Самые умные: почему осетины поступают в мгимо без экзаменов. Народ осетины

Осетины – наследники древних иранских племен: сарматов и скифов. Территория Осетии в средних веках входила в состав могущественного экономически и культурно развитого государства Алания. Историки-этнографы отмечают тесное переплетение иранских и кавказских черт в области духовной и материальной культуры современного осетинского народа.

Общие сведения о жизни осетин

Коренного осетина можно узнать по продолговатой форме головы, темным или русым волосам, глазам преимущественно карего или серого цвета. Осетины принадлежат к европеоидной расе (кавкасионский тип).

Основным занятием жителей республики издревле было скотоводство и земледелие, в связи с чем здешняя местность славилась качественным производством масла, сыра, шерстяных изделий и т. д. Также развито здесь было и прикладное искусство: вышивка орнаментов, резьба по дереву и камню, ковка металла.

Среди религий осетины предпочитают православное христианство (57% опрошенных за 2012 год), вера предков – язычество (22%) и ислам (3%).

У осетин очень крепки родственные узы. Глава семьи стремился обезопасить ее от врагов и других невзгод, возводя надежные крепости, башни, замки и высокие заграждения. К сожалению, до наших дней родовые сооружения сохранились в лишь полуразрушенном виде.

Дружелюбность и толерантность осетинского народа не знает границ, о чем свидетельствует мирное проживание представителей разных национальностей на землях Северной Осетии.

Краткие факты «биографии» других народностей на североосетинской территории

Россияне. Русские казаки впервые появились в этих местах еще в 16 веке. Дабы обрести независимость и не подчиняться помещикам-узурпаторам, люди находили убежище в отдаленных уголках страны, где образовывали собственные мини-государства – казачьи станицы и слободы. В укрепленных селениях выбирались свои органы власти. Главным среди казаков был атаман, который руководил жизнью селения как в военную, так и в мирную пору. По происшествии некоторого времени казаки нашли общий язык с государственным правительством: станицы перешли под контроль российских властей, однако за ними сохранились все права и привилегии казаков. Приход советской власти встретил серьезное сопротивление со стороны большинства казачьих поселений, результатом чего стала жестокая расправа над казаками: во всем Северном Кавказе станицы были разрушены. Северная Осетия на съезде народов Терека сумела отстоять и защитить от уничтожения такие русские поселения как: Змейская, Архонская, Николаевская и Ардонская станицы.

Армяне. Торговые и культурные связи между Арменией и здешними землями были известны еще во времена существования Аланского государства. Чтобы защитить себя и свое имущество от грабителей и бандитов, армянские торговцы старались подружиться с местными жителями и путешествовать по незнакомой стране в их сопровождении. Начало 20 века припало на Первую мировую войну, в которой Турция и Россия оказались по разные стороны баррикад. Армяне преследовались во всей Турции, из-за чего те искали убежища в разных странах. Северная Осетия в те годы приютила не одну армянскую семью.

Греки. Основная часть греческого поселения появилась в Северной Осетии в первой половине 19 столетия. Под предводительством Спиридона Чекалова в Садон направилась группа греков, дабы осуществлять строительные проекты домов, мостов и дорог. Турецкие греки повторили судьбу армян в период Первой мировой войны: многие из них обрели мирную жизнь в здешнем крае. В столице Северной Осетии работали греческий театр и греческая школа.

Немцы. Немецкие поселения (Эммаус и Михайловское) возникают на территории республики во второй половине 19 века. Российский царь приглашал немецкие семьи с целью перенять их опыт безупречного ведения хозяйства.

Во второй половине XVIII века путешествующие по Северному Кавказу европейские ученые впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили в тупик ученых мужей, плохо знавших историю Кавказа и его этнографическую родословную.
Потомками древних половцев назвал осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам.
Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа, осетины – это результат смешения семитов с арийцами. Исходным моментом для такого вывода послужило обнаруженное Пфаффом внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый акцентировал внимание и на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Например, есть такие параллели: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешается иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов.
Наряду с этими предположениями немецким востоковедом Юлиусом Клапротом в начале XIX века была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в конце XIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа.
Долгая родословная
Богатейшая история осетинской нации насчитывает по крайней мере 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы – сарматы – аланы – осетины.
Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона, еще в VIII веке до н.э.
В IV столетии до н.э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу. Однако в III веке до н.э. скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами.
В III веке н.э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть которых вместе с гуннскими всадниками отправилась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии.
В 1220-х гг. в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины - потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с азиатскими сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Наблюдение типа горских татар, изучение их преданий и обычаев приводит к убеждению, что татары застали здесь коренное осетинское население. Предки осетин жили еще далее на запад, на низовьях Кубани и Дона, который доселе сохранил свое осетинское имя (дон - по-осетински вода, река). Древность иранских поселений на юго-востоке России восходит еще ко временам греческих черноморских колоний. В греческих надписях Тираса, Ольвии, Пантикапеи и особенно Танаиды встречается, среди негреческих личных имен, множество иранских, указывающих на присутствие значительного иранского элемента в местном населении. Лингвистический разбор этих имен дал возможность уяснить некоторые фонетические законы сарматского языка и установить его специальное родство с осетинским.

Историческими данными о судьбе предков служат немногочисленные письменные свидетельства об азиатских сарматах, аланах, а также скудные указания русской летописи об ясах. Ближайшие южные культурные соседи осетин, грузины, также сохранили в своих летописях несколько свидетельств о набегах оссов на Закавказье. Армянский историк Моисей Хоренский знает оссов под именем алан, под которым они были известны и византийским историкам. В грузинской летописи оссы изображаются народом сильным, многочисленным, выставлявшим для набегов несколько десятков тысяч всадников. Упоминаются осетинские цари и родственные союзы между царским домом (Багратидов) и осетинским.

