Содержание контракта по 44 фз. Общие требования к контракту


Из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требующего обязательного включения в извещение (а в силу ч. 1 ст. 50 , ч. 5 ст. 56 , ч. 3 ст. 57 , ч. 1 ст. 64 , п. 1 ч. 6 ст. 83 , ч. 2 ст. 85 , ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ - и в документацию) краткого изложения условий контракта, следует, что к существенным, в силу указания в законе, условиям любого контракта относятся:

- наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые предусматривают указание характеристик и идентифицирующих признаков объекта закупки;

- количество товара , являющегося предметом контракта, либо, как мы полагаем, объем работ или услуг , подлежащих выполнению или оказанию по контракту (подробнее аргументация изложена в отдельном материале);

- место доставки товара , являющегося предметом контракта, место выполнения работы или оказания услуги , являющихся предметом контракта;

Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;

Цена контракта (в норме указывается на начальную (максимальную) цену контракта, далее - НМЦК).

При этом положения ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта на условиях, предусмотренных как извещением или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией, так и заявкой, окончательным предложением участника закупки, по нашему мнению, касаются наименования и описания объекта закупки и цены контракта - положений, которые в принципе могут изменяться по сравнению с указанными в извещении и документации при любых конкурентных способах закупки (см. п. 2 ч. 2 ст. 51 , ч. 3 ст. 66 и ч. 4 ст. 68 , п.п. 1 , 2 ч. 3 ст. 73 , п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). (Подробнее вопросы об определении объекта закупки и цены контракта рассмотрены в отдельных материалах).


Вышеуказанным п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к условиям контракта отнесены также сведения об источнике финансирования . Однако, по нашему мнению, это является ошибкой юридической техники, поскольку таковые сведения не могут быть отнесены к условиям контракта. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Не относится к условиям контракта, но в силу ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ обязательно включается в любой контракт, в том числе заключаемый с единственным контрагентом (см. письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N Д28и-623), информация об идентификационном коде закупке .


Кроме того, ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость включения в любой контракт (за исключением указанных ниже) следующих обязательных условий :

- о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч.ч. 13 , 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

- о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

- об ответственности заказчика и контрагента (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), фактически здесь речь идет о ряде условий - об ответственности заказчика и об ответственности контрагента, причем за разные нарушения условий контракта.

Также согласно ст. 34 Закона N 44-ФЗ некоторые условия обязательно включаются в отдельные категории контрактов:

- условие об обязанности контрагента предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках , заключивших с ним договор или договоры, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта, включается в контракт НМЦК которого превышает размер, установленный Правительством РФ (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

- условие о банковском сопровождении контракта включается в контракт в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ (ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

- условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта , если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта, однако из этого правила ч.ч. 2 , 2.1 и 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлены исключения, в том числе случаи, когда требование об обеспечении контракта само по себе является условием договора, включаемым по усмотрению заказчика;

Дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки включается в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями ст. 19 Лесного кодекса РФ (ч. 28 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).


По усмотрению заказчика в контракт включаются условия:

- о гарантиях качества товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);

- о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта . Требования к содержанию этого условия вытекают из ч.ч. 8 - 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).


Следует также иметь в виду существование типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые на основании ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", Госкорпорацией "Роскосмос", размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ (см. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606).

Внимание

Согласно самой ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотренные ею типовые контракты, типовые условия контрактов не применяются в случаях, указанных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК

КОНТРАКТ

См. образец проекта контракта.

1. Общие требования к контракту >>>

2. Ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту >>>

3. Обеспечение исполнения контракта >>>

4. Образцы документов. Контракт >>>

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основании государственных и муниципальных контрактов.

Государственный (муниципальный) контракт представляет собой договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРАКТУ

Требования к контракту на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд отражены в ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Форма: произвольная.

Контракт заключается:

По результатам электронного аукциона - в форме электронного документа;

По результатам остальных закупок - в письменной форме.

Часть 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает утверждение уполномоченными органами исполнительной власти типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые впоследствии должны быть размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС). После утверждения типовых контрактов форма контракта должна будет соответствовать утвержденной форме.

