Согласование с фсб. Как и где нужно применять скзи — точка зрения фсб

Приказ ФСБ РФ от 18 сентября 2008 г. N 464
"Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

1. Утвердить прилагаемый Регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением Регламента, утвержденного настоящим приказом, возложить на заместителей Директора ФСБ России и руководителей служб ФСБ России в части касающейся.

Директор

А. Бортников

Регистрационный N 12394

Установлены общие правила внутренней организации ФСБ России при осуществлении функций в установленной сфере деятельности, в том числе структура и штатное расписание центрального аппарата, полномочия Директора Службы и его заместителей, правила документооборота, порядок законопроектной деятельности, исполнения поручений, рассмотрения запросов и обращений, приема граждан, создания координационных и совещательных органов, рабочих групп и др.

ФСБ России осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивает информационную безопасность РФ, а также координирует контрразведывательную деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Деятельностью ФСБ России руководит Президент РФ.

Приказ ФСБ РФ от 18 сентября 2008 г. N 464 "Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации"


Регистрационный N 12394


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня

ОрдерКом, Москва, Руководитель
Галушко Дмитрий Михайлович
Руководитель www.ordercom.ru
кандидат юридических наук

1. С УФСБ по субъекту РФ - местонахождению сети связи

В п.2 ст. 64 ФЗ «О связи» и Перечнях лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи (всех , за исключением услуг связи для целей вещания и услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа) , есть пункт: «реализация требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий» (далее - «ОРМ »). Неисполнение данного требования влечет наложение административного штрафа 30-40 тыс. руб. и возможное приостановление действия лицензий .

Для реализации вышеуказанных требований необходимо взаимодействие с уполномоченными органами, осуществляющими ОРД. От имени уполномоченных органов взаимодействие с Операторами возложено на УФСБ по субъекту РФ - местонахождению сети связи (далее - «Управление») . Поэтому с УполОрг надо дружить

Выделю следующие этапы взаимодействия :

1) Оператор не позднее 60 дней с даты получения лицензии подает в Управление заявление (п.5 Правил).

2) Руководитель Управления определяет уполномоченное подразделение, осуществляющее взаимодействие с оператором связи ( . Уполномоченное подразделение принимает решение о наличии/отсутствии необходимости разработки Плана мероприятий по внедрению технических средств (далее - «План »). При отсутствии необходимости пишется письмо, в котором указывается, что Управление не возражает против предоставления Оператором услуг связи ( .

На практике 1 из условий письма счастья является присоединение СПД только к сети 1 Оператора, сдавшего ТС СОРМ в постоянную эксплуатацию. Дальнейшее: на усмотрение куратора.

3) При необходимости разработки Плана, уполномоченное подразделение в срок до 3 месяцев с даты подачи Оператором заявления совместно с оператором разрабатывает План ( . План составляется в 3-х экземплярах - по 1 экз. для: УФСБ, Территориального Управления Роскомнадзора (далее по тексту - «УРСН ») и Оператора связи.

В Плане, помимо стандартных реквизитов (наименование, № лицензии, услуги) в соответствии с Типовыми требованиями к плану мероприятий по внедрению ТС для проведения ОРМ (далее - «Типовые требования»(), предусмотрены следующие этапы:

4) Разработка перечня лиц, привлекаемых к установке и обслуживанию технических средств для проведения ОРМ (далее- «ТСОРМ »).

В частности определяется поставщик ТСОРМ и лиц, имеющих допуск со сторон Оператора. При этом в настоящее время на испытаниях в Центре по научно-техническому сопровождению внедрения СОРМ на сетях электросвязи России при ФГУП ЦНИИС находятся 3 ТСОРМ: «Омега», производства ООО «Специальные технологии»; «СОРМОВИЧ» производства ООО «Мера.ру» и РИАНЕТ одноименной компании.

На практике в Плане СОРМ прописывается обязанность Оператора связи « заключить контракт на поставку и монтаж ТСОРМ с выбранной по согласованию с УФСБ организацией-подрядчиком и предоставить УФСБ копию контракта ». При этом Решением Верховного суда Республики Коми ) данное требование Плана признано не соответствующим Типовым требованиям, которые не предусматривают вышеуказанной обязанности оператора связи .

Следующий этап : выдача Оператору ТУ на подключение к пункту управления ОРМ (далее - «ПУ»), содержащих:

Местонахождение точки присоединения ПУ ОРМ;

Местонахождение точки подключения баз данных Оператора;

Требования к линиям (каналам) связи, соединяющим ТСОРМ с ПУ.

Следующий этап : предоставление Оператором баз данных (далее - БД) об: абонентах, оказанных услугах связи (в т.ч. о соединениях, трафике и платежах абонентов) При этом информация предоставляется Управлению путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к БД и хранится в течение 3 лет.

Следующий этап, указанныйв п./п. 3«г» Типовых требований: предоставление ТСОРМ

Существует практика, когда Управление временно разрешает Оператору использовать оборудование, разработанное самим Оператором. Знаю прецеденты в МСК, Владимирской обл...

