Совет федерации предложит закон об общественных палатах. Анализ и оценка деятельности общественной палаты рф Совет федерации проект об общественой палате

Общественная палата Российской Федерации (ОП РФ) - совещательный орган, созданный для осуществления взаимодействия граждан РФ и общественных объединений с органами государственной власти и .

Создание Общественной палаты, наряду с отменой прямых губернаторских выборов и переходом к выборам депутатов Госдумы полностью по пропорциональной системе, явилось одной из составляющих пакета мер по «укреплению вертикали власти», предложенного Президентом РФ В.В.Путиным после событий в Беслане (1-3 сентября 2004 г.). Целью создания Общественной палаты было объявлено налаживание эффективного взаимодействия между властью и обществом, однако если учесть, что из всех ветвей и должностных лиц власти в формировании палаты участие принимает только президент и что во многом ОП призвана была выполнять те функции, которые в других странах являются прерогативой представительной ветви, то в целом появление данного органа можно расценивать как перераспределение власти и сфер влияния в пользу главы государства.

Законодательная база, механизм формирования

Порядок формирования, функции, задачи и формы деятельности Общественной палаты определяются федеральным законом № 32 «Об Общественной палате Российской Федерации» (принят Государственной Думой 16 марта 2005 г., подписан президентом 4 апреля 2005 г., вступил в силу 1 июля 2005 г.).

Сформулированный законом порядок формирования Общественной палаты выглядит следующим образом: Президент РФ по итогам проведённых консультаций определяет кандидатуры 42 членов палаты, которые в течение 30 дней должны согласиться или отказаться от предложения, после чего утверждает их своим указом.

Не позднее 30 дней со дня утверждения этих кандидатов общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объединения направляют в Общественную палату заявления о включении в ОП своих представителей. Утверждённые президентом члены палаты в течение 60 дней со дня утверждения принимают решение (путём конкурсного отбора) о приеме в ОП 42 представителей общероссийских объединений - по одному от объединения.

84 члена палаты (42 утвержденных президентом и 42 принятых ими в ОП) в течение 30 дней принимают решение о приеме в Общественную палату 42 представителей межрегиональных и региональных объединений - по одному от объединения.

Состав представителей межрегиональных и региональных общественных объединений формируется на конференциях делегатов от объединений, зарегистрированных на территориях субъектов РФ, входящих в состав одного федерального округа (норма представительства - по 20 делегатов от собрания, проводимого в каждом субъекте Федерации). Собрания в субъектах РФ и конференции в федеральных округах осуществляются по инициативе и при содействии 84 уже утверждённых членов Общественной палаты, которые из определённых на конференциях кандидатур путём голосования выбирают по 6 представителей от каждого федерального округа.

Первое пленарное заседание Общественной палаты проводится не позднее чем через 30 дней со дня сформирования правомочного состава ОП (т.е. насчитывающего более трёх четвёртых от установленного законом числа членов палаты).

Срок полномочий членов Общественной палаты истекает через два года со дня первого пленарного заседания ОП. За 6 месяцев до истечения срока полномочий членов Общественной палаты Президент РФ инициирует процедуру формирования нового состава ОП.

Если полный состав Общественной палаты не будет сформирован либо в случае досрочного прекращения полномочий хотя бы одного члена ОП президент РФ принимает решение о приеме в члены палаты граждан РФ в ускоренном порядке (сроки предусмотренных процедур сокращаются наполовину). Точно так же утверждённые им члены Общественной палаты принимают решение о приеме в ОП кандидатов, представленных общероссийскими общественными объединениями при формировании действующего состава палаты, после чего члены ОП, утвержденные президентом, и представители общероссийских объединений принимают решение о приеме в палату кандидатов, опредёленных на конференциях в федеральных округах. Все эти процедуры осуществляются в течение 30 дней.

Расходы на формирование Общественной палаты финансируются за счёт федерального бюджета.

В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате Российской Федерации» от 15 июня 2007 г. не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Функции общественной палаты

Согласно закону, Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в РФ.

Достижение этих целей предусматривает:

1) привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижение и поддержку гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и законов субъектов Федерации, а также нормативных правовых актов органов исполнительной власти и местного самоуправления;

4) осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ , органов исполнительной власти (федеральных и региональных) и местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработку рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в РФ;

6) оказание информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в РФ;

7) привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в СМИ и реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и СМИ, и выработку рекомендаций по данным вопросам;

8) осуществление международного сотрудничества в соответствии с вышеуказанными целями и задачами и участие в работе международных организаций, международных конференций, совещаний и др.

Состав общественной палаты

3. 1. Состав палаты созыва 2006-2008 гг.

2. Аюшеев Дамба Бадмаевич

3. Бажаев Мавлит Юсупович

4. Блохина Лидия Васильевна

5. Боголюбова Галина Васильевна

6. Бокерия Лео Антонович

7. Большакова Мария Артёмовна

8. Бородин Леонид Иванович

10. Гайнутдин Равиль (Гайнутдинов Равиль Исмагилович)

12. Говоров Владимир Леонидович

14. Духанина Любовь Николаевна

15. Ершова Елена Николаевна

16. Захаров Владимир Михайлович

17. Зелинская Елена Константиновна

18. Зыков Олег Владимирович

19. Ильина Тамара Алексеевна

20. Кабаева Алина Маратовна

21. Калягин Александр Александрович

22. Климент, митрополит Калужский и Боровский (Капалин Герман Михайлович)

25. Лазар Берл (Лазар Пинхос Берел)

26. Ломакин-Румянцев Александр Вадимович

27. Лысенко Людмила Александровна

28. Медведева Марина Валентиновна

29. Никонов Вячеслав Алексеевич

31. Роднина Ирина Константиновна

32. Рошаль Леонид Михайлович

33. Ряховский Сергей Васильевич

34. Сагалаев Эдуард Михайлович

35. Салахова Айдан Таировна

38. Фадеев Валерий Александрович

39. Федосов Владимир Иванович

40. Чадаев Алексей Викторович

41. Шмаков Михаил Викторович

42. Шохин Александр Николаевич

13 августа 2006 г. скончался В.Говоров, 3 февраля 2007 г. - В.Федосов. 3 мая 2007 г. указом президента членом Общественной палаты утверждён Каньшин Александр Николаевич.

3.1.2. Члены Палаты, избранные общероссийскими общественными объединениями

2. Афоничев Александр Алексеевич

3. Блохина Лидия Васильевна

4. Большакова Мария Артемовна

5. Борисов Сергей Ренатович

6. Ганичев Валерий Николаевич

7. Глубоковская Эльмира Гусейновна

8. Городничева Юлия Михайловна

9. Гриб Владислав Валерьевич

10. Жарков Александр Николаевич

11. Зайцев Геннадий Николаевич

12. Зелинская Елена Константиновна

13. Зыков Олег Владимирович

14. Игнатенко Александр Александрович

15. Каландаров Камилжан Хамутович

16. Карпов Анатолий Евгеньевич

18. Клементьева Роза Митрофановна

19. Козырев Алексей Сергеевич

20. Кушнарев Сергей Викторович

22. Лонгин, епископ Саратовский и Вольский (Корчагин Владимир Сергеевич)

23. Маланичева Галина Ивановна

24. Марков Сергей Александрович

25. Мигранян Андраник Мовсесович

26. Мирзоев Гасан Борисович

27. Мишин Виктор Максимович

28. Никонов Вячеслав Алексеевич

29. Потанин Владимир Олегович

30. Пржездомский Андрей Станиславович

31. Проклова Елена Игоревна

32. Пугачева Алла Борисовна

33. Резник Генри Маркович

34. Савченко Анатолий Петрович

36. Семерикова Елена Геннадьевна

37. Стародубец Анатолий Сергеевич

38. Томчин Григорий Алексеевич

39. Фридман Михаил Маратович

40. Церетели Зураб Константинович

41. Чадаев Алексей Викторович

42. Честин Игорь Евгеньевич

43. Шабанов Сергей Георгиевич

44. Шахназаров Карен Георгиевич

3.1.3. Члены Палаты, избранные от межрегиональных и региональных общественных объединений

1. Адамский Александр Изотович (Москва)

2. Алиева Фазу Гамзатовна (Дагестан)

3. Белозёров Владимир Леонидович (Москва)

4. Бондаренко Владимир Дмитриевич (Хабаровск)

5. Вавилина Надежда Дмитриевна (Новосибирск)

6. Васильев Валерий Иванович (Красноярск)

7. Гусельников Леонид Константинович (Ямало-Ненецкий АО)

8. Державин Николай Иванович (Москва)

9. Духанина Любовь Николаевна (Москва)

10. Журавлева Татьяна Юрьевна (Ненецкий АО)

11. Заболотский Виктор Владимирович (Ханты-Мансийский АО)

12. Зарубин Александр Леонидович (Москва)

13. Кириллина Валентина Ивановна (Якутия)

14. Кузьминых Константин Борисович (Магаданская обл.)

