Служебная проверка может проводиться. Кто принимает участие? Правила о служебной проверке

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

a) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

б) вина гражданского служащего;

в) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

г) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

д) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

е) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

a) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействия) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, нанимателя, назначившему служебную проверку;

в) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

а) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

б) предложения о принятии к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

В соответствии с настоящим федеральным законом служебная проверка проводится в каждом случае нарушения служебной дисциплины.

Решение об организации служебной проверки в отношении гражданского служащего, независимо от того, по чьей инициативе она проводится, принимается в виде соответствующего акта (приказа, распоряжения). В акте указываются: факты, послужившие основанием для принятия решения об организации служебной проверки; состав лиц, проводящих проверку, с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств; должность, фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого проводилась проверка; дата начала и сроки проведения служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, при определении состава проверяющих должен учитывать следующие обстоятельства:

а) в состав проверяющих включаются представители подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа;

б) в состав проверяющих не включаются: сотрудник, в отношении которого поступили материалы, явившиеся основанием для принятия решения об организации в государственном органе служебной проверки; родственник лица, в отношении которого проводится проверка; сотрудник, прямо подчиненный по службе лицу, в отношении которого проводится проверка; иные лица, по решению руководителя государственного органа;

в) если в государственном органе не создан профсоюзный орган, то проверка проводится без участия профсоюзных работников.

Лица, проводящие проверку, должны быть заинтересованы в выявлении объективной истины по фактам проверки. В случае участия в проведении служебной проверки лица, прямо или косвенно заинтересованного в иных ее результатах, результаты служебной проверки считаются недействительными, состав проверяющих переформируется и проводится повторная проверка.

Служебная проверка проводится в целях:

· установления наличия или отсутствия самого факта противоправного деяния государственного служащего;

· установления обстоятельств, причин и условий нарушения сотрудником требований законодательства Российской Федерации и правовых актов государственного органа;

· установления конкретного лица, допустившего правонарушение, и других причастных к его совершению лиц;

· установления вины сотрудника;

· определения масштабов ущерба, причиненного государственному органу в связи с правонарушением;

· выработки предложений о мерах дисциплинарной или иной ответственности гражданского служащего за допущенное нарушение;

Проверка должна быть завершена в месячный срок. Проверяющие работают над контролем представителя нанимателя и, по окончании проверки, сообщают ему о ее результатах в письменном виде. Закон не предусматривает возможность продления служебной проверки.

Представитель нанимателя по предложению подразделения, проводящего служебную проверку, приказом по государственному органу может временно (на время проведения проверки) отстранить гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей. При временном отстранении гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к служебным документам и материалам, средствам вычислительной и оргтехники. Одновременно принимаются меры, обеспечивающие нормальную работу подразделения, проводящего служебную проверку, и невозможность воздействия на его членов, воспрепятствования его работе иным способом.

Отстранение гражданского служащего на период служебной проверки производится с сохранение6м его денежного содержания.

Гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, предоставляются гарантии его права на объективное рассмотрение обстоятельств дела. Гражданский служащий имеет возможность активно участвовать в разбирательстве дела: давать устные и письменные объяснения; предоставлять документы и материалы; подавать заявления об отводе включенных в состав подразделения, проводящего служебную проверку, членов (или члена); знакомиться с материалами служебной проверки и заключением по ее результатам в части, касающейся допущенного нарушения; обращаться в ходе служебной проверки к представителю нанимателя с жалобами на неправомерные действия членов подразделения, проводящего служебную проверку, с изложением соответствующих доводов или доказательств.

Проведение служебной проверки завершается подготовкой заключения по материалам служебной проверки, которое должно отвечать требованиям. Результаты служебной проверки, оформленные должным образом в виде письменного заключения, приобщаются к личному делу гражданского служащего.

Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации»

В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(1) — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) .

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России*(3). территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»*(4) .

Читайте также: Банкротство физических лиц юридические услуги

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Порядок
проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России*(1). территориальных органах МВД России, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации*(2) .

2. Настоящий Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.

3. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»*(3). Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(4). Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377*(5) .

4. По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации*(6) сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации».

5. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации*(7). заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел*(8). подчиненного ему по службе.

6. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации*(9). а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.

7. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.

8. В случае если основанием для проведения служебной проверки в отношении сотрудника органа, организации или подразделения МВД России послужила поступившая в ГУСБ МВД России информация, служебная проверка проводится на основании решения Министра или заместителя Министра, организующего руководство соответствующим направлением деятельности, после рассмотрения им в установленном порядке указанной информации.

9. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

10. Сотрудникам, участвующим (участвовавшим) в проведении служебной проверки, запрещается разглашать любую выявленную или ставшую известной в ходе проведения служебной проверки информацию, относящуюся прямо или косвенно к сотрудникам, в отношении которых проводилась служебная проверка.

11. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке*(10) .

12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в пункте 5 настоящего Порядка*(11). не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

II. Организация проведения служебной проверки

13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», а также заявление сотрудника.

14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день.

19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

20. При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.

21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

22. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

23. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:

Читайте также: Форма судебного пристава нового образца

23.1. Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.

23.2. Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.

24. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.

25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.

26. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.

27. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

III. Полномочия участников служебной проверки

28. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:

Как я могу обжаловать служебную проверку ФССП?

в сентябре в отношении меня вышел приказ о проведении служебной проверки я находился тогда в отпуске. 4 дня назад с меня потребовали объяснение и два дня назад вышел приказ о применении в отношении меня дисциплинарного взыскания в концее приказа в основании они написали заключение от 26.09.2016 как так может быть заключение сентябрьскккое если объяснение я дал 4 дня назад.

Ответы юристов (2)

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1-3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Статья 59. Служебная проверка
1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
2) вина гражданского служащего;
3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.
4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.
8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Если вы считаете, что Ваши права нарушены, а если в ходе служебной проверки Вы не давали пояснений, то они скорее всего нарушены, то можете обжаловать это решение в судебном порядке

Уточнение клиента

Я готовлю ходатайствона имя руководителя о снятии с меня дисциплинарного взыскания хочу ссылааться на то что заключение в сентябре а приказ ноябрьский. ведь по иддее приказ и заключение делаются одним днем. а заключение у них в сентябре обьяснение мое 22 ноября а приказ 24) нестыковочка вот ищу статью на что сослаться

нестыковочка возникла из-за того, что они приказ о назначении служебной проверки вынесли, когда вы были в отпуске, а срок проверки продлить нельзя

ходатайство о снятии дисциплинарного взыскания это конечно хорошо, но если его не удовлетворят, то у Вас всего 3 месяца на подготовку документов в суд

Если понадобится пишите в чат, по документам помочь не сложно, я сам много привлекал к ответственности государственных гражданских служащих)))

С Уважением Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Статья 52 . Служебная проверка

1. Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

2. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на десять дней.

3. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

2) вины сотрудника;

3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

4. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

5. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

6. Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:

1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;

2) имеет право:

а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;

в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

7. В заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) установленные факты и обстоятельства;

2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

8. Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.

9. Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сроки проведения служебной проверки во многом зависят от того, где она осуществляется. Для проведения проверки необходимо какое-то событие или информация об этом событии. Только после этого руководитель может назначить служебную проверку. Расскажем подробнее.

Понятие

Служебной проверкой называют деятельность, которая направлена на установление виновности сотрудника и обстоятельств происшествия. Как такового термина "служебная проверка" не существует, по крайней мере, для предприятий. А вот для государственной службы он имеется и закреплен в нормативных актах.

Но коммерческие организации все равно проводят служебные проверки, они утверждены в локальных нормативных актах компании. Даже в отсутствие закона, регулирующего служебное расследование, проводиться оно должно с соблюдением всех правил.

Цель проверки

Перед тем как говорить о сроках проведения служебной проверки, нужно разобраться с тем, какую цель преследуют руководители, проводя служебную проверку. Руководство организации хочет установить все причины, обстоятельства или условия, при наличии которых работник совершил противоправное деяние. Это деяние должно влиять на работников организации, ее руководителя. Как правило, государственные органы, которые имеют полномочия, тоже не остаются в стороне.

Правильно оформленные результаты проверки могут быть доказательством правомерных действий руководителя или информативным источником для уполномоченных органов.

В каких случаях проводится проверка

Сроки проведения служебной проверки, безусловно, нужно знать, но не менее важной информацией является то, в каких случаях она проводится.

Итак, служебная проверка проводится, если:

