Школьные мастерские и физкультурный зал. Требования к помещениям учебных мастерских и кабинетам обслуживающего труда Какое освещение допускается в слесарных мастерских

Оптимальный уровень освещённости помещений способствует хорошему настроению, повышает работоспособность и улучшает зрительные функции. Нельзя забывать и о биологическом действии естественного солнечного света. В современных учебных заведениях имеется тот минимум естественной освещённости, который исключает перенапряжение зрения учащихся при зрительной работе. Однако в солнечные дни создаются блики на рабочих столах и классной доске, что может вызвать слепимость у учащихся. Для защиты от прямых солнечных лучей лучше всего применять регулируемые жалюзи (деревянные, металлические, пластмассовые). Можно использовать и раздвижные занавески (светлых тонов), убирая их в простенки в дождливую и пасмурную погоду.

Основные гигиенические требования к искусственному освещению предусматривают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и бликов на рабочих поверхностях. Учебные занятия часто проходят при искусственном освещении не только во вторую смену, но и в первую (утренние часы в осенне-зимний период). Источниками искусственного освещения служат люминесцентные лампы, лампы накаливания. Для освещения помещений рекомендуется использовать люминесцентное освещение белого света (ЛБ) и тепло-белого света (ЛТБ).

Поскольку учебная работа в учебных заведениях связана со зрительным напряжением, необходимо стремиться к оптимальной освещённости учебных помещений. Недостаточное освещение может служить одной из причин снижения остроты зрения и влечёт за собой ухудшение функционального состояния учащихся.

Согласно утверждённым нормам, на рабочих поверхностях наименьшая освещённость при люминесцентных лампах - 300 лк; такая же освещённость предусматривается в учебно-производственных (слесарных, токарных, фрезерных) мастерских. В кабинетах технического черчения минимальная освещённость на доске - 300 лк, на рабочих столах - 500 лк. При освещении люминесцентными лампами в кабинетах обычно используются светильники типа П10Д-2-40 или ШЛД-2-40. В каждом светильнике помещаются лампы белого света (типа ЛБ). Все светильники должны быть обеспечены бесшумными пускорегулирующими аппаратами (ПРА). Можно также использовать потолочный люминесцентный светильник рассеянного света (ПЛР), который создаёт впечатление светящегося потолка. Для освещения доски или демонстрационного стола в лабораториях дополнительно применяются светильники типа ШМЗ или ШКД-2-40.

Для освещения лампами накаливания применяется осветительная арматура, создающая рассеянный, полуотражённый от потолка и верхней части стен поток света. Практически о достаточности освещения можно судить, исходя из расчёта удельной мощности, то есть мощности, приходящейся на 1 м2, которая должна быть не менее 48 Вт/м2. Совершенно недопустимы лампы без арматуры. В производственных мастерских по обработке металла у станков дополнительно устанавливаются светильники типа «Альфа». В учебных помещениях должна быть предусмотрена возможность раздельного включения дополнительного искусственного освещения по рядам. Демонстрационные столы в лабораторных помещениях, так же как и классные доски, должны иметь особое раздельное освещение.

Осветительный календарь для средней полосы

Месяц Числа месяца Месяц Числа месяца Время включения искусственного освещения
Январь 1-10
11-20
21-31
14.00
14.15
14.30
Июль 1-10
11-20
21-31
19.45
19.15
19.00
Февраль 1-10
11-20
21-29
15.00
15.15
15.30
Август 1-10
11-20
21-31
18.30
18.00
17.30
Март 1-10
11-20
21-31
15.45
16.00
16.30
Сентябрь 1-10
11-20
21-30
17.00
16.30
16.00
Апрель 1-10
11-20
21-30
17.00
17.15
18.00
Октябрь 1-10
11-20
21-31
15.30
15.00
14.30
Май 1-10
11-20
21-31
18.00
18.30
19.00
Ноябрь 1-10
11-20
21-30
14.15
14.00
13.45
Июнь 1-10
11-20
21-30
19.30
19.45
19.45
Декабрь 1-10
11-20
21-31
13.45
13.45
13.30

В пасмурные дни, в ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещённости необходимо правильное сочетание естественного и искусственного освещения. Время включения источников искусственного освещения в средней полосе России указано в осветительном календаре. Сочетание естественного и искусственного освещения не оказывает неблагоприятного влияния на зрение.

