Словообразование (derivation) в английском языке. Словообразование

В этом уроке из раздела мы продолжим разговор о суффиксах существительных. Мы уже рассмотрели Это пять суффиксов.

Копирование данной статьи для размещения на других интернет-ресурсах запрещено. © сайт

Теперь рассмотрим остальные суффиксы, чтобы получилась полная картина о том, как образуются существительные в английском языке. Если вы готовитесь к экзамену по английскому языку в виде ЕГЭ, то знать их просто необходимо.

Всего у английского существительного 16 суффиксов:

  • -er/or, -tion, -ing, -ness, -ence/ance (основной список — 9 класс),
  • -hood, -ship, -dom, -th, -t, -(i)ty, -ment, -age,-ure, -ee, -ist (расширенный список -11 класс).

Уважаемые посетители сайта! Копирование данной статьи с целью размещения ее на других ресурсах запрещено. © сайт, 2015

Словообразование существительных

Суффиксы существительных в английском языке

1.Суффиксы -hood, -ship, -dom, с помощью которых существительные образуются от других существительных и прилагательных.

noun/adj + Ʌ = noun

  1. hood
    child — childhood (ребенок — детство)
    neighbour — neighbourhood (сосед — соседство)
  2. ship
    friend — friendship (друг — дружба)
    champion — championship (чемпион — чемпионат)
    partner — partnership (партнер — партнерство)
  3. dom
    king — kingdom (король — королевство)
    free — freedom (свободный — свобода)
    wise — wisdom (мудрый — мудрость)

2. Суффиксы -th, -t, -(i)ty, с помощью которых существительные образуются от прилагательных.

adj + Ʌ = noun

  1. th (возможно чередование гласной в корне слова)
    warm — warmth (теплый — тепло)
    long — length
    strong — strength
    wide — width
    deep — depth
    young — youth
  2. t: high — height (высокий — высота)
  3. (i)ty
    electric — electricity (электрический — электричество)
    possible — possibility
    probable — probability

3. Суффиксы -ment, -age, -ure, с помощью которых существительные образуются от глаголов.

verb + Ʌ = noun

  1. ment
    state — statement (утверждать — утверждение)
    develop — development
  2. age
    marry — marriage (жениться — брак, замужество)
    break — breakage
  3. ure
    press — pressure (давить — давление)
    please — pleasure
    depart — departure

4. И отдельно рассмотрим суффиксы профессии — ist и суффикс -ee.

  1. ist
    biology — biologist (биология — биолог)
    psychology — psychologist (психология — психолог)
  2. ee
    address — addressee (адрес — адресат/ получатель)
    employer — employee (наниматель — служащий)

Итого получилось 11 суффиксов. Чтобы запомнить, их рекомендую выучить 11 слов (самых простых) с этими суффиксами в виде мнемонических фраз. Например, таких:

1.In my childhood I made a friendship with a king of a kingdom . He had good strength and great height . — В детстве я завел дружбу с королем одного королевства. Он обладал большой силой и огромным ростом.

2. Electricity resulted from the development of science. — Электричество явилось результатом развития науки.

3.The breakage was because of high pressure. — Поломка была из-за высокого давления.

Суффиксы существительных в английском языке. Упражнения

Упражнение 1. Прочитайте существительное и укажите суффикс при помощи которого оно образовано.

ПРИМЕР. performance — The noun performanc e is formed with the help of the suffix -ance.

silence, biologist, employment, humanity, modesty, settlement, feeling

Упражнение 2. Найдите в каждой строчке существительное и переведите его.

Упражнение 3. Образуйте от основ выделенных слов существительные с указанными суффиксами и напишите их.

— ment:
1.The child was greatly excited when he received a big bear as a birthday present.
The child’s ____________was very great.

2. My English has improved very little for the last two months.
There is very little ___________ in my English, I am afraid.

3. The children enjoyed entertaining the guests.
They enjoyed giving an _____________ for their guests.

— tion
4. He collected a good library of books.
He had a good __________ of books.

5. The machines exhibited in the hall were very interesting to us.
The machines at the ___________ are very interesting.

6. He said he wanted to continue studying after he graduated from the institute.
He said he wanted to continue studying after….

ance
7. The scientists had difficulty explaining how the star had disappeared.
They had difficulty in explaining the____________.of the star.

— ence
8. We were surprised to find out how different her speech had become.
We were surprised at the ________________in her speech.

Упражнение 4. Вставьте в пробелы глаголы, образованные от данных в скобках существительных.