  1. Работник не явился на работу.
  2. Сотрудника нет на своем рабочем месте без уважительной причины или гражданин находится в состоянии токсикологического, наркотического или алкогольного опьянения.
  3. Служащий уходит с работы до окончания рабочего дня.
  4. Сотрудник отказывается проходить медицинское обследование или ехать в командировку, при этом уважительных причин для этого нет.
  5. Работник не выходит на работу в праздничный или выходной день, хотя это не является нарушением Трудового кодекса.
  6. Отказывается проходить проверку знаний или инструктаж по охране труда.
  7. Сотрудник намеренно расходует лишние денежные средства.
  8. Работник неправильно хранит или учитывает материальные активы предприятия.
  9. Сотрудник умышленно портит или уничтожает сырье, готовую продукцию или материалы.
  10. Работник отказывается получать часть имущества или в полном объеме по доверенности.
  11. Сотрудник совершил преступление или противоправное деяние.
  12. Работник нарушает график выплаты зарплаты, пособий или пенсий, не имея на это уважительной причины.
  13. Причинение имущественного ущерба по вине сотрудника физическим, юридическим лицам или государству. Это должно быть установленным фактом, который подкрепляется судебным решением, вступившим в силу.
  14. Множественные нарушения установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Сюда же относится отказ в рассмотрении обращений граждан, юридических лиц и предпринимателей, если это в компетенции органа.
  15. Множественные случаи предоставления неверной или неполной информации в уполномоченные органы.
  16. Халатное отношение к соблюдению трудовой дисциплины подчиненными. Кроме того, на проведение служебной проверки влияет сокрытие нарушений подчиненными исполнительной и трудовой дисциплины или отсутствие ответственности за подобные действия.
  17. Сотрудник нарушил правила техники безопасности или охраны труда, что повлекло смерть или увечье другого сотрудника.
  18. Работник не принял меры по устранению нарушений в срок, который прописан законом, или не выплатил компенсацию за причиненный ущерб.

Методы проведения проверки

Сроки проведения служебной проверки напрямую зависят от того, какой из вариантов выберет руководитель предприятия.

Их всего два.

  1. Создается специальная комиссия, которая должна в срок проведения служебной проверки в отношении сотрудника разобраться с ситуацией.
  2. Проверяющим назначается определенный сотрудник, как правило, он является руководителем подразделения, в котором было совершено нарушение.

Порядок проведения проверки комиссией

Порядок и сроки проведения служебной проверки в этом случае будут следующими:

  1. Сначала появляется основание для проверки. Это могут быть документы или сведения, которые указывают на то, что работник совершил противоправное действие. Сюда относятся заявления, петиции, протоколы, обращения, решения и прочее.
  2. Проверка должна начаться в течение трех дней с того момента, как информация или документы были получены. Срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней с даты, когда она была назначена. Это обусловлено тем, что в статье 192 Трудового кодекса указан срок, когда к работнику можно применить дисциплинарное взыскание.
  3. Сроки проведения служебной проверки в отношении сотрудника, а также ее условия и порядок прописываются в приказе или распоряжении руководителя организации. Кроме этих данных, документ содержит основания, по которым началась проверка, полномочия и состав комиссии, срок предоставления руководителю результатов проверки.

Обычно в комиссию входят сотрудники кадрового отдела, юридического и бухгалтерии предприятия. Если возникает необходимость, то включают и сотрудников других отделов.

Важно то, что в комиссию не может быть включен человек, который совершил деяние. Не включаются в проверяющую комиссию и люди, которые являются родственниками или друзьями нарушителя.

Если в организации существует профсоюз, то его представитель также должен быть включен в комиссию.

Работу комиссии контролирует ее руководитель. Он же отвечает за объективность проверки, соблюдение сроков и полноту проверки. Все члены комиссии обязаны подписать приказ о проведении проверки. Последний подписывает и нарушитель.

Деятельность комиссии фиксируется в протоколе или акте заседания.

Права комиссии

Члены комиссии и ее председатель могут:

  1. Получать от работников организации письменные объяснения или другую информацию, которая поможет проведению проверки.
  2. Изучать документы организации и, если возникает необходимость, приобщать их к материалам по проверке.
  3. Требовать от сотрудников организации информацию или документы, которые относятся к проверке. Комиссия имеет право не только ознакомиться, но и изъять для приобщения необходимые бумаги.
  4. Если руководитель предприятия разрешил, то комиссия имеет право консультироваться у стороннего специалиста. Это касается только тех вопросов, для ответов на которые нужно иметь специальные знания. Также комиссия может запрашивать документы у физических, юридических лиц или госорганов.
  5. Все полученные сведения оформлять документально.

Обязанности комиссии

Кроме прав, комиссия имеет и свои обязанности. Среди них:

  1. Принятие всевозможных мер для изучения оформления информации о совершенном деянии.
  2. Рассмотрение и приобщение к материалам проверки заявлений, которые поступают во время ее проведения или относятся к ней.
  3. Обеспечение конфиденциальности и сохранности данных о проверке, неразглашение ее результатов до того момента, пока руководитель их не утвердит.
  4. Составление по итогам работы заключения о результатах расследования.
  5. Подготовка предложений о мере ответственности провинившегося сотрудника.
  6. Представление результатов проверки в сроки руководителю.

