Социально незащищенные категории граждан закон. Социально незащищенные группы населения украины

К социально незащищенным слоям населения относятся:

  • - престарелые граждане (лица, достигшие 70 лет);
  • - инвалиды;
  • - пенсионеры;
  • - ветераны;
  • - воины-интернационалисты;
  • - дети;
  • - учащиеся общеобразовательных учреждений;
  • - студенты;
  • - молодые семьи;
  • - неполные семьи;
  • - многодетные семьи;
  • -малообеспеченные категории граждан (лица, имеющие по объективным причинам доход ниже бюджета прожиточного минимума);
  • - иные лица, которые в наибольшей степени нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства.

Практическое задание

«Прожила я с мужем 23 года. У нас четверо детей: сыновьям - 18 и 24, дочерям - 16 и 18 лет. В годы совместной жизни так ничего хорошего и не видела. Вот, думала, подрастут дети, он хоть немного образумится - нет, как пил, так и пьет. Теперь еще и дерется. Ну, а про оскорбления и говорить нечего: какие есть только на свете плохие и матерные слова - то это все мои. Даже детей взрослых не стесняется, совершенно безосновательно называет меня гулящей и все прочее. А мне так хочется, чтобы у нас все было хорошо».

Вы - социальный работник. Как следует поступить в данной ситуации?

  • а) посоветовать женщине расторгнуть брак;
  • б) посоветовать женщине настоять на лечении мужа?

Какие дополнительные меры можно принять при решении данной ситуации?

Предложить конкретное выше предложенное действие женщине не очень правильно. Правильного подхода тут нет. Конечно, умение объективно оценить ситуацию - очень трудная, тяжелая задача, ведь отношения - это не только нежность и поцелуи, это так же неминуемые обиды и ссоры. Нужно отличать промах и ошибку, которая прощаема, от постоянной модели поведения, которая может разрушить личную жизнь. Подумать хорошо о последствиях, проанализировать ситуацию и поступить так, как считаешь нужным. Если женщина сомневается в том, как ей поступить, правильный ли выбор она сделала, не обманывает ли она себя? Нужно посоветовать женщине хорошо подумать, оценить ситуацию. Хочет ли она такой жизни? Напомнить, что иногда лучше отступить на шаг в сторону новой жизни, потому что такого мужа исправить может только чудо. Его деспотизм и неуважение будут пагубно влиять на психику, как жены, так и детей. Напомнить женщине, что развод с человеком пьющим и избивающим свою жену не осуждает даже церковь.

Если муж даже осознал критичность ситуации, сознался в своем поступке как в эмоциональном срыве, просит прощения, осознает свою неадекватность и обещает в дальнейшем так не поступать, жена может простить его, это даже нужно сделать, но не сразу. Мужчина не должен чувствовать вседозволенность и всепрощенность, нужно дать ему осознать, что он поступил плохо.

Попытаться донести до мужа, что он болен алкоголизмом и помочь ему!

Социальный работник должен понимать, что жена алкоголика, даже если она вообще не прикасается к спиртному, человек больной, нуждающийся в психологической помощи не меньше, чем зависимый муж. И пьющий муж, и созависимая жена, как правило, люди с одинаково низкой самооценкой, которые завидуют более удачливым. Девушка, в глубине души считающая, что недостойна внимания хорошего мужчины без вредных привычек - уже кандидат на роль «жены алкоголика». Спутницу алкоголика отличает контролирующее поведение. Она пытается бороться с алкоголизмом, выливая в раковину спиртное, отыскивая алкогольные «заначки», выгоняя мужа из дома и лишая его пищи. Другой вариант контролирующего поведения - это поддержка мужа-алкоголика. Наутро после пьянки жена подает «несчастному» рассол, лекарства, даже небольшую дозу спиртного, чтобы он скорее пришлось в себя. Оба варианта не приводят к желаемому результату. Необходимо рекомендовать женщине поменять роль. Из беспомощной жертвы или героини спасительницы превратится в личность самодостаточную. Отказаться от миссии спасительницы, признав свое бессилие перед «зеленым змием». Перестать бороться с проблемой и реагировать на нее. Задуматься, чем она может помочь себе и своим детям. Принять ситуацию со смирением. Найти свои заботы, интересы, увлечения. Не позволять заполнять свою жизнь единственной проблемой: пьянством мужа. Не разрешать мужу себя унижать, считать «тряпкой».