1. He said good bye and ____________ (departure)
2. Your pronunciation has _____________ wonderfully. (improvement)
3. The doctor ______________the boy’s arm carefully. (examination)

Упражнение 5. Вставьте в пробелы существительные, образованные от данных в скобках глаголов.

1. This rare book is the first _____________ of Pushkin’s poems. (to edit)
2. The sixth-form pupils’ English ___________was much better this year. (to perform)
3. The dancer’s__________became slower and slower (to move).

Упражнение 6. Образуйте существительные от прилагательных.

  1. thirsty
  2. hungry
  3. shady

Чтобы проверить себя, воcпользуйтесь словариком DICTIONARY в правом нижнем углу. Если вы нажмете на стрелочки, появится окошко словаря и нужно ввести слово, которое будет являться ответом.

Например, 1. thirsty (жаждущий) — ? ваш вариант (жажда).

Вводим слово жажда в словарь и проверяем совпал ли ваш вариан т с тем, который предлагает словарь.


Упражнение 7. Сделай правильный выбор. Переведи предложение.
1. What is the (long, length) of the corridor?
2. How (long, length) is the street?
3. He is not (strong, strength) enough to fight with John?
4. My brother can lift the box because of his (strong, strength).
5. Nelly’s skirt is too (wide, width).
6. We can’t get the piano through the door because of its (wide, width).
7. Is spring a (warmth, warm) season?
8. We felt the (warm, warmth) of the sun on out faces and hands.
9. We were surprised at your formal (polite, politeness).
10. We were not struck by the (white, whiteness) of the snow.

Упражнение 8. Перепишите словосочетания, указав в скобках слово, от которого образовано существительное. Переведите их.

ПРИМЕР. whole-hearted devotion (devote) — преданность всем сердцем

whole-hearted devotion, gloomy silence, an outstanding novelist, gathering darkness, limitless possibilities, an important addition, a noticeable improvement, complete understanding, widespread popularity, a gymnastic competition, a new acquaintance, a small settlement, an important announcement.

Упражнение 9. Образуйте от данных глаголов существительные, используя суффиксы: -er/-or -ment -(a)tion -ion -age -ure -th.

to construct, to equip, to divide, to inform, to mix, to observe, to move, to break, to direct, to compete, to grow, to press, to radiate, to develop, to protect, to transport, to solve, to recognize , to measure, to fail, to vibrate, to reflect, to treat, to improve, to elect, to educate, to manage, to govern, to achieve, to imagine, to attract

Упражнение 10. Вставьте в пробелы абстрактные существительные, образованные от слов, данных в скобках.

1. Suvorov always showed great courage and __________ . (wise)
2. The traveler had to overcome many __________. (difficult)
3. He sat resting, enjoying the ___________ of the fire. (warm)
4. He suffered from his own __________. (fool)
5. This man has extraordinary __________ . (strong)
6. The balloon floated at the _________of one mile. (high)
7. She remembered the happy days of her __________. (young)
8. The __________ of the canal is seventy kilometres. (long)
9. Its _________ is one hundred metres. (wide)
10. When he came round he felt a strange ____________and could not stand up (weak).

Итак, я надеюсь, что выполнив цикл упражнений на тему «Словообразование существительных в английском языке» вы запомнили 16 основных суффиксов существительных. Но если все-таки остались вопросы, пишите в комментариях. Автор, Татьяна Набеева

Это урок из цикла и в нем мы рассмотрим распространенные суффиксы существительных: -er/or, -tion, -ing, -ness, -ence/ance (5) . Упражнения помогут вам понять, как образуются существительные в английском языке, а также подготовиться к экзаменам по английскому языку в виде ОГЭ и ЕГЭ.

Копирование данной статьи для размещения на других интернет-ресурсах запрещено. © сайт

Основные суффиксы существительных в английском языке (9 класс)

Запомните эти 5 основных суффиксов. Далее остановимся поподробнее на каждом из них.

  1. er/or
  2. ence/ance

1. Суффиксы существительных, образованных от глагола

verb + Ʌ = noun

  1. -er/or (суффикс деятеля)
    dance — dancer (танцевать — танцор)
    work — worker
    collect — collector (коллекционировать — коллекционер)
    invent — inventor
  2. -tion (суффикс процесса)
    collect — collection (коллекционирование, коллекция)
    invent — invention
  3. -ing
    suffer — suffering (страдать — страдание)
    warn — warning
    mean — meaning

Запомните три суффикса -er (-or), -tion, -ing, при помощи которых существительные образуются от глагола.

