Сообщение на тему огонь друг или враг. Классный час на тему: «Огонь – друг и враг человека

Огнем в быту называют пламя, сопровождающее процесс горения вещества с одновременным выделением тепла. Почему считается, что огонь – друг и враг человека . Огонь - друг или враг человека?.

Огонь - друг человека

В период первобытного существования человечества было время, когда люди совсем не знали огня. Впервые человек встречался с огонем при пожаре, возникшем от молнии или раскаленной лавы, изверженной из вулканов. Такой огонь воспринимался первобытным человеком как сверхъестественная сила , вызывая у него чувство страха.
Огонь как последствие раскаленной лавы. С развитием человечества наши предки научились добывать огонь простейшими способами - путем одного деревянного предмета о другой или высекая искры при ударе камня о камень. Добытый огонь постоянно поддерживали в непрерывно горящих кострах, лучинах, коптилках. Применяя огонь, люди научились готовить пищу, обогреваться, использовать его для защиты от нападения хищных зверей. Так огонь стал другом человека .

Огонь - большая сила

Постепенно человек научился управлять огнем - строить кухонные очаги, печи, делать осветительные лампы, фонари. Прошли тысячелетия. Теперь огонь используют как в быту, так и в промышленности. Современный человек разумно пользуется огнем. В умелых руках огонь - большая сила . Но, к сожалению, в нашей жизни нередко бывают случаи, когда из-за неумения или небрежности в обращении с огнем возникают пожары и за короткое время сгорают огромные материальные ценности - , промышленные предприятия, больницы, школы, жилые дома, животноводческие помещения, хлеб и другие богатства, созданные трудом людей.

Огонь - враг человека

Пожары в большинстве случаев возникают из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности в быту и по месту работы вследствие халатности или по незнанию этих правил. Тогда огонь становится врагом человека .
Пожар как последствие несоблюдения правил пожарной безопасности.

Причины пожаров

Наиболее распространенными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем, курение, игра детей с огнем.
  • От брошенной не потушенной спички могут загореться легковоспламеняющиеся предметы (скатерть, занавеска, бумага, древесные отходы, сено, сухая трава и т. д.).
  • При неосторожном зажигании спички отлетевшая головка может поджечь одежду, постель и другие сгораемые материалы и вызвать пожар.
  • К тяжелым последствиям может привести небрежное обращение с горящей свечой.
В новгородских летописях за 1509 г. имеется такая запись:
«В первом часу дня на заутрене в неделю был большой пожар. Загорелось на Славкиной улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи и погорела торговая сторона вся, многие палаты посыпались, и жизней без числа сгорело. Никогда же в Великом Новгороде такой пожар не бывал».
В летописи далее рассказывается о том, что многие новгородцы, спасаясь от огня, вместе с имуществом хотели укрыться в Арбузовском саду на Никитинской улице. Сильный ветер перебросил огонь в сад, и сад запылал. В огне погибло 3315 человек, и, кроме того, многие утонули в Волхове. Копеечная свеча Екатерины Логиновой обошлась новгородцам не только в несколько миллионов рублей, но и в тысячи человеческих жизней.
Свеча - распространенная причина возникновения пожара. Сейчас таких крупных пожаров от неправильной эксплуатации свечей нет. Однако пожаров по этой причине еще много. Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при пользовании свечами. Нельзя укреплять свечу расплавленным воском на столе, доске, на подоконнике или стуле, так как, догорая, она может упасть и вызвать пожар. Используя свечи, надо применять невысокие металлические подсвечники или укреплять свечи на несгораемом основании. Очень опасно ходить с горящей свечой на чердак, в кладовые, сараи, так как свеча может случайно выпасть из рук и поджечь паутину, бумагу, солому или сено и вызвать пожар.
  • Нельзя курить в помещениях, где производят работы с легковоспламеняющимися жидкостями, в столярных мастерских, в складах, гаражах, в хлебных массивах, а в условиях жилищ - на чердаках, в сараях и т. д.
  • Нередки случаи, когда дети младшего возраста становятся виновниками пожаров и сами при этом гибнут.
  • Надо запрещать детям самостоятельно пользоваться огнем, а спички хранить в недоступном месте, чтобы они не могли их найти.
Детям старшего возраста нужно разъяснить, что же надо делать для того, чтобы не допустить такого бедствия. Это:
  • не играть со спичками, не зажигать их самим и не давать заниматься этим другим детям;
  • не играть с электрическими приборами, не включать их в сеть, оставленный без присмотра включенный в сеть прибор может привести к пожару;
  • не растапливать печь, не зажигать газ в плите;
  • не разводить костров в отсутствие старших.

