Собственности субъектов российской федерации или. Государственная собственность

Собственность субъекта РФ - это имущество, находящееся во владении субъектов РФ. Но факт владения определенным видом собственности не является доказательством прав на владение. Собственность переходит во владение субъектов в процессе ее разграничения. Подтвердить право на владение определенным видом собственности могут лишь, к которым можно отнести:

  • государственный реестр собственности (выписка из документа);
  • постановление правительства России о передаче прав;
  • список имущества, которое находится во владении субъекта.

Земельная собственность

Собственность субъекта РФ может состоять из разных видов имущества и участков земли. Чтобы перейти в разряд имущества, принадлежащего конкретному субъекту, участки должны быть куплены субъектом федерации. Для этого существуют специальные основания в гражданском законодательстве.

Собственностью субъекта становятся и те участки, которые были признаны таковыми в результате разграничения земельной собственности государства.

К собственности федеративных субъектов относятся участки, не находящиеся в частном владении. Определено несколько видов подобных земельных участков. Это участки земли под зданиями, находящимися во владении субъекта, участки, предоставленные во владение субъектам. Если природная территория была признана охраняемой и она имеет региональное, а не федеральное значение, она тоже переходит в собственность субъекта РФ. Это могут быть лесные массивы и водные ресурсы. Относят к ним и приватизированные участки, которые до начала процесса приватизации были в федеративной собственности. Права собственника осуществляют определенные властные структуры. Осуществление прав происходит в пределах их компетенции.

Право на собственность субъектов РФ

Сегодня обозначилась тенденция к расширению полномочий властей регионов относительно собственности, которая находится в их ведении. Но в то же время федеральными властями вводится регламентация полномочий. Данный факт связан с желанием властей ограничить возможности злоупотреблений со стороны региональной власти. Рациональный баланс между этими явлениями пока найти не удается. Свидетельство этому - постоянное внесение поправок в законодательство.

Сегодня самостоятельность регионов в вопросе осуществления прав на собственность имеет жесткие ограничения. Но субъекты РФ наделены и некоторыми правами, которых лишены прочие субъекты оборота имущества. Например, при покупке прав на владение собственностью у них есть значительные преимущества перед другими субъектами.

Собственность субъекта РФ сегодня может состоять из следующих видов имущества:

  • имущество, необходимое для осуществления разных видов полномочий;
  • имущество для обеспечения работы властных структур;
  • земельная собственность.

Собственность Субъектов Федерации собственность, принадлежащая субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Собственность Субъектов Федерации" в других словарях:

    СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ - собственность, принадлежащая субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам … Большой экономический словарь

    Совместная собственность субъектов РФ и иностранная собственность - Совместной собственностью субъектов Российской Федерации и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности субъектам Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам... Источник … Официальная терминология

    Принадлежность имущества, средств и продуктов производства определенным субъектам права. В РФ существуют следующие основные формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации); муниципальная (районная, городская, поселковая и … Словарь черезвычайных ситуаций

    СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ - – в России выступает в виде федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности местных органов власти, управления и самоуправления (муниципальной собственности) … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Экономическая категория исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом… … Википедия

    Собственность на землю субъектов РФ - 1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности … Официальная терминология

    СОБСТВЕННОСТЬ - одно из ключевых понятий конституционного, гражданского и других отраслей права. Объектами С. могут быть имущество, денежные средства, ценные бумаги, средства бюджетов, внебюджетные фонды, земля и иные природные ресурсы, предприятия и организации … Энциклопедический словарь конституционного права

    Экономическое отношение принадлежности (присвоенности) имущества государству (публично правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право Г.с. Право Г.с. разновидность права собственности., при которой в качестве… … Энциклопедия юриста

    Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже… … Жилищная энциклопедия

    Государственная собственность на объекты животного мира - 1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Федерального закона О животном мире) форма собственности на животный мир, объектами которой являются: а) животный мир в… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Название документа:
Номер документа: 244-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 03 декабря 2008
Дата начала действия: 20 декабря 2008
Дата редакции: 23 мая 2016

О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной... (статьи 1 - 2)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.06.2014) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N 0001201605230056).
____________________________________________________________________

Статья 1

1. Из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 -4 настоящей статьи .

2. В собственность субъектов Российской Федерации передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи и которые:


3. В собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 настоящей статьи и которые:

4. Из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 настоящей статьи , передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 настоящей статьи , и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям:

1) на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности;

2) они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ .

4) они предусматриваются федеральными законами.

5. Передача указанных в частях 1 -4 настоящей статьи земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 -4 настоящей статьи , в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

7. Земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 -11 настоящей статьи .

8. К федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности;

2) предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ .

4) предусматриваются федеральными законами.

9. К собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

2) предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами.

10. К собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

11. К собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 -10 настоящей статьи .

12. Положения настоящей статьи не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Статья 2

Внести в абзац второй пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст.1024; 2005, N 1, ст.25; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 21, ст.2455) изменение, дополнив его словами ", за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности".

Президент
Российской Федерации
Д.Медведев

Москва, Кремль
3 декабря 2008 года
N 244-ФЗ



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности... (с изменениями на 23 мая 2016 года)

Название документа: О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности... (с изменениями на 23 мая 2016 года)
Номер документа: 244-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 251, 09.12.2008

Собрание законодательства Российской Федерации, N 49, 08.12.2008, ст.5742

Парламентская газета, N 84-86, 16.12.2008

Дата принятия: 03 декабря 2008
Дата начала действия: 20 декабря 2008
Дата редакции: 23 мая 2016

Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в Российской Федерации может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.

Субъектами права собственности, согласно ст.212 ГК РФ, являются:

1) Российская Федерация и ее субъекты в отношении государственной собственности;

2) муниципальные образования в отношении муниципальной собственности;

3) граждане и юридические лица в отношении частной собственности.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства всех собственников (ст.1 ГК РФ) и защищает права всех собственников равным образом (ст.212 ГК РФ).

Но несмотря на это, между правомочиями субъектов права собственности существуют определенные различия. В соответствии со ст.212 ГК РФ законом могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, особенности владения, пользования и распоряжения имуществом в зависимости от того, находится ли оно в частной, государственной или муниципальной собственности. Законом определяются также виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Принадлежность имущества гражданам и юридическим лицам означает нахождение этого имущества в частной собственности. Действующее законодательство заменило термином "частная собственность" большое количество различных понятий, существовавших в советском праве: социалистическая, коллективная, личная, индивидуально-трудовая и мелкая частная собственность.

Субъектом права частной собственности выступают граждане и юридические лица. Статья 213 ГК РФ прямо предусматривает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам, а количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, могут быть ограничены только на основании закона.

В соответствии с п.3 ст.213 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими и некоммерческими организациями (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также финансируемых учреждений), являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Действующее гражданское законодательство отказалось от деклараций "общенародной собственности", "достояния народа" по отношению к государственной собственности и не рассматривает теперь народ в качестве единого собственника и владельца всего государственного имущества.

Гражданский кодекс РФ, исходя из федеративного устройства Российской Федерации, признает множественность субъектов государственной собственности. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Следовательно, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом и каждый субъект Российской Федерации, полный перечень которых содержится в Конституции РФ. Указанные субъекты права собственности осуществляют свои права в отношении принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Существует сложный порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, предусмотренный действующим законодательством РФ. Разделение собственности между Российской Федерацией и ее субъектами получило свое правовое закрепление в связи с принятием постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют, в соответствии со ст.125 ГК РФ, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с действующим законодательством РФ права собственника в отношении федерального государственного имущества осуществляют правительство РФ, а также специально созданные органы, например Министерство имущественных отношений РФ.

Круг объектов права государственной собственности не ограничен, поскольку в собственности государства может находиться любое имущество. Согласно п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Некоторое имущество является объектом исключительно государственной собственности и может принадлежать только Российской Федерации.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством. Государственные предприятия и учреждения приобретают на переданную им государственную собственность право хозяйственного ведения и право оперативного управления, соответственно, и самостоятельно используют переданное им имущество в рамках предоставленных вещных прав. Правовой режим ограниченных вещных прав предприятий и учреждений будет рассмотрен далее.

Государственная собственность, несомненно, имеет свою специфику, потому что:

1) в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота;

2) некоторые способы возникновения права собственности присущи только государственной собственности, например взимание налогов, а кроме того, только государству предоставлено право осуществлять принудительное изъятие имущества у других собственников;

3) государство самостоятельно устанавливает правила использования своего имущества.

Муниципальной собственностью является, согласно п.1 ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В соответствии с п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Круг объектов муниципальной собственности намного уже круга объектов государственной собственности. Как правило, в муниципальную собственность закрепляются объекты непроизводственной сферы, социально-бытового и культурного назначения (жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры), а также производственного назначения, учреждения образования, здравоохранения, культуры. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом в рамках переданных им вещных прав.

Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность ) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации ). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ ). Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения. К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

§ земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

§ земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историкекультурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

§ земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебнооздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

§ виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

§ виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

§ месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;

§ водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

§ иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и СанктПетербурга.

Вторник, 12.06.2018, 16:58

Имущество России может передаваться в собственность субъектов РФ и муниципалитетов. Они, в свою очередь, могут передавать свое имущество в федеральную собственность. Определены сроки и порядок действий по передаче и принятию Российской Федерацией такого имущества.

От имени государства эту функцию выполняют Росимущество и его территориальные органы. Агентство взаимодействует с Минэкономразвития России, Росреестром и иными заинтересованными органами и лицами. Госфункция исполняется на безвозмездной основе.

В федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов России, осуществления федеральными госорганами своих полномочий, обеспечения деятельности указанных органов, госслужащих и работников ФГУПов и ФГУ.

Для принятия решения о передаче имущества на иной уровень собственности региональные и местные органы предоставляют в Росимущество ряд документов. Это выписки из соответствующих реестров имущества, ЕГРП, копии правоустанавливающих документов и др. Одновременно представляются перечни имущества по утвержденной Правительством РФ форме.

В передаче имущества на иной уровень собственности отказывается, если оно не может быть передано в собственность публичного образования, представлены не все необходимые документы и др. Исполнение функции не может быть приостановлено.

Поступившие в Росимущество документы проверяются в течение 30 дней. Если они соответствуют установленным требованиям, то в течение 15-ти дней готовится проект распоряжения о передаче имущества. После его подписания составляется акт приема-передачи, который направляется в уполномоченный орган госвласти или местного самоуправления.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 13.07.2009 №270 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность». Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.09.2009, Регистрационный № 14802.

Для просмотра актуального текста документа:

Также необходимо отметить следующее.

Выписка из абзацев 9 -19 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 N 122-ФЗ (последняя редакция) :

[…] Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[…] Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления:

федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность;

уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.

Передача в федеральную собственность из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.

Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации , органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений.

(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

Примечание: О выявлении конституционно-правового смысла положений абзаца девятнадцатого части 11 статьи 154 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 N 8-П.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

Таким образом, п режде необходимо решить вопрос о принятии решения о передаче имущества, например промышленного оборудования, из собственности Республики Крым в федеральную собственность.

Относительно не допущения передачи имущества против воли субъектов правоотношений необходимо придерживаться толкования указанных норм права, изложенные Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30.06.2006 №8-П, суть которых выражается в следующем: «закрепленный в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает необходимость волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую передачу, достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные правомочия субъектов Российской Федерации и гарантии государственной собственности субъектов Российской Федерации, в том числе вытекающие из статей 5 (часть 3), 8 (часть 2), 35 (части 2 и 3), 55 (часть 3) и 72 (пункт «г» части 1) Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи.».

crimeapost.ucoz.com

Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

Право федеральной собственности возникает как в силу закона, так и на основании гражданско-правовых сделок.

В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее также — Вводный закон), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Помимо норм Вводного закона, ряд федеральных законов устанавливает положения, согласно которым земли отнесены к федеральной собственности.

Процесс предоставления участка, равно как и то, каким уполномоченным органом должно быть осуществлено распоряжение участком, зависит от многих правовых условий. Наиболее существенные из этих условий те, что определяют правовой режим земельного участка (в первую очередь его категорию и разрешенное использование), цель, ради которой земельный участок приобретается (в целях строительства или для целей, не связанных со строительством).

Непростым для российской правовой системы и правоприменения оказывается вопрос, какими органами власти должно осуществляться распоряжение земельными участками, находящимися в публичной собственности. ГК РФ и ЗК РФ установлен ряд общих правил. Так, ст. 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 214 ГК РФ, отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Общие основания и порядок распоряжения государственной или муниципальной собственностью определены в том числе ст. 214, 125 ГК РФ. Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 указанного ЗК РФ.

