Сокращение расходов на строительство. Сметы не надо раздувать А подрядчику от этого какой прок

Нередко в ходе проведения строительно-монтажных работ возникает необходимость корректировки объема работ. Как оформить дополнительные работы? По какой стоимости принимать объект?

В условия договора внесены поправки

В договор строительного подряда вносится пункт: одним из условий уточнения цены договора может быть внесение заказчиком изменений в проект, увеличивающих (уменьшающих) стоимость работ по договору в базисных ценах 2001 года более чем на 5 процентов. При этом на увеличение (уменьшение) цены договора относится только стоимость, превышающая 5 процентов. То есть возникающие в ходе строительства (ремонта) дополнительные работы до 5 процентов не оплачиваются заказчиком. Как оформить выполненные и принятые заказчиком, но не оплачиваемые работы в формах № КС-2 и № КС-3? Какую стоимость указывать в акте приемки объекта и постановки на баланс (с учетом дополнительно выполненных, но не оплаченных работ или без них)?

Что включает цена договора?

В данном случае речь идет о порядке изменения цены договора. Она должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение (ст. 709 Гражданского кодекса РФ) . При этом заказчик обязан принять результат работ и оплатить обусловленную договором цену. Указанная цена покрывает весь объем работ, предусмотренный договором. Поэтому, если стороны решили не менять ее при увеличении объемов работ не более чем на 5 процентов, это не говорит о том, что допработы не оплачиваются. За них перечисляются деньги (ведь дарение, к которому относится и безвозмездное выполнение работ, между коммерческими организациями запрещено статьей 575 Гражданского кодекса РФ), но в рамках первоначальной цены договора. Действительно, в этом случае возникает вопрос о порядке внесения в форму № КС-2 тех объемов работ, которые выполняются дополнительно, но не влияют на общую цену договора. Ведь если эти объемы поставить без цены, у налоговых органов может возникнуть вопрос о безвозмездном выполнении части работ.

Корректировка сметы

Попробуем разобраться с этой проблемой. Допустим, что у нас есть первоначальная смета, определяющая базовую стоимость работ и цену по договору (с учетом коэффициентов пересчета), рассчитываемую как итог по смете. Она предполагает покрытие затрат подрядчика и его вознаграждение, например, 20 процентов от прямых затрат по смете (сметная прибыль). В процессе строительства в смету вносятся допработы, стоимость которых составляет 4 процента от первоначальной сметной стоимости. По договоренности сторон, общая цена договора при этом не меняется. Допработы нужно внести в смету либо составить к ним дополнительную смету. Но поскольку это привело бы к увеличению итога по смете (суммы по основной и дополнительной сметам), какую-то позицию в ней надо уменьшить, чтобы итог, определяющий цену договора, остался прежним. Поскольку затратные позиции по смете изменить нельзя (ведь старый объем работ не уменьшается), изменить можно, например, сметную прибыль. В данном случае ее следует пересчитать так, чтобы общий итог по первоначальной смете (сумма по первоначальной и дополнительной сметам) остался неизменным. Эта смета и ляжет в основу заполнения № КС-2. При этом в нее попадут все работы, предусмотренные новыми условиями, со своей ценой, но общая сумма по № КС-2, с учетом уменьшенной нормы прибыли, останется неизменной.

Помимо нормы прибыли, можно уменьшить иные расчетные величины: накладные расходы, зимнее удорожание и т. д. Конечно, может возникнуть вопрос, а почему, собственно, подрядчик должен получить меньшие суммы на покрытие указанных расходов? Ответ очевиден: раз подрядчик согласился за счет старой цены выполнить новый, увеличенный объем работ, значит, нужно пожертвовать какой-либо позицией по смете. Ведь чтобы сохранилось равновесие, если в одном месте прибавилось, в другом должно обязательно убавиться. Где конкретно - выбирать самим сторонам договора. Самое главное, что следует уяснить: речь не идет о безвозмездном выполнении какого-то объема работ, а лишь об изменении состава работ за ту же цену.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №6, июнь 2010 г.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Снижение затрат на строительство интересует любого участника строительства , но каждого по своему.