Могущество осетин, ослабленное на севере Кавказа русскими, (касогами) и половцами, было окончательно подорвано татарским погромом во времена Чингисхана. Осетины вынуждены были платить дань татарам. На севере татары заняли часть осетинской территории, а окончательно заперли сетин в горах. Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века. Южные осетины, прежде столь грозные для Закавказья, подчинились влиянию грузин и стали в крепостную зависимость от грузинских феодалов Эристовых и Мачабеловых. Водворение русского владычества на Кавказе было благоприятно для О., нашедших в русском правительстве поддержку с одной стороны против кабардинцев, с другой против притеснений высшего сословия и грузинских князей. Вследствие подстрекательств со стороны последних среди южных осетин иногда происходили волнения, но меры правительства и деятельность миссионеров все более и более сближали осетин с русскими. В 1866-67 гг. совершилось в Осетии освобождение крепостных сословий от власти помещиков.

После революции происходит массовое переселение осетин на равнину. В 1922 году была образована Юго-Осетинская автономная республика, вошедшая в состав грузинской ССР, через два года была образована Северо-Осетинская республика, которая в 1936 году была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. В 1990 была принята Декларация о суверенитете Республики Северная Осетия (сейчас Северная Осетия – Алания). Южная Осетия вошла в состав .

Осетины — народ в России, основное население Северной и Южной Осетии, живут также в Кабардино-Балкарии (10 тысяч человек), в Карачаево-Черкесии (4 тысячи человек). Общая численность в России 402 тысячи человек. До покорения кабардинцев русскими, осетины жили исключительно в горах. Оттеснив кабардинцев от гор, русское правительство позволило селиться на плоскости.

Осетины - жизнеспособное племя, быстро увеличивающееся в своей численности с тех пор, как оно поставлено в более благоприятные экономические условия. По данным 1833 г., всех осетин числилось только 35750 человек; по сведениям 60-х годов, северных осетин числилось 46802, южных - 19324 человек. В1880 г., в северной Осетии было уже 58926 чел., в южной - 51988.

По наблюдениям доктора Гильченка, северные осетины в большинстве (почти 64 %) темноволосы и темноглазы; цвет кожи у них смугловатый, лоб прямой, широкий, с хорошо развитыми лобными буграми и слабо развитыми надбровными дугами; нос довольно большой, выдающийся, прямой; рот небольшой, с прямыми, тонкими губами. Рост в большинстве высокий; плечи и таз значительной ширины.

На плоскости осетины живут в мазанках или побеленных хатах; в горах, где нет леса, или он трудно доступен, осетинские сакли складываются из камней без цемента и большей частью прилепляются одной стороной к скале. Иногда часть боковых стен также образуется горой.

Главная часть национального осетинского дома - большая общая комната, кухня и столовая вместе. Целый день в ней происходит стряпня, так как у осетин нет определенного времени для еды, и члены семьи едят не все вместе, а сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым, на железной цепи, висит медный или чугунный котел. Очаг составляет центр, около которого собирается семья. Железная цепь, прикрепленная к потолку у дымового отверстия - самый священный предмет дома: приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к цепи становится близким семье. Оскорбление цепи (например, унесение ее из дому) считалось для семьи величайшей обидой, за которой прежде следовало кровная месть.

По мере разрастания семьи (разделы между женатыми братьями при жизни родителей - явление редкое) к дому пристраиваются новые сакли и хозяйственные постройки. Все постройки покрываются плоскими крышами, на которых нередко производится молотьба хлеба, сушка зерна.

Одежда осетин не отличается от общекавказской, горской: у мужчин те же рубахи, бешметы, черкески, шаровары из сукна или холста или бурки; у женщин - длинные рубахи до пят, шаровары и ситцевые или нанковые полукафтаны с узким вырезом на груди. Зимний головной убор — барашковая высокая шапка (папаха), летний — войлочная шляпа. Головной убор женщин составляют шапки разного вида и платки. Мужчины в одежде предпочитают цвета темно-коричневый и черный, женщины - синий, голубой и алый.

Главная пища осетин, отличающихся вообще умеренностью, хлебная - из ячменя, кукурузы, пшеницы, проса, также кушанья из молока и сыра. Мясо они едят лишь по праздникам и при приезде гостей. Основные занятия осетин в горах, где есть тучные пастбища - скотоводство и земледелие, ремесла слабо развиты.

Главные этические начала, руководящие жизнью осетин - уважение к старшим по возрасту, кровомщение и гостеприимство. Каждый осетин считает обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был низшего происхождения; взрослые сыновья не имеют права сидеть в присутствии отца, хозяин не может сесть перед гостем без его разрешения и т. п. Вообще семейные и общественные отношения определяются строгим этикетом и своеобразными понятиями о благопристойности, часто до крайности стеснительными.

Обычай кровомщения, свято соблюдавшийся прежде, но теперь почти искорененный, вел к постоянным войнам между отдельными фамилиями и значительно уменьшил численность осетинского племени. Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту. С большей искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой. Брак у основан был до последнего времени исключительно на уплате за невесту калыма (ирэда), который жених должен был приобрести самолично. Размер калыма определялся достоинством невесты и вступающих в родство семей. В некоторых местах часть калыма, а иногда и весь калым идет в приданое девушке. Свадьба у осетин обставлена многими обрядами, сохраняющими интересные следы старины.

