Соглашение об открытом небе. Проблемы сверху: Есть ли перспективы у Договора по открытому небу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина"

Факультет юриспруденции и политологии

Контрольная работа

по дисциплине Международное право

на тему: Договор по открытому небу

Выполнила: студентка

группы 201

Багинская О.С.

Рязань, 2013

Введение

Глава 1. История и принципы воздушного права

1.1 История воздушного права

1.2 Принципы воздушного права

Глава 2. Виды воздушного пространства и правовой режим воздушного пространства

2.1 Виды и правовой режим воздушного пространства

2.2 Договор по "открытому небу"

Глава 3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

Заключение

Список литературы

Введение

Обеспечение национальной безопасности России подразумевает надежную защиту воздушных рубежей нашей страны. Военно-воздушные силы России осуществляют деятельность не только над территорией своего государства, но и в воздушном пространстве над экономическими зонами, над открытым морем, над территориями союзных стран. Самолеты гражданской авиации регулярно совершают полеты, пересекая многие государственные границы. Вся эта деятельность проводится на основе правовых норм, составляющих международное воздушное право.

Международное воздушное право - совокупность юридических норм и принципов, устанавливающих режим воздушного пространства и регулирующих отношения между субъектами международного права по вопросу использования этого пространства и организации международных воздушных сообщений. Это отрасль современного международного права и его составная часть.

Актуальность. Воздушное пространство является важным компонентом глобальной системы жизнеобеспечения людей и представляется позитивным фактором, открывающим возможности для устойчивого развития. Защита и охрана воздушного пространства является необходимой нормой любого государства.

Цель работы: изучить основные положения Воздушного Кодекса, Договора по открытому небу.

Изучить общие сведения о принципах воздушного права;

Изучить виды и правовой режим воздушного пространства;

Выявить роль Договора по "открытому небу" среди других правовых актов.

Методы исследования проводятся на основе изучения основного документа, регламентирующего воздушное право - Воздушный Кодекс Российской Федерации 1997 г., Договора по "открытому небу" 1992 г. и иных документов, регламентирующих воздушное право.

Глава 1. История и принципы воздушного права

1.1 История воздушного права

В истории воздушного права выделяют три периода:

1. Первый (начальный) период (до 1919 г), когда в основном происходило формирование понятий воздушного права. Борьба шла между сторонниками принципа "свободы воздуха" и сторонниками принципа "суверенитета на воздушное пространство". Сторонники принципа "свободы воздуха" исходили из того, что воздушное пространство не подлежит национальному присвоению и на него не должна распространяться юрисдикция государства. Разновидностью этой теории была "теория зон", сторонники которой пытались провести аналогию правового режима водных пространств с правовым режимом воздушного пространства (нижние слои воздушного пространства должны находиться под суверенитетом государства, а верхние слои - в режиме "свободы воздуха"). В этот период многие государства приняли национальные акты, закрепившие суверенитет на свое воздушное пространство;

2. Второй период - между Первой и Второй мировыми войнами, когда произошло окончательное признание принципа полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством. Этот суверенитет был закреплен не только в национальных законодательствах большинства государств, но и в многосторонних конвенциях о воздушных передвижениях - Парижской (1919), Варшавской (1929), Чикагской (1944) и др.;

3. Третий период - после принятия Чикагской конвенции (1944) - связан с научно-технической революцией в авиации, появлением качественно новых летательных аппаратов (реактивных, сверхзвуковых), а также с принятием новых принципов международного воздушного движения.

1.2 Принципы воздушного права

В основе современного воздушного права лежит принцип полного и исключительного суверенитета государств над воздушным пространством над своей территорией, закрепленный в ст. 1 Чикагской конвенции. Конвенция о Международной Гражданской Авиации (Чикаго, 1944 год)

Государственный суверенитет над воздушным пространством обладает как основными свойствами, характерными для государственного суверенитета вообще, так и особенностями, обусловленными спецификой воздушного пространства и связанным с ним международным сотрудничеством. Специфика этого принципа проявляется в совокупности прав по регулированию воздушной навигации, коммерческой деятельности авиапредприятий, по осуществлению административной, гражданской и уголовной юрисдикции по отношению к летательным аппаратам, а также экипажам, авиапассажирам и грузам. Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