Права нарушителя

Сроки проведения служебной проверки в ОВД или негосударственной организации нужно соблюдать, но это не говорит о том, что должны нарушаться права человека, которого проверяют. А он имеет следующие права:

  1. Не давать письменное объяснение совершенного поступка.
  2. Требовать, чтобы представленные материалы и документы были приобщены к проверке.
  3. Подать заявление руководителю, чтобы некоторые члены комиссии были заменены, и аргументировать это.
  4. После окончания проверки ознакомиться с заключением и материалами дела и подписать документ. Если сотрудник отказывается ставить подпись, то по этому поводу составляют акт.
  5. Не признавать результатов проверки и действий руководителя и обратиться с возражениями в суд.
  6. Отказать в добровольном возмещении ущерба.

Сроки проведения проверки в организациях

В организации срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней. Он начинает отсчитываться после того, как был зарегистрирован документ, который составлен инициатором проверки. Таким может быть заявление от кого-то из сотрудников или же приказ непосредственного руководителя.

В сроки проведения служебной проверки не включаются больничные и отпуска сотрудника. После принятия окончательного решения последнее нужно согласовать с комиссией. На это может уйти до шести месяцев, и этот срок также не включается в период проведения. Независимо от сроков проверки сроки наказания виновного сотрудника ограничены в каждом случае по-разному. Например, за дисциплинарное нарушение можно вменить наказание в течение полугода, тогда как за махинации с финансами срок станет больше на полтора года.

Проверка при неявке на рабочее место

Чтобы отсутствие сотрудника на рабочем месте стало считаться прогулом, нужны основания. Пока их нет, человек отсутствует по невыясненным обстоятельствам. Если неявка стала причиной серьезных последствий, которые отразились на работе предприятия, то сотрудника могут уволить с работы или объявить выговор. И для того, и для другого нужны основания. Их можно выяснить только в ходе служебной проверки. Так как срок проведения служебной проверки не может превышать тридцати дней, то она должна проходить быстро.

Начнется же она только после того, как появится служебная записка. Ее автором может быть как непосредственный руководитель, так и любой другой сотрудник. Когда сотрудник появляется на работе, он должен объяснить причину своего поведения. Уважительными считаются:

  1. Болезнь сотрудника или кого-то из членов семьи. Необходимо подтверждение этого больничным листом или медицинской справкой.
  2. Опоздание из-за отсутствия транспорта. Например, авария на трамвайных путях.
  3. Обстоятельства, которые не зависят от воли работника. Примером может послужить автомобильная авария.

Трудовой кодекс говорит о том, что если сотрудника нет на работе в течение всего дня, то это можно называть прогулом. Именно в день прогула составляется определенный акт, который и зафиксирует нарушение.

Сроки проведения проверки в полиции

Срок проведения служебной проверки в полиции равен четырнадцати дням. Его начинают отсчитывать, как только руководитель получает информацию о нарушении. В сроки проведения служебной проверки не включается время отпуска сотрудника, его больничного, командировки или отсутствия на службе по уважительной причине. Любое из этих обстоятельств нужно подтвердить документом, будь то справка из отдела кадров или иная бумага.

Служебная проверка не может проводиться больше тридцати дней. Даже если окончание этого периода выпадает на праздничный или выходной день, срок проведения служебной проверки в полиции нельзя нарушать, все мероприятия должны закончиться перед праздничным или выходным днем.

Не так давно был принят федеральный закон о продлении срока проверки. Теперь если руководитель органа исполнительной власти или его заместитель решили продлить мероприятия, то срок проведения служебной проверки может быть продлен еще на тридцать дней.

Порядок служебной проверки в МВД

Он не отличается от того, что принято в обычных организациях.

Сначала издается приказ о проведении проверки. В нем должны быть указаны дата назначения, комиссионный состав и основания для проверки. Что касается комиссии, то она должна состоять как минимум из трех работников. У них должны быть достаточные знания и опыт. Руководителем назначается начальник одного из структурных подразделений МВД.

Поручение о проведении проверки дается уполномоченному служащему с учетом его звания и должности провинившегося сотрудника.

Оформление отчета

Если в течение тридцати дней мероприятия не дали особых результатов, то происходит продление срока проведения служебной проверки еще на тридцать дней. После чего составляется заключение по результатам работы. Заключение делится на вводную часть, описательную и итоговую.

Вводная часть должна содержать инициалы и фамилию сотрудника, его должность. Если проверка проводилась комиссией, то указывается информация о каждом ее члене.

В этой же части указывают данные виновного сотрудника. К общей информации добавляется образование, опыт работы, количество поощрений и взысканий и наличие или отсутствие дисциплинарных санкций.

Вторая часть содержит описание оснований для проверки, того, какой срок отводится на проведение служебной проверки, объяснений сотрудника, самого факта нарушения, последствий и обстоятельств этого поступка, фактов, которые были обнаружены во время расследования, и смягчающих или отягчающих обстоятельств.

