Сказание о борисе и глебе главные герои. "Житие Бориса и Глеба"

С вятые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизованные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев- Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. 5/18 сентября день мученической кончины святого Глеба.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» Ин. 1, 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия,- замечает преподобный Нестор Летописец,- как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не сподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и Аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По Промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени,- пишет летописец,- затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.

Благоверные князья страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например,- святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

«Сказание о Борисе и Глебе» – просто сборник фактов, увлекательные байки или же особо чуткое видение мира, окружавшего автора? Поговорим об этом в статье!

Сказание о Борисе и Глебе: о сухой фактографии

Перво-наперво, постараемся отжать из летописей и иных источников сухие факты. Что мы точно знаем о Борисе и Глебе? Крайне немного.

Знаем, что были они сыновьями Владимира Святославича, предположительно – старшими, то есть среди претендентов в очереди на великокняжеский престол занимали первые места. Видимо, именно оттого в междоусобице, разразившейся между братьями после смерти отца, первыми и погибли.

А может быть – погибли просто оттого, что, в отличие от других братьев, за власть не боролись и сопротивление не оказывали. В то время как их брат Ярослав (будущий Ярослав Мудрый), согласно «Повести временных лет», был гораздо более воинственным и, отстаивая право не платить Киеву дань, в 1015 году собирался воевать даже с собственным отцом.

Вообще надо сказать, что точных лет рождения никого из сыновей Владимира мы не знаем, однако уделы, которыми владели Борис и Глеб – Ростов и Муром соответственно – свидетельствуют о том, что были они скорее младшими.

Киевская летопись упоминает также, что Борис рождён «от болгарыни». В более поздней традиции «болгарыню» благочестиво отождествляют с христианской женой Владимира царевной Анной, сестрой Василия II Болгаробойцы. Однако отождествление это – натяжка: древнерусские памятники упоминают Бориса и Глеба в числе сыновей Владимира от языческих жён. А вот потомков князя от Анны «Повесть временных лет» не знает совсем. Да и зачем давать потомку крещёных греков языческое имя Глеб (имя Борис к тому времени вошло в болгарские святцы)?

Возможно, языческое многожёнство Владимира во многом обусловило и натянутые отношения между его отпрысками. Система престолонаследия в Древней Руси первых веков была родовой, когда имущество отца делилось на всех сыновей по старшинству, отцовский же престол доставался старшему брату.

В случае же с сыновьями Владимира фактически сразу образовалось несколько самостоятельных династических ветвей. Одна из них – полоцкие Изяславичи или Рогволодовичи – тут же обособилась, другие начали борьбу за власть между собой.

По сообщению большинства источников, Борис и Глеб были убиты в 1015 году Святополком, фактическим сыном Ярополка, старшего брата Владимира, на беременной жене которого Владимир женился.

Чуть позже Святополком был убит ещё один сын Владимира – Святослав. Потом за смерть братьев начал мстить Ярослав Владимирович, который в 1019 году убил Святополка в Битве на Альте. Впрочем, некоторая часть исследователей предполагает, что отношения между участниками конфликта были сложнее.

О важности канонизации Бориса и Глеба

Смерть Бориса и Глеба, отказавшихся нарушить принцип послушания старшему, – ведь после смерти Владимира Святополк занял место отца – была воспринята как мученическая. Более того, братья, по-видимому, стали первыми русскими святыми, канонизацию которых официально признал Константинополь.

Они не были первыми по времени подвига (таковыми считаются Феодор Варяг и его сын отрок Иоанн, погибшие в Киеве ещё во времена язычества Владимира), ни первыми по статусу (однако равноапостольных Ольгу и Владимира Константинополь не признал, поскольку собственные святые такого ранга слишком возвысили бы епархию вчерашних язычников). Значение Бориса и Глеба в другом – они фактически положили начало восточнославянским святцам.

Наличие собственных святых укрепляло статус епархии, наличие канонизированных родственников – статус династии Рюриковичей. Отсюда логично предположить, что Рюриковичи канонизации святых братьев всячески способствовали. Правда, поскольку святые Борис и Глеб не упомянуты в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, почитание их скорее всего началось всё-таки не при самом Ярославе, а при Ярославичах, то есть в 1060-е.