Но чаще всего с Оператора требуют приобретения ТСОРМ, минимальная стоимость которых составляет около 500 т.руб. Также необходимо за свой счет организовать канал связи между сетью Оператора и точкой присоединения ПУ ОРМ, а также платить поставщику ТСОРМ за их техобслуживание около 30 т.руб. в год.

Следующий этап: Организация линий и/каналов связи между ПУ ОРМ и узлом связи сети связи оператора связи ;

И хотя согласно п. 2 Указа Президента РФ 01.09.1995 N 891 «ОРМ, связанные с подключением к станционной аппаратуре…Операторов связи в интересах органов ОРД, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов ФСБ», в реальности это ложится на плечи Оператора.

Следующий этап: Опытная (тестовая ) эксплуатации ТСОРМ в сети Оператора, включая устранение замечаний, выявленных в её ходе .

При этом ТСОРМ должны обеспечивать передачу на ПУ следующей информации:

О выделенных реальных IP-адресах;

Передаваемой информации …в том виде и последовательности, в которых такая информация поступала (Бен Ладан жив );

О местоположении пользовательского оборудования (если есть тех. возможность).

Последний этап: проведение приемо-сдаточных испытаний ТСОРМ : осуществляется Оператором путем подписания представителями Управления и УРСН акта. План требует принятия ТСОРМ в постоянную эксплуатацию в течение 2 лет с даты подписания.

За что платим?

Основная составляющая «железа» ТСОРМ в СПД - материнская плата, (напр. KT965/ATXP, производитель Kontron, Германия), средняя цена 15 т.руб. Остальное железо тянет ещё тысяч на 35 руб., в сумме получается 50, а не 500… Есть ещё ПО ,

Также следует отметить, что оплачивая техобслуживание, Оператор часто не получает его.

Пример: Сибирский ФО , Оператор менее 5 тыс. абонентов, реализовал план СОРМ, заплатив в рассрочку около 500 тыс. рублей, + платит ежегодно за ТО 30 тыс. рублей. Как расплатился за ТС, от «куратора» пришла рекомендация: обновить на новый, потому как Абонентов за 2 года стало больше и действующие ТСОРМ не справляются. Стоимость новых: около 1 млн., возможностей платить нет...

За чей счет?

В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ «Об ОРД»: Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем …иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре … юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно- технических сил и средств органов ФСБ .

Согласно ст. 19 данного закона, а также ст. 20 Закона РФ «О безопасности» и ст. 22 ФЗ «О ФСБ» финансирование деятельности органов ОРД осуществляется из федерального бюджета.

Но до сих пор я знаю единственный прецедент покупки ТСОРМ за счет бюджета.

Сертифицирование ТСОРМ:

1. Для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи РФ является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в ССОП ;

2. Подтверждение соответствия требованиям, предусмотренным Правилами повопросам применения средств связи , осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии.

3. Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи включает в себя:…оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении ОРМ ( .

В соответствии с п. 4 Правил «Сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения ОРМ и устанавливаемым Минкомсвязи РФ по согласованию с ФСБ РФ»

ФСБ и Минкомсвязи пока только согласовывают Правила применения средств связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении ОРМ в СПД (далее - «Правила применения »). Поэтому в настоящее время для средств связи, используемых в СПД, невозможно подтвердить соответствие ТСОРМ. Соответственно установка не сертифицированных ТСОРМ в СПД нарушает ст. 41 ФЗ «О связи» и п. 4 Правил. Если выявлено нарушение установленных ФЗ обязательных требований в области связи, Роскомнадзор обязан выдать предписание об устранении этого нарушения в соответствии с п. 4. ст. 27 ФЗоС. В случае невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания, Роскомнадзор в соответствии с п/п 3 п. 2 ст. 37 ФЗоС вправе приостановить действие лицензии. Реализацию законных требований может проверить и прокуратура путем внеплановой проверки.

Кроме того, согласно ст. 13.6. КоАП РФ «Использование на сетях связи несертифицированных средств связи влечет штраф в размере 30-40 тыс. рублей с возможной конфискацией средств связи. Значит, во избежание вышеуказанных последствий Оператор не имеет право использовать несертифицированные ТСОРМ в СПД.

Вместе с тем, в соответствии с п. 6 Правил: «в случае применения оператором средств связи, для которых не установлены требования, указанные в пункте 4 Правил, на основании обращения Управления оператор предоставляет технологические помещения, соответствующие требованиям, установленным Минкомсвязи с ФСБ.

Требования к технологическому помещению установлены Приложением к Требованиям, утвержденным Мининформсвязи РФ , и предусматривают, в частности:

1. Соответствие помещения требованиям, предъявляемым к эксплуатации технических средств ОРМ уполномоченного органа, которые размещаются в этом помещении.