Государственный суверенитет ограничен пределами самого воздушного пространства, границы которого можно условно определить как расстояние от поверхности Земли до перигея полета искусственных спутников Земли. В настоящее время сложилась норма обычного международного права, согласно которой граница между космическим и воздушным пространством не должна превышать 100-110 км. Государственный суверенитет распространяется и на воздушное пространство, находящееся над территориальным морем государства. Но в отличие от международного морского права, устанавливающего право мирного прохода судов в территориальном море прибрежного государства, международное воздушное право не содержит права мирного пролета воздушных судов в воздушном пространстве над территориальным морем. Суверенитет, как правило, не распространяется на воздушное пространство, лежащее над экономическими зонами прибрежных государств. Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

Вторым принципом международного воздушного права является принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, не находящемся под суверенитетом одного государства (над открытым морем, включая экономические зоны, и Антарктикой). Находясь в таком воздушном пространстве, воздушное судно подчиняется "праву флага".

Третьим принципом международного воздушного права является принцип обеспечения безопасности полетов самолетов гражданской авиации. Он обязывает государства:

а) принимать меры, обеспечивающие надежность авиационной техники, аэропортов и служб;

б) вести борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.

Однако перечень принципов международного воздушного права не является исчерпывающим. Например, можно говорить о принципе иммунитета военных летательных аппаратов, которые выступают как органы государства, предназначенные для защиты его прав и интересов. Военный самолет должен иметь опознавательные знаки, находиться под командованием офицера, состоящего на службе данного государства, иметь соответствующий экипаж, подчиненный воинской дисциплине. Находясь в воздушном пространстве над суверенными государствами или над открытым морем, самолет пользуется иммунитетом от иностранной юрисдикции, свободой от административного и иного принуждения. Серегин В. П. Международное воздушное право. М., 1978.

Глава 2. Виды воздушного пространства и правовой режим воздушного пространства

2.1 Виды и правовой режим воздушного пространства

Воздушное пространство подразделяют на следующие виды:

а) воздушное пространство над государственной территорией, включая воздушное пространство над территориальным морем;

б) воздушное пространство над территориями, не находящимися под суверенитетом государств (открытое море, Антарктика и др.).

В зависимости от этого:

1) воздушное пространство над сухопутной территорией государства, а также над его внутренними и территориальными водами является государственной территорией; оно неприкосновенно, и государство осуществляет над ним полный и исключительный суверенитет;

2) воздушное пространство над экономическими зонами, открытым морем, Антарктикой свободно для полетов всех видов самолетов с учетом правового режима этих вод.

Правовой режим воздушного пространства государства определяет совокупность юридических норм, устанавливающих права государств в отношении их воздушного пространства и порядка его использования, включая воздушные перемещения, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается исходя из политических, экономических и оборонных интересов государства. Его главной составной частью является решение вопросов использования воздушного пространства и деятельности в области авиации, направленных на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности. Концепция модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 г. определяют меры по соблюдению Российской Федерацией норм и принципов международного воздушного права. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г.

Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких, как Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944), Договор "по открытому небу" (1992) и др.

2.2 Договор по "открытому небу"

Режим "открытого неба" предусматривает, что каждое государство-участник названного договора обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией и имеет право проводить такие же полеты над территорией любого другого государства-участника в равном количестве. Совокупное количество наблюдательных полетов, которое каждое государство-участник обязано принимать над своей территорией, квотируется ежегодно в рамках деятельности Консультативной комиссии по "открытому небу". Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ.1995. № 29. Ст. 2757.

Согласно Воздушному кодексу РФ, Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении своего воздушного пространства (ст. 1). Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. Это значит, что только России принадлежит право установления правового режима в своем воздушном пространстве, право запрещать или разрешать полеты иностранных судов в воздушном пространстве страны.

Воздушное законодательство России состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Использование воздушного пространства России представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и т. д.), а также другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т. п.). Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г.

Выполнение полетов воздушных судов в интересах обороноспособности и безопасности государства или иная деятельность по использованию воздушного пространства осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Использование воздушного пространства включает: работу государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации; регулярные (нерегулярные) воздушные перевозки пассажиров и багажа, грузов и почты; полеты воздушных судов экспериментальной авиации; проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий и др. (ВК РФ, ст. 13). Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г., ст.13 В России использование воздушного пространства осуществляется на основании разрешения соответствующего органа единой системы организации воздушного движения (ВК РФ, ст. 16). Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г., ст.16

Ответственность за нарушение правил использования российского воздушного пространства предусматривается отраслевым законодательством Российской Федерации.

Полеты самолетов и вертолетов органов внутренних дел и сил национальной безопасности России осуществляются с разрешения Министерства обороны и других компетентных органов в соответствии с требованиями основных правил полетов в воздушном пространстве России и Наставлением по производству полетов. Особые правила установлены для полетов иностранных военных самолетов. Для них требуется предварительное разрешение правительства, получаемое по дипломатическим каналам.