Естественное освещение помещений зависит от чистоты оконных стёкол. Грязные стекла поглощают до 20% световых лучей. К концу зимы из-за большой загрязнённости окон поглощение света достигает 50%. Поэтому окна нужно систематически мыть, особенно на первых этажах. Освещённость снижается на 10-40%, если подоконники заставлены высокими цветами или предметами. Поэтому комнатные растения целесообразно располагать на специальных подставках и полочках на стенах вблизи от окна. Из этих же соображений совершенно недопустимо закрашивать стекла масляной белой краской или вставлять матовые стекла. Все это, помимо снижения освещённости, лишает учащихся возможности дать отдых глазам, расслабить напряжение мышц глаза, устремив взор вдаль. Для повышения освещённости большое значение имеет цвет стен, потолков, оборудования и степень чистоты. Чтобы свет рассеивался по всей площади помещений, должно обеспечиваться достаточное отражение световых лучей. Это может быть достигнуто при светлой окраске с коэффициентом отражения не менее 60-70%.

Очень важно для сохранения работоспособности снижение статического напряжения в процессе учебных и производственных занятий. Для этого надо использовать мебель и рабочее оборудование рациональной конструкции. Учебная мебель должна быть удобной и обеспечивать правильную, с гигиенической точки зрения, позу сидящих во время занятий.

Правильная осанка учащихся вырабатывается только тогда, когда учебная мебель и оборудование мастерских соответствуют их росту и пропорциям тела. Исследования показали, что отклонение высоты станка на 5 см от необходимой нарушает правильность позы работающего, быстрее наступает утомление, так как энергетические затраты организма во время выполнения такой работы возрастают на 1,5%. При слишком высоко расположенной рабочей поверхности дополнительная нагрузка ложится на мышцы плечевого пояса, плеча, предплечья, так как работающий должен удерживать руки на весу, в поднятом положении. Неправильная поза способствует неравномерной статической нагрузке на различные мышечные группы и может привести к искривлению позвоночника.

При определении оптимальной высоты слесарного верстака следует исходить из высоты над полом локтевой точки работающего: высота рабочего места должна быть несколько ниже высоты локтевой точки. При выполнении в мастерских механосборочных работ наиболее удобной является такая высота верстака, когда локоть работающего и плоскость напильника лежат на одной прямой линии. В зависимости от роста учащегося высота верстака должна меняться. Так, для роста 155-165 см она должна составлять 85-90 см, для роста 165-175 см - 100 см. Расстояние от центра станка до глаз работающего должно быть около 45 см. В случае несоответствия размеров оборудования росту учащихся используют подставки разной высоты (5, 10, 15 см).

Оптимизация условий внешней среды учебных помещений имеет важное значение для обеспечения высокой работоспособности учащихся, сохранения их здоровья и повышения эффективности учебно-производственного процесса.

Вся материальная база трудового обучения - мастерские, кабинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для проведения трудового обучения в старших классах - может (в зависимости от проекта школы) располагаться непосредственно в здании школы (см. рис. 12), либо в отдельном здании.

Второй вариант предпочтительнее, так как неизбежный производственный шум не проникает в классы. С учетом особенностей педагогического процесса и большой физической активности учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25 - 40\% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого:

в слесарной мастерской - 4 м2;

в столярной мастерской - 4...5 м2;

в швейной мастерской - 4 м2.

Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке:

для токарей - 6...8 м2;

для фрезеровщиков и шлифовщиков - 9... 12 м2;

для электросварщиков - 7,5 м2.

Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими.

Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентироваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70 м:. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V-IX классов на подгруппы, в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

Мастерские для технического труда также могут быть комбинированными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае нормативами предусмотрено наличие инструментальной - для хранения инструментов и приспособлений (не менее 15 - 20 м2) и склада - для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать.

Мастерские по обработке древесины и металла

1.Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный

верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.

Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование для организации производительного тру да учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.

3.Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

Рис. 12. Вариант расположения учебно-производственных помещений

в здании школы:

Помещения

1 - мастерская по обработке древесины; 2 - мастерская по обработке металла;

3 - кабинет обслуживающих видов труда по обработке ткани;

4 - кабинет по кулинарии;

5 - заготовительное отделение по деревообработке;

6- инструментальная (технический труд);

7 - заготовительное отделение по металлообработке;

8 - инструментальная (обслуживающий труд);

9 - рекреация;

10 - комната гигиены и туалеты для мальчиков;

11 - комната гигиены и туалеты для девочек;

12 - подсобное помещение для хранения уборочного инвентаря.

