Соприкосновения будет подписано в соглашении. Эксперт: договор о разграничении полномочий РФ и Татарстана стоит продлить

Больше не первый среди равных? 24 июля 2017 истекает срок действия договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан, действовавший в новом виде с 2007 года. К 2017 году Татарстан остался единственным субъектом нашей страны, где главой региона является президент. Сегодня стало известно, что Администрация Президента будет рекомендовать Владимиру Путину не продлевать договор с Татарстаном. Почему Кремль идет на такой шаг и какова судьба дальнейших взаимоотношений между «особенным» регионом и федеральным центром - в материале «ФедералПресс».

Как пишет главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов , Администрация Президента будет рекомендовать главе государства не продлевать федеративный договор с Татарстаном. Об этом Венедиктов сообщил в своем Telegram канале, ссылаясь на федерального чиновника высокого уровня. По словам медиаменеджера, в Администрации главы государства обсуждались разные варианты, но возобладало мнение куратора внутриполитического блока - заместителя главы АП Сергея Кириенко , который считает, что нет необходимости пролонгировать договор.

Символ или предмет конфликта?

Российские политологи, как федеральные, так и живущие непосредственно в Татарстане, отмечают, что у действовавшего договора был в основном символический характер. Доцент кафедры политологии института социально-философских наук и медиакоммуникаций КФУ Виктор Сидоров заявил «ФедералПресс», что истечение срока действия данного документа не отразится на жизни простых людей.

«У такого рода договоров есть свои функции, плюсы и минусы, в разное время существует разный запрос на договор как со стороны центра, так и со стороны субъекта федерации. В какой-то степени договор может быть полезен, он может усилить федеративные начала. В 2007-м году договор был нужен как символ федеративных оснований России, поэтому он и был продлен. [Первый президент Татарстана] Минтимер Шаймиев обладал огромным весом и продвигал договор именно как символ федерации. Возможно формальный договор заменят неформальные договоренности - тогда никто не проиграет»,- отметил эксперт.

Позиция политолога Андрея Колядина созвучна той, что озвучил Виктор Сидоров. Он также считает, что гораздо важнее неформальные договоренности. При этом он отметил, что решение о непродлении договора может быть обосновано тем, что Администрация Президента хочет устранить любые диспропорции внутри государства, тем самым предотвратив развитие сепаратистских настроений в регионах.

«Договор создавал особые условия для существования отдельной республики. Понятно совершенно, что другие республики были заинтересованы в том, чтобы у них были не худшие условия, а может даже и лучшие. Любая диспропорция внутри государства вызывает зависть и желание достичь таких же результатов в переговорах с государством. В конце концов это приводит к определенным потугам на сепаратизм. Исходя из этого, создавать особые условия наверное не совсем верно. Нужно выстраивать взаимоотношения на основе федеральных программ, соответствующих проектов, которые не ухудшают жизнь на данной территории», - считает Колядин.

Несмотря на исключительную символичность договора, его непродление может привести к определенным политическим последствиям. Внутри элитные противостояния в Республике Татарстан могут обостриться. А позиции [президента Республики Татарстан] Рустама Минниханова могут ослабеть. Такую точку зрения выразил политолог Аббас Галлямов в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».

«Это приведёт к политическому ослаблению нынешнего руководителя. Естественно, количество конфликтов возрастёт. Поэтому я думаю, что Кремль договор все-таки продлит. Если только он не решил поменять Минниханова, но это вряд ли. Тот лоялен, так что в общем его менять незачем. Постепенно власть станет слабеть, беспорядка будет больше. Поэтому я думаю, что все-таки продлят», - резюмировал Галлямов.

В пресс-службе президента Республики Татарстан о судьбе документа с корреспондентом «ФедералПресс» говорить отказались. «Мы данную тему не комментируем», - заявил заместитель руководителя пресс-службы главы региона Лаззат Хайдаров .

Однако, в целом позиция руководства республики по поводу договора известна. Как писала газета «Коммерсант» 26 июня, Рустам Минниханов в разговоре с изданием отмечал, что новые договоры не ухудшают, а повышают ответственность той или иной территории перед федеральным центром. В свою очередь, председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин еще год назад заявлял о том, что договор должен быть продлен. Такой же позиции придерживается и Минтимер Шаймиев. По информации «Коммерсанта», в апреле на съезде народов Татарстана политик заявлял, что договор может быть продлен без каких-изменений в содержание как конституционная норма, которая при этом будет способствовать укреплению федеративных основ всего государства. «Учитывая созидательный характер данного договора, результаты которого мы видим в успешном развитии республики, он имеет право на жизнь», - говорил тогда Шаймиев, занимающий к тому же должность советника Сергея Кириенко на общественных началах.

С чего все начиналось?