Обязательно указать:

1) условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Из данного правила существует единственное исключение: в ряде случаев в контракте могут быть определены ориентировочное значение цены или формула цены и максимальное значение цены контракта, предусмотренные в документации о закупке. Перечень случаев, в которых при заключении контракта указывается формула цены и ее максимальное значение, установлен Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19. К ним отнесено заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, агентских услуг и услуг по оценке недвижимого имущества;

2) условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя; далее - поставщик) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

3) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В контракте необходимо указать, в какой форме будет осуществляться оплата (наличный или безналичный расчет), предусмотрена ли выплата аванса, а также отразить размер аванса, срок и порядок его выплаты, срок и порядок оплаты поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) - поэтапная оплата, оплата в один этап и т.д.;

4) условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Контракт должен содержать порядок определения заказчиком соответствия поставляемого товара (выполненной работы, оказанной услуги) условиям контракта по количеству (объему), комплектности и иным показателям, предусмотренным условиями контракта. Также необходимо отразить в контракте порядок оформления результатов приемки товара (работ, услуг). Эти результаты могут оформляться товарными накладными, актами сдачи-приемки поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг) и иными документами;

5) условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). При закупке у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб. и в ряде других перечисленных в ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ случаев заказчик вправе не требовать предоставления обеспечения.

Кроме того, есть условия, которые должны быть отражены в контракте в определенных случаях.

Таблица. Условия контракта, которые обязательно указывать в определенных случаях

┌───────────────────────┬────────────────────────┬────────────────────────┐

│ Случай │ Сведения (условия) │ Пояснение │

│Контракт заключается с │Условие об уменьшении │Необходимость включения │

│физическим лицом (кроме│суммы, подлежащей │данного условия в │

│индивидуального │уплате, на размер │контракт обусловлена │

│предпринимателя или │налоговых платежей │особенностями │

│иного занимающегося │(ч. 13 ст. 34 Закона │налогообложения │

│частной практикой лица)│N 44-ФЗ) │физических лиц, не │

│ │ │являющихся │

│ │ │индивидуальными │

│ │ │предпринимателями и не │

│ │ │занимающихся частной │

│ │ │практикой. Такие лица не│

│ │ │являются плательщиками │

│ │ │НДС, который, как │

│ │ │правило, включается в │

│ │ │цену контракта │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

Контракт заключается на│График исполнения (ч. 12│ │

│срок более трех лет и │ст. 34 Закона N 44-ФЗ) │ │

│его цена составляет │ │ │

│более 100 млн руб. │ │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Правительством РФ │Дополнительные условия │Правительство РФ вправе │

│принято решение о │исполнения контракта │определить особенности │

│необходимости включения│(ч. 17 ст. 34 Закона │осуществления конкретной│

│в контракт │N 44-ФЗ) │закупки, в том числе │

│дополнительных условий │ │дополнительные условия │

│его исполнения │ │исполнения контракта, не│

│ │ │связанные с его │

│ │ │предметом (ч. 1 ст. 111 │

│ │ │Закона N 44-ФЗ) │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Начальная │Условие об обязанности │Данная информация должна│

│(максимальная) цена │поставщика предоставлять│предоставляться в │

│контракта превышает: │информацию обо всех │течение 10 календарных │

│- 1 млрд руб. - при │привлекаемых к │дней с момента │

│закупках для │исполнению контракта │заключения договора с │

│федеральных нужд; │субподрядчиках, если │субподрядчиком. В │

│- 100 млн руб. - при │цена договоров с ними │контракте необходимо │

│закупках для нужд │составляет более чем 10%│предусмотреть │

│субъекта РФ, │цены контракта (ч. 23 │ответственность │

│муниципальных нужд │ст. 34 Закона N 44-ФЗ) │поставщика за ее │

│(п. 2 Постановления │ │непредоставление │

│Правительства РФ от │ │ │

│04.09.2013 N 775) │ │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Поставщиком в │Условие о сроках │Случай, в котором │

│качестве способа │возврата денежных │контракт должен │

│обеспечения исполнения │средств, внесенных в │содержать условие о │

│контракта избрано │качестве обеспечения │сроках возврата │

│перечисление денежных │исполнения контракта │поставщику обеспечения │

│средств на счет │ │исполнения контракта, │

│заказчика │ │определен ч. 27 ст. 34 │

│ │ │Закона N 44-ФЗ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Правительством РФ, │Условие о банковском │При банковском │

