Санаксарский монастырь в Мордовии: описание, история и интересные факты. Нескучная жизнь: Монастыри Мордовии Мордовский женский монастырь

Интерес к духовной жизни и православной христианской вере имеет в обществе возрастающую тенденцию. Для некоторых он обусловлен любовью к истории, а для многих является насущной необходимостью и единственным способом понять мир, обрести внутренний стержень. Предтечей многих храмов были прозрения святых людей, насыщенное историческое наследие, не стал исключением и Свято-Варсонофиевский (Мордовия).

История

На первый взгляд Свято-Варсонофиевский имеет очень непродолжительную биографию, всего двадцать лет. Но предыстория обители началась гораздо раньше, с повеления Анны Иоанновны о крещении народности мокшей. Произошло это в 1740 году. Жители Селища проявили не только послушание, но рвение к религиозной жизни. В 1756 году община построила сразу два деревянных храма: Покровский и Никольский. Покровский храм был летним, и село получило свое церковное название от него - Покровские Селищи, а в Никольском службы правились в холодное время года.

К началу 19 века Покрово-Селищанский приход насчитывал 5500 человек. С течением времени поселение разрасталось и разделилось на две приходские деревни. Покровские Селищи остались при Никольском храме, а прихожане деревни Новые Выселки или Борзуновка (3900 прихожан) посещали Покровскую церковь, в которой был Никольский придел.

К середине 19 века, в 1854 году, в селе Новые Выселки был построен большой каменный храм, где разместились три престола: Покрова Пресвятой Богородицы и приделы, освященные в честь Великого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Ирины. Храм повторял архитектуру Серафимо-Дивеевского монастыря.

После революции 17-го

После революции началась борьба с религией, но прихожанам какое-то время удавалось сохранять храмы. В 1934 году в Новых Выселках церковь была полностью разрушена. В Покровском Селище храмы стояли целым, но не действующим, в них разместились складские помещения местной коммуны. Кресты с куполов были сбиты, а колокольню и вовсе разрушили.

В 1975 году местные власти отнесли оба храма, Никольский и Покровский, к памятникам архитектуры, они стали охраняемыми государством ценными объектами. Но, невзирая на такие тонкости истории, летний храм был разрушен. Но у прихожан была вера и надежда, что на месте разрушенных храмов вознесутся ввысь купола новой обители, и вера эта связана с местной легендой.

На послереволюционные годы приходится местная история о блаженной старице Дарии. Старожилы рассказывают, что Дария родилась в деревне Покровские Селищи, повзрослев, уверовала в Бога и стала прозорливицей. Около восьмидесяти лет назад она сделала пророчество, гласившее, что на месте местной Покровской церкви «воссияет Божья благодать, и будет здесь гореть огромная свеча от земли до самого неба!»

Возвращение прихода

В 1991-м году началось возрождение духовной жизни в селе Новые Селищи. Первым знаковым событием было образование Саранской епархии, куда жители обратились с просьбой вернуть церковь и образовать приход. Просьбы адресовались к и в 1992 году Никольская церковь была возвращена общине. Она требовала ремонта, восстановления и нового освящения. Обряд состоялся 7 февраля того же года, церковь освятили в честь святителя Варсонофия, Тверского епископа и Казанского чудотворца.

Торжественную литургию совершил настоятель храма Алексий. Активными участниками восстановления храмов и самыми ревностными прихожанами часто становятся женщины. Так было и в приходской церкви, где довольно быстро организовалась небольшая сестринская община. Руками сестер была проделана большая работа, а количество приверженцев постепенно росло.

Зарождение монастыря

Коллектив сестер, объединенных верой и желанием посвятить свою жизнь монашескому служению, увеличивался. Их трудами облагораживалась территория, где вскоре будет образован Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Игумен Алексий был первым в трудах, в молитве и наставлении.

Обитель обнесли высокой (2,5 метра) стеной, для входа на территорию были сделаны арочные железные ворота. Обустройство монастыря сразу имело большой размах: построен настоятельский корпус, помещение для изготовления просфор. Для сестер предназначались келии в отремонтированном здании библиотеки. Сделали закладку пекарни, дома для послушниц, пекарни, бани и коровника. Для обеспечения собственных нужд при подворье разбили сад с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками, разметили и посадили огород.

В 1996 году при храме подвизалось в монашеской жизни уже двадцать сестер, что, согласно правилам церковной жизни, позволило переименовать общину в монастырь после соответствующего ходатайства. Указ о переименовании вышел 22 февраля 1996 года.

Монастырская жизнь

Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия) с момента своего основания живет по монашеским законам. Устроитель обители игумен Алексий и настоятельница игумения Варсонофия прилагают максимум усилий для развития обители. В монастыре общежительным уставом пребывает уже более ста сестер. Значимые вопросы монастырской и монашеской жизни решаются Духовным собором.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь взял за правило строгий устав монашества. Здесь каждый день в течение суток совершается большой круг богослужений, постоянно читается Псалтырь, совершаются молебны святым по дням недели. Традицией стали ежедневные панихиды, совершаются молебны в честь Божией Матери.