Углубимся в историю. Впервые Татарстан появился на карте России в 1920 году, когда была образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика. На правах автономии в составе Советской России регион существовал до 30 августа 1990 года. Тогда Верховный Совет ТАССР принял декларацию о государственном суверенитете Татарстана. В 1992 году субъект получил свое нынешнее наименование. Тогда же состоялся референдум о государственном статусе Республики Татарстан. В том же году местные власти отказались подписать федеративный договор с Российской Федерацией, а в принятой 30 ноября 1992 года Конституции Республики Татарстан регион назван суверенным государством.

Договор о разграничении полномочий, несмотря на все сложности, все-таки был подписан. Произошло это через два с половиной года после распада Советского Союза - 15 февраля 1994-го. Татарстану разрешалось иметь свою Конституцию и законодательство, взимать республиканские налоги и формировать республиканский бюджет. Также регион имел право помиловать осужденных местными судами, самостоятельно решать вопросы адвокатуры и нотариата. Кроме того, органы государственной власти, согласно документу, имели право осуществлять правовое регулирование административных, семейных, жилищных отношений, отношений в области охраны окружающей среды и природопользования. При этом недра республики, согласно документу, принадлежали народу, проживающему на территории субъекта.

Разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между центром и регионом базировалось на трех законодательных актах - Конституции Татарстана, Конституции России и заключенного договора.

Спустя 6 лет Татарстан стал «равноправным» субъектом Российской Федерации с суверенными полномочиями. А в 2002 году регион привел свою конституцию в соответствие с федеральной.

В 2006 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев и президент России Владимир Путин подписали новый договор о разграничении полномочий. В нем установлено совместное использование природных ресурсов, использование двух государственных языков - русского и татарского в рамках. Глава субъекта при этом обязан в равной степени владеть обоими. 11 лет назад соглашение вызвало критику со стороны Совета Федерации, который наложил на него вето. Тем не менее, 26 июня 2007 года новая редакция договора все-таки была принята. Срок его действия истекает 24 июля 2017 года.

Фото: пресс-служба президента России

11 августа 2017 года истек срок действия договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Республикой Татарстан.

Нового договора нет и не предвидится.

Если эта новость оставила вас равнодушной, то, с точки зрения практической политики, вы, возможно, правы. После прекращения действия договора реальная схема взаимотношений двух Кремлей – московского и казанского – никак не поменялась.

Но вот с точки зрения юридической казуистики, событие, которое только что имело место, можно назвать эпохальным.

Речь идет о таком краеугольном понятии как территориальная целостность России – о юридических основах нахождения Татарстана в составе нашего государства.

Согласно Конституции Татарстана, договор о разграничении полномочий между между Москвой и Казанью – одна из трех главных причин, в силу которых этот регион является субъектом РФ.

Самая первая статья основного закона республики гласит: “ Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией РФ, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан”.

В переводе с юридического языка на общепонятный эта формулировка означает или, выразимся осторожнее, может означать следующее: так как договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Казанью больше нет, то нахождение Татарстана в составе России оказывается под вопросом .

К счастью, юридическая реальность далеко не всегда совпадает с реальностью как таковой.

Вне зависимости от того, что написано в официальных документах, Татарстан не выйдет из состава России не сегодня, не завтра и не послезавтра.

Но отмахиваться от возникшей юридической коллизии как от чего-то малозначимого тоже нельзя.

Мы столкнулись вовсе не с мелким юридическим курьезом, представляющий интерес только для любителей конституционного права.

Мы столкнулись с необходимостью выстроить новую схему взаимоотношений между федеральным центром и одним из самых значимых и влиятельных регионов России.

Старая ельцинская схема этих взаимооотношений только что умерла. А новая путинская, несмотря на длительность пребывания нынешнего президента у власти, еще не выстроена.

Находясь 6 августа 1990 года с визитом в Казани, только что избранный председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин сказал свою судьбоносную фразу: “Берите суверенитета столько, сколько сможете проголотить”. Любезные хозяева Ельцина, первую скрипку среди которых играл занимавший тогда должность руководителя местного обкома КПСС Минтимер Шаймиев, вспользовались этим приглашением на полную катушку.

В период резкого ослабления центральных структур власти, совпавший с ельцинским правлением, Татарстан под лидерством Шаймиева взял курс на максимизацию своей самостоятельности.

Обратите внимание на процитированную выше первую статью основного закона республики: “ Татарстан – государство, объединенное с РФ”.

Обратите – и сравните с основным законом другой нашей республики, чье руководство во времена Ельцина тоже весьма преуспело в деле давления на федеральный центр: “ Республика Башкортостан являетеся демократическим правовым государством в составе РФ”.

Чувствуете разницу?