│высшим исполнительным │сопровождении контракта │сопровождении контракта │

│органом государственной│(ч. 26 ст. 34 Закона │осуществление расчетов в│

│власти субъекта РФ, │N 44-ФЗ). │ходе исполнения │

│местной администрацией │ │контракта отражается на │

│установлена │Примечание │счетах, которые │

│необходимость │Данное условие заказчик │открываются в │

│банковского │должен включать в │соответствующем банке. │

│сопровождения контракта│контракт с 01.07.2014 │Порядок осуществления │

│ │(ч. 1.1 ст. 114 Закона │банковского │

│ │N 44-ФЗ) │сопровождения контрактов│

│ │ │устанавливает │

│ │ │Правительство РФ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Контракт заключается: │Условия о последующем │Обязанность заказчиков │

│1) на проектирование и │обслуживании, │заключать контракты │

│строительство │эксплуатации в течение │жизненного цикла, │

│автомобильных дорог, │срока службы, ремонте, │предусматривающие помимо│

│дорожных сооружений, │утилизации поставленного│поставки (создания) │

│инфраструктуры морских │товара или созданного в │товара обязанности │

│и речных портов, │результате выполнения │поставщика по его │

│аэродромов, объектов │работы объекта │последующему │

│коммунального │ │обслуживанию, │

│хозяйства, объектов │ │эксплуатации, ремонту, │

│инфраструктуры │ │утилизации, │

│метрополитена, │ │предусмотрена │

│внеуличного транспорта │ │Постановлением │

│и городского наземного │ │Правительства РФ от │

│электрического │ │28.11.2013 N 1087 "Об │

│транспорта, объектов │ │определении случаев │

│инфраструктуры │ │заключения контракта │

│железнодорожного │ │жизненного цикла" на │

│транспорта общего │ │основании ч. 16 ст. 34 │

│пользования, уникальных│ │Закона N 44-ФЗ │

│объектов капитального │ │ │

│строительства; │ │ │

│2) закупку │ │ │

│железнодорожного │ │ │

│подвижного состава, │ │ │

│транспортных средств │ │ │

│метрополитена, │ │ │

│внеуличного транспорта │ │ │

│и городского наземного │ │ │

│электрического │ │ │

│транспорта, воздушных │ │ │

│судов, морских и речных│ │ │

│судов │ │ │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Заказчик в дальнейшем │Условие о возможности │Заказчик вправе принять │

│хочет воспользоваться │одностороннего отказа от│решение об одностороннем│

│правом одностороннего │исполнения контракта │отказе от исполнения │

│отказа от исполнения │(ч. 14 ст. 34 Закона │контракта при условии, │

│контракта │N 44-ФЗ) │что это было │

│ │ │(ч. 9 ст. 95 Закона │

│ │ │N 44-ФЗ). Если в │

│ │ │контракт включено такое │

│ │ │условие, то и поставщик │

│ │ │вправе принять решение │

│ │ │об одностороннем отказе │

│ │ │от исполнения контракта │

│ │ │по основаниям, │

│ │ │предусмотренным для │

│ │ │одностороннего отказа от│

│ │ │исполнения отдельных │

│ │ │видов обязательств, в │

│ │ │соответствии с │

│ │ │Гражданским кодексом РФ │

│ │ │(ч. 19 ст. 95 Закона │

│ │ │N 44-ФЗ) │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Заказчик в дальнейшем │Информация о возможности│В ряде случаев условия │