Сестры стремятся принять ревностное участие во всех церковных обрядах и молитвах. Кроме общей церковной службы, есть иноческие утренние и вечерние правила. Одно из важных ежедневных событий состоит в ежевечернем крестном ходе вокруг обители с иконой праздника дня или святого Варсонофия.

Белый храм и его чудеса

Свято-Варсонофиевский женский монастырь к настоящему моменту располагает восемью храмами, один из которых находится возле живоносного источника. Обитель по праву гордится собором Воскресения Христова. Крестово-купольный храм с десятью главами и колокольней. Белоснежная величественная церковь была заложена в 2002 году, автор проекта - Курбатов В. В. Колокольня имеет 39 метров в высоту, а ее «голос» состоит из восьми колоколов. Праздничный, самый мощный стопудовый колокол украшен памятной надписью.

У этого храма есть интересная история. Когда выбирали место для его постройки, то долго не могли принять какое-либо решение. О Божией помощи в этом вопросе просили игумен и сестры - насельницы монастыря. Однажды на выкупленном подворье, состоявшем из каменного дома и деревянных хозяйственных построек, вспыхнул пожар. Этот участок ранее монастырь выкупил у ярого противника религии. В результате пожара уцелел только дом, а деревянные строения полностью сгорели. Как выяснилось позднее, они были сложены из бревен старого деревенского храма. Так Господь указал пастве, где стоять новому собору.

Также в нижнем храме собора еще при постройке в 2003 году перед Рождественским постом было удивительное событие. На потолке строящегося храма проступил сияющий инеем крест правильной формы, он освящал Свято-Варсонофиевский женский монастырь и строительство храма до начала Великого поста.

Иконостас в соборе Воскресения Христова уникален - он создан специально для этой церкви мастерами керамики Екатеринбурга и имеет четыре яруса. Собор был освящен в торжественной обстановке в начале июня 2012 года (в дни празднования Недели всех Святых).

Храмы монастыря и святой источник

Кроме собора Воскресения Христова на территории обители и за ее пределами расположены следующие храмы: Святителя Варсонофия (бывшая Никольская церковь), Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила, мученика Пантелеймона Целителя, часовня и церковь иконы Донской Божией Матери или Живоносный источник.

К особо почитаемым в монастыре святыням относится родник, имеющий целительную силу, которая подтверждена многими фактами выздоровления от недугов. Источник известен с незапамятных времен. Согласно преданию, его нашла маленькая слепая девочка, которой накануне приснился сон, рассказавший о месте, где ей следует умыться. В результате девочка прозрела и увидела С тех пор источник является местом паломничества многочисленных Селищанских прихожан и людей из разных концов страны.

Источник почитался всегда, там испокон веков стояла часовня. Ее разрушили сразу после революции, и святое место долго пребывало без особых примет, но поток страждущих к нему не иссякал. Ситуация изменилась в 2000 году, когда силами сестер и средствами меценатов возле родника был воздвигнут храм в честь иконы Донской Божией Матери. С 2007 года действует закрытая купальня.

Заботы об источнике и храме взял на себя Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Фото крестных ходов с многочисленной паствой в сопровождении священников, сестер монастыря, свидетельствуют о почтительном и христианском отношении к знаковому месту. Крестный ход совершается на праздник Преполовение Пятидесятницы, принять участие может каждый желающий.

В теплое время года каждую среду проводятся молебны ради иконы «Неупиваемая Чаша». Особым праздником является день чествования иконы Донской Божией Матери (1 сентября). В этот день служится торжественный молебен, возносятся благодарственные слова Царице Небесной.

Мирские заботы

Основная забота монашествующих - молитва, но в любой обители много времени посвящают мирским делам. Монастырскую жизнь можно считать попыткой создать идеальное сообщество, где царят взаимопонимание, молитва, любовь к любому ближнему и непрестанный труд на общее благосостояние. Свято-Варсонофиевский женский монастырь за свою короткую историю демонстрирует следование основополагающим принципам Православия, где социальная сфера так же важна, как и молитвенное правило.

При обители действует детский дом для девочек, для которых жизнь при монастыре означает нормальную социализацию, обучение и, прежде всего, любовь. Многие из них за короткую жизнь видели много горя, травмированы родительским отказом, жестокостью. Есть несколько воспитанниц с инвалидностью. Девочки проживают при обители, получают полное школьное образование. Для раскрытия их талантов сестры обучают их всем видам рукоделия, рисованию, пению. Воспитанницы являются полноправными участницами монастырской жизни.

Уделяется должное внимание и престарелым членам сообщества. Для них обустроена богадельня, где проживают пожилые монахини и благочестивые женщины-мирянки, у которых нет родственников. Они получают медицинскую помощь, уход. Для духовных нужд в корпусе есть Целителя, лежачие больные причащаются в своих кельях. Медицинский центр при монастыре оказывает профессиональную помощь не только своим насельницам, но и местным жителям. Прием ведут сестры с медицинским образованием.