Между похоронными обрядами заслуживают внимания так называемое посвящение коня покойнику, совершаемое на могиле, и поминки. Цель первого обряда - чтобы покойник имел коня в загробном мире и мог доехать благополучно до места ему назначенного. Поминки состоят в обильном угощении не только родственников, но всех одноаульцев и пришельцев, в честь покойного, причем так называемые великие поминки сопровождаются иногда скачкой и стрельбой в цель на призы, выдаваемые семьей умершего. На поминки осетины смотрят, как на кормление умерших предков, полагая, что пища, съедаемая на поминках, достигает их. Принимая христианство, осетины исполняют некоторые обряды, соблюдают посты и праздники, посещают церковь, упоминают имя Христа и некоторых святых, но вместе с тем справляют и прежние языческие обряды, произносят моления своим аульным и семейным святыням, в известные дни приносят жертвы - баранов, козлов, быков. В обрядах осетин также видны следы заглохшего христианства, смешавшегося с древнейшим язычеством.

Значительный интерес представляет народная словесность О., особенно их сказания о богатырях, называемых нартами. Некоторые типы и сюжеты осетинского нартовского эпоса встречаются в сказаниях кабардинцев и . Последние, по-видимому, заимствовали некоторые рассказы у осетин, которые сами кое-что получили от кабардинцев. В осетинский нартовский эпос проникли также из Закавказья, через посредство грузин, некоторые сюжеты, связанные с персидским богатырем Рустемом, героем почти общеизвестным на Кавказе. Кроме эпических сказаний, осетины имеют немало песен, особенно сатирических и юмористических, которые так же легко складываются, как забываются и сменяются новыми. Широко распространены в народе пение и игра на музыкальных инструментах.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Встречали ли вы когда — нибудь представителей осетинской национальности? Если да, что первое вам бросилось в глаза? Строгий и серьёзный взгляд, проникающий прямо к вам в душу, а может необычайная пропорциональность их телосложения?

И первое, что вам пришло в голову: «Откуда он такой взялся?». Однако цепляют своей красотой не только осетины, но и осетинки. Любой, кто увидит представительницу данной национальности долго не сможет отвести от неё взгляд.

А вы когда — нибудь задумывались, откуда в них эта притягательная сила красоты? Может дело не только во внешности, а ещё и в манерах. Давайте разбираться!

Происхождение осетин

Всем известно, что осетины являются потомками алан. Аланы ― племена кочевников скифо -сарматского происхождения, часть из которых в конце IV века осела у предгорья Кавказа. Но после двух татаро — монгольских набегов выжили лишь те, кто поднялся высоко в ущелья гор.

Они и сохранили этнос, а также традиции осетинского народа. Однако ещё в IV веке историк из Рима Аммиан Марцеллин писал, что «многие аланы имеют высокий рост и красивы… А сдержанно — грозный взгляд их глаз пугает.

Более того, представители этих племён очень подвижны из — за легкости вооружения…».

Значит ли это, что привлекательная внешность досталась им от предков? Как мне кажется, ответ очевиден.

Однако, что-то в них есть ещё, такое таинственное и загадочное, что сразу располагает к ним. Может ли это быть связано с силой характера или с наличием у них той натянутой, но не рвущейся нити, которая связывает их с традициями и обычаями их предков?

Менталитет осетин

В действительности, осетины являются именно той национальностью, которая до сих пор сохраняет приверженность и почтительность к своей культуре. Они почитают старших, отличаются гостеприимством и широкой душой.

Те, кто знакомы с осетинами, часто описывают их как очень внимательных и заботливых людей, проявляющих абсолютное уважение к другим.

Но особенно восхищаются их национальными праздниками, на которых обязательно присутствуют осетинские пироги. А их зажигательные и страстные танцы просто сводят с ума.

Также каждого осетина с детства обязательно учат борьбе, чтобы он смог защитить себя и своих близких.

Теперь скажите, как можно не восхищаться представителями данной национальности, особенно, когда источником их красоты является не только внешность, но и их богатый внутренний мир?!

ОСЕТИНЫ

Осетины – потомки древних алан, сарматов и скифов. Однако, по мнению ряда известных историков, присутствие так называемого местного кавказского субстрата в осетинах также очевидно. В настоящее время, осетины, большей частью населяют северный и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Территориально они образуют Республику Северная Осетия – Алания (площадь – около 8 тыс. кв. км., столица – г.Владикавказ) и Республику Южная Осетия (площадь – 3.4 тыс. кв. км., столица – г.Цхинвал).

Не смотря на географическое и административное разделение в обеих частях Осетии живёт единый народ, с одними и теми же культурой и языком. Разделение же произошло по волевому решению из Кремля в 1922 году, без какого-либо учёта мнения самих осетин. По этому решению Северная Осетия была отнесена к России, а Южная Осетия – к Грузии. В течение семи десятилетий, если не принимать во внимание чувств бедной падчерицы и попыток насадить грузинскую культуру и язык, граждане Южной Осетии особо больших неудобств от этого разделения не испытывали, так как жили в единой семье братских народов СССР.

Но времена поменялись. Россия и Грузия стали отдельными государствами с весьма натянутыми взаимоотношениями. Осетины при этом оказались по разные стороны государственной границы. Причём, разделёнными стали даже многие семьи, члены которых проживают в разных частях Осетии. Но об этом – ниже.

В настоящее время общая численность осетин в мире всего составляет около 640-690 тысяч человек. Из них (по неофициальным данным) проживают:

В Северной Осетии – 420-440 тысяч человек

В Южной Осетии – 70 тысяч человек

В республиках и регионах России – 60-80 тысяч человек

В Грузии – 50-60 тысяч человек

В государствах на территории бывшего СССР – 20-30 тысяч чел.,

В Турции и Сирии – 11-12 тысяч человек,

В странах Европы, Америки, Австралии – около 12-15 тысяч чел.

