Синтаксические особенности количественных числительных. Синтаксическая роль числительного в предложении

На вопрос имя числительное и его синтаксическая роль заданный автором Ѐуся лучший ответ это





Ответ от роспуск [новичек]
Разве вы это хотите


Ответ от Двутавровый [новичек]
Ответ неполный. Порядковые числительные редко, но бывают обстоятельствами. Пример: Около тысяча двести семьдесят пятого года до новой эры в Трое произошло извержение. (Около) тысяча двести семьдесят пятого (года) - обстоятельство.



Ответ от Даниил Кузнецов [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.


Ответ от Dfhk hfik [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.


Ответ от Анна Крид [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.

Тема: Синтаксическая роль числительных в предложении.

Цели: выяснить развитие умений правильно употреблять числительные в устной речи, склонять числительные, а также для совершенствования навыков правописания имен числительных; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

    осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

    стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    выражать положительное отношение к процессу познания;

    проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

    оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

Регулятивные:

п ринимать и сохранять учебную задачу,

п ланировать необходимые действия, действовать по плану ,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

выяснить синтаксическую роль числительных в предложении; знать разряды количественных числительных; повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; повторить особенности склонений числительных ; .

Коммуникативные:

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Предметные : выяснить синтаксическую роль числительных в предложении; знать разряды количественных числительных; повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; повторить особенности склонений числительных; развитие умений правильно употреблять числительные в устной речи, склонять числительные, а также для совершенствования навыков правописания имен числительных .

ТИП УРОКА: урок комбинированный (УК)

Карта урока

Приветствие, выявление отсутствующих в классе.

Здравствуйте, ребята!

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

Проверка домашнего задания (упражнения, взаимопроверка).

Приветствие, дежурный называет отсутствующих

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

    Отгадайте ребусы.

7я (семья) о5(опять) 40а (сорока) (росток)

2. В самой глубокой древности люди почти ничем не владели. Вещей у доисторического человека было ничтожно мало, то ему считать-то было нечего.

Жители части Месопотамии научились собирать урожаи, создали систему законов и возвели исполинские здания. Часть Месопотамии, где жил этот процветающий народ, называется Шумер. Именно процветание шумеров и создало проблему, которая никогда раньше перед людьми не вставала. Им понадобилось вести счет своему богатству и как-то это отмечать. Так появились слова для счета – числительные.

Числа в жизни человека очень важны. Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды… Числа окружают нас везде. А между тем, имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. Огромную роль играют числа первого десятка: из них возникло многообразие числительных. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место. Какую роль играют числительные в предложении?

Как будет звучать тема нашего урока?

Какие цели поставим перед собой? Что нужно знать и уметь? 5мин.

Отвечают на вопрос.

Называют тему урока.

Записывают в тетради дату, тему урока.

3. Актуализация знаний.

    Орфографическая разминка «Склонение числительных» (с. 52). 10 мин.

Работа у доски: 55, 83, сто, сорок, двадцать седьмой. Взаимопроверка.

2. Графический диктант.

А что вы знаете об имени числительном как части речи? На этот вопрос мы ответим в виде записи знаков «+» и «- «.

1. Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте. +,

2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня. -,

3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные. -,

4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятнадцать, пятьдесят. -,

5. Числительные от 5до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения. +,

6. В предложении числительное может быть только сказуемым. -,

7. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. +,

8. В середине числительных мягкий знак никогда не пишется. -,

9. В составных количественных числительных склоняется каждая часть. +

Работают у доски, взаимопроверка.

4. Первичное усвоение новых знаний

    Открытие нового материала. 10 мин.

Сегодня на уроке мы должны определить роль числительных в предложении. Для этого нужно провести эксперимент. Вы любите цветы? Сегодня мы вырастим 2 цветка: количественное числительное и порядковое. А вот сколько лепестков будет у каждого из них, зависит от того, как мы поработаем.

Наша цель: создать схемы- цветы. (Рисунок на доске).

    РАБОТА В ГРУППАХ: определить синтаксическую роль числительного.

1: Порядковые.

2: Количественные.

Определяют роль числительных.

Формулируют правило.

Оценивают свою работу

5. Первичная проверка понимания

    Рисование цветка-схемы.

    Работа с учебником.

Создают схему.

Читают правила в учебнике, сравнивая с ответом

6.Первичное закрепление.