2. Суффиксы существительных, образованных от прилагательного

adj + Ʌ = noun

  1. -ness
    ill — illness (больной — болезнь)
    kind — kindness
  2. -ance/ -ence (соответствующие прилагательные имеют суффиксы: -ant/ -ent)
    important — importance (важный — важность)
    different — difference

Запомните два суффикса: -ness, -ence (ance), при помощи которых существительные образуются от прилагательного.

Суффиксы существительных в английском языке. Упражнения

-ness & -tion — самые распространенные суффиксы существительных.


Упражнение 1. Суффикс -ness. Переведите указанные существительные и укажите прилагательные от которых они образованы.

foolishness, happiness, seriousness, illness, readiness, richness, strangeness, carelessness, whiteness, cleverness, greatness, brightness

Примечание. Обратите внимание, что буква «y», как правило, встречается на конце слова, в середине же слова используется ее дублер – буква «i»: happi ness — happy.

Упражнение 2. Суффикс –tion и его разновидности -ation /-ion/ -sion/ -ssion. Переведите указанные существительные и укажите глагол, от которого они образованы.

translation, explanation, admiration, celebration, continuation, invitation, pronunciation, exhibition, demonstration, conversation, competition, communication

Упражнение 3. Суффикс –tion. Перефразируйте предложение, используя вместо существительного, образованный от него глагол.

ПРИМЕР. Their acting was very good. —— They acted very well.

1. His collection of books was mainly on art.
2. The farmer’s quick actions saved the building from fire.
3. Her translation of the poem was so good that the professor invited her to take part in a translation contest.
4. The teacher’s explanation of the task was clear to everybody.

Упражнение 4. Отгадай суффикс и образуй с помощью него существительные. Переведи их.

  1. weak —
  2. polite —
  3. fresh —
  4. ugly —
  5. cold —
  6. dark —
  7. careful —

Упражнение 5. Суффикс –er. Угадай профессию.

ПРИМЕР. Someone who bakes bread is a baker.

  1. Someone who interviews people is a….
  2. Someone who plays football is a…
  3. Someone who eats well is a…
  4. Someone who sleeps well is a…
  5. Someone who rules the country is a…
  6. Someone who explores new lands is a…
  7. Someone who makes or repairs shoes is a…
  8. Someone who always causes trouble is a…
  9. Someone who makes films is a…
  10. Someone who has traveled to another place for a holiday is a…

Запомните:

  • trouble maker — задира, хулиган
  • holiday maker — отдыхающий

Упражнение 6. Если вы знаете глаголы, то добавив суффикс –tion, вы легко образуете новые слова. Переведите их на русский язык.

  1. collect —
  2. explain —
  3. protect —
  4. prepare —
  5. found —
  6. inform —
  7. celebrate —
  8. compose —
  9. create —
  10. decorate —

Упражнение 7. Суффикс –er/or. Образуйте от данных слов существительные, используя суффиксы: -er/-or.

Запомните: to fail — failure (неудача)

to construct, to direct, to protect, to transport, to fail, to educate, to manage, to govern, to achieve, to build, to sing, to act, to sleep

Упражнение 8. Суффикс –ence/ance. Переведите и запомните пары слов, с суффиксами -ence/-ance:

  1. important — importance
  2. different — difference
  3. indifferent — indifference
  4. independent — independence
  5. dependent — dependence
  6. patient — patience
  7. persistent — persistence
  8. insistent — insistence
  9. indulgent — indulgence

Любой язык, в том числе и английский, никогда не бывает ”чистым”, то есть, состоящим только из английских слов. В английском языке, как и в любом другом множество заимствованных слов, суффиксов и префиксов из других языков. Пожалуй, самыми распространенными языками, слова из которых есть практически во всех языках — это греческий язык и латынь. Всем известно, что основы многих наук были заложены древними греками, в том числе и основы грамматики. Говорят же, что греки дали миру многое. Слова с окончаниями “ИСТ” и “ИЗМ” вошли и в русский язык.

Например: ЭКОНОМИСТ , СПЕЦИАЛИСТ , ОПТИМИСТ , ПИАНИСТ , ПАРОДИСТ или ПАТРИОТИЗМ , МОДЕРНИЗМ , РЕАЛИЗМ , ТУРИЗМ , ЭГОИЗМ , ДРАМАТИЗМ . Значения этих слов понятны каждому, и на английском языке они будут звучать примерно также и иметь те же значения. Все эти слова являются международными.