В ельцинский период нашей истории политическая элита в Казани делала все, чтобы в Москве постоянно “чувствовали разницу” между Татарстаном и другими российскими регионами.

В декабре 1993 года республика фактически бойкотировала референдум о принятии новой Конституции России.

Явка избирателей в Татарстане составила менее 15%. А в одном из районов с населением в тридцать тысяч человек на участки пришли только три избирателя.

Аналогичным образом в Татарстане тогда провалились выборы в новый федеральный парламент.

Своих посланцев в Государственную Думу и Совет Федерации республика отправила только после подписания в феврале 1994 года первого договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью.

Но даже после подписания этого договора Минтемир Шаймиев разными способами давал понять: Татарстан – это нечто большое, чем рядовый субъект Российской Федерации.

Мелкий, но красочный пример. Название КГБ исчезло из официального обихода в Москве осенью 1991 года. Но вот в Татарстане КГБ продолжило свое существование аж до весны 2001 года.

Постоянная игра команды Шаймиева на грани – или, как считают некоторые, даже чуть-чуть за гранью – вовсе необязательно может считаться доказатательством наличия у руководства республики сепаратистких настроений.

В 90-ые годы шустрые региональные руководители часто использовали подлитические угрозы как рычаг для выбивания из федерального центра экономических преференций.

Вот, например, как первый президент Ингушетии Руслан Аушев выбил из премьера Черномырдина право создать в своей республике свободную экономическую зону.

Цитирую рассказ Аушева своему другу и биографу Владимиру Снеригреву: “ Я уже немного поднаторел в коридорах власти, знал, что к делу лучше подходить не сразу, лучше сначала собеседника подготовить. Поэтому начал издалека: - Виктор Степанович, беда у нас. Совсем плохо: денег нет, беженцы зиму провели без крыши над головой. Подбросьте нам с барского стола.

Но к Черномырдину все тогда шли ровно с такими разговорами, поэтому ответ был предопределен: - Денег у меня нет. Не проси и не надейся.

Тогда я его слегка пошантажировал: -Раз не даете денег, тогда дайти независимость.

Он удивленно поднял брови и даже привстал со стола: - Пошел ты знаешь куда! Хватит нам одного Дудаева.

Ага, теперь можно и козыри выклыдывать: - Виктор Степанович, денег у центра нет и не предвидится. Разрешите на самим их заработать. На общее дело. - Это как? - Да вот есть одна идея”.

Не знаю, ограничивались ли аппетиты команды Шаймиева “шантажом” федерального центра или у Казани при Ельцине были более обширные амбиции. Но факт в том, что ельцинская эпоха закончилась, а при Путине Татарстан начали постпенно “возврщать в строй”.

В 2006 году Путин и Шаймиев, правда, подписали новый договор о разграничении полномочий между Москвой и Казанью. Но уже тогда руководству Татарстана сделали прозрачный намек: так дальше дело не пойдет.

Уже после того, как на договоре появилась подпись ВВП, такой абсолютно послушный орган как Совет Федерации вдруг “взбунтовался” и проголосовал против. Документ был удтвержден только тогда, когда президент и Государственная Дума вместе преодолели вето Совета Федерации.

И вот летом 2017 года Татарстан остался без договора о разграничении полномочий.

Как выходить из этой ситуации? Я противник любых проявлений сепаратизма и попыток отдельных регионов выбить для себя полунезависимый статус. Есть и еще один аргумент против подписания нового договора о разграничении полномочий.

Для подобного документа сейчас просто нет “начинки”:

В отличии от прошлых времен все вопросы взаимоотношений центра и регионов теперь регулируются федеральными законами.

Но одновременно я убежден: Москва должна избегать любых действий, которые могут быть охарактеризованы как унижение Татарстана или проявление к нему неуважения.

Для восточных – и не только восточных – обществ это не просто важно, а архиважно.

Федеральный центр и руководство Татарстана должны совместно найти компромиссное, популярное и юридически выверенное решение.

Судя по моим разговорам со знатоками казанского политического закулисья, чиновники в Москве и Казани уже понимают контуры такого решения.

Не буду вдаваться детали, которые интересны и даже понятны только юристам. Главное то, что компромисс и возможен, и крайне желателен.

Федеральный центр и Татарстан смогли не поссориться в “лихие” 90-ые. В “стабильные”десятые у них тем более нет такого права.

Напомним, что в статье 1 татарстанской Конституции написано, что «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией РФ, Конституцией РТ и Договором РФ и РТ». Но ведь, как известно, на сарае непечатное слово написано, а там дрова лежат. Мы решили поинтересоваться у наших экспертов, не тот ли самый это случай.

