Санпросвет работа в стоматологии медсестрой. Привет студент

Система охраны здоровья населения открывает перед человеком определенные возможности для предупреждения и лечения болезней зубов и полости рта. Конкретный индивидуум и население в целом, однако, может не использовать в полной мере предлагаемые виды профилактических мероприятий. Это обусловливается неинформированностью, нежеланием, дефицитом времени и другими факторами со стороны населения или декларацией профилактических мероприятий без реального практического их осуществления со стороны органов здравоохранения. Из этого вытекает, что профилактика стоматологических заболеваний возможна, если население информировано и желает предупредить болезни, а система здравоохранения наряду с предоставлением информации осуществляет медико-социальные мероприятия по обеспечению здоровья.

Для обеспечения здоровья населения нужны полноценное питание, качественная питьевая вода, нормальные условия труда и отдыха, своевременная адекватная стоматологическая помощь, необходимые средства индивидуальной гигиены полости рта и др. Решение большинства из этих вопросов выходит за рамки прямых функциональных обязанностей стоматолога. Однако только стоматолог как специалист может определить задачи и содержание санитарного просвещения, обеспечить лечебно-профилактическую помощь населению, координировать и оценивать ее эффективность.

Санитарное просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень здоровья.

Обеспечение здоровья - это создание человеку условий жизнедеятельности, исключающих вредные для здоровья факторы, а также предоставление адекватной медицинской помощи для поддержания необходимого уровня здоровья.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья - две части единого профилактического комплекса мероприятий. При отрыве санитарного просвещения от обеспечения здоровья его проведение среди населения будет неоправданной тратой времени и средств.

Санитарное просвещение должно проводиться на высоком профессиональном уровне. Вся предоставляемая населению информация должна быть научно обоснованной и проверенной на практике.

Одним из наиболее существенных теоретических аспектов санитарного просвещения является обеспечение обратной связи с населением. Обратная связь стоматолога с населением состоит в контроле выработки стойких здоровых привычек. Предупредить заболевания моэкно лишь в том случае, если изменятся отношение населения к проблеме заболеваний полости рта и его гигиенические привычки.

Основные задачи санитарного просвещения и обеспечения здоровья сводятся к следующему:
1) информировать население об известных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний и доступных методах их предупреждения;
2) убедить население в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни и рационального использования стоматологической помощи;
3) обеспечить населению полноценное питание, безвредные условия труда, здоровый быт и адекватную медицинскую помощь. .

Различают устный , печатный, наглядный и комбинированный методы санитарного просвещения. Каждый из них имеет свои формы: беседы, лекции, ответы на вопросы, уроки, семинары, игры, распространение печатных и иллюстрированных материалов. Формы обеспечения здоровья населения - это законы, решения, постановления, инструкции.

Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные методы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные методы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики.
Средства санитарного просвещения - это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки.

Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую. Индивидуальное санитарное просвещение проводится, как правило, на приеме у стоматолога..

Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая стоматологическая помощь в школе, занятия с беременными женщинами в школе молодой матери по вопросам правильного питания и обеспечения качественными продуктами детского питания.

Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все или большие группы населения района, города, республики, например, передачи по телевидению. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены.

Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая.

Информация , прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация - знания - убеждения - поступки - стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.

Санитарно-просветительная работа в практической деятельности врачей и лечебно-профилактических стоматологических учреждений имеет особо важное значение не только из-за высокой распространенности и заболеваний , но прежде всего потому, что многие профилактические и гигиенические мероприятия должны осуществляться лично, в домашних или производственных условиях. Поэтому без пропаганды основных сведений о сущности стоматологических заболеваний и методах их предупреждения немыслимо и проведение профилактической работы среди населения.

Цель санитарно-просветительной работы - доступное разъяснение сущности стоматологических заболеваний и их влияния на состояние внутренних органов и систем организма, пропаганда простых массовых и индивидуальных методов профилактики кариеса зубов, заболеваний пародонта и зубо-челюстных деформаций, включая рациональное питание, общие оздоровительные мероприятия и гигиену полости рта, как составной части общих профилактических мероприятий.