Иной правовой режим устанавливается для полетов в воздушном пространстве, на которое не распространяется суверенитет отдельных государств. Находясь в таком воздушном пространстве, каждое судно должно учитывать законные интересы других государств, соблюдать правовой режим воздушного пространства, установленный в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), другими международно-правовыми актами (например, Конвенцией ООН по морскому праву). Воздушным судам, находящимся в воздушном пространстве над открытым морем, запрещается совершать незаконные действия в отношении воздушных судов других государств. Запрещается несанкционированное радиовещание, загрязнение атмосферы. Каждое воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия, регистрационный номер; в случае их отсутствия оно признается судном без национальности и лишается международно-правовой защиты. Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

Полеты военных самолетов в воздушном пространстве над открытым морем могут стать предметом регулирования международных соглашений. Межправительственное соглашение США и России о повышении безопасности полетов имеет целью упростить признание сторонами критериев летной годности и испытаний гражданской авиационной техники, ее одобрения в части воздействия на окружающую среду и квалификационной оценки летных тренажеров, а также условий надзора за предприятиями по техническому обслуживанию и предприятиями по изменению или модификации и летной эксплуатации поддержания эквивалентного уровня безопасности и качества окружающей среды в отношении безопасности авиации. Действует также российско-японское соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним (1993). Аналогичные соглашения заключены с Испанией (1990), Норвегией (1990), Нидерландами (1990) и др. Межправительственным соглашением с Латвией (1993) урегулирован порядок использования воздушного пространства этой страны авиацией Вооруженных Сил России.

Глава 3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

гражданский авиация икао аэронавигация

Вопросы международного воздушного права решают некоторые международные организации, центральное место среди которых занимает Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - специализированное учреждение ООН, созданное на основе Чикагской конвенции (1944). Конвенция о Международной Гражданской Авиации (Чикаго, 1944 год) Высший орган ИКАО - Ассамблея, созываемая один раз в 3 года. Постоянный орган - Совет, состоящий из представителей стран - членов ИКАО. Основные цели ИКАО: разработка принципов и методов международной аэронавигации; содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта; обеспечение безопасности полетов, в том числе борьба с воздушным пиратством; разработка стандартов и рекомендаций, касающихся правил полетов, оборудования самолетов и аэродромов. Стандарты и рекомендации принимаются в виде приложений к Чикагской конвенции. К настоящему времени приняты десятки таких рекомендаций. Так, 25-я чрезвычайная сессия Ассамблеи (1984) приняла поправку к Чикагской конвенции, согласно которой государства - члены ИКАО обязуются принимать меры по недопущению преднамеренного противоправного использования гражданских воздушных судов.

Страны СНГ осуществляют сотрудничество в области воздушного права. В рамках Содружества действуют соглашения: о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (1991), об использовании воздушного пространства (1992), Концепция охраны воздушного пространства государств - участников Содружества (1996) и др. Россия имеет значительный объем двусторонних соглашений о воздушном сообщении с государствами СНГ и другими странами.

В рамках СНГ действуют совместные структуры по использованию воздушного пространства. Органы Единой системы управления воздушным движением и противовоздушной обороны на территории государств-участников являются основными органами по вопросам управления и контроля за использованием воздушного пространства. Планы воздушного движения согласовываются с министерствами (комитетами) обороны государств-участников, на территории которых планируется использование воздушного пространства. О нарушениях порядка использования воздушного пространства органы Единой системы управления воздушным движением и противовоздушной обороны информируют министерства (комитеты) обороны государств-участников, на территории которых произошло нарушение. Координация действий по согласованию порядка использования воздушного пространства и его контролю возложена на Главный центр Единой системы управления воздушным движением и Центральный командный пункт Войск противовоздушной обороны России.

Заключение

Международное воздушное право - совокупность юридических норм и принципов, устанавливающих режим воздушного пространства и регулирующих отношения между субъектами международного права по вопросу использования этого пространства и организации международных воздушных сообщений.