Табрис ЯРУЛЛИН , председатель Всемирного форума татарской молодежи:

Конечно, необходимость в пролонгации Договора есть. Добровольно в политике на государственном уровне от таких вещей не отказываются. Пролонгация должна пройти, и это касается не только идеологии. В договоре прописаны вполне конкретные вещи – например, международные отношения РТ. Обычно люди спрашивают, что мне дает договор, как это отразится на моем кармане. Это понятный вопрос, все считают деньги, и, думаю, на него есть ответ. По договору Татарстан может вести самостоятельную международную деятельность, и она у нас практически никогда не связана с политикой, а всегда связана с привлечением инвестиций. Например, я считаю, что успех СЭЗ «Алабуга», которая одна производит столько, сколько все СЭЗ России вместе взятые, в том числе показатель того, что власти Татарстана довольно успешно реализовали этот пункт договора.

Второе. Мы – единственная республика, у которой есть свое представительство в РФ, что прописано в Договоре. Это - действенный орган, не номинальный и не просто представительская организация. Очень деятельный рабочий орган, и его руководитель является заместителем премьер-министра РТ, то есть входит в ТОП-10 первых лиц руководства РТ.

Ну, естественно, меня как представителя татарской организации волнует то, что в договоре есть пункт о поддержке самобытной культуры вне Татарстана. Мы знаем, что у нас есть Всемирный конгресс татар и огромная сеть татарских общественных организаций по всему миру. Недавно в Казани прошел съезд ВКТ, на который съехались представители 40 стран. Это - большая сила, и не поддерживать дружбу с такими организациями было бы неправильно. И мне кажется, что в федеральном центре это тоже очень хорошо понимают. Мы часто слышим про русский мир, Россия поддерживает отношения с зарубежными русскими диаспорами, а Татарстан берет на себя обязательство поддерживать их с татарами и выполняет его достаточно успешно.

Очень важен пункт договора, касающийся татарского языка. Это очень важно для татар. Мы так держимся за татарский язык, потому что нам кажется, что это наш последний оплот, потеряв который мы лишимся всех барьеров для полного растворения, и нации не останется. Поэтому, я считаю, гиперважно, чтобы договор был пролонгирован. Я думаю, что договор нужен не только Татарстану, но и России. Ведь есть же такая вещь на уровне мифа, что Татарстан хорошо живет, так как федеральный центр всегда поддерживает здесь большие проекты, чтобы показать – у нас есть другие народы. Вот, пожалуйста, татары, они хорошо живут, у них есть Татарстан, достаточно самостоятельная республика, крепкая, и мы их поддерживаем. Вот такой у нас федерализм, демократичный, с сильными регионами. В плане престижа и привлекательности очень классно, что у России есть договор со своими регионами. Это - страна, которая умеет договариваться и решать проблемы не только унитарно, односторонне и однообразно для всех, а гибко и демократично. Умеет находить разные решения. Мне кажется, что только для этого можно было России поддерживать пролонгацию заключенного договора.

Часто задают вопрос, почему только Татарстан должен иметь договор с Москвой, если у других субъектов Федерации его нет. На него есть простой ответ. Главное в том, хочет ли этого сам регион. Если его все устраивает, очень хорошо. Если нет, то он сам должен ставить этот вопрос и лоббировать заключение договора. Люди на местах лучше знают, как им жить, и в каждом конкретном случае должен быть свой подход.

Михаил ЩЕГЛОВ , председатель Общества русской культуры РТ:

Я считаю, что ни продлевать, ни заключать договор категорически не надо. Потому, что не принято заключать договоры между детьми и родителями. Татарстан является субъектом Федерации, и требовать для себя какой-то исключительности среди других десятков субъектов РФ я, честно говоря, считаю просто наглостью. Как будто Республика Татарстан такая уж особенная, что с ней с одной надо заключать договор. У нас не договорная федерация, она не образовалась путем объединения с ней на каких-то условиях. Я считаю эту тему исторически исчерпанной, потому что жил здесь и в те времена, когда в Казань привозили автобусами из деревень людей в зеленых повязках, которые орали на улицах «Азатлык!», и если бы кто-то вышел и сказал, что он русский и против их суверенитета, то его, наверное, просто убили бы. Слава богу, это время прошло, но ведь тогда Минтимер Шаймиев показывал на беснующуюся площадь и говорил: «Надо слушать голос народа».

