Сложный план по теме правосознание. Правосознание и правовая культура

6) Деятельность фирмы в условиях конку­рентной борьбы: а) стратегия менеджмента фирмы; б) стратегия маркетинга. 7) Особенности фирм в современной россий­ской экономике. С8. Тема «Социальная мобильность». Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о социальной мобильности. 2) Функции социальной мобильности. 3) Социальная мобильность как важная ха­рактеристика типа общества. 4) Виды социальной мобильности: а) вертикальная (восходящая и нисходя­щая); б) горизонтальная. 5) Каналы социальной мобильности (социаль­ные лифты): а) образование; б) профессиональная деятельность; в) армия; г) политическая деятельность. 6) Социальная мобильность и построение ка­рьеры. 7) Специфика социальной мобильности в со­временном российском обществе. С8. Тема «Политический процесс». Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о политическом процессе. 2) Функции политического процесса. 3) Основные виды политических процессов: а) институциализация политической си­стемы; б) воспроизведение политической системы и ее функционирование; в) принятие и исполнение политических решений. 4) Консерватизм и революционаризм - как крайние проявления восприятия политических изменений. 5) Политическая модернизация как вид по­литического процесса. 6) Участники политического процесса и их интересы. 7) Специфика современного политического процесса в РФ. С8. Тема «Юридическая ответственность». Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о юридической ответственности. 2) Принципы юридической ответственности: а) законность; б) неотвратимость наказания; в) индивидуализация наказания; г) справедливость. 3) Формы юридической ответственности: а) гражданско-правовая; б) дисциплинарная; в) материальная; г) административная; д) уголовная. 4) Юридическая ответственность и санкции. С8. Тема «Общество и природа». Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1. Общество и природа - органические части материального мира. 2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы: а) темпы и качество социальной динамики; б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация; в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей; г) природные катаклизмы и их социальные последствия. 3. Воздействие общества на природную среду: а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека; б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов; в) использование флоры и сауны; г) создание преобразованной человеком природной среды. 4. Значение природы для человека и общества: а) кладовая ресурсов; б) естественная среда обитания; в) источник вдохновения и красоты. 5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития. С8. Тема «Политические элиты». Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1. Понятие о политической элите. / Политическая элита - группа, участвующая в процессе разработки и принятия политических решений. 2. Тенденции формирования элитных групп: а) аристократическая (стремление правящего круга закрепить своё положение в обществе); б) демократическая (обновление элит за счёт одарённых и инициативных людей). 3. Классификация элит: а) политическая элита (государственные деятели, официальные лица, лидеры партий, парламентарии); б) экономическая элита (владельцы крупных предприятий и банков); в) военная элита (высший генералитет и офицерство); г) информационная элита (владельцы каналов массовой информации); д) научная и культурная элиты (крупные учёные, деятели культуры, лидеры конфессий). 4. Основные каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе: а) государственная служба; б) общественная деятельность; в) система образования и культуры; г) экономическая деятельность. 5. Основные особенности рекрутирования и функционирования элиты в современной России. С8. Тема «».

    Структура и виды правосознания.

    Понятие, структура и функции правовой культуры.

    Проблемы правового воспитания и формирования правовой культуры в Российской Федерации.

Приступая к рассмотрению первого вопроса, должно уяснить философскую категорию «сознание».

Далее следует определить категорию «правосознание» через раскрытие ее содержания, а также особенностей, присущих ему. Рекомендуется обратить внимание на эволюцию взглядов учёных-юристов на понимание правосознания. Анализируя функции правосознания, надо иметь в виду, что в современных условиях они наполняются новым содержанием в соответствии с потребностями совершенствования политических и социально-экономических институтов.

Во втором вопросе, раскрывая структуру правосознания, необходимо показать своеобразие, особенности правовой психологии и правовой идеологии с учетом философских представлений о психологии, идеологии.