В итоговой части содержится информация о тех видах ответственности и мерах, которые можно применить к виновному. А также выводы, которые касаются причины совершения поступка и обстоятельств. Итоговая часть должна содержать еще и рекомендации в отношении передачи дела в следственные органы и оказания социальной и психологической помощи сотруднику.

Заключение

В статье мы рассмотрели сроки проведения служебной проверки в МВД и коммерческих организациях. Как вы успели заметить, они не отличаются друг от друга. И в том, и в другом случае для проверки привлекаются комиссии, которые и изучают обстоятельства дела.

Срок проверки также одинаков, кроме возможности продления проверки в МВД еще на тридцать дней. В остальном же нет различий, даже отпуска и больничные в обоих случаях не включаются в срок проверки.

Это все, конечно, сухая информация, которую хочется разбавить морально-этическими соображениями. Если вы работник, то должны понимать, к каким последствиям могут привести нарушения дисциплины, правил безопасности и прочих норм на производстве. А потому побеспокойтесь о том, чтобы у вас было достаточно доказательств собственной невиновности, если в отношении вас будет проводиться проверка. Но лучше, конечно, не допускать подобных промахов. Ведь вы можете поставить под угрозу не только свою работу, но и чью-то жизнь. А потому соблюдайте на работе все правила, технику безопасности и предупреждайте руководство заранее о своих проблемах. И тогда служебная проверка вас не коснется.

Статья 59 Закона о государственной гражданской службе:

"1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

3. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

4. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

5. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

7. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

8. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

9. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

10. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка".

Пункт 20 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16.11.1998 N 1396):

"Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка.

Порядок организации и проведения служебной проверки определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

При наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение.

Если в результате служебной проверки будет обнаружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, руководитель таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия".

Правила и порядок проведения служебной проверки по факту совершения государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка установлены ст. 59 Закона о государственной гражданской службе. Согласно п. 2 ст. 58 Закона служебная проверка должна быть проведена в каждом случае нарушения служебной дисциплины.

Основаниями для проведения служебной проверки являются: 1) решение представителя нанимателя (цель проверки - решение вопроса о привлечении гражданского служащего к дисциплинарной ответственности); 2) письменное заявление гражданского служащего (цель проверки - опровержение сведений, порочащих гражданского служащего).

Для проведения служебной проверки издается приказ или распоряжение представителя нанимателя, в которых указываются: а) дата начала служебной проверки; б) срок проведения проверки; в) состав комиссии по проведению проверки; г) факты, послужившие основанием проведения проверки; д) задача комиссии.

С целью наиболее полного, объективного и всестороннего исследования факта совершения дисциплинарного проступка при проведении служебной проверки в обязательном порядке должны быть установлены следующие обстоятельства: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

На представителя нанимателя, назначившего служебную проверку, возложена обязанность контролировать своевременность и правильность ее проведения. Эта норма выступает в качестве гарантии соблюдения принципа законности при привлечении служащего к дисциплинарной ответственности.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Для ее проведения могут быть привлечены также служащие других структурных подразделений государственного органа.

При формировании состава комиссии важно исключить возникновение конфликта интересов у ее участников. Поэтому в проведении служебной проверки запрещено участвовать гражданскому служащему, прямо или косвенно заинтересованному в ее результатах. Заинтересованность у участника проверки может возникать, например, в связи с наличием родственных или дружеских отношений с совершившим проступок лицом, прямой или непосредственной подчиненностью этому лицу и др. В таких случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Срок проведения служебной проверки - один месяц со дня принятия решения о ее проведении. По истечении этого срока по результатам проверки должно быть составлено письменное заключение, которое направляется представителю нанимателя.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки. При этом денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы сохраняется. Временное отстранение от замещаемой должности позволяет обеспечить своевременное и правильное рассмотрение материалов о дисциплинарном проступке в ходе служебной проверки. Отстранение должно оформляться актом руководителя государственного органа (приказом, распоряжением).

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; 2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку; 3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. Наделение гражданского служащего такими правами позволяет обеспечить полноту и объективность исследования обстоятельств совершения им дисциплинарного проступка, которые являются предметом служебной проверки.

В письменном заключении по результатам служебной проверки в обязательном порядке указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки. Они должны подтверждаться документально, в том числе объяснениями, актами, справками, заключениями специалистов и экспертов по вопросам, требующим специальных знаний, и др.;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Оно носит рекомендательный характер, так как окончательное решение вопроса о применении дисциплинарного взыскания остается за представителем нанимателя. Целесообразно также внесение в заключение предложений предупредительно-профилактического характера.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки. В Законе не учтена возможность возникновения ситуации, при которой кто-либо из участников комиссии не согласится с выводами и предложениями, приведенными в заключении. Представляется, что в таком случае участник подписывает заключение, но письменно излагает свое особое мнение, которое приобщается к заключению.