Охрана воздушного пространства СНГ включает в себя координацию усилий и взаимодействие войск и сил противовоздушной обороны государств-членов по охране границ в воздушном пространстве, защите группировок вооруженных сил, промышленных районов, административно-политических центров, населения от ударов средств воздушно-космического нападения. В концепции охраны воздушного пространства СНГ изложены основные направления построения и поддержания объединенной системы противовоздушной обороны в состоянии, обеспечивающем решение каждым из государств задач по созданию объединенной системы противовоздушной обороны, а также по ее взаимодействию с системами противовоздушной обороны и управлению воздушным движением сопредельных государств. Концепция включает в себя основные принципы противовоздушной обороны, в том числе военно-технические и основные направления подготовки войск и сил государств - участников объединенной системы противовоздушной обороны. Страны СНГ осуществляют сотрудничество в области воздушного права. Россия имеет значительный объем двусторонних соглашений о воздушном сообщении с государствами СНГ и другими странами.

Список литературы

1. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997)

2. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ.1995. № 29. Ст. 2757.

4. Конвенция о Международной Гражданской Авиации (Чикаго, 1944 год)

5. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 1986.

6. Международное воздушное право / Под ред. А.П. Мовчана. М., 1980.

7. Серегин В.П. Международное воздушное право. М., 1978.

8. Тарханов И.Е., Михалев В.Н. Международное воздушное право. Л., 1978.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и цели Международной организации гражданской авиации. Разработка принципов и техники международного воздушного сообщения. Структура и основное направление деятельности организации. Республика Узбекистан и ИКАО. Главные задачи Госкомиссии.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2012

    Деятельность Интерпола по борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Взаимодействие и обмен информацией Интерпола с Международной организации гражданской авиации. Расследование преступлений в сфере экономической деятельности Интерполом.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Специальные принципы международного воздушного права. Характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений. Вклад Международной организации гражданской авиации в развитие международного воздушного права.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Отношения, методы, способы и принципы, возникающие по поводу реализации концепций глобальной безопасности между Россией и другими странами в рамках системы международной безопасности. Евроатлантическое пространство безопасности: отношения США и НАТО.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2016

    Анализ международных договоров, регулирующих деятельность Международной морской организации. Основные функции, задачи и структура ИМО. Правовая оценка ее достижений, результатов и основных направлений деятельности в целях безопасности судоходства.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Понятие и свойства права международной безопасности, его нормативно-законодательное обоснование, значение для плодотворного международного сотрудничества на современном этапе. Характеристика и анализ основных источников международной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2010

    Роль влияния международной среды на организации в Республике Беларусь. Подходы к изучению международной среды. Оценка влияния факторов международной среды на экономическую динамику организации БелМАПО. Развитие медицинских организаций образования.

    дипломная работа , добавлен 14.07.2014

    Цели создания международной организации ООН. Основные органы и устав ООН. Сотрудничество ООН со специализированными учреждениями. Важнейшие задачи ООН: миротворческая деятельность, соблюдение прав человека, поддержание мира и международной безопасности.

    презентация , добавлен 13.04.2012

    Идея глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и сохранения мира. СССР, США и Великобритания - инициаторы создания международной организации по поддержанию мира и безопасности. Этапы создания Организации Объединенных Наций.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Принцип неделимости международной безопасности. Универсальная система обеспечения международной безопасности в рамках Организации Объединенных Наций. Особенности международного сотрудничества. Международные договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений.

Представителями 23 государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого - обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга .

На 2014 год участниками Договора являются 33 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года .

История

Впервые концепция открытого неба была предложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на встрече с председателем Совета министров СССР Н. А. Булганиным в Женеве в 1955 году . Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев отклонил это предложение.

В 1989 это предложение повторил президент США Джордж Буш .

Основные элементы договора

Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора:

  • Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

Участники договора

Тридцать четыре государства являются участниками Договора по открытому небу:

Выполнение договора

В 2008 году в рамках Договора российская авиация выполнила 46 наблюдательных полётов над территориями государств-участников Договора. В ходе полётов использовались российские самолёты Ан-30Б и Ту-154М-ЛК1 , оснащённые фотоаппаратурой. Странами-участниками Договора в течение года выполнено 33 полёта над территорией группы государств-участников Договора Республика Беларусь и Российская Федерация . Подобные полёты позволяют ознакомиться с военной инфраструктурой других стран и отслеживать изменения в целях поддержания мира.

Полёты российской стороны над территориями США и Канады выполняются на самолёте Ty-154М-ЛК1. Имеются два самолета Ту-214ОН , созданных в рамках опытной конструкторской работы АСН-ОН (авиационная система наблюдения «Открытое небо»). Головной исполнитель - ОАО Концерн радиостроения «Вега», главный конструктор - доктор технических наук Вартан Нерсесович Шахгеданов.