15. Лазуренко Сергей Викторович (Марий Эл)

16. Лебедева Лидия Давыдовна (Калмыкия)

18. Макеев Анатолий Иванович (Челябинск)

19. Машбаш Исхак Шумафович (Адыгея)

20. Мельников Владимир Павлович (Тюмень)

21. Минко Сергей Тимофеевич (Еврейская АО)

22. Мирейский Кирилл Владимирович (Москва)

23. Мошков Владимир Витальевич (Благовещенск Амурской обл.)

24. Новиков Юрий Васильевич (Ярославль)

25. Ондар Наталья Дожулдеевна (Тыва)

26. Пашаев Давид Гусейнович (Северодвинск)

27. Петеров Николай Владимирович (Калининград)

28. Пузин Сергей Никифорович (Москва)

29. Самирханов Амирхан Миркадамович (Башкортостан)

30. Соколова Валентина Николаевна (Омск)

31. Солтагереев Хусайн Гиланович (Чечня)

32. Суляндзига Павел Васильевич (Приморский край)

33. Титов Александр Федорович (Петрозаводск)

34. Тототто Юрий Михайлович (Чукотка)

35. Третьяков Олег Александрович (Санкт-Петербург)

36. Туфетулова Роза Рахматулловна (Татарстан)

37. Феофан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский, в миру - Иван Андреевич Ашурков (Ставрополь)

38. Фролов Константин Васильевич (Москва), умер в ноябре 2007 г.

39. Шолохов Михаил Михайлович (Ростовская обл.)

40. Ярославова Светлана Борисовна (Тюмень)

3.2. Состав палаты созыва 2008-2010 гг.

3.2.1 Члены Общественной палаты, утверждённые указом президента РФ от 28 сентября 2007 года № 1310:

1. Абакумов Сергей Александрович

2. Алексеева Татьяна Олеговна

3. Аюшеев Дамба Бадмаевич

4. Бадовский Дмитрий Владимирович

5. Бокерия Лео Антонович (в 2009 г. полномочия прекращены в связи со вступлением во Всероссийскую политическую партию «Единая Россия» )

6. Бондарчук Фёдор Сергеевич

7. Брод Александр Семёнович

8. Васютин Юрий Сергеевич (в 2008 году покинул Общественную палату в связи с назначением на государственную должность)

9. Велихов Евгений Павлович

10. Викторов Максим Валерьевич

11. Гайнутдин Равиль (Гайнутдинов Равиль Исмагилович)

12. Гербер Алла Ефимовна

13. Глазычев Вячеслав Леонидович

14. Гусев Павел Николаевич

15. Давыдов Леонид Владимирович

16. Джабраилов Сайд-Эмин Удинович

17. Дьякова Елена Григорьевна

18. Ефимов Александр Николаевич

19. Захаров Владимир Михайлович

20. Зятьков Николай Иванович

21. Каньшин Александр Николаевич

22. Митрополит Климент (Капалин Герман Михайлович);

23. Князева Галина Алексеевна

24. Кутафин Олег Емельянович (умер в декабре 2008 г.)

25. Кучерена Анатолий Григорьевич

26. Лазар Берл (Лазар Пинхос Берел)

27. Лановой Василий Семёнович

28. Ломакин-Румянцев Александр Вадимович (не принял предложение, оставшись в Госдуме)

29. Нетеребский Олег Викторович (в 2008 г. покинул Общественную палату в связи с назначением на государственную должность)

30. Очирова Александра Васильевна

31. Панкращенко Виктор Николаевич

32. Плещева Ирина Владимировна

33. Рачевский Ефим Лазаревич

34. Рошаль Леонид Михайлович

35. Ряховский Сергей Васильевич

36. Слободская Мария Александровна

37. Тишков Валерий Александрович

38. Фадеев Валерий Александрович

39. Хайрулин Ильгиз Калимуллович

40. Хаматова Чулпан Наилевна

42. Шохин Александр Николаевич (полномочия прекращены в 2009 г. в связи с избранием в Президиум Генсовета партии «Единая Россия»)

43. Ясин Евгений Григорьевич

Позже указами президента членами Общественной палаты были назначены Гутенёв Владимир Владимирович, Крупенников Владимир Александрович, Мохначук Иван Иванович (с апреля 2009 г.), Островский Михаил Владимирович (с 2009 г.)

3.2.2. Члены Общественной палаты, избранные общероссийскими общественными объединениями:

1. Абрамов Сергей Александрович

2. Абрамян Ара Аршавирович

3. Алексеев Олег Борисович

4. Алиев Мамед Джавадович

5. Афоничев Александр Алексеевич

6. Баранов Александр Александрович

7. Берулава Михаил Николаевич

8. Бирюков Дмитрий Вадимович

9. Блохина Лидия Васильевна

10. Большакова Мария Артемовна

11. Борисов Сергей Ренатович

12. Горбулина Ирина Вячеславовна

13. Гриб Владислав Валерьевич

15. Жарков Александр Николаевич

16. Зелинская Елена Константиновна

17. Зыков Олег Владимирович

18. Катырин Сергей Николаевич

19. Киселева Мария Александровна

21. Липскеров Дмитрий Михайлович

22. Лонгин (Корчагин Владимир Сергеевич)

23. Мигранян Андраник Мовсесович

24. Никонов Вячеслав Алексеевич

25. Потанин Владимир Олегович

26. Пржездомский Андрей Станиславович

27. Пугачева Алла Борисовна

28. Резник Генри Маркович

29. Савиных Виктор Петрович

30. Самойлов Вадим Рудольфович

31. Сванидзе Николай Карлович

32. Сунгоркин Владимир Николаевич

33. Титов Борис Юрьевич (полномочия прекращены в 2008 г. в связи с избранием сопредседателем политической партии «Правое дело» )

34. Церетели Зураб Константинович

35. Чадаев Алексей Викторович

36. Черников Сергей Юрьевич

37. Чернышевский Дмитрий Викторович

38. Шабанов Сергей Георгиевич

40. Шелищ Петр Борисович

41. Школьник Александр Яковлевич (в 2008 г. покинул Общественную палату в связи с назначением на государственную должность)

42. Юргенс Игорь Юрьевич

43. Юрьев Евгений Леонидович (в сентябре 2010 г. полномочия прекращены в связи с назначением на должность советника Президента РФ)

44. Якеменко Борис Григорьевич

3.2.3. Члены Палаты, избранные от межрегиональных и региональных общественных объединений:

Астахов Павел Алексеевич (Москва)

Бабешко Владимир Андреевич (Краснодар)

Белов Сергей Александрович (Пермь)

Белозёров Владимир Леонидович (Санкт-Петербург)

Бондаренко Владимир Дмитриевич (Хабаровск), в 2008 г. покинул Общественную палату в связи с назначением на государственную должность

Вавилина Надежда Дмитриевна (Новосибирск)

Вавилова Наталья Ивановна (Карелия)

Васильев Валерий Иванович (Красноярск)

Васин Владимир Александрович (Волгоград)

Волков Виталий Юрьевич (Санкт-Петербург)

Голик Николай Григорьевич (Приморский край)

Гусельников Леонид Константинович (Ямало-Ненецкий АО)

Дайхес Николай Аркадьевич (Москва)

Дементьев Андрей Дмитриевич (Москва)

Духанина Любовь Николаевна (Москва)

Екеева Наталья Михайловна (Республика Алтай)

Заболотский Виктор Владимирович (Ханты-Мансийский АО)

Каннабих Мария Валерьевна (Москва)

Кириллина Валентина Ивановна (Якутия)

Кокорев Евгений Михайлович (Магадан)

Костина Ольга Николаевна (Москва)

Лазуренко Сергей Викторович (Марий Эл)

Майер Георгий Владимирович (Томск)

Медоева Залина Григорьевна (Ленинградская обл.)

Мельников Владимир Павлович (Тюмень)

Мошков Владимир Витальевич (Благовещенск Амурской обл.)

Новиков Юрий Васильевич (Ярославль)

Петеров Николай Владимирович (Калининград)

Пузин Сергей Никифорович (Москва)

Пумпянский Дмитрий Александрович (Москва)

Рондик Ирина Николаевна (Кемерово)

Самирханов Амирхан Миркадамович (Башкортостан)

Сахаров Андрей Леонидович (Новгород Великий)

Светик Федор Федорович (Москва)

Сильчук Евгений Владимирович (Екатеринбург)

Сладков Дмитрий Владимирович (Саров)

Соколов Александр Валентинович (Москва)

Степанская Елена Анатольевна (Сахалинская обл.)

