Самостоятельная поездка в дубровицы и усадьбу ивановское. Дубровицы

Дубровицы (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Недалеко от подмосковного города Подольск на берегу реки Пахры есть красивая усадьба Дубровицы. Сюда стоит приехать для того, чтобы узнать немного больше об истории и достопримечательностях нашей страны или просто погулять в известном, но в то же время очень спокойном и умиротворенном месте.

Главной достопримечательностью усадьбы Дубровицы можно, без сомнения, назвать один из самых красивых храмов России - церковь Знамения пресвятой Богородицы.

Впервые о селе Дубровицы было упомянуто в исторических документах, датируемых 1627 годом. На тот момент земля принадлежала боярину Морозову. Спустя годы, усадьба меняла хозяев: здесь жили Голицыны, Дмитриевы-Мамоновы, Потемкины. Борис Голицын стал одним из самых известных владельцев именья, поскольку именно при нем была построена доминанта Дубровиц - Знаменская церковь. В 1788 году Екатерина II купила усадьбу и подарила ее своему фавориту Александру Дмитриеву-Мамонову. Однако молодой человек уже через год женился на фрейлине Дарье Щербатовой, за что и был отлучен от двора, и вернуться в Петербург уже не мог. Интересно, что несмотря на обиду, Екатерина оставила все свои подарки Мамонову и даже лично готовила невесту к свадьбе.

Во время войны 1812 года Дубровицы пострадали от французов, были сожжены и ограблены соседние деревни.

Затем Дубровицы перешли сыну Мамоновых Матвею. Он известен в первую очередь как основатель тайной организации «Орден русских рыцарей», отказавшийся присягать Николаю I. Вплоть до революции в Дубровицах жил Сергей Голицын - коллекционер и основатель Голицынского музея. В 1919 году здесь располагался музей дворянского быта, но позже все ценности были вывезены, а усадьбу передали в пользование детскому дому. Затем в Дубровицах находился сельскохозяйственный техникум, в котором преподавала младшая дочь Менделеева - Мария Дмитриевна. В 1961 году сюда переехал всероссийский научно-исследовательский институт животноводства. Лишь в 1990 году церковь Знамения пресвятой Богородицы была возвращена прихожанам.

Знаменская церковь

Главной достопримечательностью усадьбы можно, без сомнения, назвать один из самых красивых храмов России - церковь Знамения пресвятой Богородицы. Знаменская церковь считается одной из самых необычных, поскольку ее строили по нетипичному для православия проекту. Храм появился в Дубровицах благодаря Борису Голицыну - воспитателю Петра I. Интересно, что он строился только в летнее время, в остальные месяцы шла кропотливая работа над внешним и внутренним убранством. Детали здания очень необычны: церковь венчает корона, вместо фресок здесь огромное количество скульптур на библейские темы. Кстати, именно по этой причине церковь иногда даже называют «музеем скульптуры». Стоит отметить, что Голицыну удалось построить Знаменскую церковь исключительно благодаря хорошим отношениям с Петром I, который очень интересовался этим проектом в стиле раннего итальянского барокко. Для того времени храм был настолько нетипичным, что священнослужители отказались его освящать. Лишь после смерти патриарха Адриана - противника католицизма - церковь все-таки освятили.

К сожалению, в советские годы за храмом почти не следили, многие детали безвозвратно утрачены. Так, в 1932 году снесли колокольню. Однако церковь несколько раз реставрировали, это помогло привести ее в должный вид. Сравнительно недавно здесь провели отопление, и теперь службы проводятся в любое время года.

Усадебный дворец также достоин внимания. Он был построен в первой половине 18 века в стиле барокко и не раз перестраивался. Сегодня особой красотой отличается гербовый зал здания, стены которого украшены живописью. Многое из того, что было здесь при Голицыне, не сохранилось. В 20 веке отсюда вывезли роскошную мебель, предметы искусства и многое другое. Сейчас о богатстве прошлого интерьера можно судить лишь по немногим сохранившимся фотографиям.

Практическая информация

Усадьба Дубровицы расположена по адресу: Московская область, Подольский район, пос. Дубровицы. Добраться можно на электричке с Курского вокзала до станции Подольск, далее на автобусе или маршрутке № 65 непосредственно до поселка. Также можно доехать от станции метро «Южная» на автобусе № 417 до поселка Дубровицы. На автомобиле нужно ехать по Варшавскому шоссе через Подольск до указателя «Усадьба Дубровицы. Церковь Знаменская», расположенного около Центрального архива Министерства обороны РФ. Затем повернуть направо и ехать до поселка.

Храм открыт для посещений каждый день с девяти до 17 часов. Если есть вечерняя служба, то до 20.00.

Адрес: Подольский район, Московская область

Усадьба Дубровицы (Подольский район располагается на живописном берегу р. Пахры. Первые упоминания об этом историческом месте датированы 1627 г. В то далекое время усадьбу называли вотчиной боярина И.В. Морозова, благодаря которому границы земельного участка были значительно расширены. После его смерти вотчину унаследовала Аксинья Ивановна - дочь Морозова, она же - жена князя И.А. Голицына. Он был первым из своего рода владельцем поместья. О том, как развивалась в последующие годы, какие изменения в ней происходили, узнаем далее.

Важные этапы в развитии

В конце XVII в. при жизни Бориса Алексеевича Голицына - сподвижника и воспитателя Петра I - в усадьбе развернулось крупное строительство. В 1689 г. хозяин имения, несмотря на то, что раннем периоде петровского царствования был одним из самых влиятельных вельмож, подвергся опале со стороны царя. В связи с этим Голицын был вынужден уехать из столицы и поселиться в деревне. Свое предпочтение он отдавал подмосковным вотчинам. А в первую очередь это были Дубровицы, усадьба Марфин, Большие Вяземы. В 1690 г. в первом имении князем был заложен необычайно красивый православный храм, ставший истинным шедевром архитектурного искусства.

Описание поместья

Сегодня, посетив былую помещичью усадьбу, можно увидеть хорошо сохранившиеся старинные постройки на ее территории. Среди них церковь Знамения Пресвятой Богородицы 1609-1704 гг., сам дворец 1750 г., конный двор, курган. Также сохранилось три флигеля из четырех, постройки хозяйственного назначения и французский липовый парк. Исторический комплекс находится в 6 км от железнодорожной станции, на востоке современного села Дубровицы. Усадьба возведена неподалеку от участка, где сливаются и Десна. Позднее, во времена, когда поместьем владели Морозовы, на его территории были возведены дом и деревянный храм во имя Ильи Пророка.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Важный период в развитии усадьбы начался в 1688 г., когда вотчина перешла во владение Бориса Алексеевича Голицына (1641-1714 гг.). Летом 1690 г. на территории имения была разобрана старая церковь из дерева. Ее перенесли в соседнюю деревню Лемешово. На месте прежнего храма князь заложил новую церковь из белого камня в стиле барокко. Строительством занималось большое количество иностранных и русских искусных мастеров. Архитектурное убранство храма неизменно поражает обилием высокохудожественных, изящных скульптур. Что довольно редко встречается в русском православном зодчестве. Благодаря профессиональной работе мастеров и высокому качеству используемых в работе материалов здесь можно увидеть лепные рельефы евангельской тематики. Хорошо сохранились четырехъярусный иконостас и двухъярусные хоры с ажурной резьбой.

