении которого участник, с которым заключается договор должен перечислить данные денежные средства.

Пункты 6.4.1.1. и 6.4.1.2 конкурсной документации предусматривают, что договор заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения договора, размер, срок и порядок предоставления которого указаны в части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации.

Срок заключения договора, установленный п. 6.1.1 конкурсной документации и п. 25 части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, составляет двадцать дней со дня проведения конкурса.

Следовательно, отсутствие на 01.07.2013г. обеспечения исполнения договора в виде перечисленных от ООО «Эльвин-Строй» заказчику денежных средств в размере 5% от начальной цены (максимальной) цены договора, не может подтверждать уклонение заявителя от подписания договора с заказчиком.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что поведение общества не свидетельствует о его намерении (умысле) уклонится от подписания договора на выполнение работ по капитальному ремонту ремонта общежития по ул. Тагильская, д. 13 г. Орска.

С учетом всех приведенных выше обстоятельствах, исходя из установленных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ принципов равноправия и справедливости, ООО «Эльвин-Строй» не может считаться уклонившимся от заключения договора с ГАОУ СПО "Нефтяной техникум" и, следовательно, у комиссии Оренбургского УФАС России отсутствовали правовые основания для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.

При названных обстоятельствах, поскольку оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области принято без учета указанных выше положений действующего законодательства Российской Федерации, а также всех существенных обстоятельств дела и нарушает права заявителя, требования Общества с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй» о признании незаконным незаконными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 30.09.2013г. по делу № 07-16-47 /2013 подлежат удовлетворению.

Понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей в соответствии с ч. 1 ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. № 117, относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию качестве судебных расходов в порядке, установленном ст.ст. , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями , - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Требования Общества с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй» удовлетворить.

2. Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 30.09.2013г. по делу № 07-16-47 /2013 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй».

3. Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

4. Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (ИНН 5610042191, ОГРН 1035605508443, адрес: 460046, г. Оренбург, ул. 9 января, д. 64) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Эльвин-Строй» (ИНН 5614028423, ОГРН 1065614059565, юридический адрес: 462431, Оренбургская область, г. Орск, проспект Ленина, д. 78 А, кв. 63, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.10.2006г.) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 (две тысячи) рублей после вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Исполнительный лист выдать заявителю в порядке, предусмотренном ст.ст. , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Оренбургской области.

Судья А.С. Мирошник

Суд:

АС Оренбургской области

Истцы:

ООО "Эльвин - Строй" (ИНН: 5614028423 ОГРН: 1065614059565)

Ответчики:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (ИНН: 5610042191 ОГРН: 1035605508443)

Судьи дела:

Мирошник А.С. (судья)

Судебная практика по:

Злоупотребление правом

Судебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ

Нередко участники государственных закупок вынуждены составлять протокол разногласий. Давайте разберем, что он собой представляет, какие сроки установлены для его оформления и ряд других вопросов.

Нередко участникам госзакупок приходится составлять протокол разногласий. Давайте разберем, что он собой представляет, а также какие сроки установлены для его оформления. Стоит учесть, что подача протокола разногласий возможна при осуществлении государственных закупок путем проведения электронного аукциона. Это предусмотрено в Законе № 44.

Итак, по итогам аукциона определен его победитель. Заказчик должен направить ему проект госконтракта. Это можно сделать, зайдя в личный кабинет, расположенный на сайте электронной торговой площадки.

Текст проекта контракта должен полностью совпадать с его окончательным текстом, который публикуется в составе тендерной документации. В государственном контракте должна содержаться информация о победителе аукциона, а также сведения, касающиеся объекта закупки. Обязательно указывается цена контракта и ценовое предложение победителя торгов, поданное в ходе их проведения.

Получив текст документа, победитель должен осуществить его проверку. При наличии технических опечаток, ошибок либо неточностей текст нужно исправлять. Участник самостоятельно не может изменить текст контракта, поскольку Законом это не предусмотрено, да и функционал электронной площадки не позволяет это сделать. Поэтому при желании участника что-либо поменять в проекте контракта, который был получен от заказчика, у него есть возможность попросить заказчика внести исправления. Протокол разногласий необходим именно для этого.

В текст контракта можно внести следующие изменения.

  • Потребовать исправления положений проекта контракта, которые не соответствуют извещению о проведении тендера, документации и заявке на участие.
  • Попросить о внесении изменений в реквизиты поставщика при условии, что они изменились с того момента, как закончился срок подачи заявок.
  • Попросить исправить пунктуационные и грамматические ошибки, технические несоответствия, опечатки и неточности.
  • Нельзя потребовать изменить существенные положения госконтракта, пытаясь в нем что-либо изменить!
  • Если разногласий, касающихся условий контракта нет, то обязанностью победителя электронного аукциона является размещение подписанного проекта контракта, а также документа, являющегося подтверждением предоставления обеспечения по нему на электронной площадке, проводившей закупку.