Все люди из Татарского общественного центра, организации, которая тогда лидировала в этом вопросе, постепенно рассосались по академиям и другим теплым местам. Я считаю, что вопрос суверенитета и государственности татарского народа объективно исторически исчерпан. Все эти тридцать лет татары стояли у власти и абсолютно доминировали, причем кондовые деревенские, включая нынешних. Русские им не мешали в их устремлениях взять побольше суверенитета и построить свое государство, хотя, конечно, было жалко, что федеральный центр бросил их на произвол судьбы. А в настоящее время татарский народ исчерпал потенциал своей государственности, и цепляться сейчас за какие-то соломинки бессмысленно. Даже на съезде Всемирного конгресса татар сам Рустам Минниханов сказал, что Татарстан – это часть России без России нам никуда. Зачем после этого еще пыжиться и пытаться, минуя федеральный центр, выходить на другие страны в виде самостоятельного субъекта и вводить их в заблуждение? А тем более заигрывать с исламским миром от имени главного исламского региона, который имеет договор с федеральным центром, и заявлять, что у нас мусульманский регион. Надо выстраивать единую систему государственного управления, где каждый народ может иметь свою уникальность и ею гордиться, но все должно быть, как в школе. Там тоже нужен индивидуальный подход, но уроки всем задают одинаково, а потом ставят отметки – тебе «2», а тебе «5». Есть еще один субъективный фактор – это шаймиевская команда. Тридцать лет назад она пришла к управлению с мечтою возродить государство татарского народа. Запудрила мозги всем, включая русских, настолько, что в 1992 году 63% проголосовали за суверенное государство Республика Татарстан. Потому что каждому говорили: «Твой ребенок будет автоматически рождаться миллионером, как в Саудовской Аравии, потому что у нас есть нефть». И у кого теперь эта нефть?

Николай ИГНАТЬЕВ , доцент кафедры политологии КФУ:

Первый договор 1994 года был неизбежен и необходим в тех исторических условиях становления нового российского государства, новой федерации. Известно, что после заключения договора Татарстана с Москвой примеру нашей республики последовал еще ряд субъектов РФ. Нулевые годы, времена Владимира Путина изменили ситуацию в российском федерализме и необходимость заключения подобных договоров практически отпала. А то, что в 2007 году Татарстану продлили этот договор с Москвой, ровным счетом ничего не означало, поскольку договор второго варианта весьма отдаленно напоминал первый договор. Но для татарстанской элиты это было некое самоутешение, и вот сейчас опять некоторые ее круги начали поднимать вопрос о продлении или заключении нового договора. Я думаю, что подобный договор нужен в первую очередь самой татарстанской элите, чтобы иметь некие преференции от Москвы и вести себя в обществе свободнее от недреманного федерального ока. Но я считаю, что большинству жителей республики этот договор, можно сказать, побоку, поскольку удовлетворение жизненных потребностей от этого договора нисколько не зависит. А элите он, конечно, нужен для формирования самостоятельного депутатского корпуса, в который проходят толстосумы. Причем разница между уровнем доходов татарстанской элиты и простых жителей Татарстана весьма существенная. Это говорит о том, что в первую очередь она беспокоится о себе, а не о благах, которые этот договор дает населению РТ. Поэтому моя точка зрения такова, что прошли те смутные времена, когда необходимо было заключать договора об особом разграничении полномочий, предметов ведения республик или областей с федеральным центром, потому что тогда он сам еще не определился со своей перспективой. А нынешняя относительная стабилизация не требует какого-то особенного выпячивания единственного в стране договора с Татарстаном. К тому же недавний съезд Всемирного конгресса татар, прошедший в Казани, показал, что существует какая-то негласная договоренность между российским и татарстанским руководством не поднимать этот вопрос либо пришло понимание у нашей элиты, что договор - чистая декорация и не стоит лишний раз будоражить общественное мнение. Поэтому и не было никаких официальных заявлений о необходимости продления договора.

В Кремле не намерены создавать правовую комиссию в связи с истечением договора о разграничении полномочий с Татарстаном, рассказали источники РБК. Об этом президента России ранее просили депутаты республиканского Госсовета

Казанский Кремль (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Комиссии не будет

В пятницу, 11 августа, истек срок действия договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Документ вступил в силу 11 августа 2007 года, срок его действия составлял десять лет. В Кремле не будут продлевать действие документа, равно как и заключать новый, ранее источники РБК. Позиция федерального центра с тех пор осталась неизменной, заявили РБК федеральный чиновник и собеседник, близкий к Кремлю.

Федеральный центр также не намерен создавать комиссию по правовым вопросам в связи с истечением договора, сообщили эти же источники РБК. В такой комиссии нет необходимости — имеющиеся правовые коллизии касаются Конституции Татарстана и республика в состоянии решить их сама, говорит федеральный чиновник РБК. Создание комиссии — технический вопрос, все необходимые изменения можно внести в рамках уже существующих институтов, поэтому незачем создавать еще один, добавил близкий к Кремлю собеседник РБК.

С просьбой создать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам президента Владимира Путина попросили депутаты Госсовета Татарстана в обращении 11 июля. Ее необходимость обосновывалась тем, что в связи с истечением договора о разграничении полномочий «возникают определенные проблемы реализации» ряда норм республиканской Конституции.

