Сообщение огонь друг или враг. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Огонь друг или враг

"Должны все знать на белом свете,
что от огня бывают смерти
И не должны мы забывать, что с ним не надо нам играть!
С огнем нам надобно дружить, чтоб жизнь счастливую прожить"

Селезнев Максим, 9 лет, ДОЛ " Лесная сказка" п.Тайцы

"Огонь- друг или враг?" Под таким девизом Всероссийское добровольное пожарное общество Гатчинского района Ленинградской области провело в этом году лето вместе с ребятами из детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Гатчинского района.
ВДПО начало свою работу в начале лета. Ребятам было предложено проведение ряда конкурсов на противопожарную тему- это и конкурс викторина загадок "Детям об огне", и конкурс стихов собственного сочинения на тему " Как не сориться с огнем и что мы должны знать о нем....", конкурс - видео-фото презентация" Пожарная безопасность. Правила поведения", конкурс- презентация "Символика ЮДПД Гатчинского района", конкурс рисунка" Добрый друг и злой враг", Декоративно-прикладное творчество (конкурс поделок) "Огонь- друг и враг", конкурс - плаката (газеты) " История пожарной охраны моего края". Дети с первой же смены сразу активно включились в игру. Благодаря талантам вожатых и руководителей детских оздоровительных лагерей все темы, предложенные ВДПО, были так оригинально раскрыты! Столько удивительных рисунков, стихов и загадок было представлено на конкурс! В ДОЛ" Лесная сказка " (п. Тайцы) удивило поистине нескончаемый поток фантазий по выполнению тех или иных конкурсов по пожарной тематике. Замечательно раскрыта тема "Символика ЮДПД Гатчинского района". Дети предложили включить в значок юного пожарного Приоратский дворец и Коннетабль, как символы города Гатчина, и здесь же, совсем неожиданно мы видим пожарную машину, как символ защиты исторического города от пожаров. Так же предложен еще один символ юного пожарного- это гатчинский дворец на фоне красного "петуха" (огня). И конечно, защита от пожаров - каска пожарного, готового всегда придти на помощь. Ведь известно из истории города Гатчина, что пожар неоднократно уничтожал историческую часть города, и только с появлением добровольных пожарных огонь стал все меньше и меньше досаждать жителям города.

А какую замечательную сказку по охране нашего родного леса от пожара придумали дети из отряда лагеря" Юный Кировец" п. Сиверский. Это просто шедевр!!
" Люди часто в лес приходят, грибов, ягод принести, но порою забывают, как себя в лесу вести" И дальше все звери собираются на совет, как помочь людям объяснить, что такое пожар в лесу. Очень поучительная сказка. Молодцы, ребята!!

Дети из ДОЛ " Адмиралтеец" п.Сиверский теперь знают не только знают как выглядит пожарный щит на стене здания лагеря, но и сами из бумаги смастерили его! Теперь дети точно знают, что делать -когда, " Если где-то задымится, если что-то загорится, по тревоге, как один позвонят все -01". Дети из лагеря ДСОЛ" Балтийская звезда" п.Вырица расположены рядом с историческим местом- деревянной церковью Серафима Вырицкого. Изучив правила пожарной безопасности ребята теперь точно знают, как надо охранять исторические ценности от огня. Поэтому и рисунки у них на эту тему выполнены замечательно, даже карандашом.
Дети из Детского лагеря" Маяк" п. Вырица составили свои загадки и провели конкурс-викторину по пожарной безопасности. Вывод один: " Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен, дети помните о том, что нельзя шалить с огнем".
Огонь- друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человечеству обеспечить себя комфортными условиями жизни. Без огня невозможна жизнь на земле. Но надо всегда помнить: огонь- это и враг. Выйдя из под контроля человека, он может принести много бед. Надо помнить об этом, учить своих детей, не забывать о правилах пожарной безопасности и тогда - Огонь станет для нас навсегда другом.