Суляндзига Павел Васильевич (Приморский край)

Тамбиев Абубакир Хасанович (Карачаево-Черкесия)

Таов Пшикан Кесович (Кабардино-Балкария)

Феофан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский, в миру - Иван Андреевич Ашурков (Ставрополь)

Широбокова Альбина Анатольевна (Иркутск)

3.3. Состав палаты созыва 2010-2012 гг.

1. Альтшулер Борис Львович

2. Асадуллин Фарид Абдулович

3. Ачкасов Евгений Евгеньевич

4. Бальжиров Андрей Александрович

5. Баширов Айрат Робертович

6. Борода Александр Моиссевич

7. Брод Александр Семенович

8. Велихов Евгений Павлович

9. Викторов Максим Валерьевич

10. Гельман Марат Александрович

11. Гербер Алла Ефремовна

12. Герман (Гранин) Даниил Александрович

13. Гриднева Галина Борисовна

14. Грызлова Наталья Леонидовна

15. Гутенёв Владимир Владимирович

16. Давыдов Леонид Владимирович

17. Добровольский Николай Николаевич

18. Дьякова Елена Григорьевна

19. Канделаки Тинатин Гивиевна

20. Касперский Евгений Валентинович

21. Колобков Павел Анатольевич

22. Крупенников Владимир Александрович

23. Кузьминов Ярослав Иванович

24. Лукьянова Елена Анатольевна

25. Лунгин Павел Семенович

26. Михайлов Вячеслав Григорьевич

27. Мохначук Иван Иванович

28. Муртазалиев Абулмуслим Магомедович

29. Мыльников Сергей Андреевич

30. Николаева Елена Леонидовна

31. Островский Михаил Владимирович

32. Павловский Глеб Олегович

33. Панкращенко Виктор Николаевич

34. Пиманов Алексей Викторович

35. Сванидзе Николай Карлович

36. Толстой Владимир Ильич

37. Фадеев Валерий Александрович

38. Чаплин Всеволод Анатольевич

39. Чеснаков Алексей Александрович

40. Чмыхов Гарий Дмитриевич

41. Шевченко Максим Леонардович

42. Юрчёнков Валерий Анатольевич

3.3.2. Члены Общественной палаты, избранные общероссийскими общественными объединениями:

1. Абрамов Сергей Александрович

2. Астахов Павел Алексеевич (полномочия прекращены до начала работы Общественной палаты в связи с назначением на должность Уполномоченного по правам ребенка)

3. Бирюков Дмитрий Вадимович

4. Бокерия Лео Антонович

5. Борисов Сергей Ренатович

6. Бычков Василий Владимирович

7. Вострецов Сергей Алексеевич

8. Глазычев Вячеслав Леонидович

9. Гриб Владислав Валерьевич

10. Гусев Павел Николаевич

11. Дзасохов Гоча Георгиевич

12. Дискин Иосиф Евгеньевич

13. Жарков Александр Николаевич

14. Захаров Владимир Михайлович

15. Зелькова Лариса Геннадьевна

16. Зыков Олег Владимирович

17. Зятьков Николай Иванович

18. Калягин Александр Александрович

19. Катырин Сергей Николаевич

20. Ковальчук Михаил Валентинович

21. Котелевская Ирина Васильевна

22. Кучерена Анатолий Григорьевич

23. Легойда Владимир Романович

24. Либет Анатолий Анатольевич

25. Маланичева Галина Ивановна

26. Очирова Александра Васильевна

27. Попов Михаил Владимирович

28. Разворотнева Светлана Викторовна

29. Рачевский Ефим Лазаревич

30. Резник Генри Маркович

31. Ряховский Сергей Васильевич

32. Самойлов Вадим Рудольфович

33. Симонян Маргарита Симоновна

34. Слободская Мария Александровна

35. Сунгоркин Владимир Николаевич

36. Татаринов Андрей Юрьевич

37. Терновский Ярослав Александрович

38. Тополева Елена Андреевна

39. Шахназаров Карен Георгиевич

40. Школкина Надежда Васильевна

41. Юрьев Евгений Леонидович

42. Ющук Николай Дмитриевич

43. Якеменко Борис Григорьевич

3.3.3. Члены Палаты, избранные от межрегиональных и региональных общественных объединений:

1. Абакумов Сергей Александрович (Москва)

2. Алексеева Татьяна Олеговна (Кемерово)

3. Арбузов Алексей Николаевич (Хакасия)

4. Белоброва Лариса Дмитриевна (Владивосток)

5. Белоусов Михаил Александрович (Курган)

6. Белявский Павел Викторович (Тюмень)

7. Вавилина Надежда Дмитриевна (Новосибирск)

8. Волков Юрий Григорьевич (Ростов-на-Дону)

9. Гусельников Леонид Константинович (Ямало-Ненецкий АО)

10. Дайхес Николай Аркадьевич (Москва)

11. Данилова Ольга Михайловна (Вологда)

12. Дементьев Андрей Дмитриевич (Москва)

13. Духанина Любовь Николаевна (Москва)

14. Заболотский Виктор Владимирович (Ханты-Мансийский АО)

15. Зимин Андрей Владимирович (Камчатский край)

16. Иванов Виталий Вячеславович (Москва)

17. Иншаков Олег Васильевич (Волгоград)

18. Каннабих Мария Валерьевна (Москва)

19. Катенев Владимир Иванович (Санкт-Петербург)

20. Кичикова Лилия Николаевна (Калмыкия)

21. Клочай Виктор Владимирович (Москва)

22. Костина Ольга Николаевна (Москва)

23. Крганов Альберт Рифкатович (Чувашия)

24. Курбатов Валентин Яковлевич (Псков)

25. Лонгин, епископ Саратовский и Вольский, в миру Корчагин Владимир Сергеевич (Саратов)

26. Мамонтов Владимир Константинович (Москва)

28. Медоева Залина Григорьевна (Ленинградская обл.)

29. Окорокова Галина Павловна (Курск)

30. Плещёва Ирина Владимировна (Москва)

31. Порханов Владимир Алексеевич (Краснодар)

32. Пузин Сергей Никифорович (Москва)

33. Ружников Андрей Григорьевич (Нарьян-Мар)

34. Соколов Александр Валентинович (Москва)

35. Солтагереев Хусайн Гиланович (Чечня)

36. Суляндзига Павел Васильевич (Приморский край)

37. Трубников Владислав Михайлович (Нижний Новгород)

38. Фетисов Глеб Геннадьевич (Москва)

39. Церетели Зураб Константинович (Москва)

40. Чубик Петр Савельевич (Томск)

41. Чугуева Ирина Георгиевна (Хабаровск)

42. Шпектор Игорь Леонидович (Воркута)

Комиссии общественной палаты

В структуру Общественной палаты входят комиссии, рабочие группы (в том числе межкомиссионные) и институты.

В Общественной палаты созыва 2010 г. - 11 комиссий, 37 рабочих групп (в том числе 5 межкомиссионных) и 2 института - Институт устойчивого развития и Институт продвижения инноваций.

4.1. Комиссии Общественной палаты:

1) по вопросам развития гражданского общества (председатель - И.Дискин)

2) по экономическому развитию и поддержке предпринимательства (В.Фадеев)

3) по региональному развитию и местному самоуправлению (Л.Давыдов)

4) по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы (А.Кучерена)

5) по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации (П.Гусев)

6) по развитию образования (Я.Кузьминов)

7) по межнациональным отношениям и свободе совести (Н.Сванидзе)

8) по социальным вопросам и демографической политике (Е.Николаева)

9) по науке и инновациям (М.Ковальчук)

10) по сохранению и развитию отечественной культуры (В.Бычков)

11) по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта (Е.Ачкасов)

Совет общественной палаты

Постоянно действующим органом Общественной палаты является Совет ОП, в состав которого входят председатели комиссий палаты, секретарь палаты и его заместитель. Все они избираются на первом пленарном заседании Общественной палаты. В состав Совета Общественной палаты могут входить члены Совета ОП предыдущих составов с правом совещательного голоса.

В функции Совета входит:

внесение изменений в план работы Общественной палаты (по предложениям комиссий);

определение порядка работы и назначение даты внеочередного пленарного заседания Общественной палаты;

осуществление в период между заседаниями палаты принятия решений ОП методом опроса её членов.

Совет Общественной палаты собирается, как правило, один раз в две недели. По предложению секретаря Общественной палаты, а также не менее чем половины членов совета ОП может быть назначено внеочередное заседание Совета.

В настоящее время секретарём Совета является Евгений Велихов, его заместителем -Сергей Катырин, членами Совета - Евгений Ачкасов, Василий Бычков, Владислав Гриб, Павел Гусев, Владимир Гутенёв, Леонид Давыдов, Иосиф Дискин, Михаил Ковальчук, Ольга Костина, Ярослав Кузьминов, Анатолий Кучерена, Елена Николаева, Михаил Островский, Николай Сванидзе, Валерий Фадеев. Кроме того, Вячеслав Глазычев и Владимир Захаров являются членами Совета с правом совещательного голоса.