О столь важных святых, какими были Борис и Глеб, в Древней Руси почти одновременно было составлено несколько произведений: «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба», летописная повесть, вошедшая в состав «Повести временных лет». Позже возникли многочисленные проложные сказания, паремийные чтения, похвальные слова и церковные службы. Однако самое знаменитое из древнерусских произведений о святых братьях – «Сказание о Борисе и Глебе».

Что хотел сказать автор?

Мы подходим, наверное, к самому интересному вопросу – стоит ли произведения древнерусских авторов рассматривать как простое собрание фактов? Нет. Стоит ли, в таком случае, рассматривать их как «байки»? Тоже нет. Древнерусские произведения отражали мир таким, каким понимали его древние авторы. Так возник своеобразный писательский приём, который Дмитрий Сергеевич Лихачёв назвал «литературным этикетом».

По мнению знаменитого учёного, древние книжники представляли себе мир как некий неизменный заведённый Богом порядок. Соответственно, всех действующих лиц в нём можно было поделить на несколько ролей: праведник или грешник, святой, военачальник, достойный образцовый князь или недостойный князь-предатель – это перечень лишь самых частых.

Соответственно, автор древнерусского произведения не пытался просто отобразить факты (хотя и не прибегал к откровенному вымыслу. Привычные нам по литературе Нового времени вымышленные персонажи появятся в литературе Древней Руси веке в XVII). Древнерусский автор оценивал каждого героя и изображал персонажа в его роли.

И неважно, если иногда приходилось позаимствовать, например, поступки одного святого и приписать их другому, или выделить в разных персонажах сходные черты там, где автору Нового времени интересны были бы, наоборот, разные. Ведь каждый герой, по мнению древнего книжника, выполнял свою жизненную задачу, а способность читателя извлечь из рассказа поучение была важнее жизненной правды в мелочах.

Итак, в Древней Руси идея была важнее факта и типаж важнее героя. Но даже и при таком понимании роли книжности у сочинителя оставалось в распоряжении немало литературных приёмов – например, трактовка поступков героя, а ещё – аллюзии, когда в тех или иных исторических событиях читатель узнавал тот или иной «вечный» сюжет – библейский или мифологический. Впрочем, факты книжник тоже не игнорировал, а просто отбирал то, что вписывалось в актуальную для него схему.

При этом стоит признать: древняя литература очень непроста. Мы плохо представляем себе круг чтения тогдашних книжников, не умеем с такой свободой узнавать библейские сюжеты. Летописи со временем переписывались в своды, так что сложно сказать, «чей» летописец создавал тот или иной сюжет, а ведь текущие отношения с патроном летописца тоже могли повлиять на оценку героя. Так, например, в разных древнерусских летописях есть два диаметрально противоположных описания князя Игоря Святославича – того самого, который стал персонажем ещё и знаменитого «Слова о полку Игореве». К тому же уровень мастерства древних авторов и конкретный набор используемых ими приёмов очень менялся от эпохи к эпохе.

Так что во многом древние тексты – это головоломка, ключ от которой утерян, и восстановить его могут попытаться лишь те исследователи, чей книжный опыт и кругозор будет отчасти сопоставим с самими авторами прошлых веков. И ведь скрытая образность древнерусских памятников – это только одно из направлений для исследования.

«Сказание о Борисе и Глебе» – психология праведника. Князь Борис

Жанровым образцом для автора «Сказания о Борисе и Глебе» послужил, очевидно, особый тип греческого жития – мартирий. Именно поэтому автор не рассказывает обо всей жизни своих героев от рождения, но создаёт повествование только о их гибели.

Ещё одна отличительная особенность «Сказания» – глубокий психологизм. Здесь много эмоций, и герои постоянно произносят пространнейшие внутренние монологи. Пожалуй, настолько подробно к внутреннему состоянию героя русская литература вновь обратится веке в XVIII. Правда, в случае со «Сказанием» мы должны признаться: монологи героев здесь вымышлены автором, ведь достоверно знать, о чём думали князья, он не мог. А вот о чём положено было думать идеальным князьям, представлял вполне.

Два образа «Сказания» очевидно контрастируют между собой. Старший Борис здесь хоть и плачет, размышляя о своей будущей смерти (о которой он словно бы заранее знает), но его мысли больше напоминают поучения с библейскими цитатами. Отвергает Борис и предложение дружины, которая изъявляет готовность пойти на Киев и добыть своему повелителю отцовский престол.