2. В технологическом помещении размещается кроссовое оборудование для подключения технических средств ОРМ уполномоченного органа к средствам связи оператора связи... Количество соединительных линий и требования к ним определяются уполномоченным органом в соответствии с техническими параметрами технических средств ОРМ уполномоченного органа.

3. Размещение иных средств связи в помещении допускается только по разрешению Управления.

4. Оборудование помещения средствами, исключающими несанкционированный доступ.

Следовательно, в настоящее время для Оператора СПД единственным законным способом реализации лицензионного условия является предоставление технологического помещения. И такая практика существует ( .

1.2. Получение уполномоченными органами информации о соединениях между абонентами и ответственность за непредставление

Согласно п.1 ст. 64 ФЗоС: «Операторы связи обязаны: предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами ».

Данная информация предоставляется, если она имеет значение для уголовного дела и только по решению суда .

Согласно УПК РФ следователь подает в суд ходатайство, в котором указывает:

Уголовное дело, основания для проведения следственного действия;

Период получения информации (до 6 месяцев) наименование организации.

С ФСПП

Если суд принимает решение о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем Оператору связи, который обязан предоставить информацию, зафиксированную на любом материальном носителе не реже 1 раза в неделю. Информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств.

ФЗ от 27.07.2010 N 213-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и статью 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по вопросам предоставления судебным приставам персональных данных», судебному приставу-исполнителю предоставлено право при совершении исполнительных действий требовать необходимую информацию, в том числе персональные данные , объяснения и справки (абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона N 118-ФЗ). Информация, предоставляется по его требованию в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе ПДн, у физических и юридических лиц, получать от них объяснения, информацию, справки.

В соответствии с ФЗ «персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и иная информация . Открытость списка (в той части, которая может относиться к персональным данным) дает судебным приставам свободу в истребовании интересующей информации о должнике. Сведения об оплаченных услугах вполне могут подпасть под категорию персональных данных, что дает приставам право запрашивать эти данные.

1. В целях обеспечения сохранности имущества выносят постановление о наложении ареста на имущество должника, запрете распоряжаться имуществом и блокировании денежных средств на лицевом счету должника, находящемся у оператора, в пределах суммы задолженности по исполнительному документу. Постановление не позднее следующего рабочего дня направляется операторам связи на территории региона.

2. При поступлении достоверной информации о наличии у должника денежных средств, внесенных им в качестве авансового платежа на лицевой счет, находящийся у оператора, - обращаются в суд с заявлением об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, в порядке, установленном ч. 1 ст. 77 Закона.

3. После получения вступившего в законную силу судебного акта об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, - выносят постановление о списании денежных средств должника с лицевого счета, находящегося у оператора, в пределах суммы задолженности по исполнительному производству.

1.3. С прокуратурой

П. 6. ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - «трехглавый закон ») запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена ответственность.

Ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает «распространение экстремистских материалов». При этом информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом, а их список публикуется на сайте Минюста РФ.

П. 9) ст. 2 трехглавого закона под распространением информации понимает: «действия направленные на получение или передачу информации неопределенному кругу лиц».

Подпунктом «б» пункта 4 раздела XVI перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи под услугами понимается предоставление доступа к сети Интернет. Предоставляя доступ, Оператор в терминах Правил оказания телематических услуг связи «обеспечивает Абоненту возможность принимать и передавать информацию» (см. п. 2 Правила ТУС).

То есть Оператор предоставляет возможность, а Абонент самостоятельно получает и/или передает (размещает) информацию в сети Интернет.

Следовательно, передача информации осуществляется между абонентами, а Оператор открывает доступ к информации, как кран открывает доступ воде. И как Владелец крана не отвечает за качество воды (ржавая, хлорированная, много железа). Оператор не несет ответственности за содержимое информации, но обязан доставить информацию в неизменном виде (см. п. 22 Правил ТУС).

Также следует отметить, что оператор предоставляет абонентам доступ не к конкретному ресурсу, но ко всем ресурсам сети Интернет, а Абонент уже сам делает выбор, что ему нужно (Какую воду включить: горячую, холодную, или поставить фильтр для очистки воды). Иными словами Оператор связи не отвечает за наполнение ресурсов сети Интернет, а лишь «перенаправляет» запросы от одного абонентского оборудования, подключенному к сети Интернет к другому абонентскому оборудованию, подключенному к сети Интернет. Таким образом, Оператор не распространяет информацию.

1.4. Ответственность за незаконное использование авторских и смежных прав

Проблемы доказывания : Постановление Пленума ВС РФ : Доказательства по делам, связанным с распростране-нием сведений через телекоммуникационные сети, могут быть обеспечены нотариусом до возбуждения гражданского дела в суде (например, посредством удо-стоверения содержания сайта в сети Интернет на опре-деленный момент времени) или судом. В случаях, не терпящих отлагательства, при подготовке дела к судеб-ному разбирательству, а также при разбирательстве дела суд вправе произвести осмотр доказательств на месте (в частности, просмотреть информацию, размещенную на определенном ресурсе телекоммуникационной сети, в режиме реального времени). Осмотр и исследование доказательств производятся в законодательно установ-ленном порядке: с извещением участвующих в деле лиц, с фиксированием результатов осмотра в протоколе, с вызовом в необходимых случаях свидетелей, специали-стов и т. д.