Праведные труды

Жизнь сестер наполнена трудами и молитвами до краев. Для собственного обеспечения на монастырских землях разбиты сады, огороды, выращивается пшеница, рожь и другие сельскохозяйственные культуры. Скотный двор наполнен живностью, есть коровы, козы, овцы. В монастыре разводят кур, уток, индюков, гусей. В прудах плещется рыба.

Аптекарский огород обители - одно из мест, где приятно бывать и узнавать новое об окружающих растениях, понимать их лечебные свойства. Традиции народной медицины поддерживает Свято-Варсонофиевский женский монастырь. Мази, изготавливаемые сестрами, пользуются большой популярностью, излечивают от многих болезней. В основе препарата лежит натуральное сырье - пчелиный воск, сборы лекарственных трав и Божие благословение.

В 2004 году монастырь завоевал главный приз тематической выставки «Рождественский дар» за лекарственные сборы и купаж трав. Препараты, травяные и лечебные чаи можно приобрести на выставках, непосредственно в обители или обратиться с просьбой в монастырь любым удобным способом.

У сестер много забот, и все нужно успеть сделать. Здесь ухаживают за больными, учат и пекутся о детях, сестры и сами много читают духовной литературы, продолжают собственное обучение. Много времени уделяется краеведческим исследованиям. Укладом жизни твердой рукой управляет игуменья Варсонофия, ее трудами и молитвами процветает Свято-Варсонофиевский женский монастырь. Матушка Иеремия исполняет обязанности бухгалтера обители, она энергична, полна сил и энергии, готова сделать больше, чем положено по ее долженствованию.

Ревностно насельницы соблюдают устав монастыря, требующий смирения, отказа от собственной воли и множества молитв, служб. Хлопоты о разнообразном хозяйстве также лежат на их плечах. При монастыре работают мастерские по пошиву облачения для священников, иконописная, мастерская по переплету книг, совершенствуется искусство вышивки, вяжутся теплые вещи.

В Мордовии 13 монастырей. Я была во всех и хочу рассказать о своих впечатлениях от их посещения. А подробно об истории наших монастырей можно узнать, прочитав книгу С.Б. Бахмустова «Монастыри Мордовии».

Мое советское детство не прошло бесследно – я человек верующий, но без фанатизма. И мои поездки в монастыри не паломнические туры, а любопытство и интерес ко всему новому, незнакомому и не до конца понятному.


В далеком 1998 году со школьниками мы были на экскурсии в Пайгармском Параскево-Вознесенском женском монастыре. Его только-только вернули верующим. Память цепко хранит ощущения той поездки – разруха, бедность и холод. Но нас очень тепло встретили, все показали, рассказали историю монастыря, накормили и даже дали с собой в дорогу яблок. А экскурсовод у нас тогда был замечательный – Сергей Борисович Бахмустов.


Пораженная увиденным, я тогда подумала: как же сильно надо верить в Бога и любить его, чтобы жить в таких суровых условиях и по крупицам, медленно вдыхать жизнь в эти стены. Игуменья Серафима и ее верные соратницы сделали очень много для возрождения монастыря.


Прошло время и сейчас монастырь в Пайгарме место очень уютное и ухоженное.


Много паломников приезжает туда ежедневно. И я бываю там несколько раз в году – ведь там находится частичка нашей семьи, с которой связано очень много теплых воспоминаний. Это икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икону эту, написанную на Афоне в 1901 году, вынесла из горящей сельской церкви и спрятала у себя дома моя прабабушка Нюрочка. А было это в 30-х годах прошлого века в селе Саитовка Нижегородской области. С этой иконой родился в 1934 году мой папа, с ней родились мы с братом. И долгие 70 лет матушка «Скоропослушница» всегда была рядом с нами, оберегала и защищала от бед. И уже больше десяти лет икона находится в Пайгармском монастыре.

Мы скучаем по ней, как по близкому, родному человеку и приезжаем повидаться, побыть рядом с ней, поблагодарить за все.

**********

Двенадцать лет назад, возвращаясь с учениками из экологической экспедиции из Мордовского государственного заповедника им П. Г. Смидовича, по пути заехали в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

А 6 июня в монастыре умер схиигумен Иероним и мы были в числе первых, посетивших могилу старца.

Детство мое прошло на Химмаше, и практически каждый день я видела, как Верендяйкины возвращались со службы из Никольской церкви. Батюшка всегда в строгом черном костюме, с бородой и мы, играя на улице, показывали на него пальцем: «Поп идет».

А теперь сотни паломников ежедневно приезжают, чтобы поклониться праху этого удивительного человека.

Неподалеку от монастыря, в деревне Алексеевка установлен памятный знак на месте, где была усадьба Ф. Ушакова. А на окраине деревни обустроен Святой источник – Монахов родник. За водой сюда приезжают не только со всего района, но, как рассказывают местные жители, даже из Сарова.