Перестройка имения

В 1750-1753 гг. при поручике Голицыне - внуке Бориса Алексеевича - на территории усадьбы были построены помещичий дом, четыре флигеля, конный двор. Возведены были и хозяйственные постройки. В 1781 г., в связи с крупным долгом, поручик был вынужден продать имение Дубровицы. Усадьба перешла во владение Григория Александровича Потемкина (1739-1791 гг.). Однако хозяином вотчины он был недолго. Летом 1787 г. Екатерина II побывала в селе Дубровицы. Усадьба ей так приглянулась, что императрица захотела приобрести имение своему новому фавориту - флигель-адъютанту Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову (1758-1803 гг.). Таким образом, в декабре 1788 г. поместье обрело нового владельца в лице Дмитриева-Мамонова. Вскоре граф ушел в отставку и посвятил свое время воспитанию сына Матвея. Семья жила то в Москве, то в селе Дубровицы. Усадьба, фото которой представлено в статье, при новом хозяине претерпела значительные изменения. В соответствии с последними тенденциями моды на усадебное строительство была осуществлена капитальная перестройка фасадов и внутреннего убранства главного дома. И если раньше храм занимал центральное положение, то с XVIII в. он отступил на второй план перед художественным и композиционным оформлением главного строения. В то время на пике популярности находились дворцы в стиле классицизма, оставляя позади себя барокко.

Поскольку перестроить весь дом оказалось тяжело, было принято решение заменить только оформление внешнего фасада. В центральной части южной стороны здания оборудовали красивый шестиколонный портик. Главный вход дома был дополнен широкой белокаменной лестницей с перилами в стиле ампир. Такое же декоративное оформление получили решетки всех лоджий в здании. Высокие каменные тумбы были украшены двумя мраморными львами. Очередным изумительным дополнением главного помещичьего дома стали открытые белокаменные террасы с циркулярными лестницами. Их крыльца расположились с торцевых сторон здания. У центрального входа в усадьбу появился фонтан и яркий цветник. Главной примечательностью дома стала терраса-полуротонда с десятью колоннами в стиле коринфского ордера, расположенная со стороны В конце XVIII в. на территории усадьбы появилось еще одно знаковое дополнение - французский липовый парк. Его разбили в западной части вотчины, чтобы дворцовая зона оказалась отделена от комплекса хозяйственных построек.

Внутренние перемены

Интерьер дворца также претерпел значительные изменения. Маленькие комнаты были объединены в анфилады больших помещений, которые ведут к центральному залу. Последний имел вытянутую форму, а его общая площадь составляла примерно 200 кв. м. Архитекторы постарались придать залу овальную форму. Для этого его стены от пола до потолка расписали перспективной живописью архитектурного пейзажа. Здесь были повторяющиеся изображения элементов, например лоджий, аркад, композиций декора. Нежно-розовые тона дальней перспективы плавно перетекают в коричневые оттенки, которыми окрашены колонны на ближнем плане. На них мастера изобразили повторяющийся образ гербов, среди которых присутствует символ рода Дмитриевых-Мамоновых. Со временем роспись стала требовать реставрации. В 1968-1970 гг. она была восстановлена.

История поместья во времена владения Мамонова

После смерти старшего хозяина его сын Матвей стал наследником имения Дубровицы. Усадьба (как доехать до вотчины, будет рассказано ниже) перешла к нему, когда мальчику было всего 13 лет, его воспитанием занимался дед - Матвей Васильевич. В 1812 г., с началом войны, граф поступил на военную службу. Во время Тарутинского боя в селе Дубровицы остановился небольшой отряд русских войск. Следом за ними здесь побывали и французские солдаты. 10 октября 1812 г. небольшой отряд французской конницы И. Мюрата покинул село Дубровицы, при этом ограбив и спалив соседние деревни. 21 декабря 1812 г. Матвей Александрович - владелец поместья - удостоился награды "За храбрость" в виде золотой сабли. В марте 1813 г. его назначили на должность шефа своего полка и произвели в генерал-майоры. В 1816 г. М.А. Дмтриев-Мамонов вышел в отставку, а со следующего года он окончательно поселился в усадьбе Дубровицы. В этот период времени начинает зарождаться тайная организация, основанная Матвеем Александровичем, - "Ордена русских рыцарей". Он лично написал ее Устав, который назывался "Краткое наставление". В документе предлагалось упразднить рабство в России и пожаловать "русским рыцарям" поместья, крепости и земли.

Идея обустройства резиденции в качестве крепости серьезно занимала графа. Её отражением стало строительство вокруг всей усадьбы Дубровицы каменной ограды с зубьями в средневековом стиле. Благодаря чему поместье приобрело вид замка. Ореол тайны, которым окутал себя граф, серьезно беспокоил правительство. Подходящим поводом для ареста Мамонова стало избиение камердинера, в котором граф заподозрил секретного агента. Летом 1825 г. связанный Матвей Александрович был доставлен в Москву, где он оказал полиции бурное сопротивление. Последней каплей стал отказ от присяги императору Николаю I. После этого графа официально объявили невменяемым, и над ним была установлена опека. В 1848-1850 гг., в период, когда М.А. Мамонов находился под арестом, была организована первая реставрация церкви в усадьбе Дубровицы под началом академика архитектуры Ф.Ф. Рихтера.

Дальнейшая история поместья

В 1864 г. владельцем стал Сергей Михайлович Голицын - выходец из старинного княжеского рода. Новым хозяином была приложена масса усилий, чтобы благоустроить имение. Была частично разобрана стена, флигель на северо-востоке заменил птичник. В 1919 г. в усадьбе был открыт Музей дворянского быта. Однако просуществовал он недолго. В 1927 г. все экспонаты перевезли в Серпухов. А усадьба Дубровицы (карта, где расположено имение, представлена в статье) приняла в свои стены детский дом. В 1923 г. в поместье разместился переведенный из г. Богородицк сельскохозяйственный техникум. В 1961 г. в имении обосновался Всероссийский (а тогда Всесоюзный) научно-исследовательский институт животноводства. Большое количество оборудования, возможно, перегрузка электрических сетей или недосмотр стали причиной большого пожара. Усадебный дом сгорел ночью с 3 на 4 июня в 1964 г.