Далее в курсовой работе необходимо раскрыть основные виды правосознания с точки зрения субъектного состава (индивидуальное, групповое), а также рассмотреть разновидности правосознания в зависимости от его уровня (обыденное, профессиональное, доктринальное). Рекомендуется определить особенности, установить взаимодействие, соотношение видов правосознания, связи с правовой идеологией и правовой психологией.

При желании, возможно изложение и других классификаций правосознания.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо раскрыть понятие правовой культуры, причем как общества, так и личности; охарактеризовать её содержание; определить структуру, проанализировать её функции: познавательной, оценочной, регулятивной и т.д.

Далее следует определить место и роль правосознания в правовой культуре. Следует также раскрыть значение повышения правосознания субъектов права для правореализации, профилактики правонарушений, формирования правовой культуры.

Завершить работу, в заключительном вопросе, следует анализом системы правового воспитания и путей формирования правовой культуры. При этом следует учитывать, что правовое воспитание и правовая культура испытывают на себе многофакторное влияние, как объективного, так и субъективного характера. Их уровень является достаточно четким, хотя и не абсолютным показателем состояния экономики, системы политических институтов, общего культурного развития общества и государственного управления.

Литература

Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права: учеб. пособие / Ю.И. Гревцов. – СПб.: С-Петерб. изд-во «Знание» России, 1996. – 263 с.

Гречин А.С. Социология правового сознания: учеб. пособие для вузов / А.С. Гречин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 254 с.

Ильин И.А. Теория права и государства / И.А. Ильин; под ред. В.А. Томсинова. – М.: Зерцало, 2003. – 550 с.

Кудрявцев В.Н. Избранные труды по социальным наукам: в 3 т. Правовое поведение: норма и патология / В.Н. Кудрявцев. – М.: Наука, 2002. – Т. 1. – 287 с.

Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» / Н.И. Матузов // Правоведение. – 1994. – № 2. – С. 15–27.

Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России / Е.А. Певцова // Журнал российского права. – 2003. – № 10. – С. 122–133.

Погодин А. В. Правосознание в нестабильной политико-правовой ситуации и его влияние на развитие законодательства / А. В. Погодин // Тенденции и перспективы развития советского законодательства. – Казань, 1991.– С. 6–12.

Решетов Ю.С. Реализация норм советского права: системный анализ / Ю.С. Решетов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. – 154 с.

Сапун В.А. Социальное правосознание и реализация советского права: учеб. пособие / В.А. Сапун. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1984. – 112 с.

Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания / И.А. Шаповалов // Государство и право. – 2005. – № 4. – С. 84–90.

Реферат

На тему

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

План

Вступление

1. Понятие правосознания и его функции

2. Основные виды правосознания

3. Правовое воспитание

4.. Правовая культура

Введение

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации

1. Понятие правосознания и его функции

Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.

Определяясь уровнем развития общества, и в первую очередь экономических отношений, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.).

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).

Функции правосознания:

познавательно-оценочная (гносеологическая) . Это изучение и познание права (действующего и прошлого), его связи и взаимозависимости с другими общественными явлениями, анализ его основных принципов и институтов. К этой функции относится также оценка всех правовых институтов, отдельных действующих норм с точки зрения их эффективности, актуальности, связи с общественной жизнью, интересами личности, обеспечения ее материальных и духовных потребностей, степени отражения в них общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гуманизма, свободы.

Познавательная функция - это также оценка собственного поведения личности, поступков других людей с точки зрения их правомерности либо неправомерности, качества деятельности правотворческих, правоохранительных органов, оценка всех других социальных институтов (государства, партий, культуры, церкви и др.) с точки зрения их взаимоотношения с правом. Творчески-критический характер правосознания в этой функции виден наиболее отчетливо;

правового моделирования (прогностическая функция) . Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования. Прежде чем получить свое выражение в юридических актах, будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в правотворчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего правового регулирования, его соответствие потребностям общественного развития во многом обусловливаются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы права, их общей и юридической культурой.