Убийцы застают отпустившего дружину князя одного ночью в шатре; Борис молится. Дальше, видимо, желая подчеркнуть для читателя благоверие князя и ещё более заставить сопереживать происходящему, автор допускает явную несообразность. Пока убийцы ходят вокруг княжеского шатра, не решаясь войти внутрь и исполнить задуманное, Борис успевает прочесть утреню и канон. Много веков спустя такой литературный приём с замедлением времени назовут ретардацией.

Но даже и самый напряжённый момент повествования автору, очевидно, хочется продлить, поэтому Бориса в его рассказе закалывают трижды. К тому же повествование об этом неправдоподобно затянувшемся убийстве прерывается то проникновенной речью жертвы к нападавшим, то отступлением о печальной участи княжеского отрока Георгия, то краткой ремаркой о судьбе дружины.

Составители мартириев считали, что сопереживание святым заставит читателей задуматься о вечном.

Психология отрока. Глеб

Совершенно другим «Сказание» рисует Глеба. Несмотря на то, что ко времени описываемых событий муромскому правителю не могло быть меньше двадцати восьми лет (а для Древней Руси это был очень почтенный возраст), «Сказание» характеризует князя скорее как человека юного, непосредственного, и даже несколько наивного и неопытного.

Так, в отличие от своего рассудительного брата, известие о смерти отца и коварстве Святополка Глеб получает от брата Ярослава; причём, узнав всё это, он, по сравнению с Борисом, гораздо больше плачет и даже «стенает», и «омачает» слезами землю.

Увидев плывущих ему навстречу убийц, князь почему-то решает, что те хотят его поприветствовать, а разобравшись, в чём дело, начинает умолять их не трогать его и даже – вещь, немыслимая для средневековья, – предлагает этим княжеским наёмникам быть его господами, изъявляя готовность стать их рабом. В разговоре с ними Глеб подчёркивает, что «возрастом ещё младенчествует».

Лишь позже, убедившись в неотвратимости происходящего, князь несколько придёт в себя, в его речи появится смирение и размеренность, равно как и верный признак авторского вмешательства – обширные библейские цитаты.

Исцеление слепого у гробницы князей. Мощи князей переносят в храм. Сильвестровский сборник

Житие для вчерашних язычников

Ещё одной особенностью «Сказания» исследователи считают то, что целью автора здесь было прославить не только своих героев – святых Бориса и Глеба, – но и весь род правящих князей – потомков Владимира. Не случайно своё повествование книжник начинает с библейского изречения о том, что «род праведных благословится».

Другая особенность «Сказания», возможно, состоит в том, что автор ориентировался на своих читателей – недавних язычников. Отсюда – некоторые языческие категории мышления, которые можно усмотреть в его рассуждениях.

Например, «окаянный» Святополк назван таковым с самого начала повествования, ещё до того, как он начал творить что-то неблаговидное. Можно предположить, что виной тому было рождение князя, которого автор называет «сыном двух отцов». Более того, такое происхождение Святополка могло бросать тень на весь род Владимира.

В дальнейшем князь оправдывает своё прозвище, совершая братоубийство. И здесь опять интересно проследить, как сочетаются в авторских рассуждениях различные аргументы. Автор подчёркивает: братоубийца не только «стал вторым Каином», но и «осквернил себя кровью». А значит, гибель Бориса и Глеба могла восприниматься, в том числе, и как очистительная жертва. И признаки такого восприятия в авторском повествовании есть.

Разговаривая со своими будущими убийцами, умоляя их не убивать его, Глеб, по-видимому, не случайно использует образы негодной жертвы. «Не пожинайте колоса, ещё не созревшего, и лозу, не до конца выросшую», – говорит князь. За этим следует и совсем странный аргумент: «Се несть убийство, но сырорезание!» В современных переводах последнее слово обычно заменяется на «живодёрство», но не идёт ли здесь речь о неграмотно принесённой жертве.

В убийстве Глеба есть и ещё одно странное обстоятельство – автор почему-то не забывает упомянуть о том, что юного князя зарезал его повар. И здесь убийство опять уподобляется жертвоприношению: «Заклал его, как агнца непорочного и невинного».