Можно предложить посетить вместе с ним Общество Анонимных Алкоголиков. Там помогут добрым советом и психологической поддержкой обоим. Обратиться к наркологу, пусть муж пройдет лечение в стационаре. Обязательно навещать его, показать, как рады, что он решился на подобный шаг

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетель­ствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций при­влечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необхо­димости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизио­логическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классичес­кий подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполно­ценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность - это проблема не одного чело­века, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, произ­водственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствую­щим развитием экономических возможностей и уровнем социаль­ной зрелости различных исторических эпох.

«Инвалид, - говорится в Законе «О социальной защите инвали­дов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обуслов­ленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, при­водящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необ­ходимость его социальной защиты»*.

«Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»**.

Слепые, глухие,немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. при­знаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются такжелица, которыене имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в _

*, ** Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»). – стр. 196.

разно­образных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятель­ность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту - дети-инвалиды,инвалиды-взрослые.

2. По про­исхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени тру­доспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные),инвалиды II группы (вре­менно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сфе­рах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе ре­шаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с по­мощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых из­делий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техни­ческое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, при­кованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специаль­ные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовы­вать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обес­печением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними полу­чают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотвори­тельными организациями работники.

ПРАВОВЫЕОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

ИНВАЛИДОВ

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомст­венные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инва­лидов». Вот несколько выдержек из этого правового международ­ного документа:

- «Инвалиды имеют право на уважение их чело­веческого достоинства»;

- «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;

- «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приоб­рести как можно большую самостоятельность»;

-«Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включаяпротезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;

- «Инвалиды должны быть защищеныот какой бы то ни было эксплуатации».

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных органи­заций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.).

Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и ин­валидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополни­тельных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятель­ности».

Для того чтобы более точно определить социальные механизмы и способы взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, необходимо рассмотреть основных получателей услуг государственной поддержки. В настоящее время существует много категорий населения, пользующихся услугами поддержки со стороны государства. Поэтому автором в работе при исследовании данной проблемы были определены три взаимосвязанных между собой слоя – бедные, безработные и инвалиды. Данные группы со своими ценностными ориентациями и специфическими признаками требуют определенных мероприятий по оказанию государственной поддержки и ее качественному наполнению.


  1. Бедность.

В настоящее время наиболее значительный слой среди незащищенных категорий населения представляют бедные. Причинами появления данного феномена являются многие факторы, каждый из которых воздействует как отдельно, так и в комплексе (безработица, инвалидность, многодетность, низкий уровень заработных плат, инфляция и др.).

По мнению автора, бедность – это такое состояние, когда индивид не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов. В России по данным Росстата в 2010 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (т.е. людей, которые непосредственно относятся к бедным) составила 18,1 млн. человек или 12,8% всего населения страны (в 2009 г. таковых было 18,5 млн. человек или 13,2%). При этом в целом по РФ величина прожиточного минимума на душу населения во 2-ом квартале 2011 составила 6505 руб., а потребительская корзина в этот период установилась на уровне 6058 руб. Безусловно, фактически, эти средства позволяют обеспечить только выживание индивида.

Сегодня можно говорить о том, что в каждом обществе в разное время присутствуют определенные виды бедности (абсолютная, относительная и субъективная, хроническая и «плавающая», первичная и вторичная, экономическая и социальная), требующие разных подходов для решения. Необходимо отметить, что возраст среднестатистического бедного в России составляет 47 лет, в то время как богатого – 33 года, представителя среднего слоя – 42 года. 20

На современном этапе в РФ приоритетными направлениями в борьбе с бедностью являются такие мероприятия, которые позволяют увеличивать рост доходов населения и содействуют развитию мелкого и среднего бизнеса. Главная цель состоит в создании эффективной системы поддержки бедных категорий общества и развитии экономики (которая участвует в создании новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда).

Автор считает, что противостоять такому общественному явлению как бедность возможно только при условии, что политика, проводимая нашим государством, имеет долгосрочные перспективы и проводится на национальном, региональном, муниципальном уровнях комплексно и одновременно.



  1. Безработица.

В диссертационном исследовании автором отмечается, что одной из важных причин бедности является безработица (отсутствие занятости всегда представляло серьезную проблему для общества и государства, выступая при этом дестабилизирующей силой). В настоящее время безработица становится реальным фактором бедности, которая охватывает группы трудоспособного населения, образованного и профессионально подготовленного. Люди, из-за отсутствия подходящих рабочих мест, не могут реализовать свою рабочую силу на рынке труда и вследствие этого лишаются основного источника заработка для поддержания нормального уровня жизни.