Аппарат общественной палаты

Аппарат Общественной палаты обеспечивает деятельность палаты и работает под общим руководством её секретаря.

18 июля 2007 г. руководителем Федерального государственного учреждения «Аппарат Общественной палаты РФ» распоряжением председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова назначена Радченко Алина Федоровна.

Основные формы работы общественной палаты

Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания ОП, заседания Совета ОП, комиссий и рабочих групп палаты.

Пленарные заседания Общественной палаты проводятся не реже двух раз в год (в среднем - 4-5 раз в год). По решению Совета ОП может быть проведено внеочередное пленарное заседание.

В соответствии с законом Общественная палата вправе:

проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам;

давать заключения о нарушениях законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации; направлять эти заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;

проводить экспертизу проектов законов и нормативных правовых актов;

приглашать руководителей органов государственной власти и местного самоуправления на свои пленарные заседания;

направлять своих членов для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти;

направлять запросы Общественной палаты;

вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве, направлять своих членов для участия в работе международных конференций, совещаний и в других мероприятиях;

участвовать в работе общественных палат субъектов Федерации и направлять своих членов для участия в мероприятиях общественных объединений всех уровней;

участвовать в формировании общественных наблюдательных комиссий

оказывать содействие общественным палатам в субъектах Федерации и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества, в обеспечении их методическими материалами, предоставлять им документы и материалы, находящиеся в распоряжении ОП, проводить семинары для общественных палат и общественных объединений.

Предварительные итоги и достижения

К числу своих заслуг Общественная палата относит в первую очередь поддержку некоммерческих организаций. В частности, по мнению её представителей, благодаря вмешательству ОП удалось смягчить положения принятого в конце 2005 г. закона о НКО, при участии Палаты общественные организации страны получили на конкурсной основе государственную финансовую поддержку.

Общественная палата считает, что именно при её активном содействии удалось вовремя привлечь внимание руководства страны к проекту прокладки нефтепровода в природоохранной зоне озера Байкал (проект был изменен); принято решение об ограничении игорного бизнеса; принят закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (ОП стала координатором работы по формированию в субъектах Федерации общественных наблюдательных комиссий).

Общественной палатой проведена экспертиза более 150 проектов социально значимых федеральных законов и правительственных нормативных актов, среди которых законы о целевом капитале, о саморегулируемых организациях, о работе с обращениями граждан, о военном призыве, о местном самоуправлении и др.

Члены Палаты регулярно проводят встречи с Президентом РФ. В частности, в 2008-2009 гг. они состоялись 19 марта 2008 г. (обсуждался широкий круг вопросов общественно-политической жизни страны), 19 сентября 2008 г. (обсуждалась международная обстановка по итогам «операции по принуждению Грузии к миру») и 17 июня 2009 г. (обсуждались пути совершенствования законодательства о некоммерческих организациях).

Ежегодно Палата проводит более ста публичных мероприятий: общественных слушаний, круглых столов, выездных заседаний и др. Ежегодно на декабрьском пленарном заседании заслушивается и принимается доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества в стране.

Общественная палата РФ содействует формированию региональных общественных палат. К концу 2009 г. их создано уже 50. Члены ОП РФ вошли в 42 сформированных общественных совета при федеральных министерствах и ведомствах.

Общественная палата РФ - член Международной Ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭССИ). Кроме того, подписан соответствующий меморандум с Европейским социально-экономическим комитетом. Совместно с зарубежными партнёрами ОП провела такие мероприятия, как Международный семинар по проблемам европейской и глобальной энергетической безопасности (30 июня 2008 г.), Третий форум общественной дипломатии (15 декабря 2008 г.), слушания по проблемам развития российско-американских отношений (3 июля 2009 г., накануне визита в Россию президента США Б.Обамы).

Определённую роль Общественной палаты в обсуждении общественно важных проблем признают и её критики, которые при этом полагают, что ОП выступает в роли не инициатора этого обсуждения, а своего рода барометра общественных настроений, подтверждающего значимость соответствующих вопросов.

Работа Общественной палаты осуществляется в соответствии с планом работы Общественной палаты, подготовленным в соответствии с Положением об организации планирования деятельности Общественной палаты Российской Федерации, утвержденным советом Общественной палаты. В плане работы на соответствующий год определяются приоритетные направления деятельности в соответствии с решениями пленарного заседания, и Аппарат Общественной палаты организовывает работу по обеспечению плановых мероприятий. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Общественной палаты и оформляется протоколом. Перспективный план работы Общественной палаты формируется на срок полномочий действующего состава Общественной палаты с учетом общественно значимых интересов граждан Российской Федерации в сфере экономического и социального развития государства и развития институтов гражданского общества. План работы формируется на текущий год, полугодие, квартал, исходя из планов работы комиссий и предложений членов Общественной палаты по реализации гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение. При формировании планов работы используются информационно-аналитические материалы, материалы статистических, научных и социологических исследований, публикации средств массовой информации. Совет Общественной палаты по предложениям комиссий Общественной палаты вносит в План работы необходимые изменения.

Состав ОП РФ представлен на рис.2

Рис 2.

Общественная палата состоит из сорока двух граждан российской Федерации, утверждаемых Президентом российской Федерации, которые избирают сорок двух представителей общероссийских общественных объединений, которые совместно избирают из сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.

При этом выделяют органы Общественной палаты:

  • - совет Общественной палаты - постоянно действующий орган, состоит из 15 человек;
  • - секретарь Общественной палаты (1 человек);
  • - заместители секретаря Общественной палаты (2 человека);
  • - комиссии Общественной палаты (12 комиссий);
  • - рабочие группы Общественной палаты (33 группы).

Состав совета ОП РФ представлен на рис.3


Рис.3

В состав совета Общественной палаты, который осуществляет свою деятельность в период между пленарными заседаниями Общественной палаты, входят: секретарь Общественной палаты; заместители секретаря Общественной палаты; председатели комиссий Общественной палаты.

Совет Общественной палаты формирует проект плана работы Общественной палаты; определяет дату проведения и утверждает проект повестки очередного пленарного заседания Общественной палаты; принимает решение о проведении внеочередного пленарного заседания Общественной палаты; осуществляет процедуру принятия решения Общественной палаты методом опроса членов Общественной палаты; уведомляет членов Общественной палаты о проведении очередного пленарного заседания Палаты; приглашает представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на заседания Общественной палаты; в соответствии с решением Общественной палаты уполномочивает членов Общественной палаты участвовать в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; в период между пленарными заседаниями Общественной палаты направляет запросы от имени Общественной палаты в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации; вносит в Правительство Российской Федерации предложение по кандидатуре на должность руководителя Аппарата Общественной палаты; принимает решение и направляет руководителю федерального органа исполнительной власти предложение о создании общественного совета при данном органе; принимает решение о привлечении к работе Общественной палаты общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в ее состав; по предложению комиссий Общественной палаты принимает решение о проведении слушаний по общественно важным проблемам, гражданских форумов и иных публичных мероприятий Общественной палаты; разрабатывает и представляет на утверждение Общественной палаты Кодекс этики членов Общественной палаты; одобряет проект сметы расходов на содержание Общественной палаты на текущий финансовый год; рассматривает отчет Руководителя Аппарата Общественной палаты об исполнении сметы расходов на содержание Общественной палаты за истекший финансовый год.

Сегодня действует четвертый состав комиссии (2012-2013гг):

  • · Комиссия Общественной палаты по развитию благотворительности и волонтерства (6 человек);
  • · Комиссия Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества (12);
  • · Комиссия Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства (11);
  • · Комиссия Общественной палаты по региональному развитию и местному самоуправлению (12);
  • · Комиссия Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы (13);
  • · Комиссия Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации (10);
  • · Комиссия Общественной палаты по развитию образования (7);
  • · Комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести (11);
  • · Комиссия Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике (12);
  • · Комиссия Общественной палаты по науке и инновациям (9);
  • · Комиссия Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры (15);
  • · Комиссия по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта (8).

В состав комиссий входят только члены Общественной палаты, кроме секретаря ОП РФ и его заместителей. Основной формой работы комиссии Общественной палаты является ее заседание. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание комиссии Общественной палаты правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии. Заседание комиссии проводит председатель комиссии.

В своей деятельности комиссии формируют планы комиссий и на их основании вносят предложения по формированию плана работы Общественной палаты; осуществляют предварительное изучение материалов и их подготовку к рассмотрению Общественной палатой и советом Общественной палаты; осуществляют подготовку проектов решений Общественной палаты и совета Общественной палаты; осуществляют подготовку проектов заключений о нарушениях законодательства Российской Федерации для направления их в компетентные государственные органы или должностным лицам; в пределах своей компетенции направляют в совет Общественной палаты предложения о создании рабочих групп для иных целей и кандидатуры их руководителей; представляют проекты экспертных заключений в совет Общественной палаты; вносят предложения о проведении мероприятий в Общественной палате; вправе образовывать подкомиссии и другие структурные образования по направлениям своей работы; предлагают Общественной палате (совету Общественной палаты) направить запросы в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации по вопросам, связанным с получением информации, документов и материалов, необходимых для осуществления деятельности комиссии; рассматривают обращения граждан и организаций, поступающие в адрес Общественной палаты, осуществляют сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений.