Для высокого качества деятельности законодателя важное значение имеют изучение и учет общественного мнения, использование предложений по совершенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В современных условиях, когда практически создается качественно обновленная правовая система России, существенно возрастают роль юридической науки в правотворческой деятельности, ее ответственность за качество рекомендаций и прогнозов;

регулятивная . Высокий уровень правосознания является непременным условием точного и последовательного осуществления норм права. Только через посредство сознательной волевой деятельности людей реализуются их предписания. Чем выше степень сознательного восприятия и уважения юридических установлений, тем точнее они исполняются. Высокий уровень правосознания обеспечивает авторитет законодательства, понимание его разумности и необходимости, воспитывает чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Правосознание также является необходимым элементом процесса применения права государственными органами. Судья, прокурор, другое должностное лицо в процессе разрешения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению правовые нормы, понять их цели и социальное назначение, внимательно изучить и оценить обстоятельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело. Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно. При этом правосознание не может быть основанием для отхода под тем или иным предлогом (устарелость, нецелесообразность и др.) от точного смысла закона, решения дела, вопреки или независимо от его содержания. В условиях режима законности, становления правового государства противопоставлять в правоприменительной деятельности действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных принципов правосознания - это необходимость укреплять законность в государстве, противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым беспределом недобросовестных работников государственного аппарата;

идейно-воспитательная . Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов.

Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, развития мировой цивилизации третьего тысячелетия, материального и духовного прогресса человечества.

2. Основные виды правосознания

Имеются различные основания деления правосознания на виды.

1. В зависимости от характера отражения правовой действительности правосознание разделяется на:

правовую идеологию;

правовую психологию.

Правовая идеология , будучи главной, профилирующей частью правосознания, представляет собой совокупность идей, творений, взглядов, представлений, принципов, которые в общем, концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность. Это, в первую очередь, теоретико-философское, а также и обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития. Она включает в себя такие концептуально оформленные идеи и теории, как обеспечение и защита собственности, прав и свобод личности, народовластие, господство закона в государстве, независимость правосудия, защита природы и рациональное использование ее богатств, борьба с преступностью, развитие и укрепление сотрудничества между государствами и народами.

Сегодня в нашей стране неизмеримо возрастает потребность в создании обновленной государственно-правовой идеологии, отрицающей диктат, правовой нигилизм и оправдание произвола, исповедующей идеи правового государства, законности и цивилизованного гражданского общества.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности. Это стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические установления и их действие, качество и уровень правотворчества, борьбы с правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных органов. Возмущение или, наоборот, равнодушие относительно конкретных актов неправомерного поведения, огорчение по поводу неспособности правоохранительных органов переломить криминогенную обстановку в стране, радость, чувство гордости в связи с принятием нужного закона формируют область правовой психологии.

Эффективность законодательства, всей правоприменительной практики во многом зависит от психологического настроя общества, человеческих чувств и оценок.

2. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:

общественное;

коллективное;

групповое;

индивидуальное.

Общественное правосознание - это сумма накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления каждого конкретного человека о праве.

Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона, пенсионеры, молодежь, военнослужащие и т.д.). Оно, базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве соответствующего государства.

Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.). Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым идеям иных коллективов и групп (например шахтеры и работники энергетического блока).

Индивидуальное правосознание - совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. Будучи в принципе неспособным полно и глубоко охватить весь комплекс правовых явлений в обществе, оно отражает лишь некоторые наиболее существенные его черты. При этом, в силу разных способностей индивида, форм участия его в общественной жизни, несовпадающих условий жизни, труда, быта, различия в уровне правосознания отдельных личностей бывают довольно значительны. У одних оно может быть глубоким, максимально приближенным к общественному, у других - ограниченным, отстающим от общего уровня общественных, правовых взглядов. Такие различия всегда следует иметь в виду при организации правового воспитания, пропаганде законодательства.