Диссертант приходит к выводу, что сегодня характер и типы безработицы зависят от многих причин - экономических, политических, социокультурных. Следовательно, в каждом государстве данная проблема будет иметь свои специфические черты. Но вне зависимости от обстоятельств в любом обществе всегда присутствуют три основных вида безработицы (в разном соотношении), которые в зависимости от причин возникновения делятся на фрикционную, структурную и циклическую.

Основываясь на данных, полученных Росстатом, автор показывает, что в ноябре 2011 года в общей численности экономически активного населения 75,7 млн. человек, или 53% всего населения страны, были заняты экономической деятельностью, хотя еще в августе таких людей было 76,7 млн. (за один квартал данный показатель сократился на 1,2 млн. человек). Вместе с этим 4,8 млн. человек в 2011 г. были признаны безработными в соответствии с критериями МОТ (при этом по сравнению с ноябрем 2010 г. численность безработных уменьшилась на 200 тыс. человек). 21 Но количество людей, отнесенных к категории безработных по методике МОТ, и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости очень сильно различается (в ноябре 2011 г. в службах занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1223 тыс. человек, а это почти в 3,9 раза меньше, чем неработающих согласно критериям МОТ). Это связано с отличиями в охвате категорий населения. 22 При этом средний возраст безработных в данный период времени равнялся 35 годам, а молодежь до 25 лет составляла 1/3 от общей численности. Необходимо отметить, что женщинам и сельским жителям гораздо труднее найти работу, чем остальным категориям населения.

Применительно к российской действительности для сдерживания и сокращения масштабов безработицы требуется модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение новых методов государственного управления в области занятости населения. Для этого необходимо: развитие системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда с повсеместным внедрением инновационных методов; обеспечение определенного баланса между профессиональным образованием и спросом на рабочую силу; формирование кадрового потенциала страны в соответствии с потребностями инновационной экономики; оптимизация и контроль использования иностранной рабочей силы на территории РФ; стимулирование экономической активности населения.

Кроме этого, одним из приоритетных направлений в борьбе с безработицей в современной России выступает продолжение финансирования программ по снижению напряженности на рынке труда во всех регионах и областях. В 2011 году на реализацию таких программ в проекте бюджета было предусмотрено 27,8 млрд. рублей (в 2010 г. - 39,5 млрд. рублей).


  1. Инвалидность.

Еще одной важной причиной, часто ведущей к бедности, в настоящее время является инвалидность, а взаимодействие таких групп людей и государства требует специфических форм поддержки.

В структуре факторов, которые обуславливают инвалидность в России, заболеваемость населения не является преобладающей (примерно 25% всех случаев). Остальные факторы, которые приводят к данной проблеме - социально-экономические особенности, демографические характеристики, деятельность учреждений здравоохранения и врачебно-экспертной службы, неблагоприятная экологическая обстановка, большое количество ДТП, травматизм на производстве 23 и т.д.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития в 2010 году в России насчитывалось около 13,15 млн. инвалидов или примерно 9% населения страны (например, в сравнении с 2005 г. численность людей с ограниченными возможностями была 12,17 млн. человек, а в 1995 г. инвалидность имело «всего» 6,3 млн. россиян). Из общей численности людей с ограниченными возможностями – 544 тыс. составляют дети; 1,8 млн. человек - с I группой инвалидности; 6,6 млн. человек - со II группой; 3,6 млн. человек – с III группой и т.д. При этом в общей численности инвалидов преобладают пенсионеры - 66%, люди трудоспособного возраста – 29,9% (из которых работают 26%), дети-инвалиды – 4,1%. 24

Изучая данную проблему, автор отмечает, что в настоящее время государственная поддержка людей с ограниченными возможностями еще не достаточно развита в нашей стране. Несмотря на то, что законодательство в этой области существует, пока не выработана национальная стратегия в отношении проблем инвалидов. Сегодня одной из составляющих господдержки инвалидов является только трудоустройство. Для того чтобы результативность этого процесса была гораздо выше нынешних показателей, необходимо активно развивать систему квотирования рабочих мест; создавать новые рабочие места на предприятиях для инвалидов и оборудовать уже имеющиеся; организовать резерв профессий, которые они могут замещать; с помощью современных информационных технологий формировать систему дистанционного трудоустройства для людей с ограниченными возможностями; повышать статус компаний, в которых работают данные категории населения и предоставлять этим компаниям реальные налоговые льготы и послабления.