Так же действуют Межкомиссионные рабочие группы:

  • · Межкомиссионная рабочая группа по подготовке Ежегодного доклада Общественной палаты (1человек);
  • · Межкомиссионная рабочая группа по этике и регламенту (7);
  • · Межкомиссионная рабочая группа по организации экспертной деятельности Общественной палаты (15);
  • · Межкомиссионная рабочая группа по вопросам модернизации промышленности (15);
  • · Межкомиссионная рабочая группа по проблемам детства и молодежной политике (19).

Рабочие группы:

  • · Рабочая группа по агропромышленному комплексу и продовольственным рынкам ;
  • · Рабочая группа по формированию основ системного культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения;
  • · Рабочая группа по вопросам сохранения, использования и популяризации памятников истории и культуры;
  • · Рабочая группа по выработке предложений и рекомендаций по борьбе с нарушениями прав на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интернет;
  • · Рабочая группа по совершенствованию законодательства в области культуры;
  • · Рабочая группа по общественному контролю за процессом реформирования государственной поддержки российской кинематографии и развития отечественного кинопроката;
  • · Рабочая группа по разработке концепции культурной политики Российской Федерации;
  • · Рабочая группа по проблемам мигрантов в России;
  • · Рабочая группа по вопросам законодательного регулирования интернет-пространства;
  • · Рабочая группа по проблемам информационной целостности государства в условиях реформирования системы подписки на периодическую печать в России;
  • · Рабочая группа по совершенствованию законодательства в области общественного контроля;
  • · Рабочая группа по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • · Рабочая группа по реформе МВД;
  • · Рабочая группа по совершенствованию антинаркотической политики и реформе системы наркологической помощи;
  • · Рабочая группа по мониторингу действующего законодательства;
  • · Рабочая группа по проблемам моногородов и региональной политике в сфере занятости;
  • · Рабочая группа по проблемам развития отдаленных территорий Севера и Дальнего Востока;
  • · Рабочая группа по модернизации коммунальной инфраструктуры;
  • · Рабочая группа по интеграционному развитию и использованию ресурсов циркумполярных территорий;
  • · Рабочая группа по развитию благотворительности;
  • · Рабочая группа по развитию информационного общества в России;
  • · Рабочая группа по совершенствованию трудового законодательства;
  • · Рабочая группа по поддержке социально-ориентированных НКО;
  • · Рабочая группа по социальной интеграции инвалидов (общество равных возможностей);
  • · Рабочая группа по разработке социальных стандартов и развитию системы социальной защиты населения;
  • · Рабочая группа по совершенствованию законодательства в области рекламы;
  • · Рабочая группа по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения;
  • · Рабочая группа по разработке предложений по внесению изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации";
  • · Рабочая группа по гражданскому обществу российско-американской Президентской комиссии по развитию сотрудничества;
  • · Рабочая группа по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе;
  • · Рабочая группа по участию гражданского общества в продвижении процесса всеобщего запрещения ядерных испытаний;
  • · Рабочая группа Общественной палаты по формированию и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;
  • · Рабочая группа по контролю за строительством автодороги Москва - Санкт-Петербург.

Рабочие группы создаются для проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, то есть рабочие группы являются временными рабочими органами Общественной палаты. В состав рабочих групп могут входить члены ОП, представители общественных объединений и иные граждане, привлеченные к работе Палаты.

Рабочая группа для проведения общественной экспертизы формируется комиссией Общественной палаты, ответственной за проведение общественной экспертизы. Состав такой рабочей группы утверждается советом Общественной палаты.

Рабочая группа вправе привлекать экспертов; запрашивать документы и материалы, необходимые для ее деятельности, у руководителей органов власти и иных организаций в порядке, определенном для комиссий Общественной палаты; привлекать к участию в своей деятельности общественные объединения и граждан Российской Федерации; вносить на рассмотрение комиссии предложения о проведении мероприятий в Общественной палате; решать вопросы организации своей деятельности; участвовать в проведении экспертизы проектов федеральных законов, проектов законов субъектов Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, готовить аналитические материалы и разрабатывать предложения для проектов заключений по указанным документам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на заседаниях соответствующих комиссий Общественной палаты.

Учреждением, обеспечивающим деятельность ОП РФ является Федеральное государственное учреждение "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации". Руководитель Аппарата назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению совета ОП. Общее руководство деятельностью аппарата осуществляет секретарь ОП, который назначается советом ОП РФ.

В Аппарат Общественной палаты РФ входят следующие подразделения:

  • 1. помощники руководителя Аппарата ОП РФ;
  • 2. руководство Аппарата ОП РФ;
  • 3. отдел организованного обеспечения деятельности ОП РФ;
  • 4. аналитический отдел;
  • 5. правовой отдел;
  • 6. отдел международных связей;
  • 7. пресс-служба;
  • 8. отдел по взаимодействию с органами государственной власти и местным самоуправлением;
  • 9. отдел по взаимодействию с региональными Общественными палатами и некоммерческими организаций;
  • 10. отдел финансового обеспечения, учета и отчетности;
  • 11. отдел финансового планирования и размещения государственных заказов;
  • 12. отдел по работе с персоналом;
  • 13. документационный отдел;
  • 14. секретариат;
  • 15. отдел информационных технологий;
  • 16. отдел материально-технического обеспечения;
  • 17. отдел по работе с обращениями граждан.

Структура и штат Аппарата Общественной палаты, определяются руководителем Аппарата Общественной палаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об условиях оплаты труда работников ФГУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации".

Таким образом, организационная структура ОП РФ четко сформулирована и практически не допускает дублирования полномочий.

3 и 4 декабря в Общественной палате РФ проходит пленарное заседание. Главной темой его первого дня стало обсуждение проекта ежегодного Доклада о состоянии гражданского общества в России.

В 2018 году основное внимание в Докладе уделено роли гражданского общества в реализации приоритетных национальных проектов. В подготовку Доклада были активно вовлечены региональные общественные палаты и представители некоммерческого сектора; инициативы и предложения, вошедшие в Доклад, обсуждались в ходе дискуссий на восьми форумах активных граждан «Сообщество» в федеральных округах и итоговом форуме в Москве 2-3 ноября 2018 года. Доклад будет доработан с учетом предложений участников пленарного заседания. Его финальная версия будет представлена до конца года.

На пленарном заседании о результатах проделанной за год работы и о планах на будущий год рассказали представители всех комиссий Общественной палаты РФ.

«Программа заседания довольно обширная. Нам предстоит обсудить проект Доклада состояния гражданского общества за 2018 год. Сегодня выступят все председатели комиссий.

Завтрашний день нашей работы будет посвящен 25-летию принятия Конституции, и у нас будет дискуссия о том, как мы, общество, и в первую очередь Общественная палата, помогаем достижению того идеала, который заложен в Конституции, а Конституция — это всегда идеал.

Сегодня в Общественной палате также стартовал международный форум Russia ID, посвященный актуальным вопросам современного развития гражданского общества, и его участники тоже посетят наше пленарное заседание».

Глава ОП РФ также напомнил собравшимся о том, что в субботу, 1 декабря, был открыт фестиваль гражданского общества «Добрые люди» на Пушкинской площади, и пригласил их посетить площадку фестиваля.

Председатель Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая напомнила собравшимся о том, что 3 декабря отмечается Международный день инвалидов.

«Невозможно только раз в году строить общество равных возможностей, а все остальные дни не замечать проблемы физически и ментально ограниченных людей», — сказала она.

«Меня очень часто спрашивают, что символизирует этот день? Это возможность задуматься о скоротечности, непредсказуемости жизни. Возможность ощутить, что молодость и здоровье быстро и легко растворяются во времени. Возможность понять, что от каждого из нас зависит то, как общество воспримет человека с инвалидностью.

Хочу призвать всех и в этот день, и в другие, чтобы мы с вами были открыты для всех тех, кто нуждается в нашей помощи», — сказала Диана Гурцкая.

______________________________

Член Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Галина Горбатых подчеркнула необходимость создания условий для активной и комфортной жизни людей с инвалидностью.

«Сегодня они не могут выйти на улицу и быть полностью социализированы, потому что не всегда созданы условия для инвалидов, не адаптированы социальные объекты и общественные места. Права людей с инвалидностью привязаны территориально. Не замечать 10 процентов населения — это неправильно.