На практике направление протокола разногласий часто используется участниками закупок еще и для того, чтобы максимально оттянуть дату подписания контракта. Согласно 44-ФЗ, по электронным аукционам участник имеет право направить заказчику неограниченное количество протоколов разногласий в течение 13 дней с даты подведения итогов закупки. Для этих целей в проект контракта часто вносятся незначительные дополнения и исправления (дописывается дополнительный телефон организации, адрес электронной почты и т.п.). Например, при сроке поставки товара "в течение 3 дней с даты заключения контракта" и не имея нужного товара в наличии, с помощью направления протоколов разногласий можно реально выиграть дополнительные 2 недели после публикации протокола подведения итогов. Иначе при просрочке исполнения контракта заказчик будет обязан начислить неустойку за каждый день просрочки. Но при этом нельзя просто ждать эти 13 дней: победитель обязан в регламентированные сроки направить или протокол разногласий, или подписать контракт.

Предусмотрена ли Законом № 44 форма протокола разногласий

Нужно различать протокол разногласий по Закону № 44 и ГК России. В ГК статьей 507 предусмотрена возможность составления такого протокола по договорам поставки и статьей 445 по публичным договорам, договорам, заключенным на основании предварительных соглашений и договорам, заключенным по итогам проведения торгов.

По Закону № 44 протокол разногласий – более узкое понятие, которое применимо исключительно к электронному аукциону. Этот электронный документ, составляемый в произвольной форме, может лишь указывать на факт наличия расхождений между положениями документации и условиями проекта контракта. Протокол разногласий подписывает лицо, которое уполномочено заключить контракт, используя при этом свою электронную подпись. В данном случае отпадает необходимость придерживаться определенной формы в процессе составления документа и направлять заказчику отсканированный подписанный бумажный документ.

Заключение контракта в случае наличия разногласий

Если имеются разногласия при заключении контракта, то работа предусматривает несколько этапов.

Этап 1 . При получении проекта контракта для его подписания сначала нужно внимательно его изучить, выявить несоответствия и ошибки.

Этап 2 . Составляется протокол разногласий при помощи функционала личного кабинета, имеющегося на электронной площадке. Протоколом разногласий называется отдельный документ, где отражаются те условия договора, по которым имеется несовпадение позиций. В нем приводятся выявленные несоответствия между заявкой победителя и условиями аукционной документации. Приведенные в протоколе разногласий положения должны быть обоснованы. Заявлять необоснованные разногласия не допускается.

Этап 3 . Протокол разногласий подписывается электронной подписью лица, который уполномочен подписывать контракт, после чего он направляется заказчику. Если необходимо направить подписанные и отсканированные документы, то победителю аукциона стоит придерживаться установленных Законом № 44 сроков. В случае несоблюдения сроков компания-победитель признается отказавшейся от заключения контракта.

Этап 4 . Заказчик обязан рассмотреть направленный ему протокол разногласий, после чего принять решение. Может быть два варианта.

  • Несогласный с замечаниями заказчик дорабатывает проект контракта, после чего направляет его победителю тендера. Стоит обратить внимание, что проект контракта заказчик по-прежнему не подписывает, поскольку при госзакупках в любом случае первым свою подпись должен поставить участник.
  • Несогласный с замечаниями заказчик не вносит изменения в проект контракта, вновь направляя его участнику и указывая причины отказа.

На эти действия заказчик должен затратить не больше трех дней (рабочих) с того момента, как победитель аукциона направил протокол разногласий.

Этап 5. Если вновь полученный проект контракта по-прежнему содержит замечания, то в течение трех дней заказчик может снова направить в адрес участника протокол разногласий.

Не позднее 13 дней с момента публикации итогового протокола участник имеет право направить последний протокол разногласий. По этой причине может получиться, что участник не будет иметь возможности направить протокол разногласий в ответ на очередную либо старую неисправленную ошибку. В такой ситуации участник обязан будет подписать контракт таким, какой он есть, либо участника признают отказавшимся от заключения контракта. Обеим сторонам необходимо быть внимательными. Нет желания полагать, что заказчиком предпринимаются какие-то действия, вынуждающие участника действовать некорректно и нарушать сроки, чтобы признать его отказавшимся от подписания контракта. Подобные действия заказчика могут быть обжалованы. Тем более что при проведении электронных торгов они протоколируются.

Этап 6 . При согласии участника с новой редакцией контракта он подписывается в 3-дневный срок с приложением документов, свидетельствующих о том, что обеспечение исполнения контакта имеется. После чего контракт направляется заказчику и размещается в ЕИС.