Суффиксы “IST” и “ISM” стоит рассматривать вместе, так как они имеют одну смысловую основу, но формируют существительные, относящиеся к разным группам.

Суффиксы «-ISM» и «-IST» отображают сферы деятельности человека, которые можно отнести к «мыслительным» и «творческим», то есть, речь идет о науке и искусстве. Физическую активность можно рассматривать, как физические упражнения.

Суффикс “ISM” формирует существительные, которые указывают на названия различных теорий и учений и являются абстрактными.

Суффикс «IST» образует существительные, которые указывают на человека, которые занимается этими сферами деятельности и является конкретным.

Можно условно разделить сферы деятельности человека,которые определяются «греческими» суффиксами на две группы.

1. Теории, догмы, учения, касающиеся всех наук, начиная с философии и закачивая социальными понятиями, политическими течениями и поведения человека.

2. Литература и искусство.

Рассмотрим подробнее несколько групп существительных с суффиксами «-ISM» и «-IST».

Есть пары слов с суффиксами -«ISM» и «IST», которые практически неразлучны. Суффикс «-ISM» указывает на сферу деятельности, а суффикс «-IST» указывает на человека, который является последователем каких-либо учений теорий или догм, занимается искусством или литературой определённого направления или занимается определенными видами физических упражнений. Но в этих существительных есть «источник», то есть корневое слово, которое имеет тот же смысл. Иногда основа (корень) является самостоятельным словом, а иногда оно утрачивает самостоятельное значение. Такие существительные совпадают по звучанию с аналогичными русскими переводами.

Напишу пары известных многим существительных с суффиксами «-ISM» и «- IST».

SOCIALISM —> SOCIALIST = социализм —> социалист;

CAPITALISM —> CAPITALIST = капитализм —> капиталист;

COMMUNISM —> COMMUNIST = коммунизм —> коммунист;

IMPERIALISM —> IMPERIALIST = империализм —> империалист

FASCISM —> FASCIST = фашизм —> фашист;

DARVINISM —> DARVINIST = дарвинизм —> дарвинист;

MARXISM —> MARXIST = марксизм —> марксист;

NATIONALISM —> NATIONALIST = национализм —> националист;

OPPORTUNISM —> OPPORTUNIST = оппортунизм —> оппортунист;

OPTIMISM —> OPTIMIST = оптимизм —> оптимист;

PESSIMISM —> PESSIMIST = пессимизм —> пессимизм;

EGOISM —> EGOIST = эгоизм —> эгоист;

ALTRUISM —> ALTRUIIST = альтруизм —> альтруист;

SADISM —> SADIST = садизм —> садист;

IMPRESSIONISM —> IMPRESSIONIST = импрессионизм — импрессионист;

PACIFISM —> PACIFIST = пацифизм —> пацифист;

FATALISM —> FATALIST = фатализм —> фаталист;

REALISM —> REALIST = реализм —> реалист;

Есть существительные с суффиксом «-IST» , которые указывают род занятий человека, его профессию, однако «парного» существительного с суффиксом «-ISM» не существует. Есть корневое слово, которое является самостоятельной единицей и существительные с суффиксами «-IST» не всегда по звучанию совпадают с русскими аналогами.

Например:

TOUR —> TOURIST = путешествие, поездка, турне, экскурсия —> турист. путешественник;

SCIENCE —> SCIENTIST = наука —> ученый;

HUMOUR —> HUMOURIST = юмор, шутка —> юморист, шутник;

ART —> ARTIST = искусство — художник, мастер своего дела, артист;

PHILOLOGY —> PHILOLOGIST = филология —> филолог;

DRAMATICS —> DRAMATIST = драматическое искусство —> драматург;

CHEMISTRY —> CHEMIST = химия —> химик;

ECONOMICS —> ECONOMIST = экономика —> экономист;

BIOLOGY —> BIOLOGIST = биология —> биолог;

BOTANY —> BOTANIST = ботаника —> ботаник;

GEOLOGY —> GEOLOGIST = геология —> геолог;

PHYSICS —> PHYSICIST = физика —> физик;

PSYCOLOGY —> PSYCOLOGIST = психология —> психолог;

PSYCHIATRY —> PSYCHIATRIST = психиатрия —> психиатр;

ECOLOGY —> ECOLOGIST = экология —> эколог;

MINERALOGY —> MINERALOGIST = минералогия —> минералог;

CARTOON —> CARTOONIST = карикатуракарикатурист;

AGRONOMY —> AGRONOMIST = агрономия —> агроном;

PIANO —> PIANIST = пианино, рояль —> пианист;

VIOLIN —> VIOLINIST = скрипка —> скрипач

VIOLONCELLO —> VIOLONCELLIST = виолончель —> виолончелист

Есть группа существительных с суффиксом «-ISM», но в паре с ними стоят существительные с другими суффиксами или вообще без суффиксов.