Осетия граничит: на востоке - с Республикой Ингушетия, на северо-востоке - с Чечнёй, на западе и северо-западе - с Кабардино-Балкарской Республикой, на юге - с Грузией и на севере - со Ставропольским краем.


Богата и разнообразна природа Осетии: знойные степи, цветущие предгорные равнины, вечно покрытые льдом вершины высочайших в Европе Кавказских гор, глубокие ущелья и стремительные реки.

Осетины – народ, ввиду своей уникальности (отсутствия близких по языку и культуре родственных народов) давно привлекавший к себе пристальное внимание российских и известных зарубежных историков и исследователей Кавказа, таких как Миллер, Шегрен, Клапрот, Вернардский, Дюмезиль, Бахрах, Сулимирский, Литтлтон, Бейли, Кардини, Абаев, Ростовцев, Кузнецов и многие другие.

История Осетии от алан, сарматов и скифов до наших дней достаточно хорошо описана в книгах многих авторитетных ученых, и в частности М.Блиева и Р.Базрова «История Осетии», а также в приводимом в данном разделе, предисловии академика М.Исаева «Аланы. Кто они?» к русскому изданию книги Бернарда С.Бахраха «Аланы на Западе». Сама же эта книга (“A history of the Alans in the West”, by Bernard S. Bachrach) * ярко освещает историю западных алан, большими массами расселившихся в странах Западной и Центральной Европы, и оставивших заметный след на развитии культуры народов этих стран, от Британских островов и северной Италии до Балканских стран и Венгрии. Там потомки алан (ассов) в последствии образовали отдельную Ясскую область, многие столетия сохраняя культуру и язык предков. К слову, большинство исследований истории западных алан начисто опровергает теории некоторых северо-кавказских историков о том, что аланы не были ираноязычны. Ираноязычность западных алан распознается без больших усилий.

На протяжении своей истории, осетинский народ прошёл периоды, от бурного расцвета, усиления мощи и огромного влияния в первом тысячелетии нашей эры, до почти полного катастрофического истребления во времена нашествий татаро – монгол и хромого Тимура в 13-14 веках. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, крушению государственности. Жалкие остатки некогда могущественного народа (по некоторым данным - не более 10 -12 тысяч человек) почти на пять столетий были заперты в высокогорных ущельях Кавказских гор. На протяжении этого времени все «внешние связи» осетин сводились только к контактам с ближайшими соседями. Однако, нет худа без добра. По мнению ученых, во-многом благодаря этой изолированности, осетины почти в первозданном виде сохранили свои уникальные культуру, язык, традиции и религию.

Прошли столетия и народ восстал из пепла, заметно вырос в численности. И к первой половине XVIII века, ввиду тесноты, суровости и ограниченности условий высокогорья и сложной геополитической обстановки в регионе, перед осетинским народом остро встал вопрос необходимости вхождения в состав России и переселения на равнинные земли. Через выборных послов – представителей различных осетинских обществ, в Санкт-Петербург было направлено соответствующее прошение на имя Императрицы Елизаветы Петровны. После поражения Турции в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Влияние России в регионе заметно возросло и она могла действовать более решительно, чем ранее, в осуществлении своих колониальных целей на Кавказе. И следом за заключением Кучук-Кайнарджийского мирного договора в 1974 году, было принято решение о присоединении Осетии к Российской Империи. Однако административное подчинение Осетии поначалу носило формальный характер. И народ ещё долгое время продолжал сохранять независимость от российской администрации. В осетинских ущельях то и дело вспыхивали восстания, подобные Дигорскому в 1781 году, носившие народно-освободительный характер.

Однако вцелом, присоединение к России отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений в Россией.

За последующие 100 -150 лет в Осетии выросли сотни образованных педагогов, просветителей, литераторов, военачальников, государственных и общественных деятелей. Большинство из них получило хорошее образование в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах России. К началу прошлого века уже насчитывались десятки боевых генералов-осетин, и тысячи офицеров, награждённых высшими воинскими наградами России. Верой и правдой, с аланской честью, они защищали интересы Отечества на всём протяжении, от Дальнего Востока до Балкан и Турции.

Шли годы и уже политические события начала XX столетия нанесли новый удар по нашему народу, как и всем остальным народам страны. Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война надолго раскололи осетинское общество на враждующие непримиримые лагеря. Они заметно подорвали основы внутриобщественных взаимоотношений, устоев и традиций. Зачастую по разную сторону баррикад оказывались соседи, родственники, а то и члены одной семьи. Многие передовые люди своего времени были убиты в боях, другие навсегда эмигрировали заграницу. Ну а самый большой урон осетинской культуре был нанесён во времена известных репрессий 30-40-х годов, когда почти полностью был уничтожен цвет нации.

Знаменитое аланское воинское искусство и тяга к ратным подвигам не ушли в историю вместе с ними. Через века они возродились в потомках, у котоорых воинская служба и защита Отечества всегда были в особом почёте. Тяга к офицерской службе проявляется в осетинах с самого раннего детства. И тот факт, что в данный проект вошли сведения о 79 генералах и адмиралах советского периода и современной России, убедительно подтверждает этот вывод.

Наиболее ярко осетинский народ проявил свои лучшие качества, унаследованные от гордых предков, во время Второй мировой войны.

При общей численности населения на 1941 г. 340 тысяч человек:

90 тысяч осетин ушли защищать Родину от фашистских оккупантов.