**********

Третьим моим монастырем была мужская Казанская Ключевская пустынь в селе Тургенево.

И снова оказалась я там случайно – заехали с учениками по пути из села Баево, родины С.Д.Эрьзи. Шла Троицкая неделя, в храме пахло свежескошенной травой, было тепло и уютно. Поклонились чудотворной иконе Казанской Божией Матери, попили водички из святого родника, полюбовались открывающимися от монастыря бескрайними просторами. Поистине, благодатное место.





В Чуфарово и Курилово мы поехали специально. Просто потому, что мне интересно было увидеть все своими глазами, познакомиться с историей этих мест.

После этой поездки все монастыри для меня разделились на две группы. К первой относятся монастыри, в которых активно идут строительные или восстановительные работы, территории которых огорожены высокими кирпичными заборами, где убранство храмов все больше блещет позолотой, где много паломников и туристов.

Вторая группа – монастыри, которые живут очень скромно, аскетично, даже бедно. Туда не ведут асфальтированные дороги, очень редки туристы, нет высоких кирпичных заборов. Там нет денег не только на новое строительство, но даже на то, чтобы заменить облупившуюся от времени краску на новую.

В Чуфаровском Свято-Троицком монастыре одновременно идет строительство колокольни и новых зданий, благоустройство территории. Высокий кирпичный забор отделяет монастырь от внешнего мира.


Посетили восстановленный храм Новомученников Российских и могилу основателя монастыря Игнатия Вершина. В то время она еще находилась за монастырскими стенами. В настоящее время останки перезахоронены на монастырском кладбище.


От могилы открывается необыкновенно-красивый вид.



Надо обязательно съездить туда еще раз, побывать на месте захоронения жертв политических репрессий и набрать водички из монастырского родника.


**********

Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь хоть и находится недалеко от Чуфарова, сильно от него отличается. Все скромно и по-женски уютно. Все строения выкрашены в радостный голубой цвет, словно поле незабудок раскинулось по округе.


Травяные дорожки, кусты роз, вязаные коврики на крылечках и кошки, уютно свернувшиеся клубочком на них.

Там нет туристов, там протекает спокойная, именно монастырская жизнь. Там хочется остаться пожить, побыть наедине с собой.

**********


К первой группе монастырей я бы отнесла еще два – Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь и Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский женский.

Построено большое количество новых симпатичных церквушек, новые кельи с кондиционерами, огромная гостиница для паломников, детский православный лагерь – целый городок на большой площади. Но, на мой взгляд, чем больше строится и хорошеет монастырь внешне, тем меньше духовности остается в его стенах. Коммерция вытеснила все.


В Макаровский монастырь всегда приезжало огромное число паломников из всех уголков страны. И практически все они приезжали к батюшке Феофану. Как все эти люди на фотографии.


Я была в монастыре уже после его кончины – нет паломников.


**********





Восхищает своей красотой собор Воскресения Христова.

Необыкновенно-красивы Святые Врата – Семисвечник.



Угловая башня ограды с ангелом.

Квадратная башня.

На территории монастыря много цветов, яблоневый сад, прудик с кувшинками. Еще много строений, назначения которых я не знаю.

В этом корпусе живут дети, оставшиеся без попечения родителей.

Было видно, что в монастыре им хорошо – весело щебеча, прошли они мимо меня. Старшие занялись делами на кухне, а младшенькая скакала рядом на швабре. Прискакала ко мне и радостно сообщила: «Я - Женя. Мне пять лет. А тебе сколько?» И, получив ответ, поскакала дальше.


Вечерняя служба проходила в церкви Святителя Варсонофия. Было много монахинь разного возраста и много прихожан.


Недалеко от монастыря есть Святой источник Донской иконы Божией Матери. Более благоустроенного источника на территории Мордовии я не встречала.




**********


Спасо-Преображенский мужской монастырь в Учхозе находится в фазе активного строительства, но там еще столько работы впереди – край непочатый. Но и то, что уже сделано радует и впечатляет.










**********


Если в другие монастыри можно зайти в любое время дня, то в Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь попасть непросто. Хоть и расположен он в самом центре города, монастырские ворота закрыты наглухо. Жизнь там уединенная, закрытая. Видимо, надо заранее договариваться о посещении. Мне посчастливилось побывать в нем, посетить монастырскую церковь.



Маленький монастырский дворик ухожен, как это всегда бывает в женских монастырях.



**********


О Свято-Троицком женском монастыре в Старом Ковыляе могу только сказать – возрождается. Медленно, не так активно, как в других местах, но заметны изменения в лучшую сторону. Жизнь налаживается.


Санаксарский монастырь в Мордовии существует более 350 лет. На протяжении многих веков он является важным центром православия в регионе. Несмотря на долгие десятилетия запустения и осквернения, сегодня обитель принимает десятки тысяч паломников, которые приезжают туда, чтобы поклониться многочисленным святыням монастыря.