РАБОТА В ГРУППАХ: 10 мин.

    Карточка №1.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

3. Творческое задание.

Записывают предложения в исправленном виде , определяют роль числительных, выполняют задания в соответствии с учебной задачей.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

    Тест. 5 мин.

А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.

1. Найдите правильное определение количественного числительного.

А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.

В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?

2. Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

2. РАБОТА В ГРУППАХ: За следующее задание можно получить хорошую отметку.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна.

выполняют задания в соответствии с учебной задачей.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Д.З.: пар. 56, упр. 419 или упр. 421

Записывают в дневники д.з.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Интеллектуальная разминка. 5 мин.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

Игра «Интервью».

Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

Оценивают результаты своей работы

1: Порядковые. Два умножить на два. Дважды два – четыре. Нужно решить 2 задачи. В 8 часов я иду в школу. Мне нравится число «пять».

2: Количественные. Я живу на третьем этаже. Мальчиков мы будем поздравлять двадцать третьего февраля. Я была первой в классе. Восьмое марта – Международный женский день.

1: Порядковые. Два умножить на два. Дважды два – четыре. Нужно решить 2 задачи. В 8 часов я иду в школу. Мне нравится число «пять».

2: Количественные. Я живу на третьем этаже. Мальчиков мы будем поздравлять двадцать третьего февраля. Я была первой в классе. Восьмое марта – Международный женский день.

    Карточка №1.

Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

    Из семьсот пятьдесят вычесть два.

    По обоим сторонам дороги возвышались горы.

3. Обеих братьев приняли в спортивную школу.

4. Двое зайчат, двое девочек, двое ножниц.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

1.Трое подруг ехали в трамвае.

2.Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

3. По обоим сторонам дороги тянулся густой лес.

4. Трое учеников, трое саней, трое мастериц.

    Карточка №1.

Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

    Из семьсот пятьдесят вычесть два.

    По обоим сторонам дороги возвышались горы.

3. Обеих братьев приняли в спортивную школу.

4. Двое зайчат, двое девочек, двое ножниц.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

1.Трое подруг ехали в трамвае.

2.Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

3. По обоим сторонам дороги тянулся густой лес.

4. Трое учеников, трое саней, трое мастериц.

3. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных, определите их синтаксическую роль.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

3. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных, определите их синтаксическую роль.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.


Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой? Который?.
Синтаксическая роль: В предложении имена числительные чаще выступают в роли подлежащего, сказуемого, определения, реже — в роли именной части составного сказуемого и обстоятельства. Количественные числительные в сочетаниях с именами существительными являются одним членом предложения в формах И.п. и В.п. В остальных падежах они являются разными членами предложения. Ср.: На столе стояли три чашки. — На столе не хватало трех чашек. Сочетание порядкового числительного с существительным не является одним членом предложения. Например: Люблю вечерний свет, и первые огни, и небо бледное, где звёзд ещё не видно (В. Брюсов).

Разряды числительных по значению

Выделяют количественные и порядковые числительные.
Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.
Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).
Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счетными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками (две книги, девятнадцать страниц).
Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества (две третьих, пять седьмых, тринадцать двадцать пятых).
Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Разряды числительных по структуре (строению)

По структуре выделяют числительные простые, сложные и составные.
Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).
Составные числительные неоднокомпонентны, т. е. пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьдесят пятый).
Сложные числительные - которые имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый).

Склонение числительных.

Изменение числительных по падежам называется склонением. Особым образом склоняются числительные два, три, четыре, сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста:
Количественные числительные не имеют категории рода (кроме числительных один, полтора, два), не изменяются по числам (кроме числительного один).

Числительное один согласуется с существительным, к которому оно относится, в роде, числе и падеже (одна ягода, один карандаш, одно окно; одной ягоды, одного карандаша, одного окна). Все остальные числительные в сочетании с существительным в форме родительного падежа употребляются в форме именительного падежа (два друга, пять столов, двадцать метров).

Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются по образцу существительных III склонения:
И.пятьпятнадцатьтридцать
Р.пятипятнадцатитридцати
Д.пятипятнадцатитридцати
В.пятьпятнадцатитридцать
Т.пятьюпятнадцатьютридцатью
П.(о) пятипятнадцатитридцати
Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют только две формы: И., В. — сорок, девяносто, сто; Р., Д., Т., П. — сорока, девяноста, ста.
При склонении числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот изменяются обе части слова:

И. семьдесят
Р. семидесяти
Д. семидесяти
В. семьдесят
Т. семьюдесятью П. (о) семидесяти
двести девятьсот двухсот девятисот двумстам девятистам двести девятьсот двумястами девятьюстами двухстах девятистах
При склонении составных числительных изменяется каждое слово:

Числительное тысяча склоняется как существительное I склонения; числительные миллион, миллиард, триллион —,как существительные II склонения.

Лекция, реферат. Разряды числительных по построению и значению,
склонение числительных, синтаксическая роль - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



§1. Общая характеристика имени числительного

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи. Числительные различны по значению, грамматическим особенностям, структуре.

1. Грамматическое значение - «число, количество, порядок при счете».
К числительным относятся слова, отвечающие на вопросы: Сколько?, Который?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- количественные/порядковые, простые/составные
  • изменяемые - падеж у всех числительных, род и число у порядковых, а также, кроме того, у отдельных числительных есть признаки, не вписывающиеся в общую схему:
    у некоторых количественных: род, например, один-одна-одно, два-две,
    число, например, один-одни, тысяча-тысячи, миллион-миллионы.

Числительные склоняются, изменяясь по падежам, а некоторые - по падежам, числам и родам в единственном числе. На этом основании они и относятся к именам.

3. Синтаксическая роль в предложении:

  • количественные числительные вместе с существительным, которое от них зависит, составляют единый член предложения, например:

    Три журнала лежали на столе.

    Я купил три журнала.

    Повесть была напечатана в трёх журналах.

    Количественные числительные входят в состав тех членов предложения, которыми могут быть существительные.

  • порядковые числительные бывают в предложении определением или частью составного именного сказуемого.

    Наше место в десятом ряду.

    Мальчик был третьим.

§2. Разряд по значению

По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые.
Количественные обозначают «число» или «количество». Число - это абстрактное математическое понятие. Количество - это количество предметов. Количественные числительные в свою очередь делятся на подразряды:

  • целые обозначают целые числа и количества в целых числах, например: пять, двадцать пять, сто двадцать пять
  • дробные обозначают дробные числа и количества, например: одна вторая, две третьих
  • собирательные выражают значение совокупности: оба, трое, семеро

Все подразряды количественных числительных имеют свои особенности. Целые с дробными могут образовывать смешанные числительные, например: пять целых и три десятых (или: пять целых три десятых).

Порядковые числительные обозначают порядок при счете: первый, сто первый, две тысячи одиннадцатый.

§3. Структура числительных

По структуре числительные делятся на простые и составные.

  • Простые числительные - это такие, которые пишутся в одно слово: три, тринадцать, триста, третий, трёхсотый
  • Составные - это числительные, составленные из нескольких слов, пишущихся раздельно: тридцать три, триста тридцать три, триста тридцать третий.

Что каким бывает?

  • Целые количественные
  • Дробные количественные - составные.
  • Собирательные количественные - простые.
  • Порядковые числительные могут быть и простыми, и составными.

§4. Количественные числительные. Морфологические особенности

Целые числительные

Целые числительные изменяются по падежам. Если это составные целые числительные, то при склонении изменяются все части. Например:

И.п. восемьсот пять десят шесть (книг)
Р.п. восьмисот пятидесяти шести (книг)
Д.п. восьмистам пятидесяти шести (книгам) и т.д.

Из примеров видно, что у производных числительных, образованных сложением основ, при склонении изменяются обе части.
Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.

Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.

Один

Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик - м.р., одна девочка - ж.р., одно государство - ср. р., одни - мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.

Числительное два изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают).

Тысяча, миллион, миллиард

Эти числительные похожи на существительные. Они имеют постоянный признак рода и изменяются по числам и падежам.

И.п. тысяча, тысячи
Р.п. тысячи, тысяч
Д.п. тысяче, тысячам и т.д.

Дробные количественные числительные

Кроме числительных полтора, полтораста , все дробные составные: первая часть - целое количественное числительное, а вторая - порядковое: две третьих, пять восьмых . При склонении изменяются обе части, например:

И.п. пять восьмых
Р.п. пяти восьмых
Д.п. пяти восьмым

Полтора
Числительное полтора изменяется не только по падежам, но и по родам: полтора - полторы , например:

полтора дня, полторы недели.
(Форма ср.р. совпадает с формой м.р.)

Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:

одна восьмая, две третьих.

Собирательные числительные

Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба , у которого есть формы рода:

оба брата, обе сестры, оба государства
(Формы м. и ср.р. совпадают)

§5. Порядковые числительные. Морфологические особенности

Порядковые числительные ближе всего к относительным прилагательным. Они изменяются по числам, в единственном числе по родам и по падежам и имеют окончания как у прилагательных. В составных порядковых числительных изменяется только конечное слово, например:

И.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый
Р.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртого
Д.п. тысяча девятьсот восемьдесят четвёртому и т.д.

§6. Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными

У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.

В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:

восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.

При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные - во мн. ч.

Два окна - пять окон, три розы - тридцать роз, четыре мальчика - сорок мальчиков.

Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.

Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.

Р.п. пяти окон, трёх роз
Д.п. пяти окнам, трём розам
Т.п. пятью окнами, тремя розами
П.п. (о) пяти окнах, трёх розах

Исключение составляет числительное один . Оно во всех падежах согласуется с существительным.

У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).

Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба , существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.

Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:
первый день, седьмая неделя, восьмые сутки.

Вспомни:

в составных числительных изменяется только конечное слово:
сто двадцать третьим параграфом (Т.п., ед.ч., м.р.),
второй рукой (Т.п., ед.ч., ж.р.),
четвёртым окном (Т.п., ед.ч., ср.р.).

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какое грамматическое значение выражают числительные?

    • Число, количество, порядок при счёте
    • Признак предмета
    • Указание
  2. Какие числительные обозначают порядок при счёте и отвечают на вопрос Который ?

    • Количественные
    • Порядковые
  3. Возможно ли в русском языке сочетание целых числительных с дробными?

  4. Могут ли собирательные числительные быть составными?

  5. Изменяется ли по родам числительное оба ?

  6. Может ли числительное быть определением?

  7. Какой вид синтаксической связи у собирательного числительного в примере: Семеро козлят ждали маму. ?

    • Согласование
    • Управление
  8. В каких формах порядковые числительные согласуются с существительным в падеже?

    • Во всех
    • Во всех, кроме И.п. и В.п.
    • В И.п. и В.п.
  9. Как изменяются собирательные числительные?

    • По падежам
    • По падежам и числам
    • По падежам, числам и в единственном числе - по родам
  10. У каких числительных есть подразряды по значению?

    • У количественных
    • У порядковых

>>Русский язык 6 класс >>Русский язык: Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ: ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Теория

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?: шесть, шестой .
Числительные делятся на количественные и порядковые.

Количественные числительные (по-укр.: кількісні числівники ) обозначают количество предметов (шесть классов) или отвлечённое число (шесть ) и отвечают на вопрос сколько ?

Порядковые числительные (по-укр.: порядкові числівники ) называют порядковый номер предметов при счёте (шестой класс) и отвечают на вопрос который ?

Имена числительные, в том числе и в сочетании с именами существительными, могут быть разными членами предложения: Пять да пять - десять . Мы проучились в этой школе пятъ лет .

По строению числительные делятся на простые (по-укр.: пpocтi ): пять, шесть, сто и составные (по-укр.: складені ): тысяча девятьсот семьдесят шесть.

Практика

1. Прочитайте текст. Выпишите числительные. Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?

У древних народов семь считалось особым числом. В первой книге Ветхого Завета говорится: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил*». С тех пор евреи, а затем и христиане, воспринявшие от них Ветхий Завет, считают семь священным числом.
(Из энциклопедии «Что есть что» )
Почивать - отдыхать.

2. Прочитайте ряды слов. Укажите в них числительные.

Двойка, двуликий, два, двойник, двойной, двойня, двойняшки, удвоить, двойственный, двунаправленный.
Три, тройка, втроем, треугольник, тринадцать, троица, трижды, трио, утроить, трёхмесячный.
Пятак, пятерня, пятёрка, пять, пятый, пятидневка.
Шесть, шестёрка, шестиугольник, вшестером, шестерёнка.

3. Образуйте от числительного десять родственные слова.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Разработка уроков русского языка, учебный план уроков, рефераты на русском языке, всё для учителя и школьника на помощь в подготовке к урокам, собрание конспектов по русскому языку, домашняя работа

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы

Просмотров