Также хочу обратить внимание на низкую оплату труда тех людей, которые ухаживают за тяжелобольными инвалидами. Жить за такие деньги невозможно.

Инвалид должен иметь доступ ко всем услугам и благам общества. Создавая условия для людей с инвалидностью, мы в итоге помогаем и женщинам с колясками, и пенсионерам, и временно нетрудоспособным. Необходимо не только сегодня, но и в остальные 364 дня в году помнить о людях с инвалидностью, особенно открывая новые учреждения, проводя реконструкцию в парке, создавая социальные объекты», — сказала Галина Горбатых.

______________________________

Председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Цунаева напомнила, что 3 декабря в России отмечается День Неизвестного Солдата:

«Этот памятный день — день нашего долга перед теми людьми, которые погибли без вести, о которых ничего не известно. Культура памяти о Неизвестном Солдате есть не только в нашей стране. Один из первых пантеонов был открыт после окончания Первой мировой войны. Все понимают, что мы в долгу перед павшими защитниками Отечества, мы должны помнить об этом. Наш проект “Судьба солдата” направлен на то, чтобы мы задумались о тех, кто не вернулся с поля боя и перед кем мы в долгу».

_____________________________

Валерий Фадеев отметил растущую роль гражданского общества в разработке программ развития государства.

«Президент нашей страны говорит, что без общества решить поставленные им задачи невозможно. И это не фигура речи, это не дежурный комплимент. Когда бюрократия забывает о своих задачах, мы обязаны напоминать о них и помогать их решать», — заявил глава ОП РФ.

«Уходящий год — Год добровольца. Не знаю, сколько у нас волонтеров, но Артем Метелев (член ОП РФ, председатель совета Ассоциации волонтерских центров. — Прим. ред. ) говорит, что счет пошел на миллионы, — сказал Валерий Фадеев. — При этом целый ряд волонтерских организаций не то что имеют претензии к власти, но не очень хотят иметь с ней дело. Мы видели такую ситуацию в Ханты-Мансийске, когда нам говорили, что сложно взаимодействовать с бюрократией, что это себе дороже», — сказал Валерий Фадеев.

В своем выступлении глава Общественной палаты представил основные тезисы проекта Доклада о состоянии гражданского общества за 2018 год. Подробный материал об этом готовится к выпуску на сайте ОП РФ.

_____________________________

Заместитель Секретаря ОП РФ Александр Точенов рассказал о том, что в работе над национальными программами принимают активное участие члены Палаты, члены общественных советов при министерствах. Он затронул вопрос формирования региональных палат.

«Общественные палаты в регионах разные: у кого-то больше бюджет, у кого-то меньше, аппарат у кого-то работает, а у кого-то один человек, одним всего хватает, а у кого-то нет денег на командировку к нам сюда, в ОП РФ, причем из ближайших регионов. Поэтому мы понимаем, что все регионы разные. Должны быть гарантированные средства выделены палате, какой-то минимум.

Мы предлагаем к порядку формирования региональных палат подключить федеральную Палату. Для этого необходимо внести изменения в ФЗ 32 “Об Общественной палате Российской Федерации” и 183 “Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации”».

_____________________________

Заместитель Секретаря ОП РФ Лидия Михеева сказала, что предложения, выдвинутые в рамках работы форума активных граждан «Сообщество» по совершенствованию законодательства в сфере общественного контроля, необходимо обсуждать с теми ведомствами, которые должны готовить законодательные инициативы.

«Целесообразно просить наших коллег подключиться к этой работе, чтобы провести на их площадках обсуждение этих инициатив. Необходимо просить профильную комиссию организовать рабочую встречу или круглый стол, чтобы подключать к обсуждению Минфин, другие ведомства, чтобы наши инициативы не сработали вхолостую, получили отклик, имели двусторонний контакт перед вынесением законодательных инициатив», — добавила Михеева.

«Тема благотворительности стала модной, она перестала быть уделом лишь пассионариев, людей с горящими глазами, и становится неким элементом имиджа людей, которые хотят рассказать, что они что-то в жизни достигли, — сказал член ОП РФ. — Само понятие благотворительности в обществе размыто. Оно включает в себя волонтерство, спонсорство. Прошедший год волонтеров только усилил эти тенденции».

Александр Ткаченко также отметил, что Россия в последнее время поднялась в рейтинге благотворительности.

«Растет доверие граждан к благотворительным организациям, нынешняя ситуация радикально отличается от того, с чего начиналась деятельность благотворительных организаций в стране. Глубокие корни благотворительности всегда были свойственны россиянам, но мы до сих пор не пришли к тому, чтобы благотворительность стала нормой жизни. Модной она уже стала, а вот нормальной частью общественной жизни — еще нет», — сказал Ткаченко.

______________________________

Председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор рассказал о том, что общественники много занимались темой ветхого и аварийного жилья: «Наша комиссия выступала за сохранение Фонда реформирования ЖКХ, и мы были услышаны. Поэтому теперь там, где есть в ваших регионах аварийное и ветхое жилье, будет строиться новое».

«Важно, чтобы к нашим выездным мероприятиям в регионах присоединялись мэры городов и губернаторы. У нас большой план по таким выездам на следующий год — когда мы приезжаем с инспекцией, помогайте нам и принимайте участие в наших мероприятиях, чтобы делать совместные выводы», — призвал общественник.

«Мы за конкретные результаты работы: не было крыши — она появилась, не было газа в трех деревнях Ленинградской области после нашей проверки — теперь он там есть, и будет еще в пяти», — рассказал Шпектор.

_______________________________

Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов подчеркнул, что уходящий год был активен в части пространственного развития России, доля заслуги в этом принадлежит работе Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, которая за год провела 152 мероприятия, охватив 44 региона.

«Есть несколько новых тем: малые города, малые территории, сельские местности — об этом говорили больше, чем в предыдущие годы. Не случайно форум по этой проблематике в Калининграде оказался не только самым массовым форумом “Сообщества”, но и самым массовым гражданским мероприятием за пределами Москвы.

Мы много говорили, что надо комплексно подходить к решению задач в сфере развития городской среды. Это не только и не столько благоустройство — здесь нужно соединить мнение граждан, экспертов и власти для того, чтобы вся социальная, коммунальная, городская инфраструктура работала в едином ключе.

Сегодня нам надо переходить от слов к делу. От того, что мы формируем в повестку, к тому, чтобы непосредственно принимать участие в решении проблем, в конкретике — это то, чего мы должны добиться в 2019 году», — заключил Андрей Максимов.

____________________________

«Наша историческая память, наше внимание к тому, что происходило в нашей стране, уходит. Потому что политика, потому что много проблем в жизни», — заявила Елена Цунаева, председатель Комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию.

Она рассказала, что недавно участвовала в дебатах на тему патриотизма, и у всех оппонентов был один главный аргумент — о каком патриотизме может идти речь, если нет дорог, если низкие пенсии?

«Комиссия много работала в этом направлении, много сделано. На площадке проводились мероприятия, посвященные волонтерской деятельности — о них сказано в Докладе. Очень много задач впереди. Важно не утратить темп, разобраться в терминологии, в позиционировании. Есть проблема разницы в понятиях. Не все понимают, кто они — волонтеры, общественные деятели или активисты», — добавила Цунаева.

При этом она подчеркнула, что не всегда эта работа может дать результат: «Очень хочется, чтобы мы внутри палаты понимали, что все, что мы делаем, — ради справедливости и ради того, чтобы волонтеры и благотворители поверили, что государство готово с ними работать и прислушиваться к ним».

______________________________

Первый заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий рассказал о проблемах, связанных с продовольственной безопасностью.

«На сегодня процент фальсифицированной продукции, которая находится на реализации, по разным оценкам, составляет от 40 до 84. И что самое возмутительное, это касается и продуктов детского ассортимента. Для решения этой проблемы создана специальная рабочая группа. Мы предполагаем инициировать большое количество изменений на законодательном уровне, и они требуют скорейшего воплощения. Особенно это касается питания в детских учреждениях», — сказал общественник.

______________________________

В июне, лишь немного не дожив до своего 90-летия, ушел из жизни поэт Андрей Дементьев . Он до конца своей жизни вел активную общественную деятельность, являясь членом Общественной палаты Российской Федерации. Незадолго до своей смерти он выступил на майском пленарном заседании ОП РФ .

Супруга поэта Анна Пугач поблагодарила членов Общественной палаты РФ за решение о названии одного из залов Палаты в честь Андрея Дементьева. «Он очень гордился тем, что он член Общественной палаты РФ», — сказала она.

____________________________

Уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова напомнила, что голос общественников в теме защиты детства особенно важен. По ее мнению, благодаря совместным усилиям многого удалось добиться. Разработан и уже начал реализовываться план мероприятий по предоставлению паллиативной помощи в РФ. Идет работа над единым планом мероприятий по безопасности в общеобразовательных заведениях.