Все конкурсы закончились проведением пожарно-технической эстафеты, в которой приняли участие дети из всех лагерей Гатчинского района. Были задействованы пожарные машины Гатчинского гарнизона. Ребята с большим воодушевлением участвовали и в одевании боевой одежды пожарного, и в прокладывании рукавной линии, и в тушении " мнимого" пожара. Сколько радости доставили эти игры ребятам!!
По окончании всех мероприятий ВДПО Гатчинского района наградило всех участвующих ценными призами, сладкими подарками и почетными грамотами. Надеемся, что дети надолго запомнят все те правила пожарной безопасности, которые они получили летом 2016 года.


Все мероприятия освещены в Гатчинских СМИ и показан видеосюжет на кабельном телевидении" Гатчина-Инфо" в программе " Кстати"о работе ВДПО Гатчинского района.

Всероссийское добровольное пожарное общество Гатчинского района Ленинградской области будет и дальше проводит мероприятия, направленные на изучение причин пожаров в доме,в школе, в лесу, в быту, на работе. Берегите себя и своих близких!

Трудно представить жизнь современного человека без использования огня. Благодаря ему люди живут в комфортных условиях - в теплых дома, освещенных помещениях, питаются вкусной пищей и ежедневно пользуются предметами, созданными при помощи пламени. Процесс добычи и подчинения огня был очень сложным и длинным. Благодаря древнему человеку, мы можем пользоваться этим ресурсом.

Роль огня в жизни первобытного человека

Полтора миллиона лет назад человек смог подчинить себе огонь. Древний человек смог создать себя освещение, теплый дом, вкусную еду и защиту от хищников.

Укрощение огня человеком - довольно длинный процесс. По легендам первый огонь, котором смог пользоваться человек, был небесный огонь. Птица феникс, Прометей, Гефест, бог Агни, жар-птица - они были богами и существами, приносящими людям огонь. Человек обожествлял природные явления - молнию и извержение вулканов. Он добывал огонь, поджигая факелы от других, естественных возгораний. Первые попытки добычи огня дали человеку возможность согреваться в зимнюю пору, освещать территории в ночное время и обороняться от постоянных атак хищных животных.

После длительного использования естественного огня, у человека появилась необходимость самостоятельной добычи этого ресурса, ведь природный огонь был доступен не всегда.

Первым способом добычи пламени стало высекание искры. Человек долгое время наблюдал, как столкновение некоторых предметов вызывает маленькую искорку, и решил найти ей применение. Для этого процесса у людей были специальные приспособления из призматических камней, являвшимися огневищами. Человек бил по огневищам шероховатыми призматическими ножами, вызывая искру. Позже огонь добывался немного другим способом - использовали кремень и огниво. Воспламеняющимися искрами поджигали мох и пух.

Трение являлось еще одним способом добычи огня. Люди быстро вращали между ладонями сухие ветви и палки, вставленные в древесное отверстие. Таким способом добычи пламени пользовались у народов Австралии, Океании, Индонезии, в племенах кукукуку и мбовамбов.

Позже человек научился добывать огонь сверлением с помощью лучка. Этот метод упростил жизнь древнему человеку - больше не приходилось прикладывать много усилий, вращая палку ладонями. Воспламененным очагом можно было пользоваться 15 минут. От него люди поджигали тонкую бересту, сухой мох, паклю и опилки.

Таким образом огонь сыграл главенствующую роль в развитии человечества. Помимо того, что он стал источником света, тепла и защитой, также он отразился и на интеллектуальном развитии древних людей.

Благодаря использованию огня, у человека появилась потребность и возможность постоянной деятельности - его нужно было добывать и поддерживать. При этом надо было следить за тем, чтобы он не перенесся на дома и не был затушен внезапным ливнем. Именно в этот момент начало формироваться разделение труда между мужчинами и женщинами.

Огонь служил незаменимым средством при изготовлении и обработке оружия и посуды. А главное - он дал человеку возможность освоения новых земель.

Роль огня в жизни современного человека

Жизнь современного человека невозможно представить без огня. Практически все, чем пользуются люди основано на огне. Благодаря ему в домах тепло и светло. Человек ежедневно использует энергию огня в быту. Люди готовят, стирают, убирают. Свет, электричество, отопление и газ - всего этого не было бы без маленькой искры.