Реставрация

В 1966-1970 гг. шли активные восстановительные работы. Удалось вернуть фасаду его прежнее убранство, отреставрировать вестибюль. Гербовому залу, сняв несколько слоев краски, вернули фресковую роспись. В 1966-1990 г. велась реставрация в церкви. Министерство культуры СССР планировало ее использовать в качестве музея культового зодчества. Но осенью 1990 г. храм был возвращен прихожанам. Сюда стекается множество людей. Добраться до поместья можно от м. Царицыно или Курского вокзала на электричке до Подольска. Чтобы попасть в само село, где расположено поместье, следует сесть на маршрутку или автобус 65. На личном автомобиле следует ехать по Симферопольскому шоссе в Подольск. Там на пл. Ленина нужно свернуть направо - на ул. Кирова, затем на Октябрьский пр-т. Затем ехать нужно по указателям до поселка.

Современный вид поместья

Начиная с лета 2003 г. и по сей день территория меняет свой облик не в лучшую сторону: безжалостно уничтожен реликтовый парк; вместо исторической дороги, описанной в архивных документах 1915 г., зияет огромный котлован. Вокруг храма строится кирпичная стена. Таков современный вид поместья Дубровицы. Усадьба (как добраться до имения, рассказано выше), тем не менее, и сегодня притягивает множество туристов.

(Россия, Московская область, Подольский район, с. Дубровицы), расположена на высоком берегу р. Пахры

Впервые упоминается в 1627 г., как вотчина боярина И. В. Морозова. После смерти оного, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к дочери Морозова — Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И. А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных.
В конце XVII века здесь развернулось большое строительство, связанное с именем князя Бориса Алексеевича Голицына — воспитателя и сподвижника Петра I. Один из самых могущественных вельмож раннего периода петровского царствования, в 1689 году он неожиданно подвергся опале, и был вынужден удалиться в деревню. Звезда Голицына близилась к закату, и потому он преимущественно жил в своих подмосковных вотчинах — Дубровицах, Больших Вязёмах, Марфине.
В 1690 г. князь заложил в Дубровицах необыкновенно красивый храм, истинный архитектурный шедевр.

Как добраться? Проезд общественным транспортом: с Курского вокзала до ст. Подольск, далее автобусом — 4 км до с. Дубровицы

Схема проезда


Столпообразное здание, стоящее на высоком стереобате, окружено открытыми галереями с веерообразными лестницами. Над первым, четырёхлепестковым ярусом, возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальным ажурным куполом.
Белокаменная Знаменская церковь снаружи и изнутри богато украшена резьбой по камню и круглой скульптурой, а также барельефами. Характер скульптуры и латинские надписи (заменённые в последствии на русские) свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам, но есть здесь что-то и от «нарышкинского барокко». Голицын смог воплотить столь дерзкий архитектурный замысел только благодаря близости к Петру I, очень интересовавшемуся постройкой этого храма. Ныне церковь полностью отреставрирована, возобновлена служба.

Сохранившийся кирпичный дом, был построен потомком великого князя — С. А. Голицыным в XVIII веке. Он неоднократно перестраивался и приобрёл черты классицизма, вместо первоначальных барочных. Парадную лестницу украшают каменные львы. Ныне Голицынский дворец занимает институт животноводства и ЗАГС. В архитектурном отношении так же интересен конный двор в псевдоготическом стиле.
Следует отметить, что сегодня (2018 г.) на нижнем ярусе храма — проводились ремонтные работы (открытое гульбище и подклет церкви давно находились в аварийном состоянии). Насколько грамотной окажется нынешняя реставрация покажет время.

Чертежи Знаменской церкви в Дубровицах (1-5)



Фотографии






Архивные фото усадьбы Дубровицы






Владельцы усадьбы

1758 - 1805, сын сенатора Матвея Васильевича Дмитриева-Мамонова (1724-1810) от брака его с Анной Ивановной Боборыкиной (1723-1792), родился 19 Сентября 1758 года. Получив домашнее образование, Дмитриев-Мамонов поступил на службу в гвардию и в 1786 г. был уже поручиком и адъютантом при Потемкине. В это время Фаворит Императрицы, Ермолов, должен был оставить свое место при дворе, и Потемкин представил Екатерине Дмитриева-Мамонова, на преданность которого себе вполне рассчитывал. «Рисунок недурен, но колорит плох», отозвалась о Мамонове Императрица, тем не менее назначила его, 19 Августа 1786 г., флигель-адъютантом при своей особе.
По отзывам современников, Мамонов отличался умом, любил заниматься литературой и искусствами и постоянно пополнял чтением недостатки своего образования; Императрица старалась приучить его к занятиям государственным делами, но более советовалась с ним при составлении эрмитажных своих комедий и побудила его написать несколько пьес для Эрмитажа, напечатанных в сборнике: «Theatre de ’Hermitage». Нравственный характер Мамонова, несмотря на его гордость и корыстолюбие, внушал к нему уважение: он был предан Государыне и не пользовался во вред своим влиянием на неё.

Императрица была высокого мнения о его способностях. В 1787 г. Мамонов сопровождал ее в путешествии в Крым и был при этом пожалован в премьер-майоры Преображенского полка, действительным камергером, корнетом Кавалергардского корпуса, а в следующем году - генерал-адьютантом. „Он верный друг, имею опыты его скромности", сказала при этом Екатерина Храповицкому. Вслед затем, Иосиф II пожаловал, 25 Мая 1788 г., Мамонову графское достоинство, а Императрица Екатерина, 8 Сентября того же года-орден Александра Невского. Пожалования Мамонова деньгами и имуществом были также беспримерны, тем более, что Екатерина, заметив любовь Мамонова к деньгам и его скупость, этим, конечно, старалась его привязать. В одном лишь Нижегородском наместничестве Мамонову принадлежало до 27/т. душ; по должности генерал-адьютанта он получал 180/т. р. в год, кроме жалованья по другим должностям, да на стол ему отпускалось ежегодно по 56/т. р.; страсть к бриллиантам была также удовлетворена: одни бриллиантовые аксельбанты Мамонова стоили до 50/т. р. Привязанность Государыни к Мамонову постепенно и быстро возрастала; она его ревновала, а он тяготился своим положением и скучал: «паренек считает свое житье тюрьмою». Государыня думала назначить его вице-канцлером, но Мамонов не выдержал своей роли; он уже раньше вступил в тайную интригу с 16-летнею фрейлиной, княжной Дарьей Федоровной Щербатовой (р. 29 Апреля 1762 г.).