Например:

DESPOTISM —> DESPOT = деспотизм —> деспот;

PATRIOTISM —> PATRIOT = патриотизм —> патриот;

DEMOCRATISM —> DEMOCRAT = демократизм —> демократ;

RADICALISM —> RADICAL = радикализм —> радикал;

PROFESSIONALISM —> PROFESSIONAL = профессионализм —> профессионал;

SCEPTICISM —> SCEPTIC = скептицизм —> скептик;

PARLIAMENTARISM —> PARLIAMENTARIAN =парламентаризм —> парламентарий;

HEROISM —> HERO = героизм —> герой;

PROVINCIALISM —> PROVINCIAL = провинциализм —> провинциал;

LIBERALISM —> LIBERAL = либерализм —> либерал;

CONSERVATISM —> CONSERVATIVE = консерватизм —> консерватор;

1 .Суффикс -er (-or ).

1) Этот суффикс служит для образования существительных от глаголов (инфинитив без to + -er , -or ).Существительное с таким окончанием обозначает или устройство, производящее действие, выраженное глаголом, от которого оно образовано, или лицо, выполняющее это действие. При чтении таких производных слов следует помнить, что на суффиксы -еr и -or никогда не падает ударение, и поэтому они произносятся как нейтральный звук [ə], например:

to play (играть) - a player [ə"pleɪə] игрок

to mix (смешивать) - a mixer [ə"mɪksə] смеситель.

Если глагол оканчивается на е ,то присоединяется только буква r ,например:

to make (производить) - a maker [ə"meɪkə] производитель

to use (использовать) - a user [ə"ju:zə] пользователь.

Следует помнить, что часто приходится прибегать к описательному переводу существительных, имеющих суффикс -er , -or ,например:

to lift (поднимать) - a lifter [ə"lɪftə] подъемное устройство

to time (назначать время, рассчитывать по времени) - a timer [ə"taɪmə] прибор, рассчитывающий время.

2) Конечная буква r в словах с таким суффиксом произносится как соединяющий звук [r] только в том случае, если за ним следует слово, начинающееся с гласной буквы, например:

a reader of the book [ə"ri:də r əf ðə"buk] читатель этой книги.

В этой связи следует обратить внимание на чтение союза and [ənd] - и , а .Этот союз произносится очень кратко, без ударения и слитно, как бы на одном дыхании, с теми словами, которые он соединяет, например:

a reader and a writer [ə"ri:də r ənd ə"raɪtə].

Задание 1

A collector [əkə"lektə], a selector [əsə"lektə], a collector and a selector; a container [əkən"teɪnə], a protector [əprə"tektə], a container and a protector; an inventor [ənɪn"ventə], a reporter [ərɪ"pɔ:tə], an inventor and a reporter; a composer [əkəm"pəuzə], a producer [əprə"dju:sə], a composer and a producer.

2 .Суффикс -ist .Это очень распространенный суффикс, образующий существительные, обозначающие профессионалов, сторонников общественного или научного направления. Он может присоединяться к существительным и прилагательным.

Задание 2 . Прочитайте и дайте русские эквиваленты.

A specialist [ə"speʃəlɪst], a naturalist [ə"nætʃrəlɪst], a scientist [ə"saɪəntɪst], a chemist [ə"kemɪst], an economist, a "botanist, a "moralist.

3 .Суффикс -ian .Существительные с этим суффиксом обозначают национальность или звание и профессию, например: Russian ["rʌʃən] - русский, academician [ə,kædə"mɪʃən] - академик, musician музыкант. Darwinian - дарвинист.

Слова, образованные присоединением суффикса -ian , могут переводиться и прилагательными, например:

the Russian language ["læŋɡwɪdʒ] русский язык

Neo-Darwinian interpretation of evolution [,nɪə dɑ:"wɪnɪən ɪn,tə:prɪ"teɪʃən əv,i:və"lu:ʃən] неодарвинистская интерпретация эволюции.

П р и м е ч а н и е. Обратите внимание на то, что существительные и прилагательные, обозначающие национальность, всегда пишутся с заглавной буквы: English, Russian, Polish, American.