Согласно п. 20 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ порядок организации и проведения служебной проверки в отношении сотрудников таможенных органов определяется руководителем ФТС России. В настоящее время действует Приказ ФТС России от 02.08.2012 N 1557 "Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Инструкция).

Дисциплинарный устав таможенной службы РФ (п. 20) содержит положение о том, что основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, служебная проверка. Следовательно, ее проведение не носит обязательный характер при привлечении сотрудников таможенных органов к дисциплинарной ответственности. В каждом конкретном случае решение о проведении служебной проверки принимает начальник таможенного органа.

Цель служебной проверки - выявить факты, обстоятельства, причины совершения сотрудниками таможенных органов дисциплинарных проступков. Служебная проверка выполняет защитную функцию в отношении сотрудника, поскольку позволяет обеспечить более полное, объективное и всестороннее исследование всех обстоятельств совершенного им проступка. В частности, Инструкцией определены факторы, которые в обязательном порядке подлежат установлению при проведении служебной проверки: а) факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; б) сотрудник, совершивший дисциплинарный проступок, и лица, причастные к его совершению; в) вина сотрудника при совершении дисциплинарного проступка или степень вины каждого сотрудника при его совершении несколькими сотрудниками; г) причинно-следственная связь между действиями (бездействием) сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, и наступившими последствиями; д) характер и размер материального ущерба, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; е) отношение сотрудника к совершенному им дисциплинарному проступку и его последствиям; ж) причины и условия, которые способствовали совершению дисциплинарного проступка.

В результате проведения служебной проверки должны быть подготовлены предложения о мере дисциплинарной или материальной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок. Данные предложения носят рекомендательный характер для начальника таможенного органа, но представляют собой основу для объективного принятия решения о применении мер ответственности.

Все сведения о дисциплинарном проступке необходимо оформлять документально. Эти документы составят доказательственную базу в случае обжалования сотрудником результатов служебной проверки.

Результаты служебной проверки могут быть использованы для укрепления служебной дисциплины и профилактики правонарушений среди сотрудников. В частности, по итогам проверки должны быть разработаны предложения об организации и о проведении предупредительно-профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Следовательно, служебная проверка выполняет также воспитательно-профилактическую функцию.

Инструкция определяет перечень случаев, которые могут являться основаниями для проведения служебной проверки. К их числу относятся: 1) сведения о совершении дисциплинарного проступка; 2) информация, изложенная в представлении, сообщении (письме) органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого государственного органа или его должностного лица, а также содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в письмах, заявлениях юридических или физических лиц; 3) сведения о чрезвычайном происшествии, относящиеся к таможенным органам либо его должностным лицам; 4) уголовное дело, возбужденное в отношении сотрудника таможенного органа в связи с его служебной деятельностью (исполнением должностных обязанностей); 5) информация, изложенная в протоколе аттестационной комиссии о нарушении сотрудником требований антикоррупционного законодательства. Данный перечень не является исчерпывающим. Служебная проверка также проводится по иным основаниям в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При наличии оснований для проведения служебной проверки начальник таможенного органа обязан в течение пяти рабочих дней принять решение по ее организации и проведению. Такое решение оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии данных оснований. В свою очередь, на основании резолюции должен быть издан приказ таможенного органа о назначении служебной проверки. В приказе в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения: 1) основание для назначения служебной проверки; 2) сроки проведения служебной проверки; 3) состав комиссии для проведения служебной проверки, в том числе должность, фамилия, инициалы членов комиссии; 4) срок представления начальнику таможенного органа материалов служебной проверки и заключения по ее результатам.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня издания приказа таможенного органа о ее проведении. В пункте 29 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ установлен срок для наложения дисциплинарного взыскания продолжительностью один месяц со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке. Следовательно, срок проведения проверки не может выходить за рамки указанного срока.

Инструкция содержит правила формирования состава комиссии по проведению служебной проверки. Комиссию возглавляет председатель, назначаемый из числа должностных лиц, обладающих соответствующими профессиональными знаниями и необходимым опытом в организации и проведении служебных проверок. В состав комиссии включаются в обязательном порядке должностные лица подразделения таможенного органа по вопросам государственной службы и кадров и правового подразделения. С учетом специфики вопросов служебной проверки в комиссию могут быть включены должностные лица других структурных подразделений, в том числе: сотрудники подразделений по противодействию коррупции; должностные лица, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности; должностные лица, имеющие соответствующие формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Инструкция устанавливает запреты на участие в комиссии отдельных должностных лиц. В состав комиссии не могут быть включены: 1) должностные лица, имеющие отношение к совершению дисциплинарного проступка; 2) проходящие службу в таможенных органах родственники сотрудников, имеющих отношение к совершению дисциплинарного проступка; 3) сотрудники, прямо подчиненные по службе сотруднику, имеющему отношение к совершению дисциплинарного проступка; 4) непосредственный начальник сотрудника, имеющего отношение к совершению дисциплинарного проступка. Таким образом, в комиссию не может входить должностное лицо, которое прямо или косвенно заинтересовано в результатах ее работы. Установление такого рода запретов позволяет обеспечить независимое, объективное проведение служебной проверки.

