Сценарий конференции в рамках общешкольного мероприятия «Неделя научных открытий и изобретений. Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст

Сценарий мероприятия ко дню изобретателя

«Мы - изобретатели».

(Для детей 7-10 лет.)

Разработал: Шишкова Людмила Прохоровна

педагог дополнительного образования

МОМБОУ ДОД «Центр детского

(юношеского) технического творчества

«Меридиан» города Новокузнецка.

Цель: Формированиепредставления младших школьников об изобретениях; доказательство того, что в каждом из детей есть предпосылки к изобретательству; воспитание культуры общения между детьми.

Оборудование для ответственного:

Текст беседы;

Наглядность: Картинки с изобретениями;

Эмблема дня изобретателя;

Карточки с разминкой.

Оборудование для участников:

Фломастеры и цветные карандаши;

Карточки с заданиями;

Новые: Ластик, тетрадь, точилка;

Предметы для изобретений: трубочки, стаканчик одноразовый, резинка, ножницы, клей, бумага, фломастер, крышки от бутылок.

Ход мероприятия.

1.Беседа по теме.

Изобрести (из словаря С.И. Ожогова) – придумать, выдумать. Творчески мысля, работая, создать что – нибудь новое, неизвестное прежде.

Изобретательское начало в человеке заложено в наших генах, то есть передаётся от родителей к детям (в древние времена человек пытался сначала бить палкой, потом камнем, потом, соединив два этих предмета, получил первый молоток). Но эта передача ещё не обеспечивает её реализацию. Также как, например, запись в блокноте, о каком – либо деле, совсем не означает, что мы его обязательно выполним. Необходимо хотеть выполнить это дело и приложить к этому усилия. Или изобретательское начало в человеке можно сравнить с нежным, только взошедшим цветком. Дальнейшая судьба этого чуда природы зависит от окружающей среды: ветер, холод легко погубят его, а ласковое солнце и влага укрепят и наполнят жизнью. Также и способность изобретать среда может развить или погубить. То есть для того чтобы что либо изобрести необходимо создать для этого благоприятную среду: желание изменить какой – либо предмет в лучшую сторону или желание создавать предметы облегчающие человеческую жизнь и немало важно учиться и развиваться в этом направлении и даже не надо ждать взросления. Так существует ряд примеров, когда люди в юном возрасте изобретали нужные предметы. Вот эти примеры:

1.Фруктовое мороженое

Б ольше 100 лет назад американский подросток, Фрэнк Эпперсон, в 11-летнем возрасте изобрел фруктовый лед на палочке. Само открытие произошло случайно: вечером мальчик по забывчивости оставил сок на улице. Утром в стакане оказалось фруктовое мороженое, которое очень понравилось друзьям и родным Фрэнка. Когда Эпперсону исполнилось 29 лет, он запатентовал свое изобретение. Через 2 года, в 1925 году мороженое продавалось по всей Америке. Его цена была очень низкой, всего 1 цент, а ассортимент постоянно расширялся. В годы великой депрессии Фрэнк придумал необычный и простой способ, чтобы увеличить продажи и сделать фруктовый лед еще дешевле: он добавил вторую палочку. Теперь мороженое могли есть сразу двое детей, разломав его пополам.

Материал и презентация были подготовлены, как методическая разработка для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных профессий, для обучающихся по профессии "автомеханик". В ней собоан материал о том, что же заставило человека изобретать?

Современному человеку уже трудно себе представить, что он может обойтись без телефона, телевизора, радио, видеокамеры, микроволновой печи…. Этот список можно продолжать долго, подумав, без чего же уже нельзя представить нашу жизнь. Всё это – дело рук учёных и конструкторов, инженеров и техников, рационализаторов и изобретателей. Ими двигала и движет не только необходимость, изобретать что – то новое, совершенствовать его. Люди, изобретая, стремились облегчить себе жизнь, улучшить её. Тяжёлый труд и вправду постепенно брали на себя машины, появилась возможность путешествовать на далёкие расстояния и многое многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ЗАСТАВЛЯЛО ЧЕЛОВЕКА ИЗОБРЕТАТЬ?

