Сколько будет мрот с 1 января. Минимальный размер оплаты труда (мрот)

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум должны сравняться в 2019 году. Соответствующие положения были закреплены в Федеральном законе N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения».

Краткий обзор федерального закона о повышении МРОТ с 1 января 2018 года, а также официальный текст документа читайте на сайт.

Закон о повышении МРОТ

В соответствии со ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть меньше прожиточного минимума. При этом в соответствии со ст. 421 ТК РФ, порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом.

Принятия соответствующего федерального закона россияне ждали много лет. Все это время в большинстве регионов РФ МРОТ был гораздо ниже прожиточного минимума. По официальной статистике около 12 млн россиян в 2017 году получали заработную плату меньше прожиточного минимума, по сути находясь за чертой бедности.

Долгожданный федеральный закон о МРОТ был принят в конце 2017 года (N 421-ФЗ). Депутаты разработали поэтапную схему, в соответствии с которой МРОТ и прожиточный минимум должны сравняться за два года:

  • с 1 января 2018 года МРОТ вырастет на 21,7% и составит 9 489 рублей (85% от прожиточного минимума трудоспособного населения);
  • с 1 января 2019 года МРОТ станет равен прожиточному минимуму за II квартал 2018 года.

В дальнейшем планируется каждый год устанавливать минимальный размер оплаты труда по прожиточному минимуму на II квартал предыдущего года. При этом в законе оговаривается, что если прожиточный минимум снизится, то МРОТ останется на прежнем уровне.

Стоит добавить, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается для регулирования оплаты труда, расчета больничных листов, пособий по беременности и родам, а также для других целей обязательного социального страхования. Благодаря увеличению МРОТ в 2018 году, по статистике Минтруда, вырастут зарплаты у 1,5 млн россиян, большинство из которых работники бюджетной сферы.



Официальный текст – федеральный закон о МРОТ с 1 января 2018 года

Российская Федерация

Федеральный закон N 421-ФЗ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения

Статья 1

«О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729; 2002, № 18, ст. 1722; 2003, № 40, ст. 3818; 2005, № 1, ст. 24; 2007, № 17, ст. 1930; 2008, № 26, ст. 3010; 2011, № 23, ст. 3246; 2012, № 50, ст. 6955; 2013, № 49, ст. 6337; 2014, № 49, ст. 6917; 2015, № 51, ст. 7247; 2016, № 23, ст. 3288, № 52, ст. 7509) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«Статья 1

Установить минимальный размер оплаты труда:

с 1 января 2019 года и далее ежегодно, с 1 января соответствующего года, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.».

Статья 2

«О прожиточном минимуме в Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 43, ст. 4904; 2000, № 22, ст. 2264; 2004, № 35,

ст. 3607; 2009, № 30, ст. 3739; 2011, № 49, ст. 7041; 2012, № 50 (ч.5), ст. 6956) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 4 изложить в следующей редакции:

«Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.»;

2) в статье 7 слова «Правительства Российской Федерации» заменить словами «, а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» федерального органа исполнительной власти по статистике».

Статья 3

Часть третью статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699; 2009, № 30, ст. 3739, № 52 ст. 6417; 2014, № 11, ст. 1098 № 30, ст. 4217; 2016, № 52, ст. 7502, 7503; 2017, № 27,

ст. 3951) признать утратившей силу.

Статья 4

Установить потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации на 2018 – 2020 годы в составе и объемах, которые предусмотрены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 50, ст. 6950).

Статья 5

В части 2 статьи 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46,

ст. 4532; 2008, № 48, ст. 5518; 2010, № 31, ст. 4163) слова «и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» исключить, дополнить предложением следующего содержания «Порядок и размеры выплаты данной компенсации устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

Статья 6

В части 2 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391) слова «и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» исключить, дополнить предложением следующего содержания «Порядок и размеры выплаты данной компенсации устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

Статья 7

В части 4 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30,

ст. 3012; 2010, № 18, ст. 2145; 2011, № 50, ст. 7364) слова «, исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» исключить, дополнить предложением следующего содержания «Порядок и размеры выплаты данной компенсации устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

Статья 8

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

С 1 января 2019 года в России повышается федеральный МРОТ. С начала 2019 года минималка будет равна значению прожиточного минимума для работающего населения за 2 квартал 2018 года. Общероссийское значение составит 11 280 рублей. А какая величина МРОТ будет в Москве с 1 января 2019 года? Увеличится ли она вслед на общероссийским МРОТ? Поясним.


МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должны начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ).


За увеличением прожиточного минимума в столице следует повышение МРОТ. Новый МРОТ начинает действовать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу очередного постановления о минимуме.


МРОТ в Москве с 1.09.2019 года составит 18 781 рубля (постановление Правительства г. Москвы от 19.09.18 № 1114-ПП). Такое значение действует с 1 ноября 2018 года.


Таким образом, МРОТ в Москве с 1 января 2019 года существенно выше федерального значения (18 781 р. против 11 120 р.).


Заметим, что если прожиточный минимум за 3 квартал 2018 года окажется ниже текущего МРОТ, то эта величина (18 781 р.) продолжит действовать и с 1 января 2019 года. Соответственно, МРОТ в Москве составит, по-прежнему, 18 781 рубль. Ведь снижение МРОТ по причине уменьшения величины прожиточного минимума не допускается (п. 3.1.1 соглашения от 15.12.2015).

Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2019 года не может быть ниже 18 781 рублей. Поэтому компаниям, находящимся в МСК, нельзя платить сотрудникам меньше этой суммы.