Оборудование

Доска классная с одной рабочей поверхностью (2000 х 1200);

Стол учителя (1300x600x760);

Стул полумягкий;

Шкаф для учебных пособий (884 х 445 х 1830);

Тумба инструментальная (800 х 400 х 1300);

Станок токарно-винторезный (1100х470х 1020);

Стеллаж производственный (1470 х 840 х 1700);

Подтоварник производственный (1500 х 500 х 280);

Верстак столярный (1250x575x780);

Верстак слесарный (962 х 670 х 1360);

Машина швейная (500 х 750 х 300);

Стол раскройный (3000 х 1100x900);

Стол гладильный (1500x400x826);

Шкаф для платья и белья (800 х 400 х 1700);

Станок настольно-сверлильный (370 х 770 х 820);

Станок токарный по дереву настольный (1250x570x475);

Станок настольный горизонтально-фрезерный (765 х 575 х 700);

Электропечь камерная лабораторная (629 х 700 х 480);

Станок фуговально-пильный (840x500x460);

Станок круглопильный школьный (850 х 500 х 680);

Плита разметочная (400x400);

Электроточило наждачное (400 х 340 х 340);

Стол письменный однотумбовый (1100x650x850);

Подставка под ТСО (передвижная) (630 х 480 х Ю00);

Кабина примерочная (1600 х 1400 х 1900);

Трельяж (1200 х 500 х 1550);

Холодильник бытовой (600 х 650 х 1385);

Стол сервировочный (650 х 1400 х 850);

Стол разделочный (540x810x760);

Плита электрическая (500 х 540 х 760);

Шкафчик для хранения уборочного инвентаря (450 х 500 х 2000).

Рис. 14. Мастерская по обработке древесины:

для школ на 20, 30, 40, 50 классов

Рис. 16. Инструментальная - комната мастера:

Специальное оборудование (см. рис. 13-16): А - станок токарный по дереву настольный РМЦ-500 или ВЦ-150-200 (1330*400 * А) с подстав кой; Б - станок сверлильный настольный до 12 мм типа НС-12 (700*510*А) с подставкой; В - точило мокрое песчаниковое с механическим приводом (350*500*А) с подставкой; Г - станок комбинированный настольный (фуговальный и дисковая пила), диаметр диска 200 мм, длина ножей 150 мм (720*430*А) с подставкой; Д - клееварка (размещается в секции вытяжного шкафа); Е - станок токарный по металлу ТВ-7 (1220*580*А) или ТВ-16; Ж - горизонтально-фрезерный станок настольный НГФ-10 (765*575*Л) с подставкой; И - муфельная печь средняя (500 * 650 * А) с подставкой; К - электроточило настольное (500*350*А) с подставкой.

Стол учителя (1200*600*750);

Верстак столярный одноместный;

Верстак слесарный одноместный ученический (900*600*(700... 850));

Верстак столярный одноместный ученический (1000*450*(700......850));

Подставка проекционная;

Стул учителя поворотный (480*500*(450...760));

Табурет рабочий поворотный регулируемый по высоте (400*450*(350...600);

Шкаф пристенный секционный (4200*450*2700);

Шкаф пристенный секционный (4200*600*2100);

Шкаф-перегородка секционная с классной доской (4200*600*2700);

Шкаф пристенный секционный (1500*450*2100);

Шкаф пристенный секционный (7350*450*2100);

Шкаф пристенный секционный;

Шкаф-перегородка секционная с классной доской;

16- доска классная с комплектом демонстрационных навесных досок и витрин (5250*1050*33(120)*1050);

17- доска классная секционная раздвижная (1650*1050);

Экран свертывающийся;

Шторы затемнения;

Штанга для навески досок и таблиц;

Лестница-стремянка переносная (500*2500).

4. Специальные помещения (индивидуальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.

Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

Станки фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1 и заточные относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливают в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раз дельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20 - 25 \% площади).

Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одноместными и двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего матери ала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.

Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование для производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.

Места для ВТО, швейные машины 51-го класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских проводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.

Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Рис. 17. Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии для девочек IV-VIII классов:

а - для школ на 16, 20, 30, 40;

б - для школ на 8, 10, 12 классов;

в - для школ на 8 классов (192 учащихся)

Специальное оборудование (см. рис. 17): А - бытовая универсальная швей ная машина с электроприводом на подставке «Тула»; Б - швейная маши на с ножным приводом «Чайка-2» на подставке; В - ручная машина с электроприводом ПМЗ (МШ-2) на подставке; Г - плита электрическая четырехконфорочная ЭП-7М; Д - мойка с сушилкой для посуды; Е - холодильник «ЗИЛ» (732 * 640 * 1375); Ж - вытяжка; И - гладильная доска с приставкой, откидная; К - манекен детский 44-го размера; Л - при мерочная с трельяжем; М - стол кухонный рабочий (1200x600x800).

Стол ученический 2-местный с горизонтальной крышкой (1200* 500 * (450) * 660, 720, 780);

Стол учителя (1200 * 600 * 750);

Стол универсальный (для сервировки и раскроя) (900... 1800* 900x720);

Подставка для проекционной аппаратуры передвижения (500... 600 *400* 1000... 1200);

Стул ученический поворотный с изменяемой высотой сидения (370 * 400*360...480);

Стул учителя поворотный (480*500*450...760);

Шкафы пристенные секционные (6450x450x2100);

То же с навесным шкафом (5250*450*600);

Шкаф пристенный секционный навесной (4800x450x600);

Шкаф навесной секционный (2400*450*600);

Шкаф пристенный секционный (3300*450*2100);

Шкаф пристенный секционный (750x*450*2100);

Доска классная секционная раздвижная (1650 * 1050);

Экран свертывающийся;

15- штанга для навески досок и таблиц.