3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на :

обыденное;

профессиональное;

Обыденное правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся, в первую очередь, к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.

Профессиональное правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники, адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и т.д.). От него во многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в периодической практике, реализация достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права.

Профессиональное правосознание формируется, с одной стороны, на основе юридической практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.

Научное (теоретическое) правосознание - теории, концепции, взгляды, выражающие в концентрированном виде - в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах ученых-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках - глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экономической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ.

3. Правовое воспитание

Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Целями правового воспитания являются:

достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;

создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Правовое воспитание - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:

пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.);

издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);

устная правовая пропаганда - лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;

правовое образование граждан - изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;

профессиональное правовое образование , подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);

наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);

влияние юридической практики - законотворческой деятельности государства, Конституционного суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;

влияние произведений литературы и искусства , посвященных правовым проблемам кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, Т. Драйзера, современных российских авторов).

Основные принципы правового воспитания:

связь с жизнью;

связь c юридической практикой;

научный характер;

яркость и образность;

ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию, особенно по месту жительства граждан, в значительной степени ослабло. Многие формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем такие формы показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции в целом в стране значительно увеличилась.

4. Правовая культура

Культура общества - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности.

Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности.

Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, - право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.

Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.

Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.

В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.

Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская Правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение - также необходимые элементы правовой культуры.

Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В современном Российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные ценности мировой цивилизации.

План презентации: 1. Понятие правовой культуры. 2. Структура правовой культуры общества. 3. Правовая культура личности. 4. Правосознание. 5. Качество правовой культуры. 6. Повторение (схемы). 7. Домашнее задание.

1. Понятие правовой культуры. Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство является неотъемлемым элементом культуры. Понятие правовая культура употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельном человеке. Правовая культура общества – исторически сложившаяся система духовно-нравственных и правовых ценностей, выражающихся в достигнутом уровне развития правовой действительности. Без формирования и развития правовой культуры общества невозможно построить правовое государство.

2. Структура правовой культуры общества. ¿ Состояние самого права, его сущность и содержание. ¿ Уровень общественного правосознания (о нем пойдет речь в специальном пункте данной темы). ¿ Эффективность деятельности правовых органов и учреждений (парламента, судов, правительства, правоохранительных органов и др.). ¿ Уровень правотворческой деятельности (правотворчества, законотворчества) и правореализации. ¿ Состояние законности и прочность правопорядка. ¿ Законопослушность граждан и должностных лиц.

3. Правовая культура личности. Элементы правовой культуры: l правовые знания (знание своих основных прав и свобод, того, как их отстаивать, как устроено государство, как оно функционирует и др.); l правосознание, уважение к праву (правовые чувства, чувство справедливости, жизненные принципы, которые не позволяют человеку нарушать закон и права других людей; привычка к законопослушному поведению); l правовая активность (способность отстаивать свои законные права, останавливать других людей от нарушений закона, помогать правоохранительным органам остановить преступление, утверждать правопорядок в стране, городе и т. д.). Фундаментом правовой культуры является нравственная и политическая культура.

4. Правосознание – это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, отражающих отношений человека и общества к праву. Уровни правосознания: è обыденное (массовые представления людей о праве, связанные с повседневным опытом правоотношений; оно характерно для обычных людей, не обладающих особыми познаниями в праве); è профессиональное (складывается в ходе профессиональной подготовки и характерно для юристов: судей, адвокатов, прокуроров, полицейских и др.); è научное (свойственно для ученыхюристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют и развивают право).