Задачи осуществления основной цели этой важной работы будут различными в зависимости от контингента слушателей и места ее проведения. Так, в условиях детского сада и они сводятся к следующим:
- ознакомление родителей с основными факторами, влияющими на возникновение стоматологических заболеваний у детей, методами предупреждения кариеса зубов и заболеваний пародонта и обучение правилам рациональной ;
- ознакомление воспитателей и педагогов с основными факторами и причинами, влияющими на возникновение стоматологических заболеваний, а также с комплексными профилактическими мероприятиями, проводимыми органами ;
- ознакомление среднего медицинского персонала с основными формами и методами профилактики стоматологических заболеваний, обучение правилам рациональной гигиены полости рта для обеспечения постоянной воспитательной работы с детьми по профилактике заболеваний зубов и тканей пародонта;
- ознакомление школьников с основными факторами, неблагоприятно влияющими на и ткани полости рта, обучение правилам рациональной гигиены полости рта.

В условиях производственного коллектива, особенно при наличии тех или иных профессиональных вредностей задачи будут несколько другими, как и при проведении санитарно-просветительной работы в средних и высших учебных заведениях и учреждениях. Их трудно регламентировать заранее, так как они должны носить выраженный конкретный характер.

Санитарно-просветительная работа не должна ограничиваться только беседами в условиях . К сожалению, с таким положением мы встречаемся довольно часто. Такая работа малоэффективна и не приносит ожидаемых результатов. Санитарно-просветительную работу из расчета 4 ч в месяц (или 44 ч в год) целесообразно планировать в виде целого комплекса мероприятий в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, учреждениях и на промышленных предприятиях с учетом конкретного контингента слушателей и обстановки. Наряду с этим стоматологические знания необходимо пропагандировать и более широко - через печать, радио, телевидение.

Проведение санитарно-просветительной работы должно быть предусмотрено общим планом лечебно-профилактической деятельности врача и медицинской сестры. Такой план целесообразно составлять на весь год с учетом основных профилактических мероприятий учреждения, графика отпусков, праздничных дней и распорядка дня подшефных организаций (детских садов, школ, учреждений и предприятий). В плане указывают вид мероприятия, тему, время и место его проведения. План санитарно-просветительной работы утверждается главным врачом поликлиники и доводится до сведения подшефных организаций.

Средства и формы санитарно-просветительной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения с целью профилактики стоматологических заболеваний должны быть разнообразными с учетом конкретного контингента слушателей и места проведения мероприятий. Рассмотрим основные из них более подробно и применительно к тем контингентам, в которых проводится профилактическая работа.

Вполне понятно, что в разных группах по-разному строится и проводится санитарно-просветительная работа. Если у детей младшего возраста целесообразно проводить беседы и занятия по типу игры, устраивать специальные обучающие игры, то работая со взрослым коллективом чаще надо прибегать к более серьезным видам пропаганды - плакатам, выставкам, памяткам, листовкам. В первом случае санитарно-просветительная работа должна носить наглядно-действенный, дидактический характер, а во втором она должна быть рассчитана не только на слуховой и зрительный анализаторы во время лекции или беседы, но и на последействие в виде листовок, памяток, которые можно прочесть и усвоить дома, например, полезные советы по рациональному питанию, по уходу за полостью рта и т. п. Особое внимание при этом должно быть уделено родителям, воспитателям и педагогам.

Правильная организация и постоянное совершенствование санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний в целом должны способствовать проведению комплекса профилактических мероприятий, осуществляемых органами здравоохранения.

Подпись студента_________________________

Подпись врача-руководителя практики_________________________________

Примерные темы бесед по санитарному просвещению населения


  1. Профилактика кариеса.

  2. Гигиена полости рта лиц, пользующихся съемными протезами.

  3. О взаимодействии основных стоматологических материалов с организмом человека.

  4. Протезирование зубов искусственными коронками и др..

  5. Непосредственное протезирование после операции односеансового удаления большого числа зубов.