С точки зрения роли государства в решении проблем инвалидов, кроме профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями, важное место занимают социальная адаптация таких людей и создание им достойных условий жизни и равного труда.


  1. ^ Формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения – минимальные стандарты и система социального страхования.

Основными механизмами эффективного взаимодействия незащищенных слоев общества и государства в настоящее время являются социальные стандарты и система социального страхования. По степени функционирования данных систем можно судить об уровне организации и качестве господдержки, действующей в обществе.

При изучении минимальных стандартов, автор пришел к выводу, что в большей степени они призваны способствовать защите бедных и социально уязвимых категорий общества, устранению дифференциации граждан в доступе к различным благам и услугам на территории всей РФ (при этом влияя на дальнейшее развитие и совершенствование системы адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся людей). Это своего рода черта, ниже которой нельзя опускаться по качеству и объему услуг, предоставляемых населению (социальные стандарты - единые минимальные социальные нормы и нормативы, установленные государством и гарантирующие соответствующий уровень потребления). Такие стандарты выступают механизмом повышения социальной защищенности населения по важнейшим направлениям социальной политики и определяют уровень качества жизни современного человека. Необходимо отметить, что только в 2010 году расходы консолидированного бюджета субъектов РФ на социальную политику составили 1167,3 млрд. руб., на образование – 1450,9 млрд. руб., на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 796,8 млрд. руб. 25

Автором, на основе проведенного исследования, доказано, что современная система государственных минимальных социальных стандартов, которая соответствует уровню развития России, должна охватывать не только такие сферы жизнедеятельности человека как здравоохранение, образование, культуру, ЖКХ, но и доходы населения, оплату труда, пенсионное обеспечение (при этом прожиточный минимум, МРОТ, НСОТ и все виды пенсий должны быть именно законодательно закреплены как разновидности государственных социальных стандартов). Но так как все эти стандарты отражают возможности и потребности общественного развития в определенный период времени, то возникает необходимость их постоянного пересмотра с поправкой на настоящее время. Пересматривать и обновлять социальные стандарты необходимо минимум раз в 4 года, а финансовую базу – 1 раз в год 26 (сегодня средний срок обновления любых стандартов в России составляет 12 лет, в то время как, например, в Германии - 4 года). 27

Основными уровнями организации всей системы минимальных социальных стандартов являются федеральные, региональные и муниципальные стандарты, каждый, организуя нижнюю границу для наполнения стандартов. В случае расширения сфер действия социальных стандартов и внесении определенных поправок, можно решить вполне конкретный круг задач, значительно влияющих на уровень жизни простых людей в российском государстве:


  1. система государственных минимальных социальных стандартов позволит более полно выполнять основные гарантии граждан, закрепленные в Конституции РФ, и как следствие, повлияет на повышение уровня и качества жизни населения;

  2. с помощью полноценно функционирующей системы стандартов между регионами можно практически полностью нивелировать дифференциацию в доступе к различным благам и услугам (причем с учетом природно-климатических, региональных, экономических и других существующих особенностей);

  3. сегодня, благодаря четко определенным и принятым социальным стандартам, удастся добиться того, что финансовые ассигнования, в первую очередь, будут направляться на приоритетные направления социальной политики (важно отметить, что станут известны объемы финансирования в каждом субъекте РФ и уровень его социального развития).

Автор считает, что следствием положительного решения всех перечисленных задач станет то, что качество социальных услуг в стране улучшится, так как контроль за их исполнением будет ужесточен. При этом важно, что повысится «прозрачность» бюджетного и внебюджетного процессов, осуществляемых в социальной сфере, так как изначально будет понятно какой объем средств (и из какого источника) и на какие цели необходим. Одновременно с этим будет обеспечена социальная стабильность в обществе, что непосредственно повлияет на становление единого социального пространства на территории всей РФ, поэтому доступ к основным жизнеобеспечивающим благам и услугам будет одинаков для каждого гражданина страны.