Екатерина узнала об этом и летом 1789 г. поспешила помолвить влюбленных. «Я ничей тиран никогда не была и принуждений ненавижу», заявила она. На свадьбу молодым пожаловано 100/т. р. и 2250 душ, но новобрачные должны были оставить двор и поселиться в Москве. С тех пор значение Мамонова пало навсегда, хотя письмами из Москвы он неоднократно испрашивал себе позволение возвратиться в Петербург. Он раскаялся в своем поступке, жалел потерянного и потому не мог быть счастлив в семье. Скоро о нем стали говорить, что он «с ума сошел и дерется с женой», а Екатерина была уверена, что «он не может быть счастлив: разница-ходить с кем-нибудь по саду и видеться на ¼: часа или жить вместе». Император Павел, благосклонно относившийся к Мамонову, в день своей коронации, 5 Апреля 1797 г., возвел его в графское Российской империи достоинство.
Жена Мамонова скончалась 9 Ноября 1801 года, оставив ему сына, графа Матвея Александровича (р. 1789 г., — 1865 г.), и дочь, графиню Марию Александровну (фрейлина; умерла в 50-х гг. за границей); дети Федор и Анна умерли в младенчестве. ГраФ А. М. Мамонов умер в Москве 29 Сентября 1805 года и похоронен рядом с женой в Московском Донском монастыре.
Екатерина, из понятного самолюбия, преувеличивала достоинства позднейших своих избранников; она не видела их крупных недостатков и в увеличительное стекло смотрела на их некрупные достоинства. Как кажется, прав был император Иосиф II, сказавши о Мамонове: «Новый фаворит довольно красивый малый, но он умом не далёкий».

(С портрета Н. Аргунова; собственность князя С. А. Щербатова; с. Наро-Фоминское, Московск. губ.)

Н.А. Бондарева Подмосковные Дубровицы

По всему Подмосковью разбросаны осколки некогда нетленного усадебного искусства. Среди них — знаменитые в прошлом Дубровицы. Спустя десятилетия медленного разрушения им вновь улыбнулась Фортуна, довольно запущенные постройки архитектурного комплекса отремонтировали... Сегодня, когда Дубровицам почти вернули былой блеск, хочется заглянуть в прошлое…
С балконов дома открывались великолепные картины – вспоминал И. Дмитриевский, после посещения усадьбы в конце XIX века. С громадной парковой галереи, могущей вместить до ста человек, можно было любоваться огромным цветочным ковром, раскинутым до самой Десны. По правую сторону дома возвышалась церковь с отдельно стоящей колокольней, и горка Парнас, «изрядно попорченная посетителями», не желавшими подниматься по спирали… По левую сторону, чуть поодаль от дома, в палисадниках прятались уютные дачи, за ними службы и контора, фруктовый сад, баня… Через реку переброшен пешеходный мостик, здесь же пристань с лодками… На противоположном берегу пригорок, и дорожка желтой лентой ныряющая в вековой сосновый бор. В глубине этого бора, в нескольких минутах ходьбы находился источник, называемый не иначе как «святым», и наделённый местными жителями целебными свойствами.

С балкона южной стороны хорошо обозрим замкнутый в ограду с флигелями, парадными и боковыми воротами курдонёр. Как знак респектабельности на пилонах главных ворот и перед входом в дом — спокойно возлежащие львы. Напротив, через дорогу П-образный корпус конного двора со стрельчатой аркой готических ворот. Стилистически близкие им ворота существовали и к западу от центральной части поместья на границе липового парка, уводившие в поля и леса. Они по замыслу владельца М.А. Дмитриева-Мамонова должны были замыкать кирпичную стену, которая бы кольцом охватывала всю барскую усадьбу, превратив её в неприступный феод. Стена была построена лишь частично, после революции подверглась разрушению, окончательно разобрана в 1930-х гг.
В 3-х верстах от Дубровиц на берегу Пахры находились живописные руины старой Даниловской фабрики. Мрачные заброшенные корпуса вкупе с полуразрушенной плотиной производили романтическое впечатление. И здешний уголок природы был им под стать – глухой и густо заросший подлеском, с выходящими на поверхность каменными пластами.
Ещё в древности в Молоцком стану, на месте слияния Десны и Пахры, в своих владениях обосновался Иван Васильевич Морозов. Боярин Морозов, одно время возглавлял Владимирский судный приказ, а в преклонном возрасте принял постриг и окончил свой земной путь в тишине монастырской кельи.

Наследница земельных угодий — его дочь Аксинья вышла замуж за кн. Ивана Андреевича Голицына и вотчина на долгие десятилетия перешли к этому роду.
Родоначальником Голицыных согласно летописям был князь Михаил Иванович Булгаков. Он участвовал в новгородском походе против литовцев, попал в плен, по возвращении в Москву был обласкан Иваном Грозным, но под конец жизни отказался от земных благ и удалился в обитель. Князь имел прозвище «Голица», именно от него Голицыны и получили свою фамилию.
Во вт. половине XVII столетия в Дубровицах кроме уже имеющихся боярских хором и нескольких дворов для челяди появляется деревянная церковь во имя св. пророка Ильи (1662 г.). Храм простоял менее трёх десятилетий, когда вотчинник Борис Алексеевич Голицын затевает каменное строительство: в 1690-м году после переноса деревянного строения на погост Лемешево, состоялась закладка церкви Знамения Пресвятой Богородицы.

Последнее десятилетие XVII века оказывается не простым периодом для Б.А. Голицына — государева воспитателя, ловкого царедворца и интригана, сыгравшего важнейшую роль в восшествии воспитанника (Петра I) на престол. Опальный, но всё еще могущественный боярин, удаляется в свою подмосковную, и якобы в это время занимается боголюбивым делом – возведением храма. И. Дмитриевский изображает Бориса Алексеевича «мужем ревности ко благочестию исполненным, почитавшим единственным для себя увеселением посещать и украшать храм Божий.» Но мы знаем Голицына как человека жесткого, готового ради достижения личных целей и наживы на неблаговидные поступки.

Государева немилость оказалась недолгой, а вот строительство затянулось на годы, по одним данным на четырнадцать лет, по свидетельству Иоганна Корба, посетившего вотчину в июле 1698 г. – на восемь. «Два дня тому назад Князь Голицын просил Господина Посла, что бы тот не поставил себе в труд посетить его поместье. По этой причине и желая показать, что он высоко ценит расположение этого Князя, Господин Посол выехал туда на рассвете. Поместье называется «Дубровицы» (Dobroviza). Оно отстоит от столицы на 30 верст или 6 немецких миль. Мы добрались до места ко времени обеда. Сам Князь ожидая с Господином Архиепископом нашего приезда, осматривал все окрестности с колокольни церкви, роскошно выстроенной на княжеский счёт. Церковь имеет вид короны и украшена снаружи многими каменными изваяниями, какие выделывают итальянские художники».

О внутреннем убранстве Корб не упоминает, готово ли оно? По какой тогда причине церковь простояла неосвященной еще шесть лет? При небольших размерах храма и отсутствии фресковых росписей не решусь предположить, что всё это время велись отделочные работы. Исследователь А.М. Тарунов в монографии об усадьбе высказал мнение, что стареющий боярин желал видеть на освящение церкви Петра I. «Поводом для этого могло быть в то время только освящение необычного храма. Но прежде надо было получить на это разрешение патриарха Андриана. Добиться этого Б.А. Голицыну не удалось при всей его огромной власти. Адриан, ярый противник петровских реформ, был непримиримым и ко всем проявлениям католицизма».
После смерти строптивого Адриана, и с упразднением патриаршего сана местоблюстителем патриаршего престола был назначен лояльный Голицыну митрополит Стефан Яворский. Таким образом, одно из главнейших препятствий было устранено. Сложнее оказалось дождаться приезда в вотчину государя, то осаждавшего крепость Нотебург (позднее переименована в Шлиссельбург), то руководившего градостроительными преобразования на берегах Невы.