Обязанность контролировать соблюдение комиссией требований законодательства РФ, положений Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах РФ возложена на начальника таможенного органа, назначившего проверку. Именно он принимает решение о проведении проверки и утверждает состав комиссии по проведению проверки.

Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей. Срок отстранения соответствует сроку проведения служебной проверки и не может превышать один месяц. Отстранение оформляется приказом начальника таможенного органа. В период отстранения сотрудник находится в подчинении непосредственного начальника, если иное не оговорено в приказе. Отстранение сотрудника от исполнения должностных обязанностей является правом, но не обязанностью начальника таможенного органа. Применение данной меры имеет большое значение для предотвращения возможности со стороны сотрудника, в отношении которого проводится проверка, чинить какие-либо препятствия проведению расследования. Поэтому при временном отстранении сотрудника от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный его доступ к табельному боевому оружию, специальным средствам, служебным документам и к материалам.

Инструкция устанавливает подробный перечень прав и обязанностей председателя и членов комиссии для проведения служебной проверки. Наделение указанных лиц конкретными правами и обязанностями обеспечивает реализацию принципа законности при проведении служебной проверки.

Инструкция определяет перечень прав сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка. Посредством предоставленных прав сотрудник таможенного органа получает возможность на законном основании защищать свои интересы во время проведения служебной проверки. Тем самым обеспечивается реализация принципов полноты, всесторонности, объективности исследования всех обстоятельств проступка.

В ходе проведения служебной проверки председатель и члены комиссии осуществляют сбор необходимого материала, в том числе предлагают сотруднику дать письменное объяснение по конкретным вопросам, имеющим отношение к проверке. При отказе сотрудника от дачи письменных объяснений или непредставлении их в течение двух рабочих дней с момента вручения ему вопросов под подпись составляется акт, который подписывают председатель или члены комиссии. Акт также составляется при отказе сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, от ознакомления с заключением служебной проверки или при отказе поставить свою подпись на нем. Образцы оформления актов содержатся в Инструкции.

Инструкция устанавливает конкретные требования к содержанию заключения служебной проверки. Среди других обязательных элементов в заключение включаются предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, а также предложения о проведении в таможенном органе необходимых предупредительно-профилактических мероприятий. Заключение подводит итог всему ходу расследования и должно основываться на документально подтвержденных материалах служебной проверки. Заключение подписывают председатель и члены комиссии. При возникновении ситуации, когда кто-либо из членов комиссии не согласен (полностью или частично) с выводами и предложениями заключения, он наделен правом письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к заключению.

По результатам служебной проверки начальник таможенного органа может принять решение о применении в отношении сотрудника дисциплинарного взыскания. Такое решение оформляется приказом, который приобщается к личному делу сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок. Непосредственно в ходе служебной проверки или по ее результатам могут быть выявлены сведения, указывающие на наличие в действиях сотрудника признаков преступления или административного правонарушения. В этом случае начальник таможенного органа обязан обеспечить передачу через подразделения по противодействию коррупции заверенных копий полученных материалов в органы дознания, органы предварительного следствия, а также судьям, органам или должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

На начальника таможенного органа, в котором проводилась (проводится) служебная проверка, возложен специальный перечень обязанностей в связи с ее проведением. В частности, он обязан обеспечить условия для работы комиссии, представление необходимой информации, учет сведений о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности и др. Указанные обязанности представляют собой механизм реализации требования п. 7 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ, согласно которому начальник таможенного органа несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит.

По завершении служебной проверки должно быть сформировано дело с материалами служебной проверки. Конкретные требования к его формированию, содержанию и хранению определены Инструкцией. Формирование дела и его дальнейшее хранение необходимы для обеспечения учета информации о прохождении сотрудником службы, в том числе о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

_____________________

Глава 10. ПООЩРЕНИЯ И НАГРАЖДЕНИЯ. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА НА СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