Основание

Санаксарский монастырь в Мордовии основан в 1659 году, когда на российском престоле находился царь Алексей Михайлович. Место для пустыни на левом берегу реки Мокши, в трех верстах от города Темникова, было отдано ей в дар писцом, происходящим из местных дворян, — Лукой Евсюковым. Он же пригласил из Старо-Кадомского монастыря ее первого настоятеля — игумена Феодосия. В 1676 году был построен первый храм обители, освященный в честь иконы Божией Матери Владимирской.

При игумене Феодоре

К 1750 годам Санаксарский Богородицкий монастырь, тогда еще имеющий статус пустыни, пришел в запустение. Причиной стало отсутствие благотворителей, а также замены почившим членам братии. В связи с этим было решено приписать обитель к которая находилась в расцвете.

Возродилась Санаксарская святыня только при настоятеле Феодоре (в миру Иван Ушаков). За этот период, продлившийся более 10 лет (1764—1774), она стал духовным центром России наряду с Саровым. 7 марта 1765 года был издан высочайший указ, согласно которому Санаксары стали официально именоваться монастырем.

Настоятель Феодор происходил из небогатого дворянского рода и был младшим братом отца знаменитого русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Он принял постриг в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году в Александро-Невской обители. С 1754 года монах Феодор жил в Санаксарах. Всего он провел в служении Господу 45 лет своей жизни и был похоронен в построенном им же самим храме. В 2004 году Феодор был представлен к почитанию преподобным Архиерейским собором РПЦ.

Игумен Иоил

Во второй половине 18 века обитель имела много сановитых почитателей в обеих столицах, поэтому получала от них щедрые пожертвования. В 1774 году настоятелем стал иеромонах Иоиль. Он был одним из 11 отставных гвардейцев-учеников преподобного Феодора и управлял монастырем четыре года.

Масштабное строительство

При Иоиле были освящены соборная теплая церковь и храм Преображения Господня, расположенный под колокольнею. Спустя 2 года монастырь был обнесен стеной. Она имела 33 сажени в длину и восемь аршин в вышину. В ней были сделаны проездные ворота, на углах 2 башни. В одной из них, расположенной на берегу реки Мокша, была устроена часовня, в другой — 2 кельи.

В конце 18-го века

Санаксарский монастырь в Мордовии продолжал обустраиваться и при настоятелях Венедикте и Вениамине. При них был построен 2-этажный каменный корпус, где размещались кельи. В одной из них по возвращении из Соловков поселился первый настоятель обители преподобный Феодор Ушаков.

В 1784-1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен, построили внешнюю каменную ограду, защитившую обитель со стороны реки, озера Санаксар и лугов.

В конце 18-го столетия там постоянно проживало до 100 человек монахов и послушников. Кроме того, в обители принимали богомольцев любого звания и на время пребывания обеспечивали кровом и пищей.

В 19-м веке

В официальном документе, датируемом 1802 годом, содержится характеристика Санаксарской обители, согласно которой она «не уступает самым лучшим монастырям Российским». В другой записке того же периода упоминается, что большинство членов братии являются бывшими военными, принадлежащими к дворянскому сословию.

В 1810 году недалеко от Санаксарского монастыря, в приобретенной на собственные деньги деревне Алексеевка поселился Федор Ушаков. Он стал его главным благотворителем и тратил большие суммы для помощи братии и обустройства обители. Очень часто, особенно в период Великого поста, известный великий русский флотоводец селился в одной из келий и дни напролет молился вместе с братией, разделяя с ней скудную трапезу. Еще при жизни он завещал похоронить себя в Санаксарском монастыре. Когда 2 октября 1817 года адмирал Федор Ушаков скончался, его тело жители Темникова отнесли на руках в обитель и захоронили на его территории.

В начале прошлого столетия

(где находится - см. ниже) с 1895-го управлялся настоятелем Августином, который принял постриг после отставки из армии, где служил каптенармусом в гвардейском Волынском полку. Он сделал немало для благоустройства обители, а после его кончины в 1915 году руководство братией было возложено на Александра Уродова.

В 1918 году революционные настроения проникли через монастырские стены, и взбунтовавшаяся часть монахов сместила настоятеля, и он был взят под стражу. Позже игумен стал настоятелем Свияжской Макарьевской, а затем наместником Седмиезерной пустыни.

В 1920 годы в монастыре действовала коммуна «Новая жизнь». В течение нескольких лет обитель разоряли и грабили все, кто только мог. В итоге в 1929 году он был закрыт.

Период с 1930 по 1991 год

После закрытия Санаксары (монастырь в Мордовии) начал разрушаться как в результате набегов мародеров, так и под воздействием природных факторов. Первой «жертвой» мародеров стала часовня над могилой адмирала Ф. Ушакова. Кроме того, было разрушено и перекопано монастырское кладбище. Вандалы сбили главы с храмов, изуродовали росписи, устроили конюшню в притворе соборного храма.