Американская сторона для полётов по программе «Открытое небо» в основном использует самолёты типа OC-135B (модификация самолёта-заправщика Boeing KC-135 Stratotanker) .

16 апреля 2014 года Россия согласно пункту 2 раздела I статьи VIII Договора по открытому небу отменила инспекционный полёт над США в связи с тем, что миссия США дважды не прибыла в заявленное ею же время: 14 и 15 апреля. Представитель МИДа РФ Александр Лукашевич заявил, что «долгое время американская сторона - единственная из участников ДОН - занимает крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой аппаратуры наблюдения, выдвигая требования, не предусмотренные Договором» . Тем не менее, заместитель министра обороны Российской Федерации Анатолий Антонов заявил, что не против полётов над Россией: «Подтверждаем свою приверженность выполнению обязательств по ДОН» . 21 апреля США выполнили полёт над Россией, используя самолёт-разведчик .

В феврале 2016 года Турция не разрешила провести очередной наблюдательный полет российских военных .

HTML clipboard

Договор по открытому небу

Полковник В. Звенигородский,
кандидат технических наук

Идея создания режима «открытого неба» впервые была выдвинута американской стороной 21 июля 1955 года на Женевском совещании глав правительств четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция). Данная идея предлагалась в качестве одного из элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью и предполагала обмен данными о вооруженных силах, военных объектах и предоставление друг другу возможности производить аэрофотосъемку своих территорий.

Действующие договоры в области разоружения накладывают ряд ограничений на проведение инспекций на местах, что не позволяет получать достаточно полную информацию о военных, военно-промышленных объектах и военной деятельности иностранных государств. Национальные технические средства контроля, в свою очередь, также могут использоваться ограниченно в отдельных случаях или в определенных условиях. Поэтому в мае 1989 года на сессии совета НАТО, где американская инициатива получила дальнейшее развитие, были одобрены основные принципы режима «открытого неба». В том же году руководство СССР выразило готовность участвовать в разработке будущего договора. Дальнейшее согласование Договора по открытому небу (ДОН) осуществлялось в г. Вена в 1991 - 1992 годах.

В настоящее время этот документ подписали 27 государств: 16 стран - членов НАТО, шесть восточноевропейских государств -Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия, пять бывших советских республик - Россия, Белоруссия, Грузия, Киргизстан и Украина. Россия подписала договор 24 марта 1992 года в г. Хельсинки. Однако в связи с тем, что ДОН Россией, Белоруссией и Украиной не ратифицирован, в силу он пока не вступил и реализуется лишь в рамках так называемого «режима временного применения».

По мнению зарубежных военных специалистов, характерной его особенностью является то, что он строится на принципах доверия и сотрудничества, предусматривая возможность выбора гибких форм практической реализации, наиболее удобных как для наблюдаемой, так и для наблюдающей сторон. ДОН не является договором о контроле над вооружениями в традиционном смысле и не предусматривает уничтожения или ограничения возможностей какого-либо оружия либо другого военного снаряжения. Однако наблюдательные полеты, которые будут проводиться в соответствии с ним, во многом схожи с мероприятиями по проверке, выработанными в ходе других, уже действующих договоров в области контроля над вооружениями. Таким образом, режим «открытого неба» рассматривается как дополнительное средство контроля и в комплексе с различными национальными техническими средствами позволяет повысить уровень решения задач контроля над вооружениями в условиях относительно спокойной военно-политической обстановки.

С целью практической реализации положений ДОН государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу (ККОН) со штаб-квартирой в г. Вена, которая формируется из представителей каждого государства-участника и проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные - созываются ее председателем по запросу одной или более стран-участниц.

Структурно этот договор состоит из 19 статей, 16 приложений и четырех добавлений к ним, которые определяют механизм проведения режима «открытого неба». Они, в частности, регламентируют требования к самолетам наблюдения, определяют набор и технические возможности аппаратуры, содержат процедуры организации наблюдательных полетов и обработки полученных аэросъемочных материалов, а также юридические нормы, необходимые для правового обеспечения реализации данного режима, в том числе вопросы предоставления материалов аэросъемки другим государствам-участникам.

В Договоре по открытому небу закрепляется количество активных (наблюдательные полеты, выполняемые над территорией другого государства-участника) и пассивных (наблюдательные полеты, выполняемые над своей территорией другим государством-участником) квот. С вступлением его в силу Россия ежегодно будет иметь по 42 активных и пассивных квоты.