46 тысяч из них погибли в боях за свободу и независимость нашей Родины.

34 осетина стали Героями Советского Союза. Это самый высокий показатель по отношению к общей численности населения, среди всех народов СССР (см. таблицу в разделе "Герои Советского Союза").

Более 50 человек стали генералами и адмиралами

Осетинская семья Газдановых потеряла на фронтах войны всех 7-х

Две семьи потеряли по 6 сыновей,

В 16-ти семьях не вернулись с войны по 5 сыновей,

52 осетинские семьи потеряли в этой войне по 4 сына,

Поражние фашистских войск на Кавказе началось с их разгрома в жестоких боях на подступах к Владикавказу зимой 1942 года, и освобождения оккупированных гитлеровцами районов Северной Осетии.

В рядах командиров Красной Армии храбро сражались десятки боевых генералов – осетин. Самые известные из них - дважды Герой Советского Союза генерал армии Исса Плиев, Герой Советского Союза, генерал армии Георгий Хетагуров, Герой Советского Союза, генерал-полковник, один из самых видных советских разведчиков, которого называли отцом советского спецназа, Хаджи-Умар Мамсуров и командир прославленных советских воздушных ассов, Герой Советского Союза, генерал-майор Ибрагим Дзусов.

Послевоенный период истории Осетии характеризуется бурным развитием промышленности, экономики, сельского хозяйства, культуры и спорта. Благодаря богатым природным ресурсам, в Осетии выросли такие крупные предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности, как Садонский и Квайсинский свинцово-цинковые комбинаты, заводы "Электроцинк" и "Победит", продукция которых находила широкое применение в стране и за рубежом, Цхинвальские заводы «Эмальпровод» и «Вибромашина», Алагирский завод сопротивлений, крупнейший в Европе Бесланский маисовый комбинат, мебельная фирма «Казбек», целый ряд крупных предприятий электроники и др.

Столица Республики Северная Осетия – Алания, Владикавказ (население –чуть более 300 тысяч человек) - один из красивейших городов региона, культурный, экономический и транспортный центр. Здесь, как и по всей республике, в мире и согласии проживают люди многих национальностей. Владикавказ славится престижными высшими учебными заведениями, среди которых Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Горский государственный аграрный университет, Северо-Кавказский государственный технологический университет, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, высшие военные училища и другие. Разнообразна и насыщена культурная жизнь Осетии. Здесь функционируют несколько государственных театров, филармония, известный в стране и за рубежом государственный академический ансамбль народного танца «Алан», конный театр «Нарты».

Осетинская культура и искусство дали стране и миру таких известных людей, как один из лучших дирижёров в мире, руководитель Санкт-Петербургского Мариинского театра Валерий Гергиев, первая в мире женщина-дирижёр, народная артистка СССР Вероника Дударова, солистка балета Большого театра, народная артистка СССР Светлана Адырхаева, династию цирковых артистов Кантемировых во главе с основателем советского конно-циркового искусства Алибеком Кантемировым, артисты театра и кино, народные артисты СССР Владимир Тхапсаев и Николай Саламов, известные эстрадные исполнители Феликс Царикати и Аким Салбиев и многие другие.

На соревнованиях самого высшего ранга прославляют свою Родину осетинские спортсмены в вольной и греко-римской борьбе, дзю-до, каратэ, тае квон до, тяжелой атлетике, армрестлинге, футболе, художественной гимнастике и многих других видах спорта. Осетины по праву гордятся 12- ю чемпионами Олимпийских игр, несколькими десятками чемпионов мира, Европы, СССР и пост-советской России.

Так на последней Олимпиаде 2004 года в Афинах осетинами завоёваны четыре золотые, две серебряные и две бронзовые медали. Этот результат поистине уникален для народа численностью менее 700 тысяч человек и вряд ли где-либо в мире будет превзойден в обозримом будущем.

Поистине неоценимы достижения представителей Осетии в различных областях науки и экономики. Достаточно упомянуть одного из столпов мировой аэродинамики и ракетной техники Григория Токати, работавшего над космическими программами НАСА в Англии и США, известного в научном мире патриарха отечественной лингвистики и иранистики Васо Абаева, капитана атамохода «Арктика», впервые в мире покорившего Северный полюс Юрия Кучиева, бывшего генерального директора пивоваренного концерна «Балтика» Таймураза Боллоева.

Сегодняшняя Осетия развивается, налаживает контакты, добивается успехов во всех сферах и с надеждой смотрит в будущее, моля у Бога мира, спокойствия и процветания.

О межнациональных конфликтах.

Вместе со всем позитивным, описанным выше, не всё так безоблачно над небом Осетии, как того желают сами осетины.

В начале 90-х годов прошлого столетия, националисты, пришедшие к власти в Грузии, повели политику на вытеснение осетинского населения, а затем под лозунгом «Грузия – для грузин!» развязали новый кровавый конфликт на территории Южной Осетии, намереваясь повторить акты геноцида осетин 1920 года. Своим указом от 11 декабря 1990 года тогдашний лидер Грузии З.Гамсахурдиа упразднил Юго-Осетинскую автономную область. Южные же осетины путём референдума приняли решение о выходе из состава Грузии и образовании Республики Южная Осетия. Грузинские вооружённые формирования вторглись на территорию Южной Осетии и начали “наводить порядок” по-своему. Позже, получив достойный ответ, они убрались восвояси, надолго посеяв ядовитые семена ненависти и недоверия между народами. Война была недолгой, но с большим количеством жертв, в том числе среди мирного населения. Осетинский народ никогда не забудет своих сыновей, погибших от рук национал-шовинистов, защищая свою Родину. Не забудет зверски замученных мирных жителей, расстрела грузинскими боевиками автобуса со стариками, женщинами и детьми на Зарской дороге, как и другие акты чудовищных преступлений против нашего народа. Бездумная, великодержавная шовинистическая политика грузинского руководства привела к возникновению ненависти и непримиримой розни между некогда самыми дружественными народами в регионе. Но не смотря ни на что, осетины не видят в грузинском народе врага. Они знают, что пройдут годы, история отправит на помойку национал-шовинистов разных мастей и заживут простые люди так, как жили веками их предки - в мире и согласии, помогая друг другу.