Таким образом, государственная социальная стандартизация непосредственно влияет на социальную сферу и является основой для защиты интересов не только незащищенных и социально уязвимых категорий общества, но и всего населения страны (эффект от ее реализации затрагивает каждого индивида). Субсидирование приоритетных социальных проектов (как и их определение) сегодня тоже проходит с учетом данной системы.

Далее в работе автор отмечает, что еще одним механизмом эффективного взаимодействия общества и государства выступает система социального страхования. Но она в отличие от стандартов главным образом направлена на экономически активное население (главная задача – снижение различных социальных рисков, имеющих массовый характер). Поэтому автор определяет суть социального страхования в распределении экономических последствий социальных рисков между всеми участниками трудовой деятельности с помощью резервирования финансовых средств, которые используются в случае наступления страховых ситуаций.

В 2008 г. при проведении исследования на тему отношения граждан к страхованию в России были получены следующие варианты ответов: дает чувство защищенности – 52%, пустая трата денег – 29%, экономически эффективный способ борьбы с опасностями – 18% (в 2007 г. – эти показатели составляли 30%, 29%, 41% соответственно). 28 Результаты исследования показывают, что значительно увеличилось число людей, которые отводят социальному страхованию важное место в своей жизни (с 30% до 52%).

По степени развития института социального страхования можно судить о действующем уровне государственной поддержки и защиты населения. При этом важным моментом в организации всей системы социального страхования выступает исполнение государством определенных социальных гарантий в интересах своих граждан.

Но в настоящее время все острее встает вопрос о необходимости не только обновления, но и реформирования данной системы, так как эффект от ее функционирования не в полной мере соответствует современным потребностям общества и государства. Одной из главных причин этого выступают проводимые социально-экономические преобразования в стране, вследствие чего вся система социального страхования не успевает должным образом и в полном объеме интегрироваться в реализуемую нашим государством социально-экономическую политику.

Критерии, которым необходимо следовать, реформируя систему социального страхования, автор обозначает следующим образом:


  • во-первых, должен существовать оптимальный уровень страховой защиты, при этом с учетом географических и экономических особенностей регионов;

  • во-вторых, необходимо установить паритетное участие всех заинтересованных в страховании лиц, которые на общих основаниях могут принимать решения относительно расходования страховых бюджетов;

  • в-третьих, нельзя объединять социальное страхование с другими видами государственной поддержки - это вполне самостоятельный институт, который нацелен на вполне конкретный круг потребностей общества.

Данные критерии являются наиболее значимыми для формирования в России новой, качественно отличной от старой, системы социального страхования, так как органично сочетают в себе потребности и возможности современного общества. Придание институту социального страхования статуса обособленной и автономной организации, оптимальный уровень защиты застрахованных, полноценное участие в распределении страховых средств всех участников (и самое главное работников) – это тот минимум обязательств социального государства, который сегодня должен предоставляться населению. При этом в современной России обоснована целесообразность трехсторонней системы социального страхования, где ответственность за компенсацию и минимизацию социальных рисков разделена среди максимального числа участников (работодатель, работник, государство).

Кроме этого, основными условиями новой системы социального страхования в России, которая вовремя будет реагировать на происходящие в экономике изменения, должны стать: осознанное участие граждан в социальном страховании и чувство ответственности за других членов общества, попавших в трудную жизненную ситуацию; постоянное взаимодействие государственной власти, работодателей и профсоюзов, защищающих интересы работников; равная ответственность всех задействованных в страховании субъектов за обеспечение действенной защиты от социальных рисков. Только в этом случае социальное страхование станет одним из действительно работающих и эффективных механизмов развития и регулирования социальных процессов, происходящих в обществе.

По мнению диссертанта, минимальные социальные стандарты и социальное страхование являются в настоящее время основными составляющими всей системы государственной поддержки населения, выполняя при этом функции защиты от бедности, восполнения утраченных доходов, помощи престарелым и инвалидам. Дать оценку эффективности и качества государственного влияния на общество можно только с учетом этих систем.

В социологии важным понятием выступает социальная стратификация общества. Она подразумевает деление общества на группы, которые не являются равными между собой и расположены согласно действующей в обществе иерархии. Проще говоря, общество представляется не цельным организмом, состоящим из людей, а системой, в которой присутствует деление индивидов на группы - социальные слои. Именно о них и пойдет речь в публикации.

Что это такое?

Социально-классовая структура общества отражает сложную картину неравенства между социальными слоями населения. Под этим определением подразумевают группу людей, которые выполняют в обществе определенные функции или играют некую роль. Проще говоря, имеет общие определяющие признаки. Например, пенсионеры, студенты и т. д.