Речь идет о первой статье Конституции Татарстана, в которой говорится, что отношения между республикой и Россией строятся в том числе на основании договора о разграничении полномочий. Эта статья «не может меняться парламентом, а только на референдуме», сказал РБК председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. «Это и есть правовая сторона вопроса, и она требует спокойного, уважительного и доверительного обсуждения между федеральным центром и субъектом», — добавил он.

Если же вынести вопрос на референдум, то очевидно, что большинство жителей республики проголосуют против изменения этой статьи, сказал близкий к руководству республики источник РБК.

«Мы хотели бы, чтобы федеральный центр определился с представителями, которые бы прибыли в Казань, или мы готовы направить своих представителей в Москву», — заявил Мухаметшин. По его словам, он надеется, что после возвращения «ведущих юристов администрации президента из отпусков» такие консультации действительно начнутся.

Еще один собеседник, близкий к руководству республики, уточняет, что затягивание с началом консультаций республиканскими властям объяснили отпуском помощника президента — начальника государственно-правового управления Кремля Ларисы Брычевой.

В 1994 году Татарстан стал первым регионом, с которым был заключен договор о разграничении полномочий, и до сегодняшнего дня оставался последним субъектом, у которого такой договор был. В первом документе республика получала экономические преференции, например право взимать собственные налоги, создать свой Национальный банк, решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которые, согласно договору, являлись «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана». В договоре от 2007 года экономических преференций уже не было. Властям республики было предоставлено право выдавать паспорта с вкладышем «на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан». При этом в п. 1 ст. 2 документа говорится, что в соответствии с Конституцией России и Конституцией Республики «Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения» и полномочий России «по предметам совместного ведения».

Оставят президента​

Федеральный центр может пойти навстречу республиканским властям в другом вопросе — сохранении должности «президент» для руководителя Татарстана. С просьбой «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица» в июле выступил Госсовет республики.

Однако наименование «президент» может сохраниться только до окончания срока полномочий главы республики Рустама Минниханова. «Пост президента сохранится до следующих выборов [руководителя Татарстана], так как граждане выбирали именно президента», — сказал РБК источник в Кремле. Полномочия Минниханова истекают в 2020 году.


Рустам Минниханов (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

О готовности федерального центра сохранить нынешнее наименование руководителя республики ранее сообщал «Коммерсантъ».

Татарстан — единственная республика, где сохранилась должность «президент». Согласно закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», наименование «президент» национальные республики должны были упразднить к 2015 году. Позже действие закона продлили до 1 января 2016-го — специально для Татарстана, который так и не переименовал президента в главу. Однако, и после того как действие закона продлили, изменений не произошло.

«Руководство республики должно услышать сигнал, который был дан президентом Путиным. Сигнал совершенно однозначный — о том, что все субъекты должны следовать закону», — заявил РБК федеральный чиновник.

На ежегодной пресс-конференции в декабре 2015 года глава государства , что «даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении первого лица». Однако при этом Путин добавил, что «мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана». «Поэтому вы там сами решайте, ладно?» — предложил он.

Подарок Шаймиеву

Сам по себе договор о разграничении полномочий не являлся сколько-нибудь значимой проблемой и носил символический характер — Татарстан продолжал фиксировать свою особость, и это проецировалось в том числе на руководителя республики, говорит политолог Виталий Иванов. Нынешний договор был по сути подарком президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву на его 70-летие, которое он отмечал в 2007 году, продолжает эксперт. «Таким образом, Шаймиеву и дальше позволили считать, что он особый. Но к Минниханову другое отношение. Он не Шаймиев. При всех нюансах — это обычный путинский губернатор», — констатирует эксперт.

Что касается возможности сохранения должности «президент» до истечения сроков полномочий Минниханова, то, по словам Иванова, этот вопрос был решен еще в 2016 году, когда Татарстан не стал менять название руководителя республики. «Сейчас этот вопрос в срочном порядке вытаскивают наверх, чтобы дать возможность Минниханову сохранить лицо», — уверен эксперт.

В 1994 году, когда принимался первый договор о разграничении полномочий, ситуация в стране была совершенно иной — документ сыграл роль стабилизатора в отношениях между федеральным центром и республикой, в нем также были прописаны экономические преференции, указал завкафедрой конфликтологии Казанского федерального университета Андрей Большаков. В нынешнем договоре экономических преференций не содержалось, но там были прописаны политические вещи, которые важны для татарской элиты. «Говорилось, что у республики есть президент, который должен владеть двумя языками. Для двуязычного Татарстана это очень важно», — пояснил эксперт. Но федеральный центр окреп и теперь не собирается строить отношения на договорной основе, резюмировал он.