Особое внимание уделяется примерным нормам расстояний междуоборудованием(рис. 18, 19).

Рис. 18. Примерные минимальные нормы расстояний между оборудованием:

1 - по фронту; 2 - между тыловыми сторонами; 3 - фронтом друг к другу; 4 -

в затылок. Расстояние а: для малогабаритного оборудования - 500 мм, для сред-

негабаритного - 600 мм, для крупногабаритного - 800 мм

Примерные нормы расстояний, мм Ширина проходов между Ширина проходов между торцами станков

или верстаков 800;

Ширина проходов между рядами 1200;

Ширина проезда в центре мастерской 2000;

Расстояние от стены или колонны до тыльной стороны станка 50;

Расстояние до другого станка 800- 1000

В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения применяется фронтальная и линейная расстановка оборудования (рис.19)

Рабочее место учителя в мастерской рекомендуется располагать на возвышении - подиуме с примерными размерами 3600*2000*200 мм. Как правило, оно оборудуется классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. Во многих случаях учителя технологии модернизируют свои рабочие места там, где это позволяют площади и возможности (см. рис. 20). Подиум выполняется более высоким - с учетом показанных на рисунке выдвижных сидений для учащихся, - а его размеры зависят от габаритов класса. Обычно приемлемый размер 6 х 3 м.

Следует особо отметить, что в настоящее время все больше школьных помещений строится по индивидуальным, а не типовым проектам: увеличивается полезная площадь, создаются большие удобства для работающих.

Рис. 20. План рабочего места учителя:

1 - подиум; 2 - комбинированный методический шкаф с доской и экраном для проекции; 3- стол с пультом управления средствами ТСО, подсветкой стендов, освещением класса и т.д.; 4 - демонстрационный верстак на поворотной плат форме (при невозможности поворота - оснащается выдвижным зеркалом с на клоном на удобный для просмотра учащимися угол); 5 - выдвижные сиденья для учащихся

Школьные мастерские следует располагать на первом этаже, что облегчает доставку материалов, необходимых для работы, кроме того, это предупреждает проникновение в классы шума, возникающего при работе станков.

Мастерские могут быть организованы в отдельном здании, но в этом случае необходимо наличие гардероба и уборной. Запрещается приспосабливать под мастерские помещения, находящиеся в подвальном и цокольном этажах. Площадь пола в мастерских, приходящаяся на одного учащегося, составляет 3,3 м 2 , высота потолка, как и для классов 3,3-3,5 м.

Световой коэффициент в мастерских должен быть равен 1/4-1/5. Глубина мастерской - не более двойной высоты (от верхнего края окна до пола), коэффициент естественной освещенности 1,5%. Освещенность рабочих мест искусственным светом не должна быть меньше 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентном освещении.

В мастерской, как и в лаборатории, должно быть 6-8 светильников мощностью по 400 Вт. Светильники подвешивают на расстоянии 2 м от рабочей поверхности верстаков.

Установлено, что даже простейшие операции по обработке дерева и металла связаны со значительной затратой энергии и повышенной теплопродукцией, что требует создания в мастерских условий, обеспечивающих соответствующую теплоотдачу организма. Этого можно достичь при температуре воздуха 14° в столярной мастерской, 16-17° в слесарной, при влажности воздуха 40-60%, при скорости движения воздуха 0,15-0,3 м/с.

Мастерские необходимо регулярно проветривать. Кроме того, они должны быть оборудованы искусственной вытяжной вентиляцией.

В мастерских устанавливают умывальники, краны с подводкой холодной и горячей воды.

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Наиболее распространенным оборудованием школьной мастерской являются верстаки (столярные и слесарные). Их высота должна соответствовать росту учащихся. Для обеспечения правильной рабочей позы столярные верстаки должны иметь подъемное подверстачье с минимальной высотой 51,5 см, максимальной 90 см и подъемные подножки. Каждое рабочее место снабжается усовершенствованным табуретом с изменяющейся высотой или сиденьем на кронштейне, желательно с пояснично-крестцовой опорой.

При росте учащихся до 127 см высота верстака должна быть 65,5 см, при росте от 128 до 133 см - 70,5 см, а для учащихся ростом 134-141 см - 77,5 см. Высота слесарных верстаков до губок тисков для трех групп роста должна быть соответственно 75, 80,5 и 88 см.