Заметим, что московский МРОТ, применяемый с 1 января 2019 года, уже включает тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат:


за работу во вредной вреде и опасных условиях;
совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы;
ночную и сверхурочную работу, труд в выходные и праздники.

Иными словами, за сверхурочную работу, нужно платить сверх московского МРОТ. Такой порядок следует из пункта 3.1.3 Трехстороннего соглашения. С МРОТ сравнивайте общую сумму выплаты за месяц до того, как удержите НДФЛ. То есть на руки человек может получить и меньше минимальной оплаты.


Включайте в МРОТ все премии и вознаграждения, входящие в систему оплаты труда. Исключение – районные коэффициенты и надбавки, их начисляйте сверх минимальной оплаты.

Отказ от МРОТ в Москве


У работодателей есть легальная возможность отказаться от московской минималки и придерживаться в 2019 году в Москве федерального МРОТ. Свой отказ нужно направлять в течение 30 календарных дней с момента официального опубликования постановления правительства Москвы о новом прожиточном минимуме. Выслать отказ надо в Московскую трехстороннюю комиссию по адресу: 121205, Москва, ул. Новый Арбат, д. 36

ВОЗМОЖНЫЕ ШТРАФЫ

За зарплату ниже МРОТ без надлежащего обоснования вменяют штрафы. Компании, если нарушение первое, грозит штраф от 30 000 – до 50 000 руб. Если нарушение повторное – от 50 000 до 70 000 руб. Для должностного лица санкции соответственно: штраф от 1000 до 5000 руб. и от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет. В отношении предпринимателя действуют те же нормы, что и для должностного лица, только к ИП не может быть применена дисквалификация (п. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Новый МРОТ с 1 января 2019 года по регионам России, таблица



































































































































































































































































































































































Код региона



Минимальная заработная плата (руб.)2



Обоснование



Центральный федеральный округ



Белгородская область





Не ниже 11 280 для работников организаций области



Дополнительное соглашение от 16.05.2018 о внесении изменений и дополнений в трехстороннее соглашение; Трехстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством Белгородской области на 2018–2019 годы;



Брянская область







Региональное соглашение между правительством Брянской области, союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Брянской области» и Брянской областной ассоциацией промышленников и предпринимателей – региональным объединением работодателей о минимальной заработной плате в Брянской области на 2018 год;


Соглашение о внесении изменений в Региональное соглашение между правительством Брянской области, общественной организацией «Федерация профсоюзов Брянской области» и объединениями работодателей Брянской области на 2014–2016 годы и продлении срока его действия на 2018–2018 годы;




Владимирская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Воронежская область





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения.


При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 11 280 руб. (11 280)



Соглашение объединений работодателей Воронежской области на 2018–2019 годы от 01.02.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ивановская область





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на III квартал предшествующего года (11 2806)



Дополнительное соглашение к соглашению от 26.12.2014 № 109-с по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015–2018 годы» от 20.12.2018 № 35-с;


Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015–2018 годы от 26.12.2014 № 109-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Калужская область





Величина прожиточного минимума18 трудоспособного населения в месяц




Калужское областное трехстороннее соглашение между территориальным союзом организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и правительством Калужской области на 2018–2019 годы;


Соглашение о продлении срока действия Соглашения о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013;


Соглашение о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Костромская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ


В регионе действует Соглашение о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2018–2018 годы*


Работодатели внебюджетной сферы, которые присоединились к этому соглашению, должны платить работникам зарплату в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Костромской области. При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 11 280 руб.



Курская область







Соглашение между администрацией Курской области, союзом «Федерация организаций профсоюзов Курской области» и ассоциацией – объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Курской области» о минимальной заработной плате на территории Курской области на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Липецкая область





1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал предыдущего года
(11 280)



Областное трехстороннее соглашение на 2015–2018 годы между администрацией Липецкой области, федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области от 23.12.2014 (вместе с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2018–2020 годы); ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ









Московское трехстороннее соглашение на 2016–2018 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 15.12.2015; постановление правительства Москвы от 12.09.2018 № 663-ПП



Московская область







Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области от 01.03.2018 № 41; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Орловская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Рязанская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Смоленская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тамбовская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тамбовской области от 21.12.2018 № 12; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тверская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тульская область





13 520 (11 440 – для государственных и муниципальных учреждений) (11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области на 2018 год от 22.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ярославская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ярославской области на 2018–2020 годы от 29.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Северо-Западный федеральный округ



Архангельская область






Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Вологодская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Калининградская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Калининградской области от 18.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ленинградская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2018 год от 21.09.2018 № 10/С-17; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Мурманская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ненецкий автономный округ







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Новгородская область





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц, но не ниже 11 280 (11 280)



Дополнительное соглашение к Региональному соглашению от 13.07.2018 № 77; Региональное соглашение между объединением профсоюзных организаций «Новгородская областная федерация профсоюзов», региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области» и правительством Новгородской области «О минимальной заработной плате в Новгородской области» от 26.12.2014



Псковская область





от 11 280 до 11 450



Региональное соглашение администрации Псковской области от 29.12.2018 № МВ-258 «О минимальной заработной плате в Псковской области»; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Карелия







Дополнительное соглашение от 29.12.2018 № 1 к Соглашению о заработной плате в Республике Карелия; Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Карелия на 2018 год от 15.09.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Коми






И приравненных к ним местностях



Региональное соглашение Правительства Республики Коми, Союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Коми», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми» от 13.03.2018 № 11; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Санкт-Петербург





17 000 руб.
При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 13 500 руб. (11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год от 20.09.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Южный федеральный округ