Договор предусматривает постепенное вхождение стран-участниц в режим «открытого неба» путем поэтапного его осуществления. Так, на первом этапе действует временное применение ДОН, позволяющее подготовиться к ратификациии и выполнению наблюдательных полетов. В этот период планируется согласовать финансовые вопросы и методики определения разрешающей способности аппаратуры наблюдения, оборудовать аэродромы «открытого неба» техническими средствами проверки аппаратуры наблюдения и обработки полученных в полете материалов, обучить персонал, который будет осуществлять наблюдательные полеты, и т. д. На этом этапе на основе взаимных договоренностей выполняются пробные наблюдательные полеты для практической отработки положений договора и проводятся различные эксперименты по выработке методик применения инфракрасных, телевизионных, оптических и радиолокационных систем наблюдения с самолетов «открытого неба».

Второй этап реализации ДОН будет продолжаться в течение трех-четырех лет после вступления его в силу. В ходе его для проведения полетов государства - участники договора обязаны предоставлять самолет наблюдения, оснащенный только одним панорамным или двумя кадровыми аэрофотоаппаратами (АФА). На третьем этапе они имеют право использовать самолет наблюдения, оснащенный не менее чем одним оптическим панорамным и тремя кадровыми АФА, видеокамерой с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, пассивным инфракрасным (ИК) устройством линейного сканирования и радиолокационной станцией бокового обзора (РЛС БО) с синтезированной апертурой.

ТТХ аппаратуры наблюдения, установленной на таком самолете, не могут превышать установленных ограничений. Оптические АФА и видеокамеры при минимальной высоте съемки должны иметь разрешающую способность на местности не лучше 30 см. При оснащении самолета тремя кадровыми АФА один из них устанавливается вертикально для выполнения плановой съемки, а два других - для перспективного фотографирования с полосой покрытия местности до 50 км от оси трассы полета. ИК устройство и РЛС БО должны иметь разрешающую способность на местности (при минимальной высоте съемки) не лучше 50 см и 6 м соответственно.

Для обеспечения выполнения указанных требований наблюдательных полетов в режиме «открытого неба» государства-участники: Бельгия, Греция, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Франция образовали специальный консорциум и разработали систему «Подвеска», которая будет попеременно устанавливаться на самолетах С-130Н каждой страны. Комплект аппаратуры наблюдения данной системы состоит из одного панорамного фотоаппарата KS 116 и трех кадровых KS 87В. В него входят также две аналоговые видеокамеры SEKAL: одна с фиксированным фокусным расстоянием крепится вертикально, другая (с переменным) сориентирована вперед по курсу полета и предназначена для ориентации оператора аппаратуры наблюдения. Запись изображения, получаемого с вертикально установленной видеокамеры, производится двумя записывающими устройствами HI8PAL.

В Соединенных Штатах Америки для реализации этого документа и выполнения наблюдательных полетов создан самолет «открытого неба» ОС-135В (рис. 1), в состав бортового оборудования которого входят три кадровых АФА KS-87 и один КА-91 для выполнения съемок с высот 900 и 10 600 м соответственно.

Система аннотирования данных «Милетус», построенная на базе персональной ЭВМ IBM-486, обрабатывает навигационные параметры, считывает высоту полета, время и принимает сигналы от АФА на аннотирование с учетом реальных текущих условий (высоты, времени, угла крена и другой информации). Кроме того, эта система записывает изображение и навигационные параметры кадра на магнитный диск, а затем передает их для воспроизведения на два цветных монитора Barko YGA.

Навигационная система «Литтон-92», отличающаяся высокой точностью и надежностью, представляет собой бортовую навигационную систему INS, корректируемую по данным космической радионавигационной системы NAVSTAR. Она обеспечивает полет самолета наблюдения от исходной точки маршрута по всему пути без использования наземных навигационных пунктов. INS выдает в систему «Милетус» данные о широте и долготе места, времени, угле крена и барометрической высоте.

Объединенная радиолокационная система CARA определяет высоту полета относительно уровня моря, предоставляет точную информацию экипажу для самолетовождения и передает сигнал в систему «Милетус» для аннотирования.

В Германии в качестве самолета наблюдения был выбран самолет Ту-154М российского производства. На его борту установлены: три кадровых АФА серии LKM 2000 (возможно также использование LKM 2030, 2021 и 2015); панорамный АФА LKM 2009 с углом поля зрения 104°; три видеокамерыУБ-бО, две из которых расположены наклонно и одна - вертикально. Изображение, получаемое этими видеокамерами, отображается на мониторе и может регистрироваться в цифровом виде на видеомагнитофоне «Ампекс» DCRS-107. На третьем этапе наблюдательных полетов планировалась установка на борту ТУ-154М двух ИКстанций линейного сканирования AN/AAD-5. Однако осенью 1997 года данный самолет разбился, и вопрос о его замене находится в стадии рассмотрения.