Этап 7 . В 3-дневный срок заказчик подписывает контракт и направляет его участнику, используя при этом функционал электронной площадки. Именно с этого момента контракт считается заключенным. При отсутствии протокола разногласий к контракту сроки его подписания остаются неизменными (по пять дней отводится на его подпись со стороны заказчика и компании-победителя тендера).

Выводы:

  1. Протокол разногласий к контракту направляется только в случае проведения закупок с использованием формы электронного аукциона.
  2. Применение протокола разногласий дает возможность исправить неточности и технические ошибки, однако не позволяет изменить существенные условия контракта.
  3. Законом не ограничено количество протоколов разногласий при одной закупке.
  4. Последний протокол разногласий должен быть направлен не позже 13 календарных дней с момента размещения протокола в единой информационной системе.
  5. Оформляется протокол разногласий как отдельный документ. Рекомендуем вносить исправления прямо в текст контракта, который прислал заказчик, выделяя исправленное или дополненное цветом. Можно направлять такой протокол в текстовом формате, не сканируя и предварительно не подписывая. Будет достаточно электронной подписи уполномоченного лица победителя на электронной плащадке.
  6. При нарушении сроков предоставления протокола разногласий, участника признают лицом, отказавшимся от заключения контракта, а это является основанием для включения его в РНП (реестр недобросовестных поставщиков).

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Как разработать и разместить в ЕИС Положение о закупке

Заказчики, которые закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ, должны разработать и разместить в ЕИС Положение о закупке. Если не сделаете этого, придется руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ (ч. 5, 6 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Согласовывать Положение о закупке с Минэкономразвития России или другим федеральным органом исполнительной власти не нужно (письмо Минэкономразвития России от 21 декабря 2011 г. № 28718-АС/Д28).

Ситуация: должен ли заказчик, который реорганизовался в форме преобразования, разработать и разместить в ЕИС новое Положение о закупке

Да, должен. Когда заказчик реорганизуется в форме преобразования, возникает новое юридическое лицо, то есть новый заказчик. Новый заказчик должен разработать свое Положение о закупке, а преобразованное юрлицо прекращает работу. Об этом сказано в части 1 статьи 16 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Что предусмотреть в Положении о закупке

В Положении о закупке предусмотрите:

  • способы закупки;
  • условия, при которых примените тот или иной способ закупки;
  • порядок, в котором будете готовить и проводить закупочные процедуры;
  • порядок, в котором будете заключать и исполнять договоры;
  • другие положения, которые связаны с закупками.

Такое правило содержит часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Вы вправе самостоятельно детализировать разделы Положения о закупке. А учредитель заказчика вправе выпустить нормативный правовой акт, где предусмотрит разделы и сведения, которые заказчик обязан включить в Положение о закупке. Пример - постановление правительства Москвы от 5 июля 2013 г. № 441-ПП. В документе правительство Москвы утвердило перечень разделов Положения о закупке, который распространяется:

  • на ГУП Москвы;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля Москвы в совокупности превышает 50 процентов;
  • государственные автономные и бюджетные учреждения Москвы.

Заказчики, которые перечислены выше, должны предусмотреть в своих положениях о закупке разделы:

  • Общие положения, термины, цели и сфера регулирования;
  • Информационное обеспечение закупок;
  • Планирование закупок;
  • Закупочные комиссии;
  • Порядок формирования начальной (максимальной) цены;
  • Способы закупок и условия их применения;
  • Требования к участникам процедур закупки, условия допуска;
  • Порядок подготовки и проведения процедур закупок;
  • Закупка у единственного поставщика;
  • Порядок заключения, изменения и расторжения договоров;
  • Порядок согласования закупок.

Такое требование установлено в пункте 1.2 перечня, утвержденного постановлением № 441-ПП.

Вы можете взять структуру из перечня за основу, когда будете составлять собственное Положение о закупке, даже если на вас не распространяется постановление № 441-ПП. Также в качестве примера используйте типовые положения о закупках.

Типовое положение

Кем утверждено

Положение о закупке товаров, работ, услуг федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук»

Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

Типовое положение о закупочных процедурах, проводимых для нужд акционерных обществ с государственным участием

Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений

Минобрнауки России от 17 января 2014 г. (письмо Минобрнауки России от 16 января 2014 г. № ДЛ-21/03)

Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта России

Положение о закупках товаров, работ, услуг

Ситуация: вправе ли заказчик использовать в работе Положение о закупках другого юридического лица

Да, но только в качестве примера, когда заказчик готовит собственное Положение о закупках. Ссылаться в своем Положении о закупке на нормы документа постороннего юридического лица нельзя. Заказчики обязаны проводить закупки по положению, которое утвердили сами (ч. 2, 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Ситуация: какие особенности предусмотреть бюджетному учреждению в Положении о закупке, помимо сведений, которые перечислены в части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ

Предусмотрите нормы, которые отражают специфику работы бюджетного учреждения. Например:

  • пропишите, что положение распространяется исключительно на закупки за счет внебюджетных средств, которые перечислены в части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • предусмотрите объем срочных непрогнозируемых закупок, которые вы проведете за счет внебюджетных источников;
  • учтите, насколько часто будете проводить закупки на сумму до 100 000 руб. за счет внебюджетных средств. Если прогнозируете большой объем мелких закупок, отразите их в разделе положения «Способы закупок и условия их применения». В разделе перечислите основания, по которым будете закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика.