  6. Ортопедическое лечение больных при одиночно стоящих зубах на верхней и нижней челюстей.

  7. Диагностика и лечение заболеваний пародонта в клинике ортопедической стоматологии.

  8. Ортопедическое лечение керамическими и металлокерамическими конструкциями.

  9. Восстановление дефектов зубных рядов цельнолитыми несъемными мостовидными протезами.

  10. Особенности ортопедического лечения больных при некоторых хронических воспалительных процессах слизистой оболочки полости рта.

  11. Особенности ортопедического лечения больных включенных дефектов зубных рядов.

  12. Осложнения при пользовании несъемными штампованно-паянными протезами из нержавеющей стали.

  13. Осложнения при пользовании съемными пластиночными протезами из акриловых полимерных материалов.

  14. Токсикоаллергический стоматит, вызванный протезами из акриловых пластмасс.

  15. Непереносимость материалов зубных протезов из нержавеющей стали и кобальто – хромового сплава.

  16. Этика и деонтология в клинике ортопедической стоматологии.

VIII. Отчёт о работе на производственной практике в ортопедическом кабинете стоматологической поликлиники в качестве помощника врача стоматолога-ортопеда

Количество принятых больных всего___________________________________

первичных_________________, повторных______________________


№ п-п

Перечень практических умений (навыков)


Минимальное

количество


Выполненное

количество


Коэффициент

выполнения


Примечание

Подпись руководителя

1.

Обследование, оформление документов и формулирование диагноза у первичных больных

10

больных


2.

Опрос (жалобы, анамнез)

10

больных


3.

Обследование больного: осмотр, пальпация мягких тканей и костной основы

10

больных


Пальпация височно-нижнечелюстного сустава

10

больных


Определение высоты нижнего отдела лица в состоянии физиологического покоя

10

больных


Определение вида прикуса, оценка состояния зубных рядов

10

больных


Определение подвижности, податливости и болевой чувствительности слизистой оболочки полости рта

10

больных


Изучение диагностических моделей

10

больных


Чтение и описание рентгенограмм

20

рентгенограмм


4.

Принято повторных больных

20 больных

5.

Снятие коронок и мостовидных протезов

4 коронки или протеза

6.

Препарирование зубов под искусственные коронки:

  • штампованные

  • пластмассовые

  • цельнолитые (с пластмассовой или керамической облицовкой)

2 зуба


7.

Снятие анатомических слепков

  • альгинатными массами

  • селиконовыми массами (двухслойные)

16 слепков

4 слепка


8.

Изготовление гипсовых моделей челюстей

6 моделей

9.

Изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками

2 базиса

10.

Изготовление временных пластмассовых коронок клиническим методом

2 коронки

11.

Препарирование полостей под вкладки

2 полости

12.

Подготовка корней под штифтовые конструкции

2 корня

13.

Моделировка восковой композиции

- вкладки

2 вкладки

- культевой штифтовой вкладки

2 вкладки

14.

Определение центральной окклюзии

8 больных

15.

Припасовка



2 вкладки

- искусственных коронок

2 коронки



2 протеза

16.

Фиксация на цемент

- культевых штифтовых вкладок,

2 владки

- искусственных коронок

8 коронок

- мостовидных протезов (паянных металлокерамических, металлопластмассовых)

4 протеза

17.

Определение степени атрофии альвеолярных отростков

2 больных

18.

Изготовление индивидуальных ложек

2 ложки

19.

Припасовка индивидуальных ложек по Гербсту

2 ложки

20.

Снятие функциональных слепков

1 слепок

21.

Проверка конструкции съемных протезов

2 протеза

22.

Припасовка и наложение съемных протезов

2 протеза

23.

Коррекция съемных протезов

4 протеза

24.

Починка съемных пластиночных протезов

1 протез

25.

Перебазировка съемных пластиночных протезов

1 протез

26.

Проведение паралеллометрии на диагностических моделях при изготовлении шинирующей конструкции

1 модель

27.

Проведение избирательного пришлифовывания зубов

2 больным

28.