При разведении костров нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Если у них есть младшие братья и сестры:
  • не оставлять их без присмотра,
  • не подпускать их к горящей печке,
  • не разрешать им играть со спичками, электронагревательными и осветительными приборами.
Так старшие дети помогут взрослым организовать разумный отдых и досуг детей младшего возраста. При соблюдении разумного и грамотного обращения с огнем, он может стать только другом человека.

Библиографическое описание: Шакирзянов Д. И., Храмова Л. Р. Огонь - друг и враг человека // Юный ученый. — 2016. — №5. — С. 101-103..07.2019).





Перед нами коробок, Он похож на теремок, Злой волшебник в нем живет, Недовольный пряча взгляд, Непослушных ждет ребят. Как начнет он их просить: «Можно с вами мне дружить? Я веселый огонек, Стал мне тесен коробок! Разве трудно спичку взять, - Отпустить меня гулять? Буду бегать и шалить, Всех могу развеселить!» Очень хитрый огонек! А ребятам невдомек, Что дружить с таким нельзя, Спички прячутся не зря!

Огонь - это удивительная сила природы, он приносит столько добра и столько зла. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Древние люди поклонялись огню, так как не умели его зажигать. У них не было ни спичек, ни свечек, ни лампочек. Поэтому день и ночь кто-нибудь стерег огонь, чтобы он не погас. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.

Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним.

Сила у огня большая - пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Огонь - враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар.

Пожар - не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. Где же та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении также выделяются другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди гибнут во время пожара от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, надо знать причины их возникновения.

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное - уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара - знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это - одна из причин пожаров.

− Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.

− Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.

− Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.

− Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

Чтобы не случилось пожара, нужно аккуратно обращаться с огнем. Для этого существуют определенные правила:

− Нельзя без взрослых брать спички, подходить к зажженному огню.

− Если видишь много дыма и огня, звони 01 (если рядом нет взрослых).

− Если загорелась бумага, ткань, скорее заливай водой или набрось что-нибудь плотное, например одеяло.

Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, обогреватель, то нельзя выливать на него воду, только накрывать плотной тканью. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении - закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу - внизу дыма меньше.

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01.

Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: «Караул!» - и бросить трубку, вас могут не понять и не расслышать (тогда помощи не дождётесь). Надо четко назвать

  1. причину вызова (что горит).
  2. точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код).
  3. свою фамилию и номер телефона.
  4. Обязательно запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов.
  5. Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы. А если нету телефона, беги к соседям.
  6. В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с огнём - залог нашей безопасности.

«Огонь - друг или враг, всё зависит оттого, как мы с ним обращаемся».

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Литература:

  1. О. В. Павлова. Пожарная безопасность в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Е. Л. Мадлевская. Русская мифология. Энциклопедия. - Москва, 2007.
  3. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Основы безопасности жизнедеятельности 3–4 класс. Москва: «Просвещение», 2011.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное среднее учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Ул. Ленина 13. тел.:4-02-01

Международный детский творческий фестиваль «Апельсин»

Номинация: исследовательский проект.

Тема: Огонь – друг и враг человека

Корепанова Карина

…………………………..Руководитель : учитель начальных классов

Красноперова Дарья Константиновна

I.Введение………………………………………………………………………………………3-4

II.Общие сведения……………………………………………………………………………….5

1.Что мы знаем об огне…………………………………………………………………...……..5

2.Как люди научились добывать огонь ………………..………………………………………7

3.Когда люди научились пользоваться огнем?.. …….……………………………….……..…7

4.Какое значение имело открытие огня? . ...…………………………………………………...8

5.Пожарным каждый может стать................................................................................................9

III. Социологическое исследование……………………………….…………………………..12

IV.Создание сборника………………………………………………………………………….12

Выводы…………………………………………….…………………………………………....13

V. Литература………………………….…………………………………………………….…14

VI.Приложение………………………………………….…………………….……………….15

Введение.

Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, в нашей глобальной цивилизации, сегодня не исчезают проблемы и беды от детских шалостей с огнем. Поэтому нам особенно важно исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить рекомендации как избежать беды.

На факультативе по изучению основ безопасности и жизнедеятельности нам рассказали очень интересную тему – Огонь- судья беспечности людей. Особенно нас заинтересовал факт, того, что в последнее время дети чаще погибают от неосторожного обращения с огнем.