Возникшие правовые вопросы, касающиеся первой статьи Конституции Татарстана, скорее всего, будут решены в результате переговоров, а не референдума. «Руководство Татарстана не заинтересовано в референдуме и постарается договориться о консультациях. Но, по моему мнению, участвовать в них будут эксперты-юристы, а не высокопоставленные лица», — уверен Большаков.

Однако если бы федеральный центр пролонгировал договор, то ничего страшного не произошло бы. «Политически это (пролонгация документа) было возможно. Татары — второй по численности народ в России, и какие-то моменты соглашения могли бы присутствовать», — считает эксперт.​

Через 10 дней – 24 июля (по другим данным – в августе) - заканчивается срок действия договора о разграничении полномочий между органами госвласти РФ и Татарстана. По сути, речь идёт об отдельном соглашении, подписания которого затребовали в Казани 25 лет назад, посчитав, что общероссийского договора о федеративном государстве будет недостаточно.

Нужно напомнить, что само требование об особом статусе, который выглядел как нечто параллельное федерализму, было выставлено на фоне так называемого парада суверенитетов конца 80-х – начала 90-х. В марте 1992 года Республики Татарстан и Чечня фактически отказались от подписания федеративного договора с Москвой. Именно тот договор, подписанный представителями центра и регионов (включая республики), и сегодня закрепляет федеральное устройство России. Отказавшись от подписания общероссийского договора, Татарстан и Чечня тогда попытались понять, что их нахождение в составе России на тот момент больше территориальное, нежели юридическое, и что их нахождение в составе РФ будет зависеть исключительно от выторгованных полномочий и преференций. Торговаться пытались, говоря откровенно, все. У Татарстана просто лучше получалось...


В первую очередь речь шла, конечно же, о финансово-экономическом принципе взаимодействия, а именно об отчислении (а точнее нежелании отчисления на общих основаниях) налогов в федеральный центр.

Всё это происходило на фоне состоявшегося 21 февраля 1992 г. принятия Верховным Советом Республики Татарстан постановления «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан», который известен тем, что до сих пор обсуждается его юридический статус.

Тогдашние противоречия между Казанью и Москвой привели к срыву как парламентских выборов, так и референдума по Конституции 1993 года. В июне того года власти Татарстана решили отозвать свою делегацию из Конституционного совещания. Трактовка причин, отражённая в документах, выглядела следующим образом:
«...в связи с игнорированием им (собранием) законодательной инициативы Республики Татарстан о новом видении федерализма в России».
Менее чем за месяц до референдума по вопросу принятия Конституции РФ в Татарстане заявили, что республика не поддерживает проект Основного закона, и это решение было закреплено Верховным советом РТ (тогдашнее название главного республиканского законодательного органа). Многие жители Татарстана прекрасно помнят, как в 1993-м году по республике распространялось печатное издание, в котором говорилось о том, что участие в референдуме по Конституции РФ можно расценивать как измену интересам Татарстана. Название издания говорящее – «Суверенитет».

При этом тогдашний глава Татарстана Минтимер Шаймиев заявлял, что условия для проведения плебисцита созданы, и что Татарстан «будет готов принять новый Основной закон страны, даже если в целом по РТ он не будет поддержан». Как сообщают ведомства по обработке статистической информации, явка в Татарстане на референдуме едва превысила 13%.

Поэтому жители Татарстана (которые не приняли участия в референдуме) вполне могут говорить о том, что проекта либеральной Конституции, продиктованного извне, не поддержали. По какой именно причине, и знали ли вообще тогда, что проект Основного закона надиктован вашингтонскими «партнёрами» России? - это уже отдельный вопрос. Не поддержали, и это немаловажно.

Федеральный центр понимал, что такие отношения с республикой могут вылиться в явный конфликт, причём не только экономического характера. А потому были начаты консультации по поводу вывода формулы, устроившей бы как Казань, так и Москву. В итоге (февраль 1994 года) появился проект договора, в котором фактически признавался не просто особый статус Республики Татарстан в составе России, а «суверенного государство с центром в Казани». Из договора:
«Республика Татарстан как государство объединена с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации».

Тот самый договор дал по-настоящему огромные права Татарстану, включая право на собственный Основной закон, выборы собственного президента, распоряжение земельными фондами, налогами, ресурсами, создание системы по-настоящему государственных органов, собственного (независимого) бюджета. Отразился в документе даже такой вопрос как «татарстанское гражданство», которое должно было признаваться как Россией, так и зарубежными странами.