События тех дней достаточно широко освещались в прессе, в других материалах. И в данном кратком историческом обзоре нет возможности описывать всё подробно.

Прошли годы. Сменились лидеры как в Грузии и России, так и в Осетии. Но конфликт до сих пор не улажен. Новое грузинское руководство, как и в прошлом, ведёт политику на борьбу с сепаратизмом любыми доступными средствами, в том числе путём угроз, блокады, политического давления через третьи страны, и организации, в частности США и ОБСЕ. Одновременно, оно всё более одталяется от России, долгие годы являвшейся гарантом стабильности, мира и процветания в регионе.

Осетинская сторона решительно и бесповоротно взяла курс на восстановление исторической справедливости* - воссоединение со своими братьями в Северной Осетии в составе Российской Федерации и, пережив три волны геноцида (в 1920, 1990 и 2004 гг.) не намерена возвращаться в административное лоно Грузии. В 2004 году, руководством Республики было направлено прошение в Государственную Думу РФ о приёме Южной Осетии в состав России. К настоящему времени вопрос остаётся открытым, проблемы нерешёнными, а конфликт тлеющим.

Сепаратизм редко приносит положительные плоды. И на первый взгляд грузинское руководство имеет право бороться с сепаратизмом своих бывших регионов. Но это только на первый взгляд, поскольку намерения народа Южной Осетии нельзя назвать сепаратическими по двум причинам.

Во-первых осетинский народ, на протяжении многих веков проживая на этой земле, никогда не изъявлял желания быть в составе Грузии, и был присоединён к ней только волевым решением тогдашних руководителей Советского государства, без учёта мнения самих осетин. До этого не было ни одного государственно -правового акта, в котором бы была зафиксирована принадлежность Южной Осетии к Грузии. Извечные притязания князей Мачабели и Эристави на владение этой территорией, как и частое пособничество им российской верхушки никогда не признавались народом Осетии.

Во-вторых, каждый народ имеет право быть “неразделённым” и выбирать свою судьбу. Воссоединились искусственно-разделённые народы Германии, Вьетнама, других государств. И силой, политическим давлением или блокадой удерживать один народ по разные стороны государственной границы, есть ни что иное, как преступление против этого народа.

После развала Советского Союза не менее сложная обстановка сложилась в Северной Осетии. В 1990-х годах десятилетиями накапливающиеся и загоняемые вглубь межнациональные проблемы и противоречия, в условиях ослабления центральной власти начали выливаться в конфликты на национальной почве между осетинами и их ближайшими соседями на востоке – ингушами. Поводом для них послужили несколько сёл Пригородного района Северной Осетии, населённые смешанным осетино-ингушским населением и на протяжении 6-ти десятилетий являющейся спорной территорией между двумя народами. История этих сёл восходит ко временам переселения горцев на равнину. В те же годы началось заселение Северного Кавказа и русскими казаками, осуществляемое царскими властями для поддержания порядка и усмирения местных народов. Терскими казаками и были в основном основаны эти спорные сёла. Казаки жили зажиточно, вольно, и когда пришли годы революции и гражданской войны, они в большинстве своём встали на сторону белой гвардии, воюя против коммунистов. В ответ на это местные коммунистические лидеры во главе с соратником Ленина, "пламенным" Серго Орджоникидзе стали подстрекать ингушей на карательные операции против казачьего населения. Было совершенно множество набегов на их сёла с целью вытеснения казаков за Терек и захвата земель (см. статью о Георгии Бичерахове в разделе «Осетины за рубежом»). Ингуши всячески стремились к ликвидации на их территории “полос” казачьих земель, чтобы на "округленных" территориях усилить свое влияние. В конце концов в 1922 году ингушам вместе с бойцами Красной Армии удалось осуществить эту идею и на 22 года поселиться в этих сёлах. Такова история территорий, называемых теперь ингушской стороной «исконно - ингушскими».

В 1944 году со стороны центральной Советской власти было совершенно не менее серьёзное преступление, но уже против ингушей, чеченцев и некоторых других народов. За, массовое дезертирство из рядов Красной Армии и поддержку бандитизма в тылу, эти народы целиком, за считанные часы полностью были погружены в товарные вагоны и высланы в Казахстанские голые степи. По дороге погибло много ни в чём не повинных людей в том числе немощных стариков, женщин и детей. Для небольшого ингушского народа это переселение носило почти катастрофический характер. Суровые условия и борьба за выживание на голом месте надолго задержали процессы становления государственности, развития образования, культуры и других сфер жизни. В то же время на территорию бывшей Ингушетии из горных районов Южной и Северной Осетии, почти также насильно были переселены осетины.

В 1957 году, уже новое Кремлёвское руководство во главе с Никитой Хрущёвым решило исправить ошибки своих предшественников и вернуло репрессированные народы на историческую родину. С возвращением ингушей, осетины, успевшие обжиться на новом месте (некоторые уже и новые дома успели построить за 12 лет), вынуждены были покинуть его и начинать все с нуля, обживая пустыри на окраинах других населенных пунктов Северной Осетии. При этом, Чечено-Ингушетии не была возвращена часть Пригородного района, в основном те сёла, которые были отняты у казаков в 1922 году и у осетин в 1926 году. Эта территория была оставлена под юрисдикцией Северной Осетии. Взамен к Чечено-Ингушетии были присоединены три района Ставропольского края.