Рабочую поверхность крышки столярного верстака делают гладкой, без трещин. Деревянные винты плотно пригоняются к гнездам.

Обшивка слесарного верстака должна плотно покрывать поверхность стола, края ее притупляют и загибают под кромку стола. Тиски плотно закрепляют на расстоянии не менее 0,9 м друг от друга.

При большой высоте станка под ноги учащихся устанавливают подставки. Верстаки должны быть устойчивыми. Слесарные верстаки закрепляются на полу.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что целесообразно размещать верстаки в слесарной мастерской параллельно окнам (при наличии двух рядов). Допускается также сдвоенное размещение верстаков перпендикулярно окнам.

В столярной мастерской наилучшим является перпендикулярное размещение по отношению к стене с окнами или под углом 45° к ней. Минимальное расстояние между станками составляет 0,8 м, а между рядами станков - 1,2 м.

Размеры и вес инструментов, применяемых на уроках труда, должны находиться в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся (размер кисти, окостенение фаланг кисти к 9-11 годам, позвоночника к 15-16 годам, недостаточная мышечная сила) и быть удобными при использовании.

В силу указанных особенностей в начальной школе рекомендуется применять инструментарий следующего размера: ножницы 118-120 мм длиной, с закругленными концами, рычаги ножниц должны двигаться свободно, чтобы учащиеся не затрачивали сил; нож весом 75 г, клинок длиной 60 мм, шириной 18 мм, лезвие должно быть хорошо заточено; шило стальное, круглое на конце, длина до ручки 40 мм, длина ручки 85 мм, диаметр утолщенной части ручки 30 мм. Для картонажных работ используют бумагу или картон толщиной не более 0,5 мм. Для лепки следует пользоваться мягким материалом, не загрязняющим руки (пластилин). При шитье следует применять темные нитки и светлый материал, так как при этом меньше утомляется зрение и лучше видны недостатки в работе.

Физкультурный зал в зависимости от числа учащихся планируется размером 9X18 м (162 м 2) или 12X24 м (288 м 2). Высота зала соответственно 5,5 и 6 м. Площадь зала должна быть такого размера, чтобы приходилось 4 м 2 на каждого занимающегося. При физкультурном зале следует иметь две раздевальни (для мальчиков и девочек) и помещение для хранения спортивных снарядов.

Температура воздуха в зале должна поддерживаться на уровне 14-16° при влажности 40-60%. Вентиляция должна обеспечивать троекратный обмен воздуха в час. Световой коэффициент 1/4-1/5, коэффициент естественной освещенности - не менее 1,5%, освещенность 75 лк (на полу).

2.8. Кабинет и мастерские образовательной области « Технология»

Для образовательной области «Технология » необходимо выделить следующие помещения:

— кабинет художественного труда (1 -IV классы);

— мастерская по обработке металла (мастерская по обработке конструкционных материалов);

— мастерская по обработке древесины (мастерская по обработке конструкционных материалов);

— мастерская по обработке ткани;

— мастерская по обработке пищевых продуктов;

— кабинет технической графики.

При наличии площади допускается создание кабинета «Электрорадиотехнология ». Допускается организация комбинированных мастерских «мастерской по обработке ткани и пищевых продуктов», а также «мастерской по обработке конструкционных материалов», в которых проводятся и электрорадиотехнические работы с выделением в данных мастерских различных рабочих зон по направлениям.

2.8.1. Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским образовательной области «Технология »

2.8.1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. «Естественное и искусственное освещение».

2.8.1.2. Естественное освещение при работе в мастерских и кабинетах должно обеспечивать выполнение работ по III разряду (точные работы), а при обучении технологии швейных работ — по II разряду (работы высокой точности).

В учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.

2.8.1.3. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.

2.8.1.4. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.

2.8.1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002×40, ЛП028×40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2×40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125 ) ( «кососвет »). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

2.8.1.6. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95 наименьшая освещенность в мастерских по обработке металла и древесины (мастерские по обработке конструкционных материалов) установлена при люминесцентных лампах 300 лк; при лампах накаливания — 150 лк; в кабинете технической графики — 400 лк; в

мастерских по технологии швейных работ — 400 лк, на классной доске — 500 лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.

2.8.1.7. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее ¼ площади пола помещения.

2.8.1.8. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно окнам.

2.8.1.9. Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети, независимой от сети рабочего освещения.

2.8.1.10. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 — 21 С, а относительная влажность 60 — 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.

2.8.1.11. В мастерских и кабинетах должны быть установлены умывальники с горячим водоснабжением и электросушилками. Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.

2.8.1.12. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.

2.8.1.13. В мастерской для обработки пищевых продуктов должны быть подведена горячая и холодная вода к мойкам.

2.8.1.14. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.

2.8.1.15. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).

2.8.1.16. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 м³/час на одного человека.