Стоит понимать, что люди, относящиеся к одному слою, не могут быть связаны между собой межличностными, кровными или формальными отношениями. Индивидов связывают символические взаимодействия, культурные установки и мотивы. Находясь в одинаковой ситуации, люди объединяются согласно статусному признаку, что лучше всего определяет ранговый характер. А если говорить совсем просто, то социальный слой людей - это общность индивидов, которых можно объединить по одниму или несколькими признаками.

Зачем нужно подобное деление?

Социальные слои могут быть рассмотрены в качестве отдельных составных элементов, классов или больших социальных групп. К примеру, индивиды занимающиеся тяжелым физическим трудом. Это и будет отдельный социальный слой. Но в то же время его можно разделить согласно уровню квалификации рабочих на отдельные группы.

Наличие слоев в обществе показывает его иерархичную структуру. При ее анализе можно многое узнать о тенденциях развития. К тому же признаки, по которым формируется тот или иной слой, могут быть математически исчисляемыми. Например, ранжирование индивидов по уровню дохода. Если к таким цифрам добавить статистические характеристики, то можно получить детальную информацию о том, как будет развиваться общество в ближайшие несколько лет. Такие исследования помогают предотвратить основную часть отрицательных тенденций развития посредством введения новых законов, социальной помощи или изменения устоявшегося формата.

Основные признаки слоя

В ходе научно-аналитической деятельности было сформировано несколько базовых признаков, которые помогают в ранжировании социального положения человека и, соответственно, его принадлежности к той или иной социальной прослойке. Некоторые социальные слои общества распознаются по следующим характеристикам:

  • Экономические. Все признаки, связанные с финансовым состоянием индивида, помогают определить его принадлежность к таким слоям, как богатые, население со средним достатком и бедные.
  • Сфера, в которой человек работает. Как подметил когда-то Карл Маркс, общественное разделение труда играет немаловажную роль при возрождении экономики. Это касается и разделения на слои, так как индивидов можно распределить согласно характеру работы, которую они выполняют. Например, работники сферы обслуживания, задействованные в сельском хозяйстве и т. д.
  • Полномочия. К этому пункту стоит отнести людей, на плечи которых возложены пускай минимальные, но руководящие обязанности. То есть управленцы на местах, менеджеры среднего звена, государственные служащие и т. д.
  • Авторитет и влияние. Здесь речь идет о людях, которые признаны неформальными лидерами, деятелях культуры или элитных группах.

Дополнительные признаки стратификации

Также социальные слои населения можно разделить по признаками пола, возраста, религиозной и этнической принадлежности. Немалое значение имеют культурное мировоззрение, родственные связи (к примеру, отсутствие родителей характеризует такой слой, как сироты) и место проживания.

Этот ряд признаков позволяет формировать различные слои общества, однако существуют две большие группы со специфическим статусом. Их представителей также характеризуют как участников определенной социальной прослойки:

  • Маргиналы. То есть люди, которые не имеют работы, определенного места жительства или рода занятий. К ним можно отнести беженцев, инвалидов и пенсионеров. Проще говоря, маргиналами можно назвать тех индивидов, которые не совершают противоправных поступков, однако не приносят фактической пользы обществу, живут полностью за счет государства или других людей.
  • Люди, совершившие преступление. Это специфический слой общества, к которому в основном относят людей, имеющих связь с преступным миром. Это контингент пенитенциарных учреждений, «уголовники», лица, совершающие преступления на должностных местах.

Представители этих групп объединяют две простые характеристики: они всегда действуют против установленных системой норм и никогда не смогут достичь высокого социального статуса.

Основные социальные слои

Какими бы разнообразными ни были характеристики, согласно которым можно распределить общество на слои, существуют основные страты, присутствующие в современном обществе:

  • Верхний слой. Представлен правящей элитой и субэлитой. Правящая элита - это люди, имеющие доступ к государственному аппарату. А субэлита - собственники крупных и средних фирм.
  • Средний протослой. К нему относят менеджеров, частных предпринимателей, собственников небольших компаний, а также военнослужащих и высококвалифицированных специалистов. Это своего рода усредненное понимание среднего класса общества. Однако между представителями слоя существует некий разрыв. Поэтому его принято разделять на верхний, средний и нижний слой. К верхнему в основном относят интеллигенцию, военных и предпринимателей. К среднему - квалифицированных рабочих, руководителей предприятий, специалистов. Представители нижнего - это люди, которые задействованы в государственном секторе. Квалифицированные профессионалы со знанием дела, имеющие возможность к расширению собственных полномочий и относительно терпимое материальное положение.
  • Базовый слой. Среднестатистические индивиды, работники низкой и средней квалификации, работающие по найму.
  • Нижний слой . Работники без особых навыков или образования, которые исполняют простейшую работу.