В России в качестве самолета наблюдения используется Ан-30Б, на борту которого могут размещаться аэрофотоаппараты следующих типов: АФА-41/20, АФА-41/10, АФА-41/7.5, АФА-42/20, АФА-54/50ФК.
С учетом положений ДОН, предусматривающих возможность распространения режима «открытого неба» на другие области, консультативная комиссия приняла решение о праве устанавливать на своих самолетах аппаратуру, которая позволит проводить экологический мониторинг. Таким образом, появится еще одно средство, предназначенное для тех же целей, что и существующие национальные, международные и многонациональные службы контроля параметров окружающей среды. Для координации и выполнения данных задач должны максимально использоваться специализированные агентства ООН. Наиболее важным с точки зрения практической реализации в рамках ДОН является контроль за степенью загрязнения природной среды.

Таким образом, аэросъемка земной поверхности, выполняемая комплектом съемочной аппаратуры в соответствии с этим договором, позволяет фиксировать состояние оперативного оборудования территории государства, за которыми ведется наблюдение и отслеживать изменения в его военной деятельности, а также осуществлять контроль окружающей среды. Пробные наблюдательные полеты показали, что получаемая при этом информация является хорошим дополнительным материалом для контроля выполнения договоров и соглашений в военной области.

Зарубежное военное обозрение №8 1998 С.13-18

место Хельсинки Вступление в силу 2 января 2002 года Статус Действующий Языки Английский , испанский , итальянский , немецкий , русский , французский Аудио, фото и видео на Викискладе

Догово́р по откры́тому не́бу, ДОН (англ. The Treaty on Open Skies ) - многосторонний международный договор, подписанный 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого - обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга .

На 2017 год участниками Договора являются 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года .

История [ | ]

Впервые концепция открытого неба была предложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на встрече с председателем Совета министров СССР Н. А. Булганиным в Женеве в 1955 году . Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев отклонил это предложение.

В 1989 это предложение повторил президент США Джордж Буш .

Основные элементы Договора [ | ]

Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора:

  • Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

В рамках Договора действует система квот на облёты. Так, в 2017 году Россия и Белоруссия (они считаются одной группой) имеют право провести 42 миссии наблюдения над государствами - участниками ДОН. Те, в свою очередь, собираются провести 34 наблюдательных полёта над российской территорией .

Государства-участники Договора могут задействовать следующую аппаратуру наблюдения: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени (разрешение на местности не выше 30 см), радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой (разрешение не выше 3 м), инфракрасные устройства формирования изображения (разрешение не выше 50 см). В 2016 году Россия обратилась к другим участникам Договора с просьбой дать согласие на установку на самолётах «Открытого неба» Ан-30Б и Ту-154М-ОН новейших цифровых камер OSDCAM .

Участники Договора [ | ]

Участниками Договора по открытому небу являются 34 государства:

Выполнение Договора [ | ]

Боинг OC-135B

В 2008 году в рамках Договора российская авиация выполнила 46 наблюдательных полётов над территориями европейских государств-участников Договора. Странами-участниками Договора в течение года было выполнено 33 полёта над территорией Республики Беларусь и Российской Федерации .

9 августа 2017 года в рамках Договора по открытому небу российским Ту-154 был совершён наблюдательный полёт над США .

Инспекционная техника [ | ]

Полёты российской стороны над территориями США и Канады выполняются на самолёте Ту-154М-ЛК1 . Для инспекций в Европе используется Ан-30Б .

В 2013 году для инспекций были сертифицированы два новых самолета Ту-214ОН , созданных в рамках опытной конструкторской работы АСН-ОН (авиационная система наблюдения «Открытое небо»). Головной исполнитель - ОАО Концерн радиостроения «Вега», главный конструктор - доктор технических наук Вартан Нерсесович Шахгеданов.

Американская сторона для полётов по программе «Открытое небо» в основном использует самолёты типа OC-135B (модификация самолёта-заправщика Boeing KC-135 Stratotanker) .