Астраханская область







Региональное соглашение между правительством Астраханской области, Астраханским областным объединением организаций профсоюзов и региональным межотраслевым объединением работодателей Астраханской области о минимальной заработной плате в Астраханской области от 22.05.2014 № 02-02-022; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Волгоградская область





1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения (11 280)



Соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 07.06.2016 № С-272/15; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Краснодарский край





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц(11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2018–2020 годы от 27.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Адыгея







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Калмыкия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ростовская область







Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между правительством Ростовской области, союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2018–2019 годы от 16.11.2016 № 12; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Крым







Дополнительное соглашение к Соглашению о минимальной заработной плате между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей в Республике Крым от 21.12.2018 № 3;


Соглашение Крымского республиканского объединения организаций профсоюзов «Федерация независимых профсоюзов Крыма» от 24.08.2015; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Севастополь





11 2004 (11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в городе Севастополе от 04.04.2018;


ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Северо-Кавказский федеральный округ



Кабардино-Балкарская Республика





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал истекшего года с ежеквартальной индексацией по мере роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике (11 280)



Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.05.2018 № 1; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Карачаево-Черкесская Республика







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Дагестан





Величина прожиточного минимума18 для трудоспособного населения Республики Дагестан за II квартал истекшего года
(11 280)



Региональное соглашение Правительства Республики Дагестан «О минимальной заработной плате в Республике Дагестан» от 05.10.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Ингушетия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Северная Осетия – Алания







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ставропольский край







Письмо Минтруда Ставропольского края от 15.11.2018 № 15526-03; Распоряжение правительства Ставропольского края «Об утверждении Соглашения между правительством Ставропольского края, территориальным объединением федерации профсоюзов и союзом работодателей "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2016–2018 годы» от 17.02.2016 № 41-РП; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Чеченская Республика







Соглашение Правительства Чеченской Республики, Объединения организаций профсоюзов Чеченской Республики (Совета профсоюзов Чеченской Республики), Республиканского объединения работодателей от 23.04.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Приволжский федеральный округ



Кировская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Нижегородская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2018 год от 09.01.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Оренбургская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Пензенская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Башкортостан







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Марий Эл





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике за II квартал 2018 года (11 280)



Дополнительное соглашение между Правительством Республики Марий Эл, союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей о минимальной заработной плате в Республике Марий Эл на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Мордовия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Татарстан







Соглашение между федерацией профсоюзов Республики Татарстан, координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 18.01.2018 № 876-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Самарская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Саратовская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Пермский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Удмуртская Республика







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике от 02.03.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ульяновская область





от 11 280 до 12 000



Региональное соглашение между областным союзом «Федерация профсоюзов Ульяновской области», объединениями работодателей Ульяновской области, правительством Ульяновской области о минимальной заработной плате в Ульяновской области от 26.10.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Чувашская Республика







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Уральский федеральный округ



Курганская область





11 280 (с учетом районного коэффициента 15% не менее 12 837,45 руб.)



Соглашение о размере минимальной заработной платы в Курганской области от 23.04.2018 № 8/18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Свердловская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тюменская область






на эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями



Дополнительное соглашение от 23.03.2018 к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014; Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ханты-Мансийский автономный округ – Югра






Итоговая сумма должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в округе (11 280)



Трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 31.03.2016; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Челябинская область







Обращение первого заместителя губернатора Челябинской области к работодателям Челябинской области о минимальной заработной плате в Челябинской области с 01.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ямало-Ненецкий автономный округ






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе за II квартал предыдущего года (11 280)



Региональное трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Сибирский федеральный округ



Алтайский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Забайкальский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Иркутская область







ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Кемеровская область





Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения области3 (11 280)



Кузбасское региональное соглашение между федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, коллегией администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2016–2018 годы от 25.01.2016; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Красноярский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Новосибирская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Омская область





От 11 280 до 11 463


На эту сумму начисляется районный коэффициент, установленный в области



Дополнительное соглашение от 30.04.2018 № 44-ДС; Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Омской области» от 26.12.2018 № 111-РС; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Алтай







Региональное соглашение о минимальном размере заработной платы в Республике Алтай от 24.04.201813; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Бурятия






На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (11 280)



Региональное соглашение между Правительством Республики Бурятия, союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия» и союзами работодателей Республики Бурятия от 14.03.2018 № 01.08-010-45/18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Тыва





От 11 280 до 12 000



Региональное соглашение Правительства Республики Тыва, Территориального объединения «Федерация профсоюзов Республики Тыва», Объединения работодателей Республики Тыва от 29.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Хакасия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Томская область






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Дальневосточный федеральный округ



Амурская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Еврейская автономная область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Камчатский край






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки



Дополнительное соглашение от 10.04.2018 № 2 к Региональному соглашению «О минимальной заработной плате в Камчатском крае» на 2018 год; Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2018 год от 29.09.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Приморский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Магаданская область






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера



Соглашение о внесении изменений в Соглашение на 2018–2020 годы от 29.01.2018; Соглашение правительства Магаданской области от 23.05.2018 № 2; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Саха (Якутия)






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера



Соглашение от 27.12.2018 о признании утратившим силу Республиканского (регионального) соглашения о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» от 27.06.2018;


ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ


В республике действует Дополнительное соглашение от 27.12.2018 к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» на 2018–2019 годы от 26.04.2018 Работодатели, которые присоединились к этому соглашению, должны платить работникам зарплату в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за III квартал предыдущего года



Сахалинская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Хабаровский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Чукотский автономный округ






Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России применяется для:

  • регулирования оплаты труда;
  • определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
  • иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ ).

Право работника на получение заработной платы не ниже МРОТ гарантируется ТК РФ.