Погожим февральским днём 1704 г., поскрипывая полозьями по подтаявшему снегу, к усадьбе Голицына приблизился царский поезд. На торжества по случаю освящения храма прибыл Пётр Великий, с царевичем Алексеем Петровичем в сопровождении Стефана Яворского и свиты.
Несомненно, Петр был поражен красотой Знаменской церкви, не меньшее впечатление производил и интерьер постройки: украсившая его тонкая орнаментальная лепка, барельефы, искусной работы иконостас и хоры. «Трудно представить себе что-либо очаровательнее этого итальянского Louis XIV, этих сочных, бесконечно разнообразных завитков, бантов, цветочных и фруктовых гирлянд, кронштейнов, балюстрад и кистей, нависших наподобие сталактитов из густого сплетения виноградных и дубовых листьев. Изысканное убранство этих трёхъярусных хоров, охватывающих полукругом стены притвора, и изумительная резьба, обрамляющая образа иконостаса – шедевры, каких мало» — писал в 1910 г. С. Маковский.

До сих пор остается загадкой имя зодчего, создавшего этот выдающийся памятник. Замысел приписывали шведу Никодиму Тессину (Тессингу) — ученику Бернини, малоизвестному итальянскому архитектору Алемано, и русскому зодчему И. Зарудному, но все эти версии так и не нашли документального подтверждения… То, что строителем церкви был иноземный зодчий не вызывает сомнений. Стиль, к которому тяготеет белокаменный шедевр по словам А.Н. Греча можно отнести к южно-германскому барокко, «любившему перегружать остов здания тяжелой пышностью декоративных форм». В тоже время искусствовед отмечает «в иностранном вкладе в русскую архитектуру» элементы так хорошо знакомого нам нарышкинского стиля: рустовку стен основного объема, раковины в полукружиях оконных фронтонов, восьмигранные люкарны, — получившие в этой постройке яркое прозападное звучание. К иноземщине следует отнести фигурные лестницы, карнизы, пояски из иоников, круглую скульптуру…
Над четырёхлепестковым ярусом, служащим основанием сооружения, возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальной ажурной короной, вместо луковичной главы. Здание по периметру обтекает открытая галерея-паперть со скульптурами святых у западного входа и веерообразными лестницами-спусками по сторонам света. Фасады щедро насыщены удивительно искусной белокаменной резьбой. Концентрируясь по началу в очельях порталов, эта резьба растекается во фризе непрерывным цветочным орнаментом, увитым лентами с пышными бантами. Поднимаясь к фигурным фронтонам — она становится крупнее и динамичнее, поражая неповторимостью мотивов и прихотливостью линий. Глиптика достигает своего апогея в верхней части восьмигранника, превращаясь здесь в сплошной растительный ковёр, настолько скульптурный, что кажется вполне отделившейся от поверхности стен.

Это пышное сооружение, построенное вопреки православным канонам так и не нашло подражателей, хотя и приобрело широкую известность.
Князь всё более вызывал неудовольствие Петра неумелой экономической политикой в вверенных ему Казанском и Астраханском царствах, а внезапно вспыхнувший астраханский бунт, послужил веским поводом к отстранению Бориса Алексеевича от государственной службы. Голицын всё более уходил в тень, «звезда его клонилась к закату».
Дубровицы оставались во владении Голицыных до вт. пол XVIII столетия. В 1781 г. Сергей Александрович продал родовое гнездо светлейшему князю Г.А. Потёмкину-Таврическому. В 1787 г. императрица Екатерина II перекупила означенное имение и пожаловала им своего фаворита гр. Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. От него владение перешло к сыну Матвею Александровичу. «Судьба жестоко обошлась с этим незаурядным человеком: более половины жизни провел он под домашним арестом. И после смерти к его личности относились несправедливо. Объявленный в 35 лет сумасшедшим (хотя в это верили не все) граф таким и вошёл в мемуары состарившихся одногодков, а затем, как забытый исторический персонаж перекочевал на страницы краеведческих изданий. И как теперь доказать, что за внешними чудачествами Матвея Александровича скрывались порой тайные помыслы и устремления, за какие шли на виселицу и на каторгу лучшие из его современников?» — писал А.М. Тарунов. Действительно в архиве Дмириева-Мамонова хранились порочившие его бумаги, содержавшие масонские и свободолюбивые идеи. Всё это, знакомец семьи Булгаков, советовал сжечь графине Марии Александровне, являвшейся наследницей имения после смерти брата. Документы были вывезены из Дубровиц и дальнейшая судьба их не известна.

Матвей Александрович не сразу попал в список неблагонадежных. Карьера его складывалась вполне успешно. Он начал службу в 19 лет (в 1807 г.) камер-юнкером Высочайшего двора, в 1810 г. назначен советником Московского Губернского Правления, а затем Обер-прокурором 6-го Департамента Правительствующего Сената. В Отечественную войну с французами сформировал свой казачий полк, обмундировал и вооружил его на личные средства. За поход 1812-13 гг. награждён золотой саблей с выгравированной надписью «За храбрость».
По неизвестным нам причинам, граф добровольно облек себя на затворничество: обитал словно невидимка в собственном доме, запрещал себя видеть, общался с прислугой и управляющим исключительно посредством письменных указаний, и никогда не выезжал в свет. В определенные часы ему накрывали на стол, приносили смену платья и белья… Все это породило массу слухов и легенд.
Дом, в котором жил нелюдимый Дмитриев-Мамонов, был огромен. Построенный еще при Голицыных, он со временем претерпел серьёзную реконструкцию, и стал походить на дворец. Греч находил архитектуру дворца неловкой, пропорции не совсем удачными, а главную его достопримечательность – полукруглую колонную лоджию со стороны парка и вовсе курьёзной. Перестраивал дом, скорее всего доморощенный мастер, по своему усмотрению совместивший ордера на фасадах или вовсе лишивший оного колонный выступ. Его опоры стояли так близко друг к другу, что помести там пышные коринфские капители – они бы сплелись листьями аканта, тогда художник, оставил капители неоформленными, выйдя, таким образом из затруднительного положения.