│хочет воспользоваться │изменения существенных │контракта могут быть │

│правом изменить условия│условий контракта │изменены по соглашению │

│контракта │ │сторон, если это было │

│ │ │предусмотрено контрактом│

│ │ │(п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона│

│ │ │N 44-ФЗ). К таким │

│ │ │случаям относятся: │

│ │ │- снижение цены │

│ │ │контракта без изменения │

│ │ │количества товара │

│ │ │(объема работ, услуг); │

│ │ │- увеличение количества │

│ │ │товара (объема работ, │

│ │ │услуг) не более чем на │

│ │ │10% │

├───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────┤

│Контракт заключается на│Дополнительное условие о│Органы государственной │

│выполнение работ по │продаже лесных │власти, местного │

│охране, защите, │насаждений для заготовки│самоуправления при │

│воспроизводству лесов │древесины │проведении мероприятий │

│в соответствии со │ │по охране, защите, │

│ст. 19 ЛК РФ │ │воспроизводству лесов, │

│ │ │которые расположены на │

│ │ │землях, находящихся в │

│ │ │государственной или │

│ │ │муниципальной │

│ │ │собственности (если │

│ │ │проведение этих │

│ │ │мероприятий не возложено│

│ │ │на лиц, использующих │

│ │ │леса), должны │

│ │ │осуществлять закупки в │

│ │ │соответствии с Законом │

│ │ │N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 19 │

│ │ │ЛК РФ) │

└───────────────────────┴────────────────────────┴────────────────────────┘

Кто составляет: юрист, работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с юристом.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо, руководитель поставщика или иное уполномоченное лицо.

Регистрация: в реестре контрактов. Такая регистрация осуществляется посредством направления сведений о контракте в Казначейство России (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). Не требуют регистрации контракты, заключенные с единственными поставщиками на суммы не более 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. на основании п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).

Срок регистрации: три рабочих дня с даты заключения контракта.


Похожая информация.


Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственный (муниципальный) контракт представляет собой гражданско-правовой договор, к которому применяются нормы ГК РФ.

Государственный контракт представляет собой гражданско-правовой , заключаемый от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд.

Муниципальный контракт заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.

При заключении контракта сторонам необходимо учитывать требования:

  • к форме контракта;
  • составлению и изменению проекта контракта;
  • согласованию условий;
  • порядку изменения и прекращения контракта;
  • содержанию отдельных видов контрактов.

Форма контракта произвольная.

Основанием для заключения контракта являются:

  • результат (в форме электронного документа);
  • результат остальных закупок (в письменной форме).

Обязательно указываются следующие условия:

  1. что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Из вышеназванного правила существует единственное исключение: в ряде случаев в контракте могут быть определены ориентировочное значение цены или формула цены и максимальное значение цены контракта, предусмотренные в документации о закупке;
  2. условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
  3. условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги;
  4. условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов). Контракт должен содержать порядок определения заказчиком соответствия поставляемого товара (выполненной работы, оказанной услуги) условиям контракта по количеству (объему), комплектности и иным показателям, предусмотренным условиями контракта;
  5. условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). При закупке у на сумму не более 100 тыс. руб. и в ряде других перечисленных в ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ случаев заказчик вправе не требовать предоставления обеспечения.

Муниципальный контракт: Видео

В соответствии с частью 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Возможно ли изменение условий договора путем составления протокола разногласий в случае заключения прямого договора до 100 тыс. руб. (п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) и несогласия с типовым договором, выставленным исполнителем, или при заключении это не допускается и протокол разногласий будет нарушением ст. 34 Закона N 44-ФЗ? Есть ли судебная практика или ответы пользователей по данному вопросу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае составление протокола разногласий к проекту договора закону не противоречит.