Мы выбирали темы для исследований, предлагали все новые и новые темы для одноклассников. Нам так понравилась эта работа, что мы захотели продолжить ее дома. И мы поставили перед собой несколько вопросов: Что мы знаем об огне? Кто такие пожарные? Какое значение имело открытие огня? Как люди научились добывать огонь? Когда люди научились пользоваться огнем?

После того, как мы собрали материал, нам захотелось оформить свое творчество в информационный сборник, так как считаем, что эта работа способствовала нашему творческому развитию, просветительству наших одноклассников и учащихся.

Исходя из этого, была определена цель и задачи:

^ Цель исследования: подготовить информационный сборник.

Задачи:

Собрать информацию из различных источников.

Узнать историю возникновения огня, о его пользе и вреде.

Узнать о профессии «пожарный».

Сделать вывод о проделанной работе.

Для реализации задач мы придумали план работы над проектом:

1 .Экскурсия в пожарную часть п.Пионерский:

А) знакомство с содержанием работы пожарных;

Б) экскурсия на пожарный водоем, во время работы пожарных.

2.Найти информацию в книгах, интернете на тему исследования.

3.Провести опрос учеников.

4.Найти загадки па выбранную тему.

5. Провести конкурс творческих работ.

6.Подвести итоги работы.

7.Подготовить сборник материалов.

Актуальность исследования заключается в том, что в последнее время произошли случаи гибели детей от огня, получение травм от игр и шалостей с огнем. Мы хотим, что такого не происходило.

^ Формы и методы исследования:


  • Работа с литературными источниками: подбор и редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.

  • Компьютерный набор текста, редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.

  • Социологическое исследование.

  • Экскурсия.

  • Оформление информационного сборника.

  • Оформление презентации.
В ходе работы была выдвинута гипотеза:

Допустим, что огонь нам враг и от него одни беды.

Предположим, что огонь необходим для человека.

I.Общие сведения об огне.

1. ^ Что мы знаем об огне . ………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………… Огонь бывает разный

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Е. Ильин

Что же такое огонь? Как сообщает нам интернет-почемучка «Огонь сопровождает процесс горения, поэтому давайте сначала рассмотрим, что такое горение . Существует такой вид взаимодействия между веществами, который называется окисление, или окислительная химическая реакция. При этом горючее вещество вступает в реакцию с веществом, которое называют окислителем. Одним из таких веществ-окислителей является газ кислород, который содержится в воздухе. Горение - это реакция окисления горючих материалов, которая протекает интенсивно, бурно, с выделением большого количества тепла и света. А огонь является фазой процесса горения. Огонь - это та область пространства, в которой вещества, взаимодействующие в процессе горения, и продукты горения представляют собой поток раскаленных газов. Пламя обычно направлено вверх, потому что горячие газы всегда стремятся подняться вверх.

Огонь - давний друг человека. Он обеспечивает людей теплом и светом. С его помощью совер­шается много полезных дел. Он нужен в домах, школах, заводах, фермах. Огонь плавит руду, помогая человеку получать металл. С помощью огня лета­ют реактивные лайнеры, космические корабли. Люди склоняют головы перед Вечным огнем у памятников героев. А Олимпийский огонь, который зажигают от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Все это добрый огонь.

А без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почет.

Что ребятам греет ужин.

Режет сталь и хлеб печет.

Е. Ильин

Но случается, что огонь из верного друга превраща­ется в беспощадного врага, ничтожающего в считанные минуты все на своем пути.

Злой огонь - огонь пожара.

Злой огонь - огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

Е. Ильин

Очень опасны костры вблизи строений, может заго­реться сарай, дом. А костер в лесу мо­жет привести к большому пожару. И вот последствия: деревья с обуглив­шимися стволами, птице гнездо не свить, уходит зверь. Дикое место. По­этому, не случайно в жаркий период лета запрещено посещать лес, а тем более разводить костры, Помните: из одного дерева можно сделать милли­он спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег.

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

^ В. Шефнер. Лесной пожар

Значительную часть своей жизни и человек проводит в домашних условиях - дома, в квартире. Заглянем в любую квартиру: мы найдем десятки приборов, представля­ющих при неумелом или беспечном пользование большую опасность. Это электрические нагревательные и осве­тительные приборы (плиты, плитки, чайники, утюги, настольные лампы, телевизоры). А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и вы­деляет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты… Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, дру­гие приборы, следите за своими родными и друзьями и напоминайте им об этом.