10.4. Служебная проверка

29.10.2010 15.30

Проведение служебной проверки на государственной гражданской службе

Определения «служебная проверка» Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) не содержит. Исходя из его содержания, служебную проверку можно определить как совокупность мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами государственного органа в целях своевременного, всестороннего, полного и объективного исследования дисциплинарных проступков государственных гражданских служащих или для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство гражданских служащих.
Порядок применения дисциплинарных взысканий к гражданским служащим совпадает с тем порядком, который предусмотрен Трудовой Кодексом Российской Федерации для всех работников всех отраслей деятельности: до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме, а в случае отказа от такого объяснения составляется соответствующий акт; дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, а также не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.
Вместе с тем порядок применения дисциплинарных взысканий к гражданским служащим имеет ряд особенностей. Одна из основных особенностей состоит в том, что по каждому случаю нарушения служебной дисциплины проводится служебная проверка. Для ее проведения независимо от того, по чьей инициативе она проводится, издается приказ (распоряжение) руководителя государственного органа, в котором указываются дата начала проверки и срок ее проведения, состав комиссии, а также факты, послужившие основанием проведения служебного расследования.
Согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона целью проведения служебной проверки является установление:
факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
вины гражданского служащего;
причин и условий, способствующих совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
характера и размера вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
обстоятельств, послуживших основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении проверки.
Сроки проведения служебной проверки установлены ч. 6 ст. 59 Федерального закона и не могут быть нарушены, поскольку они корреспондируют со сроками применения дисциплинарных взысканий (ч. 4 ст. 58), а также могут повлечь за собой нарушения прав гражданского служащего. Установлено, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. На практике уже возникли определенные проблемы, связанные с установлением данного срока. Дело в том, что, устанавливая общий срок наложения дисциплинарных взысканий (не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка), законодатель обоснованно по аналогии с трудовым законодательством исключил из него периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Однако в отношении сроков проведения служебной проверки такое исключение им не было установлено. В результате комиссии по проведению служебных проверок попадают в сложную ситуацию, в случае, например, серьезного заболевания гражданского служащего, в отношении которого данная проверка назначена. Продолжительность нетрудоспособности служащего в таком случае может превышать один месяц, а характер заболевания может сделать нереальным получение у служащего каких-либо объяснений по поводу совершенных им действий. В итоге заключение по результатам служебной проверки не будет соответствовать требованиям, установленным в ч. 2 ст. 59 Федерального закона. Если на гражданского служащего после выхода его на службу, будет наложено дисциплинарное взыскание по итогам проверки, оно может быть им обжаловано в силу нарушения установленного пунктом 1 ч. 8 ст. 59 права давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы. Отсутствие же заключения по результатам служебной проверки по истечении месячного срока, исходя из смысла ч. 2 ст. 58 и ч. 9 ст. 59 Закона, делает невозможным применение к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.
В части 8 гражданскому служащему предоставлено право обжаловать решения и действия (бездействия) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, что возможно осуществить только в процессе проведения проверки и не означает права на обжалование письменного заключения по ее результатам.
Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (кадровой службой) при участии юридического (правового) подразделения. При этом следует обратить внимание на ч. 10 ст. 59, в которой содержится положение, позволяющее констатировать, что руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров должен быть одним из участников служебной проверки. Ответственность за своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, ее назначившего. Вместе с тем, законом запрещено участие в проведении служебной проверки гражданских служащих, прямо или косвенно заинтересованных в ее результатах. В этих случаях они обязаны обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении их от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. Данная норма направлена на устранение и избежание возможного конфликта интересов при проведении служебной проверки.
Особенностью применения дисциплинарных взысканий является также временное отстранение от замещаемой должности гражданского служащего на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период получаемого им денежного содержания. Если гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, он не увольняется с гражданской службы, а включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Согласно п. 23 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 №113, федеральным государственным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка, очередной классный чин не присваивается.
Результаты служебной проверки должны быть сообщены представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:
факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;
предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему подобного взыскания.
Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, а также другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка. Вместе с тем может сложиться ситуация, когда участники служебной проверки (члены комиссии) не пришли к единому мнению. Закон не содержит указаний, как составлять заключение по результатам служебной проверки в этом случае. Представляется, что соответствующим нормативным актом должно быть предусмотрено право участника служебной проверки при несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения, подписав заключение, приобщить к нему свою объяснительную записку, содержащую особое мнение.
Несмотря на достаточно подробное урегулирование процедуры проведения служебной проверки в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ряд вопросов остается не решенным. К таким вопросам, в частности, относятся:
установление сроков назначения служебной проверки;
указание перечня лиц, которые не могут привлекаться к проведению служебной проверки;
закрепление права гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, на отвод должностных лиц от проведения проверки, с конкретными доводами, объясняющими отвод;
установление полномочий лиц, проводящих служебную проверку;
определение перечня сведений, которые должны содержаться в заключении о проведении служебной проверки.
Представляются целесообразными разработка и принятие в государственных органах локальных правовых актов, которыми должны быть урегулированы те вопросы, которые не нашли отражения в Федеральном законе.



Просмотров