2 слайд

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А. С. Пушкин

Что же заставляло человека изобретать?

Современному человеку уже трудно вообразить, что он может прожить без телефона и телевизора, без автомобиля и самолета, без магнитофона и радио, без... Можно продолжать этот список, подумав, без чего уже нельзя представить нашу жизнь.

Все это - дело рук ученых и конструкторов, инженеров и техников, рационализаторов и изобретателей. Двигала и движет ими не только необходимость, но и творческий дух, который воспел Пушкин.

КТО ПЕРВЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ?

Может быть, это древний человек, который развел костер, чтобы согреться или поджарить кусочек мамонта? Или тот, кто впервые придумал нацепить на себя шкуру убитого зверя? А может, это та обезьяна, которую считают нашим предком, догадавшаяся сбить палкой с ветки банан.

Ведь такие действия, что ни говорите, требовали изобретательности ума.

Если идти от далеких времен вплоть до наших дней, то, пожалуй, придется зачислить в разряд изобретений фактически все, что было сотворено человеком, и не только предметы, машины и сооружения, окружающие нас.

Вот, к примеру, алфавит - изобретение? Безусловно, причем изобретение гениальное.

Конечно, про все, что напридумал и создал человек, мы рассказать не в силах. Ограничимся материальным миром, миром вещей. А из него выберем те проблемы, которые встают перед нами сегодня, и прежде всего из области техники.

Люди, изобретая, стремились облегчить себе жизнь, улучшить ее. Тяжелый труд и вправду постепенно брали на себя машины, появилась возможность путешествовать на далекие расстояния, связываться практически с любой точкой земного шара.

3 слайд., 4 слайд

Итак, ИЗОБРЕТЕНИЯ ДРЕВНОСТИ Некоторые современные технологии, предметы и знания были открыты и изобретены в далекие античные времена.

5 слайд

Современные историки предполагают, что он жил в 1-м веке н.э. где-то между 10-75 годами. Установлено, что Герон преподавал в Александрийском Музее - научном центре античного Египта, в состав которого входила и знаменитая Александрийская библиотека

К сожалению, подлинники этих трудов не сохранились, возможно, они погибли в пламени пожара, а возможно были уничтожены в 391 году н.э. христианами.

До наших времен дошли лишь переписанные копии трудов Герона выполненные его учениками и последователями. Часть из них на греческом, а часть на арабском языке.

Вот некоторые его изобретения.

6,7,8 слайды КОЛЕСО

Одно из величайших изобретений человечества - колесо - появилось в Месопотамии в середине четвертого тысячелетия до нашей эры. Предшественником колеса считают деревянный каток, который подкладывали под груз. Первоначально колесо представляло собой диск, насаженный на ось.

Крупным шагом вперед в развитии техники передвижения стало изобретение колеса со ступицей, насаживающегося на неподвижную ось. В этом случае колеса вращались независимо друг от друга. А чтобы колесо меньше терлось об ось, ее стали смазывать жиром или дегтем.

Ничего лучшего в эпоху каменного века придумать было нельзя. Но после открытия металлов стали изготавливать колеса с металлическим ободом и спицами. Такое колесо могло вращаться в десятки раз быстрее и не боялось ударов о камни. Запрягая в повозку быстроногих лошадей, человек значительно увеличил скорость своего передвижения.

Пожалуй, трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники. Повозка, гончарный круг, мельница, водяное колесо и блок - вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо. Каждое из этих изобретений составило эпоху в жизни человечества. Их совокупное воздействие на жизнь людей было так велико, что без всякого преувеличения можно сказать: колесо сдвинуло историю с мертвой точки и заставило ее мчаться в несколько раз быстрее.