Эта часть Пригородного района и стала причиной вспыхнувшего кровавого конфликта между Северной Осетией и Ингушетией. Напряжённость нарастала давно, то и дело оскаливая зубы. Так осенью 1981 года в Орджоникидзе (нынешний Владикавказ), после убийства ингушами молодого таксиста, вспыхнули массовые волнения, жестоко подавленные войсками специального назначения с большим количеством пострадавших и несколькими жертвами. После таких фактов, центральная власть в Москве, не вникая в суть проблемы, обычно пыталась лечить симптомы болезни, загоняя саму болезнь глубого вовнутрь.

О том как, присланным из Москвы новым руководителем республики В.Одинцовым, проводилось это «лечение» в Северной Осетии истории ещё предстоит сказать своё веское слово. Из желания возвыситься и сделать себе имя, якобы, наводя порядок, за короткое время в республике руками заезжих руководителей правоохранительных органов, с сомнительной репутацией, и местных прислужников, Одинцов создал ситуацию схожую с годами репрессий 30-х годов. Через сфабрикованные обвинения и другие недостойные методы были проведены аресты многих крупных руководителей, вклячая ряд тех, кто пользовался большим авторитетом и уважением в народе. Они стояли на пути разгула одинцовского беспредела и за это поплатились. И хотя, по прошествии нескольких месяцев, после основательных проверок авторитетных комиссий Генпрокуратуры, справедливость восторжествовала и все незаконно обвиненные были полностью оправданы, вред нанесеный народу Осетии за эти годы был уже непоправим. К сожалению, сегодняшнее молодое поколение не знает правду о фактах беззакония и репрессий, творимых в Северной Осетии в те годы, потому что об этом периоде истории Осетии до сих пор написано очень мало.

Годы одинцовского правления углубили и обострили также и осетино-ингушские противоречия. Тех кто был во главе республики мало заботили реальные взаимоотношения двух народов. Им важно было силовыми методами создать внешнюю оболочку благополучия и отрапортовать в Москуву о том, что героическими усилиями порядок в этом вопросе наведен. Время показало, что создание режима наибольшего благоприятствования для представителей одного народа, проживающих на территории другого, явилось дополнительным детонатором последующих кровавых событий.

Подписанный Б.Ельциным в июне 1992 года, на первый взгляд, гуманный и справедливый «Закон о реабилитации репрессированных народов», не имея под собой ни конституционной базы, ни механизма претворения в жизнь, стал лишь катализатором в обострении осетино-ингушских отношений. В сёлах со смешанным населением участились вооружённые стычки, убийства, грабежи. На площадях тогдашней столицы Ингушетии - г.Назрани то и дело проводились многотысячные митинги с требованиями вернуть эти несколько сёл и правобережную часть Владикавказа любыми методами, включая силовые акции. Раздавались открытые угрозы в адрес осетин. В этой обстановке надвигающейся опасности, руководство Северной Осетии взяло курс на всестороннее укрепление обороноспособности и подготовку к отпору возможной агрессии. Обстановка накалилась до предела.

После ряда взаимных «обменов кровавыми любезностями», в ночь с 30 на 31 октября 1992 года ингушские военные формирования, состоящие из мобильных, хорошо вооружённых отрядов, пересекли границу Северной Осетии и начали боевые действия по захвату сёл Пригородного района. К ним присоединились многие жители Северной Осетии ингушской национальности. В этих сёлах запылали осетинские дома, стало вывозиться имущество и крупный рогатый скот, угонялись транспортные средства осетин, а также предприятий. При малейшем сопротивлении люди уничтожались. Первым приняли бой сотрудники Черменского поселкового отделения милиции, но силы были неравными. Оставашихся в живых, раненных милиционеров боевики забросали противотанковыми гранатами, и обезображенные трупы несколько дней лежали под обломками здания. Другое зверское преступление было совершено в посёлке Карца, где в местном клубе ингушами были расстреляны 25 заложников - осетин. И это были далеко не единичные случаи.

Внезапность удара сыграла свою роль. За 2-3 дня ингушские боевики продвинулись на 10-15 км и достигли окраин Владикавказа. В эти кровавые для Осетии дни было убито более 100 человек, большое количество мирного населения было взято и увезено в Ингушетию заложниками. Многие пропали без вести и судьба их неизвестна по сегодняшний день. Было разрушено и сожжено много осетинских домов в оккупированных сёлах Пригородного района. Все эти события всколыхнули народ, вызвали ответную ярость и жажду мести за содеянное. На защиту республики со всех населённых пунктов потянулись тысячи молодых людей, примкнув к ранее созданным на случай агрессии, национальной гвардии, народному ополчению и силам министерства внутренних дел. Из Южной Осетии на помощь братьям прибыл хорошо вооружённый и имеющий боевой опыт батальон из 400-500 человек. Под угрожающим нажимом возмущённых народных масс армейское руководство также оказало некоторое содействие в вооружении ополченцев и органов правопорядка республики (см.статью о Г.Кантемирове в разделе "Генералы и адмиралы"). Всё это возимело своё действие, и к исходу новой недели, вся территория Пригородного района была очищена от нападавших. Гнев за содеяное, в ряде случаев перехлестывал через край и жертв с ингушской стороны оказалось заметно больше. Причем справедливости ради нужно признать, что ввиду большой интенсивности огня и применении тяжелого вооружения, среди этих жертв были и мирые люди.