На различных предприятиях также используется энергия огня. Для того, чтобы изготовить машину, самолет, тепловоз и обычную вилку, необходим металл. Именно с помощью огня человек добывает его - плавит руду.

Обычная зажигалка горит при помощи немного измененного метода древних людей - усовершенствованного огнева. В газовых зажигалках используется механическая искра, а в электрозажигалках - электрическая.

Огонь используется практически в любой человеческой деятельности - керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте и ядерной энергетике.

Тема: « Огонь мой друг- огонь мой враг»

Цель : 1.Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни.

2.Познакомить с основными правилами пожарной безопасности и правилами личной безопасности при возникновении пожара в доме.

3.Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.

Ход : Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может – два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь.

Учитель. Правильно, с огнём.

Ребята, почему мы говорим « Огонь мой друг- огонь мой враг»

Мы поговорим о пользе и вреде огня. Это очень важно для человека, так как люди пользуются огнем каждый день и надо знать, как им правильно пользоваться. Огонь издавна был другом людей. Наши предки знали немало секретов добывания огня. Они считали огонь живым существом, приручали огонь, поселяя его в своих пещерах. Огонь помогал людям бороться за жизнь. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал отпугивать хищников.

1. Знают все: человек без огня,

Не живёт ни единого дня.

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимою тепло!

2 .Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь – повседневный друг!

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим врагом.

3 .Человеку друг огонь,
Только ты его не тронь!
Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.

Открытие способа добывания огня - одно из важнейших приобретений человечества. Знакомство человека с огнём произошло, возможно, во время лесных пожаров, либо извержений вулканов. Тепло, исходящее от пламени, очевидно. Также можно было найти фрукты и животных, пострадавших от огня, вкусовые качества которых и побудили человека искать способ самому добывать огонь.

Учитель. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку.

В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней.

До недавнего времени я думала, что на Земле больше всего неба. И ничто не может его закрыть, спрятать, отнять. Оказывается, нет! На Земле больше всего огня, который чуть ли мгновенно может уничтожить все, что на земле и под землей.

1.Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны,
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

2. Не шути, дружок, с огнём,
Чтобы не жалеть потом.
Сам костры не разжигай
И другим не позволяй!

Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

3. Для забавы, для игры
Спички в руки не бери.
Спички бросил ты в лесу-
И несчастье на носу.

Ведь нельзя шутить с огнем,
Помни ты всегда о том:
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен!

Огонь может быть для нас другом, а может быть и врагом. Давайте разберёмся: когда он друг и почему становится врагом.

Я задаю вопросы, а вы хором должны отвечать: «Это я, я, я»

1 .- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»

2. - Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?

3 .- Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

4 .-Кто задорный и весёлый, верность правилам храня

Бережет родную школу от огня?

5 .-Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол - еле сам живой ушёл?

6 .-Кто пожарным помогает, правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

Учитель: Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

Часто пожары возникают по вине школьников. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния. Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками. Эти игры представляют собой большую опасность. Кто из вас брал в руки спички? Для чего?

Всем надо помнить, что не разрешено разжигать костры или сжигать мусор в жилом секторе. После уборки сено, солома – это сухая трава и воспламеняется очень быстро. Вы же не хотите, чтобы в ваш дом или дом других людей пришла беда? Поэтому в руки спички не нужно брать.

4 класс

1.Возьмите в руки спичку обычную.
Спичка как спичка. Такая привычная.
Но ведь из-за этой крохотной палочки
Могут от дома остаться огарочки!
А бросишь в лесу не потухшую спичку
Сухая трава, как дрова загорится:
В итоге, без дома и звери, и птицы!

2.Ой, скажите, спичка - большая угроза!
Ты дунь на нее, и исчезнут вопросы.
А как же без спичек в быту обходится?
Ведь спичка и тут нам, и там пригодится!

3.Да, все это верно. Но, люди есть люди:
Кто-то спичку потушит, а кто-то забудет.
Общаться со спичками нужно уметь,
Чтоб дом вас не стал ярче свечки гореть.
Из капли рождается море,
Из спички рождается горе.