9 слайд ОДОМЕТР (по слайду)

10 слайд (по слайду)

11 слайд ИЗОБРЕТЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (по слайду)

12 слайд (по слайду) - таблица

13 слайд ИЗОБРЕТЕНИЯ НОВОГО МИРА

14 СЛАЙД (ПО СЛАЙДУ) – таблица

15, слайд велосипед - механическое устройство, позволяющее передвигаться за счет работы человеческих мускулов

16, слайд

Сведения о велосипедах и самокатах до 1817 неясны и противоречивы.

К изобретению велосипеда приложили руку многие изобретатели и инженеры. Различные идеи повлияли на развитие велосипеда, который совершенствуется и по сей день.

В целом виде велосипед впервые в своих чертежах нарисовал великий изобретатель Леонардо да Винчи.

По-настоящему велосипед начал совершенствоваться с начала XIX века. Однако конструкции с колесами, предназначенные для самостоятельного перемещения их человеком, упоминается уже в XV столетии.

Прототипом велосипеда был селерифер, он очень отдаленно похож на современные модели. По большому счету это был самокат, на двух колесах, была деревянная рама, но не было педалей и руля. Сидя на «самокате», ездок отталкивался ногами от земли, а потом поджимал их, и некоторое время ехал по инерции

17 слайд

Во Франции первый аппарат, напоминающий современный велосипед, появился в 1808 г. Он был изготовлен из дерева и состоял из перекладины, соединяющей два колеса. В отличие от современного велосипеда, у него не было руля и педалей.

18 слайд

В 1817 году немецкий изобретатель барон Карл Дрейз создал первый самокат, который был назван им «машиной для ходьбы». У самоката был руль и седло. Самокат был назван по имени изобретателя дрезиной, и это слово по сей день используется в русском языке. В 1818 году был выдан патент на это изобретение.

19 слайд

В 1839-1840 годах изобретение было усовершенствовано. Шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к нему педали. Заднее колесо прикреплялось в педали металлическими стержнями, педаль толкала колесо.

20 слайд

Первый велосипед с педалями и рулем был построен и в России крепостным кузнецом Артамоновым. Именно на нем первый велосипедист прикатил из Верхотурья на Урале в Москву. Толпа людей, собравшихся на Ходынском поле, с изумлением наблюдала за удивительной двухколесной тележкой Артамонова.

Многие новшества, привнесенные первыми конструкторами велосипедов, способствовали развитию автомобильной промышленности. Более того, многие из первых конструкторов автомобилей и мотоциклов сами вначале были конструкторами велосипедов, как, например, Г.Даймлер в Германии, а также Б.Харлей и А.Дэвидсон в США.

В настоящее время велоиндустрия не стоит на месте. Мы становимся свидетелями появления новейвших видов велосипедов – пляжных велосипедов, зимних велосипедов, «растайбайков», велосамокатов и т. д..

21 слайд – МОТОЦИКЛЫ

22 слайд

Параллельно с развитием первых велосипедов изобретатели продолжали совершенствовать их конструкции, так появились новые модели велосипедов установленных на них моторов. Этот аппарат в дальнейшем получил своё название - мотоцикл.

Наиболее интересными работами в этой области были аппараты французского инженера Луи Гийома Перро , который создал собственный паровой мотоцикл.

Начал он, как и его соотечественник Эрне Мишо , с велосипеда, оснастив его в 1868 г. большим маховиком, благодаря чему ездок мог определенное время двигаться по инерции. Через год Перро стал применять в своих конструкциях одинарную трубчатую раму.

Революционным стал велосипед, разработанный Луи Перро , с электроприводом на заднем колесе. А ведь это было во времена, когда электротехника только зарождалась и хороших электромоторов не существовало, поэтому фантастический для того времени проект тик и остался на бумаге.