Однако в итоге вышло так, что такого рода договоры (а они после 1994 года федеральным центром заключались и с другими регионами, которые не хотели обычного формата регионов-субъектов федерации) вылились в откровенное противоречие с федеральной Конституцией. На самом деле, сама Конституция и была построена таким образом, чтобы у отдельных регионов изначально появились претензии к федеральному центру, а у федерального центра – к регионам. Это ещё один «конституционный» подарок, который был преподнесён составителями Основного закона страны.

После избрания президентом России Владимира Путина им был озвучен известный тезис о «мине замедленного действия», которую представляли собой те самые нестыковки между федеральным и региональным законодательством. И «мину» стали «обезвреживать». Официально – по обоюдному согласию сторон.

Созданная спецкомиссия подготовила к 2003 году закон, который фактически унифицировал региональные законодательства с основной буквой законодательства федерального. После этого должна была стартовать процедура перезаключения договоров. На этом фоне разворачивалось новое противостояние госорганов РФ с органами РТ. В частности, в дело включилась ГП Российской Федерации, которая предъявила претензии к Татарстану по целому ряду пунктов его законодательства, включая упомянутый пункт о «татарстанском гражданстве». Такого род пункт был назван неконституционным. Решение в 2004 году вынес, ни много ни мало, Верховный суд России.

Через год татарстанские власти подготовили изменённый проект договора с Москвой, в котором уже не было пунктов об отдельном гражданстве, о распоряжении земельными фондами и др. Оставались в договоре разделе о статусе президента РТ, языке, а также о распоряжении доходами от продажи углеводородов, добытых в республике. Спустя ещё три года – в июле 2007 года – документ после многочисленных внесений поправок и переголосований всё же был утверждён и принят.

И в связи с тем, что срок действия договора оговаривался в рамках 10 лет, через несколько дней этот самый срок истекает. И тут вырисовываются уже новые трения между Казанью и Москвой. Власти Республики Татарстан направили в Москву обращение с просьбой о продлении договора о разграничении полномочий, а Москва с ответом явно не торопится.

Обращение представителей Государственного совета Республики Татарстан к президенту России Владимиру Путину (полный текст, озвученный на сессии Госсовета РФ):

Уважаемый Владимир Владимирович! Вы возглавили Россию в непростой период исторического развития, когда продолжающийся кризис в экономике, разбалансированность законодательства на всех уровнях власти и территориальная разобщённости угрожали самой её целостности.
В этих условиях совершенствование федеративных отношений в рамках Конституции Российской Федерации и сильная региональная политика стали важным фактором укрепления российской государственности.
Заключение Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, утверждённого вами в статусе Федерального закона, создало политико-правовые предпосылки для динамичного развития Республики Татарстан с учетом её особенностей.
Договор стал важным фактором сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности. Более четверти века консолидирующую роль как для многонационального народа Татарстана, так и для всех татар, проживающих в России и за её пределами, играет институт республиканской президентской власти.
Практика реализации договора убедительно доказала жизненность российского федерализма. Татарстан успешно реализует многие масштабные федеральные проекты, являясь одним из опорных регионов нашей страны, где созданы привлекательные условия для жизни и бизнеса.
Договор как пример выстраивания конструктивных отношений между различными уровнями власти востребован в международной практике и, несомненно, содействует авторитету Российской Федерации, находит поддержку абсолютного большинства жителей республики, о чем было заявлено в резолюции III съезда народов Татарстана в апреле 2017 года.
Сегодня основные положения договора фактически получили закрепление в действующем законодательстве, вошли в практику взаимоотношений между федеральным центром и регионами. Вместе с тем в связи с истечением срока действия договора возникают определенные проблемы реализации ряда действующих норм Конституции Республики Татарстан.
Уважаемый Владимир Владимирович, просим вас поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан и образовать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам.

Как видно, камень преткновения декларативно – «наименование должностного лица». Также дополнительно говорится, что если федеральный центр не поддержит этой инициативы, то это может повлечь необходимость пересмотра республиканского законодательства и возникновения, как говорят депутаты ГС РТ, «правового вакуума».

На самом деле, главный вопрос для Татарстана, как республики, которая хочет поменьше отправлять Москве и побольше оставлять в своём бюджете, состоит, конечно же, не в том, как конкретно будет называться республиканский руководитель. Главное – в системе распоряжения доходами в первую очередь от реализации нефтяных запасов.

В этой связи понятно, что Москва хочет добиться от Татарстана максимального следования федеральных интересов. А потому вполне может ответить именно на запрос «о наименовании высшего должностного лица». Другими словами, Госсовету Татарстана могут позволить называть главу республики хоть падишахом, а вот по «нефтяным» темам взаимоотношений вполне стоит ожидать изменений.

Кстати, отношений Москвы и Казани отсылает и к истории Союзного государства РФ и РБ. Александр Лукашенко опасается... а вдруг при усиленной интеграции и его «переименуют» в губернаторы...



Просмотров