«Защита прав детей-сирот — трепетная тема, здесь выявляется много нарушений, в том числе в одной из самых болезненных областей — обеспечении детей-сирот жильем. У нас есть конкретные предложения, надеюсь, что вместе с вами мы сделаем дальнейшие шаги по их продвижению: сегодня мы предлагаем передать Министерству строительства РФ полномочия по решению задачи обеспечения жильем детей-сирот.

Не так давно мы объявили о необходимости проверки детских домов-интернатов, уверена, что это направление, которое не оставит равнодушными вас как экспертов, поможет усилить контроль за этой деятельностью и, самое главное, поможет выработать направления по их совершенствованию. Говоря об общих и частных вещах, мы можем бесконечно говорить о статистике, но очень важно, чтобы за ней мы не забывали о конкретной судьбе каждого ребенка», — считает Анна Кузнецова.

____________________________

С приветственным словом к участникам пленарного заседания обратился начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков .

«Общественная палата РФ — уникальный институт. В нем заложена высокая философская идея взаимодействия общества и власти. И в целом институт уже успел состояться как опора политической власти и проводник общественного контроля. Вы не представляете политические институты — вы представляется общество. Результаты объективно показывают, что ОП РФ заняла свою нишу и свою роль успешно выполняет, об этом говорит и реакция общественных сил», — сказал он.

Он подчеркнул важность общественных региональных палат, пояснив, что Россия — очень разная страна и те законодательные инициативы, которые исходят из федерального центра, часто нуждаются в адаптации в привязке к местности.

Сергей Новиков привел в пример изменения в пенсионном законодательстве, напомнив, что после дискуссий в регионах были предложены изменения, которые были внесены на стадии второго чтения.

«Видно, что в последние годы все больше средств инвестируется в общественный сектор. Восемь миллиардов рублей выделено в этом году на проекты НКО», — рассказал Новиков, констатировав рост активности в регионах: в этом году только 12 процентов финансирования пришлось на московские НКО, все остальные 88 процентов — это проекты, поддержанные в регионах.

«Гражданская активность сместилась в регионы. В 2018 году финансирование получили проекты из всех регионов. Растет культура проектной работы, растет качество общественных инициатив», — сказал он.

___________________________

Председатель Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок отметила, что основные направления работы комиссии за прошедший год были связаны с решением проблемы бедности и социального неравенства: «Это те направления работы, которыми пронизан указ Президента».

«Мы обсуждали сложный вопрос, связанный с пенсионными изменениями. Совместно с региональными общественными палатами проводили дискуссии, и наши предложения были учтены в принятом законе. Другой законопроект, который мы обсуждали очень долго, связан с содействием развитию социального предпринимательства. Мы тоже сформировали тот пул предложений, который должен войти в действующий закон.

2019 год для нас — это майский указ и нацпроекты. Практически каждый из национальных проектов имеет социальную направленность. Будем рассматривать их, выходить со своими предложениями», — поделилась она.

___________________________

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова рассказала о флагманском проекте комиссии «#РегионНКО».

«В рамках проекта мы представляем различные регионы-лидеры с точки зрения поддержки в них социального предпринимательства и разработки какой-либо инновации в этой сфере. Этот проект мы планируем продолжать. Мы будем делать также выездные площадки и проводить общественный мониторинг того, как развиваются программы получения субсидий и поддержки НКО в регионах», — сказала она.

«Мы работаем по выходу НКО на рынок социальных услуг и получения ими статуса исполнителя общественно полезных услуг. Это направление медленно развивается, пока их таких всего 170 организаций по России, потому что у этого статуса нет никаких преференций. Есть барьеры и проблемы, но процесс идет. Мы уже сделали итоговые рекомендации и отправили в соответствующие министерства. Это длительный проект, он идет и требует включения всех участников», — отметила общественница.

___________________________

Член Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Павел Пожигайло обратил внимание на проблему общего уровня культурного развития молодежи, которая не воспитывается на классической музыке, классической литературе, качественных театральных постановках. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо реализовать нацпроекты в корреляции друг с другом.

«Предлагаю создавать в Общественной палате межкомиссионные группы под точные задачи на определенный период времени. Это было бы полезно, если в рамках Общественной палаты мы могли формировать такие координационные группы для решения вполне конкретных задач в условиях современных нацпроектов», — добавил член ОП РФ.

___________________________

«В этом году у нас прошло масштабное общественное наблюдение за президентскими выборами, все вы принимали в этом активное участие», — напомнил Максим Григорьев , заместитель руководителя рабочей группы Общественной палаты РФ по мониторингу реализации избирательных прав граждан.

«Сейчас надо расширять эту практику на региональные выборы. Накал страстей там бывает не меньше, чем на выборах федерального уровня. Так что то, что мы делаем, актуально и для регионов», — уверен он.

Максим Григорьев призвал коллег из регионов взять под свой контроль ситуацию с подготовкой изменений в закон о региональных выборах: «Чтобы мы могли полноценно наблюдать за тем, как проходят выборы и на местном уровне».

___________________________

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Юлия Зимова рассказала об основных направлениях работы комиссии, связанных в первую очередь с реализацией плана Десятилетия детства.

«Нам выпала честь разрабатывать раздел “Ребенок и его право на семью”, и нам удалось внести туда важные пункты. По нацпроекту “Демография” также было много сделано моими коллегами. Кроме того, мы проводим общественный мониторинг семейной политики, есть предложение использовать опыт Сахалина на Дальнем Востоке, чтобы увеличить суммарный коэффициент рождаемости», — отметила она.

«У нас активно работает группа по поддержке многодетных семей при Комиссии ОП РФ, мы провели мониторинг мер их социальной поддержки, и результаты мониторинга были услышаны в Совете Федерации и учтены при разработке закона о статусе многодетных семей», — отметила член ОП РФ.

Общественница также поделилась достижениями в части мониторинга организаций для детей-сирот: «Впервые мы добились того, что квота общественников, входящих в рабочую группу, должна составлять 40 процентов».

____________________________

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин уверен, что свои основные силы Общественная палата должна бросить на борьбу с бедностью.

«На прошлой неделе Минтруд сообщил, что запускает эксперимент по борьбе с бедностью в пилотных регионах. Так, запланировано персонифицированное выявление российских семей, проживающих за чертой бедности, чтобы разработать для них траекторию выхода из малообеспеченности. Полагаю, что нам как Общественной палате нужно самым внимательным образом следить, как это реализуется не на бумаге, а в реальной жизни конкретных людей и конкретных семей», — сказал он.

Запрос на справедливость и снижение неравенства — один из главных запросов в обществе и один приоритетов в работе ОП РФ, подчеркнул Илья Семин.

«Мне кажется, что в следующем году нам стоит придать этой работе еще более ярко выраженный прикладной акцент. С тем чтобы разработать и представить предложения ОП РФ по участию гражданского общества в решении задачи снижения неравенства. Это могут быть новые формы волонтерства, обеспечения равного доступа людей к социальным услугам, продовольственной помощи, повышения доходов граждан, налогового стимулирования развития малых городов и многие другие вопросы. Предлагаю также провести международную конференцию по вопросам снижения неравенства в обществе», — заключил общественник.

____________________________

О необходимости актуализации работы общественных советов при министерствах сказал первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Андрей Разбродин .

«Наша задача — заставить их работать в том направлении, которое нам всем нужно. Считаю, что общественные советы должны хотя бы раз в год отчитываться как по повестке, так и по результатам работы. Таким образом мы сможем обмениваться опытом по формированию требований Общественной палаты к общественным советам», — подчеркнул Разбродин.

____________________________

Заместитель председателя Комиссии по физической культуре и популяризации здорового образа жизни Елена Истягина-Елисеева обозначила планы работы на следующий год.

«Сейчас ведется активная работа над национальным проектом “Демография”. Как член экспертной группы по его выполнению хочу отметить: абсолютно точно нам, общественникам, необходимо ввести систему мониторинга его исполнения. На каждом заседании рабочей группы нацпроекта эксперты сталкиваются с тем, что недостаточно данных по тем или иным показателям, либо они неполные, либо и вовсе отсутствуют. У нас нет реальной картины, какие при этом существуют индикаторы эффективности, правильно ли расходуются деньги и в каком количестве.

Следующий важный аспект — это строительство спортобъектов. Это важно и нужно, но вопрос в том, где их строят. Часто так бывает, что строятся не те, что требуются для конкретного региона. Обратная связь с местными жителями отсутствует. Проблема взаимодействия не решена.