Итогом всех этих изобретений стала паровая машина для велосипеда, разработанная Перро в 1871 г. Через некоторое время мотоцикл был изготовлен и опробован на ходу. Топливом для горелки должны были служить винный спирт, керосин или растительное масло. Двигатель - одноцилиндровая паровая машина. Вдоль рамы крепился рабочий цилиндр, а бачки для топлива и воды располагались поперек рамы. С помощью специального регулятора можно было менять количество подаваемого в цилиндр пара, изменяя тем самым скорость мотоцикла. Тормоза на машине Перро не было.

23 слайд

Стоит упомянуть еще об одном изобретателе «пароциклов» - американце Луисе Копленде.

В 1884 г. он поставил паровой мотор впереди водителя над маленьким передним колесом. Этот мотоцикл мог разогнаться до 18 км/ч, несясь по улицам, как «исчадие ада», и пугая граждан.

В дальнейшем развитие мотоциклов приостановилось. Люди, занимавшиеся их изготовлением, столкнулись с той же проблемой, что и автомобильные мастера, - с отсутствием легкого и экономичного двигателя. Лишь появление двигателя внутреннего сгорания в корне изменило ситуацию, дав мощный толчок дальнейшему развитию этого оригинального вида транспорта.

24 слайд

Мотоцикл «Россия» - первый российский мотоцикл, на который был установлен 1-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания. 1906 год.

25 слайд - АВТОМОБИЛЬ

26 слайд ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ

Первый автомобиль, так называемая малая телега Кюньо, с собственным именем «Фардье», был построен в 1769 году, французом Кюньо, она развивала на дороге скорость 4,5 км/ч, но только в течение 12 мин, поскольку на большее не хватало ни воды, ни пара. Необходимо было наполнить котел водой и вновь разжечь под ним костер, так как у первого автомобиля отсутствовала даже топка. Но этот двигатель и «телега» оказался малоэффективен и дальнейшего развития не получила.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:


Вопрос 1. Назови изображённые ниже орудия труда древнего человека.

А Б


Вопрос 2. Современный алфавит появился не сразу. Первоначально письменные знаки обозначали целые отдельные слоги. Только в конце 2-го тысячелетия до Рождества Христова изобрели буквенно-звуковой алфавит, который послужил образцом для алфавитов многих других народов.

Кто изобрёл этот алфавит?

А) Древние греки

Б) Древние финикийцы

В) Древние арабы


Вопрос 3.

Это гениальный учёный первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

Назовите этого учёного.

Он изобрёл ножницы

в том виде, в котором они известны сейчас?


Вопрос 4. Назови имя и фамилию великого учёного, с именем которого связаны следующий объекты.

Изобрёл все составы

для мозаичного дела

Ночезрительная

труба

Создание

Московского

университета

Самопишущий компас


Вопрос 5. Эти знаменитые изобретатели были крепостными горнозаводчиков Демидовых. Благодаря этим русским изобретателям-самоучкам и промышленным инженерам в России началось строительство первой отечественной железной дороги и самых первых паровозов.

Назови имена и фамилии этих изобретателей.

А) С.М. Бердичевский-Апостолов и

Михаил Филиппович Фрейденберг Б) Павел Николаевич Яблочков и

Александр Николаевич Лодыгин В) Ефим Алексеевич и

Мирон Ефимович Черепановы


  • Вопрос 6. По легенде, мысль о системе пришла ученому во сне. Однако известно высказывание этого ученого: "Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел – и вдруг... готово". Эта система является графическим изображением закона, открытого ученым в 1869 г.

Кто этот ученый и какую

систему он придумал?

А) Декартова система координат

Б) Периодическая система

Д.И.Менделеева

В) Экосистема А.Тенсли


Вопрос 7. Установите соответствие.

Фирма «Эппл»

СССР

Фирма «Интел»

Космический корабль

«Восток – 1»

Микропроцессор

Компьютер «Макинтош»


Вопрос 8. В 2000 году японцы признали его главным изобретателем ХХ века. Момофуку Андо придумал продукт, который порадовал и домохозяйку, и путешественника, и бедняка.