2.8.1.17. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.

2.8.1.18. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.

2.8.1.19. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.

2.8.1.20. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными ) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.

2.8.1.21. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.

2.8.1.22. Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесно -волокнистые плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).

2.8.1.23. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

2.8.1.24. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.

2.8.1.25. Штепсельные розетки, применяемые для напряжения разной величины, должны отличаться друг от друга.

2.8.1.26. Для обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть обязательно заземлены каркасы распределительных щитов, шкафов, стальные трубы, в которых помещены электропровода. Кабинеты и мастерские должны быть оснащены устройством защитного отключения.

2.8.1.27. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать «Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ».

2.8.1.28. На рабочие столы обучающихся (в кабинете художественного труда, мастерских по обработке ткани, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.

2.8.1.29. На рабочие места учащихся электроэнергия должна подаваться с распределительного щита. Включение и выключение всей электросети кабинета (мастерской ) должно осуществляться одним общим рубильником или с помощью устройства защитного отключения.

2.8.1.30. Элементы отопительной системы должны закрываться деревянными решетками.

2.8.1.31. Рабочие места учащихся в кабинете художественного труда, предназначенные для работ по выжиганию, должны быть оснащены вытяжным устройством.

2.8.1.32. Мастерские по обработке ткани, дерева, металла и комбинированные, должны быть звукоизолированы путем отделки стен и потолка звукопоглощающей плиткой.

2.8.1.33. В мастерских по обработке ткани должно быть предусмотрено заземление швейных машин.

2.8.1.34. В мастерских по обработке пищевых продуктов должна быть установлена вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 м от пола.

2.8.1.35. Организация безопасной эксплуатации электроустановок должна проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.030-80 «Электробезопасность . Защитное заземление. Зануление» и «Правила технической эксплуатации электроустановок» (ПТЭ ).

2.8.1.36. В мастерских по обработке пищевых продуктов должно быть обеспечено защитное заземление электроплит. Применение газовых плит не допускается.

2.8.1.37. Стены в мастерских для обработки пищевых продуктов вблизи плит, моек и рабочих столов в кухне-лаборатории должны быть покрыты облицовочной плиткой на высоту 1,5 м от пола.

2.8.1.38. Пайка долина осуществляться с применением бескислотных флюсов.

2. 8.2. Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области «Технология »

2.8.2.1. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и напол-няемое™ классов (классов -комплектов) с учетом «Номенклатуры ти-пов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ».

2.8.2.2. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению — 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете худо-жественного труда, 4,5 м² на одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 м² — для комбинированной мастерской и 4,5 м² для мастерских по обработке ткани и 4,5 м² для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования». Площадь кабинетов и мас-терских образовательной области «Технология » должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с соблю-дением санитарно-гигиенических норм.

2.8.2.3. Объем рабочего помещения на каждого работающего -не менее 15 м³ Высота помещений — не менее 3, 2 м. Если в ка-бинах занимается более 15 человек, ширина двери должна быть 0,9 м.

2.8.2.4. Мастерские по обработке металла и древесины должны быть расположены на первом этаже. Не допускается размещать мас-терские в полуподвальном и подвальном помещениях.

2.8.2.5. Из мастерских по обработке металла, древесины и конструкционных материалов должен быть предусмотрен дополнитель-ный, утепленный выход.

2.8.2.6. Специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, должны использоваться для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Эти помещения должны быть смежными с помещениями мастерских. Инструментальная должна, иметь два выхода" один -в коридоре, другой — в мастерскую.

2.8.2.7. Инструментальная комната должна занимать от 16 до 32 м², а кладовая для хранения сырья и готовой продукции — от 12 до 16 м² в зависимости от вместимости классов-комплектов.

2.8.2.8. В специально отведенных мастерских по обработке металла и древесины должны размещаться емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.

2.8.2.9. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

2.8.2.10. Мастерские по технологии обработки пищевых продуктов не допускается размещать под туалетом или использовать подвальные помещения и проходные комнаты.

2.8.2.11. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены две зоны: «кухня -лаборатория» и зона для теоретической подготовки.

2.8.2.12. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены места для первичной обработки продуктов, места для тепловой обработки продуктов и рабочие места бригады.

2.8.2.13. В мастерской по обработке ткани должна быть зеркальная стена для проведения примерок.

2.8.2.14. Для хранения материалов и незаконченных работ учащихся в мастерской по обработке ткани должно быть лаборантское помещение площадью не менее 18 м²

2.8.2.15. Для кабинета технической графики рекомендуется отводить помещение второго этажа и выше.

2.8.2.16. Кабинет технической графики должен быть расположен в светлом помещении размером от 60 до 81 м² в зависимости от типа школы.

2.8.2.17. При площади кабинета технической графики менее 60 м² должно быть и лаборантское помещение.