Ленту гладила Анюта и увидела подруг.

Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки.

Вот что значит три минутки:

Ленты нет, кругом угар- чуть не сделался пожар! Б.Миротворцев

Таким образом, мы убедились, что при умелом обращении с огнем он станет нам другом, а неумелое обращение с огнем приводит к беде, огонь становится врагом.

^ Как люди научились добывать огонь?

Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. В конце концов люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры. Это открытие было одним из самых важных в истории человечества. Оно позволило человеку самому добывать огонь тогда, когда ему нужно, чтобы с помощью этого огня согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

Способы получения огня развивались и совершенствовались: вслед за палочками люди научились использовать кремень, а спустя много тысяч лет - фосфор, с помощью которого огонь можно зажечь очень быстро. Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности: приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

^ Когда люди научились пользоваться огнем?

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. (До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров: если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки, они сильно нагреваются и в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два куска кремня, то можно высечь искры, с помощью которых можно поджечь сухую траву и листья.

Получить огонь путем трения - большое искусство. Для этого нужны специальные породы дерева, которых мо­жет и не оказаться под рукой. Для нас гораздо важнее другое - показать переход механической энергии (ша­гов) в тепло. Переход механической энергии в тепловую можно наблюдать во многих случаях. Например, когда пилят ножовкой дерево (или металл), и ножовка и дерево нагреваются. Если с силой потереть пальцем о стол, то очень скоро пальцу станет горячо. Нагреваются тела и от удара. Если по куску металла долго стучать мо­лотком, и металл и молоток нагреваются. Если в темноте ударить друг о друга два камня, можно увидеть искры. Эти искры - мелкие осколки камня, разогретые докрасна. Современные спички тоже зажигаются от трения, только нам проще, чем первобытным людям, так как кончик спички по­крыт веществом, которое загорается даже от легкого трения. Вернемся к добыванию огня путем трения. Почти наверняка вы сможете добиться того, чтобы от палочки, которая трется о дощечку, повалил густой дым. Это будет доказательством того, что при трении тела нагреваются.

Еще огонь может возникнуть в результате грозы. Сильные ветры внутри грозовых туч сталкиваются друг с другом, и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества - молнией. И если молния попадет в дерево или дом, может возникнуть пожар.

^ Какое значение имело открытие огня?

Трудно представить себе человека без огня. Возможно, первые люди были привычны к внешней температуре: они жили в пещерах и приспособили свою жизнь к солнечному свету. Открытие огня внесло огромные изменения в жизнь древних людей. С помощью огня они освещали свои жилища, отпугивали опасных зверей; используя его тепло, они защищались от холода и готовили пищу. Значительно позже благодаря огню они стали обрабатывать металл и делать различные орудия. Кроме, того, огонь способствовал налаживанию более тесных отношений между различными группами людей, как, например, на ритуальных праздниках.

^ Пожарным каждый может стать .

Профессия по­жарный - опасная, а работают по­жарными люди смелые и умные. Сей­час помогает справиться с разбуше­вавшимся огнем современная техни­ка: передвижные насосные станции, дымососы, автомеханические лестни­цы, средства связи. А раньше выезжа­ли пожарные на лошадях. Воду вози­ли в бочках. Огонь тушили с помощью ручных насосов. Рискуя собственной жизнью, пожарные борются с огнем, спасают людей и ценности. В далекие времена у пожарной части было 2 этажа. На втором этаже располагались семьи пожарных, а на первом этаже - стояли повозки с бочками с водой,

Лестницы, лошади, т.е. необходимое для тушения пожара.

Пожарная часть, выезжающая в те времена представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение «летит, как на пожар», но дом зачастую не успевали спасти.

А теперь этим занимается специальная служба пожарных. На смену лошадям пришли машины со специальные сиренами и приспособлениями, облегчающими быструю борьбу с огнем. Пожарный - это работник пожарной охраны, основная задача которого - действовать в чрезвычайной ситуации в различных местах с целью спасения человеческой жизни и ликвидации пожара. Подготовка к действиям по предотвращению пожара тоже являются важными аспектами данной профессии.

В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительное воздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушению большого количества сил и средств.

Пожарные работают в постоянно меняющейся и часто нестабильной обстановке. В горящем здании с нуждающимися в спасении людьми может недоставать обычной целостности структуры, а средства доступа, такие, как лестницы и лифты, могут представлять опасность из-за огня. Работа часто вызывает дополнительное напряжение, многие ситуации требуют использования специализированного личного защитного оборудования.