Такой вывод следует из норм Закона № 223-ФЗ. Сведения, которые вы обязаны включить в Положение о закупке, перечислены в части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ. Заказчики вправе дополнять положение информацией в зависимости от специфики работы. Однако в 223-ФЗ не установлены особенности, которые должны учесть в Положении о закупке бюджетные учреждения. Также нет обязательных требований к структуре документа. Поэтому заказчики самостоятельно решают, какими сведениями дополнить свое положение.

Какие разделы выделить

Вы вправе самостоятельно выделять разделы в Положении о закупке. Для этого воспользуйтесь примерами.

Термины и определения

Чтобы в тексте Положения о закупке не использовать длинные словосочетания, предусмотрите раздел «Термины и определения». Например, чтобы каждый раз не писать: «Настоящее Положение о закупке государственного унитарного предприятия "Альфа"», введите термин «Положение».

Включите в раздел основные термины, например, определения способов закупки, понятие «участник закупки» и т. д. Если не хотите выделять для терминов отдельный раздел, включите все понятия в раздел «Общие положения».

Общие положения

В разделе «Общие положения» пропишите, с какой целью создаете Положение о закупке. Распишите, какую информацию заказчик обязан публиковать в ЕИС, опишите порядок, в котором изменяют Положение о закупке. Уточните, на какие закупки распространяется документ. Также в раздел «Общие положения» включите термины, если не выделили для определений отдельный раздел.

В Положении о закупке вы вправе предусмотреть, что разместите в ЕИС не только план закупок, извещения, документацию, протоколы, но и дополнительную информацию. Об этом сказано в части 6 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Например, вы вправе прописать, что будете размещать в ЕИС статистическую информацию о закупках. Либо публиковать внутренние распорядительные документы, в которых заказчик:

  • устанавливает критерии оценки заявок участников;
  • обосновывает начальную (максимальную) цену договора;
  • проводит внутренний аудит закупок.

Такое разъяснение привела ФАС России в абзаце 3 пункта 2 раздела III стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц.

Информационное обеспечение закупок

Опишите, из чего состоит информация о закупке. Уточните, какую информацию содержит извещение и документация о закупке.

Планирование закупок

В разделе «Планирование закупок» опишите порядок, в котором заказчик утверждает, изменяет, согласовывает и публикует годовой план закупок. Также установите, какими документами утверждаете и изменяете план закупок.

Порядок формирования начальной (максимальной) цены договора

В Положении о закупке вы вправе разработать методику, по которой будете обосновывать начальную (максимальную) цену договора, далее - НМЦ договора. Например, пропишите, что будете использовать наименьшую цену из коммерческих предложений или применять способы из 44-ФЗ.

Однако выделять отдельный раздел, который касается НМЦ договора, не обязательно. Ведь заказчики не обязаны размещать в ЕИС документ, где прописано, в каком порядке формируют начальную цену. Также 223-ФЗ не требует от заказчика обосновывать цену договора.

Способы закупок и условия их применения

Пропишите все способы закупок, которые собираетесь использовать в работе. Перечень, который вы определите, закрытый. Это означает, что вы сможете проводить закупки только теми способами, которые предусмотрели в положении (ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Обязательно включите в способы закупки конкурс и аукцион. Остальные виды закупок вы вправе выделить самостоятельно. Например, запрос котировок, конкурентные переговоры, закупка у единственного источника и другие. Также пропишите случаи, когда проведете закрытые, двухэтапные и многоэтапные закупки, электронные процедуры. Опишите особенности, по которым проведете закупки в традиционной и электронной форме. Ведь требования к электронной форме закупки законодательством не определены (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Распишите в положении, когда примените тот или иной способ закупки. Опишите все основания, когда заказчик вправе использовать неторговые и неконкурентные процедуры. Например, пропишите, что заказчик проводит конкурс, если «закупает товары (работы, услуги) по конкретным заявкам заказчика (НИР, ОКР и т. п.), в том числе товары (работы, услуги), которые носят технически сложный характер».

Требования к участникам закупки

В разделе пропишите единые требования к участникам закупки. Именно требования к участникам из Положения о закупке заказчик устанавливает в документации, когда проводит процедуру. Требования, которые не предусмотрите в положении, нельзя включить в документацию о конкретной закупке (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Порядок проведения процедур закупки

Пропишите порядок, в котором будете проводить закупки. Опишите каждый способ, который выделили в разделе «Способы закупок и условия их применения».