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). Однако в течение долгого времени данное требование ТК РФ не соблюдалось, и МРОТ в РФ существенно отставал от величины прожиточного минимума. Так, в период с 01.07.2017 и до 01.01.2018 МРОТ составлял 7 800 рублей (ст. 1 Закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ ). Вместе с тем прожиточный минимум трудоспособного населения в РФ, к примеру, за I и II кварталы 2017 года составляли 10 701 рублей и 11 163 рублей соответственно. То есть МРОТ однозначно был ниже величины прожиточного минимума. В более ранние годы наблюдалась аналогичная ситуация. Кстати, в связи с этим в ТК РФ была добавлена отдельная статья о том, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума должны устанавливаться федеральным законом (ст. 421 ТК РФ).

Однако начиная с 2019 года положение дел меняется.

МРОТ с 01.01.2019

В редакции Закона о МРОТ, действующей с 01.01.2018, появилась норма о том, что начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно минимальный размер оплаты труда устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года (ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ ). А если получится так, что указанная величина прожиточного минимума окажется меньше МРОТ, установленного на предшествующий год, то новый МРОТ понижать не будут, а оставят на преженем уровне.

Поэтому МРОТ с 1 января 2019 года равен 11 280 рублей в месяц (ст. 1 Закона от 25.12.2018 N 481-ФЗ). Ведь именно столько составляет прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал 2018 года (

2018 год стал первым в современной истории России, когда минимальный размер оплаты труда сравнялся с прожиточным минимумом. Изменение нижнего порога зарплат отразилось на многих аспектах экономической и социальной жизни страны. В этой статье мы поговорим о том, что такое МРОТ, как он устанавливается, где применяется и на что влияет, а также отметим тонкости и нюансы применения минимального размера оплаты труда в различных сферах.

МРОТ: что это такое

Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. Это нижний порог суммы, которую работодатель обязан платить сотруднику за полный отработанный месяц. Данный показатель утверждается законодательно и обязателен для всех работодателей, независимо от формы собственности организации. Неисполнение обязанности работодателя по установке зарплаты не ниже МРОТ влечет административную ответственность.

Для России почти всю постсоветскую историю было характерно существенное отставание МРОТ от прожиточного минимума, и только с 2016 года ситуация начала меняться. С 1 мая 2018-го минимальный размер оплаты труда равен показателю среднего прожиточного минимума по стране.

Изменение федерального МРОТ в РФ за последние 10 лет

Данные представлены в обратном порядке.

Посмотрите иностранное видео, оформленное в формате мультфильма с русскими субтитрами, которое ярко раскрывается суть понятия МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и как оно влияет на безработицу:

Видео: Как МРОТ создает безработицу

В первую очередь минимальный размер оплаты труда используется в регулировании трудовых отношений. Работодатели любой формы собственности не вправе платить зарплату ниже минимального установленного законом уровня. Исключения особо прописаны в законе, о них речь пойдет ниже.

Кроме того, исходя из МРОТ рассчитываются социальные пособия (по беременности и родам, больничные), в некоторых случаях – пособия по безработице.

Размер МРОТ в РФ имеет не только экономическое, но и политическое значение. Одни политические силы долгое время призывали к увеличению минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Другие доказывали, что такие действия подстегнут , поскольку вызовут рост зарплат, не обеспеченный ростом производительности труда и, как следствие, повышение цен. В итоге возобладал принцип политической целесообразности: на фоне серии предвыборных кампаний за 2 года сумма МРОТ увеличилась более чем на 80%. Смягчающим обстоятельством выступил рекордно низкий уровень , имеющийся в стране.

Всего, по данным Минфина РФ, рост размера МРОТ непосредственно сказывается на выплатах примерно четырем миллионам работающих жителей страны. Еще у 12 миллионов на минимальный уровень оплаты труда завязаны зарплаты и пособия.

Кто устанавливает МРОТ

Минимальный размер оплаты труда по российскому законодательству устанавливается как на уровне всей страны, так и по каждому региону. Причем региональный МРОТ не может быть меньше федерального.

Общероссийский уровень предлагается правительством РФ, принимается в виде закона Государственной Думой, утверждается Советом Федерации и подписывается президентом. Региональный размер МРОТ устанавливается заключаемым на 3 года соглашением между правительством области, края или республики, региональным объединением профсоюзов и региональным же объединением промышленников и предпринимателей.

Размер минимального размера оплаты труда регулируется несколькими правовыми актами.

1 Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» (№82-ФЗ от 19.06.2000).

Изрядно устаревший документ, главная ценность которого – определение сферы действия МРОТ: для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Для других целей этот показатель применяться не может.

2 Статья 133 Трудового Кодекса РФ.

В ней указывается, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Этот пункт долгое время не выполнялся, но с мая 2018 года реальность приводится в соответствие с законом. Также в ст.133 расписано, за счет каких средств должен выплачиваться минимальный размер зарплаты:

  • частными компаниями – за счет собственных средств;
  • бюджетными компаниями – за счет средств из соответствующих бюджетов (федерального, регионального или местного, в зависимости от подведомственности организации) и внебюджетных денег (например, за счет доходов от платных услуг, добровольных пожертвований, грантов и т.д.).

Кроме того, отмечается, что МРОТ полагается любому работнику, выполнившему месячную норму труда, установленную для его должности.

3 Статья 133.1 Трудового Кодекса РФ

Ей регулируется установка МРОТ в регионах. Текст почти полностью повторяет ст.133 с той разницей, что в областях, краях и республиках заработные платы работников не могут быть ниже регионального уровня минимальной оплаты труда. Региональный МРОТ не распространяется на сотрудников организаций, финансируемых из федеральной казны.