Кризис 2014 года [ | ]

В связи с появлением новых российских инспекционных самолетов в США прошла кампания по их запрету в связи с высокими разведывательными характеристиками. Пик кризиса пришелся на апрель 2014 года, когда американская газета Weekly Standard опубликовала письмо четырёх членов сенатского комитета по разведке, в котором заявлялось, что Россия вводит новые самолёты, которые «поддерживают оборудование для цифровой фотосъёмки, РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасное оборудование». 15 апреля председатель комитета палаты представителей по делам вооружённых сил Майк Роджерс призвал президента Обаму отказать России в праве использовать новые российские самолёты в воздушном пространстве США. В ответ представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил, что «американская сторона долгое время занимает крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой аппаратуры наблюдения, выдвигая требования, не предусмотренные Договором».

14 и 15 апреля США не воспользовались очередной возможностью инспекционного полета над Россией , выполнив очередной полет 21 апреля. 18 апреля США запретили России инспекционный полёт.

Турецкий кризис 2016 года [ | ]

  • Мамедов Э. Т. Международно-правовые аспекты концепции Открытого неба. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Москва, 2004
  • Шахгеданов В. Н., Корнев С. А. КОМПЛЕКС АВИАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ «ОТКРЫТОЕ НЕБО» КАК СИСТЕМА ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ // Радиотехника. 2013. № 1. С. 049-052.
  • Мамедов Э. Т. Охрана окружающей среды и возможности договора по открытому небу // Международное право. 2004. № 4. С.163-177.
  • Мамедов Э. Т. Политические и военно-правовые аспекты концепции «Открытое небо» // Московский журнал международного права. 2003. № 4 (48). С.103-109.
  • Американские самолёты лишают мест для ночёвки в России. МИД РФ ответил на обвинения США в нарушении Договора по открытому небу // Коммерсантъ, 28.12.2017
  • Белый дом под крылом. Почему российский самолёт над Вашингтоном взбудоражил американцев // Коммерсантъ, 10.08.2017
  • (ОБСЕ). Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого - обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга .

    Договор по открытому небу

    Страны-участницы ДОН
    Тип договора Международный договор
    Дата подписания 24 марта 1992 года
    место Хельсинки
    Вступление в силу 2 января 2002 года
    Статус Действующий
    Языки Английский , испанский , итальянский , немецкий , русский , французский
    Медиафайлы на Викискладе

    На 2017 год участниками Договора являются 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года .

    История

    Впервые концепция открытого неба была предложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на встрече с председателем Совета министров СССР Н. А. Булганиным в Женеве в 1955 году . Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев отклонил это предложение.

    В 1989 это предложение повторил президент США Джордж Буш .

    Основные элементы Договора

    Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора:

    • Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

    В рамках Договора действует система квот на облёты. Так, в 2017 году Россия и Белоруссия (они считаются одной группой) имеют право провести 42 миссии наблюдения над государствами - участниками ДОН. Те, в свою очередь, собираются провести 34 наблюдательных полёта над российской территорией .

    Государства-участники Договора могут задействовать следующую аппаратуру наблюдения: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени (разрешение на местности не выше 30 см), радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой (разрешение не выше 3 м), инфракрасные устройства формирования изображения (разрешение не выше 50 см). В 2016 году Россия обратилась к другим участникам Договора с просьбой дать согласие на установку на самолётах «Открытого неба» Ан-30Б и Ту-154М-ОН новейших цифровых камер OSDCAM .

    Участники Договора

    Участниками Договора по открытому небу являются 34 государства:

    Выполнение Договора

    В 2008 году в рамках Договора российская авиация выполнила 46 наблюдательных полётов над территориями европейских государств-участников Договора. Странами-участниками Договора в течение года было выполнено 33 полёта над территорией Республики Беларусь и Российской Федерации .

    9 августа 2017 года в рамках Договора по открытому небу российским Ту-154 был совершён наблюдательный полёт над США .

    Инспекционная техника

    Полёты российской стороны над территориями США и Канады выполняются на самолёте Ту-154М-ЛК1 . Для инспекций в Европе используется Ан-30Б .

    В 2013 году для инспекций были сертифицированы два новых самолета Ту-214ОН , созданных в рамках опытной конструкторской работы АСН-ОН (авиационная система наблюдения «Открытое небо»). Головной исполнитель - ОАО Концерн радиостроения «Вега», главный конструктор - доктор технических наук Вартан Нерсесович Шахгеданов.

    Американская сторона для полётов по программе «Открытое небо» в основном использует самолёты типа OC-135B (модификация самолёта-заправщика Boeing KC-135 Stratotanker) .

    Кризис 2014 года

    В связи с появлением новых российских инспекционных самолетов в США прошла кампания по их запрету в связи с высокими разведывательными характеристиками.



    Просмотров