Доказательств того, что древний текст воспринимался именно так, у нас нет. Странно лишь то, что образы, объединённые общей темой, встречаются здесь слишком часто, позволяя построить научную гипотезу.

Так «Сказание о Борисе и Глебе» позволяет нам проследить круг проблем, с которыми сталкиваются исследователи, – когда факты нужно отделить от образов, а последние, по возможности, ещё и попытаться истолковать.

Вы прочитали статью «Сказание о Борисе и Глебе»: что имел в виду автор ? Читайте также.

Появление оригинальной агиографической литературы было связано с общей политической борьбой Руси за утверждение своей религиозной самостоятельности, стремлением подчеркнуть, что Русская земля имеет собственных предстателей и ходатаев перед богом. Окружая личность князя ореолом святости, жития содействовали политическому упрочению основ феодального строя.

Образцом древнерусского княжеского жития является анонимное «Сказание о Борисе и Глебе», созданное, по-видимому, в конце XI - начале XII веков.

Автор «Сказания» сохраняет историческую конкретность, подробно излагая все перипетии, связанные со злодейским убийством Бориса и Глеба. Как и летопись, «Сказание» резко осуждает убийцу - «окаянного» Святополка и выступает против братоубийственных раздоров, отстаивая патриотическую идею единства «Русской великой страны».

«Сказание» не следует традиционной композиционной схеме жития, обычно описывавшего всю жизнь подвижника - от его рождения до смерти. Оно излагает лишь один эпизод из жизни своих героев - их злодейское убийство. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают «мученический венец». Прославление этого христианского подвига выдержано в манере агиографической литературы. Автор уснащает повествование обильными монологами - плачами героев, их молитвословиями, которые служат средством выражения их благочестивых чувств. Монологи Бориса и Глеба не лишены образности, драматизма и лиризма. Таков, например, плач Бориса по умершему отцу: «Увы мне, свете очию моею, сияние и заре лица моего, бръздо уности моее, наказание недоразумия моего! Увы мне, отче и господине мой! К кому прибегну! К кому възьрю? Къде ли насыщюся таковааго благааго учения и казания разума твоего? Увы мне, увы мне! Како заиде свете мой, не сушу ми ту!..» В этом монологе использованы риторические вопросы и восклицания, характерные для церковной ораторской прозы, и в то же время отразилась образность народного плача, что придает ему определенную лирическую тональность, позволяет ярче выразить чувство сыновней скорби.

Благочестивые размышления, молитвы, плачи, которые вкладываются в уста Бориса и Глеба, служат средством раскрытия внутреннего мира героев, их психологического настроя.

Многие монологи герои произносят «на уме си помышляя», «глаголааше в сердци своем». Эти внутренние монологи - плод авторского воображения. В них переданы благочестивые чувства, помыслы идеальных героев. В монологи включены цитаты из Псалтыри, Паремийника.

Психологическое, состояние героев дается и в авторском описании. Так, покинутый дружиной Борис «… в тузе и печали удручьнъмь сьрдцьмъ и вълез в шатър свои плакашеся съкрушенъм сърдцьмь, а душою радостьною, жалостьно глас испущааше». Здесь автор пытается показать, как в душе героя совмещаются два противоположных чувства: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой-мученик в ожидании мученического конца. Живая непосредственность проявления чувств постоянно сталкивается с этикетностью.

Борис и Глеб окружаются в «Сказании» ореолом святости. Этой цели служит не только возвеличение и прославление христианских черт их характера, но и широкое использование религиозной фантастики в описании посмертных чудес. Этот типичный прием агиографической литературы автор «Сказания» применяет в заключительной части повествования. Этой же цели служит и похвала, которой заканчивается «Сказание». В похвале автор использует традиционные библейские сравнения, молитвенные обращения, прибегает к цитатам из книг «священного писания».

Героям христианской добродетели, идеальным князьям-мученикам в «Сказании» противопоставлен отрицательный персонаж - «окаянный» Святополк. Он одержим завистью, гордостью, властолюбием и лютой ненавистью к своим братьям. Характеристика Святополка дана по принципу антитезы с характеристиками Бориса и Глеба. Он является носителем всех отрицательных человеческих качеств. При его изображении автор не жалеет черных красок. Святополк «окаянный», «треклятый», «второй Каин», мысли которого уловлены дьяволом, у него «прескверные уста», «злый глас».