4 Статья 129 Трудового Кодекса РФ

Здесь определяется, что заработная плата – это оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. Применительно к МРОТ эта формулировка важна тем, что теоретически у работника зарплата может быть и меньше минимальной, если он не выполняет требования, влекущие получение премии. Это входит в противоречие со статьей 133 ТК РФ («Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда»). Выход из такой правовой коллизии был найден в увеличении компенсационной части: даже если сотруднику в данном месяце по каким-то причинам не полагается премия, ему делается доплата до уровня МРОТ.

5 Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П

Документ с сухим названием «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации» крайне важен для миллионов россиян. В нем КС РФ поставил точку в обсуждениях того, входят ли в состав МРОТ районные коэффициенты (РК). Дело в том, что в ст.129 ТК РФ до 2007 года был пункт о том, что МРОТ – это минимальный размер оплаты за неквалифицированный труд в обычных условиях (соответственно, любые надбавки за квалификацию и особые условия должны идти сверх «минималки»). В Интернете до сих пор ходит множество статей, в которых этот пункт цитируется как действующий. Однако еще в апреле 2007-го депутаты Госдумы исключили его из закона. Этим не преминули воспользоваться в регионах, где установлены повышающие коэффициенты за сложные условия труда – на Крайнем Севере, например.

В результате получилось, что регион устанавливал МРОТ несколько выше, чем федеральный, однако разрешал включать в него «северные» надбавки. Конституционный суд пояснил, что МРОТ должен обеспечиваться всем работникам, независимо от условий работы. Значит, «северные» к нему отношения не имеют. Соответственно, работодатели обязаны уплачивать сотрудникам не «МРОТ, включая РК», а «МРОТ плюс РК».

6 Федеральные законы № 41-ФЗ от 07.03.2018 и № 421-ФЗ от 28.12.2017.

Эти правовые акты устанавливают сумму минимального размера оплаты труда на 1 мая 2018 года и правила изменения МРОТ впоследствии (подробнее об этом – в разделе часто задаваемых вопросов).

Что входит в МРОТ

На основании вышеуказанных правовых актов в состав минимального размера оплаты труда входят:

  • Должностной оклад или иное вознаграждение за работу, исходящее из уровня квалификации сотрудника.
  • Компенсирующие выплаты (в частности, доплата до уровня МРОТ работникам, чьи зарплаты ниже, а также районный коэффициент на территориях, где не спешат исполнять решение Конституционного суда РФ, приведенное выше).
  • Премиальные выплаты.

МРОТ при работе в выходные и праздничные дни

Трудовой Кодекс включает специальные статьи, посвященные работе в праздники, выходные, а также в ночные часы. Это время рассчитывается и оплачивается сверх норм труда, установленных для данной должности. Соответственно и в МРОТ переработки не включаются. Не входят в состав МРОТ выплаты за дополнительно отработанное время (если младший воспитатель работает на полторы ставки, «минималка» рассчитывается исходя из одной ставки).

За сверхурочные часы полагается оплата в 1,5-2 раза дороже обычных (статья 152 ТК РФ), а за выход в праздники или выходные – двойной размер оплаты. Работа в ночное время оплачивается в соответствии с нормативами на каждом предприятии, но обязательно в повышенном размере (не менее, чем на 20%) по сравнению с дневной. Разница тоже не учитывается в МРОТ.

Если в заработную плату сотрудника входит только оклад, а переменная часть не предусмотрена, то оклад должен быть не меньше МРОТ. А вот когда в составе зарплаты предусматриваются премии, надбавки и другие стимулирующие составляющие, оклад может быть ниже МРОТ. Как уже говорилось выше, ст.133 ТК РФ требует только чтобы общая сумма вознаграждения за работу не оказалась ниже минимального размера оплаты труда.

Важный вопрос: какая сумма считается минимальным размером – включающая НДФЛ или «чистая», получаемая работником на руки? Законодательство рассматривает этот вопрос так: работодатель – посредник между сотрудником и налоговой службой. Налог взимает не он. Значит, задача работодателя – начислить сумму, не меньшую, чем МРОТ. А уплата с этих денег подоходного налога – дело работника, к нему работодатель касательства не имеет (кроме технического перечисления). Соответственно, с 1 мая 2018 года работодатель обязан начислять сумму, не меньшую, чем 11163 рубля. Фактически же на руки с учетом уплаты НДФЛ работник получает 9711,8 рубля.

А вот еще два случая, когда заработная плата может быть ниже МРОТ на законных основаниях:

1 Совместительство. Статья 285 Трудового кодекса РФ предусматривает вознаграждение за работу по совместительству исходя из объема выработки или в пропорции к отработанному времени.

2 Неполный рабочий день. Статья 93 ТК РФ разрешает работодателю оплачивать ниже МРОТ труд в режиме частичной занятости. Это может быть как обычная работа в уменьшенном объеме, так и деятельность отдельных категорий работников, которым Трудовой кодекс разрешает использовать режим неполного рабочего времени (несовершеннолетние; беременные; ухаживающие за больными членами семьи; родители ребенка-инвалида в возрасте до 14 лет).

Чем грозит зарплата ниже МРОТ

Несмотря на то, что вознаграждение за полный месяц любого труда не может быть ниже МРОТ, в России достаточно много организаций, где даже минимальный уровень зарплаты не выплачивается. Из-за особенностей налогового законодательства главной причиной нарушения требований Трудового кодекса является попытка снизить фискальную нагрузку на бизнес. Чем ниже зарплата, тем меньше начисления на нее (суммы, идущие в Пенсионный фонд и Фонд соцстраха). Поэтому многие предприниматели предпочитают платить мизерный заработок официально, а остальная часть зарплаты идет «в конверте», не подлежит государственному учету и налогообложению. Во многих случаях получается, что формально ежемесячная выплата ниже МРОТ.