Ни к тем и ни к этим

Как видно, основные слои населения распределяются по тому, какую работу, функцию выполняют в обществе. Если человек не принадлежит ни одному из указанных слоев, то его принято причислять к маргиналам. В целом представители этих социальных слоев объединены по одному принципу: они могут о себе позаботиться и обеспечить свои базовые потребности.

Однако существуют и те, кто не принадлежит к маргиналам, но не соответствует вышеозначенной характеристике. Они получают определенный доход, однако не способны с его помощью обеспечить свое существование. Представителей этой группы принято характеризовать как социально незащищенные слои населения.

Слабое звено

Под социально незащищенными слоями подразумевают группы индивидов, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить свое существование из-за ряда причин, которые могут быть связаны со здоровьем или воспитанием детей. Эти люди неспособны полностью обеспечить свое существование без социальной поддержки в виде льгот, доплат или пенсий.

Стоит отметить, что в праве нет определения такому понятию, как "социально незащищенные слои населения". Категории граждан, которые получают поддержку от государства или муниципальных заведений, слишком разнообразны, чтобы можно было конкретизировать и нормативно закрепить это понятие.

Кто относится к незащищенным слоям?

В целом к социально незащищенным слоям населения можно отнести такие категории граждан:

  • Участники боевых действий (в том числе и за пределами государства).
  • Люди, которые на момент ВОВ не достигли совершеннолетия.
  • Работники тыла и те, кто получил почетные ордена.
  • Работавшие во время блокады Ленинграда на его предприятиях.
  • Люди, что потеряли место жительства в связи с несчастным случаем.
  • Сироты и дети, которые находятся под опекой.
  • Инвалиды 1-3 групп и их родители.
  • Многодетные семьи.
  • Люди с наградой «почетного донора»
  • Ветераны труда.
  • Матери-одиночки.

А также люди, у которых общий среднемесячный доход на семью не дотягивает до прожиточного уровня, и одинокие люди, которые получают меньше необходимого минимума. Специально для них государством предусмотрены дивиденды в виде одноразовых выплат, пенсий, компенсаций и льгот. А также государство заботится о предоставлении необходимого количества рабочих мест, гарантирует социальную и правовую защиту, предоставляет разного рода социальные услуги и поддерживает благотворительность.

Итог

Таким образом, можно сказать, что основные социальные слои населения отличаются количеством имеющихся в наличии и доступных исключительно им жизненных ресурсов. Из-за этого общество имеет иерархическую структуру, в которой каждый занимает свое место согласно уровню жизни и доходов.

В пределах основных социальных слоев может быть выделено еще несколько страт, характеризующихся по признакам половой, этнической принадлежности, религиозным верованиям или культурным предпочтениям. И человеку важно понимать, какой слой он занимает, так как это влияет на количество и качество его потребления.

Малоимущая семья в 2019 году может получать льготы государственного и субъектного уровня. На федеральном уровне семейство, которому был присвоен такой статус, освобождается от уплаты налоговых сборов на получаемые доходы, студентам выплачивается стипендия, и молодые люди попадают в ВУЗы на льготных основаниях.

Семья из Москвы обратилась в управление социальной защиты населения по месту жительства. В состав данной ячейки входит четыре человека. Двое из них – работоспособные граждане, еще двое – пенсионер и ребенок в возрасте 1,5 лет . Доход мужа за последние три месяца составил 56 тысяч рублей , а его матери, являющейся пенсионером – 30 тысяч рублей . Жена не работает, ухаживает за ребенком.

Как малоимущей семье получить соответствующий статус: практические советы

Внимание! Посторонние лица, прописанные в одном кругу и ведущие совместное хозяйство, не могут входить в состав семьи. Особенности каждой московской семьи рассматриваются работниками соцзащиты индивидуально, и именно они будут подтверждать ее финансовое положение.