Вместе с тем в соответствии с принятым более десяти лет назад властным решением о разграничении государственной собственности на землю Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплен ряд нормативных условий отнесения земель и земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, а также муниципальной собственности. Полномочия по распоряжению земельными участками, отнесенными к определенному уровню публичной собственности, определяются исходя из ст. 29 ЗК РФ. Как указано п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, отнесенными к определенной публичной собственности на основании ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Толкование п. 10 ст. 3 Вводного закона и критериев разграничения государственной собственности на землю на практике оказалось неоднозначным. Не редки случаи, когда органы местного самоуправления, предполагая, что право федеральной собственности или право собственности субъектов РФ возникает только с момента государственной регистрации соответствующего права на земельный участок, осуществляют распоряжение любыми земельными участками, права на которые не зарегистрированы, считая их «не разграниченными».

Основную сложность при отнесении земель к федеральной собственности составляет положение п. 1 ст. 3 Вводного закона, согласно которой к федеральной собственности относятся земли и земельные участки, предусмотренные законами. Указанная норма следует положениям ст. 17 ЗК РФ, согласно которой в федеральной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Обратим внимание на то, что признание федеральной собственностью земель и земельных участков, согласно ст. 17 ЗК РФ, является самостоятельным основанием наличия права федеральной собственности, наряду с осуществлением разграничения госсобственности на землю.

Наиболее распространенный случай закрепления земельных участков в федеральную собственность связан с тем, что такие земли находятся в ведении определенных федеральных ведомств, либо переданы во владение и пользование федеральным организациям (ст. 3.1 Вводного закона)*(6).

Однако среди критериев отнесения земель к федеральной собственности есть и связанные с правовым режимом земель — установленными категорией и разрешенным использованием. Так, в частности, к федеральной собственности отнесены земельный участки из земель лесного фонда (ст. 8 ЛК РФ). Земли особо охраняемых природных территорий федерального значения являются федеральной собственностью в силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Следует признать, что государственная регистрация права федеральной собственности на земельные участки лесного фонда и участки, входящие в состав особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляется крайне редко. В особенности, если речь заходит об ООПТ и лесных массивах большой площади. Это становится причиной нарушений права федеральной собственности на землю и судебных разбирательств.

Определением ВАС РФ от 13.02.2012 N ВАС-13225/11 по делу N А67-4476/2010 разъяснено в связи с этим, что изменение категории земель лесного фонда на категорию земли населенных пунктов не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Томской области от 19.05.2008 N 299-ра «О включении земельных участков в границы населенного пункта и изменении видов разрешенного использования» в границы населенного пункта п. Победа Побединского сельского поселения Шегарского района Томской области включены четыре земельных участка общей площадью 282,0967 га, в том числе земельный участок с кадастровым номером 70:16:0400009:0131, расположенный в кварталах 27, 28, 31, 32 Богородского участкового лесничества (Богородского лесничества) Тимирязевского лесничества (Тимирязевский лесхоз) Шегарского района Томской области, площадью 1958479 кв. м.

24.06.2008 Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области на основании вышеуказанного распоряжения земельные участки, в том числе земельный и спорный участок с кадастровым номером 70:16:0400009:0131, переданы по акту о передаче Побединскому сельскому поселению.

Постановлением главы Шегарского района от 10.07.2008 N 549 «Об образовании и утверждении проекта границ земельного участка» из земельного участка с кадастровым номером 70:16:0400009:0131 образован в том числе спорный земельный участок, расположенный по адресу: Томская область, Шегарский район, п. Победа, ул. Новая, 1, площадью 1054 кв. м.

На основании указанного постановления спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 70:16:0400009:0134.

Полагая, что в связи изменением категории земель из земель лесного фонда на земли поселений и неполучением Российской Федерацией нового свидетельства о праве собственности на спорный земельный участок с указанием новой категории и нового вида разрешенного использования, изменился статус земель и они стали неразграниченными, а потому муниципальное образование имело право ими распоряжаться, администрация Шегарского района провела аукцион по продаже спорного земельного участка.

По итогам аукциона 15.10.2008 между администрацией Шегарского района, действующей от имени муниципального образования «Шегарский район» (продавец), и обществом (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: Томская область, Шегарский район, п. Победа, ул. Новая, 1, для целей индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер земельного участка 70:16:0400009:0134. Обществу выдано свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8193/09 по иску заместителя прокурора Томской области договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Шегарский район, п. Победа, ул. Новая, 1, площадью 1 054,0 кв. м, с кадастровым номером 70:16:040000960134 от 15.10.2008 N 139-10, заключенный между муниципальным образованием «Шегарский район» в лице администрации Шегарского района и обществом признан недействительным (ничтожным). При этом суды исходили из следующего.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.

В силу п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ, п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.