Дом был роскошно отделан внутри, стены парадных залов покрывали росписи. Убранство дополняли старинная итальянская мебель, изделия из фарфора и бронзы, библиотека преимущественно из книг на французском. У Дмитриевых-Мамоновых хранилась большая коллекция эстампов, гравюр, и эротических гемм из собрания графа Орлеанского. В доме имелись медальерный и минералогические кабинеты. В картинной галерее хранились полотна Рокотова, Ротари, Барду, Кипренского, Тропинина, Р. Соколова. После революции многие ценности разошлись по столичным музеям, в самих Дубровицах организовали, как и в других экспроприированных поместьях (Ольгово, Никольское-Урюпино, Кусково, Отрада и т.д.) Музей помещичьего быта, но расположенный вдали от Москвы, музей оказался мало посещаемым и вскоре был расформирован.
В последствии от разрушения усадьбу спасло размещение в господском доме института Животноводства, а затем и ЗАГСа. Теперь, кажется, сюда вернулись и красота и ухоженность и атмосфера радушия и счастья...

Усадебный парк

Усадьба возникла во второй четверти XVII в. и первым ее владельцем был И. В. Морозов. В конце XVII в. она принадлежала воспитателю Петра I князю Б. А. Голицыну, в конце XVIII в.- А. М. Дмитриеву-Мамонову, одному из создателей ранних декабристских организаций. В 1864 г. она перешла к Голицыным. Усадьба расположена на высоком берегу р. Пахры при впадении в нее р. Десны. На территории усадьбы имеется Знаменская церковь - уникальное произведение русской архитектуры рубежа XVII-XVIII вв. с чертами зрелого западного барокко. Она построена из белого камня в 1690-1709 гг. по заказу князя Б. А. Голицына. За дворцом частично сохранился липовый парк, разбитый в середине XVIII в. площадью 0,3 га с аллеями регулярного стиля. На склоне к реке расположен террасный парк с преобладанием сирени и желтой акации. Всего в строительстве парка использовано 11 видов, из них шесть местных: два хвойных (сосна и ель) и четыре лиственных.
Особенно велики липа мелколистная (высота 33 м, диаметр ствола 180 см) и единичные экземпляры вяза гладкого (высота 17 м, диаметр ствола 100 см). Из интродуцентов три вида хвойных: лиственница сибирская (высота 30 м), ель колючая и молодые посадки туи; живописны куртины сирени обыкновенной (высота до 4 м) и желтой акации (высота до 3 м).

Недалеко от Подольска - архитектурная жемчужина Подмосковья. Пожалуй, подобного сооружения не встретишь больше нигде в России: многочисленные скульптуры и символы, украшающие фасад, привлекают любителей необычного. Вид церкви в Дубровицах настолько странен, что сотни туристов ежедневно приезжают посмотреть на это чудо. Из Москвы в Дубровицы можно приехать самостоятельно, не затратив больших финансов. О нашей самостоятельной поездки в усадьбу Дубровицы и Ивановское я постараюсь подробно рассказать в своем отзыве.

Знаменская церковь в Дубровицах

Иногда очень хочется провести выходной день на природе и при этом посмотреть на что-либо красивое и необычное. В таких случаях Подмосковье - идеальный вариант. Например, усадьба Дубровицы. Попробуем разобраться, как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах

Как самостоятельно добраться до церкви Дубровицы

Адрес: Московская область, Подольский район, пос. Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Если у Вас есть автомобиль, то Вам следует двигаться по Варшавскому шоссе через Подольск, вплоть до указателя «Усадьба Дубровицы», далее свернуть направо и ехать не сворачивая до самого поселка Дубровицы.
Самостоятельно можно доехать на электричке Курского направления, идущую до станции «Подольск», а затем на автобус 65, останавливающийся на автовокзале рядом со станцией, ехать до остановки «пос. Дубровицы»
Тем, кто принципиально не ездит на электричках, можно также добраться, сев на автобус № 417 от станции метро Южная, до остановки «Поселок Дубровицы».

Отзыв о посещении церкви Знамения в Дубровицах

Наше путешествие началось на Курском вокзале. Билет до Подольска стоил 102 рубля. Время в пути - один час. Расписание автобуса 65 лучше смотреть заранее в интернете. На самой остановке его почему-то нет. Но нам повезло, ждать долго не пришлось. Заплатив за билеты по 43 рубля и проведя в пути около 20-ти минут, мы оказались на месте. Ошибиться остановкой трудно, ведь, поскольку многоэтажных зданий вокруг нет, главная местная достопримечательность - церковь Знамения Пресвятой Богородицы - хорошо видна при подъезде к усадьбе, что делает её прекрасным ориентиром.

Усадебный комплекс Дубровицы

Территория усадебного комплекса, точнее то, что от него осталось, располагается у слияния двух рек: Десны и Пахры. Первое упоминание о здешних местах появляется в документах в первой трети 17-го века. Тогда это была вотчина боярина И. В. Морозова. Усадьба неоднократно по разным причинам меняла владельцев и внешний вид, ибо каждый новый хозяин стремился переделать свои владения на свой вкус.


Дубровицы

После революции усадебный дом был превращён в Музей дворянского быта, однако он просуществовал менее десяти лет и после закрытия все материальные ценности, коих было не мало, были вывезены.
На данный момент в здании находится Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства Россельхозакадемии, а также ЗАГС и ресторан «Голицын». Институт восстановил интерьер одного из залов в принадлежащей ему части здания, сделав из него конференц-зал, но посторонних посетителей туда не пускают.


Усадебный дом

Усадьба не является в полной мере туристическим объектом, но людей здесь много. Всех привлекает Знаменская церковь.

Знаменская церковь в Дубровицах

Храм был заложен и возведен в конце 17-го века при втором владельце усадьбы - князе Борисе Алексеевиче Голицыне. И внешний облик, и внутреннее убранство церкви настолько отличается от принятых в православии (в частности, вместо привычного купола, церковь венчает корона), что священнослужители отказывались её освящать даже не смотря на то, что само здание выстроено строго по канонам. Соответствующий обряд провели только после вмешательства Петра I. На открытии Храма присутствовал сам Император.


Знаменская церковь в Дубровицах

Публикация от Нина и Наташа, travellers (@shagauru) Ноя 9 2016 в 11:06 PST


Знаменская церковь в Дубровицах

Последующие владельцы усадьбы не уделяли церкви должного внимания и здание стало разрушаться. В середине 19-го века его реставрировали, а вот на протяжении 20-го столетия хоть и пытались проводить восстановительные работы, сохранить в хорошем состоянии не смогли. Колокольню, располагавшуюся рядом с Храмом, вовсе снесли и на данный момент имеющиеся у церкви колокола находятся под открытым небом. В конце прошлого века Храм передали РПЦ и сейчас это действующая церковь. За эти годы был восстановлен внутренний интерьер Храма, а вот внешнее убранство церкви требует глобальных, дорогостоящих работ, финансирование которых на данный момент отсутствует.


Знаменская церковь в Дубровицах

Фотографирование внутри Храма запрещено (или как пишут в таких случаях - «Не благословляется»), но нам повезло. Церковь своими силами организует экскурсии и приглашает всех желающих присоединиться к приезжающим группам. Одна такая группа приехала через полчаса после нас. Цена экскурсии - 150 рублей с человека, но люди дают больше, потому что после знакомства с этим удивительным Храмом, всем искренне хочется поучаствовать в его скорейшем восстановлении. Экскурсантам разрешают сделать несколько снимков внутри церкви, но всё равно есть ощущение, что Служителям это не нравиться. Поэтому мы с подругой быстро сделали только пару фото.