Святополк противопоставляется не только «земным ангелам» и «небесным человекам» Борису и Глебу, но и идеальному земному правителю Ярославу, отомстившему за гибель братьев. Автор «Сказания» подчеркивает благочестие Ярослава, вкладывая в его уста молитву, якобы произнесенную князем перед боем со Святополком.

Драматизм повествования, эмоциональность стиля изложения, политическая злободневность «Сказания» делали его весьма популярным в древнерусской письменности (оно дошло до нас в 170 списках).

МОТИВЫ КАНОНИЗИРОВАНИЯ.

Существовали вполне объективные, с точки зрения Церкви, основания для причтения праведника после его смерти к лику святых. Главное из них - прославление подвижника благочестия Божиим даром чудотворений, исходивших от его мощей, то есть, сакральное удостоверение его святости (их останки не раздогались). На долю же верховной власти - князя и церковного клира - выпадало подтверждение этих чудотворений, совершаемых у гроба.

К Само причтение к лику святых состояло в том, что в день успения святого или день открытия его мощей или же в оба дня назначалось ежегодное церковное празднование его памяти.

Самой лучшей иллюстрацией сказанному, казалось бы, могли служить описания в «Сказании» и «Чтении» торжеств по перенесению мощей Бориса и Глеба и Ярославом Мудрым; и в 1072 г. его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом; и в 1115 г. уже внуками Ярослава - Владимиром Всеволодовичем и Давыдом и Олегом Святославичами...

Самым совершенным в литературном отношении памятником Борисо-Глебского цикла считают анонимное «Сказание», автор которого сосредоточил основное внимание на духовной стороне этой исторической драмы. Задача агиографа-изобразить страдания святых и показать величие их духа перед лицом неминуемой смерти. После смерти Владимира в 1015 г. престол захватывает его сын Святополк. Борис заранее знает о планах Святополка убить его, и перед ним встаёт выбор-либо идти «воевать Киев» и убить его, либо своей смертью положить начало христианским отношениям между князьями-смирения и подчинения старшему. Борис выбирает мученическую смерть. Показывается психологическая сложность этого выбора, что делает картину его гибели по-настоящему трагичной, а для усиления воздействия на читателя автор трижды повторяет сцену убийства князя. В «Сказании» очень много молитв, особенно вдохновенно Борис молится перед своей смертью. Интонации плача буквально пронизывают «Сказание», определяя главную тональность повествования. Всё это соответствует агиографическому канону. Но также для произведения характерна тенденция к индивидуализации житийного героя, что противоречило канону, но соответствовало правде жизни. Изображение младшего брата Глеба не дублировало житийной характеристики старшего. Глеб неопытнее брата, поэтому с полным доверием относится к Святополку. Позднее Глеб не может подавить в себе страх смерти, молит убийц о пощаде. Автор создал один из первых в русской литературе психологических портретов, богатый тонкими душевными переживаниями героя. Для Глеба удел мученика ещё преждевременен. Психологически достоверно изображение житийного антигероя Святополка. Он одержим завистью и гордостью, он жаждет власти, поэтому характеризуется эпитетами «окаянный», «прескверный». За совершённое преступление он несёт заслуженное наказание. Его разбивает Ярослав Мудрый, и Святополк умирает в бегах.

Борис и брат его, Глеб, были сыновьями князя Владимира. Всего сыновей у него было 12. Посадил он Бориса в Ростове княжить, а Глеба в Муроме.

Дошла весть о нападении печенегов на русские земли. Отправил против них Владимир Бориса с войском. Тот врага не нашел. И, стал возвращаться.

Тем временем, скончался Владимир. А еще один из его сыновей, Святополк, решил скрыть эту весть, убить всех наследников его и один завладеть престолом.

До Бориса же уже дошла весть о смерти отца и о коварных планах брата. Остановился он на реке Альте. Получил он письмо от Святополка. В предчувствии скорой смерти своей, всю ночь молился в шатре Борис. А наутро приказал служить заутреню. В это время и подоспели убийцы, посланные братом.