Несет ли хостер /владелец сайта ответственность за размещение третьим лицом чужого «контента» (в видекомпенсации на незаконное использование авт. права) ?

НЕТ : 1) Постановление ВАС ООО «Контент и право» к ООО «МетКом», ЗАО «МАСТЕРХОСТ», ИП Чумаку С.Б. о взыскании компенсации в размере 200 тыс. руб. за размещение mp3 файлов «Крылатые качели», «Кабы не было зимы», «Прекрасное далеко», «Александра».

2) Постановление ФАС СЗО от 25.10.2010 № А56-44999/2008 ФГУП ВГТРК взыскивало от соцсети «В Контакте» 3 млн. за размещение фильма «Охота на пиранью» (отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора )

11.03.2011 Определение надзорной инстанции об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра с/а в порядке надзора

ДА: 1) Постановление ФАС МО от 11.05.2010 по делу А40-89751/08 по искуООО «Первое музыкальное издательство» против ООО «Рамблер Интернет Холдинг» за размещение Пользователем Рамблер видеоклипа гр. Ляпис Трубецкой (да, 50 из 100 т.р)

2) Решение АСМО А40-16007/10 ТК СПОРТ против championat.ru (да, 3 из 5 млн. ): в

Однако по обоим решениям нет позиции ВАС (не обжаловалось)!

В проект новой редакции VII раздела Гражданского кодекса (разработаны по поручению Президента и опубликованы на сайте ВАС РФ) внесена Специальная статья (1253 прим) об ответственности интернет-провайдеров, по которой провайдер освобождается от ответственности за нарушение прав на «контента» при 2 условиях: что он:

1) не знал или не должен был знать» о неправомерности размещения «контента»,

2) при получении письменного заявления правообладателей «своевременно принял меры» по устранению последствий нарушения.

Т.о. практика требует обязательного досудебного уведомления Оператора. И если после этого Оператор убрал незаконный «контент», ответственности не будет.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечания

Обновленный текст статьи с законодательством и практикой находится

Есть в Московской области районы, где регистрация и трудоустройство иностранных граждан имеет свои особенности. Своеобразные подмосковные Бермудские треугольники и даже Бермудские трапеции. На первый взгляд - обычный спальный район с многоэтажками, но только до тех пор, пока туда не попадёт иностранный гражданин.

Налёт таинственности предаёт таким местам постановление Правительства №470 , принятое ещё в 1992 году и действующее до сих пор. Указанное постановление устанавливает перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан. В большинстве своём - это приграничные территории, однако в перечне регионов, наряду с Камчаткой и Мурманской областью, присутствует и Подмосковье. В Московской области таких зон шесть:

Регистрация по месту жительства, постановка на миграционный учет, а также привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан в границах этих зон подлежит согласованию с Федеральной службой безопасности.

Абсурдность данной ситуации придаёт тот факт, что в отношении территорий Московской области в указанный перечень не вносилось изменений с момента его создания. И если границы территорий с регламентированным въездом Калининградской, Мурманской и других областей позднее подвергались редактированию, то в Московской области осталось всё в таком виде, в каком это было 25 лет назад.

Уже давно на карте нет деревень, указанных в постановлении в 1992 году в качестве граничных точек, разросшаяся московская агломерация поглотила населённые пункты, перечисленные в постановлении, а их топонимика сохранилась лишь в названии улиц и железнодорожных станций, тем не менее нахождение в этих местах иностранных граждан без согласования с ФСБ является нарушением Российского законодательства.

Так, в Мытищинском районе территория с регламентированным посещением для иностранных граждан ограничена:

с юга Московской кольцевой автодорогой и линией совхоз Нагорное - Бородино - Волково - Перловка (за исключением названных населенных пунктов и автомобильной дороги)

На месте деревни Волково расположена теперь ТЭЦ-27, и напоминает о деревне с таким названием лишь одноимённое шоссе. Деревня Перловка стала теперь микрорайоном города Мытищи. Ирония заключается в том, что на этом участке территории с регламентированным посещением иностранцев - пересечении МКАД и Ярославского шоссе в р-не бывшей деревни Перловка - расположилась крупнейшая в столичном регионе уличная биржа труда рабочих-гастарбайтеров, в том числе приезжих из Средней Азии, с легкой руки некоторых СМИ, иронично называемой «невольничьим рынком».

В Одинцовском районе территория с регламентированным посещением для иностранных граждан ограничена:

- линией Успенское - Жаворонки - Одинцово - Барвиха

В Солнечногорском районе:

- с юго-запада Пятницким шоссе и линией Коростово - Подолино - Брехово (за исключением названных населенных пунктов и Пятницкого шоссе)

В Подольском районе:

- с запада Симферопольским шоссе и линией Алтухово - Романцево - Мещерское - Столбовая (за исключением названных населенных пунктов и Симферопольского шоссе)

В Щелковском районе:

- с юго-востока Щелковским шоссе и линией Долгое - Ледово - Оболдино - Щитниково (за исключением названных населенных пунктов и Щелковского шоссе).