Консультации и советы больным

8 больных

Подпись студента________________________________________________________
Подпись непосредственного руководителя___________________________________

Санитарное образование - составляющая первичной профилактики стоматологических заболеваний. Организация стоматологического санитарного образования, его формы, методы, способы.

Санитарно-просветительная работа - одно из основных звеньев любого профилактического мероприятия и должна предшествовать или сопутствовать ему. Ее цель- пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний.

Организация санитарно-просветительной работы в разных детских коллективах - достаточно сложная задача. Цель может быть достигнута только при условии знания психологии аудитории, ее особенностей, использования необходимых форм и методов работы с конкретным коллективом. Без учета этих факторов санитарно-просветительная работа не может быть достаточно эффективной.

Основные направления санитарно-просветительной работы:

1. Привить населению знания о здоровом образе жизни;

2. Объяснить причины стоматологических заболеваний;

3. Убедить в необходимости проведения профилактических мероприятий.

Работа с детьми имеет некоторые особенности организации и проведения, связанные с возрастными группами, социальным статусом детей, их психологией. Вместе с тем правильный, продуманный и комплексный подход к санитарно-просветительной работе среди детей дает хорошие результаты и является наиболее эффективным для привития здоровых навыков на всю жизнь. Основа такого подхода - комплексность воздействия санитарного просвещения на ребенка.

В ней должны принимать участие четыре звена:

1) медицинские работники, осуществляющие профилактику;

2) педагогический коллектив детского учреждения;

3) родители;

Формы санитарно-просветительной работы среди перечисленных контингентов существенно отличаются одна от другой в зависимости от организации детского населения. Прежде всего необходимо четко различать активные и пассивные формы работы и точки их приложения.

Формы санитарно-просветительной работы:

Уроки здоровья;

Выступления;

Доклады. показ кинофильмов.

Пасивные :

Издание научно-популярной литературы;

Статей, открыток, брошюр, памяток;

Санбюллетней;

Проведение выставок;

Показ кинофильмов.

Санитарно-просветительная работа по широте круга охваченных ею людей подразделяется на индивидуальную, групповую (коллективную) и популяционную (коммунальную, массовую).

К активным формам работы относятся методы непосредственного общения медицинских работников с населением - уроки здоровья, беседы, выступления, лекции, доклады.

Пассивная форма работы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, радио- и телепередач, показ кинофильмов, мультипликационных фильмов и т. д.


Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наиболее эффективное воздействие на аудиторию. Однако, по данным Стравинского, словесная форма для санитарного просвещения детей малоэффективна, особенно у детей младшего возраста. Такая форма может быть рекомендована для лиц старше 20 лет.

В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время, в том числе и на неорганизованную аудиторию. Ее недостаток - отсутствие обратной связи между специалистами и населением.

Как активные, так и пассивные формы работы необходимо использовать среди организованных групп детского населения и неорганизованных детей, посещающих детские стоматологические учреждения с родителями или без них. Причем среди организованного населения эта работа более эффективна, поскольку охватывает все четыре основных звена; среди неорганизованного - менее эффективна, поскольку в работе принимают участие только два звена (родители и дети).

Высокая действенность активных форм зависит от непосредственного контакта врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания. Эти методы позволяют врачу учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей, степень их первичной подготовки, уровень усвоения.

Этапы активной санитарно-просветительной работы :

Первый этап активной санитарно-просветительной работы - беседы и семинары с педагогами и медицинскими работниками детских дошкольных учреждений. В этих беседах необходимо объяснить цель и задачи гигиенического воспитания в стоматологии, очертить круг методов его проведения, объем работы, желательную продолжительность и условия их осуществления.

Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, обучить их правильному проведению гигиенических мероприятий, ознакомить с современными методами профилактики. Педагогический коллектив должен иметь представление о методах контроля за гигиеной полости рта. Только при такой постановке вопроса они станут помощниками стоматолога в постоянном общении с детьми, бу-дут помогать медицинскому персоналу и заострять внимание родителей и детей на важности правильного и регулярного исполнения всех профилактических процедур.