Ребята, если случится пожар, что нужно делать?

Боятся степи, горные просторы
Его горячих, беспощадных лап.
Но есть такие люди, для которых
Он как прирученный - послушен, тих и слаб.

Они его к земле прибьют, потушат,
В горящий дом, бесстрашные, войдут.
За жизнь других они, не сомневаясь,
Свои жизни отдадут.
Таких людей, ведущих бой с огнем,
Мы нашими пожарными зовем!

Как вы думаете тяжелый у них труд? А кто из вас хотел бы быть пожарником? Но вы должны знать, чтобы им стать надо быть смелым, решительным, отважным, находчивым. Вот какие они сильные. Как вы думаете, почему пожарная машина красного цвета? (Цвет тревоги, опасности)

Ребята, а шутить можно по телефону? Нет конечно потому, что пока пожарные едут на ложный вызов (тратят время, бензин), где то действительно нужна их помощь и могут погибнуть люди.

Учитель: Каждый час у нас на планете происходит семьсот пожаров и возгораний. За год их бывает более пяти миллионов, убытки от пожаров можно сравнить с потерями малых войн двадцатого века. Из десяти пожаров - девять происходят по вине человека, каждый пятый пожар - из-за детской шалости с огнем. Наши пожарные постоянно ведут с ним бой. Мы знаем, как героически они сражаются с огнем. Некоторые из них погибли, исполняя свой долг, спасая города, сёла и людей от беды.

В своей работе пожарные используют множество различных машин. Одной из основных является машина для пожаротушения. Все машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать в городе на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки.
Кроме защитной одежды у пожарных есть ещё и повседневная форма, очень похожая на военную.

Сценка 3 класс

Медведь сидит на пеньке и смотрит в бинокль.

МЕДВЕДЬ:
Ну почему у нас опять беда?
От поля не осталось и следа!
Все цветочки сгорели дотла!
Кто их сжег? Зачем? Когда?
АВТОР:
Разозлился наш Медведь,
Да как начал, как начал реветь.
Побрел Медведь через дубравы
На поджигателя искать управы.
Ходил, ходил и вдруг глядит,
Сквозь ельничек костер горит.

МЕДВЕДЬ: (Осторожно подбираясь к волку)
Ах ты, серая карга!
Здесь не место для костра!
Ты что, волчище, одурел?
Вон кедрач уж обгорел,
И трава пожухла от жарищи.
Не мешало б окопать кострище!

(Медведь сердито подает Волку лопату, Волк заискивающе берет лопату и ласково говорит)
ВОЛК: Я вмиг костер землею завалю. Поверь, я зуб тебе даю!

(Волк быстро засыпает костер, а медведь сердито наблюдает)

МЕДВЕДЬ: Запомни, Волк! Нельзя в лесу устраивать пирушки,
Огонь – ведь это не игрушки.

(Поучительно, грозя пальцем)
Спички – это не игра,
Всем об этом знать пора!
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей
Может быть беда большая
Для построек и людей.

(Волк повесил голову и побрел в одну сторону, а Медведь, осматривая лес, пошел в противоположную сторону.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но огонь может обратиться и в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним.

А чтобы все об этом знали, я раздам памятки с пожарными правилами. Этих правил ровно пять, вы должны их выполнять

1.Правило первое:

Для забавы и игры спичек в руки не бери.

Сам костры не разжигай и другим не позволяй!

2.Правило второе легко запомнить можно:

С электроприборами будьте осторожны-

С утюгом и чайником, плиткой и паяльником,

И,уходя из дома, не поленись, проверь,

Все выключил? Вот здорово!

Теперь шагай за дверь!

3.Третье правило простое и запомнится легко:

Не суши бельё над газом! Всё сгорит единым разом!

4.Правило четвёртое: обеспечьте надёжное хранение

Веществам, подверженным лёгкому воспламенению.

Дома много есть флаконов, в них духи, одеколон,

Освежитель, лаки, краски- все они взрывоопасны!