В тяжелые годы после Второй мировой войны у него созрел благородный план – накормить всю страну простой, недорогой и полезной пищей.

Что это за продукт?

А) лапша быстрого приготовления


Вопрос 9. В конце 50-х годов 20 века в США была создана секретная сеть связи, предназначенная для военных целей. Если бы телефонная и радиосвязь вышли из строя, то эта секретная связь продолжала бы работать.

В 1974 году она получила своё современное название. Как называется эта сеть сейчас?


Вопрос 10. В течение 20 лет учёные исследовали жизнь полутора тысяч одарённых детей. Они пришли к выводу, что более серьёзные и благоразумные натуры живут дольше.

А что же такое смех, по их мнению?

А) Смех – это всего лишь защитная реакция

на стрессы и нервные перегрузки.

Б) Смех – это небольшое расстройство психики.

В) Смех – это признак артериального давления.


ОТВЕТЫ

Вопрос 1. А – каменный топор, Б – копье, В – рубило

Вопрос 2. А – древние финикийцы

Вопрос 3. Леонардо да Винчи

Вопрос 4. М.В. Ломоносов

Вопрос 5. В – Черепановы

Вопрос 6. Б – Периодическая система Д.И.Менделеева

Вопрос 7. 1 – В, 2 – А, 3 – Б

Вопрос 8. А – лапша быстрого приготовления

Вопрос 9. Интернет

Вопрос 10. А - это всего лишь защитная реакция

на стрессы и нервные перегрузки


Чем открытие отличается от изобретения?

«... Открытие раскрывает, что существовало и раньше, но не было ещё известно. Изобретение есть создание чего-то такого, что до сих пор не существовало ещё. Тем не менее, полагаю, что как изобретение, так и открытие делаются почти одинаковым образом…»

Уильям Рамзай, лауреат Нобелевской премии 1904 г.


Тот, кто совершает открытие, видит то, что видят все, а думает то, что никому не приходит в голову.

Шрифт для невидящих, меховые наушники, фруктовый лёд, батут, снегоход и даже робот-пожарный! Всё это придумали дети — юные изобретатели!

К дню детских изобретений мы подготовили выставку "Изобретай-ка", где собрали множество описаний детских изобретений.
День детских изобретений или День детей-изобретателей (Kid Inventors’ Day) отмечается во всем мире 17 января. Символично, что датой Дня выбран день рождения одного из выдающихся американцев — государственного деятеля, дипломата, ученого, изобретателя, журналиста Бенджамина Франклина. Юный Бен в 12 лет изобрел простое приспособление для увеличения скорости пловца, изготовив дощечки размером по стопе ноги и кисти руки, продемонстрировав их скоростные возможности удивленным приятелям. Этими приспособлениями пользуются и сейчас.

Известно немало важных для человечества изобретений, которые сделаны детьми. И ежегодно список детских изобретений увеличивается, ведь маленьких изобретателей в мире более полумиллиона!

Вундеркиндом с детства прослыл величайший изобретатель всех времен и народов Томас Эдисон. Он с ранних лет увлекался химией и механикой. Будучи подростком Томас экспериментировал с оптимизацией телеграфного сообщения на железной дороге, что однажды чуть не стало причиной крупной аварии.

Многие детские изобретения совершенно изменили наш мир и ускорили прогресс человечества. 15-летний французский мальчик Луи Брайль придумал систему рельефно-точечной письменности для слепых. Луи ослеп в три года в результате несчастного случая. Сегодня шрифт Брайля используется во всем мире, позволяя слепым и слабовидящим людям получить доступ к информации.

Идея создания меховых наушников для защиты от холода принадлежит 15-летнему американцу Честеру Гринвуду который любил слушать плеер и кататься на коньках. Делать и то и другое было некомфортно - мерзли уши! В 1873 году он попросил свою бабушку прикрепить кусочки меха к проволоке. Так появились наушники, защищающие уши от холода.