Для работодателей, выплачивающих зарплату ниже минимально установленного уровня, предусмотрен штраф от 10 до 20 тысяч рублей – на должностных лиц, от 30 до 50 тысяч рублей – на юридических лиц. Индивидуальных предпринимателей могут наказать штрафом от 1000 до 5000 рублей.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц вырастает до 20-30 тысяч рублей, на юридических – до 50-100 тысяч, на ИП – до 10-30 тысяч рублей. При этом виновное должностное лицо (например, директора фирмы) могут дисквалифицировать на срок до трех лет.

Что делать, если ваша зарплата ниже МРОТ?

Если вы действительно хотите официально получать хотя бы минимальный уровень оплаты труда (это не всегда рационально для работника, поскольку, наращивая официальную часть зарплаты, работодатель снижает общую выплачиваемую сумму, вычитая из нее налоги и начисления), порядок действий таков:

1 Составьте в свободной форме требование к работодателю о пересмотре оклада и выплате разницы между вашей официальной зарплатой и МРОТ за всё время работы.

2 Если работодатель отказался пересмотреть официальную часть зарплаты, копию требования вместе с заявлением можно направить в трудовую инспекцию или прокуратуру.

МРОТ и прожиточный минимум

Статья 133 Трудового кодекса РФ прямо говорит: МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. С начала 90-х годов этот норматив не выполнялся по причине нехватки прежде всего бюджетных средств (большая часть должностей, которые оплачиваются ниже минимума – в бюджетной сфере). С 2016 года разрыв между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом начал сокращаться. Причем с обеих сторон: во многих регионах были приняты решения о снижении размера прожиточного минимума.

Во избежание подобных манипуляций и в связи с низким уровнем инфляции, а также по политическим причинам, о которых уже говорилось, принято решение с 1 мая 2018 установить МРОТ на уровне среднего прожиточного минимума по стране. Впрочем, в реальности из-за взимания НДФЛ доход работника, получающего МРОТ все равно будет ниже прожиточного минимума.

МРОТ и больничный лист

Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается, исходя из МРОТ, в нескольких случаях:

Размер оплаты больничного зависит от трудового стажа. Алгоритм расчета таков:

1 Расчет минимального среднедневного заработка (МСЗ):

МСЗ = МРОТ * 24 месяца / 730 дней

2 Если в течение двух прошедших лет больничные оформлялись, то из 730 дней вычитается количество дней временной нетрудоспособности.

МРОТ и пособия

«Декретные» пособия рассчитываются исходя из МРОТ в нескольких случаях:

  • Если сотрудник не работал в течение последних 2 лет
  • Если средняя зарплата работника была ниже действующего МРОТ
  • Если стаж работника менее полугода

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет не может быть ниже МРОТ.

Пособие по безработице зависит от МРОТ, когда на иждивении у безработного есть несовершеннолетние дети или другие ограниченно дееспособные лица. В этом случае сумма пособия увеличивается на ½ МРОТ на каждого иждивенца.

Максимальное пособие по безработице не может превышать «минималку» более чем в 1,5 раза.

Еще недавно исходя из МРОТ происходили страховые отчисления предпринимателей, однако с 1 января 2018 года они заменены на фиксированные суммы.

До середины 2007 года (до внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях федеральным законом от 22.06.2007 № 116-ФЗ) от МРОТ зависели штрафы. Минимальный уровень оплаты труда для расчета штрафов считался равным 100 рублям.

До июля 2009 года МРОТ применялся для расчета размера уставного капитала акционерных и унитарных предприятий.

МРОТ в регионах

В соответствии со статьей 133 ТК РФ любой регион России вправе установить свой минимальный размер оплаты труда. Единственное условие – он не должен быть ниже федерального. В северных регионах дополнительно к общероссийскому уровню минималки начисляются надбавки и коэффициенты. В Москве и Санкт-Петербурге исторически МРОТ был выше, чем в среднем по стране. Серьезно различался минимальный уровень оплаты труда в городах с особыми условиями труда (Норильск и другие промышленные территории). До 1 мая 2018 года почти три десятка регионов страны имели отличающийся от общероссийского МРОТ. После повышения минимального уровня до 11163 рублей число таких субъектов федерации уменьшилось.

Регионы, в которых минимальный размер оплаты труда отличается от общероссийского

Регион Региональный МРОТ (руб.)
Москва 18742
Санкт-Петербург 17000 (11163 – для работников бюджетной сферы)
Магаданская область 19500 – 21060 (в зависимости от территории)
Камчатский край 18360 – 21180 (в зависимости от территории)
Иркутская область 11163 – 27908 (в зависимости от территории)
Красноярский край 11163 – 26376 (в зависимости от территории)
Республика Саха (Якутия) 17388 (11163 – для работников бюджетной сферы)
Ямало-Ненецкий АО 16299 (включая надбавки и премии)
Мурманская область 15185 (11163 – для работников бюджетной сферы)
Московская область 13750 (11163 – для работников бюджетной сферы)
Тульская область 13000 (11163 – для работников бюджетной сферы)
Ненецкий автономный округ 18567 (11163 – для работников бюджетной сферы)
Томская область 11163 – 16500 (в зависимости от территории)
Хабаровский край 11163 – 15510 (в зависимости от территории)
Республика Карелия 11163 – 12100 (в зависимости от территории)
Кемеровская область Прожиточный минимум в регионе на предыдущий квартал * 1,5
Волгоградская область Прожиточный минимум в регионе на предыдущий квартал * 1,2
Башкортостан Федеральный МРОТ + премии, надбавки и коэффициенты (в состав МРОТ входит только оклад)
ХМАО-Югра Федеральный МРОТ + районный коэффициент

Как уже говорилось выше, региональный МРОТ неактуален для работников бюджетных учреждений, получающих зарплату из федерального бюджета. Кроме того, во избежание резкого роста расходов региональных бюджетов многие субъекты федерации устанавливают общероссийский МРОТ для всех бюджетных организаций – как федерального, так и регионального и местного подчинения.