Пожарного могут вызвать на работу в различных экстремальных ситуациях, таких, как дорожные происшествия, промышленные катастрофы, наводнения, землетрясения, гражданские беспорядки, утечки опасных химикатов и материалов, авиационных и морских происшествий. Их также могут вызвать для осуществления спасения в различных ситуациях, например, спасение из транспортных средств, с высоты или из-под земли. Так как обстановка может меняться с каждым вызовом, пожарный редко осознает все виды риска в окружении, где проходит работа. Транспортные средства для экстремальных вызовов могут включать пожарные грузовики, спасательные автомобили, лодки, вертолеты и все другие наземные транспортные средства. Риск транспортной аварии повышается во время выезда на вызовы.

VI . Приложение 1.

Результаты опроса учащихся МОУ СОШ п.Пионерский.

1.Знаете ли вы какой вред приносят пожары?

2.Приносит ли огонь пользу?

3.Знаете ли вы, как правильно вести себя при пожарах?

4.знаете ли вы, как защититься от угарного газа?

5.Как сообщить о пожаре и кому?

Приложение2.

Это тесный-тесный дом. Спят мирно дочки Отец горяч и красен,

Сто сестренок жмутся в нем. В фанерном домочке. Бывает он опасен.

И любая из сестер У сонь, у тихонь А сын взовьется птицей-

Может вспыхнуть как костер. В головках огонь. К отцу не возвратится.

(Спички). (Спички) . (Огонь и дым).

Я мохнатый, я кудлатый В деревянном домике Красный петушок по улице ………………………………………………………………………бежит. (Огонь).

Я зимой над каждой хатой, Проживают гномики.

Над пожаром и заводом, Уж такие добряки, С языком, а не лает.

Над костром и пароходом. Раздают всем огоньки. Без зубов, а кусает.

Но нигде-нигде меня (Спички) (Огонь).

Не бывает без огня Накормишь- живет, напоишь- умрет. (Огонь) Зажигают дома спички? (Пожар)

Рыжий зверь в печи сидит. Выпал на пол уголек, Летела мошка-

Рыжий зверь на всех сердит. Деревянный пол зажег. Осиновая ножка.

Он от злости ест дрова Не смотри, не жди, не стой На стол села-

Целый час, а может два. А залей его …(водой) Все сено съела..

Ты его рукой не тронь- Если младшие сестрички (Спичка)

Искусает всю ладонь. Зажигают дома спички

(Огонь) Что ты должен предпринять?

Сразу спички те …(отнять).

Приложение 3

Правила, которые нам нужно знать:

1. С огнем, пиротехникой, электроприборами, горючими жид­костями нужно обращаться с особой осторожностью.

2. При возгорании нужно звонить в пожарную службу 01. Нельзя баловаться, делая по этому телефону ложный звонок.

3. Небольшой огонь можно затоптать ногами или залить во­дой.

4. Загоревшиеся электроприборы нельзя тушить водой. Сна­чала нужно выдернуть шнур, а затем накрыть прибор плот­ной мокрой тканью, не давая воздуху проникнуть под нее.

5. Чтобы огонь не распространялся на другие комнаты, сле­дует вылить воду на пороге загоревшейся комнаты.

6. Чтобы подать сигнал об огне соседям, находясь в ван­ной или на кухне, можно пустить воду из крана на пол.

7. Покидая горящее помещение, следует прикрыть рот и нос смоченной в воде хлопчатобумажной или льняной тка­нью, набросить на себя мокрое пальто, одеяло. К выходу нужно перемещаться на четвереньках.

8. Если уйти из охваченной пожаром квартиры невозмож­но, следует выйти на балкон и привлечь внимание про­хожих криками.

9.Если пламя попало на человека, он должен сорвать заго­ревшуюся одежду и кататься по земле, чтобы затушить огонь. Другие люди должны сбить с этого человека пла­мя и поливать пострадавшие места чистой водой.

З
01
апомни!

1."Пусть помнит каждый

Гражданин пожарный номер - 01".

2. "Чтоб он не стал твоим врагом, будь осторожен с утюгом".

3. "Возле дома и сарая разжигать костер не смей!

Может быть беда большая для построек и людей".

4. "Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может сжечь"

5. Костер вы бросили в лесу

И вот несчастье на носу".