Для человека, не так хорошо разбирающегося в строительстве, важно знать следующее:

Сметная стоимость — стоимость строительства, реконструкции или ремонта того или иного объекта.

Но снижение сметной стоимости — это еще не снижение стоимости строительства .

В чем же отличие?

Изначально, составление смет производится на основе проекта, входящих в его состав спецификаций, содержащих все оборудование и материалы, необходимые для . При отсутствии проекта для конкретного объекта смета составляется на основе перечня работ и применяемых материалов, составленного заказчиком или подрядчиком.

Интерес заказчика в том, чтобы стоимость строительства, ремонта или реконструкции была ниже, не ухудшая качества работ и применяемых материалов.

Подрядчик заинтересован в получении высокой сметной стоимости . Для него она дает такие преимущества как:

1. Повышение прибыли.

2. Некоторый запас средств для исправления возможных ошибок.

Для каждой из сторон при этом решающее значение имеет сметная стоимость . Получив не удовлетворяющую сметную стоимость , заказчик заинтересован в ее снижении.

Снижение сметной стоимости — это лишь снижение потенциальных затрат на работы.

Грубо говоря, не глядя снизить сметную стоимость тех или иных работ с 1 000 000 р. до 500 000 р. конечно же возможно и весьма нетрудно.

Но важно знать всем и особенно заказчику — смета при таком подходе грозит оказаться «красивой бумажкой», которая будет радовать ровно до того момента, пока деньги на работы не закончатся фактически и не потребуется дополнительное вливание уже по доп. смете.

Многие компании и сметчики предоставляют такую услугу — «смета на сумму » или «оптимизация сметы «. Если бы мы хотели назвать корректирование сметной стоимости используя эти слова, мы бы сказали:

умная оптимизация сметы

Понимаем, что данная услуга востребована и актуальна. Здесь главное правильно ставить рамки. Сметчик , каждый конкретный, должен помимо своей работы видеть дальше, понимать, что итоговая стоимость очень важна, уважать клиента и его деньги и поступать по совести. Долг каждого сметчика доводить до заказчика суть всех изменений и решений по его смете, напоминать, что в конечном счете, строительство будет осуществляться и его необходимо будет довести до конца.

Нельзя увлечься и просто занизить смету, в конечном счете никто не продаст кирпич за пол-цены.

При обращении клиента с подобной заявкой к нам, рассматриваются все стороны будущего строительства, ремонта или реконструкции , взвешиваются все стороны и совместно с клиентом принимается решение по принципу определения сметной стоимости .

Реалии сметного дела часто оказываются перед фактом: сумма на выполнение работ оговорена, остается лишь под нее «подогнать» смету. «Подгонка» сметы может происходить в сторону увеличения, что значит «накрутить смету» или в сторону уменьшения, соответственно «урезать смету». За простыми, казалось бы, словами скрыты довольно сложные процессы.

Как подогнать смету?

Для этого нужно согласно существующим нормативным документам по составлению смет грамотно и «правдоподобно» составить смету так, чтобы нельзя было даже заподозрить «подгонку» лицу, которое захочет проверить смету.

1. Итак, рассмотрим вариант, как подогнать смету , уменьшив ее, что является самым простым вариантом. Существует несколько способов по данному случаю. Простейший способ заключается в применении договорного понижающего коэффициента.

Если он не приемлем, то следует приложить усилия. Это значит, что придется сделать следующее:

Убрать повышающие коэффициенты, связанные с реконструкцией и капитальным ремонтом, коэффициенты, которые учитывают усложняющие факторы и др.;

Убрать лимитированные затраты, к примеру, на зимнее удорожание, незапланированные расходы, временные здания и др.;

Убрать из расценки все механизмы и материалы, не применяемые в работе;

Снизить стоимость материалов или же стоимость человека-часа;

2. Теперь рассмотрим вариант, как накрутить смету. Этот процесс сложнее предыдущего. Однако наличие нескольких способов предоставляет некое поле деятельности.