2.8.2.18. Столы ученические для черчения могут располагаться в три или четыре ряда в зависимости от конфигурации кабинета.

2.8.2.19. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.

2.8.2.20. Расстояние между столами в ряду — 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения — 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены — около 2,6-2, 7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски — 8,6 м.

2.8.2.21. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.

2.8.2.22. В кабинете технической графики на передней стене разрешается демонстрационный чертежный прибор типа «Кульман ».

2.8.2.23. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади помещения.

2.8.2.24. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.

2. 8.3. Требования к комплекту мебели в мастерских и кабинетах образовательной области «Технология »

2.8. 3.1. Кабинеты и мастерские образовательной области «Технология » должны быть укомплектованы мебелью и классными досками, соответствующими требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86.

2.8.3.2. Кабинеты и мастерские образовательной области «Технология » должны быть оснащены следующей мебелью (в расчете на наполняемость класса 15 обучающихся — для 5-9 классов и 25 обучающихся — для 1-4 классов):

— столы и стулья для учителя (ГОСТ 18313-93) для кабинетов и мастерских образовательной области «Технология »;

— столы ученические для кабинета художественного труда (1 -4 классы), кабинета по обработке пищевых продуктов;

— одноместные ученические столы для черчения (ГОСТ 19549) разных ростовых групп в кабинете технической графики;

— универсальные рабочие столы со встроенной швейной машиной для кабинета по обработке ткани;

— стулья ученические и табуреты (ГОСТ 11016-93);

— верстаки слесарные, столярные, комбинированные (ОСТ 79-1-02-84);

— подставки для технических средств обучения (ГОСТ 22361-95); столы демонстрационные (ГОСТ 18607-86),

— шкафы для учебных пособий, хранения материалов и изделий (ГОСТ 18666-95);

— доски классные (ГОСТ 20064-86);

— гладильные столы или доски.

2.8.3.3. Мебель должна иметь гигиенический сертификат и сертификат соответствия.

2.8.3.4. Высота столов и стульев должна соответствовать ростовым группам учащихся. В зависимости от роста обучающихся столы и стулья должны маркироваться номером и цветом.

В однокомплектной и двухкомплектной школах, когда в одном кабинете занимаются обучающиеся 5-11 классов, должно быть преобладание средних групп мебели — NN 4,5.

2.8.3.5. В кабинете художественного труда высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовым группам 4-6.

2.8.3.6. В кабинете должно быть не менее двух специальных подставок для установки проекционной аппаратуры, выполненных по ГОСТ 22361-95.

2.8.3.7. Классная доска должна быть оснащена приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.

2.8.4. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

2.8.4.1. В учебных мастерских оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.

2.8.4.2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления У-1Х классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не более 15 человек.

2.8.4.3. Рабочее место учителя в мастерской должно быть оборудовано столом с емкостью для аппаратуры (ГОСТ 18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов.

2.8.4.4. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500×1000 мм, откидных щитов: 750×1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

2.8.4.5. Рабочее место обучающегося для индивидуального пользования — верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

2.8.4.6. Для обработки конструкционных материалов, а также для различных занятий во внеурочное время в кабинете должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест коллективного пользования.

2.8.4.7. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки и др. дополнительное оборудование для общественно полезного труда обучающихся.

2.8.4.8. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.

2.8.4.9. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу.

2.8.4.10. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК ) к рабочим местам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электрорадиотехнических работ.

2.8.4.11. Для немедленного отключения электрических агрегатов на столе учителя монтируют кнопочное устройство, управляющее магнитным пускателем силовой линии, а также пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой и затемнением.

2.8.4.12. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные рабочие места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

2.8.4.13. В мастерских по обработке ткани индивидуальные рабочие места должны быть укомплектованы универсальными рабочими столами со встроенной в них швейной машиной с ручным и электрическим приводом.

2.8.4.14. В мастерских по обработке ткани должны быть оборудованы рабочие места для влажно-тепловой обработки швейных изделий, для примерки, для обработки срезов.

2.8.4.15. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы емкостями для сбора обрезков ткани и других отходов.

2.8.4.16. Рабочее место учителя в кабинете по обработке ткани представляет собой демонстрационный стол для кабинета физики из 2-х секций (общая длина — 2400) и стол учителя со стулом.

2.8.4.17. Рабочие места в кабинете необходимо оснастить установками индивидуального и локального освещения.

2.8.4.18. Рабочее место обучающегося в кабинете технической графики оборудуется специализированным одноместным ученическим столом для черчения и стулом.

2.8.4.19. В кабинетах, рассчитанных на 24 обучающихся, могут быть столы следующих ростовых групп: N 4 — 6 шт., N 5 — 18 шт., стулья ученические тех же ростовых групп.