Самая большая по размеру территория с регламентированным посещением иностранных граждан находится в Балашихинском районе, практически половина города Балашихи и большая часть района ограниченного:

- с запада линией Никольское - Трубецкое - Балашиха - Кучино - Томилино (за исключением Горьковского шоссе)

Именно в Балашихинский отдел ФСБ обратились наши эксперты с запросом о порядке согласования посещения иностранными гражданами территорий с регламентированным посещением.

Ниже мы публикуем наш запрос и ответ на него.

В соответствии с Перечнем территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 1992 г. № 470, большая часть Балашихинского района, а также участки ещё нескольких районов Московской области относятся к территориям с регламентированным посещением иностранных граждан.

Согласно указанному Постановлению въезд иностранных граждан на такие территории подлежит согласованию с Министерством безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ) или его органами в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге по месту нахождения принимающих организаций.

Прошу вас разъяснить порядок согласования привлечения иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности и постановки на учёт по месту временного пребывания на территории Балашихинского района Московской области.

Какие документы требуются от организации или индивидуального предпринимателя, выступающих в качестве принимающей стороны?

Регламентированы ли сроки указанного согласования?

Существуют ли определённые критерии или рекомендации, которых следует придерживаться при привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности, чтобы не получить отказа в согласовании?

Из вышеизложенного следует, что при приёме на работу иностранного гражданина при условии, что место осуществления трудовой деятельности находится внутри границ таких территорий, начинать процедуру оформления иностранных граждан необходимо с посещения отдела Федеральной службы безопасности в соответствующем районе.

Приведено Решение Мособлсуда об административном выдворении иностранного гражданина за нарушение режима пребывания на территории городского округа Балашиха Московской области.

Регистрационный N 32198

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" 1 и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 96/3 Он "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления" 2 приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами ФСБ России, федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России (приложение N 1).

1.2. Перечень документов, представляемых территориальными органами ФСБ России, федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России, для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (приложение N 2).

2. Установить, что размер балансовой стоимости федерального движимого имущества, при превышении которого решение территориальных органов ФСБ России о списании такого имущества подлежит согласованию с ФСБ России, составляет 400 тыс. рублей.

Директор А. Бортников

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 42, ст. 5402; 2012, N 24, ст. 3179; N 53(ч. II), ст. 7916.

Приложение N 1

Порядок согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами ФСБ России, федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России

1. Для согласования с ФСБ России решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами ФСБ России (далее - территориальные органы), федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России (далее - учреждения, предприятия соответственно), территориальные органы, учреждения и предприятия представляют в соответствующие головные подразделения ФСБ России (далее - головные подразделения) документы, предусмотренные Перечнем документов, представляемых территориальными органами ФСБ России, федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России, для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, утвержденным приказом ФСБ России от 17 марта 2014 г. N 147 (далее - документы, необходимые для списания).

2. Документы, необходимые для списания, направляются в головные подразделения с сопроводительным письмом, подписанным начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия.3. Головные подразделения рассматривают поступившие документы, необходимые для списания, и по результатам их рассмотрения готовят заключение о согласовании решения о списании федерального имущества либо об отказе в его согласовании (далее - заключение) с обоснованием причин отказа.

Заключение составляется в одном экземпляре и подписывается руководителем, начальником головного подразделения. Заключение вместе с документами, необходимыми для списания, представляется соответствующему должностному лицу, полномочному согласовывать решения о списании федерального имущества.

4. В случаях представления документов, необходимых для списания, не в полном объеме либо ненадлежащего оформления таких документов головные подразделения возвращают их для устранения недостатков в территориальные органы, учреждения, предприятия, их представившие, с указанием причин возврата.

5. Общий срок рассмотрения головными подразделениями документов, необходимых для списания, подготовки заключения и представления его соответствующему должностному лицу, полномочному согласовывать решения о списании федерального имущества, не может превышать 40 рабочих дней.

6. При согласовании решения о списании федерального имущества головные подразделения направляют в территориальные органы, учреждения, предприятия с сопроводительным письмом согласованный акт о списании федерального имущества, а при отказе в согласовании указанного решения - документы, необходимые для списания, с обоснованием причин отказа.

Приложение N 2

Перечень документов, представляемых территориальными органами ФСБ России, федеральными государственными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении ФСБ России, для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения

1. Для согласования с ФСБ России решения о списании федерального движимого имущества территориальные органы ФСБ России (далее - территориальные органы), федеральные государственные казенные учреждения, находящиеся в ведении ФСБ России (далее - учреждения), представляют в соответствующие головные подразделения ФСБ России (далее - головные подразделения) следующие документы:

1.1. Ходатайство начальника территориального органа, учреждения о согласовании решения о списании объектов федерального имущества.