Обоснование вывода:
Действительно, как указано в Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных и Закона N 44-ФЗ. Закона N 44-ФЗ допускает единственный случай, когда условия контракта могут быть изменены при его заключении (ч. 18 этой статьи). Закона N 44-ФЗ установлена возможность в определенных случаях изменять существенные условия контракта при его исполнении.
Исходя из этого любые условия контракта (как те, которые могут быть отнесены к существенным, так и те, которые существенными не являются) могут быть изменены только в случаях, предусмотренных N 44-ФЗ (смотрите также Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 N 17АП-13706/14). При этом положений, допускающих или запрещающих возможность оформления протокола разногласий к проекту контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также - контрагент), N 44-ФЗ не содержит.
Следует отметить, что в силу Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с этим федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В связи с этим мы полагаем, что по смыслу ч. и Закона N 44-ФЗ при заключении контракта не могут быть изменены те положения, которые определены в качестве условий контракта в соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, приглашением принять участие в закрытых способах определения контрагента ( Закона N 44-ФЗ), заявками участников конкурса, аукциона, запроса котировок, окончательными предложениями участников запроса предложений, признанных победителями определения контрагента. При заключении договора с единственным контрагентом подготовка и размещение заказчиком извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, приглашения принять участие в определении контрагента, направление участником закупки заявок и окончательных предложений законом не предусмотрены.
Процедуру заключения договора (контракта) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) N 44-ФЗ не регулирует. Поскольку отношения сторон по контракту являются гражданско-правовыми ( ГК РФ, Закона N 44-ФЗ), в части, не урегулированной N 44-ФЗ, при заключении контракта необходимо руководствоваться общими положениями ГК РФ, разумеется, с учетом требований N 44-ФЗ к содержанию контракта (ч. 2 ст. 34 этого Закона). В частности, сторона, получившая оферту (предложение заключить договор), вправе дать ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, то есть направить со своей стороны новую оферту ( , ГК РФ). Акцепт оферты на иных условиях (новая оферта) может быть направлен в том числе в виде протокола разногласий к проекту договора ( ГК РФ).
Отметим также, что в случае, если для стороны, направившей проект договора, заключение такого договора является обязательным, закон прямо предусматривает возможность составления протокола разногласий к проекту договора. В этом случае неурегулированные разногласия могут быть переданы на рассмотрение суда ( ГК РФ). Составление протокола разногласий предусмотрено законом и при заключении государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд ( ГК РФ).
Возможность урегулирования разногласий при заключении контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд с единственным контрагентом путем составления заказчиком протокола разногласий к проекту контракта, предложенному таким контрагентом, подтверждает и судебная практика (смотрите, например, АС Дальневосточного округа от 30.05.2016 N Ф03-2069/16, АС Северо-Кавказского округа от 28.12.2015 N , Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 N 13АП-18465/15, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 N 14АП-8275/14, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 N 08АП-7141/14).
Поэтому, с нашей точки зрения, в рассматриваемом случае при несогласии с условиями типового договора заказчик не лишен возможности направить своему контрагенту протокол разногласий к проекту договора. Урегулирование разногласий по поводу проекта договора, предложенного единственным исполнителем, не нарушает требование N 44-ФЗ о недопустимости изменения условий контракта при его заключении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

44-ФЗ не содержит четкое описание такого термина, однако можно воспользоваться положениями ст. 432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ — это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона. Без них договор можно признать недействительным.

Контракт заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Таким образом, условия, которые указаны в этих документах, тоже можно считать существенными.

Виды существенных условий

Помимо сведений, которые указаны в извещении и документации (наименование и описание объекта закупки, количество, место, сроки доставки, выполнения работы или оказания услуги, источник финансирования, гарантийные обязательства, осуществление монтажа, наладки и другие) к существенным условиям относятся:

  1. Цена, как она определяется, формула расчета и максимальное значение (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).
  2. Порядок и срок оплаты, приемки товара, работы или услуги.
  3. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
  4. Способ и размер обеспечения исполнения договора, а также срок возврата этих денег.
  5. При цене от 1 млрд. руб. для федеральных нужд и от 100 млн. руб. для нужд субъекта — обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех подрядчиках, которых он привлекает к исполнению контракта, если им отдается свыше 10% от общего объема работ. А также ответственность за нарушение этого требования.
  6. Банковское сопровождение только в банках, которые прошли предварительный отбор, применяется для госконтрактов стоимостью от 1 млрд. руб. для нужд субъекта, от 200 млн. руб. для муниципальных нужд (ПП от 20.09.2014 г. N 963).
  7. Сколько субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций можно привлечь. А также ответственность за непривлечение, если заказчик установил такое требование в документации.
  8. Возможность одностороннего отказа от исполнения.

Содержание отдельных видов договора определяются специальными актами. Например, Постановление от 18.08.2010 № 636 устанавливает требования к энергосервисному контракту, Постановление от 12.05.2017 № 563 — на работы по одновременному проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Заказчик вправе не применять эти требования при заключении договора .

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе позволяет внести изменения в существенные требования договора. Помните, что изменять их можно только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда можно внести изменения, определяет ст. 95. В контракте можно изменить:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связанны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.

Уважительной причиной для корректировок будет считаться уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Или ситуация, когда исполнение контракта без изменения невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.



Просмотров