Позже постройки обители передали в ведение школы сельских механизаторов и в некоторых из них организовали гаражи. Такая ситуация продолжалась до 70-х годов, когда советские власти решили восстановить Санасары как памятник, имеющий ценность с точки зрения архитектуры.

Восстановление

Горбачевская перестройка положила начало радикальным изменениям в сознании жителей бывшего Советского Союза в отношении религии и веры в бога. Не осталась в стороне и Мордовия. Санаксарский мужской монастырь был передан верующим постановлением Совета министров республики от 7 мая 1991 года. Через 2 недели, на Святую Троицу, наместник обители совершил там первую литургию.

Монастырь сегодня

В обители сегодня действует несколько храмов. В их числе:

  • собор Рождества пресвятой Богородицы;
  • церковь Преображения господня;
  • храм Владимирской иконы Божьей матери;
  • церковь Воскресенья Христова;
  • усыпальница-часовня схииигумена Иеронима.

В обители хранятся почитаемые иконы преподобных Александра Исповедника и Феодора Санаксарского, а также Пресвятой Богородицы.

Монастырь известен и своими святыми источниками. Главный из них находится в лесу, у дороги, которая ведет в обитель. Из него паломники могут испить или набрать в дальний путь прохладной святой водицы. Кроме того, там есть две купели для омовений, заключенные в терема. В купальнях есть поручни со ступенями, что позволяет пользоваться ими немощным и пожилым людям.

В монастыре действует церковная лавка. В ней представлен большой ассортимент включая иконы, крестики, лампады, свечи, а также книги, сувениры, аудио- и видеокассеты православной тематики.

Как добраться

Адрес обители: г. Темников (431220), Россия, Мордовия, Санаксарский монастырь. Добраться туда можно:

  • Из Нижнего Новгорода или Арзамаса проехать автобусом до Дивеево. Далее автобусным маршрутом Вознесенск — Теньгушево — Темников.
  • По железной дороге до станций Потьма или Зубова Поляна. Далее примерно 100 км на автобусе до Темникова. Затем пройти пешком.
  • Из Темникова проехать на автобусе до деревни Алексеевка. Пройти 2 км пешком.
  • Из Темникова пройти пешком пройти через город до реки Мокшу. Переправиться на другой берег по мосту. Пройти 4 км пешком.
  • Выехать из Москвы или Саранска на автобусе, следующем до города Темникова.

Теперь вы знаете, чем примечателен Санаксарский монастырь в Мордовии, где захоронен Ушаков.

Дата основания : 1901

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Ковылкинский р-н, с. Кимляй

Женская община, созданная в 1870-х усилиями К. Е. Ахлестиной (позже - игум. Екатерины), на Флегонтовой горе, где в 1856-1870 подвизался пустынник старец Флегонт Островский. С 1889 приписана к Успенскому Краснослободскому монастырю, Статус общины получила в 1896, а монастыря в 1901. После революции закрыт, на территории располагались совхоз, затем детдом, практически все постройки разрушены. В 1997 восстановлен как мужской.

Ближняя пустынь Иоанно-Богословского Макаровского монастыря

Дата основания : 2007

Статус : действ.

Адрес

Скит, построенный в роще, чуть севернее монастыря, начиная с 2007, по инициативе митр. Мордовского Варсонофия. Здесь возведены девять небольших деревянных церквей, звонница, кельи, обширное здание паломнического центра.

Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь

Дата основания : 1996

Архитектор : 2005-2010: Курбатов В. В. (ограда)

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Зубово-Полянский р-н, с. Покровские Селищи

Женский монастырь, открытый в 1996 при восстанавливаемой Покровской церкви усилиями сельского священника иеромонаха (ныне игумена) Алексия (Дегаева).

Дальняя пустынь Иоанно-Богословского Макаровского монастыря

Дата основания : нач. 2010-х

Статус : сохр.

Адрес : респ. Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная

Скит для братии Макаровского монастыря, строящийся севернее основного комплекса построек монастыря и "Ближнего скита" монастыря. Сооружены несколько церквей и келейные корпуса, здесь же помещены детский лагерь, тепличное хозяйство и пр.

Макаровский Иоанно-Богословский монастырь

Дата основания : 1995

Статус : действ.

Адрес : Республика Мордовия, г. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная

Мужской монастырь, организованный в 1995 при восстанавливаемом храмовом ансамбле в селе Макаровка. Храмовый комплекс - уникальный ансамбль памятников в духе московского барокко. Большая часть построек сооружена в 1-й пол. XVIII в., в том числе ограда с башнями (воссоздана в 1970-х) и многоярусная надвратная колокольня. Активно посещается, в кон. 2000-х рядом со старой территорией выстроен обширный центр паломнического туризма.