4 .Суффикс -ity (орфографические варианты -ety , -iety )образует абстрактные существительные со значением состояния, качества, условия. Суффиксу -ity соответствует суффикс -ость ,например: able (способный) - ability [ə"bɪlɪtɪ] способность; active (активный) - activity [æk"tɪvɪtɪ] активность, деятельность; valid (имеющий силу, обоснованный, действенный) - validity действенность, справедливость, законность, обоснованность.

5 . Суффикс -ing образует существительные от глаголов (§ 85), например: to meet (встречать) - meeting ["mi:tɪŋ] встреча, to proceed (продолжать) - proceeding практика, proceedings труды, записки (научного общества).

6 .Суффикс -hood образует существительные со значением «состояние, положение, качество», например: child (ребенок) - childhood ["tʃaɪldhud] детство, man (мужчина) - manhood ["mænhud] мужественность.

7 . Суффикс -ment образует существительные, обозначающие действие, например: to move (двигаться) - movement ["mu:vmənt] - движение.

Некоторые слова с этим суффиксом приобретают значение совокупности предметов, например: equipment [ɪ"kwɪpmənt] оборудование.

8 . Суффикс -ness образует существительные со значением «состояние, качество», например: dark (темный) - darkness ["dɑ:knɪs] темнота, good (хороший) - goodness ["ɡudnɪs] доброта, great (великий) - greatness ["ɡreɪtnɪs] величие.

9 .Суффикс образует абстрактные существительные от глаголов, например: to discover (открывать) - discovery открытие; to inquire (спрашивать, узнавать) - inquiry [ɪn"kwaɪərɪ] вопрос, запрос.

10 .Суффикс -th образует существительные со значением качества, например: true (верный, правдивый) - truth правда, health - здоровье.

При помощи присоединения суффикса -th существительные образуются от прилагательных, при этом часто происходит изменение корневой гласной буквы, например: long (длинный) - length длина, deep (глубокий) - depth глубина, strong (сильный) - strength сила.

11 .Суффикс -ant образует существительные со значением лица и вещества, например: to assist (помогать) - assistant [ə"sɪstənt] помощник, to serve (служить) - servant ["sə:vənt] слуга, an oxidant окислитель, solvent растворитель.

12 .Суффикс -age образует существительные с различными значениями, например: to break (ломать) - breakage ["breɪkɪdʒ] поломка; to marry (жениться) - marriage ["mæ-rɪdʒ] свадьба; courage ["kʌrɪdʒ] - храбрость, смелость, мужество.

13 .Суффикс -ism является характерным для многих языков, например: Darwinism ["dɑ:wɪnɪzm], romanticism , capitalism ["kæpɪtəlɪzm], vandalism ["vændəlɪzm].

14 .Суффикс -иrе (-ture , -sure ).

1) Прежде всего следует обратить внимание на произношение буквосочетаний ture и sure .В результате определенных фонетических изменений в английском языке сочетание ture начало восприниматься как символ . Например: culture ["kʌltʃə], future ["fju:tʃə], lecture ["lektʃə], temperature ["temprɪtʃə].

Буквосочетание sure передается звукосочетанием [ʃə]. Например: pressure ["preʃə], tonsure ["tɔnʃə].

Если перед буквосочетанием sure стоит гласная, то оно передается звукосочетанием [ʒə]. Например: exposure [ɪks"pouʒə], measure ["meʒə], treasure ["treʒə], pleasure ["pleʒə].

2) Суффикс -иrе (-ture , -sure )образует существительные, обозначающие процесс, например: to press (давить) - pressure ["preʃə] давление, to mix (смешивать) - mixture ["mɪkstʃə] смешивание.

Многие существительные, образованные с помощью этих суффиксов, могут иметь значение результата действия в виде предмета, вещества, например: mixture - микстура, смесь; fixture - крепление (деталь).

15 .Суффикс -ship образует существительные со значением состояния, положения или свойства, например: friend (друг) - friendship ["frendʃɪp] дружба, member (член) - membership ["membəʃɪp] членство.

Задание 3 . На основе приведенных глаголов образуйте существительные, используя суффиксы -er , -or ,и переведите.

О б р а з е ц: to tell рассказывать - a teller [ə"telə] рассказчик.

Суффикс -er: to absorb - абсорбировать, поглощать; to advise - советовать, консультировать; to compute - вычислять; to point - указывать; to produce - производить, вызывать; to report - сообщать, докладывать; to design - проектировать, конструировать; to restore - реставрировать, восстанавливать; to run - бежать; to test - проверять, испытывать.