И в-третьих, двое из трех молодых людей прекращают заниматься систематическими занятиями физической культурой и спортом, когда завершают обучение в вузе. Это говорит о том, что система вовлечения и агитация здорового образа жизни хромает. Так, например, в Санкт-Петербурге недавно закрыли программу “Папа, мама, я — спортивная семья”, существующую с 1969 по 1984 год и в новом формате с 2012 по 2018 год. Закрыли, ссылаясь на нерентабельность, о семейных ценностях и популяризации здорового образа жизни при этом забыли. Как директор Государственного музея спорта отмечу, через пропаганду мы можем формировать правильные привычки и интерес у населения к здоровому образу жизни.

Количество и качество агитационных материалов — это один из важных аспектов нашей работы на следующий год», — заключила Елена Истягина-Елисеева.

__________________________

«Все мы сегодня являемся свидетелями того, что в религиозной и национальных сферах идет беспрецедентная информационная атака на умы наших сограждан, особенно молодежи», — уверен заместитель председателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, заместитель председателя комиссии Альбир Крганов .

«Происходит смена понятий, смыслов, игра на чувствах верующих людей. Необходимо вместе с представителями власти, традиционных религий, общественностью вырабатывать новые формы взаимодействия, искать эффективные методы борьбы с псевдорелигиозным экстремизмом, — отметил общественник. — Нам требуются конструктивные, молодежные организации по интересам и позитивным целям по профилактике экстремистских идеологий. Сегодня явно недостаточно интернет-ресурсов, которые занимаются контрпропагандой экстремизма».

___________________________

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко рассказал об анализе национального проекта «Демография», который призван повысить показатель естественного прироста населения страны.

«Сегодня на поддержку семьи в России тратится примерно 0,5 процента ВВП, Президент поставил задачу увеличить этот показатель до двух процентов, а в перспективе до трех процентов. Нужно ориентироваться на более высокий уровень, — сказал он. — Считаем, нужно делать упор на многодетные семьи, поддерживать их и стремиться к тому, чтобы количество многодетных семей увеличивалось. Также предлагаем уделить внимание институту сертифицированных нянь. Это большой штат рабочих мест и фактор, который может помочь добиться увеличения рождаемости детей».

«Другой важный момент — уменьшение неравенства в обществе. Я не говорю о разнице в доходах, я прошу обратить внимание на разницу в расходах. В многодетных семьях расходы постоянно растут, и поэтому риск стать малообеспеченными у них выше. Считаю, надо создать рабочую группу или координационный совет, который займется этим вопросом», — сказал общественник.

____________________________

Вячеслав Алексеев , член Общественной палаты от Республики Саха (Якутия), привел информацию по загрязнению водных объектов в руслах рек Ирелях, Малая Ботуобия и Вилюй.

«Граждане республики обеспокоены загрязнением этих водных объектов. В результате более 200 тысяч жителей испытывают сложности с питьевой водой», — рассказал Алексеев.

Он также рассказал о том, что компания «Алроса», по вине которой произошло загрязнение, ведет агрессивную юридическую защиту.

«ОП Республики Саха (Якутия) просит федеральную Общественную палату организовать публичные мероприятия по данному вопросу и взять эту ситуацию под контроль», — обратился к коллегам Вячеслав Алексеев.

__________________________

Член Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, член ОП Рязанской области Ольга Воронова отметила значимость развития общественной дипломатии.

«На своем опыте, а именно опыта работы в Общественной палате Рязанской области, я убедилась в том, что этот уровень взаимодействия между народами, общественная дипломатия, необходим сегодня. В этом году мы заключили соглашение о сотрудничестве с общественными палатами республик Абхазия и Южная Осетия, с учетом того факта, что в этом году отмечается 10 лет признания Российской Федерацией их государственной независимости после известных событий августа 2008 года, — сказала она. — Мы заключили соглашение с русским центром Донецкой Народной Республики. Этот опыт показал нам, что взаимодействие с новыми становящимися институтами этих территорий очень важно для нас».

___________________________

Член Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Ольга Голышенкова считает, что тема человеческого потенциала как драйвера технологического развития России должна стать одной из основных для работы ОП РФ в следующем году.

«Прорыв, о котором говорит Президент, не произойдет сам собой или только от того, что мы о нем говорим. Необходимо действовать. Что ОП может сделать для развития цифровой экономики?

Мы начали серию мероприятий в сфере экономики будущего. В рамках этих мероприятий многие испытывают интерес к тому, что происходит с точки зрения технологического развития в нашей стране. Европе интересно, что делается в России. Тут есть место народной дипломатии и международному сотрудничеству. Как мы предлагаем развивать человеческий потенциал? Предлагаем на базе ОП проводить встречи по просвещению населения в сфере цифровой грамотности. Нужно консолидировать усилия по формированию прослойки граждан, которые думают как предприниматели», — сказала Ольга Голышенкова.

____________________________

Член Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Элина Жгутова подняла проблему неправомерного вмешательства в дела семьи, которая препятствует поставленной перед страной задачей по улучшению демографической ситуации.

«В этом году на пространство общественного обсуждения вынесена проблемы бедной семьи и вторжения в такую семью. Мы даем рекомендации судам, чтобы не принимались решения на основании того, что в семье не хватает элементарных продуктов, вещей, спальных мест. Мы говорим, говорили и будем говорить об этом, потому что проблема есть и пока не решается. Семья входит в любой национальный проект, это ячейка общества, и, если мы будем беспардонно влезать в эту семью каждый раз под каким-то предлогом, думаю, о демографических показателях можно будет забыть», — сказала она.

____________________________

Заместитель председателя Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Константин Комков привел результаты исследования о взаимоотношениях региональных общественных палат со средствами массовой информации.

«Не найдя регулярные контакты с традиционными СМИ, многие палаты уделяют много внимания работе в интернете — это правильное направление. Это то, что можно и нужно развивать и дальше.

Еще один момент — есть большой запрос на присутствие в региональных СМИ представителей общественных палат в качестве экспертов.

Третий момент — в новых реалиях люди, проводя в социальных сетях все больше и больше времени, трансформируют реальность и рассчитывают на ответ со стороны брендов. Поэтому обучение работе с медиа — один из акцентов, который мог быть интересен.

Также есть запрос на новую форму взаимодействия региональных пресс-служб и федеральной пресс-службы.

Потенциальный интерес состоит в создании онлайн-площадок для коммуникации и обратной связи с гражданами», — рассказал он.

___________________________

Первый заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Вячеслав Бочаров призвал коллег из регионов уделять больше внимания патриотическому воспитанию среди детей и молодежи.

«Нужно, чтобы дети смотрели на Родину как на Родину-мать, а не на место временного пребывания», — сказал он.

«Я проанализировал работы комиссий Общественной палаты и отмечу, что в течение года была проведена огромная работа, поступило около 15 тысяч обращений граждан, и в большинстве своем члены ОП РФ их отработали», — отметил он, призвав коллег быть более настойчивыми в запросах в вышестоящие инстанции при работе с обращениями граждан.

Общественная палата Российской Федерации была сформирована в соответствии с . Согласно Закону, Общественная палата избирается каждые три года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.

Согласно федеральному закону №235-ФЗ от 23 июля 2013 года Общественная палата должна состоять из 168 (ранее — из 126) членов, представляющих 3 равнозначные группы. Это 40 граждан, которых указом утверждает Президент РФ; 85 представителей региональных общественных палат; 43 представителя общероссийских общественных объединений.

10 июня 2008 г. был принят Федеральный закон №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Во исполнение Закона, Общественная палата стала координатором работы по формированию , образуемых в субъектах Российской Федерации.

В целях проведения общественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. В 2009 г., благодаря поправкам в законодательство, был установлен порядок, в соответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят Общественной палаты.

Палата использует разнообразные формы своей работы: общественные слушания, круглые столы, выездные заседания и др. Ежегодно проводится несколько сотен публичных мероприятий. Пленарные заседания собирают всех членов Палаты. На них рассматриваются наиболее значимые вопросы развития страны и гражданского общества. В среднем проводится 3-4 пленарных заседаний в год. На первом, организационном пленарном заседании очередного состава члены Палаты принимают решения об избрании Секретаря Общественной палаты и его заместителей, о формировании рабочих органов — и . Ежегодно на декабрьском пленарном заседании заслушивается и принимается .

Общественная палата Российской Федерации содействует формированию региональных общественных палат . Члены Палаты входят в общественные советы при федеральных министерствах и ведомствах.

Палата активно развивает международное сотрудничество. С момента создания Общественной палаты подписано более двадцати пяти меморандумов и соглашений о сотрудничестве с аналогичными институтами гражданского общества в различных странах. С 2011 года ОП РФ входит в Президиум Международной Ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ). В 2013-2015 гг. ОП РФ была председателем МАЭСССИ.

В соответствии с Федеральным законом "Об Общественной палате Российской Федерации" рабочая группа вправе:

Рекомендовать Общественной палате направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы;

Предложить Общественной палате направить членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом экспертизы;

Предложить Общественной палате направить членов Общественной палаты на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов, являющиеся объектом экспертизы.



Просмотров