Виды правосознания: индивидуальное (формируу конкретного человека); групповое (показывает особенности восприятия правовой реальности отдельными социальными группами: молодежью, преступным сообществом, бюрократией, верующими и др.); общественное (отражает взгляды и отношение к праву общества в целом). Позитивное правосознание формируется в том случае, когда человек: признает необходимость права, соблюдает правовые нормы по убеждению, а не из чувства страха, уважительно относится к правам других людей. ется

4. 1. Правовая культура среди молодёжи В условиях современного развития общества необходимость социализации молодежи фактически определяет судьбу всех происходящих в стране реформ, поскольку ныне молодое поколение вынуждено ориентироваться на будущее, формировать свой собственный потенциал применительно к рыночным отношениям, пройдя адаптацию к таким процессам, с которыми их предшественники не встречались – безработица, платное обучение, инфляция и т. д. Социально – экономические факторы и условия обусловливают не только идеологические, политические, моральные позиции и мотивацию поступков молодежи, но и формирование ее правовой культуры и правосознания.

5. Качество правовой культуры. Правовую культуру можно оценивать с точки зрения ее качества. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры. Проявлениями низкого уровня правовой культуры являются: l правовая безграмотность (незнание или плохое знание норм права); l правовой нигилизм (потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли); l правовой цинизм (готовность и умение использовать знание права для совершения преступных деяний, что характерно для асоциальных и криминальных субъектов).

Повторим: Компоненты правовой культуры личности Структура правовой культуры общества Состояние права Правовые знания Правосознание Правовая активность Уровень правосознания Эффективность деятельности правовых органов и учреждений Уровень правотворческой деятельности Состояние законности и правопорядка Уровни правосознания Обыденное Профессиональное Научное Виды правосознания Законопослушность граждан Индивидуальное Групповое Общественное

Тема 13. Культура и правосознание.

Примерный план.

Тема 12. Религия, мораль и право.

Примерный план.

Тема 11. Либертарно-юридическая философия права.

1. Легизм и юснатурализм.

2. Либертарно-юридический тип правопонимания.

3. Предмет философии права: либертарно-юридическая концепция.

Деев Н.Н. В.С. Нерсесянц. Философия права. Учебник для вузов. // Вопросы философии. – 1998. - № 9. –С. 185.

Лаптева В.В. Либертарное правопонимание в контексте актуальных правовых проблем современной России // ОНС. – 2008. - № 5.

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – С. 357-375.

Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. М., 1996.

Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. – С. 7-32.

Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция. // Вопросы философии. – 2002. -№ 3. – С. 3.

Нерсесянц В.С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социс. – 2001. - № 10. – С. 3-16.

Нерсесянц В.С. Постсоциалистическая Россия: цивилизм как национальная идея // ОНС. – 2008. – № 5.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997.- С. 96.

1. Общие начала религии и права.

2. Соотношение морали и права.

Горичева Г. История формирования социального сознания западноевропейского общества // МЭ и МО. – 2007. - № 1.

Золкин А.Л. Рациональная реконструкция метафоры общественного договора в современной философии права // Известия ТулГУ Сер. Право. – Вып. 2. – 2000. –С. 64-69.

Исаев М.А. О понятии права и государства в скандинавской доктрине права // Государство и право. – 2004. - № 3. – С. 64-70.

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – С. 104-138; 200-274.

Кожаев А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи справедливости // Вопросы философии. – 2002. - № 12. – С. 154-157.

Малахов В.П. Философия права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» (030501). М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С. 127-182.

Роулс Дж. Теория справедливости // Вопросы философии. – 1994. - № 10. – С. 38-53.

Шалютин Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор // Вопросы философии. – 2006. - № 11. – С.36- 45.

Шпренгер Г. Взаимодействие: соображения по поводу антропологического понимания масштабов справедливости // Государство и право. – 2004. - № 5. – С. 16-23.

1. Способность правового суждения.

2. Сущность и структура правосознания



Васин Г.Н. Сущность и функции правовой культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 4.

Ильин И.А. О сущности правосознания // Собрание сочинений в 10 т. Т. 4.

Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

Малахов В.П. Философия права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» (030501). М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С. 82-126.

Чукин С.Г. Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Г.Н. Хона. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – С. 8-40



Просмотров