П р и м е ч а н и е. Знайте, что от глагола to inform [ɪn"fɔ:m] образуется два существительных: informer - осведомитель , доносчик и informant - информант («сообщателъ» ).

Суффикс -or: to act - действовать; to correct - исправлять; to inspect - инспектировать; to invent - изобретать; to operate - работать, действовать, управлять; to select - отбирать, сортировать.

Задание 4 . Соедините приведенные пары существительных союзом and .Не забывайте использовать соединительный звук [r] перед союзом and, если стоящее перед ним слово оканчивается на букву r .Переведите на русский язык.

Образец: a reader, a writer - a reader and a writer - читатель и писатель.

An actor, a reporter; an artist, a corrector; a designer, an inspector; a naturalist, an inventor; an adviser, an informer; a specialist, an adviser; an absorber, a selector; an operator, а separator; a chemist, a runner; a restorer, a tester; an informant, an inspector; a computer, an operator; a pointer, a selector; a scientist, a designer; a checker, a producer.

Задание 5 . Прочитайте и переведите на русский язык.

Суффикс - (i )an: historian , arithmetician [ə,rɪθmə"tɪʃən], statistician [,stætɪs"tɪʃən], politician [,pɔlɪ"tɪʃən], phonetician [,fəunə"tɪʃən], librarian (library - библиотека), tragedian (tragedy - трагедия), comedian (comedy - комедия).

П р и м е ч а н и е. Обратите внимание на то, что physician значит врач , доктор ,a physicist ["fɪzɪsɪst] - физик .

Суффикс -ity: simplicity (simple - простой), similarity [,sɪmɪ"lærɪtɪ] (similar - подобный), selectivity (to select - отбирать), complexity (complex - сложный), certainty ["sə:təntɪ] (certain - определенный), relativity [,relə"tɪvɪtɪ] (relative - относительный), conductivity [,kɔndʌk"tɪvɪtɪ] (to conduct - проводить).

Суффикс -ing: writings ["raɪtɪŋz] (to write - писать), finding ["faɪndɪŋ] (to find - находить), coming ["kʌmɪŋ] (to come - приходить), going ["ɡouɪŋ] (to go - ходить), planning ["plænɪŋ] (to plan - планировать).

Суффикс -hood: fatherhood ["fɑ:ðəhud] (father - отец), brotherhood ["brʌðəhud] (brother - брат), serfhood ["sə:fhud] (serf - крепостной, раб), neighborhood ["neɪbəhud] (neighbour - сосед).

Суффикс -menu movement ["mu:vmənt] (to move - двигаться), equipment [ɪ"kwɪpmənt] (to equip - оборудовать), requirement (to require - требовать), agreement [ə"ɡri:mənt] (to agree - соглашаться), measurement ["meʒəmənt] (to measure - измерять), development (to develop - развивать), improvement [ɪm"pru:vmənt] (to improve - улучшать), treatment ["tri:tmənt] (to treat - трактовать, обрабатывать).

Суффикс -ness (основной русский эквивалент -ость ): emptiness ["emptɪnɪs] (empty - пустой), weakness ["wi:knɪs] (weak - слабый), usefulness ["ju:sfulnɪs] (useful - полезный), readiness ["redɪnɪs] (ready - готовый), effectiveness [ɪ"fektɪvnɪs] (effective - эффективный).

Суффиксы -у; -th; -ant; -ist; -ure: discovery (to discover - открывать), strength (strong - сильный), truth (true - истинный), growth ["ɡrouθ] (to grow - расти), chemist ["kemɪst], physicist ["fɪzɪsɪst], capitalist ["kæpɪtəlɪst], economist [ɪ"kɔnəmɪst], scientist ["saɪəntɪst] (science - наука), meteorologist [,mi:tjə"rɔlədʒɪst], assistant [ə"sɪstənt], servant ["sə:vənt] (to serve - служить), exposure (ɪks"pouʒə] (to expose - выдерживать (на свету), выставлять).

Суффикс -ship: leadership ["li:dəʃɪp] (to lead - вести), citizenship ["sɪ(:)tɪzənʃɪp] (citizen - гражданин), dictatorship (dictator - диктатор).

Упражнение 1 .Переведите, уделяя особое внимание существительным, которые образованы разными способами (§ 31).

З а п о м н и т е: слова possible и feasible ["fɪ:zəbl] можно переводить одинаково - возможный .Однако знайте различие: possible - возможный , вероятный; feasible - (физически) выполнимый , осуществимый , возможный .