В разделе «Порядок проведения процедур закупки» выделите несколько пунктов.

1. Требования к документации о закупке. Когда будете проводить процедуры, в документацию о закупке включайте сведения, которые предусмотрели в положении.

2. Основания, по которым измените условия закупки или отмените процедуру. Только по основаниям из положения вы сможете в дальнейшем отменить или изменить закупку, иначе нарушите часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Например, причины, по которым заказчик изменяет или отменяет закупку:

  • изменились потребности заказчика;
  • поступил запрос от участника закупки;
  • заказчик или участник выявил противоречивые условия закупки.

Правила, по которым измените или отмените закупку, также пропишите в положении.

3. Основания, по которым отклоните заявки участников. Отклонить заявки во время закупки заказчик вправе только по причине, которая прописана в Положении о закупке.

Например, основания, по которым заказчик отклоняет заявку:

  • заявка участника не соответствует требованиям документации о закупке;
  • товар, работа, услуга, которую предлагает участник, не соответствуют требованиям документации о закупке;
  • в составе заявки нет сведений или документов, которые заказчик требует в документации о закупке;
  • в заявке участник представил неполные, противоречивые, недостоверные сведения или документы.

4. Порядок, в котором заказчик разъяснит документацию и извещение о закупке.

Распишите, в какой форме и в какие сроки участники закупки вправе просить, чтобы заказчик разъяснил положения документации. Уточните, когда и в каком порядке заказчик должен направить ответ.

5. Требования к содержанию заявки. Установите форму заявки, требования к составу документов, порядок, в котором участники оформят и заверят документы.

6. Правила, по которым участники подают заявки.

Определите, как участники вправе подавать заявки: лично, по почте, курьерской службой, через электронную площадку и т. д. Пропишите, как заказчик подтверждает, что участник подал заявку, например, распиской.

7. Критерии оценки заявок и порядок, в котором комиссия заказчика сопоставит заявки.

К критериям оценки отнесите, например, цену и срок исполнения договора, качество объекта закупки, квалификацию участника. В положении установите правила, по которым комиссия ранжирует заявки участников по каждому из критериев.

Сведения, которые указаны в пунктах 4-7 перечня выше, заказчик включает в документацию о закупке на основании положения (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Совет: не относите к договорам с единственным поставщиком большую часть закупок. Используйте также конкурентные процедуры. Иначе контролеры вправе обвинить вас в том, что вы ограничиваете конкуренцию среди участников.

Закон № 223-ФЗ не ограничивает ваше право использовать способ закупки «у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Ограниченна только сумма договора - 100 000 и 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Заказчик в Положении о закупке вправе установить норму, в пределах которой заключит договоры с единственным поставщиком. Лимит Законом № 223-ФЗ не установлен, следовательно, заказчик определяет размер самостоятельно. Установите сумму так, чтобы не все ваши закупки были у единственного поставщика. Например, в положении пропишите: «Стоимость закупаемой заказчиком продукции у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не превышает 2 000 000 (Два миллиона) руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего подпункта, не превышает 50 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом закупок». Такая формулировка поможет избежать вопросов контролеров.

Порядок заключения, изменения и расторжения договоров

В данном разделе предусмотрите несколько пунктов.

1. Порядок, в котором взаимодействуют заказчик и участник, когда заключают договор.

Пропишите, как и в какой срок заказчик направляет проект договора победителю закупки. В каком порядке победитель передает подписанный проект договора заказчику. Например, лично, бумажным письмом, электронной почтой и т. д.

2. Минимальный срок, в который стороны должны заключить договор.

Например, установите, что «договор по результатам закупки может быть заключен не ранее чем через 10 календарных дней после размещения в ЕИС итогового протокола». Именно 10 дней отведено участникам, чтобы обжаловать закупку (ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Специалисты Минэкономразвития России считают, что заказчику необходимо указать срок так, чтобы сохранить право участников обжаловать результаты закупки в антимонопольный орган. Ведь после того, как стороны заключат договор, обжаловать закупку нет смысла. Признать договор недействительным сможет только суд (письмо Минэкономразвития России от 14 марта 2016 г. № Д24и-654).

3. Основания, когда заказчик признает, что участник уклонился заключать договор.

В Положении о закупке пропишите ситуации, когда признаете участника уклонившимся.

4. Основания, по которым стороны вправе отказаться заключать договор. Например, заказчик выявил недостоверные сведения в заявке участника или изменились потребности заказчика в предмете закупки.

5. Порядок, в котором заказчик контролирует исполнение договора: приемку продукции и оплату.

Совет: не перегружайте Положение о закупках лишней информацией.