В материалах дела отсутствуют доказательства передачи земельного участка с кадастровым номером 70:16:0400009:0131 в собственность муниципального образования «Шегарский район».

Следовательно, спорный договор заключен муниципальным образованием «Шегарский район» как субъектом, не обладающим полномочиями на распоряжение данным земельным участком.

В обоснование наличия полномочий на распоряжение спорным земельным участком у Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от имени Российской Федерации суды сослались на положение о Департаменте, а именно подп. а), б) и е) п. 14.

Из Положения о Департаменте следует, что Департамент осуществляет на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, переданные Томской области и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета в области лесных отношений, в том числе:

разрабатывает лесной план Томской области, лесохозяйственные регламенты, а также проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов;

предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы;

осуществляет на землях лесного фонда государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п. 36 и 37 ст. 81 ЛК РФ.

Из указанных норм не следует, что Департамент обладает полномочиями по отчуждению от имени Российской Федерации земельных участков либо по передаче их в пользование и владение муниципальным образованиям.

Таким образом, акт от 24.06.2008, которым Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области земельные участки общей площадью 282,0967 га, в том числе земельный участок с кадастровым номером 70:16:0400009:0131, были переданы Побединскому сельскому поселению, не является основанием возникновения прав владения и пользования у последнего на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Осуществляя защиту права федеральной собственности, судами исследуются правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, а также документы кадастрового учета федеральных земельных участков. При этом при определении категории земель или разрешенного использования, дающего основание для вывода о принадлежности участка федеральной собственности, приоритет отдается данным правоустанавливающих документов в сравнении с данными кадастра недвижимости, на основании которых орган местного самоуправления незаконно осуществил распоряжение земельным имуществом.

При рассмотрении дела судами (определение ВАС РФ от 05.07.2011 N ВАС-7350/11) установлено, что оспариваемым постановлением главы МО от 14.09.2009 N 1358 было принято решение о предоставлении ОАО «КАМАЗ» в собственность шести земельных участков, которые прошли кадастровый учет с определением площадей этих земельных участков.

Право собственности ОАО «КАМАЗ» на спорные земельные участки было зарегистрировано в 2009 г.

Вместе с тем судами также установлено, что ранее на основании постановления Совета Министров РСФСР от 20.04.1991 N 223 и постановления Кабинета Министров ТАССР от 19.09.1991 N 410 был создан государственный природный национальный парк «Нижняя Кама» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Татарской ССР с предоставлением ему земель, в том числе из земель, переданных промышленным предприятиям и организациям под учреждения отдыха без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

В состав этих земель частично вошли земли, на которые за ОАО «КАМАЗ» зарегистрировано право собственности.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из того, что земли национального парка, подпадающие под категорию земель особо охраняемых территорий, относятся к федеральной собственности в силу закона и администрация муниципального района не вправе распоряжаться этими землями, а также с учетом того, что фактически определение границ национального парка на момент рассмотрения настоящего дела не произведено, имеются споры о правах в отношении земельных участков, в процессе рассмотрения которых будут определяться фактические обстоятельства землепользования ОАО «КАМАЗ» спорными земельными участками, выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что оспариваемое постановление главы МО не соответствует закону и нарушает права и законные интересы учреждения, основаны на установленных ими обстоятельствах.

В то же время, то обстоятельство, что федеральная собственность на землю возникает в силу закона, дает основание судам осуществлять защиту права федеральной собственности и в отсутствие государственной регистрации этого права.

Верховный Суд РФ (определение от 20.01.2010 N 18-ВПР09-94) рассмотрел в порядке надзора представление первого заместителя генерального прокурора Российской Федерации на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 11.10.2007 и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29.11.2007 по гражданскому делу по заявлению прокурора Адлерского района г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления — администрации Адлерского района г. Сочи, которыми в удовлетворении заявления прокурора Адлерского района г. Сочи отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления в порядке надзора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла доводы представления заслуживающими внимания, а решение Адлерского районного суда г. Сочи от 11.10.2007 и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29.11.2007 — подлежащими отмене по ряду оснований. В том числе Коллегией Верховного Суда подчеркнуто, что не имеет правового значения и суждение суда о том, что до настоящего времени не произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, поскольку курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям побережья Черного моря, имеющим федеральное значение (распоряжение Правительства РФ от 12.04.1996 N 591-р). Кроме того, в соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Федеральная собственность и собственность субъектов федерации


  1. Из федеральной собственности в собственность муниципальных районов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Федерального закона № 244-ФЗ, по следующим основаниям:
    • заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципальных районов;


  2. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса, подлежат безвозмездной передаче по заявлению главы муниципального образования в собственность муниципальных районов, утвердивших схемы территориального планирования муниципальных районов, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов.