На медицинских работников детских учреждений возложены обязанности по проведению профилактики, поэтому они должны быть обучены правильным приемам гигиенических процедур в полости рта, методам контроля за качеством чистки зубов, методике использования различных профилактических средств и правилам ведения документации.

Второй этап активной санитарно-просветительной работы в организованных коллективах - беседы или выступления перед родителями . Выступление должно решать две задачи: озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий в детском коллективе. Обучение родителей чаще проводят после лекций и бесед в комнате гигиены. Родителям также следует показать, как правильно чистить зубы, чтобы в домашних условиях они контролировали продолжительность, кратность и правильность ухода за полостью рта своих детей.

Беседу следует проводить активно, интересно, со многими примерами, иллюстрациями. Продолжительность ее не должна превышать 15-в20 мин, столько же времени нужно оставить для ответов на вопросы. Для решения первой задачи необходимо акцентировать внимание на тяжелых и неприятных последствиях, к которым приводят болезни зубов, челюстей, пародонта, аномалии прикуса. Лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена.

На таком фоне более серьезно воспринимается информация о возможности профилактических мер, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей. Завершая беседу, врач должен призвать родителей быть его помощниками в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических ме-роприятии от совместных усилий. Особый акцент делается на контроле за культурой употребления углеводов и состоянии гигиены полости рта в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний следует вручить каждому из родителей печатные памятки-листовки.

Третий этап - беседы и уроки здоровья для детей . Они должны быть строго дифференцированными по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Их лучше проводить с классом или группой.

В возрасте 2-4 лет беседы носят игровой характер, они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей, однако ни в коем случае не иметь поучительных и убеждающих интонаций.

В возрасте 5-7 лет беседы носят несколько иной характер. Учитывая то обстоятельство, что дети уже знакомы со стоматологическими вмешательствами и знают основы ухода за полостью рта, беседы нужно начинать с объяснения необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. Обучение детей - наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше проводить его, объединяя активные и пассивные формы санитарно-просветительной работы, т. е. чередовать эти методы. Характер занятий дифференцируется в зависимости от различных возрастных групп детей.

Активные формы санитарно-просветительной работы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллективный характер. Основной метод такой работы - беседы с детьми и родителями. Пассивные формы санитарно-просветительных мероприятий в основном направлены на родителей и детей. В организованных группах все средства пассивной агитации целесообразно сосредоточить в комнате гигиены. В поликлинике эти средства должны быть размещены равномерно как в холле детского отделения, так и в кабинете гигиены поликлиники.

Конечной целью всего комплекса санитарно-просветительных методов должно быть воспитание у населения правильных убеждений и поступков в результате приобретения новых знаний, направленных на охрану и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний полости рта.

Эту цель в общем виде схематично можно изобразить так: информация?> знания?> убеждения?> поступки.

При проведении санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний Е.В. Удовицкая (1988) рекомендует придерживаться таких тем:

1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья детей.

2. Значение питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи.

3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и состояния органов и тканей полости рта.

4. Гигиенический уход за полостью рта.

5. Предупреждение заболеваний полости рта.

6. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков зубочелюстной системы.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : «Санитарно - просветительская работа в стоматологии: А беседы, Б лекции, В выступление по радио и телевидению, Г статьи в печать. Составление плана, подготовка материала».

ТИП ЗАНЯТИЯ : семинарско - практическое.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : познакомить студентов с проведением санитарно - просветительской работы в стоматологии, составление плана урока гигиены, беседы или лекции.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: зубоврачебная лаборатория, кабинет гигиены.

ВРЕМЯ , ОТВЕДЕННОЕ НА ЗАНЯТИЕ: 5 часов (225 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: таблицы, фантомы, средства и предметы гигиены полости рта, набор инструментов, рабочая программа, методическая разработка занятия.

РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

1. Организационный момент 2 минуты;

2. Сообщение темы, плана, цели занятия 3 минуты;

3. Контроль исходного уровня знаний 10 минут;

4. Демонстративная часть 20 минут;

5. Самостоятельная работа 173 минуты;

6. Оформление дневников, манипуляционников 10 минут;

7. Подведение итогов 5 минут;

8. Домашнее задание 2 минуты.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

1. Что такое профилактика и ее роль в стоматологии.