О легальном определении понятия — социально незащищенные категории граждан — (Асачева М

Конкретизация, уточнение и нормативное закрепление понятий необходимы потому, что численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет. В правовой литературе применительно к анализируемой категории используются весьма неопределенные и расплывчатые определения, касающиеся форм взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, системы государственной поддержки, которая выражается в «целенаправленной деятельности государства по гармонизации социальных отношений в обществе» и работает «на повышение качества и условий жизни каждого индивида» <1>.

Питание для социально-незащищенных категорий

Уважаемые родители из категории социально-незащищенных семей! Пожалуйста, заполните документы на бесплатное питание своего ребенка и сдайте их до 28 августа ответственным за питание Симаковой Е.В. (Академика Капицы 12) и Ореховой Е.Ю. (Академика Капицы 14а). Необходимые документы: заявление и акт обследования, ксерокопии документов, подтверждающих статус социальной незащищенности.

Как получить статус малоимущей семьи: документы и оформление

Статус малоимущей семьи 2019 могут приобрести те, чей совокупный доход ниже регионального прожиточного минимума. Трудное финансовое положение обычно возникает в неполных или многодетных семьях, а также у тех, кто пытается создать нормальные условия для родственника с ограниченными возможностями.

Как получить статус социально незащищенного в Грузии

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Правила оказания государственной социальной помощи

У отделения социальной защиты имеется 10 дней на рассмотрение заявления, направленного гражданином и составление ответа с положительным решением или с обоснованным отказом. Если же требуется осуществление дополнительного контроля, например, в отношении представленных сведений о получаемом доходе, то социальная защита может ограничиться направлением предварительного ответа, оповещающего о проведении проверки. Тогда и срок вынесения окончательного вердикта меняется на 30 дней с момента сдачи заявления.

Кому полагается социальная помощь? Государственная социальная помощь

Оказание социальной помощи многодетным семьям происходит также и в натуральной форме. Детям полагается оздоровительный отдых в санитарно-курортных зонах. По решению местного органа самоуправления, многодетным семьям могут быть бесплатно предоставлены билеты в цирк или зоопарк. Кроме того, семья с несовершеннолетними детьми имеет право получить от государства земельный участок безвозмездно. Его можно использовать для сельскохозяйственных нужд или же под строительство дома.

Как получить статус малоимущей семьи

Вопрос: Мой муж не проживает с нами, развод я не оформляла. Определить его местонахождение нет никакой возможности. Могут ли моей семье присвоить статус малообеспеченной при соблюдении всех требований, кроме предоставления справки о доходах и других документов мужа?

Увеличится ли материальная помощь многодетным семьям в 2019 году

Бывают случаи, когда при подсчете детей учитываются совершеннолетние лица, еще не достигшие 23-летнего возраста, которые проходят обучение в высшем учебном заведении на дневной форме. Предоставление статуса многодетности на подобных льготных условиях возможно лишь в некоторых областях. Так, в Краснодарском крае давно практикуют такие послабления.

Как получить статус социально незащищенной семьи

В соответствии с Перечнем в состав дохода включаются все виды пособий, компенсаций и иных денежных выплат, производимых органами социальной защиты населения пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми, при этом в составе дохода не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации – это региональная социальная доплата и ЕДВ, ЕГДВ за вычетом стоимости «социального пакета».

Где, как и у кого могут получить помощь приемные родители

Более-менее подробный список известных нам фондов – в Приложении 2 . Они очень разные, и мы отобрали для списка в первую очередь те из них, которые упоминают помощь семьям и детям в числе своих приоритетных задач. Эта помощь очень различается и по содержанию, и по объему, и по адресным группам.

Социально слабые группы населения

Государственная поддержка — одна из систем законодательной сферы и социально-экономических гарантий, мероприятий и средств, благодаря которой формируются стабильный алгоритм, гарантирующий оптимальные условия для проживания и приемлемое в социальном плане качество жизни.

Лекция 9

В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность приобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным ценам. Основной целью этой программы является создание единой системы торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан, консолидация для этого различных финансовых ресурсов, привлечение внимания благотворительных и ветеранских организаций. Одним из путей реализации данной программы является организация выездной торговли и предоставление бытовых услуг в центрах социального обслуживания, социальных жилых домах и других учреждениях социальной защиты. Программой предусматривается снижение цен на товары и услуги не менее чем на 15% от средних цен или указанных в прейскурантах.



Просмотров