Не стоит включать в раздел «Порядок заключения договора» вопросы, которые урегулируют отношения между структурными подразделениями заказчика. Например, должно ли юридическое управление утвердить конкурсную документацию, в какой момент финансовое управление визирует документы и т. д. Все это внутренние вопросы, которые не несут информации для поставщиков. Внутренние вопросы регулируйте другими внутренними документами.

Ситуация: обязан ли заказчик прописать в Положении о закупках, что в план закупок включают только процедуры свыше 100 000 руб.

Нет, не обязан. В плане закупки заказчики вправе не отражать закупки до 100 000 руб. Такое право дает часть 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

В Положении о закупке закрепите порядок, в котором будете планировать закупки. При этом не обязательно указывать, что закупки до 100 000 руб. в план не включают. Это не противоречит части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Ситуация: вправе ли заказчик установить в Положении о закупке требование, что участники должны проходить предварительный отбор

Да, вправе. При этом укажите в положении требования как к самому квалификационному или предварительному отбору, так и условия, на которых примените процедуру. Это связано с тем, что Закон № 223-ФЗ позволяет заказчикам в Положении о закупке, помимо конкурса и аукциона, устанавливать другие процедуры (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Используйте квалификационный или предварительный отбор, когда:

  • закупаете технически сложную продукцию, например услуги строительства;
  • вам важна квалификация участника закупки.

Ситуация: указывать ли в Положении о закупке демпинговую цену? Какие антидемпинговые меры по Закону № 223-ФЗ предусмотреть заказчику

Заказчик вправе закрепить в Положении о закупке антидемпинговые меры, но не обязан этого делать. Ведь Законом № 223-ФЗ антидемпинговые меры не предусмотрены. Участники закупок вправе значительно снижать начальную (максимальную) цену договора во всех закупках.

Если вы установили в Положении о закупке антидемпинговые меры, участники обязаны их соблюдать. Заказчики вправе взять антидемпинговые меры из статьи 37 Закона № 44-ФЗ.

Кто утверждает Положение о закупке

Кто утверждает Положение о закупке, зависит от типа заказчика:

Заказчик

Кто утверждает Положение о закупке

Государственная корпорация

Высший орган управления государственной корпорации или государственной компании

Государственная компания

Государственное унитарное предприятие

Руководитель

Муниципальное унитарное предприятие

Автономное учреждение

Наблюдательный совет

Акционерное общество

Совет директоров (наблюдательный совет)

Коллегиальный исполнительный орган

Общее собрание акционеров - когда коллегиальный исполнительный орган отсутствует и по уставу общества функции совета директоров (наблюдательного совета) выполняет общее собрание акционеров

Общество с ограниченной ответственностью

Общее собрание

Совет директоров (наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган общества - в зависимости от того, какой из этих органов в уставе наделен полномочием утверждать Положение о закупке

Государственное бюджетное учреждение

Учредитель

Муниципальное бюджетное учреждение

Публично-правовая компания

Наблюдательный совет

Такое правило установлено в пунктах 1-7 части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

Нет, Положение о закупке, которое утвердил управляющий советом и директор школы, недействительно. Школа - это государственное или муниципальное бюджетное учреждение. Соответственно, Положение о закупке школы утверждает учредитель (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В какой срок утвердить Положение о закупке

Срок, в который нужно утвердить Положение о закупке, зависит от группы, к которой относится заказчик. В Законе № 223-ФЗ выделено четыре группы.

Номер группы

Заказчики

Группа 1

  • Государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • публично-правовые компании;
  • субъекты естественных монополий;
  • организации, которые ведут регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия;
  • автономные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов

Группа 2

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит заказчикам из группы 1

Группа 3

Группа 4

  • Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности стала превышать 50 процентов;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности стало принадлежать заказчикам из группы 1;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности стало принадлежать заказчикам из группы 2

Заказчики из групп 1, 2, 3 утверждают и размещают в ЕИС Положение о закупке в течение трех месяцев с даты, когда их зарегистрировали в Едином государственном реестре юридических лиц. Заказчики из группы 4 утверждают и размещают в ЕИС Положение о закупке в течение трех месяцев с даты, когда получат уведомление об изменении совокупной доли. Правило применяется к заказчикам, которые созданы после вступления в силу 223-ФЗ.

Заказчики, которые не утвердят положение, обязаны руководствоваться Законом № 44-ФЗ. Работать по 44-ФЗ придется до тех пор, пока заказчик не утвердит и не разместит в ЕИС Положение о закупке. Такие правила установлены в частях 5, 6 статьи 8 Закона № 223-ФЗ.