Знаменская церковь в Дубровицах

Выйдя из церкви, мы обошли Храм, благо снаружи его можно фотографировать сколько хочешь, поднялись на смотровую площадку, а затем спустились к берегу реки. Точнее, к берегам двух рек. И отовсюду открывается великолепный вид на церковь. Для фотографов тут просто рай.


вид со смотровой площадки


вид со смотровой площадки

Будучи в усадьбе, обязательно нужно посмотреть на ворота Конного двора, что остались от усадебных построек середины 19-го века, когда владельцем этих мест был М. А. Дмитриев-Мамонов.


Конный двор


Конный двор

Ресторан «Голицын» в усадьбе Дубровицы

Следующим пунктом нашей прогулки у нас получился ресторан «Голицын», расположенный в подвале усадебного дома.

элемент декора в ресторане

Судя по всему Усадьба становится не туристическим, а свадебным объектом. Молодожёны приезжают в ЗАГС, затем фотосессия у церкви, здесь же есть мостик для популярных сейчас замочков, а в ресторане можно устроить свадебный банкет. Уверенна, что в самой церкви обряд венчания совершается очень часто. Но мы зашли в ресторан погреться и выпить кофе. Дорогой ли это ресторан судить не берусь, поскольку мы не заказывали полный обед. Чашка кофе от 100 рублей.
Подкрепившись и согревшись мы продолжили нашу прогулку.

Усадьба Ивановское

Ещё в Москве моя спутница выяснила, что в получасе ходьбы от Дубровиц располагается усадьба Ивановское. Сверившись с картами в своих смартфонах, мы пошли в короткий пеший поход. Конечно, можно было сесть на знакомый нам автобус 65, доехать да остановки Сквер Подольских курсантов и пройти по Парковой улице прямо к усадебному дому, но автобус нужно было ждать около часа, а световой день уже подходил к концу.
Пройдя по Беляевскому проезду мы свернули на улицу Беляевская и по ней вышли на высокий берег реки Пахры. Отсюда открывается красивый вид на реку и на Знаменскую церковь.


вид с противоположного берега реки Пахры

Нужно заметить, что идти здесь можно только в сухую погоду, ибо дорога явно не приспособлена для пешеходов. Кроме того, пользуясь подсказками местных жителей, мы свернули с улицы на «партизанские тропы», идущие вдоль берега к усадьбе. Таким образом, мы вышли к ресторану «Отдых», расположенному в начале ул. генерал-губернатора Закревского и дальше наш путь шёл уже по комфортной дороге.
В том виде, остатки которого дошли до наших дней, усадьба была выстроена в самом начале 19-го века при графе Федоре Андреевиче Толстом, двоюродном деде Л.Н.Толстого. Расположена она в очень живописном месте, на высоком берегу реки Пахры и, если бы не была заброшена, то могла бы быть одной из красивейших усадеб Подмосковья. Но то состояние, в котором она находится сейчас, не вызывает восторга.


Усадьба Ивановское

На данный момент в усадебном доме находятся Федеральный музей профессионального образования, являющийся филиалом Московского государственного машиностроительного университета, филиал Подольского краеведческого музея и ЗАГС. Здесь постоянно проводятся мастер-классы, концерты, съёмки фильмов и т.п.


Усадьба Ивановское

Поскольку мы были в воскресный вечер, ни в один музей попасть не удалось, ибо они уже были закрыты. Только несколько рабочих монтировали декорации для очередного мероприятия.


местные обитатели

Осмотрев двор, мы решили обойти вокруг усадебного дома, но это оказалось проблематично. Усадебный парк давно заброшен и пройти сквозь сухостой и сорняки, растущие возле стен, довольно сложно, да и не имеет смысла.


вокруг усадебного дома

С внешней стороны стены дома и флигелей выкрашены в ядовито-жёлтый цвет, а декоративные элементы в белый, тогда как со стороны двора все здания полностью белые. Выглядит это необычно.


вокруг усадебного дома

Остатки парка являются довольно популярным местом для прогулок. С левой стороны от дома протоптана дорожка, ведущая вниз к воде. Спускаться можно только, когда нет дождя потому, что спуск достаточно крутой.


вид на усадебный дом от реки


вид на усадебный дом от реки

Кстати, здесь же, с левой стороны от дома, расположен Чайный домик - парковый павильон, который также относится к Подольскому краеведческому музею.


Чайный домик

Поняв, что смотреть здесь особо нечего, мы вернулись к остановке, расположенной рядом с павильоном и стали ждать транспорт. Здесь только один маршрут - 4. Билет до вокзала стоит 43 рубля. Нам повезло, автобус приехал через 5-7 минут. Точно по расписанию. У нас было желание погулять ещё и по городу, но световой день уже подходил к концу и мы решили возвращаться домой. Но город мы всё-таки посмотрели, из окна автобуса, поскольку идёт он от усадьбы почти через весь город.
Но перед отъездом мы не смогли не подойти к памятнику Екатерине Великой, основательнице города, установленному в 2008 году в сквере, носящем её имя.


памятнику Екатерине Великой

На этом мы закончили нашу прогулку. Нам опять повезло: электричка стояла на платформе уже «под парами» и тронулась в сторону Москвы через три минуты после того, как мы в неё сели.
Вот так мы и провели один воскресный день в октябре.
Дубровицы очень хорошее место для прогулки в выходной день. Сюда можно приезжать не один раз и всё равно будет интересно. Если же совместить Дубровицы с Ивановским, то сначала лучше заехать в Ивановское, чтобы зайти в музеи в первой половине дня. Гулять здесь неинтересно.

Недалеко от города Подольска Московской области есть усадьба Дубровицы, известная оригинальным храмом знамения Пресвятой Богородицы. Добраться от Москвы до усадьбы Дубровицы можно на электричке с Курского вокзала (или станций Текстильщики, Царицыно). Ехать до станции Подольск. От станции идёт автобус №65 до самых Дубровиц. Усадьбу пропустить трудно, да и в случае чего кондуктор подскажет где выйти. Автомобилистам - двигаться по Варшавскому шоссе до города Подольска. В Подольске - по проспекту Ленина, далее - по улице Кирова, на которой будет стоять указатель на Дубровицы. Вот карта проезда .

До середины 17 века Дубровицы принадлежали Боярину Ивану Васильевичу Морозову. Его дочь, которой усадьба досталась по наследству, Аксинья Ивановна вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. Так Дубровицы стали владениями этой фамилии.

Голицынам усадьба принадлежала до 1781 года. Тогда она была продана графу Григорию Александровичу Потёмкину

Потёмкину усадьба принадлежала недолго - до 1788 года. Императрица Екатерина в 1788 году приобрела усадьбу для своего фаворита Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. Правда через несколько лет она уличила его в измене, но усадьба осталась за родом Дмитревых-Мамоновых.