Накрутка сметы возможна при выполнении таких операций:

Использовать все допустимые повышающие коэффициенты, которые идут на реконструкцию и капитальный ремонт, а также коэффициенты, которые вносят в смету при наличии усложняющих факторов и условиях производства работ и пр.;

- дополнить смету лимитированными затратами, связанными с зимним удорожанием, непредусмотренными расходами, временными зданиями и сооружения и пр.;

- увеличить сметную стоимость материалов или стоимость человека-часа достаточно «правдоподобно»;

- добавить в смету вспомогательные работы или же завысить объемы скрытых работ. Теперь вам стали известны способы, как «накрутить» и «урезать» смету. Какой-либо из них, возможно, вам подойдет в зависимости от требований заказчика к разработке сметной документации.

Государство выделяет на строительство и ремонт жилья, возведение инфраструктуры и социальных объектов огромные деньги. Но немалая их часть уходит в землю, вернее, распределяется по карманам участников строительного процесса. Как повысить эффективность использования бюджетных средств и оптимизировать денежные потоки в отрасли? Об этом "РГ" беседует с директором департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы Ассоциации Строителей России, президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным.

Павел Владимирович, как можно повысить эффективность использования выделяемых на строительство государственных средств?

Если начинать "от печки", то, во-первых, - за счет оптимизации нормативной базы. Дело в том, что нормативные документы, определяющие стоимость строительства и ремонта, безнадежно устарели. В них заложены технологии строительства пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Действующие нормы и расценки на строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы не учитывают применение высококачественных и высокопроизводительных машин и механизмов, новых технологий и материалов. Но поскольку эти нормативы являются обязательными, строительные организации вынуждены закладывать в сметы и исполнительную документацию устаревшие расценки с явно завышенными и неадекватными показателями затрат. Получается так: реально стройка идет по новой технологии, применяются более эффективные решения, применяются другие материалы, а сметчивается эта стройка по нормативам, которые завышены. Возникает ситуация, когда государство само создает условия для завышения сметной стоимости работ.

А подрядчику от этого какой прок?

Подрядчику это на руку. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда строители не заинтересованы, чтобы на те или другие виды работ появились новые нормативы, потому что им выгоднее работать по завышенным, устаревшим. К нам иногда обращаются компании с какими-то новыми технологиями, мы делаем соответствующие нормативы, просчитываем стоимость строительства, показываем, а они отказываются применять - мол, слишком дешево получилось.

На объектах, где работают частные инвестиции, частные застройщики, деньги считать умеют, потому что они свои. И подрядчикам зачастую очень не сладко работать на внебюджетных объектах: там сметы не раздувают. А вот для государственного заказчика бюджетные деньги чужие. А сам объект частенько воспринимается как источник личной наживы. Если есть возможность на законных основаниях заявить стоимость работ больше, чем в реальности, какой подрядчик от этого откажется? Не секрет ведь, что слово "откат" из всех сфер экономики в первую очередь ассоциируется со строительством. И, увы, это так и есть.

При строительстве каких объектов происходит раздувание смет?

На тех стройках, где есть бюджетные средства. Это не только строительство жилья. У нас огромное количество инфраструктурных, транспортных строек, строительных проектов, связанных с энергетикой, нефтью, газом. Это, наконец, муниципальные программы, капитальный ремонт. То есть объем строительства с участием государства огромный. И на сметах государство может сэкономить до 15% средств.