Как разместить Положение о закупке в ЕИС

Разместите Положение о закупке в ЕИС в электронном виде. Документ сформируйте с помощью функционала единой информационной системы и включите в него:

  • наименование Положения о закупке;
  • полное и сокращенное наименование заказчика (возьмите из учредительных документов);
  • ИНН и ОГРН заказчика;
  • дату, когда заказчик утвердил Положение о закупке;
  • дату, когда Положение о закупке вступило в силу;
  • наименование органа, который утвердил Положение о закупке.

Такое правило установлено в пункте 10 Положения, которое Правительство РФ утвердило постановлением от 10 сентября 2012 г. № 908, далее - Положение.

Инструкцию о том, как разместить Положение о закупке в ЕИС, читайте в пункте 4.6.2 руководства пользователя 223-ФЗ.

Допустим, вы изменили Положение о закупке. Тогда разместите в ЕИС измененный электронный вид Положения о закупке. Если нужно, внесите изменения в документ, который содержит основные сведения о положении. Кроме того, разместите в ЕИС документ, который содержит перечень изменений. Такое правило установлено в пункте 12 Положения, утвержденного постановлением № 908.

Чтобы внести изменения в Положение о закупке, воспользуйтесь инструкцией из пункта 4.6.8 руководства пользователя 223-ФЗ.

Положение о закупке и изменения в него разместите в ЕИС в течение 15 дней со дня, когда утвердили документ (ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Ситуация: сколько раз в год заказчик вправе изменять Положение о закупке

Вносите изменения столько раз, сколько вам необходимо. Например, скорректируйте Положение о закупке, если изменятся нормы 223-ФЗ. Это связано с тем, что Закон № 223-ФЗ не регулирует периодичность, с которой заказчики вносят изменения в Положение о закупке.

Ситуация: нужно ли предусмотреть в Положении о закупке одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью. В частности, прописать орган, который одобряет условия договора и выбор контрагента

Да, нужно. Одобрение крупных сделок необходимо, например, для акционерного общества, если на него распространяется Закон № 223-ФЗ, а также для автономного учреждения (ч. 1 ст. 79, ч. 1 ст. 83 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Как в Положении о закупке предусмотреть запреты

С 1 января 2017 года заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, должны отдавать приоритет российской продукции. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925.

В Положении о закупке пропишите, что предоставляете преференции российским производителям. Информацию разбейте по разделам. В качестве примера воспользуйтесь готовыми формулировками.

Состав заявок

В разделе Положения о закупке, где говорите про состав заявок, пропишите:

«1. Участник закупки в заявке на участие в закупке (соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложения о поставке товара) указывает наименование страны происхождения поставляемого товара».

Оценка заявки

В разделе Положения о закупке, где описываете, как комиссия оценивает заявки, уточните:

«1. Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов. При этом договор заключается по цене, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

2. Приоритет не предоставляется в случаях, если:

2.1. закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным поставщиком;

2.2. заявка на участие в закупке не содержит предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

2.3. заявка на участие в закупке не содержит предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

2.4. заявка на участие в закупке, представленная участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержит предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами. При этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

2.5. заявка на участие в закупке, представленная участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на шаг, установленный в документации о закупке, содержит предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами. При этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

3. Для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в указанных выше случаях цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке, и коэффициента изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки. Коэффициент определяется как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

4. Отнесение участника закупки к российским или иностранным лицам производится на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц)».

Заключение и исполнение договоров

В разделе Положения о закупке «Заключение и исполнение договоров» пропишите:

«1. В случае если победитель закупки путем проведения аукциона представил на участие в закупке заявку, содержащую предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены.

2. В случае если победитель закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представил на участие в закупке заявку, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 15 процентов от предложенной им цены.

3. Приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, не предоставляется, если закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки.

4. Страна происхождения поставляемого товара в договоре указывается на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор.

5. При исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925, не допускается замена страны происхождения товаров. Исключение - случаи, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

6. Заказчик заключит договор с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора».

Ситуация: необходимо ли в Положении о закупке предусмотреть запрет, который Правительство РФ установило в постановлении от 29 декабря 2015 г. № 1457

Да, необходимо. Правительство РФ вправе установить приоритет товаров российского происхождения. В постановлении № 1457 установлен запрет на покупку турецкой продукции. Запрет распространяется в том числе и на заказчиков по 223-ФЗ (п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Порядок, в котором проводят закупку, заказчик устанавливает в Положении о закупке. Поэтому в положении предусмотрите, что применяете постановление № 1457. Если в Положении о закупке вы не предусмотрите запрет, то включить его в документацию о закупке нельзя. Это будет противоречить Положению о закупке и Закону № 223-ФЗ (ч. 2 ст. 2, п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Заказчик должен действовать в соответствии с требованиями, содержащимися в положении о закупке, в документации, извещении о проведении запроса котировок.