2. Инструменты для первичного осмотра.

3. Перевязочный материал.

4. Правила дезинфекции и стерилизации инструмента.

5. Порядок обследования стоматологического больного.

6. Правила медицинской этики и деонтологии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Правильно провести обследование пациента.

2. Правильно заполнить историю болезни стоматологического больного.

3. Определить гигиенический индекс.

4. Определить индекс КПУ.

5. Определить индекс РМА.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Методическое обоснование

1. Организация занятия. Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет готовность студентов к проведению занятия.

Для привития дисциплины и аккуратности.

2. Сообщение темы, плана, цели занятия. Преподаватель предлагает свой план проведения занятия студентам с указанием времени отведенного на каждый момент занятия.

Для лучшей ориентации студентов при проведении занятия.

3. Проверка исходного уровня знаний студентов по теме занятия.

А индивидуальный опрос /Приложение №1. Б Фронтальный опрос. Приложение №2

В Письменный опрос.

Приложение №3. Г эталон - тесты. Приложение №4.

4. Демонстративная часть. Преподаватель знакомит студентов с: А Профилактикой кариеса зубов. Согласно данным ВОЗ, большинство населения земного шара страдает кариесом зубов, который без своевременного лечения и предупреждения приводит к преждевременной потере, а следовательно и к раннему старению организма. Причины заболевания кариесом зубов до конца не выяснены. Но установлено, что в его развитии большую роль играет наследственность, предрасположенность организма к болезням и частота их возникновения, составы и свойств потребляемой пищи, режим питания, количество и физико - химические особенности стопы, количественный и качественный состав микроорганизмов полости рта и биолого - химического условия местности. В результате многочисленных исследований разработан комплекс мероприятий, способствующих снижению кариеса зубов. Он включает рациональное питание, общеоздоровительные мероприятия, гигиенический уход за зубами. Санацию полости рта у стоматолога, введение в организм макро- и микро элементов, витамины и другие биологически активных веществ, укрепляющих структуру зубных тканей. Особое значение в профилактике кариеса имеет фтор и кальций, которые способствуют ее устойчивости к растворению под воздействием кислотообразующих микроорганизмов. Б Организация санпросвет беседы в школе: Нужно помнить, что в 1 - 2 классе гигиенический урок проводится 1 раз в неделю. 3 кл.- 1 раз в 2 недели. 4 кл - 1 раз в месяц.

Для ознакомления студентов с причинами возникновения кариеса. Студенты должны знать роль фтора и кальция в профилактике кариеса зубов.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережевывания пищи. Здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Но нельзя забывать. Что зубы играют важную роль в формировании звуков речи и общем состоя человека. Заболевание зубов и десен является самыми распространенными заболеваниями человека.

Нередко больные зубы являются результатом многих заболеваний, могут стать причиной болезней - сердца, почек, суставов и др.

2 СТРОЕНИЕ ЗУБА.

Каждый зуб состоит из 3 - х основных основных частей:

1. Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта.

2. Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти.

3. Шейка - часть зуба, которая расположена между коронкой и корнем.

Она прикрыта десной.

3. ТКАНИ ЗУБА

Коронка зуба покрыта сверху эмалью. Эмаль - это самая твердая ткань организма, в ее состав входит важный компонент - кальций. Под эмалью располагается дентин. Он составляет основную часть зуба, это большая часть из которого построена не только коронка, но и корень, покрывает цемент.

Внутри коронки и в канале корня зуба спрятано сплетение нервных волокон и кровеносных сосудов, называемое - пульпой. Нервы и сосуды проникают в зуб через отверстие, которое имеется в верхушке каждого корня, пульпа - самая чувствительная ткань зуба.

4. ВИДЫ ЗУБОВ И ИХ ФУНКЦИИ.