Из федеральной собственности в собственность поселений, городских округов могут быть переданы земельные участки по следующим основаниям и порядкам:

  1. Пункт 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ:
    • если нахождение земельного участка в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
    • если земельный участок используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Статья 1 Федерального закона № 244-ФЗ.
    Из федеральной собственности в собственность поселений, городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Федерального закона № 244-ФЗ, по следующим основаниям:
    • заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственность поселений, городских округов;
    • предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
    • предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
  3. Федеральный закон № 423-ФЗ.
    Безвозмездной передаче в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом № 423-ФЗ подлежат земельные участки, находящиеся:
    • в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
    • в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
  4. Глава V.5 Земельного кодекса.
    Данный порядок применяется только в случае, если в отношении земельных участков отсутствуют основания и (или) порядок, указанные в вышеперечисленных законах.
    Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса, подлежат безвозмездной передаче по заявлению главы муниципального образования в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.

Не подлежат передаче в собственность субъекта Российской Федерации:

  • земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;
  • земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон;
  • земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;
  • земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;
  • земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;
  • земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности или о целесообразности совершения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства юридических и иных действий;
  • земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, или в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили ходатайства;
  • земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
  • земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
  • земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;
  • земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;
  • земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт ненадлежащего использования земельного участка.

Федеральная собственность РФ

Финансовый словарь Финам.

Смотреть что такое «Федеральная собственность РФ» в других словарях:

Федеральная собственность - см. Государственная собственность … Энциклопедия права

Федеральная собственность - Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) . Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51 ФЗ, ст.214 … Словарь юридических понятий

Федеральная собственность - см. Собственность федеральная … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Федеральная собственность - см. Государственная собственность … Большой юридический словарь

Федеральная собственность на водные объекты (для целей Водного кодекса Российской Федерации) - вид государственной собственности на водные объекты (также собственность субъектов РФ); объектами Ф.с. являются все водные объекты, исключая пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Федеральная собственность на землю - 1. В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые… … Официальная терминология

Федеральная собственность на лесные участки - вид государственной собственности на лесные участки; объектами Ф.с. являются лесные участки в составе земель лесного фонда; формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ - имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на правах собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям и др., а также земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в… … Большой экономический словарь

Федеральная гидрогенерирующая компания - Открытое акционерное общество «РусГидро» Год основания 2004 Ключевые фигуры Василий Зубакин (и.о. председателя правления) Тип Открытое акци … Википедия

Федеральная пассажирская компания - Тип открытое акционерное общество Год основания 2010 Основатели ОАО «РЖД» Расположение … Википедия

  • Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется проиндексировать пенсии сотрудникам […]
  • Смешанная пенсия фсин П онятие «смешанная пенсия» или «пенсия по смешанному стажу» относится к пенсионному обеспечению бывших военнослужащих (сотрудников силовых ведомств). Порядок назначения данного вида пенсии регламентируется статьей 13 «Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет» Закона РФ от 12 […]
  • 50. Конституционный суд рф: формирование и организация деятельности. Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Это первый в истории России […]
  • В собственности квартира считается с момента подписания акта приема-передачи или с момента оформления квартиры в рег палате? Купил квартиру по договору долевого строительства в январе 2013 года, в январе же подписал акт приема - передачи этой квартиры с застройщиком. Но в регистрационную палату на право собственности […]
  • Налог на авто новосибирск Расчет транспортного налога для жителей г. Новосибирска и Новосибирской области производится в соответствии с действующим Законом Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» […]
  • Статья 16. Фиксированная выплата к страховой пенсии Статья 16. Фиксированная выплата к страховой пенсии 1. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 […]
  • О судебной власти О судебной власти Закон, принятый Верховным Советом Латвийской Республики 15 декабря 1992 года (С изменениями, внесенными по состоянию на 16 декабря 1993 года) РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 1 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ Статья 1. Судебная власть (1) В Латвийской Республике наряду с законодательной и […]
  • Закон об информации список Правовые основы защиты информации 1. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ; 2. Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.92 г. N 3526-I 3. Закон «Об участии в международном информационном обмене» от […]


Просмотров