Краснослободский Преображенский мужской монастырь

Дата основания : 1655

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Краснослободский р-н, пос. Преображенский

Мужской монастырь, основанный недалеко от города Краснослободска старцем Дионисием в сер. XVII в., официально открыт в 1655. Отстроен в камне как единый ансамбль строит. Геннадием на рубеже XVIII-XIX вв. Закрыт в 1928, постройки заняты сельским профтехучилищем. Восстановлен в 1994 как женский, с 1995 мужской.

Параскево-Вознесенский Пайгармский женский монастырь

Дата основания : 1884

Архитектор : 2006 - Нежданов С. М.: (колокольня)

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Рузаевский р-н, с. Пайгарма

Женский монастырь, расположенный у почитаемого с XVIII в. Пятницкого источника. Основан в 1865 дворянкой М. М. Киселевой и послушницей П. С. Смирновой (позже - игумения Параскева) как женская община, в 1884 получил cтатус монастыря. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с большим хозяйством, школами, приютом, больницей и богадельней. Закрыт в нач. 1920-х. Постройки были заняты больницей, затем складами, военной частью, ограда и колокольня сломаны. Восстановлен в 1994.

Покровский Дракинский мужской монастырь

Дата основания : 1998

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Торбеевский р-н, с. Дракино

Мужской монастырь, устроенный в 1998 при действующем Покровском храме села Дракино.

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь

Дата основания : 1659

Архитектор : 1781-1820 - Былинин Ф. И. (Филарет): - строительство по собств. проекту

Статус : действ.

Адрес : Республика Мордовия, Темниковский р-н, Санаксарский монастырь

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.

Свято-Ольгинский монастырь

Дата основания : ок. 1900

Статус : действ.

Адрес

В сер. 1880-х настоятельница Пайгармского монастыря игумения Параскева купила в Инсаре небольшой участок земли рядом с Базарной площадью и построила небольшую гостиницу для монахинь, приезжавших в уездную столицу по делам. В сер. 1890-х живший по соседству с подворьем коллежский асессор Александр Алексеевич Дельфинский предложил иг. Параскеве часть своей усадьбы, выходившей углом как на Базарную площадь, так и на ул. Московскую. Игуменья дар приняла, но расширять подворье не стала, т. к. денег свободных в ту пору у монастыря не имелось.

Свято-Тихвинский женский монастырь

Дата основания : 1890

Статус : действ.

Адрес : Россия, Республика Мордовия, г. Инсар.

Инсарский Свято-Ольгинский (во имя св. равноапостольной великой княгини Ольги) женский монастырь возник в кон. XIX в. как подворье Пайгармского Параскево-Вознесенского монастыря. В комплекс, кроме храма, входили два корпуса, жилой и хозяйственный, а также отдельно стоящая колокольня.

Троицкий Чуфаровский мужской монастырь

Дата основания : 1885

Статус : действ.

Адрес : респ. Мордовия, Ромодановский р-н, с. Большое Чуфарово

Женский монастырь, основанный при помощи местного уроженца, пустынножителя старца Игнатия Вершинина. В 1868 получил статус женской богадельни, в 1877 - женской общины, в 1885 - монастыря. Кирпичные келейные корпуса и ограда выстроены в 1870-х. Окончательно закрыт в 1924, постройки заняты тюрьмой, частично разрушены. Позже занят детдомом, ПТУ, к 1990-м в основном заброшен. Восстановлен в 1994 как мужской, выстроены новая ограда, ряд корпусов.

Свято-Троицкий женский монастырь (Старый Ковыляй)

Ежегодно святые места Мордовии собирают паломников буквально со всей России и даже из стран СНГ. Питер, Челябинск, Москва многие города отправляют сюда свои делегации страждущих. Пайгармский монастырь, кафедральный Свято-Феодоровский и Иоанно-Богословский соборы эти намоленные места хорошо знакомы верующим. И в каждом храме, в каждой обители вам расскажут свою историю о самом настоящем чуде.

В каменных храмах и простых деревянных часовнях Мордовии мироточат распятия и лики святых, после молитвы у особо чтимых икон исцеляются больные. Стены кафедрального и Иоанно-Богословского соборов, да и других церквей Мордовии — свидетели множества подобных историй.

В Иоанно-Богословском соборе — это старейший храм Саранска — мне показали золотую цепочку. Это дар одного из жителей города особо чтимой святыне собора — Владимирской иконе Божией Матери. После одной из вечерних служб служители собора увидели: кто-то прикрепил украшение к ризе иконы. По сложившейся в православной среде традиции так поступают люди, просившие исцеления у Богородицы и таинственно получившие избавление от болезней. Эта цепочка — зримое доказательство чьего-то выздоровления, то есть «обыкновенного чуда». И таких чудес в соборе происходит много. Так, одна женщина принесла в дар Владимирской иконе Богородицы золотой крестик. В иконной лавке храма мне объясняют: ее ребенок постоянно икал. А после молитвы мамы перед чудотворным образом все прошло.