Если видишь этот знак- осторожно, рядом враг!

5.Правио пятое -самое важное!

Если что-то загорится, если вдруг пожар случится,

По тревоге, как один, позвони по «101».

Учитель: В жизни всякое бывает,

Может разное случиться,

Но за глупую ошибку

Можно жизнью поплатиться!

Правила пожарные досконально знайте!

Правила пожарные строго соблюдайте!

Ребята, всегда помните, что легче пожар предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
–Но, если пожар всё-таки произошёл, надо чётко знать, как себя вести.
– Постарайтесь, чтоб огонь был вашим другом и никогда не стал врагом.
– Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, школу, в которой вы учитесь!

Равиля хакимова
«Огонь-друг, огонь - враг». Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе

Тема : «Огонь- друг , огонь враг »

Цель : Познакомить детей с историей возникновения огня, закрепить знания о роли огня в жизни человека.

Задачи :

1. Дать понятие детям, что огонь бывает другом , а бывает и врагом . Учить детей видеть, когда огонь друг , а когда враг .

2. Формировать умения реально оценивать возможную опасность, умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с огнем.

3. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Материалы к занятию : компьютер, презентация «Огонь – друг , огонь - враг » , выставка книг С. Маршака, картинки с изображением различных предметов.

Ход занятия

Воспитатель : (читает загадку) .

Красный язык дремать не привык.

Раз-два, слизал все дрова. (Огонь .)

Что это такое?

Дети : Огонь

Воспитатель : Ребята, верно…. Сегодня мы с вами поговорим об огне.

Воспитатель : Очень давно люди научились добывать огонь . Огонь верно служит человеку. Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.

Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода , помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.

Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше . Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу.

Но когда забывают об осторожности обращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Огонь , выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения. Пожары могут возникать по нашей вине, или по халатности соседа, или по причине природной стихии (молния, землетрясение, неисправности электросети, и тогда врывается в наши судьбы, в судьбы целого народа огненная беда.

Сегодня занятие мне поможет провести один очень умный, маленький, и добрый сказочный персонаж – это домовой. Ребята, а вы знаете кто такой домовой?

Дети : Ответы детей

Воспитатель : Давным-давно, когда наши предки уходили из дома, они ни когда не закрывали свои дома, существовало, поверье что дом охраняет от воров, от пожаров, и других неприятностей домовой. Никто никогда не видел его, ну так как от делал только добрые дела позже его сделали сказочным персонажем.

Дымовёнок : Здравствуйте ребята, меня зовут Дымовенок. Как вы думаете почему у меня такое имя?

Дети : Ответы детей.

Дымовенок : Ребятки, назвали меня так, потому что я живу в ваших домах и охраняю их от пожаров. Всем известно с древности дыма без огня не бывает

– А сейчас я вам загадаю загадку, постарайтесь её отгадать :

«Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова».

Дети : Огонь

Дымовенок : Да, это – огонь . (Показываю символ огня.)

– А сейчас я вам расскажу сказку про огонь : «Огонь – друг , огонь – враг » .

«Жил-был Огонь . Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь , где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого ». Как вы думаете, почему?

Дети : Он сжигал всё подряд.

Дымовенок : И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал : «Давай, Огонь , померимся силой» . Огонь отвечает : «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться» . А Человек настаивал на своём, Огонь и согласился . Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним . Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь : «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду» . Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом. Скажите, ребята, для чего человеку нужен огонь ?

Дети : Приготовить еду, согреться, заменяет свет – свечка.

Дымовенок : Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение.

Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло , из которого делают-выдувают красивые стеклянные изделия.

Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.

Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы.

– Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда снова может произойти беда.

Воспитатель :

– Ребята, а скажите от чего, может возникнуть пожар?

Дети : От спички, непотушенного окурка, газовой плиты, не выключенных электроприборов и т. д.

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Пожар» .

Цель : использовать содержание произведения для формирования понимания опасности огня вырвавшегося из – под контроля; учить детей внимательно слушать друг друга, вступать в диалог, высказывать свое мнение.