Часто задаваемые вопросы

МРОТ законодательно увеличен до прожиточного минимума. Но последний устанавливается каждый квартал и часто – в сторону уменьшения. Значит ли это, что МРОТ может оказаться выше прожиточного минимума?

С 1 мая законодатель ввел гибкую систему определения минимального размера оплаты труда. Федеральным законом № 41-ФЗ от 07.03.2018 установлен МРОТ в 11163 рубля. Эта величина минимальной зарплаты будет действовать до 1 января 2019 года, после чего вступит в силу статья 3 федерального закона № 421-ФЗ от 28.12.2017. В ней указано: МРОТ устанавливается один раз в год с 1 января на уровне прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года. Причем снизиться нынешний уровень МРОТ не может: если окажется, что прожиточный минимум упал, минимальная зарплата всё равно будет составлять 11163 рубля. Так что в теории МРОТ может оказаться выше прожиточного минимума.

Я работодатель, открыл филиал в регионе, где местный МРОТ выше федерального. Установлен трехсторонним соглашением. Если я откажусь присоединяться к этому соглашению, могу ли я рассчитывать зарплату работникам филиала, исходя из федерального МРОТ?

Формально работодатель имеет право отказаться от присоединения к соглашению о региональном МРОТ. Для этого он должен в течение месяца со дня опубликования соглашения или открытия предприятия прислать в комиссию, заключавшую соглашение, официальный отказ. Документ обязательно должен быть мотивированным. В вашем случае это может быть начало бизнеса, также учитываются сложные экономические обстоятельства: падение рынка акций, банка, в котором находились ваши средства, отказ в кредите, чрезвычайные происшествия и т.п. Каждый аргумент должен подтверждаться документально: выпиской из бухгалтерского баланса, отчетом страховой компании и так далее. Но и в этом случае шансы на положительное решение вашего вопроса практически равны нулю. По крайней мере, в РФ не отмечено прецедентов, когда компаниям разрешали применять федеральный МРОТ в регионах, где действует более высокий региональный.

За последние 2 года МРОТ повышался 4 раза. Из какого МРОТ рассчитываются больничные (при их расчете ведь берется период в 2 года) – из нынешнего или учитываются все 4 суммы с разбивкой по периодам, в которые они действовали?

Все пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет) рассчитываются только исходя из действующего на момент расчета минимального уровня оплаты труда.

Заключение

Минимальный размер оплаты труда – важный показатель, который регулирует уровень зарплат в стране, а также определяет размер ряда важных с социальной точки зрения пособий. Он инициируется правительством РФ и устанавливается через принятие специального закона. МРОТ обязателен для всех действующих в России организаций и индивидуальных предпринимателей: платить зарплату за полный рабочий день ниже установленного государством уровня нельзя. В некоторых регионах из-за экономических особенностей установлены свои уровни МРОТ, которые превышают федеральный.

За последние 10 лет минимальный размер оплаты труда повышался 10 раз, но тем не менее, существенно отставал от инфляции и роста прожиточного минимума. И только с 1 мая 2018 года показатели МРОТ и прожиточного минимума сравнялись. Это имеет большое как экономическое, так и правовое значение. Перестал быть формальностью абзац 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ. Рост МРОТ непосредственно затронул около 4 миллионов работающих граждан и еще свыше 12 миллионов ощутили на себе увеличение «минималки» косвенно. В законодательстве, наконец, реализован понятный механизм изменения МРОТ с привязкой к колебаниям прожиточного минимума.

Видео на десерт: 21-летний экстремал балансирует на своём велосипеде на перилах 200-метровой дамбы

Какой размер МРОТ установлен по Москве с 1 января 2018 года? Для чего применятся московский МРОТ? На что влияет МРОТ в Москве с 2018 года? Как отказаться от присоединения к трехстороннему соглашению по МРОТ в Москве? Расскажем о деталях регионального МРОТ в Москве.

Увеличение МРОТ с 1 января 2018 года

МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должны начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ).

Московские власти увеличили МРОТ по Москве с 1 января 2018 года. Каким стал размер нового МРОТ по Москве в 2018 году? С 1 января 2018 года МРОТ в Москве составляет 18 742 рубля (постановление Правительства г. Москвы от 12.09.17 № 663-ПП).