2.8.4.20. Индивидуальное рабочее место учащегося в кабинете художественного труда должно быть оснащено универсальным рабочим столом, укомплектованным съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов, а также трафареты разметочные и простые карандаши.

2.8.5. Требования к оснащению кабинета и мастерских образовательной области «Технология » проекционной аппаратурой и приспособлениями

2.8.5.1. В кабинетах и мастерских должны быть размещены следующая аппаратура:

— диапроектор;

— эпипроектор;

— графопроектор;

— цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см;

— видеомагнитофон (видеоплейер );

— компьютер для работы учителя и обучающихся;

— копировальная техника.

2.8.5.2. Для получения оптимального размера изображения проекционная аппаратура должна быть размещена на передвижных тележках.

2.8.5.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей должен быть экран с регулируемым углом наклона.

2.8.5.4. В кабинетах и мастерских должно быть приспособление для зашторивания окон для работы с проекционной аппаратурой (на одно окно и на все окна).

2.8.5.5. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна — у классной доски, другая — на противоположной от доски стене кабинета, третья — на стене, противоположной окнам.

2.8.5.6.При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2 — 1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2, 7 м, а высота нижнего края экрана от подиума или пола не ниже 0,9 м.

2.8.5.7. Расположение телевизора должно быть таким, чтобы обеспечивалась оптимальная зона просмотра телевизора и видеофильмов на расстоянии не менее 2, 7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола или подиума должна быть в пределах 1,2 — 1,3 м.

2. 8. 6. Требования к оснащению кабинетов и мастерских образовательной области «Технология » учебным, оборудованием, и необходимой документацией

2.8.6.1. Состав учебного оборудования в кабинетах и мастерских образовательной области «Технология » рекомендуется определять по действующими «Перечням учебного оборудования по образовательной области „Технология“ для общеобразовательных учреждений России», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации.

2.8.6.2. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72) (около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения), а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

2.8.6.3. Оборудование, не предусмотренное «Перечнями », в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции санэпидемстанции, что оформляется соответствующими актами.

2.8.6.4. В кабинете и мастерских образовательной области «Технология » должны быть инструменты и материалы, предназначенные для ремонта учебно-наглядных пособий и изготовления средств обучения силами обучающихся (ножницы , клей, бумага, тушь, фломастеры, фолии и пр.).

2.8.6.5. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

2.8.6.6. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.

2.8.7. Требования к размещению и хранению оборудования

2.8.7.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

— сохранность средств обучения;

— постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

— быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования — по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

2872 Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.

2.8.7.3. Нижние секции шкафов должны быть с глухими дверками, верхние — с остекленными, антресольные верхние — с глухими дверками.

2.8.7.4. На книжных полках секционных шкафов должны быть размещены диафильмы, диапозитивы, аудиокассеты, подборки материалов текущей периодики. Нижние дверцы этих шкафов должны быть глухими.

2.8.7.5. Диафильмы должны размещаться в специальных укладках. Ячейки и коробки с диафильмами должны быть промаркированы, и им должны быть присвоены те же номера, что и на коробочках диафильмов.

2.8.7.6. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться вдали от отопительной системы.

2.8.7.7. Таблицы должны храниться в крупноформатных папках или наклеиваться на картон и размещаться в ящиках-табличниках, расположенных под классной доской или установленных отдельно.

2.8.7.8. Таблицы размещают в секциях и ящиках по классам, темам с указанием списка и номера таблиц.

2.8.7.9. Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках на рабочих местах обучающихся.

2.8.7.10. Хранить инструмент следует так, чтобы исключить возможность получения травм при неосторожном касании: долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном положении в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи рубанков, шерхебелей, фуганков и других подобных инструментов заклинивают вровень с подошвой; сверла вставляют в гнезда деревянной подставки рабочими концами вниз; лучковые пилы вешают за стойкой лучка, повернув зубья внутрь, а ножовки вставляют в специальные гнезда таким образом, чтобы была закрыта режущая часть, мелкий инструмент хранят в специальной укладке с гнездами разного диаметра.

2. 8.8. Требования к оформлению интерьера кабинетов и мастерских

2.8.8.1. Интерьер кабинетов и мастерских должен соответствовать особенностям преподавания предмета.

2.8.8.2. В кабинетах следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования.

2.8.8.3. Материалы постоянной экспозиции составляют стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации.

2.8.8.4. К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, разъясняющие, как выполнять отдельные операции.

2.8.8.5. Для размещения экспозиции используют специальные экспозиционные щиты, которые закрепляют по боковой стене, противоположной стене с оконными проемами.

2.8.8.6. В кабинетах и мастерских должны быть постоянно действующие выставки изделий, изготовленных обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты.



Просмотров