Воспитатель. В городах есть дома, большие и малые. Люди в разных домах живут. Большие многоэтажные дома отапливаются батареями с горячей водой. А малые, частные дома чем отапливаются?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : Да, печкой. Печка такая уютная, теплая. А как вы считаете, печка может быть причиной пожара?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С. Мар-шака :

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила.

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.

Воспитатель : Чем опасна печь в доме? Почему нельзя без разрешения взрослых трогать заслонку, открывать печную дверцу?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : Таким образом, не открывайте без разрешения взрослых печную дверцу. Оттуда может выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.

Дидактическая игра «Горит- не горит»

Цель : Формировать внимание речь, учить классификации предметов по признакам возгорания, развивать мелкую моторику пальцев.

Воспитатель : Ребятки, я предлагаю вам сыграть в игру «Горит- не горит» . Я буду называть разные предметы, если материал из которого состоит предмет горит, вы поднимаете руки и хлопаете в ладоши, если не горит руки ваши опушены вы топаете ногами. Всем понятно задание?

Воспитатель : Ребятки, мы с вами узнали, что огонь бывает добрый и злой, Дымовенок хочет напомнить вам правила обращения с огнем :

Дымовенок :

1. Что запомнить мы должны?

Спички детям не нужны….

2. Помните, дети пожары бывают,

Когда про включенный утюг забывают.

3. Сам к плите не прикасайся,

Лучше взрослых дожидайся.

4. Обожгли носы и щеки.

С фейерверком шутки плохи.

5. А ведь всех предупреждали

Чтоб свечей не зажигали.

6. Надо помнить, надо знать :

Пух опасно поджигать.

7. Гибнет лес, пропали звери –

Всех несчастий не измерить!

Воспитатель : Ребята, правил пожарных несложен урок,

Знай, выполняй их и помни, дружок!

Чтобы не было в доме беды,

Мы запомнить с тобою должны :

Чтоб пожаров и бед избежать,-

С огнем не пристало играть!

Воспитатель : Скажем спасибо Дымовенку, и попрощаемся с ним.

Дымовенок : До свидания ребята, до встречи на следующем занятии .

Классный час по теме «Огонь опасен!»

Цели: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; познакомить с причинами возникновения пожаров; систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара; активизация познавательной и творческой деятельности учащихся; воспитывать чувство самосохранения, формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Ход занятия.

Учитель. Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.

Учитель. Правильно, с огнём.
Но, сначала, узнаем, что оно означает. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «огонь» имеет несколько значений.
1. Это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.
2. Свет от ослепительных приборов.
3. Боевая стрельба.
4. перен. Внутреннее горение, страсть.
5. перен. О том, кто полон пылкой энергии, силы.
6. То же, что жар.
Нас интересует огонь в первом значении. Огонь с древнейших времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне.
Ребята, какие загадки и пословицы вы знаете?

Учащиеся по очереди читают загадки и пословицы.
Без рук, без ног, а на гору ползёт (Огонь).
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь).
«Огонь не вода – схватит, не выплывешь».
«Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит».
«Огню да воде бог волю дал».
«Спи, царь Огонь», - говорит царица Водица».

Учитель. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку.
В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней.
Говорят, что огонь – друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.
Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «ноль – один».
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?
Дети. Это пожарные.
Учитель. Правильно,
Прохожие сторонятся – пожарные торопятся.
На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни.
Для помощи людям в опасных ситуациях создано специальное Министерство чрезвычайных ситуаций – МЧС и специальные войска. Солдаты этих войск имеют не только оружие, а различные приспособления: надувные домкраты, которые поднимают бетонные плиты; ножницы, перерезающие даже сталь; а также много автомобилей и вертолётов.
Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, а и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.
Учитель. К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни. Но пожары бывают не только в помещении, но и на транспорте и на природе. Люди разжигают костёр возле деревьев или домов, поджигают мусорные баки, сухую траву, тополиный пух, дети пускают горящие самолётики.
Ребята, чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Ребята! Помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.