Было это 24 июля. Борис был убит. Не пощадили подосланные и слуг его. Большинство из них тоже полегло вместе с господином своим. Погребли молодого князя подле церкви святого Василия в Вышгороде.

А Святополк продолжает братоубийство. Пишет он письмо к Глебу. Обманывает его, говоря, что зовет его отец их. Прочитав о том, отправляется Глеб в Киев.

Княжил еще один брат их в то время в Новгородской земле – Ярослав. До него дошли известия и о смерти отца, и о бесчинствах страшных Святополка. Решил предупредить он о том Глеба.

Глеб получил эти известия, находясь возле реки Смядыни. В тот момент и убийцы нагнали его. Поплыл Глеб в ладье по реке. Но, нагнан был. Попрыгали с мечами обнаженными в ладью его слуги Святополка. Стал он умолять их не убивать его. Затем, стал молиться. Мольбы его были и о братьях, и о отце, и, даже, о братоубийце Святополке. Тогда, зарезал Глеба повар его. А тело бросили на пустыре. Пролежало там оно, покуда не было найдено Ярославом. Прохожие видели, будто в том месте являлся столп огненный и слышалось пение ангельское.

Тем временем, собрал войско Ярослав. И двинулся он на Святополка. Битва произошла на реке Альте. На месте, где был убит Борис, Ярослав обратился к господу с мольбами о победе. И, бежал Святополк, как обезумевший. Во время бегства своего он и скончался.

Ярослав, после победы над братоубийцей, отыскал труп Глеба и похоронил подле Бориса. На местах убийств их возведены после были церкви. А к могилам святых приходил люд для исцеления. После смерти своей творили чудеса мученики. Целебными были мощи их.

Один из стршных самых грехов – это братоубийство. Жить нужно с близким в мире. Этому и учит сказание. У Бориса и Глеба были кроткие сердца и любили они ближних. Молитвы их были и за того, по вине которого приходится принимать смерть им. А убийца получил по заслугам. Зло, особенно страшное, должно наказываться.

Картинка или рисунок Сказание о Борисе и Глебе

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чудак из 6 б Железников

    У героя повести Бори как-то одновременно впервые происходят несколько событий. Во-первых, первый раз в жизни он должен самостоятельно выбрать подарок на день Рождения своей маме, во-вторых, он влюбляется

  • Краткое содержание Толстой Лев и собачка

    В рассказе Льва Николаевича Толстого повествуется об обыкновенной маленькой собачке. Она совершенно случайно оказалась в клетке у льва. Произошло это следующим образом.

  • Краткое содержание Бунин Подснежник

    В одном из российских уездных городов жил десятилетний мальчик по имени Саша. Женщина, которая с детства заменила ему маму, ласково называла его подснежником. Звали ее тетя Варя.

  • Краткое содержание Богомолов Иван

    Главный герой Иван Буслов – смелый мальчишка, который потерял на войне самых близких, и поэтому решил мстить врагам. На своем коротком жизненном пути мальчик увидал очень много страшных вещей.

  • Краткое содержание Паустовский Собрание чудес

    В рассказе К.Г. Паустовского герой отправляется в путешествие к озеру Боровое вместе с деревенским мальчишкой Ваней, рьяным защитником леса. Путь их лежит через поле и село Полково с удивительно высокими крестьянами

Не многими оригинальными памятниками отмечена древнерусская литература. "Сказание о Борисе и Глебе" - один из них. Жаль, что многие произведения того времени затерялись в веках. Вероятно, мы не знаем о целом ряде шедевров древнерусского слова. Тем более ценным для нас является сохранившееся "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание и анализ его даст вам некоторое представление об этом произведении.

Оно было создано в середине 11 века и посвящено истории убийства Бориса и Глеба, которые позднее были канонизированы. На основании изысканий М. П. Погодина и митрополита Макария считается, что Иаков Черноризец создал "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения, представленное ниже, даст вам представление о его сюжете. А анализ, который вы найдете во второй части статьи, поможет разобраться в его смысле.