Зубы человека не одинаковы по форме и функции. В передней части п рта расположены резцы - зубы с режужим краем, которые выполняют функцию откусывания пищи. По бокам от резцов находятся клыки - конусовидные зубы, предназначенные для отрывания пищи, далее располагаются малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Эти зубы более крупные, имеют жевательную поверхность, на которой расположены углубления – фиссуры, богорки - бугры зубов.

У ЧЕЛОВЕКА ДВА КОМПЛЕКТА ЗУБОВ.

А Временные - их 20.

Б Постоянные - их от 28 до 32.

Временные зубы сохраняют пространство для постоянных и направляют их рост. Временные зубы отличаются от постоянных размером и беловато - голубым цветом - поэтому их называют - молочными.

Временные зубы начинают прорезаться к 6 месяцам, а заканчивают к 3 - м годам все 20.

В возрасте 5 -6 лет - появляются первые постоянные зубы. С 6 лет и до 12 - временные зубы меняются на постоянные.

Постоянные зубы формируют прикус - соотношение верхних зубов по отношению к нижним при их смыкании.

Чтобы зубы были ровными и красивыми, ничто не должно мешать их росту. Вредные привычки мешают правильному произношению звуков сосание соски, грызение карандашей, ручек, пальцев, воротничка рубашки.; давление языком на зубы, прикусывание губ.

К вредным привычкам относят и грызение семечек, курение, спать на высокой подушке, неправильная осанка. Лечат неправильный прикус специальные врачи - ортодонты с помощью специальных пластинок.

5. ЗУБНОЙ НАЛЕТ.

В норме в полости рта человека существует большое количество микроорганизмов,

Каждый раз когда мы едим сладости и после пьем сладкие напитки, бактерии перерабатывают сахар в кислоту, которая разрушает зубы; зубы имеют естественную защиту, слюна растворяет кислоту и смывает ее с поверхности зубов. Слюна помогает залечивать повреждения зубов на начальной стадии, их ее выделяются такие минеральные вещества, как Са, фосфаты, которые укрепляют и защищают зубы. Неприятности начинаются когда слюна не справляется с огромным количеством кислоты во рту. Чтобы поддержать низкий уровень кислоты во рту и дать слюне выполнять свои функции, все дети должны ограничить количество сахара, которое потребляется с ешьте. Ешьте вместо сладостей больше сырых фруктов, орехов, жуйте сырые овощи - морковь, пейте натуральные соки.

Чистите зубы 2 раза в день правильной пастой, такой как: «Бленд - а - мед» и «Колгейт».

Для этого надо:

1. Вымыть руки.

2. Вымыть зубную щетку.

3. Нанесите на щетку небольшое количество зубной пасты с горошину.

4. Начинайте чистить зубы с вч с правой стороны с больших коренных зубов, движения подметающие с щечной поверхности; затем горизон.- возвратно - поступательные и заканчивают круговыми движениями чистим жевательную поверхность зубов, затем чистим небные поверхности и язычные.

Не забываем чистить язык, моем щетку и ставим на место, щетиной вверх, 2 раза в год посещаем стоматолога - проверяем зубы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

1. Какие инструменты применяют для обследования первичного пациента?

2. Какие еще инструменты и для чего находятся в лотке?

3. Как производят первичный осмотр?

4. Какую документацию ведут в смотровом кабинете.

Приложение №2.

1. Зубной кабинет терапевтической стоматологии?

2. Какие наконечники вы знаете?

3. Боры, их назначение?

4. Какой перевязочный материал используется в стоматологическом кабинете?

5. Требования к внутренней отделке помещения?

6. Как производится дезинфекционная обработка и стерилизация инструментария?

Приложение №3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПРОСА.

1.Стандартный метод чистки зубов при помощи зубных щеток.

2. Правила чистки зубов флоссом.

3. Перечислите инструменты, применяемые для осмотра пациента.

4. Для чего применяются экскаваторы, гладилки, штопферы, матрицы.

5. Для чего применяются стоматологические: зеркало, зонд, пинцет.

6. Боры, виды боров, назначение боров.

7. Состав моющего раствора.

8. Как и чем производят предстерилизационную очистку инструментария?



Просмотров