6. "Ты о пожаре услыхал, скорей об этом дай сигнал!" 01!

Приложение4.


Тема пожаров в рисунках учеников нашего класса.

Филимонова Маргарита «Внимание!Открытая печь»

«Пожарная команда –На выезд!» Квик Владислав

«Пожар на кухне» Корепанова Карина


^ Отзыв руководителя .

Тема «Огонь – друг или враг человека», отношения к ней, оценка ее последствий от шалостей с огнем, в современном обществе очень актуальны. Несмотря на то, что в нашем мире уделяется много внимания пожарной безопасности, люди часто становятся жертвами последствий неосторожного обращения с огнем. В последнее время из СМИ мы получаем информацию о природных и бытовых пожарах, гибели людей. К сожалению, частыми участниками этих событий является дети сами. Поэтому особенно ценно, то, что данным исследованием заинтересовались ученики. Исследована не новая проблема. В работе изучен достаточно большой материал, обобщены взгляды на тему работы, как о пользе огня, так и о его вреде. Особенно ценно изучение правил обращения с огнем и, мерах собственной безопасности в условиях пожара.

Данный материал уже был использован в учебно-воспитательной работе класса и нашел живой отклик, понимание и интерес одноклассников. Работа выполнена хорошо. Данную проблему, конечно же, можно рассматривать по-разному, но на данном этапе целью работы являлось как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить информационный сборник.

На наш взгляд, данная цель исследователями была достигнута, авторам удалось не только показать вред и пользу от огня, но и показать отношение к исследуемой проблеме учеников начальной школы. Поэтому, данная работа актуальна, своевременна и интересна.

Руководитель: учитель начальных классов____________________ Д.К.Красноперова_

0 «Огонь – друг и враг человека»

Россия, ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой

МБОУ СОШ №12

Воспитатель группы продлённого дня

Комичева Л.А.

«Огонь – друг и враг человека»

Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.

Задачи:

  • Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
  • Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
  • Обучать действиям при возникновении пожара;
  • Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация «Урок-путешествие «Огонь – друг и враг человека», карточки для групповой работы, рисунки на ППБ, пожарные знаки, предметы для игры.

Ход урока

I. Организационный момент (2 слайд)

Приветствие гостей.

Сегодня у нас необычный урок. Мы не будем решать примеры и задачи, мы не будем записывать предложения. А мы будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни, о том как её сохранить в момент опасности.

Пусть пойдёт ребятам впрок

Очень важный наш урок!

II. Сообщение цели и задач урока

Отгадайте загадку: (3 слайд)

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь)

Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Огонь – друг или враг человеку?» Узнаем причины пожара и как вести себя, если случился пожар. (4 слайд)

III. Огонь – друг (5 слайд)

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

(6 слайд)

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь -

Повседневный наш друг.
Он становится нашим врагом.

IV. Огонь – враг

Звук пожара (7 слайд)

Огонь –враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.(8 слайд)

V. Причины возникновения пожара (9 слайд)

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;

  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

(10 слайд)

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь -

Повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

VI. Как вести себя во время пожара (11-12 слайды)

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Если выйти из помещенияневозможно:

  • Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
  • Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  • Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
  • Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
  • Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

При выходе через задымлённый коридор:

  • Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
  • Дыши через мокрыеносовой платок, ткань, одежду.
  • Двигайся к выходу, пригнувшись илиползком - внизу дымаменьше.

При пожаре в доме:

  • Вернись, плотно закрой входную дверь.
  • Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
  • Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
  • При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.
  • VII. Физ. минутка (13 слайд)

Игра «Потуши пожар!»

III. Познавательные и развлекательные игры. (14 слайд)

1) Назови огнеопасные предметы(15 слайд)

2) Набери номер пожарной службы (16-17 слайды)

3) Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

  • называет адрес, где горит;
  • свой номер телефона;
  • свою фамилию;
  • на каком этаже горит;
  • как лучше подъехать к дому;
  • сколько подъездов в доме.

4) Решите кроссворд(18 слайд)

5) Выберите то, что нужно пожарному (19 слайд)

6) Отгадайте загадки

Летала мошка - сосновая ножка,

на стог села – всё сено съела. (спичка) (20 слайд)

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.(огонь) (21 слайд)

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички? (пожар) (22 слайд)

Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (пожарные) (23 слайд)

Висит - молчит, а перевернёшь,

шипит, и пена летит.(огнетушитель) (24 слайд)

7) Игра: Недостающие слова.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (Злой пожар.)