Сыновья Владимира

Рассказом о сыновьях Владимира начинается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание этой части произведения следующее. Двенадцать сыновей было у русского князя Владимира Святославича. Они были рождены от разных жен. Святополк - третий по старшинству. Мать его, монахиня, была расстрижена. Ее взял себе в жены брат Владимира, Ярополк. Однако Владимир убил его и овладел его супругой, когда та была беременна. Князь усыновил родившегося Святополка, однако не любил его. От жены-болгарки у Владимира родились Борис и Глеб. Князь посадил своих детей на княжение по разным землям: Бориса - в Ростове, Святополка - в Пинске, Глеба - в Муроме.

Смерть Владимира. Святополк захватывает престол

Когда уже подходили к концу дни Владимира, на Русь напали печенеги. Против них князь послал Бориса. Он отправился в поход, однако не встретил врага. Когда Борис уже возвращался назад, вестник сказал ему, что отец его умер. Он также сообщил, что Святополк хотел скрыть его смерть. Борис, слушая этот рассказ, заплакал. Он осознал, что цель Святополка - захватить власть в свои руки и убить его. Однако Борис решил не сопротивляться. Святополк действительно коварно завладел престолом. Борис, несмотря на уговоры своей дружины, не попытался прогнать его с княжения.

Убийство Бориса

Святополк тем временем подкупил киевлян. Он написал ласковое письмо Борису. Однако слова его были лживы. В действительности он жаждал смерти всех наследников Владимира. Святополк начал с того, что отдал приказ убить Бориса своей дружине. Она состояла из вышгородских мужей, а возглавлял ее Путыня.

Борис раскинул свой стан на р. Альте. Он молился вечером в своем шатре, думая о том, что скоро умрет. Проснувшись, Борис велел служить заутреню священнику. Подосланные Святополком убийцы подошли к его шатру и услышали слова молитв. Заслышав шепот, Борис понял, что пришли убийцы. Видя его печаль, священник и слуга горевали о нем.

Но вот Борис увидел убийц, которые шли с оружием в руках. Они пронзили князя копьями. Слуга Бориса попытался остановить их. Он прикрыл господина своим телом. Этого слугу звали Георгий, он был венгром. Убийцы пронзили копьем и его. Георгий, раненый ими, выскочил из шатра. Князь был еще жив, и злодеи хотели нанести ему новые удары. Однако Борис начал просить о том, чтобы ему разрешили помолиться Богу. Прочитав молитвы, он обратился к убийцам, попросив у них прощения, а затем сказал, чтобы они заканчивали свое дело. Так умер Борис. Произошло это 24 июля. Многие его слуги тоже были убиты, в том числе и Георгий. Для того чтобы снять гривну с шеи, ему отрубили голову.

Князя обернули в шатер, а затем повезли на телеге. Борис приподнял голову, когда ехали через лес. Два варяга снова пронзили его мечом в сердце. Тело князя положили в Вышгороде. Он был погребен у церкви Св. Василия.

Предупреждение Ярослава

Однако на этом не закончились драматические события произведения "Сказание о Борисе и Глебе". Автор пишет далее, что через некоторое время Святополк решил осуществить новое злодеяние. Князь послал письмо Глебу, в котором сообщал, что Владимир, его отец, тяжело болен и просит его приехать. Глеб поверил и отправился в Киев. У Волги он повредил ногу и остановился неподалеку от Смоленска, на р. Смядыни. Тем временем весть о смерти Владимира дошла до Ярослава, одного из 12-ти сыновей князя Владимира Святославича. Ярослав в то время княжил в Новгороде. Он послал предупреждение Глебу о том, чтобы тот не ехал в Киев, поскольку отец его умер, а Борис убит. Когда князь плакал о них, внезапно перед ним появились слуги Святополка, которых послали, чтобы убить его.

Убийство Глеба

Глеб плыл в это время по р. Смядыни на своей ладье. Убийцы были в другой ладье. Они принялись грести в его сторону. Глеб думал, что их намерение - поприветствовать его. Однако злодеи начали перескакивать в лодку князя с обнаженными мечами. Глеб принялся умолять их о том, чтобы они сохранили ему жизнь. Однако слуги Святополка оказались неумолимы. Глеб принялся молиться Богу о братьях, отце и даже о Святополке, своем убийце. После этого Торчин, его повар, зарезал своего господина. Глеб взошел на небеса, где повстречался с любимым братом. Это произошло 5 сентября.

Убийцы возвратились к Святополку. Они рассказали ему о том, что выполнили повеление. Обрадовался злой князь...