1.2. Перечень объектов федерального имущества, в котором указываются:

Номер по порядку;

Наименование объекта федерального имущества;

Инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

Год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

Балансовая стоимость объекта федерального имущества на дату принятия решения о списании;

Остаточная стоимость объекта федерального имущества на дату принятия решения о списании;

Срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества;

Срок фактического использования объекта федерального имущества на дату принятия решения о списании.

1.3. Копию приказа начальника территориального органа, учреждения о создании в территориальном органе, учреждении постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (далее - комиссия) (с приложением положения о комиссии и ее состава).

1.4. Копию протокола заседания комиссии, на котором принято решение о списании федерального имущества.

1.5. Акт о списании федерального имущества, подписанный членами комиссии.

1.6. Копию инвентарной карточки учета основных средств.

1.7. Копию заключения о техническом состоянии объекта федерального имущества, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате территориального органа, учреждения - копию указанного заключения, выданного организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, с приложением копии лицензии).

1.8. Выписку из реестра федерального имущества для объектов федерального движимого имущества, стоимость которых равна или превышает 500 тыс. рублей, выданную соответствующим территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом. При отсутствии данной выписки в ходатайстве начальника территориального органа, учреждения должна быть изложена информация о причинах, по которым объект не был внесен в указанный реестр.

1.9. При списании автомобильной, дорожно-строительной техники, бронетанкового вооружения и специальной техники, в состав которой входят транспортные средства, дополнительно представляются:

Копия технического паспорта (паспорта) транспортного средства, паспорт (формуляр) машины;

Копия свидетельства о регистрации транспортного средства;

Акт о разукомплектовании автомобильного комплекса (для специальной техники, включающей в свой состав транспортное средство и установленную на нем специальную аппаратуру).

1.10. При списании ракетно-артиллерийского вооружения, вооружения радиационной, химической и биологической защиты, инженерного имущества и инженерных боеприпасов дополнительно представляются формуляры (паспорта) изделий, если они предусмотрены.

2. Для согласования с ФСБ России решения о списании объектов федерального недвижимого имущества (за исключением объектов незавершенного строительства, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания) территориальные органы, учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении ФСБ России (далее - предприятия), представляют в головные подразделения документы, перечисленные в подпунктах 1.1 - 1.6 настоящего Перечня, а также следующие документы:

2.1. Акт технического состояния объекта федерального недвижимого имущества, утвержденный начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия и подписанный членами комиссии, за исключением случаев:

2.2. Выписку из реестра федерального имущества, выданную соответствующим территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом. При отсутствии данной выписки в ходатайстве начальника территориального органа, учреждения, руководителя предприятия должна быть изложена информация о причинах, по которым объект не был внесен в указанный реестр.

2.3. Копии свидетельств о государственной регистрации прав собственности Российской Федерации и оперативного управления (хозяйственного ведения) или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии зарегистрированных прав на каждый объект федерального недвижимого имущества, подлежащий списанию.

2.4. Копии свидетельств о государственной регистрации прав собственности Российской Федерации и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, в пределах которого располагается объект федерального недвижимого имущества, предлагаемый к списанию, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии зарегистрированных прав на земельный участок с приложением копий имеющихся правоустанавливающих документов на него и кадастрового паспорта земельного участка, за исключением случаев:

Списания объектов федерального недвижимого имущества, подлежащих сносу или демонтажу в целях строительства или реконструкции другого объекта;

Списания объектов федерального недвижимого имущества, местонахождение которых установить невозможно.

2.5. Справку о дальнейшем использовании земельного участка после сноса объекта федерального недвижимого имущества с информацией о наличии других объектов федерального недвижимого имущества, расположенных в пределах этого участка, подписанную начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия, за исключением списания объектов федерального недвижимого имущества, местонахождение которых установить невозможно.

2.6. При списании объектов недвижимого имущества жилищного фонда дополнительно к документам, перечисленным в подпунктах 2.1 - 2.5 настоящего Перечня, представляются:

Справка из территориального органа Федеральной миграционной службы о снятии с регистрационного учета физических лиц по адресу списываемого объекта недвижимого имущества жилищного фонда 1 (по каждому объекту недвижимого имущества жилищного фонда);

Документы, необходимые для подготовки заключения межведомственной комиссии, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" 2 ;

Справка о том, что лица, ранее зарегистрированные в списываемом объекте недвижимого имущества жилищного фонда, фактически в нем не проживают, подписанная начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия.

2.7. При списании объектов федерального недвижимого имущества, подлежащих сносу или демонтажу в целях строительства или реконструкции другого объекта, дополнительно к документам, перечисленным в подпунктах 2.1 - 2.6 настоящего Перечня, представляются копии документов, подтверждающих расположение списываемого объекта федерального недвижимого имущества в пределах границ зоны застройки.