Старинные списки Владимирской иконы Божией Матери не единственная чудотворная святыня Иоанно-Богословского собора. В храме мне показали дар одного прихожанина: золотое кольцо, оставленное Знаменской иконе Богородицы.

В каждом храме Мордовии могут рассказать и другие, еще более удивительные истории. По молитве святым угодникам у людей с нехорошим диагнозом исчезают недоброкачественные опухоли, проходят многолетние боли… Множество паломников со всех уголков России посещают знаменитый в Мордовии Параскево-Вознесенский монастырь в Пайгарме. Приезжают с любовью к его святыням. Многие помнят одно из чудес, которое произошло в обители и связано с помощью Богородицы.

Это было в 2002 году. Тогда в Параскево-Вознесенский монастырь принесли икону Богоматери с Младенцем-Христом на руках «Благодатное небо». Принесли из частного дома: икона осталась после одной умершей старушки. В монастыре образ вдруг замироточил. Заметив это, миром, выступившим из иконы, батюшка помазал прихожан, среди которых был и больной мальчик. Один глаз у ребенка не видел. И вот после помазания зрение стало постепенно возвращаться к малышу.

То, что этот случай широко известен, — исключение из правил. По старинной православной традиции об исцелениях и других случаях молитвенного заступничества принято молчать — потому что это глубоко личные, сугубо интимные истории. Как поясняет ключарь Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова игумен Фома, такие вещи должны сохраняться в тайне. Поэтому в храме, как и во многих церквях, не ведется летопись исцелений. Но народ помнит о чудесах.

Любая икона, любой освященный крестик являются чудотворными. Скромные «будничные» чудеса происходят сплошь и рядом. Сколько людей чувствуют себя лучше, выпив утром святой воды! А когда, освящая воду, священник призывает на нее благодать Святого Духа — тоже происходит нечто таинственное: вода изменяет свои свойства. Но самое главное чудо происходит каждый раз, когда совершается Божественная Литургия. Священник освящает хлеб и вино. Конечно, и после этого они продолжают иметь вид хлеба и вина, но приобретают силу тела и крови Иисуса Христа. В момент причастия Бог вселяется в человека. Но для этого нужно верить. Вспомните: «Блажен, кто, и не видя, уверует».

Отец Фома рассказывает, какие иконы с частицами мощей хранятся в соборе: это лики св. праведного воина Феодора Ушакова, св. Феодора Санаксарского, св. преподобного Серафима Саровского, св. Филарета Ичалковского, священномученика Виктора. Слышит молитвы людей Николай Чудотворец… Также в главном храме Мордовии хранятся иконы св. блаженной Матроны Московской, св. благоверных князя и княгини Петра и Февронии Муромских. В Иоанно-Богословском соборе особо почитается образ святого, в честь которого и назван храм. Все эти иконы благодатны. У каждой из православных святынь, обращаясь к своим небесным заступникам, человек может попросить исцеления, разрешения трудных жизненных ситуаций, избавления от бед и напастей. Святые угодники услышат молитву.

История Мордовии очень богата на чудеса. В одном из источников Пайгармского монастыря верующие однажды видели образ Богородицы, будто бы выложенный мозаикой на каменном дне. Хотя иконы в воде быть не могло. В 2005 году на подворье монастыря неожиданно стало мироточить деревянное распятие.

Наука признает, что факты исцеления и мироточения икон действительно существуют. Различных физических объяснений этому довольно много. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Как физик я стараюсь находить рациональное объяснение каждому явлению. К примеру, на мироточивость влияет совокупность факторов, каждый из которых, будучи взят по отдельности, может быть совершенно незначительным. Ничего необъяснимого не бывает — просто всему находится либо простое, либо сложное объяснение.

Настоящее чудо произошло и в скромной саранской больничной церкви во имя святителя Луки Крымского. Она расположена на территории Республиканского психоневрологического диспансера, но посещают ее не только пациенты, но и жители стоящих рядом с медицинским учреждением домов. Несколько лет назад главному врачу диспансера была подарена икона Богородицы. Написанная масляными красками на полотне, она находилась не в лучшем состоянии. На ней лишь едва проглядывался лик Богоматери. Икону перенесли в больничную церковь, и какое-то время она стояла, прислоненной к стене. И вдруг на образе сам собой, без реставрации, проявился лик Божией Матери. А на обратной стороне иконы неожиданно возникло еще одно изображение. Там проявился лик святого Николая Чудотворца. Образ оказался двусторонним: такие используются для крестных ходов. Икону поместили в деревянный оклад, и она стала особо чтимой святыней храма.

К слову, при советской власти лики святых на сводах одного из храмов Пайгармы выжигали паяльными лампами. Но несколько лет назад, и опять без реставрации, лики стали проявляться. Они обновляются сами собой, будто над ними работает незримый художник. Как говорят священники, это знаки особой Божией милости к людям. Когда человек настроен на исправление и стремление к новой жизни, с ним и происходят чудеса.



Просмотров