Игрушечный грузовик с откидывающимся кузовом запатентован на имя Роберта Пэтча, 6-ти лет. Малыш нарисовал игрушку своей мечты и попросил отца сделать точно такую. Изобретение на радость детям начали незамедлительно производить.

Иногда детский ум, подвижный и не обремененный стереотипами, способен выдумать что-то полезное - или использовать случайную удачу. Так произошло с москвичкой Настей Родимовой. В 10 лет она стала самым молодым обладателем патента на собственное изобретение. Девочка придумала новый способ печатной графики. Изобретение было сделано случайно: она забыла на окне монотипию с наложенным на нее кусочком бумаги. Через несколько дней краски выгорели, а те, что были спрятаны под листком бумаги, сохранили четкий контур и остались яркими.

Одним из самых юных изобретателей можно назвать семилетнего Картера Роуэна, который придумал мыло с отверстием посередине. Однажды играя в ванной, мальчик проделал дырку в мыле, чтобы скользкий кусок было удобно держать. Родители оценив удобство данной формы мыла, решили создать семейный бизнес по производству детского мыла и неплохо в этом преуспели.

В Екатеринбурге двенадцатилетний мальчик Даниил Шостин изобрел конструктор, который состоит всего из двух деталей. Особенность конструктора - в том, между собой детали можно соединить различными способами. Это позволяет собирать из конструктора кубы, пирамиды, шары любых размеров.

Батут за 86-летнюю историю своего существования никак не изменился. Идея его создания принадлежит Джорджу Ниссену. Изобретение 16-ти летнего подростка позволило выполнять трюки в воздухе, отталкиваясь от упругой поверхности батута.

Множество детских изобретений стали частью взрослого мира: идея создания снегохода пришла на ум канадцу Джозефу-Арманду Бомбардьеру, когда ему было всего 15 лет он присоединил двигатель Ford, к саням.

Восьмилетняя Алана Майерс изобрела средство, облегчающее снятие бинтов с раненых поверхностей. Идея смешать воду, мыло и лавандовое мыло, чтобы сделать эту неприятную процедуру безболезненной, пришла ей в голову в больнице.

Программа, соединяющая SIM-карту мобильного телефона и дверной звонок, была создана 13-летним подростком Лоренсом Роком.
11-летний Фрэнк Эпперсон открыл народу вкусный секрет - фруктовый лед.
В 13 лет ученик одной из московских школ Дмитрий Резников разработал зубную щетку для космонавтов, работающих на орбитальной станции.
13-летний Бенни Бенсон создал эскиз Государственного флага Аляски.
Максим Лема в 12 лет создал робот БТИ, который может выполнять функции инженера-замерщика.

Необычная машина для братьев Даниила и Ивана Ефименко - не игрушка, а серьезное изобретение, пусть и одно на двоих. Они сконструировали робота-пожарного, который сам должен сначала найти огонь, а потом затушить его. Со своими задачами механический пожарный справляется, но разработчики все равно недовольны и уже решают, как можно свое изобретение усовершенствовать.

Можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая перчатки без пальцев, и бумажный пакет с квадратным дном, калькулятор, пластилин, магнитные обои, устройство для обжарки бекона в микроволновке и еще десятки изобретений. Все это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей.

В День детских изобретений проходят многочисленные демонстрации новых изобретений, конкурсы, награждения. Изобретать - это естественное состояние всех детей. Посмотрите внимательнее, чем сейчас заняты ваши дети - может быть, именно в эту минуту они изобретают что-то совершенно необыкновенное!
И тогда 17 января будет много больше детей - изобретателей, празднующих эту дату.

Выставка будет работать до 6 февраля в аудитории 3-01 — отдел патентно-технической документации. При подготовке мы использовали базы данных отдела "Патенты России" и "Изобретения стран мира".



Просмотров