3. Для согласования с ФСБ России решения о списании объектов незавершенного строительства территориальные органы, учреждения, предприятия представляют в головные подразделения документы, перечисленные в подпунктах 1.1, 1.3-1.5, 2.2-2.5 настоящего Перечня, а также следующие документы:

3.1. Перечень объектов незавершенного строительства, в котором указываются:

Номер по порядку;

Наименование объекта по проекту;

Инвентарный номер в случае его присвоения;

Год начала строительства;

Год прекращения строительства;

Объем выполненных строительно-монтажных работ (в процентах);

Стоимость объекта незавершенного строительства на дату принятия комиссией решения о его списании (в рублях).

3.2. Копию заключения о техническом состоянии объекта незавершенного строительства, выданного специализированной организацией, имеющей свидетельство о допуске к такому виду работ, с приложением копии свидетельства.

3.3. Копию регистров учета затрат и справку о стоимости объекта незавершенного строительства, подписанные начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия и начальником финансово-экономического подразделения территориального органа, учреждения, предприятия.

4. Для согласования с ФСБ России решения о списании воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания (далее - судно) территориальные органы, учреждения, предприятия представляют в головные подразделения документы, перечисленные в подпунктах 1.1 - 1.6, 2.2 настоящего Перечня, а также следующие документы:

4.1. Акт технического состояния списываемого судна, утвержденный начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия и подписанный членами комиссии, за исключением случая списания судна, когда его местонахождение установить невозможно.

4.2. Копию свидетельства о государственной регистрации судна в Государственном реестре государственных воздушных судов Российской Федерации, Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов. При отсутствии зарегистрированных прав - справку с обоснованием отнесения судна к объектам недвижимого имущества и причин отсутствия зарегистрированных прав, подписанную начальником территориального органа, учреждения, руководителем предприятия.

5. Для согласования с ФСБ России решения о списании объектов федерального имущества, пришедших в негодное состояние в результате умышленного уничтожения, порчи или хищения, а также в результате пожаров, аварий, дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций и (или) по которому срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования (при досрочном списании), дополнительно к документам, перечисленным в подпунктах 1.1 - 1.10, 2.1 - 2.7, 3.1 - 3.3, 4.1 и 4.2 настоящего Перечня, в головные подразделения представляются:

5.1. При списании объектов федерального имущества, пришедших в негодное состояние в результате их умышленного уничтожения, порчи, хищения или местонахождение которых установить невозможно:

Копия приказа начальника территориального органа, учреждения, руководителя предприятия о проведении административного расследования (разбирательства) или копия материалов инвентаризации (ревизии, проверки);

Копия заключения о результатах административного расследования (разбирательства) или выписка из приказа начальника территориального органа, учреждения, руководителя предприятия о результатах инвентаризации (ревизии, проверки);

Копия приказа начальника территориального органа, учреждения, руководителя предприятия о мерах, принятых в отношении виновных лиц (при наличии);

Документы о принятии мер по защите интересов территориального органа, учреждения или предприятия и возмещению причиненного ущерба или копия постановления о прекращении уголовного дела или копия решения суда (при наличии);

Справка о размере ущерба, нанесенного объекту федерального имущества в результате уничтожения, порчи или хищения, подписанная начальником территориального органа, учреждения и начальником финансово-экономического подразделения территориального органа, учреждения (для движимого имущества);

Справка о возмещении ущерба виновными лицами, подписанная начальником территориального органа, учреждения и начальником финансово-экономического подразделения территориального органа, учреждения (для движимого имущества).

5.2. При списании объектов федерального имущества, пришедших в негодное состояние в результате пожара, дополнительно к документам, перечисленным в подпункте 5.1 настоящего Перечня, представляются:

Копии актов расследования обстоятельств и причин возникновения пожара, оформленные представителями территориальных органов, учреждений, предприятий, и решение следственного или судебного органа -при недостаче, повреждении или преждевременном выведении из строя федерального имущества в результате пожара с приложением:

Плана объекта, на котором возник пожар, с указанием расположения объектов федерального имущества;

Фотоснимков с места пожара;

Копии ведомости инвентаризации федерального имущества после пожара (для движимого имущества);

Копии ведомости федерального имущества, уничтоженного в результате пожара (для движимого имущества);

Копии индивидуальных учетных карточек на здания, сооружения и иные объекты федерального имущества, пострадавшие от пожара;

Копии акта о пожаре, выданного Государственной противопожарной службой.

5.3. При списании объектов федерального имущества, пришедших в негодное состояние в результате аварий, дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий или иной чрезвычайной ситуации, дополнительно к документам, перечисленным в подпункте 5.1 настоящего Перечня, представляются:

Копия документа, подтверждающего факт аварии, дорожно-транспортного происшествия, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;

Фотоснимки поврежденных объектов федерального имущества.