Чудеса на месте, где находилось тело Глеба

Тело Глеба было брошено меж двух колод в пустынном месте. Пастухи, охотники и купцы, проходившие мимо, видели там горящие свечи, огненный столп, слышали ангельское пение. Однако никто не догадался, что в этом месте находится тело святого.

Сеча на Альте, бегство Святополка

Тем временем Ярослав со своим войском двинулся на Святополка для того, чтобы отомстить ему за братьев. Победы сопутствовали Ярославу. Придя на р. Альту, он стал на месте, где Борис был убит, и помолился Богу о победе над злодеем.

Сеча на Альте длилась весь день. Ярослав к вечеру одолел врага, и Святополк (портрет его представлен выше) бежал. Безумие обуяло его. Он так ослабел, что его пришлось нести на носилках. Даже после того, как погоня прекратилась, князь приказывал бежать. Его пронесли на носилках через всю Польскую землю. Святополк скончался в пустынном месте между Польшей и Чехией. Могила его сохранилась. Ужасный смрад исходит от нее.

Княжение Ярослава

А на земле русской с тех пор прекратились усобицы. Ярослав стал великим князем. Он отыскал тело Глеба и похоронил его рядом с братом, в Вышгороде. Останки его оказались нетленными.

Чудеса на могиле Бориса и Глеба

Многие чудеса начали исходить от мощей св. Бориса и Глеба: хромые ходили, слепые прозревали, горбатые выпрямлялись. А там, где были убиты братья, во имя их были созданы церкви.

На этом заканчивается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения дополним его анализом. Из него вы узнаете об отношении автора к главным героям, об их образах и о значении произведения.

Анализ произведения

Прекрасным образцом житийного жанра является "Сказание о Борисе и Глебе". следует начать с того, что оно, безусловно, ценно для русской литературы, истории и культуры в целом. Это настоящая находка для людей, которые интересуются житийной литературой. Оригинально, образно, ярко написано это произведение. Всю свою душу вложил в свое творение автор, создавший "Сказание о Борисе и Глебе". Анализ его обязательно должен включать рассказ об образах Бориса и Глеба, которые являются центральными в произведении.

Отношение автора к Борису и Глебу

Перед этими братьями создатель произведения преклоняется. Он старается поведать читателю как можно больше об их идеальном поведении и духовной красоте. Читая произведение, проникаешься восхищением братьями, которым посвящено "Сказание о Борисе и Глебе". Тема произведения, конечно, шире, чем описание их деяний и героической смерти, однако они занимают центральное место в нем. Сегодня редко встретишь доброго, хорошего человека без задней мысли. Борис и Глеб - как раз такие люди. Это образцы чистоты и непорочности. Вы убедитесь в этом, если прочитаете "Сказание о Борисе и Глебе". Отзывы о произведении говорят о глубоком впечатлении, которое производят на читателей его главные герои.

Личные качества братьев

Удивительный след в душе оставляет кротость братьев, их ангельских характер. Покоряет также их готовность принять смерть во имя Господа. Братья решили нести свой крест до конца. Они добровольно приняли мученическую смерть, отказавшись пойти войной против своего старшего брата. Борис и Глеб просто не могли отнять власть силой.

Сказка и реальность

Красивую, трогательную, печальную историю рассказал нам автор. Он поведал нам о добре и зле, о силе и слабости, о молодости и любви (к отечеству, братской, сыновней). Известно, что Борис и Глеб - это не выдуманные персонажи, а реальные люди. В истории Руси имело место их убийство. Однако сказание об этих людях кажется красивой и доброй сказкой, которую по вечерам рассказывает бабушка. С замиранием сердца мы следим за происходящим. Нам жалко юношей. Однако зло, как водится, должно быть наказано. За братьев Святополку отомстил Ярослав. Борис и Глеб похоронены в одной могиле, которая является одним из символов Руси. Из поколения в поколение передавалось сказание о Борисе и Глебе. Анализ произведения, посвященного этим братьям, представляет большой интерес и сегодня. Ведь это творение большой художественной силы. Характеризуя "Сказание о Борисе и Глебе" кратко, можно сказать, что в нем утверждаются идеи христианства и патриотизма.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Василий Шукшин "Срезал". Краткое содержание рассказа


Просмотров