В 1864 году усадьба вновь перешла в руки рода Голицыных.

После революции 1917 года Дубровицы сначала превратили в музей дворянского быта, который просуществовал до 1927 года.

В 1932 году здесь был размещён сельскохозяйственный техникум, в 1947 году - ВНИИ кормления сельскохозяйственных животных, позже объединённый с ВНИИ животноводства (ВИЖ). Часть помещений дворца ВИЖ занимает и сейчас.

Также во дворце сейчас располагается ЗАГС и ресторан

Дворец был построен в середине 17 века. Тогда он выглядел иначе чем сейчас - он был двухэтажным. Однако, перестройки последующих хозяев, в том числе и пришедших после революции существенно изменили его облик и теперь дворец имеет уже 3 этажа.

Перед дворцом сохранились флигели, расположенные по левую и правую сторону от дороги, ведущей к дворцу.

Но конечно, наибольшую славу этому месту делает церковь Знамения Пресвятой Богородицы, установленная чуть в стороне от Дворца ближе к слиянию Пахры и Десны.

Знаменская церковь - пожалуй одна из наиболее оригинальных православных церквей России.

Венчает церковь не шатёр, не шлем, и не маковка, а корона. Декоративные элементы, украшающие церковь также мало похожи на украшания православных храмов. Да и внутреннее убранство весьма нетипично.

Своим строительством церковь Знамения обязана князю Борису Алексеевичу Голицыну, воспитателю и сподвижнику Петра I.

22 июля 1690 года был заложен первый камень данной церкви. Строительство продолжалось до 1697-98 годов.

Строительство храма велось только летом, а в зимнее время года велись подготовительные работы, а также усердно работали резчики по камню, создавая детали будущего интерьера и экстерьера храма.

К сожалению, имени архитектора сего чуда не сохранилось. Учёные называют несколько имён, однако доподлино имя автора проекта церкви неизвестно.

Впрчем известно (да и видно невооружённым взглядом) что над храмом работали не только русские, но и европейские мастера из Германии Италии, Польши.

Храм украшают статуи апостолов и высеченные в камне ангелы.

формление церкви настолько нетипично для православного храма, что сразу после его создания местные священнослужители отказывались его освящать.

Патриарх Адриан, стоявший в то время во главе церкви был непримиримым противником всего католического в любых проявлениях и подобная архитектура храма не могла вызвать у него одобрения

Лишь после кончины Адриана и церковной реформы, устроенной Петром I в начале 18 века церковь была освящена. Произошло это 24 февраля 1704 года

На освящении присутствовал сам Император Пётр I и Местоблюститель Патриаршего престола Стефаний Яворский. Благоволение столь высоких лиц не могло не послужить признанию церкви Знамения Пресвятой Богородицы.

Храм был освящён в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы

Интересная деталь - вместо традиуционных фресоки нтерьер храма украшают скульптурные изваяния сцен из Библии. Правда фотографировать внутри не благословляется, так что фотографий интерьеров в данном репортаже нет. По возможности - съездите посмотрите, оно стоит того.

Первая реставрация храма была проведена в 1848-1850 годах, более чем через 140 лет после строительства.

Ремонт храма проводил архитектор Фёдор Фёдорович Рихтер.

В годы советскоо богоборчества храм сильно пострадал. Множество деталей убранства было утрачено.

До сих пор у многих скульптур недостаёт частей.

Особо досталось скульптурам, находящимся внизу, в зоне лёгкого доступа.

Фигуры евангелистов лишились голов, рук, всего что можно было легко отломать

Однако в 1966 году всё же было принято решение о начале реставрации храма

Реставрация фасада была закончена к 1980 году. Был даже позолочен крест.

К 1990 году был восстановлен резной иконостас и интерьеры храма, и храм был передан церкви.

Сейчас церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах является действующей

Изначально церковь была построена как летняя, но в 2003 году было проведено отопление, и теперь богослужения в ней проходят круглогодично.

Сейчас реставрация потихоньку продолжается

Видно что работы ещё довольно много, так весь низ храма огорожен строительными конструкциями.

Однако в целом мы уже можем наслаждаться прекрасным видом памятника архитектуры.

До 1931 года недалеко от церкви находилась колокольня, построенная в середине 18 века.

Сейчас на месте колокольни за тонкой оградкой стоит установка с 4 колоколами.

Рядом с колоколами неоконченная статуя

От этой каменной скульптуры так и тянет историей...

Колокола подвешенные в практически свободном доступе привлекают праздно гуляющих и особенно детей.

Хотя на стойке висит объявление что не нужно самостоятельно звонить, однако периодически приходится слышать как раздаётся несколько звонких ударов - многие, особенно дети, не выдерживают соблазна ударить в колокол.

Знаменская церковь поставлена на возвышении. Так что гуляя по усадьбе постоянно обращаешь на неё внимание.

А погулять по усадьбе стоит. Спуститься к берегу Десны...

Пройти на стрелку, широкую поляну на слиянии рек.

В любом случае взгляд всё время будет останавливаться на высоком каменном столпе церкви Знамения.

Почему-то издалека здание церкви кажется похожим на шахматную фигурку.

У восточной стороны церкви поставлен крест в память о церкви, стоявшей на этом месте ранее, а также как крест в память о захороненых здесь при церкви.

Каждый приезжающий в усадьбу обязательно поднимается на курган, насыпаный около церкви.

На земле около мостика перекинутого к кургану валяется несколько замков.

Видимо их вешают молодожёны. По современной традиции надо на мост повесить замок а ключ выбросить тогда его никто не снимет и он будет скреплять брак... Но видя сколько валяется замков на земле я бы не советовал верящим в этот обычайвешать их на мостике или кургане.

Кроме архитектуры по усадьбе просто приятно погулять в погожий денёк

С другой, нежели церковь, стороны от дворца находится небольшой парк в одну аллею

Посреди аллеи находится два ступенчатых возвышения - видимо здесь была какая-то архитектурная постройка.

Думается, летом гулять здесь гораздо приятнее, хотя и весной было хорошо

Стоит упомянуть и об ещё одном архитектурном памятнике, находящимся на территории усадьбы - воротах каретного двора

Ворота выглядят очень "Готично"

Говорят раньше они были красные и смотрелись более интересно.

Вот такие они Дубровицы в развёртке. Кликните на эту фотографию и сможете

Не мог я пройти и мимо базы ФК Витязь. Не знаю как с инфраструктурой, но с местом размещения базы клубу очень повезло - на противоположном берегу красивая усадьба

И несколько кадров из жизни подсмотренных в усадьбе

и Мочалов Артём

А это просто кошка. Какой же репортаж без кошки:0))

Фото - Nikon D70S. Sigma DC 18-200mm. NEF(RAW). Перевод в JPG, постобработка - Photoshop CS3.



Просмотров