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…? (Квартире.)

Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил…? (Утюг.)

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…? (Играл.)

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над …? (Газом.)

Столб огня чердак объял
Кто там спички …? (Зажигал.)

Побежал пожар во двор
Это кто там жёг …? (Костёр.)

Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг…? (Траву.)

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …? (Предметы.)

Помни каждый гражданин
Этот номер … (01)

Дым увидел – не зевай
И пожарных…(Вызывай

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его…(водой )

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …. (отнять )

Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все… (убрали )

Пожар не ждёт!К ящику бросок!!

Насыпь на очаг спасительный …(песок)

IX. Правила пожарной безопасности в городской квартире

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.

  • Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
  • Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
  • Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
  • Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
  • X. Работа в группах

Сейчас мы поделимся на три группы. Каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище.

(Класс разбивается на три группы)

1 группа – ваши действия при загорании телевизора.

  1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).
  2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.
  3. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его облить водой.
  4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.

2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода .

  1. Позвонить в службу спасения «01».
  2. Дышать через мокрую ткань.
  3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.
  4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.
  5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.

3 группа – ваши действия в случае, когда огонь отрезал путь к выходу.

1. Позвонить в службу спасения «01»
2. Заткнуть тряпками все щели в двери, поливать дверь водой.
3. Создать запас воды в ванной комнате.
4. Находиться лучше на полу около окна, дыша через мокрую ткань, или выйти на балкон.
5. Взять с собой мокрое одеяло, чтобы защититься от огня (если начнет проникать), фонарик и яркую тряпку для сигнала спасателям.

XI. Рефлексия (25-26 слайды)

Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке? Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?

Спасибо за урок!

Литература

1) «Искру туши до пожара,беду отводи до удара» КВН, Вальнова Людмила Егоровна, учитель начальных классов г. Амурска

2) Урок-путешествие «Огонь-друг и враг человека», Лепёхина Л.С., МОУ «ЛСОШ №2»

3) «Огонь – опасная игра», презентация, Щедрова Е.В.,воспитатель МДОУ №16 «Росинка»,г.Северодвинск

4) Викторина «Пожарная безопасность»Подготовили учащиеся 9-а класса МОУ СОШ с.СвятославкаОганджанян А., Андриенко Е., Классный руководительСергадеева Анна Владимировна

Классный час по теме «Огонь опасен!»

Цели: пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; познакомить с причинами возникновения пожаров; систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара; активизация познавательной и творческой деятельности учащихся; воспитывать чувство самосохранения, формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Ход занятия.

Учитель. Сегодня мы поговорим о правилах безопасности при обращении с …(огнём). А с чем, вы узнаете, отгадав загадку. Внимание, загадка.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может – два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.

Учитель. Правильно, с огнём.
Но, сначала, узнаем, что оно означает. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «огонь» имеет несколько значений.
1. Это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.
2. Свет от ослепительных приборов.
3. Боевая стрельба.
4. перен. Внутреннее горение, страсть.
5. перен. О том, кто полон пылкой энергии, силы.
6. То же, что жар.
Нас интересует огонь в первом значении. Огонь с древнейших времён играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне.
Ребята, какие загадки и пословицы вы знаете?

Учащиеся по очереди читают загадки и пословицы.
Без рук, без ног, а на гору ползёт (Огонь).
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь).
«Огонь не вода – схватит, не выплывешь».
«Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит».
«Огню да воде бог волю дал».
«Спи, царь Огонь», - говорит царица Водица».

Учитель. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку.
В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится между двух огней.
Говорят, что огонь – друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.
Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают «ноль – один».
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Ребята, а кто же эти добрые друзья, которые всегда готовы прийти на помощь?
Дети. Это пожарные.
Учитель. Правильно,
Прохожие сторонятся – пожарные торопятся.
На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни.
Для помощи людям в опасных ситуациях создано специальное Министерство чрезвычайных ситуаций – МЧС и специальные войска. Солдаты этих войск имеют не только оружие, а различные приспособления: надувные домкраты, которые поднимают бетонные плиты; ножницы, перерезающие даже сталь; а также много автомобилей и вертолётов.
Но отвагой на пожарах отличаются не только пожарные, а и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.
Учитель. К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни. Но пожары бывают не только в помещении, но и на транспорте и на природе. Люди разжигают костёр возле деревьев или домов, поджигают мусорные баки, сухую траву, тополиный пух, дети пускают горящие самолётики.
Ребята, чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Ребята! Помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.