1. Beggars cannot be choosers. 2.The impossibility of such a simplification is obvious. 3. Clearliness is next to godliness. 4. Death is the great leveller. 5. Idleness is the mother of all evil. 6. Overdocumentation has two dangers. 7. There are times when the weak can help the strong. 8. Two wrongs do not make a right. 9. They have the same likes and the same dislikes. 10. The capacity to select the important from the many is also necessary. 11. The difficult we can do at once the impossible may take a little time. 12. The wheres and whens are important.

Начиная изучать иностранный язык, мы сталкиваемся с множеством проблем, в том числе и с ограниченным словарным запасом. Если понять принцип словообразования в английском языке, то лексикон можно очень легко расширить. Аффиксация является одним из способов образования новых слов на основе других путем добавления частей слова к началу или концу единицы языка. Суффиксы в английском языке используются намного чаще, чем приставки. Они могут как создавать иные части речи , так и вносить другой оттенок значения .

Имена уществительные

Имена существительные имеют наибольшее разнообразие суффиксов, чем иная часть речи в английском языке. Зачастую эта морфема несет определенный семантический оттенок и помогает определить то, что перед нами именно существительное.

Популярные суффиксы -er (-or) указывает на принадлежность человека к профессии, на действующее лицо, при этом основой обычно является глагол: to build (строить) – builder (строитель), to invent (изобретать) – inventor (изобретатель). Помимо этого, этот суффикс означает принадлежность к какой-либо местности: London (Лондон) – Londoner (житель Лондона). Или орудие: to roll (катить) – roller (ролик). Суффиксы –er и -or по сути синонимичны, но первый наиболее распространен в языке.

Суффикс -ness , как правило, прибавляемый к прилагательным, придает оттенок свойства или качества и соответствует русским -от-, -ость, -ин-: dark (темный) – darkness (темнота), fanciful (изощренный) – fancifulness (изощренность), deep (глубоко) – deepness (глубина).

В современном английском языке есть как исконные суффиксы, так и заимствованные из других языков. Отличным примером первого является суффикс –ship , с помощью которого : friend (друг) – friendship (дружба), partner (компаньон) – partnership (компания).

Большинство суффиксов (-age, -ence ) образуют именно отвлеченные существительные: to leak (просачиваться) – leakage (утечка), silent (тихий) – silence (тишина). Английский аффикс –tion часто соответствует русскому -ция: to present (представлять) – presentation (презентация). Если к глаголу или прилагательному добавить -th , то можно наблюдать изменения гласной в корне слова: strong (сильный) – strength (сила), to die (умирать) – death (смерть).

Суффикс –ment , заимствованный в 12 веке из французского языка, имеет значение результата действия: to amaze (удивлять) – amazement (удивление). Эту же функцию выполняет -ade: to block (блокировать) – blockade (блокада).

Глаголы

У мы редко можем увидеть суффиксы. Обычно они сами являются основой для образования слов. Тем не менее, подобные глагольные морфемы все же существуют. Например, суффикс –fy встречается в словах to terrify (ужасать), to signify (означать), to mystify (мистифицировать). Также глаголы образуются с помощью –en , -ise/-ize : broad (широкий) – broaden (расширять), real (настоящий) – realize (осознавать). Британским считается вариант с буквой “s”, американским – с “z”.

Имена прилагательные

Одним из суффиксов имен прилагательных является –able (-ible ). Оно придает слову значение возможности, способности к чему-либо: to work (работать) – workable (рабочий), to translate (переводить) – translatable (переводимый). На наличие качества указывает и суффикс –al , который часто совпадает с русским –ал-: nation (нация) – national (национальный).

Суффикс -ful придает значение полноты чего-либо. К примеру, beauty (красота) – beautiful (красивый = исполненный красоты), tact (такт) – tactful (тактичный = исполненный такта).

Суффикс -ish выражает принадлежность к национальности или слабую степень качества предмета: Polland (Польша) – Pollish (польский), girl (девочка) – girlish (девичий). Часто также для указания национальности используют -(i)an или –ese : Russia (Россия) – Russian (русский), China (Китай) – Chinese (китайский).

Суффикс -less обозначает отсутствие чего-либо: end (конец) – endless (бесконечный), heart (сердце) – heartless (бессердечный).

Наречия

Большинство наречий образовано от прилагательных с помощью суффикса –ly : bad (плохой) – badly (плохо), regular (регулярный) – regularly (регулярно). Но есть и другие менее продуктивные (употребляемые) суффиксы, к примеру, -ward в слове backward (обратно).



Просмотров