Игра «Чем тушат пожар?»
Если тушат пожар – хлопаем
Если нельзя тушить – топаем
(Вода, спички, пироги, бумага, песок, земля, блины, огнетушитель, резина.)
Обсуждение конкретных ситуаций.

Игровая ситуация №1
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.
Ответ:
1. обесточить телевизор;
2. накрыть влажной тканью;
3. позвонить по “01”.

Ситуация №2
Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.
Ответ:
1. выключить газ;
2. накинуть влажное полотенце.

Ситуация №3
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
Ответ:
1. надо упасть на пол;
2. накрыться влажной тканью;
3. бежать нельзя!

Ситуация №4
Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ:
1. догнать, накрыть тканью;
2. уронить на пол;
3. тушить огнетушителем нельзя.


Ситуация №5
Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
Ответ:
а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б) пойду понюхаю, откуда пахнет
в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света

Ситуация №6
В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
а) Убежать б) Закричать в) Вызвать пожарных.

Ситуация №7
Просмотрите небольшой ролик по мотивам известного стихотворения «Кошкин дом» и скажите, кто из героев ведёт себя правильно.

Игра на внимание «»
Учитель: Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушёл?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

Предлагаю послушать советы.

Мы в лесу костёр зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили.
«Сам погаснет», - мы решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке, стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед поднялся.
Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!

Подожгли мальчишки пух,
А огонь-то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья-то вспыхнула машина –
Очень страшная картина!
Надо помнить, надо знать:
Пух опасно поджигать!

Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нём совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!

Скучно маму ждать с работы
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошёл – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды…
Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.
Жарко вспыхнула квартира,
Плачет маленькая Ира.
Ваня – старший брат – кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать:
«Лучше спрячусь под кровать»,
А Иван не оробел
И сестру спасти успел.
Теперь малышка точно знает
С пожаром в прятки не играют.

Дома пожар, а ты один?
Звонок 01 необходим.
Пожарные-спасатели покой твой берегут,
Отважные пожарные приедут и спасут.

Загадки на тему: «Освещение, огонь, тепло»
Мать толста,
Дочь прекрасна,
Сын-сокол
Под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым)

У нас в печурочке
Золотые чурочки. (Дрова в печи)

Белое ест,
Чёрное роняет. (Лучина горит)

Красненький петушок
По улице бежит. (Пожар)

Ударю булатом
По белым каменным палатам,
Выйдет княгиня
И сядет на пуховую перину.
(Огниво, кремень, искра и трут)

Пришёл вор во двор,
Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым)

Накормишь – живет,
Напоишь – умрёт. (огонь)

По деревне прошёл,
Ничего не осталось. (пожар)

В маленьком амбаре
держат 100 пожаров. (спички)

Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не будет. (огонь)

Ни стук, ни бряк,
А близко прошёл. (ток, свет)
Красная корова всю солому съела. (огонь)

Красный бык стоит, дрожит,
чёрный дым на небо бежит.(огонь и дым)
На привале нам помог:
Суп сварил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не унесешь? (костер)

То назад, то вперед ходит-бродит пароход,
Остановишь - горе: продырявит море. (утюг)

Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз - и день включу. (выключатель)

Я не сам по себе,
А сильнее всего и страшнее всего,
И все любят меня, и все губят меня. (огонь)

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зальется. (лампочка)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. Пожарный

Игра « Доскажи словечко»
В руках у ведущего шарик. Дети его передают. Сделана пауза – ребенок добавляет слово.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар
Ввысь взмывал сигнальный шар
Звал пожарных в бой с пожаром
Где с огнем беспечны люди
Там взовьется в небо шар
Там всегда грозить будет………
Раз два, три, четыре
У кого пожар …………….
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил ……………….
Красный отблеск побежал
Кто со спичками…………….
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над …………….
Столб огня чердак объял
Кто там спички …………….
Побежал пожар во двор
Это кто там жег…………….
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег ……………..
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…………….
Помни каждый гражданин
Это номер …………….
Дым увидел не зевай
И пожарных ……………….
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем ……………

Итог: О чем сегодня вели разговор? Чем опасен огонь?



Просмотров