Игра «Чем тушат пожар?»
Если тушат пожар – хлопаем
Если нельзя тушить – топаем
(Вода, спички, пироги, бумага, песок, земля, блины, огнетушитель, резина.)
Обсуждение конкретных ситуаций.

Игровая ситуация №1
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.
Ответ:
1. обесточить телевизор;
2. накрыть влажной тканью;
3. позвонить по “01”.

Ситуация №2
Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.
Ответ:
1. выключить газ;
2. накинуть влажное полотенце.

Ситуация №3
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
Ответ:
1. надо упасть на пол;
2. накрыться влажной тканью;
3. бежать нельзя!

Ситуация №4
Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ:
1. догнать, накрыть тканью;
2. уронить на пол;
3. тушить огнетушителем нельзя.


Ситуация №5
Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
Ответ:
а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б) пойду понюхаю, откуда пахнет
в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света

Ситуация №6
В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
а) Убежать б) Закричать в) Вызвать пожарных.

Ситуация №7
Просмотрите небольшой ролик по мотивам известного стихотворения «Кошкин дом» и скажите, кто из героев ведёт себя правильно.

Игра на внимание «»
Учитель: Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушёл?
Ребята: (Молчат)
Учитель: Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Ребята: Это – я, это – я, это все мои друзья!
Учитель: Вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

Предлагаю послушать советы.

Мы в лесу костёр зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили.
«Сам погаснет», - мы решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке, стало.
До небес огонь поднялся
И за нами вслед поднялся.
Гибнет лес, пропали звери –
Всех несчастий не измерить!

Подожгли мальчишки пух,
А огонь-то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья-то вспыхнула машина –
Очень страшная картина!
Надо помнить, надо знать:
Пух опасно поджигать!

Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нём совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают!

Скучно маму ждать с работы
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошёл – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды…
Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.
Жарко вспыхнула квартира,
Плачет маленькая Ира.
Ваня – старший брат – кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать:
«Лучше спрячусь под кровать»,
А Иван не оробел
И сестру спасти успел.
Теперь малышка точно знает
С пожаром в прятки не играют.

Дома пожар, а ты один?
Звонок 01 необходим.
Пожарные-спасатели покой твой берегут,
Отважные пожарные приедут и спасут.

Загадки на тему: «Освещение, огонь, тепло»
Мать толста,
Дочь прекрасна,
Сын-сокол
Под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым)

У нас в печурочке
Золотые чурочки. (Дрова в печи)

Белое ест,
Чёрное роняет. (Лучина горит)

Красненький петушок
По улице бежит. (Пожар)

Ударю булатом
По белым каменным палатам,
Выйдет княгиня
И сядет на пуховую перину.
(Огниво, кремень, искра и трут)

Пришёл вор во двор,
Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым)

Накормишь – живет,
Напоишь – умрёт. (огонь)

По деревне прошёл,
Ничего не осталось. (пожар)

В маленьком амбаре
держат 100 пожаров. (спички)

Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не будет. (огонь)

Ни стук, ни бряк,
А близко прошёл. (ток, свет)
Красная корова всю солому съела. (огонь)

Красный бык стоит, дрожит,
чёрный дым на небо бежит.(огонь и дым)
На привале нам помог:
Суп сварил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не унесешь? (костер)

То назад, то вперед ходит-бродит пароход,
Остановишь - горе: продырявит море. (утюг)

Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз - и день включу. (выключатель)

Я не сам по себе,
А сильнее всего и страшнее всего,
И все любят меня, и все губят меня. (огонь)

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зальется. (лампочка)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь. Пожарный

Игра « Доскажи словечко»
В руках у ведущего шарик. Дети его передают. Сделана пауза – ребенок добавляет слово.

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар
Ввысь взмывал сигнальный шар
Звал пожарных в бой с пожаром
Где с огнем беспечны люди
Там взовьется в небо шар
Там всегда грозить будет………
Раз два, три, четыре
У кого пожар …………….
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил ……………….
Красный отблеск побежал
Кто со спичками…………….
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над …………….
Столб огня чердак объял
Кто там спички …………….
Побежал пожар во двор
Это кто там жег…………….
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег ……………..
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые…………….
Помни каждый гражданин
Это номер …………….
Дым увидел не зевай
И пожарных ……………….
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем ……………

Итог: О чем сегодня вели разговор? Чем опасен огонь?



Просмотров