Закон № 223-ФЗ разрешает изменять при заключении договора объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

1. Определение и сроки

При заключении договора нередко у сторон возникают споры из-за некоторых положений. В госзакупках замечания оформляются с помощью протокола разногласий (или акта разночтений) - документа, который содержит поправки по проекту договора, и предложения заключить указанное соглашение на иных условиях. После урегулирования всех спорных моментов и достижения взаимопонимания по всем пунктам соглашения, необходимо документально закрепить согласование разногласий к протоколу разногласий.

Для этого оформляется протокол согласования разногласий к протоколу разногласий - документ, который закрепляет подтверждение того, что стороны договорились по всем спорным моментам. Такой документ оформляется по аналогии с оформлением замечаний, при этом добавляется еще одна строка «Согласованная редакция», в которой прописывается спорное условие с учетом требований обеих сторон. Такого рода документ является приложением к договору и его неотъемлемой частью.

Применительно к закупкам, вопрос согласования спорных моментов тоже присутствует. Необходимо упомянуть, что закупочные процедуры, проводимые электронным способом, ограничивают возможность урегулирования спорных моментов сроком (к примеру, при проведении аукциона в электронной форме по 44-ФЗ дается всего 13 дней на урегулирование поправок и подписание контракта). В связи с таким обстоятельством, необходимо заранее просмотреть все положения контракта и быть готовым либо к составлению акта, либо к подписанию данного контракта в первоначальной редакции. Если же говорить о торгах, проводимых в соответствии с положениями 223-ФЗ, то все процедуры регулируются заказчиком самостоятельно. Перед участием стоит ознакомиться с документом, регулирующим всю процедуру - Положением о закупке заказчика. Стоит учесть, что при заключении контракта по результатам тендера по 223-ФЗ на его подписание также могут быть даны короткие сроки, что сводит к минимуму возможность урегулирования всех спорных и неясных моментов.

2. Алгоритм составления

Итак, рассмотрим, каков порядок подписания договора с документом, направленным на урегулирование всех замечаний:

  • проводится анализ полученного от контрагента проекта;
  • выявляются спорные моменты и направляются документально оформленные замечания (необходимо отразить каждое замечание и предложить иную редакцию);
  • если контрагент согласен с предложениями, то его уполномоченный представитель подписывает контракт, при этом составляется акт урегулирования данных замечаний.

В случае, когда контрагент по договору не согласен с замечаниями, то необходимо провести переговоры, чтобы найти решение, которое удовлетворит обе стороны и позволит подписать договор. Если же контрагент настаивает на необходимости подписания первоначальной версии, то, в соответствии с действующим законодательством, другая сторона имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении к его заключению.


Возникли сложности с заполнением документов?

Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

Единого образца такого согласования нет, он составляется в произвольной форме. Однако некоторую информацию следует указать:

  • полное наименование документа;
  • время, дата и место его составления;
  • полные сведения о сторонах (наименование, ИНН, ОГРН, КПП, юридический адрес и адрес местонахождения, банковские реквизиты);
  • указание на основной договор (следует указать дату и номер).

Также нужно подробно прописать все пункты, которые требуют корректировки. При этом требуется указать и первоначальную редакцию, и вариант, который предложен в качестве альтернативы, и тот вариант, по которому получено согласование обеих сторон.

Составляется либо на бланке организации, либо на листе формата А4. Обязательны подписи уполномоченных представителей обеих сторон с их расшифровкой. Возможны варианты составления таких документов, как протокол разногласий на протокол согласования разногласий, а также протокол согласования к нему. Подобного рода документы оформляются аналогично, можно использовать один и тот же образец.

4. Видео-инструкция как подготовить документы на тендер


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

В случае наличия разногласий по проекту договора, Участник закупки имеет возможность направить протокол разногласий, указывая в нем замечания к положениям проекта договора.

Для направления протокола разногласий выполните следующие действия:

1. С главной страницы РТС-тендер нажмите кнопку «Вход». В открывшейся форме «Закупки по 223-Ф3, коммерческие закупки, 615-ПП РФ» выберите роль «Поставщик-резидент». Нажмите кнопку «Войти по ЭЦП» и выберите из списка актуальный сертификат;

2. Перейдите в раздел «Финансы и документы», далее в раздел «Мои договоры». При помощи фильтров откройте карточку договора, кликнув на номер договора;

3. В открывшейся карточке договора нажмите кнопку «Создать протокол разногласий» ;


4. В открывшейся форме «Создание протокола разногласий» в подразделе «Введите причину» введите причину размещения протокола разногласий и в подразделе «Файлы» прикрепите предварительно составленный и заполненный файл протокола разногласий;

5. Нажмите кнопку «Продолжить»;


Статус договора изменится на «Договор отклонен Участником», файл протокола разногласий будет отображаться в подразделе «Протокол разногласий» в карточке договора.

Информация была полезной?



Просмотров