Ранее в зону конфликта были введены Российские войска, которые, заняв нейнтральную позицию, вступали в бой только в ответ на акты прямого на них нападения. К 5 ноября войска заняли позиции между противоборствующими сторонами с целью недопущения дальнейшей эскалации военных действий.

Итоги этого, первого на территории России, вооруженного конфликта печальны как для осетин, так и для ингушей.

-Всего погибло 546 человек (в том числе 105 осетин и 407 ингушей)

Около тысячи человек были ранены и искалечены

Сотнями захватывались заложники, которые потом в основном были обменены между сторонами конфликта.

В зоне боевых действий полностью разрушены многие дома и строения, как ингушские, так и осетинские.

Почти всё ингушское население Пригородного района и Владикавказа (более 30 тысяч человек) покинуло свои жилища и надолго стало беженцами.

За прошедшие 14 лет большинство беженцев возвратились в свои сёла. Им были выделены земельные участки под строительство новых домов, денежные ссуды и компенсации. Но проблема Пригородного района поднимается ингушской стороной вновь и вновь, не давая ослабнуть напряжённости. Осетинская сторона отвергает любые варианты перекроя сложившихся границ, ввиду того, что уже больше 60 лет, волею судьбы, в этих сёлах живут осетины. Родилось уже не одно поколение тех, для которых эта земля – их родина, и другой у них нет. И они настроены решительно защищать её от любых посягательств.

На Кавказе все конфликты всегда разрешались миром через диалог между людьми, между народами. Вот этого диалога между осетинами и ингушами пока не получается. И, разыгрывающиеся то и дело, кровавые события во многом способствуют усилению недоверия и неприязни между соседними народами. Одним из этих событий стал взрыв на многолюдном центральном рынке Владикавказа 19 марта 1999 года, устроенный 4-мя молодыми ингушами – жителями Пригородного района. Тогда на месте погибло 52 человека и были ранены ещё 168 человек, в основном женщины, старики, студенты. В последствии был осуществлён ещё ряд взрывов на рынках и других людных местах столицы Северной Осетии, в которых также погибло много людей.

Но самым чудовищным и бесчеловечным актом, всколыхнувшим весь мир, стал захват Бесланской средней школы 1 сентября 2004 года. Рано утром в День Знаний, большая группа до зубов вооружённых боевиков, въехав с территории Ингушетии на грузовой машине, окружила школу с детьми, учителями и родителями и, заперев их в спортзале школы, в течение трех дней держала заложниками, без еды и питья. Многие из детей, не выдерживая голода и духоты, ели цветы, по традиции принесённые для учителей, пили собственную мочу, теряли сознание. Сразу же после захвата было расстреляно много молодых людей. Бандиты привели с собой шахидок – самоубийц, напичкали всё здание школы минами. После взрыва двух из них начался хаотический штурм. В эти, самые скорбные за последние несколько десятилетий для осетинского народа, дни погиб 331 заложник, из них 186 - дети разных возрастов, от года до 16 лет. Изверги посягнули на самое святое для каждого народа – детей, наше будущее.


По официальной на сегодняшний день версии, почти все они, кроме одного были уничтожены при штурме. Но живы те, кто организовывал и планировал этот акт устрашения, с целью развязать на Северном Кавказе большую войну. Они почему-то до сих пор на свободе и угрожают новым террором.

Правильно говорят, что бандиты не имеют национальности. Но в тоже время от факта, что подавляющее большинство опознанных боевиков оказались ингушами, никуда не скроешся. И осетины вряд ли в ближайшее время смогут заставить себя закрыть на это глаза и протянуть руку дружбы в сторону Ингушетии. Тем более, что до сих пор с той стороны ни на официальном, ни на народном уровне не прозвучало ни слова покаяния за тех, кто пришёл в Беслан убивать детей.

Пройдут годы и сменятся поколения, прежде чем утихнет боль от ран и потерь. Прежде чем все люди поймут, что мир и спокойствие в регионе жизненно-необходимы всем народам и каждому человеку. Прежде чем мудрость восторжествует над амбициями, политическим и национальным авантюризмом.

*Русское издание этой книги печатается в библиотеке журнала "Дарьял"

Обзор подготовлен Р. Кучиевым

Сентябрь 2005 г.


Список некоторых интересных книг по истории скифов, алан, осетин:

1.Скифы. Граков В.М. (рус.)

2. К проблеме генезиса осетинского нартского эпоса. Гуриев Т.А (рус)

3. Осетины. Б.А. Калоев (рус)

4. A grammatical sketch of Ossetic./ by V.I. Abaev. Edited by Herbert H. Paper, Translated by Steven P. Hill,

5. A history of the Alans in the West./ by Bernard S. Bachrach

6. The Sarmatians./ by T. Sulimirsky

7. The world of the Scythians./ by Renate Rolle

8. Iranians and Greeks in South Russia./ by M. Rostovtsev

9. The Scythians./ by Tamara Talbot Rice

10.From Scythia to Camelot./ by C.Scott Littleton&Linda A.Malcor

11.Alle Radici Della Cavalleria Medievale. / by Franco Cardini (in Italian)

12.Searching For The Scythians/ by Mike Edwards/ National Geographic, September 1996

13.Alans in Gaul./ by Bernard S. Bachrach

14. Sources on the Alans. A critical compilation./ by Agusti Alamany

15. The Sarmatians 600 BC - AD 450. / by R. Brzezinski & M. Mielczarek

16. The Scythians 700 -300 BC / by Dr. E.V. Cernenko



Просмотров