5.4. При списании объектов федерального имущества, по которому срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования (при досрочном списании), за исключением случаев списания объектов федерального недвижимого имущества, подлежащих сносу или демонтажу в целях строительства или реконструкции другого объекта федерального недвижимого имущества, дополнительно к документам, перечисленным в подпункте 5.1 настоящего Перечня, представляются:

Справка с подробным объяснением причин, вызвавших списание объектов федерального имущества до истечения установленного срока полезного использования (в случае, если виновные лица не выявлены);

Копия заключения о техническом состоянии объекта федерального недвижимого имущества, выданная специализированной организацией, имеющей свидетельство о допуске к такому виду работ, с приложением копии свидетельства (для зданий и сооружений).

6. Копии представляемых документов должны быть заверены подписью начальника территориального органа, учреждения, руководителя предприятия и печатью территориального органа, учреждения, предприятия.

7. В представляемых документах не допускается наличие помарок, подчисток, исправлений.

1 Подпункт 57 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденного приказом ФМС России от 20 января 2014 г. N 18 (зарегистрирован Минюстом России 27 марта 2014 г., регистрационный N 31755).

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 702; 2007, N 32, ст. 4152; 2013, N 15, ст. 1796.

Известно, что основное время при выдаче заграничного паспорта уходит на получение соответствующего разрешения ФСБ. Сроки этого согласования четко не установлены. Административный регламент ФМС выдачи загранпаспорта сформулирован не слишком обязывающе:

«61. …подразделение органов федеральной службы безопасности в срок, как правило, не превышающий 15 дней с момента получения заявления, сообщает… об отсутствии либо наличии оснований для временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации».

При этом 210-ФЗ «О госуслугах» в статье 7.2 «Межведомственный запрос о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг…» говорит:

«3. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, для предоставления государственной или муниципальной услуги… не может превышать пять рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса… ».

«Пункт 2 части 1 статьи 7» говорит про «документы и информацию», которые «находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов…».

Можно долго обсуждать, подпадает ли согласование в ФСБ под определение 210-ФЗ (и как следствие, распространяется ли на него срок 5 дней) или нет (поскольку можно сказать, что речь идет о «согласовании», а не о «предоставлении сведений»). Можно даже формально ответить на вопрос - для этого надо установить, каков порядок принятия решения о «временном ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд». Если это статус, присущий каждому гражданину и существующий независимо от наличия запроса из ФМС или МИДа, то это случай 210-го закона и срок - 5 дней. Если каждый раз решение принимается заново, то формально на момент поступления запроса этих сведений в распоряжении ФСБ нет - и 210-й закон не работает. Можно также обсудить приемлемость формулировки «срок, как правило, не превышающий 15 дней», которая означает, что никакого срока нет. Кстати, формальное «право» ФСБ не отвечать на запрос ФМС хоть бессрочно подтверждается судебной практикой.

Более важный вопрос, нужно ли это «согласование» вообще для чего-нибудь:

Во-первых, загранпаспорт выдается на 5 или 10 лет. Проверка «оснований для временного ограничения права» на выезд проводится однократно перед выдачей паспорта и не сработает даже если основания появятся на следующий день после согласования. Т.е. декларируемая задача не может быть решена существующим порядком.

Во-вторых, для этого есть иная эффективная процедура: пограничный контроль. Она работает безотносительно того, когда появились основания для ограничения выезда и полностью закрывает проблему. Причем для прохождения границы гражданину не надо иметь заверенную «анкету о трудовой деятельности», зачем-то необходимую для получения загранпаспорта.

В-третьих, согласования подобного описываемому, не существует в других странах, в том числе страдающих и от терроризма, и от наркопреступности и прочих неприятностей.

В-четвертых, поддержание этого совершенно ненужного согласования обходится дорого. Можно посчитать прямые экономические потери - как минимум это время сотрудников ФМС, МИДа и ФСБ и расходы на бумагу и ее пересылку туда и обратно для простановки виз («… направляется на согласование первый экземпляр заявления…»). Не меньше, наверное, косвенные потери, связанные с дополнительным временем ожидания изготовления паспортов.

Вывод очевиден: надо вовсе упразднить это ненужное согласование. Как промежуточный вариант (я тут возвращаюсь к началу разговора): ускорить существующую процедуру выдачи загранпаспорта (штатный срок - 2 недели), перевести согласованиние с ФСБ в электронный вид, сократив срок до 5 дней, отказаться от запроса с заявителя анкеты о местах его прошлой работы.

К тому нет никаких препятствий. В самом деле, раз существует пограничный контроль, препятствующий незаконному выеду за пределы страны злоумышленника, это означает, что:

а) в распоряжении ФСБ есть всегда актуальные «стоп-листы»,

б) информация о тех, кто не должен покидать территорию страны, существует на момент поступления запроса из ФМС или МИДа, и, тем самым, должен применяться срок согласования 5 дней из 210-го закона,

в) нет препятствий, чтобы такое согласование осуществлялось немедленно, обращением сотрудника ФМС в электронном виде к соответствующей базе - как это делает пограничник при проверке документов (с получением бинарного ответа «препятствий нет»\«препятствия есть»).



Просмотров