Чтобы решить эту проблему, нужно оптимизировать нормативную базу, по которой определяется стоимость строительства. Между тем за последние 20 лет новые сметные нормы практически не разрабатывались, а опубликованные нормы на новые строительные материалы и технологии немногочисленны и разработаны по методике советской системы нормирования в строительстве. Сметы на строительство постоянно пересматриваются в сторону увеличения, зачастую в разы. Достоверность определения сметной стоимости строительства в проектной документации вызывает сомнения. Во многих проектах (около 85%) стоимость существенно завышается.

По каким нормативам сейчас строят?

Сегодня действует система сметных нормативов ГЭСН-2001. Однако нормы и показатели этой базы почти не отличаются от разработанных в советское время СНиП-84 и СниР-91, разве что слегка отредактированы. Некоторые изменения чисто косметические. Корректировка показателей выполняется без необходимых обоснований и экономических расчетов, без проведения формальных процедур, регламентов и экспертиз, без профессиональной оценки отдельных нормативов и баз данных в целом. Устаревшие сметные нормативы постоянно переиздаются с небольшими изменениями и выдаются за новые разработки. Деятельность же госучреждения, в обязанности которого входит создание новых нормативных документов, фактически свелась к продаже за немалые деньги сомнительных сметных нормативов и платным услугам по согласованию различных индивидуальных индексов и расценок. Это создает дополнительную финансовую нагрузку на строительные организации и искажает достоверность определения сметной стоимости по объектам бюджетного финансирования.

Сейчас мы пожинаем плоды нормотворческой деятельности чиновников как на федеральном, так на региональном уровне. Возвращение к административным методам ценообразования в строительстве в последние годы, попытки задушить зарождающийся рынок инжиниринговых и консультационных услуг в строительстве уже обернулись чрезмерным ростом стоимости строительства. Это вызывает недоверие к работе сметчиков, а их расчеты расцениваются как документальное подтверждение неэффективного, а нередко и коррумпированного строительного менеджмента - причем, увы, совершенно справедливо.

А как именно происходит раздувание смет? Какие нарушения при этом допускаются?

Таких нарушений много, основные перечислю. Это производство работ без утвержденной рабочей документации; постоянная корректировка сметной стоимости за счет различного рода дополнительных работ; несоответствие показателей расхода материалов при списании и производственных норм расхода материалов (в особенности на скрытые работы); закупка материалов по заведомо завышенным ценам; несоответствие транспортных схем доставки материалов; завышение объемов выполненных работ; неправильное применение норм и расценок на работы по новым технологиям, когда применяется импортная техника и современные материалы; учет затрат на эксплуатацию подержанной импортной строительной техники, приобретенной подрядчиком как новой; завышение затрат на подготовительные работы, трудно поддающиеся проверке; оплата выполненных ранее работ по текущим, более высоким ценам; применение завышенных индивидуальных расценок и индексов пересчета сметной стоимости, согласуемых на основе сговора с отдельными чиновниками и государственными структурами и т.п.

Кроме того, к необоснованному увеличению стоимости работ приводят существенные задержки с проведением конкурсов, заключением госконтрактов и открытием финансирования; частая смена подрядчиков - особенно на крупных объектах с длительными сроками строительства; применение некачественных материалов и устаревших технологий; неумение организовать эффективный производственный процесс строительства; низкая квалификация рабочих и инженерно-технического персонала; несовершенство законодательства.

Как можно изменить ситуацию?

Нужно создавать новую современную нормативную базу, максимально открытую и доступную для всех участников инвестиционно-строительного и ремонтно-строительного процесса. Если срочно не принять меры по разработке и внедрению новых правил, норм и расценок для определения затрат в строительстве, стоимость реализации проектов будет и дальше необоснованно расти. Новая база должна адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям по качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, существующему уровню квалификации рабочих, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию и инструменту при производстве строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ. Сейчас в первую очередь необходимо сосредоточиться на ускоренной разработке норм и расценок на новые, эффективные технологии в строительстве и ЖКХ. На этом и нужно сконцентрировать усилия всех заинтересованных организаций.



Просмотров