В конце 2017 года московские власти зафиксировали прожиточный минимум за III квартал 2017 года. (постановление Правительства г. Москвы от 05.12.17 № 952-ПП). Но сумма оказалась меньше прожиточного минимума за II квартал на 289 рублей. Поэтому МРОТ по Москве с 1 января 2018 года сохранили в размере 18 742 рублям. Ведь уменьшать МРОТ из-за уменьшения величины прожиточного минимума нельзя (п. 3.1.1 соглашения от 15.12.2015). К слову, эта сумма не меняется уже с 1 октября 2017 года. Вы можете проследить как повышался МРОТ в Москве (смотрите таблицу по годам):

Период действия Сумма (рублей в месяц)
01.10.2017 – 18742
01.07.2017 – 30.09.2017 17642
01.10.2016 – 30.06.2017 17561
01.01.2016 – 30.09.2016 17300
01.11.2015 – 31.12.2015 17300
01.06.2015 – 31.10.2015 16500
01.04.2015 – 31.05.2015 15000
01.01.2015 – 31.03.2015 14500
01.06.2014 – 31.12.2014 14000
01.01.2014 – 31.05.2014 12600
01.07.2013 – 31.12.2013 12200
01.01.2013 – 30.06.2013 11700
01.07.2012 – 31.12.2012 11700
01.01.2012 – 30.06.2012 11300
01.07.2011 – 31.12.2011 11100
01.01.2011 – 30.06.2011 10400
01.05.2010 – 31.12.2010 10100
01.01.2010 – 30.04.2010 9500
01.09.2009 – 31.12.2009 8700
01.05.2009 – 31.08.2009 8500
01.01.2009 – 30.04.2009 8300
01.09.2008 – 31.12.2008 7650
01.05.2008 – 31.08.2008 6800
01.09.2007 – 30.04.2008 6100
01.05.2007 – 31.08.2007 5400
01.09.2006 – 30.04.2007 4900
01.05.2006 – 31.08.2006 4100
01.10.2005 – 30.04.200 3600
01.05.2005 – 30.09.2005 3000
01.10.2004 – 30.04.2005 2500
01.05.2004 – 30.09.2004 2000
2 полугодие 2003 г. 1800
01.01.2003 – 30.06.2003 1500
01.09.2002 – 31.12.2002 1270
01.01.2002 – 30.08.2002 1100

С 1 января 2018 года федеральный МРОТ составляет 9489 рубля. Однако московская «минималка» больше федеральной. Ведь регионы вправе устанавливать свой МРОТ, но не меньше общефедерального (ч. 4 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).

Минимальный размер заработной платы в столице Москве напрямую зависит от прожиточного минимума для трудоспособного населения, проживающего в этом регионе. Это следует из пункта 3.1.2 трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и работодателей, заключенного 15 декабря 2015 года. Поэтому такая сумма и продолжает действовать с 1 января 2018 года:

* Размер минимальной зарплаты включает доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, кроме выплат в соответствии со статьями 147, 151–154 ТК.

МРОТ и московская зарплата: зависимость

Московские работодатели (организации и ИП) должны установить зарплату не меньше московского МРОТ (18 742 р.), только если они присоединились к московскому региональному соглашению. Автоматически присоединяются к нему те работодатели, которые в течение 30 календарных дней после публикации соглашения не направили в орган по труду субъекта РФ письменный мотивированный отказ присоединиться. Если ваша такой отказ был отправлен, то зарплату в Москве с 1 января 2018 года можно сравнивать с федеральным МРОТ (9489 р). Для многих работодателей разница ощутима: 9253 р. = (18 742 р. – 9489 р.).

Московский МРОТ, применяемый с 1 января 2018 года, уже включает тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат:

  • за работу во вредной вреде и опасных условиях;
  • совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы;
  • ночную и сверхурочную работу, труд в выходные и праздники.

Иными словами, за сверхурочную работу, нужно платить сверх московского МРОТ. Такой порядок следует из пункта 3.1.3 Трехстороннего соглашения.

С МРОТ сравнивайте общую сумму выплаты за месяц до того, как удержите НДФЛ. То есть на руки человек может получить и меньше минимальной оплаты.

Включайте в МРОТ все премии и вознаграждения, входящие в систему оплаты труда. Исключение – районные коэффициенты и надбавки, их начисляйте сверх минимальной оплаты.

Ответственность

За зарплату ниже МРОТ без надлежащего обоснования вменяют штрафы. Компании, если нарушение первое, грозит штраф от 30 000 – до 50 000 руб. Если нарушение повторное – от 50 000 до 70 000 руб. Для должностного лица санкции соответственно: штраф от 1000 до 5000 руб. и от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет. В отношении предпринимателя действуют те же нормы, что и для должностного лица, только к ИП не может быть применена дисквалификация (п. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Когда в Москве опираться на федеральный МРОТ

Выделим несколько ситуаций, когда в Москве в 2018 году вместо регионального МРОТ, нужно использовать федеральный (даже если не было отказа от присоединения к соглашению).

Начисление пособий

Для расчета социальных пособий берите федеральный МРОТ, а не региональный. Напомним, «минимальные» соцпособия получают сотрудники с заработком ниже МРОТ или небольшим стажем (до 6 месяцев) (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Начисление отпускных

Федеральный, а не региональный МРОТ следует учитывать и при расчете отпускных. Среднемесячный размер заработка, рассчитанный для начисления отпускных, не может быть ниже МРОТ (п.18 Положения, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2007 № 922). Поэтому нужно сравнивать результат расчета с данным показателем. И если сравнение не в пользу работодателя, придется сделать доплату до федерального МРОТ.

Расчет взносов ИП «за себя» за 2017 год

Страховые взносы ИП «за себя» за 2017 год также определяются исходя из федерального МРОТ. При этом брать нужно значение, установленное на начало года (7500 руб.). Однако: с 2018 года взносы ИП «за себя» больше не привязаны к МРОТ. В Налоговом кодексе – в пункте 1 статьи 430 – теперь прописаны твердые суммы, которые должны будут платить все бизнесмены поголовно в течение года. И эти твердые платежи не зависят от суммы доходов. И неважно, сработал коммерсант в прибыль или в убыток. По общему правилу такие взносы в бюджет ФНС придется уплатить всем ИП.



Просмотров